Меня не устраивают отношения, но и расстаться с партнером я не могу
Я представляю, как мамина подруга тетя Бронислава назидательно произносит: «Лена, чтобы писать о таких сложных вещах, нужно прожить жизнь и увидеть ее со всех сторон». Я знаю. Я боюсь начать. Поэтому прежде я задаю миллион вопросов — себе, знакомым, гуглу…
Почему через год, десять или даже двадцать лет одни выходят из отношений, а другие так и не решаются? Почему семейная жизнь одних заканчивается большим скандалом, а другие в духе последних тенденций празднуют развод и остаются друзьями?
Недавно моя двоюродная сестра Аня спросила меня: «Почему мама с папой не разведутся, если они не разговаривают друг с другом и никогда не целуются?» Я не нашлась, что ей ответить.
Почему Венсан Кассель расстался с Моникой Беллуччи и ушел, как в бородатом анекдоте, к 20-летней модели? По иронии судьбы возраст последней равен годам, прожитым актером с Моникой. Кто из них и в чем недотянул, не захотел склеить осколки? Я не знаю. Но я точно знаю, что это не кто-то один. Банально, но нет правого и виноватого в разводе. Есть двое, которые не справились с управлением, не просили прощения и не пытались простить, забывали, что «любви тоже нужен ее ежедневный хлеб», как говорила императрица Александра, жена Николая II.
Похожие материалы:
Колонка G.: Що таке “Метод хлібних крихт” та чому ми…
Конец романтики: как фильмы о большой любви заставили…
Ждите ответа: почему люди все чаще избегают разговоров по…
А почему остались вместе Бейонсе и Джей Зи, который недавно сделал шокирующее признание для The New York Times, подтвердив свои измены? На вопрос, как пара боролась с этой болью, рэпер ответил: «Вы знаете, где находится самое безопасное место во время урагана? Внутри самого урагана. Вот так и получается, что самое лучшее место — в самом центре огромной боли. Там мы сидели. И это было неудобно. У нас было много разговоров, обо всем. В конце концов мы поняли, что у нас есть большая ценность — уважение к тому, что мы делаем.
Говорить, ничего не скрывая, о своих переживаниях и претензиях научил меня бывший муж. Во всех прошлых отношениях я копила обиды, молчала, а спустя время без объяснений обрывала связь. Как видите, по определению «бывший», нам это не помогло.
После неудачной попытки выйти замуж в 17 лет, когда мама спрятала мой паспорт, я сказала, что никогда не захочу этого повторить. Решительности хватило на пять лет, после чего я заявила: если соглашусь на брак, это будет один раз и на всю жизнь. Друзья надо мной смеялись. Наверное, они знали больше чем я, когда утверждали, что один муж — точно не про меня. Предрекали минимум троих или ни одного. Я же знала, что докажу им (или себе) обратное: у меня будет муж, которого я буду любить больше себя самой, и мы будем жить долго и счастливо.
Похожие материалы:
Колонка G: Хто я для нього взагалі?
3 признака того, что вы выбрали правильного партнера на…
И смех и грех: Как чувство юмора влияет на отношения?. ..
Не думаю, что я оригинальна в своих желаниях. Вряд ли кто-то собирается связать свою жизнь с человеком, заранее прогнозируя развод. Но с цифрами не поспоришь — недавно Business Insider опубликовал данные бракоразводной статистики: Португалия, Испания, Люксембург, Чехия, Венгрия — уровень разводов превышает 60%; США, Россия — 50—59%; Канада, Австралия, Украина, Белоруссия, Австрия, Словакия, Великобритания, Германия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Молдавия — 40—49%; Италия, Казахстан, Китай, Мьянма, Бразилия, Турция, Румыния, Польша — 20—29%; Ливия, Колумбия, Чили, Узбекистан — 0—9%.
Почему так случается? Что происходит с героями после свадьбы, в отличие от традиционной сказочной концовки? Я попросила практикующего психолога Ольгу Корниенко перечислить главные причины разрыва отношений, и вот что она назвала:

2. Привыкание, угасание возбуждения, интереса, скука.
3. Нарушение границ, баланса принятия и агрессии. Человек больше разрешает, уступает, чем получает или отстаивает себя. Или наоборот — мало отдает, закрыт, негибок, диктует свои правила.
4. Невозможность понять потребности друг друга, прийти к общему решению. Отсутствие взаимного понимания и желания услышать другого.
Похожие материалы:
Почему мужчина игнорирует женщину, которая ему нравится…
Про любовь: 5 стереотипов об отношениях, которые больше…
Ученые сформулировали самый безболезненый способ…
5. Насилие: психологическое, моральное, сексуальное, физическое, которое неприемлемо для второго.
6. Стремление «зацементировать»: когда человек хочет сохранить когда-то принятое решение или образ того, как должно быть в отношениях. И не принимает реальности постоянных изменений.
Два года назад я вышла замуж по безумной любви. Полюбила так, как и мечтала, — больше, чем саму себя. До свадьбы мы встречались больше двух лет, за которые Саша в моих глазах окончательно закрепился в статусе принца. Умный, заботливый, поддерживающий, мечтает о детях и обожает их, супергерой, решающий все проблемы. Саша — первый человек, которого замечают в любой новой компании.
Несмотря на сдержанность эмоций, есть в нем особая притягательная сила, заставляющая смотреть на него, слушать, смеяться над его шутками. И влюбляться. Я привыкла, что к нему были неравнодушны даже самые близкие мои подруги. Мне это льстило. Я чувствовала себя особенной рядом с ним, а он не уставал говорить и доказывать это. Когда выяснилось, что его мама против нашего брака и пойдет на все, чтобы нас разлучить, он разорвал с ней отношения. В общем, даже сейчас, если бы меня попросили описать идеального мужчину, он получил бы все Сашины черты. Кроме одной.
Похожие материалы:
Останемся друзьями: почему мы не верим в дружбу между…
Зачем семейные люди скачивают приложения для знакомств?. ..
Отношения с мужчинами: что мне посоветовала бабушка…
После встречи с ним я изменилась. Впервые в жизни мне захотелось печь сырники и варить борщ. До этого могла приготовить мужчине максимум овсянку на завтрак. Подруги любят вспоминать, как я варила для Саши абрикосовое варенье с грецкими орехами. Он тоже изменился — из сердцееда стал домашним, только моим. Но кое-что осталось неизменным.
Властность, авторитаризм, достижение целей любыми способами, вспыльчивость — все это поначалу казалось мне признаками мужественности и силы. Я не заметила, как его взгляды и симпатии стали моими, а я стала той, кто по любому поводу и без цитирует своего мужчину, сомневается в своей внешности без его подтверждения, бежит к нему за советом по самому незначительному вопросу и не в состоянии без его одобрения выбрать рыбу в супермаркете и блузку к юбке. Более того, мне понравилось быть слабой до беспомощности. Дошло до того, что вместо меня Саша делал покупки, платил по счетам, резал мясо и рыбу (потому что мне дурно от вида крови), гладил вещи (потому что у меня это плохо получается), разбирался с инструкциями к бытовым гаджетам и обучал пользоваться ими (потому что я не дружу с техникой), даже утешал моих подруг после неудачных романов.
Похожие материалы:
Миллениеалы стали все реже заниматься сексом: что с нами…
11 признаков, что вы нашли «своего» мужчину
5 стадий отношений, через которые проходят только…
Проблема лишь в том, что он мог погладить мне платье, почистить туфли и принять важное решение, не посоветовавшись со мной. Я сама отдала ему пульт управления своей жизнью. Спустя время я взбунтовалась, потребовала уважать мое мнение. Но как можно уважать того, чего нет? И понеслись скандалы. Сначала они заканчивались отличным сексом, затем молчанием и, наконец, длительными выяснениями, кто прав. Никто из нас не был счастлив. В ссорах муж долго хранил спокойствие, потом срывался на крик, и я переставала его узнавать. Мне всегда казалось — то, как люди ссорятся, показатель их отношения друг к другу.
Мое нежелание снять розовые очки длилось еще год после свадьбы. Потом я начала писать для ELLE и вдруг осознала, кто я, кем мечтаю стать и какого отношения к себе хочу. Тогда же мне предложили работать в журнале — и я поняла: это тот самый шанс, чтобы разобраться в отношениях. Саша удивил меня тем, что обрадовался и поддержал мое решение, но это не остановило меня сказать ему: «Строй жизнь без меня, ты останешься для меня дорогим человеком, мы будем друзьями, несмотря ни на что».
Все осложнялось тем, что Сашу обожает моя мама. В ее телефонной книге он значится как «сыночек», ее мнение имеет для него огромный вес, а еще он может без повода радовать ее цветами, косметикой или поездкой на курорт. Когда я объявила маме о своем решении, она сказала: «Ты ищешь идеальных отношений. Тебе их никогда не отыскать. Как и каждому из нас». И добавила, что не желает мне такой же судьбы, как у героини фильма «Качели», которая «не хранила, а потом плакала».
На автостанцию меня отвез Саша. Когда мы прощались, он с улыбкой сказал, что ждет меня дома, и уточнил: как я собираюсь жить в Киеве одна, если боюсь даже темноты и спать на краю кровати? Кажется, он не сомневался, что я вернусь максимум через две недели.
Похожие материалы:
10 фраз, які не варто говорити під час сексу (серйозно…
Секс перестал продавать. Что же пошло не так?
Статистика: що чоловіки хочуть чути під час сексу?…
В мелодрамах обычно описывают страдания тех, кого бросили, но не тех, кому приходится сказать: «Я так больше не могу, давай расстанемся». Как будто после этих слов играет идиллическая музыка, и человек, избавившийся от груза несчастливых отношений, уходит в закат. На самом деле все не так.
Я уехала в новую жизнь, в которой у меня появилось несколько седых волос, я пристрастилась к самобичеванию, магнию в капсулах, сомнениям и песням «Мачете». В мелодрамах о выборе («С любовью, Рози», «Запретная любовь», «Дневник памяти», «Мосты округа Мэдисон», «Любовники») показано, как героиня мечется между долгом и сердцем. Я же, подобно героям «Вечного сияния чистого разума», пыталась заставить замолчать сердце и разбудить рацио. Даже после того, как встретила «очень хорошего парня», каждый день заставляла себя думать, что мой брак был ошибкой, — тщательно собирая проколы Саши, запрещая себе плакать при мысли, что никогда и ни с кем мне больше не будет так хорошо, как с ним.
Похожие материалы:
10 фраз, которые нельзя говорить партнеру
Почему мы врем в отношениях и к чему это приводит?
5 признаков эмоционально нестабильного мужчины…
Мы встретились через полгода. Я приехала, чтобы сказать: «Я полюбила другого и хочу продолжать жизнь без тебя». Подруги в один голос отговаривали от честного признания, боясь за меня. Но это был уже другой человек. Тот, кого я всегда видела сквозь розовые очки. Только теперь он был настоящим. Я не верю в превращения лягушек в принцесс, и мне сначала показалось, что это театр. Но когда я сказала, что у меня есть отношения в Киеве, Саша — собственник до кончиков пальцев — ответил: «Хорошо. Но ты все равно будешь моей. Я все для этого сделаю». Он признался: не было ни дня, чтобы он не думал о своих поступках. А еще в том, что много раз пытался начать другие отношения, но каждый раз перед поцелуем видел мое лицо — и все заканчивалось.
Оказалось, чтобы он изменился, понадобилось, чтобы я его бросила. На вопрос, что же произошло с моим мужем, подруга и психолог Оля сказала: «Лена, люди редко меняются. Все просто: изменилась ты, поэтому изменилось его отношение к тебе».
Самое интересное, что ответа у меня как не было, так и нет. Сегодня я не знаю, что делать. И решила не делать ничего, ожидая подсказки от вселенной. Жизнь все расставит по своим местам. Так говорит моя мама, а она всегда оказывается права.
Теги: любовь, отношения, расставание
Почему мужчины не умеют расставаться?
297 716
Кризис отношенийМужчина и женщинаРазвод
Взгляд женщин
Лидия, 32 года
«Oднажды утром я, как обычно, уехала в офис, а он сказал, что поработает дома. Днем я получила от него сообщение: „Ухожу, потому что с тобой невозможно жить“. Больше я его не видела».
Ольга, 45 лет
«Мой муж исчез внезапно — как-то вечером пошел выносить мусор и не вернулся. Мы подняли на ноги полицию, объявили его во всероссийский розыск… Он позвонил через пять лет из США и попросил выслать ему денег. На вопрос, почему он так поступил со мной, никаких объяснений не последовало».
Елена, 28 лет
«Он дал мне ключи от своей квартиры, когда мы только начали встречаться. Как-то ко мне на работу пришел его водитель, чтобы забрать ключи. Так он поставил меня в известность, что между нами все кончено».
«Эти истории подтверждают: многим мужчинам непросто завершить отношения цивилизованно, — комментирует психотерапевт Виктор Макаров. — Им сложно объяснять причины своего решения, даже на приеме у психотерапевта они редко говорят об этом. Чаще говорят об эмоциональном напряжении, жалуются на свою партнершу или переводят разговор на другую тему. Только после длительной работы они находят в себе силы признать, почему на самом деле решили разорвать отношения».
В нашем сознании сложилось представление о том, что современный мужчина должен быть невозмутимым и уверенным в себе
Разрыв же отношений неизбежно связан с ощущением личной неудачи — эти переживания настолько дискомфортны и настолько не соответствуют их гендерному и общественному статусу, что мужчины стараются разрешить ситуацию максимально быстро и резко.
Черно-белые чувства
Уход без объяснения причин может говорить и о том, что мужчина испытывает страх перед близкими отношениями. «Дело не в том, что он не умеет расставаться. Его пугают длительные, доверительные отношения, — уточняет психоаналитик Татьяна Алавидзе. — Рядом с женщинами он чувствует себя незащищенным и беспомощным, как в раннем детстве».
Проблема чаще всего кроется в травматичных отношениях с матерью. Если она не понимала потребностей сына, была эмоционально холодна или чрезмерно тревожна, то он, скорее всего, не чувствовал себя любимым и желанным, а его потребность в ощущении безопасности рядом с матерью не удовлетворялась.
Отсутствие «хороших» отношений с матерью приводит к тому, что ребенок испытывает к ней противоречивые эмоции: он ее и любит, и ненавидит
Эти чувства настолько сильны, что сознание ребенка не в состоянии вместить их одновременно. Во взрослом возрасте это мешает воспринимать людей целостно: мужчина будет отрицать ту или иную сторону личности женщины или видеть каждого в черном или белом цвете — безупречно хорошим или безнадежно плохим.
Мужчины склонны к такому восприятию больше, чем женщины. Причина этого — в особой природе отношений между сыном и матерью. От него мать нередко ожидает большего, чем от дочери: она хочет видеть сына сильным и рассудительным, не позволяет ему проявлять чувства, которые кажутся ей неприемлемыми.
«В результате у мужчины формируются представления — сознательные или бессознательные — о том, что какие-то его чувства и желания „плохие“, — продолжает психоаналитический психотерапевт Татьяна Драбкина, — что их нельзя не только обсуждать, но и испытывать».
Поэтому в отношениях с женщиной он будет игнорировать все, что его тревожит. Это может длиться до тех пор, пока последняя капля не переполнит чашу, после чего спутница жизни мгновенно превратится из очень хорошей в устрашающе плохую. В такие моменты, как правило, и происходит внезапный разрыв отношений.
Не расстаться… с матерью
«Я еще никого в своей жизни не бросил — напротив, подруги сами уходят от меня. Когда я чувствую, что отношения с женщиной меня тяготят, я тут же превращаюсь в плохого парня и отравляю ей жизнь. Так я заставляю ее взять инициативу в свои руки. Не слишком красиво, но очень эффективно!» — рассказывает 30-летний Максим.
Некоторые мужчины предпочитают бездействовать или ведут себя агрессивно и провокационно, ожидая, что решительный шаг сделает женщина. Тем самым они перекладывают на нее свое чувство вины и ответственность за несложившиеся отношения.
Такая стратегия часто связана с тем, как мальчик пережил эдипов возраст — время от трех до пяти лет, когда у детей обостряются чувства и желания по отношению к родителям
«Уверенность маленького мальчика в том, что он занимает центральное место в жизни матери, сменяется представлением о том, что истинный объект ее желания — его отец, — рассказывает французский психотерапевт Жак-Антуан Маларевич.
— Но если мальчик растет без отца или привязанность матери к сыну чрезмерна, подобного осознания может и не произойти. Ребенок продолжает воображать себя средоточием всех ее желаний и интересов. Для него покинуть мать в подобной ситуации — все равно что убить ее».
Именно из этого «детского» чувства возникают многие трудности, которые в дальнейшем мешают мужчине не только завязывать, но и аккуратно прекращать отношения с женщиной.
(Не)ясные требования
Другую модель поведения реализует 35-летний Роман, живущий в гражданском браке уже восемь лет: «Мне часто хочется все бросить и уйти, но я сдерживаюсь и остаюсь. А вот моя подруга пару раз уже собирала чемодан и уходила к родителям, чтобы обдумать перспективы наших отношений».
Подобная асимметрия в поведении мужчин и женщин не удивляет Жака-Антуана Маларевича: «Все чаще отношения в современной паре либо держатся именно на женщине, либо их просто нет».
По его мнению, большинство европейских мужчин воспроизводят архаичную модель отношений, сложившуюся еще в XIX веке: как только фаза соблазнения пройдена, они считают, что им больше нечего созидать. Они долго плывут по течению, и, возможно, поэтому разрыв отношений с их стороны всегда воспринимается как неожиданный и очень болезненный.
Для многих женщин гармоничные отношения в паре приоритетны, и они вкладывают в них много усилий
Ясные требования к совместной жизни и финансовая самостоятельность позволяют женщине аргументированно завершать отношения, которые не соответствуют ее представлениям о гармоничном союзе.
«Расставание для некоторых из нас — это прекрасная возможность наконец-то стать самими собой, — комментирует французский психотерапевт Марсель Рюфо. — Разрыв же ассоциируется лишь с болью и разрушением».
Женщины чаще расстаются, мужчины — разрывают отношения. Их неспособность ясно объяснить причины своего ухода заставляет партнершу страдать. «Прерванные таким образом отношения трудно психологически завершить, — продолжает Татьяна Драбкина, — а без этого не получается дальше строить собственную жизнь».
Кроме того, молчание унижает, и женщина пытается заглушить это чувство своими фантазиями и гипотезами о том, что произошло
Но покинуть другого без объяснений также означает не оставить ему ни единого шанса высказать свои чувства, свою позицию. И наоборот, решиться сказать о своих претензиях — значит позволить себе устранить некоторые из них, а иногда и развеять собственные иллюзии. Так что ясно формулировать критерии удачных отношений, переводить свои эмоции и ожидания в слова — этому стоит учиться.
Когда мужчина заговорит
Согласно книге «Мальчики и девочки. Два разных мира», в основе неспособности мужчин облекать свои эмоции и чувства в слова лежат две основные причины.
Эволюционно сложилось так, что у мальчиков почти на шесть лет позже, чем у девочек, окончательно формируются области левого полушария мозга, ответственные за речь и рационально-логическое мышление.
Другая причина кроется в особенностях воспитания. «Мальчикам труднее высказать свою мысль словами, — считает нейропсихолог Валентина Еремеева, — они редко говорят о собственных эмоциях. Кроме того, психика мальчиков не выдерживает длительного эмоционального напряжения, и, чтобы не сломаться, мозг отключает каналы восприятия негативной информации: мальчика ругают, а он перестает слышать слова взрослого».
Чем счастливее и радостнее его детство, чем ласковее с сыном общается мать, одобряя его поступки, внимательно выслушивая и помогая ему, тем более полноценным будет его психическое и эмоциональное развитие. И вырастет мужчина, способный говорить о своих чувствах с близкими людьми.
Те, кто это умеет
«Семейная жизнь — еще не вся жизнь» — это открытие 56-летний Борис сделал после четырех лет встреч с психотерапевтом. «У меня были очень доверительные отношения с матерью, которые, казалось, невозможно разорвать. Обрубить эту нить удалось лишь моей жене, которая, однако, сама оказалась в роли моей матери. Мы жили друг для друга, встречались только с общими друзьями. В какой-то момент я решил, что дальше в таком симбиозе сосуществовать невозможно, — и ушел из семьи».
Психоанализ помог Борису понять, что он может быть не только сыном или маленьким мальчиком, но и взрослым мужчиной, мужем. Он встретился с женой и смог объяснить ей причины произошедшего. И она, похоже, готова возобновить с ним общение.
Как бы парадоксально это ни звучало, но женщины находят более привлекательными мужчин, которые умеют расставаться: ведут себя как зрелые люди, способные слышать аргументы другого, открыто говорить о своих чувствах, внятно формулировать причины своего ухода.
«Мужчина, способный сказать: „Я больше не люблю тебя“ или „Я ухожу от тебя“, воспринимается как тот, кто знает, чего он хочет и куда идет, — подчеркивает Жак-Антуан Маларевич. — Такая открытость в глазах большинства женщин делает его настоящим мужчиной».
«Женщины не склонны терпеть мужчин, которые их не устраивают»
Существует устойчивое представление, что рвать отношения — мужская прерогатива. Когда и почему сложился такой стереотип?
Марина Бутовская, антрополог: Это может быть связано с тем, что стратегия кратковременного партнерства и меньший вклад в заботу о потомстве более типичны для мужчин, которые в целом и более полигамны. В традиционном обществе (83% таких обществ допускают полигамию) речь шла о том, чтобы привести к себе в дом новую, более молодую жену.
В моногамных же обществах мужчине для этого необходимо было расстаться со старой женой. И он делал это, хотя и нес ответственность за покинутую семью, которой должен был обеспечить материальную компенсацию. Для женщин рвать отношения было крайне сложно: их социальный статус снижался, перспектива вторично выйти замуж была минимальна, а забота о детях полностью ложилась на их плечи.
Изменилось ли что-то сегодня?
В современном обществе женщины все реже терпят мужчин, которые их не устраивают по тем или иным причинам (неверность, пассивность, нежелание помогать по хозяйству, заботиться о детях и прочее), и чаще уходят сами или выставляют партнера за дверь. Это связано с более высоким социальным статусом женщины, ее экономической независимостью, более терпимым отношением в обществе к одиноким женщинам и смене партнеров, а также к гражданским бракам.
Портативный внешний аккумулятор
Компактный пауэрбанк позволит оперативно зарядить смартфон или другое электронное устройство и всегда оставаться на связи с партнером, родными и друзьями — что бы ни случилось.
Реклама. https://aliexpress.ru
Текст:Наталья ГридневаИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Как наладить сексуальную жизнь после рождения ребенка: 5 советов новоиспеченным родителям
«Фантазии о бывшем не дают мне покоя и портят отношения в семье»
«Не надо кричать, ты здесь не одна»: что такое акушерское насилие и почему оно происходит. Часть 2. Роды
«Куплю друга»: почему молодые люди платят за общение — новый тренд
«Проверяю телефон парня и ревную его из-за лайков к чужим фоткам»
«В отношениях с любовницей муж был совсем другим человеком. Значит, дело во мне?»
В чем секрет мужского долголетия? Спойлер: дело не в еде и не в спорте
«Ревность усиливает желание»: правда ли это — размышления психоаналитика
Что Библия говорит о том, чтобы не быть частью этого мира?
Римлянам 12:2 ESV / 48 благодарностей
Не сообразуйтесь с этим миром, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, дабы вы, испытывая, познали, что есть воля Божия, что хорошо, угодно и совершенно.
1 Иоанна 2:15 ESV / 46 благодарностей
Не любите мир или вещи в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Иоанна 15:19 ESV / 42 благодарности
Если бы вы были от мира, мир любил бы вас как своих; но так как вы не от мира, но Я избрал вас из мира, то мир и ненавидит вас.
Иакова 4:4 ESV / 41 благодарность
Вы прелюбодейные люди! Разве ты не знаешь, что дружба с миром есть вражда с Богом? Поэтому всякий, кто хочет быть другом мира, становится врагом Богу.
Колоссянам 3:2 ESV / 36 благодарностей
Обратите внимание на то, что наверху, а не на то, что на земле.
Иоанна 18:36 ESV / 35 благодарностей
Иисус ответил: «Царство Мое не от мира сего. Если бы царство мое было от мира сего, то рабы мои сражались бы, чтобы я не был предан иудеям. Но мое царство не от мира».
1 Иоанна 2:15-17 ESV / 32 благодарности
Не любите мир или вещи в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что есть в мире, и похоти плоти, и похоти очей, и гордость житейская, не от Отца, но от мира. И мир проходит вместе с его желаниями, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Иоанна 17:14 ESV / 30 благодарностей
Я дал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и я не от мира.
Иакова 1:27 ESV / 29 благодарностей
Религия чистая и непорочная перед Богом Отцом такова: посещать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя незапятнанными от мира.
Иоанна 8:23 ESV / 24 благодарности
Он сказал им: «Вы снизу; Я сверху. Вы из этого мира; Я не от мира сего.
1 Иоанна 5:19 ESV / 23 благодарности
Мы знаем, что мы от Бога, и весь мир лежит во власти лукавого.
1 Иоанна 3:13 ESV / 23 благодарности
Не удивляйтесь, братья, что мир ненавидит вас.
Матфея 6:24 ESV / 23 благодарности
«Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Вы не можете служить Богу и деньгам.
Иоанна 12:31 ESV / 21 благодарность
Ныне суд этому миру; теперь будет изгнан князь мира сего.
Луки 1:37 ESV / 21 благодарность
Ибо для Бога нет ничего невозможного».
Ефесянам 6:12 ESV / 20 благодарностей
Ибо мы боремся не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против космических сил над настоящей тьмой, против духовных сил зла поднебесных.
Римлянам 12:1-2 ESV / 20 благодарностей
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую и благоугодную Богу, которая есть ваше духовное поклонение. Не сообразуйтесь с этим миром, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, дабы вы, испытывая, познали, что есть воля Божия, что хорошо, угодно и совершенно.
1 Иоанна 4:5 ЕСВ / 19полезные голоса
Они из мира; поэтому они говорят от мира, и мир слушает их.
Филиппийцам 3:20 ESV / 19 благодарностей
Но наше гражданство на небесах, и от него мы ожидаем Спасителя, Господа Иисуса Христа,
Ефесянам 5:11 ESV / 19 благодарностей
Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но обличайте их.
1 Иоанна 2:17 ESV / 18 благодарностей
И мир проходит вместе с его желаниями, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
1 Иоанна 2:16 ESV / 17 благодарностей
Ибо все, что есть в мире, и похоти плоти, и похоти очей, и гордость житейская, не от Отца, но от мира.
Иоанна 15:18-19 ESV / 17 благодарностей
«Если мир ненавидит вас, знайте, что он возненавидел меня раньше, чем вас. Если бы вы были от мира, мир любил бы вас как своих; но так как вы не от мира, но Я избрал вас из мира, то мир и ненавидит вас.
Иоанна 3:16 ESV / 17 благодарностей
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Откровение 11:1-19 ESV / 16 благодарностей
И дали мне трость, подобную жезлу, и сказали мне: встань и измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем, а двора вне храма не измеряй; оставь это, ибо оно отдано народам, и они будут попирать святой город сорок два месяца. И дам двум свидетелям Моим власть, и они будут пророчествовать 1260 дней, облеченные во вретища». Это две маслины и два светильника, стоящие перед Господом земли. И если кто-нибудь причинит им вред, из уст их льется огонь и пожирает их врагов. Если кто-то причинит им вред, так он обречен на смерть. …
Иоанна 17:16 ESV / 16 благодарностей
Они не от мира, как и я не от мира.
Иоанна 16:11 ESV / 16 благодарностей
О суде, потому что князь мира сего осужден.
Откровение 1:1 ESV / 15 благодарностей
Откровение Иисуса Христа, которое Бог дал ему, чтобы показать своим слугам то, что должно произойти вскоре. Он сообщил об этом, послав своего ангела к своему слуге Иоанну,
1 Иоанна 2:15-16 ESV / 15 благодарностей
Не любите мир или вещи в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что есть в мире, и похоти плоти, и похоти очей, и гордость житейская, не от Отца, но от мира.
1 Петра 2:9 ESV / 15 благодарностей
Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
Иоанна 16:33 ESV / 15 благодарностей
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь. Но мужайтесь; Я победил мир».
1 Иоанна 5:4 ESV / 14 благодарностей
Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир. И это победа, победившая мир, — наша вера.
Иоанна 14:30 ESV / 14 благодарностей
Я не буду больше говорить с тобой много, ибо грядет правитель мира сего. Он не имеет ко мне претензий,
Иоанна 3:16-17 ESV / 14 благодарностей
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо Бог послал Сына Своего в мир не для осуждения мира, но для того, чтобы мир был спасен через Него.
Матфея 16:26 ESV / 14 благодарностей
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или что даст человек за душу свою?
1 Иоанна 4:4 ESV / 13 благодарностей
Деточки, вы от Бога и победили их, ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире.
2 Петра 2:20 ESV / 13 благодарностей
Ибо если, избежав скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для них хуже первого.
Титу 2:11-12 ESV / 13 благодарностей
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас отречься от нечестия и мирских страстей и жить целомудренно, честно и благочестиво в нынешнем веке,
Ефесянам 5:1 ESV / 13 благодарностей
Поэтому будьте подражателями Богу, как возлюбленные дети.
2 Коринфянам 4:4 ESV / 13 благодарностей
В их случае бог века сего ослепил умы неверующих, чтобы они не видели света евангелия славы Христа, Который есть образ Божий.
Откровение 21:1-27 ESV / 12 благодарностей
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже не было. И увидел я святой город, новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос от престола, говорящий: вот, жилище Божие с человеком. Он будет обитать с ними, и они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними как их Бог. Он отрет всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни боли уже не будет, ибо прежнее прошло». И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И сказал он: «Запиши это, ибо слова сии верны и истинны». …
2 Петра 1:4 ESV / 12 благодарностей
Которыми даровал нам Свои драгоценные и весьма великие обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления из-за греховного вожделения.
Филиппийцам 3:20-21 ESV / 12 благодарностей
Но наше гражданство на небесах, и оттуда мы ожидаем Спасителя, Господа Иисуса Христа, Который преобразит наше униженное тело, чтобы оно было подобно Его славному телу, силою, позволяющей Ему даже все подчинить Себе.
Ефесянам 2:10 ESV / 12 благодарностей
Ибо мы Его творение, созданные во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог приготовил наперед, чтобы нам ходить в них.
2 Коринфянам 5:17 ESV / 12 благодарностей
Итак, кто во Христе, тот новая тварь. Старое прошло; вот, пришло новое.
Иоанна 14:27 ESV / 12 благодарностей
Мир оставляю вам; мой мир, который я даю вам. Не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущаются сердца ваши и да не устрашаются.
Иоанна 8:12 ESV / 12 благодарностей
Иисус снова обратился к ним, говоря: «Я свет миру. Тот, кто последует за мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
1 Иоанна 3:1 ESV / 11 благодарностей
Посмотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться детьми Божьими; и так мы. Причина, по которой мир не знает нас, в том, что он не знал его.
2 Тимофею 2:22 ESV / 11 благодарностей
Итак, убегай юношеских страстей и стремись к правде, вере, любви и миру со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
1 Тимофею 6:7-8 ESV / 11 благодарностей
Ибо мы ничего не принесли в мир, и ничего не можем взять из мира. Но если у нас есть пища и одежда, мы будем довольны этим.
1 Фессалоникийцам 5:22 ESV / 11 благодарностей
Воздерживайтесь от любой формы зла.
Ефесянам 2:2 ESV / 11 благодарностей
В котором ты когда-то ходил, следуя курсу этого мира, следуя за князем, господствующим в воздухе, духом, который ныне действует в сыновьях непослушания —
2 Коринфянам 10:3 ESV / 11 благодарностей
Ибо хотя мы и ходим во плоти, но воинствуем не по плоти.
Римлянам 14:1-23 ESV / 11 благодарностей
Что касается того, кто слаб в вере, приветствуйте его, но не ссорьтесь из-за мнений. Один человек считает, что может есть что угодно, а слабый человек ест только овощи. Да не презирает тот, кто ест, того, кто воздерживается, и да не осуждает тот, кто ест, того, кто ест, ибо Бог благоволил ему. Кто ты такой, чтобы осуждать чужого раба? Он стоит или падает перед своим собственным хозяином. И он будет поддержан, ибо Господь силен поставить его. Один человек считает один день лучше другого, а другой одинаково оценивает все дни. Каждый должен быть полностью убежден в своем уме. …
Римлянам 1:20 ESV / 11 благодарностей
Ибо его невидимые свойства, а именно, его вечная сила и божественная природа, ясно ощущались с момента сотворения мира в сотворенных вещах. Так что им нет оправдания.
Откровение 18:4 ESV / 10 благодарностей
И услышал я другой голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы вам не участвовать в грехах ее и не участвовать в язвах ее;
1 Иоанна 5:5 ESV / 10 благодарностей
Кто побеждает мир, как не тот, кто верит, что Иисус есть Сын Божий?
1 Петра 3:15 ESV / 10 благодарностей
Но в сердцах ваших чтите Христа Господа как святого, всегда готовые дать ответ всякому, кто спросит у вас о причине для вашего упования; но делайте это с кротостью и уважением,
Евреям 13:5 ESV / 10 благодарностей
Держите свою жизнь свободной от любви к деньгам и довольствуйтесь тем, что имеете, ибо Он сказал: «Я никогда не оставлю тебя и не покину тебя».
2 Коринфянам 6:14-17 ESV / 10 благодарностей
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверующими. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Или что общего у света с тьмою? Какое согласие имеет Христос с Велиаром? Или какую долю разделяет верующий с неверующим? Какая связь храма Божия с идолами? Ибо мы храм живого Бога; как сказал Бог: «Я поселюсь среди них и буду ходить среди них, и буду их Богом, а они будут Моим народом. Итак выйдите из среды их и отделитесь от них, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; тогда я буду приветствовать вас,
1 Коринфянам 3:18 ESV / 10 благодарностей
Пусть никто не обманывает себя. Если кто из вас думает, что он мудр в этом веке, пусть будет безумным, чтобы стать мудрым.
1 Коринфянам 1:28-29 ESV / 10 благодарностей
Низкое и уничиженное в мире и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, чтобы никто из людей не хвалился пред Богом.
Иоанна 18:37 ESV / 10 благодарностей
Тогда Пилат сказал ему: так ты царь? Иисус ответил: «Вы говорите, что я царь. Для того я родился и для того я пришел в мир — чтобы свидетельствовать об истине. Все, кто от истины, слушаются моего голоса».
Иоанна 17:15 ESV / 10 благодарностей
Я не прошу, чтобы вы взяли их из мира, но чтобы вы сохранили их от лукавого.
Иоанна 17:1-26 ESV / 10 благодарностей
Когда Иисус сказал эти слова, он возвел очи свои к небу и сказал: «Отче, час пришел; прославь Сына Твоего, да и Сын прославит Тебя, ибо Ты дал Ему власть над всякою плотью, чтобы дать жизнь вечную всем, кого Ты дал Ему. И это есть жизнь вечная, что знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершив дело, которое Ты поручил Мне совершить. И ныне, Отче, прославь меня в Твоем присутствии славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. …
Иоанна 16:3 ESV / 10 благодарностей
И они будут делать это, потому что они не знали ни Отца, ни меня.
Иоанна 14:6 ESV / 10 благодарностей
Иисус сказал ему: «Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня.
Иоанна 4:1-54 ESV / 10 благодарностей
Узнав же Иисус, что фарисеи слышали, что Иисус подготавливает и крестит больше учеников, чем Иоанн (хотя сам Иисус не крестил, а только ученики Его), оставил Иудею и опять пошел в Галилею. И он должен был пройти через Самарию. Итак, он пришел в город Самарийский, называемый Сихарь, близ поля, которое Иаков дал своему сыну Иосифу. …
Луки 1:35 ESV / 10 благодарностей
И ангел ответил ей: «Дух Святой сойдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; поэтому родившийся ребенок будет назван святым — Сыном Божьим.
Марка 16:15 ESV / 10 благодарностей
И сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Марка 8:36 ESV / 10 благодарностей
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Колоссянам 2:8 ESV / 9 благодарностей
Смотрите, чтобы никто не увлек вас в плен философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихийным духам мира, а не по Христу.
Колоссянам 1:13 ESV / 9 благодарностей
Он избавил нас от царства тьмы и перенес нас в царство Своего возлюбленного Сына,
.Иоанна 15:18-21 ESV / 9 благодарностей
«Если мир ненавидит вас, знайте, что он возненавидел меня раньше, чем вас. Если бы вы были от мира, мир любил бы вас как своих; но так как вы не от мира, но Я избрал вас из мира, то мир и ненавидит вас. Помните слово, которое Я сказал вам: «Раб не больше господина своего». Если меня гнали, будут гнать и вас. Если они сдержали мое слово, они сдержат и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
Иоанна 12:46 ESV / 9 благодарностей
Я пришел в мир как свет, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме.
Матфея 24:36 ESV / 9 благодарностей
«Но о том дне и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, а только Отец.
Матфея 5:16 ЕСВ / 9полезные голоса
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Колоссянам 3:1 ESV / 8 благодарностей
Итак, если ты воскрес со Христом, то ищи горнего, где Христос сидит одесную Бога.
2 Коринфянам 7:1 ESV / 8 благодарностей
Имея эти обетования, возлюбленные, очистим себя от всякой скверны тела и духа, доведя святость до конца в страхе Божием.
2 Коринфянам 6:14 ESV / 8 благодарностей
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверующими. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Или что общего у света с тьмою?
Иоанна 17:11 ESV / 8 благодарностей
И меня уже нет в мире, а они в мире, и я иду к вам. Святой Отец, сохрани их во имя Твое, которое Ты дал мне, чтобы они были едино, как и мы одно.
Иоанна 15:17 ESV / 8 благодарностей
Сие заповедую вам, чтобы вы любили друг друга.
Луки 6:26 ESV / 8 благодарностей
«Горе вам, когда все люди говорят о вас хорошо, ибо так поступали отцы их с лжепророками.
Исаия 55:8-9 ESV / 8 благодарностей
Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Ибо, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших.
1 Иоанна 2:2 ESV / 7 благодарностей
Он есть умилостивление за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
1 Тимофею 6:10 ESV / 7 благодарностей
Ибо любовь к деньгам есть корень всех зол. Из-за этой жажды некоторые уклонились от веры и пронзили себя многими муками.
1 Тимофею 6:2 ESV / 7 благодарностей
Те, у кого есть верующие учителя, не должны проявлять неуважение на том основании, что они братья; скорее, они должны служить еще лучше, поскольку те, кто получает пользу от их хорошего служения, являются верующими и возлюбленными. Учите и призывайте к этому.
Иоанна 1:1 ESV / 7 благодарностей
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Псалом 31:19 ESV / 7 благодарностей
О, как обильна ваша благость, которую вы накопили для боящихся вас и содействовали уповающим на вас пред глазами сынов человеческих!
1 Петра 3:9ESV / 6 благодарностей
Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство, а, наоборот, благословляйте, ибо к тому вы призваны, чтобы получить благословение.
Иакова 2:19 ESV / 6 благодарностей
Вы верите, что Бог один; вы хорошо делаете. Даже демоны верят — и содрогаются!
Иоанна 17:13-18 ESV / 6 благодарностей
Ныне же к вам иду и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я дал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и я не от мира. Я не прошу, чтобы вы взяли их из мира, но чтобы вы сохранили их от лукавого. Они не от мира, как и я не от мира. Освяти их в истине; твое слово правда. …
Матфея 7:16-20 ESV / 6 благодарностей
Вы узнаете их по плодам. Собирают ли виноград с терновника или смоквы с чертополоха? Итак, всякое здоровое дерево приносит хорошие плоды, а больное дерево приносит плохие плоды. Здоровое дерево не может приносить плохие плоды, как и больное дерево не может приносить добрые плоды. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Таким образом, вы узнаете их по их плодам.
Матфея 6:19-21 ESV / 6 благодарностей
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и куда воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржавчина не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где твое сокровище, там будет и твое сердце.
Титу 2:2 ESV / 5 благодарностей
Пожилые мужчины должны быть трезвыми, достойными, сдержанными, крепкими в вере, любви и стойкости.
1 Коринфянам 1:2 ESV / 5 благодарностей
Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым вместе со всеми призывающими на всяком месте имя Господа нашего Иисуса Христа, Господа их и нашего:
Иоанна 17:14-16 ESV / 5 благодарностей
Я дал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и я не от мира. Я не прошу, чтобы вы взяли их из мира, но чтобы вы сохранили их от лукавого. Они не от мира, как и я не от мира.
Марка 16:2 ESV / 5 благодарностей
И очень рано, в первый день недели, когда взошло солнце, пошли ко гробу.
Иеремия 29:11 ESV / 5 благодарностей
Ибо Я знаю планы, которые имею о вас, говорит Господь, планы во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущее и надежду.
Откровение 21:2 ESV / 4 благодарности
И увидел я святой город, новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
Война не является частью человеческой природы
Есть ли у людей или только у мужчин развитая предрасположенность к убийству членов других групп? Не только способность убивать, но и врожденная склонность браться за оружие, склоняющая нас к коллективному насилию? Слово «коллектив» является ключевым. Люди дерутся и убивают по личным мотивам, но убийство — это не война. Война носит социальный характер, когда группы организованы, чтобы убивать людей из других групп. Сегодня споры об исторических корнях войн вращаются вокруг двух полярных позиций. В одном война — это развитая склонность к устранению любых потенциальных конкурентов. В этом сценарии люди, начиная с наших общих предков с шимпанзе, всегда вели войны. Другая позиция состоит в том, что вооруженный конфликт возник только в последние тысячелетия, поскольку меняющиеся социальные условия создали мотивацию и организацию для коллективного убийства. Две стороны разделяются на то, что покойный антрополог Кит Оттербейн назвал ястребами и голубями. (Эта дискуссия также связана с вопросом о том, можно ли обнаружить инстинктивные воинственные наклонности у шимпанзе [9].0405 см. врезку ниже ].)
Если война выражает врожденную склонность, то мы должны ожидать найти свидетельства войны в небольших обществах на протяжении всей доисторической летописи. Ястребы утверждают, что мы действительно нашли такие доказательства. «Когда есть хорошая археологическая картина любого общества на Земле, почти всегда есть также свидетельства военных действий… Двадцать пять процентов смертей в результате военных действий могут быть консервативной оценкой», — писал археолог Стивен А. Леблан и его коллега. соавтор Кэтрин Э. Регистр. Психологи-эволюционисты утверждают, что с жертвами такого масштаба война послужила механизмом естественного отбора, в котором наиболее приспособленные побеждают, приобретая как партнеров, так и ресурсы.
Эта точка зрения получила широкое распространение. Политолог Фрэнсис Фукуяма писал, что корни недавних войн и геноцида уходят на десятки или сотни тысяч лет назад к нашим предкам-охотникам-собирателям, даже к нашему общему предку с шимпанзе. Брэдли Тайер, ведущий исследователь международных отношений, утверждает, что эволюционная теория объясняет, почему инстинктивная тенденция защищать свое племя со временем трансформировалась в групповую склонность к ксенофобии и этноцентризму в международных отношениях. Если войны — это естественные вспышки инстинктивной ненависти, зачем искать другие ответы? Если человеческая природа склонна к коллективному убийству чужаков, как долго мы сможем этого избегать?
Антропологи и археологи из лагеря голубей оспаривают эту точку зрения. Они утверждают, что у людей есть очевидная способность участвовать в войне, но их мозг не запрограммирован выявлять и убивать посторонних, вовлеченных в коллективные конфликты. Групповые нападения со смертельным исходом, согласно этим аргументам, возникли только тогда, когда общества охотников-собирателей увеличились в размерах и усложнились, а затем с зарождением сельского хозяйства. Археология, дополненная наблюдениями за современными культурами охотников-собирателей, позволяет нам определить времена и, в некоторой степени, социальные обстоятельства, которые привели к возникновению и усилению войн.
Когда это началось?
В поисках причин войны археологи ищут четыре вида доказательств. Художественные работы на стенах пещеры являются экспонатом. Палеолитические наскальные рисунки из Гротов-де-Куньяк, Пеш-Мерль и Коскер во Франции, датируемые примерно 25 000 лет назад, показывают то, что некоторые ученые считают копьями, пронзающими людей, предполагая, что люди вели войны еще в период позднего палеолита. Но эта интерпретация оспаривается. Другие ученые указывают, что у некоторых незавершенных фигур на этих наскальных рисунках есть хвосты, и утверждают, что изогнутые или волнистые линии, которые их пересекают, скорее представляют силы шаманской силы, а не копья. (Напротив, настенные росписи на востоке Пиренейского полуострова, вероятно, сделанные оседлыми земледельцами тысячи лет спустя, ясно изображают сражения и казни. )
Оружие также является свидетельством войны, но эти артефакты могут быть не тем, чем кажутся. Раньше я считал булавы доказательством войны, пока не узнал больше о ближневосточных каменных булавах. У большинства из них отверстия для рукоятей настолько узкие, что они не выдержат одного удара в бою. Булавы также символизируют власть, а установленное правило может обеспечить способ разрешения конфликта, не прибегая к войне. С другой стороны, вполне возможно идти на войну без традиционного оружия: в южной Германии около 5000 г. до н.э. крестьян убивали теслами, которые также использовались для обработки дерева.
Помимо предметов искусства и оружия, археологи ищут подсказки в развалинах поселений. Люди, опасающиеся нападения, обычно принимают меры предосторожности. В археологических записях мы иногда видим, как люди, жившие в разрозненных домах на низменных равнинах, переселились в зародившиеся деревни, которые можно было защищать. Деревни по всей неолитической Европе были окружены насыпными ограждениями. Но не все эти корпуса предназначены для защиты. Некоторые могут выделять отдельные социальные группы.
Останки скелетов кажутся идеальными для определения начала войны, но даже они требуют тщательной оценки. Только одно из трех или четырех пулевых ранений оставляет след на кости. Фигурные острия из камня или кости, закопанные вместе с трупом, иногда являются обрядовыми, иногда причиной смерти. Незажившие раны на отдельном закопанном трупе могли быть результатом несчастного случая, казни или убийства. Действительно, убийство могло быть довольно распространенным явлением в доисторическом мире, но убийство — это не война. И не все бои были смертельными. В некоторых захоронениях археологи часто находят черепа с зажившими черепными впадинами, но лишь немногие из них повлекли за собой смерть. Находки предполагают драки дубинками или другое несмертельное решение личных споров, как это часто встречается в этнографических записях. Когда черепа в основном принадлежат женщинам, переломы могут отражать насилие в семье.
Таким образом, глобальные археологические свидетельства часто неоднозначны и их трудно интерпретировать. Часто разные улики должны быть собраны вместе, чтобы вызвать подозрение или вероятность войны. Но специальная археологическая работа — многократные раскопки с хорошим извлечением материала — должна позволить сделать вывод, что война, по крайней мере, подозревается.
СЛЕДЫ войны, произошедшей более 5000 лет назад, появляются на увеличенном изображении каменных убежищ, найденных на Пиренейском полуострове. Предоставлено: «Идентификация растительных клеток в черных пигментах доисторического испанского левантийского наскального искусства с помощью мультианалитического подхода: новый метод материализации социальной идентичности с использованием 9».0405 Chaîne Opératoire », Эстер Лопес-Монтальво и др., в PLOS ONE , Vol. 1, № 2, артикул № E0172225; 16 февраля 2017 г. В итоге, действительно ли существуют признаки того, что люди вели войны на протяжении всей истории своего вида? Если ваша выборка состоит из случаев, известных высокой частотой предсмертных ран (тех, которые произошли в момент смерти или незадолго до нее), ситуация выглядит довольно плохо. Вот как получаются такие цифры, как 25 процентов смертей от насилия. Однако ошибочные представления возникают из-за того, что популярные средства массовой информации придираются к истине. Любое открытие древних убийств захватывает заголовки. В новостях игнорируются бесчисленные раскопки, на которых нет признаков насилия. А всесторонняя проверка отчетов из определенного района и периода времени с выяснением того, сколько из них имеют хотя бы намеки на войну, рисует совершенно другую картину. Война вряд ли вездесуща и не бесконечно восходит к археологическим записям. Человеческая война действительно имела начало.
Первые боевые действия
Многие археологи предполагают, что война возникла в некоторых областях в период мезолита, который начался после окончания последнего ледникового периода около 9700 г. до н.э., когда европейские охотники-собиратели поселились и создали более сложные общества. Но на самом деле нет простого ответа. Война появилась в разное время в разных местах. В течение полувека археологи соглашались с тем, что многочисленные насильственные смерти в Джебель-Сахаба на берегу Нила в северном Судане произошли еще раньше, около 12 000 лет до н.э. Жесткая конкуренция между оседлыми группами охотников-собирателей в районе с некогда богатыми, но истощающимися источниками пищи могла привести к конфликту.
Чуть позже поселения, оружие и захоронения в северной части Тигра свидетельствуют о войне с участием оседлых деревень охотников-собирателей между 9750 и 8750 годами до н.э. Поблизости самые ранние известные деревенские укрепления возникли среди земледельцев в седьмом тысячелетии, а первое завоевание городского центра произошло между 3800 и 3500 годами до нашей эры. К тому времени война была обычным явлением в Анатолии, частично распространившись за счет завоевания мигрантов с северного Тигра.
В противоположность этому, археологи не нашли убедительных свидетельств в поселениях, оружии или останках скелетов в южном Леванте (от Синая до южного Ливана и Сирии), датируемых примерно до 3200 г. до н.э. В Японии насильственная смерть по любой причине среди групп охотников-собирателей с 13 000 до 800 г. до н.э. была редкостью.
С развитием влажного выращивания риса около 300 г. до н.э. более чем в каждом десятом останке стали очевидными насильственные смерти. В хорошо изученных поселениях в Северной Америке некоторые очень ранние скелетные травмы кажутся результатом личных, а не коллективных конфликтов. Место во Флориде содержало доказательства многочисленных убийств около 5400 г. до н.э. В некоторых частях тихоокеанского северо-запада то же самое произошло к 2200 г. до н.э., но на юге Великих равнин до 500 г. н.э. была зарегистрирована только одна насильственная смерть.0414 Почему это произошло?
Предпосылки, которые делают войну более вероятной, включают переход к более оседлому образу жизни, растущее население региона, концентрацию ценных ресурсов, таких как домашний скот, возрастающую социальную сложность и иерархию, торговлю дорогостоящими товарами и установление группового границ и коллективной идентичности. Эти условия иногда сочетаются с резкими изменениями окружающей среды. Война в Джебель-Сахабе, например, могла быть ответом на экологический кризис, поскольку Нил прорезал ущелье, уничтожившее продуктивные болота, что в конечном итоге привело к тому, что люди покинули этот район. Позже, спустя столетия после возникновения земледелия, неолитическая Европа — если взять один пример — продемонстрировала, что когда людям есть за что сражаться, их общества начинают самоорганизовываться таким образом, что делают их более подготовленными к войне.
Однако есть пределы тому, что может показать археология, и мы должны искать ответы в другом месте. Этнография — изучение различных культур, как живых, так и прошлых, — иллюстрирует эти предпосылки. Основное различие проводится между «простыми» и «сложными» сообществами охотников-собирателей.
Простая охота и собирательство характеризовали человеческие общества на протяжении большей части существования человечества, насчитывающего более 200 000 лет. В целом эти группы сотрудничают друг с другом и живут небольшими, мобильными, эгалитарными группами, эксплуатируя большие территории с низкой плотностью населения и небольшим количеством имущества.
Сложные охотники-собиратели, напротив, живут стационарными поселениями с населением, исчисляемым сотнями. Они поддерживают социальный рейтинг родственных групп и отдельных лиц, ограничивают доступ к пищевым ресурсам по линии происхождения и имеют более развитое политическое лидерство. Знаки такой социальной сложности впервые появились в эпоху мезолита. Появление сложных охотников-собирателей может иногда, но не всегда, знаменовать собой переходную стадию к земледелию, основе развития политических государств. Эти группы, кроме того, часто вели войны.
Предпосылки к войне — это только часть истории, и сами по себе они могут быть недостаточными для предсказания вспышек коллективных конфликтов. В Южном Леванте, например, эти предпосылки существовали тысячи лет без признаков войны.
Почему же не было конфликта? Оказывается, что многие общества также имеют определенные предпосылки для мира. Войне препятствуют многие социальные механизмы, например межгрупповые узы родства и брака; сотрудничество в охоте, сельском хозяйстве или обмене едой; гибкость социальных механизмов, позволяющих людям переходить в другие группы; нормы, которые ценят мир и клеймят убийство; и признанные средства разрешения конфликтов. Эти механизмы не устраняют серьезные конфликты, но они направляют их таким образом, что либо предотвращают убийства, либо удерживают их среди ограниченного числа людей.
Если это так, то почему более поздние археологические находки, наряду с отчетами исследователей и антропологов, так полны смертоносной войны? На протяжении тысячелетий предпосылки войны становились все более распространенными во многих местах. Однажды установившись, война имеет тенденцию к распространению, и жестокие люди заменяют менее жестокие. Государства развивались по всему миру, и государства способны милитаризировать народы на своих перифериях и торговых путях. Экологические потрясения, такие как частые засухи, усугубляют и иногда создают условия, которые приводят к войне, и мир может не вернуться, когда условия улучшатся. Особенно заметным было усиление Средневекового потепления, примерно с 9 г. н.э.с 50 по 1250 год, и его быстрое превращение в Малый ледниковый период, начавшийся примерно в 1300 году нашей эры. В этот период войны усилились в районах Америки, Тихого океана и других мест. В большинстве стран мира давно уже шла война, но конфликты усугублялись, что приводило к растущим жертвам.
Затем последовала европейская глобальная экспансия, которая трансформировала, усилила, а иногда и порождала туземные войны по всему миру. Эти противостояния были вызваны не только завоеванием и сопротивлением. Местные народы начали воевать друг с другом, втянутые в новые боевые действия колониальными державами и доставляемыми ими товарами.
Взаимодействие между древними и недавними расширяющимися государствами и последующие конфликты способствовали формированию отличительных племенных идентичностей и разделений. Районы, которые все еще находились вне колониального контроля, претерпели изменения, вызванные отдаленными последствиями торговли, болезней и перемещения населения — все это привело к войнам. Государства также разжигали конфликты между местными народами, навязывая политические институты с четкими границами, а не аморфную местную идентичность и ограниченные полномочия, с которыми они часто сталкивались в своих колониальных набегах.
Ученые часто ищут поддержку идеи о том, что человеческая готовность участвовать в смертоносных групповых боевых действиях предшествовала возникновению государства, ища доказательства военных действий в «зонах племен», где «дикие» войны кажутся эндемичными и часто рассматриваются как выражение человеческой природы. Но тщательное изучение этнографически известного насилия среди местных народов в исторических записях дает альтернативную точку зрения.
Охотники-собиратели северо-западной Аляски с конца 18 по 19 вв.ХХ века демонстрируют ошибочность проецирования этнографии современных народов на далекое прошлое человечества. Интенсивная война, связанная с резней в деревнях, сохранилась в подробных устных преданиях. Это смертоносное насилие цитируется охотниками-собирателями как свидетельство войны перед разрушением расширяющимися государствами.
Однако археология в сочетании с историей региона дает совсем другую оценку. В ранних археологических находках простых культур охотников-собирателей Аляски нет намеков на войну. Первые признаки войны появляются между 400 и 700 годами нашей эры, и они, вероятно, являются результатом контакта с иммигрантами из Азии или южной Аляски, где война уже была установлена. Но эти конфликты были ограничены по размеру и, вероятно, интенсивности.
Благодаря благоприятным климатическим условиям к 1200 году нашей эры среди этих охотников на китов развилась растущая социальная сложность, с более плотным, более оседлым населением и расширением торговли на дальние расстояния. Через пару столетий война стала обычным явлением. Однако война в 19 веке была намного хуже, настолько жестокой, что вызвала убыль населения региона. Эти более поздние конфликты — те, что отражены в устных рассказах, — были связаны с расширением государства по мере развития крупной торговой сети из новых русских перевалочных пунктов в Сибири и привели к крайней территориальности и централизации сложных племенных групп по ту сторону Берингова пролива.
Неправда жизни
Споры о войне и человеческой природе разрешатся не скоро. Идея о том, что интенсивное насилие с большим количеством жертв было повсеместным на протяжении всей доисторической эпохи, имеет много сторонников. Это имеет культурный резонанс для тех, кто уверен, что мы как вид естественным образом склоняемся к войне. Как сказала бы моя мама: «Вы только посмотрите на историю!» Но голуби одерживают верх, когда учитываются все доказательства. В целом, ранние находки практически не содержат доказательств того, что война была фактом жизни.
Люди есть люди. Они дерутся и иногда убивают. У людей всегда была способность вести войну, если того диктовали условия и культура. Но эти условия и воинственные культуры, которые они порождают, стали обычным явлением только за последние 10 000 лет, а в большинстве мест — гораздо раньше. Высокий уровень убийств, о котором часто сообщается в истории, этнографии или более поздней археологии, противоречит самым ранним археологическим находкам по всему миру. Самые древние кости и артефакты соответствуют названию Маргарет Мид 1940 статья: «Война — это всего лишь изобретение, а не биологическая необходимость».
А как насчет наших кузенов-шимпанзе?
Антропологи выясняют, проявляют ли близкородственные приматы инстинктивную склонность к групповым убийствам
При изучении вопроса о предрасположенности человека к войне часто необходимо заглянуть за пределы нашего вида, чтобы изучить опыт наших родственников-шимпанзе. Это тема, которую я изучаю много лет, и сейчас я заканчиваю писать книгу о ней, Шимпанзе, «Война» и история . Я беру слово «война» в кавычки, потому что межгрупповой конфликт между шимпанзе, пусть иногда коллективный и смертельный, лишен социальных и когнитивных аспектов, необходимых для человеческой войны.
В войне людей участвуют противники, которые часто включают несколько местных групп, которые могут быть объединены самыми разными формами политической организации. Войне способствуют культурно-специфические системы знаний и ценностей, которые порождают мощные смыслы «мы против них». Эти социальные конструкции не имеют аналогов у приматов. Несмотря на эти различия, некоторые ученые утверждают, что шимпанзе демонстрируют врожденную склонность убивать чужаков, унаследованную от последнего общего предка шимпанзе и людей, — импульс, который до сих пор подсознательно толкает людей на смертельные конфликты с теми, кто не входит в их сообщества.
Моя работа оспаривает утверждение о том, что самцы шимпанзе имеют врожденную склонность убивать посторонних, утверждая вместо этого, что их крайняя жестокость может быть связана с конкретными обстоятельствами, которые возникают в результате нарушения их жизни в результате контакта с людьми. Создание этого дела потребовало от меня изучения каждого сообщения об убийстве шимпанзе. Отсюда можно сделать простой вывод. Критическое изучение недавней подборки убийств в 18 местах исследований шимпанзе — что в совокупности составляет 426 лет полевых наблюдений — показывает, что из 27 наблюдаемых или предполагаемых межгрупповых убийств взрослых и подростков 15 произошли в результате всего лишь двух остроконфликтных ситуаций, которые произошли в два часа ночи. сайты в 1974–1977 и 2002–2006 годы соответственно.
Эти две ситуации составляют девять лет наблюдения, в результате чего уровень убийств за эти годы составляет 1,67 в год. Остальные 417 лет наблюдений в среднем всего 0,03 в год. Вопрос в том, лучше ли объяснить исключительные случаи эволюционным, адаптивным поведением или результатом вмешательства человека. И в то время как некоторые биологи-эволюционисты предполагают, что убийства объясняются попытками уменьшить количество самцов в соперничающих группах, те же данные показывают, что вычитание внутренних убийств самцов из внешних приводит к сокращению внешних самцов только на одного каждые 47 лет, то есть менее одного раза. в течение жизни шимпанзе.
Из сравнительных исследований я пришел к выводу, что «война» среди шимпанзе — это не эволюционная стратегия, а индуцированная реакция на вмешательство человека. Отдельный анализ покажет, что шимпанзе как вид не являются «приматами-убийцами». Это исследование также ставит под сомнение идею о том, что любая человеческая склонность к воинственности может быть обусловлена древним генетическим наследием далекого предка шимпанзе и человека. — Р.Б.Ф.
Первоначально эта статья была опубликована под названием «Почему мы сражаемся» в журнале Scientific American 319., 3, 76-81 (сентябрь 2018 г.)
doi:10.1038/scientificamerican0918-76
БОЛЬШЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ
Война в зоне племен: расширяющиеся государства и война с коренными народами. Под редакцией Р. Брайана Фергюсона и Нила Л. Уайтхеда. Школа американской исследовательской прессы, 1992.
. После войны: человеческий потенциал для мира.