Самолет HA-420 HondaJet. Фото. Характеристики. Салон.

 

HA-420 HondaJet — реактивный двухмоторный самолёт бизнес-класса.

В декабре 2003 японская автомобильная компания Honda презентовала свой первый самолёт HA420 Honda Jet (первый полет — 03 декабря 2003), который предназначался для серийного выпуска и продаж. Является первым самолётом в Японии, целиком (в том числе двигатели) изготовленным одной компанией без какой-нибудь поддержки правительства.

Honda для самолёта разработала турбореактивный двухконтурный двигатель HF118 и испытывала его год, установив на левом пилоне у самолёта CitationJet. Двигатели на Honda Jet смонтированы на пилонах НАД крылом, как у немецкого VFW614. Такая компоновка дает возможность уменьшить уровень шума, который направлен вниз (шум на земле, в особенности при  посадке и взлёте).

 

HA-420 HondaJet фото салона

Кроме этого, становится значительно лучше обтекание верхней части крыла и уменьшается вероятность засосать с ВПП посторонний предмет в воздухозаборник. Но усложняется структура потоков воздуха, потому понадобились интенсивные эксперименты при помощи аэродинамической трубы. Устойчивость работы моторов при данной компоновке проходила проверку для углов атаки до 26 . Топливо сберегается в двух кессон-баках на крыле, баке сзади фюзеляжа и расходном баке. Централизованная система заправки.

Был спроектирован ламинарный специальный профиль крыла SHM1. Секция крыла с данным профилем испытывалась на летающей лаборатории T33. Для этого непосредственно на обшивке Т33 с помощью полиуретановой пены формировали необходимый профиль и обшивали его стеклотканью. Под новой обшивкой смонтировали 119 датчиков давления. Переход к турбулентному течению от ламинарного фиксируется инфракрасной камерой, которая установлена на кабине Т33 (воздух в турбулентном потоке немного разогревается). 

 

HA-420 HondaJet кабина пилотов

На 30 процентов размаха крыла установлены закрылки, которые отклоняются на 15,7градусов при взлёте и 50 градусов при посадке.  Оперение и крыло алюминиевые. T-образное оперение. Фюзеляж изготовлен из углекомпозитных материалов с усиливающими алюминиевыми элементами, для ламинарного обтекания сглажена носовая часть. Компания утверждает, что в итоге сопротивление фюзеляжа уменьшено на 10 процентов в сравнении с обычными фюзеляжами аналогичного размера. Длина кабины 4,6м, высота — всего 1,5м. Герметичная кабина, на высоте 13км поддерживают давление, которое соответствует давлению 2,4км над уровнем моря (стандартная атмосфера, наибольший наддув — 0,61атм). На переднем торце крыла антиобледенительная система питается от двигателей теплым воздухом. Стекла в кабине пилотов электрически подогреваются. 

Но нет данных о защите оперения и воздухозаборников от обледенения. Трехстоечное шасси, гидравликой убирается. У носовой стойки электродистанционная система управления, которая отклоняется вправо и влево на 50 градусов при рулёжке и на 10 градусов при разбеге. Фюзеляж и крыло при статических испытаниях нагружались лишь до 80 процентов расчетных нагрузок, а поведение при 100 процентах нагрузок моделировалось при помощи компьютеров. В итоге планер, который проходил статические испытания, использовался для постройки лётного прототипа. Лишь оперение испытывается под полной нагрузкой. Honda планирует продать в США Hondajet как реактивный недорогой, лёгкий самолёт бизнес-класса.

Строительство завода по изготовлению самолётов Honda завершили в начале 2011. А первые самолеты заказчики получили в 2012 году. Стоимость HondaJet около 4,5 млн. долларов.

Характеристики самолета HondaJet:

 

 

  • Дальность полета:2593км 

  • Крейсерская скорость:777.8км/час

  • Наибольшая высота полета:13000м 

  • Наибольший взлетный вес:4173кг 

  • Наибольшее количество пассажиров:6 

  • Длина салона:5.43м 

  • Ширина салона :1.52м 

  • Высота салона:1.51м 

  • Длина:12.71м 

  • Высота:4.03м  

  • Размах крыльев:12.15м 

 

Самолеты авиакомпаний

Avia.pro

 

avia.pro

HondaJet Elite — плюсы и минусы, доступен в аренду от PrivateJetBooking

HondaJet Elite 

HA-420 HondaJet — самолет класса Лайт Джет (Light Jet). Целевое назначение – выполнение бизнес-перелетов малой и средней дальности. Полностью произведен компанией Honda Aircraft Company в Северной Калифорнии. Стандартная компоновка предусматривает 4 индивидуальных кресла, которые можно сдвигать и вращать. Опционально может быть добавлен джамп-сит, обращенный лицом ко входу, либо кухня с кофемашиной и ящиками для хранения.

 

Преимущества HondaJet

По производительности и уровню комфорта самолет прекрасно соперничает с давними лидерами сегмента: Embraer Phenom 100E и Cessna Mustang. В отличие от конкурентов HondaJet предлагает увеличенную дальность полета (свыше 4 часов!), а также мультимедийную систему развлечений для пассажиров и туалетную комнату с раковиной (!), отделяемую от главного салона полноценной дверью.

Из преимуществ HondaJet стоит также отметить:

  1. Самолет быстрее конкурентов набирает высоту 1216 метров в минуту (3990 футов в минуту)
  2. У самолета выше практический потолок выполнения рейса (43 000 футов = 13 106,4 метров)
  3. Здесь самая высокая максимальная скорость в классе, 781,54 км/ч на высоте 9144 метров (30000 футов) в сочетании с самым эффективным потреблением топлива.
  4. Высота салона HondaJet – 1,47м, ширина салона – 1,52м, длина салона – 4,6м.

По данным Honda Aircraft Company, для взлета самолету достаточно длины полосы менее чем 1219,2 метров (4000 футов), при том, что для посадки нужно 929,64 метров (3050 футов).

 

Новые двигатели и технология Natural Laminar Flow (NLF)

Новые двигатели HondaJet и технология Natural Laminar Flow (NLF)

Главной инновацией HondaJet являются новые двигатели, установленные над крылом. Технология Natural Laminar Flow (NLF) максимизирует производительность. Применив данную технологию в конструкции основного крыла и носовой формы фюзеляжа, инженеры добились снижения аэродинамического сопротивления. Это позволило увеличить крейсерскую скорость и повысить топливную эффективность.

Второй инновацией стало широкое применение композитных материалов вместо алюминия при постройке фюзеляжа. Это также позволило дать больше простора в салоне для пассажиров, а также улучшить характеристики производительности и топливной экономичности. Благодаря установке двигателей на крыльях, а не на фюзеляже, уровень вибрации шума в салоне значительно ниже, чем у одноклассников.

В кабине пилотов установлена авионика Garmin® G3000 нового поколения, которая состоит из 3-х 14-дюймовых мониторов и двух тач-скринов контроллеров, позволяющих управлять самолетом экипажам из 1 или 2 человек. При этом уровень удобства и безопасного пилотирования сохраняется на высоком уровне.

Благодаря новому расположению двигателей с применением технологии Natural Laminar Flow (NLF), инженерам HondaJet удалось сделать достаточно просторный багажник для самолета. Его объем 66 кубических фута или 1,87 кубометров, подходит для 4 больших чемоданов, 4 средних чемоданов, 6 сумок ручной клади и 2-х сумок для горных лыж.

 

Выход на рынок

Компания Honda Aircraft Company презентовала свой первый реактивный самолет HA420 HondaJet в декабре 2003 года. Первый полет Хонда Джет совершил 03 декабря 2003. Первая поставка самолета клиенту произошла только 23 декабря 2015 года. Все это время самолет и новые двигатели проходили различные тесты и испытания.

Honda Aircraft Company с нуля разработала турбореактивный двухконтурный двигатель HF118 и испытывала его долгое время на самолете Cessna Citation Jet.  Помимо доказанной эффективности установки двигателей над крылом, такая компоновка снижает вероятность попадания постороннего предмета с ВПП в воздухозаборник. Однако при этом усложняется структура потоков воздуха, потому понадобилось много времени на тесты прототипа крыла. Фюзеляж построен из композитных материалов с усиливающими алюминиевыми элементами, для ламинарного обтекания сглажена носовая часть самолета. Honda Aircraft Company утверждает, что сопротивление фюзеляжа удалось снизить на 10%.

Цена на новый HondaJet стартовала от $4,5 млн.

 

Новый HondaJet Elite

В мае 2018 года публике был представлен HondaJet Elite.

Самолет получил:

  1. Увеличенную на 428 км дальность – до 2661 км.
  2. Уменьшенную до 1064 метров длину разбега.
  3. Ускоренный набор высоты – 1250 метров в минуту (4100 футов в минуту).
  4. Новый впуск двигателя, который снизил уровень вибраций и шума.
  5. Сидение в туалете, сертифицированное для взлета/посадки дополнительного пассажира.
  6. Обновление для авионики Garmin G3000 – вычисляемое взлетное расстояние и защиту стабильности/угла атаки.
  7. Полезная нагрузка HondaJet Elite увеличилась на 200 фунтов (91 кг): 100 фунтов (45 кг) от снижения пустой массы и столько же от увеличения максимальной взлетной массы. При этом самолет получил увеличенный на 61 литр (16 галлонов) топливный бак.

Поставки нового HondaJet Elite начались 7 августа 2018 года. Цена нового HondaJet Elite $ 5.2 млн. долларов.

 

Технические характеристики HondaJet:

  • Экипаж: 1 пилот / 2 пилота
  • Число пассажирских мест: 1+4 
  • Длина самолета: 12,52 м
  • Размах крыла: 12,2 м
  • Высота самолета: 4,01 м
  • Масса пустого самолета: 3267 кг
  • Максимальная взлетная масса: 4808 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 1290 кг
  • Силовая установка: 2 × GE Honda HF120

 Лётные характеристики HondaJet:

  • Максимальная скорость: 781,54 км/ч
  • Крейсерская скорость: 477 км/ч
  • Практическая дальность: 2037 км
  • Практический потолок: 13 100 м
  • Высота в салоне 2400 метров (уровень давления)
  • Скороподъемность: 20 м/сек
  • Длина разбега: 1219,2 м
  • Длина пробега: 929,64 м

Популярные направления:

Лондон — Прага7500 €
Москва — Санкт-Петербург8200 €
Малага — Ницца7900 €
Лондон — Париж5500 €

privatejetbooking.ru

Ошкош-2011 и 2010: Hondajet HA-420 (маленькие картинки)

До этой поездки на Ошкош-2011, мне удавалось увидеть этот самолет только на статической стоянке в павильоне. А в этот раз он летал….
Honda HA-420 HondaJet — реактивный двухмоторный самолёт бизнес-класса. Разрабатывается и готовится к производству компанией Honda Aircraft Company.
этот же пост,но с большими картинками

официальный сайт
Ошкош 2011
Ошкош 2010

3 декабря 2003 года автомобильная японская компания Honda представила свой первый самолёт, предназначенный для серийного выпуска и серийных продаж. Это первый самолёт в Японии, целиком (включая двигатели) изготовленный одной фирмой без какой-либо правительственной поддержки.Главный конструктор Michimasa Fujino.

Для самолёта Honda начала разрабатывать двухконтурный турбореактивный двигатель HF118 в 1999 году и год испытывала его, установив на левом пилоне самолёта Citation Jet.Это привело к созданию нынешнего HF-120.
**

Расчетный ресурс между кап ремонтами 5000 часов.Планируется,что он будет находится на крыле в рабочем состоянии на 40 процентов времени больше ,чем конкуренты.Вес двигателя меньше 400 фунтов!!!

Двигатели на Honda Jet установлены на пилонах над крылом, как на немецком VFW-614. Такая компоновка позволит снизить уровень шума, направленный вниз (шум на земле, особенно при взлёте и посадке). Кроме того, улучшается обтекание верхней поверхности крыла и снижается вероятность засосать в воздухозаборник посторонний предмет с ВПП. Однако, структура воздушных потоков усложняется, поэтому потребовались интенсивные эксперименты в аэродинамической трубе. Устойчивость работы двигателей при такой компоновке проверялась для углов атаки до 26° .

Топливо хранится в двух крыльевых кессон-баках, расходном баке и баке в задней части фюзеляжа. Система заправки централизованная.

На 30 % размаха крыла установлены закрылки, отклоняющиеся на 15,7° при взлёте и 50° при посадке. Крыло и оперение алюминиевые. Оперение T-образное.

Был разработан и специальный ламинарный профиль крыла SHM-1. Секция крыла с таким профилем испытывалась на летающей лаборатории T-33. Для этого прямо на обшивке Т-33 при помощи полиуретановой пены сформировали нужный профиль и обшили стеклотканью. Под новой обшивкой установили 119 датчиков давления. Переход от ламинарного течения к турбулентному фиксировался инфракрасной камерой, установленной на кабине Т-33 (в турбулентном потоке воздух слегка разогревается).

Фюзеляж сделан из углекомпозитных материалов с алюминиевыми усиливающими элементами, носовая часть сглажена для ламинарного обтекания. Компания утверждает, что в результате сопротивление фюзеляжа снижено на 10 % по сравнению с обычными фюзеляжами того же размера.
Кабина герметичная, на высоте 13 км поддерживается давление, соответствующее давлению на высоте 2,4 км над уровнем моря по стандартной атмосфере (максимальный наддув — 0,61 атм).
**

В небольшом пассажирском салоне рассчитанном на пятерых, ширина и высота которого 1.5 м. при длине 5,45 метра, предусмотрена небольшая кухня и в задней части фюзеляжа отдельная туалетная комната.

Антиобледенительная система на передней кромке крыла питается теплым воздухом от двигателей. Стекла кабины пилотов подогреваются электрически. Однако, нет сведений о защите от обледенения оперения и воздухозаборников.

Шасси трехстоечное, убирается гидравликой. Носовая стойка имеет электродистанционную систему управления и отклоняется влево и вправо на 50° при рулёжке и на 10° при разбеге.

При статических испытаниях фюзеляж и крыло нагружались только до 80 % расчетных нагрузок, а поведение при 100 % нагрузок моделировалось компьютерами. В результате планер, проходивший статические испытания, был использован для строительства лётного прототипа. Только оперение испытано под полной нагрузкой. мы как раз и наблюдаем этот первый летный прототип N420HA.

Японский авиастроитель Honda Aircraft работает над развитием самолетов HondaJet с 2003 г., в марте 2011 г. был пройден важный этап в программе сертификации нового лайнера.Первый полет первого серийного самолета был запланирован на ноябрь 2010 года. Из-за задержки в поставке некоторых компонентов, полет состоялся 21 декабря 2010 года. А в марте 2011 года первый из пяти самолетов, участвующих в программе сертификации Федерального управления гражданской авиации США (FAA), достиг максимальной скорости 790 км/ч на высоте 9150 м, а также скорости 0,72 Mach на высоте, превышающей 9150 м. Таким образом, удалось превысить заявленные производителем первоначальные характеристики.
Поставка первого самолета запланирована на третий квартал 2012 года

Honda Aircraft уже получила 100 заказов на самолеты HondaJet с двигателями GE Honda HF120 на общую сумму $450 млн. Первые поставки этих лайнеров должны начаться во второй половине 2012 г. Производство 8-местных самолетов( 2 пилота и 6 пассажиров как авиатакси и 5 пассажиров в бизнес варианте) будет налажено на заводе Honda Aircraft в Гринсборо (США).Те цена около 4,5 млн уе за единицу, хотя еще несколько лет тому назад заявляли 3,65 млн уе,инфляция?

HondaJet совершил свой первый полет в декабре 2003 года. Он дебютировал на публике на EAA AirVenture в Ошкош, штат Висконсин, в июле 2005 года. 25 июля 2006 года, Honda вернулась в Oshkosh ,но уже с желанием продавать этот самолет.

Honda утверждает,что ее самолет благодаря собранным воедино современным технологиям,на 33 процента экономичнее аналогичных самолетов других производителей.

на исполнительном, он с такой окраской и стеклом пилотов,очень похож на ящерицу

кабина самолета оснащена стеклянным кокпитом: 3 дисплея системы Garmin 3000
**


старт

отрыв

полет


пилотаж не крутил,летал блинчиком. все же самолет использовался в испытаниях на статические нагрузки .

справа

проход с шасси

уборка


слева


на посадку


закрылки на посадке напоминаю отклоняются на 50 градусов!!!


На данный момент сделано 6 экземпляров: наш самолет и 5 для сертификации в сша

ЛТХ:
Длина: 12.99 м
Размах крыла: 12.12 м
Высота: 4.56 м
Силовая установка: 2 × ТРДД GE Honda HF120
Изготовитель двиг. GE-Honda
Тяга двиг. 2 x 8.04 kN
Габариты салона
Длина: 5,45 м
Ширина: 1.52 м
Высота: 1.51 м
Обьем багажного отсека
Хвостовой: 1.6 м.³
Носовой: 0,25
Экипаж 1-2
Максимальное число пассажиров 5-6(6 компоновка авиатакси и 5 бизнес)
Максимальный взлетный вес 4 173 кг.
Крейсерская скорость: 790 км/ч
Практическая дальность: 2037 км
Взлетная дистанция: меньше чем 1,219 m
Посадочная дистанция: меньше чем 914 m
Скороподъемность: 1216 m/min
Максимальная высота: 13107м

igor113.livejournal.com

Бизнес-джет от Honda бьет рекорды дальности полета, бесшумности и экономичности

В Honda называют самолет самым эффективным в своем классе. При этом за ним уже закреплены несколько скоростных рекордов, рассказывает New Atlas. В компании говорят, что новый самолет летает не только дальше конкурентов, но и гораздо тише. Все благодаря новой шумопоглощающей технологии.

Honda приписывает производительность самолета его уникальной конфигурации. Так, его фюзеляж изготовлен из композитов, а не из алюминия. В глаза сразу бросаются двигатели, расположенные над крыльями, а не под ними. Сочетание новых материалов и форм обеспечивают самолету высокую дальность полета.

Бизнес-джет способен совершать перелеты дальностью 2600 км. При этом в Honda уверяют, что самолет выделяет парниковых газов меньше, чем любые аналоги схожего размера. Отдельно проработаны шумовые характеристики самолета: теперь при работе двигателей меньше высоких частот, что делает полет комфортнее для тех, кто находится внутри салона, также рев двигателей менее слышен снаружи при взлете и посадке.

Японская компания обещает, что от ее бизнес-джета будет меньше всего вреда для окружающей среды, если сравнивать даже с автомобилями премиум-класса.

ри этом ради экологии не пришлось жертвовать основными характеристиками. Скорость самолета почти 800 км/ч. Салон стал более вместительным, по сравнению с предыдущей версией. Длина фюзеляжа — 13 метров, а размах крыла — 12 метров.

Но экологические вопросы не могут быть сняты до тех пор, пока самолеты выделяют хоть какие-то парниковые газы. У Honda остается одна проблема — необходимость сжигать керосин. При этом ведущим компаниям уже наступают на пятки компании с идеями об электросамолетах. Например, израильская компания Eviation готовит к выпуску легкий девятиместный электросамолет Alice. Воздушное судно сможет летать на расстояния до 1200 км и будет стоить около $2 млн. Добавить в него немного элементов роскоши и от преимуществ бизнес-джета от Honda ничего не останется.

hightech.plus

Самолет ХОНДА. Новинка 2010 и практически самый маленький бизнес-джет с взрослыми характеристиками.

Японская автомобильная компания Honda разработала свой первый самолет HA-420 HondaJet — этот реактивный самолет полностью изготовлен Honda Aircraft Company. Имеет оригинальный дизайн, из-за конструктивного расположения двигателей, которые установлены на пилонах над крылом. Такое размещение двигателей + новейший фюзеляж и специальный ламинарный профиль крыла SHM-1, позволило снизить лобовое сопротивление лайнера на 10 процентов по сравнению с обычными самолетами того же размера. Фюзеляж HondaJet полностью композитный выполнен из углекомпозитных материалов с алюминиевыми усиливающими элементами, крыло и Т-образное оперение самолета алюминиевые. Honda разработала мощные двухконтурные турбореактивные двигатели HF120 — обеспечивающие высокие эксплуатационные характеристики и позволяют значительно снизить расход топлива. Самолёт преодолеет около 2 600 км. с крейсерской скоростью 778 км/ч.
 В небольшом пассажирском салоне рассчитанном на пятерых, ширина и высота которого 1.5 м. при длине 4.5 метра, предусмотрена небольшая кухня и в задней части фюзеляжа отдельная туалетная комната. Герметичная кабина, на максимальной высоте, поддерживает давление соответствующее давлению на высоте 2.4 км. над уровнем моря.


 HondaJet за 3.65 миллиона долларов США собрал достаточно много заказов что-бы начать производство, и первые поставки клиентам, как ожидают, будут сделаны в 2010.

 

Длина самолета12.71 м.41.70 ft
  Высота самолета4.03 м.13.21 ft
  Размах крыльев12.15 м.39.87 ft
  Wing Area : 585sq in / 38sq dm  
  Количество двигателей2 turbofans
  Тип двигателейHF120
  Изготовитель двиг.GE-Honda
  Тяга двиг.2 x 8.04 kN1,880lbf each
  Дальность2 593 км.1,400 nm
  Взлетная дистанция951 м.3,120 ft
  Посадочная дистанция762 м.2,500 ft
  Максимальная крейсерская скорость800 км/ч. 
  Крейсерская скорость778 км/ч.420 KTAS
  Максимальная высота полета13 107 м.43,000 ft
  Скороподъемность1 216 м/мин.3,990 ft/мин.
  Весовые характеристики 
  Максимальный взлетный вес4 173 кг.9,200 lb
  Компоновочные характеристики 
  Экипаж1-2
  Максимальное число пассажиров5-6
  Габариты салона, Длина — Ширина — Высота5.43 — 1.52 — 1.51 м.17.80 — 5.00 — 4.94 ft
  Обьем багажного отсека1.6 м.³57 ft.³
  Общие данные 
  Год начала эксплуатации2010

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

aviator.guru

Самолет Honda HA 420 — hondajet обзор

Вы думаете компания Honda производит только автомобили и мотоциклы? Нет, компания разработала и реализует две модели самолета. Вы наверняка о них не слышали, так как в гражданской авиации их чаще используют, как частные самолеты, поэтому большинство пассажиров обычных рейсов о них и не слышало. В этой статье мы расскажем вам про самолет Honda HA-420 HondaJet.

Honda HA-420 HondaJet

Японская компания Хонда представила свой первый самолет в 2003 году. Компания разработала его полностью сама, без какой либо поддержки из вне, и применяла при его производстве только японские запчасти и японский труд. Эта модель получила название Honda HA-420 HondaJet.

Honda HA-420 HondaJet – это небольшой двухмоторный самолет, бизнес-класса. Для разработки и производства данной модели автомобильный гигант создал специальное отделение, и вынес его в отдельную компанию — Honda Aircraft Company. Только посмотрите на то, как красиво выглядит этот самолет:

Летные характеристики

В эксплуатации самолет появился лишь к 2011 году, производство сильно затянулось, из-за мирового финансового кризиса. Но самолет нашел своих покупателей. Основные технические характеристики приведены ниже:

  • вмещает до 8 человек
  • в длину 12,5 метров
  • размах крыла 12,2 метра
  • полная высота 4,01 метра
  • крейсерская скорость 790 километров в час
  • дальность 2000 километров

Как вы видите, Хонда создала практичный небольшой самолет. Этот самолет создан для бизнеса. Благодаря своим размерам, он еще и мало весит, поэтому мало потребляет топлива, относительно обычных частных самолетов. Все это управляется из современной кабины, посмотрите на фото места пилота Honda HA-420 HondaJet:

Но размеры сказались и на пространстве салона. Длина салона более 4 метров – там уместилось 8 кресел. А вот с высотой у самолета есть определенные проблемы. Комфортно там может себя чувствовать, скорее всего, человек до 1,7 метра. Но человек и большего роста, сможет пройти. Для положения сидя высота потолка роли совсем не играет. Разумеется, в базовой комплектации этот бизнес-джет включает в себя почти все, что может потребоваться в полете. Есть даже страховочный жилет, на случай непредвиденных ситуаций.

Стоит так же отметить, что самолет теоретически может подниматься на высоту до 13 тысяч метров, где все еще кабина будет поддерживать приемлемое давление внутри кабины. За тягу отвечают два мощных двигателя Хонда ТРДД GE Honda HF120. Ожидается, что двигатели могут поставлять и на другие авиационные заводы. Точная цена самолета не оглашается, все зависит от комплектации самолета и от требований покупателя.

tvoipolet.ru

Административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 1. О задержках в разработке

Японский бренд Honda, несомненно, является хорошо известным среди производителей мотоциклов и автомобилей. В авиационной же отрасли компании пока не удалось себя проявить. Ее дебютант – легкий реактивный самолет бизнес-класса (бизнес-джет) – доходит до покупателей со значительными задержками.

В журнале «L+K» уже несколько раз упоминался класс сверхлегких реактивных самолетов бизнес-класса (VLJ – Very Light Jets), привлекающий многих производителей, в том числе и нетрадиционных для авиастроительной отрасли. Среди них числится и компания Honda, которая данной темой начала заниматься с большим опережением. Ее первый проект самолета бизнес-класса был создан более двадцати лет назад. На рубеже восьмидесятых и девяностых годов на территории лаборатории исследования полетов им. Распета (Raspet Flight Research Laboratory) при миссисипском государственном университете был создан цельнокомпозитный демонстратор MH02. Однако летный прототип спроектированного бизнес-джета, получивший внутрифирменное обозначение HA-420, был завершен вскоре после прихода нового тысячелетия и завершил свои летные испытания 3 декабря 2003 года. В июле 2005 года – менее чем два года спустя – самолет дебютировал в Ошкоше (Oshkosh) на авиашоу экспериментальной авиационной ассоциации (EAA [Experimental Aircraft Association] Adventure Air Show).

В следующем году самолет появился в Ошкоше снова. Одновременно с этим японская корпорация Honda объявила о создании дочерней компании Honda Aircraft Company. Основной задачей вновь созданной компании помимо поддержки сертификации самолета были, разумеется, серийное производство и продажи. В августе того же года Honda Aircraft Company заключила с компанией Piper Aircraft соглашение о сотрудничестве в области маркетинга легкого реактивного самолета бизнес-класса HondaJet. Данное соглашение обеспечивало компанию партнером на североамериканском рынке, считавшемся важным для HondaJet. Однако компания Piper Aircraft испытывала собственные проблемы, так что выбор такого партнера вряд ли можно назвать удачным решением. В любом случае в конце 2006 года коммерческий отдел Honda Aircraft Company начал прием заказов.

Двигатели над крылом

HondaJet, имеющий низкорасположенное крыло и Т-образное оперение, отличается, безусловно, элегантным внешним видом. В фюзеляже длиной 12,71 метров расположена двухместная пилотская кабина, оснащенная системой авионики Garmin G3000 (на прототипе устанавливалась система G1000). За кабиной пилотов располагается пассажирский салон; в стандартной комплектации он был пятиместным, в варианте воздушного такси салон должен стать шестиместным. Небольшие размеры – длина 5,43 метра, ширина 1,52 метра и высота 1,51 метра – конечно, так как чудес не бывает, не позволяют сделать салон большого объема.

салон бизнес-джета HondaJet в стандартной версии вмещает пять пассажиров, в версии воздушного такси – шесть

Дизайнеры и архитекторы компании Honda Aircraft Company попытались устранить так называемый туннельный эффект тщательными цветовыми сочетаниями панелей стенок; сиденья с кожаной обивкой стандартные. Интерьер также включает в себя туалет и багажный отсек, для которых в самолете зарезервированы два помещения объемом 0,25 м³ в передней части и 1,6 м³ за салоном. В конструкции корпуса используются композиционные материалы, в то время как трапециевидное крыло размахом 12,15 метров изготавливается из легкого алюминиевого сплава. Интересной особенностью является обшивка, выполненная из одного листа, что позволяет получить меньшую толщину по сравнению с традиционной обшивкой, представляющей собой конструкцию из панелей. Самолет оснащен гидравлически убирающимся шасси с передней стойкой.

Исключительной особенностью бизнес-джета компании Honda Aircraft Company можно считать расположение силовой установки – двух турбовентиляторных двигателей – на пилонах над крылом. Подобная компоновка раньше была применена на немецком пассажирском самолете Vereinigte Flugtechnische Werke VFW-614, и вызывает удивление факт ее малой распространенности. По сравнению с «классикой» в виде размещения двигателей по бортам в задней части фюзеляжа данные элементы крепления занимают мало места и создают меньшее сопротивление на высоких скоростях.

уникальной особенностью самолета HondaJet является размещение двух ТРДД на пилонах над крылом. Речь в частности идет о двигателях HF120 компании GE Honda Aero Engines

Корпорация Honda решила разработать подходящий двигатель для своего бизнес-джета самостоятельно. В 1999 году начались работы над двигателем, получившим обозначение HF118, но затем было решено обратиться за помощью к авторитетному производителю – к компании General Electric. Для этой цели было даже создано совместное предприятие GE Honda Aero Engines. Продуктом совместной компании должен стать двигатель HF120, который должен развивать тягу 8,53 кН и оснащаться полностью автономным электро-цифровым контроллером двигателя (FADEC – Full-Authority Digital Engine Control). Для испытаний двигателя был выделен соответствующим образом модернизированный самолет Cessna Citation CJ1.

Более ста штук

Летающий прототип бизнес-джета HondaJet выполнил более 500 часов летных испытаний. По результатам испытаний инженеры компании Honda Aircraft Company внесли изменения в три экземпляра двигателя, подготовленных для серийного производства. Однако изготовление первого из них встретило ряд трудностей, что вызвало сдвиг планируемого начала поставки первого серийного самолета по меньшей мере на один год – на третий квартал 2012 года.

«В последние годы мы тесно работали с субподрядчиками, чтобы свести к минимуму воздействие мировой экономической нестабильности на развитие HondaJet. Но, к сожалению, у нас нет другого выбора, кроме как изменить наш график»

– сказал в связи с этим президент Honda Aircraft Company Мичимаса Фуджино (Michimasa Fujino). При этом врожденная японская вежливость, по-видимому, не позволила господину Фуджино ни использовать сильные выражения, ни обнародовать название создавшего проблемы поставщика. Тем не менее, можно сделать вывод, что подведшим поставщиком была компания GE Honda Aero Engines. Это косвенно подтверждает один из топ-менеджеров двигателестроительной компании Джим Догерти (Jim Dougherty):

«Мы провели с представителями Honda Aircraft Company многочисленные дискуссии о том как сохранить план-график работ. Это было плодотворное и дружеское общение».

Первые двигатели HF120 должны были быть изготовлены на сборочной линии завода в Гринсборо (Greensboro), штат Северная Каролина. Первые полеты трех прототипов HondaJet запланированы на ноябрь текущего года. Однако нет уверенности, что этот срок не будет перенесен. В конце концов, компания-производитель ограничилась констатацией, что бизнес-джет получит от Федерального управления авиации (FAA – Federal Aviation Administration) сертификат летной годности через двенадцать месяцев после первого испытательного полета. Двигатель HF120 должен получить сертификат в конце следующего года. Что касается объемов продаж, то по словам руководства Honda Aircraft Company клиенты выразили заинтересованность в

«более чем ста самолетах».

Более того, менеджмент рассматривает дальнейшее увеличение предложений. Как недавно сказал Мичимаса Фуджино:

«Ни одна авиастроительная компания не может выжить только с одним типом самолетов на сборочной линии. Таким образом, мы уже сейчас мы думаем о HondaJet II».

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*

Размеры:

размах крыла 12,15 м
длина 12,71 м
высота 4,03 м

Вес*:

взлетный 4173 кг

Летные характеристики*:

Крейсерская скорость 778 км / ч
скороподъемность у земли 20,3 м/с
практический потолок 13107 м
дальность 2593 км


  • * – данные являются предварительными

источник: Ing. ZDENEK ODEHNAL «Hondajet se zpožděním» // Letectvi+Kosmonautika 11-2010 

alternathistory.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *