Самолет bombardier q400 – Bombardier q series — Википедия
Содержание
Bombardier Q Series — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Bombardier DHC-8 / Q серия или Бомбардье Дэш 8 (также обозначается как DHC-8) — канадский двухмоторный турбовинтовой ближнемагистральный военно-транспортный, пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, разработанный и выпускаемый канадской авиастроительной компанией de Havilland Canada до 1992 года. С 1992 года по настоящее время Bombardier DHC-8 производится канадской авиастроительной компанией Bombardier Aerospace, которая в 1992 году выкупила компанию De Havilland Canada у американской авиастроительной компании Boeing. С 1996 года самолёт носит обозначение Q — серия от английского слова «тихий» (англ. quiet), благодаря установленной системе активного шумоподавления (англ. Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system), разработанной для снижения уровня шума в салоне самолёта и снижения вибрации до уровня турбореактивных авиалайнеров. По состоянию на 30 сентября 2016 года построено 1202 самолёта Bombardier DHC-8 всех модификаций.
Модификации
Серия 101
BOMBARDIER DHC-8-100
Bombardier DHC-8-100 — первая пассажирская модификация самолета Bombardier DHC-8 пассажировместимостью на 37 — 40 пассажиров, введённая в эксплуатацию в 1984 году. На ранние экземпляры самолетов были установлены двигатели Pratt & Whitney PW 120, производящиеся американской двигателестроительной компанией Pratt & Whitney. 13 декабря 1985 года самолет Bombardier DHC-8-100 был сертифицирован Управлением Гражданской Авиации CAA. На более поздние самолеты Bombardier DHC-8-100 стали устанавливать более усовершенствованные двигатели Pratt & Whitney PW 121, мощностью 1800 л. с. (1343 кВт). В 1990 году самолет с новыми двигателями Pratt & Whitney PW 121 сертифицирован Управлением Гражданской Авиации CAA.
BOMBARDIER DHC-8M-100
Bombardier DHC-8M-100 — транспортная модификация самолета Bombardier DHC-8. Произведено 2 самолета данной модификации для транспортной авиации Канады.
BOMBARDIER CC-142
Bombardier CC-142 — военно-транспортная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для ВВС Канады в Европе.
BOMBARDIER CT-142
Bombardier CT-142 — учебно-тренировочная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для обучения штурманов ВВС Канады.
BOMBARDIER E-9A
Bombardier E-9A — патрульная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для ВВС США, которая используется для обеспечения военных учений США в Мексиканском заливе. 2 самолёта базируются на американском военном аэродроме Tyndall AFB, расположенном в штате Флорида (США).
Самолёт Q400 авиакомпании SAS обрабатывается противообледенительной жидкостью, аэропорт Växjö, Швеция
Серия 200
BOMBARDIER DHC-8-200
Bombardier DHC-8-200 — модификация пассажирского самолета Bombardier DHC-8 пассажировместимостью 37 — 39 человек, аналогичная модификации Bombardier DHC-8-100, но с более мощными двигателями Pratt & Whitney PW123 мощностью 2150 л. с. (1604 кВт).
BOMBARDIER DHC-8-Q200
Bombardier DHC-8-Q200 — пассажирская модификация самолета Bombardier DHC-8, аналогичная модификации Bombardier DHC-8-200, но с наличием системы активного шумоподавления (Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system).
Серия 300
DHC-8-300
Удлинённая на 3,43 м версия, 50-56 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 1989. Оснащался двигателями PW123 или PW123B или PW123E, мощностью 2500 л. с. (1865 кВт).
DHC-8-300A
Модификация DHC-8-300 с увеличенной полезной нагрузкой.
Q300
Модификация DHC-8-300 с системой активного шумоподавления (ANVS).
Серия 400
Подготовка Bombardier Q400 к вылету на аэродроме Сплит
Q400
Увеличенная модификация, 70-78-местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 2000 году. Крейсерская скорость на 140 км/ч выше, чем у предыдущих версий, и составляет 667 км/ч. Самолёт оснащён двигателями PW150A, максимальной мощностью 5143 л. с. (3783 кВт) (крейсерская мощность 4919 л. с. (3618 кВт)). Практический потолок составляет 7600 м для стандартных вариантов; для самолётов, оснащённых выпадающими кислородными масками пассажиров, потолок составляет 8200 м. Все самолёты модификации Q400 имеют систему активного шумоподавления ( ANVS).
Q400 NextGen
Модификация Q400 с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой и с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания.
Q400-MR
Противопожарная модификация Q400 для French Sécurité Civile, приспособленная для сброса до 2600 галлонов противопожарного реагента или воды на очаг возгорания.
Видео по теме
Лётно-технические характеристики
Q200[2]
Q300[3]
Q400[4]
Начало эксплуатации
1995
1989
2000
Технические характеристики
Экипаж
2 человека
Типовая пассажировместимость
37 (один класс)
50 (один класс)
70 (один класс)
Пассажировместимость
37-39
50-56
50-90
Длина
22,25 м
25,68 м
32,81 м
Высота
7,49 м
7,49 м
8,3 м
Диаметр фюзеляжа
2,69 м
Размах крыла
25,89 м
27,43 м
28,4 м
Площадь крыла
54,4 м²
56,2 м²
63,1 м²
Масса снаряжённого
10483 кг
11791 кг
17185 кг
Масса самолёта без топлива
14696 кг
17917 кг
25855 кг
Максимальная взлётная масса
16466 кг
19505 кг
29257 кг
Максимальная посадочная масса
15649 кг
19051 кг
28009 кг
Масса коммерческой нагрузки с полным запасом топлива
3407 кг
5138 кг
8670 кг
Запас топлива
3160 л
6526 л
Двигатели
2× PW123C/D
2× PW123B
2× PW150A
Габариты пассажирского салона
Максимальная ширина салона
2,03 м
Длина салона
9,1 м
12,6 м
18,8 м
Лётные характеристики
Крейсерская скорость
537 км/ч
528 км/ч
556 км/час
Практическая дальность с типовой коммерческий нагрузкой
1713 км
1558 км
2040 км
Практическая дальность с LR баками
н/д
2034 км
2522 км
Длина разбега с максимальной взлётной массой
1000 м
1178 м
1402 м
Практический потолок
7620 м
8230 м
Заказы и поставки
Модель
Заказано
Поставлено
Невыполненные заказы
Q100
299
299
0
Q200
105
105
0
Q300
267
267
0
Q400
614
571
43
Итого
1285
1242
43
Источник: Program Status Report — Q-Series aircraft on December 31, 2017[1]
Эксплуатанты (коммерческие)
De Havilland Dash 8 Q400 (F-ZBMC)
Потери самолётов
Всего по состоянию на 1 ноября 2018 года было потеряно 20 самолётов типа DHC-8. В катастрофах погибло 127 человек[35].
Примечания
Литература
полковник О. Нейвинский. Военные и специальные модификации самолёта DHC-8 // «Зарубежное военное обозрение», № 7 (808), июль 2014. стр.65-70
Ссылки
wiki2.red
Bombardier Dash 8 — aeronautica.online
Экипаж
2
2
2
2
Бортпроводники
1
1
2
3
Кресел, стандарт
32
32
48
68
Кресел, максимум
40
40
53
90
Длина, м
22,25
22,25
25,70
32,80
Высота, м
7,49
7,49
7,49
8,40
Размах крыла, м
27,40
27,40
27,40
28,40
Площадь крыла, кв. м
54,40
54,40
56,20
64,00
Удлинение крыла
13,8
13,8
13,36
12,6
Диаметр фюзеляжа, м
2,69
2,69
2,69
2,69
Ширина салона, м
2,52
2,52
2,52
2,52
Мин. время оборота, мин
25
25
25
25
Кр. скорость, км/ч
460
460
460
635
Макс. кр. скорость, км/ч
535
535
535
665
Потолок, м
7620
7620
7620
8230
aeronautica.online
Bombardier работает над ошибками в Q400 и CRJ — aeronautica.online
Слабое выступление Bombardier на Парижском авиашоу в июне этого года на фоне его главных конкурентов, ATR и Embraer, заставило компанию пересмотреть подход к своим моделям для рынка региональных перевозок: канадский производитель пытается сделать их более привлекательными.
Q400 против ATR 72
От 85 до 90 процентов (по разным подсчётам и не включая рынки России и Китая) портфеля заказов на турбовинтовые самолёты в нише от 60 до 90 пассажиров принадлежат франко-итальянскому ATR. Если главное преимущество европейского самолёта в экономичности, то канадский должен выигрывать за счёт удобства и скорости, считают в Bombardier.
Сегодня всё чаще даже на региональных линиях применяют посадку и высадку пассажиров через телетрапы — и передняя дверь модернизированного Q400 позволяет их использовать, в то время как ATR 72 может работать только «с земли».
Скорость оборота — ещё один фактор, увеличивающий своё значение. И если показатели минимального времени обслуживания в аэропорту у Q400 и ATR 72 аналогичны, то по скорости полёта канадец заметно выигрывает, давая возможность совершать дополнительные полётные операции в день или обслуживать более отдалённые аэродромы.
Bombardier работает над предложением различных конфигураций пассажирского салона: с плотной или стандартной расстановкой кресел, с бизнес классом или грузовым отсеком в хвостовой части.
Наконец, самолёт должен стать дешевле за счёт сокращения производственных издержек.
Правоту подхода подтверждает контракт, заключённый с индийским перевозчиком SpiceJet (SG) в Ле-Бурже как предварительное соглашение, однако доведённый до стадии аванса всего за три месяца: 25 единиц, крупнейшая в истории модели сделка и приближение к паритету с вечным конкурентом на важном рынке Индийского субконтинента.
Если раньше ATR выигрывал у нас в удовлетворении базовых потребностей перевозчиков, то с ростом запросов рынок оборачивается к нам.
Тодд Янг (Todd Young), менеджер программы Q400
Предложения салона Bombardier Q400: до 90 кресел с шагом 28 дюймов, до 82-х — с шагом 30 дюймов, варианты компоновки с бизнес классом и увеличенным грузовым отсекомСалон Atmosphere в Bombardier CRJ: увеличенные верхние багажные полки, в которые теперь помещаются колёсные сумки стандартного максимального размера ручной клади, туалетные комнаты, подходящие для инвалидного кресла, новая схема освещения
CRJ против E-Jet
В погоне за бразильским Embraer канадский производитель представляет новый раунд улучшений в пассажирском салоне своих реактивных региональных самолётов CRJ.
Названный Атмосферой (Atmosphere) обновлённый салон включает снова — второй раз в истории модели — увеличенные верхние багажные полки, расширенную туалетную кабину, в которую помещается инвалидная коляска, специальный рисунок освещения.
У нас самая низкая эксплуатационная стоимость в пересчёте на кресло, но вся критика была сосредоточена на наших салонах. Теперь мы обращаем наше внимание на интерьер.
Колин Боул (Colin Bole), старший вице-президент, глава направления продаж Bombardier Commercial Aircraft
Доля рынка CRJ продолжает сокращаться, портфель заказов оставляет желать лучшего, но руководство производителя видит позитивные моменты.
Во-первых, за счёт обширного предложения на вторичном рынке увеличилось число операторов модели — на 25 за последние пять лет, — и повышаются шансы продать им новые самолёты взамен подлежащих списанию.
Во-вторых, в Bombardier с особой надеждой смотрят на рынок США. Здесь из-за законодательных ограничений в максимальной взлётной массе на региональных маршрутах не могут использоваться самолёты тяжелее 86 000 фунтов (39,009 тонн). Иначе сеть приравнивается к магистральной, и перевозчик несёт значительные расходы на персонал.
Но все конкуренты канадцев — новый бразильский Embraer 175-E2 и первый японский самолёт Mitsubishi MRJ90 — не укладываются в эти рамки, и внутри США борьба будет вестись между старыми соперниками. То есть, CRJ700 и CRJ900 останутся против хорошо знакомого Embraer 170 и Mitsubishi MRJ70 (малая версия японского семейства), который даже ещё не собран. Самолётов, которых за счёт более вместительного пассажирского салона Bombardier оставляет позади по экономической эффективности. По мнению канадского менеджмента.
Однако, в отличие от турбовинтового семейства, оптимизм руководства пока не отражается в цифрах продаж: пока бразильцы подписывают контракты даже с американцами (на старые версии E-Jet), желающих приобрести обновлённые канадские реактивные самолёты нет.
Сравнения от Aeronautica
CRAIC CR929-600 среди конкурентов: первое сравнение
В начале года стали известны новые подробности проекта китайско-российского самолёта CRAIC CR929. Всё более очевидно, что его базовая версия CR929-600 создаётся с параметрами, близкими к лидеру …
Почему не продаётся Airbus A330-800
Airbus A330neo впервые поднялся в небо 19 октября 2017 года. Это была длинный вариант — A330-900, neo-версия самолёта A330-300. На данный момент общий объём продаж …
Airbus A350-900 или Boeing 787-10: какой самолёт лучше?
Авиакомпания Singapore Airlines (SQ) разместила сходные заказы на конкурентные модели — Airbus A350-900 и Boeing 787-10. Для подобного поведения крупных перевозчиков есть три объяснения. Первое: …
Airbus A350-1000 vs Boeing 777-300ER: какой самолёт лучше?
В нише широкофюзеляжных самолётов вместимостью около 350 кресел приходит время конкурентной борьбы. С самого начала XXI века и до настоящего момента здесь всё было относительно …
Bombardier работает над ошибками в Q400 и CRJ
Слабое выступление Bombardier на Парижском авиашоу в июне этого года на фоне его главных конкурентов, ATR и Embraer, заставило компанию пересмотреть подход к своим моделям …
Ещё на эту тему
aeronautica.online
Bombardier Q400 бангладешской авиакомпании разбился в аэропорту Катманду — aeronautica.online
Bombardier Q400 авиакомпании US-Bangla Airlines (BS) потерпел крушение при посадке в аэропорту Трибхуван (KTM) непальской столицы Катманду в 14:18 по местному времени.
Самолёт завершал рейс BS211 из аэропорта имени Хазрата Шахджалала (DAC) в Дакке, Бангладеш.
Из находившихся на борту 67 пассажиров и 4 членов экипажа (2 пилота и 2 бортпроводника) погиб 51 человек.
Подробности
Турбовинтовой региональных авиалайнер, выполнявший рейс между двумя столицами, вылетел из Дакки в 12:52 по местному времени (06:52 по Гринвичу и 09:52 по Москве), поднялся на эшелон FL240 (7 315 метров над уровнем моря) и отправился в Катманду.
На момент прибытия недалеко от аэропорта непальской столицы развивалась гроза — нижняя граница облачности наблюдалась примерно на 750 метрах над поверхностью земли.
Экипаж получил разрешение на посадку на ВПП 02 (в аэропорту Трибхуван единственная полоса, концы которой нумерованы соответственно 02 и 20). По видимому, прервав снижение, пилоты сообщили диспетчерам, что уходят на правый круг. В ответ они получили запрет с башни управления на посадку с противоположной стороны (ВПП 20), поскольку на неё будет заходить для посадки другой самолёт. Однако почти сразу контролёр попросил задержаться прибывающий на ВПП 20 рейс и спросил экипаж BS211, с какой именно стороны они хотят приземляться — ВПП 02 или 20.
Пилоты ответили: «We like to land on two-zero» («Мы предпочитаем приземлиться на два-ноль»).
Диспетчеры дали разрешение на посадку на ВПП 20 и сообщили погодные условия: ветер 6 узлов на 260 градусов (встречный справа под углом 60 градусов).
На вопрос с башни, есть ли визуальный контакт с полосой, экипаж сначала ответил отрицательно, но сразу затем сообщил: «Affirmative, we have […] runway in sight, requesting to land, Sir» («Подтверждаем, полоса в поле зрения, просим приземления, сэр»).
Контролёр разрешил посадку, пилот повторил (стандартная процедура) команду диспетчера: «Cleared to land runway 02» («Посадка на полосу 02 разрешена»), — притом, что обсуждался повторный заход на ВПП 20. Но диспетчер повторил собственное разрешение — и прочёл его на манер пилотов, разрешив приземление «на полосу 02».
Через несколько секунд после этого самолёт столкнулся с землёй и загорелся.
Фото и видео с места аварии
Разбившийся в аэропорту Катманду Трибхуван самолёт Bombardier Q400 авиакомпании US-Bangla Airlines
Точные погодные данные
08:20 по Гринвичу/15:05 местного времени: VNKT 120820Z 28008KT 240V320 6000 TS FEW015 FEW025CB SCT030 22/11 Q1015 NOSIG CB TO SE S AND SW
08:50 по Гринвичу/14:35 местного времени: VNKT 120850Z 26007KT 140V300 7000 FEW015 FEW025CB SCT030 BKN100 21/10 Q1015 NOSIG CB TO SE AND S
История самолёта и авиакомпании
US-Bangla Airlines — частный перевозчик, дочерняя компания американо-бангладешской US-Bangla Group. Активно действует с 17 июля 2014 года и оперирует флотом из четырёх магистральных Boeing 737-800 и двух (до 12 марта — трёх) региональных Bombardier Q400 на маршрутах внутри страны и в ключевые зарубежные аэропорты региона.
За короткую историю у перевозчика случилось два инцидента — и оба с одной и той же машиной.
Самолёт с регистрационным номером S2-AGU (конструкционный номер 4041), выпущенный более 17 лет назад на производственной площадке в Торонто, провинция Онтарио, уже попадал в инцидент при посадке. 4 сентября 2015 года он скатился с полосы аэропорта Саидпур (SPD) — тогда обошлось без жертв.
Большую часть своей жизни Bombardier Q400 с конструкционным номером 4041 летал на линиях авиакомпании Augsburg Airways под брендом Lufthansa Regional. На фото — приземление в женевском аэропорту Куантран (GVA) в августе 2009 годаBombardier Q400 под номером 4041 в корпоративных цветах авиакомпании US-Bangla Airlines, аэропорт Дакки. До катастрофы в Катманду 3,5 года
Особенности Bombardier Q400
Этот же борт — на тот момент носивший регистрацию JY-ASM — был в числе «периферийных» объектов уникального скандала в мировой коммерческой авиации: авиакомпания обвинила производителя в конструкционных недостатках модели, перестала использовать весь не удовлетворяющий собственным стандартам безопасности флот и ещё и получила компенсацию.
В самом конце двадцатого века SAS Scandinavian Airlines (SK) выбрала новейшие на тот момент Bombardier Q400 для замены своих турбовинтовых региональных самолётов Fokker 50 и Saab 2000. Был заключён контракт на 28 единиц, поставки стартовали в 2000 году.
Через семь лет авиакомпанию захлестнули инциденты с Q400, развивавшиеся практически аналогично: перед посадкой экипажу не удавалось выпустить одну из стоек основного шасси (рейсы SK2748 и SK2867) или зафиксировать её в правильном положении (рейс SK1209). Пилоты справлялись с внештатной ситуацией и избегали жертв, но два из трёх аварийных самолётов пришлось списать. Тем временем, после третьего подряд инцидента 27 октября 2007 года были остановлены полёты всех турбовинтовых Bombardier в скандинавской авиакомпании — и они были детально осмотрены.
Причина обнаружилась: после 8 000 циклов взлёта и посадки — что примерно соответствовало семи годам эксплуатации в SAS — внутри привода основной стойки развивалась коррозия. Её следы присутствовали на всех 27 проверенных тогда самолётах!
Scandinavian Airlines публично отказалась от Q400. Перевозчик предъявил претензии канадскому производителю и 10 марта 2008 года заключил соглашение на обмен турбовинтовой модели на менее эффективную, но более надёжную реактивную семейства CRJ700. Bombardier выплатил компенсацию в 164 миллиона долларов США, оформленную скидкой на новые самолёты.
Канадцы выпустили сообщение для всех операторов модели, в котором предписывалось проводить дополнительные процедуры осмотра и обслуживания после 8 000 полётов Q400. С тех пор инциденты с шасси машин этой модели так и не прекращаются до сих пор — только в 2017 году их было четыре (рейсы BE1284, BE331, LO3885 и LO3844) и даже в 2018-м уже произошёл очередной (рейс LO3924).
Но лишь некоторые авиакомпании хотят и могут быть столь принципиальными, как SAS. В 2008 году на волне скандала от эксплуатации Bombardier Q400 отказалась Royal Jordanian (RJ), вернув два взятых в лизинг самолёта обратно в Канаду. Одним из них и был потерпевший крушение в Катманду лайнер с конструкционным номером 4041.
Авиационные инциденты в описании Aeronautica
Ещё на эту тему
aeronautica.online
Сертифицирована версия турбовинтового Bombardier Q400 на 90 мест
Министерство транспорта Канады сертифицировало версию турбовинтового пассажирского самолета Bombardier Q400 с увеличенным количеством кресел. Стартовым эксплуатантом новой модификации, способной перевозить до 90 пасс., станет индийская авиакомпания SpiceJet. Первый из 25 заказанных компанией самолетов пополнит флот оператора до конца этого года, сообщает Air Transport World.
Напомним, что базовая версия Q400 может перевозить до 78 пасс., Q400NextGen — до 86 пасс. Программа по модификации Q400 с повышением вместимости ВС была запущена в феврале 2016 г. Производитель не только сократил шаг кресел на один дюйм (2,5 см), до 28 дюймов (71 см), но и внес другие изменения, что позволило сделать самолет самым вместительным коммерческим пассажирским турбопропом (напомним, над машиной аналогичной размерности также задумались в ATR).
Увеличение числа мест позволит сделать воздушное судно экономичнее. Так, производитель обещает снижение себестоимости одной располагаемой пассажиро-мили почти на 15% и повышение грузоподъемности на 907 кг, а также увеличение интервалов между проверками A-check (с 600 до 800 ч; уже получило одобрение авиавластей) и C-check (c 6000 до 8000 ч; соответствующее одобрение ожидается получить до конца года).
На данный момент SpiceJet является единственным заказчиком новой модификации, однако в Bombardier заявили, что самолетом заинтересованы еще несколько авиакомпаний и в ближайшее время производитель ожидает получить больше контрактов на это ВС. Ранее сообщалось, что согласно прогнозам машина будет особенно востребована на азиатском рынке.
Напомним, что после продажи программы CSeries (ныне — A220) европейскому концерну Airbus канадский самолетостроетель сосредотачивается на развитии своих текущих продуктов в сегменте коммерческой авиации. Так, в конце июля Bombardier сообщила о расширении условий эксплуатации самолетов CRJ700 и CRJ900 — эти машины были сертифицированы Министерством транспорта Канады и Федеральной авиационной администрацией (FAA) США для полетов при более высокой температуре, которая теперь составляет +40оС (+50оС при измерении на земле).
Попутно компания рассматривает дополнительные возможности для обслуживания реактивных CRJ и турбовинтовых Dash 8/Q400. Одной из ключевых точек развития компании должна стать услуга по обновлению салонов. Недавно Bombardier представил новую кабину Atmosphere для своих CRJ, заказы на установку которой уже поступили от American Airlines и Delta Air Lines. Элементы обновленной версии кабины также могут быть установлены на Q400 — как при сборке нового самолета, так и в процессе модификации кабины.
www.ato.ru
Просторный, быстрый и тихий — AEX.RU
Впервые с Q400 я познакомился в Чили на авиасалоне FIDAE-2012. Но то знакомство было мимолётным. В мае Bombardier устроила демонстрационное турне этого самолёта по городам России. В начале июня 400-й удалось «перехватить» в Москве и, так сказать, возобновить знакомство.
Причиной столь настойчивого желания встречи стала информация о том, что 7 июня Bombardier Q400 получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Самолет получил сертификат типа Министерства Транспорта Канады в июне 1999 года, сертификат Европейского Аэрокосмического Агентства — в декабре 1999 года и Федеральной Авиационной Администрации США в январе 2000 года. Q400 впервые был введен в эксплуатацию авиакомпанией «SAS Commuter of Scandinavia» 7 февраля 2000 года, а первая поставка обновленной модели Q400 NextGen состоялась в мае 2009 года в авиакомпанию «Widerae’s Flyveselskap».
Компания Bombardier Aerospace запустила проект Q400 в июне1995 года, а уже 31 января 1998 года состоялся его первый полет. На самолёте установлены двигатели нового поколения PW150A мощностью 5,071 л.с. каждый, общая длина самолета составляет 32.8 м. Размах крыльев составляет 28.4 м, максимальная взлетная масса — 29 574 кг.
Представил нас друг другу тест-пилот Bombardier Алекс Рапопорт.
Турбовинтовой самолет Q400 NextGen строится компанией Bombardier в Торонто. Это новая модификация самолета Q400, ставшая более совершенным продолжением семейства самолетов Bombardier Dash 8/Q-Series. Это оптимизированный для эксплуатации на региональных маршрутах самолёт рассчитанный на перевозку 78 пассажиров (в одноклассной компоновке).
Салон Q400 NextGen современен и для регионала вполне комфортен. Удобные кресла, большие иллюминаторы, высокий потолок в проходе, экономичная светодиодная подсветка, Что удивило, это крайне рациональное использование внутреннего пространства – в каждом закоулке скрыты какие-то ящички и у каждого из них своё конкретное предназначение.
В отличие от ATR, посадка пассажиров может осуществляться через 2 двери (в конструкции ATR передней двери не предусмотрено.) Это позволяет осуществлять посадку и высадку даже с использованием телетрапа.
Если заказчик приобретает самолёт в двухклассной компоновке, то по его желанию может быть установлен и второй туалет. И, что несомненно оценят российские пассажиры, у Q400 большой багажный отсек – на треть больше, чем у ATR-72.
Звуковой комфорт. Этот аспект заслуживает особого внимания. Помните как тяжело летать, скажем, на Ан-24? Невероятный шум в салоне от волнообразных завываний двигателей и сильная вибрация. После такого полёта некоторое время находишься в состоянии лёгкой контузии. Отсутствие звукового комфорта стало визитной карточкой турбопропов 20 века. Так вот ничего этого в Q400 нет. В самолёте установлена система активного шумоподавления и снижения вибрации, что создает особый уровень комфорта для пассажиров. А работает это просто. Если внимательно присмотреться, то на боковых панелях обшивки салона можно обнаружить маленькие дырочки. Это датчики (микрофоны), сканирующие звуковое и вибрационное поле. А далее система сама воспроизводит «шум» — звуковые и механические колебания, гасящие звук и вибрацию, производимые двигателями.
К слову, эта система породила само название самолёта. После мирового признания превосходства революционной системы подавления шума и вибрации (NVS) , которая была внедрена в 1996 году, Bombardier переименовала свое семейство самолетов «Дэш — 8» в «Серию Q». В это семейство входят Q200 вместимостью 37 — 39 пассажиров, Q300 вместимостью 50-56 пассажиров и Q400 вместимостью 67 — 78 пассажиров. «Q» — это первая буква английского слова «Quiet», что означает «тихий».
Система NVS, разработанная совместно Bombardier и компанией Ultra Electronics из Великобритании, позволила снизить уровень шума и вибрации в пассажирском салоне до уровня ранее недостижимого ни в одном другом турбовинтовом самолете. Уровень шума самолетов семейства Q400 на 15 децибел ниже, чем требуется по международным нормам ИКАО. Таким образом, Q400 поднял стандарты в этой области для всей мировой авиаиндустрии.
Экономичность. Самолеты семейства Q400 устанавливают и новые экологические стандарты, за счет снижения расхода топлива на 30-40% и уменьшения уровня выбросов в атмосферу на 30-40%, придя на замену более старым моделям самолетов такой же вместимости. Превосходная экономичность Q400 даёт самолёту неоспоримое преимущество над реактивными самолётами и турбовинтовыми самолётами предыдущих поколений. Подумать только, часовой расход топлива Q400 в 4 раза меньше ещё недавно столь массового в России Ту-134.
В хвостовой части самолёта расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ), что обеспечивает полное функционирование всех бортовых систем на земле без запуска двигателей. Это также позволяет экономить топливо и не «сжигать» ресурс двигателей на стоянке. А широкие лопасти двигателей позволяют маневрировать на земле при более низких оборотах двигателя. Высокая экономичность вкупе с менее трудозатратной системой технического обслуживания позволяют Q400 иметь самые низкие эксплуатационные расходы на посадочное место в сегменте региональных самолётов.
Скорость. Несмотря на то, что Q400 турбовинтовой самолёт, его крейсерская скорость сопоставима с крейсерскими скоростями реактивных региональных самолётов. Это самый быстрый региональный турбопроп в мире. Максимальная крейсерская скорость Q400 – 667 км/час. С учётом того, что самолёт обладает высокой скоростью набора высоты и летит на более низком эшелоне, нежели реактивные самолёты, на своих коронных дистанциях (около 1000 км.) он практически не уступает реактивным самолётам по полётному времени, при этом имеет преимущество в топливной эффективности.
Безопасность. Такие параметры самолета Q400, как высокая скорость набора высоты, более высокий потолок при отказе одного двигателя (5334 м.), система автоматически выпадающих кислородных масок — важные факторы, открывающие широкие возможности эксплуатации самолёта на горных аэродромах. Q400 — единственный турбовинтовой самолет, отвечающий стандартам необходимых навигационных характеристик (NRP).
Кроме того, самолеты Q400 являются единственными турбовинтовыми самолетами, одобренными для посадки с одним работающим двигателем при метеоминимуме категории Cat. Ilia, при условии наличия системы индикации на лобовом стекле. К тому же, самолёт сертифицирован для посадки на грунтовые аэродромы. Этому способствуют высокие и широко разнесённые стойки шасси. Передние кромки лопастей двигателей защищены слоем композитного материала от возможных повреждений при попадании посторонних предметов. Всё это расширяет возможности использования Q400 в таких климатически сложных регионах, как Сибирь и Дальний Восток.
Для Q400 доступны и регионы Крайнего севера. Не забывайте, это истинный канадец. Самолёт может эксплуатироваться до -54 град. Цельсия. Он устойчив к боковым ветрам и имеет, помимо традиционных, оригинальную антиобледенительную систему – передняя кромка крыла сделана из эластичного материала, она надувается, лед трескается и его срывает набегающим потоком.
«Кабина пилотов Q400 это сочетание упрощенной панели контроля c современной системы электронных пилотажных приборов EFIS и комбинированного дисплея контроля работы двигателей и систем самолёта ECID. Пять интеллектуальных жидкокристаллических дисплея характеризуются высокой надежностью и легкостью, а также имеют высокое разрешение и встроенные диагностические возможности в гибкой архитектуре» — так витиевато описан кокпит пилотов в рекламном буклете.
400 Самолетов Q400 и Q400 NextGen, находящихся в эксплуатации у более 40 авиакомпаний по всему миру, доказывают свою эффективность в различных условиях окружающей среды: при низких температурах в Канаде и Восточной Европе, в засушливых регионах Ближнего Востока и Северной Америки, а также в условиях повышенной влажности на западе Северной Америки и странах Африки.
p.s. Первое впечатление не было обманчивым. Самолёт оказался интереснее и необычнее, чем показалось при встрече в Чили. Доступные на вторичном рынке европейские ATRоказались несколько деликатны в эксплуатации (жаль только, что мы как дураки — учимся на своих ошибках, а не на чужих). И у северянина Q400 есть все шансы закрепиться на российском рынке. Уже сейчас Q400 успешно эксплуатируют наши прибалтийские соседи в airBaltic. А всего просторы России и СНГ бороздят более 80 самолётов канадского производителя различных типов.
А ещё хочется обратиться к господам из ОАК: Дорогие ОАКовцы! Учитесь у канадцев. На мировой рынок надо выходить с передовыми разработками. А если таковых нет, то никакой пиар и шоу не помогут.
www.aex.ru
Bombardier Dash8 (DHC-8)-модели,схема,катастрофы
Описание
Bombardier Dash 8 (DHC-8) история
Bombardier Dash 8 (DHC-8) –является турбовинтовым двухмоторным среднемагистральным пассажирским самолетом, разработанным канадским концерном (DHC) в 1983 году. Первый полет осуществился 20 июня 1983 года. Первой авиакомпанией эксплуатантом стал канадский перевозчик NorOntair. Сегодня же производство самолетов выполняет канадская компания Bombardier Aerospace, которая располагается в провинции Квебек, город Дорваль. В 1996 году в модель самолета было введено условное обозначение серия Q благодаря установлению бесшумной системы.
Дата начала эксплуатации – 1984 год.
По состоянию на март 2015 год всего произведено 1158 единиц
Что касается появления данной модели самолета на российском рынке, то первая авиакомпания России, которая начала использовать DHC-8 стала авиакомпания Сахалинские авиатрассы.
Основными заказчиками и эксплуатантами являются следующие авиакомпании:
Air Canada Jazz (Канада)
Horizon Air (США)
Piedmont Airlines (США)
Flybe (Великобритания)
06 июня 2014 года при проведении презентации новой модели Bombardier Dash 8 Q400 NextGen в городе Астана (Казахстан), руководство авиакомпании Эйр Казахстан изъявили желание приобрести сразу 10 самолета данного типа.
Цена
Какова же цена самолетаBombardier Dash 8 (DHC-8)?
Хотите купить Bombardier Dash 8 Q400, тогда это информация для Вас:
Bombardier Dash 8 Q400 (новый), стоимость от 20 до 33,5 млн. долларов США в зависимости от конфигурации и предоставления скидки. Цена на 2014 год составляет 33,5 млн. долларов США.
Bombardier Dash 8 Q400 (вторичный рынок) максимальная стоимость до 20 млн. долларов США. Цена зависит от состояния самолета, количества летных часов, года выпуска.
Авиакомпании
Авиакомпании России, которые эксплуатируютBombardier Dash 8 (DHC-8) по состоянию на 03.06.2015
По состоянию на 03 июня 2015 года эсплуатантами Dash 8 являются следующие российские авиакомпании. В России самолеты Bombardier Dash 8 приобретаются на вторичном рынке.
№
Наименование авиакомпании России
количество самолетов
тип/модель
срок службы самолетов
1
Авиакомпания Аврора (Aurora )
6
Dash 8-200- 2 ед, Dash 8-300-4 ед.
от 13,3 до 19,2
2
Якутия (Yakutia Airlines)
4
Dash 8-300- 2 ед., Dash 8-400 — 2 ед.
от 7,7 до 21
Модели
Bombardier Dash 8 (DHC-8) модификации (модели)
Bombardier Dash 8 имеет 4 следующие модификации:
Серия 101, первая модификация самолета Bombardier Dash 8, которая начала эксплуатироваться с 1984 года авиакомпанией NorOntair с установленным двигателем PW120A. Позже модель была усилена двигателем PW121 с мощностью 1800 л.с. и сертифицирована в 1990 году. Пассажировместимость от 34-40 чел.
Серия 200, схожа с первой моделью, но с увеличенной мощностью до 2150 л.с. и двигателем Pratt & Whitney Canada PW123. Пассажировместимость от 37-39 чел. С 1996 года появилась серия Q данной модификации с подавляющей шумоизоляцией с установленным двигателем PW123C/D.
Серия 300, фюзеляж был удлинен на 3,43 метра, введена была в эксплуатацию в 1989 году. Увеличена мощность до 2500 л.с., пассажировместимость от 50-56 мест. Установлены двигатели в различных вариациях: PW123E, PW123 или PW123B. Модификация с обозначением Q300 означала с установлением шумоподавляющей системы.
Серия Q400, полностью обновлена модель и начала эксплуатироваться с 2000 года. В самолете данной модификации установлен двигатель PW150A с мощностью до 5 071 л.с., крейсерская скорость 667 км/час., установлена система шумоизоляции. Пассажировместимость от 68 до 78 мест. Последняя модификация Q400 Next Gen предоставляет сокращение расхода топлива и стоимостью технического обслуживания. Салон модифицирован – улучшено освещение, размеры полок, и т.п.
Схема/Фото
Bombardier Dash 8 (DHC-8) схема и фото салона
Характеристики
Bombardier Dash 8 (DHC-8) технические характеристики
№
Технические характеристики
Серия Q200
Серия Q300
Серия Q400
Дата ввода
1995
1989
2000
1
Размах крыльев (метр)
25,89
27,43
28,4
2
Длина фюзеляжа (метр)
22,25
25,68
32,81
3
Крейсерская скорость (км/час)
537
528
667
4
Тип двигателя
2× PW123C/D
2× PW123B/E
2× PW150A
5
Диаметр фюзеляжа (метр)
2,69
2,69
2,69
6
Высота (метр)
7,49
7,49
8,3
7
Максимальная взлетная масса (кг)
16466
19505
29257
8
Дальность полета при полной загрузке (км.)
1713
1558
2522
9
Площадь крыла (кв.метры)
54,4
56,2
63,1
10
Запас топлива (литр)
3160
3160
6526
11
Служебный потолок (метр)
7620
7620
8230
12
Экипаж (человек)
2
2
2
13
Пассажировместимость (человек)
37-39
50-56
68-78
Происшествия
Аварии и катастрофы Bombardier Dash 8 (DHC-8)
За всю историю с даты создания первого Bombardier Dash 8 и по настоящее время (03.06.2015) произошли следующие катастрофы и аварии.
№
Место происшествия
Дата
количество погибших(количество на борту)
Бортовой номер
причины
1
2
3
4
5
6
1
Сиэтл, США
15.04.1988
0(40)
N819PH
Аварийная посадка с горящим двигателем. Причина-заводской брак
2
Самуи, Таиланд
21.11.1990
38(38)
HS-SKI
Авиалайнер при посадке разбился. Причина — ошибка экипажа
3
Париж, Франция
06.06.1993
4(23)
D-BEAT
Пилот не изменил курс посадки, самолет разбился. Причина-ошибка экипажа
4
Палмерстон-Норт, Новая Зеландия
09.06.1995
4(21)
ZK-NEY
Проблемы с выпуском шасси. Жесткая посадка
5
Ботсфьорд, Норвегия
14.06.2001
0(27)
LN-WIS
Жесткая посадка. Самолет выкатился за пределы ВПП
6
Сиань, Китай
07.12.2002
0
B-3567
Пилот произвел запуск двигателей, самолет врезался в терминал аэропорта. Причина-ошибка экипажа
7
Ольборг, Дания
09.09.2007
0(73)
LN-RDK
При выполнении посадки, подломилась стойка шасси и самолет грубо приземлился на ВПП, разрушив часть правого крыла
8
Паланга, Литва
12.09.2007
0(52)
LN-RDS
При совершении посадки в аэропорту не выпустилась правая и передняя стойки шасси. Жесткая посадка
9
Буффало, США
12.02.2009
49(49)
N200WQ
При посадке в аэропорту самолет врезался в здание. Причина-ошибка экипажа
10
Мали, Мали
19.11.2009
0(9)
N355PH
При выполнении посадки, подломилась стойка шасси и самолет грубо приземлился на ВПП, разрушив часть правого крыла
11
Маданг, Папуа-Новая Гвинея
13.10.2011
28(32)
P2-MCJ
При плохих метеоусловиях, самолет не справился со стихией и потерял высоту.
12
вблизи Аканди, Колумбия
05.10.2013
4(6)
N356PH
разбился в воде во время совершения захвата наркоторговцев на границе между Панамой и Колумбией
13
Илулиссат, Гренландия
29.01.2014
0(15)
OY-GRI
При выполнении посадки, подломилась левая стойка шасси в следствие чего самолет выкатился за пределы ВПП, Грубая посадка
14
Хабаровск, Россия
20.10.2014
0(19)
авиакомпания Якутия
сработала индикация падения давления в гидросистеме и экипаж принял решение вернуться в аэропорт
15
Южно-Сахалинск, Россия
16.12.2015
0(44)
авиакомпания Аврора
Аварийная посадка из-за технических неполадок-неполадки в работе аэронавигационного оборудования
16
Южно-Сахалинск, Россия
17.02.2015
0(30)
авиакомпания Аврора
Аварийная посадка из-за технических неполадок.
17
Южно-Сахалинск, Россия
14.05.2015
0(8)
авиакомпания Аврора
Аварийная посадка из-за отказа правого двигателя
18
Южно-Сахалинск, Россия
29.05.2015
0(44)
авиакомпания Аврора
Самолет после взлета совершил аварийную посадку в аэропорту взлета из-за отказа гидросистемы.