A7V Sturmpanzerwagen Тяжелый танк — aviArmor

Официальное обозначение: A7V Sturmpanzerwagen
Альтернативное обозначение:
Год начала работ: 1916
Год постройки первого прототипа: 1918
Стадия завершения работ: в течении 1918 года построено 20 серийных танков применявшихся только на Западном фронте.

Первое применение британских танков осенью 1916 года оказало на немецкое командование недостаточно сильное воздействие. Несовершенство «ромбов» создало ложное представление о том, что гусеничные боевые машины не имеют достаточной боевой ценности. Тем не менее, полностью отрицать возможность использования танков в составе сухопутных войск немцы всё не решились. После ряда неудачных экспериментов появилась идея создать универсальное гусеничное шасси, которое одинаково хорошо подходило постройки на его базе тракторов и танков одновременно. Тогда ещё не было очевидно, что данный путь является тупиковым и для боевых машин подобного рода «универсальность» чревата самыми негативными последствиями, поэтому в первом немецком танке уже была запрограммирована крайне невысокая проходимость по местности и низкая маневренность.

Ключевой датой стало 13 ноября 1916 года, когда была организована техническая комиссия по созданию гусеничных бронированных боевых машин. Председателем комиссии назначили генерала Фридрихса, который на тот момент являлся руководителем 7-го отделения Общего управления военного министерства (Abteilung 7 Verkerhswessen). Сокращенно оно именовалось A7V и впоследствии это название перешло к танку. Что касается обозначения гусеничных боевых машин, то вначале использовалось английское слово «tank» и только в октябре 1918 года им было присвоено официальное название Sturmpanzerwagen. В состав комиссии входило большое количество талантливых инженеров, включая капитана Йозефа Фольмера, под общим руководством которого создали конструкторскую бригаду в составе 40 человек.

Требования к танку были выданы уже 15 ноября: максимальная скорость 10-12 км\ч, ширина преодолеваемого рва – 1,5 метра, подъём – 30&deg.; В общем, эта спецификация была вполне реализуема, если бы не ряд нюансов. Конструкторы решили проектировать шасси по «продольной» схеме с центральным размещением двигателя и органов управления. Это потребовало создания очень высокого корпуса, что сразу создавало проблемы с центровкой танка. Преимуществом такой схемы являлось разве что лучшая защищенность ходовой части, но из-за перегруженности танка бронирование получилось слишком тонким и полного эффекта добиться не удалось. Сама ходовая часть, применительно на один борт, состояла из следующих компонентов:

— три тележки с пятью опорными катками каждая, каждая тележка подвешивалась на спиральных рессорах к поперечным балкам

— шесть поддерживающих роликов

— направляющее колесо переднего расположения с винтовым механизмом натяжения гусеницы

— ведущее колесо заднего расположения

— крупнозвенчатая гусеница из стальных траков

Согласно расчетам для обеспечения требуемой скорости машина массой порядка 20 тонн должна была оснащаться 200-сильным двигателем. Такие двигатели существовали и использовались на дирижаблях, поэтому их поставки подразумевали большие проблемы. Тогда фирма Daimler предложила установить два двигателя мощностью по 100 л.с. каждый, работающие на отдельную гусеницу. Схема была сделана таким образом, что запустив только один из них, второй можно было запустить в движении. Запуск мог производиться тремя способами: электростартером, накачиванием топливной смеси насосом и П-образной рукояткой на 3 человека. Охлаждение двигателя осуществлялось за счет двух трубчатых радиаторов, которые ставились у передней и задней стенок капота, с обдувом четырех вентиляторов.

Выхлопные трубы выводились наружу через глушители. Два топливных бака, ёмкостью по 250 литров каждый, располагались в передней части корпуса. От боевого отделения они были отделены металлическими перегородками, а днище защищалось 10 мм литом брони.

Соответственно, привод и управление каждой гусеницей составляли отдельный агрегат, который включал главный фрикцион, конические передачи переднего и заднего хода, колодочные тормоза (использовались для поворота танка) а также 3-скоростную коробку передач тракторного типа со скользящими шестернями, обеспечивавшей скорость 3, 6,5 и 12 км\ч.

Первый вариант танка A7V предполагал коробчатый корпус с небольшими площадками в передней и задней части, а также передней рамой для преодоления более широких рвов. Вооружение должно было состоять из 57-мм пушки в носовой установке, двух 20-мм автоматических пушек Беккера в задних амбразурах и четырех 7,92-мм пулеметов MG08 в бортовых амбразурах с боекомплектом из 40-60 лент по 250 патронов в каждой. По требованию военного ведомства каждый пулеметный и орудийный расчет состоял из двух танкистов. Включая командира и водителя это увеличивало экипаж до 18 человек, хотя вполне можно было обойтись 10-ю. В ходе постройки танка выяснилось, что 20-мм пушки поставить не удастся, поэтому их заменили пулеметами.

Сборка первого шасси была завершена весной 1917 года, но ещё 16-го января макет шасси с деревянным корпусом продемонстрировали в Берлин-Мариенфельде. Спустя три дня, 20-го января, военное ведомство заказало 100 шасси, которые получили номера от 500 и далее, причем для бронировки предназначалось только 10 из них. Готовое ходовое шасси, предоставили 30-го апреля и 14-го мая оно прошло «показательные выступления» перед членами Ставки в Майнце. Время уже не ждало – в апреле на поле боя вышли первые французские танки и хотя их боевое применение было неудачным стало понятно, что союзники будут только наращивать выпуск бронетехники.

Тем временем испытания шасси, длившиеся до лета 1917 года, выявили большое количество проблем технического характера, на устранение которых потребовалось несколько месяцев. Первый образец A7V в недостроенном виде показали кайзеру 19-го июня, а его сборку закончили только в октябре. Заказ на 100 шасси был подтвержден, но количество танков довели до 38. Вскоре было решено, что A7V не полностью удовлетворят требованиям и заказ на танки сократили до 20 единиц.

Для ускорения серийного производства устанавливались корпуса сразу двух производителей. Фирма Krupp, бронировавшая шасси с номерами 540-544, предоставила корпус у которого борта собирались из пяти отдельных листов, а крыша – из четырех отдельных и одного поперечного. В свою очередь, фирма Rochling, производившая бронировку шасси с номерами 502 и 505-507, предложила цельнолитые бортовые листы. Броня толщиной 20 мм обеспечивала защиту от бронебойных пуль любого калибра и крупных осколков. Теоретически, бронелисты могли выдерживать попадания снарядов полевой артиллерии небольшого калибра, но фактически этого добиться не удалось. В свою очередь, для усиления наступательного потенциала, рассматривался вариант с установкой 77-мм орудия, но из-за большой длины отката от неё отказались.

Таким образом, 57-мм пушки Максима-Норденфельда, захваченные ещё в октябре 1914 года в крепости Антверпен, стали основным вооружением A7V. В боекомплект входило 100 осколочно-фугасных выстрелов, 40 бронебойных и 40 картечных. При начальной скорости 487 м\с бронебойный снаряд мог пробить вертикальный лист брони толщиной 20 мм. Танки с корпусами фирмы Krupp оснащались тумбовыми установками, которые были разработаны для танков A7VU, не принятых к серийному производству. Эти установки обеспечивали очень скромные сектора наведения: 45° по горизонтали в обе стороны и 20° вверх-вниз по вертикали. Наведение осуществлялось при помощи телескопического прицела, через главную смотровую и две дополнительные боковые щели. Танк с номером 501 в опытном порядке вооружили шестью пулеметами, но затем два фронтальных всё же заменили на 57-мм пушки. Для управления огнем орудия использовалась световая сигнализация, но остальной экипаж получил команды от командира только голосом и жестами.

Сборка танков продолжалась до сентября 1918 года, причем из-за многочисленных ручных подгонок практически каждый из них имел индивидуальные отличия. В первую серию вошли танки с номерами 501, 502, 505-507 и 540-544. Вторая серия включала танки с номерами 525-529 и 560-564, которые оснащались корпусами Krupp и Rochling соответственно.

Остальные небронированные шасси использовались по прямому назначению – в качестве тракторов-транспортеров Überlangwagen с большой платформой, передний и задний края которой далеко выдавались за гусеничный обвод, а посередине возвышалась крытая рубка с двигательным отсеком и кабиной водителя. На этих машинах могли устанавливаться прожекторы – по одному под платформой спереди и сзади и два поворотных – под потолком рубки.

Поскольку шасси считалось многофункциональным на его базе было построено несколько специализированных гусеничных машин. В частности, рассматривались проекты передвижной радиостанции

Funkwagen и артиллерийского тягача Artilleriezugmaschine. Примерно от 60 до 80 шасси было построено в вариантах землеройных машин и экскаваторов Schutzengrabenbagger, оборудование для которых поставляли фирмы «Орренштайн унд Коппель» (Берлин) и «Везерхютте» (Бад-Осенхаузен).

Ещё одно шасси использовали в начале 1918 года для постройки тяжелого танка A7VU. Эта машина создавалась под влиянием британских «ромбов», получив ходовую часть полностью охватывающую корпус и вооружение размещенное в бортовых спонсонах. Танк оказался перетяжеленным и по подвижности сильно уступал своим аналогам, включая A7V, поэтому от его серийного производства отказались.

Центральное расположение отделения управления натолкнуло немецких конструкторов на мысль создать на базе шасси A7V самоходную зенитную установку. Эта боевая машина, известная под обозначением Panzerflak, оснащалось закрытой кабиной водителя и установкой двух 77-мм зенитных орудий на открытых платформах (в некоторых источниках также указывается, что они оснащались трофейными 76,2-мм орудиями, захваченными у российской армии). Точное количество таких самоходных установок назвать затруднительно, но их было не менее двух единиц. Предположительно, Panzerflak применялись на Западном фронте летом-осенью 1918 года. Впоследствии все машины на базе шасси A7V были разобраны по решению союзной комиссии.

Приказ о формировании двух штурмовых отделений по 5 танков в каждом был издан 20-го октября 1917 года. Несмотря на отсутствие боевых машин 1-е отделение было официально сформировано уже 5-го января 1918 года. Набор в экипажи производился дифференцированным способом: водители и механики – из инженерных войск, наводчики и заряжающие – из артиллерии, пулеметные расчеты – из пехоты, командиры – из пехоты или автомобильных частей. Наладить между ними взаимодействие было особенно трудной задачей, поскольку каждый из представителей перечисленных родов войск имел собственное мнение о том, как нужно применять танки. Обучение экипажей проводилось в учебном центре под Седаном.

К тому времени немцы располагали примерно 100 трофейными танками, большая часть которых являлась британскими Mk.IV обоих типов («самцы» и «самки»), которые были захвачены летом 1917 года в ходе удачного контрудара под Камбре. Впоследствии было захвачено несколько французских Schneider CA1 и Saint-Chamond, но немцы использовали их только для изучения. Таким образом, основной ударной силой в ходе грядущего наступления в Пикардии являлись A7V и Mk.IV. Штурмовые отделения с номерами от «1» до «3» оснащались танками A7V (ещё пять танков оставили в резерве), а отделения с номерами от «12» до «17» получили трофейные Mk.IV. Во время подготовки к боевому применению вышло из строя шасси №502, корпус и вооружение пришлось установить на шасси №503. По тем же причинам шасси танка №544 заменили на шасси №504.

О том, как именно применять собственные танки немецкое командование имело весьма смутные представления. В инструкции было однозначно сказано, что танки и пехота должны продвигаться отдельно, чтобы пехотинцы не попадали под губительный огонь артиллерии. Чем это могло закончиться для атакующих соединений немцы узнали несколько позже, когда время было безвозвратно потеряно.

Наступление в Пикардии проводилось в период с 21-го марта по 4-е апреля 1918 года. На участке фронта протяженностью 765 км в бой ввели 59 дивизий при поддержке всего 19 танков, включая трофейные. В первый же день операции у Сен-Кантена пошли в бой 4 A7V и 5 трофейных Mk.IV – несмотря на то, что только двум машинам удалось выполнить боевые задачи, они произвели большое впечатление на противника.

Во ходе второй фазы наступления имел место первый в истории танковый бой. События развивались в течении 24-го апреля у населенного пункта Виллер-Бретоннё. В полосе наступления 2-й армии немецкое командование располагало 13 танками, разделенными на три группы. Первая группа включала танки №526, 527 и 560 и действовала с 228-й пехотной дивизией наступая на Виллер-Бретоннё, вторая группа (танки №501, 505, 506, 507, 541 и 562) шли по южной окраине с 4-й гвардейской дивизией, а третья группа (танки № 525, 542, 561 и 504) вместе с 77-й резервной дивизией наступали на деревню Каши. Танк №506 застрял на местности, но остальным машинам удалось захватить деревню и начать продвижение на Каши вместе с третьей группой. Здесь три немецких танка внезапно вышли на три британских Mk.IV (один «самец» и две «самки»), которые проводили контратаку даже не подозревая о наличии бронетехники у противника. Расположение A7V на поле боя было таким, что в непосредственный боевой контакт вступил только танк №561 «Nikse», а два остальных не могли помочь ему даже пулеметным огнем. Немецкая артиллерия также молчала, опасаясь поразить свои машины, а британская пехота была начисто лишена противотанковых средств. Таким образом, состоялась своего рода рыцарская дуэль «один на один», которая в начальной фазе имела соотношение «три на три». Главную роль здесь сыграла лучшая подготовка экипажей.

В течении нескольких минут боя, ведя огонь с места, немецким танкистам удалось повредить два британских пулеметных «самок», которые были вынуждены отойти. В свою очередь, экипаж «самца» произвел несколько выстрелов с хода, после чего перешел на стрельбу с места. Немцы также стреляли с места, пытаясь использовать как орудие, так и пулеметы с бронебойными пулями. Фактически бой закончился после того, когда один из трех снарядов, попавших в A7V, разбил маслорадиатор. В свою очередь Mk.IV получил попадание в гусеницу и был обездвижен. Немецкий экипаж счел более разумным отойти, что дало основание британцам считать себя победителями в этом сражении.

А вот второй бой, случившийся восточнее деревни Каши чуть позднее, известен гораздо меньше. В тот же день A7V с номером 525 («Siegfried») вступил в бой с семью средними танками Mk.A, которые также были брошены на «латание дыр» в обороне. Немцы снова вели огонь с места и подбили один британский танк, другие три подбили артиллеристы и ещё три Mk.A получили повреждения.

Немцы тоже понесли 24-го апреля значительные потери. Тот самый злополучный №506 был захвачен австралийской пехотой и отбуксирован в тыл (сейчас он является музейным экспонатом). Танк №542 опрокинулся при переходе через воронку – экипаж оставил машину, которую 15-го мая британцы отбуксировали при помощи двух Mk.IV и солдат французской 37-й марокканской дивизии.

В ходе последнего немецкого наступления на реке Эн в бой ввели 15 танков. Первый день наступления (27-го мая) закончился с переменным успехом. Танкистам удалось преодолеть первую линию обороны на участке Воклер – Берри-о-Бак, но затем им пришлось остановиться перед широким рвом и дальнейшее наступление проводилось только силами пехоты и артиллерии. Днем 31-го мая танки 1-го штурмового отделения вышли для атаки у Реймса, а 1-го июня танки из состава 2-го отделения атаковали позиции у форта Помпель. Потери оказались достаточно высокими и составили 8 машин, большую часть которых удалось эвакуировать в тыл для ремонта. Уничтоженным оказался танк №529 «Nixe II».

Повторная атака на Реймс была проведена 15-го июля, в день так называемой «второй Марны». Наступление немецких войск практически на всех участках фронта не достигло поставленных целей, а танкам 1-го и 2-го отделений не удалось «взломать» оборону французов, которая совершенно не пострадала от артиллерийской подготовки. Кроме того, несколько A7V подорвалось на минах.

Далее применение немецких танков носило эпизодический характер, что было связано сразу с несколькими причинами. Одной из них стали неудачи, постигшие A7V в летних боях, хотя они мотивировались в большей степени недостаточной подготовкой экипажей и ошибками командования, которое считало танки лишь «вспомогательным орудием» для пехоты. С другой стороны, во второй половине 1918 года ожидалось появление гораздо более боеспособных машин, наподобие легких танков LK-II, так что век A7V был уже фактически измерен.

Тем временем, начавшийся отход поставил перед танкистами новые задачи. Чтобы обеспечить переход на новые позиции 31-го августа танки 1-го и 2-го отделений были отправлены в контратаку у населенного пункта Фреминкур, что принесло новые потери. Танки №504 «Schnuk» и №528 «Hagen» погибли в бою и были записаны как безвозвратные потери, №562 «Herkules» был поврежден осколками авиабомбы (вероятно, это был первый случай в истории), а №563 «Wotan» вышел из строя.

Осенью немецкая армия отошла на линию обороны «Siegfried», прорыв которой означал военную катастрофу для Германии. Для усиления обороны на её позиции были переброшены последние боеспособные танки. Стремясь сдержать наступление союзных войск немецкое командование организовало 7-го октября новую контратаку у города Сен-Этьен, где части 3-й армии были поддержаны танками 3-го штурмового отделения. Бой завершился не в пользу немцев, причем все танки были подбиты и затем эвакуированы. На следующий день, в бой пошло 15 A7V и Mk.IV, которые были введены в разрыв германского фронта у Камбре. Появление танков на этом участке фронта стало неожиданностью для союзников и вызвало лёгкую панику, успокоить которую удалось лишь после того, как две машины были подбиты.

Последним днем применения A7V в 1-й мировой войне считается 11-е октября также в районе Камбре, у населенных пунктов Сен-Обере и Иву. Прорыв британских войск здесь удалось ликвидировать, но это стоило 3-му отделению потери танка №560. После этого A7V отвели в резерв и в боях больше не использовали, а 11-го ноября Германия подписала перемирие с союзниками.

Дальнейшая судьба танков A7V оказалась, мягко говоря, печальной. Четыре машины сдали на слом в октябре-ноябре 1918 года, а остальные разобрали в начале 1919 года. Но тут оказалось, что союзники сильно поспешили с уничтожением техники поверженного противника. Революционные выступления в Германии весной 1919 года создали предпосылки для свержения весьма непопулярного немецкого правительства, что потребовало немедленного вмешательства сильно сокращенных частей рейхсвера. Поскольку восставшие получили в свои руки автоматическое оружие остро встал вопрос о применении бронетехники. Соответственно, части Freikorps, привлекавшиеся для подавления восстания, получили в свою распоряжение танки, в числе которых было два забронированных транспортера Überlandwagen, постройка которых была согласована с союзниками. Вооружение этих машин, одна из которых была известна под названием «Hedi», состояло из четырех-шести пулеметов MG.08, которые монтировались в установках нового типа, обеспечивавших более широкие сектора обстрела. Кроме того, вместо большой рубки устанавливалось два цилиндрических колпака. Экипаж состоял из 8-10 человек. Танки применялись на улицах Берлина вплоть до июня 1919 года, после чего все они также отправились на слом. Ниже приводится полный список немецких танков A7V, которые в течении своей карьеры, подобно кораблям, по несколько раз меняли собственные названия:

501 «Gretchen» — брошен около Сен-Сесиль (Sainte-Cecile) в Бельгии, сдан на слом в 1919 г.

502 — не вооружался и был переделан в Gelandewagen, сдан на слом в октябре 1918 г.

503 «Faust», «Kronprinz Wilhelm», «Wilhelm», «Heiland» — сдан на слом немцами в октябре 1918 г.

504 «Schnuck» — разбит в бою 31 августа 1918 г. и захвачен новозеландской пехотой, впоследствии демонстрировался на параде Horse Guards в Лондоне и находился в 1919-1922 гг. в экспозиции Imperial War Museum.

505 «Baden I», «Prinz August Wilhelm», «August Wilhelm» — сдан на слом в союзниками 1919 г.

506 «Mephisto» — поврежден в бою в Виллер-Бретонне (Villers-Bretonneux) 24 апреля 1918 г. и захвачен австралийской пехотой. В июле танк был отремонтирован и отбуксирован в тыл. В настоящее время является экспонатом Australiam War Museum в г.Канберра (Австралия).

507 «Cyklop», «Prinz Eitel Friedrich», «Eitel Friedrich», «Imperator» — после перемирия был передан Freikorps и сдан на слом в 1919 г.

525 «Siegfried» — сдан на слом союзниками в 1919 г.

526 «Alter Fritz « — сдан на слом немцами в июне 1918 г.

527 «Lotti» — разбит в бою 1 июня 1918 г. близ города Форт дее ля Помпилье (Fort de la Pompelle)

528 «Hagen» — разбит в бою 31 августа 1918 г. близ города Фреминкур (Fremicourt), впоследствии захвачен британской пехотой и демонстрировался на параде Horse Guards в Лондоне. Отправлен на слом в 1919 г.

529 «Nixe II» — разбит в бою 31 августа 1918 г. близ города Реймс и захвачен американской пехотой. Впоследствии отремонтирован и отправлен в США, где стал экспонатом Aberdeen Proving Grounds Museum. Сдан на слом в 1942 г.

540 — сдан на слом союзниками в 1919 г.

541 — сдан на слом союзниками в 1919 г.

542 «Elfriede» — брошен экипажем в бою 24 апреля 1918 г. близ Виллер-Бретонне (Villers-Bretonneux), захвачен французской пехотой и демонстрировался в Place de la Concorde (Париж).

543 «Bulle», «Prinz Adalbert», «Adalbert» — сдан на слом союзниками в 1919 г.

560 — разбит в бою 11 октября 1918 г. близ города Иву (Iwuy).

561 «Nixe» — вышел из строя в бою 24 апреля 1918 г. близ Виллер-Бретонне (Villers-Bretonneux) и уничтожен немецкими войсками.

562 «Herkules» — сдан на слом немцами после боя 31 августа 1918 г.

563 «Wotan» — сдан на слом союзниками в 1919 г. В конце 1980-х гг. была построена его полноразмерная реплика, которая сейчас является экспонатом Deutsches Panzermuseum в Мюнстере (Германия).

564 «Prinz Oskar», «Oskar» — сдан на слом союзниками в 1919 г.

На этом историю танков A7V можно было бы закончить, если бы не одно обстоятельство. В зарубежных источниках (да и в отечественных тоже), можно встретить утверждение об использовании немецких танков A7V польскими войсками в войне с Советской Россией в 1919-1920 гг. Например, британский журнал “Profile” в 1970 году опубликовал следующие откровения (не указав, правда, их источника): “После войны несколько уцелевших A7V были переданы Польше и сыграли определенную роль в советско-польской войне 1919-1920 гг. Пять танков приняли участие в битве за Варшаву. A7V официально оставались на службе в Польше до 1921 г.”

Любопытные сведения, не находите ли? Все это выглядит довольно красиво, особенно с польской стороны, сумевшей каким-то образом ввести в состав свей армии столь сложные в эксплуатации машины. Но тут возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, немецких A7V построили всего 20 экземпляров и судьба каждого из них не является тайной – все они были уничтожены самими немцами или союзниками в течении 1918-1920 гг. Значит немцы успели построить ещё как минимум 5 танков и заготовить для них массу запасных частей. Куда же тогда смотрела союзная комиссия по разоружению Германии? Допустим, танки все же были собраны, затем захвачены французами и переданы полякам. Здесь появляется второй вопрос – откуда в польской армии появился подготовленный технический персонал, а главное – экипажи для танков? Предположим, их подготовили в Германии, хотя и это кажется мало вероятным, учитывая особо дружественные отношения между Польшей и Францией. Третий вопрос – если польские A7V действительно использовались против РККА, то почему не сохранилось ни одного свидетельства очевидцев этого диковинного зрелища. Ведь не заметить громадный A7V или спутать его с каким-то другим танком было просто невозможно. Не дошло до нас ни одной фотографии немецких танков, находившихся на польской службе, что тоже довольно странно. Скорее всего, польские A7V – не более чем миф, созданный зарубежными авторами на основе непроверенных сведений.

Источники:
С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой Войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002
С.Л.Федосеев «Танки кайзера. Германские танки 1-й мировой войны» («Бронеколлекция МК»)
John Foley «A7V Sturmpanzerwagen». Profile Publications. 1967
Steve Zaloga «German Panzers 1914–18». Osprey Publishing. ISBN 1-84176-945-2. 2006
panzerbilder.blogspot.com.by: Sturmpanzer A7V 505 «Baden I» (Deutschland)
pinterest.com: A7V
landships.activeboard.com: Who am I?

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
A7V образца 1918 г.

БОЕВАЯ МАССА30000 кг
ЭКИПАЖ, чел.18
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм7350
Ширина, мм3060
Высота, мм3300
Клиренс, мм200
ВООРУЖЕНИЕодна 57-мм пушка типа Maxim-Nordenfeldt и шесть 7,92-мм пулеметов Schwarzloze MG 08/15
БОЕКОМПЛЕКТ180 выстрелов
10000-15000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический орудийный прицел и оптические прицелы для пулеметов
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 20 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша — 15 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬдва Daimler, 4-цилиндровые, карбюраторные, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 100 л.с. каждый при 800-900 об\мин.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: 3-скоростная КПП, однорядеый бортовой редуктор
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) три тележки с 5 опорныыми катками, 6 поддерживающих роликов, заднее ведущее колесо зубового зацепления и переднее направляющее колесо; блокированная подвеска тележек на винтовых пружинах; крупнозвенчатая металлическая гусеница из 48 траков шириной 500 мм и шагом 254 мм
СКОРОСТЬ12 км\ч по твердому грунту
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.18°
Высота стенки, м0,455
Глубина брода, м0,80
Ширина рва, м2,20
СРЕДСТВА СВЯЗИ

aviarmor.net

ТЯЖЁЛЫЙ ТАНК A7V. «Танки Кайзера»

ТЯЖЁЛЫЙ ТАНК A7V. «Танки Кайзера» | Федосеев С.

Танки Кайзера

Федосеев С.

ТЯЖЁЛЫЙ ТАНК A7V

 

litresp.ru

Medium Tank A7 Средний танк

Официальное обозначение: Medium Tank A7
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1929 г.
Дата постройки первого прототипа: 1931 г.
Стадия завершения работ: построен три прототипа.

Одновременно с разработкой фирмой танков «16-тонной» серии в 1929 году был представлен проект Medium Tank А7, разработанного специалистами Королевского Арсенала (Royal Ordnance Factory) в Вулвиче. Он также был призван заменить танки Medium Mk.II в частях первой линии и по основным данным А7 был во многом аналогичен Medium Tank А6. Основной принцип заключался требований в том, что Генеральный Штаб хотел получить более дешевый танк при сохранении прежних боевых качеств.

Для этой боевой машины была использована вполне стандартная для того времени ходовая часть — применительно на один борт она состояла из 9 опорных и 2 независимых катков, 7 поддерживающих роликов и заднего ведущего колеса. Опорные катки имели независимую подвеску на пружинных рессорах, так называемого «японского типа», что улучшало плавность хода танка, но крайне отрицательно сказывалось на эксплуатационных качествах. С этой же целью использовались весьма специфические литые гусеничные траки. Использовавшийся характерный бортовой бронещит, защищавший элементы подвески, придавал опытным танкам серии А7 общие черты с более ранними прототипами танков среднего класса, вплоть до Mk.II включительно.

Компоновка корпуса была вполне классической. Отделение управления — в носовой части, боевое отделение — в средней, моторно-трансмиссионный отсек — на корме. Из-за требования обеспечить наилучшую проходимость по пересеченной местности гусеницы танка практически целиком охватывали корпус — над ними незначительно возвышалось только МТО и подбашенная надстройка. Толщина лобовых листов корпуса, имевших крайне небольшие ушлы наклона, не превышала 14 мм. Борта были защищены 9 мм броней, крыша и днище — 4 мм. «Благодаря» такой экономии удалось довести массу танка до 14 тонн, однако принятая бронезащита совершенно не защищала от снарядов любого калибра и с трудом выдерживала попадания крупнокалиберных пуль с близкой дистанции. К сожалению, осознание этого факта пришло к англичанам достаточно поздно.

На первых танках А7 устанавливался бензиновый V-образный 8-цилиндровый двигатель фирмы Armstrong-Siddeley, который развивал максимальную мощность 120 л.с. Состав вооружения первых двух танков А7 был идентичным. В башне четырехгранной формы устанавливалась 47-мм пушка и спаренный с ней 7,71-мм пулемет Vickers в бронированном кожухе. Ещё один пулемет аналогичного калибра находился в лобовом листе корпуса.

Экипаж состоял из 5 человек. Наблюдение за оркужающей обстановкой велось через смотровые щели в лобовых листах корпуса и башни, а также с помощью небольшой командирской башенки, установленной на крыше основной башни. В любом случае, танк получался «слепым». Например, обзор водителю перегораживал находившийся справа от него пулемет и фары по обоим бортам.

Первый прототип танка А7Е1 был предъявлен на испытания в 1931 году. Тесты проходили с пересенным успехом. Танк показал неплохие скоростные качества и по составу вооружения вполне устраивал Королевский Танковый Корпус (КТК), однако постоянные проблемы технического характера не позволяли рекомендовать его для серийного производства.

Появившийся следом А7Е2 (номер МТ9640) имел лишь незначительные улучшения и внешне отличался от первого образца только уменьшенным по площали бортовым бронеэкраном. Соотвественно, показать какие-либо улучшенные тактико-технические данные эта машина не смогла.

Наиболее радикально был доработан третий прототип А7Е3, появившийся в 1936 году. На нём в очередной раз изменили формы бортового бронеэкрана, а число поддерживающих колес сократили до шести. В лобовом листе башни, всето двух больших вырезов под раздельную установку пушки и пулемета, сделали один. Маска орудия конструктивно напоминала маску, устанавливавуюся на крейсерских танках А9. Вооружение теперь включало 2-фунтовую (40-мм) скорострельную пушку Mk.IX, которая при меньшем калибре обладала лучшими характеристиками бронепробиваемости. При наилучших условиях темп стрельбы мог достигать 22 выстрелов в минуту(!), однако прицельная дальнсть составляла всего 900 метров. Имея начальную скорость 853 м\с обычный бронебойный снаряд массой 1,07 кг мог пробивать 55-мм лист брони под углом 60 градусов с предельно близкого расстояния. На дистанции 457 и 914 метров этот показатель уменьшался до 47 м 37 мм соответственно, но даже в этом случае «двухфунтовка» была опасна для абсолютно любого танка. Интересно, что 2-фунтовые орудия никогда не снабжались осколочно-фугасными снарядами, которые могли бы позволить этим пушкам поражать небронированные цели. Впрочем, самые сильные изменения коснулись МТО. Вместо бензинвого двигателя на танке установлили дизель АЕС С1 жидкостного охлаждения, развивавшего максимальную мощность до 252 л.с. Помимо прочего изменили схему бронирования корпуса — вместо дифференцированной решили использовать равнопрочную, толщиной 14 мм. Все эти доработки привели к возрастанию боевой массы до 18200 кг, но вместе с тем удалось увеличить максимальную скорость и дальность хода танка.

Испытания прототипов средних танков А7 продолжались до 1937 года включительно, однако решить технические проблемы до этого времени не удалось. Кроме того, мировой финансовый кризис сильно урезал расходы на армию, что крайне отрицательно сказалось на многих танкостроительных программах. В конечном итоге, КТК отказался от дальнейших работ по А7, так как к этому времени фирмой Armstrong-Siddeley был представлен проект среднего трехбашенного танка А9.

Источники:
Peter Chamberlain, Chris Ellis «Tanks of the World, 1915-1945», 1972
Britain’s Medium Tank A7
IWM: British Military Vehicles 1918-1939

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Medium Tank А7 образца 1931 г.

Medium Tank А7E1
1931 г.
Medium Tank А7E3
1936 г.
БОЕВАЯ МАССА14000 кг18200 кг
ЭКИПАЖ, чел.5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм65506550
Ширина, мм29726550
Высота, мм29706550
Клиренс, мм?6550
ВООРУЖЕНИЕодна 47-мм пушка и два 7,71-мм пулемета Vickers
БОЕКОМПЛЕКТ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯоптические пулеметные и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 14 мм
борт корпуса — 14 мм
корма корпуса — 14 мм
башня — 14 мм
крыша — 4 мм
днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬArmstrong-Siddeley, карбюраторный, 8-цилиндровый, мощностью 120 л.с.АЕС, дизельный, мощностью 252 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 9 опорных катков, 2 независимых катка, 7 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕоколо 190 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м?
Глубина брода, м?
Ширина рва, м?
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция No.9 или No.11(?) и интерком

aviarmor.net

A-20 Средний колесно-гусеничный танк — aviArmor

Разработчик: КБ-24
Год начала работ: 1938
Год выпуска первого прототипа: июнь 1939
Остался только в виде прототипов.

Длительное время считалось, что средний танк А-20 ведет своё начало от серии легких танков БТ, причем в качестве прототипов имелись в виду БТ-5 и БТ-7. Это мнение, в целом, верно, однако немногие знают, что между появлением БТ-7 и А-20 было спроектировано несколько промежуточных образцов легких танков, которыми планировали заменить “семерку”.

В 1937 г. на заводе №183 была развернута активная программа модернизации БТ-7, которая была направлена, в первую очередь, на улучшение его бронезащиты. В соответствии с техническим заданием, выданным АБТУ, на харьковском заводе предстояло создать две новые модификации танка БТ-7ИС и БТ-9, при разработке которых учитывался опыт создания и испытаний БТ-5ИС конструкции Н.Ф.Цыганова. Фактическим руководителем работ был адъюнкт ВАММ им.Сталина военинженер 3-го ранга А.Я.Дик. От более раннего БТ-5ИС были заимствованы наклонные бортовые и лобовой лист корпуса, в то время как ходовая часть осталась практически без изменений. Бронирование танка усилили, доведя до 25-30 мм, что позволяло бы выдерживать обстрел пулями калибра 12,7-мм и снарядами калибра 20-мм. Было подготовлено несколько эскизных проектов БТ-7ИС и начато изготовление отдельных узлов танка, как вдруг летом 1937 г. практически все работы по модернизированным БТ остановились.

“Идейным вдохновителем” этого шага был известный в будущем конструктор М.И.Кошкин, который в январе 1937 г. возглавил танковый отдел “100” при КБ-190. По его мнению, быстроходный танк должен был иметь более толстую броню, усиленное вооружение и, что самое главное, только гусеничный ход. Но тогда ещё были сильны позиции сторонников колесно-гусеничного движителя и сразу перейти к машине абсолютно нового типа не получалось. В качестве временной меры Кошкин всячески стремился завершить проектные работы по БТ-7ИС и БТ-9, что в итоге ему удалось.

В это время в “верхах” зорко следили за ходом боевых действий в Испании, где советские БТ-5 и Т-26 показали безусловное преимущество перед итальянскими и немецкими машинами, но и сами очень часто становились жертвами полевой артиллерии и противотанковых орудий. Теперь усиления бронирования было не избежать, хотя для легких танков сделали небольшое исключение – им броня должна была выдерживать попадания 12,7-мм пуль. В свою очередь, для замены Т-26 и БТ предстояло создать более тяжелую машину с противоснарядной броней.

Это решение было оформлено 13 октября 1937 г. в виде технических требований, выданных заводу №183 со стороны АБТУ. В течении трех месяцев конструкторской бригаде под руководством А.Я.Дика предстояло разработать три варианта шасси и изготовить два опытных образца нового танка. С целью ускорения работ завод обязали выделить КБ в сентябре 8 лучших конструкторов-танкистов и 30 инженеров, а с 1 декабря – дополнительно ещё 20 человек. В полученном ТТЗ оговаривались следующие характеристики танка, который получил обозначение БТ-20 и заводской индекс А-20.

1. Тип колесно-гусеничный, с приводом на 6 колес по типу Кристи

2. Боевой вес: 13-14 тонн

3. Вооружение: одна 45-мм или 76-мм пушка, три пулемета ДТ, огнемет для самозащиты. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку

4. Боекомплект: 130-150 снарядов дл 45-мм пушки или 50 снарядов для 76-мм пушки, 2500-3000 патронов для ДТ

5. Бронирование: лоб – 25 мм, коническая башня – 20 мм, борт и корма – 16 мм, крыша и дно – 10 мм. Броня вся наклонная с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18°

6. Скорость на гусеницах и на колесах одинаковая: максимальная 70 км\ч, минимальная 7 км\ч

7. Экипаж 3 человека

8. Запас хода: 300-400 км

9. Двигатель: БД-2 мощностью 400-600 л.с.

10. Трансмиссия: по типу колесно-гусеничного танка БТ-ИС (отбор мощности для колесного хода после бортовых фрикционов)

11. Подвеска: индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины

12. Установить стабилизатор выстрела “Орион” и горизонтальный стабилизатор башни системы инженера Повалова, установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 метров.

Для ускорения работ АБТУ выделило харьковскому заводу ещё нескольких специалистов, в результате чего новое КБ по составу оказалось сильнее главного. Начальником ОКБ был назначен А.Я.Дик, помощником начальника инженер П.Н.Горюн, консультантом АБТУ Е.А.Кульчицкий, начальниками секций В.М.Дорошенко (контрольная), М.И.Таршинов (корпусная), Горбенко (моторная), А.А.Морозов (трансмиссия), П.П.Васильев (ходовая часть). Таким образом настоящими прародителями будущей “тридцатьчетверки” были А.Я.Дик и Н.Ф.Цыганов, представившие свои проекты танков с наклонной броней задолго до М.И.Кошкина. Главный конструктор решил развить идеи, ранее использованные на опытных танках БТ-ИС и БТ-СВ-2, а также в проектах БТ-7ИС и БТ-9 разработанных летом 1937 г. От них позаимствовали углы наклона бортовых бронелистов, отдельные элементы трансмиссии и ходовой части (гитара, расположение карданных валов и рессор, конструкция гитары, колесный привод). Кроме того, для улучшения распределения нагрузки А.Я.Дик предложил применить 5 опорных катков на борт.

Работа этого коллектива была прервана в ноябре-декабре 1937 г. Это было связано с тем, что главный конструктор М.И.Кошкин организовал новое конструкторское бюро КБ-24, в состав которого вошли лучшие специалисты из КБ-190 и КБ-35. Разработка А-20 перекочевала к нему, где проект был несколько переработан.

Пока Кошкин проводил реорганизацию 28 апреля 1938 г. в Москве состоялось совещание, на которым рассмотрели проекты новых танков. По танку БТ-20 предлагалось изготовить макет к 1 октября, а 1 июня получить опытный образец. При этом с типом движителя руководство тогда ещё не определилось.

Следующая демонстрация проекта среднего колесно-гусеничного танка А-20, а также его основного конкурента А-20Г (А-32), произошла 4 мая 1938 г. на расширенном заседании НКО СССР под председательством В.И.Молотова. Здесь также присутствовал И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, многие другие государственные деятели и представители оборонной промышленности. Более интересным выглядит факт приглашения на данное заседание танкистов, недавно вернувшихся из Испании. Хотя тогда обстановка складывалась далеко не в пользу республиканцев само применение танков в абсолютно новых боевых условиях вызывало огромный интерес. В ходе возникшей дискуссии между сторонниками смешанного и гусеничного хода Сталин поддержал последних, хотя аргументы в пользу своей точки зрения они предоставили весьма спорные.

В августе проекты были рассмотрены Военным Советом, но даже тогда АБТУ отдавало явное предпочтение колесно-гусеничному варианту, делая ставку именно на него. Итогом совещания стало решение построить и испытать оба танка.

Работу над рабочими чертежами и моделью танка завершили к 6 ноября, предоставив их госкомиссии. Спустя всего несколько месяцев, зимой 1939 г., произошла новая реорганизация конструкторских бюро, в ходе которой КБ-24, КБ-35 и КБ-190 объединили в одно подразделение – “отдел 520”, одновременно проведя слияние всех опытных цехов. Главным конструктором отдела, как и следовало ожидать, стал М.И.Кошкин, начальником КБ и заместителем главного конструктора — А.А.Морозов, заместителем начальника — Н.А.Кучеренко.

Постройка опытного образца А-20 была завершена 26 мая 1939 г. Танк имел полностью сварной корпус из гомогенной брони марки ФД с толщиной бронелистов корпуса от 10 до 20 мм. Передний лобовой лист был расположен под углом 53°. Для А-20 была разработана совершенно новая башня на увеличенном на 70 мм погоне и толщиной бронелистов 20-25 мм. По конструкции она была подобна башне БТ-7, но по форме более напоминала башню опытного танка БТ-СВ-2. В ней устанавливалась 45-мм пушка 20К и спаренный с ней пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ монтировался в шаровой установке в лобовом листе корпуса справа от люка механика-водителя. Боекомплект, состоявший из 152 снаряда и 2709 патронов, размещался к корпусе.

Целый ряд узлов и агрегатов с минимальными изменениями перешел от БТ-7. Колесный привод осуществлялся уже на 6 колес, а ширина гусеницы была расширена до 400 мм. Масса танка, после проведения всех доработок, составила 18 тонн.

Таким образом, танк А-20 по составу вооружения и массе несколько не вписывался в техническое задание 1937 г., но эти недостатки посчитали несущественными. С мая по июль 1939 г. танк проходил заводские испытания “намотав” 872 км (на гусеницах — 655, на колесах — 217). Среди выявленных дефектов наиболее существенными признали ненадежное крепление направляющего колеса (ленивца), ненадежная работа системы смазки двигателя, бортовых фрикционов и тормозов, недостаточная обзорность из танка. Дополнительно отметили необходимость усиления подшипников редукторов колесного хода.

Полигонные испытания А-20 начались 15 июня 1939 г., когда танк был передан военному представительству АБТУ. Спустя месяц провели сравнительные испытания А-20 и А-32, в ходе которых обе машины показали хорошие характеристики. В качестве преимуществ “двадцатого” отметили лучшую подвижность и возможность танка передвигаться при повреждении одной гусеницы или двух опорных катков, чем А-32 похвастать не мог. С другой стороны, А-20 обладал менее мощным пушечным вооружением и слабой броней, которая позволяла выдерживать попадания только 12,7-мм пуль.
В отчете председателя военной комиссии полковника В.Н.Черняева была записано, что оба танка испытания прошли успешно. Так вопрос с выбором схемы шасси вновь стал актуальным.

Тем временем А-20 прошел текущий ремонт и 5 сентября 1939 г. его отправили на полигон НИБТ для демонстрации членам правительства. Там же состоялся показ новых тяжелых танков Т-100, СМК и КВ, легких Т-26 (модернизированный, образца 1939 г.) и БТ-7М, и опытного среднего танка А-32. Более эффектно выступил А-32, однако отказываться от колесно-гусеничного танк АБТУ не спешило. Решение по этому вопросу приняли компромиссное – 19 сентября 1939 г. наркомат поставил перед правительством вопрос о принятии на вооружение обоих типов танков с возможностью постройки установочной партии А-20 из 10 машин к 1 января 1940 г., а с марта планировали начать их серийный выпуск по 2500 машин в год. За это время заводу №183 следовало устранить выявленные недостатки и подготовить производство. Однако в Харькове отреагировали на это решение отрицательно. Дело в том, что с 1940 г. завод переводился на выпуск танков А-34 и производство машин двух типов ему было не под силу. Руководство предприятия обратилось в наркомат с просьбой перевести выпуск А-20 на другой завод, а пока танкостроительный отдел подготовил рабочие чертежи и модернизировал танк, усилив его ходовую часть и внеся несколько других более мелких улучшений. Работы по колесно-гусеничному танку продолжались вплоть до лета 1940 г., в соответствии с “Перечнем необходимых опытных работ на заводе №183”, но уже в июне судьба А-20 была окончательно решена. Производство установочной партии так и не состоялось, поскольку бесспорным фаворитом тогда считался А-34, позже переименованный в Т-34. Оказавшись невостребованным А-20 остался на подмосковном полигоне, где о нем вспомнили уже во время войны.

Надо сказать, что боевое применение А-20 носило скорее вынужденный характер, хотя этот танк проявил себя с лучшей стороны. В октябре 1941 г., когда немцы вышли на ближние подступы к Москве, из резерва начали вытягивать всю боеспособную технику. В их число попал и А-20. Танк был включен в состав отдельной роты, формировавшейся из машин находившихся в распоряжении полигона НИБТ. Командовал ротой капитан Семенов. У этого танкиста судьба складывалась неординарно. Семенов участвовал в гражданской войне в Испании и по возвращении на родину был приглашен на то самое заседание 4 мая 1938 г., где решалась проблема выбора нового танка для РККА. Войну он встретил под Волковысском, командуя тогда танковым батальоном входившем в 6-й танковый корпус. Потеряв к началу июля всю технику Семенов выбрался из окружения и был назначен командиром батальона только что образованной 22-й танковой бригады, где находился А-20. Кроме него бригада располагала танками Т-34 и БТ, так что “двадцатому” представился шанс сравниться в боевых условиях с “младшей” и “старшей” моделью. Бригада участвовала в наступлении на московском направлении, действуя в районе Павловской Слободы. К сожалению, детальной информации об её действиях найти пока не удалось, однако точно известно, что 1 декабря танк А-20 был выведен из строя и отправлен в тыл для ремонта. Спустя три дня он вновь вступил в строй и числился в 22-й бригаде до середины декабря, поддерживая конницу Доватора. Здесь танк был вновь поврежден и эвакуирован в тыл. Что с ним случилось дальше – история умалчивает.

Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Экспринт. 2002
И.Желтов, М.Павлов, И.Павлов, А.Сергеев, А.Солянкин. «Неизвестный Т-34». Экспринт. 2001
М.Свирин. «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.». Яуза\Эксмо. 2006
М.Барятинский «Средний танк Т-34» («Бронеколлекция МК» 1999-03)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
А-20 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА18000 кг
ЭКИПАЖ, чел.4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм5760
Ширина, мм2650
Высота, мм2435
Клиренс, мм400
ВООРУЖЕНИЕодна 45-мм пушка 20К и два 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ121 выстрел и 2709 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический прицел ТОП и панорамный ТП-1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 20 мм
борт корпуса — 20-25 мм
корма корпуса — 16 мм
башня — 25 мм
крыша — 10 мм
днище – 10 мм
ДВИГАТЕЛЬВ-2, V-образный, 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива, мощностью 500 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: четырехступенчатая трехходовая коробка передач, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 4 опорных катка, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 77 км\ч на гусеницах
83-85 км\ч на колесах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ400 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м1,20
Глубина брода, м1,40
Ширина рва, м2,40
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция 71ТК-3 и переговорное устройство ТПУ-2

aviarmor.net

БТ-7А Легкий артиллерийский танк — aviArmor

Разработчик: КБ ХПЗ
Год начала работ: 1934
Год выпуска первого прототипа: 1935
Применялся во время Зимней войны 1939-1940 гг. и в начальном периоде Великой Отечественной войны в июне-июле 1941 г.

Хотя история артиллерийского танка БТ-7А неразрывно связана с историей “обычных” БТ, эта машина, всё же, заслуживает отдельного рассказа. Как уже упоминалось в статье о БТ-7, один из первых проектов предполагал наличие 76,2-мм короткоствольного орудия в башне новой конфигурации. Из имевшихся на то время артсистем такого калибра, пригодных для установки на танк, в серийном производстве существовали только КТ-28 и ПС-3. Последняя выглядела более перспективно, но её выпуск постоянно затягивался и в конечном итоге был отменен совсем. Можно было попробовать установить пушку Л-7, но ленинградский завод не справился с техническим заданием и её отправили на доработку. Так что, единственным подходящим вариантом оказалась КТ-28, но при вместо неё можно было установить стандартную 45-мм пушку 20К.

Первый опытный образец БТ-7 сдали к 1 мая, второй – к 7 ноября 1934 года. На этих танках была установлена оригинальная по конструкции башня в форме эллипса со скошенной крышей. В нише башни размещалась укладка барабанного типа на 18 снарядов и радиостанция. Справа от пушки размещался пулемет ДТ в шаровой установке. Ещё один ДТ устанавливался в лобовом листе корпуса в качестве курсового. После того, как обе машине прошли полный испытательный цикл, были подведены неутешительные итоги. В варианте с 76,2-мм пушкой боевое отделение оказалось слишком тесным даже для экипажа из 3-х человек, боезапас был явно недостаточным, масса танка существенно увеличилась. После недолгих раздумий для серийной постройки была выбрана модификация с 45-мм пушкой и башней от БТ-5 – в таком виде серийные БТ-7 просуществовали на конвейере до 1937 г.

Работы по усилению вооружения на некоторое время приостановили, но осенью 1934 года, после начала испытаний артиллерийского танка Т-26-4, было принято решение установить на БТ-7 аналогичную башню с пушкой КТ-28.

Башня изготовлялась методом сварки и имела форму цилиндра с овальной нишей сзади. Её корпус состоял из двух полугруглых листов, крыши и ниши. Стыки листов с наружной стороны защищались броневыми накладками. Передний лист имел большой вырез под установку пушки, две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера. С правой стороны выреза был приварен цилиндр, в дно которого устанавливалось яблоко для монтажа пулемета. Посадка командира танка и заряжающего осуществлялась через люк посреди крыши. В передней части крыши предусмотрели отверстия для командирской панорамы, флажковой сигнализации, вентилятора и перископического прицела. Перед установкой на БТ-7 в конструкцию башни внесли несколько изменений, усилив крышу, доработав башенный погон и предусмотрев установку кормового пулемета.

Боекомплект машины состоял из 50 выстрелов и 3339 патронов к пулеметам ДТ. Наведение орудия на цель осуществлялось как с помощью телескопического прицела ТОП, так и с помощью перископического прицела ПТ-1.

Первый опытный образец “артиллерийского” БТ, который получил обозначение БТ-7А, поступил на испытания на полигон ХПЗ в середине октября 1935 г. В целом, танк зарекомендовал себя с хорошей стороны: ходовые характеристики остались практически на уровне серийного БТ-7, а огневая мощь увеличилась. За время испытаний было произведено 197 выстрелов. В протоколе по результатам заводских испытаний представителем 5-го отдела АБТУ майором Сакс была отмечена “необходимость удлинения брони маски пушки вниз на 30 мм” для уменьшения зазора между корпусом и башней. Впрочем, проблема вооружения танков БТ более мощным орудием этим не решалась и здесь не лишним было бы напомнить об истории пушки КТ-28 (“Кировская танковая”).

Эта артсистема проектировалась для танка Т-28 на базе полковой пушки образца 1927 года. Вполне естественно, что для этого потребовалось внести серию серьёзных доработок. Так, длину отката сократили с 1000 до 500 мм, количество жидкости в накатнике увеличили с 3,6 до 4,8 литров, толщину стенок салазок довели до 8 мм, а также ввели новый подъёмный механизм, ножной спуск и новые прицельные приспособления, удовлетворяющие условиям работы танкового экипажа. При длине ствола 16,5 калибров начальная скорость 7-кг осколочно-фугасного снаряда составляла 262 м\с, шрапнельный 6,5-кг снаряд вылетал со скоростью 381 м\с. При таких характеристиках борьба с танками противника (за исключением самых легких) была весьма затруднительна, но КТ-28 вполне годилась для разрушения ДОТов и борьбы с пехотой. Собственно, именно по этим причинам КТ-28 рассматривали в качестве временной меры до появления в серийном производстве более мощных артсистем, но как мы знаем, этого не произошло и пушка Кировского завода устанавливалась на все тяжелые танки Т-35 и большую часть средних Т-28.

С танком БТ-7А история несколько затянулась. Вначале предполагалось, что артиллерийские танки поступил на вооружение в 1935 году, но из-за происшествия с опытным образцом Т-26-4 (разрыв снаряда в стволе) серийное производство отложили почти на три года. Лишь 31 августа 1937 г. была выпущена головная серия, предназначавшая, по большей части, для проведения войсковых испытаний. Поскольку мнение военных о БТ-7А было положительным на Харьковском паровозостроительном заводе организовали массовый выпуск и к моменту завершения производства 10 января 1938 года было собрано 155 машин.

Тем не менее, в военная приёмка приняла 122 танка, так как остальные находились в ожидании орудий КТ-28, выпуск которых прекращался. За весь 1938 год удалось получить только 10 пушек, что довело количество принятых машин до 132. Судьба остальных невооруженных БТ-7А не ясна. Скорее всего, их переделали в обычные БТ-7.

После прекращения работ по ПС-3 и КТ-28 следующим шагом стало создание полуавтоматического танкового орудия Л-10, разработанное группой инженеров под руководством С.Малахова. Его проектирование было начато ещё в 1935 г., но силу различных причин до начала серийного производства прошло чуть меньше трех лет. Как и в случае с КТ-28, пушка Малахова не отличилась высокими характеристиками и была принята на вооружение РККА только как временная мера. Тем не менее, это совсем не помешало перевооружить Л-10 большинство средних танков Т-28. Был даже поднят вопрос об оснащении этим типом орудия тяжелых Т-35, но из-за отсутствия существенных преимуществ перед КТ-28 от этой идеи быстро отказались. Видя, что ситуация не улучшается, АБТУ РККА выдало ЛКЗ в начале 1938 г. новое задание на разработку танковой пушки. Здесь снова решили пойти по пути наименьшего сопротивления, взяв за основу Л-10 с увеличенной длиной ствола и усиленным казенником. Полученное таким образом орудие Л-11 сохранило почти все недостатки предшественника: низкую поражающую способность, использование “полкового” выстрела и т.д.

В апреле 1938 г. Л-11 рекомендовали в серийное производство с учетом, что выявленные недостатки будут устранены. Перед этим, были проведены испытания на танках Т-28 и БТ-7А, для которых это орудие и предназначалось. Впрочем, едва успев начаться, новый виток перевооружения Т-28 завершился очередными неприятностями. На войсковых маневрах 1939 г. выявился один из самых неприятных дефектов Л-11. Дело в том, что объём тормоза отката этого орудия был связан через отверстие с атмосферным воздухом, а при активных манипуляциях это отверстие перекрывалось, что приводило к вскипанию жидкости и разрыву тормозного цилиндра. С таким дефектом все танки, оснащенные Л-11, считаться боеспособными не могли. В дальнейшем в конструкцию пушки ввели резервное отверстие, но основной массы проблем это не решило. Что касается оснащение танков БТ-7А новым видом пушки, то здесь работы были прекращены уже на начальной стадии и опытный образец так и остался в единственном экземпляре.

Намного более удачным мог оказаться вариант с пушкой Ф-32. Данное орудие было разработано в ОКБ-92 под руководством Грабина, который использовал в своём проекте качающуюся часть дивизионной пушки Ф-22 образца 1936 г. с укороченным стволом. При сравнении Л-11 и Ф-32 выяснилось, что грабинская пушка имеет более низкую стоимость, при высокой надежности, скорострельности, и хороших баллистических показателях. При её производстве использовались недефицитные материалы, а совместимость многих узлов с пушкой Ф-22 позволяло быстро наладить серийное производство Ф-32. Испытания, проведенные также на БТ-7А, полностью подтвердили эти выводы. Пушка устанавливалась в стандартной «артиллерийской» башне, но ствол Ф-32 изготовлялся из высоколегированной стали, а длина отката составляла всего 30 см. После пересмотра полученных данных пушка Грабина была принята на вооружение в январе 1940 г. и, спустя несколько месяцев, началась её установка на танки новых типов. С БТ-7А в этом случае ситуация прояснилась довольно быстро. От переоснащения старых танков новыми орудиями отказались в пользу реализации проектов более мощных специализированных САУ и штурмовых танков.

Поскольку выпуск артиллерийских танков БТ-7А сильно затянулся в строевые части они попали достаточно поздно. Например, к 29 января 1938 года в составе 45-го механизированного корпуса насчитывалось 13 радийных и 11 линейных БТ-7А, что равнялось их штатной численности. Вероятно, артиллерийские танки распределили между двумя механизированными бригадами (133-й и 134-й) – в каждой по 12 танков, соответственно, каждый из трех танковых батальонов имел по 4 машины в роте сопровождения.
К июлю 1938 года 27 артиллерийских танков находились в распоряжении Ленинградского военного округа (ЛВО) и ещё 3 отправили в Приволжский округ. Кроме того, к сентябрю 1939 года 17 БТ-7А числилось за Белорусским военным округом и 4 были в составе 2-й армии. Впоследствии, после начала формирования механизированных корпус нового состава, многие БТ-7А “кочевали” по округам, не раз меняя место службы.

Часть танков отправили также на Дальний Восток, где на 1 сентября 1940 года имелось 28 машин, входивших в состав 8-й и 31-й кавалерийских дивизий (по 4 единицы), а также в 48-й легкотанковой бригаде (16 единиц). Ещё четыре БТ-7А было придано другим подразделениям. Позднее, когда на основе 48-й лтбр начало формирование 58-й танковой дивизии, в неё включили и БТ-7А, но в октябре 1941 года, при переформировании по июльским штатам, количество артиллерийских танков сократилось до 10. Дальнейшая их судьба неизвестна.

В процессе производства и эксплуатации некоторое количество БТ-7А переделали в “радийные” путем установки радиостанции 71ТК-3 с поручневой антенной на башне, при этом боекомплект уменьшался до 40 выстрелов и 2016 патронов. Всего армия получила 11 “радийных” танков БТ-7А. В ряде случаев на крыше башни монтировалась зенитная установка с 7,62-мм пулеметом ДТ.

Несмотря на свою немногочисленность танки БТ-7А приняли участие практически во всех конфликтах, которые Советский Союз вёл в 1939-1940 гг. Наиболее полно раскрыть их потенциал удалось во время Зимней войны. В период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 года шесть артиллерийских танков из состава 1-й лтбр активно использовались для огневой поддержки наступающих танков и пехоты, а также для стрельбы по ДОТам финнов и контрбатарейной борьбы. Интересно, что все 6 машин в ходе боёв получили боевые повреждения (4 повреждены артиллерией и 2 подорвалось на фугасах), но все они были отремонтированы и вновь возвращены в действующую армию.

По состоянию на 15 сентября 1940 года распределение танков БТ-7А по остальным военным округам сложилось следующим образом (дробное число – количество на 1 июня 1941 г.):

Приволжский ВО – 2\2

Западный ОВО – 2\2

Киевский ОВО – 17\31 (к 1 мая 1941 года 2 находилось в составе 8-й тд 4-го мк и 4 в 12-й тд 8-го мк)

Прибалтийский ВО – 21\20 (13 “линейных” и 8 “радийных”)

Ленинградский ВО – 12\12

Московский ВО – 3\3

Забайкальский ВО – 19\19

Орловский ВО – 5 (на 15 августа, из них 2 – в составе Орловского бронетанкового училища)

Дальневосточный Фронт – 24\28

Таким образом, общее число БТ-7А после трех лет эксплуатации практически не уменьшилось и составило 117 танков, правда, далеко не все из них находились в технически исправном состоянии. Точное количество танков БТ-7А, находившихся в приграничных округах накануне войны с Германией, сейчас вряд ли удастся. По последним данным, в составе Западного ОВО имелось всего два “артиллерийских” БТ, принадлежавших 8-му механизированному корпусу. Обе машины были потеряны в первые дни войны (22-25 июня): первый из них был подбит между Бельском и Белостоком, второй БТ-7А потеряли в где-то в Западной Белоруссии.

Информации о других танках этого типа, принимавших участие в летних боях 1941 года, сохранилось крайне мало. К примеру, 12-й мехкорпус на 19 июня располагал 13 “радийными” и 2 “линейными” БТ-7А, которые числились за 28-й танковой дивизией. Это соединение уникально тем, что кроме штатных БТ и Т-26 в его состав входило 42 танка Vickers M1934 и М1936, шесть FIAT 3000, 13 танкеток TKS и шесть совсем древних Renault FT-17. Последние достались в “наследство” от латвийской армии и использовались как учебные. Танков новых типов (Т-34 и КВ) корпус не имел вообще.

В первом бою, вечером 23 июня, группа из 17 танков под командованием командира 28-й тд майора Б.П.Попова, вступила в ожесточенное сражение с частями немецкой 1-й танковой дивизии, ударив её во фланг. Атака была поддержана второй группой из 23 танков, в результате чего противник был отброшен на 5 км, а советские части смогли восстановить контроль над участком дороги Калтиненай – Расейняй. Противник понёс тяжелые потери (14 танков, 20 орудий и до батальона пехоты), однако этот успех был омрачен гибелью командира группы и потерей 13 собственных машин. Следующим утром в наступление пошли основные силы 28-й тд (130 танков), пытаясь выбить немцев из района Карленай, Полугуе, Ужвентис. После ожесточенного 4-часового боя советским танкистам удалось уничтожить несколько артиллерийских батарей противника и взять много пленных, но и собственные потери оказались почти катастрофическими. Только во время утреннего боя дивизия лишилась 48 танков, а к 15:00 это число выросло до 84!

К концу дня дивизия ( в ней осталось всего 40 танков, а также штаб дивизии, разведывательный батальон, остатки 55-го и 56-го танковых полков) начала отход в северном направлении и в период до 7 июля вела оборонительные бои на Западной Двине. В итоге, из 236 танков, имевшихся на начало войны, дивизия потеряла 201, включая все БТ-7А.

В это же время вступили в бой артиллерийские танки 1-го мехкорпуса ЛВО. Во время контрудара 7-8 июля части 3-й танковой дивизии, пытавшиеся задержать наступление противника на Псков, провела в районе н\п районе Череха, Песчанка, Вольнево, Крякуша крупное танковое сражение. Силы были явно не равны – с советской стороны участвовало около 100 танков (включая несколько КВ-1), с немецкой – около 200 различных типов, в основном Pz.II и Pz.III, при сильной поддержке противотанковой и тяжелой артиллерии. Бой закончился только в 22 часа, причем в конце его, советские танки были обстреляны неизвестным веществом (иприт или газы), в результате чего танкисты вынуждены были надеть противогазы и противоипритные накидки и находиться в них до 5 часов утра 8 июля. Соотношение потерь оказалось примерно равным, но поле боя осталось за немцами. В числе почти 70 потерянных советских танков было восемь БТ-7А.

Танки, находившиеся в Киевском особом военном округе, по всей видимости, были потеряны в боях на левобережной Украине. По крайней мере, к моменту выхода немецких частей к Киеву данных о БТ-7А не имеется.

На сегодняшний день на одного танка БТ-7А не сохранилось.

Источники:
М.Свирин. «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.» Изд.»Яуза», «Эксмо». 2006 г.
М.Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007.
М.Барятинский, М.Коломиец. Бронеколлекция МК. Выпуск №5.1996. “Легкий танк БТ-7”
М.В.Павлов, И.Г.Желтов, И.В.Павлов «Танки БТ», Москва. Экспринт, 2001
Сайт Мехкорпус — БТ-7А
М.Коломиец “ТАНКИ В ЗИМНЕЙ ВОЙНЕ 1939-1940”. Альманах Фронтовая иллюстрация №3.2001
«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.

Чертежи артиллерийского танка БТ-7А обр.1935 г.
Проект артиллерийского танка БТ-7А с пушкой Л-10
Проекции опытного артиллерийского танка БТ-7А с пушкой Л-11
Проекции опытного артиллерийского танка БТ-7А с пушкой Ф-32

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ТАНКА
БТ-7А обр.1937 г.

БОЕВАЯ МАССА13500 кг
ЭКИПАЖ, чел.3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм5660
Ширина, мм2230
Высота, мм2417
Клиренс, мм400
ВООРУЖЕНИЕодна 76,2-мм пушка КТ-28 и два 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ50 снарядов и 3339 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический прицел ТОП и панорамный ТП-1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 20 мм
борт корпуса – 10 мм
корма корпуса – 10 мм
башня – 15 мм
маска пушки — 30 мм
крыша – 10 мм
днище – 6 мм
ДВИГАТЕЛЬМ-17Т, бензиновый, мощностью 400 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: четырехступенчатая коробка передач, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 4 опорных катка с приводом на задний и двумя поворотными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 86 км\ч на колесах
62 км\ч на гусеницах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 250 км (на гусеницах)
500 км (на колесах)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м0,75
Глубина брода, м1,20
Ширина рва, м2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция 71ТК-1 с пручневой антенной (только на командирских танках)

aviarmor.net

AT 7 в World of Tanks

AT 7 — Штурмовая ПТ-САУ Британии 7 уровня. Предназначена для прорыва вражеских укреплений, но ведение ближнего боя осложняется наличием командирской башни, которая собирает весь урон.

Прокачка

  • Исследуется на AT 8 за 56.000 единиц опыта.
  • В наследство от топовой АТ 8 нам достаются: предтоповое орудие, предтоповая рация и предтоповый двигатель.
  • Начинаем изучение модулей с топовой ходовой. Она улучшит скорость поворота и позволит установить дополнительные модули.
  • Топовый двигатель не встанет на стоковую ходовую, поэтому изучаем его во вторую очередь.
  • Изучив топовое орудие вы получаете преимущество в точности, пробитии и альфа-уроне, но незначительно теряете в скорострельности и сведении. Для открытия следующей ПТ-САУ в ветке не обязательно изучать топовое орудие, но это орудие в дальнейшем облегчит игру на AT 15.
  • Установка топовой рации позволит увеличить дальность связи в 150 метров. Может быть изучена на других танках Британии.
  • Для открытия AT 15 требуется 92.000 единиц опыта.

Обзор

Преимущества

  • Отличное бронирование
  • Точное и скорострельное орудие
  • Низкий силуэт
  • Хорошие параметры маскировки
  • Хорошая скорость поворота

Недостатки

  • Низкая скорость
  • Большая командирская башенка
  • Отвратительные УГН и УВН

Топовая комплектация

Цена1.400.000 кр.
Прочность1250 HP
Масса/макс.44.48/48 т.
Мощность520 л.с.
Скорость20/10 км/ч.
Поворотливость22 °/с
Корпус203.2/101.6/101.6 мм.
Урон230/230/280 HP
Пробитие226/258/42 мм.
Перезарядка5.8 сек.
Углы ГН-7.5…+7.5°
Углы ВН-5…+7.5°
Обзор350 м.
Связь700 м.

Умения и навыки экипажа

Оборудование и снаряжение

Тактика

Вести бой рекомендуется на средней и дальней дистанции, чтобы сложнее был выцелить слабые места. В ближнем бою с маневренными танками легко закручивается и не может оказать какого-либо сопротивления.

Поэтому выходов из ситуации не так много. Можно держаться союзников, которые в случае чего могут прийти к вам на помощь. Либо успеть сбить гусеницу противнику и держать его на гусле до полного истребления.

Благодаря тому, что оружие расположено в правой части танка, можно спрятать больше половины левой части танка за укрытиями вроде здания или камня.

Самый изюм заключается в агрессивном прорыве вражеской обороны под прикрытием союзников и навязывании ближнего боя противнику. Благодаря тому, что весь огонь сосредотачивается на нас ваши союзники смогут продавить противника.

Конечно, рассмотренная идеальная ситуация, но на практике часто бывает с точностью до наоборот)

Рекомендуем

tankistador.ru

Танк ИС-7 гайд World of Tanks • World of Tanks 1.2

Вот и добрались вы до конца ветки тяжелых советских танков, которая заканчивается, ставшим легендарным в Мире танков, ИС-7. В обзоре этого видео гайда по танку ИС-7 мы поговорим о том, каким образом нужно играть на этой машине, какие дополнительные модули использовать и какими расходнкиами пользоваться.

Общая информация

Добраться до этого монстра не так-то и просто, но старания того стоят. Это, наверное, самый универсальный танк в игре. Хотите играть как ПТ-САУ? Пожалуйста! Хотите крушить врагов и прорывать оборону противника мощным напором? Все в ваших руках! Есть желание использовать динамичный стиль игры? Вперед и с песней! Все будет зависеть от тех дополнительных модулей, которые вы установите на вашего любимца. Это единственная бронемашина в игре, который пережил и плохие и хорошие времена, не потеряв при этом своей популярности среди игроков. И самое страшное, что напугало меня, это его цена. Выложить за «луноход» придется кругленькую сумму. Но это мелочи по сравнению с тем, что играть на нем в плюс практически невозможно. Можно играть в стабильный ноль и то, при очень аккуратной и продуманной игре. Но придется привыкнуть. За постоянное присутствие в топе списка приходится платить. Игроки послабее уровнем будут смотреть на вас как на Господа Бога. Вы для них эталон, эдакой Царь всех бронемашин. Но в этом есть и свои минусы – теперь во всех поражениях и тупых сливах будут винить именно вас, хотя очень часто виновата сама команда.

Боевое применение

Как же лучше всего использовать «Лунохода» в бою. Вообще ТТ ИС-7 – это машина прорыва. Вашей главной задачей является появляться в ключевых точках карты и прорывать оборону противника напором. Если вам удастся прорваться с одного фланга, то вероятность того, что вы победите очень велика. Бронирование и пробитие ИС-7 в Мире Танков очень хорошее, хотя бортовая и кормовая броня слабее, чем у одноклассников. Вообще, тактика игры на «семерке» похожа на стиль игры ИСа-3. Поэтому стоит вспоминать, как вы играли на «тройке». Ведь у обоих есть знаменитый «щучий нос», пробить который не составляет особого труда (если он стоит под нужным углом). Поэтому стоит запомнить простой, но дельный совет – стойте к врагу передом, а к лесу задом. Старайтесь постоянно вилять носом не давая врагу выцелить слабые места лобовой брони. В принципе, ИС-7 в World of Tanks тонкий инструмент. В умелых руках, «луноход» будет нагибать всех, захватывать базу и лететь, при необходимости, через полкарты, дабы сбить захват. Если же «семерка» попадет в руки к нубу-нипанагибатору, то это будет посмешище для всей команды. Играть на «луноходе» нужно, как на очень бронированном СТ. С личного опыта скажу, что лучше всего играть на нем взводом с двумя Т-54. Такое трио будет карать врагов беспощадно. Через какой фланг они бы не пошли – успех им будет гарантирован.

Достоинства и недостатки

Плюсы:

  • просто великолепная подвижность;
  • мощная пушка;
  • крепкая лобовая броня;
  • маленькие габариты;
  • обзор;
  • хорошая дальность рации;
  • отличная скорострельность;
  • большая масса.

Минусы:

  • маленький боекомплект;
  • низкий запас прочности среди ТТ 10;
  • модули расположены так, что из-за зоны пробития ИС-7 нижнего бронелиста может произойти детонация боеукладки;
  • плохое бронирование бортов и кормы.
Дополнительные модули и расходнки

Для «семерки» лучше всего использовать такой набор: досылатель (танк прорыва должен быстро перезаряжаться), стабилизатор (разброс при движении будет меньше, да и само сведение увеличется) и вентиляция (скилы экипажа увеличится, что уменьшит время перезарядки). Набор расходников стандартен: ремкомплект (в бою иногда повреждают двигатель и орудие, а без них эффективность «лунохода» сильно падает), аптечка (труп кого-то из членов экипажа, крайне плохо влияет на настроение остальных членов экипажа) и огнетушитель (горим мы не часто, но пожар может привести к ненужным последствиям).

ИС-7 Мир Танков

Смотрите также гайды по другим танкам:

Поделиться ссылкой с друзьями:

wot-top.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *