Тайна гибели подлодки «Комсомолец» — KP.RU
Комсомольская правда
Результаты поиска
ОбществоИстория современностиО РАЗНОМ
7 апреля 2020 12:05
7 апреля 1989 года из-за ошибки в проекте затонула субмарина с эффективной системой спасения экипажа [видео]
Четверть века назад в Норвежском море затонула подлодка «Комсомолец».
Каждый, кто служил на флоте, третий тост неизменно поднимает за тех, кто в море. Сегодня, в День памяти погибших подводников, этот тост будет первым. И выпьют после него, не чокаясь. Молча. Четверть века назад в Норвежском море затонула подлодка «Комсомолец». Из 69 членов экипажа, которые находились на борту, от пожара и переохлаждения погибли 42 офицера и матроса.
Аудио: Крушение подлодки «Комсомолец». Чем эта трагедия похожа на гибель «Курска»
САМАЯ НЕУЯЗВИМАЯ
Гибель «Комсомольца» — одна из самых загадочных страниц в истории отечественного подводного флота. Причины возникновения пожара на атомоходе не установлены до сих пор. А ведь братской могилой для моряков стала лодка с эффективной системой спасения экипажа. И именно эта субмарина за четыре года до трагедии первой в мире совершила погружение на глубину более одного километра.
История «Комсомольца» началась в 1966 году, когда высшее командование Военно-морского флота СССР выдало директиву — разработать подлодку, способную погружаться на километр. Предельная глубина, на которую могли опуститься атомные субмарины в то время, — всего триста — четыреста метров. Почему было так важно погружаться глубже? Ответ прост: на километровой глубине любая подлодка была неуязвима для надводных кораблей.
Над проектом под кодовым названием «Плавник» более десяти лет работало несколько закрытых конструкторских бюро. Советским инженерам удалось сделать то, что их западные коллеги реализовали с существенным опозданием. Наши ученые разработали уникальную субмарину, титановый корпус которой был способен выдерживать давление при погружении до тысячи метров.
Строительство большой атомной подводной лодки, которой присвоили индекс К-278, началось 22 апреля 1978 года в Северодвинске. Через пять лет корабль торжественно вывели из цеха и спустили на воду. А 4 августа 1985 года атомоход установил абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. Во время всплытия, достигнув отметки в восемьсот метров, субмарина успешно выпустила несколько учебных торпед.
В свой последний поход базирующаяся в Мурманской области подлодка ушла 28 февраля 1989 года. Куда и зачем — государственная тайна. Кстати, незадолго до этого, в конце января, она обрела название «Комсомолец».
ДЛЯ КОМАНДИРА ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ ПОХОД
— Я до сих пор каждый раз накануне 7 апреля заново переживаю тот страшный день, — с горечью рассказывает капитан 1-го ранга в отставке Борис Коляда.
Борис Григорьевич был включен в состав экипажа, как опытный офицер, который должен был в случае необходимости консультировать капитана субмарины. Ведь для Евгения Ванина это был первый поход в качестве командира подлодки.
— За несколько дней до трагедии мы получили телеграмму от командования Северного флота, — вспоминает Борис Коляда. — Сообщили, что на подводной лодке, которая следовала в Средиземное море, произошел пожар, погиб человек. И хотя та субмарина была дизельная, а «Комсомолец» — атомоход, нам приказали лишний раз проверить все системы пожарной безопасности и пожаротушения.
В ночь на 7 апреля Борис Коляда передал вахту командиру и пошел отдыхать в свою каюту. Проснулся он от пронзительного сигнала. Тревога!
— Выяснилось, что в седьмом, кормовом, отсеке в одиннадцать часов три минуты случился пожар, — Коляда помнит события того дня с точностью до минуты. — На вызов из центрального поста отсек не отвечал. Мы решили, что находящийся там вахтенный старший матрос, скорее всего, погиб. Ликвидировать пожар не удалось. Огонь перекинулся на соседний, шестой отсек, где погиб мичман. И вскоре сработала аварийная защита реактора, остановившая его работу. Субмарина потеряла ход…
КОМАНДИР ПОКИНУЛ ЛОДКУ ПОСЛЕДНИМ
Ничего не оставалось, как подниматься на поверхность штормового моря. В одиннадцать часов шестнадцать минут лодка всплыла. К этому моменту горели уже пять отсеков.
Когда стало ясно, что своими силами справиться не удастся, «Комсомолец» подал сигнал SOS. К месту происшествия направился самолет. Ему предстояло сообщить координаты подлодки плавбазе «Алексей Хлобыстов», которая должна была забрать моряков с бедствующего судна.
— Через некоторое время образовался дифферент (морской термин, который обозначает разницу между осадкой кормы и носа судна. — Прим. автора.) на корму, — говорит Борис Коляда. — У лодки поднялся нос. Несколько часов, ожидая подмогу, экипаж боролся с огнем, пытаясь спасти лодку.
На Серафимовском кладбище похоронены три моряка подводной лодки.Фото: Илья СМИРНОВ
Паники не было. Каждый четко выполнял то, что должен был делать согласно установленному регламенту.
Но дифферент нарастал. Командир принял решение, что пора готовиться к эвакуации. В море спустили два плота. Один из них перевернулся. А вода уже приблизилась к основанию боевой рубки.
Командир Ванин решил не покидать лодку — мест на спасательных плотах не хватало. Но это не означало, что он оставил надежду спастись. На «Комсомольце» была так называемая всплывающая камера, способная вместить всех членов экипажа. На нее-то и рассчитывал капитан.
В семнадцать часов восемь минут лодка пошла к дну…
Через некоторое время всплывающая камера выскочила на поверхность. В ней находились пять человек, включая Евгения Ванина. Из-за разницы в давлении у капсулы сорвало крышку, и ее залило водой. Выжил лишь мичман Виктор Слюсаренко.
В ледяной воде оказались шестьдесят моряков. Команду разбросало волнами, добраться до единственного уцелевшего плота удавалось немногим, да и рассчитан он был всего лишь на двадцать человек.
Плавбаза подошла к месту аварии всего лишь через час после гибели «Комсомольца». Этот час стоил жизни четырем десяткам моряков.
13 мая 1989 года в «Правде» — главной тогда газете страны — появилась информация о награждении всего экипажа подводной лодки «Комсомолец» орденами Красного Знамени.
ОТЧЕГО ВОЗНИК ПОЖАР — НЕИЗВЕСТНО
Члены комиссии, которая расследовала причины аварии, пришли к выводу, что лодку погубили ошибки при проектировании:
«Пожар, возникший в концевом, седьмом, отсеке из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привел к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение двух-трех минут температура в отсеке достигла почти тысячи градусов, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции корабля и средств борьбы с пожаром не позволила экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии».
Но что же стало причиной самого пожара? Это неизвестно до сих пор. Есть лишь версии.
— Возможно, дело в том, что кислород в отсеки лодки подавался в значительно больших, чем требуется, объемах, — считает председатель совета Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Курдин. — В таких условиях к пожару могла привести любая случайность.
Игорь Курдин обращает внимание и на такой факт. На «Комсомольце» в распоряжении экипажа были явно устаревшие гидрокостюмы. Для того чтобы их надеть, требовалось много времени, а иногда и помощь товарища. И когда возникла нештатная ситуация, моряки просто не успели это сделать. Они оказались в ледяной воде без гидрокостюмов. Лишь после гибели «Комсомольца» советские власти закупили во Франции гораздо более удобные костюмы.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Серафимовское кладбище в Петербурге. Здесь похоронено много солдат, матросов, офицеров и генералов, погибших при исполнении воинского долга. Среди них и три моряка «Комсомольца». В том числе командир лодки, капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Но это символическая могила. После трагедии тело командира так и не нашли…
ПОМНИТЬ
Список погибших членов экипажа «Комсомольца»
1. АВАНЕСОВ Олег Григорьевич, капитан 2-го ранга, старший помощник командира подводной лодки. Родился в Ленинграде в 1955 г. Предан земле.
2. АПАНАСЕВИЧ Игорь Олегович, старший матрос, командир отделения рулевых-сигнальщиков. Родился в поселке Победоносный Клецкого района Минской области в 1969 г. Взят морем.
3. БАБЕНКО Валентин Иванович, капитан 2-го ранга, командир электромеханической боевой части. Родился в селе Замостье Черниговского района Запорожской области в 1950 г. Предан земле.
4. БОНДАРЬ Сергей Стефанович, мичман, техник-турбинист. Родился в городе Липецке в 1954 г. Взят морем.
5. БРОДОВСКИЙ Юрий Анатольевич, мичман, техник-гидроакустик. Родился в городе Николаеве в 1954 г. Предан земле.
6. БУРКУЛАКОВ Талант Амитжанович, капитан 1-го ранга, начальник политотдела соединения подводных лодок. Родился в деревне Вандышево Судиславского района Костромской области в 1947 г. Предан земле.
7. БУХНИКАШВИЛИ Надари Отариевич, старший матрос, машинист трюмный. Родился в поселке Гантиади Абхазской АССР в 1968 г. Взят морем.
8. ВАЛЯВИН Михаил Николаевич, мичман, техник-турбинист. Родился в селе Ново-Дашла Кувандыкского района Оренбургской области в 1959 г. Взят морем.
9. ВАНИН Евгений Алексеевич, капитан 1-го ранга, командир подводной лодки. Родился в городе Донецке в 1947 г. Взят морем.
10. ВЕРШИЛО Евгений Эдмундович, старший матрос, электрик. Родился в поселке Мядель Мядельского района Минской области в 1968 г. Взят морем.
11. ВОЛКОВ Николай Алексеевич, капитан-лейтенант, командир электротехнической группы. Родился в городе Пестово Новгородской области в 1958 г. Предан земле.
12. ВОЛОДИН Александр Васильевич, капитан 3-го ранга, командир боевой части связи. Родился в городе Новомосковске Тульской области в 1958 г. Взят морем.
13. ГОЛОВЧЕНКО Сергей Петрович, старшина 2-й статьи, кок-инструктор. Родился в городе Днепропетровске в 1968 г. Предан земле.
14. ГРУНДУЛЬ Алексей Александрович, матрос, торпедист. Родился в городе Рыбинске Ярославской области в 1968 г. Предан земле.
15. ЕЛЕНИК Михаил Анатольевич, старший мичман, старший кок-инструктор. Родился в городе Валуйки Белгородской области в 1942 г. Предан земле.
16. ЗАМОГИЛЬНЫЙ Сергей Васильевич, мичман, старшина команды электриков. Родился в городе Жмеринка Винницкой области в 1959 г. Предан земле.
17. ЗИМИН Вадим Владимирович, лейтенант, инженер боевой части связи. Родился в городе Воронеже в 1983 г. Взят морем.
18. ИСПЕНКОВ Анатолий Матвеевич, капитан 3-го ранга, командир электротехнического дивизиона. Родился в деревне Хвостово Шумилинского района Витебской области в 1956 г. Взят морем.
19. КАПУСТА Юрий Федорович, мичман, начальник секретной части. Родился в городе Запорожье в 1957 г. Взят морем.
20. КОВАЛЕВ Геннадий Вячеславович, мичман, техник боевой части связи. Родился в городе Североморске Мурманской области в 1956 г. Взят морем.
21. КОЛОТИЛИН Владимир Васильевич, мичман, техник группы дистанционного управления. Родился в селе Прилепы Хомутовского района Курской области в 1964 г. Взят морем.
22. КРАСНОБАЕВ Александр Витальевич, мичман, техник электронно-вычислительной группы. Родился в селе Золотое Поле Кировского района Крымской области в 1964 г. Взят морем.
23. КРАСНОВ Сергей Юрьевич, матрос, радиометрист. Родился в городе Риге в 1970 г. Взят морем.
24. КУЛАПИН Владимир Юрьевич, матрос, машинист-турбинист. Родился в городе Алма-Ате в 1968 г. Предан земле.
25. МАКСИМЧУК Юрий Иванович, капитан 3-го ранга, заместитель командира подводной лодки по политической части. Родился в селе Екатериновка Никопольского района Днепропетровской области в 1957 г. Взят морем.
26. МАНЯКИН Сергей Петрович, капитан 8-го ранга, командир дивизиона движения. Родился в городе Таганроге Ростовской области в 1954 г. Предан земле.
27. МАРКОВ Сергей Евгеньевич, старший лейтенант, инженер электротехнической группы. Родился в Ленинграде в 1963 г. Предан земле.
28. МИХАЛЕВ Андрей Вячеславович, матрос, машинист трюмный. Родился в поселке Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области в 1970 г. Взят морем.
29. МОЛЧАНОВ Игорь Александрович, лейтенант, командир минно-торпедной боевой части. Родился в городе Ломоносове Ленинградской области в 1964 г. Предан земле.
30. НАУМЕНКО Евгений Владимирович, капитан-лейтенант, командир вычислительной группы. Родился в деревне Сергеевка Пограничного района Приморского края в 1960 г. Взят морем.
31. НАХАЛОВ Сергей Васильевич, мичман, старшина команды радиотелеграфистов. Родился в поселке Новинка Кировского района Ленинградской области в 1964 г. Предан земле.
32. НЕЖУТИН Сергей Александрович, капитан-лейтенант, командир группы связи. Родился в г. Архангельске в 1962 г. Предан земле.
33. СМИРНОВ Михаил Анатольевич, капитан-лейтенант, командир штурманской боевой части. Родился в поселке Вырица Гатчинского района Ленинградской обл. в 1962 г. Предан земле.
34. СПЕРАНСКИЙ Игорь Леонидович, капитан-лейтенант, инженер гидроакустической группы. Родился в г. Североуральске Свердловской обл. в 1962 г. Взят морем.
35. СУХАНОВ Валерий Иванович, старший матрос, кок-инструктор. Родился в г. Выкса Горьковской обл. в 1968 г. Взят морем.
36. ТКАЧ Владимир Власович, старший мичман, старшина команды рулевых-сигнальщиков. Родился в селе Сычевка Христиновского района Черкасской обл. в 1948 г. Взят морем.
37. ТКАЧЕВ Виталий Федорович, матрос, рулевой-сигнальщик. Родился в селе Баньковка Славяносербского района Ворошиловградской обл. в 1970 г. Взят морем.
38. ФИЛИППОВ Роман Константинович, матрос, электрик. Родился в г. Горьком в 1968 г. Предан земле.
39. ЧЕРНИКОВ Сергей Иванович, мичман, техник-химик. Родился в г. Выборге Ленинградской обл. в 1956 г. Предан земле.
40. ШИНКУНАС Стасис Клеменсович, старший матрос, радиометрист. Родился в деревне Банишкю Кайшядорского района Литовской ССР в 1968 г. Взят морем.
41. ШОСТАК Александр Александрович, лейтенант, инженер группы дистанционного управления. Родился в г. Севастополе в 1965 г. Предан земле.
42. ЮДИН Вячеслав Александрович, капитан 3-го ранга, командир дивизиона живучести. Родился в г. Грозном в 1953 г. Взят морем.
Тайна гибели подлодки «Комсомолец»
Сюжет КП-ТВ
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru
Подводная лодка «Комсомолец» 🔥 причины трагедии, тайна гибели
Страшная трагедия, которая произошла с атомной подводной К-278, стоит рядом с Чернобыльской аварией. Данные события разделяют немного времени, да и по загрязнению радиоактивными отходами они тоже схожи. Об этой аварии на сегодняшний день известно многое, но о ее завязке почти ничего.
Памятники и памятные стенды в память об аварии установлены практически по всей России, трагедия была упомянута и во многих книгах. Попробуем разобраться еще раз, что же произошло на самом деле.
Содержание
- История разработки
- Конструкция АПЛ
- Технические характеристики
- Вооружение
- Достоинства и недостатки
- Причины гибели
- Пожар на глубине
- Борьба за живучесть
- Выживший в бездне
- Расследование катастрофы
- Источники
История разработки
Государственное техзадание на проектирование экспериментальной атомной подводной лодки (АПЛ) с невиданной ранее глубиной погружения было назначено ленинградскому ЦКБ-18 (вскоре получившему название «Рубин») в 1966 году. Проблемы, с которыми столкнулись ее разработчики, оказались весьма сложными и потребовали нестандартных решений. Материалом корпусов лодки (как легкого, так и прочного) был выбран особый титановый сплав марки 48-Т с высоким пределом текучести.
В ходе разработки и строительства подводной лодки в Северодвинске были построены три специальных дока, в которых создавалось давление, испытываемое подлодкой на больших глубинах. В них проходили проверку масштабные модели отсеков подводной лодки, осуществлялась экспериментальное исследование прочности конструкций, а позднее испытывались готовые элементы лодки.
Применение титана, по аналогии с авиационно-космической техникой, помогло добиться значительного облегчения корпуса, который в итоге вписался в показатель менее 40% от общего водоизмещения, что соответствовало параметрам обычных АПЛ. Титан очень плохо взаимодействует с другими металлами, сварка его требует особых условий. Применение титана неимоверно увеличило стоимость корабля, а изделий такого размера из подобного материала никем ранее в мире не делалось.
Этап проектирования завершился в 1974 году, а закладка АПЛ состоялась четыре года спустя на верфи в Северодвинске. Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания целой серии глубоководных лодок. Задуманный серийный проект получил номер 685 и наименование «Плавник», но в конечном итоге так и ограничился одной подлодкой.
Конструкция АПЛ
Разработчики АПЛ проекта 685 стремились максимально сократить общее количество отсеков в ее конструкции, тем самым дополнительно рассчитывая упрочнить корпус. В конечном итоге разделение корпуса было произведено на семь отсеков.
Номер отсека | Число палуб | Назначение отсека | Основные размещенные элементы конструкции |
1 | 2 | Торпедный | Сверху — торпедные аппараты и стеллажи для хранения боекомплекта. Снизу — аккумуляторная батарея. |
2 | 2 | Жилой | Сверху — кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения.![]() |
3 | 2 | Центральный пост | Сверху — пульты управления главного поста и вычислительный комплекс. Снизу — дизель-генератор резервной энергоустановки. |
4 | 1 | Реакторный | Атомный реактор и паропроизводящая установка. |
5 | 1 | Вспомогательные механизмы | Основные контуры и оборудование системы охлаждения реактора. |
6 | 1 | Турбинный | Главный турбинный агрегат, автономные турбогенераторы, конденсаторные устройства. |
7 | 1 | Кормовой | Линия главного вала, приводы рулей. |
Пространство из отсеков под номерами 2 и 3 ограничивалось мощными поперечными переборками, способными выдерживать максимально высокое давление. В конструкции подложки они представляли собой «зону спасения».
Подлодка имела всплывающую камеру, которая была способна вместить весь экипаж, обеспечив его спасение с глубины до 1,5 километров. Камера оснащалась автономной системой энергоснабжения и располагалась в ограждении выдвижных устройств. При нахождении лодки в надводном положении ее использовали для выхода на верхнюю корабельную надстройку из помещений прочного корпуса.
Кроме того, существовала система экстренного всплытия «Иридий», которая продувала балластные цистерны с применением пороховых газогенераторов особой конструкции. Такое решение позволяло лодке всплыть с тех экстремальных глубин, на действия в которых она рассчитывалась.
Технические характеристики
По своим техническим характеристикам АПЛ пр. 685 не сильно выделялась среди остальных лодок КСФ, если конечно не учитывать возможность боевой работы на сверхнизких глубинах. Длина АПКр составляла 118,5 м, ширина по миделю – 11 метров, осадка – 7,5 м. При полном водоизмещении 8500 м3.
Глубина погружения: рабочая до 1000 м, предельная 1250 метров. Скорость под водой 30 узлов, надводная 14 узлов.
Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек. В период службы на АПКр числилось два экипажа, основной, первый под командованием Ю.А. Зеленского и второй, под командой Ванина. Именно с ним экипаж пошел в свой последний поход.
Вооружение
Ракетно-торпедное вооружение находилось в 1 отсеке. Туда входило 6 торпедных аппаратов калибром 533 мм. Управление автоматизировано, тип управления комбинированный, пневмогидравлический.
Автономный запас вооружения составлял 22 единицы, в стандартный комплект входило:
- 2 крылатые ракеты с запуском из ТА С-10 «Гранат»;
- 8 ракето-торпед ВА-111 «Шквал»;
- 12 торпед САЭТ-60М.
Гидроакустическое вооружение соответствовало поставленным задачам. Попытка установки более совершенных систем в середине 80-х не увенчалась успехом из-за дефицита внутреннего пространства.
Так предложенная смена навигационного комплекса «Медведица-103» на систему «Симфония-085» была отклонена из-за невозможности высвобождения 30 м3 объема. Видимо по этой причине характеристики «Симфонии» посчитали избыточными для многоцелевой субмарины, коим являлась К-278.
Такая же история произошла и с комплексами гидроакустики и связи, монтаж модернизированных систем требовал наличия свободного объема, а его не было.
Простая, но тщательно рассчитанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами способствовала малому сопротивлению в воде, что в сочетании с мощным атомным двигателем обеспечивало высокую скорость АПЛ «Комсомолец». Уникальный корпус лодки позволял добиться непревзойденных до сих пор технических характеристик по прочности и способности погружаться на недосягаемые другим боевым кораблям глубины.
По своим параметрам и возможностям К-278 превосходила все существовавшие на тот момент в мире субмарины. Следует отметить, что как сама подлодка, так и системы вооружения, которые она применяла, были адаптированы для действий на глубинах, недоступных никаким другим боевым кораблям.
Основным недостатком АПЛ «Комсомолец» являлась низкая степень изоляции большинства отсеков между собой. Это роковым образом сказалось при возникновении пожара, послужившего причиной ее катастрофы. Также ряд специалистов считает имевшиеся на подлодке систему пожаротушения и аварийно-спасательные средства недоработанными. Кроме того, для столь уникального и сложного корабля уровень подготовки экипажа к правильному использованию спасательных средств оказался крайне низким.
Причины гибели
28 февраля 1989 года АПКр вышел в очередной поход, с целью выполнения плановых оперативно-тактических задач. 7 апреля крейсер возвращался на базу. Утро, глубина погружения 457 м, скорость хода экономическая – 8 узлов.
Пожар на глубине
В 11 часов возникло локальное возгорание в корме. Причина возгорания до настоящего времени не установлена. Включена лодочная объемная химическая система пожаротушения. Но полностью погасить пламя не удалось.
В 11:12 АПКр начал всплытие ходом, но достигнув рубежа 150-160 метров остановился, потеряв ход. Огонь в это время повредил электрические сети, отвечающие за работу паротурбинной установки, и автоматика отключила их.
Винты замерли, лодка повисла в толще воды.
До сих пор не ясно, что это было, просчет конструкторов или неправильные действия моряков, но боевой корабль обладал достаточно низкой живучестью.
Несколько непонятна низкая эффективность системы пожаротушения, даже по выработке всего запаса хладагента огонь погасить не удалось.
Командир АПЛ принял решение всплывать продув главные балластные цистерны. В этом случае из-за вытеснения воды в ЦБГ, плавучесть приобретает положительное значение и лодка всплывает.
Но именно это решение и привело к повреждению прочного корпуса. Пиротехнические заряды, вытесняя воду, повредили систему трубопроводов. Но, тогда об этом еще никто не догадывался.
Борьба за живучесть
11:16 «Комсомолец» поднялся на поверхность, огонь уже охватил 6 отсек, распространяясь в сторону носа. Из-за проблем с электросетями вспыхнули системы управления, появилось пламя в рубке гидроакустика, полыхнули скопившиеся газы в 5 отсеке. В отсеках сильное задымление.
Моряки боролись за живучесть. Возник крен на левый борт, сегодня понятно, что через поврежденную магистраль в кормовом отсеке раскаленный воздух попал в бортовые уравнительные цистерны.
Компенсировать крен попытались продув балластные цистерны другого борта, но это вызвало лишь поступление кислорода в очаг пожара, что еще больше осложнило ситуацию.
Магистраль дыхательных аппаратов также была повреждена пожаром, после чего часть экипажа, которая боролась за выживание на борту, получила отравления. Пострадавших вынесли на палубу. Команда получила приказ использовать индивидуальные дыхательные аппараты.
В 11:54 после получения сигнала от К-278 объявлена тревога по кораблям и авиации Северного флота. К месту происшествия вылетели самолеты берегового базирования, и на помощь вышла плавбаза «Алексей Хлобыстов». В 14:40 с АПКр установлена связь самолетом аварийно-спасательной службы.
В это время начинается течь воды в 7 отсеке. Ликвидировать течь невозможно из-за полыхающего вокруг огня.
Горело все, смазка, изоляция трубопроводов, металл. Пламя подпитывал поступающий по магистралям балластных цистерн воздух.
Экипажи самолетов докладывают, что вода вокруг кормовой части лодки вспенена, крейсер имеет бортовой крен.
В 16:40 командир отдал приказ покинуть корабль. Начали спуск надувных плотов, но спустить успели лишь два, еще несколько комплектов было сброшено с самолетов.
В 17:08 нос поднялся над водой и «Комсомолец» стремительно опустился на дно.
На поверхности моря осталось 59 человек из 69 вышедших в поход. 5 осталось в капсуле и в отсеках инженер-механик Испенков, до последнего момента обеспечивавший живучесть лодки. Из пяти человек в спасательной капсуле в живых остался лишь один.
Более подробно о трагедии АПЛ можно прочитать в книге написанной Дмитрием Романовым «Трагедия подводной лодки Комсомолец». Но в тоже время в ней не совсем корректно рассматриваются действия экипажа АПЛ во время аварии. Мнения уже тогда разделились. Конструкторы винили в аварии моряков, в то время как моряки говорили о несовершенстве техники.
Выживший в бездне
После приказа об эвакуации, экипаж собрался на палубе мостика субмарины. Командир решил проверить, не остался ли кто внизу и спустился в центральный пост.
На тот момент в отсеках лодки оставалось еще пятеро:
- капитан 3 ранга Юдин;
- капитан 3 ранга Испенков;
- мичман Слюсаренко;
- мичман Черников;
- мичман Краснобаев.
Инженер Испенков видимо из-за шума на борту не услышал приказа об эвакуации и остался у дизель-генератора. Реактор был аварийно заглушен, поэтому для питания электросетей использовали его. Остальные, с командиром поднялись в аварийную капсулу для выхода на мостик.
В этот момент палуба встала почти вертикально, дифферент на корму около 80 градусов и в таком положении корабль пошел на дно. В камере на этот момент было 5 человек, включая командира лодки.
Закрыв люк, с трудом отстыковав камеру от рубки и включившись в ИДА, они начали всплытие.
Но неудачный расчет конструкторов привел к тому что, при всплытии с большой глубины в капсуле произошел скачок давления, которым вышибло люк, при этом мичмана Черникова выбросило наружу, разбив его голову о край люка. Ванин, Юдин и Краснобаев задохнулись из-за неудачной конструкции масок ИДА. Выжил только мичман Слюсаренко.
Случай, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, произошел с мичманом Виктором Слюсаренко. Вся его история спасения изобилует чудесными фактами, которых он насчитал около 7. Он единственный выжил в спасательной капсуле, которая поднялась с морского дна 1500 метров, — оказавшись единственным в мире человеком, оставшимся в живых при всплытии после крушения судна с такой глубины.
Расследование катастрофы
Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия». Не дожидаясь окончания расследования, всех моряков «Комсомольца», выживших и погибших, наградили орденами Красного Знамени. Тем временем расследование шло тяжело. Командование флота пыталось свалить вину за катастрофу на создателей лодки. Те яростно отбивались. Только через девять лет после возбуждения уголовного дела, следствие представило свои выводы. Вскрылись ужасающие факты флотского бардака.
Большинство членов экипажа К-278 до закончившегося трагически плавания последний раз выходили в море почти год назад. Некоторые моряки не имели надлежащего уровня подготовки. Следственная комиссия предложила наказать ответственных за боевую подготовку личного состава Северного морского флота. Отмечая, что уровень этой подготовки у экипажа «Комсомольца» был явно недостаточен. Следственная комиссия указала, что согласно «Курсу боевой подготовки подводников», утвержденному в 1990 году, то есть уже после гибели К-278, уровень этой самой подготовки еще более снижен. Это повышало вероятность новых катастроф. Выводы комиссии проверялись и исследовались различными флотскими учреждениями, которые подтвердили их правильность. Тем не менее, в 2002 году, когда офицеры, входившие в состав следственной группы, по возрасту вышли в запас, выводы следствия положили под сукно. Никто не понес серьезного наказания, а уровень боевой подготовки так и не был повышен.
Несколько раз предпринимались попытки поднять со дна останки «Комсомольца». Начать решили со спасательной капсулы, которую в 1991 году обнаружил глубоководный аппарат «Мир». На камере закрепили трос плавучего крана, оторвали ее ото дна, подняли на высоту 200 метров, после чего трос оборвался.
Заглушенный реактор лежащего на дне «Комсомольца» представляет гораздо меньшую опасность, чем находящиеся на борту подлодки ракеты с ядерными боеголовками. Повышение уровня радиоактивного фона вокруг корпуса субмарины отмечалось еще в 1990х годах. В 2019-м норвежские ученые обследовали останки «Комсомольца» при помощи подводного беспилотника. Уровень радиации воды вокруг атомохода превысил фоновые показатели в 100 тысяч раз, а проба из вентиляционной трубы отсека, где находится реактор, фонила почти в миллион раз больше нормы. Правда, российский адмирал Вячеслав Попов подверг сомнению выводы норвежцев.
Атомщики считают, что развитие техники позволит поднять К-278 лишь в 2020-х годах. Пока же корпус подводной лодки лежат на дне Норвежского моря, храня останки тех, кто погиб, героически спасая жизнь своих товарищей, и, возможно, скрывая страшную угрозу для будущих поколений.
Источники
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/podvodnye-lodki/komsomolets/
- https://gunsfriend.ru/komsomolec-k-278-atomnaa-podvodnaa-lodka-proekta-685-plavnik-istoria-sozdania-konstrukcia-i-vooruzenie-harakteristiki-ekspluatacia-i-podrobnosti-gibeli/
- https://tehnowar.ru/124327-Atomnaya-podvodnaya-lodka-%C2%ABKomsomolec%C2%BB-istoriya-sozdaniyaosnovnoe-voorughenie.html
- https://diletant.media/articles/45281171/
Затонувшая советская подводная лодка все еще выделяет радиоактивность
Атомная ударная подводная лодка ВМФ СССР, Комсомолец , снова в новостях спустя более тридцати лет после того, как она затонула у побережья Норвегии. Экспериментальная подводная лодка дает утечку радиоактивности из своего ядерного реактора, что приводит к заголовкам о том, что утечка в « 800 000 раз » радиоактивности окружающей воды. Утечка, хотя и зловещая, на самом деле не такая уж большая проблема.
7 апреля 1989 года экспериментальная ударная подводная лодка «Комсомолец» (вверху) находилась в дозоре в 200 милях к северу от материковой части Норвегии. «Комсомолец» загорелся, и в последовавшей за этим драматической попытке спасти корабль 42 из 62 членов экипажа погибли — многие после выхода из подводной лодки умерли от переохлаждения. Подводная лодка затонула на глубине мили вместе с бортовым ядерным реактором и двумя ядерными торпедами, несущими плутоний.
Скорбят родственники погибших на Комсомольце моряков, Мурманская, 1989.
ТАСС//Getty Images Комсомолец был назван в честь советского коммунистического союза молодежи. Это был прототип подводных лодок, которые могли нести как торпеды, так и крылатые ракеты, что сегодня является стандартной процедурой для российских подводных лодок. Он также имел двойной корпус с внутренним корпусом из титана. Это дало подводной лодке возможность погружаться на глубину до 3000 футов, что намного глубже, чем у ее американских аналогов. Большая подводная лодка водоизмещением 8000 тонн, имела длину 400 футов и ширину 27 футов.
Подводная лодка уже 35 лет находится в Норвежском море на глубине 1659 метров (5442 фута). Подлодка преодолела глубину разрушения своего титанового корпуса, но все еще цела .
Из подводной лодки также вытекает радиоактивность. Работая с научно-исследовательского судна G. O. Sars, Норвежские и российские исследователи взяли пробы радиации из канала, который ранее был отобран российскими исследователями в 1990-х и 2000-х годах. Команда использовала дистанционно управляемый автомобиль Ægir 6000 взять пробы воды, обнаружив радиоактивность, вытекающую из подводной лодки в размере от 100 до 800 беккерелей на литр. Это намного выше, чем радиоактивность окружающей морской воды, которая была измерена на уровне 0,001 беккереля на литр.
Посмотреть полный пост на Youtube
Беккерель — это единица измерения радиоактивности, которая подсчитывает количество радиации, высвобождаемой, когда такой элемент, как уран, излучает энергию в результате радиоактивного распада (или распада, в случае ядерного взрыва). взрыв) нестабильного атома. Вкратце: 800 беккерелей — это не так уж и много, особенно когда он находится в глуши и радиоактивность растворена в подводной среде. Исследователи считают, что это даже не представляет угрозы для норвежских запасов морепродуктов, которые являются основным источником продовольствия и экспорта для скандинавской страны.
«Уровни, которые мы обнаружили, были явно выше нормальных для океанов, но они не были тревожно высокими», — объяснила руководитель экспедиции Хильда Элиз Хелдал.
Посмотреть полный пост на Youtube
Итак, обломки «Комсомольца» в безопасности. .. пока. Если ядерный реактор каким-то образом разрушится, это может привести к еще большей утечке радиации в будущем. Есть еще две торпеды с ядерными боеголовками : плутоний внутри них обеих может пережить метод сдерживания и высыпаться из-под обломков. Этот процесс, вероятно, займет гораздо больше времени, хотя ученые и инженеры сейчас изучают, как исправить ситуацию, включая подъем всей подводной лодки из воды.
Вот видео ROV Ægir 6000, , снятое на высоте 1000 метров в 2016 году:
Посмотреть полный пост на Youtube с 2015 года. Если это связано со взрывами или снарядами, он обычно за это. Статьи Кайла публиковались в The Daily Beast, U.S. Naval Institute News, The Diplomat, Foreign Policy, Combat Aircraft Monthly, VICE News 9.0004 и другие. Он живет в Сан-Франциско.
Советская подводная лодка, затонувшая в 1989 году, имеет некоторую утечку радиации, результаты исследования: NPR
Удаленный подводный аппарат исследует затонувший «Комсомолец» примерно в миле под поверхностью Норвежского моря. Ægir 6000/Институт морских исследований Норвегии скрыть заголовок
переключить заголовок
Ægir 6000/Институт морских исследований Норвегии
Удаленный подводный аппарат исследует обломки корабля «Комсомолец», примерно в миле под поверхностью Норвежского моря.
Ægir 6000/Институт морских исследований Норвегии
Норвежские исследователи завершили обследование затонувшей 30 лет назад атомной подводной лодки советских времен. Исследовательская группа обнаружила, что подводная лодка выделяет небольшое количество радиации из своих реакторов, но не представляет угрозы для окружающей среды.
Корабль, известный как Комсомолец , был единственной в своем роде ударной подводной лодкой. Его корпус был сделан из титана, что позволяло ему работать на глубине более 3000 футов — намного меньше, чем могли достичь американские подводные лодки в то время. Он был оснащен двумя реакторами и нес как ядерное, так и обычное оружие.
7 апреля 1989 года лопнул воздухопровод высокого давления, соединяющий цистерны главного балласта подлодки. Неудача вызвала пожар в кормовой части, который медленно распространялся по подводной лодке. Из 69экипаж, выжили только 27 человек, а подводная лодка затонула на дно в Норвежском море.
Норвежские власти ежегодно отслеживают условия вокруг места крушения, говорит Хильде Элиз Хелдал, которая возглавляла последнюю экспедицию Института морских исследований в Бергене. «Но в этом году у нас появилась уникальная возможность взять пробу с помощью дистанционно управляемого транспортного средства».
Подводное видео обломков.
ИМР Ютуб
Роботизированная мини-субмарина позволила им взять образцы с самой подводной лодки. Когда исследователи взяли пробу воды из вентиляционной трубы, ведущей к реактору подлодки, они обнаружили повышенный уровень цезия-137. По словам Хелдаля, радиоактивный цезий просачивается из одного из ядерных сердечников.
Уровень радиации в трубе был намного выше, чем в окружающей морской воде; однако Хелдал говорит, что это не особенно беспокоит.
«Я не думаю, что это представляет угрозу ни для рыб, ни для людей», — говорит она. Радиоактивный цезий быстро растворяется: измерения всего в нескольких футах над отверстием не показали повышенного уровня радиации.
Недатированный снимок «Комсомольца», сделанный в Санкт-Петербурге перед тем, как он затонул.