Содержание

Биография Андрея Туполева - РИА Новости, 10.11.2013

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

ria.ru

Самолеты Туполева конструктора военных и пассажирских самолетов

Самолеты Туполева конструктора военных и пассажирских самолетов

Андрей Николаевич Туполев  1888 — 1972 годы жизни.
Русский и советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, доктор технических наук.
Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов,
70 из которых строились серийно.
На самолётах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
Андрей Николаевич Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных.

Первый самолет Туполева АНТ-1

Одноместный спортивный самолёт, первый полёт 21 октября 1923 года.
АНТ-1, это первая разработка ОКБ им. Туполева.

Спроектирован А. Н. Туполевым на основании, опыта создания аэросаней и кораблей.
Самолёт представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции.

Самолет при испытании показал неплохие летные качества.
В одном из полетов была достигнута высота 600 м и скорость в 125 км/ч.
Но вскоре выяснилось, что старенький мотор «Анзани» быстро перегревается и теряет мощность.
Мотор отправили на переборку.
Но инженер Б.С. Стечкин определил, что изношенный мотор не подлежит ремонту, а другого не было, и летная жизнь АНТ-1 закончилась.
После постройки завода опытных конструкций (ЗОК) в 1932 г.
АНТ-1 занял почетное место в пространстве громадного сборочного цеха завода № 156.
В 1937 году после ареста Андрея Николаевича Туполева, дальнейшая судьба его первого самолета неизвестна.

Гражданские и военные самолеты конструктора Туполева

Пассажирские самолеты конструктора Туполева

Ту-204СМ
Среднемагистральный пассажирский самолет.
Ту-204СМ — продолжение развития семейства самолетов Ту-204/Ту-214.
Ту-204СМ — глубоко модернизированный вариант самолета Ту-204-100Е, использующий новый двигатель ПС-90А2 с повышенными показателями ресурса и надежности.

 

ТУ-204-300
Магистральный двух-двигательный самолет с высокой топливной экономичностью и уровнем комфорта.
ТУ-204-300 является первым современным отечественным самолетом способным совершать длительные перелеты без промежуточных посадок для дозаправки.

 


Самолеты конструктора Туполева

Самолет ТУ-2, Самолет ТУ-128, Самолет ТУ-16, Самолет ТУ-134, Самолет ТУ-95, Самолет ТУ-142, Самолет ТУ-104б, Самолет ТУ-154б, Самолет ТУ-114, Самолет ТУ-154м, Самолет ТУ-22, Самолет ТУ-160, Самолет ТУ-124, Самолет ТУ-204

xn--90aennigc8b.xn--p1ai

Туполев выдающийся соответствий авиаконструктор | Выкрутасы...

«Хорошо летают только красивые самолеты. Внешняя форма, сделанная хорошо и чисто, определяет в значительной степени летные качества самолета».

А.Н. Туполев

Известный авиаконструктор и организатор советского самолетостроения Андрей Николаевич Туполев прожил счастливую творческую жизнь. Пятьдесят лет – с 1922 года и до самой смерти в декабре 1972 года он был флагманом отечественного самолетостроения. Сконструированные ним самолеты Ту и АНТ, которых было более 100 типов, выпускались крупными сериями. Каждая последующая модель была лучше предыдущей. Каждая разработка была новым шагом в авиации.

Лучшие летчики страны устанавливали на них мировые рекорды, совершали выдающиеся перелеты, воевали в ВОВ. Страна гордилась своей авиацией и Туполевым. С 1956 года он носил гордое звание – Генеральный авиаконструктор СССР. Перечень его званий, должностей и наград не помещается на одной странице. Четыре Сталинских премии, Ленинская и Государственная премии СССР, трижды Герой Социалистического Труда –  только эти высшие награды страны уже говорят о многом.

Истоки таланта

Родился Андрей Николаевич Туполев 10 ноября 1888 года в усадьбе Пустомазово в Тверской губернии, где осели его родители на постоянное место жительства. Корни его рода по отцу идут из Сибири. Дед был преподавателем в Томской гимназии, и все 10 его детей получили хорошее образование. Отец Андрея тоже учился в Петербургском университете, но после убийства царя Александра II, в результате репрессий, был выслан в провинцию на долгие годы совершенно без оснований. Диплом юриста он получил уже много лет спустя, и стал защитником крестьян, а до этого пришлось заниматься простым крестьянским трудом, к которому приучались и семеро его детей.

Начальное образование дети получали дома у матери. Анна Васильевна была из очень интеллигентной семьи, знала несколько языков, и сама готовила всех детей к гимназии. Андрей был шестым, предпоследним ребенком в этой многодетной семье. Был в юности крепким, выносливым, сообразительным парнем, способным к техническим наукам, умевший многое делать своими руками. Впоследствии это очень пригодилось в его замечательной творческой карьере.

Случай, или выполнение жизненного предназначения?

По странному совпадению, Андрей повторил судьбу своего отца – не участвуя в революционных событиях, попал в число неблагонадежных, и тоже был исключен из Императорского Московского технического училища со 2-го курса на целых 3 года. Он провел их дома в повседневном крестьянском труде, помогая отцу вести большое хозяйство. Но за короткое время учебы успел сделать свой главный шаг в жизни – познакомиться с Николаем Егоровичем Жуковским.

Свою роковую роль сыграл случай. Туполев из любопытства посетил выставку воздухоплавания в училище, и случайно подставил свое крепкое плечо при установке тяжелого экспоната. Результатом было знакомство с одним из учеников профессора Жуковского, а потом и с ним самим. Влюбленный в авиацию Жуковский, в то время президент Математического общества России, произвел на первокурсника такое впечатление, что он немедленно записался в его воздухоплавательный кружок, и тем самым определил свою судьбу.

Окончание трехлетней высылки Туполева совпало с началом Первой мировой войны. Война ускорила внедрение в жизнь планов Жуковского, направленных на выведение русской авиации на передовые рубежи. Команда юных талантливых студентов, с которыми он приступил к выполнению своей программы, у него уже была, в нее вошел и Андрей Туполев.

В чем заключался феномен конструкторского гения Туполева?

Этим вопросом задавались многие биографы Андрея Николаевича. Сходились на том, что у него было главное – врожденный талант конструктора и золотые руки, которые умели делать практически все. Это удивительное сочетание и заметил в нем талантливый педагог Жуковский. Вторым немаловажным фактором было то, что с 1909 года начался период развития и повального увлечения авиацией во всем мире.

Полученные под руководством Жуковского знания, умноженные на талант, редкую целеустремленность, лидерские качества, исключительную наблюдательность и практические навыки самого Туполева, позволили ему стать не только выдающимся конструктором ХХ-го столетия, но и создать свою конструкторскую школу. Историки сравнивают Туполева с другим, равным ему по таланту и организаторским способностям авиаконструктором – его современником Игорем Сикорским, который после революции эмигрировал в Америку и конструировал авиатехнику там.

Жуковский же сам был русским патриотом, и вырастил целую когорту замечательных ученых, которые, даже не принимая коммунистическую идеологию, хотели работать для России. В данном случае, очевидно, сработала теория «тяготения гениальности»: мощное биополе гения Жуковского притягивало биополя талантливых людей. Туполев тоже обладал способностью притягивать талантливых людей и создавать фантастически работоспособный коллектив.

Основанный им научный авиационный городок Жуковский под Москвой, известен всему миру. Многие его ученики, в том числе и Сергей Павлович Королев, своими трудами прославили страну и выбранные ими отрасли. Сам же Туполев признавался, что правильное решение он определял сразу, он его чувствовал, ощущал кожей. И очень большое значение придавал внешней форме и красоте самолета. Его вердикт был хорошо всем известен: раз некрасиво – не полетит.

Самолеты Туполева

В те далекие бурные годы революции, с подачи Жуковского, при поддержке Всесоюзного научно-технического общества, был создан Центральный аэрогидродинамический институт – знаменитый ЦАГИ. Тридцатилетний Туполев стал начальником авиационного отдела института, а первый его самолет поднялся в воздух уже в конце 1923 года. За ним последовали новые и новые модели. А после того, как в 1929 году летчик Шестаков на серийном АНТ-4 перелетел через Тихий океан, к Туполеву пришла первая слава. Впереди была разработка гигантской машины АНТ-14, тяжелых бомбардировщиков, пассажирских ТУ, сверхзвуковых лайнеров ТУ-144 и Ту-154, экспериментального атомного самолета.

Крупных неудач Туполев не знал, если были ошибки, умел их признавать. Был в фаворе у руководства страны, даже у Сталина, хотя это не помешало Берии арестовать его в 1937 году, как врага народа, французского шпиона. Говорят, что это была иезуитская придумка Берии – арестовать всех талантливых ученых и под страхом смерти вынудить их работать на пределе сил, создавая в рекордно короткие сроки новейшее вооружение.

В туполевской «шараге №29» (так называли тюремные КБ и НИИ), в условиях, далеких от идеала, работало более 200 лучших специалистов авиапромышленности Союза. Свое 50-летие Туполев скромно отмечал там же, в лагере. Освобождение его группе было обещано только после полной готовности самолета к серийному производству. Этим самолетом стал Ту-2, и в первые месяцы войны, после успешных госиспытаний, была получена долгожданная свобода.  В войну Туполев со своим КБ строил самолеты в Омске, после войны вернулся в родной ЦАГИ.

В 47-м в серию ушел Ту-4 – аналог американского  Б-29, сбросившего в 45-м атомные бомбы на Японию. Началась гонка вооружения, и в 1951 году Сталин ставит перед Туполевым задачу создать собственный бомбовоз с дальностью полета 15 тысяч км и бомбовой нагрузкой 20 тонн. Даже для Туполева это было немыслимо, но Сталин умел нажать на нужные точки: «Товарищ Туполев, вы же хороший конструктор, лучший в СССР, подумайте!».

Через 2 месяца Туполев положил на стол Сталину чертежи сверхсамолета, равного которому в мире еще не было. В 1952 году Ту-95 уже был в небе, а Америка была в шоке – в СССР появился сверхмощный самолет, который может доставить самый крупный ядерный заряд в любую точку планеты. Следующим потрясением для Штатов был гигант Ту-114, на котором прилетел к ним в 59-ом Хрущев. Для него не нашлось даже подходящего по высоте трапа, толпы американцев не скрывали своего восхищения машиной.

Ну как не назвать Туполева гением, великой личностью своего времени? Ведь не за страх перед Сталиным, Хрущевым, Брежневым он работал по 24 часа в сутки с таким творческим пылом, а чтобы доказать, на что способен он, как конструктор, и что может делать выращенный им коллектив. В нем жила вечная неуспокоенность технической мысли, все было подчинено одному главному делу – сделать следующий самолет еще лучшим.

Туполев, достигший таких высот и регалий, никогда не был членом партии. Для тех лет это было просто фантастикой, но является самым большим подтверждением его конструкторского  таланта. Подтверждение его организаторского таланта – продолжение работы конструкторского бюро уже без него. Последняя разработка бюро Туполева Ту-204 СМ успешно составляет конкуренцию самолету Боинг-737.

Интересно ли было вам жизнеописание известного советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева?

Хорошего вам дня,

Кай

статья подготовлена по заказу для сайта «Выкрутасы…», http://trickythoughts.ru

Понравилось? Тогда читайте ещё:

trickythoughts.ru

Туполев Андрей Николаевич Википедия

Андрей Николаевич Туполев

Генерал-майор авиационно-технической службы А. Н. Туполев, 1944.
Генеральный конструктор авиационной промышленности СССР
декабрь 1956 года — 23 декабря 1972 года

Рождение 29 октября (10 ноября) 1888(1888-11-10)
сельцо Пустомазово, Корчевский уезд, Тверская губерния,
Смерть 23 декабря 1972(1972-12-23) (84 года)
Москва, СССР
Место погребения Новодевичье кладбище
Отец Туполев Николай Иванович (1842—1911)
Мать Туполева Анна Васильевна (1850—1928)
Супруга Туполева Юлия Николаевна (1894—1962)
Дети дочь Юлия (1920—2011) и сын Алексей (1925—2001)
Партия беспартийный
Образование МВТУ
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание академик АН СССР
Профессия авиаконструктор
Автограф
Награды

ru-wiki.ru

Гордость большой страны.Великий советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.: gluhovski_igor

Андрей Николаевич Туполев (1888 - 1972) был выдающимся российским и советским авиаконструктором, академиком АН Советского Союза, трижды Героем Социалистического Труда.Под руководством Туполева создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов, в том числе АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-134, Ту-154. На самолетах Андрея Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе Валерия Павловича Чкалова и Михаила Михайловича Громова на АНТ-25 через Северный полюс в США. Ленинская премия (1957 год), Государственная[en] премия СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972).


Андрей Туполев родился в с. Пустомазово Тверской губернии в 1888 году в семье провинциального нотариуса. Андрей получил сначала домашнее образование, а вскоре поступил в гимназию. После окончания гимназии в 1908 году А.Туполев поступает в Имперское Московское техническое училище. Во время учёбы он стал активным членом воздухоплавательного кружка. Именно там укрепился его интерес к аэродинамике, а кроме того, он смог получить дополнительные знания и навыки в конструировании. Уже через два года после поступления в училище он смог совершить первый самостоятельный полёт на планере, в постройке которого брал активное участие. Но 1911 году учёба Андрея Туполева неожиданно прекратилась из-за ареста и высылки из Москвы домой. Над ним установили надзор за чтение запрещённой литературы и участие в студенческих волнениях. Только перед началом Первой мировой войны надзор был снят и А.Туполев смог продолжить учёбу.

С 1909 года Андрей Туполев стал членом воздухоплавательного кружка при МВТУ и активно работал на постройке планеров. Планер — это безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, на котором совершается парящий или планирующий полет без потери высоты.Туполев не только строил планеры, но и летал на них. Свой первый самостоятельный полет он совершил в 1910 году. А в 1911 году он был арестован за участие в студенческих сходках. Вскоре Туполева выпустили, но исключили из МТУ, не помогло даже заступничество ученого Н. Е. Жуковского. Только в 1914 году Андрей Николаевич смог вернуться к учебе.

В июне 1918 года Туполев с отличием защитил проект «Опыт разработки гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах» и получил звание инженера-механика.С 1918 года Туполев работал в ЦАГИ (Центральном аэродинамическом институте) под руководством Н. Е. Жуковского, в апреле 1921 года Андрей Николаевич был избран товарищем директора института. В начале 1920-х годов Туполев добился выпуска и внедрения в авиастроение легкого и прочного алюминиевого сплава дюралюминия, чтобы перейти к строительству цельнометаллических самолетов.
Испытание же первого самолета, построенного по конструкции Туполева, состоялось в октябре 1923 года. Это был спортивный одноместный самолет АНТ-1. Последующие модели АНТ-2, АНТ-3 имели большую скорость и способны были под-нять в воздух уже более одного человека.


(Авиация - Авиаконструктор.А.Н.Туполев(5-й слева) у своего первого самолета)

Затем Туполев приступил к решению новой серьезной задачи — созданию тяжелой авиации. В 1924 году он получил задание спроектировать тяжелый двухмоторный бомбардировщик за весьма ограниченный срок в 9 месяцев. Туполев и его команда уложились в этот срок. Так был построен самолет АНТ-4, первый в мире серийный цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан.В ходе его испытаний были установлены 2 мировых рекорда продолжительности полета с грузом. Конструктивное решение разгрузки крыла, предложенное Андреем Николаевичем, было взято на вооружение во всем мире и осталось практически единственными и на сегодняшний день.

Помимо самолетов, Туполев разрабатывал аэросани, катера и глиссеры — быстроходные суда, способные вести разведку на мелководных реках.

В июле 1929 года приняли программу создания новых самолетов, причем особое внимание уделялось тяжелой бомбардировочной авиации. И Туполев приступил к конструированию новых самолетов. Главная идея состояла в том, что для обеспечения эффективности тяжелых самолетов необходима разгрузка крыла и толстый профиль в корне крыла. Эта идея была блестяще воплощена в конструкции АНТ-б (ТБ-3). Это четырехдвигательный цельнометаллический самолет со свободнонесущим крылом. Этот самолет также использовали для перемещения легких танков. Всего в СССР построено 818 таких самолетов.После проведения испытаний было принято решение о запуске самолета в серийное производство.

В 1933 году под руководством Туполева был создан крупный гидросамолет АНТ-22, предназначенный для проведения разведки и нанесения бомботорпедных ударов.

В том же году состоялись исПЬ1Тания построенного по проектуТуполева самолета для дальнего беспосадочного полета АНТ-25 (РД-1 – “Рекорд дальности”). В 1934 году в честь юбилея М. Горького под руководством Туполева был построен самолет-гигант «Максим Горький», не имеющий аналогов в мировом самолетостроении. На самолете были установлены мировые рекорды грузоподъемности — 10 и 15 т на высоту 5000 м.
В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

В октябре 1937 года А.Туполев, вместе с группой учёных-авиаконструкторов, был арестован по обвинению во вредительстве. Обвинение утверждало, что А.Туполев создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала им чертежи самолётов. Несмотря на абсурдность обвинения, в мае 1940 года А.Туполева присудили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Все время, пока А.Туполев находился под следствием и в лагерях, он не прекращал работу. Он стал конструктором в бюро НКВД, в закрытом учреждении, которое носило название ЦКБ-29. А.Туполева освободили досрочно летом 1941 года, и сняли судимость. Однако полностью реабилитироваться он смог только в 1955 году.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Сконструированный в 1952 году реактивный бомбардировщик Ту-16 выпускался в ряде стран соцлагеря и до сих пор находится на вооружении ряда стран. В военных кругах НАТО этот самолет получил прозвище бэджер — барсук. На его основе был разработан пассажирский самолет Ту-104, вызвавший большой резонанс за границей.Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Андрей Николаевич Туполев скончался 23 декабря 1972 в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 8.

источники : [здесь]http://to-name.ru/biography/andrej-tupolev.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Туполев,_Андрей_Николаевич
http://www.ote4estvo.ru/lichnosti-xx/1843-tupolev-andrey-nikolaevich.html
http://rus-eng.org/eng/Tupolev%20Andrej%20Nikolaevich.htm

gluhovski-igor.livejournal.com

"Летают только красивые самолеты". Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе

В канун 130-летия со дня рождения своего знаменитого деда Андрей Алексеевич Туполев рассказал в интервью ТАСС, что подарил их семье маршал Рокоссовский, чем любил заниматься в свободные минуты глава всемирно известного конструкторского бюро и почему так важно, чтобы самолеты были не только технически совершенными, но и красивыми.

Андрей, внук авиаконструктора Андрея Туполева

© ПАО "Туполев"

Конструктор

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (по старому стилю — 29 октября) 1888 года в Тверской губернии. Там же окончил гимназию, а в 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище, которое окончил через десять лет.

Биография Туполева как конструктора и даже летчика берет свое начало в 1909 году, когда он становится членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского и одним из его любимых учеников. Молодой человек участвовал в постройке небольшого планера, на котором в 1910 году совершил первый полет. С тех самых пор небо, по-видимому, прочно завладело сердцем Андрея Туполева на всю оставшуюся жизнь.

В 1920-е годы Туполев начинает серьезную конструкторскую деятельность и создает первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. В 1924 году свет увидел первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, а уже через год — первый боевой АНТ-З.

Андрей Туполев (в центре) рядом с самолетом АНТ-1

© ПАО "Туполев"

До 1936 года под руководством Андрея Туполева были спроектированы и построены несколько типов аэросаней и торпедных катеров, часть из которых запустили в широкую эксплуатацию, а также около 15 типов самолетов различного назначения, в том числе тяжелые серийные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3).

21 октября 1937 года Туполев был репрессирован, как многие ученые того времени. Находясь в заключении до лета 1941 года и занимаясь конструкторской деятельностью в специальном ЦКБ-29 (Особое техническое бюро НКВД СССР), впоследствии получившем название "Туполевская шарага", он руководил созданием Ту-2 — одного из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.

После окончания войны под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил.

Ту-2

© ПАО "Туполев"

С 1955 года КБ Туполева вело работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 и сверхзвуковых бомбардировщиков "120". В 1956–1957 годах в КБ было создано новое подразделение по разработке беспилотных летательных аппаратов. Были созданы беспилотные разведчики Ту-123 "Ястреб", велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату "130" и ракетоплану "136" ("Звезда").

Широко развивалось и гражданское авиастроение. Создание семейства пассажирских магистральных реактивных самолетов Ту-104, Ту-110, Ту-124, Ту-134 и Ту-154, первого турбовинтового межконтинентального самолета Ту-114 способствовало широкому внедрению пассажирских авиационных перевозок в повседневную жизнь страны. Под руководством Андрея Николаевича Туполева был создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, ставший одной из легенд среди технических достижений ХХ века.

Семьянин

Каким человеком был Андрей Николаевич? Сам он мемуаров не оставил, лишь знаменитую фразу "Я не пишу, а делаю", но многочисленные свидетельства современников и родных рассказывают о знаменитом конструкторе лучше всякой автобиографии.

Я помню деда лет с семи-восьми. На работе он был одним человеком, а дома — совсем другим. В рабочей обстановке мог "приложить" как следует, был единоличным руководителем, можно сказать, авторитарного склада. Дома картина была иной — все вопросы решались вместе с Юлией Николаевной, моей бабушкой. Ее, к сожалению, я в живых уже не застал, но мама рассказывала мне, что, например, всю зарплату Андрей Николаевич отдавал супруге и тут же забывал про деньги. Материальное его вообще мало беспокоило

Андрей Туполев

внук авиаконструктора А.Н. Туполева

Андрей Туполев с супругой Юлией

© ПАО "Туполев"

Андрей Николаевич подолгу ходил в одних и тех же костюмах, во всем ценил скромность, граничащую со строгостью, и простоту. На машинах, которые ему дарили, он ездил мало, а потом просто передавал их директорам заводов и смежных организаций. Эти авто никогда не продавались.

"Мама рассказывала, что дома был даже "фюрерваген" — трофейная машина Геббельса, которую подарил ему Константин Рокоссовский. Дед поездил на ней, а потом подарил кому-то из гендиректоров, кажется, Самарского завода. Потом привозил какие-то кадиллаки, бьюики, которые стоили немыслимых денег. Ездил он на них года два-три, а дальше они тоже уходили другим сотрудникам", — рассказывает Андрей Алексеевич.

Туполев-старший мог быть очень строг к своим подчиненным, но если у кого-то что-то случалось со здоровьем или финансами, то он был готов на все, лишь бы помочь человеку в беде. И помогал: шел "на поклон" к мэру города, обращался в правительство, выбивал квартиры, лечение в любых госпиталях и кремлевских больницах, доставал для сотрудников лекарства. Словом, делал все, что только можно, чтобы человек быстрее вернулся к нормальной работе и жизни.

© ПАО "Туполев"

В конце 1960-х годов дед жил уже на даче. Со здоровьем у него было не очень, и его дочь, которая была хорошим терапевтом, наблюдала его как врач. В Москве он появлялся только на работе. Шоферы увозили его около шести утра, а возвращались поздно вечером, насколько я помню, часов в 11–12 ночи. Таков был его распорядок

Андрей Туполев

внук авиаконструктора А.Н. Туполева

Андрей Николаевич Туполев увлекался историей, все время читал труды Сергея Соловьева, любил поэзию Есенина и Маяковского, дружил с Михалковым-старшим. "У нас дома есть все книжки про дядю Степу, подписанные рукой Сергея Владимировича (Михалкова — прим. ТАСС). Дачи у них были рядом", — поясняет Андрей Туполев.

Для внуков конструктор обязательно что-нибудь вырезал из дерева, мастерил игрушки, старался проводить с детьми хотя бы какое-то определенное время. Редкие свободные минуты он проводил в любимом саду.

"У него был садовник — старый фронтовик, они все время вдвоем что-то сажали. Дед очень дружил с академиком Николаем Цициным, из всевозможных питомников для него привозили деревья, кустарники. Прошло уже более 60 лет, а деревья эти все еще плодоносят. Все это растет, и в принципе планировка сада все еще видна, хотя уже столько лет деда нет в живых", — говорит внук авиаконструктора.

Андрей Туполев с внучкой

© ПАО "Туполев"

И все-таки Туполев всегда жил работой, буквально дышал ею. Даже отпуск у него всегда был подчинен рабочему графику — совещания следовали одно за другим. Чаще всего он отдыхал в Крыму, на маленькой дачке, которая принадлежала когда-то дочери Саввы Морозова. По словам Туполева, дача эта была похожа на маленький замок с мостиком и обособленным пляжем.

"Как мне мама рассказывала, он по утрам ходил на пляж купаться. Еще он был помешан на рыбалке и охоте. Охотились ночью на перепелок, с фонариками. А в остальное время приезжали всевозможные сотрудники. Туполев дружил с министром обороны СССР Дмитрием Устиновым, который бывал у него в Крыму, с министром авиапромышленности Петром Дементьевым.

Я помню автомобильные поездки с его другом академиком Александром Павловичем Виноградовым, который показывал нам окрестности Звенигорода, Николиной Горы, село Раздоры. Это были целые экскурсии на полтора-два часа на старом разбитом ЗИМе, очень забавном. Я помню, у него из пола шла пыль, настолько он был старенький

Андрей Туполев

внук авиаконструктора А.Н. Туполева

Наследие

Сын Туполева, Алексей Андреевич, бывал дома еще меньше отца. "Я застал времена, когда рабочие совещания руководства начинались только в девять вечера. Возвращался из института часов в семь, по два-три часа работал над дипломной работой, и только после десяти вечера приходил к своему руководителю проекта Глебу Васильевичу Махоткину", — рассказывает внук Андрей Алексеевич.

Алексей и Андрей Туполевы

© ПАО "Туполев"

Люди трудились так годами, суббота была обычным рабочим днем. После совещаний расходились ближе к 12 ночи, а по воскресеньям руководящий состав обыкновенно ездил в баню. Это тоже был, можно сказать, ритуал — в непринужденной обстановке обсуждались проекты, "выбивались" и лоббировались различные заказы.

Конструкторскую профессиональную среду того времени отличала необыкновенная сплоченность, крепкие дружеские связи с военными и чиновниками разных рангов, отмечает Туполев. Летом главы конструкторских бюро играли в теннис, зимой катались на коньках и лыжах. Все друг друга знали, постоянно общались. А главное, совершенно по-другому решали все вопросы.

"Это были семейные, многолетние отношения, поэтому все важные вопросы решались на каких-то прогулках, поездках. Никаких официальных писем никто не писал. По делу просто звонили, а чаще даже заходили без предупреждения", — рассказывает Андрей Туполев.

Летчик-испытатель Михаил Громов, авиаконструктор Андрей Туполев, генерал-полковник авиации Георгий Байдуков и генерал-лейтенант авиации Александр Беляков

© Владимир Лагранж/ТАСС

В те времена во главе всех научных организаций стояли очень сильные, особенно в техническом отношении, руководители, которые не боялись спорить не только со своими коллегами, но и с вышестоящим руководством. "Тогда их слышали", — признает внук Туполева.

Сравнивая проекты, которые воплощал в жизнь его дед, с принципами работы современных мировых конструкторских бюро, Андрей Туполев уточняет, что сейчас в гражданской авиации понятие "национальный" самолет потеряло актуальность, так как давно наблюдается унификация по оборудованию, материалам, технологии сборки. "Пришло время международных коопераций: крылья собираются в Японии, двигатели в Германии, в Британии, во Франции, складов нет вообще. Со всего мира привозят запчасти, вплоть до гаек, и дальше роботы все это подвозят. На пунктах сборки находятся два-три человека, которые контролируют весь процесс", — рассказывает Туполев.

Кроме того, в современном мире самолеты собирают методом конвейерной сборки, как у Генри Форда. Огромные машины движутся по цехам, идет стыковка блоков фюзеляжа и их отладка. Все это сильно удешевляет процесс и одновременно позволяет отобрать лучших производителей комплектующих, поясняет Андрей Туполев.

Сложно сказать, понравилась бы деду идея слияния технологий и стирания границ. Но он как-то спокойно к этому относился, ведь сам часто ездил в Америку, во Францию, Германию. В 1990-е годы мне приходилось встречать в той же Германии людей, которые его помнили. Он дружил и с Хенкелем, и с Мессершмидтом. Ему, правда, потом это все припомнили... Бывал он и в КБ Сикорского в Соединенных Штатах

Андрей Туполев

внук авиаконструктора А.Н. Туполева

Андрей Туполев в США

© ПАО "Туполев"

Современный гражданский самолет должен быть безотказным, комфортным, с практически стопроцентной гарантией вылета, отмечает собеседник агентства. На современных самолетах стоят системы реагирования на сдвиги ветра, что позволяет им избежать неприятной болтанки. Новая технологическая революция в мире идет уже вовсю. Это уже  следующее поколение воздушных судов. Они почти что наполовину электрические, с совершенно другими условиями комфорта, системами безопасности и адаптирования к условиям окружающей среды", — рассказывает Туполев.

Будущее

В области пассажирских перевозок самолеты Туполева сегодня занимают особую нишу. Ту-214 в специальных модификациях обеспечивают комфортные условия для перевозок первых лиц государства и глав различных ведомств. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения.

Ту-214

© ПАО "Туполев"

Несколько месяцев назад появилась информация о том, что "Туполев" во взаимодействии с ведущими научными организациями страны завершает предпроектные работы по новому перспективному сверхзвуковому пассажирскому самолету примерно на 30 пассажирских мест. Разработчики проводят исследования по способам снижения звукового воздействия, проводят эксперименты, готовятся к созданию полномасштабного экспериментального самолета-демонстратора для проведения предварительных летных испытаний.

И все-таки основное направление развития предприятия, созданного авиаконструктором Туполевым, сегодня связано с укреплением обороноспособности страны. "Туполеву" по-прежнему поручаются проекты государственной важности. В числе приоритетных задач — выполнение программы модернизации самолетов стратегической и дальней авиации, возобновление производства стратегического ракетоносца Ту-160, создание нового перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Последний, пожалуй, является одним из самых интересных проектов современного бюро Туполева — ожидается, что ПАК ДА превзойдет по своим свойствам все существующие самолеты и совместит в себе лучшие их качества.

Этим проектом руководят серьезные технические специалисты, и я не сомневаюсь, что все у них получится. Эта машина должна быть очень красивой. Она достойно заменит предыдущие поколения самолетов, совмещая многие их параметры и возможности

Андрей Туполев

внук авиаконструктора А.Н. Туполева

Говоря о принципах своего деда, внук Туполева вспоминает его знаменитую формулу "Летают только красивые самолеты" и заверяет, что по отношению к ПАК ДА это правило будет реализовано в полной мере.


Анна Юдина

ТАСС благодарит за помощь в организации интервью и предоставленные фотоматериалы пресс-службу ПАО "Туполев"

tass.ru

Андрей Туполев - авиаконструктор - биография, фото, видео

В 1908 г. поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ), в 1918 г. окончил его с отличием. С 1909 г. член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910).

В 1916-18 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В 1918-36 годах - член коллегии и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки и техники и авиационного конструирования в предвоенный период, стали: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, Ту-2; пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 "Максим Горький" и рекордный АНТ-25.

Был необоснованно репрессирован и в 1937-41 годах, находясь в заключении, работал в ЦК.Б-29 НКВД. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

Предлагаю Вашему вниманию отрывок из книги Л.Л. Кербера "Туполев":

"Как могло случиться, что рождение своей 58-й (Ту-2) машины туполевцы отпраздновали в столь необычных условиях (тюрьме)? Кто этому "помог"? Обратимся к широко известным книгам А.С. Яковлева "Цель жизни" и "Советские самолеты"? Из того, что в них сказано о А.Н. Туполеве следует, что АНТ:

своевременно не подготовил замену устаревшим, тихоходным бомбардировщикам ТБ-3;

своевременно не постарался увеличить скорость самолетов СБ, которые стали нести ощутимые потери от модифицированных в ходе войны в Испании немецких истребителей;

не создал к началу войны нужный Советской Армии бомбардировщик.

Мог ли быть до такой степени несведущим А.С. Яковлев, авиаконструктор, а с января 1940 года - заместитель наркома по опытному самолетостроению? Мог ли не знать,что:

В 1936 году, т.е. за 5 лет до войны, в КОСОС была подготовлена замена ТБ-3, создан бомбардировщик ТБ-7, имевший скорость в 2 раза большую, чем ТБ-3?

В 1937 году Туполев был отстранен от работы, репрессирован, поэтому в ходе войны в Испании не мог модернизировать СБ?

Что еще в 1940 году Туполев разработал лучший фронтовой бомбардировщик времен Отечественной войны - самолет "103" (Ту-2)?

А.С. Яковлев, не только автор книги по авиации, но и референт вождя по этим вопросам, естественно, охотно делился своими взглядами с ним. При всей известной подозрительности Сталина и его недоверии к старой интеллигенции разве это не подходящая почва для вопроса: а до конца ли лоялен Туполев?

...1937 год. В Испании оперативно улучшенные немцами истребители Ме-109 с более мощными моторами начинают активно сбивать туполевские бомбардировщики СБ. Сталин крайне огорчен: опять пороки у машин этого "старого специалиста". Почему он вовремя не улучшил свой СБ, ведь Яковлев доказал, что это возможно. Необыкновенно быстро созданный им двухмоторный самолет Як-4 с теми же моторами, что у СБ, летает на 100 км быстрее!

Срочно запустив ББ-22 в серию, военные вскоре убедились, что безоружный Як-4 им не нужен, а при установке на него всего двух оборонительных пулеметов и необходимого оборудования выигрыш в скорости исчез. Несколько сотен ББ-22 снимают с вооружения, в войне с немцами они не пригодны.

1942 год. В Омске налажен выпуск самолетов Ту-2, максимум примерно 2-2,5 самолета в сутки, то совсем неподалеку были два авиазавода, выпускавшие уже устаревшие Ил-4. Обладавшие большей дальностью и приемлемой скоростью (меньшей, чем у Ту-2), Ил-4 отличались одним существенным недостатком: слабым оборонительным вооружением (всего два ШКАС). Потери этих машин были так велики, что пришлось их перевести на ночное бомбометание, которое было малоэффективным.

Возникала естественная мысль о переводе заводов, выпускавших Ил-4 на Ту-2. Однако вскоре пришла телеграмма за подписью Сталина: производство Ту-2 прекратить, взамен их наладить выпуск истребителей Як"

Мое примечание: Производство самолетов Ту-2 было восстановлено только в 1943 году. За период 1942-1945 г.г. было построено всего 1216 самолетов Ту-2, по некоторым данным 800 самолетов за годы войны (80 самолетов первоначально). Для сравнения аналогичный самолет Люфтваффе Ju-88 был выпущен в количестве 15200 самолетов.

Самолет был действительно хорош и нужен нашей армии. Создание Ту-2 коллективом осужденных - несомненно выдающаяся победа, победа несломленного духа.

В послевоенный пе риод под руководством Туполева (с 1956 года он генеральный конструктор) создан ряд военных и гражданских самолётов: Ту-4 (копия американского В-29) , Ту-12, Ту-95, Ту-16, Ту-22. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А. А. Туполевым).

А.Н.Туполев почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971). Ему присуждены премии Н. Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль ФАИ (1958), премия им. Леонардо да Винчи (1971), золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971). Лауреат Ленинской премии (1957), Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972). Награжден 8 орденами Ленина, Суворова 2-й степени.

biozvezd.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о