Первое столкновение F-35 и Су-57Э состоится на международном рынке вооружений
Су-57Э: экспортная модель
Весной 2019 года стало известно, что в России согласовали пакет документов, который разрешает экспортные поставки современного отечественного истребителя пятого поколения. Экспортная модель Су-57Э может заинтересовать иностранных заказчиков, которые по разным причинам не могут приобрести американские истребители пятого поколения F-35.
Среди возможных покупателей новейшего российского истребителя называют страны Азии и Ближнего Востока. К наиболее вероятным покупателям относят Алжир. Совершенно очевидно, что первое «столкновение» F-35 и Су-57Э состоится именно на международном рынке вооружений. Одновременно с этим хочется верить в то, что реальных боевых столкновений с участием двух этих самолетов никогда не случится.
Программа создания истребителя пятого поколения – это очень дорогое удовольствие, позволить себе подобные затраты могут далеко не все страны. При этом как отмечают в американском военно-политическом издании The National Interest, США и КНР в состоянии осилить колоссальные расходы на разработку боевых самолетов в одиночку, тогда как Российской Федерации, по всей видимости, придется покрывать часть расходов по разработке и созданию истребителя Су-57 за счет поставок самолетов иностранным заказчикам.
При этом оценка стоимости программ существенно отличается. Стоимость программы F-35 оценивается примерно в 55 миллиардов долларов. Lockheed Martin и другими производителями выпущено уже более 390 самолетов F-35 Lightning II. Российская программа создания истребителя пятого поколения оценивалась примерно в 3 миллиарда долларов. В настоящее время в России построено 10 летных прототипов Су-57 из состава опытной партии. Два первых серийных истребителя Минобороны России получит до 2020 года.
Су-57 опытной партии
Су-57 может стать истребителем пятого поколения для всех. Традиционно эксперты относят к его конкурентным преимуществам более низкую стоимость, чем у моделей американского производства. Важным отличием признается и то, что США в свое время полностью запретили продажу первого истребителя пятого поколения F-22 третьим странам, а к продажам более легкого F-35 подходят избирательно, поставляя только своим союзникам. Китай пока что также не готов продавать собственный истребитель пятого поколения J-20. На этом фоне России выражает готовность продавать Су-57 всем потенциальным заказчикам, а это прекрасная возможность для стран, которые хотели бы, но не в состоянии приобрести другие самолеты пятого поколения.
Потенциальные покупатели Су-57
В настоящее время военные эксперты обсуждают возможность ценовой войны на мировом рынке между российским истребителем Су-57Э и американским F-35. Обсуждается, какие страны могут стать покупателями российского авиационного комплекса пятого поколения и кто готов рассматривать возможность подобной покупки. Среди возможных покупателей Су-57Э есть одно натовское государство – это Турция.
Стоит отметить, что Турция является участницей многонациональной программы создания истребителя пятого поколения F-35 Lightning II, которая реализуется под эгидой США. В поставке электронных частей и деталей для самолета задействовано не менее 10 турецких промышленных предприятий. Истребитель F-35 должен был стать первым самолетом пятого поколения в ВВС Турции. Всего Анкара собиралась приобрести не менее 100 подобных боевых машин. Но в сегодняшних реалиях поставка может и не состояться. Проблема в покупке Анкарой российской зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф». Американские конгрессмены уже говорили о том, что могут приостановить отправку истребителей в Турцию, если последняя не откажется от приобретения российских комплексов ПВО.
F-35 Lightning II
Возглавляющий государственную корпорацию «Ростех» Сергей Чемезов ранее уже высказывался о том, что Москва готова вести с Анкарой переговоры по поставкам истребителя пятого поколения Су-57Э, в случае если Турция вынуждена будет выйти из программы по производству истребителя F-35 Lightning II. По словам Чемезова, Турция представляет собой привлекательный рынок сбыта для современного российского истребителя пятого поколения.
Ранее глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу недвусмысленно намекал Вашингтону, что в случае отказа от поставок истребителей F-35, Анкара приобретет аналогичные истребители у других государств. А турецкое государственное информационное агентство Anadolu ранее уже готовило сравнение Су-57 с американским истребителем пятого поколения F-35, рассматривая российский самолет в качестве альтернативы. Соответствующий материал с инфографикой выходил в апреле 2019 года. Среди прочего выделялось явное превосходство российского истребителя в максимальной скорости и маневренности. Су-57 оснащен двумя двигателями, а более легкий американский F-35 только одним. Максимальная скорость полета Су-57 составляет до 2600 км/ч, тогда как его конкурент может разогнаться лишь до 1931 км/ч. Российский самолет превосходит противника и в массе боевой нагрузки, которая оценивается в 10 тонн, у американского истребителя – 8,16 тонн. Также Су-57 может находиться в небе практически в два раза больше – 5,8 часа против 2,36 часа у F-35.
Но все же Турция – это далеко не самый очевидный покупатель российского истребителя пятого поколения. Интерес к самолету демонстрируют Египет и Алжир. Но ВВС Египта и так располагают разношерстным парком боевых самолетов, Су-57Э мог бы стать 8 типом боевых самолетов для Каира, что создает массу материально-технических трудностей по обслуживанию этого парка. В то же время Египет активно закупает российскую авиационную технику. На вооружении ВВС Египта находятся фронтовые истребители МиГ-29М и МиГ-29М2 (контракт на 46 самолетов). Также в марте 2019 года издание «Коммерсант» писало о том, что Египет приобретает у России несколько десятков тяжелых многофункциональных истребителей Су-35, стоимость сделки оценивается в два миллиарда долларов. Это делает Египет одним из крупнейших покупателей российской авиационной техники, но по-прежнему неочевидно, что Каир теперь решит усилить собственные ВВС еще и Су-57Э.
Наиболее вероятным покупателем Су-57Э специалисты считают Алжир, который является крупнейшим покупателем российского оружия в Африке. Алжир очень давно скупает новейшие советские, а затем и российские образцы военной техники, в том числе самолеты. На вооружении ВВС этой североафриканской страны уже находятся российские многофункциональные истребители Су-30МКА и Су-35. Скорее всего, Алжир также стал первым иностранным покупателем фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34. Более того, эта страна проявляет интерес и к экспериментальным российским вооружениям, к примеру БМПТ, доказывая, что готовы покупать не самую популярную технику. Учитывая тесное сотрудничество между Алжиром и Россией в военно-технической сфере и готовность Алжира быть первой страной, приобретающей и внедряющей новые российские военные разработки, представляется вероятным, что именно алжирцы станут стартовым заказчиком Су-57Э.
К потенциальным покупателям Су-57Э, но уже в другом уголке планеты, относят Малайзию, которая уже эксплуатирует тяжелые российские истребители Су-30МКМ. В марте текущего года российский самолет пятого поколения демонстрировался премьер-министру этой азиатской страны. Учитывая тот факт, что сосед Малайзии в регионе Сингапур не так давно объявил о приобретении у США небольшой партии истребителей F-35, Малайзия может ускорить процесс приобретения собственных самолетов пятого поколения, выбрав именно российский вариант.
Су-57Э для Индии и Китая
Традиционно крупнейшими покупателями российских вооружений и военной техники выступают Индия и Китай. Обе страны также могут рассматриваться, как заказчики Су-57Э. Именно Индия являлась партнером России по созданию перспективного истребителя пятого поколения FGFA, который разрабатывался на базе Су-57 и должен был стать экспортным вариантом самолета. По всей видимости, Индия окончательно отказалась от реализации этого совместного проекта еще в апреле прошлого года. В СМИ сообщали, что Индия осталась недовольна показателями незаметности прототипов Т-50, а также выражала сомнение в эффективности радаров и авионики нового самолета. В то же время в совместном проекте самолета FGFA, который и планировалось поставлять на экспорт иностранным заказчикам, на Дели приходилось до трети финансирования.
Су-35 ВВС НОАК
Несмотря на отказ от совместной разработки истребителя пятого поколения, Индия еще может стать заказчиком экспортной версии Су-57. У индийских ВВС накопился богатый опыт приобретения и эксплуатации боевой техники советского и российского изготовления. На вооружении ВВС Индии состоит порядка 250 многофункциональных истребителей Су-30МКИ. Это крупнейший в мире эксплуатант самолетов Сухого данной модели. Индия по-прежнему не исключает варианта приобретения Су-57Э. Интерес к самолету пятого поколения может подогреть недавний воздушный конфликт с Пакистаном, в котором индийские ВВС потеряли модернизированный МиГ-21, не сбив ни одного самолета противника.
Китай также может приобрести у России истребители пятого поколения Су-57Э, даже несмотря на наличие собственных самолетов пятого поколения. Правда, размер приобретаемой партии может быть ограничен. Несмотря на разработку собственного истребителя пятого поколения J-20, Китай еще в 2015 году приобрел у России 24 самолета Су-35, заплатив за эту партию два миллиарда долларов и став первым иностранным покупателем данной машины. Самолеты обошлись Китаю достаточно дорого – примерно по 83 миллиона долларов за каждый Су-35. Исходя из этого, можно представить, что Су-57Э на международном рынке вооружений будет стоить еще дороже.
Приобретенными в России Су-35 Китай остался доволен. Именно российские истребители часто сопровождают в полете стратегические китайские бомбардировщики H-6K. Китайцы хвалят дальнобойные ракеты российского многофункционального истребителя, радар, способный одновременно сопровождать до 30 и обстреливать 8 целей и наличие двигателей с управляемым вектором тяги. На этом фоне стоит отметить, что китайский самолет J-20, который эксперты также считают более незаметным, чем Су-57, уступает последнему в двигателях. Российская модель превосходит самолет Поднебесной даже с двигателями первого этапа – АЛ-41Ф1, когда российский истребитель получит более совершенные двигатели второго этапа, которые известны, как «Изделие 30», боевые возможности Су-57 возрастут еще больше. В этом плане Китай может интересоваться Су-57 именно из-за двигателей, с созданием которых у Пекина по-прежнему наблюдаются проблемы. Опасность данной сделки может заключаться в том, что Китай использует российскую технику для реинжиниринга, буквально разбирая машины на винтики и затем воспроизводя на собственных предприятиях. В области копирования и присвоения чужих технологий, а также их усовершенствования путем внесения в конструкцию собственных изменений, Китай преуспел уже давно.
Су-57 опытной партии
Три полка Су-57 для ВКС России
В среду, 15 мая, 2019 года президент России Владимир Путин выступил с заявлением о скором контракте на приобретение 76 истребителей Су-57. Соответствующее заявление глава государства сделал на очередном совещании по оборонной тематике. По словам Путина, ранее согласно государственной программе вооружений до 2028 года ВКС должны были получить всего 16 подобных самолетов. При этом в открытом доступе имелась информация о контракте только на 12 самолетов, комплекте на оснащение одной эскадрильи. Столь небольшой контракт даже позволил журналистам китайского информагентства «Sina» назвать Су-57 худшим российским боевым самолетом в истории. Исходя из этого, китайские журналисты делали вывод о том, что созданный в России самолет пятого поколения не нужен даже российским ВКС.
topwar.ru
какие задачи будет выполнять новейший истребитель Су-57 — РТ на русском
В России началось серийное производство самолёта нового поколения Су-57. Об этом говорится в брошюре, выпущенной к 80-летию ОКБ имени Сухого. До 2028 года Воздушно-космические силы РФ должны получить 76 истребителей. К преимуществам Су-57 относят многофункциональность, невероятную манёвренность и возможность полёта на сверхзвуковой скорости без форсажа. Эксперты отмечают, что отечественным конструкторам удалось создать машину, которая превосходит зарубежные аналоги, но при этом стоит дешевле.
Истребитель пятого поколения Су-57 был запущен в серийное производство, сообщается в буклете, выпущенном в честь 80-летия ОКБ имени Сухого. В рамках государственной программы вооружения до 2028 года Воздушно-космические силы РФ получат 76 машин. Долгосрочный контракт с Минобороны России на поставку самолётов уже подписан.
«Многофункциональный авиационный комплекс пятого поколения, обладающий высоким интеллектом бортового оборудования, малой заметностью, большими рубежами перехвата воздушных и уничтожения наземных целей, в 2019 году запущен в серийное производство, подписан долгосрочный контракт с Минобороны на поставку более 70 самолётов», — говорится в тексте брошюры.
В мае 2019 года на совещании с руководством Минобороны и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) президент РФ Владимир Путин заявил о том, что к 2028 году на Су-57 будут перевооружены три авиаполка. Глава государства пояснил, что ранее планировалось закупить 16 истребителей. Однако в связи со снижением себестоимости самолёта на 20% было решено значительно увеличить объём заказа.
«У нас появились возможности закупить гораздо больше боевых машин этого класса, этого, по сути, нового поколения. Договорились о том, что закупим за тот же период времени без увеличения стоимости 76 таких самолётов… На новой платформе мы не делали ничего подобного в последние 40 лет», — подчеркнул Путин.
«Дальность и боевая производительность»
Разработка Су-57 стартовала в начале 2000-х годов. Минобороны поставило перед ОКБ Сухого задачу создать многоцелевой боевой самолёт нового поколения. Проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА) и заводской шифр Т-50. В августе 2017 года командование ВКС присвоило машине обозначение Су-57.
Первый полёт этот уникальный самолёт совершил 29 января 2010 года, поднявшись в воздух с аэродрома в Комсомольске-на–Амуре. В общей сложности было изготовлено 11 опытных образцов для проведения испытаний планера, бортового радиоэлектронного оборудования, двигателей и вооружения. В 2018 году несколько истребителей были переброшены в Сирию, где состоялось их боевое крещение.
- Истребитель на аэродроме Хмеймим в Сирии
- РИА Новости
- © Министерство обороны РФ
Как утверждает ОКБ Сухого, Су-57 является единственным в мире самолётом, который полностью соответствует всем требованиям пятого поколения. Речь идёт о низком уровне радиолокационной заметности (за счёт замены металлов и сплавов на композитные материалы), высокой автоматизации процессов управления, способности получать целеуказание и данные от беспилотников, спутников и наземных станций.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев пояснил, что в России и в Соединённых Штатах по-разному определяют требования к самолётам пятого поколения. Однако большая часть тактико-технических и эксплуатационных характеристик машин совпадает: малая заметность, «плоская» геометрия корпуса, отсутствие вооружения на узлах подвески, возможность полёта на сверхзвуке в бесфорсажном режиме, который исключает перерасход топлива.
«Российская и американская конструкторские школы достаточно сильно отличаются. Например, в нашей стране традиционно уделяется большое внимание манёвренным характеристикам истребителя, его способности вести ближний бой. Штаты, наоборот, делают ставку на поражение противника на дальней дистанции. Естественно, что разные подходы отражаются на облике и возможностях самолётов пятого поколения двух стран», — отметил Корнев.
Генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов заявил RT, что Су-57 в целом сопоставим с американскими аналогами (F-35 и F-22 Raptor), но по некоторым характеристикам превосходит их. По словам Попова, необходимо учитывать, что ПАК ФА создавался несколько позже. Это позволило должным образом проанализировать ошибки, допущенные заокеанскими конструкторами.
«Наши конструкторы однозначно улучшили такие показатели, как дальность и боевая производительность. А по манёвренности в воздушном бою, особенно в ближнем, Су-57 просто нет равных, так как машина сохраняет устойчивый полёт на больших углах атаки. Кроме того, Су-57 обошёл F-35 и F-22 по соотношению цены и качества. Это грубый подсчёт, но по эффективности отечественный истребитель превосходит американские образцы примерно на 15—20%», — рассказал Попов.
Также по теме
«На технологиях гиперзвука и лазерной энергии»: какое новейшее оружие получит российская армия в ближайшие годыАрмия и флот России в скором времени получат военные системы, не имеющие аналогов в мире. Об этом сообщил министр обороны РФ Сергей…
В Минобороны убеждены, что Су-57 оставил позади «раскрученные западные аналоги». В интервью «Красной звезде» начальник Главного управления вооружения ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев сообщил, что секрет успеха российского истребителя заключается в новейшем внутрифюзеляжном вооружении.
Серийные Су-57 будут обеспечены 14 новыми боеприпасами. Из открытых данных известно, что в арсенал самолёта войдут перспективная противокорабельная ракета с возможностью полёта на гиперзвуковой скорости, управляемая авиабомба КАБ-250, семейство модульных ракет малой дальности серии Х-38М, крылатая ракета Х-59МК2 и противорадиолокационная ракета Х-58УШК.
Огромное значение для боевой эффективности имеет радиолокационная станция Н036 «Белка» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) разработки АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» (г. Жуковский). Большая часть характеристик этого изделия засекречена. В СМИ можно встретить информацию о том, что станция способна мониторить воздушное пространство на дальности около 400 км, сопровождать 60—62 объекта и наводить вооружение на 20 целей (16 воздушных и 4 наземных).
Больше возможностей по сдерживанию
До недавнего времени недостатком Су-57 было отсутствие двигателя нового поколения («изделие 30»). Опытные образцы ПАК ФА оснащались силовым агрегатом «первого этапа» АЛ-41Ф-1 («изделие 117»). Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с управляемым вектором тяги выпускается для истребителя поколения 4++ Су-35С.
Су-57 впервые поднялся в воздух с двигателем «второго этапа» в декабре 2017 года. «Изделие 30» призвано обеспечить возможность длительного полёта на сверхзвуковой скорости в крейсерском (бесфорсажном) режиме. Предположительно, скорость истребителя с новой силовой установкой составит 1300—1800 км/ч, максимальная — 2600 км/ч. В настоящее время продолжаются заводские испытания этого уникального агрегата.
- Взлёт самолёта пятого поколения Су-57
- РИА Новости
- © Михаил Воскресенский
Как сообщил в интервью «Интерфаксу» в июле этого года вице-премьер Юрий Борисов, первые серийные истребители пятого поколения будут оснащены АЛ-41Ф-1. Однако в будущем Минобороны проведёт их ремоторизацию. Таким образом, все строевые Су-57 будут летать исключительно на новых двигателях.
Опрошенные RT эксперты сходятся во мнении, что ОКБ Сухого удалось выполнить поставленные Минобороны задачи. Вложения в проект Су-57 себя оправдали.
В скором времени ВКС получит относительно недорогую машину, которая способна выполнять широкий спектр боевых задач: завоевание господства в воздухе, перехват нарушителей госграницы, сопровождение бомбардировочной авиации, нанесение ударов по морским и наземным целям.
В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что с вводом в строй серийных Су-57 воздушно-космические силы РФ получат больше возможностей по сдерживанию вероятных оппонентов на важнейших стратегических направлениях.
«Страны — члены НАТО активно перевооружаются на поставляемый США F-35. С появлением Су-57 в составе ВКС можно однозначно говорить, что никакого преимущества американцы и их союзники по НАТО не получат», — подчеркнул Мураховский.
russian.rt.com
Истребитель Су-57: пятое поколение на взлет!
На авиасалоне МАКС-2019 широкая публика впервые смогла увидеть отечественный истребитель пятого поколения Су-57. Группа самолетов поразила зрителей сложнейшим пилотированием, а на статической экспозиции у гостей была возможность рассмотреть новейший истребитель вблизи. В рамках салона была представлена экспортная версия Су-57Э, которой заинтересовались зарубежные делегаты.
В 2019 году началось серийное производство Су-57. Это, без сомнения, новая эпоха в развитии российской военной авиации. С началом поставок Су-57 для ВКС Россия вступает в элитное сообщество стран – обладательниц боевых самолетов пятого поколения. Об истории создания и особенностях Су-57 – в нашем материале.
Смена поколений
Основные требования, предъявляемые к истребителям пятого поколения – это применение стелс-технологий, крейсерский сверхзвуковой полет и более совершенная по сравнению с предыдущими поколениями авионика, обеспечивающая высокую автоматизацию и интеллектуализацию комплекса. Частично этим требованиям соответствовали самолеты четвертого поколения, поэтому были введены дополнительные градации, такие как поколения 4+ и 4++. Например, предшественник Су-57 истребитель Су-35 может развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа и обладает продвинутой авионикой.
Таким образом, основы для создания пятого поколения были заложены еще советскими конструкторами при создании предыдущих моделей истребителей. На рубеже 1980-1990-х гг. были закреплены технические требования к перспективному самолету фронтовой авиации, и два КБ – Микояна и Сухого − приступили к работе. В 1994 году был готов проект МиГ 1.44, который пришлось закрыть из-за недостатка финансирования. КБ Сухого предложило истребитель Су-47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. Он также не стал основной для пятого поколения, но на опытной модели Су-47 были отработаны многие использованные позже технологии.
Сборка первого серийного Су-57. Видео: телеканал «Звезда»
В 2002 году работы по перспективному авиакомплексу фронтовой авиации (ПАК ФА) были возобновлены. Исполнителем программы был выбран комплекс Сухого. Первый проект и макет будущего самолета были готовы в 2004 году. Первый летный экземпляр Т-50-1 (название опытного образца Су-57) поднялся в воздух в 2010 году. Сборка самолета проходила в Комсомольске-на-Амуре. На опытном истребителе были установлены двигатели АЛ-41Ф1. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги стал результатом 14-летней работы Уфимского моторостроительного производственного объединения (входит в ОДК). В августе 2017-го стало известно официальное название самолета – Су-57.
«Начинка» Су-57: невидим и невредим
В декабре 2017 года опытная модель Т-50-2 совершила первый полет на двигателях второго этапа под условным названием «изделие 30», которыми будут укомплектовываться серийные Су-57. Именно этот двигатель обеспечивает выполнение технического задания Минобороны. «Изделие 30» является полностью новым двигателем, а не модернизацией предыдущих. Головным предприятием по его разработке стало ОКБ им. А.М. Люльки.
Двигатель АЛ-41Ф1
Разработчиком радиоэлектронной системы Су-57 является НИИП им. В.В. Тихомирова. Многофункциональная радиоэлектронная система с активными фазированными антенными решетками (АФАР) дополняется оптико-электронной локационной системой, которая позволяет обнаруживать в передней полусфере воздушные цели с низкой эффективной площадью рассеяния. Таким образом, Су-57 может отслеживать и поражать цели по всем направлениям.
Система «электронного пилота» оказывает летчику всестороннюю информационную поддержку, в режиме реального времени производя большое количество вычислений на современных многопроцессорных системах. Полагаясь в критических ситуациях на гипотезный анализ системы, обрабатывающей всю входящую информацию, пилот может более качественно сосредоточиться на тактических задачах.
Фото: оргкомитет авиасалона МАКС
Су-57 отлично справляется с еще одной задачей истребителей пятого поколения – быть невидимым для противника. Самолет отличается низким уровнем заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Бортовое электронное оборудование и вооружение Су-57 надежно защищены от помех даже в режиме работы с автоматизированными системами управления войсками, когда идет непрерывный обмен информацией между всеми участниками процесса.
Встроенный бортовой комплекс обороны и система радиоэлектронной борьбы эффективно защищают Су-57 от атак зенитных ракет и управляемых ракет, выпущенных истребителями противника. При этом сам самолет оснащается самым современным вооружением: модернизированной 30-мм авиапушкой и новейшими образцами управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Самолет для будущего
До недавнего времени полноценными серийными образцами истребителей пятого поколения могли похвастаться только ВВС США. Соединенные Штаты серийно поставляют в войска две модели: F-22 с 2005 года и F-35А/В с 2015 года. Китайский самолет J-20 хоть и принят официально на вооружение в 2017 году, но все еще находится в статусе предсерийного образца.
Появление Су-57 вызвало предсказуемую критику и обвинения в несоответствии истребителя критериям пятого поколения со стороны специалистов НАТО и США. В ее основе – нежелание конкурентов делиться мировыми рынками сбыта вооружения. Мнения западных экспертов строятся на различиях в требованиях, предъявляемых к новому поколению самолетов. Американские истребители, насыщенные современной электроникой и сделанные с упором на технологию stealth, получились очень дорогими. Су-57 при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения вышел гораздо более маневренным и, что немаловажно, не таким дорогостоящим, как американские аналоги.
Фото: оргкомитет авиасалона МАКС
В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Однако военные не спешат массово закупать новый истребитель, так как предыдущая модель Су-35 отвечает большинству актуальных требований и считается одним из лучших боевых самолетов в мире. Тем не менее в мае 2019 года Владимир Путин дал указания к 2028 году перевести три авиационных полка на новые самолеты, и уже в июне было подписано соглашение между компанией «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.
На международном авиасалоне МАКС-2019 участники форума и гости впервые смогли увидеть новейший истребитель вблизи. На статической экспозиции была представлена экспортная вариация Су-57Э, поставками которой заинтересовались президент Турции, представители Китая и Индии.
Экспортный Су-57Э на МАКС-2109. Фото: Александр Уткин
Реализация такого глобального проекта, как ПАК ФА, смогла состояться только в тесном сотрудничестве всего оборонно-промышленного комплекса. Холдинги Ростеха и предприятия ОАК проделали гигантскую работу, которая обеспечила задел для развития российской авиапромышленности на долгие годы. Кроме таких очевидных результатов, как наращивание военной мощи страны и рост экспортных возможностей, новейшие наработки и технологии, полученные в процессе создания истребителя пятого поколения, безусловно, обогатят и сферу гражданского авиастроительства.
rostec.ru
Американские лётчики будут глядеть на Су-57 глазами, полными слёз
Новейший истребитель пятого поколения Су-57 запущен в серийное производство. Как и обещали самые разные должностные лица, начиная от руководителя Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, который посулил поставить в армию первую серийную партию из 12 машин уже в 2019 году, и заканчивая министром обороны Сергеем Шойгу, который полностью поддержал сию инициативу.
С. Шойгу. Фото: www.globallookpress.com
Объявление к юбилею
Сообщение об этом принципиальной важности событии, пролетевшее по всем информагентствам, вышло, на первый взгляд, несколько демонстративно-юбилейным.
Многофункциональный авиационный комплекс пятого поколения, обладающий высоким интеллектом бортового оборудования, малой заметностью, большими рубежами перехвата воздушных и уничтожения наземных целей… в 2019 г. запущен в серийное производство, подписан долгосрочный контракт с Минобороны на поставку более 70 самолётов,
– значится всего-навсего в брошюре, изданной по случаю 80-летия ОКБ им. Сухого.
Понятно, что хотели как лучше, но получилось этак смазано. Словесами. А не настоящим медийным праздником, коего это долгожданное событие, несомненно, достойно.
Су-57. Фото: www.globallookpress.com
Ведь что такое – Су-57?
Не будем пока о боевых и технических характеристиках. Об этом Царьград писал многажды и достаточно подробно в рамках того, что не закрыто режимом секретности. Поговорим о том, что запуск этого проекта означает с точки зрения коммерческой и информационной. То есть с точки зрения тех театров, на которых боевые действия между Западом и Россией ведутся в нынешнее технически мирное время.
Новейший истребитель Су-57 над южнороссийскими полупустынями#Минобороны #ВВС #ВКС #Су57 #Авиация #Истребители pic.twitter.com/CRMFyOQgD1
— Минобороны России (@mod_russia) May 25, 2019
У США, Запада имеется F-35. Сравнимый по качествам самолёт пятого поколения. Который они начали делать раньше, взяв, впрочем, за основу чертежи нашего так и не доведённого до ума Як-141. Из-за многих недостатков не доведённого, вообще-то, причём таких, которые не могли быть исправлены в силу самого изначального технического проекта этого палубного истребителя с вертикальным взлётом и посадкой.
Но! У Запада он имеется. То есть болеет детскими и генетическими болезнями, но – летает. В разных странах. И даже чуть-чуть воюет. А значит, по факту исправляет замеченные недостатки.
В этом смысле Су-57 с законтрактованным первоначальным количеством в 76 серийных машин – модель во всех смыслах американца догоняющая.
Однако здесь заложено и потенциальное преимущество. Ибо можно просто догонять, а можно догонять, обгоняя, срезая повороты и разрабатывая с начала лучшие, более совершенные решения.
И вот тут Су-57, впервые полетевший ещё в 2010 году и с тех пор ни шатко ни валко доводившийся до годного в серию образца, пошёл как раз по второму пути. В результате этот истребитель обошёл пресловутый F-35 и по манёвренности, и по тяговооружённости, и по радиоэлектронике, и по бортовому вооружению.
[ИНФОГРАФИКА] – СУ-57 – альтернатива F-35 для Турции?
— ANADOLU AGENCY (RU) (@aa_russian) April 11, 2019
▶ https://t.co/H9jZJDxQTP#СУ57 #F35 #Инфографика #Турция pic.twitter.com/FlUooigYsE
И… по цене! Даже если подсчитать затраты на производство только этих 76 самолётов, что заказало Министерство обороны, то стоимость одной единицы, как оценили военные аналитики, составит всего 31 миллион евро. Это в три раза (!) дешевле F-35.
F-35. Фото: www.globallookpress.com
На фоне того, что аж на уровне вице-премьера Юрия Борисова было заявлено, что все новые серийные Су-57 будут оснащаться двигателем так называемого второго этапа (оно же «изделие 30»), это означает, что американский самолёт будет хуже не только в лётном, но и в коммерческом смысле. А значит что? А значит, Вашингтону придётся ещё и на этом фланге повторять саморазрушительные действия с запретами на покупку русского конкурента союзниками, как он уже попытался поступить с ЗРК С-400 для Турции. И сел в лужу.
Тем более что после этого афронта Турция с интересом размышляет о Су-57. И индусы вынуждены будут сменить свои сегодняшние капризы на более адекватное поведение. Особенно если начнутся переговоры о поставках этих самолётов Пакистану. А почему нет, если эта тема потихоньку проминается с Ираном? Да и Китай свой истребитель пятого поколения когда-нибудь непременно доведёт до ума. Хотя бы с русскими двигателями.
Что может Су-57?
Формально это – многоцелевой истребитель. То есть – машина универсальная, в меру лёгкая, но и достаточно мощная при этом. Больших подробностей о нём, конечно, не разглашают, но известно, что для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей он оснащён всеми необходимыми видами вооружений с соответствующими системами управления. То есть воевать может в одиночку, будучи способным одновременно обстреливать до 16 целей, но может и полностью закрывать небо в строю «единого поля», где каждая машина, умеющая сопровождать до 60 целей, станет мощным узлом этой своеобразной небесной «сетки рабицы».
Липецкий авиацентр одним из первых в ВС РФ получит истребители 5-го поколения Су-57. Самолеты поступят туда в ближайшее время, заявил начальник центра генерал-лейтенант Юрий Сушков https://t.co/sZBRAxNCrb #ВКС #Су57 #ЛипецкийАвиацентр #Авиация #Самолеты #ВВТ pic.twitter.com/7GVjft4TA5
— Минобороны России (@mod_russia) July 17, 2018
Су-57. Фото: www.globallookpress.com
Можно также представить, что в рамках нынешнего стремления к модульности и универсализму вооружений Су-57 будет представлять на поле боя нечто вроде… танка Т-14. То есть – глядящим вокруг себя глазами-камерами по всей сфере, сопряжённым с дополнительными информационными ресурсами от внешних источников, например беспилотников на одном конце и суперкомпьютеров на другом, обладающим всею разрушительною мощью новейших средств радиоэлектронной борьбы. А что ему помешает ещё и у моряков перенять и приспособить для себя технологию радиооптических фазированных антенных решёток (РОФАР), которые позволят разглядывать чужой самолёт в 600 километрах от себя так, будто он в десятке метров? Об этом Царьград тоже писал не так давно.
Ну и конечно же, то самое «изделие 30», мотор с тягой до 18 тонн, позволяющий летать на высоком сверхзвуке без применения форсажа. И этих моторов два! Да ещё с изменяемым вектором тяги. Плюс открытая авионика, превосходящая ту, что имеется на американских самолётах.
Словом, по совокупности этих и других параметров, Су-57 позволит себе просто порхать вокруг F-35, пилот которого будет наблюдать за этим процессом полными слёз глазами.
Но мы не будем ему сочувствовать…
tsargrad.tv
Сны полка: для истребителей Су-57 создают особые военные подразделения | Статьи
Для истребителей Су-57, поступление которых в Вооруженные силы анонсировал президент Владимир Путин, будут сформированы новые авиаполки. Как рассказали «Известиям» несколько источников в Минобороны, эти военные части будут иметь принципиально иную структуру. В частности, в их составе появятся специальные наземные подразделения, отвечающие за радиолокационную незаметность самолетов. Эксперты полагают, что полки пятого поколения создаются для прикрытия основных стратегических направлений: Дальнего Востока, Юго-Запада и Северо-Запада России.
О том, что к 2027 году в ВКС поступит 76 истребителей Су-57, Владимир Путин заявил на военном совещании в Сочи 15 мая. Такое количество самолетов позволит укомплектовать сразу три полка двухэскадрильного состава, в каждом из которых по штату должно быть по 24 летательных аппарата. Еще четыре машины, уточнили собеседники «Известий» в Минобороны, попадут в липецкий 4-й Центр боевой подготовки. Там летчики-инструкторы начнут обучение пилотов для «пятьдесят седьмых».
Справка «Известий»Су-57 — многофункциональный истребитель пятого поколения. Первый полет машина совершила в 2010 году. Самолет может развивать скорость до 2,6 тыс. км/ч, дальность полета составляет около 4,3 тыс. км. Су-57 способен обнаружить летательные аппараты на расстоянии в несколько сотен километров и вести одновременно до 30 целей.
Со времени первого полета построено в общей сложности 10 летных экземпляров. Истребитель Су-57 успешно прошел испытания не только на полигонах, но и в реальных боевых условиях в Сирии.
Три полка для ВКС
Сейчас в ВКС рассматривают два варианта развертывания частей, куда поступят Су-57. Наиболее вероятный — создание нового авиационного полка и перевооружение на новую технику двух действующих. Нельзя исключить и того, что самолеты пятого поколения получат уже существующие подразделения. По словам источников «Известий» в Минобороны, окончательное решение по этому вопросу будет принято после согласования с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) графика поставок самолетов в войска.
Скорее всего, полки пятого поколения создаются для прикрытия основных стратегических направлений. Один из них будет базироваться на Востоке, второй — на Юго-Западе, третий — на Северо-Западе страны, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков. По его мнению, существует большая вероятность того, что одними из первых на новые истребители пересядут летчики 23-го истребительного авиаполка 303-й смешанной авиационной дивизии в Хабаровском крае, который дислоцируется в Дзёмги. Этот аэродром используется для проведения испытаний авиазаводом им. Ю. Гагарина (расположен рядом с Комсомольском-на-Амуре), который и будет отвечать за серийное изготовление отечественных стелс-истребителей.
— В ВКС стараются направить новую технику в первую очередь в те части, которые находятся близко к заводам-изготовителям. В пользу такого выбора говорит и то, что у 23-го авиаполка есть опыт освоения современной техники: несколько лет назад он был первой частью в ВКС, получившей на вооружение истребитель Су-35, — рассказал «Известиям» Дмитрий Болтенков.
Такого подхода при принятии новой техники на вооружение для ВКС военное руководство придерживается не первый год. В частности, истребители Су-30СМ первым получил 120-й смешанный авиационный полк из Домны, который находится недалеко от Иркутска, где выпускались эти самолеты.
Для Су-57 в настоящее время активно разрабатываются новые виды вооружения. В частности, самолеты получат новую сверхдальнобойную гиперзвуковую ракету «воздух–воздух» Р-37М, которая может поражать высокоскоростные воздушные цели на расстоянии более 300 км.
Только опытные пилоты
Особое внимание будет уделено подготовке кадров для новых частей, отмечают источники «Известий» в Минобороны. На Су-57 установлено большое количество сложного вооружения и высокотехнологичного оборудования, а также новые двигатели — для управления ими потребуются специалисты и пилоты высочайшей квалификации.
К полетам на самолетах пятого поколения Су-57 сначала будут допускать наиболее подготовленных летчиков, заявил «Известиям» бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко.
— Новые самолеты будут приниматься на вооружение постепенно, — рассказал он. — Сначала самолеты пройдут обкатку на заводе, затем их направят в Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П. Чкалова в Ахтубинске. Здесь проверят оборудование и вооружение каждого самолета, проведут контрольные испытания, а часть летчиков переучат на новый самолет.
Авиаполки пятого поколения получат и принципиально новое наземное оборудование. В частности, для работы с истребителями Су-57 изготовят мобильные ангары, где можно будет отследить состояние стелс-покрытия машин, которое делает их невидимыми для локаторов противника, и выяснить, как полеты сказались на заметности истребителя в радиолокационном, инфракрасном и других спектрах обнаружения. Проверять бортовое оборудование и обшивку Су-57 на предмет нештатного радиоэлектронного излучения будет личный состав.
Оборудование для тестирования радиоэлектронной незаметности Су-57 уже прошло испытание в Сирии в ходе боевой проверки этих машин.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru
Эффективная малозаметность: на что способен Су-57 | Статьи
Российский истребитель пятого поколения Су-57 недавно вновь привлек пристальное внимание зрителей после эффектной демонстрации полетов на малой высоте. В Сети, как в России, так и за рубежом, по-разному оценивают эффективность новой машины, подчеркивая, в частности, ее «догоняющий» характер по отношению к американским программам. «Известия» разбирались в возможностях нового российского самолета.
Почти «Стелс»
Судьба первого в мире истребителя пятого поколения — американского F-22 — оказалась совсем не такой, какой ее видели разработчики. Машина получилась очень неплохой, однако воевать в любой точке мира по первому требованию F-22 так и не отправили, а патрулирование границы с Мексикой, равно как и облет Аляски, в цели, для которых Lockheed Martin потратили десятки миллиардов долларов, вписывались слабо. Повоевать, пусть и ограниченно, американским машинам удалось только в Сирии, где F-22 частично были задействованы ВВС США для нанесения ударов высокоточным оружием. О соблюдении «режима полной невидимости» речь, разумеется, не шла — американские машины неоднократно обнаруживались в воздушном пространстве страны даже морально устаревшими средствами контроля, а самолеты истребительной авиации (преимущественно российские) регулярно выходили на перехват «Рапторов».
Американский истребитель пятого поколения F-22
Фото: Global Look Press/U.S. Department of Defense
Регулярное сопровождение американских F-22 в Сирии позволило раскрыть секрет, за сохранение которого американские авиастроители и военные бились не один год, — оказалось, что в малозаметности машины, которую в Сирии использовали для выполнения «непрофильных» боевых задач, все-таки стоит усомниться. И дело не только в пресловутых «линзах Люнебурга» — устройствах, повышающих заметность машины для радаров, с которыми истребители-«невидимки» летают для сокрытия истинных характеристик своей малозаметности до момента серьезного столкновения с серьезным противником — типа России или Китая.
Большая часть вопросов к программе создания и финансирования производства истребителей F-22, задававшихся еще в пору испытаний и серийного строительства этой машины в 1990–2000-х годах, так и осталась без вменяемых ответов. На внутренней подвеске F-22 может нести довольно ограниченный набор боеприпасов, массой не более 454 кг каждый — что не позволяет применять наиболее мощные виды оружия. Кроме того, ряд боеприпасов, формально подходящих по массе, «не лезет» по габаритам.
Конечно, F-22 может использовать и внешние узлы подвески, но в этом случае эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) истребителя пятого поколения, над сокращением которой так трудились конструкторы, заметно увеличивается, что сводит эффективность технологий малозаметности практически до нуля.
Прорыв по фронту
Главными аргументами в пользу успешности американского подхода к созданию истребителей на протяжении многих лет являлись отчеты по серийному производству этих машин — так, F-22 выпустили более 180 штук, после чего производство прекратили (хотя линия сохраняется). Действительно, в этом отношении американские авиастроители добились серьезных успехов, особенно с учетом растущих темпов строительства следующего «невидимки» — F-35, однако для этой же ситуации справедливо и другое заключение: «Больше не значит лучше».
Раскрывая смысл понятия «перспективный комплекс фронтовой авиации», главный конструктор ОКБ «Сухой» Михаил Стрелец заявил, что Су-57 стал лучшим истребителем в классе не просто так — для этого пришлось заново проектировать всю платформу для новой машины. Комментируя сходства и различия машин пятого поколения российского производства и западных истребителей, Стрелец отметил, что многофункциональность Су-57 — его главный козырь в современной войне. Одним из ключевых в этом отношении остается способность российского истребителя атаковать как воздушные, так и наземные объекты. По словам главного конструктора ОКБ «Сухой», американские истребители, такие как F-22, специализируются на узком круге задач, в то время как самолет, созданный российскими учеными и инженерами в рамках проекта ПАК ФА, способен решать несколько задач одновременно.
Позднее Михаил Стрелец пояснил, что собственную ошибку в проектировании американцы осознали значительно позже. Попытка обучить малозаметный истребитель войне на земле успехом не увенчалась — вписать высокоточные боеприпасы в уже созданную конфигурацию внутренних отсеков американцы так и не смогли. Испытания средств поражения с помощью Су-57, напротив, доказали правильность выбранного российскими разработчиками пути — в Сирии с одного из переброшенных в район боевых действий Су-57 применили не корректируемую авиабомбу, а полноразмерную крылатую дозвуковую ракету Х-59МК2, способную поражать цели на дальности до 300 км.
Американская ракета типа AIM-120 AMRAAM
Фото: commons.wikimedia.org
В ходе процесса вооружения Су-57 не забыли и про «дальнюю руку» — ракеты типа «воздух-воздух». Уже известно, что для Су-57 создана сверхдальняя ракета Р-37М, предельная дальность пуска которой уже сейчас составляет 300 км. Отдельно стоит отметить, что дальность пуска самой передовой (на текущий момент) американской ракеты аналогичного типа AIM-120 AMRAAM, которые в числе прочего включены в состав средств поражения истребителей F-22, едва дотягивает до 200 км. При этом возможность получить собственную сверхдальнобойную ракету (дальность пуска до 270 км) у американцев была, правда, в конечном счете от проекта по созданию ракеты AIM-152 AAAM отказались.
Единственным недостатком, из-за которого военные эксперты (в основном на Западе) отказывались включать Су-57 в список истребителей пятого поколения, на протяжении нескольких лет были двигатели. Однако реальность такова, что после замены двигателей АЛ-41Ф1 на «Изделие-30» российские истребители будут зачислены в совершенно другую весовую категорию. По словам генерального конструктора-директора «ОКБ им. А.М. Люльки» Евгения Марчука, по удельной тяге, удельному расходу и удельному весу новый двигатель поставит самолеты, созданные в рамках проекта ПАК ФА, в категорию истребителей поколения 5+.
Уникальный истребитель
Технологический задел, который образовался после внедрения сотен уникальных решений, трудно представить в «железе», однако потенциал истребителя Су-57 просматривается на несколько десятилетий вперед. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Виктор Бондарев подтвердил главные заключения экспертов о том, что боевую работу в войнах будущего будут выполнять в основном беспилотные машины.
По словам Бондарева, потенциал для модернизации Су-57 огромен, а из пилотируемой версии разработчики могут сделать полностью беспилотный летательный аппарат. Этому будет способствовать бортовое радиоэлектронное оборудование самолета, построенное на принципах открытой архитектуры. Отдельно отмечается, что новый двигатель, заново разработанный планер и отсутствие летчика позволят эксплуатировать самолет на предельных режимах, с постоянными перегрузками в 9 и 10 единиц.
В этом и проявляется уникальность истребителя, при проектировании которого разработчики не стали отказываться от стратегии поражения целей с дальней дистанции, а создали машину, способную реагировать и действовать в любых условиях. Наряду с двигателем и новым планером одним из главных достоинств Су-57 стал комплекс обнаружения, сопряженный со средствами поражения и созданный исключительно для перспективных истребителей.
Комплекс обнаружения целей Н036 «Белка», разработкой которого занимались специалисты из Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В. Тихомирова, для наилучшей эффективности оснастили активной фазированной антенной решеткой, а вся система состоит из нескольких элементов, расположенных на разных частях планера и позволяющих контролировать сразу несколько секторов воздушного пространства. Разработчики системы отмечают, что благодаря новой системе Су-57 оказался способен решать широкий спектр задач: от поиска, обнаружения и уничтожения воздушных и наземных целей до разведки и обеспечения навигации.
Позднее на смену РЛС этого типа придут абсолютно новые системы с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Электроника, построенная по новым принципам и решениям, позволит обеспечить сверхширокополосность при передаче данных с одновременной устойчивостью к различным помехам — и это решение не для туманной перспективы, а на ближайшие десятилетия.
Российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57
Фото: Global Look Press/Yury Kirsanov
Стоит отметить, что все технологии, включая перспективные двигатели, авионику, средства обнаружения и ракетное оружие, уже позволяют назвать Су-57 готовым к самым разным типам боевых действий. Кроме того, к способностям машины силами разработчиков добавили возможность садиться и взлетать на сверхкоротких взлетно-посадочных полосах, что в перспективе (при незначительных изменениях) позволит построить полноценный палубный истребитель пятого поколения, с помощью которого морская авиация ВМФ России заменит самолеты МиГ-29К/КУБ и Су-33.
Что касается сложностей, связанных с эксплуатацией главных соперников Су-57, то проблемы конкурентов российской машины состоят в том, что ни один из истребителей пятого поколения, включая китайские, японские и американские, не вписывается в понятие универсальной машины для современной войны. Нельзя исключать, что пионерам пятого поколения — американским военным, для доведения собственной авиации до подобных показателей уже в ближайшем будущем вообще может потребоваться совершенно новый самолет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru
Рассекречен новый двигатель Су-57 :: Армия
Истребитель возьмет лучшее от F-22 и даже превзойдет его
Российский истребитель Су-57 с двигателем второго этапа «Изделие 30» можно отнести даже не к пятому поколению, а к 5+. Сделали его на базе двигателя «Изделие 20», предназначенного для МиГ-1.44, который создавался в противовес американскому F-22, а по некоторым характеристикам даже его превосходил. Кстати, на МиГ-1.44 сильно «смахивает» китайский J-20, но это уже другая история.
Как отметил в интервью N+1 генеральный конструктор ОКБ имени А. Люльки и разработчик «Изделия 30» Евгений Марчуков, удельный вес этого двигателя составляет 0,1. Это означает, что он может выдавать в десять раз больше тяги, чем весит сам.
Удельный расход топлива «Изделия 30» примерно такой же, как у АЛ-31Ф от Су-27, однако удельная тяга выше. АЛ-31Ф считается экономичным двигателем с расходом 670 г на килограмм-силы в час в крейсерском режиме. Для сравнения, у РД-33 от МиГ-29 – это 770. А у Pratt & Whitney F119, который стоит на F-22, намного больше – 1,943 кг на килограмм-силы в час.
F-22 очень прожорливы, так как могут летать на сверхзвуке в бесфорсажном режиме. Судя по тому, что говорит Марчуков, российский двигатель может то же самое, только при этом топлива тратит в три раза меньше. Какая-то фантастика.
Су-57 по-прежнему остается одним из самых засекреченных проектов, поэтому каким образом российским конструкторам удалось добиться такого результата, не сообщается.
По словам Марчукова, увеличить удельную тягу при прежнем расходе топлива удалось за счет применения новых конструкций и технологий. Некоторые из них главный конструктор все же раскрыл. Например, система плазменного зажигания встроена в сами топливные форсунки двигателя (инжекторы). Благодаря этому зажигание плазменной дуги происходит одновременно с подачей керосина.
Кроме того, двигатель оснащен электронно-цифровой системой управления, которая полностью отвечает за регулирование впрыска топлива, подачу воздуха, зажигание. Это серьезно упрощает управление машиной.
У двигателя изменена конструкция сопла и воздухозаборника. Наконец-то, у «Изделия 30» снижена радиолокационная заметность, которую зарубежные эксперты называют чуть ли не ахиллесовой пятой Су-57.
Возможно, сопло двигателя нового Су-57 будет плоским, как у F-22, а S-образный канал также должен снизить ЭПР истребителя. Разработки ведутся, но окончательное решение еще не принято. У сегодняшнего «Изделия 30» обычное сопло.
Новые Су-57 появятся в ВКС в лучшем случае в середине 2020-х годов. Из-за многократного перенесения сроков принятия самолета на вооружение самолет не критиковал только ленивый. Зарубежные СМИ неоднократно писали, что российский истребитель – всего лишь прототип, а F-22 и F-35 – это реальные боевые самолеты.
В чем-то критика, безусловно, справедлива. Су-57, что называется, был нужен ВКС еще вчера. Большинство сегодняшних истребителей сделаны на базе советского «Фланкера» Су-27, и ничего принципиально нового российская промышленность в этой области не создала.
Возможно, только в середине 2020-х гг. Су-57 будет доведен до ума. Пока дела продвигаются медленно. ВКС заказали 12 «пятьдесят седьмых», но у них двигатели первого этапа. Западные издания уверяют, что Россия испытывает трудности из-за санкций и отсутствия технологий, которые отказались передавать США и европейские страны. И якобы поэтому проект сильно тормозится.
Впрочем, первый серийный Су-57 ВКС должны получить уже в этом году. Конечно, он поступит без «Изделия 30». Однако не исключено, что Минобороны раскроет больше возможностей самолета, особенно это касается вооружения.
utro.ru