Содержание

Видео: Редкий гигантский бомбардировщик М-4 покажут в уральском музее

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

04.08.2021 11:38

Поделиться

Татьяна Андреева (Свердловская область),Светлана Добрынина

Самолет-гигант советских времен — бомбардировщик М-4 — появился в Музее авиации в Верхней Пышме.

Машину в разобранном виде доставили на Урал из Подмосковья еще весной нынешнего года. Для ее перевозки потребовалось десять фур и трейлеров. Сборка велась в течение двух последних месяцев, на днях реставраторы окончательно восстановили внешний вид М-4. Бомбардировщик предстоит еще покрасить, и в День авиации уникальную машину представят посетителям музея.

В России сохранилось всего три экземпляра этого реактивного бомбардировщика, разработанного отечественными конструкторами КБ имени Владимира Мясищева в 50-х годах прошлого века. Самолет-большегруз создавался, в том числе, для доставки многотонной ядерной бомбы на территорию противника, вплоть до другого континента. Он мог поднимать до 24 тонн на высоту почти в 11 километров, развивать скорость до 950 километров в час и преодолевать расстояние до восьми тысяч километров. В Вооруженных силах СССР самолеты этой серии использовались до 1993 года в качестве топливозаправщиков, причем эта операция — дозаправка судна — проводилась в воздухе.

Первый полет М-4 совершил 20 января 1953 года. За огромные размеры (длина машины 47,6 метров, размах крыла более 50 метров) в НАТО бомбардировщикам такого типа было присвоено название «Бизон». Самолет М-4 стал первым в мире реактивным серийным межконтинентальным носителем ядерного оружия, на несколько месяцев опередив своего главного соперника — американский B-52. 9 мая 1954 года бомбардировщик М-4 лидировал на воздушном параде над Красной площадью. В этом же году началось обучение полетам на нем в боевых частях. Пилоты долго не могли привыкнуть к размерам машины и особенностям ее конструкции.

— Одна из особенностей М-4 — велосипедное шасси. Основные стойки колес расположены впереди и сзади самолета и убираются в фюзеляж. Для обеспечения устойчивости во время движения по аэродрому применялись специальные опорные шасси на конце крыла, — пояснил «РГ» директор музейного комплекса Виктор Севостьянов.

Самолет разделили на части еще в конце девяностых годов прошлого века. Все бомбардировщики этого типа уничтожались по договору об ограничении стратегических вооружений межу США и СССР. С двухтысячных детали нескольких машин хранились на площадках авиапредприятий под открытым небом.

— Бережно разбирать по стыковочным пластинам тогда не стали, корпус разрезали болгаркой, как раз рядом с соединительными деталями. Никто тогда не рассчитывал, что его будут восстанавливать. Соединить машину обратно в единое целое было крайне сложно: железо не склеишь, — объяснил проблемы, с которыми пришлось столкнуться, реставратор Олег Лейко.

Все работы по сборке «Бизона» на Урале велись на открытой площадке, без какой-либо секретности, и любопытные посетители музея могли наблюдать, как становится на крыло стратегический бомбардировщик.

Сейчас он стоит рядом с другим советским реактивным самолетом — Ту-16 ЛЛ, получившим в североатлантическом альянсе прозвище «Барсук». Это более поздняя многоцелевая машина.

Отметим, что М-4 — уже седьмой реактивный самолет в коллекции музейного комплекса УГМК. Лишь немного уступают ему в размерах — это истребитель-перехватчик МИГ-31 и фронтовой бомбардировщик СУ-24М. Для реактивных машин в недалеком будущем планируют создать отдельную выставочную площадку.

Поделиться

#видео

#самолеты

#бомбардировщики

М-4 (самолёт) | это… Что такое М-4 (самолёт)?

У этого термина существуют и другие значения, см. М-4.

М-4 (по кодификации НАТО: Bison — «Бизон») — советский реактивный стратегический бомбардировщик, первый в мире, поступивший в войска[1]. Создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью, но меньшим радиусом действия.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Конструкция
  • 3 Эксплуатация
  • 4 Тактико-технические характеристики
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки
  • 8 Примечания

История создания

{{}план}

Конструкция

С целью уменьшения веса использовалась крупнопанельная сборка, что сильно усложняло производство самолёта. Также особенностью было т. н. «аэродинамически-чистое» крыло (отсутствие гондол для шасси и двигателей на крыле) и как следствие — «велосипедное» шасси, которое делало необыкновенно трудной посадку самолёта и практически невозможной модернизацию бомбоотсеков и использование внешней подвески. Например заряд «царь-бомбы» был сброшен с Ту-95 из-за невозможности его доставить на М-4.

Эксплуатация

М-4 поступил на вооружение на несколько месяцев раньше американского B-52 [1].

Дальность его полета была недостаточной для полета до США и обратно[1].

В дальнейшем были переоборудованы в самолёты-заправщики M-4-II.

Тактико-технические характеристики

Приведённые данные соответствуют серийному М-4 1954 года выпуска.

Источник данных: Мороз С. «Мясищев М-4/3М»

Технические характеристики

  • Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)
  • Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)
  • Высота: 14,1 м
  • Площадь крыла: 326,35 м²
  • Масса пустого: 79 700 кг
  • Нормальная взлётная масса: 138 500 кг
  • Максимальная взлётная масса: 181 500 кг
  • Силовая установка: 4 × ТРД АМ-3
  • Тяга: 4 × 8 750 кгс


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 947 км/ч
  • Практическая дальность: 8 100 км
  • Практический потолок: 11 000 м
  • Нагрузка на крыло: 565 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,19
  • Аэродинамическое качество: 17,45[2]
  • Длина разбега: 1 470 м
  • Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 5 000 кг
    • максимальная: 24 000 кг

См.

также
Родственные разработки
  • ВМ-Т
  • Ту-95
  • B-52
  • Список самолётов

Литература

  • Сергей Мороз Мясищев М-4/3М. — 2-ое, переработанное. — М: «Архив-пресс», 2000. — 52 с. — 900 экз.
  • Арсеньев Е. В. Глава 6. Самолёты и ракеты ОКБ В. М. Мясищева // История конструкций самолётов в СССР 1951 — 1965 гг. — М: Машиностроение, 2000.

Ссылки

  • Описание на сайте Российской военной техники
  • М-4 стратегический бомбардировщик
  • Стратегический бомбардировщик М-4 не мог вернуться на аэродром…

Примечания

  1. 1 2 3 М-4 «Уголок неба»
  2. Арсеньев Е. В., 2000.

Брокерские услуги | Приобретение | Управление воздушным судном

Экспертное брокерское обслуживание, приобретение и управление воздушными судами

Инвентарь самолетов

Управление двигателем

M4 Aviation – ведущий брокер частных самолетов.

Услуги

Приобретение

Благодаря обширным знаниям в области производства персональных самолетов ваше новое приобретение будет безупречным.

Брокерские услуги

Мы выступаем в качестве вашего личного брокера по покупке и продаже личных самолетов.

турбинное колесо

Двигатели

Наши двигатели лучшие в своем классе.
Имей в виду.

Инвентарь воздушных судов

НА ПРОДАЖУ

Посмотреть другие наши самолеты

  • Все
  • В НАЛИЧИИ
  • ПРОДАНО
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ
  • eael-cf-marketed»> ПРОДАЕТСЯ
2016 Phenom 300

ПРОДАНО

Gulfstream G200

ПРОДАНО

Citation Ultra

ПРИОБРЕТЕНИЕ

Challenger 6 01-3R

ПРИОБРЕТЕНИЕ

Двигатель JT15D-4

ПРОДАН

Двигатель JT15D-4

ПРОДАН

CF34-3A1

ПРОДАН

PW305A
90 002 ПРОДАНО

King Air B200C

ПРОДАНО

King Air B200C

ПРОДАНО

Challenger 601

ПРОДАНО

Phenom 300

ПРИОБРЕТЕНИЕ

G200

ПРИОБРЕТЕНИЕ

Hawker 800XP

S СТАРЫЙ

King Air B200C

ПРОДАН

Загрузи больше

О Греге Миллере

Грег Миллер — авиационный эксперт, окончил Авиационный университет Эмбри Риддла и имеет более чем 30-летний опыт работы:

  • Региональный грузовой перевозчик FedEx
  • Корпоративный летный отдел
  • Часть 135 Чартерный отдел и служба технического обслуживания планеров 900 43
  • Стандарт Aero
  • Стаж работы в Pratt & Whitney Canada в качестве менеджера по продукту Eagle Service Plan (ESP)
  • Частная инвестиционная компания в качестве члена правления крупнейшего независимого поставщика двигателей PT6A и PW100.

Образование: Планер и силовая установка FAA

Член: Национальная ассоциация деловой авиации