F-16 и еще три самолета, которые Запад может передать Украине

Воздушные силы Украины оснащены устаревшими самолетами, изготовленными еще в СССР, к тому же их в результате понесенных потерь в ходе СВО катастрофически мало. Дискуссия о передаче ВСУ многофункциональных истребителей западного производства набирает обороты, Варшава уже выразила готовность поставить Киеву американские F-16. Какие еще самолеты может получить Украина – в колонке военного обозревателя «Газеты.Ru» Михаила Ходаренка.

Сегодня на вооружении российских ВКС стоят сотни новых и современных самолетов, включая Су-35, Су-34, Су-57 и МиГ-35, которые принимают активное участие в специальной военной операции. В то время как на оснащении Воздушных сил Украины состоят устаревшие и далеко не новые Су-24, Су-25, Су-27 и МиГ-29, поступившие в части и соединения еще до 1991 года.

За последние тридцать лет Украина не купила ни одного нового боевого самолета.

В Киеве не испытывают никаких иллюзий по поводу реальных боевых и оперативных возможностей своих Воздушных сил.

По этим причинам Украина планирует переоснастить свою военную авиацию новыми боевыми самолетами западного производства в самое ближайшее время.

По всей видимости, за основу Воздушных сил Украины будет взята модель многофункциональных воинских частей тактической авиации, вооруженных единственным типом многоцелевого истребителя поколения 4++ зарубежного производства, что позволит обеспечить унификацию и экономию средств. К тому же переход только на один тип многофункционального самолета поколения 4++ существенно сократит затраты на содержание авиапарка.

Такой боевой машиной для Воздушных сил Украины могут стать либо F-16 Block 70/72, либо Saab JAS-39E/F Gripen. Но в настоящее время не исключаются и другие варианты. В частности, среди возможных кандидатов называется Rafale — французский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный французской компанией Dassault Aviation. Президент Франции Эммануэль Макрон не исключил поставки самолетов Украине.

Что касается наиболее реальных кандидатов на переоснащение воздушных сил Украины, то в первую очередь в Киеве присматриваются к F-16. Это один из самых удачных американских самолетов за последние десятилетия.

close

100%

Вполне возможно, что на первых порах Соединенные Штаты передадут частям и соединениям Воздушных сил Украины истребители типа F-16С/D из наличия ВВС США.

Очень интересный самолет и Saab JAS-39E/F Gripen. Шведская школа конструирования самолетов хороша, причем по целому ряду моментов. Во-первых, они мастера создавать относительно небольшие самолеты. Кроме них в мире этого не умеет делать никто. Во-вторых, у них очень высокий класс создания самолетов с понятной стоимостью обслуживания. Для шведских машин характерна низкая трудоемкость обслуживания и ее просчитываемая стоимость.

Но возможны и разного рода другие варианты, причем даже весьма экзотические. К примеру, не так давно министр ВВС США Фрэнк Кендалл не исключал, что Киев может получить штурмовики A-10 Thunderbolt. Об этом ранее

писала «Газета.Ru».

Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II (прозвище «Бородавочник») — американский одноместный двухдвигательный штурмовик, предназначенный для оказания авиационной поддержки сухопутных войск, поражения танков, бронемашин, других наземных целей. Самолет принят на вооружение в 1976 году и по настоящее время является единственной боевой машиной ВВС США в этом классе.

Фактически штурмовик A-10 Thunderbolt II построен вокруг семиствольной 30-мм авиапушки General Electric GAU-8/A Avenger («Мститель»). Штурмовик A-10 никогда не поставлялся на экспорт. В разное время машиной интересовались Австралия, Великобритания, Бельгия, ФРГ, Республика Корея, Япония, однако военные бюджеты этих стран не позволяли закупать узкоспециализированный тяжелый штурмовик.

Поставка Воздушным силам Украины штурмовиков A-10 Thunderbolt II существенно усилила бы и боевые, и оперативные возможности украинской армии. Произойдет ли это на практике – пока неясно.

Помимо приобретения самих самолетов, Украине придется в полном объеме переоборудовать наземную инфраструктуру, а Западу передавать весь комплект вооружения для этих самолетов, поскольку те авиационные средства поражения, которыми сегодня располагает Киев, не подходят для западной авиатехники.

Что касается возможного объема поставок, то спикер ВВС Украины Юрий Игнат заявлял, что Киеву нужно по меньшей мере пять бригад самолетов, в каждой из которых три эскадрильи.

«Это будет то количество самолетов, которое действительно сможет обеспечить охрану воздушного пространства вместе с ПВО для Украины», — утверждал Игнат.

Однако, скорее всего, первые поставки будут не больше эскадрильи, то есть 24 истребителя (именно такое количество машин по штату состоит в западной эскадрилье).

Свой окончательный выбор Воздушные силы Украины, скорее всего, остановят на многофункциональном легком истребителе четвертого поколения General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Все остальные кандидатуры на эту роль будут использованы разве что для увеличения масштаба дискуссии. Сообщается, что на Украине подготовлены 50 пилотов, которые могут летать на F-16.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий уже заявил, что Польша может передать Украине свои истребители F-16, но только в координации с НАТО.

До специальной военной операции Воздушные силы Украины планировали избавиться от советских истребителей к 2035 году. На практике это может произойти уже в этом году.

Киевский торг: какие самолеты может получить Украина от НАТО | Статьи

Государства НАТО обсуждают поставки Украине относительно современных боевых самолетов. Окончательного определения об их передаче пока нет — идет усиленная обработка как лиц, принимающих решения, так и руководства стран. 10 февраля стало известно, что Нидерланды уже получили запрос Киева о поставке F-16. Эти машины могут быть доставлены из наличия воздушного парка нидерландских ВВС. Также не исключено, что украинские летчики могут получить боевые машины и от Франции. «Известия» составили шорт-лист возможных истребителей-кандидатов и попытались разобраться, можно ли их считать действительно современными образцами военной техники и каковы их шансы в воздушном бою с современными российскими самолетами.

Ограниченный выбор

Запасы советской авиатехники в НАТО практически исчерпаны. Поэтому украинское командование не скрывает надежд получить до 200 самолетов западного производства для своих ВВС. Но достичь этого непросто. США пока твердо отказывают Киеву в поставках авиации. А отдельные европейские страны просто не имеют такого количества истребителей и бомбардировщиков, чтобы удовлетворить запросы Украины. Сегодня воздушный флот большинства из них насчитывает в лучшем случае несколько десятков дорогостоящих боевых машин.

Истребитель F-16

Фото: REUTERS/U.S. Air Force/Senior Airman Ali Stewart

Ведущие страны НАТО сегодня находятся в процессе перехода на новый единый истребитель-«невидимку» пятого поколения F-35. Разумеется, эту новинку, стоимость которой составляет почти $100 млн за единицу, никто предоставлять Киеву не будет, как и современные французские Dassault Rafale.

А выбор более простых машин предыдущего поколения на европейском континенте не так уж и велик.

От передачи Киеву малосерийных и экзотических боевых машин, вроде шведских истребителей Saab JAS 39 Gripen, проблем может быть больше, чем пользы. Их просто нет в достаточном количестве. Поэтому обучить пилотов, а потом и обслуживать эти самолеты в боевой эксплуатации будет непросто.

Реальных кандидатов в украинские истребители в Европе не так уж и много. Они должны быть широко распространены, опробованы в боях и удобны в эксплуатации. В эту категорию попадают три варианта: широко распространенные и многофункциональные американские F-16, опробованные в конфликтах этого века британские Typhoon, и амбициозные французские Mirage.

Typhoon

из Великобритании

Кандидат № 1 на поставки в авиацию ВСУ — это британский многоцелевой истребитель поколения 4++ Eurofighter Typhoon. Самолет разработан европейским консорциумом с одноименным названием Eurofighter в качестве ответа на появление в СССР боевых машин 4-го поколения МиГ-29 и Су-27.

В 1994 году он совершил свой первый полет и начал поступать на вооружение ВВС Великобритании, Германии, Италии, Испании и Австрии. Позже самолеты этого типа отправились в Саудовскую Аравию. На сегодняшний день подписаны контракты на поставку Eurofighter Typhoon еще в несколько стран Персидского залива.

Самолет обладает повышенными маневренными возможностями за счет применения совершенной электродистанционной системы управления, так называемой неустойчивой аэродинамики и аэродинамической схемы «утка». Так же как и на российских истребителях типа Су-30СМ и Су-35, это позволяет выполнять относительно сложный пилотаж на всех режимах полета.

Истребитель Eurofighter Typhoon

Фото: Global Look Press/Christophe Gateau

Британский истребитель оснащен двумя двигателями и имеет высокую тяговооруженность, но при близких характеристиках по уровню сверхманевренности самолет всё же уступает российскому Су-35, которому на данный момент вообще нет равных по пилотажу.

Eurofighter Typhoon обладает сниженной радиолокационной заметностью. Причем и за счет соответствующих радиопоглощающих материалов в конструкции, и за счет полуутопленного в фюзеляж размещения ракет воздушного боя. Хотя, надо отметить, что в отличие от самолетов пятого поколения у него нет внутреннего отсека для вооружения. Обычные классические узлы подвески позволяют нести разнообразное оружие, но и демаскируют его для радаров противника. У него 7,5 т полезной нагрузки — это на 500 кг меньше, чем у Су-30СМ и Су-35, но больше, чем максимальная нагрузка более легкого российского МиГ-29.

В принципе в качестве соперника в воздушном бою или при проведении ударных миссий Eurofighter Typhoon мог бы оказаться вполне достойным соперником российским самолетам, но вряд ли ему удастся взять верх — при более скромных характеристиках он достаточно сложен в освоении и весьма требователен к уровню подготовки пилотов. Даже если в ближайшее время будет принято решение о передаче ВСУ этих истребителей, то на их освоение украинскими летчиками уйдет достаточно много времени.

Одна из причин того, что Eurofighter Typhoon назван кандидатом № 1 — ВВС Великобритании так или иначе в ближайшие годы намеревались расстаться более чем с сотней таких самолетов, заменив их истребителями 5-го поколения F-35.

Американский «Сокол»

Вторым и, вероятно, более практичным кандидатом на передачу ВСУ будет американский многоцелевой легкий истребитель F-16 Fighting Falcon. Эта самая массовая боевая машина 4-го поколения была создана в 1974 году до появления советских МиГ-29 и Су-27.

По сути, он был американским ответом на массовый легкий однодвигательный истребитель МиГ-23.

F-16 пережил своего основного конкурента и даже успел повоевать с формально более совершенными МиГ-29 в нескольких локальных конфликтах. Это очень удачная машина, она до сих пор выпускается на экспорт. Конечно, современные версии этих самолетов не идут ни в какое сравнение с истребителями 1970–1980-х годов выпуска — они более совершенны по оборудованию, конструкции и по системам вооружения.

На самолетах выпуска конца 1980-х годов устанавливался новый двигатель, впервые были применены радиопоглощающие материалы и в комплект вооружения была добавлена универсальная ракета средней и большой дальности AIM-120 AMRAAM. Считалось, что эта машина сможет противостоять в воздухе истребителям типа МиГ-29 и Су-27. Причем на больших дальностях его шансы были достаточно высоки за счет ракет AMRAAM, но вот в «собачьей свалке» — ближнем маневренном бою — он не мог тягаться с советскими самолетами.

Истребитель F-16 Block 50

Фото: Общественное достояние

Еще более совершенная модель F-16 Block 50 производится с начала 1990-х годов и до настоящего времени: модернизированный двигатель, новый радар, обновленное ударное вооружение. На сегодня это одна из самых массовых модификаций. Эти самолеты есть на вооружении в европейских странах и, так же как и Eurofighter Typhoon, в некоторых государствах уже сегодня заменяются на более совершенные машины пятого поколения F-35.

Несмотря на формальное отставание от всех современных российских истребителей, по своим характеристикам F-16 — весьма опасная боевая машина. Он может одинаково успешно применяться и в качестве истребителя, и как ударный самолет с возможностью поражения целей на расстоянии до 1500 км (без дозаправки, но с подвесными топливными баками). «Сокол» прост в пилотировании и может быть освоен летчиками средней квалификации. Его много лет успешно эксплуатируют десятки ВВС разных стран — это настоящая боевая «рабочая лошадка».

Среди основных пользователей — Израиль, Тайвань, Египет, Пакистан, Южная Корея, Польша, Нидерланды, Норвегия, Турция и собственно США. На Украину в первую очередь могут попасть польские, голландские или бельгийские F-16. Впрочем, с дальними ракетами Р-37М наши МиГ-31 и Су-35 с ними справятся.

«Мираж» из Франции

Во Франции есть немаленький парк самолетов Mirage-2000 местной разработки, которые постепенно выводятся из эксплуатации. Легкий, как F-16, истребитель с треугольным крылом по аэродинамической схеме близок к Eurofighter Typhoon. Его приняли на вооружение в 1984 году и производили до середины 2000-х.

Истребители Mirage-2000

Фото: Global Look Press/Ssgt. Corey Hook

Истребитель, как и F-16, — многоцелевой и может одинаково успешно работать по наземным целям или выполнять миссии, связанные с защитой воздушного пространства от самолетов или крылатых ракет. В одной из них в 1996 году греческий Mirage-2000 в воздушном бою сбил над морем турецкий F-16 Fighting Falcon. Mirage несет максимум около 6 т полезной нагрузки и его штатное ракетно-бомбовое вооружение могут составлять только ракеты французской разработки. В воздушном бою с нашими Су-35 шансы у Mirage невелики.

Конечно, нельзя исключать, что на вооружение Украины появится не одна модель, а сразу несколько из перечисленных. Но это станет серьезной проблемой для тыловых и аэродромных служб — разные типы боеприпасов, регламенты обслуживания, отличающиеся школы пилотирования. Унифицированный парк дал бы лучшую эффективность. Но сейчас Украина хочет получить любые самолеты, которые можно быстро высвободить в Европе, и как можно скорее.

Что покупка Ираном российских самолетов означает для региональной безопасности • Центр Стимсона

После долгого периода спекуляций о новых закупках оружия Ираном, наконец, были приняты решения. По сообщениям различных СМИ, Иран принял решение модернизировать свой воздушный флот и получит из России 24 новых самолета Су-35, поставки которых, как ожидается, начнутся в середине 2023 года. Парламент Шахрияр Хейдар подтвердил сообщения, добавив, что Иран также приобретет у Москвы вертолеты, системы обороны и различные ракеты.

Перевод из России не должен стать неожиданностью. Россия долгое время была основным поставщиком оружия для Ирана, и Иран в ответ предоставил России беспилотники для использования против Украины. Ранее Иран проявлял интерес к российским самолетам, включая Су-30СМ и Су-35, которые Россия использовала как в Сирии, так и на Украине. Иран также время от времени проявлял интерес к приобретению перспективных учебно-тренировочных/легких боевых самолетов Як-130.

Тегеран, на протяжении многих лет находящийся под жесткими санкциями западных стран, по понятным причинам не может получить самолеты от европейского поставщика. Китай может быть вероятным поставщиком, но, вероятно, с подозрением относится к ужесточению военного сотрудничества с Ираном, учитывая сильное желание Пекина оставаться нейтральным в региональной напряженности и усилия по сближению с арабскими государствами Персидского залива.

Новые закупки Ирана основываются на предыдущих приобретениях. В список вошли тактические бомбардировщики Су-24МК, истребители МиГ-29А/УБ, самолеты непосредственной поддержки Су-25УБК и Су-22, а также транспортные самолеты Ил-76. Поэтому решение о закупке Су-35 является логичным шагом с чисто оперативной и логистической точек зрения. Иранцы уже знают российскую военную технику, технические характеристики и принципы работы.

Су-35 будут самыми современными боевыми самолетами, развернутыми Ираном, и первой новой авиасистемой, которую Тегеран закупил с 1990 г., когда Исламская Республика закупила МиГ-29 и Су-24 в бывшем Советском Союзе. Сообщается, что Иран получит партию Су-35, ранее предназначенных для Египта, которые были заказаны в 2019 году, но не получены из-за давления США.

Су-35, дебютировавший в Дубае в 2003 году, безусловно, станет для иранского флота качественным скачком с технологической точки зрения. Некоторые аналитики, в том числе Дэниел Урчик из Aviation Week, утверждают, что у Ирана возникнут проблемы с их эксплуатацией из-за сложности технического обслуживания и цепочки поставок Су-35. Однако Су-35 не настолько продвинут, а Иран — относительно хорошо развитая страна с сильной технологической базой и предшествующим опытом работы с российскими технологиями.

Это не значит, что внедрение нового типа самолета будет легким или быстрым. Современный самолет — это система, состоящая из различных элементов — базы технического обслуживания, ракет, радаров, авионики, средств обмена информацией и т. д., — которые должны быть тесно интегрированы. Должны быть обучены пилоты и служба технической поддержки, а также создана надлежащая инфраструктура. Для этого нужны деньги, время и знания.

Су-35 более универсальны, чем нынешние иранские МиГ-29, которые были разработаны в основном для перехвата других самолетов, а также Су-22 и Су-25, которые подходят для поражения наземных целей. Су-35, оснащенный радиолокационной станцией «Ирбис-Э», представляет собой многоцелевой реактивный самолет, пригодный как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным целям. Сообщается, что Су-35 может одновременно сопровождать до 30 воздушных целей и поражать до двух целей ракетами класса «воздух-воздух» или четырех целей ракетами класса «воздух-земля».

То, что Тегеран приобретает такие технологии и укрепляет военные связи с западным противником, активно стремящимся подорвать основанный на правилах порядок, вряд ли можно назвать хорошей новостью. В то же время закупка Ираном Су-35 вряд ли изменит правила игры в регионе, несмотря на тревожную риторику некоторых представителей Запада.

На Су-35 установлен радар PESA (пассивная электронно-сканируемая решетка), а на реактивных самолетах, используемых США, Израилем и арабскими государствами в Персидском заливе, установлены более эффективные радары EASA (активная электронно-сканируемая решетка), которые имеют гораздо большую радиус действия и более устойчивы к помехам. Нет оснований полагать, что Су-35 чем-то превосходит западные самолеты, такие как Rafale или F-16 (в последних вариантах), не говоря уже о F-35, который может обнаруживать и атаковать Су -35 еще до того, как его засекут российские корабли. Запад и его союзники по-прежнему обладают неоспоримым военным технологическим преимуществом, которое не будет изменено приобретением Ирана.

Если предположить, что поставки осуществляются по графику, они также, вероятно, будут очень ограниченными. Учитывая плохое состояние иранского воздушного флота — все его самолеты устарели и скоро должны быть выведены из эксплуатации — Тегерану придется купить несколько десятков новых самолетов, чтобы достичь минимального уровня обычного воздушного сдерживания. Даже когда все 24 самолета будут доставлены, развернуты и введены в полную боевую готовность — что может занять несколько лет — Соединенные Штаты и объединенные силы арабских государств в Персидском заливе (не говоря уже об Израиле) сохранят превосходство над Ираном. Кроме того, даже самая совершенная авиация бесполезна без современных ракет, и остается неясным, какие ракеты и в каком количестве приобретет Иран.

С точки зрения безопасности, самым тревожным элементом сделки являются не сами самолеты, а реальность растущего российско-иранского сотрудничества. Эта «ось государств-ренегатов» также углубила экономические связи и недавно объявила об интеграции своих банковских систем, чтобы обойти западные санкции. Весьма вероятно, что Иран объявит о дальнейших закупках оружия у России, что усугубит неприязнь Тегерана и Москвы к Западу.

Роберт Чулда — доцент Лодзинского университета, Польша, а также бывший приглашенный профессор Исламского университета Азад в Иране, Университета Мэриленда и Национального университета Чэн-чи на Тайване. Он автор Иран 1925–2014: от Реза-шаха до Рухани (2014) и Политика безопасности Ирана: внутренние и международные аспекты (2022). Подпишитесь на него в Твиттере: @RobertCzulda.

Технический справочник: Современные российские самолеты

Автор Райан Каннингем

0 из 5

0 отзывов

Оцените

Доставка 3-6 недель

21,81 €

Обычная цена: 22,95 €

Количество

Наличие на складах

Военно-воздушные силы России — вторая по величине военная авиация в мире, способная нести более 4000 боевых самолетов, в том числе 1522 вертолета, 497 учебно-тренировочных, 873 истребителя, 424 транспортных и др. Технический справочник: Современные российские военные самолеты, иллюстрированный подробными иллюстрациями с аутентичными обозначениями и исчерпывающими характеристиками, представляет собой компактный справочник по военным самолетам, развернутым ВВС России с конца холодной войны до настоящего времени. Эта книга, организованная по типам, включает в себя все важные самолеты, использовавшиеся российскими военными за последние 30 лет, от новейшего истребителя-невидимки Су-57 и ударного вертолета Камов Ка-50 «Черная акула» до вечнозеленого Су-25 ближнего боя. -самолет поддержки и почтенный транспортно-транспортный Ил-76. Путеводитель проиллюстрирован изображениями в профиль, изображениями в трех и динамическом режимах более известных самолетов, все еще находящихся в эксплуатации, таких как Су-27 «Фланкер», Микоян МиГ-29.многоцелевой истребитель и тяжелый бомбардировщик Туполев Ту-160. «Техническое руководство: современная российская военная авиатехника», иллюстрированное более чем 110 подробными иллюстрациями, является важным справочным пособием для моделистов и авиационных энтузиастов, увлекающихся современными военными самолетами.

Доставка 3-6 недель

21,81 €

Обычная цена: 22,95 €

Количество

Наличие в магазинах

Узнать больше

Краткая история войны

Джереми Блэк

15,15 € Обычная цена: 15,95 €

Сталинская война

Шон МакМикин

24,66 € Обычная цена: 25,95 €

Польша 1939 г.

Роджер Мурхаус

18,95 € Обычная цена: 19,95 €

Война теней

Гершом Горенберг

18,95 € Обычная цена: 19,95 €

Линкоры

Дэвид Росс

24,66 € Обычная цена: 25,95 €

Небольшие руки

Крис Макнаб

24,66 € Обычная цена: 25,95 €

Технический гид: Современная российская авиация

Райан Каннингем

21,81 € Обычная цена: 22,95 €

Техническое руководство по авианосным самолетам союзников времен Второй мировой войны

Эдвард Уорд

21,81 € Обычная цена: 22,95 €

Поля сражений Второй мировой войны сегодня

Пол Вудадж

24,66 € Обычная цена: 25,95 €

Тайная война Фэрли

Источник

18,95 € Обычная цена: 19,95 €

OOB Люфтваффе Германии времен Второй мировой войны

Янтарь

30,35 € Обычная цена: 31,95 €

OOB немецкий кригсмарине Второй мировой войны

Янтарь

30,35 € Обычная цена: 31,95 €

Россия: революция и гражданская война 1917-1921 гг.