Содержание

F-16 и Tornado продолжают традиции «летающего гроба»

Американская компания Lockheed Martin погубила сотни пилотов НАТО

Военно-аналитический блог bmpd, ссылаясь на статью во французском бюллетене «TTU», сообщает, что почти половина истребителей-бомбардировщиков Германии Panavia Tornado не могут совершать полеты из-за обнаруженной проблемы — ослабления планера самолета в районе кабины пилотов. К прикованным к земле принадлежат и все 6 дислоцированных на турецкой авиабазе «Инджирлик» самолетов, которые должны совершать боевые налеты на позиции террористов ИГИЛ*.

На вооружении ВВС Германии находятся 86 самолетов, принадлежащих к модификации Panavia Tornado IDS, и 39 из них обездвижены. Проблема прочности планера была обнаружена после того, как на Tornado установили новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Как говорил Виктор Черномырдин, хотели как лучше…

Причина ослабления конструкции не сообщается. В связи с чем возник ряд версий — от анекдотических до изощренных. К первым относится предположение о том, что при установки блоков БРЭО не там просверлили дырки. Может быть, нарушилась центровка. А кто-то склонен считать, что обновленная система управления режимами полета «позволяет» самолету закладывать такие виражи, при которых превышается допустимая для планера перегрузка.

Panavia Tornado

А вот о старении металла говорить пока рано. Самолет, являющийся совместной разработкой Германии, Великобритании и Италии, совершил первый полет в 1974 году. А поступать в ВВС и ВМС этих трех стран начал в 1981 году. По нынешним временам он довольно архаичный. Предполагалось, что его эксплуатация должна завершиться до 2018 года. Однако благодаря модернизации до стандарта ASSTA 3.0, выполненной 4 года назад, срок эксплуатации продлили до 2025 года.

Как немцы будут решать возникшую проблему, весьма серьезную, не сообщается. Но, похоже, что она коснулась не только боеготовности ВВС Германии. Поскольку точно такие же самолеты находятся в строю в Великобритании и Италии. А их модернизация — это дело всеобщее.

Эта серьезная проблема с планером влечет за собой еще более серьезную проблему с американским «ядерным аутсорсингом». Дело в том, что США еще во время холодной войны разместили в ряде европейских стран, включая ФРГ и Италию, ядерные бомбы B61. И они, якобы, находятся под полным контролем США и не могут быть использованы без их ведома. И среди вооружения «Торнадо» есть и B61. При этом американцы не только не хотят вывезти из Европы запрещенное к распространению оружие, но и объявили недавно о намерении заменить устаревшие бомбы на их последнюю — 12-ю, модификацию мощностью около 100 килотонн. Таковы американские представления о международном праве.

Дефект «Торнадо», который может привести к очень серьезным последствиям для авиации не только Германии, но и НАТО, — явление не уникальное. Всякий новый самолет в период его освоения в строевых частях летчиками среднего уровня подготовки обладает сложным норовом. И аварии на этом этапе часты. Конструкторы, после скрупулезного анализа аварий вносят коррекцию в бортовые системы, органы управления, дорабатывают планер. Однако существуют самолеты, в которых конструкторские ошибки так и не были устранены. И они в таком виде были запущены в серийное производство.

Наиболее красноречивый пример такой машины, оставшейся «сырой» до самой старости, является американский легкий истребитель четвертого поколения General Dynamics F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол»). Он был запущен в крупносерийное производство в 1978 году. С тех пор было построено более 4,5 тысячи самолетов различных модификаций. То есть это самый массовый в мире истребитель 4-го поколения. Сейчас его производителем является американский монстр оборонки — компания Lockheed Martin.

Сразу после появления F-16 на свет летчики начали жаловаться на то, что при малых скоростях у двигателя резко падает тяга. Вскоре появились и жертвы этой особенности двигателя. Конструкторы частично решили эту проблему, но полностью двигатель до ума не довели. Статистика катастроф это прекрасно доказывает.

За все время эксплуатации F-16 было потеряно почти 600 самолетов, что составляет 13% от их общего числа.

Истребитель F-16

Статистика причин аварий такова:
— попадание в воздухозаборник посторонних предметов (как правило птиц) — 5%;
— разрушение элементов фюзеляжа — 10%;
— отказ двигателя — 38%;
— человеческий фактор — 47%.

При этом наиболее частые ошибки пилотов — потеря ориентации и столкновение с другим самолетом при выполнении тренировочных полетов.

В двигателе же отказывает буквально все, что в него входит, — узлы турбины высокого давления, низкого давления, компрессоры, масляная система, подшипники.

Причина маркетингового успеха F-16 в новом тысячелетии объясняется не его боевой эффективностью. Самолет морально изрядно состарился. Он стоит недорого. Однако к стоимости одной машины необходимо прибавить еще 13% — столько самолетов гарантированно потеряет покупатель. Еще надо посчитать и количество загубленных пилотов — как правило, на две аварии приходится одна смерть.

Ларчик открывается просто. Компания Lockheed Martin продолжает активно гнать свой опасный самолет в 20 с лишним стран мира, опираясь на блестящую маркетинговую политику. Во-первых, это мощная реклама, в которой нет места печальной статистике. Во-вторых, индивидуальная работа с каждым клиентом. Широкий выбор из 25-и модификаций, каждая из которых предполагает различные варианты комплектации или опции. Предоставление услуг по ремонту, обслуживанию, поставке тренажеров, обучению летчиков и т. д., и т. п. Примерно так же продаются пылесосы и кухонные комбайны.

Однако F-16 не является чемпионом аварийности. Таковым стал запущенный в серийное производство в 1958 году истребитель Lockheed F-104 Starfighter. В ФРГ его назвали «летающим гробом». Компания Lockheed продала немцам 916 самолетов. Почти третья часть из них (292 или 30%) разбилась, не принимая участия в боевых действиях.

Одним из погибших летчиков был сын председателя Бундестага ФРГ Каи-Уве фон Касселя. Погибал каждый десятый пилот, садившийся за штурвал этого коварного самолета. Всего же погибли 110 человек.

Но относительный рекорд был установлен не в Германии, а в Канаде, где было потеряно 46% дорогих подарков от фирмы Lockheed — 112 из 238-и. При этом погибли 37 пилотов.

Истребитель Lockheed F-104 Starfighter

Печальная статистика сложилась и в Японии. Но там, в отличие от ФРГ, докопались до причины закупки обладавших рекордной аварийностью и невысокой боевой эффективностью самолетов. (Во время Вьетнамской войны американские офицеры шутили: у Starfighter лишь одно полезное качество — высокая скорость). Выяснилось, что ответственные за военные закупки японские чиновники получали крупные взятки от представителей компании Lockheed. В результате разразившегося скандала кабинет министров Японии был вынужден уйти в отставку.

Причина жуткой аварийности машины и гибельности ее для пилотов состояла в том, что конструкторы попытались выжать из нее максимально возможную скорость. Для чего было выбрано абсолютно «куцее» крыло, имевшее площадь 18 кв.м. И это при весе снаряженной машины, равной 13 тоннам. Пилоту приходилось буквально балансировать, как в цирке на канате, чтобы удерживать горизонтальный полет, не говоря уж о маневрах.

К тому же Lockheed оснастила самолет неудачной катапультой, которая редко спасала летчиков. Когда немцы создали свою катапульту и разместили ее на самолете, американцы подали на ФРГ в суд. Кстати, благодаря этой замене число смертей сократилось, а количество разбитых самолетов возросло. Поскольку в случае загорания на приборной панели какой-нибудь красной лампочки пилотов охватывал ужас, и они немедленно катапультировались из «летающего гроба».

И, возвращаясь к истории с модернизацией немецкого истребителя-бомбардировщика «Торнадо», необходимо сказать, что французский бюллетень поведал ее с плохо скрываемой радостью. Дело в том, что на нескольких крупных тендерах французский истребитель «Рафаль» остро конкурирует с евроистребителем «Тайфун», в создании которого самое активное участие принимала Германия. Логика тут простая: если «Торнадо» никудышный самолет, то и «Тайфун» недалеко от него улетел.

——————————————————-
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

Торнадо (самолёт) Википедия

Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.

Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Долгое время являлся одним из основных боевых самолётов европейских стран НАТО. Широко использовался в ряде военных конфликтов. К концу 2010-х годов перехватчики ADV сняты с вооружения повсеместно, а Великобритания сняла с вооружения и ударные самолёты.

Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).

Конструкция

Планер

В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71 %), титановые сплавы (18 % главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6 %) и прочие материалы (5 %)

[3].

История создания и производства

Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года[4]. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.

  • Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0[5]. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года[6].
  • Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  • Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

Модификации

«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании
  • «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
    • «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
    • «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании[7]
    • «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель[8]
    • «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1[9]
    • «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
  • «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭБ ВВС Германии[10]
  • «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик[11]

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов[12].

3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам[13]. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты[14][15]. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо»[16]. Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром[17].

Война в Югославии (1999)

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям[13]. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо»[18]. О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.

Война в Ираке

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли[19].

Война в Сирии

3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway[20].

В январе 2016 года газета Bild сообщила, что обновление комплекса авионики до версии ASSTA-3.1 и установка цветных многофункциональных ЖК дисплеев на Tornado германских ВВС нарушило работу нашлемных устройств ночного видения, которые используются пилотами для ночного бомбометания.[21] В комментариях каналу Deutsche Welle министерство обороны Германии заявило, что ночные полёты Tornado в Сирии не планируются, и что возникшие проблемы с засветкой дисплеев будут устранены в течение нескольких недель.[22]

14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие[23].

Тактико-технические характеристики

Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4): Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.[13]

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.[2]
    • Боезапас: 2 х 180 патронов
    • Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
  • Точки подвески: 7
  • Боевая нагрузка: 9000 кг
  • Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
  • Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

На вооружении

Германия
  • ВВС Германии — 152 «Торнадо» (121 IDS и 31 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года[25]. В 2014 году в строю находилось 89 «Торнадо».
Великобритания
Италия
Саудовская Аравия

В компьютерных играх

На Торнадо можно полетать в стареньком симуляторе 1994 года «Tornado: Operation Desert Storm» от компании Digital Integration, в симуляторе Fighters Anthology и в модуле к симулятору Prepar3d от студии Sim Skunk Works и аркадной игре Ace Combat 6 Fires of Liberation

Примечания

  1. ↑ Tornado: Status and Upgrades
  2. 1 2 Tornado at airforce-technology.com
  3. ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
  4. ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
  5. ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
  6. ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
  7. ↑ Tornado GR.1A
  8. ↑ Tornado GR.1B
  9. ↑ Tornado GR.4
  10. ↑ Tornado ECR
  11. ↑ Tornado ADV (F.2)
  12. ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
  13. 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
  14. ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
  15. ↑ Damaged and lost allied planes and helos
  16. ↑ Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр.51
  17. ↑ SADDAM HUSSEIN AND IRAQI AIR POWER: JUST HAVING AN AIR FORCE ISN’T ENOUGH
  18. ↑ В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
  19. ↑ Canadian Pugwash Group
  20. ↑ Britain launches airstrikes hours after Parliament backs ISIS bombings.
  21. ↑ Software Issues Ground Luftwaffe Tornadoes at Night in the Fight Against Daesh
  22. ↑ Deutsche Welle — Report: German jets useless at night
  23. ↑ https://www.gov.uk/government/news/raf-jets-strike-chemical-weapon-facility-in-syria
  24. 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
  25. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
  26. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
  27. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.

Литература

  • Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

wikiredia.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК TORNADO IDS И

ВСЕПОГОДНЫЙ ДАЛЬНИЙ ПЕРЕХВАТЧИК

TORNADO ADV (АНГЛИЯ, ГЕРМАНИЯ, ИТАЛИЯ)

FIGHTER-BOMBER TORNADO IDS

AND ALL-WEATHER LONG-RANGE INTERCEPTOR

TORNADO ADV (ENGLAND, GERMANY, ITALY)

22.11.2013
НЕМЕЦКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ TORNADO ПОЛУЧАТ ШВЕДСКИЕ СИСТЕМЫ САМОЗАЩИТЫ

ВВС Германии подписали с шведской компанией Saab контракт на поставку новых систем самозащиты BOZ-101EC, которые будут устанавливаться на истребители-бомбардировщики Tornado-IDS и самолеты радиоэлектронной разведки Tornado-ECR. Как сообщает Defense Aerospace, сумма сделки составила сто миллионов шведских крон (15 миллионов долларов). Подробности относительно сроков исполнения контракта не уточняются.
По условиям соглашения, Saab должна будет провести сертификацию контейнерных систем самозащиты, а затем произвести их установку на боевые самолеты. Помимо BOZ-101EC на Tornado планируется установить системы предупреждения о пуске ракет MAW-300, а также бортовые системы управления самозащитой с выводом органов управления и дисплеев в кабину пилота. Оснащение истребителей и разведчиков Tornado новыми системами будет произведено в рамках продления сроков их службы.
Разработка контейнерных систем самозащиты будет осуществлена на базе BOZ-102EC, которыми оснащены истребители Tornado ВВС Италии с 2008 года. Последние разработаны на базе единой контейнерной платформы Saab BOZ-EC, включающей в себя систему предупреждения о пуске ракет, систему определения направления угрозы и устройства сброса ложных и тепловых целей.
По данным Flightglobal MiliCAS, в настоящее время на вооружении ВВС Германии стоят 31 самолет радиоэлектронной разведки Tornado-ECR и 110 истребителей-бомбардировщиков Tornado-IDS. Общее количество таких самолетов планируется сократить до 85 единиц к 2018 году с параллельной модернизацией до стандарта ASSTA 3.0.
Лента.ру

06.01.2014

Британские Военно-воздушные силы впервые подняли в воздух истребители Tornado, в конструкцию которых входят металлические детали, отпечатанные на 3D-принтере, сообщили представители оборонной компании BAE Systems.
В BAE Systems заявили, что использование инженерами компании технологии 3D-печати для проектирования и производства различных деталей может сократить расходы королевских ВВС Великобритании на 1,2 млн фунтов стерлингов (2,23 млн долларов) в течение ближайших четырех лет, передает RT со ссылкой на The Australian.
Британская оборонная компания разрабатывает и производит детали для четырех эскадрилий истребителей Tornado GR4, в том числе защитного покрытия кабин самолетов. Цена некоторых деталей не превышает 100 фунтов.

18.01.2014
Самолет с изменяемой геометрией крыла Panavia Tornado IDS ВВС Германии разбился во время ночного полета в районе гор Эйфель, сообщает сегодня defence24.pl. Оба пилота успели катапультироваться. Инцидент произошел 16 января в 21.30 в 5 км от авиабазы Бюхель. Самолет выполнял обычный тренировочный полет и оружия на его борту не было. Оба пилота катапультировались и находятся в больнице. Один из них получил легкие ранения.
Потерпевший крушение самолет «Торнадо» принадлежал 33-й эскадрилье ВВС Германии, дислоцированной на авиабазе Бюхель. На данный момент нет никаких известных причин аварии, ведется расследование. Представители люфтваффе заявили, что «черный ящик» разбившегося самолета найден. Военный Паритет

30.03.2014
28 марта ВВС Великобритании расформируют еще две эскадрильи, оснащенных истребителями-бомбардировщиками Panavia Tornado GR.4, в 2019 году все боевые самолеты этого типа будут выведены из эксплуатации, сообщает janes.com 26 марта.
Будут расформированы 12-я и 617-я (Dambusters) эскадрильи (обе дислоцированы на базе Лоссимут, Шотландия), таким образом, в королевских ВВС останутся только три эскадрильи этих самолетов (2-я, 9-я и 31-я, база Мархам, Англия).
15-я резервная эскадрилья, которая занимается обучением курсантов, будет выполнять свои функции на базе Лоссимут, по крайней мере, до 2015 года. Дальнейшая судьба эскадрильи не определена, но она не переедет на базу Мархам, сообщил пресс-секретарь ВВС информационной группе IHS Jane’s.
База Лоссимут будет продолжать работать как крупная станция фронтовой авиации, где дислоцирована истребительная эскадрилья, оснащенная боевыми самолетами Typhoon FGR.4, еще шесть эскадрилий будут перебазированы сюда из близлежащей базы Лейхарс в конце года.
Истребители-бомбардировщики Tornado GR.4 будут заменены многоцелевыми боевыми стелс-самолетами с укороченным взлетом и вертикальной посадкой Lockheed Martin F-35B Lightning II Joint Strike Fighter, которые должны поступать на вооружение начиная с 2018 года. В 2016 году 617-я эскадрилья прибудет в США, где станет первым боевым подразделением ВВС Великобритании, освоившей и оснащенной истребителями F-35B. В 2018 году эскадрилья перелетит на базу Мархам.
Военный Паритет

02.05.2014
Министерство обороны Великобритании заключило последний контракт на материально-техническую поддержку парка истребителей-бомбардировщиков Panavia Tornado GR.4, сообщает janes.com 30 апреля. Сумма контракта c компанией BAE Systems составила 125 млн ф.ст. (210 млн долл США), средства пойдут на поддержание парка самолетов до 2019 года, когда они будут выведены из боевого состава ВВС Великобритании. Первоначально планировалось оставить эти самолеты на вооружении в течение 10 лет, израсходовав на эти цели 1,3 млрд ф.ст.
В настоящее время ударные самолеты «Торнадо» дислоцированы на базе ВВС Лоссимут и Мархэм, их заменят истребителя пятого поколения F-35B. Сокращение срока службы «Торнадо» продиктовано мерами экономии военного бюджета страны.

14.08.2014
Великобритания намерена усилить борьбу с исламскими боевиками в Ираке и планирует направить в страну боевые самолеты Panavia GR4 Tornado, сообщает flightglobal.com 12 августа.
Сообщается, что самолеты будут дислоцированы в горном районе Синджар в Ираке, где укрываются беженцы. Министерство обороны также объявило, что два самолета Lockheed Martin C-130J будут задействованы в поставке помощи беженцам. Общий объем британской помощи оценивается в 8 млн ф.ст. (13 млн долл США).
Роль самолетов «Торнадо» будет аналогична тем задачам, которую выполняли самолеты в начале этого года, то есть выполнение разведывательных полетов в районах, пострадавших от наводнения. Военный Паритет

ВОЙНА В ИРАКЕ

27.09.2014
26 сентября парламент Великобритании одобрил нанесение воздушных ударов по объектам боевиков исламского государства в Ираке, сообщает aereo.jor.br. За эту резолюцию проголосовали 524 депутата против 43, таким образом, ВВС Великобритании присоединились к военной коалиции во главе с США.
Сообщается, что шесть истребителей-бомбардировщиков Tornado GR-4, базирующиеся на Кипре, приведены в полную боевую готовность для нанесения первых ударов. Военный Паритет

ВОЙНА В ИРАКЕ

04.10.2014
Британское правительство решило отложить на 12 месяцев плановый вывод (апрель 2015 года) из боевого состава двух эскадрилий истребителей-бомбардировщиков Tornado GR.4, сообщает Defense News 3 октября.
Таким образом, самолеты останутся на вооружении до апреля 2016 года, заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (David Cameron). Это решение связано с тем, что ВВС Великобритании участвуют в воздушных ударах по исламским террористам в Ираке, которые могут превратиться в «длительную кампанию». Также принято решение направить еще два «Торнадо» к шести, которые участвуют в воздушной операции. Франция также приняла решение увеличить количество своих истребителей Rafale от шести до восьми для действий в Ираке.
В настоящее время ВВС Великоборитании насчитывают в своем составе около 100 «Торнадо», из которых 46 находятся в боеготовом состоянии. Полный вывод из эксплуатации намечался на 2019 год. Их место должны занять истребители Typhoon и пока неизвестное количество F-35B, которые возьмут на себя задачи ударной авиации.
В настоящее время «Торнадо» получили возможность применять УР Brimstone с двухрежимной ГСН и крылатую ракету Storm Shadow, а также УАБ Paveway с лазерной ГСН. Считается, что основным оружием для нанесения ударов по исламистам станут ракеты «Бримстоун».
Военный Паритет

21.01.2016

Самолёты ВВС ФРГ Tornado, развёрнутые в Сирии для разведопераций, не могут летать по ночам, сообщает Взгляд со ссылкой на Defense News (DN).
Издание напоминает, что «шесть самолётов, отправленных в Сирию, оснащены техническими средствами наблюдения и были расхвалены за способность делать фотографии высокого разрешения и инфракрасные снимки даже в плохую погоду и ночью».
Тем не менее, «ночные полёты невозможны, так как пилоты немецких Tornado ослеплены слишком ярким светом от лампы в кабине», пишет DN.
«Есть небольшие технические проблемы, связанные с освещением кабины, – признал пресс-секретарь Минобороны ФРГ. –Возможно, очки, которые надевают пилоты ночью, являются причиной отсвечивания».
По его словам, военное ведомство «ожидает решения проблемы в течение ближайших двух недель».
Пресс-секретарь также отметил, что «в настоящее время в Сирии нет необходимости летать ночью».
«Развёртывание миссии выполнено на 100 процентов», – добавил он.

ВОЙНА В СИРИИ
НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

30.06.2016

27 июня министерство обороны Великобритании объявило, что истребители–бомбардировщики Tornado GR4 королевских ВВС впервые применили крылатые ракеты MBDA Storm Shadow по объектам «Исламского государства» в Ираке, сообщает «Военный Паритет».
Сообщается, что 26 июня два самолета «Торнадо» произвели пуск четырех КР для уничтожения большого бункера в неназванном месте в западной части Ирака. Отмечается, что все ракеты попали точно в цель и взорвались глубоко в бункере. Объект был построен еще во времена правления Саддама Хусейна.
Ракета оснащена мощной кумулятивной боевой частью, которая способна пробивать толстую преграду для срабатывания основной боеголовки внутри объекта. Самолеты «Торнадо» дислоцируются на базе ВВС Великобритании в Акриотири (Кипр) в более чем 1000 км к западу от Багдада.
Военный Паритет

АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА STORM SHADOW/SCALP-EG (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ/ФРАНЦИЯ)
ВОЙНА В ИРАКЕ

21.09.2016
Истребители Panavia Tornado GR4 королевских ВВС Великобритании получат новые «умные» ложные цели BriteCloud, предназначенные для защиты боевых самолетов от различных типов ракет с радиолокационными системами наведения. Как пишет Aviation Week, поставкой ложных целей британским военным займется итальянская компания Leonardo-Finmeccanica.
BriteCloud представляют собой небольшие цилиндры с выпускаемым хвостовым стабилизатором. Они предназначены для зарядки в автоматы отстрела обычных ложных тепловых целей калибра 55 миллиметров. В частности, такие используются на истребителях Tornado. Эта особенность позволяет при установке новых ложных целей на самолет не вносить существенных изменений в его конструкцию.
https://nplus1.ru

25.10.2016

Как сообщает французский бюллетень «TTU» в материале «Cloues au sol», почти половина германских истребителей бомбардировщиков Panavia Tornado, включая шесть, дислоцированных на турецкой авиабазе Инджирлик для действий против формирования «Исламского государства», прикованы к земле из-за выявленной проблемы ослабления конструкции планера в районе кабины пилотов.
Данная проблема затронула 39 самолетов Tornado, БРЭО которых было модифицировано по стандарту ASSTA 3.0/3.1, из более чем 85 самолетов модификаций IDS и ECR, находящихся в боевом составе, и эксплуатация которых запланирована минимум до 2018 года.
Немецкие Tornado уже сталкивались в прошлом с различными проблемами, например, в январе текущего года СМИ стало известно о том, что излишнее освещение приборов в кабине мешала летчикам в ходе ночных полетов.
http://bmpd.livejournal.com

02.04.2017

Королевские ВВС Великобритании на своей странице в сети Facebook (31 марта) сообщают, что в ближайшее время истребители Tornado, базирующиеся в Лоссимуте в составе 15-й резервной эскадрильи (XV(Reserve) Squadron), переберутся в Мархам, где закончат свою службу. Сама эскадрилья расформирована.
На церемонии прощания с эскадрильей, которая существовала 102 года, принимали участие 750 приглашенных гостей.
Отмечается, что вместо Tornado здесь будет дислоцирована четвертая эскадрилья истребителей Typhoon, в следующем году прибудут первые F-35B. Также здесь будут размещены девять морских патрульных самолетов P-8 Poseidon.
Военный паритет

08.01.2018

Повстанцы-хуситы заявили, что в Северном Йемене сбит истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS, принадлежащий Саудовской Аравии.
сторонники йеменского мятежного движения «Ансар Аллах» (хуситы) заявили, что сбили военный самолет аравийской коалиции. По данным мятежников, истребитель ВВС коалиции был сбит в провинции Саада, расположенной на севере Йемена и граничащей с Саудовской Аравией.
Возглавляемая Саудовской Аравией коалиция заявила о спасении пилотов боевого самолета, потерпевшего в воскресенье крушение в Йемене. Об этом сообщил телеканал Sky News Arabia, цитируя заявление коалиции.
В нем отмечается, что «в результате специальной операции два пилота, которые находились в разбившемся самолете, спасены». Также указывается, что боевой самолет коалиции разбился «из-за технической неисправности во время возвращения на базу после выполнения задания над территорией Йемена» сообщает ТАСС.
ВТС «БАСТИОН»

ВОЙНА В ЙЕМЕНЕ

17.07.2018

Информационное агентство Саудовской Аравии Saudi Press Agency (SPA) сообщает об инциденте с самолётом так называемой арабской коалиции, действующей против хуситских вооружённых формирований в Йемене. Самолёт, принадлежащий военно-воздушным силами Саудовской Аравии потерпел крушение на юге королевства – неподалёку йеменской границы.
Пресс-секретарь коалиции полковник аль-Малики: «Самолёт «Торнадо» ВВС Саудовской Аравии в четверг упал в районе Асир. Предварительной версией падения самолёта является техническая неисправность. Пилоты остались живы».
На данный момент информации о состоянии военнослужащих и о возможных пострадавших на земле нет.
При этом утверждается, что самолёт был задействован в «учебной наблюдательной миссии».
Между тем, другие источники высказывают предположение по поводу того, что самолёт саудовских ВВС был сбит. Южные районы Саудовской Аравии нередко атакуются хуситами в формате так называемых операций возмездия. Несколько недель назад хуситы атаковали южные районы СА, нанеся ракетный удар по территории, прилегающей к военной базе. При этом официальный Эр-Рияд продолжает обвинять в спонсировании атак на свою территорию Иран.
Военное обозрение

ВОЙНА В ЙЕМЕНЕ

06.03.2019

Королевские ВВС Великобритании подошли к завершению 40 лет эксплуатации боевых самолетов Panavia Tornado, сообщает flightglobal.com 4 марта.
28 февраля из базы Мархэм в Норфолке был совершен прощальный полет с участием девяти ударных самолетов версии GR4.
Теперь, когда оперативная деятельность Торнадо GR4 завершилась, последние два подразделения, которые совершали полеты на них — 9-я и 31-я эскадрильи — будут официально расформированы в середине марта. Впоследствии они будут реформированы с перевооружением на многофункциональные истребители Eurofighter Typhoon и дистанционно пилотируемые воздушные системы Protector RG1 компании General Atomics Aeronautical Systems.
С 1990 года «Торнадо» королевских ВВС активно участвовали в локальных конфликтах над Ираком, Сирией, Афганистаном, Косово и Ливией, налетали более 185 тыс боевых часов. Первый британский «Торнадо» поступил на вооружение в 1979 году.
Прототип совершил первый полет в 1974 году, самолет стал плодом сотрудничества между Германией, Италией и Великобританией, было изготовлено почти 1000 самолетов, в том числе для единственного экспортного клиента — ВВС Саудовской Аравии. В настоящее время в активном состоянии ВВС четырех стран находятся 270 «Торнадо».
Военный паритет


ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК TORNADO IDS И

ВСЕПОГОДНЫЙ ДАЛЬНИЙ ПЕРЕХВАТЧИК TORNADO ADV

Самолет Tornado разработан европейским консорциумом Panavia в составе английской фирмы «Бритиш аэроспейс», немецкой «Мессершмитт-Бельков-Блом» и итальянской «Аэриталиа» для ВВС трех стран (тактические истребители) и ВМС ФРГ (истребитель-бомбардировщик). В ФРГ и Италии он имеет наименование Tornado ECR, а в Великобритании — Tornado GR.I.
В июне 1968 года Англия, Италия, ФРГ и Нидерланды подписали меморандум о взаимопонимании, где определялись принципы финансирования работ по созданию самолета MRA-75 (Multi-Role Aircraft 1975 — многоцелевой самолет 1975 года). Не присоединившиеся к ним Канада и Бельгия в октябре 1968-го официально вышли из программы. В июне следующего года их примеру последовали Нидерланды, также не справившиеся с финансированием своей доли работ.
Оставшиеся в составе альянса Великобритания, Германия и Италия все же сумели продолжить боты над самолетом, получившим новое название MRCA-75 (Multi Role Combat Aircraft — многоцелевой боевой самолет 1975 года). Для реализации программы в марте 1969 года был образован международный консорциум Панавиа, объединивший фирмы «ВАС» (Англия), «Мессершмитт-Белков-Блом (Германия)» и «Аэриталия» (Италия). Доли Великобритании и ФРГ в финансировании работ составили 42,5%, а Италии — 15%. Одновременно с фирмой «Панавиа» было создано производственное объединение «Турбо-Унион», предназначенное для разработки и производства двигателя для этого самолета. В состав объединения вошли фирмы «Роллс-Ройс», «MTU» и «Фиат».
Разработка БРЭО была поручена объединению «Авионика», включающему фирмы «EASAMS», «ESG» и «SIA». Пушки для MRCA-75 создавались фирмой «Маузер». Разработка самолета официально началась 22 июля 1970 года.
Первоначально истребитель-бомбардировщик предполагалось создать в двухместном («Панавиа-200» для ФРГ и Великобритании) и одноместным («Панавиа-100» для Италии) вариантах, однако в дальнейшем приняли решение строить только двухместные самолеты.
Техническое проектирование самолета завершилось в августе 1972 года, а 14 августа 1974 года первая из девяти опытных машин поднялась в воздух. В сентябре 1974 года новому истребителю-бомбардировщику было присвоено имя Tornado.
29 июля 1976 года было подписано межправительственное соглашение, по которому для трех стран-участниц программы намечалось выпустить, в общей сложности, 640 серийных истребителей-бомбардировщиков Tornado IDS (а также 165 перехватчиков Tornado ADV для Королевских ВВС). Первый предсерийный самолет вышел на летные испытания 5 февраля 1977 года (было построено шесть машин для войсковых испытаний), а летом 1979 года из ворот сборочных цехов начали выкатываться серийные истребители-бомбардировщики.
В 1980 году Британские ВВС получили первый самолет Tornado, через год эти машины стали поступать на вооружение ВВС Италии и ФРГ.
Германия приобрела 359 самолетов. Люфтваффе получили 157 «чистых» истребителей-бомбардировщиков, 55 самолетов с двойным управлением и 35 самолетов РЭБ «Tornado»ECR. Авиация Бундесмарине приобрела 112 самолетов, в том числе 12 — с двойным управлением.
Италия закупила 100 истребителей-бомбардировщиков (12 — с двойным управлением), а Великобритания — 229 (из них 51 — с двойным управлением). 31 мая 1988 года последний из самолетов TornadoIDS был передан ВВС Италии, 12 июля — ВВС Германии, а 19 ноября 1992 года — Королевским ВВС.
Часть самолетов ВВС Великобритании, получивших «местное» обозначение Tornado GR.1, в 1984 году была оборудована для доставки тактической ядерной бомбы WE177B британского производства или более мощной американской ядерной бомбы В61.
В 1993 году в комплект вооружения самолетов Tornado С1М был включен и подвесной контейнер с лазерно-тепловизионной обзорно-прицельной системой TIALD (впрочем, два этих контейнера прошли «обкатку» в боевых условиях еще в 1991 году). 16 истребителей-бомбардировщиков в 1985-1987 гг. были модернизированы в разведчики-бомбардировщики «Topнaдo» GR.Mk.1, еще 14 самолетов доработали в этот вариант в 1989-1990 гг.
В 1993-1994 гг. 24 самолета переоборудовали в противокорабельный вариант TornadoGR.Mk.1B, способный нести до четырех ракет «Си Игл» с радиолокационой активной системой самонаведения.
54 самолета Tornado IDS, состоящие на вооружении ВМС Германии, оснащены противокорабельными ракетами «Корморан»1, а с 1995 года — «Корморан»2.
Штатным вооружением итальянских самолетов стали ракеты «воздух-поверхность» AGM-65D «Мейврик», противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, противокорабельные ракеты «Корморан»1 УР «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдуиндер», КАБ GBU-16 «Пейвуэй»II и обычные свободнопадающие бомбы. Самолет способен нести американские ядерные бомбы В61. В 1994 году TornadoIDS ВВС Италии получили контейнер с лазерной системой целеуказания Томсон-TRT CDLP.

Самолет ВВС Великобритании Tornado ADV (Air-Defence Variant) спроектирован на основе истребителя-бомбардировщика Tornado IDS (Interdictor Strike Variant). ADV вобрал все лучшие качества модели IDS. Применение на самолете Tornado ADV крыла изменяемой стреловидности и высокоэкономичных двигателей позволило реализовать задачу продолжительного патрулирования и обеспечить высокую максимальную скорость полета нового перехватчика.
Двухместный самолет Tornado ADV выполнен по нормальной балансировочной схеме с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности.
Самолет оснащен многорежимной импульсно-доплеровской РЛС GEC Эвианикс AI-24 «Фоксхантер», позволяющей обнаруживать воздушные цели до 185 км и сопровождать одновременно более 10 целей. Предусмотрены режимы наведения УР «Скай Флеш», обеспечения прицельной информацией для пуска УР «Сайдуиндер» и стрельбы из пушки, картографирования земной поверхности для обеспечения навигации. Имеется система предупреждения о радиолокационном облучении MSDS «Гермес», могут устанавливаться контейнеры с передатчиками помех Маркони «Скайшэдоу», контейнеры с устройствами разбрасывания дипольных отражателей и ИК ложных целей Филипс-Матра «Фима» и ALE-40.
Вслед за тремя прототипами Tornado ADV в «ВАе Warton» были собраны 18 F.Mk 2 и 152 F.Mk 3, поступивших на вооружение британских ВВС (включая 8 самолетов, заказанных, но не оплаченных Оманом). Перехватчиками вооружили учебное подразделение и семь эскадрилий, несколько самолетов использовались испытательными организациями.
Саудовские ADV отличались от британских F.Mk 3 лишь в деталях и несли аналогичное вооружение из УР AIM-9L/SkyFlash. Саудовские Tornado первыми получили РЛС Foxhunter (этап 1).
Истребители-бомбардировщики Tornado ВМФ ФРГ оказались исключительно удачными морскими ударными самолетами и разведчиками.Однако немецкая военно-морская авиация стала жертвой изменений в оперативной обстановке после окончания холодной войны.В 1994 году она сдала половину своих Tornado в ВВС,а в 2005 году лишилась и оставшихся машин.

МОДИФИКАЦИИ
• Tornado IDS истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии.
• Tornado GR.Mk.1 ударный истребитель ВВС Великобритании.
• Tornado GR.Mk.1A тактический всепогодный разведчик на основе Tornado GR.Mk.1 ВВС Великобритании.
• Tornado GR.Mk.1B морской ударный истребитель.
• Tornado GR.Mk.4 истребитель с модернизированной электроникой и системами управления оружием ВВС Великобритании.
• Tornado ECR разведчик-бомбардировщик / самолет РЭП ВВС Германии.
• Tornado F.2 — первые серийные самолеты этого типа. 18 единиц были поставлены ВВС Великобритании в октябре 1985 г.
• Tornado F.3 — самолеты с новыми двигателями RB 199 Mk.104 и усовершенствованным оборудованием. Выпущено в начале 90-х годов 197 единиц. Самолеты Tornado F 3 поставлялись Саудовской Аравии (24 единицы) и продолжают находиться на вооружении ВВС Великобритании.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого 14090
нормальная взлетная 20410
максимальная взлетная 27950
Размах крыла, м 13,92
Длина, м 16,72
Высота, м 5,95
Площадь крыла, м2 31,00
Топливо , кг
во внутренних баках 5090
в ПТБ 4 x 1500 л или 2 х 1500+2 х 2250 л
Тип двигателя
Тяга, кН 2 ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R Mk.101
нефорсированная
форсированная 2 х 33,70
Максимальная скорость, км/ч 2 х 6,.01
на высоте 2338 (М=2.20)
у земли 1480
Крейсерская скорость, км/ч 1010 (М=0.92)
Перегоночная дальность, км 3890
Боевой радиус действия, км 1390
Максимальная скороподъемность, м/мин 4572
Практический потолок, м 15240
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Экипаж, чел 2

ВООРУЖЕНИЕ:

Стрелково-пушечное: 1 х 27 мм BK-27 Маузер c 180 патронами
Боевая нагрузка — 9000 кг на 7 узлах подвески.
Управляемые ракеты:
2 УР воздух-воздух AIM-9B/L Sidewinder, «Спарроу», «Скайфлэш» и AIM-120
противорадиолокационные УР HARM, ALARM,
ПКР Sea Eagle, TASM, AS-34 «Корморан», УР «Мейверик»
Бомбы:
3 х BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25
3 х управляемые авиабомбы GBU-15 c оптическим наведением, Paveway с лазерным наведением
3 ядерные бомбы WE.177
напалмовые баки и специальные подвесные контейнеры, в том числе с антиаэродромными системами JP233.

Источники: www.airwar.ru, www.best-army.ru, worldweapon.ru, allaircraft.ru, millitaryarmor.ucoz.ru и др.


RAF Tornado GR1 — Recruitment Video — IX Squadron Training


Cosford Air Show 2012 Tornado GR4


Посадка самолета Tornado F3 без передней стойки

bastion-karpenko.ru

Торнадо (самолёт) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Торнадо (значения).
Tornado

Немецкий «Торнадо» IDS в полёте
Тип истребитель-бомбардировщик
Производитель Panavia Aircraft GmbH[d]
Первый полёт 14 августа 1974 года
Начало эксплуатации 1980 год[1]
Статус эксплуатируется, снят с производства
Эксплуатанты ВВС Великобритании
ВВС Германии
ВВС Италии
ВВС Саудовской Аравии
Годы производства 1979—1998[2]
Единиц произведено 992
 Медиафайлы на Викискладе

Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.

Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Долгое время являлся одним из основных боевых самолётов европейских стран НАТО. Широко использовался в ряде военных конфликтов. К концу 2010-х годов перехватчики ADV сняты с вооружения повсеместно, а Великобритания сняла с вооружения и ударные самолёты.

Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).

Содержание

  • 1 Конструкция
    • 1.1 Планер
  • 2 История создания и производства
  • 3 Модификации
  • 4 Боевое применение
    • 4.1 Война в Персидском заливе (1991)
    • 4.2 Война в Югославии (1999)
    • 4.3 Война в Ираке
    • 4.4 Война в Сирии
  • 5 Тактико-технические характеристики
  • 6 На вооружении

ru-wiki.ru

Panavia Tornado — Википедия. Что такое Panavia Tornado

Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.

Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.

Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).

Конструкция

Планер

В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71 %), титановые сплавы (18 % главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6 %) и прочие материалы (5 %)[3].

История создания и производства

Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года[4]. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.

  • Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0[5]. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года[6].
  • Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  • Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

Модификации

«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании
  • «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
    • «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
    • «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании[7]
    • «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель[8]
    • «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1[9]
    • «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
  • «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭБ ВВС Германии[10]
  • «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик[11]

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов[12].

3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам[13]. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты[14][15]. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо»[16]. Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром[17].

Война в Югославии (1999)

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям[13]. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо»[18]. О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.

Война в Ираке

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли[19].

Война в Сирии

3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway[20].

В январе 2016 года газета Bild сообщила, что обновление комплекса авионики до версии ASSTA-3.1 и установка цветных многофункциональных ЖК дисплеев на Tornado германских ВВС нарушило работу нашлемных устройств ночного видения, которые используются пилотами для ночного бомбометания.[21] В комментариях каналу Deutsche Welle министерство обороны Германии заявило, что ночные полёты Tornado в Сирии не планируются, и что возникшие проблемы с засветкой дисплеев будут устранены в течение нескольких недель.[22]

14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие[23].

Тактико-технические характеристики

Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4): Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.[13]

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.[2]
    • Боезапас: 2 х 180 патронов
    • Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
  • Точки подвески: 7
  • Боевая нагрузка: 9000 кг
  • Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
  • Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

На вооружении

Германия
Великобритания
Италия
Саудовская Аравия

Примечания

  1. ↑ Tornado: Status and Upgrades
  2. 1 2 Tornado at airforce-technology.com
  3. ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
  4. ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
  5. ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
  6. ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
  7. ↑ Tornado GR.1A
  8. ↑ Tornado GR.1B
  9. ↑ Tornado GR.4
  10. ↑ Tornado ECR
  11. ↑ Tornado ADV (F.2)
  12. ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
  13. 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
  14. ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
  15. ↑ Damaged and lost allied planes and helos
  16. ↑ Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр.51
  17. ↑ SADDAM HUSSEIN AND IRAQI AIR POWER: JUST HAVING AN AIR FORCE ISN’T ENOUGH
  18. ↑ В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
  19. ↑ Canadian Pugwash Group
  20. ↑ Britain launches airstrikes hours after Parliament backs ISIS bombings.
  21. ↑ Software Issues Ground Luftwaffe Tornadoes at Night in the Fight Against Daesh
  22. ↑ Deutsche Welle — Report: German jets useless at night
  23. ↑ https://www.gov.uk/government/news/raf-jets-strike-chemical-weapon-facility-in-syria
  24. 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
  25. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
  26. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
  27. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.

Литература

  • Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

wiki.sc

Panavia Tornado

TR | UK | KK | BE | EN |
panavia tornado, panavia tornado fighter jet
Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.

Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.

Содержание

  • 1 Конструкция
  • 2 История создания и производства
  • 3 Модификации
  • 4 Боевое применение
    • 4.1 Война в Персидском заливе (1991)
    • 4.2 Война в Югославии (1999)
    • 4.3 Война в Ираке
  • 5 Тактико-технические характеристики
  • 6 На вооружении
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Конструкция

Планер

В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71%), титановые сплавы (18% главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6%) и прочие материалы (5%).

История создания и производства

Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.

  • Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года.
  • Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  • Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

Модификации

«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании
  • «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
    • «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
    • «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
    • «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель
    • «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1
    • «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
  • «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭП ВВС Германии
  • «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

Основная статья: Война в Персидском заливе

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов.

3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам В среднем одна потеря приходилась на 400 боевых вылетов. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты.

Война в Югославии (1999)

Основная статья: Война НАТО против Югославии

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо». О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.

Война в Ираке

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли.

Тактико-технические характеристики

Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов Tornado GR4 ВВС Великобритании Tornado ECR Tornado ECR ВВС Италии

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4):

Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Грузоподъёмность: 9 000 кг
  • Длина: 16,72 м
  • Размах крыла: 8,60 м — 13,91 м (в зависимости от угла стреловидности)
  • Высота: 5,95 м
  • Площадь крыла: 26,60 м² (при угле стреловидности 25°)
  • Масса пустого: 14 100 кг
  • Нормальная взлётная масса: 20 400 кг
  • Максимальная взлётная масса: 27 200 кг (с наружными подвесками)
  • Масса топлива во внутренних баках: 4 650 кг + 440 кг (килевой бак)
  • Силовая установка: 2 × ТРДДФ Turbo-Union RB199 (англ.)русск.
    • Бесфорсажная тяга: 2 × 4 380 кгс
    • Форсажная тяга: 2 × 7 620 кгс


Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 2340 км/ч (Маха=2,2)
  • Максимальная скорость: 1 480 км/ч (Маха=1,2) — на малой высоте без подвесок
  • Крейсерская скорость: 1 112 км/ч (Маха=0,9) — на малой высоте с подвесками
  • Боевой радиус: 1 390 км
  • Перегоночная дальность: 3 890 км
  • Практический потолок: 15 000 м
  • Скороподъёмность: 77 м/сек
  • Длина разбега: 760 м
  • Длина пробега: 370 м
  • Максимальная перегрузка: +7,5 g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.
    • Боезапас: 2 х 180 патронов
    • Скорострельность: 1 600 выстрелов/мин
  • Точки подвески: 7
  • Боевая нагрузка: 9 000 кг
  • Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
  • Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

На вооружении

Германия
  • ВВС Германии — 152 «Торнадо» (121 IDS и 31 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года
Великобритания
  • ВВС Великобритании — 125 «Торнадо» IDS (GR4 и GR4A), по состоянию на декабрь 2011 года
Италия
  • ВВС Италии — 76 «Торнадо» (62 IDS и 16 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года
Саудовская Аравия
  • ВВС Саудовской Аравии — 82 «Торнадо» IDS, по состоянию на декабрь 2011 года

Примечания

  1. Tornado: Status and Upgrades
  2. 1 2 Tornado at airforce-technology.com
  3. The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
  4. Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
  5. EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
  6. Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
  7. Tornado GR.1A
  8. Tornado GR.1B
  9. Tornado GR.4
  10. Tornado ECR
  11. Tornado ADV (F.2)
  12. Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
  13. 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
  14. The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
  15. Damaged and lost allied planes and helos
  16. В.Е. Ильин, И.В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
  17. Canadian Pugwash Group
  18. 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
  19. Hoyle Flight International 13–19 December 2011, p. 39.
  20. Hoyle Flight International 13–19 December 2011, p. 50.
  21. Hoyle Flight International 13–19 December 2011, p. 47.

Литература

  • Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

  • RAF Squadrons (англ.)
  • Airforce Fact Files (англ.)
  • FAS — BAe Tornado (англ.)
  • Aerospace Web — Tornado IDS (англ.)
  • Unofficial Panavia Tornado site (англ.)
  • List of all active German Tornados (англ.)

panavia tornado, panavia tornado adv, panavia tornado aircraft, panavia tornado cockpit, panavia tornado f3, panavia tornado fighter jet, panavia tornado for sale, panavia tornado images, panavia tornado interceptor, panavia tornado landing gear


Panavia Tornado Информацию О




Panavia Tornado Комментарии

Panavia Tornado
Panavia Tornado
Panavia Tornado Вы просматриваете субъект

Panavia Tornado что, Panavia Tornado кто, Panavia Tornado описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Panavia Tornado — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.

Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.

Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).

Конструкция

Планер

В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71 %), титановые сплавы (18 % главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6 %) и прочие материалы (5 %)[3].

Видео по теме

История создания и производства

Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года[4]. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.

  • Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0[5]. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года[6].
  • Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  • Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

Модификации

«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании
  • «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
    • «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
    • «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании[7]
    • «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель[8]
    • «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1[9]
    • «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
  • «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭБ ВВС Германии[10]
  • «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик[11]

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов[12].

3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам[13]. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты[14][15]. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо»[16]. Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром[17].

Война в Югославии (1999)

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям[13]. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо»[18]. О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.

Война в Ираке

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли[19].

Война в Сирии

3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway[20].

В январе 2016 года газета Bild сообщила, что обновление комплекса авионики до версии ASSTA-3.1 и установка цветных многофункциональных ЖК дисплеев на Tornado германских ВВС нарушило работу нашлемных устройств ночного видения, которые используются пилотами для ночного бомбометания.[21] В комментариях каналу Deutsche Welle министерство обороны Германии заявило, что ночные полёты Tornado в Сирии не планируются, и что возникшие проблемы с засветкой дисплеев будут устранены в течение нескольких недель.[22]

14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие[23].

Тактико-технические характеристики

Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4): Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.[13]

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.[2]
    • Боезапас: 2 х 180 патронов
    • Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
  • Точки подвески: 7
  • Боевая нагрузка: 9000 кг
  • Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
  • Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

На вооружении

Германия
  • ВВС Германии — 152 «Торнадо» (121 IDS и 31 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года[25]. В 2014 году в строю находилось 89 «Торнадо».
Великобритания
Италия
Саудовская Аравия

Примечания

  1. ↑ Tornado: Status and Upgrades
  2. 1 2 Tornado at airforce-technology.com
  3. ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
  4. ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
  5. ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
  6. ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
  7. ↑ Tornado GR.1A
  8. ↑ Tornado GR.1B
  9. ↑ Tornado GR.4
  10. ↑ Tornado ECR
  11. ↑ Tornado ADV (F.2)
  12. ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
  13. 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
  14. ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
  15. ↑ Damaged and lost allied planes and helos
  16. ↑ Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр.51
  17. ↑ SADDAM HUSSEIN AND IRAQI AIR POWER: JUST HAVING AN AIR FORCE ISN’T ENOUGH
  18. ↑ В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
  19. ↑ Canadian Pugwash Group
  20. ↑ Britain launches airstrikes hours after Parliament backs ISIS bombings.
  21. ↑ Software Issues Ground Luftwaffe Tornadoes at Night in the Fight Against Daesh
  22. ↑ Deutsche Welle — Report: German jets useless at night
  23. ↑ https://www.gov.uk/government/news/raf-jets-strike-chemical-weapon-facility-in-syria
  24. 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
  25. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
  26. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
  27. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.

Литература

  • Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *