Американские «невидимки» F-117 продолжают летать, несмотря ни на что — Naked Science

Вне всякого сомнения, F-117 Nighthawk является одним из самых знаковых боевых самолетов в истории авиации. И хотя попытки уменьшить радиолокационную и ИК-заметность крылатых машин предпринимали задолго до его первого полета, именно «Хромой гоблин» (такое нелестное прозвище самолет получил за свой вид и сомнительные летно-технические характеристики)  стал первой настоящей «невидимкой».

 

Обнаружить в небе Nighthawk было тяжело. Это косвенно подтверждает статистика потерь: за все годы эксплуатации был сбит лишь один такой самолет. Согласно сербской версии, в ходе военной операции НАТО против Югославии, F-117 уничтожили с помощью зенитно-ракетного комплекса С-125.

 

Недостатки Nighthawk, а также принятие на вооружение более совершенного самолета F-22 побудили ВВС США вывести F-117 из эксплуатации. Машины заметили в небе над Невадой в 2016 году, при этом закон об оборонном бюджете за 2017 год предполагает демилитаризацию всех оставшихся «Хромых гоблинов».

 

Недавно, к удивлению любителей авиации, над секретной авиабазой Тонопа в Неваде вновь увидели пару F-117. Видео датировано 26 июля 2018 года. Конкретная цель полетов не сообщается: возможно, испытания связаны с вопросами, касающимися улучшения показателей малозаметности. Известно, что сейчас США активно разрабатывают новый стратегический бомбардировщик-«невидимку» Northrop Grumman B-21 Raider. Кроме того, прорабатываются варианты создания новых истребителей шестого поколения, одной из главных особенностей которых также будет сниженная ЭПР (Эффективная площадь рассеяния).

 

Полеты F-117 / ©pdgls

 

Можно почти не сомневаться, что история боевого применения F-117 завершена. Однако даже сейчас самолет вызывает большой интерес специалистов и простых любителей авиации. Напомним, за все время построили 64 такие машины. Типовое вооружение самолета — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27 калибром 907 кг.

 

F-117 Nighthawk / ©Military Machine

 

Стоит отметить, что технологии малозаметности, использованные несколько десятилетий назад, иногда могут найти воплощение на авиационных проектах будущего. Так, например, накопленный при создании самолета YF-23 опыт компания Northrop Grumman, вероятно, намерена использовать для разработки перспективного истребителя нового поколения, который может быть принят на вооружение японских ВВС.

naked-science.ru

ВВС США — самолеты-невидимки.: vlad_burtsev — LiveJournal

Распиаренный «невидимка» — американский истребитель F-35 — оказался легкой добычей для российских Су-30.

Созданный в качестве лучшего противолодочного самолета всех времен, F-35 почти буквально превратился в легкоуязвимую мишень. Во всех смоделированных сценариях военных действий, где он был противопоставлен истребителям Су-30, российский соперник оказался победителем. Новейший американский самолет-невидимка, стоимостью 191 миллион долларов США за единицу, имеет такое количество конструктивных недостатков, что, по мнению военных экспертов, существует огромная вероятность поражения в любом боестолкновении со сверхманевренными машинами КБ «Сухой».

Короткие и толстые крылья (что снижает вертикальную тягу и маневренность), округлая форма фюзеляжа, ухудшающая аэродинамические характеристики истребителя, низкая скорость и сверхвысокая температура двигателя, которую может зафиксировать любой более или менее приличный радиолокатор, составляют перечень наиболее серьезных недостатков, подвергающих F-35 серьезному риску в случае воздушного боя.

В условиях, когда более 60 российских Су (по классификации НАТО — Flankers), включая модель Су-27 и такие ее модификации как Су-30, Су-34, а также сверхманевренный многоцелевой истребитель Су-35, состоят сегодня на вооружении многих стран мира, судьба пятого поколения F-35 представляется весьма туманной.

Эксперты в сфере авиакосмической промышленности во всем мире склоняются к мнению, что самая дорогая американская программа по разработке истребителей, потребовавшая затрат в размере около полутора миллиардов долларов, породила лишь «сидячую утку», то есть легкую мишень для российских боевых самолетов.

«Это просто индейка», сказал авиаинженер Пьер Спрей в своем интервью телевидению Нидерландов. Немногие люди в мире обладают такой высокой квалификацией в этих вопросах, как Спрей. Он является одним из разработчиков многофункционального легкого истребителя F-16 Falcon и противотанкового A-10 Warthog, двух самых успешных боевых самолетов Военно-воздушных сил США. Уинслоу Т. Уиллер, директор центра оборонной информации «Straus Military Reform Project», соглашается с ним: «F-35 — слишком тяжелый и неповоротливый для успешного истребителя. Если нам придется столкнуться с реальным противником, обладающим серьезной боевой мощью в воздухе, мы окажемся в большой беде».

До сих пор Соединенным Штатам везло — они ни разу не сталкивались с «серьезным» противником. В небе измученного войной Ирака, крошечной Ливии и беззащитного Афганистана, американские самолеты действовали совершенно безнаказанно. Однако все недостатки могут выйти наружу. В случае столкновения с военной авиацией России, Китая или Индии результат будет далеко не так очевиден. В частности, индийские Военно-воздушные силы одержали победу над американскими истребителями четвертого поколения, используя машины третьего и четвертого поколения.

Самая серьезная проблема F-35 в том, что разработчики полагаются на стелс-технологии и широкополосные радиолокаторы, надеясь, что они смогут компенсировать недостаток скорости и маневренности. Однако стелс-технологии — на самом деле не так эффективны, как о них говорят; это вовсе не шапка-невидимка.

Кроме того, Россия уже сегодня обладает великолепными радиолокационными средствами, которые постоянно совершенствуются. Эксперт издания «Defense Industry Daily» (DID) говорит: «На сегодняшний день передовые радиолокационные устройства устанавливаются на большинстве российских ракетных комплексов земля-воздух. Существующие приборы инфракрасного сканирования и слежения (IRST), которыми оборудованы российские и европейские истребители, обладают повышенной эффективностью против самолетов-невидимок».

Кроме того, в военной обстановке не бывает так, чтобы действовал один-единственный радар. «Их всегда много», объясняет Спрей. «Невозможно быть неуязвимым для всех радаров в районе боевых действий. В любом случае, найдется один, расположенный непосредственно снизу или сверху от самолета, который сможет его увидеть».

Недостаток огневой мощи

Другая проблема американского истребителя — общая форма корпуса. «Большинство хороших самолетов красивы благодаря своей идеальной форме, полученной в стремлении добиться минимального лобового сопротивления», говорит эксперт. «Однако в случае истребителей «стелс», разработчикам пришлось сделать их очень округлыми и большими, поскольку вооружение должно находиться внутри фюзеляжа. При внешнем размещении оружия самолет перестает быть невидимым для радаров. Это наносит огромный вред летным характеристикам, делая машину громоздкой и неуклюжей, как бомбардировщик».

Низкая грузоподъемность означает, что разработчики из компании Lockheed-Martin подписали F-35 смертный приговор. Самолет способен нести только

две большие бомбы и четыре малых, а также не более четырех ракет воздух-воздух с дальностью вне пределов прямой видимости (BVR).

ВВС США утверждают, что продвинутый радар F-35 видит самолет противника первым, что позволяет поразить его с помощью одной из ракет. Однако, подобные случаи можно назвать скорее мечтой для истребителя, поскольку они крайне редки.

На самом деле, чрезмерная надежда на радар может оказаться самоубийственной. Во время вьетнамской войны ВВС США были настолько увлечены идеей сражения вне пределов видимости, что снаряжали свои первые F-4 только ракетами. Однако, после того, как вьетнамские военно-воздушные силы сбили несколько из них в самые короткие сроки, американцам пришлось вновь установить на F-4 пушки.

Россия, обладающая самыми передовыми и разнообразными ракетами в мире, оснащает свои истребители как минимум восемью ракетами по той простой причине, что что радиолокационная установка захватывает несколько целей, обеспечивая повышенную поражающую способность.

Просто невозможно понять, как случилось, что американцы проигнорировали этот начальный урок воздушного боя. Теоретически, американские пилоты должны «играть в видеоигры», поражая противника на расстоянии 1000 километров. Однако, на практике воздушный бой скорее напоминает схватку на ножах. По данным «Defense Industry Daily» F-35 в отличие от предшественника F-22, вдвое уступает современным истребителям семейства «Су» в бою в пределах видимости. Гораздо более мощное и разнообразное ракетное вооружение в сочетании с сверхманевренностью делает российские истребители непревзойденными в современном воздушном сражении.

Низкая эффективность использования парка боевых самолетов

Согласно новой философии воздушного боя, продвигаемой специалистами ВВС США и компании Lockheed-Martin, универсальный F-35 должен заменить все остальные истребители, а также авиацию поддержки наземных войск.

Здесь имеется загвоздка. Поскольку F-35 — весьма дорогостоящий самолет, ВВС будут покупать меньшее их количество. Например, Япония сейчас имеет на вооружении сто F-15, которые предполагается заменить только семьюдесятью F-35. Кроме того, полеты и содержание этого истребителя также очень дороги, поэтому придется сокращать налет часов у пилотов (сокращение затрат уже вынудило ВВС США сократить общее полетное время более чем на 44 тысячи часов и прекратить полеты в 17 эскадрильях боевых самолетов).

«Невидимость» самолетов обходится слишком дорого. На F-35 большая часть работ по техническому обслуживанию сводится к поддержанию в надлежащем порядке антирадарного покрытия. «Эта нелепость только вредит боеспособности», говорит Спрей. «Пятьдесят часов люди сидят на земле и ползают по поверхности самолета, пытаясь сделать его невидимым, в то время как он совершенно таковым не является».

Кроме того, стопроцентная эффективность использования летного парка невозможна с точки зрения логистики. Средний показатель по ВВС США составляет около 75 процентов, что весьма достойно, однако, когда дело касается самолетов-невидимок, он катастрофически падает. Сверхсекретный бомбардировщик B2A используется с эффективностью всего около 46,7 процента. А самый дорогой истребитель, F-22, несмотря на стоимость в 350 миллионов долларов имеет эффективность только 69 процентов. Таким образом, если взять для примера австралийские военно-воздушные силы, лишь 48 из семидесяти F-35 будут готовы к бою в каждый конкретный момент. Их шансы выстоять против 400 китайских Су ничтожно малы. Американский эксперт уверен, что австралийцы «ни за что не ввяжутся в ножевую схватку без поддержки большого брата США».

Уинслоу Уиллер, который занимался проблемами национальной безопасности в течение боле трех десятилетий, отрицательно отозвался о планах оснащения военно-воздушных сил Запада истребителями F-35: «Квалификация пилотов упадет из-за сокращения летной практики, а это гораздо важнее любых технических вопросов. Пилотов станет гораздо меньше и, в конце концов, мы получим лишь демонстрационную модель самолета, ни на что не способную. Этот самолет совершенно бесполезен, более того, он разрушит любой военно-воздушный флот, который примет его на вооружение». Воздушный бой еще не начался, а российские истребители уже ведут со счетом 1-0.

Татьяна Добродеева

vlad-burtsev.livejournal.com

кто победит? » Военное обозрение

Русские продолжают работать над проблемой поиска и обнаружения малозаметных летательных аппаратов. Однако есть серьезные сомнения в том, что они нашли решение, заявил в интервью изданию The National Interest американский исследователь, специализирующийся на российских военных делах, Майк Кофман. Статью приводит Иносми.ру

Россия испытала немало методов и средств, чтобы одержать верх над технологией малозаметности. Среди них – попытка разработать тесно взаимосвязанную и интегрированную систему ПВО с многочисленными радиолокационными станциями, пытающимися увидеть один и тот же летательный аппарат с разных направлений. Но пока неизвестно, насколько результативны эти попытки. Увидеть самолет или его часть – это хорошо, но главная трудность состоит в том, чтобы обеспечить уверенный подлет ракеты близко к цели противника,

сказал Кофман.

По его словам, «российская система противовоздушной обороны может показаться столь же внушительной, как и ее постоянно совершенствующаяся система ограничения доступа / блокирования зоны, но прикрываемые ПВО районы нельзя назвать непробиваемыми «железным куполами», хотя именно так их характеризуют некоторые аналитики».

У этой системы есть своя ахиллесова пята: российской ПВО будет трудно справиться с самолетами-невидимками пятого поколения, такими как F-22 Raptor и единый ударный истребитель F-35.

«Что касается создания надежной противовоздушной обороны от вражеских самолетов пятого поколения, то вполне понятно, каким образом Россия пытается справиться с проблемой малозаметности. Современные российские РЛС, многообразие эффективных ракет и систем, в которых заложены большие массивы данных для повышения мощи ПВО – все это разделит ВВС западных стран на две четкие категории. В будущем, когда такие системы появятся у Китая, Ирана и прочих региональных держав, ВВС будут подразделяться на те, которые способны преодолевать передовые системы ПВО благодаря высоким технологиям, и те, чьи задачи будут ограничены бомбардировками ИГИЛ (запрещенная в России организация) и его последователей», сказал эксперт.

Он отмечает, что комплексы ПВО российского производства, такие как С-300, С-400 и перспективный С-500, имеют оборудование, предназначенное для обнаружения и сопровождения малозаметных самолетов типа F-22 и F-35. «Проблема для Москвы заключается в том, что хотя российские РЛС дальнего обнаружения и захвата целей, работающие в УВЧ и ОВЧ-диапазоне, а также в диапазоне сверхвысоких частот, способны обнаруживать и даже сопровождать самолеты-невидимки класса истребителей, качество поражения этих целей оставляет желать лучшего. Россия разработала серию РЛС СВЧ-диапазона и получила несколько великолепных образцов, но сможет ли она воспользоваться этим для формирования четкой картины и обрабатывать поступающие данные для борьбы с малозаметными целями?», – отметил Кофман.

«Законы физики диктуют, что самолет-невидимка класса истребителя должен быть оптимизирован, чтобы быть незаметным для РЛС на более высоких частотах, скажем, в диапазоне C, X и Ku. Эти частоты используют радары управления огнем, чтобы обеспечивать слежение за целями с высоким разрешением. Представители военной промышленности, ВВС и ВМС согласны с тем, что когда частота и длина волны переходят определенный порог и создают резонансный эффект, что обычно происходит в верхней части S-диапазона, в демаскирующих признаках малозаметного летательного аппарата возникают качественные изменения.

Обычно резонансный эффект возникает тогда, когда та или иная деталь самолета, скажем, хвостовое оперение, в восемь с лишним раз меньше, чем соответствующая длина волны. По сути дела, маленькие малозаметные самолеты, у которых недостаточный размер и вес для нанесения на каждую поверхность покрытия из радиопоглощающего материала размером более полуметра, должны подвергаться оптимизации с выбором того или иного диапазона частот. Что это значит? Истребители-невидимки будут видны на радарах, работающих в более низком диапазоне частот — сантиметровом, дециметровом или еще ниже. Более крупные самолеты с характеристиками малозаметности, такие как B-2 Spirit или B-21, не имеют тех деталей планера, из-за которых возникает резонансный эффект. В связи с этим, они намного эффективнее, когда против них задействуются низкочастотные РЛС», – рассказал исследователь.

Русские продолжают работать над проблемой поиска и обнаружения малозаметных летательных аппаратов. Однако есть серьезные сомнения в том, что они нашли решение. «Серьезные финансовые вложения в силы и средства ПВО говорят нам о том, что Кремль считает главной угрозой для своих сухопутных войск авиацию США. В связи с этим одним из высших приоритетов для Москвы является раскрытие секретов технологии «стелс», и Кремль прилагает к этому серьезные усилия», – говорится в статье.

«Русские, как и китайцы, пока не решили эту проблему, но уже сейчас становится ясно, что такая характеристика как малозаметность будет со временем терять свои преимущества, а затраты на ее обеспечение будут высоки, как и прежде. Со временем Москва найдет решение проблемы малозаметности, поскольку циклическая борьба между наступательными и оборонительными средствами будет длиться до бесконечности», – заключил эксперт.

topwar.ru

Так ли невидимы самолеты-невидимки | Военное Обозрение

Невидимых самолетов не бывает. Построенные по стелс-технологиям истребители и бомбардировщики причудливой формы с неважными характеристиками и огромной стоимостью все равно находят русские радары и сбивают русские ракеты. Мы узнали, почему так происходит.

Всемирную известность стелс-технологиям принесла операция «Буря в пустыне». Шесть недель подряд американские штурмовики F-117 бомбили Багдад. Каждую ночь самолеты ВВС США беспрепятственно преодолевали все рубежи иракской ПВО, поражали намеченные цели и невредимыми возвращались на базы. Выглядело это, что говорить, эффектно и позволило заместителю командующего американских ВВС Джону Уэлчу горделиво заметить: «Технология «стелс» вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется сюрпризом».

На какое-то время F-117 стал не менее популярным американским брендом, чем «Кадиллак» или «Кока-Кола». Не стоит забывать, что любая война является мощной рекламой для применяемого в ней оружия. Если оно оправдывает ожидания.

Цена незаметности

Специалисты не используют в применении к стелс-технологиям слово «невидимость». Сделать самолет или ракету невидимыми современными средствами невозможно. Можно снизить их видимость -да и то лишь в поле зрения радара. В этом первая ахиллесова пята самолетов-невидимок: они видны невооруженному глазу оператора переносного зенитно-ракетного комплекса малой дальности. И видны его ракете с телевизионной головкой самонаведения. В современных ПЗРК используется комбинированный способ наведения на цель: оптический, инфракрасный (по тепловому следу), лазерный, — и стелс-технологии тут не смогут помочь. Другое дело, что сбивать самолеты противника желательно на дальних подступах, а не в тот момент, когда они пролетают над головой.

Для дальнего обнаружения целей существуют радиолокаторы. Если не брать в расчет систему противоракетной обороны, то средний армейский радар видит самолет километров за 300. Стелс-технологии позволяют сократить это расстояние — но какой ценой…

Для рассеивания луча РЛС самолет делают угловатым, состоящим из плоских граней. Такой дизайн называют фасетчатым. Где только можно, металл заменяют углепластиком. Где нельзя -покрывают его радиопоглощающими материалами. Чтобы скрыть от радара компрессоры двигателей — одну из самых заметных металлических деталей в самолете, — перед ними устанавливают специальные диффузоры, гасящие радиолокационный сигнал.

Плоские сопла создают широкий факел, что снижает заметность в инфракрасном диапазоне. Для вящей маскировки в реактивную струю добавляют холодный воздух с воздухозаборников. Традиционное хвостовое оперение заменяет V-образная «бабочка», менее заметная для РЛС. Даже спинки кресел пилотов в самолетах-невидимках сделаны гофрированными, чтобы рассеивать излучение радара.

В итоге получается самолет с неважными боевыми характеристиками. Он не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже — внешние подвески демаскируют! Он ограничен по скорости и дальности полета. Наконец, он вынужден с большой осторожностью применять радар или даже вовсе его не иметь. Поскольку излучение радара выдает самый невидимый самолет так же ясно, как луч фонарика — грабителя в темном доме.

Есть еще два недостатка. Малозаметные самолеты весьма недешевы. Американский бомбардировщик B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории, стоимость одного экземпляра свыше 1,5 миллиарда долларов. И несмотря на все хитрости, их все равно сбивают.

Достать невидимку

27 марта 1999 года в ходе войны в Югославии самолет-невидимка F-117 Night Hawk ВВС США был сбит старинным зенитно-ракетным комплексом Р-125 «Печора». Первая ракета 5В27Д, выпущенная на кировском заводе имени XX партсъезда в 1976 году, оторвала американскому истребителю крыло, вторая попала в фюзеляж. Пилот Дейл Зелко катапультировался, спрятался в лесу и несколько часов спустя был эвакуирован на вертолете американским спецназом.

— 24 марта мы покинули воинскую часть и переместились в пригород Белграда, у села Шимановцы, — рассказал командир расчета Р-125 Драган Матич. — Три дня прошло относительно спокойно: работали по командам, обычная процедура. Главной задачей было не попасть под радары АВАКСов, сопровождавших самолеты НАТО. Вечером 27 марта вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил о сильных помехах в эфире — источник помех двигался в нашу сторону. Через пять минут радиоразведка передала, что к нашему расчету приближается цель. Я посмотрел в монитор и увидел ее, сигнал был четкий. Доложил командиру, что цель зафиксирована, мы готовы к поражению. Через 17 секунд после команды «Огонь» самолет был сбит нашими ракетами.

Отстрелявшись, зенитчики тут же покинули позицию.

— Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у расчета остаться в живых. За три месяца агрессии мы меняли позицию 24 раза. За нами следили АВАКСы и американские спутники. 20 секунд в эфире или на вражеском радаре — и, считай, ты уже мертвый. Прилетит «Томагавк» или мощная бомба, — продолжил Матич. — Мы молча стреляли и уезжали — это и спасло нашу команду. Никто не пострадал, хотя в моей бригаде ПВО погибло девять человек.

Сербский ракетчик рассказал, что его расчет поразил также F-16 и бомбардировщик-невидимку B-2. Но эти самолеты дотянули до своих аэродромов, поэтому доказательств нет. А сбитый F-117 американцы долгое время называли «пропавшим», а потом попросили вернуть. Сербы, естественно, отказались — сейчас кабина «стелса» украшает музей авиации в Белграде.

Кто не спрятался, мы не виноваты

Любой самолет состоит из компромиссов, любят повторять авиаторы. В ВВС это вещь столь же непреложная, как подъемная сила. Скорость и маневренность, полезная нагрузка и боевая дальность, средства обнаружения целей и защиты от ПВО — при создании каждого боевого самолета эти противоречивые, но одинаково важные для него свойства увязывают в единый комплекс, жертвуя чем-то во имя чего-то.

В F-117 ради незаметности пожертвовали многим. Построенный по схеме «летающее крыло», он плохо маневрировал, не мог летать на сверхзвуке, был нестабилен по тангажу и рысканью и траекторию его полета необходимо было постоянно корректировать — эту функцию возложили на автоматическую систему управления. У Night Hawk не было радара и систем радиоэлектронной борьбы. В случае обнаружения он оказывался беззащитен перед атакой с земли или воздуха.

Несмотря на автоматику и самых опытных пилотов, 6 из 64 построенных F-117 разбились во время тренировочных полетов.

Вследствие перечисленных недостатков и проигранной рекламной кампании в 2008 году Night Hawk был снят с вооружения. Ему на смену пришли истребители F-22 и F-35. Сравнив скрытность последнего и возможности ЗРК С-400 «Триумф», руководитель аналитического центра «Air Power Australia» Карло Копп сделал вывод, что американский истребитель станет легкой добычей для новейших средств ПВО России.

Стелс-технологии более-менее эффективны против радаров, работающих в Х-диапазоне (8-12 ГГц), а локаторы на ультракоротких волнах (30 МГц — 3 ГГц) отлично видят самолеты-невидимки. Как раз такие мобильные антистелсовые РЛС поступают на вооружение в российскую армию. Подобными радарами оснащены и корабли ВМС Китая.

maxpark.com

ВВС США обижены поведением русских «самолетов-невидимок»

Перемещения российских самолетов Су-30С и Су-35 в небе над Сирией не могут отслеживать американские истребители 5-го поколения F-22 Raptor.

Фото: архив Правды.Ру

Об этом в беседе с Aviation Week сообщил командир 95-й экспедиционной истребительной эскадрильи ВВС США, базирующейся на авиабазе Аль-Дафра в ОАЭ.

Неназванный американский полковник рассказал, что для пилотов США становится неприятным сюрпризом появление российских истребителей рядом с американскими. Чем сильнее сжимается кольцо вокруг террористов, тем чаще такие ситуации случаются. Однако F-22 не обладает набором датчиков, необходимых для идентификации самолета ночью.

Пилоты Raptor столкнулись и с некоторыми другими неудобствами. К примеру, F-22 лишен возможности обмениваться данными через тактическую систему Link 16. Поэтому летчикам приходится описывать по рации «то, что они видят». Еще одна проблема заключается в отсутствии нашлемной системы целеуказания.

Первый в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor разработан компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics и принят на вооружение в 2005 году.

В процессе эксплуатации самолета выявились его слабые места: несовершенство электроники и малый запас топлива. А операция в Сирии показала, что дорогостоящее стелс-покрытие истребителя выгорает на солнце и боится песка. В 2011 году производство F-22 было свернуто в пользу F-35.

F-22 Raptor уступает российскому Су-35. В частности, американский истребитель «не видит» цель в инфракрасном спектре. Также у него нет радаров бокового слежения. Они необходимы, чтобы пускать ракеты, требующие корректировки курса с радаров после разворота судна на 90 градусов по отношению к траектории пущенного снаряда.

Отсутствие этих систем связано с ограничением финансирования. Бюджет сократили почти вдвое. Как передает РИА Новости со ссылкой на портал War Is Boring, компания, занимающаяся проектом, закладывала на электронику $16 миллионов, но ВВС США ввело лимит в $9 миллионов.

www.pravda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *