Содержание

Самолёт электронной разведки RC-135V Rivet Joint (США)


RC-135 Rivet Joint - серия самолётов (A,B,D,E,M,R,U) для радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, не имеющих вооружения, в составе ВВС и ВМФ США; помимо лётного экипажа, на борту работают 25-30 операторов. RC-135S - самолёт телеметрии при испытании баллистических ракет. RC-135V - самолёт радиоразведки и сбора данных о работе иностранных радиоэлектронных средств, применяется при разработке новых систем радиэлектронных помех. Самолёт RC-135V/W оборудован комплексной аппаратурой радиоэлектронной разведки и системами управления и целеуказания наземным и воздушным средствам ПВО, в составе экипажа работают семь операторов.

Boeing RC-135V Rivet Joint, код 64-14842, создан на базе планера RC-135C. Он строился в 1964-1965 годах как RC-135B (Model 739-4458) и стал одним из последних самолётов C-135, выпущенных фирмой «Boeing». 55-е крыло Командования боевой авиации, оснащенное машинами RC-135V/W «White-tops», базируется на авиабазе Оффат под Омахой на востоке штата Небраска. Эта база (ранее центр Стратегического авиационного командования) наряду с самолётами-разведчиками продолжает обслуживать МБР и парк бомбардировщиков САК США. Обычно из-за заграничных командировок многих самолётов на базе находится менее половины всего состава 55-го крыла. По крайней мере, пятнадцать самолётов RC-135V Rivet Joint (девять машин RC-135V и шесть RC-135W) 45-й разведывательной эскадрильи составляют основу парка 55-го крыла радио- и радиотехнической разведки («Sigint»). Другие подразделения развернуты в Великобритании (922-я разведэскадрилья на авиабазе Милденхол и ее подразделение 1/922 на острове Крит в Суда-Бей), в Саудовской Аравии (Эр-Рияд) и на Окинаве (82-я разведэскадрилья на авиабазе Кадена). Операции с участием самолетов RC-135V Rivet Joint проводились у границ всех потенциальных противников США. Самолёты 55-го крыла окрашивались по схеме высокой заметности в глянцевые белый и серый цвета для идентификации в международном воздушном пространстве. После перевода в Командование боевой авиации самолёты 55-го крыла получили на кили индексы OF. По окончании холодной войны находящиеся в строю самолёты RC-135V Rivet Joint, ранее нацеленные на сбор стратегической информации, привлекаются к выполнению тактических задач, в частности, в Азии для мониторинга всего комплекса электронного оборудования противника. На этих ТВД используется способность RC-135V Rivet Joint передавать информацию об удаленном на значительное расстояние объекте самолётам непосредственной поддержки войск.

Варианты RC-135S Cobra Ball и RC-135W Rivet Joint оснащены двигателями Pratt & Whitney TF33-P5 в отличие от RC-135V Rivet Joint и RC-135U Combat Sent, на которых стоят ТРДД TF33-P9. Оба типа двигателей развивают тягу 80,05 кН, но только вариант - Р5 имеет реверс тяги. На пилоне двигателя над срезом сопла находится обтекатель каплевидной формы - это оборудование системы AN/APR-17 (известной как «Have Siren») компании «Loral Magnavox» для постановки помех ракетам с инфракрасной ГСП. Внешне вариант RC-135V можно отличить от в целом похожего RC-135W по вспомогательным воздухозаборникам на пилонах наружных двигателей. Первые самолёты RC-135V Rivet Joint, подлежавшие оснащению турбовентиляторными двигателями CFM International F108-CF-100 (вариант RC-135W), появились в Уичита весной 1999 года. Считается, что теперь все RC-135 оснащаются этими новыми двигателями. Кроме замены двигателей самолёт получил модифицированные дисплеи и новые средства управления силовой установкой в кабине экипажа, новые пилоны, усиленное крыло и шасси, новую систему пожаротушения и небольшую кольцевую антенну спутниковой связи.

Характерная для вариантов RC-135S/V/W носовая часть образовалось из-за ее удлинения на 2,28 м для размещения дополнительной антенны системы РТР. Передний шпангоут увеличен в диаметре на 0,6 м для плавного сопряжения обтекателя антенны с фюзеляжем по дополнительно установленным стрингерам. Конструкция кронштейнов, крепящихся к шпангоуту, также была переделана для установки дополнительного БРЭО. Обтекатель антенны сотовой конструкции из стекловолокна рассчитан под нагрузки, возможные для самолета такого класса, и передачу сигнала с минимумом искажений. В передней части носового обтекателя стоит такой же стандартный блок РЛС APN-59E, как и на самолете КС-135. Под носовой частью фюзеляжа находится ряд антенн различного размера. Три плоских антенны установлены под носовой частью перед пятью меньшими стержневыми антеннами (связь в диапазоне УВЧ) в районе боковых обтекателей. Под фюзеляжем в районе центроплана крыла расположены четыре большие черные антенны. Далее - еще девять антенн различных форм и размеров, функции этого комплекса, известного как MUCELS, строго засекречены. Под двойным выступающим обтекателем под хвостовой частью фюзеляжа находятся две вращающиеся антенны пеленгации. Недавним дополнительным приращением к заднему обтекателю стал овальный обтекатель, содержащий новую систему пеленгации. Над фюзеляжем возвышаются антенны систем «High Game» и «Low Game», спутниковой связи SATCOM и других систем связи.

Под обтекателями носовой части фюзеляжа RC-135V стоят антенны систем радиотехнической разведки (РТР), включая автоматическую систему пеленгации источника излучения. В выпуклых отсеках площадью 8,6 м каждый по обоим бортам фюзеляжа в носовой части находятся интерферометры и супергетеродины для анализа и декодирования сигнала. В них также находятся и многочисленные антенны автоматических программируемых приемников, детекторы и усилители - все вместе они покрывают большую часть диапазона электронных сигналов, которые могут быть перехвачены. Полученные данные записываются в аналоговом или цифровом формате с указанием точного расположения обнаруженного источника. Перехваченные сигналы поступают к операторам системы, находящимся в салоне самолета. Оборудование программируется на выделение интересующих импульсов из огромного числа сигналов. После идентификации специальное оборудование может, образно говоря, «взломать» импульс РЛС или другого источника передачи данных и «заглянуть внутрь» для изучения их характеристик и возможностей.

В ходе операций «Desert Storm» и «Desert Shield» самолеты RC-135V/W Rivet Joint были основой сил радиотехнической разведки в районе Персидского залива, они контролировали работу иракских систем связи и РЛС. Первый RC-135 прибыл в Саудовскую Аравию через авиабазу Милденхол в августе 1990 года, после нападения на Кувейт. Самолеты оставались на Ближнем Востоке еще десять недель после заключения перемирия. На протяжении почти всей операции «Desert Shield» три самолета RC-135 базировались в аэропорту Эр-Рияда, Саудовская Аравия. Привлеченные дополнительно самолеты, действовавшие с базы Хеллинкон, Греция, вероятно, выполняли миссии вдоль границы Турции с Ираком. По информации с Rivet Joint оказалось, что иракские РЛС выключались, как только обнаруживали включение противорадиолокационным самолетом F-4G Wild Weasel своих систем, что доказывало эффективность тактики по подавлению ПВО противника.

RC-135W Rivet Joint - на этом варианте совместно использовалась удлиненная носовая часть и наплывы-обтекатели с электронными системами от варианта RC-735V. Самолёт RC-135W также несет четыре большие антенны MUCELS под фюзеляжем перед нишами основных стоек шасси и три большие ножевидные антенны позади них. Передвижные тепловые установки необходимы RC-135V/W для подготовки к вылету. В 1998 году на заводе фирмы «Boeing» в Уичита, штат Канзас, начался перевод парка RC-135V/W нa турбовентиляторные двигатели CFM F108. RC-135S Rivet Ball/Cobra Ball предназначен для телеметрической разведки (ТМР). Во время холодной войны система ТМР («Telint») использовалась для слежения за испытаниями советских баллистических ракет. К первым четырем самолётам, летавшим в 24-й эскадрилье стратегической разведки с авиабазы Эйелсон, Аляска, в 1997 году присоединился единственный RC-135X, доработанный до стандарта RC-135S. RC-135V Rivet Joint принадлежит к самому многочисленному в современном составе ВВС США варианту RC-135. В 1997 году он базировался в Великобритании на базе ВВС Милденхол. Самолёт первым во всем парке должен был получить антенну спутниковой связи «High Game» на верхней части фюзеляжа.

Тактико-технические характеристики RC-135 Rivet Joint

Экипаж, чел   3-4 + 12-16 операторов
Размах крыла, м   39.88
Длина самолета,м   39.20
Высота самолета,м   12.70
Площадь крыла,м2   226.03
Масса, кг   
- пустого самолета   46403
- максимальная взлетная   124967
Внутреннее топливо, кг   86047
Тип двигателя   4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9
Тяга, кН   4 x 80.07
Максимальная скорость, км/ч   991
Крейсерская скорость, км/ч   901
Практическая дальность, км   9100
Радиус действия   4308
Практический потолок, м   12375

www.dogswar.ru

Самолет Боинг RC-135 V/W «Ривет Джойнт»

В 1955 году на базе Боинг 707 появился первый специализированный военный самолет — летающей танкер — Боинг КС-135 «Стратотанкер», используемый по сей день. Год спустя появился транспортный Боинг С-135 «Стратолифтер». А в начале 1961 года три КС-135А были модернизированы в разведывательные самолеты. Так появилась серия RC-135. До появления варианта V/W самолеты серии RC-135 прошли десять модификаций. Все они предназначались для радиотехнической (РТР) и электронной разведки.

Версия RC-135 V создавалась в 1973-1976 годы путем модификации семи самолетов RC-135 С и одного RC-135 U (в 1977 году). RC-135 W появился в начале 1980-х благодаря переоборудованию всех шести самолетов серии RC-135 М. Самолеты RC-135 V/W получили кодовое название «Ривет Джойнт» (Rivet Joint — «заклепочное
соединение»).

Самолеты RC-135 V/W стали основными средствами радиотехнической разведки ВВС США с конца 1970-х годов. Они до сих пор ведут разведку в различных радиодиапазонах, от сантиметрового до метрового, и используются для борьбы с авиацией и ПВО противника, включая зенитно-ракетные комплексы и перехватчики.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Конструкция RC-135 V/W базируется на планере Боинг КС-135. Это четырехдвигательный низкоплан, нормальной схемы, с двухложеронным крылом. Стреловидность крыла — 35°, угол поперченного V — 7°. Фюзеляж — полумонокок. Рули высоты и направления имеют безбустерное управление, триммеры и сервокомпенсаторы. Шасси трехопорное, убираемое.

Изначально использовались двигатели ТРДД «Пратт энд Уитни» TF33-P-9, которые позднее были заменены более мощными и экономичными турбовентиляторными CFM «Интернешнл» F-108-CF-201 мощностью 4 х 96 кН. Самолет имеет заметно удлиненную (на 2,28 м) носовую часть, используемую для размещения дополнительной антенны аппаратуры разведки связи AN/AMQ-15. Передний шпангоут так же увеличен в диаметре на 0,6 м. Кроме того, по обоим бортам передней части фюзеляжа RC-135 V/W имеются прямоугольные обтекатели площадью 18,6 м2, в которых расположена система QRC-259 AEELS (система автоматической радиотехнической разведки). За эти раздутые, как щеки бурундука, обтекатели самолет получил прозвище «Чипманк» (chipmunk — бурундук).

Под носовой частью фюзеляжа находится три плоских антенн ы. Затем пять антенн меньшего размера и стержневые антенны УВЧ-связи в районе боковых обтекателей. Под фюзеляжем в районе центроплана расположены четыре большие черные антенны. Далее еще девять антенн различных форм и размеров системы многоканальной разведки в УКВ-диапазоне — MUCELS. Возможности этого комплекса до сих пор засекречены. В хвостовой части фюзеляжа под двойным выступающим обтекателем находятся две вращающиеся антенны пеленгации. Новая система пеленгации была размещена также в хвостовой части, в дополнительном овальном обтекателе. Над верхней частью фюзеляжа расположены: антенны систем High Game, Low Game, спутниковой связи SATCOM и других систем связи.

ПРИМЕНЕНИЕ

Группа операторов RC-135V/W имеет следующий состав и назначение: три оператора РЭБ отслеживают местоположение самолетов противника и системы ПВО по радиолокационным излучениям, перехватываемым системой AEELS. По правому борту находятся 12-16 технических операторов, которые с помощью системы MUCELS ведут радионаблюдение за перехватами, выполняемыми истребителями противника и сетями ПВО. Еще семь технических операторов разведки контролируют радиолокационные излучения объектов воздушного, наземного и морского базирования, дополняющих данные о радиоэлектронной обстановке. Данные передаются трем аналитикам рабочей группы самолета.

Кроме того, в группу входит оператор передачи данных на самолет Боинг Е-3 «АВАКС» и два специалиста полетного технического обслуживания. Изначально самолеты RC-135 V/W предназначались для сбора стратегической информации, но после окончания холодной войны они привлекаются к выполнению тактических задач, в частности, в Азии для мониторинга всего комплекса электронного оборудования противника. Так в ходе операций «Буря в пустыни» и «Щит пустыни» RC-135 V/W были ведущей силой радиотехнической разведки в районе Персидского залива. Они контролировали работу иракских систем связи и РЛС, оперативно передавая информацию в войска.

В настоящее время «Чипманки» стоят на вооружении 55-го крыла Командования боевой авиации США, которое базируется на авиабазе Оффат под Омахой (шт. Небраска). Пятнадцать самолетов RC-135 V/W (9 машин RC-135V и 6 — RC-135W) из 45-й разведывательной эскадрильи составляют основу радио- и радиотехнической разведки 55-го крыла. Обычно больше половины состава крыла находится на заграничных дежурствах. Боинг RC-135 V/W «Ривет Джойнт» стоит также на вооружении в Великобритании, где они в 2011 году сменили устаревшие «Нимрод» R.I.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОИНГ RC-135 V/W «РИВЕТ ДЖОИНТ»

Экипаж, чел.: 3-4 +
12-16 операторов
Двигатели: 4 х ТРДД «Пратт энд Уитни»ТРЗЗ-Р-9 (мощность 80 кН), позднее — 4 х CFM «Интернешнл» F-108-CF-201 мощностью 4 х 96 кН
Размеры, м:
длина: 39,2
размах крыла: 39,88
высота: 12,7
площадь крыла, м²:226
Вес, кг:
пустого самолета: 46 403
максимальный взлетный: 86 047
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 991
практический потолок, м: 12 000
дальность, км: 9100