Бразильский Ил-2. Лёгкий турбовинтовой штурмовик Embraer EMB 314 Super Tucano

Если кто-то считает, что эра винтовых боевых самолетов навсегда осталась в прошлом, он ошибается. В Бразилии в авиастроительной компании Embraer так точно не считают. Именно здесь сегодня выпускается легкий турбовинтовой штурмовик EMB 314 Super Tucano, который пользуется спросом на международном рынке вооружений и стабильно находит своих покупателей. С 2003 года в Бразилии произведено уже более 240 таких штурмовиков, которые используются ВВС 18 государств, при этом 99 легких штурмовиков Embraer EMB 314 Super Tucano находятся на вооружении ВВС Бразилии.

Говоря о штурмовиках, многие сразу же вспоминают советский/российский штурмовик Су-25 «Грач» или американский A-10 Thunderbolt II «Бородавочник», однако для решения ряда задач возможности этих самолетов представляются явно избыточными. Легкий турбовинтовой EMB 314 Super Tucano успешно существует в своей собственной нише, доказывая, что несмотря на прошедший золотой век штурмовой авиации, пришедшийся на Вторую мировую войну, подобные самолеты по-прежнему востребованы и не обязательно должны быть реактивными. Легкий штурмовик Embraer EMB 314 Super Tucano, известный также под обозначением А29 Super Tucano, относят к классу противопартизанских самолетов.


Легкий турбовинтовой штурмовик EMB 314 Super Tucano был создан инженерами бразильской компании Embraer на базе легкого двухместного турбовинтового учебно-боевого самолета EMB 312 Tucano. Разработка данного учебно-боевого самолета началась еще в 1978 году, первый прототип поднялся в воздух в 1980 году, с 1984 года самолет активно поставлялся на экспорт. При взгляде на два этих самолета их родство становится несомненным, обе машины легко банально спутать.

EMB 314 Super Tucano/A-29B ВВС Бразилии


Модель EMB 314 Super Tucano отличается увеличенной длиной, усиленным набором планера, возросшей боевой нагрузкой и более мощным двигателем, также были увеличены и размеры кабины экипажа для большего удобства работы пилотов. Помимо этого самолет получил современную авионику и так называемую «стеклянную кабину». В распоряжении пилота два крупных жидкокристаллических дисплея с активной матрицей размером 6х8 дюймов. Также кабина штурмовика получила защиту в виде кевларовой брони. В кабине могут быть установлены катапультируемые кресла Martin-Baker MK-10lCX. На самолете появилось бортовое кислородное оборудование с системой генерации кислорода, противоперегрузочные костюмы пилотов и некоторые другие усовершенствования, к примеру, климатическая система, обеспечивающая максимально комфортную работу экипажа. А наличие современного военного автопилота позволяет сократить нагрузку на летчиков при выполнении длительных по времени полетов.

Первый полет прототипа EMB 314 Super Tucano состоялся в 1999 году, с 2003 года самолет состоит на вооружении ВВС Бразилии и активно поставляется на экспорт. Стоимость одного самолета оценивается в 9-14 миллионов долларов. Цена является одним из главных преимуществ легкого бразильского штурмовика. Один самолет стоит намного дешевле применяемых для этих же целей вертолетов. К примеру, стоимость российского боевого вертолета Ми-35М составляет более 36 миллионов долларов. К плюсам штурмовика также относят возможность действия с любых взлетно-посадочных полос, в том числе грунтовых аэродромов. Самолет может легко менять место своего базирования. При этом у машины никуда не делись и функции учебно-тренировочного самолета. В местах постоянной дислокации легкий штурмовик Super Tucano может использоваться и для выполнения учебных вылетов, очень часто самолет используется для совершенствования боевых навыков пилотами реактивной авиации.

Embraer EMB 314 Super Tucano выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это низкоплан с прямым крылом. Фюзеляж самолета типа полумонокок. Шасси – трехопорное, каждая стойка шасси имеет одно колесо. В качестве силовой установки используется турбовинтовой двигатель Pratt&Whitney PT6A-68/3, развивающий максимальную мощность 1600 л.с. Благодаря этому двигателю самолет может разгоняться в полете до 590 км/ч.

EMB 314 Super Tucano/A-29А ВВС Бразилии


Как отмечают в компании Embraer, планер самолета в одноместном и двухместном вариантах был спроектирован с учетом новейших технологий и автоматизации процессов проектирования. При выполнении типовых учебных миссий производитель гарантирует самолету срок службы – 18 тысяч часов или 12 тысяч летных часов в зависимости от нагрузки и решаемых самолетом задач. Конструкция планера обладает надежной защитой от коррозии и отличается хорошими прочностными характеристиками. Легкий штурмовик может выдержать перегрузки в диапазоне от +7 до -3,5g.

Самолет может использоваться в условиях высокой влажности и температуры окружающего воздуха, имеет очень хорошие взлетно-посадочные характеристики, что позволяет эффективно использовать его даже с небольших по протяженности взлетно-посадочных полос. Кабина штурмовика защищена кевларовой броней, которая обеспечивает защиту от бронебойных пуль винтовочного калибра – 7,62 мм с дистанции 300 метров. Также по заверениям компании-производителя, фонарь кабины в состоянии выдержать столкновение с птицей на скорости 270 узлов (500 км/ч). Защиту экипажа и самолета помимо кевларовой брони обеспечивают также современные информационные системы: предупреждения о приближении ракет MAWS (Missile Approach Warning System) и предупреждения о радиолокационном облучении самолета средствами поражения противника RWR (Radar Warning Receiver), имеются на штурмовике и устройства отстрела дипольных отражателей и ИК-ловушек.

Embraer EMB 314 Super Tucano известен также под обозначением А-29 Super Tucano (версия для бразильских ВВС). Он существует в двух основных вариантах: легкий одноместный штурмовик А-29А Super Tucano и двухместная версия A-29B Super Tucano. На вооружении ВВС Бразилии находится 33 самолета в варианте А и 66 в варианте B, еще 4 самолета были потеряны в ходе различных авиационных происшествий.


Ударный одноместный вариант турбовинтового самолета Super Tucano отличается от более распространенной модели тем, что на месте второго пилота устанавливается 400-литровый протектированный топливный бак, который существенно повышает время нахождения самолета в воздухе, расширяя его боевые возможности и увеличивая время и дальность патрулирования. Одноместный легкий штурмовик Super Tucano, по заверениям представителей компании Embraer, может оснащаться оборудованием, позволяющим эксплуатировать его в ночных условиях. Так он превращается в подобие настоящего ночного истребителя, который можно использовать для перехвата легкомоторных самолетов наркоторговцев и контрабандистов. Проведенные испытания показали, что самолет эффективно может использоваться и для борьбы с вертолетами противника.

Основным преимуществом двухместной версии A-29B Super Tucano, как нетрудно догадаться, является второй член экипажа. Это тот самый случай, когда пословица «одна голова хорошо – а две лучше», раскрывает себя в полной мере. Второй член экипажа штурмовика, выполняющий обязанности оператора вооружения и летчика-наблюдателя, может быть очень полезен при проведении операций, которые предполагают длительное патрулирование местности с последующим переходом к ударной фазе.

Легкий турбовинтовой штурмовик EMB 314 Super Tucano может нести различные типы вооружений, которые можно легко комбинировать в зависимости от решаемых боевых задач. В крыло самолета встроены два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета FN Herstal M3P с боезапасом по 200 патронов на ствол. Также под фюзеляжем самолета может быть установлена скорострельная 20-мм авиационная пушка, а на подкрыльевых узлах подвески дополнительно можно разместить еще два 12,7-мм или сразу четыре пулемета калибра 7,62-мм (боекомплект 500 патронов на ствол).



Всего на самолете имеется 5 жестких точек подвески (одна под фюзеляжем и 4 под крылом). Максимальная боевая нагрузка – 1500 кг. Возможно использование управляемых ракет класса «воздух-воздух» ближнего радиуса действия (AIM-9 класс). Также возможно использование свободнопадающих или корректируемых авиабомб Mk 81 (119 кг до 10 бомб) или Mk 82 (227 кг до 5 бомб). Помимо этого возможна установка пусковых блоков SBAT-70/19 или LAU-68 для 70-мм неуправляемых авиационных ракет.

Легкий штурмовик EMB 314 Super Tucano активно применялся для борьбы с партизанами и представителями наркомафии в Колумбии. Также в боевых условиях данные штурмовики использовались ВВС Афганистана. О потерянных в боях штурмовиках информация в настоящее время отсутствует. Помимо ударных функций самолет часто используется для разведки и наблюдения за местностью. К примеру, в Бразилии данный штурмовик активно участвует в программе Sistema de Vigilância da Amazônia (SIVAM), которая направлена на борьбу с наркотрафиком и незаконной вырубкой и сжиганием лесов в джунглях Амазонки.

Летно-технические характеристики EMB 314 Super Tucano:
Габаритные размеры: длина – 11,3 м, высота – 3,97 м, размах крыла – 11,14 м, площадь крыла – 19,4 м2.
Масса пустого – 3200 кг.
Максимальная взлетная масса – 5200 кг.
Силовая установка – ТВД Pratt&Whitney PT6A-68/3 мощностью 1600 л.с.
Максимальная скорость – 590 км/ч.
Крейсерская скорость – 520 км/ч.
Скорость сваливания – 148 км/ч.
Практическая дальность – 1330 км.
Перегоночная дальность – 2850 км.
Боевой радиус действия – 550 км (с полной боевой нагрузкой 1500 кг).
Практический потолок – 10 670 м.
Стрелково-пушечное вооружение – 2х12,7-мм пулемета в крыле, дополнительно можно установить 20-мм пушку под фюзеляжем или еще 2х12,7-мм/4х7,62-мм пулемета на подкрыльевых узлах подвески

Боевая нагрузка – до 1500 кг на 5 узлах подвески, в том числе УР класса «воздух-воздух», либо свободнопадающие и корректируемые авиабомбы, либо 70-мм НАР.
Экипаж – 1-2 человека.

Рендеры EMB 314 Super Tucano с сайта embraerds.com

Источники информации:
http://alternathistory.com/mustang-vozvrashchaetsya
http://www.airwar.ru/enc/other/stucano.html
http://www.embraerds.com/super_tucano.html
Материалы из открытых источников

topwar.ru

30 лет в строю » Военное обозрение

В конце сентября исполнилось 30 лет со дня принятия на вооружение ВВС Бразилии учебно-тренировочного самолета Embraer T-27 Tucano. За эти годы самолет строился большой серией, поставлялся в вооруженные силы Бразилии и других государств. Помимо своей первоначальной функции подготовки летчиков этот самолет освоил «профессию» штурмовика и в итоге стал одним из самых известных представителей бразильской авиации.

Embraer EMB-314 Super Tucano


EMB-312 Tucano

Учебно-тренировочный T-27 был разработан в качестве специализированного самолета на базе платформы EMB-312 Tucano («Тукан)». Работы по проекту EMB-312 стартовали в самом начале 1978 года. Предполагалось создать несколько типов самолетов различного назначения на основе единой конструкции. С самого начала планировалось разработать и поставить в серию учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик. Таким образом, один проект мог обеспечить решение сразу двух задач, возникавших перед военно-воздушными силами Бразилии.

Разработка нового самолета заняла сравнительно немного времени. Уже в середине августа 1980 года первый прототип самолета EMB-312 впервые поднялся в воздух. В декабре того же года к летным испытаниям присоединился второй опытный образец. С августа 1982 года в испытаниях использовался третий прототип, в дальнейшем ставший эталоном для серийных машин. В конце сентября 83-го Бразилия приняла на вооружение своих военно-воздушных сил первую модель самолета на базе EMB-312 – учебно-тренировочный самолет T-27 Tucano.

С учетом требований относительно летных характеристик и специальных возможностей конструкторы фирмы Embraer выполнили самолет EMB-312 по нормальной аэродинамической схеме с прямым низкорасположенным крылом. Силовые элементы фюзеляжа и крыла изготавливались из алюминиевых сплавов. Фюзеляж типа полумонокок имел длину 9,86 м и был разделен на несколько частей. В носовой его части разместили турбовинтовой двигатель Pratt Whitney Canada PT6A-25C мощностью 750 л.с. Двигатель оснащался трехлопастным воздушным винтом Hartzell HC-B3TN-3C/T10178-8R с автоматической системой изменения шага и возможностью реверса.

Сразу за моторным отсеком в фюзеляже размещается сравнительно крупная двухместная кабина с откидывающимся вправо общим фонарем характерной формы. Для спасения экипажа самолет EMB-312 оснащен двумя катапультными креслами Martin-Baker BR8LC. Позади кабины экипажа предусмотрен небольшой багажный отсек для перевозки необходимого оборудования. Объем отсека – 0,17 куб. метра.

К средней части фюзеляжа, рядом с кабиной экипажа, крепится крыло с размахом около 11,1 метра и площадью 19,4 кв. м. Крыло имеет двухлонжеронную конструкцию. Силовые элементы и обшивка изготовлены из алюминиевых сплавов. Для увеличения несущих характеристик профили крыла в корневой и концевой частях отличаются. Механизация крыла состоит из односекционных закрылков и элеронов с электрической системой управления. Внутри консолей крыла находятся два топливных бака общей емкостью 694 литра. Топливная система этих баков позволяет самолету лететь в перевернутом положении около 30 секунд.

Хвостовое оперение самолета EMB-312 выполнено по двухлонжеронной схеме с кессоном. Все рули оперения имеют пороговую компенсацию и оснащаются триммерами с электрическими приводами.

Самолет оборудован трехопорным шасси с носовой стойкой. Все стойки шасси имеют по одному колесу. Система уборки и выпуска – гидравлическая, при необходимости экипаж может использовать резервную механическую. Носовая стойка шасси убирается в фюзеляж поворотом назад, основные – в крыло, поворотом в сторону фюзеляжа. Основные стойки шасси оснащаются гидравлическими тормозами, а передняя оборудована демпфером колебаний.

Для удобства работы экипажа самолет оснащен фреонной системой кондиционирования воздуха с приводом от двигателя. Кроме того, имеется подогрев кабины и обдув лобового стекла воздухом, отбираемым от двигателя. Кислородная система обеспечивает индивидуальную подачу газа обоим летчикам. Запас кислорода хранится в шести емкостях. Для связи с землей и полетов в сложных метеоусловиях EMB-312 получил радиостанции и комплекс навигационного оборудования.

Самолет EMB-312 получился довольно легким – его сухой вес не превышает 1870 кг. Нормальная взлетная масса учебно-тренировочного самолета равняется 2550 кг, а с максимальным количеством топлива и полной боевой нагрузкой взлетный вес возрастает до 3200 кг. 750-сильный турбовинтовой двигатель обеспечивает самолету характеристики на уровне, необходимом для выполнения возлагаемых задач. EMB-312 может разгоняться до 448 км/ч и имеет крейсерскую скорость на уровне 400-410 километров в час. Такие показатели скорости позволяют безопасно использовать самолет для подготовки летчиков, а также подходят для решения задач по поиску и уничтожению наземных целей. Практический потолок самолета в обоих вариантах равняется 9150 м, практическая дальность – свыше 1800 километров. При полной заправке и с подвесными баками перегоночная дальность превышает 3300 км.


Интересным образом был решен вопрос применения самолета EMB-312 в качестве легкого штурмовика. Для переоборудования учебно-тренировочной машины в ударную и наоборот требуется подвесить или снять необходимое вооружение и провести небольшие подготовительные работы. Так, самолет оснащается простым коллиматорным прицелом в кабине. Боевая нагрузка размещается на четырех подкрыльевых узлах, нормальная нагрузка каждого составляет 250 кг. Самолет EMB-312 в варианте штурмовика может использовать пулеметные контейнеры, неуправляемые ракеты и бомбы.

Первой в серийное производство была запущена учебно-тренировочная версия самолета EMB-312 под названием T-27. Военно-воздушные силы Бразилии в 1983 году заказали 133 самолета этой модификации. Вскоре после этого появились первые экспортные контракты. Самолет T-27 Tucano заинтересовал Ирак и Египет, которые приобрели 80 и 40 машин соответственно. В дальнейшем Египет разместил дополнительный заказ на 14 самолетов. В силу географических и логистических особенностей первых экспортных контрактов самолеты для ближневосточных стран строились египетской фирмой AOI по лицензии при поддержке компании Embraer.

В 1984 году самолеты семейства EMB-312 были заказаны Венесуэлой и Гондурасом. Контракты подразумевали поставку 31 самолета для венесуэльских ВВС и 12 машин для вооруженных сил Гондураса. Некоторые венесуэльские самолеты Tucano получили новое обозначение. Так, учебно-тренировочные по-прежнему именовались T-27, а легкие штурмовики были переименованы в A-27. В дальнейшем самолеты EMB-312 разных модификаций строились для Аргентины, Ирана, Колумбии и других стран.

Большой интерес представляет контракт, подписанный в середине восьмидесятых годов. Это соглашение между Бразилией и Великобританией подразумевало лицензионное строительство самолетов Tucano на британских производственных мощностях, принадлежащих фирме Short. Перед подписанием контракта Embraer и Short доработали исходный проект в соответствии с требованиями заказчика в лице английских ВВС. В первую очередь, был установлен новый турбовинтовой двигатель Garrett TPE331-12B мощностью 820 л.с. Благодаря этому максимальная скорость самолета достигла 610 км/ч, а крейсерская увеличилась до 510 км/ч. Прочие летные характеристики изменились незначительно. Получившийся самолет S.312 Tucano, также известный под обозначением Tucano T.I, был принят на вооружение в 1988 году. Было построено 130 машин этого типа.

В дальнейшем компания Short самостоятельно создала две модификации самолета, производимого по лицензии. Первая из них, Tucano Mk.51, предназначалась для ВВС Кении. От базового самолета эта версия отличалась возможностью обучения пилотов применению ствольного вооружения, неуправляемых ракет и бомб. Кенийские военные заказали 12 самолетов этого типа. Вскоре после них свое желание приобрести подобные учебные машины выразил Кувейт. 16 самолетов модификации Tucano Mk.52 отличались от техники для Кении составом оборудования.

Отдельно стоит отметить контракт 1993 года, в соответствии с которым Франция получила 50 самолетов в версии EMB-312F. По желанию заказчика компания Embraer доработала самолет, увеличив ресурс планера до 10 тыс. часов и установив новое радиоэлектронное оборудование. Французская сторона предоставила ряд систем, которые пришли на смену использовавшимся ранее. Самолеты EMB-312F служили в ВВС Франции до конца прошлого десятилетия.

EMB-314 Super Tucano

В начале девяностых годов компания Embraer предприняла попытку усовершенствовать самолет EMB-312 и раскрыть его модернизационный потенциал. Проект EMB-312H Super Tucano подразумевал ряд важных изменений в конструкции и оснащении самолета, призванный значительно улучшить его летные и боевые характеристики. В 1993 году были построены два прототипа нового самолета, которые в дальнейшем продемонстрировали правильность примененных технических решений.

Модернизированный учебно-тренировочный или ударный самолет получил турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-68C мощностью 1600 л.с. с пятилопастным винтом, призванный обеспечить более высокие характеристики потяжелевшей машины. Конструкция планера была значительно усилена, ее ресурс увеличился до 12-18 тыс. часов. Кабина пилотов получила кевларовую защиту и ряд нового радиоэлектронного оборудования, в том числе и жидкокристаллические экраны. После такого переоснащения самолет стал длиннее примерно на полтора метра длиннее (общая длина составила 11,4 м), а также значительно потяжелел. Вес пустого самолета Super Tucano равняется 3200 килограммам. Максимальная взлетная масса выросла до 5400 кг.

Максимальная скорость самолета EMB-312H достигла 590 км/ч, крейсерская – 520 км/ч. При нормальной заправке самолет способен преодолеть свыше 1500 км, перегоночная дальность – около 2800 км.

При модернизации значительно улучшились боевые качества ударной версии самолета. В первую очередь нужно отметить, что Super Tucano получил два встроенных пулемета FN M3P калибра 12,7 мм в корневой части крыла. Боезапас каждого из них – 200 патронов. На пяти узлах подвески (четыре подкрыльевых пилона и один узел под фюзеляжем) может размещаться боевая нагрузка общим весом до 1550 кг. В номенклатуру вооружений, пригодных для применения самолетом EMB-312H, включены пулеметные и пушечные контейнеры с оружием калибра от 7,62 до 20 мм, управляемое и неуправляемое бомбовое и ракетное вооружение. Для самообороны штурмовик может нести управляемые ракеты «воздух-воздух». Таким образом, новый легкий штурмовик, в отличие от предыдущей модели Tucano, способен наносить удары не только неуправляемым оружием, а также может уничтожать широкий спектр целей, в том числе укрепления, бронетехнику и фронтовую авиацию противника.

К моменту первых заказов проект EMB-312H был переименован в EMB-314. Кроме того, к этому времени было разработано две версии штурмовика, отличающиеся друг от друга некоторыми элементами облика. Так, самолет A-29A оснащается лишь одним рабочим местом пилота и несет дополнительный топливный бак на 400 литров. Модификация A-29B, подобно предыдущим самолетам семейства Tucano, имеет два рабочих места пилотов, а кроме того оснащается различным радиоэлектронным оборудованием, необходимым для контроля за полем боя.

В 2001 году стартовым заказчиком самолетов Super Tucano стала Бразилия. С конца 2003 года до середины 2012-го ей были поставлены 99 самолетов версий A-29A и A-29B. Военно-воздушные силы Бразилии используют эти самолеты для поиска и, при необходимости, уничтожения транспортных средств наркокартелей. Нередко штурмовикам приходится брать на себя функции истребителей и принуждать к посадке самолеты с незаконным грузом. Кроме того, пилоты самолетов Super Tucano на законодательном уровне наделены правом сбивать контрабандистов.

В середине двухтысячных годов Колумбия заказала 25 самолетов A-29B. Машины были поставлены в течение ближайших лет. Первый случай боевой работы колумбийских Super Tucano произошел в январе 2007 года, когда самолеты нанесли ракетно-бомбовый удар по лагерю формирования «Революционные вооруженные силы Колумбии». В дальнейшем колумбийские ВВС регулярно использовали новые штурмовики для борьбы с повстанцами и наркотрафиком.

К настоящему времени самолеты EMB-314 Super Tucano служат в военно-воздушных силах Анголы, Бразилии, Буркина-Фасо, Чили, Колумбии, Доминиканской Республики, Эквадора, Гватемалы и т.д. Особый интерес представляют поставки этих самолетов в США. В середине прошлого десятилетия частная военная компания Blackwater Worldwide приобрела один бразильский штурмовик в немного измененной комплектации. В частности, на нем отсутствовали встроенные вооружения. По некоторым данным, этот самолет использовался в локальных конфликтах последнего времени. В 2008 году еще один самолет EMB-314 был приобретен Командованием специальных операций США с целью изучения его возможностей. После длительных переговоров и споров в феврале 2013 года США и Embraer подписали контракт, в соответствии с которым самолеты A-29 будут строиться по лицензии на одном из американских предприятий. Имеющийся контракт подразумевает строительство 20 штурмовиков, которые в будущем будут поддерживать с воздуха специальные подразделения.

В настоящее время бразильская компания Embraer ведет переговоры сразу с несколькими потенциальными покупателями. Самолеты EMB-314 Super Tucano заинтересовали ВВС Афганистана, Гондураса, Парагвая и других стран. Все эти государства намерены улучшить возможности своей ударной авиации за счет новых сравнительно дешевых самолетов бразильского производства.

***

За три десятилетия, в течение которых Бразилия и другие страны строят различные самолеты семейства Tucano, в общей сложности была выпущена почти тысяча машин разных модификаций. Общая численность самолетов EMB-312 превысила 650 единиц. Британские авиастроители построили около 150 учебно-тренировочных Short Tucano. Наконец, за последние 10-12 лет компания Embraer построила и передала заказчикам около 160-170 самолетов Super Tucano. Большая часть построенных самолетов до сих пор эксплуатируется в нескольких странах. Кроме того, возможное подписание новых контрактов позволяет говорить о скором увеличении числа построенных самолетов различных модификаций одного семейства. Таким образом, проект EMB-312 Tucano по праву является одним из самых удачных в истории бразильского авиастроения.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://embraer.com.br/
http://flightglobal.com/
http://airforce-technology.com/
http://globalsecurity.org/
http://defense-update.com/

topwar.ru

Лёгкий штурмовик Embraer EMB 314 Super Tucano, Бразилия » Военное обозрение

Наряду с истребителями 5-го поколения F-22 и F-35 (невидимки, крейсерская сверхзвуковая скорость) в войсках требуются и легкие самолеты для летной подготовки и противопартизанских действий, точно так же, как когда-то истребитель Р-51 «Мустанг» использовался в качестве легкого штурмовика во Вьетнаме. Такими самолетами для армии США, наиболее вероятно, могут стать либо итальянский УТС Alenia M-346 (аналог нашего Як-130) либо бразильский УТС/легкий штурмовик «Супер Тукано».
EMB-314 Super Tucano — учебно-тренировочный самолет основной летной подготовки, созданный бразильской фирмой EMBRAER на основе самолета EMB-312 Tucano.

В январе 1991 года началась разработка новой модификации самолета, получившей название ЕМВ-312Н Super Tucano. Машина имела усиленный планер с удлиненным фюзеляжем, более мощную силовую установку (ТВД Пратт-Уитни Канада РТ6А-68-1 мощностью 1600 л. с. с пятилопастным винтом), новый фонарь, кабинное приборное оборудование с использованием жидкокристаллических индикаторов, позволяющее применять очки ночного видения, приемник спутниковой навигации, пять узлов внешней подвески, наддув кабины и защиту ее броневыми преградами из кевлара, новые катапультные кресла, бортовое кислородное оборудование с системой генерации кислорода, противоперегрузочные костюмы летчиков и ряд других усовершенствований.

Первый полет опытного самолета EMB-314 Super Tucano состоялся 9 сентября 1991 года. Эта машина с сентября по август 1992 года проходила испытания в США в рамках программы JPATS (перспективный учебно-тренировочный самолет для ВВС и ВМС США), однако не добилась успеха; предпочтение было отдано другому турбовинтовому самолету — швейцарскому УТС Пилатус РС-9.

Кроме основной задачи по подготовке армейских пилотов, самолет может также привлекаться для выполнения следующих задач: противопартизанские миссии (COIN mission), патрулирование районов, проведение боевых разведывательных операций. Кроме того, самолет привлекается в рамках системы контроля Амазонии SIVAM (Sistema para Vigilancia de Amazonas), в основе которой — патрульные самолеты R-99 (ЕМВ-145).

Для этих целей на самолете установлена система отображения данных на шлеме пилота интегрированная в новую систему управления оружием созданной на базе цифровой шины MIL-STD-553B и работающую по стандарту HOTAS (Hand On Throttle and Stick). На самолете установлена система генерирования кислорода OBOGS. A-29 может нести до 1500 килограммов вооружения, в т.ч. ракеты «воздух-воздух» МАА-1 «Пиранья» (Piranha), пушку, неуправляемые ракеты и бомбы.

ВВС Бразилии к настоящему времени заказали 76 таких машин (с опционом еще на 23), из которых около 30 уже поставлены на дежурство. Первым зарубежным заказчиком «Супер Тукано» стала Колумбия, подписавшая в декабре 2005 г. контракт стоимость 235 млн долл. на приобретение 25 таких самолетов.

ЛТХ:


topwar.ru

Лёгкий ударный самолёт Embraer Super Tucano A-29: ard_riag — LiveJournal

   Постоянно меняющийся мир являет новые вызовы — гибридные войны, международный терроризм, наркотрафик, повстанцы, партизаны, революционеры, сепаратисты и ещё целый список неприятных субъектов, не знающих границ и преград. В этой связи возрастает роль так называемой «малой авиации» — лёгких недорогих винтовых машин, имеющих относительно высокую дозвуковую скорость и способных нести солидное для своих габаритов вооружение. Одной из таких машин и, несомненно, лидером в данном классе, является детище бразильского концерна «Эмбраер» лёгкий штурмовик «Супер Тукано».


   Разработанный в 2003 году, одномоторный винтовой самолёт «Супер Тукано» предназначен для воздушной разведки, борьбы с повстанцами, ударов с воздуха, поддержки войск, патрулирования границ и обучения молодых пилотов. Самолёт способен эффективно действовать в условиях высоких температур и влажности, он имеет хорошую манёвренность и низкий тепловой след, что очень важно при уходе от ракет ПВО противника.»Супер Тукано» имеет современную авионику четвёртого поколения и способен нести высокоточное оружие. Экипаж защищён кевларовой бронёй и пуленепробиваемым фонарём кабины. Есть возможность установки катапультируемых кресел. Максимальная скорость машины — 590 км/ч, практический потолок 10500 метров, боевой радиус — 550 километров. На пяти наружных точках подвески самолёт способен нести 1550 килограмм боевой нагрузки. Можно использовать подвесные 400-литровые топливные баки.

   Стандартным вооружением самолёта являются расположенные в крыльях два бельгийских пулемёта Herstal полдюймового калибра с боезапасом по 200 патронов на каждый. Дополнительно может быть установлена 20 миллиметровая французская авиационная пушка GIAT M20A1 с боезапасом 650 снарядов. Кроме того, самолёт может нести управляемые и неуправляемые ракеты воздух-воздух и воздух-земля. Для самозащиты «Супер Тукано» может использовать УР «Sidewinder AIM-9», «Pithon 3» и «MAA1 Piranha». Для поражения наземных целей используются УР «AGM 65 Maverick» и «Delilah AL» или блоки НАР. Самолёт может нести обычные бомбы — «Мк 81», «Мк 82» и «М-117», а также высокоточные управляемые бомбы — «Paveway», Lizard и Griffin. Самолёт оборудован современным БРЭО — есть два цветных монитора для каждого члена экипажа, по желанию заказчика дисплей можно вывести на шлем пилота. Экипаж оповещается о запуске противником ракеты или об облучении самолёта радаром. Есть автопилот, позволяющий лётчику расслабиться во время долгого перелёта. Также «Супер Тукано» отличает высокая надёжность — машины эксплуатируются во многих странах мира на протяжении нескольких лет и за это время не было ни одного небоевого случая потери самолёта.

   Машина прекрасно зарекомендовала себя в боевых операциях — именно воздушная атака колумбийских «Супер Тукано» позволила властям этой страны уничтожить лидера печально известных отрядов «FARC» Альфонсо Кано в ноябре 2011 года. Самолёты успешно используются против наркотрафика и повстанцев кроме Колумбии также в Бразилии, Эквадоре и Чили.

   «Супер Тукано» состоит на вооружении целого ряда стран, помимо самой Бразилии, это Ангола, Афганистан, Буркина Фасо, Доминиканская Республика, Гана, Гондурас, Индонезия, Колумбия, Ливан, Мали, Мозамбик, Мавритания, Сенегал, Чили, Эквадор. Даже США заказали партию этих машин для обучения пилотов и операций в Афганистане. Стоимость одной машины составляет от 9 до 14 миллионов долларов в зависимости от комплектации, что в десятки раз меньше, чем цена современного реактивного боевого самолёта.


ard-riag.livejournal.com

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


ЛЁГКИЙ ШТУРМОВИК EMBRAER EMB 314 SUPER TUCANO, БРАЗИЛИЯ
LIGHT ATTACK AIRCRAFT EMBRAER EMB 314 SUPER TUCANO, BRAZIL

18.01.2016

15 января 2016 года на военно-воздушной базе Баграм под Кабулом состоялась церемония передачи ВВС Афганистана поставленных США в счет военной помощи первых четыре турбовинтовых легких штурмовиков Embraer A-29А (EMB-314) Super Tucano. Данные машины (имеют американские бортовые номера с 13-2006 по 13-2009) стали первыми боевыми самолетами новых ВВС Афганистана. На церемонии присутствовал министр обороны Афганистана Масум Станикзай.
Поставка самолетов Super Tucano Афганистану осуществляется в рамках контракта, выданного в феврале 2013 года ВВС США американской компании Sierra Nevada Corporation по программе Light Air Support (LAS) на поставку 20 таких самолетов для последующей передачи Афганстану в счет американской военной помощи. Стоимость контракта 427 млн долл. Сборка и доработка поставляемых Афганистану самолетов Super Tucano (бортовые номера с 13-2001 по 13-2020), производимых бразильской компанией Embraer, осуществляется Sierra Nevada Corporation на предприятии в Джексонвилле (штат Флорида).
Условиями контракта предсматривалось начало поставок самолетов на «оперативную базу в Афганистане» через 18 месяцев после выдачи контракта, то есть с августа 2014 года, однако фактически, как видно, сроки реализации проекта затнулись примерно на полтора года против контрактных сроков. Сообщается, что следующая партия из четырех Super Tucano поступит в Афганистан в марте 2016 года. с завершением поставок к 2018 году.
Подготовка афганского летного и технического состава самолетов Super Tucano осуществляется ВВС США в составе специально восстановленной для этого известной 81-й истребительной эскадрильи, вошедшей в состав 438-го экспедиционного авиакрыла (формально 14-го учебного крыла) на авиабазе Муди (штат Джорджия).
http://bmpd.livejournal.com

АФГАНИСТАН. СОБЫТИЯ. НОВОСТИ
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

24.01.2016
21 января ВВС Аргентины заявили, что выделят несколько легких боевых самолетов EMB-312 производства бразильской компании Embraer Tucano для патрулирования границы, сообщает thaimilitaryandasianregion.wordpress.com со ссылкой на HIS Jane’s 360.
Штурмовики станут дополнением к самолетам IA-58A Pucar?, которые выполняют эту задачу. Первоначально «Тукано» был принят на вооружение ВВС страны в качестве учебного самолета для обучения курсантов Военной авиационной школы (базовая модель Embraer EMB 312 Tucano — прим. Военный Паритет).
Два года назад ВВС модернизировали два «Тукано» в качестве истребителей воздушного боя с целью их использования на северной границе, но в то время эти планы не были реализованы. Теперь эти два самолета, оснащенные пулеметными контейнерами, будут использоваться для перехвата летательных аппаратов, выполняющих незаконные полеты.
Военный Паритет

02.03.2016

ВВС Афганистана впервые развернули четыре штурмовика A-29 Super Tucano производства Embraer/Sierra Nevada Corporation (SNC) в восточной провинции Нангархар, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на janes.com (29 февраля).
Афганистан заказал 20 самолетов этого типа в США, первые самолеты прибыли 15 января этого года и первоначально были размещены на военном аэродроме близ Кабула.
Отмечается, что самолеты находятся в полностью боеготовом состоянии и предназначены для огневой поддержки с воздуха операций войск 201-го корпуса афганской национальной армии, но ни одного боевого вылета еще не выполнено.
Военный Паритет

04.05.2016

Штурмовики A-29 Super Tucano ВВС Афганистана начали принимать участие в боевых действиях против боевиков, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на Quwa (2 мая).
Отмечается, что впервые со времен советской оккупации Афганистана ВВС этой страны применяют современные боевые самолеты. А-29 предназначен для базовой подготовки пилотов истребителей, непосредственной авиационной поддержки наземных войск, разведки, наблюдения и рекогносцировки.
Самолеты предоставлены Кабулу в рамках американской программы Light Air Support (LAS) и были произведены на заводе группы Embraer/Sierra Nevada в США. ВВС Афганистана заказали 20 самолетов, восемь самолетов уже поставлено.
Благодаря наличию пяти узлов подвески для боевой нагрузки общей массой до 1500 кг штурмовик способен эффективно выполнять удары по наземным целям, в том числе с применением высокоточного оружия с лазерным и спутниковым наведением. Штурмовики способны летать на больших высотах, однако будут ли они уязвимы для ракет переносных ЗРК, покажет время.
Военный Паритет

АФГАНИСТАН. СОБЫТИЯ. НОВОСТИ

30.07.2016

Учебно-тренировочный самолет Т-27 Tucano ВВС Бразилии совершил вынужденную посадку на ферму Кантерейра в регионе Моро на западе страны, сообщает «Военный Паритет».
Неизвестно, кто пилотировал самолет – инструктор или курсант. Жители сообщили, что пилот не пострадал. Командование ВВС и Академия ВВС пока не комментировали происшествие, сообщает reporternaressi.com.br.
Военный Паритет

12.10.2016

ВВС Афганистана получат еще четыре легких турбовинтовых штурмовика Embraer-Sierra Nevada Corporation (SNC) A-29 Super Tucano, сообщает «Военный Паритет». В настоящее время их насчитывается 20 машин.
Дополнительная партия штурмовиков будет передана в течение 18-20 месяцев после подписания контракта.
«Супер Тукано» оснащен двигателем Pratt & Whitney PT6A-68/3 мощностью 1600 л.с., вооружение состоит из двух крыльевых пулеметов калибра 12,7 мм (по 200 патронов). Дополнительно штурмовик может взять подвесной контейнер с 20 мм пушкой, пулеметные установки, НАР, высокоточные прицельные контейнеры, управляемые и неуправляемые бомбы калибра 500 кг, отмечает Jane’s. Общая масса подвесного вооружения и оборудования 1500 кг, продолжительность полета до семи часов, штурмовик может эксплуатироваться с частично подготовленных грунтовых аэродромов.
Военный Паритет

АФГАНИСТАН. СОБЫТИЯ. НОВОСТИ

22.12.2016

Вооруженные силы Афганистана получили на аэродроме Кандагар первый штурмовик A-29 Super Tucano для борьбы с вооруженной организацией «Талибан».
Отмечается, что штурмовики имеют ключевое значение для огневой поддержки наземных войск наряду с легкими вооруженными вертолетами MD-530 Cayuse.
«Супер Тукано» может нести бомбы Mk-81 калибра 250 фунтов и Mk-82 калибра 500 фунтов, неуправляемые ракеты и два крыльевых пулемета калибра 12,7 мм. Самолет также может использовать УАБ с лазерным наведением, но обучение их применению не ведется. В настоящее время в Афганистане находятся 8 самолетов этого типа, еще 12 штурмовиков находятся на базе ВВС США Муди (Джорджия), которые будут доставлены в Кабул к концу 2018 года.
Военный паритет

АФГАНИСТАН. СОБЫТИЯ. НОВОСТИ
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

24.03.2017

Военно-воздушные силы Афганистана получили очередную партию легких ударных самолетов A-29 «Супер Тукано», заказанных консорциуму в составе «Сьерра-Невада корпорэйшн» (Sierra Nevada Corporation – SNC) и «Эмбраер дифенз энд секьюрити» (Embraer Defence and Security).
По информации командования ВВС США, четыре A-29 «Супер Тукано» были доставлены в Кабульский международный аэропорт 20 марта. После небольшой модификации они будут применяться для непосредственной авиационной поддержки, блокирования районов боевых действий, эскорта и ведения разведки.
ЦАМТО

АФГАНИСТАН. СОБЫТИЯ. НОВОСТИ
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

13.04.2017

Администрация президента США Дональда Трампа будет продвигать продажу высокотехнологичных самолетов Embraer A-29 Super Tucano в Нигерию для кампании против исламских экстремистов, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на Associated Press (10 апреля).
Ожидается, что Конгресс получит официальное уведомление в течение нескольких недель. Эту сделку администрация Обамы планировала одобрить в конце своего срока, но ранее она всячески тормозила этот процесс. Нигерия планирует получить 12 штурмовиков на сумму почти 600 млн долл США.
Президент Трамп ясно дал понять свое стремление одобрить эту продажу, Совет национальной безопасности (СНБ) уже работает над этим вопросом. Нигерия пытается получить эти штурмовики с 2015 года.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

19.05.2017

Легкий ударный самолет A-29 производства компаний Sierra Nevada Corporation (США) и Embraer (Бразилия) участвует в оценке возможностей в интересах ВВС США, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на upi.com (16 мая).
Программа оценки (AO-X, или Capability Assessment of Non-Developmental Light Attack Platforms — оценка возможностей существующих легких самолетов) будет проходить в Нью-Мексико в июле с целью выбора нового, недорогого легкого штурмовика для огневой поддержки наземных войск и экономически рентабельной машины для подготовки пилотов.
Штурмовик A-29 Супер Tucano производится на заводе во Флориде и был сертифицирован ВВС США для использования в Афганистане и других странах.
Военный Паритет

08.06.2017

Консорциум «Эмбраер»/»Сьерра-Невада корпорэйшн» (Sierra Nevada Corporation – SNC) заканчивает сборку последнего легкого учебно-боевого самолета A-29 «Супер Тукано» в рамках соглашения с ВВС США на поставку шести самолетов Ливану.
Как сообщает «Джейнс дифенз уикли» со ссылкой на представителя «Эмбраер» Вальтесио Аленкара (Valtecio Alencar), четыре из шести заказанных самолетов в настоящее время находятся на авиабазе «Муди» (шт.Джорджия).
Как сообщал ЦАМТО, в июне 2015 года Государственный департамент США одобрил потенциальную поставку Ливану в рамках программы «Иностранные военные продажи» шести легких боевых самолетов A-29 «Супер Тукано», связанного оборудования, запчастей, услуг материально-технического обеспечения общей стоимостью до 462 млн. долл.
Командование ВВС США заключило с компанией «Сьерра-Невада корпорэйшн» (Sierra Nevada Corporation – SNC) контракт на поставку шести учебно-тренировочных/легких боевых самолетов A-29 «Супер Тукано» для ВВС Ливана в октябре 2015 года. Стоимость соглашения составила 172,5 млн. долл. Контракт также включает поставку запчастей, вспомогательного оборудования, дополнительного оборудования для выполнения спецзадач, оказание услуг по обслуживанию поставленной техники. Предполагается, что все работы будут выполнены к июлю 2019 года.
ЦАМТО

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

06.08.2017
Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) 2 августа 2017 года направило Конгрессу США уведомление о планируемой предстоящей продаже Нигерии по линии межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 12 турбовинтовых легких штурмовиков (учебно-боевых самолетов) Embraer A-29 (EMB-314) Super Tucano. В уведомлении указывается, что Государственный департамент США уже дал разрешение на эту продажу.
Предполагаемая стоимость поставки составит 593 млн долл, включая стоимость вооружения (неуказываемого), наземного оборудования, запасных частей, технической поддержки и обучения. Генеральным подрядчиком поставки выступит компания Sierra Nevada Corporation Centennial, так что, что поставка Super Tucano будет осуществляться по той же схеме, что и поставка США этих самолетов Афганистану и Ливану — со сборкой их из машинокомплектов на совместном предприятии Sierra Nevada и Embraer в Джэксонвилле (штат Флорида).
Таким образом, Нигерия станет третьей страной после Афганистана и Ливана, которая может получить из США по линии FMS самолеты Super Tucano, собранные на совместном предприятии Sierra Nevada и Embraer в Джэксонвилле. 20 самолетов Super Tucano по данной схме в счет американского финансирования поставляются Афганистану (с начала 2016 года ВВС Афганистана уже получили 12 машин, поставка должна быть завершена к концу 2018 года, еще один самолет с афганским экипражем уже был потерян в летном происшествии на территории США). В июне 2015 года DSCA выпустило уведомление о предстоящей поставке шести самолетов Super Tucano Ливану — как можно судить, в счет саудовского финансирования, Подготовка ливанских экипажей в США на данные самолеты была начата в марте 2017 года, поставка Ливану должна быть произведена к 31 июля 2019 года.
В марте 2017 года появились сообщения, что Нигерия также на свои средства приобретает у компании Embraer три самолета Super Tucano, ранее эксплуатировавшиеся ВВС Бразилии.
Самолет Super Tucano американской сборки также представлен Sierra Nevada Corporation на конкурс ВВС США на легкий боевой самолет по программе ОА-Х. Первый этап испытаний самолета Super Tucano по программе ОА-Х предполагается начать осенью.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

13.10.2017

Как сообщили вооруженные силы Ливана, 9 октября 2017 года на ливанскую авиабазу Хамат к северу от Бейрута прибыли, совершив самостоятельный перелет из США, первые два турбовинтовых учебно-боевых самолета (легких штурмовика) Embraer EMB-314 (A-29) Super Tucano из шести, поставляемых Ливану американской стороной. Самолеты сохранили бортовые номера ВВС США 15-2021 и 15-2022.
Напомним, что Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) 5 июня 2015 года направило Конгрессу США уведомление о продаже Ливану по линии иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) шести самолетов Embraer EMB-314 (A-29) Super Tucano. В поставку должны были войти также 2000 70-мм ракет с лазерной полуактивной системой наведения APKWS. Общая стоимость поставки была оценена в 462 млн долл., и, финансировалась она в рамках американской помощи.
Генеральным подрядчиком поставки выступает американская корпорация Sierra Nevada Corporation. Сборка самолетов Super Tucano для Ливана (как и для Афганистана) осуществляется из машинокомплектов в США на совместном предприятии Sierra Nevada и Embraer в Джэксонвилле (штат Флорида).
Подготовка ливанских экипажей в США на данные самолеты была начата в марте 2017 года, поставка Ливану должна быть завершена к 31 июля 2019 года.
http://bmpd.livejournal.com/

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

04.11.2017

Как сообщило американское издание «Defense News», ВВС США выдали 25 октября 2017 года корпорации Sierra Nevada Corporation (SNC) контракт стоимостью 174,5 млн долл на изготовление и поставку по линии межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) для ВВС Афганистана шести дополнительных турбовинтовых легких штурмовиков Embraer A-29А (EMB-314) Super Tucano. Контракт, рассчитанный до 31 декабря 2020 года, включает сервисную поддержку на длительный срок и подготовку афганского личного состава, включая девять летчиков и 20 наземных специалистов . Это доводит общее количество поставляемых Афганистану самолетов А-29 до 26 единиц.
Ранее в феврале 2013 года ВВС США выдали SNC первый контракт стоимостью 427 млн долл по программе Light Air Support (LAS) на поставку 20 самолетов А-29 для передачи Афганистану по линии FMS в счет американской военной помощи. Стоимость контракта 427 млн долл. Поставка этих 20 самолетов (регистрационные номера ВВС США с 13-2001 по 13-2020, афганские бортовые номера с YA-1401 по YA-1408 и с YA-1509 по YA-1520)) Афганистану была начата в январе 2016 года, и к настоящему времени поставлено уже 12 машин, активно задействуемых в боевых действиях (еще один самолет был потерян 6 марта 2017 года во время обучения афганских летчиков в США, и, возможно, будет также заменен по отдельному контракту).
Сборка и доработка поставляемых Афганистану самолетов Super Tucano, производимых бразильской компанией Embraer, осуществляется Sierra Nevada Corporation на совместном предприятии с Embraer в Джексонвилле (штат Флорида).
Кроме того, по той же схеме со сборкой SNC в Джексонвилле осуществляется поставка шести самолетов А-29 по линии FMS Ливану (первые два самолета поставлены в Ливан в октябре 2017 года).
http://bmpd.livejournal.com/

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

03.12.2017

Бразильская компания Embraer 30 ноября 2017 года сообщила, что заключила контракт на поставку для ВВС Филиппин шести турбовинтовых учебно-боевых самолетов ЕМВ-314 (A-29) Super Tucano. Стоимость контракта официально не сообщается, хотя известно, что ранее филиппинское правительство планировало ассигновать на эту закупку 4,96 млрд песо (99 млн долл). Поставки должны быть начаты в 2019 году.
В ВВС Филиппин самолеты Super Tucano планируется использовать в качестве легких штурмовиков для замены восьми турбовинтовых самолетов Rockwell OV-10А/С/М Bronco в составе 16-й штурмовой эскадрильи «Eagles» 15-го ударного крыла на авиабазе Данило Атиенца в Кавите.
Филиппины с 2012 года осуществляли программу закупки шести легких штурмовиков для замены самолетов Bronco в качестве первого этапа плана модернизации ВВС страны Horizon, однако по финансовым и бюрократическим причинам выбор самолетов и их приобретение несколько раз откладывались. Программа ускорилась только после избрания нового президента Филиппин Родриго Дутерте и начала в мае 2017 года боевых действий с радикальными исламистами в филиппинском городе Марави. 7 июня 2017 года филиппинское правительство объявило об окончательном выборе самолета Super Tucano (конкурирующим предложением выступал самолет Beechcraft AT-6B Texan II Wolverine) и о начале практических переговоров с Embraer об их приобретении.
В последующем ВВС Филиппин в качестве второго этапа проекта Horizon планируют приобрести еще 18 самолетов Super Tucano для для замены 19 легких турбовинтовых учебно-боевых самолетов SIAI-Marchetti SF.260ТР в составе 17-й эскадрильи «Jaguars» того же 15-го ударного крыла.
Филиппины стали 16-м известным заказчиком самолетов Super Tucano.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

15.03.2018

Как сообщил известный голландский авиационный ресурс www.scramble.nl , 8 марта 2018 года в Чили, совершив самостоятельный перелет из Бразилии, прибыли первые два турбовинтовых учебно-боевых самолета ЕМВ-314 (А-29В) Super Tucano, построенные бразильской компанией Embraer для ВВС Чили по неоглашавшемуся ранее контракту 2017 года на шесть самолетов. Машины имеют чилийские бортовые номера «463» и «464» (серийные номера, соответственно, 31400237 и 31400236, а временная бразильская регистрация, соответственно, PT-ZZD и PT-ZZB).
Компания Embraer по итогам третьего квартала 2017 года объявила о наличии у нее контракта на шесть самолетов Super Tucano от неназывавшегося заказчика. Как теперь стало известно, этим заказчиком являются ВВС Чили. Сообщается, что все шесть самолетов должны быть поставлены в 2018 году.
Ранее ВВС Чили по контракту 2008 года получили 12 самолетов А-29В Super Tucano, поставленных в 2009-2010 годах. Эти самолеты (бортовые номера с «451» по «462») входят в состав 1-й авиационной группы (Grupo de Aviación Nº 1) 1-й воздушной бригады (I Brigada Aérea) ВВС Чили, дислоцированной на авиабазе «Los Condores» близ Икике на севере Чили. Дополнительные шесть самолетов поступят туда же.
http://bmpd.livejournal.com/

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

25.05.2018

Правительство Бразилии проводит оценку предложения Embraer по модернизации 50 учебно-боевых самолетов T-27 «Тукано» из 60 состоящих на вооружении школы военной авиации Академии ВВС страны.
Основными причинами модернизации являются устаревание установленных аналоговых приборов (особенно это ощутимо при подготовке пилотов полетам по приборам) и необходимость обеспечения соответствия оборудования самолетов новыми стандартами организации воздушного движения.
По информации Jane’s Defence Weekly, ответы на запрос о предложениях, опубликованный в 22 марта, были получены в начале мая. Основное внимание при модернизации планируется уделить усовершенствованию кабины пилотов, заменив аналоговые приборы многофункциональными дисплеями и новой авионикой в рамках программы Projeto T-27M. Предполагается установка одного 10-дюймового или двух 6-дюймовых дисплеев, а также еще двух меньших по размеру дисплеев в кабине каждого из двух членов экипажа.
Оснащение новыми системами не должно повлечь за собой внесение изменений в конструкцию самолета, который был принят на вооружение более 30 лет назад.
Согласно текущим планам, на первом этапе должны пройти модернизацию два опытных образца. Все 50 самолетов планируется модернизировать в течение двух лет.
Стоимость проекта не должна превысить 42,5 млн. реалов (11 млн. долл.). Работы планируется выполнить на объектах Военно-воздушных сил Бразилии в Белу-Оризонти или Сан-Паулу.
Модернизация позволит сохранить T-27 «Тукано» в составе ВВС Бразилии еще как минимум в течение 15 лет.
ЦАМТО

01.06.2018

Как сообщили вооруженные силы Ливана, 28 мая 2018 года года на ливанскую авиабазу Хамат к северу от Бейрута прибыли завершающие четыре турбовинтовых учебно-боевых самолета (легких штурмовика) Embraer EMB-314 (A-29В) Super Tucano из шести, поставленных Ливану американской стороной. Самолеты совершили самостоятельный перелет из США с 24 мая с промежуточными посадками в Кефлавике (Исландия), Прествике (Великобритания), в Каннах (Франция) и в Акротири (Кипр).
Прибывшие в Ливан четыре самолета Super Tucano сохранили бортовые номера ВВС США с 15-2023 по 15-2026 (серийные номера с.31400224 по 31400227) соответственно, которые должны быть заменены ливанскими бортовыми номерами с L-713 по L-716.
Первые два поставленные США самолета Super Tucano (бортовые номера ВВС США 15-2021 и 15-2022, серийные номера 31400222 и 31400223, ливанские бортовые номера L-711 и L-712) прибыли на авиабазу Хамат 9 октября 2017 года. В составе ВВС Ливана все шесть самолетов Super Tucano вошли в состав 7-й эскадрильи, составиа основу боевого потенциала ВВС страны.
Напомним, что Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) 5 июня 2015 года направило Конгрессу США уведомление о продаже Ливану по линии иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) шести самолетов Embraer EMB-314 (A-29) Super Tucano. В поставку должны были войти также 2000 70-мм ракет с лазерной полуактивной системой наведения APKWS. Общая стоимость поставки была оценена в 462 млн долл., и, финансировалась она в рамках американской помощи.
Генеральным подрядчиком поставки выступает американская корпорация Sierra Nevada Corporation. Сборка самолетов Super Tucano для Ливана осуществляется из машинокомплектов в США на совместном предприятии Sierra Nevada и бразильской компании Embraer в Джэксонвилле (штат Флорида). По той же схеме со сборкой в Джэксонвилле осуществляется американцами поставка самолетов Super Tucano для ВВС Афганистана (сейчас планируется поставить суммарно 26 самолетов) и планируется поставка 12 самолетов ВВС Нигерии.
bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

24.06.2018

Легкий турбовинтовой самолет A-29 Super Tucano ВВС США потерпел крушение в штате Нью-Мексико. Об этом говорится в заявлении представителей авиабазы Холломан.
Инцидент произошел в пятницу около 11:30 по местному времени (22:30 мск) вблизи полигона Ред Рио. Пилот получил травмы и был госпитализирован. Информация о втором пострадавшем военнослужащем уточняется.
A-29 Super Tucano — модификация бразильского легкого турбовинтового штурмовика EMB-314 Super Tucano, предназначенного для ВВС США. Пентагон использует его в качестве самолета летной подготовки, разведки и авиационной поддержки войск.
В начале мая в штате Джорджия разбился военно-транспортный самолет C-130, в результате крушения погибли все девять человек, находившихся на борту. Как стало известно позднее, самолет совершал свой последний полет перед тем, как его должны были снять с эксплуатации.
РИА Новости

17.07.2018

Как сообщили малийские СМИ, ВВС Мали получили четыре турбовинтовых учебно-боевых самолета (легких штурмовика) Embraer EMB-314 (А-29) Super Tucano бразильского производства. Церемония передачи самолетов Super Tucano в состав ВВС Мали прошла 11 июля 2018 года на 101-й авиационной базе в столичном аэропорту Бамако с участием президента Мали Ибрагима Бубакара Кейта.
Четыре самолета Super Tucano постройки Embraer, имевшие временную бразильскую регистрацию PT-ZTN, PT-ZTI, PT-ZTJ и PT-ZTF, вылетели 7 июля из Ресифе (Бразилия) и с несколькими остановками достигли Бамако (Мали) 10 июля. В ВВС Мали самолеты получили регистрационные номера с TZ-01C по TZ-04C.
Правительство Мали заключило контракт с бразильской компанией Embraer на приобретение шести самолетов Super Tucano 15 июня 2015 года, однако затем количество приобретаемых самолетов было сокращено до четырех. Видимо, контракт полностью либо частично финансируется в счет западной военной помощи Мали. Помимо поставки самолетов, контракт включает подготовку Embraer десяти летчиков и 17 наземных технических специалистов ВВС Мали, а также предоставление технической поддержки.
Мали стала 16-й страной — эксплуатантом самолетов Super Tucano.
За последние два года ВВС Мали получили также один военно-транспортный самолет Airbus C295W (малийская регистрация TZ-11Т), два китайских легких транспортных самолета HAIG Y-12E (малийская регистрация TZ-21Т и TZ-22Т), дватранспортных вертолета Airbus Helicopters h315M Super Puma (малийская регистрация TZ-21 и TZ-22H) и два российских боевых вертолета Ми-35М (малийская регистрация TZ-13H и TZ-14H).
https://bmpd.livejournal.com/

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

07.09.2018

Американская компания Sierra Nevada Corp. получила контракт на максимальную сумму 1,8 млрд долл США на потенциальные поставки и техобслуживание легких штурмовиков A-29 Super Tucano, сообщает airrecognition.com (5 сент. 2018).
«Работы будут проводиться на базе ВВС Муди (штат Джорджия) и базах ВВС Афганистана в Кабуле, Кандагаре и Мазари-Шарифе. Ожидается, что работы будут завершены к 31 декабря 2024 года. Этот контракт заключается через систему иностранных военных продаж правительства США», говорится в сообщении Пентагона.
Сделка осуществляется только через этот источник и финансируется за счет ассигнованных в интересах сил безопасности Афганистана финансовых средств. Отмечается, что штурмовик способен применять высокоточные типы вооружения, выполнять перехват, вооруженную разведку и сопровождение.
Для ВВС Афганистана в 2013 году было закуплено 20 легких штурмовиков, в конкурсе потерпел поражение единственный соперник AT-6B Texan II. Первые четыре самолета прибыли в Афганистан в январе 2016 года, а к маю 2018 года ВВС Афганистана имели в своем составе 14 A-29.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

15.11.2018

Военно-воздушные силы США продемонстрировали международную систему передачи данных AERONET на последнем этапе своего эксперимента по программе Light attack experiment (LAE), сообщает «ВП» со ссылкой на janes.com (13 ноября).
Тактическая линия связи была продемонстрирована во второй части испытаний, в которой участвовали штурмовики Sierra Nevada Corporation-Embraer A-29 Super Tucano и Textron Aviation AT-6B Wolverine. Испытание было выполнено в мае на базе ВВС Холломан в Нью-Мексико.
ВВС США разработали AERONET как совместно используемую тактическую сеть передачи данных для легких штурмовиков, а также для создания партнерских коммуникационных возможностей. Это должна быть экспортируемая, доступная и коммерчески безопасная тактическая линия передачи данных в пределах и вне пределов прямой видимости между самолетами и наземными войсками.
Оборудование может поддерживать функции передового летающего авиадиспетчера, выдавать данные для нанесения ударов по наземным целям, обеспечивать разведку, вооруженное сопровождение и патрулирование, поисково-спасательные миссии, контроль за границами.
Ранее известная как OA-X, программа LAE преследует цель выбора доступного по цене и высокоэффективного штурмовика для оснащения ВВС США. Первая фаза эксперимента состоялась в августе 2017 года, в нем участвовали A-29 Super Tucano, АТ-6B Wolverine, Textron Scorpion и L3 Technologies-Air Tractor AT-802L Longsword. После начального этапа самолеты A-29 и AT-6B были допущены в финал конкурса.
Военный паритет

15.08.2019

История бразильских турбовинтовых учебных самолетов Tucano в Великобритании завершается, сообщает defesa.tv.br 12 августа. В октябре самолеты разработки бразильской компании Embraer и изготовленных по лицензии в Великобритании компанией Short Brothers, после 30 лет службы будут выведены из эксплуатации.
Церемонию проведут королевские ВМС (RN) и ВВС (RAF), будут проданы билеты для зрителей, желающих увидеть прощание с самолетом. Авиашоу с участием «Тукано» запланированы и в Саниколе (Бельгия).
«Тукан английский» это самолет с двигателем Garrett TPE331, более мощным, чем PT6A-25C2, который устанавливается на самолетах, произведенных в Бразилии. Несмотря на то, что визуально самолеты обеих версий не отличаются, общность конструкции не превышает 50%.
С июня 1988 года и по январь 1993 года ВВС Великобритании получили в общей сложности 130 самолетов этого типа. «Туканы» использовались в подготовке летчиков, которые затем переходили на истребители Eurofighter Typhoon, F-35, Harrier и Tornado.
12 самолетов были экспортированы в Кении, 16 в Кувейт. Самолеты будут заменены УТС Beechcraft Texan II T-Mk1 американского происхождения. В ВВС Бразилии (FAB) «Туканы» эксплуатируются уже 35 лет.
Военный паритет


ЛЁГКИЙ ШТУРМОВИК EMBRAER EMB 314 SUPER TUCANO

EMB-314 Super Tucano — лёгкий турбовинтовой штурмовик, выпускающийся бразильской компанией Embraer.
Первый прототип самолёта поднялся в воздух в 1999 году. Изначально проектировался как учебный самолёт, но впоследствии был доработан для проведения ударов с воздуха. Кабина пилота штурмовика защищена кевларовой бронёй.
Super Tucano применялся в борьбе с партизанским движением в Колумбии. В настоящее время участвует в тендере ВВС США по закупке от 100 до 200 штурмовиков этого типа, которые будут применяться против талибов в Афганистане.
30 декабря 2011 года ВВС США объявили, что в результате проведенного конкурса выбрали легкий многоцелевой самолет A-29 Super Tucano производства бразильской компании EMBRAER для использования в качестве самолета летной подготовки, разведки и авиационной поддержки войск. Самолеты будут эксплуатироваться совместно с компанией Sierra Nevada Corporation. Контракт стоимостью 355 млн долл США предусматривает поставку 20 самолетов. Самолеты будут использоваться в Афганистане и других неспокойных странах мира. В настоящее время более 150 штурмовиков «Супер Тукано», состоящие на вооружении ВВС ряда стран мира, налетали 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых полетах, где не понесли ни одной потери.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлётная масса: 5200 кг
Масса пустого: 3020 кг
Масса топлива во внутренних баках: 650 кг
Длина: 10,53 м
Размах крыла: 11,14 м
Высота: 3,9 м
Площадь крыла: 19,4 м2
Объём топлива в ПТБ: 2 х 323 л
Силовая установка: 1 х ТВД Pratt&Whitney PT6A-68/3
Мощность двигателей: 1 х 1600 л.с. (1 х 1193 кВт)
Максимальная скорость: 590 км/ч
Крейсерская скорость: 520 км/ч
Скорость сваливания: 148 км/ч
Практическая дальность: 1 330 км
Перегоночная дальность: 2 850 км
Практический потолок: 10 670 м
Скороподъёмность: 24 м/с
Нагрузка на крыло: 200 кг/м2
Тяговооружённость: 306 Вт/кг
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7,0g/-3,5g
Экипаж: 2 человека

ВООРУЖЕНИЕ

Стрелково-пушечное:
встроенное: 2 х 12,7-мм пулемёта FN Herstal M3
подвесное: 1 х 20-мм пушка на фюзеляжном узле
Точки подвески: 5
Боевая нагрузка: 1500 кг
Управляемые ракеты: 2х ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder или MAA-1 Piranha или Python 3/4
Неуправляемые ракеты: 4 х блока 70-мм ракет
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые

ЛЁГКИЙ ШТУРМОВИК EMBRAER EMB 314 SUPER TUCANO. НОВОСТИ 2012-2015

bastion-karpenko.ru

Лёгкий штурмовик Embraer EMB 314 Super Tucano. Бразилия

Наряду с истребителями 5-го поколения F-22 и F-35 (невидимки, крейсерская сверхзвуковая скорость), в войсках требуется и легкие самолеты для летной подготовки и  противопартизанских действий. Как раз такие каких не имели ВВС США во время войны во Вьетнаме. Список кандидатов на эту роль веьсма широк: от современных легких реактивных самолетов, таких , как итальянский Alenia M-346, до «обновленного» Мустанга времен Второй Мировой Войны (Enforcer). Бразильсикй Супер Тукано , изображенный выше, весьма подходит на данную роль, особенно в силу того, что Флот уже использует его для решения подобных задач…..

Самолёт Embraer EMB 314 Super Tucano классифицируется как лёгкий штурмовик для борьбы с иррегулярными войсками. А попросту с партизанами. Эта тема очень широко освещалась у нас на сайте. И примером тому является проект аналогичного штурмовика — «Кобчик».

Но вернёмся к этой машине. Изначально, её ни кто не планировал использовать в боевых условиях. Этот самолёт родился исключительно как учебный. Но затем военные поняли, что он прекрасно подходит и для того что бы гонять туземцев.

В чём же его основное преимущество. Я думаю, многие догадались, в цене. Этот самолёт стоит на много дешевле чем применяемые для этой цели боевые вертолёты. Но это не единственное его преимущество. Этот самолёт достаточно лёгкий, поэтому его легко доставить к месту боевых действий. Кроме того, у него ни куда не делись функции учебного самолёта. То есть в месте своей дислокации эта машина осуществляет как боевые вылеты, так и учебные. И широко используется для совершенствования боевых навыков пилотов реактивной авиации.

Сегодня этот самолёт активно используется для борьбы с партизанами и наркомафией в Колумбии. Так же его уже закупили Чили, Доминиканская Республика и Эквадор. Но вероятно, в ближайшее время он появится в небе Афганистана и Ирака.

Дело в том, что он участвует в тендере на поставку штурмовиков армии США. И по заявлению начальника штабов ВВС Нортона Шварца, у этой машины есть очень большие шансы на победу. Кстати, если этому самолёту будет всё же суждено поступить на вооружение в Америку, то там он получит название A-29.

Теперь, то что касается ТТХ машины. На самолёте стоит двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-68C мощностью 1600 л.с. С этой силовой установкой он развивает максимальную скорость 368 миль в час (около 590 км/час). Дальность полёта самолёта составляет 2 995 миль. Практический потолок самолёта порядка 35 000 футов (чуть больше 10 000 метров). Самолёт, в отличии, от его военного прообраза, оборудован современным катапультируемым креслом.

В стандартное вооружение входит одна 20 мм авиационная пушка, расположенная под фюзеляжем. В крыльях расположено два 12,7 мм пулемёта FN Herstal M3P. С боекомплектом по 200 патронов на ствол. Так же на самолёте предусмотрено 4 места для подвешивания ракет или бомб различного назначения.

alternathistory.com

Самолет ЕМВ-312 «Тукано» | Военное оружие и армии Мира

Турбовинтовой учебно-боевой самолет «Тукано» стал одним из наиболее успешных продуктов бразильской фирмы «Эмбраэр», по сути открывшим ей путь на мировые рынки.

Разработка самолета велась согласно требованиям ВВС Бразилии, сформулированным летом 1977 года и предусматривавшим создание машины, способной не только обеспечивать подготовку пилотов, но и эффективно выполнять функции легкого ударного самолета. Первый прототип ЕМВ-312 вышел на испытания 16 августа 1980 года, а второй — 10 декабря того же года.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Самолет представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом и тандемной кабиной экипажа. Место инструктора (расположенное за местом курсанта) немого приподнято для улучшения обзора. Самолет оборудован катапультными креслами. Силовая установка — турбовинтовой двигатель «Пратт энд Уитни Канада» РТ6А-25С мощностью 750 л. с. Помимо стандартного радиосвязного и навигационного оборудования самолет оборудован рефлекторным прицелом, обеспечивающим обучение боевому применению и использование самолета в качестве легкого ударного. Встроенное вооружение на ЕМВ-312 отсутствует, подвесное (авиабомбы, пусковые установки неуправляемых ракет, контейнеры с 7,62-мм и 12,7-мм пулеметами) размещается на четырех подкрыльевых узлах. Два внутренних узла — «мокрые», то есть позволяющие подвесить также дополнительные топливные баки. В целях отработки боевого применения самолет может нести специальные комбинированные контейнеры RMP-LC, каждый из которых содержит 12,7-мм пулемет и четыре трубчатые направляющие для 70-мм неуправляемых ракет.

В СТРОЮ ВВС БРАЗИЛИИ

Поставки серийных ЕМВ-312 военно-воздушным силам Бразилии начались в сентябре 1983 года. Самолет получил в ВВС обозначение Т-27. Машины, эксплуатировавшиеся в боевых частях, обозначались АТ-27, хотя по составу оборудования они ничем не отличались от тех, что служили в авиашколах. Поставка первой партии из 118 самолетов была осуществлена в течение трех лет. В 1990 году была приобретена дополнительная партия из десяти машин, а в 1992-м поступило еще пять «Тукано». Таким образом, ВВС Бразилии получили в общей сложности 133 ЕМВ-312, а с учетом экспортных поставок до 1996 года изготовили 624 таких самолета. В ВВС Бразилии самолетами Т-27/АТ-27 укомплектовали несколько учебных частей, пилотажно-демонстрационную группу «Фумака», а также боевые эскадрильи: 1-ю и 2-ю 1-й авиагруппы (авиабаза Санта-Круз), 3-ю 3-й авиагруппы (КампоТранде), 1-ю и 2-ю 14-й авиагруппы (Каноас). Служили ЕМВ-312 и в штабных звеньях региональных военно-воздушных командований.

«Тукано» бразильских военно-воздушных сил активно привлекались к патрулированию границ и малонаселенных районов бассейна реки Амазонки, а также к перехвату самолетов наркоторговцев. К 2007 году в боевых частях их заменили штурмовики ЕМВ-314 «Супер Тукано». В настоящее время ВВС Бразилии располагают 102 самолетами ЕМВ-312, но эксплуатируется лишь 50-60 из них — в 1-й учебной эскадрилье Академии Военно-воздушных сил (авиабаза Пирассунунга, штат Сан-Пауло).

В НЕБЕ ТУМАННОГО АЛЬБИОНА

Настоящим прорывом для бразильского авиапрома стала победа ЕМВ-312 в 1985 году в конкурсе на новый учебно-тренировочный самолет для ВВС Великобритании, предназначенный для замены реактивных машин «Джет Провост». В соответствии с британскими требованиями на самолет установили более мощный ТВД «Гаррет» ТРЕ331 -12В (1100 л. с), а оборудование кабины выполнили таким же, как у реактивного учебно-боевого самолета «Хоук». Применили также более прочное остекление фонаря кабины, усовершенствованный воздушный тормоз и другие изменения. Благодаря усилению конструкции планера ресурс его возрос до 12 тыс. часов. Прототип, выполненный по британским стандартам, но построенный в Бразилии, вышел на испытания 14 февраля 1986 года, а 30 декабря того же года был облетан первый самолет британской постройки. Выпуском самолетов для ВВС Великобритании занималась фирма «Шорт» (Белфаст, Северная Ирландия). Самолет получил фирменный индекс 5.312, а в Королевских ВВС обозначается как «Тукано» Т.1. До 1993 года фирма изготовила 131 такой самолет (включая одну машину, уничтоженную боевиками Ирландской республиканской армии до передачи заказчику).

Машины «Тукано» Т.1 использовались в 1-й летной школе, где будущие пилоты реактивной авиации проходили основную летную подготовку перед освоением реактивных самолетов «Хоук», а также в Центральной летной школе, готовившей пилотов-инструкторов. По состоянию на конец 2016 года в эксплуатации находился 81 самолет, еще два «Тукано» Т.1 использовались Имперской школой пилотов-испытателей. Кроме того, фирма «Шорт» в 1990 году поставила 12 самолетов «Тукано» Мк.51 для ВВС Кении (изготовлено 13 — один разбился во время испытаний), а в 1995 году 16 машин «Тукано» Мк.52 получил Кувейт.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Первой зарубежной страной, закупившей «Тукано», стал Гондурас: в 1984 году ему было поставлено 12 машин. Эти самолеты применяются не только как учебные, но и для противодействия контрабанде наркотиков.

На счету пилотов гондурасских ЕМВ-312 по крайней мере два сбитых самолета контрабандистов. Значительно больше машин было принуждено к посадке. По состоянию на 2016 год в строю ВВС Гондураса оставалось девять «Тукано».

В 1986-1987 годах 31 самолет ЕМВ-312 получила Венесуэла. Ими укомплектовали три эскадрильи: две учебные и одну специального назначения. В ноябре 1992 года несколько «Тукано» применялись мятежниками во время неудавшейся попытки государственного переворота. Один из них был сбит истребителем F-16. В начале 2017 года ВВС Венесуэлы продолжали эксплуатировать 19 самолетов ЕМВ-312.

Аргентина в 1986-1987 годах приобрела 30 «Тукано», поступивших в Школу военной авиации в Кордобе и заменивших реактивные учебно-тренировочные самолеты MS-760 «Парис». По состоянию на начало 2017 года в строю оставалось 14 машин. Шесть машин в 1987 году получил Парагвай, а в 2010 году эта страна приобрела еще три бывших бразильских самолета. Парагвайские ЕМВ-312 используются в качестве легких штурмовиков.

Военно-воздушные силы Перу получили 20 самолетов ЕМВ-312 в 1987 году и 10 — в 1991 -м. Самолетами этого типа укомплектовали 512-ю учебную и 514-ю штурмовую эскадрильи. Перуанские «Тукано» активно применялись в операциях против партизан и торговцев наркотиками (по некоторым данным, на их счету свыше 60 сбитых самолетов контрабандистов), а в феврале 1995 года совершили несколько боевых вылетов во время конфликта с Эквадором. В 2017 году в строю ВВС Перу оставалось 17 ЕМВ-312.

Колумбия в 1992 году приобрела 14 самолетов «Тукано», поступивших на вооружение 212-й штурмовой эскадрильи. Так же как и перуанские самолеты, они широко применялись в операциях против партизан и наркоторговцев.

НА ДРУГИХ КОНТИНЕНТАХ

Значительные партии «Тукано» удалось продать на Ближний Восток. В декабре 1983 года было подписано соглашение с Египтом о поставке 120 самолетов, в том числе десяти в готовом виде и 110 — в виде машинокомплектов для сборки на авиазаводе в городе Хелуан. В 1989 году Египет дополнительно приобрел еще 14 самолетов. 80 «Тукано» египетской сборки поступило в Ирак, однако после всех войн и конфликтов последних десятилетий в этой стране ЕМВ-312 уже не осталось. В Египте же «Тукано» продолжают службу в 83, 84-й и 85-й учебных эскадрильях Академии ВВС.

В 1989-1991 годах 25 самолетов ЕМВ-312 Бразилия продала Ирану. Эти самолеты поступили не в вооруженные силы, а в параллельную структуру — «Корпус стражей исламской революции». В 2000-2001 годах они применялись в боевых действиях против Талибана на северо-восточной границе страны. Сейчас в строю остается 13 иранских «Тукано».

Сравнительно мало распространены ЕМВ-312 в Африке. Первым покупателем самолетов этого типа на Черном континенте стала Ангола. В 1999 году она приобрела восемь «Тукано» в Бразилии (два прототипа, находившихся в собственности фирмы-производителя, и шесть машин второй партии для Парагвая, от которых тот отказался по финансовым соображениям). В 2002 году Ангола купила еще шесть ЕМВ-312 у Перу. Во время гражданской войны в Анголе эти самолеты применялись в качестве разведчиков и штурмовиков. По состоянию на начало 2017 года в составе 8-й учебной эскадрильи оставалось 13 самолетов ЕМВ-312. А в 2011 году «Тукано» появились в составе ВВС Мавритании. Эта страна приобрела четыре бывших французских ЕМВ-312F. Самолеты активно применяются в операциях против исламистов как на территории Мавритании, так и в соседнем Мали.

Для ВВС Франции разработали самолет ЕМВ-312F, отличающийся усовершенствованным оборудованием кабины с многофункциональными индикаторами, а также модифицированными воздушными тормозами, усовершенствованной противообледенительной системой и другими изменениями. В отличие от британского варианта, на французском сохранили двигатель РТ6А-25С. ВВС Франции предполагали приобрести 80 «Тукано», но в конечном итоге ограничились лишь 49 машинами, поставки которых начались в 1993 году. Самолеты пришли на смену реактивным учебно-тренировочным машинам «Мажистер», но уже в 2009 году их сняли с эксплуатации в целях экономии средств, хотя большинство ЕМВ-312F вылетали едва ли половину своего ресурса.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь