Самолёт электронной разведки RC-135V Rivet Joint (США)
RC-135 Rivet Joint — серия самолётов (A,B,D,E,M,R,U) для радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, не имеющих вооружения, в составе ВВС и ВМФ США; помимо лётного экипажа, на борту работают 25-30 операторов. RC-135S — самолёт телеметрии при испытании баллистических ракет. RC-135V — самолёт радиоразведки и сбора данных о работе иностранных радиоэлектронных средств, применяется при разработке новых систем радиэлектронных помех. Самолёт RC-135V/W оборудован комплексной аппаратурой радиоэлектронной разведки и системами управления и целеуказания наземным и воздушным средствам ПВО, в составе экипажа работают семь операторов.
Boeing RC-135V Rivet Joint, код 64-14842, создан на базе планера RC-135C. Он строился в 1964-1965 годах как RC-135B (Model 739-4458) и стал одним из последних самолётов C-135, выпущенных фирмой «Boeing». 55-е крыло Командования боевой авиации, оснащенное машинами RC-135V/W «White-tops», базируется на авиабазе Оффат под Омахой на востоке штата Небраска. Эта база (ранее центр Стратегического авиационного командования) наряду с самолётами-разведчиками продолжает обслуживать МБР и парк бомбардировщиков САК США. Обычно из-за заграничных командировок многих самолётов на базе находится менее половины всего состава 55-го крыла. По крайней мере, пятнадцать самолётов RC-135V Rivet Joint (девять машин RC-135V и шесть RC-135W) 45-й разведывательной эскадрильи составляют основу парка 55-го крыла радио- и радиотехнической разведки («Sigint»). Другие подразделения развернуты в Великобритании (922-я разведэскадрилья на авиабазе Милденхол и ее подразделение 1/922 на острове Крит в Суда-Бей), в Саудовской Аравии (Эр-Рияд) и на Окинаве (82-я разведэскадрилья на авиабазе Кадена). Операции с участием самолетов RC-135V Rivet Joint проводились у границ всех потенциальных противников США. Самолёты 55-го крыла окрашивались по схеме высокой заметности в глянцевые белый и серый цвета для идентификации в международном воздушном пространстве. После перевода в Командование боевой авиации самолёты 55-го крыла получили на кили индексы OF. По окончании холодной войны находящиеся в строю самолёты RC-135V Rivet Joint, ранее нацеленные на сбор стратегической информации, привлекаются к выполнению тактических задач, в частности, в Азии для мониторинга всего комплекса электронного оборудования противника. На этих ТВД используется способность RC-135V Rivet Joint передавать информацию об удаленном на значительное расстояние объекте самолётам непосредственной поддержки войск.
Варианты RC-135S Cobra Ball и RC-135W Rivet Joint оснащены двигателями Pratt & Whitney TF33-P5 в отличие от RC-135V Rivet Joint и RC-135U Combat Sent, на которых стоят ТРДД TF33-P9. Оба типа двигателей развивают тягу 80,05 кН, но только вариант — Р5 имеет реверс тяги. На пилоне двигателя над срезом сопла находится обтекатель каплевидной формы — это оборудование системы AN/APR-17 (известной как «Have Siren») компании «Loral Magnavox» для постановки помех ракетам с инфракрасной ГСП. Внешне вариант RC-135V можно отличить от в целом похожего RC-135W по вспомогательным воздухозаборникам на пилонах наружных двигателей. Первые самолёты RC-135V Rivet Joint, подлежавшие оснащению турбовентиляторными двигателями CFM International F108-CF-100 (вариант RC-135W), появились в Уичита весной 1999 года. Считается, что теперь все RC-135 оснащаются этими новыми двигателями. Кроме замены двигателей самолёт получил модифицированные дисплеи и новые средства управления силовой установкой в кабине экипажа, новые пилоны, усиленное крыло и шасси, новую систему пожаротушения и небольшую кольцевую антенну спутниковой связи.
Характерная для вариантов RC-135S/V/W носовая часть образовалось из-за ее удлинения на 2,28 м для размещения дополнительной антенны системы РТР. Передний шпангоут увеличен в диаметре на 0,6 м для плавного сопряжения обтекателя антенны с фюзеляжем по дополнительно установленным стрингерам. Конструкция кронштейнов, крепящихся к шпангоуту, также была переделана для установки дополнительного БРЭО. Обтекатель антенны сотовой конструкции из стекловолокна рассчитан под нагрузки, возможные для самолета такого класса, и передачу сигнала с минимумом искажений. В передней части носового обтекателя стоит такой же стандартный блок РЛС APN-59E, как и на самолете КС-135. Под носовой частью фюзеляжа находится ряд антенн различного размера. Три плоских антенны установлены под носовой частью перед пятью меньшими стержневыми антеннами (связь в диапазоне УВЧ) в районе боковых обтекателей. Под фюзеляжем в районе центроплана крыла расположены четыре большие черные антенны. Далее — еще девять антенн различных форм и размеров, функции этого комплекса, известного как MUCELS, строго засекречены. Под двойным выступающим обтекателем под хвостовой частью фюзеляжа находятся две вращающиеся антенны пеленгации. Недавним дополнительным приращением к заднему обтекателю стал овальный обтекатель, содержащий новую систему пеленгации. Над фюзеляжем возвышаются антенны систем «High Game» и «Low Game», спутниковой связи SATCOM и других систем связи.
Под обтекателями носовой части фюзеляжа RC-135V стоят антенны систем радиотехнической разведки (РТР), включая автоматическую систему пеленгации источника излучения. В выпуклых отсеках площадью 8,6 м каждый по обоим бортам фюзеляжа в носовой части находятся интерферометры и супергетеродины для анализа и декодирования сигнала. В них также находятся и многочисленные антенны автоматических программируемых приемников, детекторы и усилители — все вместе они покрывают большую часть диапазона электронных сигналов, которые могут быть перехвачены. Полученные данные записываются в аналоговом или цифровом формате с указанием точного расположения обнаруженного источника. Перехваченные сигналы поступают к операторам системы, находящимся в салоне самолета. Оборудование программируется на выделение интересующих импульсов из огромного числа сигналов. После идентификации специальное оборудование может, образно говоря, «взломать» импульс РЛС или другого источника передачи данных и «заглянуть внутрь» для изучения их характеристик и возможностей.
В ходе операций «Desert Storm» и «Desert Shield» самолеты RC-135V/W Rivet Joint были основой сил радиотехнической разведки в районе Персидского залива, они контролировали работу иракских систем связи и РЛС. Первый RC-135 прибыл в Саудовскую Аравию через авиабазу Милденхол в августе 1990 года, после нападения на Кувейт. Самолеты оставались на Ближнем Востоке еще десять недель после заключения перемирия. На протяжении почти всей операции «Desert Shield» три самолета RC-135 базировались в аэропорту Эр-Рияда, Саудовская Аравия. Привлеченные дополнительно самолеты, действовавшие с базы Хеллинкон, Греция, вероятно, выполняли миссии вдоль границы Турции с Ираком. По информации с Rivet Joint оказалось, что иракские РЛС выключались, как только обнаруживали включение противорадиолокационным самолетом F-4G Wild Weasel своих систем, что доказывало эффективность тактики по подавлению ПВО противника.
RC-135W Rivet Joint — на этом варианте совместно использовалась удлиненная носовая часть и наплывы-обтекатели с электронными системами от варианта RC-735V. Самолёт RC-135W также несет четыре большие антенны MUCELS под фюзеляжем перед нишами основных стоек шасси и три большие ножевидные антенны позади них. Передвижные тепловые установки необходимы RC-135V/W для подготовки к вылету. В 1998 году на заводе фирмы «Boeing» в Уичита, штат Канзас, начался перевод парка RC-135V/W нa турбовентиляторные двигатели CFM F108. RC-135S Rivet Ball/Cobra Ball предназначен для телеметрической разведки (ТМР). Во время холодной войны система ТМР («Telint») использовалась для слежения за испытаниями советских баллистических ракет. К первым четырем самолётам, летавшим в 24-й эскадрилье стратегической разведки с авиабазы Эйелсон, Аляска, в 1997 году присоединился единственный RC-135X, доработанный до стандарта RC-135S. RC-135V Rivet Joint принадлежит к самому многочисленному в современном составе ВВС США варианту RC-135. В 1997 году он базировался в Великобритании на базе ВВС Милденхол. Самолёт первым во всем парке должен был получить антенну спутниковой связи «High Game» на верхней части фюзеляжа.
Тактико-технические характеристики RC-135 Rivet Joint
Экипаж, чел 3-4 + 12-16 операторов
Размах крыла, м 39.88
Длина самолета,м 39.20
Высота самолета,м 12.70
Площадь крыла,м2 226.03
Масса, кг
— пустого самолета 46403
— максимальная взлетная 124967
Внутреннее топливо, кг 86047
Тип двигателя 4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9
Тяга, кН 4 x 80.07
Максимальная скорость, км/ч 991
Крейсерская скорость, км/ч 901
Практическая дальность, км 9100
Радиус действия 4308
Практический потолок, м 12375
Самолет Боинг RC-135 V/W «Ривет Джойнт»
В 1955 году на базе Боинг 707 появился первый специализированный военный самолет — летающей танкер — Боинг КС-135 «Стратотанкер», используемый по сей день. Год спустя появился транспортный Боинг С-135 «Стратолифтер». А в начале 1961 года три КС-135А были модернизированы в разведывательные самолеты. Так появилась серия RC-135. До появления варианта V/W самолеты серии RC-135 прошли десять модификаций. Все они предназначались для радиотехнической (РТР) и электронной разведки.
Версия RC-135 V создавалась в 1973-1976 годы путем модификации семи самолетов RC-135 С и одного RC-135 U (в 1977 году). RC-135 W появился в начале 1980-х благодаря переоборудованию всех шести самолетов серии RC-135 М. Самолеты RC-135 V/W получили кодовое название «Ривет Джойнт» (Rivet Joint — «заклепочное
соединение»).
Самолеты RC-135 V/W стали основными средствами радиотехнической разведки ВВС США с конца 1970-х годов. Они до сих пор ведут разведку в различных радиодиапазонах, от сантиметрового до метрового, и используются для борьбы с авиацией и ПВО противника, включая зенитно-ракетные комплексы и перехватчики.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Конструкция RC-135 V/W базируется на планере Боинг КС-135. Это четырехдвигательный низкоплан, нормальной схемы, с двухложеронным крылом. Стреловидность крыла — 35°, угол поперченного V — 7°. Фюзеляж — полумонокок. Рули высоты и направления имеют безбустерное управление, триммеры и сервокомпенсаторы. Шасси трехопорное, убираемое.
Изначально использовались двигатели ТРДД «Пратт энд Уитни» TF33-P-9, которые позднее были заменены более мощными и экономичными турбовентиляторными CFM «Интернешнл» F-108-CF-201 мощностью 4 х 96 кН. Самолет имеет заметно удлиненную (на 2,28 м) носовую часть, используемую для размещения дополнительной антенны аппаратуры разведки связи AN/AMQ-15. Передний шпангоут так же увеличен в диаметре на 0,6 м. Кроме того, по обоим бортам передней части фюзеляжа RC-135 V/W имеются прямоугольные обтекатели площадью 18,6 м2, в которых расположена система QRC-259 AEELS (система автоматической радиотехнической разведки). За эти раздутые, как щеки бурундука, обтекатели самолет получил прозвище «Чипманк» (chipmunk — бурундук).
Под носовой частью фюзеляжа находится три плоских антенн ы. Затем пять антенн меньшего размера и стержневые антенны УВЧ-связи в районе боковых обтекателей. Под фюзеляжем в районе центроплана расположены четыре большие черные антенны. Далее еще девять антенн различных форм и размеров системы многоканальной разведки в УКВ-диапазоне — MUCELS. Возможности этого комплекса до сих пор засекречены. В хвостовой части фюзеляжа под двойным выступающим обтекателем находятся две вращающиеся антенны пеленгации. Новая система пеленгации была размещена также в хвостовой части, в дополнительном овальном обтекателе. Над верхней частью фюзеляжа расположены: антенны систем High Game, Low Game, спутниковой связи SATCOM и других систем связи.
ПРИМЕНЕНИЕ
Группа операторов RC-135V/W имеет следующий состав и назначение: три оператора РЭБ отслеживают местоположение самолетов противника и системы ПВО по радиолокационным излучениям, перехватываемым системой AEELS. По правому борту находятся 12-16 технических операторов, которые с помощью системы MUCELS ведут радионаблюдение за перехватами, выполняемыми истребителями противника и сетями ПВО. Еще семь технических операторов разведки контролируют радиолокационные излучения объектов воздушного, наземного и морского базирования, дополняющих данные о радиоэлектронной обстановке. Данные передаются трем аналитикам рабочей группы самолета.
Кроме того, в группу входит оператор передачи данных на самолет Боинг Е-3 «АВАКС» и два специалиста полетного технического обслуживания. Изначально самолеты RC-135 V/W предназначались для сбора стратегической информации, но после окончания холодной войны они привлекаются к выполнению тактических задач, в частности, в Азии для мониторинга всего комплекса электронного оборудования противника. Так в ходе операций «Буря в пустыни» и «Щит пустыни» RC-135 V/W были ведущей силой радиотехнической разведки в районе Персидского залива. Они контролировали работу иракских систем связи и РЛС, оперативно передавая информацию в войска.
В настоящее время «Чипманки» стоят на вооружении 55-го крыла Командования боевой авиации США, которое базируется на авиабазе Оффат под Омахой (шт. Небраска). Пятнадцать самолетов RC-135 V/W (9 машин RC-135V и 6 — RC-135W) из 45-й разведывательной эскадрильи составляют основу радио- и радиотехнической разведки 55-го крыла. Обычно больше половины состава крыла находится на заграничных дежурствах. Боинг RC-135 V/W «Ривет Джойнт» стоит также на вооружении в Великобритании, где они в 2011 году сменили устаревшие «Нимрод» R.I.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОИНГ RC-135 V/W «РИВЕТ ДЖОИНТ»
Экипаж, чел.: 3-4 +
12-16 операторов
Двигатели: 4 х ТРДД «Пратт энд Уитни»ТРЗЗ-Р-9 (мощность 80 кН), позднее — 4 х CFM «Интернешнл» F-108-CF-201 мощностью 4 х 96 кН
Размеры, м:
длина: 39,2
размах крыла: 39,88
высота: 12,7
площадь крыла, м²:226
Вес, кг:
пустого самолета: 46 403
максимальный взлетный: 86 047
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 991
практический потолок, м: 12 000
дальность, км: 9100
warfor.me
Американский стратегический разведывательный самолёт RC-135 и его модификации (2012) — Вооружение — ВВС (Военно-воздушные силы) — Top secret
Полковник О. Пиунов,
полковник Р. Щербинин
В целях непрерывного и устойчивого информационного обеспечения вооруженных сил, войсковых формирований, действующих на различных ТВД, в том числе в интересах применения высокоточного оружия, наряду со средствами космической разведки в США широко применяются разведывательные летательные аппараты различного типа. Совместно со стратегическими разведывательными самолетами U-2S «Дрэгон Леди», дистанционно управляемыми ЛА большой продолжительности полета различных модификаций (высотный RQ-4 «Глобал Хок», средневысотные MQ-1 «Предатор» и MQ-9 «Рипер») американские ВВС активно задействуют состоящие на вооружении 55-го разведывательного авиакрыла боевого авиационного командования (АвБ Оффут, штат Небраска) стратегические разведывательные самолеты типа RC-135: RC-135V/W «Ривет Джойнт» (17 единиц), RC-135U «Комбат Сент» (две) и RC-135S «Кобра Болл-2» (три машины). В 2011 финансовом году экипажи самолетов RC-135V/W выполнили 1 653 полета (общий налет составил 14 583 ч), RC-135U -123 (844 ч), RC-135S — 212 (1 517 ч).
История стратегических разведывательных самолетов на базе транспортно-заправочных самолетов (ТЗС) КС-135 началась в 1961 году с переоборудования во временную разведывательную платформу первого из трех выделенных для этой цели КС-135А. Характерно, что в новом виде самолеты сохранили свое обозначение КС. Вскоре один из них в рамках программы «Биг Сафари» прошел доработку до конфигурации «Спид Лайт», предназначенной для сбора информации об испытаниях ядерных бомб, а после его успешного использования в этом качестве и два оставшихся борта были переоборудованы в вариант КС-135А «Спид Лайт».
В июле 1967 года стартовала программа «Ривет Стэнд» по модернизации целевого
оборудования этих машин с переименованием их в KC-135R (несмотря на тот факт,
что в это время уже состояли на вооружении ТЗС с тем же индексом — KC-135R).
В том же году один такой самолет разбился на АвБ Оффут, в связи с чем в 1969-м в
конфигурацию КС-135R «Ривет Квик» был переоборудован еще один ТЗС. Несмотря на
некоторые внешние различия, машины этого типа имели пять характерных антенн над
фюзеляжем, обтекатель РЛС под фюзеляжем и четыре небольших оптически плоских
иллюминатора с каждого борта в передней части фюзеляжа. Первые три самолета
сохранили носовой обтекатель, как на ТЗС, а четвертый уже имел характерный для
всех последующих RC-135 «пятачок». В настоящее время по разным причинам не
сохранился ни один из четырех разведывательных самолетов KC-135R «Ривет Стэнд»
(«Ривет Квик»).
В 1970 году одна из упомянутых машин КС-135R в рамках программы «Кобра Лау» была доработана специалистами компании «Локхид эр сёрвисиз» до конфигурации КС-135Т. Кроме характерной носовой части он имел под ней приемные антенны, большую штыревую антенну, одиночную проволочную антенну-растяжку над фюзеляжем, каплевидные антенны спереди каждой половины стабилизатора и трапецевидный радиорезонатор в районе подфюзеляжной штанги передачи топлива в воздухе. Впоследствии КС-135Т «Кобра Лау » был модернизирован в RC-135Т «Ри-вет Дэнди».
Основные ТТХ разведывательного самолёта RC-135 | |
Экипаж, человек | 4-5 |
Оперативная группа, человек | До 29 |
Масса, т: | |
пустого самолета | Около 54,1 |
максимальная топлива во внутренних баках | 86 |
максимальная взлетная | До 146,2 |
Максимальная скорость полета на высоте 8000 м, км/ч | 970 |
Практический потолок, м | 16 500 |
Максимальная дальность полета с внутренним запасом топлива, км | Более 11 000 |
Продолжительность патрулирования на высоте 10 500 м и при скорости полета 780 км/ч с одной дозаправкой топливом в воздухе, ч | До 30 |
Геометрические размеры, м: | |
длина фюзеляжа | 41,53 |
размах крыла | 39,8 |
высота | 12,7 |
Четыре самолета RC-135A аэрофотографической и картографической службы из состава 1370-го фотокартографического крыла (Photographic Mapping Wing) базировались на АвБ Тернер (штат Джорджия), а позже — на АвБ Форбс (штат Канзас). После передачи задачи картографирования космическим спутникам эти машины были переоборудованы в транспортно-пассажирские, а в начале 1980-х годов — в ТЗС KC-135D.
Под индексом RC-135B понимается единичная партия из десяти самолетов без целевого оборудования, переданная изготовителем напрямую компании «Мартин эркрафт» в г. Балтимор (штат Мэриленд) для оснащения их БРЭО в рамках программы «Биг Сафари», после чего машинам было присвоено наименование RC-135C.
Самолеты модификации RC-135C «Биг Тим» были оборудованы аппаратурой радиотехнической разведки AN/ASD-1, размещенной в подвесных блоках по бортам передней части фюзеляжа и включавшей систему автоматической регистрации радиоизлучений AEELS, а также многочисленные антенны и камеру с расположением точки обзора в районе аппаратуры передачи топлива в воздухе в задней части фюзеляжа. Экипаж включал двух летчиков и двух штурманов, а в состав многочисленной рабочей оперативной группы входили также переводчики. После оперативного развертывания этих машин, призванных решать задачи стратегической разведки, решением стратегического авиационного командования были выведены из боевого состава все разведывательные самолеты RB-47H «Стратоджет». Все десять машин в свое время прошли ряд доработок и сегодня находятся в строю под индексами RC-135V/W «Ривет Джойнт» и RC-135U «Комбат Сент».
В 1962 году три самолета RC-135D были поставлены на АвБ Айельсон (штат Аляска) в рамках проекта «Офис Бой», которые в 1963-м достигли оперативной готовности. Они использовались для патрулирования вдоль северной границы Советского Союза по программе «Ривет Брасс», а также для выполнения челночных полетов на британскую АвБ Аппер Хей-форд (графство Оксфордшир), а позже — на АвБ Милденхолл (графство Суффолк). Эти машины применялись также в Юго-Восточной Азии в периоды приостановки там полетов на самолетах модификации RC-135M. В конце 1970-х годов, когда на вооружение стали поступать модификации с более совершенными ТРДД TF33, самолеты RC-135D были переведены в разряд транспортно-заправочных и в настоящее время эксплуатируются под индексом KC-135R.
Разработанный в 1960 году самолет модификации RC-135E Lisa Ann/Rivet Amber был единичным изделием, оборудованным большой горизонтально направленной РЛС с ФАР. Он был поставлен на АвБ Шемья (штат Аляска) и предназначался для слежения во взаимодействии с разведывательным самолетом RC-135S «Ривет Болл» за МБР на участке входа в плотные слои атмосферы при проведении испытательных запусков. При массе комплекта РЛС 15 750 кг и его стоимости 35 млн долларов это был самый тяжелый самолет за всю историю существования семейства С-135 и самая дорогая для своего времени авиатехника ВВС США.
По утверждению разработчиков, БРЭО RC-135E позволяло отслеживать объекты размером с футбольный мяч на расстоянии до 480 км, а МБР за сотни километров при их полете за стратосферой. С другой стороны, мощность излучения РЛС была настолько высока, что представляла опасность для экипажа, поэтому отсек со станцией, расположенный между пилотской кабиной и центропланом, был закрыт толстыми свинцовыми перегородками. Для обеспечения РЛС электроэнергией самолет был оборудован вспомогательной силовой установкой ТРД J-85 с генератором, расположенной под левой частью центроплана. Симметрично под правой частью центроплана в обтекателе был смонтирован теплообменник для охлаждения БРЭО. В июне 1969 года при выполнении перегоночного полета из АвБ Шемья самолет не долетел до пункта назначения — АвБ Айельсон.
Модификация RC-135M «Ривет Кард» обладала ограниченными по сравнению с самолетами RC-135C возможностями ведения РТР, но значительно большим потенциалом выполнения радиоразведки. Эта авиатехника состояла на вооружении 82-й разведывательной эскадрильи и во время войны во Вьетнаме выполняла полеты с аэродрома Кадена, в рамках программы «Комбат Эпл», собирая и обрабатывая данные о средствах связи и переговорах противника в районе Тонкинского залива и над Лаосом. Все шесть машин в начале 1980-х годов были модифицированы до стандарта RC-135W и остаются в строю по настоящее время.
31 декабря 1961 года был принят на вооружение самолет RC-135S. Эксплуатация этого аппарата началась в составе командования систем ВВС под именем «Нэнси Рэй», а позже, при переподчинении САК, он стал называться «Ванда Белль», а в январе 1967-го — «Ривет Болл». Место базирования — АвБ Шемья. В носовой части была установлена приемная антенна S-диапазона в удлиненном носовом обтекателе, а на правом борту — три хорошо видимые дипольные штыревые антенны на пилонах и десять широких иллюминаторов для следящих камер различного типа с оптически плоским остеклением, которое для первых пяти было изготовлено из кварца.
Также с правой стороны находился большой черный квадрат — специальное окно для гиростабилизированой камеры, снимавшей на стеклянные негативные пластины звезды при отслеживании целей. Наверху в середине фюзеляжа был установлен плексигласовый куполообразный обтекатель (бывший блистер бортстрелка с бомбардировщика В-29), служивший позицией для ручного сопровождения цели. Обшивка вокруг блистера была выкрашена в черный цвет для уменьшения бликов. Такого же цвета были верхняя поверхность правой плоскости крыла, а также обращенные к фюзеляжу поверхности обтекателей и пилонов третьего и четвертого двигателей.
Рабочая группа состояла из двух команд по семь-восемь операторов, осуществлявших сбор информации, и двух техников, в чьи задачи входило обслуживание камер, данные с которых переправлялись для дешифровки на АвБ Райт-Паттерсон (штат Огайо). Кроме того, на борту RC-135S находился персонал службы безопасности ВВС — переводчики, чьей задачей было следить за голосовой радиосвязью противника.
В октябре 1968 года с помощью БРЭО этого самолета были впервые получены фотографии, сделанные во время испытаний зарубежной МБР с разделяющейся боевой частью. В октябре 1969 года RC-135S при выполнении посадки на сырую ВВП не успел остановиться в пределах концевой полосы безопасности и потерпел аварию. Члены экипажа не пострадали, самолет же был признан не подлежащим восстановлению.
Стратегический разведывательный самолет RC-135S «Кобра Болл-2» предназначен для обнаружения пусков баллистических ракет, определения параметров их траектории и съемки сигнатур баллистических целей (в том числе боевых блоков при входе в атмосферу) при проведении летных испытаний. В этих целях машина оснащена двумя связанными между собой оптическими системами: RTOS (Real Time Optical System) и LATS (Large Aperture Tracking System). Основу первой, предназначенной для предварительного обнаружения пуска ракеты и ее полета на траектории (по факелу двигателя), составляют расположенные по обоим бортам высокочувствительные оптические камеры (по восемь обнаружительных и пять сопровождения) с широким полем обзора. Вторая система представляет собой установленный на поворотной турели следящий оптический телескоп с высокой разрешающей способностью и диаметром оптики 30,5 см. Его первоначальное наведение осуществляется по данным системы RT0S.
В дополнение к ним на обеих бортах самолета установлены решетки из шести инфракрасных камер системы MIRA (Medium-wave InfRared Array), суммарное поле обзора которых составляет 180° по азимуту с каждого борта. Данная аппаратура позволяет обнаруживать баллистические ракеты на дальности до 500 км с последующим расчетом их траектории и характеристик. Обзор оптоэлектронных систем осуществляется через выполненные из сапфирового стекла с высокими оптическими характеристиками окна фюзеляжа. При этом, несмотря на то что разведывательные системы обеспечивают обзор с каждого борта, машины сохраняют традиционную для предыдущих модификаций самолетов «Кобра Болл» окраску — черные безбликовые правые консоль крыла и капоты двигателей.
Для определения параметров траектории баллистических целей с повышенной точностью машина оснащена аппаратурой и программным обеспечением системы TAWS (Theater Air defence Warning System), позволяющей обрабатывать данные, полученные от бортовых средств, ИСЗ систем предупреждения о пусках ракет и инфракрасной разведки, с формированием на их основе трехмерной модели полета ракеты и расчетом точки падения боевых блоков. Кроме того, самолет оборудован радиоаппаратурой перехвата сигналов телеметрии и лазерным дальномером. Оперативная группа при выполнении типового задания состоит из 13 человек: по одному оператору систем RTOS, LATS и MIRA, два оператора систем перехвата телеметрии и др.
В среднесрочной перспективе в дополнение к оптоэлектронным системам машину предполагается оснастить всепогодной радиолокационной станцией с увеличенной дальностью обнаружения малоразмерных баллистических и аэродинамических целей независимо от состояния атмосферы (прозрачности воздуха), которая по аналогии с системой TAWS будет способна работать совместно с развернутыми РЛС дальнего обнаружения, например такими как «Кобра Дейн» и «Кобра Джуди».
Первоначально самолеты RC-135S были поставлены на АвБ Шемья и использовались для наблюдения за испытаниями БР вблизи п-ова Камчатка во взаимодействии с аппаратами «Кобра Дейн» (Defense against nuclear effects — защита от поражающих факторов ядерного взрыва) и «Кобра Джуди».
Сегодня на вооружении 55-го разведывательного крыла состоят три самолета RC-135S, два из которых — модифицированные в 1969 и 1983 годах ВТС С-135В и еще один — доработанный в конце 1990-х RC-135X.
После потери RC-135T, применявшегося для переучивания летчиков на модификацию RC-135S, в 1985 году в качестве учебно-тренировочного был оборудован самолет ЕС- 135В с переименованием его в TC-135S. В настоящее время он предназначен для изучения особенностей аэродинамики и освоения техники пилотирования RC-135S и не оснащен специальным оборудованием.
В начале 1970-х годов ввиду периодического вывода самолетов RC-135C, D и М из постоянной готовности для выполнения очередных доработок возникла ощутимая нехватка авиатехники для решения задач воздушной разведки. В связи с этим в 1971 году один ТЗС КС-135Т был переоборудован в вариант RC-135T «Ривет Дэнди» для ведения радиотехнической разведки, задачи на применение которого ставились в боевом приказе «Берниг Кэнди». В 1973 году разведоборудование с него было демонтировано (для установки на самолет KC-135R), но он сохранил характерные очертания своей носовой части, а также другие конструктивные особенности семейства RC-135 и поэтому использовался в качестве УТС для летных экипажей, а также для решения других задач в составе 376-го стратегического крыла (АвБ Кадена, о. Окинава), 305-го крыла (АвБ Гриссом, штат Индиана) и 6-го стратегического крыла (АвБ Айельсон, штат Аляска). В 1983 году на самолет были установлены новые двигатели TF33 (PW102) компании «Пратт энд Уитни» и выполнены другие усовершенствования, аналогичные предусмотренным в программе доработки ТЗС КС-135Е. В феврале 1985 года при заходе на посадку на аэродром Валдес самолет потерпел катастрофу, в которой погибли три члена экипажа.
Основным предназначением стратегического разведывательного самолета RC-135U «Комбат Сент» является ведение, согласно американской терминологии, «инструментальной радиотехнической разведки» в интересах совершенствования современных и создания новых радиоэлектронных систем. В связи с этим в дополнении к системе AEELS машина оснащена:
— модернизированной аппаратурой точного определения координат приоритетных целей в ручном режиме QRC-501 «Гап Филлер», созданной на базе приемника CS-2010 «Хок» системы «Кондор» (вращающаяся антенна расположена под обтекателем в задней нижней части фюзеляжа) ;
— системой точного измерения характеристик излучения PPMS (Precision Power Measurement System), антенные решетки которой расположены в нижней носовой части фюзеляжа, хвостовой балке и в законцовках крыла;
— модернизированной станцией Р и РТР AN/APR-46A(V) (рабочий диапазон 0,25-18 ГГц, точность определения азимута на радиоизлучающий объект не хуже 5°, определения частоты повторения и длительности импульсов 100 кГц и 200 не соответственно), антенна которой расположена под обтекателем в нижней части фюзеляжа;
— разведывательной аппаратурой «Компас Эра» в составе тепловизионной, спектрографической и радиометрической систем.
Основу бортовой системы добывания, обработки и распределения полученных данных составляет автоматическая экспертная система EMM (Expert Mission Manager system), включающая обширную библиотеку данных известных координат и параметров радиоизлучающих целей. Она в реальном масштабе времени обеспечивает пополнение базы данных ранее неизвестной информацией, их уточнение, а также выдает рекомендации операторам по использованию бортовых систем, их частотному диапазону для достоверной обработки данных о неизвестных ранее целях.
Автоматизированные рабочие места (АРМ) оперативной группы (до 18 человек, включая 10 операторов радиотехнической разведки, а также сменный и обслуживающий персонал системы связи и передачи информации) аналогичны АРМ самолета «Ривет Джойнт».
Стратегические разведывательные самолеты RC-135Vu W»РиветДжойнт» (RC-135C и RC-135M соответственно), находящиеся в боевом составе ВВС США с конца 1970-х годов, предназначены для перехвата, записи и анализа радиопереговоров, вскрытия дислокации, состава, режимов работы и характеристик радиоэлектронных средств управления войсками, ПВО и авиации противника. При этом приоритетной задачей считается ведение радиоразведки.
Основу разведывательного оборудования машины в варианте Block 8 составляют подсистемы 85000 (радиоразведки) и 55000 (радиотехнической разведки), построенные по принципу открытой архитектуры, что позволяет в зависимости от поставленных задач производить быструю замену функциональных модулей.
Подсистема 85000 построена на базе аппаратуры многоканальной разведки в УКВ- и СВЧ-диапазонах (40-17 250 МГц) ES-182 MUCELS (Multiple Communications Emitter Location System), обеспечивающей перехват и пеленгование (лопастные антенны на нижней поверхности фюзеляжа и штыревые на законцовках крыла), запись, дешифрирование и анализ радиопереговоров противника, в том числе переговоров экипажей боевых самолетов между собой и с наземными КП на дальности до 900 км. В состав оперативной группы подсистемы входит не менее девяти криптологов-лингвистов.
Подсистема 55000 автоматического определения местоположения радиоизлучающих объектов (AEELS — Automatic Electronic Emitter Location System), интерферометрические антенные решетки которой расположены по бортам в носовой части фюзеляжа, выполнена на базе станции ES400. Она обеспечивает одновременное обнаружение, распознавание и предварительное определение местоположения нескольких наиболее приоритетных излучающих объектов на дальности до 500 км в зоне обзора 120° с каждого борта с точностью по азимуту не хуже 0,01° и своих координат с точностью после 30 ч полета не хуже 9 м. Точное определение координат приоритетных целей осуществляется в ручном режиме разведывательным приемником CS-2010 «Хок» (зона обзора 360°, вращающаяся антенна расположена под обтекателем в задней нижней части фюзеляжа).
Обработка полученных данных производится на 16 АРМ (расположены по правому борту), интегрированных в единую сеть волоконно-оптической шиной обмена данными с пропускной способностью 1 Гбит/с и оснащенных цветными многофункциональными мониторами (размер по диагонали 48 см). Такое построение АРМ присуще всем типам машин RC-135; отличие состоит только в количестве и назначении рабочих мест. В зависимости отрешаемых задач и полетного задания (запланированной продолжительности полета) экипаж может включать до 29 человек (из них пять членов летного экипажа: три летчика, с учетом запасного, и два штурмана), а также оперативную группу со сменными специалистами и персоналом по техническому обслуживанию систем.
Самолет оснащен комплектом KB- и УКВ-радиостанций. Передача разведывательной информации потребителям, в том числе на фоне непрерывного ведения карты вскрытой радиолокационной обстановки, осуществляется через бортовые терминалы:
— Многодиапазонный терминал спутниковой связи семейства «Фаб-Т» (FAB-T -Family of Advanced Beyond line-of-sight -Terminals), обеспечивает многоканальный закрытый высокоскоростной (скорость: передачи данных до 45 Мбит/с, приема данных — до 274 Мбит/с) обмен мультимедийной информацией одновременно через несколько спутников. Может работать через существующие и находящиеся в разработке военные ИСЗ, прежде всего типов «Милстар», «Аехф», «Уфо» и «Вгс», ретрансляторы системы глобального вещания, а также некоторые коммерческие спутники связи.
— Терминал класса 2Н объединенной системы связи и распределения тактической информации «Джитидс» AN/URC-107 (V) 5 (рабочий диапазон частот 969-1215 МГц, дальность связи 550-930 км). Обеспечивает помехоустойчивый закрытый обмен речевыми сообщениями и данными со скоростью до 238 кбит/с, а также решение задач навигации и опознавания. Поддерживает форматы сообщений систем передачи данных TADIL-A, -С и -J. Для защиты от преднамеренных помех и перехвата применяются режим быстрой программной перестройки рабочей частоты, сложные шумоподобные сигналы, помехоустойчивое кодирование и дискретное изменение мощности излучения (235, 500 и 950 Вт). Режим много станционного доступа с временным разделением каналов обеспечивает одновременную работу в одной сети до 128 абонентов, а также позволяет каждому из них работать параллельно в нескольких аналогичных сетях.
— Терминал тактической системы циркулярной передачи разведывательной информации «Тибс» (TIBS — Tactical Information Broadcast System) дает возможность в реальном масштабе времени передавать данные целеуказания и текущей тактической обстановке, а также команды боевого управления. Сообщения передаются в формате TADIL-J со скоростью до 19,2 кбит/с (например, распространяются срочные адресные сообщения, такие как подготовка или проведение атаки конкретного самолета истребителями либо ЗРК противника с указанием их типа и рекомендациями по противодействию).
Наличие данных терминалов наряду с возможностью определения координат радиоизлучающих целей интерферометрическим пеленгованием одного самолета позволяет вести высокоточную радиотехническую разведку с помощью аппаратуры NCCT (Network Centric Collaborative Targeting system) парой самолетов или с привлечением летательных аппаратов другого типа, в том числе ИСЗ радиотехнической разведки.
Как отмечают американские специалисты, одной из слабых сторон комплекса воздушной разведки RC-135V/W является ограниченность его связи с самолетом ДРЛО и управления Е-3, осуществляемой по каналу цифровой передачи данных в формате TADIL-A. По этой линии на RC-135 передается полученная радиолокационным способом символьно-графическая картина воздушной обстановки, формируемая операторами самолета Е-3, а обратно в близком к реальному масштабе времени информация возвращается в цифровой форме, дополненная маркерами распознавания и классификации воздушных целей по данным Р и РТР на фоне вскрытой системы ПВО противника.
С начала 1990-х годов эти два авиационных комплекса действуют, по существу, как единая система воздушной разведки. В связи с высокой интенсивностью обмена данными между двумя этими комплексами в состав рабочей группы самолета Е-3 планируется ввести второго оператора связи с самолетами RC-135V и W.
Единственный самолет в варианте RC-135X «Кобра Ай» был модернизирован из самолета с телеметрической аппаратурой С-135В во второй половине 1980-х для слежения за МБР на конечном участке траектории. В 1993 году он был перепрофилирован как дополнительный RC-135S.
В марте 2011 года ввиду роста расходов на содержание разведывательных самолетов «Нимрод» R1 и отчислений на их модернизацию в рамках проекта «Helix», началась процедура списания данной авиатехники из состава ВВС Великобритании с последующей ее утилизацией.
Рассматривается возможность переоборудования в интересах ВВС Великобритании в вариант «Ривет Джойнт» трех транспортно-заправочных самолетов KC-135R «Стратотанкер» ВВС США. Этими машинами на лизинговой основе предполагается заменить самолеты Р и РТР «Нимрод» R1. Данные работы оцениваются в 1 млрд долларов. В начале 2011 года на АвБ Оффут личный состав 51-й эскадрильи ВВС Великобритании приступил к переучиванию на новые ЛА. Предполагаемый срок поставок 2014-2018 годы, а до того времени потребности в данных воздушной разведки ВВС Великобритании намерены покрывать при сотрудничестве с 343 раз ВВС США.
Несмотря на значительный срок эксплуатации (в среднем более 40 лет), эти машины планируется сохранить на вооружении до 2025 года с возможным продлением сроков их эксплуатации до 2030-2040-х годов. В ходе проведенной в последнее десятилетие последовательной модернизации самолеты максимально унифицированы по силовой установке, основному пилотажно-навигационному, части специального бортового радиоэлектронного оборудования, автоматизированным рабочим местам оперативной группы и другим системам, но сохраняют прежние обозначения и наименования.
Так, вместо устаревших двухконтурных турбореактивных двигателей TF33-P-7 или TF33-P-9 (с системой реверса тяги, самолет RC-135W) разработки 1950-х годов машины всех типов оснащены современными, более мощными и экономичными двигателями CFM56-2B1 фирмы «CFM интернэшнл» (обозначение в ВВС США — F108-CF-101) с максимальной тягой 97,9 кН. Это позволило увеличить практический потолок на 1 500 м (до 16 500 м) и, соответственно, высоту ведения разведки и на 4 ч продолжительность полета без дозаправки в воздухе, а также сократить потребную длину взлетно-посадочной полосы до 2 500 м. Наряду с этим доработана топливная система, усилены силовые элементы крыла и стоек шасси, заменены тормоза колес более энергоемкими, выполненными из композиционных материалов.
Устаревшее пилотажно-навигационное оборудование заменено современным (аналогично программе ВВС США Pacer CRAG — Compass, Radar And GPS по модернизации БРЭО стратегических транспортно-заправочных самолетов KC-135R «Стратотанкер»). На самолете установлены: новая PJlC разведки погоды и решения навигационных задач AN/APR-242, система управления полетом и облета препятствий FMS-800, астроинерциальная навигационная система LN-120G с коррекцией по данным КРНС «Навстар», аппаратура глобальных систем навигации и управления воздушным движением GATM/GANS (Traffic Management/Global Air Navigation Systems), цветные многофункциональные индикаторы FDS-225 в кабине экипажа.
Как отмечается в зарубежных СМИ, дальнейшее совершенствование бортового оборудования самолетов RC-135 всех модификаций планируется осуществлять с периодичностью 18-20 месяцев. Предполагается в первую очередь замена бортовых процессоров наиболее современными коммерчески доступными, с повышенным быстродействием и оперативной памятью, их программного обеспечения, а также расширение возможностей разведывательного оборудования, прежде всего обеспечения кругового обзора, при одновременном снижении его массы и стоимости эксплуатации.
Таким образом, командование ВВС США, несмотря на оснащение частей и соединений современными стратегическими и многоцелевыми разведывательными дистанционно управляемыми летательными аппаратами, предпринимает меры по наращиванию возможностей стратегических разведывательных самолетов. При этом главными достоинствами данных машин до сих пор остаются широкий круг решаемых задач и высокая гибкость боевого применения.
Зарубежное военное обозрение №3, 2012, С.70-76
pentagonus.ru
Разведывательный самолет RC-135U. Досье — Биографии и справки
ТАСС-ДОСЬЕ. Boeing RC-135U — самолет радиоэлектронной разведки, стоящий на вооружении Военно-воздушных сил (ВВС) США. Входит в семейство самолетов-разведчиков RC-135, разработанных в начале 1960-х годов для замены устаревших RB-29.
RC-135U создан корпорациями Boeing, Ling-Temco-Vought, General Dynamics, Lockheed и др. Базой для самолета стал Boeing 367-80 (прототип гражданского реактивного авиалайнера Boeing 707) и созданные на его основе транспортные C-135 Statolifter и заправщик KC-135. Всего изготовлено 32 самолета RC-135 различных модификаций.
Модификация RC-135U получила название «Combat Sent» («Комбат Сент», от английского слова «sentry» — «часовой»), впервые совершила полет в 1964 году. Отличается от модификации RC-135C более современным радиоэлектронным оборудованием, иной формой носового радиопрозрачного купола, дополнительными внешними антеннами. Самолет предназначен для стратегической радиоэлектронной разведки, радиоперехвата, отслеживания активности неприятельских сухопутных, морских и воздушных сил. Позволяет передавать оперативные разведывательные данные непосредственно президенту США, министру оборону или другим высокопоставленным военным. Всего в 1964-1971 годах изготовлены три RC-135U, один из них впоследствии переделан в более современную модификацию RC-135W.
В настоящее время на вооружении ВВС США имеются два самолета RC-135U, они входят в состав 45-й и 97-й разведывательных эскадрилий 55-го авиакрыла при Объединенном стратегическом командовании Вооруженных сил США. Базируются на авиабазе Оффут (шт. Небраска).
Длина самолета — 42,6 м, размах крыльев — 41,4 м, высота — 12,7 м. Максимальная взлетная масса — 135,6 т. Практическая дальность — 7,4 тыс. км, оба самолета этого типа оснащены системой дозаправки в воздухе. Экипаж состоит из 21 человека — двух пилотов, штурмана, двух бортинженеров, и минимум 16 специалистов по радиоэлектронной разведке, из них 6 — специалисты по конкретному региону. Точные технические характеристики разведывательной аппаратуры самолета засекречены.
tass.ru
НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН
23.10.2018
Американский самолет-разведчик RC-135V впервые полетал у побережья частично признанной Республики Абхазия. Он также совершил полеты возле побережья Краснодарского края и Крыма. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на западные мониторинговые ресурсы.
Согласно представленным данным, разведчик совершил полеты над участком между российско-абхазской границей и столицей республики Сухумом. Всего вблизи Абхазии самолет находился около 15 минут, информирует агентство. Отмечается, что RC-135V не нарушал морскую границу Абхазии и летал над международными водами Черного моря.
Почему Америка уступила России и пустила к себе самолеты-разведчики
Как сообщалось, разведчик вылетел с авиабазы Суда-бэй на острове Крит. От города Сочи по побережью Краснодарского края до западной оконечности Крыма он летал более четырех часов.
RC-135V может вычислять и распознавать реальное местонахождение электронных устройств. «Интерфакс» отмечает, что самолет способен вычислять дислокацию и режим работы ПВО противника. Как указывает агентство, американский самолет мог сканировать всю территорию Крыма и Краснодарского края.
Лента.ру
ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ
04.11.2018
Стратегический самолет ВВС США RC-135V провел разведку близ границ Калининградской области, следует из данных авиационного ресурса PlaneRadar.
Воздушное судно с бортовым номером 64-14846 вылетело с авиабазы Милденхолл в Великобритании. Во время полета самолет находился в воздушном пространстве Польши.
В последнее время активность зарубежных разведывательных самолетов и беспилотников вблизи российских границ заметно увеличилась.
Так, в начале прошлой недели RC-135V пролетел у побережья Абхазии, Краснодарского края и Крыма. Радиолокационные способности самолета позволяют ему вести разведку, не нарушая границ России, и собирать информацию о расположении систем ПВО в этом регионе.
rusvesna.su
ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ
САМОЛЁТ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ RC-135V RIVET JOINT
История стратегических разведывательных самолетов на базе транспортно-заправочных самолетов (ТЗС) КС-135 началась в 1961 году с переоборудования во временную разведывательную платформу первого из трех выделенных для этой цели КС-135А. Характерно, что в новом виде самолеты сохранили свое обозначение КС. Вскоре один из них в рамках программы «Биг Сафари» прошел доработку до конфигурации «Спид Лайт», предназначенной для сбора информации об испытаниях ядерных бомб, а после его успешного использования в этом качестве и два оставшихся борта были переоборудованы в вариант КС-135А «Спид Лайт».
В июле 1967 года стартовала программа «Ривет Стэнд» по модернизации целевого оборудования этих машин с переименованием их в KC-135R (несмотря на тот факт, что в это время уже состояли на вооружении ТЗС с тем же индексом – KC-135R).
Начиная с 1973 г., семь оставшихся RC-135C (борта 64-14841 по 64-14846 и 64-14848) были переоборудованы в вариант RC-135V с кодовым названием «Ривет Джойнт» (заклепочное соединение). Эти машины выглядели и вовсе диковинно: сохраняя «раздутые щеки» системы РТР, они получили удлиненный нос с аппаратурой разведки связи AN/AMQ-15.
RC-135 Rivet Joint – серия самолётов (A,B,D,E,M,R,U) для радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, не имеющих вооружения, в составе ВВС и ВМФ США; помимо лётного экипажа, на борту работают 25-30 операторов. RC-135S – самолёт телеметрии при испытании баллистических ракет. RC-135V – самолёт радиоразведки и сбора данных о работе иностранных радиоэлектронных средств, применяется при разработке новых систем радиэлектронных помех. Самолёт RC-135V/W оборудован комплексной аппаратурой радиоэлектронной разведки и системами управления и целеуказания наземным и воздушным средствам ПВО, в составе экипажа работают семь операторов.
Варианты RC-135S Cobra Ball и RC-135W Rivet Joint оснащены двигателями Pratt & Whitney TF33-P5 в отличие от RC-135V Rivet Joint и RC-135U Combat Sent, на которых стоят ТРДД TF33-P9. Оба типа двигателей развивают тягу 80,05 кН, но только вариант – Р5 имеет реверс тяги. На пилоне двигателя над срезом сопла находится обтекатель каплевидной формы – это оборудование системы AN/APR-17 (известной как «Have Siren») компании «Loral Magnavox» для постановки помех ракетам с инфракрасной ГСП. Внешне вариант RC-135V можно отличить от в целом похожего RC-135W по вспомогательным воздухозаборникам на пилонах наружных двигателей. Первые самолёты RC-135V Rivet Joint, подлежавшие оснащению турбовентиляторными двигателями CFM International F108-CF-100 (вариант RC-135W), появились в Уичита весной 1999 года.
Характерная для вариантов RC-135S/V/W носовая часть образовалось из-за ее удлинения на 2,28 м для размещения дополнительной антенны системы РТР. Передний шпангоут увеличен в диаметре на 0,6 м для плавного сопряжения обтекателя антенны с фюзеляжем по дополнительно установленным стрингерам.
В передней части носового обтекателя стоит такой же стандартный блок РЛС APN-59E, как и на самолете КС-135. Под носовой частью фюзеляжа находится ряд антенн различного размера. Три плоских антенны установлены под носовой частью перед пятью меньшими стержневыми антеннами (связь в диапазоне УВЧ) в районе боковых обтекателей. Под фюзеляжем в районе центроплана крыла расположены четыре большие черные антенны. Далее – еще девять антенн различных форм и размеров, функции этого комплекса, известного как MUCELS, строго засекречены. Под двойным выступающим обтекателем под хвостовой частью фюзеляжа находятся две вращающиеся антенны пеленгации. Недавним дополнительным приращением к заднему обтекателю стал овальный обтекатель, содержащий новую систему пеленгации. Над фюзеляжем возвышаются антенны систем «High Game» и «Low Game», спутниковой связи SATCOM и других систем связи.
Boeing RC-135V Rivet Joint, код 64-14842, создан на базе планера RC-135C. Он строился в 1964-1965 годах как RC-135B (Model 739-4458) и стал одним из последних самолётов C-135, выпущенных фирмой «Boeing». 55-е крыло Командования боевой авиации, оснащенное машинами RC-135V/W «White-tops», базируется на авиабазе Оффат под Омахой на востоке штата Небраска.
Самолет-разведчик RC-135V/W, находящийся в боевом составе ВВС США с конца 1970-х годов, является основным самолетом радио- и радиотехнической разведки источников излучения наземного, морского и воздушного базирования в сантиметровом, дециметровом и метровом диапазонах волн. Он используется для борьбы с авиацией и системой ПВО противника. RC-135V/W обеспечивает разведку всех средств ПВО противника (включая истребители-перехватчики и ЗРК), а так же сетей радиосвязи его авиации и бортовых радиоэлектронных средств.
Стратегические разведывательные самолеты RC-135Vu W»РиветДжойнт» (RC-135C и RC-135M соответственно), находящиеся в боевом составе ВВС США с конца 1970-х годов, предназначены для перехвата, записи и анализа радиопереговоров, вскрытия дислокации, состава, режимов работы и характеристик радиоэлектронных средств управления войсками, ПВО и авиации противника. При этом приоритетной задачей считается ведение радиоразведки.
Основу разведывательного оборудования машины в варианте Block 8 составляют подсистемы 85000 (радиоразведки) и 55000 (радиотехнической разведки), построенные по принципу открытой архитектуры, что позволяет в зависимости от поставленных задач производить быструю замену функциональных модулей.
Подсистема 85000 построена на базе аппаратуры многоканальной разведки в УКВ- и СВЧ-диапазонах (40-17 250 МГц) ES-182 MUCELS (Multiple Communications Emitter Location System), обеспечивающей перехват и пеленгование (лопастные антенны на нижней поверхности фюзеляжа и штыревые на законцовках крыла), запись, дешифрирование и анализ радиопереговоров противника, в том числе переговоров экипажей боевых самолетов между собой и с наземными КП на дальности до 900 км. В состав оперативной группы подсистемы входит не менее девяти криптологов-лингвистов.
Подсистема 55000 автоматического определения местоположения радиоизлучающих объектов (AEELS – Automatic Electronic Emitter Location System), интерферометрические антенные решетки которой расположены по бортам в носовой части фюзеляжа, выполнена на базе станции ES400. Она обеспечивает одновременное обнаружение, распознавание и предварительное определение местоположения нескольких наиболее приоритетных излучающих объектов на дальности до 500 км в зоне обзора 120° с каждого борта с точностью по азимуту не хуже 0,01° и своих координат с точностью после 30 ч полета не хуже 9 м. Точное определение координат приоритетных целей осуществляется в ручном режиме разведывательным приемником CS-2010 «Хок» (зона обзора 360°, вращающаяся антенна расположена под обтекателем в задней нижней части фюзеляжа).
Обработка полученных данных производится на 16 АРМ (расположены по правому борту), интегрированных в единую сеть волоконно-оптической шиной обмена данными с пропускной способностью 1 Гбит/с и оснащенных цветными многофункциональными мониторами (размер по диагонали 48 см). Такое построение АРМ присуще всем типам машин RC-135; отличие состоит только в количестве и назначении рабочих мест. В зависимости отрешаемых задач и полетного задания (запланированной продолжительности полета) экипаж может включать до 29 человек (из них пять членов летного экипажа: три летчика, с учетом запасного, и два штурмана), а также оперативную группу со сменными специалистами и персоналом по техническому обслуживанию систем.
Самолет оснащен комплектом KB- и УКВ-радиостанций. Передача разведывательной информации потребителям, в том числе на фоне непрерывного ведения карты вскрытой радиолокационной обстановки, осуществляется через бортовые терминалы:
– Многодиапазонный терминал спутниковой связи семейства «Фаб-Т» (FAB-T -Family of Advanced Beyond line-of-sight -Terminals), обеспечивает многоканальный закрытый высокоскоростной (скорость: передачи данных до 45 Мбит/с, приема данных – до 274 Мбит/с) обмен мультимедийной информацией одновременно через несколько спутников. Может работать через существующие и находящиеся в разработке военные ИСЗ, прежде всего типов «Милстар», «Аехф», «Уфо» и «Вгс», ретрансляторы системы глобального вещания, а также некоторые коммерческие спутники связи.
– Терминал класса 2Н объединенной системы связи и распределения тактической информации «Джитидс» AN/URC-107 (V) 5 (рабочий диапазон частот 969-1215 МГц, дальность связи 550-930 км). Обеспечивает помехоустойчивый закрытый обмен речевыми сообщениями и данными со скоростью до 238 кбит/с, а также решение задач навигации и опознавания. Поддерживает форматы сообщений систем передачи данных TADIL-A, -С и -J. Для защиты от преднамеренных помех и перехвата применяются режим быстрой программной перестройки рабочей частоты, сложные шумоподобные сигналы, помехоустойчивое кодирование и дискретное изменение мощности излучения (235, 500 и 950 Вт). Режим много станционного доступа с временным разделением каналов обеспечивает одновременную работу в одной сети до 128 абонентов, а также позволяет каждому из них работать параллельно в нескольких аналогичных сетях.
– Терминал тактической системы циркулярной передачи разведывательной информации «Тибс» (TIBS – Tactical Information Broadcast System) дает возможность в реальном масштабе времени передавать данные целеуказания и текущей тактической обстановке, а также команды боевого управления. Сообщения передаются в формате TADIL-J со скоростью до 19,2 кбит/с (например, распространяются срочные адресные сообщения, такие как подготовка или проведение атаки конкретного самолета истребителями либо ЗРК противника с указанием их типа и рекомендациями по противодействию).
Наличие данных терминалов наряду с возможностью определения координат радиоизлучающих целей интерферометрическим пеленгованием одного самолета позволяет вести высокоточную радиотехническую разведку с помощью аппаратуры NCCT (Network Centric Collaborative Targeting system) парой самолетов или с привлечением летательных аппаратов другого типа, в том числе ИСЗ радиотехнической разведки.
Великобритания в марте 2010 года подписала соглашение стоимостью 700 млн фунтов стерлингов на приобретение у министерства обороны США по линии FMS трех самолетов Boeing RC-135W Rivet Joint для замены трех полностью выработавших ресурс самолетов аналогичного назначения BAE Nimrod R.1 в составе 51-й эскадрильи Королевских ВВС (авиабаза Уоддингтон). Самолеты RC-135W для Великобритании переоборудовались корпорацией L-3 Communications на предприятии в Гренвилле (штат Техас) из трех старых самолетов-заправщиков Boeing KC-135R ВВС США (американские номера 64-14833, 64-14838 и 64-14380) постройки 1965 года.
Новые британские военные номера самолетов, соответственно, ZZ664, ZZ665 и ZZ666. Наряду с американским оборудованием (соответствующим модификации Baseline 10), самолеты получают также специальное оборудование британского производства, в частности комплекс радиоразведки QinetiQ Tigershark 2.
Правительство Великобритании 27 мая 2014 года сообщило, что первый британский разведывательный самолет Rivet Joint RC-135W совершил первый полет с базы ВВС Уоддингтон (графство Линкольншир). Так после шесть месяцев простоя на базе ВВС Уоддингтон после его доставки из США и дальнейшей модернизации, совершил свой первый полет со штатным экипажем RC-135W Ривет Джойнт Королевский Воздушных Сил Великобритании.
Самолет RC-135W с боротвым номером ZZ664 прибыл в Англию 12 ноября 2013 года и является первым из трех RC-135W Ривет Джойнт приобретенных Великобританией в США.
Этот самолет стал первым из трех, закупаемых в США по программе Airseeker («Воздушный наблюдатель»), который обеспечит Великобританию разведывательным потенциалом мирового класса с передачей информации о воздушных и наземных целях в реальном масштабе времени. Самолет способен не только собирать данные с помощью новейших датчиков, но и анализировать их на своем борту, затем передавать в командные пункты через высокотехнологичную систему связи.
Подготовка пилотов и операторов 51-й эскадрильи королевских ВВС для работы на самолетах этого типа во взаимодействии с наземными станциями велась в ВВС США с 2011 года.
По словам министра обороны Великобритании Филиппа Хаммонда (Philip Hammond), эти новейшие самолеты и наземные станции обеспечат стране первоклассные разведывательные возможности и станут ключевой частью способности взаимодействовать с вооруженными силами США. Самолеты станут прекрасным дополнением к разведывательным аппаратам других типов, находящихся на вооружении ВВС Великобритании.
Первый самолет (программа конвертации L-3IS) для ВВС Великобритании был переоборудован с танкера Boeing KC-135 на объекте в городе Гринвилл (шт. Техас). На приобретение всех трех самолетов будет направлено около 650 млн ф. ст. (принятие всех трех машин намечено к середине 2017 года).
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса, кг
— пустого самолета 46403
— максимальная взлетная 124967
Внутреннее топливо, кг 86047
Размах крыла, м 39.88
Длина самолета,м 39.20
Высота самолета,м 12.70
Площадь крыла,м2 226.03
Тип двигателя 4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9
Тяга, кН 4 x 80.07
Максимальная скорость, км/ч 991
Крейсерская скорость, км/ч 901
Практическая дальность, км 9100
Радиус действия 4308
Практический потолок, м 12375
Экипаж, чел 3-4 + 12-16 операторов
Источники: www.dogswar.ru, www.airwar.ru, О. Пиунов, Р. Щербинин «Американский стратегический разведывательный самолёт RC-135 и его модификации» Зарубежное военное обозрение №3, 2012, Военный Паритет, www.military-informant.com и др.
САМОЛЁТ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ RC-135V RIVET JOINT. НОВОСТИ 2015-2018
САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ
nevskii-bastion.ru
Самолёты-долгожители. KC-135 » Военное обозрение
Когда речь заходит о самолетах-долгожителях, то первые модели, которые приходят на ум знатокам военной авиации, — это самолеты Ту-95 и B-52. Про эти стратегические бомбардировщики сегодня можно найти огромное количество информации, но на этих самолетах-долгожителях история, конечно, не заканчивается. В целом стоит отметить, что 1950-1960-е годы оказались по-настоящему богатыми на долгоиграющие авиационные платформы. Одним из примеров таких самолетов является американский KC-135, конверсионная версия исключительно удачного гражданского авиалайнера B-707, который совершил свой первый полет в далеком 1954 году. С коммерческих авиалиний данные Боинги уже давно ушли, а вот их военная версия по-прежнему поднимается в небо и вряд ли их эксплуатация завершится в ближайшем десятилетии.Boeing KC-135 Stratotanker — это четырехдвигательный реактивный специализированный многофункциональный военно-транспортный самолет, который был спроектирован в начале 1950-х годов. Самолет-заправщик KC-135A компании Boeing предназначался для дозаправки топливом в воздухе самолетов тактической и стратегической авиации. Машина была создана на базе удачного пассажирского лайнера Boeing 707. Вместо пассажирского салона в самолете была оборудована грузовая кабина с усиленным полом, которая могла вместить до 22700 кг различных грузов или 80 солдат с полной экипировкой. Первый полет опытной машины состоялся в августе 1956 года. Всего за время производства с 1955 по 1965 годы было построено 820 самолетов KC-135 различных типов. В 1982 году была разработана модификация KC-135R, которая получила увеличенный запас топлива и новые двигатели, а также вторую вспомогательную силовую установку, новое усиленное шасси и модернизированное бортовое оборудование. В 1984 году в США начался процесс переоборудования всех ранее выпущенных самолетов KC-135A по стандарту KC-135R. 11 таких переоборудованных машин в 1985-1988 годах были переданы Франции, где получили обозначение KC-135FR.
Самолет KC-135 изначально создавался для расширения радиуса действия стратегических бомбардировщиков типа B-52. Для этих целей была создана дистанционно-управляемая телескопическая штанга, обладавшая длиной 14,3 метра. Изначально предусматривалась перекачка примерно половины бортового топлива танкера (43 500 кг). Поставки новых самолетов в Стратегическое авиационное командование (SAC) USAF на авиабазу Castle в Калифорнии начались уже в июне 1957 года. В дальнейшем самолеты планово подвергались модернизации, что существенно повышало их эксплуатационные характеристики.
На базе данной машины в США были построены различные модификации: самолеты-разведчики, разведчики погоды, разведчики радиоэлектронных средств противника, воздушные командные пункты управления и связи со стратегическими ядерными силами, самолеты для проведения научных исследований. На данный момент времени существенная часть построенных самолетов KC-135 и различных его модификаций продолжает совершать полеты. ВВС США планируют использовать эти машины длительное время, планируется эксплуатация некоторых самолетов вплоть до 2040 года.
Также в США широко использовалась версия RC-135, которая представляла собой самолет электронной разведки. Данный самолет был чуть длиннее. Характерное для моделей RC-135S/V/W удлинение носовой части самолета на 2,28 метра было обусловлено установкой дополнительной антенны системы радиотехнической разведки (РТР). Антенны систем РТР, включая автоматическую систему пеленгации источника излучения, располагались под обтекателями носовой части фюзеляжа самолета RC-135. А в выпуклых отсеках площадью по 8,6 квадратных метра каждый по бортам фюзеляжа в носовой части находились интерферометры и супергетеродины для анализа и декодирования сигнала. В этих отсеках также располагались многочисленные антенны автоматических программируемых приемников, усилители и детекторы — в совокупности они обеспечивали покрытие большей части диапазона электронных сигналов, которые можно перехватить.
Полученные разведывательным самолетом данные могут записываться в аналоговом и цифровом формате с указанием точного месторасположения обнаруженного источника. Перехваченные сигналы поступают к операторам системы, которые находятся в салоне самолета-разведчика. Оборудование самолета заточено под выделение интересующих импульсов из большого числа улавливаемых сигналов. Данные самолеты разведчики RC-135V/W Rivet Joint широко применялись американскими военными во время операции «Буря в пустыне». Эти самолеты были основой сил радиотехнической разведки в данном районе, контролируя работы систем связи и РЛС Ирака.
RC-135
К отличительным особенностям самолета KC-135 можно отнести то, что это первый в мире крупносерийный специализированный реактивный самолет-заправщик, а также то, что этот самолет-долгожитель, возможно, прослужит в ВВС США до 80-85 лет. Такая длительная эксплуатация подтверждается и программой замены данных самолетов. В марте 2011 года ВВС США заключили с авиастроительным концерном Боинг контракт на поставку новых самолетов-танкеров KC-46A. Согласно контракту военные должны получить первые 18 самолетов к 2017 году. После этого американские ВВС планируют разместить заказ на постройку дополнительных самолетов. В общей сложности к 2027 году концерн Boeing должен будет поставить американским военным 179 самолетов-заправщиков нового типа. Как и в случае с KC-135 разработка нового самолета-заправщика KC-46A ведется на базе пассажирского авиалайнера B767-2C. В составе американских ВВС они заменят устаревающие KC-135 Stratotanker. Самолеты KC-46A смогут развивать скорость до 920 км/ч и совершать перелеты на расстояние до 12 200 км. Топливная вместимость нового самолета будет равняться 92 тоннам.
Конструкция самолета
KC-135 — это четырехдвигательный реактивный самолет, построенный по нормальной схеме с низкорасположенным (низкоплан) двухлонжеронным крылом и однокилевым оперением. Механизация крыла включает в себя двухщелевые закрылки и носовые корневые щитки. Управление креном безбустерное, осуществляется при помощи элеронов, расположенных на конце и на полуразмахе крыла, а также интерцепторов, которые также выполняют на самолете роль воздушных тормозов. Изначальный ресурс планера составлял 13 000 часов, но в 1975-1988 годах проводились работы по замене обшивки нижней поверхности крыла с целью доведения ресурса планера до 40 000 часов и продления срока эксплуатации самолетов минимум до 2020 года. Самолет оснащен трехопорным шасси с гидравлической системой уборки-выпуска. Основные стойки оснащаются четырехколесными тележками, носовая стойка шасси двухколесная, выполнена управляемой.
Фюзеляж самолета KC-135 типа полумонокок с поперечным сечением в форме двух пересекающихся окружностей. Кабина экипажа трехместная, в основной кабине можно было разместить грузы массой до 22,6 тонн, а также до 80 человек десанта. С левого борта была сделана грузовая дверь, имеющая размеры 2,89х1,98 метра. Экипаж самолета-заправщика попадал внутрь машины через открывающийся вниз-вперед люк, оснащенный выдвижной стремянкой. Он был расположен с левой стороны перед носовой стойкой шасси. «Пассажиры» попадали внутрь самолета через грузовую дверь, которая могла открываться вверх практически на 180 градусов. В проеме этой двери можно было установить складной кран, что позволяло в случае необходимости загружать негабаритные грузы без использования наземной техники. В частности на самолете можно было легко загрузить запасной двигатель, который мог пригодиться при размещении самолетов на передовом аэродроме.
В хвостовой части фюзеляжа была оборудована кабина оператора системы заправки с окном обзора задней полусферы. В исходном положении данное окно закрыто обтекателем, убирающимся в фюзеляж самолета. Под фюзеляжем за носовой стойкой шасси были расположены два ряда сигнальных огней — «светофоров», которые оповещали пилота заправляемой машины о ходе перекачки топлива. Также первоначально вдоль «брюха» самолета-заправщика размещалась полоса ядовито-желтого цвета, которая должна была помочь пилоту заправляемого самолета точно выдерживать курс в момент заправки.
Исходный вариант самолета-заправщика KC-135A оснащался четырьмя двигателями Пратт-Уитни J57-PW-59, которые располагались на подкрыльных пилонах. На версии KC-135R на самолете появились двигатели CFM F108-CF-100, обладающие увеличенной тягой (9985 кгс) и повышенной на четверть экономичностью. Версия самолета KC-135R по сравнению со своим предшественником KC-135A, по информации фирмы Боинг, получила большую взлетную массу (146,3 тонны) и способна передавать на 65% больше топлива на удалении в 2775 км от аэродрома базировании и на 150% больше топлива на удалении в 4630 км. При этом была сокращена взлетная дистанция самолета, которая составляет теперь 2620 м. Помимо этого удалось добиться снижения максимального шума при взлете — со 126 дБ до 99 дБ.
На самолете KC-135R топливо размещается в крыльевых баках и двух отсеках, находящихся под полом основной кабины общей емкостью 118 240 литров. В хвостовой части фюзеляжа расположен небольшой резервный бак на 3800 литров топлива. Заправка самолетов в воздухе производится оператором при помощи телескопической штанги, находящейся в хвостовой части фюзеляжа самолета. С помощью данной штанги может дозаправляться один самолет, скорость перекачки топлива 3400 л/мин. Возможно использование внутрифюзеляжного топливозаправочного агрегата с гибким шлангом. В полете заправочная штанга прижимается снизу к фюзеляжу.
Длина телескопической штанги для заправки меняется от 8,5 метров в сложенном положении до 14,3 метров в полностью выпущенном состоянии. Штанга может управляться оператором в двух плоскостях при помощи двух аэродинамических рулей, оснащенных гидроприводом. Она отличается следующими углами отклонения: в вертикальной плоскости -20…-40 градусов, в горизонтальной плоскости 15…-15 градусов или 20…-20 градусов. Производительность системы заправки различна. При нормальной эксплуатации — 2800 л/мин, при заправке стратегических бомбардировщиков — 3400 л/мин. На версии самолета KC-135R скорость заправки была увеличена до 4540 л/мин. Во время заправки оператор располагается в лежачем положении и руководит действиями экипажа заправляемого самолета при установлении и во врем его контакта с самолетом-заправщиком по радио или при помощи сигнальных огней.
Летно-технические характеристики KC-135:
Габаритные размеры: длина — 41,53 м, высота — 12,7 м, размах крыла — 39,98 м, площадь крыла — 226 м2.
Вес пустого самолета — 44 663 кг.
Максимальный взлетный вес — 146 000 кг.
Полезная нагрузка — 90 700 кг.
Силовая установка — 4хТРДД CFM F108-CF-100, тягой 9985 кгс каждый.
Максимальная скорость — 930 км/ч.
Крейсерская скорость — 850 км/ч.
Практический потолок — 15200 м.
Дальность полета — 2419 км при передаче 68 039 кг топлива.
Экипаж — 3 человека: командир корабля, второй пилот, оператор дозаправки.
Источники информации:
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/422-samolet-zapravshik-k.html
http://airwar.ru/enc/craft/kc135.html
http://lenta.ru/news/2013/06/28/kc46a
http://worldweapon.ru/sam/kc135.php
topwar.ru
Самолет электронной разведки RC-135 River Joint
Самолет электронной разведки RC-135 River Joint
США
Самолет-разведчик RC-135V/W River Joint, находящийся в боевом составе ВВС США с конца 70-х годов, является основным самолетом радио- и радиотехнической разведки источников излучения наземного, морского и воздушного базирования в сантиметровом, дециметровом и метровом диапазонах волн. Он используется для борьбы с авиацией и системой ПВО противника. RC-135V/W обеспечивает разведку всех средств ПВО противника (включая истребители-перехватчики и ЗРК), а так же сетей радиосвязи его авиации и бортовых радиоэлектронных средств.
В отличие от других самолетов-разведчиков, имеющих многочисленные оперативные группы, группа операторов RC-135V/W более разноплановая по составу. В нее входят офицеры боевого авиационного командования, в том числе три оператора РЕБ: старший, автоматической и ручной разведки. Их задача — отслеживать местоположение самолетов противника и ЗРК по радиолокационным излучениям, перехватываемым системой AEELS (система автоматической радиотехнической разведки РЛС). За ними по правому борту размещены 12 — 16 технических операторов из состава управления воздушной разведки, которые с помощью системы MUCELS (система многоканальной разведки в УКВ диапазоне) ведут радионаблюдение за перехватами, выполняемыми истребителями, и за сетями связи секторов ПВО противника. Главной их задачей является раскрытие его намерений.
Hа самолете работают еще семь технических операторов разведки, осуществляющих детальный контроль радиолокационных излучений объектов воздушного, наземного и морского базирования с уточнением результатов их автоматического поиска и классификации посредством ручной доразведки, и формирование специальных сообщений, дополняющих данные о радиоэлектронной обстановке, которые передаются трем операторам-аналитикам рабочей группы самолета.
Ответственность за формирование карты радиоэлектронной обстановки несет ведущий аналитик — контролер, которому помогают два других: один — аналитик воздушных целей, второй наземных. Они так же следят за тем, что бы передаваемая с борта самолета информация обновлялась не реже, чем через 2 минуты, а при необходимости — через 10 сек. На самолете находятся еще два оператора, выполняющих задачи обнаружения и регистрации нестандартных или неопознанных сигналов ранее неизвестных радиоэлектронных средств противника в интересах срочного обновления системы РЭБ (по программе Quick-Reaction Capability, известной со времен войны во Вьетнаме). При этом так же должен вскрываться процесс поиска противником методов преодоления защиты систем связи американской авиации.
Помимо перечисленных подразделений, каждое из которых работает на специализированных местах имеются оператор передачи данных на самолет E-3 AWACS и два специалиста полетного технического обслуживания.
Узким местом считается так же ограниченность связи RC-135V/W с самолетом E-3 AWACS, осуществляемом по каналу цифровой передачи данных в формате TADIL-A.
По нему на RC-135 передается полученная радиолокационным способом символьно-графическая картина воздушной обстановки, формируемая операторами самолета E-3, куда она в цифровой форме возвращается в близком к реальному масштабе времени, дополненная маркерами распознавания и классификации воздушных целей по данным радио- и радиотехнической разведки (Р и РТР) на фоне вскрытой системы ПВО противника. В связи с высокой интенсивностью такого радиообмена на самолете E-3 AWACS предполагается иметь не одного, как сейчас, а двух операторов связи с разведчиком RC-135V/W, с которым он с начала 90-х годов действует, по существу как единая система.
В связи с уникальными возможностями разведчика по индивидуальному предупреждению своей авиации в реальном масштабе времени о возникающих угрозах посредством привлечения системы космической связи организовано специальное вещание в рамках ТВД — TIBS (Tactical Information Broadcast Service). С его помощью распространяются срочные адресные сообщения, например о подготовке или проведении атаки конкретного самолета истребителями или ЗРК противника с указанием их типа и рекомендацией противодействия.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение — 1965
Размах крыла — 39,88 м
Длина самолета — 39,2 м
Высота самолета — 12,7 м
Площадь крыла — 226,03 кв.м
Масса, кг
— пустого самолета — 46400
— максимальная взлетная — 124970
Внутреннее топливо — 86050 кг
Тип двигателя — 4 ТВД Pratt & Whitney TF33-P-9
Тяга — 4 х 8170 кгс
Максимальная скорость — 991 км/ч
Крейсерская скорость — 901 км/ч
Практическая дальность — 9100 км
Радиус действия — 4300 км
Практический потолок — 12375 м
Экипаж — 3-4 чел + 12-16 операторов
www.oruzie.su