F-16 и Tornado продолжают традиции «летающего гроба»
Американская компания Lockheed Martin погубила сотни пилотов НАТО
Военно-аналитический блог bmpd, ссылаясь на статью во французском бюллетене «TTU», сообщает, что почти половина истребителей-бомбардировщиков Германии Panavia Tornado не могут совершать полеты из-за обнаруженной проблемы — ослабления планера самолета в районе кабины пилотов. К прикованным к земле принадлежат и все 6 дислоцированных на турецкой авиабазе «Инджирлик» самолетов, которые должны совершать боевые налеты на позиции террористов ИГИЛ*.
На вооружении ВВС Германии находятся 86 самолетов, принадлежащих к модификации Panavia Tornado IDS, и 39 из них обездвижены. Проблема прочности планера была обнаружена после того, как на Tornado установили новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Как говорил Виктор Черномырдин, хотели как лучше…
Причина ослабления конструкции не сообщается. В связи с чем возник ряд версий — от анекдотических до изощренных. К первым относится предположение о том, что при установки блоков БРЭО не там просверлили дырки. Может быть, нарушилась центровка. А кто-то склонен считать, что обновленная система управления режимами полета «позволяет» самолету закладывать такие виражи, при которых превышается допустимая для планера перегрузка.
Panavia Tornado
А вот о старении металла говорить пока рано. Самолет, являющийся совместной разработкой Германии, Великобритании и Италии, совершил первый полет в 1974 году. А поступать в ВВС и ВМС этих трех стран начал в 1981 году. По нынешним временам он довольно архаичный. Предполагалось, что его эксплуатация должна завершиться до 2018 года. Однако благодаря модернизации до стандарта ASSTA 3.0, выполненной 4 года назад, срок эксплуатации продлили до 2025 года.
Как немцы будут решать возникшую проблему, весьма серьезную, не сообщается. Но, похоже, что она коснулась не только боеготовности ВВС Германии. Поскольку точно такие же самолеты находятся в строю в Великобритании и Италии. А их модернизация — это дело всеобщее.
Эта серьезная проблема с планером влечет за собой еще более серьезную проблему с американским «ядерным аутсорсингом». Дело в том, что США еще во время холодной войны разместили в ряде европейских стран, включая ФРГ и Италию, ядерные бомбы B61. И они, якобы, находятся под полным контролем США и не могут быть использованы без их ведома. И среди вооружения «Торнадо» есть и B61. При этом американцы не только не хотят вывезти из Европы запрещенное к распространению оружие, но и объявили недавно о намерении заменить устаревшие бомбы на их последнюю — 12-ю, модификацию мощностью около 100 килотонн. Таковы американские представления о международном праве.
Дефект «Торнадо», который может привести к очень серьезным последствиям для авиации не только Германии, но и НАТО, — явление не уникальное. Всякий новый самолет в период его освоения в строевых частях летчиками среднего уровня подготовки обладает сложным норовом. И аварии на этом этапе часты. Конструкторы, после скрупулезного анализа аварий вносят коррекцию в бортовые системы, органы управления, дорабатывают планер. Однако существуют самолеты, в которых конструкторские ошибки так и не были устранены. И они в таком виде были запущены в серийное производство.
Наиболее красноречивый пример такой машины, оставшейся «сырой» до самой старости, является американский легкий истребитель четвертого поколения General Dynamics F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол»). Он был запущен в крупносерийное производство в 1978 году. С тех пор было построено более 4,5 тысячи самолетов различных модификаций. То есть это самый массовый в мире истребитель 4-го поколения. Сейчас его производителем является американский монстр оборонки — компания Lockheed Martin.
Сразу после появления F-16 на свет летчики начали жаловаться на то, что при малых скоростях у двигателя резко падает тяга. Вскоре появились и жертвы этой особенности двигателя. Конструкторы частично решили эту проблему, но полностью двигатель до ума не довели. Статистика катастроф это прекрасно доказывает. За все время эксплуатации F-16 было потеряно почти 600 самолетов, что составляет 13% от их общего числа.
Истребитель F-16
Статистика причин аварий такова:
— попадание в воздухозаборник посторонних предметов (как правило птиц) — 5%;
— разрушение элементов фюзеляжа — 10%;
— отказ двигателя — 38%;
— человеческий фактор — 47%.
При этом наиболее частые ошибки пилотов — потеря ориентации и столкновение с другим самолетом при выполнении тренировочных полетов.
В двигателе же отказывает буквально все, что в него входит, — узлы турбины высокого давления, низкого давления, компрессоры, масляная система, подшипники.
Причина маркетингового успеха F-16 в новом тысячелетии объясняется не его боевой эффективностью. Самолет морально изрядно состарился. Он стоит недорого. Однако к стоимости одной машины необходимо прибавить еще 13% — столько самолетов гарантированно потеряет покупатель. Еще надо посчитать и количество загубленных пилотов — как правило, на две аварии приходится одна смерть.
Ларчик открывается просто. Компания Lockheed Martin продолжает активно гнать свой опасный самолет в 20 с лишним стран мира, опираясь на блестящую маркетинговую политику. Во-первых, это мощная реклама, в которой нет места печальной статистике. Во-вторых, индивидуальная работа с каждым клиентом. Широкий выбор из 25-и модификаций, каждая из которых предполагает различные варианты комплектации или опции. Предоставление услуг по ремонту, обслуживанию, поставке тренажеров, обучению летчиков и т. д., и т. п. Примерно так же продаются пылесосы и кухонные комбайны.
Однако F-16 не является чемпионом аварийности. Таковым стал запущенный в серийное производство в 1958 году истребитель Lockheed F-104 Starfighter. В ФРГ его назвали «летающим гробом». Компания Lockheed продала немцам 916 самолетов. Почти третья часть из них (292 или 30%) разбилась, не принимая участия в боевых действиях.
Одним из погибших летчиков был сын председателя Бундестага ФРГ Каи-Уве фон Касселя. Погибал каждый десятый пилот, садившийся за штурвал этого коварного самолета. Всего же погибли 110 человек.Но относительный рекорд был установлен не в Германии, а в Канаде, где было потеряно 46% дорогих подарков от фирмы Lockheed — 112 из 238-и. При этом погибли 37 пилотов.
Истребитель Lockheed F-104 Starfighter
Печальная статистика сложилась и в Японии. Но там, в отличие от ФРГ, докопались до причины закупки обладавших рекордной аварийностью и невысокой боевой эффективностью самолетов. (Во время Вьетнамской войны американские офицеры шутили: у Starfighter лишь одно полезное качество — высокая скорость). Выяснилось, что ответственные за военные закупки японские чиновники получали крупные взятки от представителей компании Lockheed. В результате разразившегося скандала кабинет министров Японии был вынужден уйти в отставку.
Причина жуткой аварийности машины и гибельности ее для пилотов состояла в том, что конструкторы попытались выжать из нее максимально возможную скорость. Для чего было выбрано абсолютно «куцее» крыло, имевшее площадь 18 кв.м. И это при весе снаряженной машины, равной 13 тоннам. Пилоту приходилось буквально балансировать, как в цирке на канате, чтобы удерживать горизонтальный полет, не говоря уж о маневрах.
К тому же Lockheed оснастила самолет неудачной катапультой, которая редко спасала летчиков. Когда немцы создали свою катапульту и разместили ее на самолете, американцы подали на ФРГ в суд. Кстати, благодаря этой замене число смертей сократилось, а количество разбитых самолетов возросло. Поскольку в случае загорания на приборной панели какой-нибудь красной лампочки пилотов охватывал ужас, и они немедленно катапультировались из «летающего гроба».
И, возвращаясь к истории с модернизацией немецкого истребителя-бомбардировщика «Торнадо», необходимо сказать, что французский бюллетень поведал ее с плохо скрываемой радостью. Дело в том, что на нескольких крупных тендерах французский истребитель «Рафаль» остро конкурирует с евроистребителем «Тайфун», в создании которого самое активное участие принимала Германия. Логика тут простая: если «Торнадо» никудышный самолет, то и «Тайфун» недалеко от него улетел.
——————————————————-
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
Торнадо (самолёт) Википедия
Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.
Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Долгое время являлся одним из основных боевых самолётов европейских стран НАТО. Широко использовался в ряде военных конфликтов. К концу 2010-х годов перехватчики ADV сняты с вооружения повсеместно, а Великобритания сняла с вооружения и ударные самолёты.
Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).
Конструкция
Планер
В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71 %), титановые сплавы (18 % главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6 %) и прочие материалы (5 %) [3].
История создания и производства
Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года[4]. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.
- Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0[5]. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года[6].
- Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
- Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
- Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.
Модификации
«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании- «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
- «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
- «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании[7]
- «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель[8]
- «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1[9]
- «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
- «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭБ ВВС Германии[10]
- «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик[11]
Боевое применение
Война в Персидском заливе (1991)
В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов[12].
3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам[13]. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты[14][15]. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо»[16]. Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром[17].
Война в Югославии (1999)
40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям[13]. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо»[18]. О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.
Война в Ираке
Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли[19].
Война в Сирии
3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway[20].
В январе 2016 года газета Bild сообщила, что обновление комплекса авионики до версии ASSTA-3.1 и установка цветных многофункциональных ЖК дисплеев на Tornado германских ВВС нарушило работу нашлемных устройств ночного видения, которые используются пилотами для ночного бомбометания.[21] В комментариях каналу Deutsche Welle министерство обороны Германии заявило, что ночные полёты Tornado в Сирии не планируются, и что возникшие проблемы с засветкой дисплеев будут устранены в течение нескольких недель.[22]
14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие[23].
Тактико-технические характеристики
Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-ГатовПриведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4): Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.[13]
- Технические характеристики
- Лётные характеристики
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.[2]
- Боезапас: 2 х 180 патронов
- Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
- Точки подвески: 7
- Боевая нагрузка: 9000 кг
- Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
- Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177
На вооружении
- Германия
- ВВС Германии — 152 «Торнадо» (121 IDS и 31 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года[25]. В 2014 году в строю находилось 89 «Торнадо».
- Великобритания
- Италия
- Саудовская Аравия
В компьютерных играх
На Торнадо можно полетать в стареньком симуляторе 1994 года «Tornado: Operation Desert Storm» от компании Digital Integration, в симуляторе Fighters Anthology и в модуле к симулятору Prepar3d от студии Sim Skunk Works и аркадной игре Ace Combat 6 Fires of Liberation
Примечания
- ↑ Tornado: Status and Upgrades
- ↑ 1 2 Tornado at airforce-technology.com
- ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
- ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
- ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
- ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
- ↑ Tornado GR.1A
- ↑ Tornado GR.1B
- ↑ Tornado GR.4
- ↑ Tornado ECR
- ↑ Tornado ADV (F.2)
- ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
- ↑ 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
- ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
- ↑ Damaged and lost allied planes and helos
- ↑ Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр.51
- ↑ SADDAM HUSSEIN AND IRAQI AIR POWER: JUST HAVING AN AIR FORCE ISN’T ENOUGH
- ↑ В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
- ↑ Canadian Pugwash Group
- ↑ Britain launches airstrikes hours after Parliament backs ISIS bombings.
- ↑ Software Issues Ground Luftwaffe Tornadoes at Night in the Fight Against Daesh
- ↑ Deutsche Welle — Report: German jets useless at night
- ↑ https://www.gov.uk/government/news/raf-jets-strike-chemical-weapon-facility-in-syria
- ↑ 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
- ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
- ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
- ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.
Литература
- Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
- Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
- Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.
Ссылки
wikiredia.ru
ВСЕПОГОДНЫЙ ДАЛЬНИЙ ПЕРЕХВАТЧИК TORNADO ADV (АНГЛИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИТАЛИЯ) FIGHTER-BOMBER TORNADO IDS AND ALL-WEATHER LONG-RANGE INTERCEPTOR TORNADO ADV (ENGLAND, GERMANY, ITALY) 22.11.2013 ВВС Германии подписали с шведской компанией Saab контракт на поставку новых систем самозащиты BOZ-101EC, которые будут устанавливаться на истребители-бомбардировщики Tornado-IDS и самолеты радиоэлектронной разведки Tornado-ECR. Как сообщает Defense Aerospace, сумма сделки составила сто миллионов шведских крон (15 миллионов долларов). Подробности относительно сроков исполнения контракта не уточняются. 06.01.2014 18.01.2014 30.03.2014 02.05.2014 14.08.2014 ВОЙНА В ИРАКЕ ВОЙНА В ИРАКЕ 21.01.2016 ВОЙНА В СИРИИ АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА STORM SHADOW/SCALP-EG (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ/ФРАНЦИЯ) 25.10.2016 02.04.2017 08.01.2018 ВОЙНА В ЙЕМЕНЕ ВОЙНА В ЙЕМЕНЕ
ВСЕПОГОДНЫЙ ДАЛЬНИЙ ПЕРЕХВАТЧИК TORNADO ADV Самолет Tornado разработан европейским консорциумом Panavia в составе английской фирмы «Бритиш аэроспейс», немецкой «Мессершмитт-Бельков-Блом» и итальянской «Аэриталиа» для ВВС трех стран (тактические истребители) и ВМС ФРГ (истребитель-бомбардировщик). В ФРГ и Италии он имеет наименование Tornado ECR, а в Великобритании — Tornado GR.I. Самолет ВВС Великобритании Tornado ADV (Air-Defence Variant) спроектирован на основе истребителя-бомбардировщика Tornado IDS (Interdictor Strike Variant). ADV вобрал все лучшие качества модели IDS. Применение на самолете Tornado ADV крыла изменяемой стреловидности и высокоэкономичных двигателей позволило реализовать задачу продолжительного патрулирования и обеспечить высокую максимальную скорость полета нового перехватчика. МОДИФИКАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ Масса, кг ВООРУЖЕНИЕ: Стрелково-пушечное: 1 х 27 мм BK-27 Маузер c 180 патронами Источники: www.airwar.ru, www.best-army.ru, worldweapon.ru, allaircraft.ru, millitaryarmor.ucoz.ru и др.
|
bastion-karpenko.ru
Торнадо (самолёт) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Торнадо (значения).Tornado | |
---|---|
Немецкий «Торнадо» IDS в полёте | |
Тип | истребитель-бомбардировщик |
Производитель | Panavia Aircraft GmbH[d] |
Первый полёт | 14 августа 1974 года |
Начало эксплуатации | 1980 год[1] |
Статус | эксплуатируется, снят с производства |
Эксплуатанты | ВВС Великобритании ВВС Германии ВВС Италии ВВС Саудовской Аравии |
Годы производства | 1979—1998[2] |
Единиц произведено | 992 |
Медиафайлы на Викискладе |
Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.
Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Долгое время являлся одним из основных боевых самолётов европейских стран НАТО. Широко использовался в ряде военных конфликтов. К концу 2010-х годов перехватчики ADV сняты с вооружения повсеместно, а Великобритания сняла с вооружения и ударные самолёты.
Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).
Содержание
- 1 Конструкция
- 1.1 Планер
- 2 История создания и производства
- 3 Модификации
- 4 Боевое применение
- 4.1 Война в Персидском заливе (1991)
- 4.2 Война в Югославии (1999)
- 4.3 Война в Ираке
- 4.4 Война в Сирии
- 5 Тактико-технические характеристики
- 6 На вооружении
ru-wiki.ru
Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.
Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.
Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).
Конструкция
Планер
В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71 %), титановые сплавы (18 % главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6 %) и прочие материалы (5 %)[3].
История создания и производства
Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года[4]. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.
- Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0[5]. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года[6].
- Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
- Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
- Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.
Модификации
«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании- «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
- «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
- «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании[7]
- «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель[8]
- «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1[9]
- «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
- «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭБ ВВС Германии[10]
- «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик[11]
Боевое применение
Война в Персидском заливе (1991)
В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов[12].
3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам[13]. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты[14][15]. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо»[16]. Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром[17].
Война в Югославии (1999)
40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям[13]. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо»[18]. О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.
Война в Ираке
Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли[19].
Война в Сирии
3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway[20].
В январе 2016 года газета Bild сообщила, что обновление комплекса авионики до версии ASSTA-3.1 и установка цветных многофункциональных ЖК дисплеев на Tornado германских ВВС нарушило работу нашлемных устройств ночного видения, которые используются пилотами для ночного бомбометания.[21] В комментариях каналу Deutsche Welle министерство обороны Германии заявило, что ночные полёты Tornado в Сирии не планируются, и что возникшие проблемы с засветкой дисплеев будут устранены в течение нескольких недель.[22]
14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие[23].
Тактико-технические характеристики
Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-ГатовПриведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4): Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.[13]
- Технические характеристики
- Лётные характеристики
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.[2]
- Боезапас: 2 х 180 патронов
- Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
- Точки подвески: 7
- Боевая нагрузка: 9000 кг
- Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
- Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177
На вооружении
- Германия
- Великобритания
- Италия
- Саудовская Аравия
Примечания
- ↑ Tornado: Status and Upgrades
- ↑ 1 2 Tornado at airforce-technology.com
- ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
- ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
- ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
- ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
- ↑ Tornado GR.1A
- ↑ Tornado GR.1B
- ↑ Tornado GR.4
- ↑ Tornado ECR
- ↑ Tornado ADV (F.2)
- ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
- ↑ 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
- ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
- ↑ Damaged and lost allied planes and helos
- ↑ Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр.51
- ↑ SADDAM HUSSEIN AND IRAQI AIR POWER: JUST HAVING AN AIR FORCE ISN’T ENOUGH
- ↑ В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
- ↑ Canadian Pugwash Group
- ↑ Britain launches airstrikes hours after Parliament backs ISIS bombings.
- ↑ Software Issues Ground Luftwaffe Tornadoes at Night in the Fight Against Daesh
- ↑ Deutsche Welle — Report: German jets useless at night
- ↑ https://www.gov.uk/government/news/raf-jets-strike-chemical-weapon-facility-in-syria
- ↑ 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
- ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
- ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
- ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.
Литература
- Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
- Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
- Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.
Ссылки
wiki.sc
TR | UK | KK | BE | EN |
panavia tornado, panavia tornado fighter jet
Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.
Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.
Содержание
- 1 Конструкция
- 2 История создания и производства
- 3 Модификации
- 4 Боевое применение
- 4.1 Война в Персидском заливе (1991)
- 4.2 Война в Югославии (1999)
- 4.3 Война в Ираке
- 5 Тактико-технические характеристики
- 6 На вооружении
- 7 Примечания
- 8 Литература
- 9 Ссылки
Конструкция
Планер
В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71%), титановые сплавы (18% главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6%) и прочие материалы (5%).
История создания и производства
Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.
- Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года.
- Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
- Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
- Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.
Модификации
«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании- «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
- «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
- «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
- «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель
- «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1
- «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
- «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭП ВВС Германии
- «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик
Боевое применение
Война в Персидском заливе (1991)
Основная статья: Война в Персидском заливеВ зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов.
3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам В среднем одна потеря приходилась на 400 боевых вылетов. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты.
Война в Югославии (1999)
Основная статья: Война НАТО против Югославии40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо». О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.
Война в Ираке
Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли.
Тактико-технические характеристики
Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов Tornado GR4 ВВС Великобритании Tornado ECR Tornado ECR ВВС ИталииПриведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4):
Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Грузоподъёмность: 9 000 кг
- Длина: 16,72 м
- Размах крыла: 8,60 м — 13,91 м (в зависимости от угла стреловидности)
- Высота: 5,95 м
- Площадь крыла: 26,60 м² (при угле стреловидности 25°)
- Масса пустого: 14 100 кг
- Нормальная взлётная масса: 20 400 кг
- Максимальная взлётная масса: 27 200 кг (с наружными подвесками)
- Масса топлива во внутренних баках: 4 650 кг + 440 кг (килевой бак)
- Силовая установка: 2 × ТРДДФ Turbo-Union RB199 (англ.)русск.
- Бесфорсажная тяга: 2 × 4 380 кгс
- Форсажная тяга: 2 × 7 620 кгс
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 2340 км/ч (Маха=2,2)
- Максимальная скорость: 1 480 км/ч (Маха=1,2) — на малой высоте без подвесок
- Крейсерская скорость: 1 112 км/ч (Маха=0,9) — на малой высоте с подвесками
- Боевой радиус: 1 390 км
- Перегоночная дальность: 3 890 км
- Практический потолок: 15 000 м
- Скороподъёмность: 77 м/сек
- Длина разбега: 760 м
- Длина пробега: 370 м
- Максимальная перегрузка: +7,5 g
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.
- Боезапас: 2 х 180 патронов
- Скорострельность: 1 600 выстрелов/мин
- Точки подвески: 7
- Боевая нагрузка: 9 000 кг
- Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
- Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177
На вооружении
Германия- ВВС Германии — 152 «Торнадо» (121 IDS и 31 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года
- ВВС Великобритании — 125 «Торнадо» IDS (GR4 и GR4A), по состоянию на декабрь 2011 года
- ВВС Италии — 76 «Торнадо» (62 IDS и 16 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года
- ВВС Саудовской Аравии — 82 «Торнадо» IDS, по состоянию на декабрь 2011 года
Примечания
- ↑ Tornado: Status and Upgrades
- ↑ 1 2 Tornado at airforce-technology.com
- ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
- ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
- ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
- ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
- ↑ Tornado GR.1A
- ↑ Tornado GR.1B
- ↑ Tornado GR.4
- ↑ Tornado ECR
- ↑ Tornado ADV (F.2)
- ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
- ↑ 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
- ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
- ↑ Damaged and lost allied planes and helos
- ↑ В.Е. Ильин, И.В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
- ↑ Canadian Pugwash Group
- ↑ 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
- ↑ Hoyle Flight International 13–19 December 2011, p. 39.
- ↑ Hoyle Flight International 13–19 December 2011, p. 50.
- ↑ Hoyle Flight International 13–19 December 2011, p. 47.
Литература
- Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
- Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
- Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.
Ссылки
- RAF Squadrons (англ.)
- Airforce Fact Files (англ.)
- FAS — BAe Tornado (англ.)
- Aerospace Web — Tornado IDS (англ.)
- Unofficial Panavia Tornado site (англ.)
- List of all active German Tornados (англ.)
panavia tornado, panavia tornado adv, panavia tornado aircraft, panavia tornado cockpit, panavia tornado f3, panavia tornado fighter jet, panavia tornado for sale, panavia tornado images, panavia tornado interceptor, panavia tornado landing gear
Panavia Tornado
Panavia Tornado
Panavia Tornado Вы просматриваете субъект
Panavia Tornado что, Panavia Tornado кто, Panavia Tornado описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.
Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.
Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).
Конструкция
Планер
В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71 %), титановые сплавы (18 % главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6 %) и прочие материалы (5 %)[3].
Видео по теме
История создания и производства
Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года[4]. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.
- Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0[5]. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года[6].
- Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
- Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
- Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.
Модификации
«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании- «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
- «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
- «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании[7]
- «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель[8]
- «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1[9]
- «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
- «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭБ ВВС Германии[10]
- «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик[11]
Боевое применение
Война в Персидском заливе (1991)
В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов[12].
3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам[13]. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты[14][15]. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо»[16]. Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром[17].
Война в Югославии (1999)
40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям[13]. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо»[18]. О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.
Война в Ираке
Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли[19].
Война в Сирии
3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway[20].
В январе 2016 года газета Bild сообщила, что обновление комплекса авионики до версии ASSTA-3.1 и установка цветных многофункциональных ЖК дисплеев на Tornado германских ВВС нарушило работу нашлемных устройств ночного видения, которые используются пилотами для ночного бомбометания.[21] В комментариях каналу Deutsche Welle министерство обороны Германии заявило, что ночные полёты Tornado в Сирии не планируются, и что возникшие проблемы с засветкой дисплеев будут устранены в течение нескольких недель.[22]
14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие[23].
Тактико-технические характеристики
Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-ГатовПриведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4): Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.[13]
- Технические характеристики
- Лётные характеристики
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.[2]
- Боезапас: 2 х 180 патронов
- Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
- Точки подвески: 7
- Боевая нагрузка: 9000 кг
- Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
- Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177
На вооружении
- Германия
- ВВС Германии — 152 «Торнадо» (121 IDS и 31 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года[25]. В 2014 году в строю находилось 89 «Торнадо».
- Великобритания
- Италия
- Саудовская Аравия
Примечания
- ↑ Tornado: Status and Upgrades
- ↑ 1 2 Tornado at airforce-technology.com
- ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
- ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
- ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
- ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
- ↑ Tornado GR.1A
- ↑ Tornado GR.1B
- ↑ Tornado GR.4
- ↑ Tornado ECR
- ↑ Tornado ADV (F.2)
- ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
- ↑ 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
- ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
- ↑ Damaged and lost allied planes and helos
- ↑ Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр.51
- ↑ SADDAM HUSSEIN AND IRAQI AIR POWER: JUST HAVING AN AIR FORCE ISN’T ENOUGH
- ↑ В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
- ↑ Canadian Pugwash Group
- ↑ Britain launches airstrikes hours after Parliament backs ISIS bombings.
- ↑ Software Issues Ground Luftwaffe Tornadoes at Night in the Fight Against Daesh
- ↑ Deutsche Welle — Report: German jets useless at night
- ↑ https://www.gov.uk/government/news/raf-jets-strike-chemical-weapon-facility-in-syria
- ↑ 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
- ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
- ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
- ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.
Литература
- Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
- Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
- Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.
Ссылки
wiki2.red