Учебно-тренировочный самолет УТ-1

Учебно-тренировочный самолет УТ-1

Самолет УТ-1 в первоначальной разработке использовался, как учебный и вооружения не имел. Позже разрабатывались модификации этого самолета, в том же учебном варианте, с вооружением, которые в серию не пошли. Имели место кустарные доработки на фронте с установленными пулеметами. Боевую модификацию УТ-1б получили около пятидесяти самолетов, которые использовались на фронтах второй мировой войны.

УТ-1 — учебно-тренировочный и спортивно-акробатический самолет, созданный в ОКБ имени Яковлева. В ОКБ-115 К.В. Синельщиковым и Л.

И. Лисом под общим руководством А.С. Яковлева был спроектирован учебный АИР-14. В конце 1935 года начал проходить испытания опытный образец самолета. Серийное производство учебных самолетов УТ-1 началось с декабря 1936 года в Москве на заводе № 115 (малая серия), с середины 1937 года в Ленинграде — № 47, с конца 1937 года в Ступино на заводе № 3 комбината № 150. Производство УТ-1 завершено в 1939 году. Эти учебно-тренировочные самолеты находились на вооружении в СССР и Китае с 1937 года. В Советском Союзе самолеты служили до конца войны.

Первый экземпляр самолета АИР-14, который разбился в 1936 году

В качестве учебно-тренировочного УТ-1 эксплуатировался в летных школах и истребительных авиачастях. Эти самолеты использовали на Халхин-Голе, в Польской кампании, в войне с Финляндией как быстроходные самолеты связи. В Великой Отечественной их также применяли, как связные, а в начале войны в том числе и как ближние разведчики, в качестве примера — под Каневом, август 1941 года.

На фото самолеты СССР
Нажмите на фотографию для увеличения

Советский учебно-тренировочный самолет УТ-1 являлся одномоторным свободнонесущим монопланом смешанной конструкции с неубирающимся шасси, основные стойки в обтекателях. Экипаж состоял из одного человека, устанавливался двигатель М-11 Г. Вооружение на учебном варианте отсутствовало. УТ-1 выпускался с улучшенным оборудованием и фотокинопулеметом с осени 1938 года, а с удлиненной моторамой — с 1939 года.

Основные характеристики самолета УТ-1
Экипаж, чел. 1
Масса, кг  
пустого самолета 442
нормальная взлетная 611
Размах крыла, м 7,30
Длина, м 5,75
Высота, м 2,34
Площадь крыла, кв.м
9,58
Тип двигателя 1 ПД М-11
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч 241
Крейсерская скорость, км/ч 212
Практическая дальность, км 670
Максимальная скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м 5000

На заводе № 47 под руководством Е. Г. Адлера в начале 1941 года был спроектирован первый вооруженный вариант УТ-1 (учебный), однако, этот самолет серийно не строился. Кустарные переделки УТ-1 в легкий штурмовик выполнялись на фронте с осени 1941 года, и самолет получал разные варианты вооружения, например, 2×7,62; 2×12,7; 2х7,62 плюс 2хНУРС.

Модификация УТ-1б («б» означает — боевой), имевшая вооружение 2х7,62+2хНУРС (позже 4хНУРС), спроектирована под руководством Н.Ф. Романенко в мастерских Ейского училища в январе 1942 года. Переделка производилась в мастерских с февраля, в общей сложности модифицировано более 50 самолетов.

Если говорить о модификациях УТ-1, то можно также назвать:

  • УТ-1(АИР-14) — первоначальная модификация;
  • АИР-15 (УТ-15) — гоночный самолет с крылом профиля Ф. Г. Гласса. Был испытан в начале 1938 года и передан в ЦАГИ для дальнейших исследований;
  • АИР-18 — серийный УТ-1, но с двигателем Рено «Бенгали» 4 в 140 л.
    с. и с закрытой кабиной. Летал в общем, как серийный УТ-1. Один экземпляр его был установлен на поплавковое шасси. Серийно не строился;
  • Я-21(УТ-21, АИР-21, самолет 21) — АИР-18 с двигателем Рено «Бенгали» 6 (МВ-6) в 220 л. с. Скорость превышала 300 км/ч. Самолет был труден в пилотировании. Проходил испытания в начале 1938 года, переделывался в 1939 году, но работы не были завершены из-за переключения ОКБ на боевые самолеты.

Самолеты УТ-1б использовались ВВС Черноморского флота под Севастополем и Анапой с мая 1942 года. На перевалах Кавказа штурмовали немецкую технику в августе-сентябре. Эти самолеты применялись также в ночное время для подавления зенитной артиллерии и уничтожения прожекторов врага. УТ-1б были разоружены в конце декабря 1942 года, потом применялись в качестве связных.

Источники:

  • Владимир Котельников. Аэроклубный истребитель.
  • Ю. Засыпкин, «Довоенные самолеты ОКБ А.С.Яковлева», 1998 г.
  • Техническое описание и инструкция по эксплуатации самолета УТ-1, 1939.
  • Отчет о госиспытаниях самолета АИР-14. НИИ ВВС, 1936.
  • В.Р.Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
< Назад   Вперед >

 

Самолеты → Самолеты СССР → Учебные и тренировочные →

Самолет УТ-1 🔥 конструкция, технические параметры, эксплуатация

УТ-1 представляет собой советский учебно-тренировочный самолет. Он был разработан в в ОКБ имени Яковлева и совершил свой первый полет 31 мая 1936 года. Самолет УТ-1 использовался для подготовки пилотов высокой квалификации в мирное время.

В годы войны около 50 самолетов были вооружены 1-2 пулеметами и подвесками для 2-4 небольших бомб или реактивных снарядов РС-82. Этот штурмовой вариант назывался УТ-1б, применялся на юге советско-германского фронта.

Рассмотрим более подробно учебно-тренировочный самолет УТ-1, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию самолета.

Содержание

  1. История создания
  2. Особенности конструкции УТ-1
  3. Технические характеристики УТ-1
  4. Модификации
  5. Эксплуатация самолета УТ-1

История создания

В 1930-е годы летчики проходили обучение в аэроклубах Осоавиахима на двухместных учебных самолетах У-2 и УТ-2. Для повышения качества летной подготовки и мастерства пилотов требовались более скоростные самолеты, что привело к появлению учебно-тренировочного самолета УТ-1.

При разработке самолета перед конструкторами была поставлена задача: добиться максимально возможной скорости при минимальных массе, габаритах и мощности двигателя.

Особенности конструкции УТ-1

Данный аппарат являл собой свободнонесущий моноплан, который имел смешанную конструкцию строения. Данная машина управлялась одним пилотом и была оснащена одноместной открытой кабиной. Перед ней был установлен ветровой козырек. Шасси самолета было неубирающегося типа.

Фюзеляж машины был представлен сварной фермой, которая была изготовлена из стальных труб тонкого сечения. С внешней стороны корпус был оснащен деревянным шпангоутом, а также для лучшей обтекаемости − стрингерами. Что касается боков и днища машины, то они были обтянуты полотном. Но носовая часть изготовлялась из стали, все пространство за кабиной пилота было изготовлено из фанеры. В моторный отсек были установлены такие агрегаты, как масляный бак и два бензобака. Приборная доска пилота и его кресло тоже были изготовлены из дерева, за спинкой кресла был размещен парашют.

Крылья были изготовлены из двух лонжеронов и были неразъемными. Лонжероны имели коробчатый вид. Нужно уточнить, что все детали крыла были изготовлены из дерева, только задняя его часть имела алюминий в своей конструкции.

Силовая установка была представлена пятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения класса М-11. Он мог развивать максимальную мощность, которая составляла 100 лошадиных сил. На некоторые самолеты данного типа были установлены более мощные двигатели типа М-11Г, которые обладали 115 лошадиными силами. Винт аппарата имел фиксированный шаг и был оснащен двумя лопастями, которые тоже были изготовлены из дерева. Капот, который был установлен на самолет УТ-1, прикрывал только крышку картера двигателя, а цилиндры не имели крышек, это помогало лучшему охлаждению. Запуск двигателя производился вручную способом проворачивания винта.

Большое количество оперения аппарата было изготовлено из алюминия, за исключением бортов машины. Для того чтобы повысить прочность и жесткость конструкции, были установлены расчалки, которые соединяли киль и стабилизатор. Проводка, которая обеспечивала управление рулями высоты, была изготовлена в жестком варианте, а к рулям направления крепилась мягкая проводка.

Шасси самолета УТ-1 было представлено тремя стойками, которые составляли пирамидальную конструкцию, состоявшую из стойки вильчатого типа. Задние стойки и подкосы крепились к лонжеронам крыла. Для обеспечения более мягкой посадки стойки были оснащены резиновыми вставками и пластинчатыми амортизаторами. Колеса шасси были оборудованы алюминиевыми обтекателями и не имели тормозных систем. В холодное время года колеса можно было заменить на шасси лыжного типа.

На основе УТ-1 было изготовлено множество модификаций самолетов, среди которых были как учебные, так и боевые аппараты.

Технические характеристики УТ-1

Модификация  УТ-1
Размах крыла, м  7.30
Длина, м  5.75
Высота, м  2.34
Площадь крыла, м2  9. 58
Масса, кг
  пустого самолета  442
  нормальная взлетная  611
Тип двигателя  1 ПД М-11
Мощность, л.с.  1 х 100
Максимальная скорость, км/ч  241
Крейсерская скорость, км/ч  212
Практическая дальность, км  670
Максимальная скороподъемность, м/мин  300
Практический потолок, м  5000
Экипаж, чел  1

Модификации

 УТ-1(АИР-14) первоначальная модификация.
 АИР-15 (УТ-15) гоночный самолет с крылом профиля Ф. Г. Гласса (безмоментным). Был испытан в начале 1938 г. и передан в ЦАГИ для дальнейших исследований
 АИР-18 серийный УТ-1, но с двигателем Рено «Бенгали» 4 в 140 л. с. и с закрытой кабиной. Летал в общем, как серийный УТ-1. Один экземпляр его был установлен на поплавковое шасси. Серийно не строился.
 Я-21(УТ-21, АИР-21,самолет № 21) тот же АИР-18, но с двигателем Рено «Бенгали» 6 (МВ-6) в 220 л. с. Скорость превышала 300 км/ч. Самолет был особенно труден в пилотировании. Проходил испытания в начале 1938 г., переделывался в 1939 г. под обозначением № 25, но работы не были завершены из-за переключения ОКБ на боевые самолеты.

Эксплуатация самолета УТ-1

Самолет УТ-1 серийно выпускался несколько лет, всего было выпущено более 1200 машин. Удачная конструкция машины послужила базой для многих вариантов и модификаций. Главным недостатком исходного варианта самолета была неустойчивость на некоторых режимах полета.

Впоследствии недостаток был устранен смещением вперед центра тяжести за счет удлинения моторамы. Самолеты применялись для тренировок летчиков-истребителей. Для отработки навыков стрельбы в воздухе на самолет устанавливались пулеметы ШКАС. В годы войны УТ-1 успешно применялся в боевых условиях для поражения воздушных и наземных целей. На УТ-1 с экспериментальным крылом были исследованы в полете особенности динамики самолета на больших углах атаки.

На самолете было установлено шесть мировых рекордов скорости, дальности и высоты. В октябре 1937 г. летчик Д.Н. Федосеев выполнил рекордный перелет Москва — Уфа дальностью 1174,8 км.

Весной 1937 г. на Тушинском аэродроме проходил авиационно-спортивный праздник, на котором демонстрировались новые самолеты. После праздника так же, как в 1935 г., было решено устроить соревнования для выявления лучших самолетов. Воздушные гонки решили провести по маршруту Москва — Севастополь — Москва.

К старту было подготовлено 19 самолетов разных конструкторов. На аэродром проводить летчиков приехали секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев и заместитель наркома обороны по авиации Я. И. Алкснис. 24 июля 1937 г. по заранее определенному жеребьевкой порядку самолеты поднялись в воздух.

Стартовавший последним летчик В.П.Дымов на самолете УТ-1 с двигателем М-11Е стал победителем на половине маршрута, а затем и всей гонки. Кубок ЦК ВЛКСМ был присужден летчику В.П. Дымову как абсолютному чемпиону.

Яковлев УТ-1 (АИР-14) — учебный

Компактный учебно-тренировочный моноплан с открытой кабиной. Когда на вооружение поступил истребитель И-16, стало очевидно, что учебно-тренировочные бипланы (типа У-2) не обеспечивают достаточного полигона для полетов на быстрых и «горячих» истребителях-монопланах. А.С.Яковлев был одним из первых конструкторов, начавших строить учебные монопланы, соответствующие характеристикам И-16.

Конструкция АИР-14 была аналогична конструкции АИР-10: фюзеляж с проволочными связями из мягких стальных труб, легкая деревянная конструкция, поддерживающая обшивку и придающая фюзеляжу четкую форму.

Крыло — цельное с двумя лонжеронами, сходящимися к законцовке (впоследствии такая конструкция была применена на Як-1). Хвостовое оперение, хвостовое оперение и элероны имели алюминиевый каркас. Вся обшивка — ткань. Шасси — фиксированное с резиновыми амортизаторами. Для подтверждения ее надежности Ю.И.Пионтковский совершил 300 посадок за один день, а затем еще 1000 (через несколько дней).

Государственные приемочные испытания прошли в 1936 году со 100-сильным М-11. После незначительной модификации и установки 115-сильного самолета М-11Г вновь был представлен в 1937 году и после успешных испытаний был запущен в производство. Позже, со 150-сильным М-11Э, характеристики снова были улучшены. В 1939 году раму двигателя выдвинули вперед, что облегчило управление. Эта же модификация включала в себя новую топливную систему, позволяющую осуществлять полет в перевернутом положении. Небольшие серии строились с масляно-пневматическими амортизаторами и единым пулеметом.

В 1937 году УТ-1 установили на поплавки, установив в октябре того же года два рекорда: 2 октября: Ю. И.Пионтковский установил рекорд скорости 218км/ч на 100км; 21 октября Д.Н.Федосеев совершил перелет из Москвы в Уфу на гидросамолете, преодолев беспосадочный перелет 1174 км;

Всего вариантов было около 10, с другим сечением крыла, новыми винтами, плавающими элеронами и т. д. Не все из них были удачными.

УТ-1 был слишком требователен для начальной подготовки, и бипланы все еще использовались на ранних этапах обучения.

В 1941 году несколько УТ-1 вооружались во фронтовых мастерских. Типовое вооружение включало два пулемета ШКАС и несколько реактивных снарядов РС-82 под крыльями.

1241 постройки 1937-1940 гг. УТ-1 установил восемь международных рекордов скорости, потолка и дальности полета. Легкий учебно-тренировочный самолет оставался непревзойденным пилотажно-спортивным самолетом до 50-х годов.

Спецификация
 CREW 1
 ENGINE 1 x M-11E, 118kW
 WEIGHTS
  Take-off weight 590 kg 1301 lb
  Empty Вес 430 кг 948 фунтов
Размеры
Wingspan 7,3 M 24 FT 11 в
. 0005 19 ft 0 in
  Height 2.0 m 7 ft 7 in
  Wing area 8.3 m 2 89.34 sq ft
 PERFORMANCE
  Max. Скорость 255 км/ч 158 миль в час
Круиз Скорость 190 км/ч 118 миль в час.0003   Дальность 670 км 416 миль
3 вида
92709
Чертеж с тремя видами (800 x 672)
77
Комментарии
GOODA , 21. 06.2011 05:19

SAREI FELICISSIMO DI POTERIZZARE IL MIO MODELLO. грацие.

Ответ

Серхио Камилло , E-mail , 16.06.2009 01:16

Sono un oeroomodellista, struendo on relisi yeralior oreamori yerail oream yeraili ye yero yero yero yero yero yero yero yeromodellia di volo motore piani di costuzione profilo alare ecc.
sarei felicissimo di poter realizzare il mio modello più fedele possibile all’aereo vero. грацие.

ответ

Тебе есть что добавить?
Имя Электронная почта


КОМПАНИЯ
ПРОФИЛЬ


Винтокрылы всего мира

Павла 1/72 Як УТ-1, Брайан Бейкер

Павла 1/72 Як УТ-1, Брайан Бейкер

Павла 1/72 Як УТ-1

КОМПЛЕКТ #: 72034
ЦЕНА: ~20 долларов США
НАКЛЕЙКИ: Четыре опции
РЕЦЕНЗЕНТ: Брайан Бейкер
ПРИМЕЧАНИЯ: ОЧЕНЬ маленький самолет, но тоже очень интересно

ИСТОРИЯ

Яковлева УТ-1 разработан конструкторским коллективом под руководством К. В. Singlecikov как одноместный легкий самолет для обучения летчиков-истребителей основам боевой тактики. Хотя прототип был оснащен двигателем мощностью 100 л.с. 5-цилиндровый звездообразный двигатель M.11, серийные модели имели более мощные 115 л.с. М-11Г и позже 150 л.с. М.11Э двигатель. Производство началось в 1936 году, всего было выпущено 1241 экземпляр всех вариантов. был произведен.

Большинство УТ-1 поставлялись непосредственно в школы летчиков-истребителей, хотя характеристики самолетов (должно быть, было очень весело летать) привели к приобретение различными командирами подразделений высокого уровня в качестве хакерского самолета. Во время войны технические мастерские морской авиации переоборудовали около 25 толл вооруженных самолетов перехвата, с двумя ШКА 7,62 мм. пулеметы, установленные над крыльями, и рельсы для четырех ракет RS082 ракеты под крыльями. Они получили обозначение УТ-1б и использовались 23 рд и 46 Авиакрыла Черноморского флота для ночного перехвата и ложных атак летом 1942 года. Позже ОКБ Яковлева построило вооруженный вариант который имел более длинный фюзеляж, больший вертикальный стабилизатор и один или два В носовой части установлены пулеметы ШКас. Один из таких увеличенных УТ-1 пережил войну и хранится в Яковлевском музее. Этот самолет можно собрать из комплекта, используя предоставленный альтернативный фюзеляж.

Павла делает отличная работа по предоставлению отличных инструкций и сборочных чертежей для этого набор. Инструкция состоит из четырех стандартных листов, содержащих хороший исторический очерк на польском и английском языках. Полезный литник схема, 6 страниц сборочные чертежи и шесть листов четырехвидовых чертежей для камуфляжа и информация о маркировке. Декали предусмотрены для четырех самолетов, в том числе;

1. УТ-1б, № 47025, White 10, пилот сержант. В>В> Прозер, 46 Авиакрыло, аэродром Гайдвик, использовалось для ночных атак, 1942–1944 гг.

2. UT-1b Белый 4, Проверено на лыжах 23 rd Авиакрыло, 1942 г.

3. УТ-1.02 Опытный образец. Восстановлен и выставлен в музее ОКБ Яковлева.

4. УТ-1. Красный 2. Используется высокопоставленными офицерами Западного авиационного округа, вероятно, 1940 г. Безоружный, но в блестящей бело-красной схеме и штанах-колесиках.

КОМПЛЕКТ

Комплект состоит из 31 литой детали (не все будут использоваться), одна вакуумформ навес (два вида) и 12 смоляных деталей. Детализация поверхности легкая, но очень реалистично, и есть некоторые вспышки, которые нужно обрезать, но ничего умеренного опытный моделлер не справится. Лишние части легко идентифицировать, и чертежи показывают, какие детали должны использоваться в каждом конкретном варианте. Немного мелкие предметы должны быть самодельный, а некоторые стойки должны быть изготовлены из пластиковый стержень или полоска, хотя инструкции даны четко, с размеры указаны в мм. Набор кажется очень точным, хотя я я использую только инструкции комплекта для справки. Я предполагаю, что они использовали музейный самолет для справки.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Сборка комплекта есть очень просто. Кабина хорошо детализирована, нужны некоторые смоляные детали. для сиденья и т. д. Двигатель хорошо детализирован, с очень реалистичными выхлопами. и опора. Нижняя часть крыла отлита за одно целое, а верхняя половина просто приклеиваются к нижней стороне. При прикреплении к фюзеляжу двугранный угол равен совершенно правильно. Хвостовое оперение состоит из цельного руля высоты-стабилизатора. комбинации, а различные типы шасси просты в установке. Колеса, штаны и лыжи предоставляются вместе с внешним вооружением. Комплект собирается быстро, хотя интерьер кабины я бы посоветовал покрасить детали перед сборкой фюзеляжа.  

ЦВЕТА И МАРКИРОВКА

Хороший выбор Цветовые схемы могут быть использованы на этой модели. Первые два самолета использовали стандартный Русский темно-зеленый и черный верх и светло-голубой низ. Третий самолет, музейный пример, имеет темно-зеленый цвет над голубым и не имеет опознавательных знаков. кроме рулевых полос. Четвертый вариант — баржа генералов, с эффектная красно-белая цветовая гамма.

ВЫВОДЫ

Это очень хорошая маленькая модель. Он небольшой и приближается ко многим американским домам. который появился после Второй мировой войны, и я удивлен, что никто не построил летающая реплика до сих пор. Возможно когда-нибудь.

Модель заполняет пробел в моей коллекции, и было, конечно, приятно строить. я не уверен в доступность комплекта сегодня, так как я купил и собрал свой комплект в 2006 году, но Я уверен, что это доступно где-то. Получите один, если вы можете. Строительство это было взрыв! Настоятельно рекомендуется.

Брайан Бейкер

13 декабря 2019 г.