«Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне» | Общественный транспорт | Общество
Самый крайний случай
Современная гражданская авиация является одним из самых безопасных видов транспорта. Многократное дублирование различных систем позволяет свести опасность катастрофы до минимума.
И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.
Авиаэксперты убеждены — если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.
Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.
21 августа 1963 года экипаж советского авиалайнера Ту-124, летевшего из Таллина в Москву, совершил вынужденную посадку в Ленинграде, прямо на поверхность Невы. Командир лайнера Виктор Мостовой сумел сделать невероятное — уйдя от столкновения с многочисленными мостами, он приводнил самолёт так, что уцелели все пассажиры и члены экипажа.
Без малого 46 лет спустя на месте Мостового оказался американский пилот Чесли Салленбергер.
«Лётчик высшего класса»
В год, когда Виктор Мостовой совершил «чудо на Неве», 12-летний сын стоматолога из Техаса Чесли Салленбергер стал членом общества людей с высоким IQ Менса.
Увлечение авиацией пришло позже, в 16 лет. Чесли поступил в частный аэроклуб, где понял, что профессия лётчика — это то, чем он хочет заниматься всю жизнь.
В 1969 году Военно-воздушная академия США пополнилась 18-летним курсантом Салленбергером, который собрал все возможные награды и поощрения, закончив учёбу с квалификацией «top flyer» («лётчик высшего класса»).
После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.
Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.
Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.
Чесли Салленбергер. Фото: www.globallookpress.comОсобо опасные гуси
15 января 2009 года должно было стать для опытнейшего пилота обычным рабочим днём.
Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.
Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений — он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.
Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз. За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.
Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.
В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.
Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.
Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.
Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным — самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.
Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.
Река Гудзон. Фото: www.globallookpress.com«Мы садимся на воду»
Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.
Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.
Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.
Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.
Выбора не было — Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».
Обломки самолёта. Фото: www.globallookpress.comКомандир уходит последним
Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок — снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.
Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.
Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением — самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя — на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.
А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.
Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.
В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.
Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».
Чесли Салленбергер обходит салон того самого самолёта. Фото: www.globallookpress.comХэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса
Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.
А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.
А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.
Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.
Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс.
65-летний Чесли Салленбергер ответил на это весьма неожиданно — в телевизионном шоу Джимми Киммела
пилот сыграл… Тома Хэнкса. Вернее, он сделал пародии на все знаменитые роли актёра от Форреста Гампа до астронавта Джеймса Ловелла из «Аполлона-13».Том Хэнкс, также участвовавший в шоу, просмотрев пародии, заметил: «Чесли Салленбергер, я так тебя уважал. Теперь у нас обоих есть тёмные пятна в карьере».
www.aif.ru
авиационное происшествие 15 января 2009 года
Одна из самых ожидаемых премьер сентября – американский фильм «Чудо на Гудзоне», снятый режиссёром Клином Иствудом. Сценарий Тодда Комарники основан на реальных событиях 15.01.2009, когда пилотами авиарейса Нью-Йорк – Шарлотт (Северная Каролина) была совершена аварийная посадка на Гудзон воздушного судна компании US Airways спустя 308 секунд после взлёта. Статья посвящена одному из немногих авиационных инцидентов, обошедшихся без человеческих жертв благодаря безупречным действиям экипажа.
Авиационное происшествие
Рейс 1549 вылетел из аэропорта Ла-Гуардия с опозданием. Из-за плохой погоды сто пятьдесят пассажиров и пять членов экипажа ожидали разрешения на взлёт до 15:24. Небо расчистилось, но ожидался шторм, поэтому люди мечтали добраться к пункту назначения как можно быстрей. Airbus A320 французского производства находился в эксплуатации всего 10 лет и слыл довольно надёжным воздушным судном, поэтому ничто не предвещало беды. Для опытного экипажа завершался четвёртый день полётов, после которого должен был последовать отдых.
На 91-й секунде боковым зрением второй пилот увидел стаю птиц, после чего возникло ощущение, что лайнер резко остановился, натолкнувшись на бетонную стену. Оба двигателя заглохли, при этом в левом начался пожар. Передав сигнал о бедствии, экипаж начал сверять свои действия с картой аварийных процедур. Перезапуск двигателей оказался невозможным из-за малой высоты, а предлагаемые диспетчером аэропорта посадочные полосы не гарантировали успех. Аварийная посадка A320 на Гудзон казалась единственным выходом в сложной ситуации. У капитана авиалайнера были лишь секунды, чтобы принять решение, от верности которого зависела жизнь 155 человек.
Экипаж
Волею судьбы лайнер оказался в руках опытного экипажа.
Капитан Чесли Салленбергер, 1951 года рождения, через несколько дней должен был отметить свой пятьдесят восьмой день рождения. За его плечами годы военной службы и налёт в размере 19663 часа. Двадцать девять лет пилот высшего класса отдал гражданской авиации, он был экспертом по безопасности полётов.
Для сорокадевятилетнего Джеффри Скайлза это был один из первых полётов на Airbus A320. Но он был отлично подготовлен теоретически, ибо только закончил переобучение на данный класс самолётов, имея общий налёт в 15643 часа.
Посадка А320 на Гудзон казалась обоим единственно возможным способом избежать катастрофы. Расшифровка переговоров в кабине лайнера покажет, насколько точны и хладнокровны были их действия, что позволит мэру Нью-Йорка назвать Чесли Салленбергера «Капитаном Спокойствие». Опытными были и стюардессы, предотвратившие панику на борту. Каждая из них отдала авиации более 25 лет.
Экстренная посадка
Когда по салону разнёсся запах и угас звук двигателей, пассажиров охватил страх. Услышав характерный признак включения микрофона, каждый надеялся на сообщение, что самолёт вернётся в аэропорт и всё будет хорошо. Но капитан лайнера объявил о готовности к жёсткой посадке. Чесли Салленбергер развернул А320 на юг в сторону реки, хотя по маршруту он двигался в северо-восточном направлении. Второй пилот обеспечивал герметичность, необходимую при приводнении. Посадка на Гудзон требовала филигранной точности маневра, в ином случае катастрофа становилась неизбежной. Электронный мозг продолжал работать. Командиру экипажа удалось выровнять баланс, не задев мост Джорджа Вашингтона, и на минимальной скорости посадить самолёт напротив Манхэттена.
Казалось, лайнер сразу же устремился на дно. От него обрывало какие-то части, людей швыряло по салону, но, спустя непродолжительное время, он всплыл на поверхность, словно поплавок. Где-то образовалась течь, салон стал наполняться ледяной водой. Экипаж организовал эвакуацию пассажиров. Захватив плавсредства, люди стали выбираться через аварийные выходы на крылья. Никто не знал, возможен ли взрыв авиалайнера, но низкая температура воды не позволяла плыть самостоятельно. Только через 10 минут прибыли первые спасательные паромы, началась эвакуация пострадавших, 78 из которых получили различные травмы. Но, главное, все были живы.
Причина аварии
В истории посадка самолёта на Гудзон стала одним из одиннадцати случаев приводнения. Без жертв обошлось в пяти. Это была четвёртая удача, но компания потеряла транспортное средство стоимостью 75 миллионов долларов. Необходимо было досконально изучить причину аварии и дать оценку деятельности пилотов. Народ США сразу же превратил их в национальных героев, а мэр Нью-Йорка вручил капитану символический ключ от города. Но до выяснения всех обстоятельств оба были отстранены от работы. Джеффри Скайлз будет допущен к полётам в апреле, а Чесли Салленбергер – в октябре 2009 года. Весь период работы национальной комиссии оба переживали за свою профессиональную репутацию.
При изучении турбовентиляторных двигателей было установлено, что компрессоры оказались полностью разорваны. Проведенные испытания с попаданием птиц, а именно это стало главной причиной аварии, никогда не приводили к подобным результатам. Найденные фрагменты белковых частиц в обоих двигателях позволили провести анализы ДНК. Было выяснено, что по трагической случайности авиалайнер пострадал от канадских казарок, вес которых составлял от 4 до 4,5 кг. Столкновение произошло с целой стаей перелётных птиц. За 20 лет до происшествия (посадка на Гудзон) 210 самолётов получили разрушения от встреч с птицами, погибло 200 человек. Инцидент ещё раз напомнил о необходимости решения важной проблемы.
Расследование действий экипажа
Оба двигателя вышли из строя на крайне малой высоте – 975 метров. Никто и никогда не учил, как действовать экипажу в подобной ситуации. Была ли возможность у лётчиков вернуться в аэропорт? Именно этот вопрос более всего интересовал национальную комиссию по безопасности перевозок. Им не хватило высоты и ровно половины времени, часть из которого была потрачена на изучение проблемы перезапуска двигателя. На скорости 400 км/час это оказалось невозможным. За секунды экипажу требовалось прочитать 3,5 страницы инструкций, что в условиях мгновенного реагирования является невыполнимым. Это выявило необходимость упрощения перечня контрольных мероприятий.
Посадка на Гудзон стала выдающимся примером слаженного действия пилотов, которых никогда специально не обучали приводнению. Долго обсуждали вопрос, следует ли в программу обучения лётного состава включать данные занятия, пока в 2013 году не произошёл очередной инцидент у берегов Бали. Этот и другие случаи показывают, как много в воздухе зависит от профессионализма экипажа. Салленбергер и Скайлз сдали свой экзамен на самую высокую оценку.
Судьба лайнера
Планер самолёта продержался над водой 1,5 часа. Продвигаясь вниз по течению, он ушёл под воду, но его удалось привязать к пирсу. Во время спасательных и буксировочных работ был повреждён и затонул левый двигатель, обнаруженный водолазами лишь 23 января. Посадка на Гудзон в черте города могла нанести ему и жителям вред, но этого не произошло. Не подлежащий восстановлению лайнер после проведения исследований транспортирован в Северную Каролину, где с 2012 года выставлен как экспонат в Музее авиации.
fb.ru
Реальный случай, легший в основу фильма «Чудо на Гудзоне» (44 фото) » Триникси
Недавно в прокат вышел новый фильм «Чудо на Гудзоне», главную роль в котором сыграл Том Хэнкс. Фильм очень понравился зрителям, а критики осыпали его положительными оценками. Причина успеха, скорее всего, кроется в том, что кинолента основана на реальных событиях. В ней рассказана история пассажирского самолета, который 15 января 2009 года совершил аварийную посадку прямо на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Благодаря профессионализму летчиков были спасены жизни 155 человек. Далее вас ждет рассказ о том, как удалось совершить эту опасную посадку.Самолет был выпущен в 1999 году (первый полет совершил 15 июня 1999 года). На день инцидента совершил 16299 циклов «взлет-посадка» и налетал 25241 час.
Самолетом управлял очень опытный экипаж.
Командиром воздушного судна был 57-летний Чесли Б. «Салли» Салленбергер. Бывший военный летчик, пилотировавший F-4 Phantom II с марта 1973 по июль 1980 года.
После выхода в отставку он продолжил летную службу в качестве пилота в гражданских авиакомпаниях. Чесли Б. Салленбергер являлся экспертом в области безопасности полетов и имел сертификат на пилотирование планеров. Налетал 19663 часа, 4765 из них на Airbus A320.
Вторым пилотом был 49-летний Джеффри Б. Скайлз. Проработал в авиакомпании US Airways 23 года. Налетал 15643 часа.
Но на Airbus A320 это был только второй его полет.
В салоне самолета работали три стюардессы: Шейла Дайл, Дорин Уэлш, Донна, у всех стаж работы более 30 лет.
Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 по местному времени. Через 90 секнуд после взлета пилот сообщил диспетчерам о столкновении с птицами, что привело к отказу двух двигателей.
Пассажиры позже вспоминали, что почувствовали сильный удар, некоторые увидели, что что-то серое промелькнуло рядом с самолетом и врезалось в двигатель. Другие заметили огонь.
Самолет успел набрать высоту 3200 футов (975 метров). КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолета со стаей птиц, в результате которого выведены из строя оба двигателя.
Для рейса 1549 освобождают посадочную полосу в аэропорту Ла-Гуардиа, который находится в 11 километрах. Но пилоты понимают, что не дотянут до аэропорта. Можно попробовать сесть в аэропорту Тетерборо в Нью-Джерси, но до него тоже почти 10 километров.
Вынужденные посадки на воду обычно заканчиваются катастрофой. В 1996 году Боинг-767 компании «Эфиопские авиалинии» перевернулся во время приводнения в Индийском океане после неудачной попытки аварийной посадки.
125 человек из 175, находившихся на борту, погибли.
Жители Нью-Йорка сообщают, что видят самолет, низко летящий над городом. Командиру корабля некогда информировать пассажиров. Но они понимают, что самолет падает.
Приводнение — последний шанс рейса 1549. Но на пути самолета возникает преграда высотой 180 метров — мост Джорджа Вашингтона.
Самолет подлетает к мосту с востока на высоте всего 450 метров. Он пролетает в каких-то 100 метрах над ним. После этого командир экипажа делает разворот и начинает выравнивать самолет над Гудзоном.
На высоте 150 метров командир экипажа делает сообщение: «Говорит командир корабля. Приготовьтесь к удару».
Удар был очень сильным. Самолет как будто подскочил, затем замедлил ход и заскрежетал. Но пассажиры радовались тому, что им удалось избежать смерти. Никто еще не подозревал, что в результате удара в хвосте самолета образовалась трещина.
Аэробусы оборудованы системой, которая в случае приводнения перекрывает все отверстия, чтобы самолет не набирал воду. Для активирования системы один из пилотов должен нажать на кнопку у себя над головой. Однако ни один из пилотов рейса 1549 этого сделать не успел.
Трещина в хвостовой части увеличивается. Салоны быстро заполняются водой. Еще никто не знает, что всего через 24 минуты он окажется под водой. Все оставшиеся в самолете люди могут утонуть в ледяных водах Гудзона.
Спустя минуту после приводнения информацию о происшествии передают капитанам паромов, курсирующих по Гудзону. Паром Винсента Ломбарди «Томас Джефферсон» ближе остальных к тонущему авиалайнеру.
На то, чтобы добраться до самолета, парому потребуется 4 минуты. Не все пассажиры смогут продержаться так долго: температура воды – всего 2 градуса выше нуля.
Несколько пассажиров самолета оказываются прямо в холодной воде. В хвосте самолета критическая ситуация. Вода стремительно прибывает. Оба аварийных выхода уже под водой, открывать двери нельзя.
Через 3 минуты и 40 секунд после приводнения к самолету приходит первый паром. Пассажиры парома помогают подвести судно как можно ближе к одному из крыльев самолета, который постоянно сносит сильным течением.
Когда подходит второй паром, возникает еще одна проблема. Паромы не предназначены для участия в спасательных операциях, их палубы возвышаются над водой более чем на 2 метра. Пассажиры не могут сами на них взобраться, экипажи паромов спускают за борт сети и веревочные лестницы.
Когда к месту приводнения прибывают полицейские водолазы, спасательная операция идет полным ходом.
7 кораблей, включая корабль береговой охраны США, поднимают на борт людей с крыльев самолета и со спасательных плотов. Однако многие пассажиры все еще находятся в ледяной воде.
Аквалангисты продолжают поиски пострадавших. С момента начала операции по спасению пассажиров рейса 1549 проходит 12 минут. У спасателей очень мало времени на то, чтобы поднять всех из воды. Самолет тонет. А в нем все еще могут находиться люди.
В 15 часов 55 минут, спустя 25 минут после аварийного приводнения половина самолета уже под водой. К парому «Афина» подтягивают плот, на котором находится Чесли Салленбергер. Командир экипажа аэробуса последним поднялся на борт парома и сообщил, что выбрались все.
Пассажиров, все еще находящихся в состоянии шока, доставляют в порт.
78 человек получили медицинскую помощь в результате незначительных травм и переохлаждения.
В результате посадки, спасательных и буксировочных работ планер самолета получил значительные повреждения.
В правом двигателе были обнаружены органические останки и птичье перо.
Левый двигатель отделился при приводнении и затонул, но 23 января он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу.
После эвакуации пассажиров самолет отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра.
Где и был произведен его подъем.
После окончания расследования самолет приобретен Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотт, Северная Каролина.
Сначала самолет стоял без двигателей. Полностью самолет представлен к осени 2012 года.
Расследование авиакатастрофы подтвердило, что оба двигателя остановились после столкновения самолета со стаей птиц. Если бы не высочайший профессионализм командира аэробуса Чесли Салленбергера, судьба пассажиров рейса 1549 могла сложиться совершенно иначе.
Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг поблагодарил пилота за то, что он не оставил самолет до тех пор, пока не убедился в эвакуации всех пассажиров.
Выжившие получили денежные компенсации и стали героями многочисленных телешоу и интервью.
Также пассажиры и члены экипажа регулярно собираются, чтобы отпраздновать юбилеи своего чудесного спасения.
Позже на бланке, который обычно выдается пассажирам для написания отзывов о полете, один из выживших написал «Нам очень повезло», выразив коллективное мнение спасенных.
Отсюда
trinixy.ru
Посадка аэробуса на Гудзон (2009) Википедия
Аварийная посадка A320 на Гудзон — авиапроисшествие, произошедшее 15 января 2009 года. Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял плановый рейс AWE 1549 (позывной — Cactus 1549) по маршруту Нью-Йорк—Шарлотт—Сиэтл, но всего через 1,5 минуты после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили, 83 человека получили ранения — 5 серьёзные (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные[1][2].
В СМИ происшествие известно как Чудо на Гудзоне (англ. Miracle on the Hudson)[3].
Всего известно 11 случаев управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду, этот случай — четвёртый, обошедшийся без жертв.
Самолёт
Пострадавший самолёт в 2001 году (в период работы в US Airways Shuttle[en])Airbus A320-214 (регистрационный номер N106US, серийный 1044) был выпущен в 1999 году (первый полёт совершил 15 июня под тестовым б/н F-WWII). 2 августа того же года был передан авиакомпании US Airways и получил бортовой номер N106US. В начале 2000-х совершал полёты для дочерней авиакомпании US Airways — US Airways Shuttle[en]. Оснащён двумя двухконтурными турбовентиляторными двигателями CFM International 56-5B4/P. На день происшествия совершил 16 299 циклов «взлёт-посадка» и налетал 25 241 час[4][5].
Экипаж
Самолётом управлял опытный экипаж, его состав был таким:
- Командир воздушного судна (КВС) — 57-летний Чесли Б. Салленбергер (англ. Chesley В. Sullenberger). Очень опытный пилот, проходил службу в ВВС США, где пилотировал истребитель F-4 Phantom II (с марта 1973 по июль 1980 года). После выхода в отставку продолжил лётную службу в качестве пилота в авиакомпаниях Pacific Southwest Airlines[en] и US Airways. Является экспертом в области безопасности полётов и имеет сертификат на пилотирование планёров. Налетал 19 663 часа, 4765 из них на Airbus A320[6][7].
- Второй пилот — 49-летний Джеффри Б. Скайлз (англ. Jeffrey B. Skiles). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании US Airways 23 года (с 1986 года). Налетал 15 643 часа, на Airbus A320 это был только второй его полёт. За время планирования самолёта привёл все его системы и механизмы в режим, обеспечивающий герметичность планера самолёта при посадке на воду и последующее долгое пребывание на плаву.
В салоне самолёта работали три стюардессы:
- Шейла Дайл (англ. Sheila Dail), 57 лет. В US Airways с 1980 года.
- Дорин Уэлш (англ. Doreen Welsh), 58 лет. В US Airways с 1970 года.
- Донна Дент (англ. Donna Dent), 51 год. В US Airways с 1982 года.
Хронология событий
Схема полёта рейса 1549Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 EST. Спустя 90 секунд после взлёта (в 15:25:30) речевой самописец зафиксировал замечание КВС относительно попадания птиц. Спустя секунду были зафиксированы звуки ударов и быстрое угасание звука обоих двигателей.
Самолёт до столкновения с казарками успел набрать высоту 975 метров. КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолёта со стаей птиц, в результате которого были выведены из строя оба двигателя. Потеря тяги обоих двигателей была подтверждена предварительным анализом записей обоих бортовых самописцев[8].
Пилотам удалось развернуть лайнер, взлетавший на север, на юг, спланировать над рекой Гудзон, не задев мост Джорджа Вашингтона, и приводнить лайнер напротив 48-й улицы Манхэттена, при этом не разрушив тяжёлый заправленный самолёт. Окончательно он остановился напротив 42-й улицы. Всего самолёт пробыл в воздухе (с момента взлёта до приводнения) около 7 минут.
После приводнения самолёт остался на поверхности воды, и пассажиры через оба аварийных выхода вышли на обе плоскости крыла. Все находившиеся на борту пассажиры были спасены паромами и катерами, подошедшими через несколько минут к приводнившемуся самолёту (рядом с местом приводнения находилась одна из паромных переправ между Манхэттеном и Нью-Джерси).
78 человек получили медицинскую помощь по поводу незначительных травм и переохлаждения (температура воды была достаточно низкой, разные СМИ приводили цифры от «около нуля» до порой отрицательной температуры воды[9][10]).
Пострадавшие
В момент приводнения 78 пассажиров получили повреждения различной степени тяжести, не представляющие опасности для жизни. Почти все пострадали от гипотермии. Наиболее серьёзную травму получила стюардесса Дорин Уэлш (глубокая рана ноги). 24 пассажира и двое спасателей были госпитализированы в местные больницы, но большинство из них в тот же день были отпущены. Один из пассажиров получил повреждения глаз от разлившегося в воде авиатоплива и был вынужден носить очки.
После происшествия все пассажиры получили компенсацию за потерянный багаж в размере $ 5000, а те из них, кто смог доказать более крупный размер потери, получили дополнительную компенсацию. Позднее находившиеся на борту в момент аварии дополнительно получили по $ 10 000 за отказ от дальнейших претензий к авиакомпании US Airways.
Повреждения самолёта
Перо канадской казарки, найденное в левом двигателе самолётаВ результате посадки, а также спасательных и буксировочных работ планер самолёта получил значительные повреждения. В двигателе № 2 (правом) были обнаружены органические останки и птичье перо[11], двигатель № 1 (левый) отделился при приводнении и затонул, но 23 января 2009 года он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу[12].
Расследование
Расследованием причин происшествия на Гудзоне занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB).
На заседании пилотам Салленбергеру и Скайлзу предъявили претензии, грозившие им уголовной ответственностью, за то, что они (якобы) могли посадить самолёт в аэропорту вылета или в других ближайших аэропортах (Тетерборо[en] и Ньюарк в Нью-Джерси), но не сделали этого, а приводнились на реку Гудзон. Как доказательство NTSB привели показания с симуляторов, на которых была смоделирована та же ситуация, и во всех случаях пилотам-экспертам удавалось посадить самолёт в Ла-Гуардии, Тетерборо и Ньюарке.
В своё оправдание пилоты заявили, что на принятие решений им было отведено около 5 секунд (хотя в симуляторах на это отводилось около 20 секунд), что и подтвердилось по показаниям, взятым с речевого самописца. После этого совет NTSB принял решение вставить в симулятор полёта рейса 1549 те цифры затрат времени, что были сняты с самописца. После этого (в прямом эфире) ни один из пилотов симулятора не сумел посадить самолёт на ближайшую ВПП.
После просмотра всех вариантов решения этой ситуации все обвинения с пилотов были сняты.
Окончательный отчёт расследования NTSB был опубликован в апреле 2010 года.
Дальнейшая судьба самолёта
Пострадавший самолёт в авиамузее «Каролинас»После эвакуации пассажиров самолёт был отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра (приблизительно в 6 километрах от места приводнения), где был произведён его подъём.
После окончания расследования лайнер был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (Северная Каролина). Сначала самолёт стоял без двигателей, полностью он был представлен к осени 2012 года[13].
Культурные аспекты
См. также
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Мастерство пилота спасло 150 пассажиров аэробуса A-320 от гибели: Мир: Lenta.ru
В четверг, 15 января, аэробус A-320 авиакомпании US Airways вылетел из нью-йоркского аэропорта «Ла Гуардиа» рейсом в Шарлотт, штат Северная Каролина. Однако уже через несколько минут после взлета из-за повреждения обоих двигателей ему пришлось в экстренном порядке совершить посадку – прямо в воды Гудзона, недалеко от Манхэттена, среди небоскребов. 150 пассажиров и 5 членов экипажа чудесным образом спаслись, а Америка вместо нового 11 сентября обрела нового героя.
Официальных сведений о причинах ЧП еще не поступало, однако можно не сомневаться, что эксперты подтвердят слова пилота. Сидевший за штурвалом Чесли Б. Салленбергер III (Chesley B. Sullenberger III) буквально через несколько минут после вылета сообщил авиадиспетчерам, что самолет попал в стаю птиц – по разным данным, гусей или чаек, две из которых повредили двигатели A-320.
Первоначально пилот хотел вернуться в нью-йоркский аэропорт, и диспетчеры дали на это свое разрешение. Затем он сообщил, что посадит самолет в аэропорту Тетерборо, штат Нью-Джерси, который оказался ближе. После этого связь с ним прервалась.
Пассажиры рейса 1549 рассказали, что в момент столкновения со стаей аэробус затрясся, а они услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стекла иллюминаторов был виден огонь. Спустя несколько секунд пилот по громкой связи объявил: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».
Люди, находившиеся в высотных домах неподалеку от Гудзона, могли наблюдать удивительную картину: самолет, успевший подняться на высоту около километра, стал снижаться прямо над мостом Джорджа Вашингтона и опустился на поверхность реки. Один из свидетелей рассказал, что когда аэробус приводнился, раздался такой громкий всплеск и в стороны полетело так много воды, что он сперва не понял, что произошло, и подумал, что это судно потерпело аварию. Другой из окон своего офиса увидел снижающийся самолет и решил, что повторяются события 11 сентября 2001 года.
Многие из очевидцев происшествия подумали, что самолет мгновенно потонет в ледяных водах Гудзона – однако, напротив, он удержался на плаву и, вращаясь против часовой стрелки, стал дрейфовать на юг, повинуясь мощному течению. После открытия аварийных выходов на борт судна стала просачиваться вода – кто-то из пассажиров стал забираться с ногами на сиденья, другие надели спасательные жилеты и оказались по пояс в воде.
Когда люди, находившиеся в самолете, осознали, что приводнение прошло успешно, они стали выбираться на крылья и крышу авиалайнера, который, набирая воду, стал постепенно тонуть. К ним на помощь немедленно направились лодки спасателей и полицейских, а также береговая охрана и частные паромы, которые курсируют по Гудзону. На вертолетах к месту происшествия были доставлены водолазы в специальных костюмах, которые защищают от холода.
Спасенный пассажир аэробуса. Кликните, чтобы открыть галерею
Lenta.ru
В течение следующего часа Америка, затаив дыхание, следила за телевизионными репортажами о спасательной операции. Ее надо было закончить быстро – с наступлением сумерек начинало заметно холодать. Специальные службы сработали безукоризненно – в скором времени все пассажиры, среди которых был как минимум один ребенок, а также два пилота и три бортпроводника были эвакуированы с самолета. Командир экипажа покинул самолет последним – перед этим он дважды обошел салон, чтобы убедиться, что в нем никого не осталось.
В результате происшествия никто не погиб – и это стало главной сенсацией. Сообщалось, что из 155 человек пострадали 78, однако большинство из них получили не травмы, а обморожение: стоял морозный день, температура воздуха в Нью-Йорке опустилась до минус восьми градусов по Цельсию, а температура воды, в которой некоторые пассажиры провели достаточно времени, была немногим выше ноля. Пострадавших доставили в больницы Манхеттена и Нью-Джерси, однако большинству из них продолжительное лечение не понадобилось. Тем временем полузатонувший аэробус отбуксировали вниз по Гудзону и пришвартовали в Нью-Йоркской гавани у Бэттери-парка.
57-летний пилот стал главным героем события, которое многие, в том числе губернатор Нью-Йорка Дэвид Паттерсон, окрестили «чудом на Гудзоне». Члены экипажа потом рассказывали, что Чесли Салленбергер оставался абсолютно спокойным, когда сажал самолет на воду. Эксперты, опрошенные американскими СМИ, рассказывают, что приводнение – чрезвычайно сложный маневр. Если бы пилот неправильно рассчитал угол снижения, у аэробуса сломались бы крылья и он бы опрокинулся набок. Кроме того, летчиков не учат сажать на воду пассажирские самолеты. Однако у свидетелей происшествия создалось впечатление, что самолет был полностью под контролем пилота, как будто поверхность Гудзона была ровной посадочной площадкой.
Когда СМИ раскопали биографию пилота A-320, оказалось, что Чесли Салленбергер полностью подходит на роль нового героя нации. Он выпускник Академии ВВС США и еще двух университетов, семь лет служил в американских военно-воздушных силах и летал на истребителях F-4. После этого он работал в службе, занимавшейся изучением обстоятельств авиакатастроф, и участвовал в нескольких расследованиях, проведенных Национальным советом по безопасности транспорта. На службу в авиакомпанию US Airways он перешел в 1980 году, а общий летный стаж Салленбергера составляет более 40 лет.
Кроме того, пилот оказался еще и бизнесменом – он основал компанию Safety Reliability Methods, которая оказывает консультации по технике безопасности на авиатранспорте. Также «Салли» (этим дружеским прозвищем летчика в порыве восторга стала называть вся американская пресса) преподавал курс правил поведения в экстремальных ситуациях сотням своих коллег и помогал ученым из NASA работать над докладом об условиях возникновения ЧП в авиации. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг заявил, что пилот мастерски справился с посадкой самолета на воду, на сайте Facebook в считанные часы после катастрофы открылось сообщество фанатов»Салли», а пассажиры аэробуса в своих интервью не переставали благодарить его за свое спасение.
Подвиг пилота выглядит еще более убедительным, если вспомнить, что совсем немного вынужденных приводнений заканчивались благополучно для всех авиапассажиров. Некоторые американские СМИ по контрасту вспомнили историю самолета «Боинга-737»
авиакомпании Air Florida. В январе 1982 года он попал в снежный буран и из-за обледенения и ошибки пилота врезался в мост над рекой Потомак. Тогда погибли 74 из 79 человек, находившихся на его борту, а также четверо человек, ехавших в своих машинах по мосту.
Однако «Лента.ру» предлагает вспомнить куда более подходящее случаю событие – посадку Ту-124 на Неву в августе 1963 года. Экипаж самолета, следовавшего из Таллина в Москву, обнаружил, что у авиалайнера заклинило переднюю опору шасси. Было принято решение посадить его в аэропорту «Пулково». Самолет начал облетать Ленинград, вырабатывая топливо, и когда из-за нехватки горючего у него отказал один из двигателей, экипажу разрешили совершить сквозной пролет через город. Однако когда Ту-124 пролетал над самым центром Питера, перестал работать и второй двигатель, и экипажу во главе с Виктором Мостовым не оставалось ничего другого, кроме как приводниться на Неву – в районе Финляндского железнодорожного моста. Все 52 человека, находившиеся на борту самолета, выжили.
lenta.ru
Аварийная посадка А320 на Гудзон
Аварийная посадка самолета на Гудзон, выполненная 15 января 2009 года, несомненно, войдет в историю всемирной авиации. Подвиг американского летчика, который несмотря на ужасающую ситуацию, все же смог спасти жизни 150 пассажирам, будет еще долго обсуждаться в ходе обучения молодых представителей авиации.
Аварийная посадка А320 на Гудзон была совершена бывшим американским летчиком, которому на тот момент исполнилось 57 лет – Челси Салленбергером. Летчик действительно показал неимоверные навыки пилотирования, ведь он смог посадить самолет на воду, после отказа двигателей, и тем самым спас жизни всех, кто находился на борту. После падения Челси дважды убедился, что все пассажиры благополучно смогли покинуть идущее ко дну воздушное судно и только после этого сам покинул борт тонувшего самолета.
Недавно на экраны вышел художественный фильм «Чудо на Гудзоне», подробно рассказывающий о данной аварийной посадке.
Постер к фильму «Чудо на Гудзоне»
Падения самолета на Гудзон: расследование крушения
После расследования, которое проводилось американскими СМИ, была воссоздана хроника воздушного крушения:
- А-320 стартовал из воздушной гавани Нью-Йорка Ла Гуардиа в 15 часов 26 минут, однако, ему не удалось набрать нужную высоту.
- После того как аэробус поднялся на высоту около 800 метров, для этого понадобилось примерно 40—45 секунд, поступило сообщение от пилота. В сообщении было сказано, что воздушный транспорт не смог избежать столкновения с двумя птицами.
- Конечно, всем находившимся на борту это стало известно позже, после того как была опубликована хроника расследования. А в момент столкновения люди просто услышали непонятный стук и почувствовали запах гари, который стал проникать в салон.
Все пассажиры устремились к иллюминаторам, и в ужасе обнаружили, что аэробус стал стремительно терять высоту. Многим стало понятно, что причиной потери высоты не является турбулентность, а какая-то чрезвычайная ситуация. Более того, некоторым людям, сидящим ближе всего к хвосту аэробуса, удалось рассмотреть горящие двигатели и черный едкий дым. А тревожное сообщение на табло – «Пристигните ремни», так и продолжало гореть, нагнетая ужас и панику.
Пилоту ничего не оставалось, как принять решение о вынужденной посадке аэробуса, о чем он и объявил пассажирам. Так как аварийная посадка самолета на Гудзон могла быть, мягко говоря, «жесткой», пилот выступил с сообщением, чтобы подготовить пассажиров к возможному сильному удару. Всем было приказано сесть на свои места, выбрав при этом безопасную позу, и пристегнуться ремнями безопасности.
Реальные кадры, снятые очевидцами
Действия пилота
Какие действия в этот момент предпринимал пилот и что вообще происходило в его кабине, выяснилось после публикации переговоров, которые вел летчик с диспетчером аэропорта:
- оценив сложившуюся ситуацию Салли, такое прозвище было дано американскому летчику коллегами по работе, обратился в диспетчерский пункт с просьбой о разрешении вынужденной посадки на взлетно-посадочной полосе. Однако пламя настолько стремительно охватывало аэробус, что стало понятно, возвращаться на аэродром просто не хватит времени;
- второе решение, которое стали рассматривать диспетчер и летчик – долететь до штата Нью-Джерси, чтобы приземлиться в ближайшей воздушной гавани. Но летчику хватило всего 3-х минут, чтобы понять – самолет не сможет столько времени продержаться в воздухе, о чем он и передал в диспетчерский пункт;
- на пути самолета виднелась площадка в парке. Размер площадки подходил для приземления аэробуса, местность была полностью открыта. Салли передал, что будет садить воздушное судно именно на эту парковую площадку. Но диспетчер не разрешил садить самолет в этом месте, так как в этой зоне велись обширные ремонтные работы, с использованием габаритной техники;
- аварийная посадка самолета на воду – только это оставалось пилоту, чтобы попытаться спасти жизнь пассажиров и экипажа.
Именно это решение и было принято героем американской авиации.
Сложность посадки на воду
По мнению специалистов, сделать вынужденную посадку в Гудзон, который отделяет Нью-Джерси от Манхеттена, было очень рискованно и крайне сложно, но другого выхода экипаж воздушного транспорта просто не видел. А так как самолет продолжал гореть, решение нужно было принимать как можно скорее. Профессиональные летчики отметили несколько сложностей посадки самолета на Гудзон:
- Основная сложность заключалась в конструкции аэробуса, ведь его двигатели располагались под крылом. А это означало, что Салли должен при посадке контролировать, чтобы они не касались воды. В противном случае самолет ушел бы в воду со всеми людьми за считаные секунды. Чтобы моторы не касались воды, летчику нужно было сделать практически невыполнимое – заставить массивный аэробус как можно дольше скользить над водной поверхностью и ни в коем случае не допустить, чтобы нос воздушного транспорта затронул поверхность.
- Столкновение с морским судами. Аварийная посадка самолета на воду могла привести к столкновению с судами, которые выполняли свой запланированный рейс. Но по счастливой случайности падающий аэробус смог избежать ужасного столкновения, так как в Гудзоне в этот момент не было ни одного корабля или яхты. После успешного приземления губернатор Нью-Йорка назвал этот инцидент «чудом, который произошел над Гудзоном», а пилоту выразил огромную благодарность за подвиг, спасая более 150 человеческих жизней.
Кадр из фильма «Чудо на Гудзоне»
Как отреагировали на крушение местные жители?
Разумеется, крушение самолета на Гудзон вызвало невероятную панику среди жителей Манхеттена. И это вовсе не удивляет, ведь картина горящего самолета многим напоминает действие террористической организации. Некоторые это происшествие сразу отнесли к деянию арабских террористов, что и повлекло ужасную панику. Но надо отдать должное местным властям, которые быстро и организовано успокоили население, дав гражданам правдивую информацию о случившемся инциденте и полностью опровергнув отношение террористов к крушению аэробуса.
Пассажирам А-320 после падения самолета на Гудзон, осталось только дожидаться спасателей, которые были вызваны наземными службами при оценке сложившейся ситуации. Пилот аэробуса и члены экипажа помогли всем пассажирам покинуть борт и вылезти на крыло воздушного транспорта, чтобы быстрее пересесть на спасательные катера. Медицинская помощь потребовалась лишь для пятерых человек, которые незамедлительно были доставлены в больницу. А своей супруге Лорри, Салли сообщил о происшествии после его завершения. По словам супруги, Салленбергер позвонил и сказал всего две короткие фразы – «В пути произошла авария. Все закончилось благополучно для пассажиров и экипажа».
Сам самолет на буксире был доставлен к причалу, который располагается неподалеку Всемирного финансового центра, при помощи специальной техники аэробус в скором времени был извлечен из воды.
После реконструкции аэробус уже не поднимался в небо. А-320 стал одним из ценнейших экспонатов музея авиации, который расположен в Шарлотте. Именно этот город был конечным пунктом в тот роковой рейс, поэтому местные власти и решили выкупить легендарный аэробус, чтобы поставить его в музее для обозрения всем желающим и для сохранения памяти об истории.
Вконтакте
Одноклассники
Google+
samoleting.ru
11 фактов о фильме «Чудо на Гудзоне»
11 фактов о фильме «Чудо на Гудзоне»
14 сентября 2016
8 сентября в прокат вышел фильм «Чудо на Гудзоне» (Sully) — о том, как героический пилот посадил терпящий бедствие лайнер на реку.
Чесли «Салли» Салленбергер (Том Хэнкс) сидит в гостинце и смотрит новости. Еще он бегает. Еще он вспоминает. Дело в том, что несколько дней назад он был капитаном рейса 1549 из Нью-Йорка в Шарлотт, и вскоре после взлета отказали оба двигателя. Салли принял неожиданное решение — он решил не пытаться дотянуть до ближайшей взлетно-посадочной полосы, а сел на воду. На Гудзон, в январе, когда никто в жизни не приводнял удачно полный пассаижров лайнер — но Салли всё удалось.
А теперь у него кошмары, он ждёт расследования Национального совета по безопасности на транспорте и даже домой не едет. Все вокруг, от мэра до простых горожан, считают его героем — а Салли находится вроде как в лимбе, ожидая итогов расследования.
Синемафия нашла 11 фактов о съемках фильма и с удовольствием делится ими с вами.
1.
Фильм основан на мемуарах капитана Чесли «Салли» Салленбергера, командира злополучного рейса. Его книга «Высочайший долг» (Highest Duty) вышла в октябре 2009 года. В 2010 году были права на экрнаизацию купили Фрэнк Маршалл и Эллин Стюарт; примерно тогда же пилот-любитель Харрисон Форд познакомил Маршалла с капитаном Салленбергером. Тем не менее, только в 2015 году до экранизации дошли руки — и сразу было заявлено, что режиссером станет Клинт Иствуд. Салленбергер назвал работающих над фильмом людей «командой мечты».
Чесли Салленбергер и Том Хэнкс на премьере фильма
2.
Салли рассказал, что история отражает его видение ситуации, и что он очень доволен результатом. Пилот действительно страдал от пост-травматического синдрома, выражавшегося в бессонице, постоянных воспоминаниях о произошедшем и выского артериального давления.
3.
Для того, чтобы Том Хэнкс и Аарон Экхарт лучше вошли в роль, они работали на авиатренажере, запрограммированом в том числе показывать и экстренную посадку на Гудзоне.
4.
В фильме постоянно говорят от 208 секундах. Самолет вылетел из Нью-Йорка в 15:23:54, а в 15:27:32 столкнулся с косяком гусей. Посадка произошла ровно в 15:31. Таким образом между столкновением и посадкой на воду прошло ровно 208 секунд. На принятие решения экипаж потратил 28 секунд, а остальные три минуты — на собственно экстренную посадку.
5.
Для того, чтобы воспроизвести сцену спасения пассажиров, были наняты многие из тех, кто участвовал в январе 2009 года в настоящем спасении пассажиров. К примеру, капитана парома, приходящего на помощь пассажирам, сыграл Винсент Ломбарди — настоящий капитан парома, участвовавший в операции по спасению в январе 2009 года.
Съемки проживающих в гостинице после аварии пилотов проходили в том самом отеле Marriott, где жили настоящие пилоты после катастрофы.
Более того, съемки внутри лайнера проводились в настоящем А320 — правда, в Калифорнии.
6.
Тот самый А320, который Салли посадил на Гудзон, сейчас находится в музее авиации в городе Шарлотт, штат Северная Каролина. Именно в Шарлотт держал путь лайнер в тот злополучный день.
7.
Свой последний рейс в качестве пилота авиалиний Салли совершил из Нового Орлеана в Шарлотт в 2010 году. Джефф Скайлс был его вторым пилотом.
8.
Несмотря на то, что с историей самого Салли Иствуд обошелся бережно, появились и жалобы на достоверность событий. NTSB (Национальный Совет по транспортной безопасности США) заявили, что им не присылали сценарий и не просили советов во время съемок, и потому они не смогли сделать так, чтобы реплики их представителей не были вырваны из контекста и отражали их мнение.
Малькольм Бреннер, который входил в группу расследования экстренной посадки А320, уверяет, что Совет не хотел представить Салленбергера злодеем или свалить на него вину за авиакатастрофу — в отличие от показанного в фильме.
Тоже уже не работающий в NTSB Роберт Бензон был куда более категоричен: «Мы не КГБ и не Гестапо, мы никого не хотили обвинить просто так».
Более того, сценарий вроде как основан на книге воспоминаний Салли — в которой, конечно, почти не упоминается более чем годовое расследование NTSB.
9.
Клинт Иствуд с самого начала сомневался, как снимать фильм — ведь в этой истории всё хорошо и недостаточно драмы. Он признался, что только из сценария узнал, какую роль сыграло расследование NTSB. Одновременно с тем сам Салли настоял, чтобы из сценария убрали настоящие фамилии работавших в NTSB сотрудников — потому как «эти парни не преследовали меня нарочно, они выполняли свою работу».
10.
Том Хэнкс признался, что очень сложным оказалось выкрасить его волосы в белый цвет — и в конце концов им пришлось прекратить подкрашивать волосы, потому как его кожа головы больше краски бы не выдержала.
11.
Про Чесли Салленбергера написали песню, а исполнили ее совместно группа Electric Youth и французский маэстро электропопа College (Давид Греллье). Песня называется «Настоящий герой» (A Real Hero), а услышать вы ее могли в фильме «Драйв» (Drive) Николаса Виндинга Рёфна.
По материалам: Bloomberg, National Geographic, The Hollywood Reporter, NY Post, TheWrap, IBTimes, FoxNews, Yahoo
www.cinemafia.ru