Самолет Авро «Вулкан» | Военное оружие и армии Мира

Зимой 1947 года на фирме «Авро» под руководством Роя Чедуика началась разработка бомбардировщика, ставшего одним из самых необычных боевых самолетов второй половины XX века.

Предполагалось создать скоростной высотный бомбардировщик, способный действовать с обычных британских аэродромов. Бомбовое вооружение нового самолета в целях снижения аэродинамического сопротивления должно было размещаться только на внутренней подвеске.

Для нового самолета Чедуик выбрал схему бесхвостки с дельтовидным крылом большой площади. Такое решение обуславливалось стремлением совместить казалось бы несовместимые характеристики: высокую скорость полета и хорошие взлетно-посадочные качества.

Постройка прототипа бомбардировщика, получившего фирменное обозначение Авро 698, началась в апреле 1950 года, а 30 августа 1952 года он впервые поднялся в небо. На самолете стояли четыре ТРД «Эйвон» тягой по 2950 кгс, чего оказалось явно недостаточно — масса Авро 698 существенно превысила расчетную. Поэтому вскоре «Эйвоны» заменили более мощными «Сапфирами» (3640 кгс). Но и это не исправило ситуацию. Второй прототип, вышедший на испытания 3 сентября 1953 года, получил новые ТРД «Бристоль» (впоследствии — «Роллс-Ройс») «Олимпус» 100 (4300 кгс). В таком виде машину сочли пригодной для службы и приняли на вооружение, присвоив название «Вулкан». Первый из 134 построенных серийных «Вулканов» был выпущен в феврале 1956 года, а последний — в январе 1965-го.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Первым серийным вариантом «Вулкана» стала модификация В.1, считавшаяся переходным вариантом — до появления более мощных двигателей. На этих самолетах устанавливались двигатели «Олимпус» 101, 102 или 104. В 1955-1959 годах поставлено 55 самолетов. Большинство из них до 1963 года прошли доработку в вариант В.1 А, отличавшийся более совершенным комплексом РЭБ, установленным в увеличенном хвостовом конусе. Но и они прослужили недолго и были списаны в 1966-1967 годах.

В сентябре 1959 года был выпущен первый самолет «Вулкан» В.2. Такие машины получили двигатели «Олимпус» 201 или 301 — вдвое более мощные, чем стоявшие на первой модификации «Вулкана». Усовершенствованию подверглось бортовое оборудование — появился новый комплекс РЭБ (как на В.1 А), а также радар следования рельефу местности. Крыло было усилено, что сделало возможным полеты на малых высотах, а в состав вооружения кроме свободнопадающих бомб вошла управляемая ракета «Блю Стил» (стартовая масса 7700 кг, дальность пуска 240 км, мощность термоядерной БЧ 1,1 Мт).

Всего изготовили 89 самолетов «Вулкан» В.2. Девять из них впоследствии переоборудовали в разведчики B.2(MRR), а шесть — в самолеты-заправщики К.2.

Нереализованным остался проект «Вулкан» В.З — самолет-носитель ракет «Скайболт» (до шести таких УР должны были размещаться на подкрыльевых пилонах).

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Бомбардировщики «Вулкан» рассматривались руководством Великобритании в первую очередь как часть стратегических ядерных сил. В этом качестве самолеты несли свободнопадающие ядерные авиабомбы «Блю Дэньюб» (15 — 40 кт) или «Йеллоу Сан» (400 кт), «Ред Бирд» (15 или 25 кт), а с 1966 года — более современные WE.l 77А/В. Ракеты «Блю Стил» входили в боекомплект самолетов «Вулкан» В.2. Они были приняты на вооружение в 1963 году, но семь лет спустя списаны, и в составе вооружения «Вулканов» остались лишь бомбы.

Первым подразделением, летавшим на «Вулканах», стала 230-я часть переучивания, получившая такие самолеты уже в 1956 году. В следующем году «Вулканы» поступили в 83-ю и 101-ю эскадрильи. За ними последовали 617, 44-я и 50-я. Все они поначалу получили самолеты модификаций В.1 и В.1 А, а затем перевооружались на «Вулканы» В.2 (83-я и 617-я эскадрильи — в 1960-1961 годах, остальные — в 1966-1967 годах). «Двойками» вооружили также 9,12-ю и 35-ю эскадрильи. Таким образом, на пике своей численности «Вулканы» В.2 находились на вооружении восьми эскадрилий (по девять самолетов в каждой). Основными базами «Вулканов» в метрополии являлись Скэмптон и Уоддингтон. Периодически эскадрильи таких самолетов направлялись в Сингапур, а с 1969 по 1975 годы 9-я и 35-я эскадрильи постоянно базировались на Кипре, на авиабазе Акротири. Здесь, а также на сингапурском аэродроме Тенга, имелись склады с ядерными бомбами для «Вулканов». В 1967 году была расформирована 12-я эскадрилья, а два года спустя — 83-я. 27-я эскадрилья в 1973 году стала разведывательной — ее самолеты были переоборудованы в вариант B.2(MRR).

50-я же в 1982 году получила самолеты-заправщики «Вулкан» К.2. В начале 1980-х годов на смену «Вулканам» начали поступать истребители-бомбардировщики «Торнадо», но под занавес своей карьеры два «Вулкана» успели поучаствовать в Фолклендской войне. К концу 1982 года такие самолеты были сняты с вооружения бомбардировочных и разведывательной эскадрилий, а в 1984 году их сдала и 50-я заправочная

эскадрилья.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВРО «ВУЛКАН» В.2

Тип: четырехмоторный стратегический бомбардировщик
Экипаж: 5 чел.
Двигатели: ТРД «Роллс-Ройс Олимпус» Мк301 тягой 9070 кгс
Размеры, м:
длина: 30,45
высота: 8,68
размах крыла: 33,83
площадь крыла, м2:368,3
Вес, кг:
пустого самолета: 37 144
нормальный взлетный: 90 720
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 1006
дальность полета, км: 10 000
практический потолок, м: 19 000
Вооружение: 1 х УР «Блю Стил» или ядерные и обычные бомбы массой до 9525 кг