Ученые и изобретатели России — Туполев Андрей Николаевич
Авиастроение
День рождения: 10 ноября 1888 г. День смерти: 23 декабря 1972 г. Место рождения: с. Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Московская обл.) Семейное положение: женат на Юлии Николаевне Туполевой (1920-е — 1962) Деятельность и интересы: Литература, театр, классическая музыка Чтобы на чертежах, разработанных в ЦКБ-29, не стояли подписи «врагов народа», всем заключенным, которым необходимо было подписывать важные документы, разработали специальные печати с определенными наборами цифр. |
Образование, степени и звания
1896-1899, Приходская школа, с. Устиново Тверской губернии: выпускник
1956, Генеральный конструктор авиационной промышленности СССР
Работа
1916-1918, Самолетостроительный завод компании «Дукс», гидропланный отдел
1943-1957, ОКБ завода № 156 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, Москва: главный конструктор
Открытия
В 1918 году вместе с Н.Е. Жуковским был одним из организаторов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
В 1920-х был одним из организаторов производства кольчугалюминия, первого советского авиационного сплава.
В 1924 году спроектировал первый советский цельнометаллический самолет (АНТ-2).
Биография
А.Н. Туполев — крупнейший советский авиаконструктор, создатель более сотни типов самолетов.
Аэродинамикой увлекся в училище, был членом воздухоплавательного кружка и учеником Н. Е. Жуковского, участвовал в работе первого российского авиационного расчетного бюро, вместе с Жуковским выступил одним из организаторов и руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
В 1937 году был репрессирован и два года провел в Бутырской тюрьме, в 1939—1941 годах работал в Особом техническом бюро НКВД (ЦКБ-29), где под началом Туполева трудились другие заключенные конструкторы и инженеры, в том числе С.П. Королёв, В.М. Петляков, В.А. Чижевский, А.А. Архангельский, Б.С. Стечкин и т.д. Был освобожден в 1941 году, переведен в Омск, затем возвращен в Москву, где до конца жизни проработал в опытном конструкторском бюро. В 1956 году был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.
Семьдесят из сотни разработанных Туполевым военных и гражданских самолетов выпускались серийно. На самолетах Туполева было установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 28 уникальных перелетов, в том числе перелет Чкалова и Громова через Северный полюс в США.
Туполев воспитал множество видных авиационных конструкторов и ученых, впоследствии возглавивших авиационные опытные КБ. Лауреат Ленинской премии (1957), премии имени Леонардо да Винчи (1971) и многих государственных премий СССР.
Туполев Андрей Николаевич | |
1888-1972 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Андрей Николаевич ТуполевПортрет А. Н. Туполева работы Олега Закоморного. Туполев Андрей Николаевич (1888, с. Пустомазово Тверской губ. — 1972, Москва) — авиаконструктор. Родился в многодетной культурной семье разночинцев. Отец — владелец хутора, занимался сельским хоз-вом. Получив начальное образование дома, Туполев в 1908 окончил Тверскую гимназию и успешно сдал экзамены сразу в два ин-та, выбрав из них Моск. высшее техническое уч-ще. Слушал лекции Н.Е. Жуковского, занимался в воздухоплавательном кружке и на построенном в этом кружке планере совершил свой первый полет. В 1918, окончив уч-ще, Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором Центрального аэродинамического ин-та (ЦАГИ), где возглавил отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства. В начале 20-х гг. Туполев возглавлял опытное КБ, где в неотапливаемых помещениях, при отсутствии многого необходимого работал над созданием торпедных катеров, аэросаней, дирижаблей, самолетов. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Вернуться на главную страницу Туполева
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Казанский национальный исследовательский технический университет им.
А. Н. ТуполеваАвиаконструктор, Трижды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии (1957), Лауреат Государственной премии СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972).
Туполев Андрей Николаевич родился в 1888 году в Тверской губернии. В 1908 году он поступил в Императорское Московское техническое училище. В 1910 году он совершил свой первый полет на планере (принимал непосредственное участие в постройке этого самолета).
В 1916-1918 Андрей Туполев участвовал в проектировании первой аэродинамической трубы. В 1918 году Туполев с отличием окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) и вместе с Н. Жуковским стал руководителями Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах Туполев был членом правления ЦАГИ.
С 1922 г. — председатель Комиссии цельнометаллического авиастроения ЦАГИ. С тех пор при ЦАГИ было создано Опытно-конструкторское бюро. А. Туполеву поручили разработать тяжелые наземные, боевые и гражданские самолеты, плавсредства-москиты и винтовые сани.
В 1922-1936 годах Андрей Николаевич Туполев был одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов лабораторий, аэродинамических труб, экспериментального гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству все- металлический самолет.
В 1923 г. Андрей Николаевич Туполев участвовал в создании легкого самолета композитной конструкции (АНТ-1), в 1924 г. – первого советского цельнометаллического самолета (АНТ-2), в 1925 г. – первого цельнометаллического боевого самолета -самолет (АНТ-3), а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан АНТ-4 (1925).
Главный конструктор ЦАГИ с 1930 года Андрей Николаевич Туполев. С 1931 г. — заместитель начальника ЦКБ ЦАГИ, с 1932 г. — начальник конструкторского отдела Участка опытного строительства ЦАГИ, с 1933 г. — заместитель начальника ЦАГИ по Участку опытного строительства.
В годы Великой Отечественной войны Андрей Николаевич Туполев был эвакуирован в Омск и назначен главным конструктором Авиационного завода № 166. Он постоянно посещал Казанский авиационный институт для контроля за прокачкой своих моделей самолетов, что привело к созданию новые боевые самолеты и их модификации.
В 1943 году Туполев Андрей Николаевич вернулся в Москву, его назначили главным конструктором и исполнительным директором Авиационного завода № 156, где работало КБ им. Туполева.
В 1956 году назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.
Андрей Николаевич Туполев разработал более 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На этих самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных полетов, в том числе спасательная операция экипажа теплохода «Челюскин».
Большое количество самолетов-бомбардировщиков, торпедоносцев, беспилотных разведчиков конструкции Туполева (ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г -5 применялись во время Великой Отечественной войны.
Под руководством А.Н. Военная и гражданская авиация Туполева – тяжелый бомбардировщик ТУ-4, первый советский реактивный бомбардировщик ТУ-12, турбовинтовой тяжелый бомбардировщик ТУ-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик ТУ-16, сверхзвуковой бомбардировщик ТУ-22. ; разработаны первый реактивный лайнер ТУ-104, первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер ТУ-114, ближне-среднемагистральные самолеты ТУ-124, ТУ-134, ТУ-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144. . Впоследствии самолеты Туполева стали основой авиапарка компании «Аэрофлот» и эксплуатировались во многих других странах мира.
Туполев Андрей Николаевич награжден орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции 2 -й -й степени, орденами Суворова 2-й -й -й степени, орденами Отечественной войны 1-й -й -й степени, Красной Звезды, Знаком Честь, медали, а также иностранные ордена, такие как Почетный гражданин Парижа (Франция), Нью-Йорка (США) и города Жуковского Московской области.
В 1973 году Казанскому авиационному институту (ныне КНИТУ-КАИ) и Открытому акционерному обществу «Туполев» присвоено имя А.Н. Туполев. 4 июня 2014 года в Казани был открыт памятник Андрею Николаевичу Туполеву.
Распечатать новость
Почта пилота — Туполев Андрей Николаевич
Туполев Андрей Николаевич (10 ноября 1888 — 23 декабря 1972) был одним из первых советских авиаконструкторов. За свою карьеру он спроектировал и руководил проектированием более 100 типов самолетов, некоторые из которых установили 78 мировых рекордов.
В знак признания его работы он стал почетным членом Британского королевского авиационного общества и Американского института аэронавтики и астронавтики. Однако в родной России его дважды арестовывали: один раз в 1911 году за якобы участие в революционной деятельности и второй раз 21 октября 1937 года по сфабрикованному обвинению во вредительстве, шпионаже и пособничестве Российской фашистской партии. Впервые он был удостоен чести в своей стране, когда в 1919 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 45, эта награда была вновь оказана ему в 1957 и 1972 годах. В 1953 году он стал академиком Российской академии наук, а в 1968 году произведен в генерал-полковники.
В 1909 году Туполев начал заниматься аэродинамикой у пионера русской авиации Н.Е. Жуковского в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ). За это время он построил одну из первых в мире аэродинамических труб, что привело к созданию аэродинамической лаборатории в ИМТУ. В 1911 году в связи с арестом вынужден был уехать, и только в 1919 году ему разрешили вернуться.14. Туполев закончил учебу в 1918 году со степенью инженера-механика, присужденной на основании его диссертации по созданию гидросамолетов.
Ту-2. Фото commons.wikimedia.org
Ту-85. Фото aviastar org / en.wikipedia.org
После непродолжительного обучения на курсах основ аэродинамических расчетов в Московском высшем техническом училище (МВТУ) поступил на работу в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) Московского высшего технического училища (МВТУ). Центральная Аэро и Гидродинамика. ЦКБ базировал там бомбардировщики и некоторые авиалайнеры по концепции конструкции цельнометаллического самолета, впервые предложенной Хьюго Юнкерсом. В 1925 августа Туполев сконструировал двухмоторный бомбардировщик ТБ-1, считавшийся одной из самых передовых разработок того времени. К 1934 году Туполев под руководством Туполева ЦКБ стало синонимом разработки и производства 63-метрового восьмимоторного самолета Максим Горький, самого большого самолета, летавшего в мире в то время.
Ту-95 Медведь. Фото РАФ МОД / commons.wikimedia.org
Покинув ЦКБ, Туполев создал собственное бюро, выпустив ряд конструкций, обозначенных приставкой АНТ (русский язык: ???) от его инициалов. Однако бюро подверглось обыску. Туполев был арестован, многие его соратники расстреляны. Туполева судили и осудили по сфабрикованному обвинению в 1919 г.40 и приговорен к десяти годам лишения свободы. Находясь в тюрьме, он разработал Туполев Ту-2.