Самолет Ил-76. Аэродинамика и динамика полета. Взлет самолета

Самолет Ил-76. Аэродинамика и динамика полета. Взлет самолета
Содержание

Глава 8
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

8.2. Взлет самолета

    Взлет выполняется на взлетном режиме работы силовой установки. При массе самолета менее 160000 кг разрешается выполнять взлет на номинальном режиме.
    Командир корабля командой “Режим взлетный” сообщает экипажу о начале выполнения взлета. На заторможенном самолете борт-инженер плавно и синхронно выводит на взлетный режим сначала внешние двигатели, а затем внутренние. В том случае, если ВПП увлажнена или имеет заснеженную поверхность, то самолет не удерживается на ВПП при работе силовой установки на режиме более 80%. В этом случае двигатели выводятся на взлетный режим в процессе разбега.

    После успешного контроля работоспособности силовой установки и систем самолета командир дает команду “Экипаж взлетаем” и плавно отпускает тормоза, обеспечивая прямолинейность движения. Для обеспечения лучшей управляемости самолета при разбеге поворотом передней стойки шасси штурвал при разбеге отклоняется “от себя”. Разбег осуществляется на угле атаки 3º. При этом, в зависимости от угла отклонения механизации крыла, коэффициент подъемной силы принимает значение 0.9 или 1.7 (рис. 5.3).
    При данных значениях угла атаки и коэффициента подъемной силы осуществляется разбег до момента достижения скорости отрыва передней стойки шасси VR. Направление, при этом, удерживается педалями путем поворота передней стойки и руля направления. Штурман в процессе разбега докладывает величину приборной скорости, выделяя скорость принятия решения V1
“Рубеж”, скорость VR “Подъем” и безопасную скорость взлета V2=1. 2VСВ (VСВ – скорость сваливания в полетной конфигурации)
    После достижения VR выключается управление поворотом передней стойки, плавным и непрерывным перемещением штурвала “на себя” самолет выводится на взлетный угол атаки 9..10º и производится отрыв на скорости, на 10..15 км/ч большей VR. Коэффициент подъемной силы при отрыве самолета , в зависимости от угла отклонения органов механизации крыла, принимает значения 1.5..1.58 и 2.15..2.3. Скорость подъема передней стойки шасси должна удовлетворять следующим условиям:


Рис. 5.3. Аэродинамические характеристики самолета при взлете

    — она должна на 5% превышать минимальную эволютивную скорость разбега V

МЭР, при которой обеспечивается балансировка аэродинамическими органами управления при наличии бокового ветра в 5 м/с путевой момент, образованный отказавшим крайним двигателем;
    — она должна превышать на 5% минимальную эволютивную скорость взлета VМЭВ, которая определяется как скорость полета с отказавшим крайним двигателем и креном не более 5º для обеспечения прямолинейности траектории;
    — она должна превышать на 5% скорость сваливания Vсв в во взлетной конфигурации.
    После отрыва осуществляется разгон с набором высоты. На высоте Н=10.7 м скорость должна быть не менее V2=1.2Vсв. Кроме того, она должна на 10% превышать скорость VМЭВ. На высоте не менее 5 м выполняется уборка шасси.
    При дальнейшем наборе высоты необходимо поддерживать скорость не менее V2+20 км/ч по прибору. При достижении высоты не менее 120 м и скорости V2+50 км/ч выполняется уборка механизации. По окончании уборки механизации скорость не должна быть меньше V4=1.25Vсв. Кроме того, необходимо контролировать максимальные значения скоростей при взлете с целью недопущения выхода за ограничения по прочности. В процессе уборки механизации продольные усилия на штурвале необходимо балансировать перестановкой стабилизатора, а нагрузки на штурвале в поперечном канале и педалях в путевом снимать механизмами триммерного эффекта.
    После уборки механизации на высоте круга и приборной скорости 370. .400 км/ч двигатели плавно и синхронно переводятся на номинальный режим. Первоначально внутренние, а затем, убедившись в отсутствии разворота, внешние. Одновременное уменьшение тяги всех четырех двигателей опасно, так как при отказе одного из них сложно определить, какой именно отказал.
    Рекомендуемые приборные скорости при взлете для различных углов отклонения механизации в зависимости от массы самолета представлены в таблицах 5.1 и 5.2.

    Рекомендуемые скорости при взлете (dз=30°, dпр=14°).  Таблица 5.1.

Масса самолета, т 90 100 110 120 130 140 150  160 170
VR, км/ч 210 220 230 235 245 250 260
V2, км/ч 230 240 250 260 265 275 285
Скорость начала уборки закрылков, км/ч 290 320 340
Скорость начала уборки предкрылков, км/ч 350 370
V4, км/ч 265 280 290 305 315 330 340 350 360

    Рекомендуемые скорости при взлете (dз=43°, dпр=25°). Таблица 5.2

Масса самолета, т 120 130 140 152
VR, км/ч 205 205 210 210
V2, км/ч 215 220 225 230
Максимальная скорость с выпущ.мех. 265 280 280 280
V
4
, км/ч
305 315 330 340

<< Общие сведения и ограничения при взлете и посадке Посадка самолета >>

Двигатель самолетного сгорания – Коммерсантъ

Рано утром в пятницу в Рязани разбился военно-транспортный Ил-76. В результате жесткой посадки в пойме реки и мощного керосинового пожара, начавшегося еще в воздухе, пятеро членов экипажа самолета погибли, но еще четверо оказались в больнице. Чудо, возможно, случилось из-за ошибки самих летчиков, не заметивших при посадке опору ЛЭП: при ударе о нее горящий самолет развалился на части, и выживших вместе с пилотской кабиной выбросило из огня. Причиной катастрофы Минобороны назвало неисправность двигателя транспортника.

Несмотря на то что самолет сгорел и развалился на части, в нем нашли живых людей

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Несмотря на то что самолет сгорел и развалился на части, в нем нашли живых людей

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

По данным военного ведомства, минувшей ночью экипаж Ил-76 выполнял «учебно-тренировочный» перелет из Оренбурга в Белгород. Груза и пассажиров на его борту, как сообщило Минобороны, не было. Только сдвоенный экипаж из девяти человек. Самолет совершил промежуточную посадку на военной авиабазе Дягилево, расположенной на окраине Рязани, предположительно для дозаправки топливом, а в три часа утра продолжил полет в Белгород. При этом сразу после взлета транспортника рязанский диспетчер заметил, что правый двигатель машины горит, сообщил об этом экипажу по радиосвязи, но не получил ответа.

Пилоты тем временем тоже заметили пожар, охвативший уже обе турбины и крыло, прекратили набор высоты и начали разворачивать самолет в сторону аэродрома. Разворот проходил прямо над спальными районами города, и сразу несколько рязанцев сумели снять на камеры своих мобильников горящий транспортник, по сути превратившийся в низколетящий в утренней дымке факел. После взлета из Дягилево Ил-76 продержался в воздухе всего шесть минут.

Завершить разворот и взять обратный курс экипаж не смог, поэтому пилоты приняли решение садиться прямо на грунт. Для вынужденной посадки они выбрали любимое, но пустое из-за раннего времени суток место отдыха горожан — узкую полосу заливных лугов вдоль реки Павловки, текущей прямо через Рязань.

В пойму транспортник сел с выпущенными шасси, что многие эксперты сочли ошибкой экипажа: прокатившись несколько десятков метров по траве, самолет, вероятно, угодил колесами в русло одного из впадающих в Павловку ручьев, перевернулся и от удара развалился на части. По другой версии, препятствием мог стать не ручей, а идущая вдоль берега реки высоковольтная ЛЭП. Как следует из сообщений местных жителей, после авиакатастрофы одна из стальных опор линии упала, оборвав при этом провода в девяти других пролетах. Из-за этого отключилось энергоснабжение в нескольких сотнях частных и многоквартирных домов на Библиотечной, Речной, Интернатской и Ситниковской улицах.

Действия управляющего летчика еще предстоит оценить технической комиссии по расследованию катастрофы и военному следствию СКР (возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК — нарушение правил полетов военных летательных аппаратов или подготовки к ним), но так или иначе произошедшее на земле разрушение Ил-76 спасло жизни четверым членам его экипажа. Они остались в оторвавшейся от фюзеляжа и сохранившейся таким образом носовой части самолета в то время, как остальные обломки попали в зону интенсивного горения топлива. Как сообщил позже главный врач Рязанской областной клинической больницы Андрей Карпунин, всем раненым была оказана своевременная и квалифицированная помощь, но состояние по крайней мере двух из них тяжелое и этих пострадавших придется перевозить в госпиталь в Москве. Другие четверо пилотов погибли в мощном керосиновом пожаре. Разлившееся топливо воспламенилось сразу после разрушения транспортника и, хотя пожарным удалось оперативно справиться с огнем, спасать на пепелище им было уже некого.

Причиной катастрофы Минобороны назвало неисправность двигателя транспортника. Более подробных комментариев о предварительных результатах начатого расследования и пострадавших летчиках военное ведомство по установившейся традиции не предоставило, напомнив лишь, что они «сумели увести горящую машину от жилых домов». Стоит отметить, что официально причины трагедии, скорее всего, и не будут названы, поскольку требованиям международной организации гражданской авиации ICAO о необходимости публикации результатов расследования авиакатастроф Минобороны не подчиняется.

Известно, что многие аварии Ил-76 в России и в мире были связаны с отказами и воспламенением их двигателей. Самой крупной из катастроф самолетов этого типа стало, пожалуй, падение военно-транспортного Ил-76 в апреле 2018 года в Алжире. Через минуту после взлета из местного аэропорта Буфарик у самолета загорелся двигатель, а затем — и все правое крыло. Вернуть машину на аэродром экипаж попытался, но не смог, и транспортник рухнул на землю, не оставив шансов на выживание 247 его пассажирам и 10 членам экипажа. При схожих обстоятельствах в октябре 1989 года разбился советский военный транспортник Ил-76 в Баку. Через несколько минут после взлета у самолета загорелся и разрушился крайний левый двигатель, его обломки пробили топливные баки в крыле, что привело уже к мощному керосиновому пожару во всей конструкции и падению машины в Каспийское море. Тогда погибли 9 летчиков и 48 десантников, возвращавшихся домой, в Одессу, после урегулирования армянско-азербайджанского конфликта.

По данным опрошенных “Ъ” экспертов, причиной пожара и разрушения двигателей Ил-76 могут стать оторвавшиеся лопатки компрессора или турбины, а также разрушение так называемого межвального подшипника, считающегося проблемным узлом в конструкции.

Такого рода аварии происходят обычно на взлете, когда силовые установки выводятся на максимальные режимы, однако специалисты знают случаи, когда двигатели Ил-76 загорались и при посадке, сразу после включения пилотами реверсивной тяги для торможения. При возникновении проблем с двигателями уже на земле катастрофы по понятным причинам обычно удается избежать, а последствия случившегося отказа — предметно изучить. По словам одного из собеседников “Ъ”, после «разноса» силовой установки Ил-76 ее обломки разлетаются с такой скоростью, что соседний с аварийным двигатель и все крыло кажутся расстрелянными из крупнокалиберного пулемета.

Сергей Машкин

Фотогалерея

Предыдущая фотография

Самолет упал в районе Михайловского шоссе в Рязани почти сразу после вылета
На фото: обломки самолета

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Первые сообщения о крушении поступили в 3:18 по московскому времени

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

По предварительной версии, во время учебного полета у самолета загорелся один из двигателей

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Экипаж попытался посадить самолет на грунт, в результате чего он частично разрушился
На фото: спасатели на месте крушения

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

В аварии погибли четыре человека. Еще пятеро находятся в больнице

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Пилотам удалось предотвратить падение самолета на жилые дома

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

При падении самолет повредил линии электропередач, из-за чего несколько районов остались без света

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Стадо коров рядом с местом крушения

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Люди на месте крушения

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Следующая фотография

1 / 9

Самолет упал в районе Михайловского шоссе в Рязани почти сразу после вылета
На фото: обломки самолета

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Первые сообщения о крушении поступили в 3:18 по московскому времени

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

По предварительной версии, во время учебного полета у самолета загорелся один из двигателей

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Экипаж попытался посадить самолет на грунт, в результате чего он частично разрушился
На фото: спасатели на месте крушения

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

В аварии погибли четыре человека. Еще пятеро находятся в больнице

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Пилотам удалось предотвратить падение самолета на жилые дома

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

При падении самолет повредил линии электропередач, из-за чего несколько районов остались без света

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Стадо коров рядом с местом крушения

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Люди на месте крушения

Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов  /  купить фото

Смотреть

Ил-76 КАНДИД

Технические характеристики
Страна происхождения Россия
Строитель ИЛЬЮШИН
Роль Тяжелотранспортная, грузовая (танки, орудия и другое оборудование)
Аналогичные самолеты C-141B Starlifter, C-5 Galaxy, C-17A Globemaster III
Размах крыла 165 футов, 8 дюймов (50,50–50,6 м)
Соотношение сторон 8,5
Площадь крыла 300,00 м2
Длина 152 фута, 10 дюймов (46,6 м) / 53,194 метра Ил-76МФ
Высота 14,76 м (48,43 фута)
максимальный диаметр фюзеляжа 4,80м
Главный путь 8,16 м
Передняя и задняя 14,17 м
Вход для загрузки хвоста Ширина высота 3,40 м 3,40 м
Дверь фюзеляжа Ширина высота 0,86 м 1,90 м
Размеры грузовой кабины Длина (м) 31,1
Длина груза (без учета грузоподъемного моста, Ил-76МФ) 24,54м
Длина грузового отсека (без грузового мостика, кроме Ил-76МФ) 20,00 м
Длинномерный грузовой отсек (включая грузовой мостик, только Ил-76МФ) 31,14 м
Длина грузового отсека (без грузового мостика, только Ил-76МФ) 26,60 м
Ширина наибольшая (м ) 3,40-3,45
Максимальная высота (м) 3,40-3,46
Объем груза 235,3 м3
Вес пустого MD 89 000 кг
MF 101 000 кг
Максимальная взлетная масса ЛЛ, т 170 000 кг MD, TD (при условном взлете и посадке) 190,000 кг
TD (никогда не спускался и не садился на ВПП) 152,000 кг
MD (ни разу не спускался и не садился на ВПП) 157,500 кг
MF 200,000 кг
Масса полезной нагрузки T 40 000 кг
TD 50 000 кг
MD 47 000 кг
Максимальная масса топлива Т 84840кг
Максимальная посадочная масса LL 140 000 кг
TD 151 500 кг
MD 155 000 кг
Максимальная нагрузка на крыло T 566,7 кг/м2
TD 633,3 кг/м2
Максимально допустимая нагрузка на пол Т 1450 ~ 3100кг/м2
Двигатель 4 ТРДД Д-30кп по 12 000 кгс каждый
4 двухконтурных ТРД ПС-90А-76 по 14 000 кгс каждый
Максимальная скорость 530 миль в час (850 км/ч) на высоте 36 090 футов (11 000 м)
LL 600 км/ч
T, TD 850 км/ч
Крейсерская скорость от 760 км/ч до 780 км/ч на дистанциях от 9 до 12 км
T, TD 750 ~ 800 км/ч
MD, MF 750 ~ 780 км/ч
Диапазон 2 т полезной нагрузки 3000 км с полезной нагрузкой 47 т
Максимальный диапазон полезной нагрузки TD 3650 км
MD 3800 км
Максимальный запас хода T 6700 км
MD 7800 км
Практический потолок (15 500 м)
Крейсерская высота 9000 ~ 12000 м
Практический потолок 12 000 м
Абсолютный потолок 15 500 м / 50 855 футов
Топливная эффективность 231,5 г/ткм
Разбег по бетонной взлетно-посадочной полосе 1600 м
T 850 м
MD, TD 1700 м
MF 1000 м
Посадочный ролик на бетонной взлетно-посадочной полосе от 780 м до 1000 м
T 450 м
ПР, ПТ 900 ~ 1000 м
Вооружение Задняя турель на военной модели
Экипаж Семь
Стоимость
Страны пользователей СНГ, Куба, Ирак, Индия, Ливия, Сирия

Airliners.

net

Страна происхождения

Россия

Тип

Грузовой корабль средней и большой дальности

История

Ильюшин Ил-76 (имеющий в отчетах НАТО название Candid) был разработан в качестве замены турбовинтового Ан-12, в основном для использования в военных целях. Разработка под конструкторским руководством Г.В. Новожилова в конце 1960-е привели к первому полету этого типа 25 марта 1971 года. Серийное производство началось в 1975 году, и в том же году первые экземпляры поступили на вооружение Аэрофлота. В ставшей уже классической конфигурации военного грузового самолета Ил-76 имеет высокорасположенное крыло, проходящее над фюзеляжем, четыре двигателя, хвостовое оперение, заднюю погрузочную рампу и грузовые двери. Ил-76 также был разработан с расчетом на короткое поле, работая с строгих полос. С этой целью Ил-76 оснащен широким размахом закрылков задней кромки с тройными прорезями, спойлерами верхней поверхности и почти полным размахом предкрылков передней кромки для коротких полетов, в то время как на самолете установлено в общей сложности 20 шин низкого давления, передняя носовая часть оснащена четырьмя колеса, основные колесные тележки имеют два ряда по четыре шины в каждом. Обработка грузов в значительной степени механизирована, требуется всего два грузчика, которых можно нести как часть стандартного экипажа из семи человек. Гражданские версии, разработанные на основе базового Ил-76, включают Ил-76Т с дополнительным топливом; Ил-76ТД с увеличенной взлетной и грузоподъемной массой и Д30КП2, сохраняющие мощность до больших высот; и пожарный Ил-76МП. Растянутая PS9В Ташкенте будут построены Ил-76МФ с двигателем 0, первый полет которого состоялся 1 августа 1995 года. Соответствует требованиям Stage 3 и в первую очередь предназначен для ВВС России. Ильюшин также планирует построить версию этого самолета с двигателем CFM56.

Силовые установки

Четыре ТРДД 117,7 кН (26 455 фунтов) Авиадвигатель (Соловьев) Д30КП. Ил-76МФ — четыре ПС90АН Авиадвигатель тягой 156,9 кН (35 275 фунтов).

Характеристики

Ил-76Т — Максимальная скорость 850 км/ч (460 уз), крейсерская скорость 750-800 км/ч (405-430 уз). Максимальная дальность полета с запасом хода 6700 км (3615 морских миль), дальность полета с полезной нагрузкой 40 тонн (88 185 фунтов) 5000 км (2700 морских миль). Ил-76ТД — Скорости такие же. Дальность с максимальной полезной нагрузкой 3650 км (1970 морских миль), с полезной нагрузкой 20 тонн (44 090 фунтов) 7300 км (3940 морских миль). Ил-76МФ — Диапазон крейсерской скорости от 750 до 780 км/ч (от 405 до 420 уз). Дальность полета с полезной нагрузкой 40 тонн (88 185 фунтов) 5200 км (2805 морских миль).

Масса

Ил-76Т — максимальная взлетная масса 170 000 кг (374 785 фунтов). Ил-76ТД — максимальная взлетная масса 190 000 кг (418 875 фунтов). Ил-76МФ — Эксплуатационный пустой 101 000 кг (222 665 фунтов), максимальная полезная нагрузка 52 000 кг (114 640 фунтов), максимальная взлетная 200 000 кг (440 925 фунтов).

Размеры

Размах крыла 50,50 м (165 футов 8 дюймов), длина 46,59м (152 фута 10 дюймов), высота 14,76 м (48 футов 5 дюймов).