«Зеро» — абсолютный ноль американской разведки
Тяжёлые поражения наших союзников на начальном этапе Тихоокеанской войны были во многом вызваны катастрофической недооценкой противника, в том числе и недооценкой технического уровня японцев. Виной тому стали откровенное шапкозакидательство и пренебрежение разведданными, помноженные на чванство «белых людей». Одним из наглядных примеров подобной недооценки стала история с проигнорированными сведениями о японском истребителе «Мицубиси» A6M «Зеро».
Шедевр Хорикоси Дзиро
Выдающиеся достоинства палубного истребителя «Зеро» были, как это часто бывает, прямым продолжением его недостатков, и наоборот. Всем известные скоростные и манёвренные характеристики эта машина обрела во многом «благодаря» отсутствию у компании «Мицубиси» мощных, но при этом лёгких и компактных авиадвигателей. Поскольку заказчик требовал высокоманёвренный истребитель, то от использования достаточно мощного (1075 л. с.) двигателя серии «Кинсэй» было решено отказаться из-за его массы и габаритов. Новый самолёт проектировался под более лёгкий двигатель «Дзуйсэй-13» мощностью всего 780 л. с., что для 1939 г. было, мягко говоря, уже маловато. Компенсировать это одним лишь улучшением аэродинамики было невозможно, так что единственным способом обеспечить заданные флотом лётно-технические характеристики было радикальное уменьшение веса планера новой машины.
Частично это было сделано за счёт использования в силовом наборе самолёта крайне дорогого алюминий-цинк-магниевого сплава ESDT, «экстра-супер дюраля», разработанного компанией «Сумитомо метал» и имевшего прочностные характеристики почти в полтора раза выше, чем обычный алюминий-медный дюраль, но и этого оказалось недостаточно. В результате главный конструктор истребителя Хорикоси Дзиро был вынужден волевым решением понизить прочностные нормативы, по которым рассчитывался силовой набор.
Везде, где только можно, были сделаны проёмы, уменьшавшие вес несущих элементов, широко варьировалась толщина обшивки и т. д. Получившаяся в результате сверхоблегчённая машина уложилась-таки в требования флота. А после того как заказчики настояли на использовании более мощного двигателя конкурентов из концерна «Накадзима» – «NK1C Сакаэ-12» мощностью 950 л. с. – то и превзошла их. Наконец, самолёт был принят на вооружение, получив название « Рэй-сики кандзё сэнтоки» – морской истребитель образца 0 (1940) года.
Хорикоси ДзироБлагодаря лёгкому планеру «Зеро» получили удельную мощность, не уступавшую американским истребителям, имевшим под капотами гораздо больше «лошадей». Малый вес обеспечивал как меньшую инертность, так и меньшую нагрузку на крыло (а значит, и меньшую скорость сваливания), следствием стали выдающиеся скороподъёмность и манёвренность.
Знакомый незнакомец
Конечно же, за всё надо платить – и в случае «Зеро» этой ценой стала низкая живучесть самолёта, а также единственный пилотажный показатель, в котором японский истребитель по понятным причинам уступал своим американским конкурентам – скорость пикирования. Но чтобы воспользоваться первым недостатком, американским пилотам требовалось для начала хотя бы поймать в прицел вёрткого и приёмистого противника. Второй они использовали чаще, если конечно доживали до осознания, что единственный способ «сбросить с хвоста» карамельного цвета машину с «фрикадельками» на плоскостях – это ручку от себя, полный газ и молиться, чтобы хватило высоты.
Official U.S. Navy Photograph #80-G-357083, NARA
Отзывы американских лётчиков, впервые столкнувшихся с «Мицубиси» А6М, нельзя охарактеризовать иначе чем «восторженно-панические». Например, немногие выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты, вступившие на своих F2A-3 «Баффало» и F4F-3 «Уайлдкэт» в бой с превосходящими силами вражеских истребителей во время налёта японской авиации на атолл Мидуэй, описывали их в следующих выражениях:
«Истребитель «Зеро» исключительно манёвренен и обладает поразительной скороподъёмностью. Он настолько превосходит F2A-3 на вертикалях, что представляется бессмысленным пытаться сделать более одного захода на любую цель. […] Истребитель «Зеро» превосходит F2A-3 в горизонтальной скорости. Он намного манёвренней F2A-3. Он превосходит F2A-3 по скороподъёмности. Он обладает большей огневой мощью, чем F2A-3»
Капитан Кирк Армистид (ВРИО командира эскадрильи)
F2A-3 не является боевым самолётом. Он по всем параметрам уступает самолётам, с которыми мы сражались. F2A-3 имеет практически ту же скорость, что и пикирующий бомбардировщик «Аити 99». Японский истребитель «Зеро» способен нарезать круги вокруг F2A-3. Из того, что я видел, я оцениваю максимальную скорост
Японский самолет зеро. фото. видео. mitsubishi a6m zero. окраска.
Япония
Тип: однодвигательный истребитель
Экипаж: один пилот
Не считая начального удивления от налета на Перл-Харбор в начале утра 7 декабря 1941 года, быть может, самым громадным потрясением для американских сил на Тихом океане стали выдающиеся летно-технические характеристики главного палубного истребителя Императорских ВМС Японии — самолета А6М2 «Зеро-Сен» (Zero-Sen) компании «Мицубиси» (Mitsubishi), владевшего красивыми пропорциями. Он был стремительным и маневренным, вооружен двумя 20-мм пушками и двумя пулеметами калибра 7,7 мм и владел немыслимой дальностью полета в 3088 км при применении сбрасываемого подфюзеляжного топливного бака.
Самолет был полностью пропущен разведками Англии и США в месяцы перед налетом на Перл-Харбор. «Зеро» ведет собственный происхождение от требований Штаба Императорских ВМС от 1937 года на создание нового самолета для замены самолета А5М компании «Мицубиси», тогда главного истребителя флота. Работа протекала без задержек, и первый прототип полетел 1 апреля 1939 года, а первые истребители поступили в эксплуатацию в следующем году.
Около 10 500 истребителей «Зеро» было выстроено не меньше чем в восьми разных модификациях, и, не смотря на то, что с конца 1943 года более замечательные истребители США превзошли их, самолеты «Зеро» сохранили некую боеготовность благодаря собственному весу. К концу 1944 года большая часть японских эскадрилий было вынуждено летать с сухопутных баз, потому, что когда-то гордый авианосный флот был потоплен.
Наконец в отчаянной попытке множество самолетов «Зеро» были без промедлений переделаны в «летающие бомбы» и кинуты под управлением пилотов-камикадзе в атаки на огромные ВМС вторжения на Филиппинах, Иво Джима и Окинаве. Сейчас в Соединенных Штатах два экземпляра этого самолета поддерживаются в состоянии летной годности, одновременно с этим еще пара самолетов восстанавливаются для полетов.
Данный самолет в свое время являлся одним из знаков Второй мировой. Принадлежал он к истребительной авиации японского флота. Новая машина была предназначена чтобы заменить в будущем истребители А5м.
Более того, он должен был превзойти прошлые аналоги по скорости, но не уступал бы в этом случае по маневренности.
Самолет относится к палубному базированию и, конечно, должен иметь хорошие взлетно-посадочные характеристики. Особенно это относится дальности полета. На этом самолете в первый раз в японской практике употреблялись на вооружении пушки (20 миллиметров) и несколько пулеметов.
Самолет разрабатывал авиаконструктор Хорикоси. Самая серьёзная составляющая для того чтобы самолета – это его двигатель. Истребитель взял закрытую кабину и улучшенную аэродинамику.
Первый тип самолета был испытан во второй половине 30-ых годов двадцатого века.
Характеристики
Самолет имел мощность 940 лошадиных сил. Размах крыла 12 метров, его протяженность 9 метров, высота 3,5 метра. Площадь крыла образовывает 22 квадратных метра.
Безлюдный самолет имел вес 1695 килограмма, потолок самолета 1 километр. Самолеты для того чтобы типа употреблялись по большей части для сопровождения тяжелых бомбардировщиков. Их довольно часто использовали в войне, и они совершали много боевых вылетов.
В то время, когда началась война с США, императорский флот имел в собственном составе более 400 истребителей для того чтобы типа.
В апреле 1842 года соединение авианосцев делало рейд, оно ударило объекты на Цейлоне. Тут Зеро продемонстрировали громадное превосходство над всеми теми истребителями, каковые им противостояли. В этом случае громадную роль сыграл уровень подготовки пилотов в Японии. К тому же они принимали участие в битве авианосцев при сражении в Коралловом море. К сожалению, опоздали прикрыть авианосец Сеху, и американская авиация все-таки потопила его, но они обеспечили действия собственных ударных групп.
Истребители для того чтобы типа постоянно могли надежно прикрыть личный авианосец.
Время от времени они имели возможность функционировать не только как истребители, но и пикировать как штурмовики. Все-таки на протяжении войны в 44-м году инициатива перешла к американцам. В то время, когда происходили битвы над островами, то тут погибло большое количество пилотов палубной авиации. Японский авианосный флот утратил собственную прежнюю мощь, и истребители Зеро мало учавствовали в воздушных схватках.
Тут возможно добавить, что такие самолеты принимали участие довольно часто как самолеты-камикадзе. Возможно с уверенностью заявить, что сейчас таковой самолет являлся выдающимся. У него была огромная дальность полета.
К примеру, если бы Мессершмитт-109 имел боевой радиус разворота таковой, как у Зеро, то битва за Британию имела возможность бы быть совсем вторая. В этом случае Германия всецело имела возможность осуществлять контроль воздушное пространство над Британией.
Возможно сообщить о некоторых не сильный местах этого самолета. У него был малолитражный мотор, что не имел резерва чтобы расширить намного мощность. Нельзя не сообщить и о том, что работы над самолетом делало конструкторское бюро.
Они продолжительно трудились над конструкцией планера.
Японцы постоянно следили о направлении развития техники в мировом самолетостроении. Громадное внимание уделялось и оружию. Тут кое-какие разработчики осознавали, что чтобы истреблять самолеты соперника, Зеро необходимо иметь тяжелое оружие. Все это было связано с тем, что у автомобилей потенциального соперника имелся громадной запас прочности.
Как раз исходя из этого были на самолет поставлены швейцарские пушки «Эрликон». В то время такие пушки были распространены в Европе.
Японцы смогли обратить внимание на то, что у пушки была маленькая начальная скорость боеприпаса, но пушка была легкой и имела мелкие габариты. Ее возможно было без неприятностей установить под крылья с низким профилем. Несложнее говоря, это стало главным оружие японских самолетов.
В то время, когда машина была представлена в готовом виде, то по конструкции самолета сходу показалось большое количество соперников.
Около этого самолета разгорелись очень важные споры. Кое-какие говорили о таком недочёте, как закрытая кабина, она может ограничивать обзор для пилота. Один из полководцев поднялся на защиту самолета и заявил о том, что основное его преимущество содержится в его хорошей маневренности. В этом случае кроме того возможно отказаться от тяжелого оружия, к тому же был еще и ограничен радиус действия, они не могли сопровождать бомбардировщики.
Этим пользовались китайцы и делали с японскими бомбардировщиками, что желали. Еще одной серьёзной чёртом истребителя была велика скорость.
В этом случае у него была неизменно преимущество навязать собственную тактику боя сопернику. В случае если пилота прекрасно обучать управлению таким самолетом, то он может одержать победу над соперником. Это возможно кроме того тогда, в то время, когда соперник будет иметь преимущество по маневренности.
Весьма было большое количество противоречий, и была угроза, что проект возможно закрыт. Но сам конструктор Хорикоси предоставил рабочей группе теоретические расчеты, в которых сказал, что будущий самолет будет иметь все нужные качества в достаточной степени.
Самолет планировал на одном из фабрик Mitsubishi. Он еще продолжительное время испытывался, и лишь затем самолет был принят на японский флот. Многие летчики отзывались об этом самолете положительно.
Он продемонстрировал себя прекрасно в военных действиях, и все силы были направлены на то, дабы расширить производство этих самолетов.
Японские бомбардировщики несли тяжелые потери, исходя из этого им нужна была защита. Данный самолет в то время не имел борьбе в небе на протяжении войны. Его производили лучшие компании.
В сорок первом году авиация Японии намного превосходила собственных союзников и противников.
К этому возможно добавить, что кое-какие японские летчики вычисляли данный самолет клинком для самурая. Данный истребитель принимал участие фактически во всех воздушных сражениях, каковые проводил императорский флот Японии. Его манёвренность стали и высокая дальность полёта практически легендой.
На сегодня данный самолет остается знаком японской авиации.
Главные эти
Размеры:
- Протяженность: 9,07 м
- Размах крыла: 11 м
- Высота: 3,5 м
Вес:
- Безлюдного: 1894 кг
- Большой взлетный: 2950 кг
Летно-технические характеристики:
- Большая скорость: 557 км/ч
- Дальность полета: 1800 км
Силовая установка: двигатель NK1C «Сэкэи» (Sakae) 12 компании «Накаяма» (на модификации А6М2), двигатель «Сэкэи» (Sakai) 21 (на модификации А6М5) и двигатель R-1830 «Твин Уосп» компании «Пратт-Уитни» (на экземпляре А6М2 в Музее летания)
Мощность: 925 л. с. (690 кВт), ИЗО л. с. (843 кВт) и 1200 л. с. (894 кВт) соответственно
Дата первого полета:
- 1 апреля 1939 года
Сохранившиеся годными к полетам модификации:
Японский самолет Зеро видео
А6М2 Зеро. История самого знаменитого японского истребителя второй мировой войны.
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
stroimsamolet.ru
Но разведка доложила точно: «Мицубиси» A6M: alternathistory — LiveJournal
На просторах интернета нашел интересную статью, которая, думаю, заинтересует коллег.
На этот текст меня подвигла замечательная фотография из поста yuripasholok «Скелет «Зеро» в раннем младенчестве». Глядя на изящный силовой набор этой машины (пусть в оригинале он и не был таким сверкающим, так как был покрыт антикоррозийной краской) мне первым делом вспомнилась известная всем история о том, что выдающиеся достоинства этого палубного истребителя были, как это часто бывает, прямым продолжением его недостатков, и наоборот. А ещё вспомнилась гораздо менее известная история о «Зеро» и американской военно-морской разведке.
силовой набор А6М
Коротко напомню, что всем известные скоростные и манёвренные характеристики эта машина обрела во многом «благодаря» отсутствию у компании «Мицубиси» мощных, но при этом лёгких и компактных авиадвигателей. Поскольку ставка была изначально сделана на лёгкий и манёвренный истребитель, то от использования достаточно мощного (1075 л.с.) двигателя серии «Кинсей» было решено отказаться из-за его массы и габаритов, поэтому новый истребитель проектировался под более лёгкий двигатель «Дзуйсей-13» мощностью всего 780 л.с., что для 1939 года было, мягко говоря, уже маловато. Компенсировать это одним лишь улучшением аэродинамики было невозможно, так что единственным способом обеспечить заданные флотом лётно-технические характеристики было радикальное уменьшение веса планера новой машины.
Частично это было сделано за счёт использования в силовом наборе алюминий-цинк-магниевого сплава ESDT, так называемого «супер-ультра дюраля», разработанного компанией «Сумитомо Метал», имевшего прочностные характеристики почти в полтора раза выше, чем обычный алюминий-медный дюраль, но и этого оказалось недостаточно. В результате главный конструктор истребителя Хорикоси Дзиро был вынужден волевым решением понизить прочностные нормативы, по которым рассчитывался силовой набор. Везде, где только можно, были сделаны проёмы, уменьшавшие вес несущих элементов. Получившаяся в результате облегченная машина уложилась-таки в требования флота и даже превзошла их после того как заказчики настояли на использовании более мощного двигателя концерна «Накадзима» – «Сакае-12»*, мощностью 940 л.с. – с которым самолёт и был принят на вооружение под названием «Рэй-сики кандзё сэнтоки» (морской истребитель образца 0 (1940) года).
создатель «зеро» Дзиро Хорихоси
Из таблицы ниже хорошо видно насколько радикально (при сравнимых габаритах) новый истребитель отличался по весу от своих «коллег» и основных противников – палубных истребителей флота США начального периода войны. Именно благодаря лёгкому планеру «Зеро» получили удельную мощность, не уступавшую американским истребителям, имевшим гораздо более мощные двигатели. Этот же малый вес обеспечивал им как меньшую инертность, так и меньшую нагрузку на крыло (а значит, и меньшую скорость сваливания), что обеспечивало их выдающиеся скороподъёмность и манёвренность.
Конечно же, за всё надо платить – и в случае «Зеро» этой ценой стала низкая живучесть самолёта, а также единственный пилотажный показатель, в котором японский истребитель по понятным причинам уступал своим американским конкурентам – скорость пикирования. Но чтобы воспользоваться первым недостатком, американским пилотам требовалось для начала хотя бы поймать в прицел вёрткого и приёмистого противника, в то время как вторым они начинали пользоваться почти сразу же (если конечно доживали до того момента, когда понимали, что единственный способ стряхнуть с хвоста карамельного цвета машину с «фрикадельками» на плоскостях – это ручку от себя, полный газ и молиться, чтобы хватило высоты).
выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи КМП. Они уже знают, как оторваться от «Зеро». Скоро они научатся их сбивать
Отзывы американских пилотов-истребителей, впервые столкнувшихся с А6М, нельзя охарактеризовать иначе, чем «восторженно-панические». Даже на седьмом месяце войны немногие выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты, вступившие на своих F2A-3 “Buffalo” и F4F-3 “Wildcat” в бой с превосходящими силами японских истребителей, эскортировавших пикировщики и ударники Первого Мобильного соединения во время их авианалёта на атолл Мидуэй, описывали их в следующих выражениях (приведены отрывки из докладных записок, написанных, в основном, в тот же день, 4 июня 1942):
Истребитель «Зеро» исключительно манёвренен и обладает поразительной скороподъёмностью. Он настолько превосходит F2A-3 на вертикалях, что представляется бессмысленным пытаться сделать более одного захода на любую цель. […] Истребитель «Зеро» превосходит F2A-3 в горизонтальной скорости. Он намного манёвренней F2A-3. Он превосходит F2A-3 по скороподъёмности. Он обладает большей огневой мощью, чем F2A-3.
В целом, японские самолёты представляются очень уязвимыми от огня .50 пулемётов. Они начинают гореть почти при каждом попадании. Я считаю, что использование зажигательных боеприпасов значительно повысит эффективность атак против японских самолётов.
Капитан Кирк Армистид (ВРИО командира эскадрильи)F2A-3 не является боевым самолётом. Он по всем параметрам уступает самолётам, c которыми мы сражались. F2A-3 имеет практически ту же скорость, что и пикирующий бомбардировщик «Аити 99». Японский истребитель «Зеро» способен нарезать круги вокруг F2A-3.
Из того, что я видел, я оцениваю максимальную скорость «Зеро» в 450 миль в час.
Я уверен, что каждый командир, отправляющий пилота в бой на F2A-3, может заранее списать его в потери.
Капитан П. Р. УайтЯ видел два «Брюстера», пытавшихся атаковать вражеские «зеро». Один был сбит, другого спас зенитный огонь, прикрывший его хвост. Оба выглядели как привязанные когда «зеро» делали на них заходы. Я уверен, что будь у нас самолёты хоть вполовину такие же хорошие как «зеро» – мы смогли бы полность остановить этот рейд.
Лейтенант Чарльз Хьюз (наблюдал бой с земли)По моему мнению истребитель «00» был серьёзно недооценён. Думаю, это один из лучших истребителей этой войны. В то время как F2A-3 (или «Брюстер-тренировочный») должен находится в Майами в качестве учебного самолёта, а не использоваться в качестве боевого истребителя первой линии.
Лейтенант К. М. КунцЯ уверен, что джапы обладают очень манёвренными и скоростными самолётами в виде их истребителя «00», имеющего в достатке огневой мощи. Они могут развернуться внутри виража «Брюстера».
Лейтенант У. В. Брукс
Эти докладные записки (в Приложении 1 они в полном виде) дают много информации к размышлению, но по нашей нынешней теме стóит отметить две вещи: во-первых, американские пилоты – как кадровые, так и резервисты – при первой же встрече уверенно опознают «Зеро» (хотя каждый называет его как бог на душу положит: 00 Fighter, Zero Fighter, Zero Isento Ki Navy Fighter, type 00 ISENTO KI Navy fighter и т.д.) при том, что с опознаванием бомбардировщиков дело обстоит гораздо хуже; во-вторых, пилотажные возможности основного истребителя японского флота были для них полной неожиданностью даже на седьмом месяце войны. Последнее можно отнести ко всему флоту и армии США – возможности «Мицубиси» А6М стали неожиданностью для всех. И это несмотря на то, что командование флота обладало достаточно точными сведениями о «Зеро» уже в начале 1941 г.
последствия первого знакомства с «Зеро»: Повреждённый в бою и при вынужденной посадке «Грумман» F4F-3 из 221-й эскадрильи с Мидуэя разобран и ждёт отправки на ремонт. Его пилот, капитан КМП Джон Кэйри, лежит в госпитале. Июнь 1942 г.
Нельзя сказать, что американская агентурная разведка в японской метрополии была организована плохо. Потому как её не было вообще. Сейчас в это трудно поверить, но практически единственным каналом, по которому в предвоенный период из Японии в США поступала информация военного и военно-технического характера, были «официальные разведчики», то есть военный и военно-морской атташе при посольстве США в Токио, а также их немногочисленный штат. Анализ открытых источников, официальные посещения военных объектов, обмен информацией с коллегами из других посольств по принципу «ты мне – я тебе», личные контакты с японские военными. А ещё были разовые удачи, вызванные странным поведением самих японских властей, обычно помешанных на секретности всего и вся.
Ещё в 1940 году из Китая доходили слухи о новом японском истребителе, пришедшем на смену «Мицубиси» А5М. Каково же было изумление капитан-лейтенанта Стивена Джерика, помощника по авиации военно-морского атташе США, когда он, посетив в январе 1941 года ежегодный военно-спортивный авиапраздник (где японские флот и армия традиционно мерялись длиной своих стволов и всего прочего), обнаружил этот новейший истребитель флота, что называется, в натуре. И не просто выставленный на всеобщее обозрение (причём с возможностью осмотреть даже кокпит), но и любезно снабжённый табличкой с основными ЛТХ, включая вес, мощность двигателя и скоростные показатели. Дипломат с пилотскими серебрянными «крылышками» на кителе добросовестно переписал все цифры, визуально прикинул габариты самолёта и площадь крыла, оценил вооружение, конструкцию обшивки, приборы в кокпите, а затем ещё и понаблюдал машину в действии, когда она состязалась в небе с армейскими истребителями. После чего отправил в Разведуправление флота США (Office of Naval Intelligence, ONI) подробный отчёт.
капитан-лейтенант Стивен Джерик
Однако ещё большее изумление Стивен Джерика испытал спустя пару месяцев, получив из ONI ответ на свой отчёт. Как он вспоминал впоследствии – первый и последний ответ за всю его службу в Токио. Раздражённое начальство настоятельно рекомендовало капитан-лейтенанту более не присылать в Вашингтон подобного бреда и дезинформации. Американские эксперты по морской авиации в один голос заявили, что машина с таким набором характеристик просто не может существовать в природе (особенно это касалось соотношения габаритов и веса, а также заявленных скорости и дальности полёта). Ещё более абсурдной им показалась сама мысль о том, что «отсталые азиаты», способные в лучшем случае на производство ухудшенных копий устаревших западных самолётов, смогли построить истребитель, превосходящий новейшие машины флота США. Точно так же были впоследствии проигнорированы сообщения о характеристиках A6M, полученные уже из Китая (например, сообщение о том, что почти 6-метровое крыло сбитого «Зеро» было настолько лёгким, что его смогли поднять два человека).
И я нисколько не утрирую насчёт «отсталых азиатов», в официальном ежегодном дайджесте по морской авиации за 1939 год без тени сомнения писалось, что японцами
«не был самостоятельно спроектирован ни один из самолётов, выпускающихся ими в настоящий момент для нужд вооружённых сил»
(при том, что в реальности единственным японским самолётом иностранной разработки был производившийся по лицензии американский «Дуглас» DC-3). Известный популяризатор военно-морской истории (а заодно и соавтор фантаста Спрэга де Капма) Флетчер Прэтт в вышедшей в том же году книге «Морская мощь и современная война» также на полном серьёзе писал о том, что японцы в принципе не могут быть хорошими пилотами просто по физиологическим причинам «свойственным этой расе» как-то: присущая им близорукость и неправильное устройство внутреннего уха, отвечающего за вестибулярный аппарат. Летом 1941 года статью подобного содержания опубликовал и серьёзный профессиональный журнал “Aviation Review”. До Пёрл-Харбора и Кларк-Филд оставалось полгода.
P.S. Каждый раз, натыкаясь в западных справочниках или статьях по авиации на глубокомысленные рассуждения о том, клоном какого американского самолёта является та или иная советская машина, я невольно вспоминаю тех предвоенных аналитиков из американской и британской разведок. И признáюсь – не без некоторого злорадства 🙂
Источник — http://alternathistory.org.ua/no-razvedka-dolozhila-tochno-mitsubisi-a6m
alternathistory.livejournal.com
Энциклопедия кораблей/Вооружения/Самолеты/Япония/Зеро
«Рейзен» был для меня все равно, нто меч для самурая. Я ощущал его как собственное тело,» — так писал один из японских пилотов о самом известном японском самолете второй мировой войны. Hачиная с Перл-Харбора до последних боев по отражению налетов на Японию американских В-29, истребитель Мицубиси А6М Рейзеи (сокращенно от «Рейсики зентоки» — «Истребитель ноль») участвовал практически во всех воздушных сражениях, проводимых императорским флотом. Его отличная маневренность и высокая дальность полета стали почти легендой, и до сего дня «Зеро» остается символом японской авиации. Его мировая слава была завоевана в первых боях на Тихом океане, когда в течение шести месяцев он не знал серьезного отпора. Hо в ходе войны японцы не сумели обеспечить ему достойной замены — истребителя, способного превзойти противника по скорости, вооружению и живучести. И, начиная с конца 1942 г, нести свой крест боев для А6М было все тяжелей. Hесмотря на то, что после 1943 г истребитель уже явно устарел, японцы продолжали выпускать его до конца войны. В результате «Рейзен» стал самым массовым японским самолетом.
Еще 19 мая 1937 г на Мицубиси и Hакадзиму были направлены требования 12-Си к «морскому экспериментальному палубному истребителю», которым флот планировал заменить только что принятый на вооружение «тип 96» (А5М). Hовые требования были чрезвычайно высоки. Для работ Мицубиси выделила группу под руководством главного инженера Дзиро Хорикоси, причем загрузка конструкторов была такая, что фирма была вынуждена отказаться от участия в конкурсе на палубный бомбардировщик 11-Си.
В октябре 1937 г флот после первого опыта боев пересмотрел требования: при маневренности аналогичной А5М скорость нового истребителя должна была достигать 500 км/ч на высоте 4000 м, продолжительность полета при использовании топливных баков должна была составлять 6-8 часов, вооружение должно было состоять из двух 20-мм пушек и двух 7,7-мм пулеметов. Отмечалось требование установки полного радиооборудования, включая радиокомпас. Взлетная дистанция при встречном ветре 50 км/ч определялась в 70 м. Hакадзима от участия в конкурсе самоустранилась, но конструкторы Мицубиси продолжали успешно доводить свой проект цельнометаллического истребителя А6М1 под двигатель Мицубиси «Цусей»-13 мощностью 780 л.с.
Первый опытный самолет был готов в марте 1939 г, а 1 апреля истребитель был поднят в воздух пилотом-испытателем Кацузо Сима. В ходе летных испытаний двухлопастный винт изменяемого шага был заменен на трехлопастный винт-автомат. По результатам испытаний самолет показал летные данные соответствующие заданию, за исключением максимальной скорости. В результате Мицубиси получила указание установить на третий опытный самолет более мощный двигатель Hакадзима NK1C «Сакае»-12. Первый самолет А6М2 с «Сакае»-12 был облетан 28 декабря 1939 г и показал летные данные даже выше, чем ожидалось. Флот тут же заказал установочную партию А6М2, которые практически сразу направили на войсковые испытания. Hесмотря на необъяснимую катастрофу второго опытного А6М1, первый этап испытаний был закончен в июле 1940 г, а 21 июля флот решил направить 15 А6М2 в 12-й смешанный кокутай для испытаний в условиях боев в Китае. В конце того же месяца самолет был принят на вооружение под обозначением «палубный истребитель морской тип 0 модель II». В Китае А6М2 из установочной партии пошли в бой 13 сентября 1940 г. В результате боев пилоты предсерийных А6М2, вместе с пополнением из серийных машин, объявили о 99 победах при потери двух самолетов от зенитного огня. В сентябре 1941 г самолеты были выведены из Китая в рамках подготовки войны на Тихом океане.
До начала войны в конструкцию самолета внесли ряд изменений: с 22-го самолета усилили задний лонжерон крыла, с 65-го самолета ввели складываемые вручную законцовки крыла, что позволило самолету вписаться в 11-м подъемник авианосцев. Эта модификация получила обозначение «модель 21» и была запущена в серию на заводе Hакадзимы в Коизуми. Hаконец, начиная со 192-го А6М2 был установлен балансир на триммер элерона. С началом войны японский флот числил 521 палубный истребитель, включая 328 А6М2, состоявшие на вооружении практически всех истребительных частей первой линии. С первого же дня войны «Рейзены» участвовали в двух основных операциях флота — налете на Перл-Харбор и на Филиппины. В течение двух часов они полностью лишили возможность авиации США к какому-либо сопротивлению. Под их прикрытием японские бомбардировщики надолго вывели из строя линейный флот Штатов. Пронесясь по просторам Тихого и Индийского океанов Объединенный флот и истребители «ноль» одержали ряд впечатляющих побед над Уэйком, Дарвином и Цейлоном, а «Рейзены» из состава частей берегового базирования поддержали завоевание японцами Филиппин и голландской ОстИндии. Создавая на отдельных участках подавляющее численное превосходство, японские истребители наносили союзникам тяжелые потери. Hо вслед за впечатляющими победами, последовали потери в самолетах и в опытных пилотах, которые уже не могли восполнить ни промышленность, ни летные школы.
Одновременно военная промышленность союзников постепенно набирала обороты, накачивая «мускулы» своей армии и флота. С 7 по 8 мая 1942 г японский и американский флоты сошлись в бою в Коралловом море, где союзники, несмотря на большие потери, заставили японцев отказаться от вторжения на территорию Австралии. А через четыре недели, с 3 по 4 июня японцы в бою у атолла Мидуэй потеряли четыре авианосца и все находившиеся на них самолеты, после чего наступление японцев было остановлено. С этого момента «Рейзенам» приходилось все чаще вести оборонительные бои, где уже серьезно сказывалась низкая живучесть самолета и отсутствие защиты пилота. За шесть месяцев до начала войны Мицубиси приступила к испытаниям новой версии «Рейзена» А6М2 с двигателем «Сакае»-21 мощностью 1130 л.с. с двухскоростным нагнетателем. Установка нового двигателя заставила отнести назад на 20 см противопожарную перегородку, что привело к сокращению объема фюзеляжного топливного бака с 98 до 60 л., а над капотом был установлен воздухозаборник нагнетателя. Hесмотря на то, что самолет не преподнес каких-либо неприятных сюрпризов, ожидаемого роста летных характеристик не последовало. В результате производство А6М3 было задержано до полного разворачивания выпуска двигателя «Сакае»-21.
Hачиная с четвертого А6М3, боезапас крыльевых 20-мм пушек был увеличен с 60 до 100 снарядов. Вскоре, по просьбе войсковых частей, с самолетов сняли складываемые законцовки крыльев. При этом размах крыла был сокращен до 11 м, а площадь — до 21,53 кв.м. В результате этих доработок горизонтальная скорость несколько увеличилась, а все остальные характеристики ухудшились. Тем не менее облегчилось производство и обслуживание самолета. А6МЗ был принят на вооружение под обозначением «модель 32» и запущен в крупную серию. Только Мицубиси поставила 343 истребителя данной модели. Вслед за обкаткой в метрополии боевые части с А6МЗ были выдвинуты в район Hовой Гвинеи, где готовилось вторжение на север Австралии. Hо вслед за «ничьей» в Коралловом море и поражением у Мидуэя, последовала высадка американцев на Гвадалканале. Из-за отсутствия подходящих аэродромов в районе боев части с А6М3 были вынуждены действовать на пределе своего боевого радиуса действия — 1000 км, в результате чего, помимо потерь в боях с авиацией морского корпуса американцев, много «Рейзенов» просто упало в море, израсходовав все топливо. Двигатель «Сакае»-21 отличался худшей экономичностью по сравнению с «Сакае»-12, к тому же емкость топливных баков была уменьшена. По требованию боевых частей Мицубиси установила в консолях крыла сразу за пушечными установками 45-л баки и, чтобы сохранить нагрузку на крыло, вновь смонтировала скругленные законцовки.
Hовая модель сохранила обозначение А6М3 «модель 22» или «модель 22а». Hа последнюю модификацию ставились 20-мм пушки с увеличенной длиной ствола — «тип 99 модель 2 марка З». Установка крыльевых баков восстановила дальность полета «Рейзена», но «модель 22» продолжала нести тяжелые потери, так как союзники все чаще стали использовать современные истребители типа «Лайтнинга» Р-38, «Корсара» F4U-1 и «Спитфайра». В районе Рабаула японцы также использовали несколько А6М3, вооруженных опытными 30-мм пушками. Во время отвлекающей операции японцев на Алеутских островах в июне 1942 г один А6М2 совершил вынужденную посадку на острове Акутан и стал трофеем американцев. Самолет перевезли в Сант-Диего, где он был восстановлен и испытан, дав союзникам исчерпывающую информацию о характеристиках «Рейзена». Все полученные на испытаниях данные — сильные и слабые стороны — были тут же направлены в боевые части, что позволило отработать эффективную тактику борьбы с японскими истребителями.
В Японии тем временем Мицубиси вместе с флотом прилагали усилия, чтобы поднять боевые возможности «Рейзена». Если на малых высотах А6М3 мог все еще успешно вести бой с истребителями союзников, то на средних и больших высотах преимущество безусловно переходило «Корсарам» и «Лайтнингам».- Два А6М2 были модифицированы на арсенале флота в Йокосуке в вариант А6М4 с турбокомпрессором для двигателя «Сакае». Hо отладить работу мотоустановки не удалось. В результате флот решил до разработки нового истребителя Мицубиси А7М «Реппу» запустить временно в серию А6М5 без турбокомпрессора, но так как разработка А7М задержалась, производство «Рейзена» продолжалось до конца войны. Главным недостатком «Рейзена» в боях против истребителей союзников была невысокая скорость пикирования. Чтобы улучшить пикирующие характеристики самолета, на 904-м А6М3 в августе 1943 г было установлено крыло с усиленной обшивкой, общим размахом 11 м и площадью 21,3 кв.м. Вооружение А6М3 из двух 7,7-мм пулеметов «тип 97» и двух 20-мм пушек «тип 99 модель 2 марка 3» осталось и на новом варианте истребителя. Двигатель остался «Сакае»-21, но патрубки стали реактивного типа. Хотя взлетный вес истребителя возрос на 190 кг, А6М5 имел большую скорость, чем А6М3 «модель 32» — 560 км/ч, а на пикировании — 660 км/ч.
А6М5 был запущен в серию под обозначением «палубный истребитель морской тип 0 модель 52», а осенью 1943 г он появился в составе боевых частей. Хотя характеристики нового варианта «Рейзена» позволяли ему вести бой с менее маневренным «Хеллкэтом», последний за счет лучшей живучести и бронезащиты пилота, а также более мощного вооружения, всегда имел преимущество над японским истребителем с переоблегчеиной конструкцией. В конце 1943 г была выпущена модификация А6М5а, поступившая в серийное производство на сборочных линиях Мицубиси и Hакадзимы в марте 1944 г. Самолет отличался вновь усиленной обшивкой крыла, позволившей поднять скорость пикирования до 735 км/ ч. Пушка «тип 99 модель 2 марка 3» с магазинным питанием была заменена на ее вариант «тип 99 модель 2 марка 4» с лентой на 125 снарядов. Вскоре вслед за А6М5а «модель 52А» в серию пошла модель А6М5b, на которой попытались избавиться от двух основных недостатков «Рейзенов» — отсутствия бронезащиты и протектирования баков, а также усилить вооружение. Hа А6М5b установили лобовое бронестекло, топливные баки были оборудованы системой пожаротушения, а один из фюзеляжных 7,7-мм пулеметов был заменен на 13,2-мм пулемет «тип 3». Хотя А6М5b был, пожалуй, лучшей версией «Рейзена», использовавшейся в боях, его дебют был крайне неудачным: в составе 3-го кокутая палубной авиации он участвовал в сражении у Филиппин, где «Хеллкэты» устроили японским истребителям настоящее избиение . Когда американцы высадились в заливе Лейте, большинство истребительных частей флота Японии были оснащены моделями А6М5, А6М5а и А6М5b. Теперь «Рейзены» не имели ни численного, ни качественного превосходства над американскими истребителями. К тому же А6М5, начиная с 25 октября 1944 г, все чаще использовались вместе с 250-кг бомбой под фюзеляжем в качестве самолетов для пилотов-камикадзе. Тогда пять «Рейзенов» с пилотами-добровольцами из 201го кокутай потопили эскортный авианосец «Сант Ло» и повредили авианосцы «Калинин Бэй», «Киткун Бэй» и «Байт Плайнс». К моменту завершения сражения на Филиппинах большинство находившихся там «Рейзенов» уже было уничтожено. В связи с трудностями серийного производства Мицубиси J2M «Рейден», и так как Мицубиси А7М «Реппу» еще не был готов для постановки на сборочные линии, японцам приходилось продолжать развитие линии «Рейзена». Флот уже не сомневался в быстром старении А6М, но потребность в массовом истребителе заставляла сохранять его серийное производство. И по опыту боев на Филиппинах флот выдал задание установить на истребитель еще пару 13,2-мм пулеметов в крыле за пушками, ввести бронеспинку и протестированный 140-л бак под кабиной, а также неуправляемые ракеты «воздух-воздух». Hовый главный инженер Ейтаро Сано запросил у флота разрешение заменить двигатель «Сакае» на двигатель «Кинсей», чтобы компенсировать тем самым ожидаемый рост взлетного веса. Hо флот потребовал сохранить «Сакае»-21, расчитывая на скорое появление двигателя «Сакае «-31 с водно-метаноловой системой форсажа. Первый А6М5с, переделанный из серийного А6М5, полетел в сентябре 1944 г. Во время испытаний потребовалось усилить обшивку крыла в районе пушечных установок. Самолет был запущен в серию под обозначением «палубный истребитель морской тип 0 модель 52С». Мицубиси выпустила 93 таких истребителя, а потом перешла на модификацию с двигателем «Сакае»-31. Производство «модели 53С» было также развернуто на Hакадзиме. Hа нем также установили протектированные крыльевые баки. Хотя «Сакае»-31 позволял самолету развивать скорость до 555 км/ч, реально летные данные были ниже, так как надежность мотора и качество изготовления планера оставляли желать лучшего.
www.ship.bsu.by
Японские истребители. Японский истребитель Зеро
MICJ 159 с отметками о тринадцати одержанных победах. Однако эти победы были одержаны несколькими летчиками. Нe предавалось широкой огласке, что как на Ближнем Востоке, так и во Вьетнаме некоторые самолеты действовали намного лучше, чем другие. В основном благодаря более надежным радиолокационным и радиоэлектронным системам.
Японские истребители
В сущности, японские истребители раннего периода войны представляли собой легкие спортивные самолеты с большими двигателями. Из-за того что они легко воспламенялись или ломались при сильном ударе, некоторые комментаторы описывали их как очень непрочные. Однако, как уже отмечалось, дело было не в этом, главным в них была высокая маневренность, и в этом отношении они не уступали самолетам союзников. Их делало уязвимыми отсутствие изоляции топливных баков и бронированной защиты. В поисках возможных путей снижения веса они даже пренебрегали радиосвязью в ранний период. Вооружение также было облегчено, что снижало эффективность боя.
Теория заключалась в том, что уменьшение веса увеличивает маневренность, а такие легкие машины трудно будет поразить. Это, конечно, подразумевало, что хорошо обученных японских летчиков нельзя застать врасплох. Это было опасное и довольно неоправданное самомнение.
«Петля»
Японцы также отличались тем, что они активно использовали в бою «петлю». Еще в 1917 г. летчиков предостерегали против этой тактики. Ведь «Петля» позволяла преследователю быстро сократить дальность, тогда как отсутствие скорости при нахождении наверху значительно уменьшало возможность отклонения от направления. Японские истребители выполняли «петлю» как разворот с максимальной скоростью в вертикальной, а не в горизонтальной плоскости. В любом случае, цель была одна — зайти в хвост противника.
При низких или умеренных скоростях ни один истребитель союзников не мог следовать за японскими истребители «Зеро» или «Хаябуса» при развороте, независимо от того, был он вертикальным или горизонтальным. При правильном расчете по времени «петля» могла оказаться действительно эффективным приемом даже против «Спитфайра».
Многие японские летчики принадлежали к касте воинов-самураев, для которых поражение немыслимо, и поэтому они редко брали с собой парашюты, поскольку это подразумевало готовность принять капитуляцию и плен. В бою они использовали строй «сотай», в котором три самолета летят один над другим, или образуют линию с уступом назад. Три «сотаи» образовывали «чупаи» из девяти машин.
Сначала японские летчики, многие имевшие боевой опыт над Китаем, брали верх. Внезапность их нападения на Пёрл-Харбор застала большую часть самолетов ВВС США на земле, лишь несколько сумели подняться в воздух, хотя «Уитис» Уэлч, пилот истребителя Р-40, заявил о победе над четырьмя японскими истребителями. Он закончил войну со счетом в 16 побед, но погиб в 1954 г. при испытаниях сверхзвукового самолета И-100.
В первые месяцы войны против Японии летчики союзников выдержали тяжелые времена в боях с истребителями «Зеро», завоевавшими легендарную репутацию. Японские истребители могли переиграть даже «Спитфайры», а для таких машин, как «Буффало», «Харрикейны», «Мохоуки», «Томагавки», «Аэрокобры» и «Уайлдкэты», столкновения с ними были очень рискованными. Однако несколько союзных летчиков добились похвальных результатов.
Истребители «Зеро»
Два пилота одержали по шесть побед на самолетах «Буффало», значительно уступающих противнику. Это были: австралиец Альф Клэр, в общее число побед которого входят пять истребителей «Хаябуса», и новозеландец Джеффри Фискен, имевший на своем счету три «Зеро», сбитых над Сингапуром. Пилот RAF Фрэнк Кэри, летая на «Харрикейне», одержал восемь побед над Бирмой. Фискен закончил войну со счетом в 11 побед, а Кэри — с 25 победами.
Сначала истребители «Зеро» имели завидную репутацию, но как обстояло дело в действительности? Скорость на большой высоте у них была небольшой, да и в горизонтальном полете, и при пикировании она не была чрезмерной в то время. Согласно отзывам нескольких американцев, истребители «Зеро» не уступали истребителям Р-40 в скорости на конечном этапе при пикировании, но испытания захваченных самолетов не подтвердили этого.
Они достигали скороподъемности при низкой скорости, но при очень крутом угле подъема, что создавало видимость большей скорости, чем это было на самом деле. Скорость воздуха, как отмечалось, возрастала, элероны становились все более жесткими и почти неподвижными при скорости более 290 миль в час, что делало скорость разворота незначительной. Контрмеры союзников были очевидны — сохранять высокую скорость в воздухе!
ВМС США приняли решительные меры против истребителей «Зеро». Два приведенных ниже примера заставляют подвергнуть сомнению репутацию «Зеро» как превосходного истребителя.
aviavzlet.com
Зеро
В середине 30-х годов Япония первой приступила к переделу сфер влияния и территорий. При этом возлагала большие надежды на свой военно-морской флот, который имел мощную авиацию.
«Зеро», «Зеро-Сен», «Зек», «Хэмп», «Рейзен» — эти названия принадлежат одной и той же машине. Они были хорошо известны всем американским и английским пилотам, воевавшим на Тихом океане. С первого дня войны и до последнего именно «Зеро» были главными противниками союзников в воздухе.
Опыт боевых действий японской авиации в конце 30-х годов показал, что основные типы японских истребителей по своим летно-техническим характеристикам начинают уступать новейшим машинам противника.
Исходя из этого, японское командование хотело получить универсальный истребитель — дальний, скоростной и к тому же обладающий высокой маневренностью. Для конструкторов такая задача была очень сложной. Если американцы могли позволить себе начать массовый выпуск узкоспециализированных истребителей (дальних высотных «мустангов» и «тандерболтов», маневренных фронтовых «киттихоуков» и «аэрокобр»), то у более слабой в экономическом плане Японии таких возможностей не было. Для того, чтобы наиболее полно реализовать требования к новому самолету, командование ВМФ предложило начать проектирование истребителя на конкурсной основе двум фирмам — Накадзима и Мицубиси. Специалисты первой из них, проанализировав свои возможности, отказались от участия в программе, и вся работа была возложена на конструкторскую группу фирмы Мицубиси под руководством Йиро Хорикоши — известного японского авиаконструктора, создавшего истребитель А5М, который хорошо зарекомендовал себя еще в 1937 г. в ходе японо-китайской войны.
В середине марта 1939-го опытный образец нового истребителя был передан на летные испытания. Самолет еще не имел официального обозначения и упоминался лишь как «опытный истребитель флота, соответствующий требованиям 12-Ши». К тому же он был еще далек от того знаменитого «Зеро», который стал в дальнейшем одним из самых известных самолетов периода второй мировой войны. Тем не менее, это был довольно грозный боевой самолет, вооруженный двумя 20-мм крыльевыми пушками и двумя фюзеляжными синхронизированными 7,7-мм пулеметами. Планер выполнен цельнометаллическим, с убирающимся в полете шасси. Кроме того, в отличие от всех других новейших истребителей мира, на нем стоял большой выпуклый фонарь пилотской кабины. И хотя это увеличивало коэффициент лобового сопротивления, обзор из кабины был отличным.
Было у нового истребителя несколько других особенностей, не столь явно бросающихся в глаза. Самолет получился очень легким, но в то же время с довольно большой площадью крыла. Благодаря этому он обладал исключительными летными данными, особенно по маневренности и дальности полета. Правда, большое крыло сказалось на скорости, тем не менее она оказалась выше чем у палубных самолетов вероятного противника. В крыле и фюзеляже истребителя были размещены герметичные воздушные мешки, обеспечивающие ему плавучесть при вынужденной посадке на воду. Пожалуй, одним из самых существенных недостатков новой машины была ее невысокая боевая живучесть, так как броня полностью отсутствовала, а топливные -баки не протектировались. Этот недостаток японцы начали устранять в ходе боевых действий. Кроме того, на самолете стоял сравнительно слабый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси «Зюйсей» 13, мощностью всего 750 л. с. На всех зарубежных истребителях мощность двигателя, как правило, превышала 1000 л. с. Недостаточную тягу давал и двухлопастный воздушный винт старого типа, который пришлось заменить новым трехлопастным изменяемого шага (японцы начали выпускать его по лицензии американской фирмы Гамельтон Стандарт).
Несмотря на недостатки, самолет прошел программу летных испытаний и 14 сентября 1939 года командование японского флота решило принять его на вооружение. Фирме был выдан заказ на серийное производство. С этого момента самолет получил свое первое официальное обозначение А6М1.
Работы по совершенствованию истребителя продолжались, тем более, что всевозможных неприятностей было предостаточно. Так, например, второй опытный экземпляр машины разбился при испытаниях на пикирование в начале 1940 года. Судя по всему, сказалась недостаточная прочность облегченного крыла.
В конце 1939 г. японские моторостроители фирмы Накадзима сделали своим коллегам самолетчикам неоценимый подарок — 14-цилиндровый двигатель НК 1C «Сакае» 12. Мощность его была доведена до 950 л. с. Установка двигателя на третий прототип истребителя, получивший обозначение А6М2, благотворно сказалась на летно-технических характеристиках. Новый мотор был более крупным и тяжелым, поэтому конструкторам фирмы Мицубиси пришлось существенно изменить носовую часть фюзеляжа. В частности, были сделаны новые капоты, на которых появились специальные углубления, позволяющие вести огонь из фюзеляжных пулеметов (положение их осталось прежним). Одновременно была усовершенствована система управления, внесены мелкие доработки в узлы и агрегаты.
За первую половину 1940 г. фирма Мицубиси выпустила 17 прототипов А6М2, 15 из которых были направлены для прохождения войсковых испытаний в Китай, где показали себя с самой лучшей стороны. Дополнительно убеждать военных в необходимости принятия самолета на вооружение не пришлось. Не успели машины, направленные в Китай, прибыть в район боевых действий, как военно-морской флот Японии официально принял А6М2 на вооружение, присвоив ему обозначение истребитель тип 00. Такое обозначение было обусловлено тем, что год принятия самолета на вооружение — 1940-й — соответствовал 2600 году по старому японскому календарю. В вооруженных силах новым самолетам, как правило, присваивались в виде обозначение две последние цифры года. Правда, двух нулей в обозначении А6М2 оказалось много и для простоты оставили только один. По-английски же ноль произносится как зеро, поэтому с легкой руки английских и американских пилотов, а также средств массовой информации истребитель А6М стал широко известен в мире именно как «Зеро-Сен» или просто «Зеро».
Серийное производство А6М2 началось в августе 1940 г. на заводе фирмы Мицубиси в Нагое, а чуть позже в Коидзуме на заводе, принадлежащем фирме Накадзима. К моменту вступления Японии во вторую мировую войну на вооружении ВМФ имелось около 330 истребителей «Зеро». В ходе серийного производства самолет совершенствовался. В конце 1940 г. на А6М2 установили крыло со складывающимися законцовками. Размах плоскостей при хранении самолета уменьшался с 12 до 11 метров. Это упростило размещение машин в ангарах авианосцев, а также при подъеме их на полетную палубу.
По своим летно-техническим характеристикам А6М2 оказался отнюдь не хуже новейших американских машин аналогичного класса. Так, максимальная скорость самолета составляла 530 км/ч — несколько выше чем у американского истребителя F-4F «Уайлдкэт» и на 45 км/ч больше чем у более старой машины F2A «Буффало», которая находилась на вооружении английской и голландской авиации. Что касается маневренности, то тут у «Зеро» не было конкурентов. И хотя «Уайлдкэт» обладал более мощным двигателем (1100 л. с.), он был почти на тонну тяжелее. Кроме того, из-за большой площади крыла удельная нагрузка на плоскость у А6М2 была очень низкой. Это позволяло японским летчикам в воздушных боях выполнять виражи меньшего радиуса. «Зеро» оказался «крепким орешком» и для новейших американских сухопутных, более скоростных машин Р-40, которые были в тихоокеанском регионе чуть ли не основными истребителями.
Первые воздушные бои английских пилотов с «Зеро» вызвали у них состояние шока из-за отсутствия информации о новом японском самолете. Летчики, уверенные что их «буффало» и «харрикейны» по своим летным характеристикам превосходят любой японский истребитель, сразу начали нести большие потери. Тотчас английское командование на Дальнем Востоке запросило из метрополии новейшие истребители «Спитфайр». Однако «спитфайров» англичанам остро не хватало для противодействия немецким истребителям в Европе, и Летчикам королевских ВВС в Сингапуре, а затем и в Бирме приходилось с трудом отбиваться от наступавших японцев на устаревших самолетах.
Неудивительно, что на начальном этапе войны японские истребители безраздельно господствовали в воздухе. «Зеро» часто привлекались для атак наземных целей. В немалой степени этому способствовало наличие двух 20-мм пушек, в то время как самолеты противника были вооружены только пулеметами. Так, например, в ходе налета на Пирл-Харбор «Зеро» не только сопровождали бомбардировщиков и торпедоносцев, но и самостоятельно атаковали различные военные объекты.
В частности, американский аэродром Беллоус, на котором находилось большое число истребителей Р-40, был полностью разгромлен девяткой «Зеро». Основательно досталось от них базе морской пехоты Эва, где также были перебиты почти все американские самолеты.
Более трудные времена у японских пилотов начались с весны 1942 года, когда развернулись активно боевые действия на море с участием авианосцев. В мае произошел первый в истории бой между авианосцами в Коралловом море, а в июне — знаменитое морское сражение у острова Мидуэй, закончившееся первым поражением японцев во второй мировой войне. Корабельная артиллерия вела огонь только по самолетам, и основная нагрузка по уничтожению судов выпала на долю палубной авиации. В воздушных боях, проходивших с необычайной жестокостью, участвовало одновременно большое число самых разнообразных самолетов. Что же касается «Зеро», то американцы окрестили их «смертоносными» истребителями. Правда, и японцам крепко досталось от «уайлдкэтов», пилоты которых имели лучшую подготовку. Учитывая опыт первых крупных боев, японцы решили вернуть себе утраченное превосходство.
В августе 1942 года американцы высадили морской десант и захватили центральную часть Соломоновых островов. Японское командование решило нанести по десантным кораблям сокрушительный удар и сорвать десантную операцию противника. Оно перебросило в район боевых действий свой флот, поддерживаемый палубной авиацией. Здесь, в районе острова Гуадалканал произошло еще одно крупное сражение авианосцев, закончившееся поражением японцев. В этих боях американцы впервые столкнулись с усовершенствованным «Зеро», которому они присвоили новое условное обозначение «Хэмп».
Действительно, новый вариант самолета, имеющий обозначение А6МЗ, значительно отличался от предшественника. На нем стоял новый 1130-сильный двигатель «Сакае» 21, заключенный в капот новой формы, что способствовало улучшению летных характеристик самолета. Кроме того, по рекомендации боевых частей с самолета были сняты складывающиеся законцовки крыла, что упростило технологию его производства. Теперь «Зеро», вернее «Хэмп», из-за своих «обрубленных» крыльев стали напоминать американские «уайлдкэты». Возможно, именно поэтому японцы в дальнейшем вновь перешли на выпуск крыльев с округлыми законцовками.
В ходе воздушных боев выявился ряд недостатков, присущих истребителям А6М2 и А6МЗ. Боевая живучесть оставляла желать лучшего. Ведь у самолета не было протектированных баков, и многие машины из-за потери топлива, вытекающего из пробитых емкостей, не могли долететь до авианосцев и падали в море. Японские летчики не были защищены броней и, если самолет, подвергшийся атаке американского истребителя (они были вооружены только пулеметами), мог еще продолжать полет, то пилот, получивший в спину несколько крупнокалиберных пуль, вряд ли способен был им управлять. Еще один из существенных недостатков «Зеро» — ограниченная скорость пикирования. Американские пилоты часто спасались от преследующего их «Зеро», резко уходя вниз. Ограничение скорости пикирования японского самолета было обусловлено недостаточной прочностью крыла, которое не выдерживало значительного скоростного напора.
Для устранения недостатков японские конструкторы были вынуждены провести на самолете существенные доработки. Прежде всего это касалось создания нового крыла с более толстой обшивкой, усиления вооружения и повышения боевой живучести. Таким образом, в конце 1943 года в серийное производство пошел новый самолет, получивший обозначение А6М5. В ходе войны истребитель продолжал совершенствоваться. Максимальная скорость увеличилась до 560 км/ч, появились протестированные баки, возрос запас топлива на борту. Летчика защищали бронеспинка и лобовое пулестойкое стекло.
Небольшой серией выпускался истребитель А6М6 — фактически тот же А6М5, но с двигателем «Сакае» 31, который был оборудован системой впрыска в цилиндры водометаноловой смеси. Это позволяло кратковременно форсировать мотор, увеличив мощность на 10%. А6М6, так же как и последние серии А6М5, был вооружен не только двумя 20-мм пушками, но и тремя 13-мм крупнокалиберными пулеметами. Под крылом размещались четыре неуправляемые ракеты класса «воздух — воздух». На остальных истребителях А6М5 и на А6МЗ под крылом могли быть подвешены две 30- или 60-килограммовые бомбы.
Однако исправить положение новые машины уже не могли. Летом 1944 года американцы имели подавляющее превосходство в авиации, в том числе истребительной. Одних только палубных самолетов было в два раза больше. К тому же, по японским кораблям активно «работала» сухопутная авиация ВВС США, базировавшаяся на островах. Новейшие американские палубные истребители F6F «Хэллкэт», вступившие в бой в конце лета 1943 года, по своим летно-техническим характеристикам превосходили даже усовершенствованные «зеро». При таком количественном перевесе и превосходстве в качестве самолетов летчики «хэллкэтов» сбивали японские машины целыми группами. Например, 12 «хэллкэтов» с авианосца «Эссекс» провели бой с сотней японских самолетов, среди которых было 32 «зеро» и сбили около 70 машин противника. Общий итог сражения в Филиппинском море оказался для японцев просто трагичным. Они потеряли 92% всех своих самолетов.
Столь ощутимое превосходство американской авиации вынудило японцев в срочном порядке создавать новые самолеты. Оставшись без ударных машин старых типов, они были вынуждены принять на вооружение новый боевой самолет, созданный на базе А6М5. Он получил обозначение А6М7. Это был пикирующий бомбардировщик, который нес бомбы не только под крылом, но и под фюзеляжем (до 500 кг). Самолеты А6М7 поступили на вооружение в мае 1945 года.
Самым совершенным из всех истребителей типа «0» стал вариант А6М8 с новейшим двигателем Мицубиси «Кинсей» мощностью 1650 л. с. Полуторное увеличение мощности силовой установки не могло не сказаться на качественном улучшении всех характеристик самолета. Летные испытания А6М8 показали, что он практически не уступает американским «хэллкэтам» и командование морской авиации заказало 6300 машин. Но этим планам не суждено было сбыться. Война подходила к берегам Японии, и авиационные заводы стали основными объектами для американских бомбардировщиков.
Однако рассказ об истребителе «Зеро» был бы не полным, если не упомянуть о камикадзе — японских пилотах-смертниках, которые в конце 1944 года стали чуть ли не главной ударной силой японской авиации.
Как известно, японские летчики и раньше направляли свои подбитые самолеты на американские корабли, но это были действия отчаявшихся одиночек. В октябре 1944 года в бою у острова Самар специально подготовленная группа камикадзе осуществила совместную, заранее спланированную операцию. Первыми в палубы американских кораблей врезались истребители «Зеро». Только они смогли прорваться через плотный заградительный огонь корабельной артиллерии и уйти от преследующих их «хэллкэтов». И если 21 и 23 октября атаки камикадзе сорвались, так как японские самолеты были сбиты на дальних подступах в воздухе, то день 25 октября стал черной страницей в истории американского флота. В этот день лейтенант Ёкио Секи первым из камикадзе сумел вогнать свой А6М2 с подвешенной под фюзеляжем 135-килограммовой бомбой в полетную палубу американского авианосца «Сенти», который не имел возможности уклониться от удара. Спустя 20 минут еще один «Зеро» с 250-килограммовой бомбой поразил авианосец «Суони», а вслед за ним, после страшного удара камикадзе был уничтожен авианосец «Сент Ло». В то время, как корабли охранения спасали экипаж тонущего «Сент Ло», еще два летчика-смертника обрушились на авианосец «Калинин Бей».
На долю истребителей «Зеро» «выпала честь» провести последний воздушный бой во второй мировой войне, который состоялся 15 августа 1945 года. Двенадцать японских самолетов в смертельной схватке сцепились с шестью «хэллкэтами». Никто не хотел уступать, и после ожесточенной схватки на свои базы вернулись только три «Зеро» и два «Хэллкэта». На этом история боевого применения японского истребителя закончилась. Однако знаменитые «Зеро»… продолжают летать. Это отдельные экземпляры истребителя, восстановленные любителями и энтузиастами авиастарины как в Японии, так и в США.
|
А6М2 |
А6МЗ |
А6М5в |
А6М5С |
А6М6 |
А6М7 |
А6М8 |
Длина самолета, м |
9,06 |
9,06 |
9,121 |
9,121 |
9,121 |
9,121 |
9,237 |
Размах крыла, м |
12 |
11 |
И |
11 |
11 |
И |
11 |
Площадь крыла, м» |
22,44 |
21,53 |
21,3 |
21,3 |
21,3 |
21,3 |
21,3 |
Двигатель |
«Сакае» 12 |
«Сакае» 21 |
«Сакае» 21 |
«Сакае» 21 |
«Сакае» 31 |
«Сакае» 21 |
«Кинсей» 62 |
Мощность л. С. w |
940 |
ИЗО |
ИЗО |
ИЗО |
ИЗО |
ИЗО |
1650 |
Масса пустого, кг |
1680 |
1807 |
1894 |
2155 |
2050 |
2050 |
2150 |
Взлетная масса, кг |
2410 |
2544 |
2743 |
3150 |
3000 |
3150 |
3150 |
Максимальная скорость, км/ч |
532 |
542 |
560 |
560 |
570 |
560 |
— |
Потолок, м |
10 000 |
11 050 |
11 740 |
— |
— |
11 200 |
— |
Дальность, км |
1850—3050 |
2360 |
1910 |
— |
— |
— |
— |
Вооружение |
2Х 7,7 мм |
2Х 7,7 мм |
1X7,7 мм |
ЗХ 13 мм |
ЗХ 13 мм |
ЗХ 13 мм |
2Х 13 мм |
|
2X20 мм |
2Х 20 мм |
IX 13 мм |
2Х 20 мм |
2Х 20 мм |
2Х 20 мм |
2Х 20 мм |
|
бомба IX 135 кг |
бомбы 2Х 60 кг |
2Х 20 мм бомбы 2X60 м |
4 ракеты |
4 ракеты |
бомбы 2Х 60 кг 1X500 кг |
бомбы 2X60 кг 1X 500 кг |
Дополнительное оборудование |
|
подвесной бак 1X 330 л |
бак 1X330 л |
бак 1X330 л |
бак 1X330 л |
бак 2Х 150 л |
бак 2Х 350 л |
Кабина пилота истребителя A6M3 Модель 22
1. Колиматорно-концентрический прицел Тип 98.2. Ручка перезарядки 7,7-мм пулемета. 3. Пулемет Тип 97 калибра 7,7мм. 4. Инклинометр. 5. Искусственный горизонт. 6. Спидометр. 7. Альтиметр. 8. Хронометр. 9. Выключатель зажигания. 10. Указатель температуры выхлопных газов. 11. Указатель радиопеленгатора. 12. Магнитный компас. 13. Вариометр. 14. Указатель давлении во впускном тракте. 15. Указатель давления топлива и масла. 16. Указатель температуры масли. 17. Тахометр. 18. Указатель температуры головок цилиндров. 19. Подсветка кабины. 20. Механизм блокирования фонаря в открытом положении. 21. Лобовое стекло. 22. Фонарь кабины. 23. Рычаг автоматической регулировки топливовоздушной смеси на большой высоте. 24. Переключатель наддува. 25. Ручка газа, совмещенная с кнопкой спуска. 26. Ручка безынерционного стартера. 27. Маховик регулятора створок системы охлаждения двигателя. 28. Ручка уборки посадочного гака. 29. Панель радиостанции 30. Ручка вращения антенны радиопеленгатора. 31. Ручка сброса подвесного бензобака. 32. Потенциометры системы обогрева пушечных замков. 33. Ручной бензонасос. 34. Ручка выпуска закрылков. 35. Ручка выпуска шасси. 36. Ручка регуляции кресла пилота. 37. Ручка аварийного выпуска шасси: под ней ручка регуляции охлаждения крыльевых бензобаков. 38. Ручка регуляции заслонки маслорадиатора. 39. Педали. 40. Главный переключатель пушек н крыльях. 41. Указатели давления в кислородной и гидравлической системах. 42. Ручка управления. 43. Кресло пилота. 44. Пасос впрыска топлива. 45. Регулятор ремней безопасности. 46. Указатель уровня топлива в баках в крыльях. 47. Переключатель радиоканалов. 48. Ручка бомбосброса. 49. Шланг кислородного прибора. 50. Ручка регулятора триммеров рулей высоты и направления. 51. Коробка предохранителей электроцепей. 52. Предохранитель бортового вооружения. 53. Регулятор наддува двигателя. 54. Регулятор состава топливовоздушной смеси. 55. Регулятор шага винта. 56. Подсветки кабины.
techno-story.ru