Над землей России Летал ли самолет Можайского?
Над землей России
Летал ли самолет Можайского?
Многие петербуржцы убеждены, что первый в мире пилотируемый самолет построил и отправил в полет Александр Федорович Можайский. Что там хваленые американские братья Райт, запустившие в небо свой управляемый аэроплан в 1903 году, если наш земляк сумел сделать то же самое двумя десятилетиями раньше? Особо начитанные граждане наверняка припомнят и подробности триумфа Можайского: скажут, что состоялся первый полет самолета на военном поле в Красном Селе. Кто-то прибавит, что пилотировал самолет механик Иван Никифорович Голубев: дескать, самому Можайскому было уже 57 лет, оттого полет доверили более молодому его помощнику.
Некоторые может быть, процитируют даже популярное некогда стихотворение Михаила Матусовского:
Нам доступны дали грозовые,
Горный воздух ледяных высот
С той поры, как над землей России
Взвился первый в мире самолет.
А вот что сообщалось в 2003 году на страницах газеты «Политехник» нашего Политехнического университета: «Самолет пролетел более 100 сажен (200 м) на высоте 1,5–2 сажени (3–4 м). Полетов было несколько. В одном из них самолет потерял устойчивость и зацепил крылом за землю. Испытания прекратили». Так что нечему было удивляться, когда в конце 2009 года депутат городского Законодательного собрания, выдающаяся лыжница Любовь Егорова, ратуя за присвоение городу Ломоносову статуса «Город воинской славы», привела в том числе такой аргумент: «под Ораниенбаумом поднялся в воздух первый в мире самолет, созданный по проекту А.Ф. Можайского».
Однако вот беда: самолет Можайского на самом деле не летал.
Построен был, но подняться на воздух не сумел.
И это факт.
Александр Федорович Можайский был большим энтузиастом летательных аппаратов тяжелее воздуха. Потомственный военный моряк, сын адмирала, он первые полвека своей жизни тоже отдал морю. Получил образование в Морском кадетском корпусе, плавал на Балтийском и Белом морях, побывал на Дальнем Востоке, участвовал в патрулировании подступов к Финскому заливу во время Крымской войны. На какое-то время был отправлен в отставку, но затем снова вернулся во флот: стал преподавать в родном кадетском корпусе курс морской практики. Дослужился в конечном итоге до звания контр-адмирала.
О полетах Можайский начал задумываться еще на службе. Постоянно наблюдал за птицами, как и много лет позже братья Райт. «Способность парить не у всех птиц одинакова, – писал Александр Федорович. – Легко заметить, что птицы, имеющие большую площадь крыльев при легком корпусе, парят лучше, чем птицы сравнительно тяжелее с небольшими крыльями».
Уйдя в отставку, он смог уделить любимому делу все время. Вначале строил воздушные змеи и даже поднимался на них в воздух. Академик Алексей Николаевич Крылов писал в мемуарах: «Александр Федорович решил заняться разработкой вопроса о летании на аппаратах тяжелее воздуха. Начал он с того, что стал летать на змее. Вероятно, он был одним из пионеров этого дела. Построил он змея, запряг в него тройку, велел ее гнать, как говорится, в три кнута, и сам поднимался на этом змее в воздух. Удачно или нет, сказать не могу, но во всяком случае, когда я его знал, он хромал и ходил, опираясь на здоровенную дубину, так что никто не решался его спросить, не было ли это результатом его полетов на змее».
Ироничен был, однако, Алексей Николаевич!
Потом Можайский построил модель самолета с ласковым названием «Летунья» – успешно летавшую на скорости до 15 километров в час и даже поднимавшую с собой небольшой груз. После этого пришел черед полноразмерного самолета. В ноябре 1881 года Можайский получил патент («привилегию») на «воздухоплавательный снаряд» собственной конструкции, а затем приступил к его постройке. Удивительно, но сконструированный аппарат имел все основные конструктивные элементы современного самолета – фюзеляж и двигатели, несущие поверхности и хвостовое оперение, шасси. Что бы там ни было с полетом, одно это гарантирует Можайскому место в ряду выдающихся конструкторов.
Увы, на этом успехи Можайского завершились. Паровые двигатели его аппарата были слишком уж маломощны, материалы использовались не всегда подходящие. Подготовка к испытаниям затянулась; по крайней мере, в 1883 году о них говорили еще в будущем времени. Точная дата испытаний аэроплана Можайского неизвестна, но скорее всего это был июль 1885 года. Самолет совершил разгон вверх по деревянным рельсам, подпрыгнул было в воздух, но тут же накренился и упал, поломав крыло. Это был конец дерзкого замысла. Случившееся еще можно было бы назвать первым взлетом самолета с человеком на борту, но первым управляемым полетом – увы, нет.
А.Ф. Можайский
Как же появилась история о том, что самолет Можайского сумел совершить полет? Впервые расплывчатые утверждения на этот счет промелькнули в периодической печати начала XX века, когда успехи авиации привлекли внимание к этому роду человеческой деятельности. А в пору сталинской борьбы с космополитизмом образ русского изобретателя был поднят на щит. Тогда во всех областях знания напирали на отечественные приоритеты, даже если их на деле не было.
Дальнейшее было делом пропагандистской техники. Как по мановению волшебной палочки, обнаружились очевидцы, которые видели полет самолета собственными глазами. Старожил Красного Села Петр Васильевич Наумов поделился в 1949 году красочными детскими воспоминаниями: «Чудная машина с большими крыльями, похожая на птицу, стояла на деревянном настиле. Вокруг нее суетились люди в морской одежде. Все ждали, что сейчас что-то произойдет необычайное. Диковинная птица с огромными крыльями вдруг сильно зашумела, завертелись какие-то впереди нее кресты, и она сдвинулась с места, побежала по деревянному настилу, а затем оторвалась от земли и поднялась в воздух. Удивлению не было конца. Все восторженно кричали, но больше всего мальчишки».
Чертеж самолета Можайского
Для закрепления эффекта к воспоминаниям Наумова добавили такие слова: «Слышал, что американцы утверждают, будто они первыми построили самолет в мире. Сущая ложь! Об американских изобретателях стало известно не менее двадцати лет спустя, как был построен самолет Можайского. Видно, господам из Америки не впервые присваивать первенство русских изобретателей».
В том же 1949-м к дворянину Можайскому оперативно и политически грамотно присоседили простого русского помощника – Ивана Никифоровича Голубева. Как же без народа в таком важном деле? И вот уже на исходе года популярнейший в СССР журнал «Огонек» поместил очерк под гордым заглавием «Иван Голубев – первый летчик в мире», где рассказывалось о молодом крестьянине Калужской губернии, обладавшем «пытливым умом и сноровкой», трудившемся «много и самозабвенно» и часто вносившем «конструктивные улучшения» в строящийся самолет. Описан был в огоньковской статье и сам легендарный день: «Погода благоприятствовала полету. Было тихо и солнечно. Казалось, сама природа благословляла смелых людей на подвиг.
В полдень на поле Красного Села собрались представители военного министерства, известные воздухоплаватели и ученые. Можайский и Голубев в последний раз осмотрели машину. Изобретатель, убедившись, что все в порядке, крепко пожал Ивану Никифоровичу руку.
Голубев занял место пилота. Затарахтели двигатели, закрутились винты – и самолет покатился по наклонному деревянному настилу, сделанному для удобства взлета. Скорость движения постепенно нарастала, и наконец самолет плавно оторвался от земли.
Присутствующие криками „Ура“ приветствовали создателя самолета и первого в мире летчика.
Самолет пролетел несколько сот метров и снизился. Одним из первых к машине подбежал Александр Федорович Можайский. Он крепко обнял Голубева и трижды, по русскому обычаю, поцеловал его.
Иван Никифорович встал с места пилота и громко сказал:
– Русские будут летать!».
Однако быстро бегал Можайский, если верить «Огоньку»! Даже слишком быстро для хромого человека, опиравшегося на «здоровенную дубину». Впрочем, пропагандистов мелочи не волновали. Им главное было создать впечатляющий образ русского изобретателя. Известный писатель и фронтовой летчик Анатолий Маркуша вспоминал о еще одной мелочи: «Вдруг в одночасье во всех авиационных учреждениях, учебных заведениях, служебных кабинетах появился портрет сурового бородача», а потом обнаружилось, что это хоть и Можайский – но не адмирал и не конструктор, а купец. Портреты в спешном порядке заменили верными – теми, где Александр Федорович запечатлен без бороды, хотя и с роскошными бакенбардами. «Обрили!» – подшучивали тогда острословы.
Каноническую версию полета, якобы случившегося летом 1882 года, сформулировал Семен Аркадьевич Вишенков, автор сразу трех книг о Можайском, изданных в 1950–1952 годах. Вот картина исторического триумфа по одной из его книг: «Дувший с утра ровный и легкий ветерок изменил свое направление, стал порывистым.
Выждав, когда ветер несколько утих, Можайский подал команду.
Голубев перевел рукоятки управления. Быстрее завертелись винты. Аппарат тронулся с места и, ускоряя бег, понесся по деревянному настилу. Вот аппарат у края взлетной дорожки, и вдруг раздается громкое „Ура“. Колеса отделились от настила. Машина в воздухе.
Можайский, забыв про свой возраст, побежал за самолетом. За Александром Федоровичем бросились его помощники и друзья.
Голубев летит над полем. Уже недалеко берег озера. Механик сбавляет обороты. Колеса касаются земли. Вдруг резкий порыв ветра приподнимает правое крыло, левое задевает о землю. Можайский замирает на месте, у него подкашиваются ноги… Но самолет тут же выравнивается, подпрыгивая на кочках, бежит дальше. Все облегченно вздыхают.
В тот же миг Можайский попадает в чьи-то объятия. Его обнимают, наперебой жмут руки, поздравляют с победой. Так же горячо все приветствуют Голубева.
– Это великая победа! – гремит профессор Алымов. – Это блестящее доказательство правоты вашего принципа!
– Это замечательно! – поздравляет Богословский. – Я счастлив, что дожил до дня, о котором всегда мечтало человечество. От всей души, от имени патриотов русского воздухоплавания поздравляю вас с великим успехом.
По лицу Александра Федоровича Можайского катились слезы радости. Голубев был взволнован не меньше своего учителя и друга».
Так «правда» о полете Можайского стала достоянием широкой советской общественности. Подтянулись и ученые: специалисты Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе оперативно доказали, что «самолет Можайского был рассчитан правильно и мог самостоятельно взлетать даже с горизонтальной поверхности, даже в наихудших условиях – при полном безветрии» (цитирую по книге Виктора Яковлевича Крылова «Александр Федорович Можайский», изданной в 1951 году в популярной серии «ЖЗЛ»).
Некуда было деваться этим специалистам.
А вот в конце 1970-х годов, к столетию аэроплана Можайского, ученые из Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского и Центрального научно-исследовательского аэродинамического института имени Н.Е. Жуковского провели действительно тщательное исследование его модели – как путем расчетов, так и в аэродинамических трубах. И вывод сделали единогласный и однозначный: горизонтальный полет был невозможен из-за недостаточной тяги.
Это заключение полностью согласуется со словами академика Крылова о том, что летать на аэроплане постройки Можайского было «невозможно».
И с историческими фактами тоже.
Не было полета, и все тут.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
culture.wikireading.ru
Самолёт Можайского А.Ф. Википедия
Самолёт Можа́йского («воздухолета́тельный снаря́д») — самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в последней четверти XIX века, первый в России[коммент. 1] и один из первых в мире самолётов, предназначавшихся для подъёма человека.
Документов, непосредственно зафиксировавших ход испытаний самолёта Можайского, не сохранилось. В позднейших источниках рубежа XIX—XX веков указывается, что он потерпел аварию при попытке взлёта. Некоторые источники утверждают, что аппарат на короткое время оторвался от земли, такая версия событий изложена в российской Военной энциклопедии (1914 год). В 1950—1970-е годы эта версия, горячо отстаивавшаяся советскими авторами, господствовала в мировой авиационной историографии. Большинство историков авиации считало самолёт Можайского вторым самолётом, отделившимся от земли с человеком на борту — после самолёта дю Тампля, испытания которого относят к 1874 году. Признавалось, что в обоих случаях отрыву способствовали внешние факторы (прежде всего назывался разгон аппарата под уклон). В СССР же самолёт Можайского считали первым самолётом, отделившимся от земли с человеком на борту (также при содействии внешних факторов). Начиная с 1980-х годов некоторые советские/российские исследователи усомнились в достоверности отделения самолёта Можайского от земли, продолжая при этом считать его первым в мире самолётом, который попытались поднять в воздух с человеком на борту.[коммент. 2]
В СССР неоднократно предпринимались попытки, основанные на скудных сведениях о техническом облике самолёта Можайского, установить (теоретически или экспериментально) его вероятные лётно-технические данные и ответить на вопросы о возможности совершения им установившегося полёта и об условиях, при которых он бы мог совершить взлёт. Эти исследования давали различные результаты. Согласно самым последним исследованиям, проведённым в ЦАГИ, развиваемая силовой установкой самолёта Можайского мощность, с учётом его вероятных аэродинамических и весовых характеристик, была недостаточна для установившегося горизонтального полёта.
Несмотря на ряд конструктивных недостатков, обусловленных, главным образом, отсутствием необходимой научно-технической базы для проектирования летательных аппаратов тяжелее воздуха, самолёт Можайского обладал, по оценке советских и российских специалистов, высоким для своего времени техническим уровнем.
ru-wiki.ru
Самолет Можайского : VIKENT.RU
В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Далее мнения историков расходятся: одни утверждают, что вовремя экспериментального полёта аппарат «чуть-чуть оторвался от земли», другие – что учитывая конструкцию аппарата, он физически не мог взлететь, например, как первый самолёт братьев Райт…
«Александр Фёдорович Можайский был человеком интересной судьбы — военный моряк, участник дальних морских походов, хороший рисовальщик, изобретатель, один из первопроходцев, внёсший несомненный вклад в становление новой области человеческой деятельности — воздухоплавания, создатель натурного образца своего самолёта. В конце военной карьеры капитан первого ранга, получивший по выходе в отставку звание генерал-майора, затем изменённое на контр-адмирала, он увлёкся проблемами полёта человека на аппарате тяжелее воздуха, создал различные действующие модели летательных аппаратов, сам поднимался в воздух на большом «летучем змее» собственной конструкции. Некоторые его идеи опередили своё время.
В почти вековой истории нашей авиации были два периода, когда «исторический полёт первого в мире самолёта А.Ф. Можайского» у нас в стране особенно активно муссировался и популяризировался. Первый из них относится к 1909 г. — началу 1910 г., когда успехи «аппаратов тяжелее воздуха» в Европе и за океаном постоянно привлекали внимание русской общественности. «Авиационные ожидания» в России подогревались и сенсационными сообщениями на газетных страницах о якобы увиденных в небе летательных аппаратах, хотя в России до этого времени еще не было совершено ни одного полёта на аэроплане.
В 1909 г. в журнале «Воздухоплаватель» появилась статья известного ученого полковника В.Ф. Найдёнова, где о полёте самолета Можайского написано следующее: «В 1884-5 гг. аэроплан был выстроен на военном поле в Красном Селе. При взлёте аэроплан накренился на бок и поломал поддерживающие поверхности, на этом и окончились опыты А.Ф. Можайского, тогда уже адмирала в отставке».
В начале XX века живых свидетелей «исторического полёта» при желании можно было найти, но их почему-то не оказалось. Даже сын изобретателя, А.А. Можайский, в ответ на многочисленные спекуляции в прессе, 22 ноября 1910 г. в письме в редакцию «Нового времени» отмечал: «…Сообщенные… сведения, относящиеся к трудам первого из этих пионеров, моего отца Александра Фёдоровича Можайского, во многом не соответствуют действительности». Кто как не сын изобретателя должен был знать истинное положение дел и результаты испытаний в воздухе. Тем не менее он писал, что «почти законченный аппарат был предложен Военно-инженерному ведомству. Это ведомство отказалось приобрести в собственность аппарат…». И ни слова о полётах..!
Вновь имя и мировой приоритет А.Ф. Можайского озвучили в нашей стране в 1947 г., когда в СССР широко отмечали 100-летие со дня рождения «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского. Торжество совпало с началом развернувшейся в СССР жёсткой идеологической кампании по борьбе с космополитизмом, «преклонением перед иностранщиной», «восстановлением» приоритета русской науки и техники, позже известной под девизом «Россия — родина слонов». В те годы имя А.Ф. Можайского превратили в культовое. В журнале «Вестник Воздушного Флота» в 1947-1948 гг. из номера в номер появлялись заметки о жизни и деятельности авиаконструктора, тут же «выяснилось» и имя первого лётчика-испытателя — И.Н. Голубев, к тому же «пострадавший в аварии на
испытаниях». Авторами заметок являлись известные авиаспециалисты, в их числе даже заместитель А.Н. Туполева авиаконструктор А.А. Архангельский, а особым «усердием» отличались сотрудники политорганов Военно-воздушных сил (ВВС) подполковники Н.А. Черемных и И.Ф. Шипилов и другие конъюнктурно настроенные и недобросовестные «историки» науки и техники и дилетанты, считавшие себя историками. […]
Необходимое послесловие (от составителя сборника А.А. Дёмина). К сожалению, эпопея о «мировом приоритете самолёта А.Ф. Можайского» не завершилась вместе с концом сталинской эпохи. Более того, попытки «застолбить» этот «мировой приоритет» на Западе, как это ни удивительно, нашли там поддержку. Дошло даже до того, что всемирно известная «Книга Гиннесса об авиации» отдала Можайскому приоритет в «подлёте» пилотируемого аэроплана с мотором, который разгонялся до нужной скорости при скатывании с рампы. Упоминание о «подлёте с рампы», вероятно, вызвано тем, что, судя по документам, перед завершением постройки авиаконструктор измерял характеристики силовой установки во время движения по наклонным рельсам. Но вверх, а не вниз!
В преддверии 100-летия со времени завершения постройки Можайским своего аэроплана (июнь 1983 г.) в ЦАГИ проделали полномасштабное аэродинамическое исследование модели его самолёта. И несмотря на все возможные социально-политические потери в случае отказа от столь важного мирового приоритета, добросовестные и в немалой степени мужественные учёные честно признали: «Расчёты, основанные на результатах испытаний модели самолёта и моделей винтов в аэродинамических трубах, показывают невозможность установившегося горизонтального полёта самолёта Можайского из-за недостаточной тяги».
В разделе «Хроника» изданной в 1983 г. книги «попытка лётных испытаний самолёта А.Ф. Можайского» отнесена к июлю 1885 г. И даже в тот период это издание не допустили (!) до широкого читателя, книгу издали тиражом всего 1050 экз., это мизер для многочисленных любителей авиации той поры.
В 1985 г. наступила «эпоха перестройки и гласности», и на борьбу за установление истины в «деле Можайского» первым бросился не кто иной, как Черемных. В конце года он написал письмо М.С. Горбачёву, выдержанное в духе и риторике сталинской эпохи.
Дошло ли его обращение до «нового поколения руководителей партии», неизвестно. Но не исключено, что своеобразной реакцией на письмо Черемных стал выход в свет массовым тиражом 50 тыс. экз. в 1988 г. нового издания книги «Авиация в России». В разделе «Хроника» попытку «лётных испытаний самолёта А.Ф. Можайского» в июле 1885 г. дополнили: «… При разбеге по земле он накренился набок и поломал «поддерживающие поверхности…».
Впоследствии редактор-составитель этого издания В.Н. Бычков, в те годы директор Музея Н.Е. Жуковского, неоднократно вспоминал, что Главный редактор академик АН СССР Г.С. Бюшгенс запретил ему использовать в «Хронике» термины «полёт» и даже «взлёт».
Но и это не остановило апологетов «социалистического реализма» в истории техники. До сих пор в редакции различных научно-популярных авиационных журналов продолжают приходить письма, в основном, от ветеранов, особенно с большими звездами на погонах, с предложением «наконец разобраться» с А.Ф. Можайским, «популяризировать мировой приоритет» и т.п., а также статьи на эту тему, написанные в духе «Черемных — Шипилова». Полёт «самолёта Можайского» продолжается!
Да и экскурсоводы в музее в Красном Селе, рассказывая об изобретении самолёта, обычно выводят посетителей на большой луг и, топнув ногой по кочке, объявляют, что «с этого места» ушёл «в первый в мире полёт самолёт великого русского изобретателя».
Лишь совсем недавно вышла в свет новая книга о жизни и нелегком творческом пути А.Ф. Можайского. В ней едва ли не впервые приведены документы опроса реальных, а не выдуманных очевидцев, своими словами полностью подтверждающих результаты историко-технического моделирования в ЦАГИ.
Без сомнения, Александр Фёдорович Можайский остался в истории одним из первых в мире авиаконструктором, построившим аэроплан со всеми основными частями, присущими современному самолёту (фюзеляж, шасси, хвостовое оперение, тянущие винты и т.д., кроме управления по крену, без чего самолёт в принципе летать не мог) и первым в мире, попытавшимся испытать его в полёте, хотя это ему не удалось. Можно уверенно полагать, что его аэроплан стал первым в мире построенным самолётом, доведённым до лётных испытаний, а июнь 1883 г. следует считать важной вехой в истории отечественного авиастроения… Но дня рождения мировой авиации пришлось ждать более четверти века, пока 17 декабря 1903 г. не взлетел «Флайер» братьев Райт».
Кривоносов Ю., Партийное «дело» о портрете и приоритете: как власти предержащие заставляли «летать» самолет А.Ф. Можайского, в Сб.: Легенды и мифы отечественной авиации, Выпуск 1, М., Русские витязи», 2009 г., с. 7-8 и 30-31.
vikent.ru
Самолет Можайского А.Ф. Википедия
Самолёт Можа́йского («воздухолета́тельный снаря́д») — самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в последней четверти XIX века, первый в России[коммент. 1] и один из первых в мире самолётов, предназначавшихся для подъёма человека.
Документов, непосредственно зафиксировавших ход испытаний самолёта Можайского, не сохранилось. В позднейших источниках рубежа XIX—XX веков указывается, что он потерпел аварию при попытке взлёта. Некоторые источники утверждают, что аппарат на короткое время оторвался от земли, такая версия событий изложена в российской Военной энциклопедии (1914 год). В 1950—1970-е годы эта версия, горячо отстаивавшаяся советскими авторами, господствовала в мировой авиационной историографии. Большинство историков авиации считало самолёт Можайского вторым самолётом, отделившимся от земли с человеком на борту — после самолёта дю Тампля, испытания которого относят к 1874 году. Признавалось, что в обоих случаях отрыву способствовали внешние факторы (прежде всего назывался разгон аппарата под уклон). В СССР же самолёт Можайского считали первым самолётом, отделившимся от земли с человеком на борту (также при содействии внешних факторов). Начиная с 1980-х годов некоторые советские/российские исследователи усомнились в достоверности отделения самолёта Можайского от земли, продолжая при этом считать его первым в мире самолётом, который попытались поднять в воздух с человеком на борту.[коммент. 2]
В СССР неоднократно предпринимались попытки, основанные на скудных сведениях о техническом облике самолёта Можайского, установить (теоретически или экспериментально) его вероятные лётно-технические данные и ответить на вопросы о возможности совершения им установившегося полёта и об условиях, при которых он бы мог совершить взлёт. Эти исследования давали различные результаты. Согласно самым последним исследованиям, проведённым в ЦАГИ, развиваемая силовой установкой самолёта Можайского мощность, с учётом его вероятных аэродинамических и весовых характеристик, была недостаточна для установившегося горизонтального полёта.
Несмотря на ряд конструктивных недостатков, обусловленных, главным образом, отсутствием необходимой научно-технической базы для проектирования летательных аппаратов тяжелее воздуха, самолёт Можайского обладал, по оценке советских и российских специалистов, высоким для своего времени техническим уровнем.
ru-wiki.ru
Самолёт Можайского — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Самолёт Можайского («Воздухолетательный снаряд») | |
Модель самолёта А. Ф. Можайского. Политехнический музей (Москва) | |
Тип | Экспериментальный самолёт |
---|---|
Главный конструктор | Александр Фёдорович Можайский |
Первый полёт | 1882—1885 годы (по данным разных источников) |
Единиц произведено | 1 |
Самолёт Можа́йского («воздухолета́тельный снаря́д») — самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в последней четверти XIX века, первый в России[коммент. 1] и один из первых в мире самолётов, предназначавшихся для подъёма человека.
Документов, непосредственно зафиксировавших ход испытаний самолёта Можайского, не сохранилось. В позднейших источниках рубежа XIX—XX веков указывается, что он потерпел аварию при попытке взлёта. Некоторые источники утверждают, что аппарат на короткое время оторвался от земли, такая версия событий изложена в российской Военной энциклопедии (1914 год). В 1950—1970-е годы эта версия, горячо отстаивавшаяся советскими авторами, господствовала в мировой авиационной историографии. Большинство историков авиации считало самолёт Можайского вторым самолётом, отделившимся от земли с человеком на борту — после самолёта дю Тампля, испытания которого относят к 1874 году. Признавалось, что в обоих случаях отрыву способствовали внешние факторы (прежде всего назывался разгон аппарата под уклон). В СССР же самолёт Можайского считали первым самолётом, отделившимся от земли с человеком на борту (также при содействии внешних факторов). Начиная с 1980-х годов некоторые советские/российские исследователи усомнились в достоверности отделения самолёта Можайского от земли, продолжая при этом считать его первым в мире самолётом, который попытались поднять в воздух с человеком на борту.[коммент. 2]
В СССР неоднократно предпринимались попытки, основанные на скудных сведениях о техническом облике самолёта Можайского, установить (теоретически или экспериментально) его вероятные лётно-технические данные и ответить на вопросы о возможности совершения им установившегося полёта и об условиях, при которых он бы мог совершить взлёт. Эти исследования давали различные результаты. Согласно самым последним исследованиям, проведённым в ЦАГИ, развиваемая силовой установкой самолёта Можайского мощность, с учётом его вероятных аэродинамических и весовых характеристик, была недостаточна для установившегося горизонтального полёта.
Несмотря на ряд конструктивных недостатков, обусловленных, главным образом, отсутствием необходимой научно-технической базы для проектирования летательных аппаратов тяжелее воздуха, самолёт Можайского обладал, по оценке советских и российских специалистов, высоким для своего времени техническим уровнем.
encyclopaedia.bid
Самолёт Можайского А. Ф. — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Самолёт Можа́йского («воздухолета́тельный снаря́д») — самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в последней четверти XIX века, первый в России[коммент. 1] и один из первых в мире самолётов, предназначавшихся для подъёма человека.
Документов, непосредственно зафиксировавших ход испытаний самолёта Можайского, не сохранилось. В позднейших источниках рубежа XIX—XX веков указывается, что он потерпел аварию при попытке взлёта. Некоторые источники утверждают, что аппарат на короткое время оторвался от земли, такая версия событий изложена в российской Военной энциклопедии (1914 год). В 1950—1970-е годы эта версия, горячо отстаивавшаяся советскими авторами, господствовала в мировой авиационной историографии. Большинство историков авиации считало самолёт Можайского вторым самолётом, отделившимся от земли с человеком на борту — после самолёта дю Тампля, испытания которого относят к 1874 году. Признавалось, что в обоих случаях отрыву способствовали внешние факторы (прежде всего назывался разгон аппарата под уклон). В СССР же самолёт Можайского считали первым самолётом, отделившимся от земли с человеком на борту (также при содействии внешних факторов). Начиная с 1980-х годов некоторые советские/российские исследователи усомнились в достоверности отделения самолёта Можайского от земли, продолжая при этом считать его первым в мире самолётом, который попытались поднять в воздух с человеком на борту.[коммент. 2]
В СССР неоднократно предпринимались попытки, основанные на скудных сведениях о техническом облике самолёта Можайского, установить (теоретически или экспериментально) его вероятные лётно-технические данные и ответить на вопросы о возможности совершения им установившегося полёта и об условиях, при которых он бы мог совершить взлёт. Эти исследования давали различные результаты. Согласно самым последним исследованиям, проведённым в ЦАГИ, развиваемая силовой установкой самолёта Можайского мощность, с учётом его вероятных аэродинамических и весовых характеристик, была недостаточна для установившегося горизонтального полёта.
Несмотря на ряд конструктивных недостатков, обусловленных, главным образом, отсутствием необходимой научно-технической базы для проектирования летательных аппаратов тяжелее воздуха, самолёт Можайского обладал, по оценке советских и российских специалистов, высоким для своего времени техническим уровнем.
encyclopaedia.bid
Можайского А. ф. самолет — Энциклопедия по машиностроению XXL
Мицубиси Тип 96 (И-96, А-5М) 142, 159 — 161, 163 МК-1 (АНТ-22) 277 — 279, 282 МК-21 «Рыбка» 8 ММН 230, 239, 243 Можайского А. ф. самолет 5, 110 II [c.442]Самый большой вклад в развитие авиационной техники на этом этапе внес русский морской офицер А. Ф. Можайский, который первым в мире построил полноразмерный самолет с паровой двигательной установкой. [c.268]
А. Ф. Можайский, как и многие его предшественники, начинал с изучения полета птиц и с запусков небольших моделей самолетов, в чем добился немалых успехов. В 1878 г. он представил описание своего самолета ( воздухоплавательного снаряда ), а в 1880 г. приступил к его постройке. Конструкция неоднократно им дорабатывалась и примерно к 1882— 1884 г. была завершена [14]. Затем, как можно заключить из косвенных архивных источников, начались испытания. Самолет с пилотом на борту оторвался от земли и, пролетев несколько десятков метров, свалился на крыло и упал. К сожалению, официальных документов о полете до сих пор не найдено [15, с. 28—35]. [c.268]
Самолет А. Ф. Можайского (как и многих его последователей) не стал практическим летательным аппаратом. Согласно расчетам проф. [c.268]
Проект самолета А. Ф. Можайского (патент 1881 г.) [c.269]
А. Ф. Можайский хорошо сознавал недостатки своего самолета и сразу же после первых испытаний решил увеличить мощность двигательной установки до 50 л. с., для чего заказал в Петербурге еще один двигатель [14, с. 129, 130]. Удельный вес двигательной установки составил бы при этом 6,3 кг/л. с., что было бы достаточно для уверенного отрыва от земли и полета. Преждевременная смерть изобретателя не позволила ему довести до конца начатое дело. [c.270]
В годы создания первого самолета в технике машиностроения произошли важные события. В 1876 г. Н. Отто сконструировал первый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, а в конце 80-х годов началось их массовое промышленное производство. Однако эти двигатели были еще несовершенны, тяжелы, и следующие после А. Ф. Можайского конструкторы самолетов продолжали применять испытанные и надежные паровые машины. [c.270]
Одной из новых проблем, выдвинутых авиацией перед аэро-гидромеханикой, была проблема подъемной силы этой проблемой занимался и создатель первого самолета А. Ф. Можайский. Без подъемной силы, уравновешивающей вес летательного аппарата. [c.11]
Д. И. Менделеев оказывал большую поддержку отечественным изобретателям, работавшим в области воздухоплавания и авиации, в том числе А. Ф. Можайскому, К. Э. Циолковскому и др. Так, в 1877 г. Д. И. Менделеев оказал большое содействие изобретателю/ первого в мнре самолета А. Ф. Можайскому, а в 189 0 г. представил Русскому техническому обществу проект цельнометаллического дирижабля К- Э. Циолковского, работы которого сыграли значительную роль в развитии современной реактивной техники. [c.12]
Роль весового совершенства конструкции самолета в формировании его летно-технических характеристик была осознана достаточно рано, однако конструкторы первых самолетов, начиная с А. Ф. Можайского, не располагали необходимой технической базой для создания конструкций, удовлетворяющих требованиям, говоря современным языком, летной годности и обладающих высоким весовым совершенством. В частности, с этим были связаны неудачи большого числа энтузиастов самолетостроения, приводившие к поломке их созданий, а порой и к гибели летчиков. [c.343]
Первый в мире полет на аппарате тяжелее воздуха — самолете был осуществлен в России в 1882 г. Этот самолет был построен нашим выдающимся соотечественником капитаном 1 ранга А. Ф. Можайским (рис. 2). 1882 год вошел в историю авиации как год первого в мире полета человека на самолете. [c.13]
В1 авиации тепловой двигатель впервые был применен изобретателем первого в мире самолета А. Ф. Можайским. Он установил на свой самолет сконструированные им же два паровых двигателя, которые приводили во вращение три винта, служащие для создания тяги. [c.3]
Летом 1882 г. самолет А. Ф. Можайского поднялся в воздух, совершив полет. [c.3]
Воздушный змей помог нашему соотечественнику А. Ф. Можайскому при создании первого в мире самолета. Совершив несколько полетов на большом воздушном змее, буксируемом лошадьми, Можайский проверил правильность своих предварительных расчетов о размерах будущего самолета, его весе, скорости полета и необходимой мощности. [c.24]
Ответа на этот вопрос люди искали давно. Одним из таких исследователей явился создатель первого самолета, русский ученый и изобретатель А. Ф. Можайский. Он поступил весьма просто на тележку, которая могла двигаться по ровной поверхности с необходимой скоростью, ставились весы с крылом. Во время движения тележки набегавший на рыло воздух оказывал ему сопротивление и поднимал его. Эти силы Можайский измерял при ПОМОЩИ весов. Заставляя тележку двигаться с разными скоростями, изменяя угол атаки крыла и его форму, он получил ответы на интересующие его вопросы. [c.64]
Самолет — русское изобретение (А. Ф. Можайский) [c.156]
Еще раньше совершенно исключительную роль сыграла летающая модель в опытах А. Ф. Можайского, самым непосредственным образом оказав помощь рождению самолета. [c.160]
В 1876 году его модель совершила ряд удачных полетов, полностью подтвердив правильность замысла и расчетов автора. Ценою упорного труда А. Ф. Можайский довел строительство самолета до конца и испытал его в полете. Испытания первого в мире самолета прошли успешно самолет совершил короткий, но удачный полет, убедительно показав силу и возможности человеческого гения. [c.161]
А. Ф. Можайский считал возможным использовать для самолета винты, применявшиеся на пароходах. Винт, создавая силу тяги, движет корабль вперед. Установив двигатель с винтом На воздушный корабль, можно заставить его перемещаться. А если такой корабль (тяжелее воздуха) начнет очень быстро двигаться, он полетит. Уверенность Можайского в возможности воздушных полетов была непоколебима. Ведь каждая птица — это искусно созданный природой летательный аппарат, а он изучал полет птиц глазами инженера измерял размах, устанавливал массу крыльев, зарисовывал их, определял вогнутость и наклон крыльев к линии полета. Особенно интересен был полет птиц на неподвижно распростертых крыльях. Ему принадлежит важнейшее и для современной техники заключение, что чем выше скорость движения, тем большую тяжесть может нести та же поверхность крыла . [c.21]
На первом занятии следует кратко рассказать об истории создания первого самолета А. Ф. Можайского и дальнейшем развитии самолетостроения. Затем, используя иллюстрации или модель-копию, объяснить устройство самолета и его основных частей. При демонстрировании схематической модели самолета указать, в чем сходство и различие между натуральным самолетом и его моделью. [c.64]
Методические рекомендации. Летающая модель — уменьшенная, копия летательного аппарата. Летающие модели давно служат человеку для проведения самых различных исследований с их помощью проверяют новые идеи и технические новинки, ведут научные изыскания. Большую роль играют они в развитии авиации. Так, сконструированная в 1754 г. нашим великим соотечественником М. В. Ломоносовым модель для подъема метеорологических приборов явилась прообразом современного вертолета. Опыты с летающими моделями оказали большую помощь А. Ф. Можайскому в создании первого самолета. На моделях он проверял теорию и правильность предположений, заложенных в основу проекта первого летательного аппарата. [c.92]
Первая в истории России попытка постройки летательных аппаратов тяжелее воздуха была предпринята А. Ф. Можайским (1825—1890) в 80-х годах прошлого века. Но ни эта попытка, ни позднейшие работы Я. М. Гаккеля, А. Г. Уфимцева, И. И. Стеглау и других отечественных авиаконструкторов, предлагавших в начале текущего столетия оригинальные конструкции самолетов с достаточно высокими для того времени летными и эксплуатационными характеристиками, не привлекли должного внимания правительственных и деловых кругов. [c.329]
К концу XIX в. в результате главным образом экспериментальных исследований пластинок различной формы было установлено влияние вогнутости и удлинения на увеличение подъемной силы, были получены лервые данные о целесообразности использования разрезных крыльев. Предпринимались попытки теоретически решить задачу о подъемной силе крыла (Д. К. Чернов, 1883—1893 гг. Ф. Ланчестер, 1891 — 1894 гг.). К 80—90 годам относятся разработки конструкций и летные испытания первых самолетов в России (А. Ф. Можайский, 1882 г.), в Англии (Г. Филлипс, 1892 г. X. Максим, 1898 г.), во Франции (К. Адер, 1897 г.). [c.285]
Был осуществлен первый в мире полет на самолете конструкции А. Ф, Можайского. Были опубликованы оригинальные исследования Д. И. Менделеева в области воздухоплавания. Талантливым экспериментатором С. С. Неждановским были проведены исследования полетов воздушных коробчатых змеев и планеров, опе ре-дившие во многом результаты немецкого планериста Отто Лилиенталя. [c.13]
А. Ф. Можайский для расчета крыльев своего самолета специально изучал площади крыльев птиц. Изучением полета птиц — живых и замороженных, сбрасываемых с крутого обрыва — занимался доктор медицины Н. А. Арендт [c.13]
Однако только в конце прошлого века к созданию планера обратились ученые и инженеры. Подобные опыты делал А. Ф. Молшнский. Прежде чем построить свой самолет, Молой-ский вел длительные исследования со змеями-планерами. Однако, решив не отвлекаться от основной задачи — создания самолета (что им было выполнено в 1882 г.), Можайский оставил свои опыты с планерами. [c.67]
Первый в мире самолет, созданный гениальным русским изобретателем А. Ф. Можайским, имел на борту разнообразные приборы, в том числе указатель скорости, креномер и авиационный магнитный компас, специально разработанный для этого самолета русским ученым И. П. Колонгом. [c.4]
Первый авиационный магнитный компас был разработан русским ученым И. П. Колонгом для самолета А. Ф. Можайского. Таким образом, наша страна является родиной компасной навигации в воздухоплавании. Компас И. П. Колонга, несмотря на его вполне естественные для того времени конструктивные недостатки, содержал все основные элементы конструкции современных магнитных авиационных компасов. Таким образом, разработанный И. П. Колонгом компас, подвергаясь в последующем конструктивным усовершен- [c.417]
Дбказйнй, и йдея Полета на них победила окончательно. Первым от земли оторвался самолет, построенный нашим соотечественником А. Ф. Можайским. Это было в 1882 г. Через 25 лет американцы братья Райт создали свой самолет. С этого времени и начинается бурное развитие науки о законах взаимодействия воздуха с движущимися в нем телами. [c.8]
П.Д. Кузьминский. Исследования несущего винта, проект, попытка постройки вертолета, 80-90-е гг. Морской инженер и изобретатель Павел Дмитриевич Кузьминский (1840 — 1900) был одним из организаторов и сотрудником Воздухоплавательного отдела ИРТО. Автор ряда работ по гидромеханике, теплотехнике и кораблестроению, он пытался использовать свой немалый опыт в этой области для развития авиации, был хорошо знаком с А.Ф. Можайским. В самом начале существования Воздухоплавательного отдела ИРТО Кузьминский выступил с докладом Проект опытов над подъемной силою винта, движимого в воздухе , где отметил, что из пяти известных типов управляемых летательных аппаратов — дирижабля, самолета, вертолета, [c.30]
Доклад Е.С. Федорова вызвал заинтересованное обсуждение, в котором наиболее активное участие приняли М.А, Рыкачев, П.Д. Кузьминский и А.М. Кованько. Все они поддержали рекомендации и предложения докладчика и призвали при испытаниях несущих винтов как можно тщательнее учитывать реальные условия его работы, в том числе Кованько впервые отметил необходимость учета особенностей работы вертолетного винта в поступательном полете. Доклад Е.С. Федорова сыграл важную роль в становлении вертолетной экспериментальной аэродинамики. Впоследствии Федоров построил в 1903 г, второй после А.Ф. Можайского отечественный натурный самолет, [c.43]
mash-xxl.info