авиация Первой Мировой войны — Альтернативная История







 

В компанию к французу De Bruyére C.1 присоединяется не менее причудливое творение сеньора Pier Carlo Bergonzi из солнечной Италии под названием Bergonzi «Ardea». Самолет был построен как …

ПОДРОБНЕЕ +








 

Ровно 100 лет назад, 5 октября 1918 года, за 35 дней до конца Первой мировой войны и за день до своего 30-летия в воздушном бою над Арденнами погиб французский летчик Ролан Гарро. Несмотря …

ПОДРОБНЕЕ +








 

Ровно 105 лет назад, 29 сентября 1913 года, французский пилот Морис Прево на скоростном самолете «Депердюссен-Монокок» выиграл авиагонку на приз американского газетного магната Гордона …

ПОДРОБНЕЕ +








 

В 1917 году был разработан новейший двигатель, который обещал дать решающее превосходство в воздухе перспективным британским истребителям. Это был радиальный авиамотор воздушного охлаждения …

ПОДРОБНЕЕ +








 

Еще в самом начале Первой мировой войны для борьбы с подводными лодками противника на Черном море предполагалось использовать дирижабли. Но, несмотря на приказ командования Черноморского …

ПОДРОБНЕЕ +








 

Хотя в годы Первой Мировой войны в Италии разрабатывались и строились истребители отечественных конструкций, они были не слишком удачными. Так, например, компания Ansaldo серийно строила …

ПОДРОБНЕЕ +








 

Еще до начала Первой мировой войны, в 191-1913 годах, на Черном море проводились опыты по поиску подводных лодок и минных заграждений с применением аэропланов. Полеты, проведенные …

ПОДРОБНЕЕ +








 

Ровно 100 лет назад, в ночь с 5 на 6 августа 1918 года, состоялся последний налет германских «Цеппелинов» на Англию и одновременно — последний боевой вылет бомбардировочных дирижаблей. Их …

ПОДРОБНЕЕ +








После того как Фредерик Кольховен в 1917 году покинул компанию Armstrong Whitworth и перешел British Aerial Transport Co, в Госфорте (Gosforth) функции главного конструктора взял на себя Фрэнк Мерфи …

ПОДРОБНЕЕ +








 

За пару лет до начала Великой войны в Германии было налажено серийное производство авиабомб для вооружения дирижаблей. Когда война началась, бомбовое вооружение потребовалось и авиации. Мы …

ПОДРОБНЕЕ +

alternathistory.com

Авиация Первой мировой в цвете — 2.

В продолжение темы «Авиация Первой мировой в цвете  ( 45 фото )» https://oper-1974.livejournal.com/492887.html

1 апреля 1915 года в разгар Первой Мировой войны над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью «С первым апреля!».


         Известно, что за четыре года воюющими государствами было проведено около ста тысяч воздушных боев, в ходе которых было сбито 8073 самолета, огнем с земли уничтожено 2347 самолетов. Немецкая бомбардировочная авиация сбросила на противника свыше 27 000 тонн бомб, английская и французская — более 24 000.
         Англичане претендуют на 8100 сбитых самолетов противника. Французы — на 7000. Немцы признают потерю 3000 своих самолетов. Не более 500 машин потеряла Австро-Венгрия и прочие союзники Германии. Таким образом, коэффициент достоверности побед Антанты не превышает 0,25.


        Всего асами Антанты было сбито свыше 2.000 германских самолетов. Немцы признали, что потеряли в воздушных боях 2.138 самолетов и что не вернулось из расположения противника около 1.000 машин.
       Так кто же все-таки был самым результативным летчиком Первой мировой? Тщательный анализ документов и литературы о применении истребительной авиации в 1914-1918 годах показывает, что им является французский летчик Рене Пауль Фонк с 75 воздушными победами.
       Ну, а как тогда Манфред фон Рихтгофен, которому некоторые исследователи приписывают почти 80 уничтоженных самолетов противника и считают именно его самым результативным асом Первой мировой?

         Однако часть других исследователей полагает, что есть все основания считать, что 20 побед Рихтгофена не являются достоверными. Так, что данный вопрос до сих пор остается открытым.
         Французских пилотов Рихтгофен вообще не считал за летчиков. Совсем по-другому Рихтгофен описывает воздушные сражения на Востоке: «Мы часто летали, редко вступали в бой и не имели особых успехов».
         Исходя из дневника М. фон Рихтгофена, можно сделать вывод о том, что российские авиаторы не были плохими летчиками, просто их было меньше по сравнению с количеством французских и английских пилотов на Западном фронте.
        Редко на Восточном фронте устраивались так называемые «dog fight», т.е. «собачья свалка» (маневренный воздушный бой с участием большого количества самолетов), которые были обычным явлением на Западном фронте.
        Зимой же в России самолеты вообще не летали. Потому-то все германские асы и одержали столько побед именно на Западном фронте, где небо просто кишело самолетами противника.

         Наибольшее развитие в Первую мировую получила противовоздушная оборона Антанты, вынужденная бороться с германскими налётами на свои стратегические тылы.
         К 1918 году, в ПВО центральных районов Франции и Великобритании находились десятки зенитных орудий и истребителей, сложная сеть связанных телефонными проводами постов звуколокации и передового обнаружения.
         Тем не менее, обеспечить полную защиту тылов от воздушных нападений не удавалось: и в 1918 году германские бомбардировщики совершали налёты на Лондон и Париж. Опыт Первой мировой в плане противовоздушной обороны был подытожен в 1932 году Стэнли Болдвином во фразе «бомбардировщик всегда найдет дорогу».


          В 1914 году Япония в союзе с Британией и Францией атаковала германские войска в Китае. Кампания началась 4 сентября и закончилась 6 ноября и отметилась первым в истории Японии применением авиации на поле боя.
          На тот момент японская армия располагала двумя монопланами Ньюпор, четырьмя Фарманами и восемью пилотами для этих машин. Первоначально они ограничились разведполетами, но потом стали широко применяться бомбы, сбрасываемые вручную.
          Наиболее известной акцией стала совместная с флотом атака германского флота в Цингтао. Хотя основная цель — германский крейсер — не был поражен, зато был потоплен торпедный катер.
         Интересно, что в ходе налета произошел и первый воздушный бой в истории японской авиации. На перехват японских самолетов поднялся германский пилот на Таубе. Хотя бой закончился безрезультатно, но немецкий летчик был вынужден совершить вынужденную посадку в Китае, где он сам сжег самолет, чтобы он не достался китайцам. Всего за короткую кампанию Ньюпоры и Фарманы японской армии совершили 86 боевых вылета, сбросив 44 бомбы.

Пехотные самолеты в бою.

         К осени 1916 г. немцами были разработаны требования к бронированному «пехотному самолету» (Infantrieflugzeug). Появление этой спецификации было напрямую связано с появлением тактики штурмовых групп.
         Командиру пехотной дивизии или корпуса, которым подчинялись эскадрильи Fl. Abt в первую очередь нужно было знать, где в данный момент находятся его подразделения, просочившиеся за линию траншей и оперативно передать распоряжения.
         Следующая задача — выявление подразделение противника, которые до наступления не смогла обнаружить разведка. Кроме того при необходимости самолеты можно было использовать в качестве корректировщика артогня. Ну, а во время выполнения задания предусматривалось нанесение ударов по живой силе и технике с помощью легких бомб и пулеметного огня, хотя бы для того, чтобы самого не сбили.

           Заказы на аппараты этого класса получили сразу три компании Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft (A.E.G), Albatros Werke и Junkers Flugzeug-Werke AG. Из этих самолетов получивших индекс J только самолет Юнкерса был полностью оригинальной конструкцией, два других были бронированными версиями разведчиков-бомбардировщиков.
          Вот как описывали штурмовые действия пехотных Альбатросов из состава Fl.Abt (A) 253 немецкие лётчики — Сначала наблюдатель сбрасывал небольшие газовые бомбы, которые заставляли британских пехотинцев покинуть укрытия, затем во втором заходе, на высоте не более 50 метров, обстреливал их из двух пулеметов установленных в полу его кабины.


          Примерно в тоже время пехотные самолеты начали поступать на вооружение ударных эскадрилий — Schlasta. Основным вооружением этих отрядов были многоцелевые двухместные истребители, такие как Halberstadt СL.II/V и Hannover CL.II/III/V, «пехотники» были своеобразным довеском к ним. Кстати состав разведывательных подразделений так же был неоднороден, так в Fl. Abt (A) 224, кроме Albatros и Junkers J.1 были Roland C.IV.
         Кроме пулеметов на пехотные самолеты устанавливали появившиеся к концу войны 20-мм пушки Becker» (на доработанной турели AEG J.II и на специальном кронштейне по левому борту у кабины стрелка у Albatros J.I).

http://www.airwar.ru/history/av1ww/albj/albj.html




Французская эскадрилья VB 103 имела эмблему из красной пятиконечной звезды 1915-1917 г.

oper-1974.livejournal.com

Авиация Первой мировой войны | Военная авиация

Силы противоборствующих сторон в Первой мировой войне были неравны. Великобритания, Франция и Россия входили в Антанту. В 1918 году к ней присоединились США. Входила в Антанту и Бельгия, но собственных авиастроительных фирм она не имела, а закупала самолеты во Франции и Великобритании. Надо сказать, что развитой авиационной промышленностью (т. е. крупными самолетосборочными и моторостроительными фирмами) обладали только Великобритания и Франция. Россия имела несколько самолетостроительных фирм, но ощущалась постоянная нехватка двигателей. Итальянцы в 1915 году разорвали договор с Германией и Австро-Венгрией и тоже примкнули к Антанте. Авиапромышленность Италии к началу войны была в зачаточном состоянии, но уже в 1916-м начался выпуск бомбардировщиков и разведчиков по собственным проектам, а к 1917-му – и истребителей, но их не хватало, поэтому часть машин покупалась во Франции и Англии.
Страны Антанты имели преимущество по численным показателям личного состава армий, населения, экономики, природных ресурсов и так далее перед Германией и ее союзниками. Германия противопоставила свои традиционные, отработанные веками лучшие качества умения воевать и трудиться в военное время: боевой дух и храбрость солдат, дисциплину и организованность, передовую военную науку, современные образцы вооружения и военной техники.
В 1914 году в Европе и США работали десятки самолетостроительных заводов: в Германии – 36, Великобритании – 76, Франции – 35, Италии – 22, России – 12, США – 31. Это позволило выпускать самолеты в течение всей Первой мировой войны в большом количестве. Более того, не прекращались работы по созданию новых образцов и модернизации существующих. К началу войны противоборствующие стороны имели примерное равенство численности самолетов: Германия и ее союзники – 1418 самолетов, Антанта – 1321. Однако к концу войны этот паритет был нарушен. Темпы производства самолетов в Германии и Австро-Венгрии были ниже, чем у их противников. Страны Антанты в 1918 году увеличили выпуск самолетов примерно в 57 раз, их противники – в 11,5. Примерно такое же соотношение имелось по выпуску авиамоторов и по темпам нарастания их производства. Количество выпущенных моторов практически не превышало число произведенных самолетов. Ресурс двигателя позволял эксплуатировать самолет весь срок его службы.

Доставка авиационного двигателя, Первая мировая война.

Таким образом, рост численности и повышение боевых возможностей самолетов и вооружения, а также другие факторы оказали значительное влияние на совершенствование организационной структуры военной авиации в годы Первой мировой войны. Если летом 1914 г. в военной авиации преобладали самолеты-разведчики (905 и более), то в 1918 г. в составе военной авиации истребительная авиация занимала 40%. В 1915 г. самолеты-истребители были объединены в армейские авиаотряды и эскадрильи. Так, в 1916 г. в России были созданы 12 истребительных авиаотрядов (по одному на полевую армию) и истребительная авиагруппа Юго-Западного фронта. А на 1 октября 1917 г. в России уже имелось 96 авиаотрядов, из них только 17 были истребительными.

Отряд воздухоплавателей. Первая мировая война

Между тем во Франции в первые годы войны наблюдалась тенденция сокращения численности армейской авиации и некоторого увеличения численности войсковой (корпусной) авиации. В Германии и России, наоборот, увеличивалась численность армейской авиации. В целом усложнение организационных форм военной авиации привело к зарождению авиационных частей, таких как эскадрилья, группа и бригада. Они, в свою очередь, включали в себя отряды и звенья. Так, в русских общевойсковых армиях, действовавших на фронте, были сформированы авиационные дивизионы, куда вошли авиационные отряды. Летом 1917 г. в Германии приступили к формированию истребительных авиационных групп численностью в 40 – 50 самолетов. А во Франции в 1918 г. была создана воздушная дивизия.

Полевой аэродром. Самолеты французской эскадры

При русском Военном министерстве было организовано управление Военно-воздушного флота, на которое возлагалось руководство всей боевой авиацией.
С началом Первой мировой войны потребовалось увеличение количества военных летчиков. Например, в 1915 г. было принято решение об открытии частных школ авиации военного времени. Только в течение 1915 г. эти школы подготовили более 230 летчиков из нижних чинов и «охотников». В 1916 г. все учебные заведения России подготовили для авиации 497 летчиков, а к Февральской революции Русская армия имела в своем составе свыше 700 летчиков. Летом 1915 г. в Петрограде была открыта Первая офицерская школа морской авиации, а осенью — ее филиал в Баку, который уже в 1917 г. стал самостоятельной школой. В 1917 г. в Петрограде открыли еще одну морскую школу высшего пилотажа, а в Евпатории точно такую же, но только для авиации сухопутных войск. В ходе войны в военные авиационные школы доступ расширили и для гражданских добровольцев. Так, для поступающих в эти школы в Москве при высшем техническом училище осенью 1914 г. были открыты «Теоретические курсы авиации» со сроком подготовки 4 месяца.
Всего эти курсы подготовили более 240 кандидатов для поступления в авиационные школы. В ходе учебного процесса в целях повышения качества теоретической и летной подготовки выпускников военных авиационных школ внедрялись и новые методики.

Например, в конце 1915 г. в Севастопольской авиашколе приняли решение о внедрении французского метода обучения (три ступени): вывозка, тренировки и освоение боевого самолета. При вывозке проводилось первоначальное обучение летному искусству под руководством инструктора. На втором этапе обучаемый получал 8 часов налета на «фармане» и 12 часов налета на «моране», тем самым ознакомившись с бипланом и монопланом. После получения диплома летчик должен был налетать еще не менее 12 часов на боевом самолете.

Освящение самолета. Первая мировая война

(Окончание следует)

air.wanka.ru

Parnall — Альтернативная История







 

В 1917 году Адмиралтейство выпустило спецификацию A.D./N.2A, которая требовала создания двухместного самолета-разведчика и корректировщика. Самолет должен был поступить на вооружение …

ПОДРОБНЕЕ +








 

В характере Джорджа Парнолла (George Parnall) никогда не было желания почивать на лаврах, и после состоявшейся в 1919 году отставки с поста директора компании Parnall & Sons он основал …

ПОДРОБНЕЕ +








 

Времена, последовавшие за окончанием Первой Мировой войны, были, несомненно, очень сложным периодом для авиастроительной промышленности, которая внезапно столкнулась с крахом закупок новых …

ПОДРОБНЕЕ +








 

Ныне тема BWB (Blended wing body, самолет интегральной схемы) пользуется популярностью, пусть и ограниченной. Особенно ограниченной, когда дело касается реализации красивых рендеров в …

ПОДРОБНЕЕ +








Идея размещения самолета на борту подводной лодки для использования в качестве разведчика и корректировщика впервые появилась в годы, предшествовавшие Первой Мировой войне. Молодой морской офицер …

ПОДРОБНЕЕ +








Разработка и создание в 1930 году миниатюрной одноместной летающей лодки Prawn (креветка) было очередным одноразовым мероприятием компании George Parnall & Co. Этот летательный аппарат был …

ПОДРОБНЕЕ +








В 1931 году Фредерик Джордж Майлз заключил с компанией Parnall Aircraft договор на создание на заводе в Яте (Yate) небольшого спортивного биплана, которому было присвоено наименовение Satyr. Ф. Дж. …

ПОДРОБНЕЕ +








После Перемирия 1918 года были предприняты меры, чтобы отвлечь военные усилия на развитие технологий в мирных целях и для улучшения общественного транспорта и связи. Одним из шагов в этом направлении …

ПОДРОБНЕЕ +

alternathistory.com

Самолеты первой мировой войны кратко

Даже при кратком изучении истории Первой мировой войны становится понятно какую большую роль в этом международном конфликте сыграли самолеты.

Состояние авиации в начале противостояния

В войну все без исключения страны вступили с самолетами, на которых не было абсолютно никакого вооружения. По большей части летные машины использовали для ведения разведывательных операций и корректировки деятельности остальных родов войск.
Чтобы не допустить проникновения самолетов противника на свою территорию, у летчиков имелось только собственное оружие.

Первые истребители

Уже к началу второго года войны английские и французские авиаторы стали устанавливать на свои машины первые пулеметы. Однако, так как на большинстве самолетов пулемету мешали винты, то изначально оружие ставили только на аэропланах с задним толкающим винтом. Первым истребителем стал «Vickers F.B.5», произведенный в Великобритании.
Через некоторое время французские мастера предложили с стрелять прямо через пропеллер. А чтобы пули не повреждали винт, на его лопасти предполагалось делать специальные металлические накладки.
Следующую модернизацию провели уже германцы, разработавшие, так называемый синхронизатор. Благодаря этому устройству пулемет выстреливал именно в тот момент, когда перед ним не было винтовой лопасти. Впервые оно было опробовано на истребителе «Fokker E.I.».
Это новшество позволило германским самолетам получить значительный перевес на авиацией стран Антанты.
Кратко говоря, к концу второго года Первой мировой войны самолеты из обычных разведывательных аппаратов превратились в грозное и опасное оружие.

Соперничество, как движущая сила

Летом 1916, благодаря усилиям английских и французских авиастроителей, Антанта вновь получила перевес в небе. Ее новые авиационные машины были гораздо легче и маневреннее германских.
В ответ, уже через несколько месяцев в небе появились новые истребители «Albatros D.II», изготовленные на заводах Германской империи, а к концу этого же года – улучшенные модели с обтекаемым фюзеляжем «Albatros D.III».  Вновь преимущество перешло на сторону Германии.
Самые массовые потери авиация Антанты понесла в апреле 1917. Он вошел в анналы истории, как «кровавый апрель», так как за этот период германскими истребителями было сбито 245 самолетов, более 200 британских авиаторов были убиты или затерялись на чужих территориях, 108 – пленены.
Но уже к лету англичане смогли отыграться, выпустив в небо истребители «Роял Эйркрафт фэктори S.E.5», «Sopwith Camel» и SPAD.
К тому моменту германские ресурсы были практически истощены, и страна уже не могла также быстро и массово произвести перевооружение. Перехватить инициативу они пытались разрабатывая и внедряя новые тактические приемы ведения воздушных боев.

Авиация участников противостояния

Германия к началу вооруженного противостояния обладала второй по численности авиацией в мире. Однако основная часть ее авиапарка составляли устаревшие машины «Таубе».
Но в годы войны германские авиаконструкторы разработали несколько новых самолетов различного назначения.
Первые одноместные истребители «Фоккер» были представлены в четырех вариантах. Таких машин было произведено около полутысячи. Немногим меньше – около 300 машин было изготовлено «Альбатросов» — ближних и дальних разведчиков, корректировщиков артиллерийского огня и бомбардировщиков.
Впоследствии появились триплан «Фоккер-Дрейкер I» и биплан «Сопвич Камел».
Первым тяжелым германским самолетом, основная задача которого состояла в бомбардировке тыловых объектов противника, был «AEG GIII». Этот самолет мог нести до 300 килограммов груза (бомб) и был оснащен двумя пулеметами.
Кроме того, на вооружении Германии имелись бомбардировщики «Gotha GV», «Сименс-Шуккерт R1», «Цеппелин-Штаакен RVI».
 
Австро-Венгрия перед войной была самой слабой в авиационной подготовке. У нее было всего 30 самолетов. Среди них «Фоккеры» модификаций М5 и Д VII, «Hansa-Brandenburg B.I», «Hansa-Brandenburg D.I» и «Österreichische Aviatik D.I».

Российская авиация перед начало войны была самой крупной – 263 самолета, но находилась в стадии формирования. Основную часть авиапарка составляли «Ньюпоры». В июле, буквально накануне начала конфронтации, в строй вступили четыре многомоторных самолета «Илья Муромец» (за время мировой войны их было изготовлено еще 85).
Однако не смотря на это, в целом русские самолеты уступали машинам других стран по оснащению. Причина крылась в нехватке авиаинженерных мощностей и плохим положением в производстве двигателей.

Великобритания, продолжая совершенствовать свои самолеты на всем протяжении военного противостояния, к его завершению обладала самым большим авиапарком. Да и качество ее самолетов не уступало количеству.

Немало изобретений для улучшения самолетов были сделаны и во Франции. Одним из наиболее удачных самолетов французской авиации стал «Farman F.60 Goliath». Однако разработан он был только в 1918 году и поучаствовать в боевых действиях просто не успел.

Бурное развитие пережила за годы войны и итальянская авиация. В частности, «Caproni Ca.3» с тремя моторами вошел в число лучших бомбардировщиков того времени. Было построено более 300 экземпляров этого самолета.
Подводя итоги, кратко можно отметить, что самолеты Первой мировой войны за годы конфликта были значительно модернизированы, и авиация стала настоящим воинским формированием, играющим важную роль в ведении активных боевых действий.

pervaya-mirovaya.ru

Вооружение самолетов Первой Мировой войны. — Период WWI и ранее. — История авиации — Каталог статей

Вооружение самолетов Первой Мировой войны.

В 1914 году все страны мира вступили в войну с самолётами без всяческого вооружения за исключением личного оружия пилотов (винтовка или пистолет). По мере того, как авиационная разведка все сильнее начинала сказываться на ходе боевых действий на земле, возникла необходимость в оружии, способном предотвращать попытки противника проникнуть в воздушное пространство. Быстро выяснилось, что огонь из ручного оружия в воздушном бою практически бесполезен.
В начале прошлого века взгляды на перспективы развития военной авиации были не особо оптимистические. Мало кто верил, что тогдашние, мягко говоря, не совершенные летательные аппараты могли быть эффективной боевой единицей. Тем не менее, одна опция была всем очевидна: с аэроплана можно сбрасывать на противника взрывчатые вещества, бомбы и снаряды. Разумеется, в том количестве, в каком позволит грузоподъемность, а она в начале XX века не превышала нескольких десятков килограммов.

Трудно сказать, у кого первого возникла такая идея, но на практике ее раньше всех применили американцы. 15 января 1911 года в рамках авиационной недели в Сан-Франциско «состоялось бросание бомб с аэроплана». Не стоит волноваться, во время шоу никто не пострадал.

В начале Первой мировой войны бомбы сбрасывали вручную

В бою же, судя по всему, первыми сбрасывать бомбы с самолетов стали итальянцы. По крайней мере, известно что во время итало-турецкой войны в Ливии 1 ноября 1911 года лейтенант Гавотти с борта «Блерио» сбросил 4 гранаты по 4,4 фунта на турецкие войска.

Блерио XI

Тем не менее, мало просто сбросить бомбу с самолета, ее желательно сбросить прицельно. В 1910-х годах предпринимались попытки разработать различные прицельные приспособления. В Российской Империи, между прочим тоже, и были довольно успешными. Так, приборы штабс-капитана Толмачева, и лейтенанта Сидоренко получали в большинстве случаев одобрительные отзывы. Впрочем, как правило, почти обо всех прицелах сначала следовали положительные отзывы, затем мнение изменялось на противоположное. Происходило это из-за того, что все приборы не учитывали бокового ветра и сопротивления воздуха. В ту пору ещё не существовало баллистической теории бомбометания, она сложилась усилиями двух российских научных центров в Петербурге и Москве к 1915 году.

Рабочее место летчика наблюдателя: бомбы и ящик бутылок с зажигательной смесью

К середине 1910-х помимо аэропланных бомб весом в несколько пудов были известны и другие виды снарядов, а именно большое количество разнообразных «аэропланных пуль» и «стрелок» весом 15-30 г. «Стрелки» вообще интересная вещь. Они представляли собой металлические стержни с заостренным концом и небольшим крестообразным стабилизатором. В целом «стрелки» напоминали «дротики» из игры «Дартс». Ранее всего они появились во французской армии в самом начале Первой мировой войны и показали высокую эффективность. О них даже начали слагать легенды, утверждая, что эти штуки пробивают насквозь всадника с лошадью. В действительности же известно, что при сбрасывании с высоты 1 км 500 стрелок рассеивались по площади до 2000 квадратных метров и однажды «треть батальона, расположенного на отдых, была выведена из строя сравнительно небольшим количеством стрел, сброшенных с одного аэроплана». К концу 1915 г. на вооружение военно-воздушного флота России приняли 9 разнообразных образцов авиационных пуль и «стрелок».

«Стрелки»

То, что можно сбросить с самолета было в те времена не единственным вооружением летательных машин. В 1914-1915 годах фронтовые летчики самостоятельно пытались приспособить автоматическое оружие для ведения воздушного боя. Не смотря на то, что приказ военного ведомства о вооружении аэропланов ружьями-пулеметами «Мадсен» вышел уже через 10 дней после начала войны, потребовалось довольно много времени, чтобы авиаотряды получили это оружие, к слову изрядно устаревшее.

Авиаторы 5-го армейского АО у самолета «Вуазен», вооруженного пулеметом «Максим». Апрель 1916 г

Помимо получения пулеметов со складов была и ещё одна проблема. Не были выработаны наиболее рациональные способы установки авиационного вооружения на самолете. Летчик В.М.Ткачев, в начале 1917 г. писал: «Первое время пулемет ставили на аэроплан там, где находили более удобным по тем или другим чисто техническим соображениям и так, как подсказывали в том или другом случае конструктивные данные аппарата… В общем картина была следующая — к данной системе аппарата прилепливали пулемет там, где было возможно, независимо от того, каковы остальные боевые качества этого аэроплана и какое назначение его, в смысле предстоящего выполнения задач».

До конца Первой мировой войны так и не сложилось единого мнения о типах боевых самолетов. Четкие представления о бомбардировщиках и истребителях появятся несколько позже.

Слабым местом авиационного вооружения того времени была прицельная атака. Бомбометание на тогдашнем технологическом уровне развития не могло быть точным в принципе. Хотя, к 1915 году научные изыскания в области баллистики позволили перейти к выпуску авиабомб с уменьшенным хвостовым оперением, что несколько повысило точность и эффективность снарядов. Автоматическое оружие так же особой точностью не отличалось, кольцевой прицел не мог ее обеспечить в необходимой степени. Коллиматорные же прицелы, разработанные учениками Жуковского уже к 1916 году, не были приняты на вооружение, поскольку в России не было тогда заводов и мастерских, способных их серийно выпускать.

Внедрение новых технологий
В начале 1915 года, англичане и французы начали первыми ставить пулемётное вооружение на самолёты. Так как воздушный винт мешал обстрелу, первоначально пулемёты ставили на машины с толкающим винтом, расположенным сзади и не препятствующим ведению огня в носовой полусфере. Первым истребителем в мире стал британский Vickers F.B.5, специально построенный для воздушного боя с помощью закрепленного на турели пулемёта. Тем не менее, особенности конструкции самолётов с толкающим винтом в то время не позволяли развивать достаточно высоких скоростей, и перехват быстроходных разведчиков был затруднителен.

Спустя некоторое время, французы предложили решение проблемы стрельбы через винт: металлические накладки на нижние части лопастей. Пули, попадающие в накладки, отражались не повреждая деревянного пропеллера. Это решение оказалось не более чем удовлетворительным: во-первых, боеприпас быстро расходовался впустую из-за попадания части пуль в лопасти винта, во-вторых, удары пуль все же постепенно деформировали пропеллер. Тем не менее, за счёт таких временных мер, авиации Антанты удалось на некоторое время получить перевес над Центральными Державами.

1 апреля 1915 года сержантом Гарро на истребителе Morane-Saulnier L впервые был сбит самолет пулеметом, стреляющим через вращающийся винт самолета. Не повредить при этом винт позволили металлические отражатели, установленные на самолет Гарро после визита фирмы Моран-Солнье. К маю 1915 года фирма «Фоккер» разработала удачную версию синхронизатора. Это устройство позволяло вести огонь через винт самолёта: механизм позволял пулемёту выстрелить только тогда, когда перед дулом не было лопасти. Синхронизатор впервые установили на истребитель Fokker E.I.

Появление эскадрилий германских истребителей летом 1915 года оказалось для Антанты полной неожиданностью: все её истребители имели устаревшую схему и уступали аппаратам Фоккера. С лета 1915 года по весну 1916 года, немцы доминировали в небе над Западным фронтом, обеспечив себе существенный перевес. Это положение стали называть «Бич Фоккера»

Только летом 1916 года, Антанте удалось восстановить положение. Поступление на фронт манёвренных лёгких бипланов английских и французских конструкторов, превосходивших в манёвренности ранние истребители Фоккера, позволило изменить ход войны в воздухе в пользу Антанты. Поначалу Антанта испытывала проблемы с синхронизаторами, поэтому обычно пулемёты истребителей Антанты того времени размещались над пропеллером, в верхнем бипланном крыле.

Немцы ответили появлением новых истребителей-бипланов Albatros D.II в августе 1916 года, и Albatros D.III в декабре, имевших обтекаемый фюзеляж типа полумонокок. За счёт более прочного, легкого и обтекаемого фюзеляжа, немцы придали своим машинам лучшие летные характеристики. Это позволило им вновь получить значительное техническое преимущество, и апрель 1917 года вошёл в историю как «кровавый апрель»: авиация Антанты вновь начала нести тяжёлые потери.

За апрель 1917, англичане потеряли 245 самолётов, 211 лётчиков были убиты или пропали без вести, а 108 были захвачены в плен. Немцы потеряли лишь 60 аэропланов в бою. Это наглядно продемонстрировало преимущество полумонококковой схемы над ранее применяемыми.

Ответ Антанты, тем не менее, был быстрым и эффективным. К лету 1917 года, появление новых истребителей Royal Aircraft Factory S.E.5, Sopwith Camel и SPAD, позволило восстановить положение дел в воздушной войне. Главным преимуществом Антанты стало лучшее состояние англо-французского двигателестроения. Кроме того, с 1917 года Германия начала испытывать жесткий дефицит ресурсов.

В итоге, к 1918 году, авиация Антанты добилась как качественного так и количественного превосходства в воздухе над Западным фронтом. Немецкая авиация более была не в силах претендовать более чем на временное достижение локального доминирования на участке фронта. В попытке переломить ситуацию, немцы пытались разработать новые тактические приёмы (так, например, во время летнего наступления 1918 года были впервые широко применены воздушные удары по аэродромам базирования, с целью уничтожить вражескую авиацию на земле), но подобные меры не могли изменить общей неблагоприятной ситуации.

Тактика ведения авиационных боев в Первую мировую войну
В начальный период войны при столкновении двух самолётов бой велось из личного оружия или при помощи тарана. Впервые таран был применён 8 сентября 1914 года русским асом Нестеровым. В результате оба самолёта упали на землю. 18 марта 1915 года другой русский летчик впервые применил таран без падения собственного самолёта и успешно вернулся на базу. Такая тактика применялась в силу отсутствия пулемётного вооружения и его малой эффективности. Таран требовал от лётчика исключительной точности и хладнокровия, поэтому тараны Нестерова и Казакова оказались единственными в истории войны.

В боях позднего периода войны авиаторы пытались обойти самолёт противника сбоку, и, зайдя противнику в хвост расстрелять его из пулемёта. Эту тактику использовали и при групповых боях, при этом побеждал пилот проявивший инициативу; заставивший противника улетать. Стиль воздушного боя с активным маневрированием и стрельбой с ближней дистанции получил название «догфайт» («собачья драка») и до 1930-ых доминировал в представлении о воздушной войне.

Особым элементом воздушного боя Первой мировой были атаки на дирижабли. Воздушные корабли (особенно жесткой конструкции) имели достаточно многочисленное оборонительное вооружение в виде турельных пулемётов, в начале войны практически не уступали самолётам скоростью, и обычно существенно превосходили скороподъемностью. До появления зажигательных пуль, обычные пулемёты оказывали очень слабое воздействие на оболочку дирижабля, и единственным способом сбить воздушный корабль было пролететь прямо над ним, сбросив на киль корабля ручные гранаты. Несколько дирижаблей было сбито, но в целом, в воздушных боях 1914 — 1915 годов дирижабли обычно выходили победителями из встреч с самолётами.

Положение поменялось в 1915 году, с появлением зажигательных пуль. Зажигательные пули позволяли воспламенить смешивающийся с воздухом вытекающий через пробитые пулями отверстия водород, и вызвать уничтожение всего воздушного корабля.

Тактика бомбардировочных операций
В начале войны, ни одна страна не имела на вооружении специализированных авиационных бомб. Германские цеппелины проводили первые бомбардировочные вылеты в 1914 году, используя обычные артиллерийские снаряды с приделанными матерчатыми плоскостями, самолёты сбрасывали на позиции противника ручные гранаты. Позднее были разработаны специальные авиационные бомбы. В ходе войны наиболее активно применялись бомбы весом от 10 до 100 кг. Наиболее тяжёлыми авиационными боеприпасами, примененными в годы войны, были сначала 300-килограммовая немецкая авиабомба (сбрасываемая с цеппелинов), 410-килограммовая русская авиабомба (применяемая бомбардировщиками «Илья Муромец») и 1000-килограммовая авиабомба, примененная в 1918 году по Лондону с германских многомоторных бомбардировщиков «Цеппелин-Штаакен»

Приспособления для бомбометания в начале войны были очень примитивны: бомбы сбрасывались вручную по результатам визуального наблюдения. Усовершенствование зенитной артиллерии и возникшая в результате этого необходимость в увеличении высоты и скорости бомбардировки повлекли за собой создание телескопических бомбовых прицелов и электрических бомбодержателей.

Помимо авиабомб, развивались и другие виды авиационного оружия. Так, всю войну аэропланами успешно применялись метательные стрелки-флешетты, сбрасываемые на пехоту и кавалерию противника. В 1915 году, английский флот впервые успешно применил во время Дарданельской операции торпеды, запускаемые с гидросамолётов. В конце войны, были начаты первые работы по созданию управляемых и планирующих авиабомб.

mig-29.moy.su

Самолеты I мировой войны: фото, названия, описание

Освоение воздушного пространства — это сравнительно новый виток в развитии промышленности, начавшийся в конце XIX века. Сам термин «авиация» переводится как «птица». Впервые силу и мощь железных ястребов человечество познало с приходом одного из самых разрушительных и жестоких событий в истории — I мировой войны. Самолеты этих времен не отличались хорошими техническими параметрами, но дали начало появлению качественных и полезных приспособлений, как для воздушных битв, так и для пассажирских перелетов.

Появление первых военных самолетов

Самолеты I мировой войны начали появляться еще во время зачатков конфликта. Изначально это были громоздкие и неповоротливые «летающие танки», способные перевозить личный состав. Они не были оборудованы штурмовыми пулеметами или отсеками для сброса бомб. Основную огневую мощь самолеты времен I мировой войны обеспечивали за счет оружия личного состава.

По мере развития военного ремесла, к 1915 году, начали появляться истребители. Они развивали скорость до 150 км/ч и могли нанести серьезные урон пехоте и танкам. Они использовали оружие разной эффективности, в числе которого были пулеметы, стальные гири и гранаты.

Примером военного превосходства немецких самолетов Первой мировой войны стали бомбардировщики. На тот момент это были самые разрушительные, габаритные и непробиваемые машины. С появлением этих средств во многих городах Европы начали появляться сирены, оповещающие местное население о приближении бомбардировочных атак.

Самолеты Германии

Военные силы Центральных держав на момент Первой мировой войны намного опережали многие государства Европы. Несмотря на очевидную слабость союзников, Германия являлась второй державой по количеству самолетов в мире. Она располагала 240 единицами «Таубе» и составляла серьезную конкуренцию Антанте. Первая мировая война дала толчок в развитии индустрии самолетостроения и закрепила печальную славу за немецкими бомбардировщиками, уничтожавшими все на своем пути.

Благодаря стремительному развитию войска Центральных государств смогли укрепить доминирующую позицию в воздухе почти до самого конца I мировой войны. Немецкие самолеты стали первыми использоваться для бомбардировок стратегических объектов противника. Самыми известными самолетами стали легкие трипланы «Фокер» и «Тауб». Они представляли собой легкие конструкции, способные вести быстрые и эффективные бои.

Немецкие дирижабли как часть ВВС

Помимо бомбардировок с привычных на сегодняшний день самолетов, Германия также использовала в своих бомбардировках и дирижабли. За 4 года войны немцы построили более 100 единиц «Цеппелинов» и «Шутте-Ланцов». В отличие от гражданских дирижаблей, военные аппараты были обеспечены мощнейшей защитой от всех видов известного вооружения.

Такая авиация прекрасно подходила для обеспечения защиты морских подходов к границам захваченных территорий и бомбардировок стратегических объектов, находящихся на линии соприкосновения.

Самолеты союзников Германии

Как известно, одной из главных причин поражения войск Германской империи стала низкая подготовленность войск союзников. Австро-Венгрия и Османская империя были крайне низко квалифицированы в области авиации. Излишний консерватизм стоил им поражения в войне.

Если говорить о конкретных цифрах, то на вооружении Австро-Венгрии было всего 30 самолетов, в числе которых отмечаются «Альбатрос» и «Фокер». Только к концу войны союзники начали массовое производство истребителей.

Османская империя и вовсе не имела воздушно-военных сил. На момент начала I мировой войны самолеты представляли собой обычные аэропланы для пассажирских грузоперевозок. В обеспечении воздушного превосходства Османской империи помогала Германия, поставляя самые современные модели типа «Пфальц», «Рамплер» и «Тауб». Это были самые массовые и ходовые модели начала XX века, имевшие низкую устойчивость к нападениям врагов.

Российский императорский воздушно-военный флот

Несмотря на сильное отставание России от всего мира, по части военной мощи ей практически не было равных, если не считать французские и немецкие войска. То же самое касается и воздушно-военных сил. Названия самолетов I мировой войны, которые участвовали в столкновениях со стороны Российской империи, на протяжении многих лет оставались на слуху.

На момент 1914 года на вооружении России было более 260 самолетов, что превосходило все страны-участницы конфликта. И это несмотря на то, что воздушный флот еще не был окончательно сформирован. Основной ударной силой империи стали первые многомоторные аппараты «Илья Муромец» — самые передовые и мощные бомбардировщики.

Помимо новейших разработок, Россия также использовала более старые модели, значительно уступающие не только новинкам, но и разработкам немецких инженеров. Сегодня такие самолеты называют «Кукурузниками». Они производились из самых обычных деревянных фанер, а потому были крайне уязвимы против любого вида оружия, будь то пулеметы или пистолеты. В основном такие средства использовались при ночных перелетах и разведывательных операциях.

Российская империя стала первой страной в мире, использовавшей в своем арсенале авианосцы. Всего на вооружении было 5 кораблей, способных переносить авиацию.

Королевский летный корпус

Британская империя стала одной из первых стран, занявшихся разработкой летательных аппаратов в военных целях. Фото самолетов времен I мировой войны, выступавших на стороне Великобритании, можно заметить во многих известных изданиях, появившихся после 1918 года.

Несмотря на высокий уровень подготовки кадров, английские самолеты немного уступали немецким и французским машинам. Первым британским истребителем, оборудованным высокоточным пулеметом, стал самолет «Викерс». Его разработки велись с 1912 года, и к началу I мировой войны было произведено 60 экземпляров. В ходе войны было также создано более 3,3 тысячи аэропланов, что сделало Британские ВВС самыми многочисленными войсками послевоенной Европы.

Область применения боевых машин была самая разная, начиная от патрулирования окрестностей линии соприкосновения, заканчивая воздушными бомбардировками и разведывательными операциями. С помощью самолетов фирмы «Роял Аиркрафт» в тыл врага сбрасывали британских разведчиков, что сыграло важную роль в ходе войны.

Французская авиация

По праву считается самой мощной ударной силой периода 1914-1918 годов. Если говорить о том, какие самолеты были в I мировую войну во Франции, то недооценить их крайне сложно. Именно на основании этих разработок на сегодняшний день до сих пор развивается мировая авиация.

Главное отличие от разработчиков других стран заключается в том, что при создании проектов участвовали нет только самые передовые инженеры, но и сами летчики. Благодаря такой кооперации и родилась «гроза неба» — «Моран Саюлнир-М», ставший лучшим истребителем, представленным на период начала войны. При его разработке учитывались оценки пилотов, были укреплены самые уязвимые части самолета, появилась возможность стрелять из пулемета через винт.

Отдельного внимания заслуживает разведывательная авиация. «Блерио 11» также стал лучшим самолетом для разведки. Если посмотреть на архивное фото самолетов I мировой войны, то можно отметить исключительное новаторство летательных аппаратов Франции.

ВВС Италии

Если говорить о темпах развития авиации, то Италия стала самой быстрорастущей державой в этой области. Несмотря на переменный успех по части доминации в небе, итальянцы смогли перейти на принципиально новый уровень. Если к началу войны у Италии не было даже собственных самолетов, то уже спустя год выпускаются самые лучшие тяжелые бомбардировщики «Капрони К-1» и «Капрони К-2». Опытные образцы были настолько успешными, что смогли пройти испытания на неподготовленных для таких действий полигонах. Это были крайне крепкие и тяжелые машины, способные пролетать до нескольких тысяч километров, не требуя дозаправки и технического ремонта.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о