Проект дальнего перехватчика МФП (Су-41) (СССР. Вторая половина 1980-х годов).

Во второй половине 1980-х годов, когда советская оборонная промышленность еще была мощнейшей отраслью и пока не испытывала особых проблем, в конструкторском бюро им. П.О. Сухого велось сразу несколько новых проектов. Вдобавок к развитию существующих самолетов Су-24, Су-25 и Су-27 конструкторский коллектив прорабатывал целый ряд проектов перспективных самолетов различного назначения. Одновременно разрабатывались предварительные проекты перспективного штурмовика Т-12, самолетов «пятидесятого» семейства, а также дальнего бомбардировщика Т-60/«Объект 54». Находясь на пике своего развития, ОКБ им. Сухого решило открыть еще один проект, который в будущем мог бы занять тактическую нишу тяжелого перехватчика ...

Новый самолет, в большинстве источников именуемый просто МФП («Многофункциональный перехватчик»), в начале XXI века должен был прийти на смену перехватчикам МиГ-31. Он должен был иметь ряд преимуществ перед предшественником, как технического и летного, так и боевого характера. Предполагалось, что МФП станет не просто перехватчиком, но вооруженным воздушным командным пунктом. Это значит, что комплекс бортового радиоэлектронного оборудования нового перехватчика должен был продолжать идеологию, заложенную в самолете МиГ-31. В идеале МФП планировалось сделать способным быстро входить в район перехвата, обнаруживать цели на большом удалении и производить их атаку, не допуская сближения на дистанцию ответного пуска ракеты. Кроме того, этот самолет мог получить еще одну задачу, отчасти похожую на цели работы самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. МФП мог бы передавать информацию об обнаруженных целях на землю и на другие самолеты, а также участвовать в атаке, подсвечивая цели излучением своей БРЛС.

К сожалению, ввиду сравнительно недавних работ, а также их статуса о проекте МФП известно не так уж много. Причем имеющаяся информация о его технических характеристиках фактически представляет собой оценки на основании различных сведений из разных источников и анализа возможностей. Наиболее вероятным выглядит следующий облик перспективного перехватчика. Самолет длиной около 24 метров и размахом крыла порядка 19-ти. Максимальную взлетную массу самолета можно оценить в 50-55 тонн при сухом весе перехватчика в 25-27 тонн. При определенных обстоятельствах полезная нагрузка МФП могла бы превысить десять тонн. Для достижения приемлемых летных характеристик самолет нужно было оснастить двумя турбореактивными двигателями с форсажной тягой около 25000 кгс. С такой силовой установкой МФП мог бы разгоняться до 2500 километров в час и совершать длительные полеты с немного меньшей скоростью, порядка 2200-2250 км/ч. При запасе топлива в 16-16,5 тонн самолет мог бы летать на дальность до 9-10 тысяч километров. В то же время, особенности работы перехватчика сократили бы радиус действия до 2-4 тысяч километров.


Как понятно, в конце восьмидесятых рассматривалось несколько вариантов компоновки конструкции перспективного перехватчика. Из них особого внимания стоит выполненный в соответствии с концепцией, получившей название «ножницы». Эта концепция подразумевала одновременное применение сразу двух примечательных технологий: крыла изменяемой стреловидности и крыла обратной стреловидности. Во время проработки такого варианта МФП последнее не казалось чем-то сугубо экспериментальным, и конструкторы надеялись получить от обратной стреловидности реальную пользу. На взлете и посадке крыло самолета МФП должно было быть трапециевидным в плане. После выхода на крейсерский режим механика самолета приводила в движение консоли, после чего плоскости разделялись по линии, перпендикулярной продольной оси перехватчика, и расходились вперед и назад. В результате такого «превращения» плоскости самолета должны были представлять собой Х-образную конструкцию. Интересно, что обе половины каждой консоли планировалось крепить на общей оси. Подобная система была бы очень сложной в техническом плане, но имела определенные преимущества перед стационарным крылом, аналогичным ее взлетной конфигурации.

Судя по всему, система «ножницы» оказалась слишком сложной для возможного применения на практике. Поэтому в дальнейшем от нее отказались и вернулись к более привычным вариантам. Имеется информация о разработке трапециевидного крыла в нескольких версиях. При этом подобные несущие поверхности планировалось делать полностью адаптивными. За счет постоянного изменения профиля крыла предполагалось компенсировать проигрыш в летных характеристиках, вызванный отказом от крыла обратной стреловидности. Что касается простоты изготовления и прочности, то трапециевидное крыло было гораздо проще и удобнее «ножниц». Наконец, на некоторых предположительных изображениях самолета МФП фигурирует крыло положительной изменяемой стреловидности. Примечательно, что со всеми вариантами крыла перспективный перехватчик имел примерно одинаковую аэродинамическую компоновку. Он представлял собой интегральный продольный триплан с передним и хвостовым горизонтальным оперением, отдаленно напоминающим примененные на экспериментальном Су-47.


Фюзеляж перехватчика интегральной компоновки по своим обводам, вероятно, должен был напоминать соответствующий агрегат истребителя Су-27. Двухместная кабина самолета могла быть аналогична кабине учебно-боевого Су-27КУБ истребителя или фронтового бомбардировщика Су-34. С учетом предполагавшегося времени принятия МФП на вооружение можно сделать примерные выводы о составе бортового радиоэлектронного оборудования. Скорее всего, перехватчик оснастили бы радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, соответствующим мощным вычислительным комплексом и многофункциональными дисплеями кабины.

Относительно вооружения перспективного многофункционального перехватчика информация отсутствует. Вероятно, он мог бы оснащаться автоматической пушкой калибра 23 или 30 миллиметров, а также некоторым количеством держателей для подвески ракет «воздух-воздух». В некоторых источниках указывается 20 держателей, однако размеры самолета прямо говорят о невозможности размещения такого количества подвесных устройств. Более вероятным выглядит установка не более 10-12 пилонов и держателей. На них самолет мог бы нести ракеты большой и сверхбольшой дальности, такие как Р-33 или Р-37. Нетрудно представить эффективность работы звена из четырех самолетов МФП, несущих хотя бы по десять ракет Р-33 с максимальной дальностью порядка 150-160 километров.

Как видим, проект МФП обещал большие тактические преимущества перед авиацией противника. По своим характеристикам один самолет МФП был бы равен двум-трем перехватчикам МиГ-31, что позволило бы усилить охрану воздушных границ государства. Однако военно-воздушные силы России в итоге так и не получили новый самолет-перехватчик. Дело в том, что самые ответственные этапы разработки проекта – окончание проектирование, строительство и испытания опытного образца – из-за распада Советского Союза должны были прийтись на далеко не самые лучшие времена. В связи с этим, по-видимому, проект МФП был заморожен или даже закрыт. При стоимости программы не менее 5-7 миллиардов долларов США наша страна просто не потянула бы завершение работ и начало производства перспективного перехватчика.

Несмотря на проблемы проекта МФП, иногда встречаются упоминания о некой секретной разработке, создаваемой сейчас на фирме «Сухой». Возможно, финансовая обстановка со временем позволила вернуться к незаслуженно забытому проекту МФП или наработки по нему были использованы при создании нового самолета. Так или иначе, на данный момент нет никаких официальных данных о дальнейшей судьбе и перспективах многофункционального перехватчика. Если проект действительно был забыт и не получил продолжения, то в течение следующих лет основным тяжелым перехватчиком в российских ВВС останется МиГ-31 поздних модификаций, у которого пока нет преемника.

Источник - http://rufor.org/

В конце восьмидесятых годов советская военная машина находилась на пике своего развития. Еще бы, государство выделяло деньги на любые проекты способные обеспечить если не превосходство то хотя бы паритет с НАТО.

В ОКБ МиГ полным ходом шли работы над целым рядом новых боевых машин:
- многофункциональный истребитель, МФИ.
- легкий фронтовой истребитель, ЛФИ.
- многоцелевой дальний перехватчик, МДП.
- два проекта гиперзвуковых самолетов, 301 и 321.

ОКБ Сухого реализовывало следующие проекты:
- штурмовик девяностых Т-12.
- легкий фронтовой истребитель - одномоторный Су-37.
- многофункциональный палубный истребитель С-32.
- средний бомбардировщик "объект 54С".


Как этот период "невиданной щедрости" контрастирует с нынешними финансовыми проблемами ПАК ФА! Несмотря на такие "тепличные условия" наша авиационная промышленность вероятно оказалась в шоке когда американские военные рассекретили F - 117. Сказка явилась былью. Что прикажете делать с практически готовым 1.42, в конструкцию которого "стелс - технологии" закладывались "постольку - поскольку". Не знаю. чем, но наши конструкторы сумели оправдаться в глазах военных. Да так, что даже в середине девяностых годов министр обороны, небезызвестный "Паша - Мерседес" ( Павел Грачев ), называл "Стелс" - мифом аналогичным СОИ!

Надо отдать должное, сам инженерный корпус начал срочно исправлять положение. Уже в конце восьмидесятых в авиационной ДСП - литературе стали появляться серьезные аналитические статьи на тему снижения ЭПР (эффективной площади рассеивания). Возможно, что уже тогда стали подумывать над глубокой модернизацией МФИ. Если бы Советский Союз не "отдал концы", то в 1995 году 1.42 под индексом МиГ-35 был бы передан в серию, а новая многоцелевая машина полностью отвечающая требованиям пятого поколения могла появиться уже к 2005 году. Нынешний ПАК ФА несмотря на то, что является самым большим истребителем в мире ( по сообщениям индийской прессы его полетный вес превысил 35 тонн ) все же являет собой линию развития отечественных "истребителей - бомбардировщиков" ранее представленную МиГ-29 ( максимальный вес - 18840 кг ) и МиГ-21 ( 9400 кг ). Показательно, что прыжок через поколение удваивает максимальный взлетный вес.


Насколько известно, работы над линией "истребителей - перехватчиков" так же ведутся. Форпостом в этом деле, после схода с дистанции ОКБ "МиГ" со своим 1.42, является ОКБ "Сухого". Перспективную машину, способную заменить МИГ-31 для обеспечения финансирования, можно считать ответом на американский "Региональный бомбардировщик". Многофункциональный перехватчик МФП ( назовем его так, дабы не путать с МФИ девяностых годов), по срокам поступления на вооружение следует отнести к шестому поколению истребителей. Хотя требования к "Поколению - шесть" еще не сложились, уже очевидно, что костяк его составят беспилотные самолеты. Поэтому перспективная машина должна будет обладать всеми необходимыми качествами, как то: взлет и посадка, перехват воздушных и атака наземных целей в полностью автоматическом режиме. Основное же назначение МФП - "вооруженный воздушный командный пункт".

По статистике максимальный взлетный вес нового перехватчика будет сопоставим с МиГ-31М и составит 50 - 55 тонн. Такие масштабы позволят разместить в отсеке не только оружие класса "воздух - воздух", но и ракеты "воздух - земля". Дальность машины позволит без дозаправки сопровождать дальние бомбардировщики и выведет ее в разряд "стратегических систем". В целях обеспечения полета на малой высоте и короткого взлета - посадки МФП может быть оснащен крылом изменяемой стреловидности. Рекордный взлетный вес перехватчика потребует и сверхмощных двигателей. В статье "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации России" упоминается проект нового авиационного мотора который создают "Конструкторское бюро перспективных технологий" (КБПР) входящее в состав фирмы "Салют" и ГУП "Завод им. В.Я. Климова". Тяга его, как сообщается, составит 25000 кгс. Возможно также, что двигатель будет обладать возможностью изменения степени двухконтруности, хотя это и ведет к усложнению конструкции, но позволит получить выгодные расходы топлива как на дозвуковом так и сверхзвуковом режимах полета. Несмотря на столь заманчивые перспективы шанс постройки такой крупной машины практически равен нулю, даже часть оборудования созданного в рамках проекта Т-50 ОКБ Сухого которое может быть применено и на МФП не позволит снизить колоссальные ( в рамках бюджета РФ ) расходы потребные для его создания. Стоимость НИОКР может достичь 7.5 - 10 млрд. долларов.

Предполагаемые технические характеристики.

вес:
максимальный взлетный 55000 кг
нормальный 41250 кг
пустой 27500 кг
топливо 16500 кг
нагрузка 11000 кг

тяга двигателей:

- форсажная 2 * 25000 кгс
- максимальная 2 * 18000кгс

длина (без пвд) 23.4 м
размах 9.71 / 19.06 м
высота 6.4 м
площадь крыла 76.5 / 95.0 кв. м

скорость максимальная 2500 км/ч
скорость крейсерская 2200 км/ч
дальность практическая 10000 км
радиус действия 2500 - 3500 км
количество узлов подвески 20 шт.

Представленная компоновка с крылом типа "ножницы" изучалась на стыке восьмидесятых и девяностых годов когда иллюзии преимуществ обратной стреловидности еще не были разбиты о скалы практики. Изюминкой такого варианта считается одна, общая для обоих крыльев ось поворота, правда не ясно как это можно реализовать при достаточно широком центроплане. Другой вариант менее экзотический, а потому ближе к реальности - обычное трапециевидное крыло с полностью адаптивными передней и задней кромками.

Источник - http://paralay.com/

raigap.livejournal.com

Перспективный многофункциональный перехватчик СУ-ХХ

"...Важнейшей задачей аэродинамического проектирования многорежимных самолетов является определение оптимальных аэродинамических обводов, обеспечивающих увеличение аэродинамического качества как на сверхзвуковых, так и на дозвуковых скоростях полета. Реализация сверхзвукового крейсерского полета требует применения тонких крыльев большой стреловидности по передней кромке с оптимальной деформацией срединной поверхности самолета, обеспечивающей самобалансировку на заданном режиме полета и с заданным запасом продольной статической устойчивости.В то же время при дозвуковых скоростях полета основной эффект по снижению индуктивного сопротивления тонкого крыла достигается за счет реализации подсасывающей силы на передней кромке крыла, что позволяет уменьшить коэффициент индуктивного сопротивления более чем в 2 раза. Заметим, что эффект от оптимизации распределения циркуляции по размаху составляет всего несколько процентов.В результате для многорежимных самолетов наиболее рациональным способом увеличения аэродинамического качества на дозвуковых скоростях полета является применение адаптивной механизации (или крыла с профилем изменяемой кривизны). Высокий уровень аэродинамических характеристик обеспечивается за счет восстановления подсасывающих сил на передней кромке тонкого искривленного крыла при дозвуковых скоростях и малого волнового сопротивления плоского или с оптимальными для сверхзвукового крейсерского полета деформациями срединной поверхности." Кроме графиков и формул присутствует и упрощенная схема продувочной модели, обработка которой привела к появлению картинки "МФП - ЦАГИ". Это крупный истребитель с развитым ПГО и вероятно не относящийся к сверхманевренным самолетам, что впрочем сложно реализовать при взлетном весе в 50 - 60 тонн. Крыло площадью 113 кв.м с адаптивным предкрылком позволяет получить многорежимную машину без применения изменяемой стреловидности. Довольно вместительный отсек полезной нагрузки длиной 7 м и шириной 2.6 м. Расположение воздухозаборников двигателей на схеме не показано, предположительно сверху, по бокам фюзеляжа. Носовая часть от Су-33КУБ. На сегодняшний день это первое упоминание в официальной прессе о данном проекте.

В конце восьмидесятых годов советская военная машина находилась на пике своего развития. Еще бы, государство выделяло деньги на любые проекты способные обеспечить если не превосходство то хотя бы паритет с НАТО.

В ОКБ МиГ полным ходом шли работы над целым рядом новых боевых машин:

 - многофункциональный истребитель, МФИ.

 - легкий фронтовой истребитель, ЛФИ.

 - многоцелевой дальний перехватчик, МДП.

 - два проекта гиперзвуковых самолетов, 301 и 321.

ОКБ Сухого реализовывало следующие проекты:

 - штурмовик девяностых  Т-12.

 - легкий фронтовой истребитель - одномоторный Су-37.

 - многофункциональный палубный истребитель С-32.

 - средний бомбардировщик "объект 54С".

Как этот период "невиданной щедрости" контрастирует с нынешними финансовыми проблемами ПАК ФА! Несмотря на такие "тепличные условия" наша авиационная промышленность вероятно оказалась в шоке когда американские военные рассекретили F - 117.Сказка явилась былью. Что прикажете делать с практически готовым 1.42, в конструкцию которого "стелс - технологии" закладывались "постольку - поскольку". Не знаю чем, но наши конструкторы сумели оправдаться в глазах военных. Да так, что даже в середине девяностых годов министр обороны, небезызвестный "Паша - Мерседес" ( Павел Грачев ), называл "Стелс" - мифом аналогичным СОИ! Надо отдать должное, сам инженерный корпус начал срочно исправлять положение. Уже в конце восьмидесятых в авиационной ДСП - литературе стали появляться серьезные аналитические статьи на тему снижения ЭПР (эффективной площади рассеивания). Возможно, что уже тогда стали подумывать над глубокой модернизацией МФИ. Если бы Советский Союз не "отдал концы", то в 1995 году 1.42 под индексом МиГ-35 был бы передан в серию, а новая многоцелевая машина полностью отвечающая требованиям пятого поколения могла появиться уже к  2005 году. Нынешний ПАК ФА несмотря на то, что является самым большим истребителем в мире ( по сообщениям индийской прессы его полетный вес превысил 35 тонн ) все же являет собой линию развития отечественных "истребителей - бомбардировщиков" ранее представленную МиГ-29 ( максимальный вес - 18840 кг )  и МиГ-21 ( 9400 кг ). Показательно, что прыжок через поколение удваивает максимальный взлетный вес. Насколько известно, работы над линией "истребителей - перехватчиков" так же ведутся. Форпостом в этом деле, после схода с дистанции ОКБ "МиГ" со своим 1.42, является ОКБ "Сухого". Перспективную машину, способную заменить МИГ-31 для обеспечения финансирования, можно считать ответом на американский "Региональный бомбардировщик". Многофункциональный перехватчик МФП ( назовем его так, дабы не путать с МФИ девяностых годов), по срокам поступления на вооружение следует отнести к шестому поколению истребителей. Хотя требования к "Поколению - шесть" еще не сложились, уже очевидно, что костяк его составят беспилотные самолеты. Поэтому перспективная машина должна будет обладать всеми необходимыми качествами, как то: взлет и посадка, перехват воздушных и атака наземных целей в полностью автоматическом режиме. Основное же назначение МФП - "вооруженный воздушный командный пункт". По статистике максимальный взлетный вес нового перехватчика будет сопоставим с МиГ-31М и составит 50 - 55 тонн. Такие масштабы позволят разместить в отсеке не только оружие класса "воздух - воздух", но и ракеты "воздух - земля". Дальность машины позволит без дозаправки сопровождать дальние бомбардировщики и выведет ее в разряд "стратегических систем". В целях обеспечения полета на малой высоте и короткого взлета - посадки МФП может быть оснащен крылом изменяемой стреловидности. Рекордный взлетный вес перехватчика потребует и сверхмощных двигателей. В статье "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации России"  упоминается проект нового авиационного мотора который создают "Конструкторское бюро перспективных технологий" (КБПР) входящее в состав фирмы "Салют" и ГУП "Завод им. В.Я. Климова". Тяга его, как сообщается, составит 25000 кгс. Возможно также, что двигатель будет обладать возможностью изменения степени двухконтруности, хотя это и ведет к усложнению конструкции, но позволит получить выгодные расходы топлива как на дозвуковом так и сверхзвуковом режимах полета. Несмотря на столь заманчивые перспективы шанс постройки такой крупной машины практически равен нулю, даже часть оборудования созданного в рамках проекта Т-50 ОКБ Сухого которое может быть применено и на МФП не позволит снизить колоссальные ( в рамках бюджета РФ ) расходы потребные для его создания. Стоимость НИОКР может достичь 7.5 - 10 млр. долларов.

Представленная компоновка с крылом типа "ножницы" изучалась на стыке восьмидесятых и девяностых годов когда иллюзии преимуществ обратной стреловидности еще не были разбиты о скалы практики. Изюминкой такого варианта считается одна, общая для обоих крыльев ось поворота, правда не ясно как это можно реализовать при достаточно широком центроплане. Другой вариант менее экзотический, а потому ближе к реальности - обычное трапециевидное крыло с полностью адаптивными передней и задней кромками.

infuture.ru

Самолёты. Нереализованные и перспективные проекты (часть 3-я): alternathistory — LiveJournal

 

Представляю вашему вниманию очередную очень интересную работу коллеги Alexа. Предыдущее вы найдёте в его личном блоге, который был автоматически создан на моём сайте. Кстати, подобные странички будут у каждого из тех, кто будет делать статьи на сайте.

 Господа!

Приступаю к выкладке третьей серии,которую обещал сделать.Возникла вот какая идея.До сих пор мои посты были посвящены самолётам современным(с небольшим отклонением в сторону ВМВ).Может сделать пост по малоизвестным поршневым самолётам?Как Вам такое?Материала довольно много.Во всяком случае я над этим подумаю,а этот пост пусть будет последним (хотя...), посвящённым самолётам реактивным.

 

1) СССР.

Как знают многие конкурентом бомбардировщику Ту-16 был самолёт КБ Ильюшина Ил-46.Но мало кому известно,что Ильюшин разрабатывал ещё проект под индексом Ил-52,о котором лично я много слышал,но никогда не видел даже чертежей.И вот на сайте http://avicopress.ru/ обнаружил рисунки оного,но никаких предполагаемых ТТХ там нет.

 

Далее следует небольшое отклонение от понятия "реактивный". Интересный проект Бериева под названием "Принцесса"

 

 

Следующий проект был начат и не доведён в 70-е годы,когда в СССР в очередной раз возникла идея строительства авианосцев.Кстати,очень интересная тема-советские палубные проекты.Как бы её развить?А пока вашему вниманию противолодочный самолёт,несостоявшийся аналог "Викинга",создававшийся по програме "Тайфун". Подробнее тут http://www.airwar.ru/enc/sea/taifun.html

 

 Следующий проект Яковлева,насколько мне известно,конкурировал с МиГ-29.Проект самолёта Як-45.

 

КБ Сухого в своё время разрабатывало тему многофункционального перехватчика.И вот среди множества проектов была такая вот необычная по компоновке машина,под предполагаемым индексом Су-41.Более подробно есть вот здесь http://paralay.com/mfp.html

 

 Ещё один вариант на тему ПАК-ДА. Проект КБ Мясищева под индексом М-67ЛК-М

 

 2) США.

Интересный проект  тяжёлого "трёхмахового" истеребителя F-108 "Rapier",создававшийся как аналог МиГ-25

 

 После неудачи с проектом А-12 была попытка приспособить для нужд флота F-117. Вашему вниманию проект F-117N.

 

Проект так называемого регионального бомбардировщика на базе F-22. Похоже ищут замену F-111. FB-22.

 

То же самое,но на базе F-23. FB-23.

 

Разрабатываемая нынче в Америке программа BWB в рамках которой предполагается создание целого семейства  самолётов: пассажирских,транспортных,заправщиков

 

Существующая пока только на бумаге (хотя...),из разряда так называемых "чёрных" проектов,программа самолёта под кодовым названием Switchblade. Интересная схема изменения стреловидности. Рисунки появились в сети очень давно,а уж потом на эту тему был снят х/ф "Stealth"

 

3) Швеция. Проект штурмовика  B3LA

 

4) Израиль. Неосуществлённая программа тяжёлого истребителя на замену F-15. Самолёт "Arie"(Арье,на иврите "лев"). Есть только такой вот рисунок,увы,лучшего пока не нашёл

 

5) ФРГ. Разрабытываемый в начале 70-х годов фирмой Dornier истребитель. Проект Dornier P.471

 

6) Великобритания. Один из вариантов разрабатываемого в 80-е годы прошлого века штурмовика по программе SABA.Он ещё виделся в роли истребителя вертолётов

 

7) Нидерланды-США. Довольно необычный и поэтому интересный проект истребителя,разрабатываемого совместно фирмами Fokker и Republic,насколько мне известно в 60-е годы прошлого века.Интересен тем,что тут сочетается крыло изменяемой стреловидности и система вертикального взлёта с отклоняемыми соплами по типу  самолёта "Harrier'. Вашему вниманию проект  Fokker-Republic  D.24

 

За сим позвольте приступить к обдумыванию извечного вопроса "Что делать" в смысле того: приступать к поршневым самолётам или сделать пост по обещанным вертолётам.

Всем удачного поиска информации.

С уважением.

_______________________________________________________________________

 Спонсоры поста: Интернет-магазин БЕЛЫЙ КОТ продаёт в Москве эксклюзивные чистящие товары под своей торговой маркой. На сайте Белый кот вы сможете ознакомиться с особенностями и возможностями этой продукции и естественно её заказать.

Интернет-магазин «Мebel-01» предлагает приобрести на его страницах стеклянный журнальный стол. Именно благодаря подобным столам интерьер вашего дома или квартиры будет смотреться по настоящему стильно и современно.

alternathistory.livejournal.com

Новые скорости и космический потенциал проекта МиГ-41 » Военное обозрение

В ходе недавнего международного военно-технического форума «Армия-2017» прозвучало множество заявлений на тему дальнейшего развития отечественных вооружений и техники. Большое внимание было уделено новым проектам в области боевой авиации. В частности, были раскрыты некоторые новые подробности возможных путей дальнейшего развития группировки самолетов-перехватчиков. Как стало известно, одна из отечественных авиационных компаний имеет весьма примечательные планы в контексте программы «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата».

Новые скорости и космос


Новые сведения о программе ПАК ДП были оглашены генеральным директором Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ильей Тарасенко в интервью для телеканала «Звезда». Руководитель предприятия не стал вдаваться в подробности, но при этом обозначил весьма интересные планы на новый проект и часть его особенностей. Некоторые оглашенные сведения могут представлять особый интерес в свете развития отечественной и мировой авиации.

По словам И. Тарасенко, корпорация уже занимается созданием нового самолета-перехватчика. При этом новый проект рассматривается в качестве естественного развития уже существующего самолета МиГ-31, решающего те же задачи. Одновременно с этим новый перехватчик, с точки зрения технологий, будет совершенно новым самолетом. В проекте предполагается использовать различные новые технологии, в том числе в области снижения заметности. Все это позволит перехватчику работать в космосе, а также показывать «новые скорости, новый радиус». РСК «МиГ», по словам ее гендиректора, в новом проекте планирует реализовать все имеющиеся наработки.


Современный перехватчик МиГ-31БМ. Фото Wikimedia Commons

В другом своем интервью руководитель компании «МиГ» рассказал о планах по адаптации самолета к работе в арктических районах, для чего в проекте придется использовать некоторые соответствующие технологии. В отдаленной перспективе имеющийся проект предполагается переработать, добавив новые возможности. Результатом этих работ может стать беспилотная модификация перехватчика.

Кроме того, во время форума «Армия-2017» И. Тарасенко огласил примерные сроки начала поставок перспективных перехватчиков. В настоящее время проект находится на стадии проработки общей концепции. В дальнейшем должны будут стартовать полноценные опытно-конструкторские работы. Серийные машины, условно обозначаемые как МиГ-41, могут пойти в войска уже в середине следующего десятилетия. Количество планируемых к постройке самолетов, по понятным причинам, не указывалось.

Доступные сведения

Следует отметить, что факт существования программы «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата», цель которой состоит в постепенной замене имеющихся самолетов МиГ-31 всех модификаций, давно не является секретом. О планах по созданию нового перехватчика с более высокими характеристиками стало известно еще в 2013 году. Тем не менее, какие-либо точные сведения о техническом облике требуемой машины и других особенностях проекта пока остаются неизвестными. Впрочем, время от времени официальными лицами оглашались те или иные планы, причем предполагаемый график работ неоднократно корректировался.

О желании военного ведомства создать новый самолет-перехватчик для замены МиГ-31 стало известно около четырех лет назад. В 2014 году было объявлено о старте предварительной проработки облика будущего перехватчика. Согласно планам того времени, опытно-конструкторская работа должна была начаться уже в течение нескольких следующих лет. Тем не менее, насколько известно, этот этап разработки проекта ПАК ДП пока так и не начался по тем или иным причинам. Более того, уже в 2015 году командование военно-воздушных сил уточнило, что ОКР запустят лишь в 2019-м с соответствующим смещением сроков начала серийного производства.

Еще в 2015 году свое желание участвовать в разработке перспективного самолета выразили несколько предприятий российского оборонного комплекса. В первую очередь, конструкторский интерес к программе ПАК ДП проявила РСК «МиГ». Несколько десятков лет назад эта организация создала существующий перехватчик МиГ-31, и до сих пор занимается развитием этого проекта. Опыт разработки подобной авиационной техники может быть использован при создании новых образцов схожего назначения.

Почти одновременно с появлением сведений о желании РСК «МиГ» участвовать в новой программе в прессе начало фигурировать рабочее обозначение самолета – МиГ-41. По очевидным причинам, такое название фигурирует только в заявлениях представителей самолетостроительной корпорации, тогда как командование Воздушно-космических сил пока применяет исключительно официальное название всей программы – ПАК ДП.

В декабре 2015 года Сергей Коротков, в то время занимавший пост руководителя РСК «МиГ», рассказал о текущих достижениях проекта МиГ-41. К тому времени специалисты корпорации успели определить основные особенности будущего самолета и приступили к проработке точного технического облика. Также отмечалась возможность применения самых современных материалов и принципов авиастроения.

В июне 2017 года новый глава компании «МиГ» И. Тарасенко вновь рассказал о проектах в рамках программы ПАК ДП. На тот момент авиастроители продолжали проработку технического облика нового самолета. Также отмечалось, что работы по-прежнему ведутся в инициативном порядке, хотя и с привлечением некоторых смежных организаций.

Всего несколько дней назад генеральный директор РСК «МиГ» огласил новые любопытные подробности проекта с условным обозначением МиГ-41. Применение новых технологий и решений уже было объявлено раньше. Возможность получения более высоких летно-технических характеристик при помощи современных технологий уже оглашалась официальными лицами. При этом в перспективном проекте могут быть предложены совершенно новые возможности.

Работа в космосе

Наибольший интерес в недавних заявлениях И. Тарасенко представляют сведения о некой работе перехватчика в космосе. Руководитель самолетостроительной корпорации не стал вдаваться в подробности, однако и в таком «сокращенном» виде оглашенная информация представляет большой интерес. В частности, подобные заявления уже успели спровоцировать волну прогнозов и оценок, авторы которых пытаются понять и предугадать, как именно будущий ПАК ДП сможет работать в космосе, и какие задачи будет решать в этих условиях. Попробуем тоже определить перспективы подобных предложений.


Один из опытных МиГ-31Д в ангаре. Слева - ракета "Контакт". Фото Testpilot.ru

Предназначаясь для замены существующих самолетов МиГ-31, «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» должен будет иметь соответствующие боевые возможности. На его борту должна будет размещаться эффективная радиолокационная станция, способная вести наблюдение за большими участками воздушного пространства и сопровождать значительное число целей. Кроме того, перспективный МиГ-41 должен будет нести ракеты «воздух-воздух» разных типов, способных поражать цели на дистанциях до нескольких сотен километров.

При помощи такого оснащения и вооружения новый перехватчик, как и его предшественник, сможет вести патрулирование, контролировать заданный участок воздушного пространства и, в случае появления опасного объекта, выполнять атаку. Можно считать, что с точки зрения основных боевых характеристик в роли перехватчика летательных аппаратов новый ПАК ДП будет превосходить существующие машины.

Прозвучавшие заявления о «работе в космосе» могут вызывать вопросы в контексте технического облика самолета и его боевого применения. К примеру, очевидно, что при использовании существующих технологий и конструкций сам МиГ-41 не сможет выходить в космическое пространство. Решение таких задач потребует использовать особый облик машины, мало совместимый с массовой эксплуатацией в частях ВКС. При этом работа в космосе может осуществляться и без подъема на большие высоты, соответствующие границе атмосферы.

Большое значение для вооруженных сил развитых стран имеют группировки космических аппаратов различного назначения. Уничтожение искусственных спутников до сих пор является достаточно сложной задачей, для решения которой приходится использовать особые средства. В то же время, на протяжении нескольких последних десятилетий в нашей стране и за рубежом неоднократно предпринимались попытки создать сравнительно простое противоспутниковое оружие. В частности, рассматривались и проверялись на практике идеи создания подобных комплексов, основывающихся на существующих самолетах.

Недавнее заявление И. Тарасенко могло быть намеком на то, что в рамках проекта МиГ-41 рассматривается возможность использования перехватчика в роли носителя специальных ракет, предназначенных для атаки космических аппаратов на орбите. В таком случае самолет должен будет поднимать ракету на заданную высоту и придавать ей первоначальный импульс. Дальнейшая работа по уничтожению цели будет выполняться ракетой самостоятельно.

Проект «Контакт»

Следует напомнить, что подобные идеи не являются новинкой для отечественной боевой авиации. Еще в конце восьмидесятых годов прошлого века на базе серийных перехватчиков были построены два опытных самолета МиГ-31Д. Они лишились части бортового оборудования и получили новые устройства. В частности, вместо нескольких узлов подвески штатных ракет был использован единственный агрегат для опытного оружия, отличавшегося большими габаритами. Переработанный таким образом самолет становился основным элементом противоспутникового комплекса 30П6 «Контакт».

МиГ-31Д являлся носителем специальной ракеты 79М6 «Контакт». По имеющимся данным, последняя представляла собой трехступенчатое изделие с твердотопливными ракетными двигателями на первых двух ступенях и жидкостной третьей. Для уничтожения космических аппаратов предлагалось использовать т.н. кинетический перехват с поражением цели путем прямого попадания либо фугасную боевую часть с зарядом массой несколько десятков килограммов. Ракета длиной около 10 м массой более 4,5 т, стартуя с высоты не более 16-18 км, могла поражать спутники на высотах до 120 км.

Вместе с самолетом и ракетой в состав комплекса «Контакт» была включена радиолокационно-оптическая станция обнаружения и распознавания космических объектов 45Ж6 «Крона». Она предназначалась для поиска целей в космическом пространстве, определения их координат и выдачи целеуказания самолету-носителю ракеты. Для передачи команд пришлось разработать отдельную систему связи с требуемыми характеристиками.

Испытания отдельных наземных средств комплекса 30П6 «Контакт» стартовали в 1985 году. В начале 1987-го в воздух подняли первый из двух опытных МиГ-31Д. По имеющимся данным, испытания противоспутниковых систем продолжались до середины девяностых и завершились в связи с проблемами экономического характера. Точные сведения об испытаниях ракеты 79М6 отсутствуют. Возможно, ее удалось поднять в воздух, но информация на этот счет до сих пор не публиковалась. Проект «Контакт» не дал желаемых результатов и не привел к началу дежурства новых средств противокосмической обороны. Тем не менее, он позволил провести ряд важнейших испытаний и определить перспективы такого оружия.

В 2009 году главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин сделал любопытное заявление. Он напомнил о проекте МиГ-31Д – носителе противоспутникового оружия на базе серийного перехватчика. При этом он отметил, что в то время планировалось «реанимировать» старый проект для решения новых задач. Тем не менее, за прошедшие годы новая информация на этот счет не появлялась. Кроме того, в некоторых источниках упоминалось, что подобные работы велись не для возобновления работ по теме «Контакт», но в интересах других проектов.

Факт наличия у нашей страны большого числа наработок и, возможно, определенных успехов в деле создания авиационных комплексов с противоспутниковым вооружением может в некоторой мере раскрыть недавние заявления руководства РСК «МиГ» о новых возможностях самолета ПАК ДП. Вполне возможно, что заявленная «работа в космосе» будет связана именно с применением современных аналогов более старого комплекса 30П6 «Контакт» с управляемой ракетой 79М6. Использование современных наработок и технологий, по всей видимости, позволит повысить основные технические и боевые характеристики такого оружия.


МиГ-31Д во время испытаний. Фото Airwar.ru

Тем не менее, все это – лишь предположения. Руководство компании, в инициативном порядке прорабатывающей проект «Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата», раскрыло некоторые свои планы, однако не спешит делиться подробностями. Командование ВКС, в свою очередь, пока не комментирует заявления представителей РСК «МиГ». Таким образом, на данный момент возможность использования будущего самолета МиГ-41 в качестве носителя противоспутниковой ракеты остается на уровне предположений или тем для споров в среде специалистов и любителей военной техники.

Дополнительные преимущества

Впрочем, использование нового самолета для перехвата заатмосферных целей способно самым заметным образом повысить боеспособность Воздушно-космических сил, а также в некоторой мере упростить организацию эшелонированной обороны. Другими способами наращивания потенциала парка перехватчиков станет использование т.н. стелс-технологий и возможное создание беспилотной модификации самолета.

Необходимо отметить, что определенные методики сокращения заметности летательного аппарата для средств обнаружения противника уже использовались в последних отечественных проектах авиационной техники. Развитие имеющихся идей продолжается и можно предполагать, что будущий самолет ПАК ДП в этом отношении будет, как минимум, не хуже существующих образцов.

Предложение о создании беспилотной модификации перехватчика так же представляет определенный интерес как для потенциальных заказчиков, так и для широкой общественности. В настоящее время в нашей стране и за рубежом самым активным образом прорабатывается вопрос создания беспилотников тяжелого класса, способных заменить полноценные самолеты. Новая программа ПАК ДП имеет все шансы получить подобное развитие и привести к появлению техники с необычными возможностями. Тем не менее, тяжелый БПЛА будет разрабатываться только на основе готового самолета, что известным образом смещает сроки его появления.

***

Согласно последним данным, Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», в инициативном порядке разрабатывающая свой вариант «Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата», продолжает формирование облика машины с рабочим обозначением МиГ-41 и, среди прочего, предлагает самые смелые идеи. В дополнение к уже известным сведениям не так давно было объявлено о желании создать комплекс, способный работать в космосе, а также беспилотный вариант перехватчика.

Тем не менее, проект МиГ-41 пока не получил поддержки заказчика и все еще создается по инициативе компании-разработчика. Таким образом, предлагаемый вариант дальнего перехватчика – даже имея те или иные преимущества и кардинально новые возможности – может так и не выйти из стадии предварительной проработки. Опытно-конструкторскую работу по теме ПАК ДП предполагается начать только в 2019 году, и к этому времени министерство обороны должно будет выбрать исполнителя нового заказа. Удастся ли РСК «МиГ» получить заказ на разработку нового самолета и воплотить в проекте самые смелые идеи – покажет время.

По материалам сайтов:
http://tvzvezda.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
https://aex.ru/
http://testpilot.ru/
http://ariwar.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-699.html

topwar.ru

S-37

S-37 Сухой Су-41(С-37) "Беркут"
экспериментальный истребитель
1997



Работы по созданию истребителя пятого поколения были начаты в СССР в середине 80-х годов. Совместно с ОКБ в формировании облика новой машины принимали участие крупнейшие НИИ, в частности ЦАГИ и СибНИА. "Беркут" выполнен по аэродинамической схеме "продольный интегральный триплан". Планер выполнен с широким использованием композиционных материалов. Первый полёт состоялся 25 сентября 1997 года. Летчик испытатель И.Вотинцев. В процессе испытаний выполнено более 100 полетов, в том числе и в сверхзвуковом режиме (по данным на конец 2001 года). Самолёт является прототипом истребителя пятого поколения. Впервые публично показан в августе 1999 года на Московском авиасалоне. В перспективе - С-37 многофункциональный истребитель с обратной стреловидностью крыла и двигателями с УВТ. Из-за неготовности двигателей АЛ-41Ф испытания проводятся с двигателями Д-30Ф6 (установлены на МиГ-31). В настоящее время самолету присвоен индекс Су-41. Самолет является демонстратором технологий для истребителя пятого поколения. В СМИ появлялась информация об отработке на "Беркуте" бортового комплекса по снижению радиолокационной заметности на основе плазменных технологий. В то же время сообщалось и о том, что на данной модели не были в полной мере решены вопросы компенсации отрицательных факторов обратной стреловидности крыла, в частности повышенных вибраций на некоторых режимах полета.

Су-41(С-37) "Беркут" коллекция фотографий


Данные для: Су-41(С-37)

Экипаж: 1, двигатель:Д30Ф6 2 x 15500кгс , размах крыла: 16.7м, длина: 22.60м, высота: 6.36м, взлётная масса: 24000кг, макс. скорость: 2500км\ч, дальность с макс. запасом топлива: 3880км, вооружение: 1 x 30мм пушка, ракеты на внутренней подвеске




avia-museum.narod.ru

Su-35: МиГ-41: российский перехватчик будущего?

На просторах Сети все чаще появляется информация о МиГ-41 – загадочном российском истребителе-перехватчике, который пока что существует только в умах людей. Давайте рассмотрим, насколько эта концепция реальна. 

Что такое перехватчик?

Дабы понять идею МиГ-41, нужно обратиться к разработкам прошлых лет. Ближайший его аналог – знаменитый МиГ-31, совершивший полет в далеком 1975 году. Сейчас это чуть ли не единственный пример отечественной военной техники, по отношению к которому словосочетание «не имеющий аналогов» и впрямь не лишено оснований. Одна из главных особенностей машины – это крейсерская скорость, составляющая почти 2,5 тыс. км/ч. Перехватчик МиГ-31 – самолет уникальный и… совершенно ненужный большинству стран. Перед нами узкоспециализированная машина, предназначенная для борьбы с маломаневренными целями. В других странах ее роль выполняют многофункциональные истребители четвертого поколения и комплексы ПВО. Но вот для России, с ее необъятными территориями и гигантской протяженностью границ, тяжелый перехватчик, действительно, неплохое решение. Ракеты Р-33 – его «главный калибр» – имеют ограничения по перегрузке 4g. Следовательно, против высокоманевренных истребителей использоваться они не могут. Однако вполне пригодятся для борьбы с неповоротливыми бомбардировщиками и крылатыми ракетами. Собственно, именно поэтому и ценят 31-й.
 
Сейчас в распоряжении ВКС примерно 130 таких самолетов. Часть из них прошли модернизацию до уровня МиГ-31БМ. Была обновлена бортовая электроника, а кроме того, в арсенал планируется включить новые ракеты. Речь идет прежде всего о ракете Р-37, концептуально близкой к Р-33 и имеющей дальность пуска около 300 км. Подобные изделия превосходят по этому показателю ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности, в частности, американскую AMRAAM и российскую РВВ-АЕ/СД. Однако, как уже отмечалось, они «неповоротливые», к тому же цена таких изделий достаточно высока. Выше цены обычных ракет класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ хотели научить поражать цели на земле управляемым вооружением класса «воздух-поверхность». Но пока что от их реализации отказались. Возможно, это верное решение. Все-таки между перехватчиком и истребителем-бомбардировщиком разница довольно большая.
МиГ-31 / ©Focus

Замена МиГ-31

Самолет МиГ-31 прочно занимает свою нишу, однако даже на фоне таких «ветеранов», как Су-27 и МиГ-29, он кажется «стариком». Именно поэтому в последнее время заговорили про новый самолет-перехватчик. В 2014 году о МиГ-41 (это предполагаемое название) рассказал летчик-испытатель Анатолий Квочур. «Такая модернизация должна была состояться еще лет двадцать тому назад. Однако этого тогда не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении) скорости перехватчика до 4–4,3 Маха», – заявил летчик. Бросается в глаза просто гигантская скорость крылатой машины. МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире. Для сравнения, максимальная скорость МиГ-31 составляет 2,83 М (3000 км/ч). При этом он всегда входил в число самых быстрых боевых самолетов. Квочур отметил, что перехватчик будет создан на основе МиГ-31. Вероятно, имеется в виду опыт, учтенный при создании советского перехватчика. Маловероятно, что новый самолет будут делать на базе уже очень старого советского МиГ-31. Технологии все же не стоят на месте. Да и фактор малозаметности при разработке новых боевых машин также стоит учитывать.
 
В прессе тема про МиГ-41 то появляется, то затухает вновь. Масла в огонь уже в 2016 году подлил член комитета Госдумы РФ по обороне Александр Тарнаев. «Руководством страны принято решение включить проект создания перспективного высотного перехватчика в новую программу вооружения со сроками реализации в 2020 году. Машина станет дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-31, который на десятилетия опередил время. Мы не исключаем, что разработка нового самолета может начаться и ранее 2020 года, так как он очень нужен нашим Вооруженным силам», – рассказал он. Еще раньше главком ВКС, генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что уже идут НИР (научно-исследовательские работы), а с 2017-го должны начаться ОКР (опытно-конструкторские работы) по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. Напрямую про МиГ-41 главнокомандующий не говорил, но здесь, насколько можно судить, подразумевается именно новый перехватчик. Вообще, он может получить и совсем другое обозначение после поступления в войска.
 
Военные чаще всего предпочитают хранить молчание по этому поводу. Очевидно, что окончательный облик новой машины будет определен не скоро. Возможно, первые эскизы мы сможем увидеть ближе в 2020 году, когда работы над проектом будут (если будут) идти более плотно. Скорее всего, если проводить параллель с МиГ-31, внешний вид истребителя изменится в сторону большей малозаметности. Вооружение, возможно, разместят внутри. Сейчас на базе уже упомянутой Р-37 ведется разработка новой ракеты РВВ-БД, имеющей двухрежимный РДТТ (ракетный двигатель твердого топлива). Именно эти ракеты может получить МиГ-41 в случае своего рождения. Хотя ко времени его принятия на вооружение появится и принципиально новое вооружение, начиная от новых, сделанных «с нуля» ракет класса «воздух-воздух» и заканчивая лазерными боевыми системами, способными уничтожить самолет (нечто подобное сейчас разрабатывают американцы). Что же касается боевого радиуса действия, то он, очевидно, будет составлять 700–1200 км. Эксперты говорят, что новый самолет можно будет использовать для вывода на околоземную орбиту малых спутников.
 
Главной задачей МиГ-41 может стать противостояние американской угрозе. Речь идет, в частности, о новых гиперзвуковых летательных аппаратах, разрабатываемых в США. Невольно вспоминается проект гиперзвуковой крылатой ракеты Boeing X-51, максимальная скорость которой может достигать 6200 км/ч.
 
Интересно то, что «МиГ» в 90-е годы уже разрабатывал новый перехватчик. Он получил название «проект 701»: дальность полета 62-тонного «монстра» должна была составлять 7 тыс. км, а максимальная скорость – 2500 км/ч. Однако от проекта отказались, и новый перехватчик, очевидно, в идейном плане будет ближе именно к МиГ-31. Отличительной особенностью МиГ-41 может стать его «беспилотность»: живому летчику пришлось бы переносить просто гигантские перегрузки в этом случае. Здесь, правда, есть одно «но»: российские беспилотные технологии до сих пор далеки от западных. РФ, например, пока не смогла создать полноценный ударный БПЛА.
 
Но как быть со сроками? Если мы и увидим новый самолет, то это произойдет не раньше второй половины 2020-х. До этого времени МиГ-31 будут верой и правдой служить ВКС РФ. «Пару» этой машине составит и Т-50 ПАК ФА, который к тому времени превратится из прототипа в серийное изделие. Предполагается, что он тоже сможет нести ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности.
Возможный облик "проекта 701" / ©Ussrairs

Есть ли будущее у МиГ-41?

Истребитель-перехватчик МиГ-41 остается полумифической машиной, и шансы на его реализацию относительно невелики. Все упирается в финансирование. Сейчас разработка новых истребителей вообще стоит  невероятно дорого. Так, цена программы разработки американского истребителя пятого поколения F-22 составила без малого 66,7 млрд долларов. России будет проще потратиться на создание легкого истребителя пятого поколения – аналога (с некоторыми оговорками) американского F-35. Многофункциональная машина, в конце концов, намного лучшее вложение средств, нежели узкоспециализированный перехватчик.
 
Но как быть с задачами, лежащими на плечах МиГ-31? Очевидно, часть из них возьмет на себя истребитель, созданный на базе ПАК ФА. А часть будут выполнять истребители поколения 4+. Добавим, что в мире почти не осталось узкоспециализированных перехватчиков. Исключение составляют только российские МиГ-31 и небольшое количество старых МиГ-25, поставленных в другие страны. Все это, конечно, снижает вероятность появления МиГ-41. Другое дело – массовая культура, которой название «МиГ-41» пришлось по душе. У этого самолета есть все шансы стать «городской легендой», подобно тому как американцы создали миф о таинственной «Авроре» – сверхбыстром боевом самолете, якобы существующем в реальности.
Ракета РВВ-БД / ©Vitaly Kuzmin

Источник

В России продолжаются работы по созданию МиГ-41 (высотный перехватчик нового поколения). Известно, что работы ведутся не только в РСК «МиГ».

cont.ws

МиГ-41: истребитель Судного дня

Новый истребитель МиГ-41, разработка которого идет в России, может выйти на испытания уже в 2020 годах. При этом стоящие сейчас на вооружении перехватчики МиГ-31 успешно справляются с задачами и не устареют до 2030-х годов.


МиГ- 41: самый секретный проект ВПК

26 октября истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31БМ прикрыли ракетоопасные направления на учениях в небе Приполярного Урала. В воздушных маневрах приняли участие экипажи двух авиаполков, дислоцированных в Пермском и Красноярском краях.

Более 40 самолетов также выполняли дозаправку в воздухе на большой высоте. Такое упражнение входит в число сложнейших для пилотов боевой техники, так как предполагает возможность удержать самолет на расстоянии 10-15 метров от заправщика Ил-78, несмотря на аэродинамические возмущения и очевидную угрозу столкновения.

МиГ-31 находится на боевом дежурстве чуть меньше полувека, а точнее, с 1975 года. Увидевший тогда свет в конструкторском бюро имени Микояна истребитель сразу стал уникумом по ряду параметров: он первым был оснащен фазированной антенной решеткой, позволяющей ему "держать" до 24 целей, при активном сопровождении, как минимум восьми. Кроме того, он получил хорошее вооружение — ракету класса "воздух-воздух" дальнего радиуса действия. Это сделало его убийцей ряда целей, включая даже спутники на низкой околоземной орбите. Другой внушающей уважение характеристикой ветерана ВВС является его запредельные скорость и дальность полета.

Но предел есть всему. Поэтому еще в 1990-е годы руководство военным авиапромом приняло решение о создании принципиального нового самолета, развивающего ЛТХ МиГ-31. Будущая машина получила условное название "проект 701". Но в эпоху Ельцина Россия не нуждалась в новых машинах для защиты собственного воздушного пространства, поэтому проект был заморожен.

И вот теперь МиГу-41 снова дан ход. Любопытно, что заказ поступил от руководства страны, а не является творческим предложением конструкторов КБ имени Микояна. Также сразу привлекает внимание жесткая фиксация сроков исполнения оборонного заказа: ожидается, что машину примут на вооружение уже в 2025 году.

Проект давно реанимирован, так как около месяца назад стало известно о его состоявшемся переходе с научно-исследовательской стадии в фазу опытно-конструкторских работ. Для перехода на этот этап в КБ должны были быть уже готовы все необходимые расчеты и предварительные чертежи.

Пока новая конфигурация машины неизвестна, но с большой долей вероятности можно утверждать, что, в итоге, мы получим развитие старого доброго МиГ-31. Остается открытым вопрос о том, будет ли новый аппарат беспилотником или будет пилотируемым.

Можно также отметить, что МиГ-41 призван стать проектом не только ОКБ имени Микояна, но и ряда смежных ведомств. Это доказывает срочность ввода в строй новой машины. В свою очередь, сама спешка порождает вопрос: чем она вызвана? В последний раз руководство страны так торопилось с программой перевооружения накануне Великой Отечественной войны.

www.pravda.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о