Сочи, смерч и самолет — -= Fly Safe! =

Чтобы ответить на многочисленные просьбы «прокомментировать» и предупредить новые, пишу эту запись.

Итак, видео самолета, заходящего на посадку в аэропорту Адлер, города Сочи, всколыхнуло загрустившую было перед началом нового учебного года общественность:

«Опасно ли летать в таких условиях?»

Опасно. Сами смерчи формируются в условиях грозовой деятельности, которая сама по себе не радует пилотов.

«Что говорят правила?»

Правила говорят следующее:

Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (ФАП 136)

XXXIII. Полеты в условиях турбулентности воздуха (болтанки)

170. В случае попадания в сильную болтанку командир воздушного судна обязан доложить об этом соответствующему органу ОВД (управления полетами) и принять меры к выходу из зоны сильной болтанки, а при невозможности — произвести посадку на запасном аэродроме.
171. При попадании воздушного судна в зону сильной болтанки, угрожающей безопасности полета, командир воздушного судна имеет право изменить высоту (эшелон) полета, действуя в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил.

172. Вертикальные вихри (смерчи), обнаруживаемые визуально, необходимо обходить на безопасном удалении, исключающем попадание воздушного судна в них. Проходить над вертикальными вихрями (смерчами) запрещается.

173. Полеты пилотируемых аэростатов и СЛА в условиях повышенной турбулентности воздуха (болтанки) запрещаются. При возникновении болтанки экипажи пилотируемых аэростатов, СЛА обязаны произвести посадку на ближайшую пригодную для этого площадку или аэродром.

Update

Иных правил обхода смерчей, кроме этоих, нет. Измерить расстояние до смерча визуально чаще всего не представляется возможным (глазомер человека не идеален), поэтому конкретных цифр, конечно же, нет. «На безопасном удалении» и точка.

«Может ли пилот обнаружить смерч в полете?»

Может. Визуально.

Думаю, пилоты того самолета их видели. В своей практике я лишь однажды сталкивался с этим явлением и, что интересно, тоже в Сочи. Еще на Ту-154, на котором я летал вторым пилотом.

Мы снижались и были уже достаточно близко к предпосадочной прямой, когда выяснилось, что наш полет преграждает симпатичное белое облако, которое, судя по отметкам на радаре, ничем особенным не выделялось. Да и визуально оно не казалось страшным. Мнения разделились — кто-то был готов продолжить прямо, мол, ничего там нет. Кто-то предложил чуть правее обойти, это не займет много времени. Командир решил обойти. После того, как мы «завернули за угол», с удивлением лицезрели хобот, протянувшийся от этого облака к воде. Почесали репы и полетели дальше.

Больше я смерчей в полете не видел. Надеюсь, что и не увижу.

«Что пишет загнивающий Запад?»

https://www.skybrary.aero/index.php/Tornado

An In-Flight Encounter
Encounters between aircraft and tornadoes when in flight are, given the limited extent and prevalence of tornadoes and the usual recognition and avoidance of the hazard they may represent, unsurprisingly rare. However, on 6 October 1981, a Fokker F-28-4000 being operated by NLM Cityhopper on a passenger flight from Rotterdam to Eindhoven in the Netherlands broke up in flight in severe turbulence associated with a tornado some 15nm south south east of Rotterdam and all occupants were killed. FDR data obtained at the time stated that the aircraft had encountered sudden vertical acceleration reaching 6g which had resulted in one wing being detached from the aircraft and consequent terminal loss of control.

Запад  пишет, что события, связанные с попаданием в смерч, неудивительно редки. Неудивительно — потому что сам смерч явление довольно-таки нераспространенное, к тому же, они являются проявлением тех опасностей (гроз), во избежание которых придуманы действенные методы. Тем не менее, был один случай с самолетом Fokker F-28, который попал в сильную болтанку, связанную, по всей видимости, с попаданием в зону смерча в 15 морских милях от Роттердама. Все погибли. Анализ данных бортовых самописцев (т.н. «черных ящиков») показал, что вертикальные перегрузки достигали 6 единиц, что привело к тому, что одно крыло отломилось.

Летайте безопасно!
Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.



denokan.livejournal.com

В Сочи пилот не испугался смерча и посадил самолет

Интернет «взорвали» видеозаписи с сочинского пляжа, где видно, как самолет идет на посадку в аэропорт Адлера, несмотря на воронки смерчей. В грозовом небе как минимум три огромных воронки, но очевидцы говорят о минимум 12-ти смерчах.

Как рассказал «Комсомольской правде» — Кубань» один из очевидцев Евгений Дельцов, во вторник, 29 августа, днем небо над пляжем в Адлере затянули тучи, а через какое-то время в нескольких километрах от берега появились воронки. Сначала образовался один вихрь, а через минуту — другой. Отдыхающие на пляже сразу кинулись к своим смартфонам, чтобы заснять происходящее. И каково же было их удивление, когда через какое-то время в объективах камер появился идущий на посадку сквозь грозовые воронки пассажирский самолет.

«Повезло пассажирам лайнера, сидящим слева по борту! Не часто такое увидишь…», — пишут восторженные пользователи соцсетей. – «Пилота, похоже, не испугала такая обстановка — он спокойно посадил самолет».

Поделиться видео </>

Самолет в Сочи идет на посадку сквозь смерч.

«Расстояние от самолета до смерчей не менее 4,5 км. Так что все это искаженное восприятие, перспектива», — успокаивают другие.

Отдыхающие на пляже в Адлере бросились снимать смерчи на свои смартфоны. Фото: соцсети

В пресс-службе группы аэропортов «Базэл Аэро» не смогли прокомментировать появившиеся в Сети видео, равно как и сообщить, что это был за рейс. Однако в аэропорту сообщили, что непогода все же внесла изменения в работу аэропорта Сочи – во вторник днем он работал по скорректированному расписанию. Самолеты, направлявшиеся в Сочи из Уфы совершили посадку в аэропорту Анапы.

— Рейс из Москвы (Шереметьево) в Сочи совершил временную посадку в аэропорту Краснодар, — сообщила «Комсомольской правде» — Кубань» менеджер по связям с общественностью компании «Базэл-Аэро» Анна Шалимова.

Пассажиры с борта воздушного судна снимали природную аномалию. Фото: соцсети

Однако уже к 17:00 погода в районе аэропорта Сочи нормализовалась и все рейсы, совершившие посадку на запасных аэродромах, прибыли в Адлер к 18:00.

— Мы сели в самолет в Уфе. Уже подлетая к Сочи, нам сказали, что над Черным морем смерч, — сообщила одна из пассажирок Алена. — Погода не нормализовалась, поэтому мы полетели в аэропорт Анапы. Через время мы вылетели в Сочи.

www.kuban.kp.ru

NB. Сочи, смерч и самолет: atrizno — LiveJournal

Чтобы ответить на многочисленные просьбы «прокомментировать» и предупредить новые, пишу эту запись.

Итак, видео самолета, заходящего на посадку в аэропорту Адлер, города Сочи, всколыхнуло загрустившую было перед началом нового учебного года общественность:

«Опасно ли летать в таких условиях?»


Опасно. Сами смерчи формируются в условиях грозовой деятельности, которая сама по себе не радует пилотов.

«Что говорят правила?»

Правила говорят следующее:

Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (ФАП 136)

XXXIII. Полеты в условиях турбулентности воздуха (болтанки)

170. В случае попадания в сильную болтанку командир воздушного судна обязан доложить об этом соответствующему органу ОВД (управления полетами) и принять меры к выходу из зоны сильной болтанки, а при невозможности — произвести посадку на запасном аэродроме.
171. При попадании воздушного судна в зону сильной болтанки, угрожающей безопасности полета, командир воздушного судна имеет право изменить высоту (эшелон) полета, действуя в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил.

172. Вертикальные вихри (смерчи), обнаруживаемые визуально, необходимо обходить на безопасном удалении, исключающем попадание воздушного судна в них. Проходить над вертикальными вихрями (смерчами) запрещается.

173. Полеты пилотируемых аэростатов и СЛА в условиях повышенной турбулентности воздуха (болтанки) запрещаются. При возникновении болтанки экипажи пилотируемых аэростатов, СЛА обязаны произвести посадку на ближайшую пригодную для этого площадку или аэродром.

Update

Иных правил обхода смерчей, кроме этоих, нет. Измерить расстояние до смерча визуально чаще всего не представляется возможным (глазомер человека не идеален), поэтому конкретных цифр, конечно же, нет. «На безопасном удалении» и точка.

«Может ли пилот обнаружить смерч в полете?»

Может. Визуально.

Думаю, пилоты того самолета их видели. В своей практике я лишь однажды сталкивался с этим явлением и, что интересно, тоже в Сочи. Еще на Ту-154, на котором я летал вторым пилотом.

Мы снижались и были уже достаточно близко к предпосадочной прямой, когда выяснилось, что наш полет преграждает симпатичное белое облако, которое, судя по отметкам на радаре, ничем особенным не выделялось. Да и визуально оно не казалось страшным. Мнения разделились — кто-то был готов продолжить прямо, мол, ничего там нет. Кто-то предложил чуть правее обойти, это не займет много времени. Командир решил обойти. После того, как мы «завернули за угол», с удивлением лицезрели хобот, протянувшийся от этого облака к воде. Почесали репы и полетели дальше.

Больше я смерчей в полете не видел. Надеюсь, что и не увижу.

«Что пишет загнивающий Запад?»

https://www.skybrary.aero/index.php/Tornado

An In-Flight Encounter
Encounters between aircraft and tornadoes when in flight are, given the limited extent and prevalence of tornadoes and the usual recognition and avoidance of the hazard they may represent, unsurprisingly rare. However, on 6 October 1981, a Fokker F-28-4000 being operated by NLM Cityhopper on a passenger flight from Rotterdam to Eindhoven in the Netherlands broke up in flight in severe turbulence associated with a tornado some 15nm south south east of Rotterdam and all occupants were killed. FDR data obtained at the time stated that the aircraft had encountered sudden vertical acceleration reaching 6g which had resulted in one wing being detached from the aircraft and consequent terminal loss of control.

Запад  пишет, что события, связанные с попаданием в смерч, неудивительно редки. Неудивительно — потому что сам смерч явление довольно-таки нераспространенное, к тому же, они являются проявлением тех опасностей (гроз), во избежание которых придуманы действенные методы. Тем не менее, был один случай с самолетом Fokker F-28, который попал в сильную болтанку, связанную, по всей видимости, с попаданием в зону смерча в 15 морских милях от Роттердама. Все погибли. Анализ данных бортовых самописцев (т.н. «черных ящиков») показал, что вертикальные перегрузки достигали 6 единиц, что привело к тому, что одно крыло отломилось.

atrizno.livejournal.com

«Торнадо» против Су: кто кого?

Посол РФ в Великобритании Александр Яковенко обратился в МИД Соединенного Королевства с просьбой прокомментировать информацию таблоида о разрешении британским летчикам, участвующим в операции против ИГИЛ, наносить удары по российским военным самолетам в случае конфликта.

По данным издания, командование Королевских военно-воздушных сил (Royal Air Force, RAF) рекомендовало своим летчикам избегать контактов с российскими самолетами. Однако они должны быть готовы стрелять по российским самолетам, если возникнет угроза их жизни.

«Мы должны защищать наших летчиков, но в то же время мы на шаг ближе подходим к войне. Стоит в воздушном бою сбить всего лишь один самолет, и весь ландшафт поменяется», — признает   источник The Daily Star Sunday.

Как отмечает газета, истребители «Торнадо», участвующие в Ираке в воздушной операции против экстремистского «Исламского государства», оснащены усовершенствованными сверхзвуковыми ракетами малой дальности «воздух-воздух». Каждая ракета стоит £200 тыс. и может летать в три раза быстрее звука со скоростью 2300 миль в час. Каждый истребитель «Торнадо» несет четыре такие ракеты.

Действительно ли так опасны вооруженные высокоскоростными ракетами британские истребители для российских летчиков в случае случайного или намеренного «догфайта»? Ведь вероятность такого столкновения отлична от нуля. В самом конце второй мировой западные союзники СССР решили проверить «на прочность» фронтовую советскую авиацию. Произошло несколько спровоцированных американскими летчиками стычек, в которых в итоге победили наши истребители. Например, Иван Кожедуб сбил три американских самолета.

Ну а сейчас, каков будет итог воздушного боя между британским «Торнадо» и нашим Су-35?

«Торнадо» — это символ возрождения европейской военной промышлености шестидесятых годов прошлого века, первый в мире серийный самолет с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а также первый европейский серийный истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Это совместный проект Англии, Германии и Италии.

В марте 1969 года был создан международный консорциум «Панавиа», объединивший фирмы «ВАС» (Англия), «Мессершмитт-Белков-Блом» (Германия) и «Аэриталия» (Италия). Доли Великобритании и ФРГ в финансировании работ составили 42,5%, а Италии — 15%. Одновременно с фирмой «Панавиа» было создано производственное объединение «Турбо-Унион», предназначенное для разработки и производства двигателя для этого самолета. В состав объединения вошли фирмы «Роллс-Ройс», «MTU» и «Фиат».

Разработка БРЭО была поручена объединению «Авионика», включающему фирмы «EASAMS», «ESG» и «SIA». Пушки  создавались фирмой «Маузер». Разработка самолета официально началась в июле 1970 года.

В соответствии с целями английских ВВС, самолет MRCA-75 должен был заменить тактические бомбардировщики «Канберра» и «Бакэнир», а также дальний бомбардировщик «Вулкан». Англичане рассматривали новый самолет как «евростратегическое» оружие, способное наносить ядерные удары не только по целям на территории стран Восточной Европы, но и в СССР. В Германии перед MRCA-75 ставились довольно  скромные задачи: он должен был заменить тактические ударные самолеты F-104G, и действовать против морских целей на Балтике и в Северном море. Итальянцы  видели в новой машине замену F-104G — «охотника» за советскими кораблями в центральной части Средиземного моря.

Кроме того, по замыслу конструкторов, самолет должен был быть способен вести маневренный воздушный бой (однако в реальных боевых условиях истребитель как выдающийся «воздушный боец» себя не проявил).

В сентябре 1974 года новому самолету  было присвоено имя Tornado.

В 1980 году Британские ВВС получили первый самолет Tornado, через год эти машины стали поступать на вооружение ВВС Италии и ФРГ.

В 1990 году, перед войной  в Ираке, была проведена модернизация: на носки крыла, оперения и на воздухозаборник было нанесено радиопоглощающее покрытие, снижающее радиозаметность самолета. Покрытие оказалось некачественным, были случаи его отрыва и попадания в воздухозаборник, что приводило к авариям (после окончания боевых действий в Персидском заливе это покрытие  было удалено). Вооружение было дополнено несбрасываемыми кассетами JP233, РБК BL755, американскими корректируемыми авиабомбами «Пейвуэй» II,  управляемыми  класса «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдуиндер», а также опытными противо-радиолокационными ракетами ALARM.

К середине 90-х годов  Tornado считался уже весьма «пожилым» самолетом, требующим глубокой модернизации.

Выпущено в общей сложности 795 самолетов Tornado в ударном и разведывательном вариантах. Германия приобрела 359 самолетов, Италия -100, Великобритания – 229, Саудовская Аравия — 48.

Зимой 1991 года Tornado принял  участие в боевых действиях в районе Персидского залива. Для «наказания» Ирака, оккупировавшего в августе 1990 года Кувейт, была создана  многонациональная группировка, в состав которой входили ВВС Великобритании и Италии, имевшие на вооружении истребители-бомбардировщики Tornado.

Вот несколько весьма показательных эпизодов, в которых приримал участие «Торнадо»:

 «Ранним утром 17 января звено Tornado GR.Мк1 (каждый самолет нес четыре 450-килограммовые авиабомбы), нанесло удар по ВПП аэродрома Шайбах, закончившийся безрезультатно: ни одна бомба не попала в цель. Относительно большая высота бомбометания (3000 м) облегчила работу иракским зенитчикам. Огнем ЗСУ 57-2 был сбит самолет, пилотируемый лейтенантами А. Никколом и Д. Петерсом. Пушечный снаряд попал в БЧ ракеты «Сайдуиндер», вызвав мощный взрыв, однако экипажу удалось катапультироваться.

Вечером того же дня удар по авиабазе Шайбах был повторен четверкой Tornado, на этот раз оснащенной кассетами JP233. Сброс боеприпасов должен был выполняться на предельно малой высоте. Однако ведущий группы, коммандер Н. Элсдон «промазал» и повел свои самолеты в повторную атаку. Иракские зенитчики вновь оказались на высоте и сбили самолет командира (экипаж погиб).

20 января тремя звеньями Tornado был нанесен удар по авиабазе Мухаррак. Один самолет был потерян из-за технической неисправности (экипажу удалось катапультироваться), а остальные, разделившись в районе цели на две группы, атаковали аэродром с разных направлений: четыре самолета с высоты 1800 выполнили бомбометание по ВПП 450-килограммовыми бомбами, а три машины «засеяли» боеприпасами из кассет JP233 рулежные дорожки. Иракская ПВО создала плотную огневую завесу, значительно снизившую точность бомбометания (в ВПП попала лишь одна бомба). При уходе от цели один самолет был сбит ЗРК С-20 на дальности 17 км, а другой — парой иракских МиГ-29.

23 января один из Tornado после сброса КАБ был сбит ЗРК «Оса».

22 января восемь самолетов Tornado над районом Аль Ратбаха на высоте 6700 м было обстреляно из 100-мм зенитных орудий КС-19. Самолет ведущего был сбит первым же залпом, а остальные истребители-бомбардировщики, спешно освободившись от бомб, «нырнули» на малую высоту и взяли курс на аэродром базирования.

13 февраля шесть английских Tornado (два из которых несли контейнеры TIALD), сопровождаемые тремя самолетами РЭБ EF-111A и двумя истребителями F-15C ВВС США, произвели налет на авиабазу Аль Таккадум. На следующий день удар был повторен. При заходе на цель по истребителям-бомбардировщикам было выпущено несколько ракет С-75. Экипажи самолетов РЭБ растерялись и не успели «заглушить» станции наведения ЗРК. Истребители-бомбардировщики, обнаружившие ракетные пуски, срочно избавились от бомб и устремились па спасительные малые высоты. По воспоминаниям лейтенанта Р. Кларка, находившегося на борту одного из английских самолетов, «всех охватила ужасная паника. Самое страшное было то, что ракеты мчались к нам с двух сторон а мы не знали, сколько их. Я тут же освободился от пары КАБ и бросил самолет на крыло. В этот момент в нас угодила первая ракета. Взрыв был где-то сзади, видимо под хвостом. Что там творилось, я не представляю, но удар был ужасный. Остекление кабины разлетелось вдребезги, но двигатели еще тянули. Мы планировали минуту или две, после чего пас настигла вторая ракета, превратившая самолет в груду падающих обломков …» (Кларку удалось катапультироваться и он был захвачен иракцами). Это был последний английский самолет Tornado, потерянный в ходе войны.

В операции «Буря в пустыне» самолетами Tornado были впервые использованы легкие противорадиолокационные ракеты ALARM, показавшие относительно высокую эффективность при «проламывании» ПВО противника. К началу боевых действий испытания этой управляемой ракеты еще не были завершены и против Ирака применялись ракеты опытной серии. Каждый истребитель-бомбардировщик мог нести до восьми ракет, но, как правило, он брал на борт лишь две ракеты, дополняющие другое вооружение. Было выпущено, в общей сложности, около 123 УР этого типа, 80% из которых, по оценкам англичан, достигло цели.

Кроме англичан, истребители-бомбардировщики Tornado в ходе операции «Буря в пустыне» использовали итальянцы, перебросившие на ТВД восемь самолетов «Topнадо» GR.l.  Семь самолетов дозаправиться не смогли и вернулись на базу. Лишь одному истребителю-бомбардировщику удалось дозаправиться и он продолжил полет на Багдад, над которым и был сбит парой иракских перехватчиков «МиГ-23М».

Столь слабый дебют Tornado в роли фронтового бомбардировщика объясняется  несоответствием между техническим оснащением Торнадо, нашпигованного сложнейшей электроникой, но имеющего слабые системы защиты  и лишенного брони, и условиями его боевого использования.

Для такой машины было бы уместно использовать умное оружие большой дальности вне  зоны действия ПВО противника. Подытоживая боевой опыт «Торнадо», можно сделать вывод, что этот  самолет оказался крайне неудачной машиной с низкой живучестью, с «лишним весом» и низкой маневренностью.

Совершенно ясно, что в догфайтах против российских истребителей у него нет никаких шансов на выживание.

Не так давно американский военный эксперт Тайлер Рогоуэй в  своем блоге поразмышлял на тему, кто может победить в воздушном бою между новейшим американским самолетом F-35 и российским Су-30СМ («Фланкер»), если они будут применять пушечное вооружение.

Рогоуэй считает, что все сводится к философии, то есть к совпадению технических возможностей и условий применения того или иного боевого самолета. По его мнению, даже при  невероятных маневренных возможностях российских истребителей в догфайте, относительно низкая скорострельность их пушек  годится более для поражения крупных бомбардировщиков и наземных целей, чем скопища вражеских истребителей

(In the end, it comes down to philosophy. The Russians, even through their most popular modern-fighter designs have incredible dog-fighting capabilities, pack guns that seem more at home shooting down large aircraft, like bombers, or even strafing ground targets, than taking on throngs of enemy fighters).

На мой взгляд, Рогоуэй указал практически единственное преимущество западной авиации на российской – численное превосходство (throngs of enemy fighters). Конкретно — американских ВВС. Что же касается устаревших британских «Торнадо», то при всем уважении к нации, давшей миру Шекспира и Маккартни, этим пока еще летающим «долгожителям», лучше с российскими «догфайтерами» в бою не встречаться.

Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

 

Загрузка…

argumentiru.com

«Торнадо» против Су: кто кого?: vvprohvatilov — LiveJournal

Посол РФ в Великобритании Александр Яковенко обратился в МИД Соединенного Королевства с просьбой прокомментировать информацию таблоида о разрешении британским летчикам, участвующим в операции против ИГИЛ, наносить удары по российским военным самолетам в случае конфликта.

По данным издания, командование Королевских военно-воздушных сил (Royal Air Force, RAF) рекомендовало своим летчикам избегать контактов с российскими самолетами. Однако они должны быть готовы стрелять по российским самолетам, если возникнет угроза их жизни.

«Мы должны защищать наших летчиков, но в то же время мы на шаг ближе подходим к войне. Стоит в воздушном бою сбить всего лишь один самолет, и весь ландшафт поменяется», — признает   источник The Daily Star Sunday.

Как отмечает газета, истребители «Торнадо», участвующие в Ираке в воздушной операции против экстремистского «Исламского государства», оснащены усовершенствованными сверхзвуковыми ракетами малой дальности «воздух-воздух». Каждая ракета стоит £200 тыс. и может летать в три раза быстрее звука со скоростью 2300 миль в час. Каждый истребитель «Торнадо» несет четыре такие ракеты.

Действительно ли так опасны вооруженные высокоскоростными ракетами британские истребители для российских летчиков в случае случайного или намеренного «догфайта»? Ведь вероятность такого столкновения отлична от нуля. В самом конце второй мировой западные союзники СССР решили проверить «на прочность» фронтовую советскую авиацию. Произошло несколько спровоцированных американскими летчиками стычек, в которых в итоге победили наши истребители. Например, Иван Кожедуб сбил три американских самолета.

Ну а сейчас, каков будет итог воздушного боя между британским «Торнадо» и нашим Су-35?

«Торнадо» — это символ возрождения европейской военной промышлености шестидесятых годов прошлого века, первый в мире серийный самолет с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а также первый европейский серийный истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Это совместный проект Англии, Германии и Италии.

В марте 1969 года был создан международный консорциум «Панавиа», объединивший фирмы «ВАС» (Англия), «Мессершмитт-Белков-Блом» (Германия) и «Аэриталия» (Италия). Доли Великобритании и ФРГ в финансировании работ составили 42,5%, а Италии — 15%. Одновременно с фирмой «Панавиа» было создано производственное объединение «Турбо-Унион», предназначенное для разработки и производства двигателя для этого самолета. В состав объединения вошли фирмы «Роллс-Ройс», «MTU» и «Фиат».

Разработка БРЭО была поручена объединению «Авионика», включающему фирмы «EASAMS», «ESG» и «SIA». Пушки  создавались фирмой «Маузер». Разработка самолета официально началась в июле 1970 года.

В соответствии с целями английских ВВС, самолет MRCA-75 должен был заменить тактические бомбардировщики «Канберра» и «Бакэнир», а также дальний бомбардировщик «Вулкан». Англичане рассматривали новый самолет как «евростратегическое» оружие, способное наносить ядерные удары не только по целям на территории стран Восточной Европы, но и в СССР. В Германии перед MRCA-75 ставились довольно  скромные задачи: он должен был заменить тактические ударные самолеты F-104G, и действовать против морских целей на Балтике и в Северном море. Итальянцы  видели в новой машине замену F-104G — «охотника» за советскими кораблями в центральной части Средиземного моря.

Кроме того, по замыслу конструкторов, самолет должен был быть способен вести маневренный воздушный бой (однако в реальных боевых условиях истребитель как выдающийся «воздушный боец» себя не проявил).

В сентябре 1974 года новому самолету  было присвоено имя Tornado.

В 1980 году Британские ВВС получили первый самолет Tornado, через год эти машины стали поступать на вооружение ВВС Италии и ФРГ.

В 1990 году, перед войной  в Ираке, была проведена модернизация: на носки крыла, оперения и на воздухозаборник было нанесено радиопоглощающее покрытие, снижающее радиозаметность самолета. Покрытие оказалось некачественным, были случаи его отрыва и попадания в воздухозаборник, что приводило к авариям (после окончания боевых действий в Персидском заливе это покрытие  было удалено). Вооружение было дополнено несбрасываемыми кассетами JP233, РБК BL755, американскими корректируемыми авиабомбами «Пейвуэй» II,  управляемыми  класса «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдуиндер», а также опытными противо-радиолокационными ракетами ALARM.

К середине 90-х годов  Tornado считался уже весьма «пожилым» самолетом, требующим глубокой модернизации.

Выпущено в общей сложности 795 самолетов Tornado в ударном и разведывательном вариантах. Германия приобрела 359 самолетов, Италия -100, Великобритания – 229, Саудовская Аравия — 48.

Зимой 1991 года Tornado принял  участие в боевых действиях в районе Персидского залива. Для «наказания» Ирака, оккупировавшего в августе 1990 года Кувейт, была создана  многонациональная группировка, в состав которой входили ВВС Великобритании и Италии, имевшие на вооружении истребители-бомбардировщики Tornado.

Вот несколько весьма показательных эпизодов, в которых приримал участие «Торнадо»:

«Ранним утром 17 января звено Tornado GR.Мк1 (каждый самолет нес четыре 450-килограммовые авиабомбы), нанесло удар по ВПП аэродрома Шайбах, закончившийся безрезультатно: ни одна бомба не попала в цель. Относительно большая высота бомбометания (3000 м) облегчила работу иракским зенитчикам. Огнем ЗСУ 57-2 был сбит самолет, пилотируемый лейтенантами А. Никколом и Д. Петерсом. Пушечный снаряд попал в БЧ ракеты «Сайдуиндер», вызвав мощный взрыв, однако экипажу удалось катапультироваться.

Вечером того же дня удар по авиабазе Шайбах был повторен четверкой Tornado, на этот раз оснащенной кассетами JP233. Сброс боеприпасов должен был выполняться на предельно малой высоте. Однако ведущий группы, коммандер Н. Элсдон «промазал» и повел свои самолеты в повторную атаку. Иракские зенитчики вновь оказались на высоте и сбили самолет командира (экипаж погиб).

20 января тремя звеньями Tornado был нанесен удар по авиабазе Мухаррак. Один самолет был потерян из-за технической неисправности (экипажу удалось катапультироваться), а остальные, разделившись в районе цели на две группы, атаковали аэродром с разных направлений: четыре самолета с высоты 1800 выполнили бомбометание по ВПП 450-килограммовыми бомбами, а три машины «засеяли» боеприпасами из кассет JP233 рулежные дорожки. Иракская ПВО создала плотную огневую завесу, значительно снизившую точность бомбометания (в ВПП попала лишь одна бомба). При уходе от цели один самолет был сбит ЗРК С-20 на дальности 17 км, а другой — парой иракских МиГ-29.

23 января один из Tornado после сброса КАБ был сбит ЗРК «Оса».

22 января восемь самолетов Tornado над районом Аль Ратбаха на высоте 6700 м было обстреляно из 100-мм зенитных орудий КС-19. Самолет ведущего был сбит первым же залпом, а остальные истребители-бомбардировщики, спешно освободившись от бомб, «нырнули» на малую высоту и взяли курс на аэродром базирования.

13 февраля шесть английских Tornado (два из которых несли контейнеры TIALD), сопровождаемые тремя самолетами РЭБ EF-111A и двумя истребителями F-15C ВВС США, произвели налет на авиабазу Аль Таккадум. На следующий день удар был повторен. При заходе на цель по истребителям-бомбардировщикам было выпущено несколько ракет С-75. Экипажи самолетов РЭБ растерялись и не успели «заглушить» станции наведения ЗРК. Истребители-бомбардировщики, обнаружившие ракетные пуски, срочно избавились от бомб и устремились па спасительные малые высоты. По воспоминаниям лейтенанта Р. Кларка, находившегося на борту одного из английских самолетов, «всех охватила ужасная паника. Самое страшное было то, что ракеты мчались к нам с двух сторон а мы не знали, сколько их. Я тут же освободился от пары КАБ и бросил самолет на крыло. В этот момент в нас угодила первая ракета. Взрыв был где-то сзади, видимо под хвостом. Что там творилось, я не представляю, но удар был ужасный. Остекление кабины разлетелось вдребезги, но двигатели еще тянули. Мы планировали минуту или две, после чего пас настигла вторая ракета, превратившая самолет в груду падающих обломков …» (Кларку удалось катапультироваться и он был захвачен иракцами). Это был последний английский самолет Tornado, потерянный в ходе войны.

В операции «Буря в пустыне» самолетами Tornado были впервые использованы легкие противорадиолокационные ракеты ALARM, показавшие относительно высокую эффективность при «проламывании» ПВО противника. К началу боевых действий испытания этой управляемой ракеты еще не были завершены и против Ирака применялись ракеты опытной серии. Каждый истребитель-бомбардировщик мог нести до восьми ракет, но, как правило, он брал на борт лишь две ракеты, дополняющие другое вооружение. Было выпущено, в общей сложности, около 123 УР этого типа, 80% из которых, по оценкам англичан, достигло цели.

Кроме англичан, истребители-бомбардировщики Tornado в ходе операции «Буря в пустыне» использовали итальянцы, перебросившие на ТВД восемь самолетов «Topнадо» GR.l.  Семь самолетов дозаправиться не смогли и вернулись на базу. Лишь одному истребителю-бомбардировщику удалось дозаправиться и он продолжил полет на Багдад, над которым и был сбит парой иракских перехватчиков «МиГ-23М».

Столь слабый дебют Tornado в роли фронтового бомбардировщика объясняется  несоответствием между техническим оснащением Торнадо, нашпигованного сложнейшей электроникой, но имеющего слабые системы защиты  и лишенного брони, и условиями его боевого использования.

Для такой машины было бы уместно использовать умное оружие большой дальности вне  зоны действия ПВО противника. Подытоживая боевой опыт «Торнадо», можно сделать вывод, что этот  самолет оказался крайне неудачной машиной с низкой живучестью, с «лишним весом» и низкой маневренностью.

Совершенно ясно, что в догфайтах против российских истребителей у него нет никаких шансов на выживание.

Не так давно американский военный эксперт Тайлер Рогоуэй в  своем блоге поразмышлял на тему, кто может победить в воздушном бою между новейшим американским самолетом F-35 и российским Су-30СМ («Фланкер»), если они будут применять пушечное вооружение.

Рогоуэй считает, что все сводится к философии, то есть к совпадению технических возможностей и условий применения того или иного боевого самолета. По его мнению, даже при  невероятных маневренных возможностях российских истребителей в догфайте, относительно низкая скорострельность их пушек  годится более для поражения крупных бомбардировщиков и наземных целей, чем скопища вражеских истребителей

(In the end, it comes down to philosophy. The Russians, even through their most popular modern-fighter designs have incredible dog-fighting capabilities, pack guns that seem more at home shooting down large aircraft, like bombers, or even strafing ground targets, than taking on throngs of enemy fighters).

На мой взгляд, Рогоуэй указал практически единственное преимущество западной авиации на российской – численное превосходство (throngs of enemy fighters). Конкретно — американских ВВС. Что же касается устаревших британских «Торнадо», то при всем уважении к нации, давшей миру Шекспира и Маккартни, этим пока еще летающим «долгожителям», лучше с российскими «догфайтерами» в бою не встречаться.+

Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

http://argumentiru.com/army/2015/10/411114

vvprohvatilov.livejournal.com

Самолеты Торнадо и Су 34

Российские бомбардировщики Су-34 в Сирии впервые вылетели на боевое задание с ракетами «воздух-воздух» малой и средней дальности для самообороны. Основу боевой нагрузки машин составляют авиационные бомбы разных типов. Ракеты «воздух-воздух» позволяют Су-34 поражать самолеты противника на дистанции до 60 километров.

Российские истребители-бомбардировщики Су-34 сегодня впервые вылетели на задание не только с авиационными бомбами ОФАБ-500 и корректируемыми авиабомбами КАБ-500, но и с ракетами воздух-воздух малой и средней дальности. Самолеты оснащены ракетами для защиты.

Решение о подготовке ударных машин российской авиагруппы в Сирии к воздушному бою было принято после инцидента 24 ноября 2015 года, когда истребитель F-16 ВВС Турции сбил российский бомбардировщик Су-24, выполнявший боевую задачу близ сирийско-турецкой границы. В результате инцидента пилот Су-24 подполковник Олег Пешков погиб, а штурман капитан Константин Мурахтин получил травмы, но был спасен совместными действиями российских и сирийских спецназовцев. В ходе поисково-спасательной операции также погиб российский морской пехотинец матрос Александр Позынич. Кроме того, террористам удалось уничтожить российский вертолет Ми-8.

По версии турецкой стороны, российский самолет нарушил воздушные границы Турции, по данным российского Генштаба Су-24 границу не пересекал. По мнению турецких военных, нарушение границы заняло «17 секунд ».

Российские самолеты Су-34 в Сирии оснастили ракетами «воздух-воздух»

Также в состав авиационных средств поражения Су-34 входят ракеты класса воздух-воздух малой и средней дальности.

Впервые в истории России два бомбардировщика Су-34 выполняют сверхдальний беспосадочный перелет по маршруту Липецк-Комсомольск-на-Амуре.

Су-34 предназначен для нанесения мощных и точных ракетно-бомбовых ударов по наземным, морским, и другим целям при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником.

Совершенное радиоэлектронное оборудование, управляемые ракеты класса воздух-воздух, а также высокие летные и маневренные характеристики позволяют использовать Су-34 и как истребитель для ведения воздушного боя.

Су-34 должен стать базовым ударным самолетом фронтовой авиации ВВС РФ и полностью заменить бомбардировщики типа Су-24 и Су-24М.

Самолет Ту-154, который принадлежал вооруженным силам Российской Федерации, являлся ведомым для фронтовых бомбардировщиков Су-34. После вылета с базового аэродрома звено из 6 самолетов Су-34 и Ту-154 обогнуло территорию Азербайджана через Каспийское море и направилось в сторону Ирана.  Совершая пролет через территорию Ирана группа ударных самолетов и Ту-154 избегала пролета через зоны активного движения пассажирской авиации и следовала в направлении Ирака.

Достигнув границы Ирака, авиационное звено соблюдало режим радиомолчания предупредив перед этим командные центры контроля за воздушным пространство в Ираке.  И уже попав на территорию Сирии, прилетая через населенный пункт Хама был возобновлен радиообмен между экипажами.

Источники: politikus.ru, lenta.ru, www.topnews.ru, vpk.name, military-informant.com

Археологические раскопки в Турции

Основные археологические открытия в Аланьи относятся к тринадцатому веку, в котором на данной территории доминировали сельджуки. Одна из главных достопримечательностей — …


Уфоактивные зоны

Древние легенды донесли до нас память об огнедышащем змее-оракуле, который по преданию обитал именно в ней. Существовал ли мифический предсказатель на …


Розовые озера

Императрица Екатерина II удивляла зарубежных гостей и послов необычной солью нежно-малинового цвета, подававшейся к трапезе. Иностранцы оставались под глубоким …


Роопкунд – озеро скелетов

На территории индийского штата, который называется Уттаракханд, находится озеро Роупкунд, известное среди простых жителей, как «озеро скелетов». Озеро находится достаточно высоко …


Самые умные птицы

Ученые провели ряд экспериментов с некоторыми видами птиц семейства вороновых и пришли к поразительному выводу. Их интеллектуальные способности соответствуют высшим приматам. …


Выбираем теплоноситель — вода или антифриз

Эффективность работы теплосистемы во многом зависит от того, какой теплоноситель Вы выбрали. Вариантов здесь не так много. А точнее, всего два – …


МиГ — 29М2

В конце 2015 года в рамках дальнейшего расширения кооперации РСК «МИГ» и НАЗ «Сокол» заключили контракт о передаче с 2015 …


www.objectiv-x.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *