Содержание

Consolidated PBY Catalina — Википедия. Что такое Consolidated PBY Catalina

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

PBY-5A «Catalina» (с англ. — «Каталина») — морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед (PB — патрульный бомбардировщик, Y — индекс фирмы Консолидейтед, 5—порядковый номер конструкции, A—Амфибия). «Каталины» производились всю Вторую мировую и активно использовались союзниками на тихоокеанском и европейском ТВД. Строились в США и Канаде в 1930-х и 1940-х годах. В СССР строились по лицензии под названием ГСТ. В послевоенное время на некоторые «Каталины», в связи с невозможностью закупки родных американских двигателей, устанавливали отечественные АШ-82, такие самолёты получили обозначение КМ-2.

«Каталины» были вооружены оборонительными пулемётами калибра .30 (7.62мм) и .50 (12.7мм), могли нести глубинные бомбы и торпеды

Во время операции по перехвату новейшего немецкого линкора «Бисмарк» «Каталина» береговой охраны Королевских ВВС Великобритании 26 мая 1941 год обнаружила линкор, потопивший до этого британский линейный крейсер «Худ» и сумевший оторваться от погони. В ходе последовавших атак «Суордфишей» (торпедоносцев) с авианосца «Арк Роял» одна из торпед повредила рулевое управление, линкор снизил ход и был потоплен английскими кораблями.

Тактико-технические характеристики (PBY-5A)

«Каталина» в музее нидерландского авиодрома «Лелистад»

Технические характеристики

  • Экипаж: 8 человек (командир, пилот, бортмеханик, штурман, бомбардир, два боковых стрелка и носовой стрелок)
  • Длина: 19,46 м
  • Размах крыла: 31,70 м
  • Высота: 6,15 м
  • Площадь крыла: 130 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 7,73
  • Масса пустого: 9485 кг
  • Масса снаряжённого: 16066 кг
  • Двигатели: 2× поршневых радиальных Pratt & Whitney R-1830-92, по 1200 л. с. (895 кВт) каждый
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0309
  • Эквивалентная площадь сопротивления:
    4,02 м²
Гражданский вариант «Каталины», переоборудованный в противопожарный самолёт

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пулемётное вооружение:
    • 7,62 мм пулемёт (в носовой башне)
    • 3 × 12,7 мм пулемёта (по одному с каждой стороны фюзеляжа, один в туннельной установке в нижней задней части фюзеляжа)
  • Бомбовая нагрузка: до 1814 кг глубинных бомб, торпед

«Каталины» в СССР

По данным моряков-торпедоносцев Северного флота, «Каталины» (количество неизвестно) в период Великой Отечественной войны служили в авиации СФ и использовались, в частности, для подбора из воды экипажей потопленных немецким флотом в Баренцевом море кораблей и самолётов СФ, для чего на самолёте было установлено специальное зацепное устройство. Также «Каталины» некоторое время использовались ВМФ СССР на Тихом океане: во время высадки советских войск в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дальнем (Далянь) 17 таких самолётов приводнились в бухте Порт-Артура

[1]. Как минимум один самолёт, который поставляли по ленд-лизу, летом 1945 года разбился в Приморском крае: машина принадлежала отдельному морскому разведывательному полку Тихоокеанского флота, а нашли её в мае 2018 года[2].

Самолёты получили отличные отзывы от моряков Тихоокеанского флота, хотя американцы поставили документацию на английском языке без перевода. Лётчики и механики сумели разобраться самостоятельно в принципах управления благодаря наблюдениям за действием агрегатов самолёта: человек в кабине пилота нажимал на тумблеры, а механик, поняв назначение тумблера, заклеивал пластырем надпись на английском и писал на пластыре по-русски[источник не указан 949 дней].

Интересные факты

  • Член королевской семьи Тонга, барон Ваеа, служил во время Второй мировой войны пилотом на этом самолёте.
  • «Каталину» PBY-5A использовала команда Жак-Ива Кусто. На этом самолёте в 1979 году разбился его сын Филипп, пилотировавший самолёт
    [3]
    .
  • 22 марта 1960 года семья американского бизнесмена Томаса Кендалла совершила посадку на «Каталине» в проливе Эт-Тиран, Саудовская Аравия. Они хотели поужинать, а затем переночевать на берегу Красного моря. Утром следующего дня на них было совершено вооружённое нападение со стороны местных бедуинов. В самолёт попало около 300 пуль. Томас Кендалл и его секретарь получили ранения. Они попытались завести двигатели и взлететь, но, проплыв 800 метров, самолет ударился о коралловый риф и сел на мель. Пленённых американцев доставили в Джидду, где посол на протяжении нескольких месяцев добивался их освобождения. Впоследствии, когда формальности были улажены, саудовские власти не стали извиняться и отказались выплачивать Кендаллам компенсацию. Гидросамолет PBY-5A Catalina до сих пор лежит на берегу Красного моря.[4][5][6]

В компьютерных играх

  • Присутствует в игре War Thunder как бомбардировщик первого ранга авиации США, а также в премиумном виде в авиации СССР и Великобритании.
  • В игре Call of Duty: World at War одна из миссий Тихоокеанской кампании проходит на борту Каталины «Черной Кошки». В игре в вооружение этого самолета также входят две 20-мм пушки в носу.
  • Присутствует в игре Heroes of the Pacific как бомбардировщик. В игре в вооружение самолета также входит 75-мм пушка в носу.
  • Присутствует в игре Medal of Honor: Pacific Assault.
  • Присутствует в игре Enigma: Rising Tide.

Литература

На русском

  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.

На английском

  •  (англ.) Creed, Roscoe. PBY: The Catalina Flying Boat. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1986. ISBN 0-87021-526-4.
  • Crocker, Mel. Black Cats and Dumbos: WW II’s Fighting PBYs. Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-9712901-0-5.
  •  (англ.) Dorney, Louis B. US Navy PBY Catalina Units of the Pacific War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8.
  •  (англ.) Hendrie, Andrew. Flying Cats: The Catalina Aircraft in World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1988. ISBN 0-87021-213-3.
  •  (англ.) Kinzey, Bert. PBY Catalina in Detail & Scale. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-888974-19-2.
  •  (англ.) Knott, Richard C. Black Cat Raiders of World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2000. ISBN 1-55750-471-7.
  •  (англ.) Legg, David. Consolidated PBY Catalina: The Peacetime Record. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-245-5.
  •  (англ.) (англ.) Ragnarsson, Ragnar. US Navy PBY Catalina Units of the Atlantic War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina in Action (Aircraft number 62). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina — Walk Around. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4.
  •  (англ.) Wagner, Ray. The Story of the PBY Catalina (Aero Biographies Volume 1). San Diego, CA: Flight Classics, 1972.

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Каталина (самолёт) — это… Что такое Каталина (самолёт)?


Каталина (самолёт)
PBY Catalina
«Каталина» ВМС США, переиндексированная как OA-10
Типпатрульный противолодочный самолёт
РазработчикIsaac M. Laddon
Производитель
Consolidated Aircraft
Первый полёт28 марта 1935
Начало эксплуатацииоктябрь 1936, USN
Конец эксплуатацииянварь 1957, USNR
Основные эксплуатантыВМС США
USAAF
Royal Air Force Coastal Command
RCAF
Годы производства1936-1945
Единиц произведено~4051
Стоимость единицы$90,000 в 1935
ВариантыBird Innovator

«Каталина» (англ. PBY «Каталина» (1936)) — морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед (PB — патрульный бомбардировщик, Y — индекс фирмы Консолидейтед). Каталины производились всю Вторую мировую и активно использовались союзниками на тихоокеанском и европейском ТВД. Строились в США и Канаде в 1930-х и 1940-х годах.

«Каталины» были вооружены оборонительными пулемётами калибра .30 или .50, могли нести глубинные бомбы и торпеды

Во время операции по перехвату новейшего немецкого линкора «Бисмарк» «Каталина» береговой охраны Королевских ВВС Великобритании 26 мая 1941 год обнаружила линкор, потопивший до этого британский линейный крейсер «Худ» и сумевший оторваться от погони. В ходе последовавших атак «Суордфишей» (торпедоносцев) с авианосца «Арк Роял» одна из торпед повредила рулевое управление, линкор снизил ход и был потоплен английскими кораблями.

Тактико-технические характеристики (PBY-5A)

«Каталина» в музее нидерландского авиодрома «Лелистад»

Технические характеристики

  • Экипаж: 8 человек (командир, пилот, бортмеханик, штурман, носовой стрелок, два боковых стрелка и хвостовой стрелок)
  • Длина: 19,46 м
  • Размах крыла: 31,70 м
  • Высота: 6,15 м
  • Площадь крыла: 130 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 7,73
  • Масса пустого:
    9485 кг
  • Масса снаряжённого: 16066 кг
  • Двигатели: 2× поршневых радиальных Pratt & Whitney R-1830-92, по 1200 л.с. (895 кВт) каждый
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0309
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 4,02 м²

гражданский вариант «Каталины», переоборудованный в противопожарный самолёт

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пулемётное вооружение:
    • 3× 7,62 мм пулемёта (два в носовой башне, один в подфюзеляжной установке)
    • 2× 12,7 мм пулемёта (по одному с каждой стороны фюзеляжа)
  • Бомбовая нагрузка: до 1814 кг глубинных бомб, торпед

Библиография

  • (англ.) Creed, Roscoe. PBY: The Catalina Flying Boat. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1986. ISBN 0-87021-526-4.
  • Crocker, Mel. Black Cats and Dumbos: WW II’s Fighting PBYs. Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-97129-010-5.
  • (англ.) Dorney, Louis B. US Navy PBY Catalina Units of the Pacific War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8.
  • (англ.) Hendrie, Andrew. Flying Cats: The Catalina Aircraft in World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1988. ISBN 0-87021-213-3.
  • (англ.) Kinzey, Bert. PBY Catalina in Detail & Scale. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-88897-419-2.
  • (англ.) Knott, Richard C. Black Cat Raiders of World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2000. ISBN 1-55750-471-7.
  • (англ.) Legg, David. Consolidated PBY Catalina: The Peacetime Record. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-245-5.
  • (англ.) (англ.) Ragnarsson, Ragnar. US Navy PBY Catalina Units of the Atlantic War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X.
  • (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina in Action (Aircraft number 62). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0.
  • (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina — Walk Around. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4.
  • (англ.) Wagner, Ray. The Story of the PBY Catalina (Aero Biographies Volume 1). San Diego, CA: Flight Classics, 1972.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Каталинич
  • Каталинич Я.

Смотреть что такое «Каталина (самолёт)» в других словарях:

  • Консолидэйтед OA-10 Каталина — PBY Catalina «Каталина» ВМС США, переиндексированная как OA 10 Тип патрульный противолодочный самолёт Разработчик Isaac M. Laddon Производитель Consolidated Aircraft Первый полёт …   Википедия

  • Список самолётов Второй мировой войны — Содержание 1 Великобритания 2 Германия 3 Италия …   Википедия

  • Сражение у восточных Соломоновых островов — Вторая мировая война, Война на Тихом океане …   Википедия

  • Список персонажей Grand Theft Auto: San Andreas — Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику. Список персонажей компьютерной игры Grand Theft Auto: San Andreas, выпущенной в 2004 году. Во вс …   Википедия

  • Consolidated PBY Catalina — У этого термина существуют и другие значения, см. Каталина. PBY Catalina «Каталина» ВМС США, переиндекси …   Википедия

  • Бой у островов Санта-Крус — Вторая мировая война Тихоокеанский театр военных действий …   Википедия

  • Авалон (аэропорт — Авалон (аэропорт, Калифорния) У этого термина существуют и другие значения, см. Авалон (значения). Аэропорт Каталина Catalina Airport[1] …   Википедия

  • Авалон (аэропорт, Калифорния) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авалон (значения). Аэропорт Каталина Catalina Airport[1] …   Википедия

  • Кендл Джонсон — Список персонажей компьютерной игры Grand Theft Auto: San Andreas, выпущенной в 2004 году. Во всех различных миссиях и сценках видеоигры Grand Theft Auto: San Andreas, действие которой происходит в 1992 году, появляется множество персонажей.… …   Википедия

  • Цезарь Виалпандо — Список персонажей компьютерной игры Grand Theft Auto: San Andreas, выпущенной в 2004 году. Во всех различных миссиях и сценках видеоигры Grand Theft Auto: San Andreas, действие которой происходит в 1992 году, появляется множество персонажей.… …   Википедия

dic.academic.ru

National Naval Aviation Museum, Pensacola Fl ч.11:Pby Catalina ч.2(самолет в разрезе)

А теперь у нас есть неплохой шанс разглядеть этот самолет изнутри,даже наверное это удобней,чем если бы народ просто пускали внутрь самолета!!!Я долго бродил вокруг него!!!На этом вскрытом фюзеляже мне не удалось обнаружить отличительных знаков и номеров:-((( Но все же его история нам открылась:-)))Наш самолет был создан 14.07.1942.Этот PBY-5 ,когда то был полноценным самолетом!!!
этот же пост,но с маленькими картинками

Naval museum, Pensacola Fl
National Naval Aviation Museum, Pensacola Fl ч.10:Pby Catalina ч.1(самолет на открытой стоянке)
National Naval Aviation Museum, Pensacola Fl ч.10:Pby Catalina ч.1(самолет на открытой стоянке)(мал)
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki

Он был принят на службу 14 июля 1942, необычно в нем то, что он получил номер FP-216 вместо простых чисел,которые получали все остальные морские самолеты.
вид спереди

Функционально это PBY-5(это гидросамолет,тк он не имеет шасси и может взлетать и садиться только на воду), но обозначался как PBY-5B, так как этот самолет должен был попасть к британцам в соответствии с программой передачи в аренду, но вместо этого вместе с другими 60 самолетами,он попал в учебное подразделение американцев.
передняя часть сбоку

Из тех шестидесяти PBY-5B, поставленных американскому флоту, по крайней мере двадцать попали в различные происшествия и катастрофы на Военно-морских Аэродромах (NAS) Пенсаколы, Флорида, и Корпус-Кристи, Техас, двух из трех школ по обучению полетам на PBY того времени (третья, находилась в Джэксонвилле NAS, Флорида).

28 мая 1944, во время обучения курсантов в Учебном Подразделении (VN) 8A, на аэродроме Пенсаколы NAS, самолет, который мы видим, сделал water-loop landing (если есть водоплавающие,подскажите плиз что это за приземление и водная петля?)в заливе Пенсаколы.
два самолета вместе

Из шести членов экипажа на борту только один получил небольшой ушиб. Однако, инцидент привел к непоправимому повреждению самолета.

Когда его буксировали по берегу,то самолет не имеющий шасси стер,повредил свой корпус.Корпус самолета был впоследствии установлен на внешней стене Учебного центра Выживания около аэродрома Пенсакола NAS, для обучения методам спасения на море с помощью PBY,для чего этот самолет очень часто и использовался!!!
боковой блистер

Уже там у Каталины осталось только правое крыло, распорка крыла, которая содержит рабочее место бортинженера, и один из ее двух двигателей. Обшивка была удалена со стороны здания так, чтобы студенты могли рассмотреть внутреннюю структуру самолета изнутри здания.

В связи с планами по перестройке учебного центра, в апреле 1995 года, будущее FP-216 оказалось под вопросом
.
Цельнометаллический фюзеляж отличался от других крупных летающих лодок размещением всего экипажа и оборудования на одной палубе; верх фюзеляжа имел полукруглое сечение.
вид сзади

После того как в 1997 году учебное здание все же было разрушено , сотрудники музея переместили самолет на склад Национального музея Военно-морской Авиации для сохранности.
общий вид снятой обшивки: Фюзеляж был разделен на пять отсеков, с переборками, снабженными водонепроницаемыми дверцами, что обеспечивало плавучесть лодки при повреждении днища.
В фюзеляже были предусмотрены рабочие места для двух пилотов, носового стрелка — бомбардира, штурмана, радиста, бортинженера и двух стрелков кормовых установок.

В феврале 2001 Каталина была перемещена в реставрационный ангар Музея для восстановления как постоянный экспонат. Однако,с 1997 года, многие из внутренних деталей и оборудования были потеряны, или раздарены на сувениры!!!.Поэтому, в 2001, среди ветеранов экипажей Каталин и широкой публики было предпринято серьезное усилие, для поиска и приобретения недостающих деталей и оборудования, соответствующих оригинальному самолету .
отсек перед кабиной

Сегодня это визитная карточка музея,которая представляет уникальную возможность заглянуть внутрь самолета ,оснащенного в значительной степени полным набором оборудования в том числе и манекенами экипажа в униформе того времени!!!
передняя часть:прицел Норден Mk.XV на кронштейнах

В носу находились швартовый отсек и прозрачное прицельное окно с жалюзи для защиты от морской воды. В носовой части на серийных самолетах размещалась смотровая башенка с круговым обзором, над ней находился пулемет.

Это рабочее место бомбардира


Все модификации PBY были способны нести стандартные авиационные торпеды. Монтировавшийся на бомбодержателях адаптер позволял подвешивать торпеду и обеспечивал проведение всех предпусковых операций (взведение боевой части, запуск двигателя и сброс). Разработанный ВМС прицел для торпедометания (Torpedo Director Sight) устанавливался за ветровым стеклом кабины пилота, позволяя ему вести прицеливание о определять точку сброса.
Два пилота сидели бок о бок в широкой кабине с большими окнами.
кабина экипажа

панель приборов:Y-образная стойка штурвалов превратилась в поперечную балку вдоль всей панели приборов. Панель переключателей посередине балки — управление внутренним переговорным устройством.

педали

идем дальше: проход

операторы

спиной к нам радист и его рабочее место


Койки, камбуз и запасы провизии обеспечивали работу экипажа в дальних полетах или на удаленных базах. Видим ноги бортинженера.

корабль кораблем

используется все пространство!!! рабочее место бортинженера!!!

его панель приборов

грузовой(жилой) отсек

Одним из недостатков PBY было несоответствие между удачным расположением бортовых стрелковых точек и отсутствием бронезащиты у стрелков, а также проблем с эксплуатацией пулеметов Браунинг. Боезапас хранился на борту PBY в стандартных магазинах по 50 выстрелов. Учитывая, что скорострельность пулемета Браунинг составляла 600 — 800 выстрелов в минуту, получалось, что стрелок мог выпустить все пули за 10 секунд! После этого ему требовалось удалить пустой магазин, достать и установить новый и перезарядить оружие. При этом все его действия были хорошо видны через блистеры пилотам противника, которые быстро научились пользоваться этим недостатком. Уменьшить эффективность атак истребителей могло энергичное маневрирование, но это требовало хорошей слетанности и надежной связи между членами экипажа «Каталины», так как пилоты PBY не имели обзора назад.
боковые блистеры изнутри


что это? патронные ящики?

хвостовой отсек(кормовой?) бомбы?

вид от хвоста в нос

а тут слева я так понимаю видна труба,по которой эти бомбочки бросали вниз?


а что это?distress marine signal? это какие то средства для проведения поисковых операций?

ЛТХ:  	 	
Модификация 	          PBY-5A
Размах крыла, м 	  31.70
Длина, м 	          19.47
Высота, м 	           6.15
Площадь крыла, м2 	 130.06
Масса, кг 	 
  пустого самолета 	   9485
  нормальная взлетная 	  16066
Тип двигателя 	  2 ПД Pratt Whitney R-1830-92 Twin Wasp
Мощность, л.с. 	         2 х 1200
Максимальная скорость , км/ч  288
Крейсерская скорость , км/ч   188
Практическая дальность, км   4096
Максимальная скороподъемность, м/мин 	 
Практический потолок, м      4480
Экипаж 	                      5-7
Вооружение: 	  два 7,62-мм пулемета в носовой части,
 один такой же, стреляющий назад через туннель в фюзеляже,  и два 12,7-мм пулемета
  до 1814 кг глубинных или обычных бомб.

igor113.livejournal.com

Три боевых корабля с потушенными огнями, выключенными радиопередатчиками и торпедными аппаратами на изготовку медленно двигались навстречу подходившему к Мурманску конвою. Командир соединения фашистских эсминцев был уверен в неуязвимости своего плана нападения на конвой и не обратил внимания на одинокий двухмоторный гидросамолет, пролетевший почти беззвучно, как ночная ведьма, на значительном удалении от них.

Однако спустя полчаса, слева по курсу фашистского соединения из кромешной тьмы вдруг возникли не тихоходные транспорты, а два английских крейсера и советский эсминец, шедшие с большой скоростью наперерез фашистским кораблям. Почти одновременно появился все тот же гидросамолет, но уже в тылу гитлеровской эскадры и “завесил” в ночном небе САБы — осветительные авиабомбы. Они вмиг превратили “неуязвимые” германские эсминцы в четкие фигуры-мишени. Недолго сияли под облаками САБы, однако этих мгновений хватило для точной наводки орудий и торпедных аппаратов… В ту ночь транспортные суда наших союзников с грузами для фронта без потерь прибыли в Мурманск, благополучно возвратился на базу, успешно выполнив поставленную задачу, и советский двухмоторный гидросамолет — летающая лодка “Каталина”.

Как известно, в годы войны большую часть военной техники, поставлявшейся в Советский Союз по ленд-лизу, союзники направляли морским путем через незамерзающие порты Баренцева моря. Караваны транспортных судов постоянно подвергались атакам вражеского флота и авиации. По приказу Главнокомандующего для прикрытия конвоев кораблей с воздуха в составе авиации Северного флота была сформирована авиагруппа, оснащенная гидросамолетами Че-2 и “Каталина” (ГСТ), обладавшими большой дальностью и продолжительностью полета свыше 20 часов.

В нашей стране “Каталина” впервые появилась в 1937 году. За год до этого известный советский летчик Сигизмунд Леваневский, находясь в США, посетил фирму “Консолидейтед”, где в 1935 году под руководством инженера Исаака Ладдона была создана и испытана новейшая двухмоторная летающая лодка PBY-1 (РВ означает патрульно-бомбардировочный). Леваневскому удалось договориться о закупке трех летающих лодок этого типа, вскоре они были доставлены в СССР.

Освоение Арктики имело громадное значение для нашей страны. Решающая роль в этом деле отводилась полярной авиации, поэтому сил и средств на ее развитие не жалели. Закупались американские, немецкие, итальянские самолеты, разрабатывались и отечественные аппараты. Так, по техническому заданию, составленному известным полярным летчиком Б. Г. Чухновским, авиаконструктор О. Л. Бартини построил дальний арктический разведчик — ДАР, обладавший, как тогда говорили, тройной амфибийностью. Своеобразное “клавишное” днище, состоявшее из отдельных подпружиненных секций, позволяло ДАРу выполнять посадки на воду, снег, лед, мягкий грунт.

Несмотря на оригинальность конструкции, отечественные дальние гидросамолеты для Арктики долгое время оставались лишь в опытных образцах. Не лучшим образом обстояло дело и в военной авиации.

Самым разумным в этой ситуации оказалось приобрести лицензию на выпуск иностранного гидросамолета. Так и поступили: для серийной постройки выбрали американский PBY-1. Выпуск машины, названной у нас ГСТ (гидросамолет транспортный), наладили у наев 1939 году. В мирное время их большей частью передавали в Главсевморпуть для транспортных полетов в Арктике. А с началом Великой Отечественной сойны ГСТ (еще одно его обозначение — МП-7) “переквалифицировали” в дальний морской разведчик-бомбардировщик. Использовался он о основном на Севере и на Тихом океане для патрульных полетов в районах военно-морских баз, для поиска и уничтожения подводных лодок противника. После прекращения выпуска ГСТ в Советском Союзе из США в счет поставок по ленд-лизу было передано нашим военно-морским силам большое количество этих самолетов — в основном PBY-5A, “Каталина” в варианте амфибии с трехколесным убирающимся шасси.

Следует сказать, что такие лодки строились не только в США, но и в Канаде. Они исправно несли патрульную службу в военно-морских флотах союзников, на всех военно-морских базах США на Тихом океане.

Одним из лучших в мире самолетов для выслеживания субмарин благодаря хорошим летным данным и большой продолжительности полета считался PBY-1 и в британских военно-морских силах. Кстати, именно в Англии в 1939 году летающая лодка и получила название “Каталина”, признанное впоследствии и американцами. Как считают англичане, именно “Каталина” поставила точку в морской войне с Германией, потопив 7 мая 1945 года немецкую субмарину.

В годы войны “Каталина” была не единственной американской летающей лодкой. Фирмы “Боинг”, “Мартин”, “Сикорский”, “Грумман” и, конечно, “Консолидейтед” строили подобные гидросамолеты, которые сыграли заметную роль в войне на Тихом океане. Многие из них по ряду характеристик — скорости, грузоподъемности — превосходили “Каталину”, но ни одна не могла соперничать с ней в популярности. Все они имели ставшую уже классической для летающей лодки аэродинамическую схему свободнонесущего высоко-плана с расположением двигателей на передней кромке крыла, в то время как в 30-е годы гидросамолеты еще Отличались большим разнообразием схем.

Так, лодки с “жабрами” вместо поплавков для поперечной остойчивости и с силовой установкой типа “тяни-толкай” строила германская фирма “Дорнье”, а фирма “Блом и Фосс” выпускала трехфюзеляжные трехмоторные лодки, снабженные дизельными двигателями “ЮМО”. Двухмоторные “Дорнье-18”, трехмотормые BV-138 и “Дорнье-24” широко применялись германскими военно-морскими силами в боевых действиях против кораблей и подводных лодок союзников.

В Великой Отечественной войне, помимо “Каталины”, участвовала и отечественная летающая лодка — Че-2 (МДР-6) конструкции И. В. Четверикова. Хотя Че-2 несколько проигрывал в дальности и грузоподъемности другим аналогичным гидросамолетам, но в отличие от них имел предельно малые размеры, высокую удельную нагрузку на крыло и, как следствие, большую скорость полета, что позволяло использовать вооруженный пушкой Че-2 даже в качестве истребителя вражеских торпедоносцев. Самолет Четверикова получил дальнейшее развитие во множестве опытных образцов. Однако концепция скоростной летающей лодки в авиации не прижилась. Последовавшие за Че-2 скоростные гидросамолеты этого конструктора серийно не строились. Такая же судьба постигла и английскую скоростную летающую лодку “Блэкберн” В-20, у которой для снижения аэродинамического сопротивления лодка с реданом в полете прижималась к фюзеляжу.

С И.В. Четвериковым автору статьи удалось встретиться несколько лет назад, незадолго до смерти конструктора. В ответ на просьбу сравнить Че-2 и “Каталину” Игорь Вячеславович сказал: “В 30-е годы я, несомненно, был энтузиастом гидроавиации, считая, что лодочный самолет вполне может соперничать с сухопутным, поэтому старался в своих проектах развивать качества, в общем-то не свойственные морскому самолету — и прежде всего пытался

повысить их максимальную скорость. Однако с ростом надежности и дальности полета сухопутных самолетов, с появлением на них более совершенных силовых установок необходимость в скоростных летающих лодках отпала.

В то же время в «Каталине» до предела были развиты качества именно морского самолета: очень большая продолжительность полета, мореходность, способность совершать взлет и посадку в открытом море при достаточно сильном волнении, а главное — универсальность ее применения. В результате “Каталина” просуществовала почти 40 лет. Концепция подобных гидросамолетов взяла верх в ряде стран, в том числе и у нас. Еще в 1943 году Бери-ев начал разработку лодки Бе-6, которая после войны более 20 лет использовалась и для разведки, и для поиска подводных лодок, и для транспортных полетов”.


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДАЛЬНИХ МОРСКИХ РАЗВЕДЧИКОВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

“Каталина» (PBY-1), США

Че-2 (МДР-6), СССР

“Блэкберн” В-20, Англия

“Дорнье» DO-18G-1 Германия

«Блом и Фосс” BV-138C-1 Германия

Год выпуска

1935

1937

1940

1935

1939

Мощность Моторов, л. с.

2Х875

2Х1100

2Х1850

2Х880

3Х900

Экипаж, чел.

5—7

3—4

б

4

5

Размах крыла, м

31,72

19,4

25,05

23,7

27,0

Длина самолета, м

20,05

15,73

31,2

19,4

19,85

Площадь крыла, м2

130,6

52,0

99,0

97,65

112,0

Взлетный вес, кг

12800

7200

15800

10780

11000—

Вес пустого, кг

6570

4100

10000

5970

16480 8100

Максимальная скорость, км/ч, на высоте, м

297

2600

360 4000

490 4575

265 2000

285 0

Дальность полета, км

4300

2650

2400

3500

4300

Потолок, м

7650

8700

8000

4210

5000

Вооружение

7,62-мм пулеметы, бомбы до 1000 кг

7,62-мм пулеметы, бомбы до 500 кг

7,62-мм пулеметы, бомбы до 900 кг

13-мм пулеметы, бомбы до 500 кг

20-мм пушка, 13-мм пулеметы, бомбы до 600 кг

ДАЛЬНИЙ МОРСКОЙ РАЗВЕДЧИК “КАТАЛИНА”

“Каталина” представляла собой подносный моноплан — по сути дела, “парасоль” с крылом, высоко поднятым над фюзеляжем-лодкой на мощном пилоне. Двухреданная лодка имела прекрасные гидродинамические обводы, хотя технологию изготовления корпуса серьезно усложняли замысловатые зализанные и заглаженные внешние формы. Пилон крыла и нижняя часть киля были выполнены зацело с лодкой. Цельнометаллическая конструкция лодки состояла из шпангоутов, лонжеронов, стрингеров и обшивки, толщиной от 0,75 до 1,5 мм. Крепление обшивок к каркасу выполнялось с помощью заклепок с выступающей чечевицеобразной головкой.

Пять шпангоутов имели водонепроницаемые переборки с герметичными люками для прохода, делившие лодку на шесть Изолированных отсеков, что обеспечивало плавучесть при повреждении наружной обшивки днища. В целом конструкция лодки была ажурной, многодетальной и трудоемкой в Изготовлении, однако очень легкой. Полное ее водоизмещение составляло 64 600 кг.

Крыло состояло из центроплана, стыковавшегося с фюзеляжем с помощью двух пар подкосов и пилона, и двух отъемных консолей. Конструктивно-силовая схема центроплана и консолей была рациональной и оригинальной. Все нагрузки, действовавшие в полете на крыло, воспринимались его средней частью, имевшей два лонжерона, мощную обшивку, набор стрингеров и нервюр. К средней силовой части крыла спереди подстыковывался носок, закрывавший проводку управления двигателями, электрожгуты и другие коммуникации, а сзади крепилась съемная хвостовая часть крыла, воспринимавшая только местные воздушные нагрузки. Задняя часть крыла была изготовлена из легких дюралюминиевых профилей и обтягивалась полотном. Рули и элероны также имели полотняную обшивку. В центроплане под съемным носком крыла размещались маслорадиаторы двигателей и откидные трапы для обслуживания двигателей, когда самолет находился на плаву.

На концах консолей крыла устанавливались подкрыльные поплавки, обеспечивавшие остойчивость самолета на воде. В полете стойки и фермы крепления поплавков складывались вдоль размаха крыла, при этом поплавки занимали место законцовок консолей. Выпуск и уборка поплавков — с помощью электромеханизма или вручную.

Силовая установка — два звездообразных двигателя воздушного охлаждения. В разных вариантах использовались моторы самых различных марок: “Райт-Циклон”, “Пратт-Уитни”, а на гидросамолетах ГСТ советской постройки М-87, М-88 и М-62. Мощность моторов менялась от 860 до 1200 л. с. На последних вариантах ГСТ применялись также моторы АШ-82ФН мощностью 1850 л. с. Обдув двигателей в полете регулировался с помощью управляемых жалюзи — “юбки”, установленной на выходе воздуха из-под капота. Бензосистема включала два бака общей емкостью 4500 л. Баки представляли собой загерметизированную межлонжеронную часть центроплана.

В состав экипажа гидросамолета, использовавшегося в варианте разведчика, входили два пилота, штурман, радист, бортмеханик, для которого была оборудована кабина в фюзеляжном пилоне крыла, и два стрелка. Бортовое вооружение состояло из 4—5 пулеметов калибра 7,62 или 12,7 мм. Бомбы общим весом до 1000 кг размещались на наружной подвеске под крылом на четырех держателях.

В. КОНДРАТЬЕВ, инженер


Гидросамолет-разведчик “Каталина”:

1 — кабина носового стрелка. 2 — якорный люк, 3 — убирающийся подкрыльный поплавок, 4 — управляемые триммеры руля направления и руля высоты, 5 — нижний люк в хвостовой части фюзеляжа (использовался также для обстрела задней нижней зоны), 6 — маслорадиатор, 7 — кресло радиста, 8 — кресло штурмана, 9 — кресло борт-механика, 10 — входные люки (использовались также для обстрела задней полусферы), 11 — окно носового отсека (снаружи закрывалось гофрированной металлической шторкой), 12 — ватерлиния, 13 — управляемые створки капота, 14 — фонарь-блистер наблюдателя (через створку блистера осуществлялся вход в лодку и обстрел задней полусферы), 15 — фара, 16 — хвостовая часть крыла с полотняной обшивкой, 17 — механизм складывания подкрыльного поплавка, 18 — стыковочные узлы, 19 — бензобак. 20 — маслобак.

Чертежи для печати

Источник: «Моделист-Конструктор» 1988, №1
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru

hobbyport.ru

Consolidated PBY Catalina — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Каталина.

PBY-5A «Catalina» (с англ. — «Каталина») — морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед (PB — патрульный бомбардировщик, Y — индекс фирмы Консолидейтед, 5—порядковый номер конструкции, A—Амфибия). «Каталины» производились всю Вторую мировую и активно использовались союзниками на тихоокеанском и европейском ТВД. Строились в США и Канаде в 1930-х и 1940-х годах. В СССР строились по лицензии под названием ГСТ. В послевоенное время на некоторые «Каталины», в связи с невозможностью закупки родных американских двигателей, устанавливали отечественные АШ-82, такие самолёты получили обозначение КМ-2.

«Каталины» были вооружены оборонительными пулемётами калибра .30 (7.62мм) и .50 (12.7мм), могли нести глубинные бомбы и торпеды

Во время операции по перехвату новейшего немецкого линкора «Бисмарк» «Каталина» береговой охраны Королевских ВВС Великобритании 26 мая 1941 год обнаружила линкор, потопивший до этого британский линейный крейсер «Худ» и сумевший оторваться от погони. В ходе последовавших атак «Суордфишей» (торпедоносцев) с авианосца «Арк Роял» одна из торпед повредила рулевое управление, линкор снизил ход и был потоплен английскими кораблями.

Тактико-технические характеристики (PBY-5A)

«Каталина» в музее нидерландского авиодрома «Лелистад»

Технические характеристики

  • Экипаж: 8 человек (командир, пилот, бортмеханик, штурман, бомбардир, два боковых стрелка и носовой стрелок)
  • Длина: 19,46 м
  • Размах крыла: 31,70 м
  • Высота: 6,15 м
  • Площадь крыла: 130 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 7,73
  • Масса пустого: 9485 кг
  • Масса снаряжённого: 16066 кг
  • Двигатели: 2× поршневых радиальных Pratt & Whitney R-1830-92, по 1200 л. с. (895 кВт) каждый
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0309
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 4,02 м²
Гражданский вариант «Каталины», переоборудованный в противопожарный самолёт

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пулемётное вооружение:
    • 7,62 мм пулемёт (в носовой башне)
    • 3 × 12,7 мм пулемёта (по одному с каждой стороны фюзеляжа, один в туннельной установке в нижней задней части фюзеляжа)
  • Бомбовая нагрузка: до 1814 кг глубинных бомб, торпед

«Каталины» в СССР

По данным моряков-торпедоносцев Северного флота, «Каталины» (количество неизвестно) в период Великой Отечественной войны служили в авиации СФ и использовались, в частности, для подбора из воды экипажей потопленных немецким флотом в Баренцевом море кораблей и самолётов СФ, для чего на самолёте было установлено специальное зацепное устройство. Также «Каталины» некоторое время использовались ВМФ СССР на Тихом океане: во время высадки советских войск в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дальнем (Далянь) 17 таких самолётов приводнились в бухте Порт-Артура[1]. Как минимум один самолёт, который поставляли по ленд-лизу, летом 1945 года разбился в Приморском крае: машина принадлежала отдельному морскому разведывательному полку Тихоокеанского флота, а нашли её в мае 2018 года[2].

Самолёты получили отличные отзывы от моряков Тихоокеанского флота, хотя американцы поставили документацию на английском языке без перевода. Лётчики и механики сумели разобраться самостоятельно в принципах управления благодаря наблюдениям за действием агрегатов самолёта: человек в кабине пилота нажимал на тумблеры, а механик, поняв назначение тумблера, заклеивал пластырем надпись на английском и писал на пластыре по-русски[источник не указан 957 дней].

Интересные факты

  • Член королевской семьи Тонга, барон Ваеа, служил во время Второй мировой войны пилотом на этом самолёте.
  • «Каталину» PBY-5A использовала команда Жак-Ива Кусто. На этом самолёте в 1979 году разбился его сын Филипп, пилотировавший самолёт[3].
  • 22 марта 1960 года семья американского бизнесмена Томаса Кендалла совершила посадку на «Каталине» в проливе Эт-Тиран, Саудовская Аравия. Они хотели поужинать, а затем переночевать на берегу Красного моря. Утром следующего дня на них было совершено вооружённое нападение со стороны местных бедуинов. В самолёт попало около 300 пуль. Томас Кендалл и его секретарь получили ранения. Они попытались завести двигатели и взлететь, но, проплыв 800 метров, самолет ударился о коралловый риф и сел на мель. Пленённых американцев доставили в Джидду, где посол на протяжении нескольких месяцев добивался их освобождения. Впоследствии, когда формальности были улажены, саудовские власти не стали извиняться и отказались выплачивать Кендаллам компенсацию. Гидросамолет PBY-5A Catalina до сих пор лежит на берегу Красного моря.[4][5][6]

В компьютерных играх

  • Присутствует в игре War Thunder как бомбардировщик первого ранга авиации США, а также в премиумном виде в авиации СССР и Великобритании.
  • В игре Call of Duty: World at War одна из миссий Тихоокеанской кампании проходит на борту Каталины «Черной Кошки». В игре в вооружение этого самолета также входят две 20-мм пушки в носу.
  • Присутствует в игре Heroes of the Pacific как бомбардировщик. В игре в вооружение самолета также входит 75-мм пушка в носу.
  • Присутствует в игре Medal of Honor: Pacific Assault.
  • Присутствует в игре Enigma: Rising Tide.

Литература

На русском

  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.

На английском

  •  (англ.) Creed, Roscoe. PBY: The Catalina Flying Boat. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1986. ISBN 0-87021-526-4.
  • Crocker, Mel. Black Cats and Dumbos: WW II’s Fighting PBYs. Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-9712901-0-5.
  •  (англ.) Dorney, Louis B. US Navy PBY Catalina Units of the Pacific War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8.
  •  (англ.) Hendrie, Andrew. Flying Cats: The Catalina Aircraft in World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1988. ISBN 0-87021-213-3.
  •  (англ.) Kinzey, Bert. PBY Catalina in Detail & Scale. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-888974-19-2.
  •  (англ.) Knott, Richard C. Black Cat Raiders of World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2000. ISBN 1-55750-471-7.
  •  (англ.) Legg, David. Consolidated PBY Catalina: The Peacetime Record. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-245-5.
  •  (англ.) (англ.) Ragnarsson, Ragnar. US Navy PBY Catalina Units of the Atlantic War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina in Action (Aircraft number 62). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina — Walk Around. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4.
  •  (англ.) Wagner, Ray. The Story of the PBY Catalina (Aero Biographies Volume 1). San Diego, CA: Flight Classics, 1972.

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Каталина (самолёт) Вики

У этого термина существуют и другие значения, см. Каталина.

PBY-5A «Catalina» (с англ. — «Каталина») — морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед (PB — патрульный бомбардировщик, Y — индекс фирмы Консолидейтед, 5—порядковый номер конструкции, A—Амфибия). «Каталины» производились всю Вторую мировую и активно использовались союзниками на тихоокеанском и европейском ТВД. Строились в США и Канаде в 1930-х и 1940-х годах. В СССР строились по лицензии под названием ГСТ. В послевоенное время на некоторые «Каталины», в связи с невозможностью закупки родных американских двигателей, устанавливали отечественные АШ-82, такие самолёты получили обозначение КМ-2.

«Каталины» были вооружены оборонительными пулемётами калибра -30 (7.62мм) и 50 (12.7мм), могли нести глубинные бомбы и торпеды.

Во время операции по перехвату новейшего немецкого линкора «Бисмарк» «Каталина» береговой охраны Королевских ВВС Великобритании 26 мая 1941 год обнаружила линкор, потопивший до этого британский линейный крейсер «Худ» и сумевший оторваться от погони. В ходе последовавших атак «Суордфишей» (торпедоносцев) с авианосца «Арк Роял» одна из торпед повредила рулевое управление, линкор снизил ход и был потоплен английскими кораблями.

Тактико-технические характеристики (PBY-5A)[ | код]

«Каталина» в музее нидерландского авиодрома «Лелистад»

Технические характеристики[ | код]

  • Экипаж: 8 человек (командир, пилот, бортмеханик, штурман, бомбардир, два боковых стрелка и носовой стрелок)
  • Длина: 19,46 м
  • Размах крыла: 31,70 м
  • Высота: 6,15 м
  • Площадь крыла: 130 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 7,73
  • Масса пустого: 9485 кг
  • Масса снаряжённого: 16066 кг
  • Двигатели: 2× поршневых радиальных Pratt & Whitney R-1830-92, по 1200 л. с. (895 кВт) каждый
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0309
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 4,02 м²
Гражданский вариант «Каталины», переоборудованный в противопожарный самолёт

Лётные характеристики[ | код]

Вооружение[ | код]

  • Пулемётное вооружение:
    • 2 ×7,62 мм пулемёта (в носовой турели)
    • 3 × 12,7 мм пулемёта (по одному с каждой стороны фюзеляжа, один в туннельной установке в нижней задней части фюзеляжа)
  • Бомбовая нагрузка: до 1814 кг глубинных бомб, торпед

«Каталины» в СССР[ | код]

Лицензионная копия под названием ГСТ (Гидро-Самолет Транспортный) выпускалась в Таганроге с января 1939 года и по октябрь 1941 года было выпущено 27 самолетов, 11 из которых базировалось в Севастополе до конца обороны[1]. По данным моряков-торпедоносцев Северного флота, «Каталины» (количество неизвестно) в период Великой Отечественной войны служили в авиации СФ и использовались, в частности, для подбора из воды экипажей потопленных немецким флотом в Баренцевом море кораблей и самолётов СФ, для чего на самолёте было установлено специальное зацепное устройство. Также «Каталины» некоторое время использовались ВМФ СССР на Тихом океане: во время высадки советских войск в Порт-Артуре (Люйшунь) и Дальнем (Далянь) 17 таких самолётов приводнились в бухте Порт-Артура[2]. Как минимум один самолёт из поставленных по ленд-лизу летом 1945 года разбился в Приморском крае; машина принадлежала отдельному морскому разведывательному полку Тихоокеанского флота, а нашли её в мае 2018 года[3].

«Каталины» использовались на Черноморском флоте СССР вплоть до 1955-56 гг. в составе 30 ОДРАП на аэродроме Саки. Летчики, летавшие на них, отзывались о технике очень хорошо. Впоследствии самолеты были списаны и разобраны.[источник не указан 52 дня]

Интересные факты[ | код]

  • Член королевской семьи Тонга, барон Ваеа, служил во время Второй мировой войны пилотом на этом самолёте.
  • На патрульном бомбардировщике «Каталина» Г. Гопкинс ( личный представитель Рузвельта для переговоров с 29 июля по 1 августа 1941 года с советским руководителем Сталиным ) совершил героический перелет из шотландского Инвергордона в Мурманск и обратно до Скапа-Флоу [4]. Полет проходил на малой высоте вблизи берегов Норвегии через территорию, которая контролировалась люфтваффе. При подлете к Скапа-Флоу был обстрелян неопознанным эсминцем.
  • «Каталину» PBY-5A использовала команда Жак-Ива Кусто. На этом самолёте в 1979 году разбился его сын Филипп, пилотировавший самолёт[5].
  • 22 марта 1960 года семья американского бизнесмена Томаса Кендалла совершила посадку на «Каталине» в проливе Эт-Тиран, Саудовская Аравия. Они хотели поужинать, а затем переночевать на берегу Красного моря. Утром следующего дня на них было совершено вооружённое нападение со стороны местных бедуинов. В самолёт попало около 300 пуль. Томас Кендалл и его секретарь получили ранения. Они попытались завести двигатели и взлететь, но, проплыв 800 метров, самолет ударился о коралловый риф и сел на мель. Пленённых американцев доставили в Джидду, где посол на протяжении нескольких месяцев добивался их освобождения. Впоследствии, когда формальности были улажены, саудовские власти не стали извиняться и отказались выплачивать Кендаллам компенсацию. Гидросамолет PBY-5A Catalina до сих пор лежит на берегу Красного моря.[6][7][8]

В компьютерных играх[ | код]

  • Присутствует в игре War Thunder как бомбардировщик первого ранга авиации США, а также в премиумном виде в авиации СССР и Великобритании.
  • В игре Call of Duty: World at War одна из миссий Тихоокеанской кампании проходит на борту Каталины «Черной Кошки». В игре в вооружение этого самолета также входят две 20-мм пушки в носу.
  • Присутствует в игре Heroes of the Pacific как бомбардировщик. В игре в вооружение самолета также входит 75-мм пушка в носу.
  • Присутствует в игре Medal of Honor: Pacific Assault.
  • Присутствует в игре Enigma: Rising Tide.
  • Присутствует в игре: Battlestations Pacific

Литература[ | код]

На русском[ | код]

  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.

На английском[ | код]

  •  (англ.) Creed, Roscoe. PBY: The Catalina Flying Boat. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1986. ISBN 0-87021-526-4.
  • Crocker, Mel. Black Cats and Dumbos: WW II’s Fighting PBYs. Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-9712901-0-5.
  •  (англ.) Dorney, Louis B. US Navy PBY Catalina Units of the Pacific War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8.
  •  (англ.) Hendrie, Andrew. Flying Cats: The Catalina Aircraft in World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1988. ISBN 0-87021-213-3.
  •  (англ.) Kinzey, Bert. PBY Catalina in Detail & Scale. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-888974-19-2.
  •  (англ.) Knott, Richard C. Black Cat Raiders of World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2000. ISBN 1-55750-471-7.
  •  (англ.) Legg, David. Consolidated PBY Catalina: The Peacetime Record. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-245-5.
  •  (англ.) (англ.) Ragnarsson, Ragnar. US Navy PBY Catalina Units of the Atlantic War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina in Action (Aircraft number 62). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina — Walk Around. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4.
  •  (англ.) Wagner, Ray. The Story of the PBY Catalina (Aero Biographies Volume 1). San Diego, CA: Flight Classics, 1972.

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Реферат Каталина (самолёт)

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 Тактико-технические характеристики (PBY-5A)
    • 1.1 Технические характеристики
    • 1.2 Лётные характеристики
    • 1.3 Вооружение
  • 2 Интересные факты
  • 3 Библиография
  • Примечания

Введение

«Каталина» (англ. PBY «Каталина» (1936)) — морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед (PB — патрульный бомбардировщик, Y — индекс фирмы Консолидейтед). Каталины производились всю Вторую мировую и активно использовались союзниками на тихоокеанском и европейском ТВД. Строились в США и Канаде в 1930-х и 1940-х годах. В СССР строились по лицензии под названием ГСТ.

«Каталины» были вооружены оборонительными пулемётами калибра .30 или .50, могли нести глубинные бомбы и торпеды

Во время операции по перехвату новейшего немецкого линкора «Бисмарк» «Каталина» береговой охраны Королевских ВВС Великобритании 26 мая 1941 год обнаружила линкор, потопивший до этого британский линейный крейсер «Худ» и сумевший оторваться от погони. В ходе последовавших атак «Суордфишей» (торпедоносцев) с авианосца «Арк Роял» одна из торпед повредила рулевое управление, линкор снизил ход и был потоплен английскими кораблями.


1. Тактико-технические характеристики (PBY-5A)

«Каталина» в музее нидерландского авиодрома «Лелистад»

1.1. Технические характеристики

  • Экипаж: 8 человек (командир, пилот, бортмеханик, штурман, носовой стрелок, два боковых стрелка и хвостовой стрелок)
  • Длина: 19,46 м
  • Размах крыла: 31,70 м
  • Высота: 6,15 м
  • Площадь крыла: 130 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 7,73
  • Масса пустого: 9485 кг
  • Масса снаряжённого: 16066 кг
  • Двигатели: 2× поршневых радиальных Pratt & Whitney R-1830-92, по 1200 л.с. (895 кВт) каждый
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0309
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 4,02 м²

«Каталины» (PBY-5) над Алеутскими островами

гражданский вариант «Каталины», переоборудованный в противопожарный самолёт


1.2. Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 314 км/ч
  • Крейсерская скорость: 201 км/ч
  • Дальность: 4030 км
  • Практический потолок: 4000 м
  • Скороподъёмность: 5,1 м/с
  • Нагрузка на крыло: 123,6 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,056 кВт/кг
  • Аэродинамическое качество самолёта: 11,9

1.3. Вооружение

  • Пулемётное вооружение:
    • 3× 7,62 мм пулемёта (два в носовой башне, один в подфюзеляжной установке)
    • 2× 12,7 мм пулемёта (по одному с каждой стороны фюзеляжа)
  • Бомбовая нагрузка: до 1814 кг глубинных бомб, торпед

2. Интересные факты

  • «Каталину» PBY-6A использовала команда Жак-Ива Кусто. На этом самолёте в 1979 году разбился его сын Филипп, пилотировавший самолёт[1].
  • В игре Call of Duty: World at War одна из миссий Тихоокеанской кампании проходит на борту «Каталины».

3. Библиография

  •  (англ.) Creed, Roscoe. PBY: The Catalina Flying Boat. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1986. ISBN 0-87021-526-4.
  • Crocker, Mel. Black Cats and Dumbos: WW II’s Fighting PBYs. Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-9712901-0-5.
  •  (англ.) Dorney, Louis B. US Navy PBY Catalina Units of the Pacific War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8.
  •  (англ.) Hendrie, Andrew. Flying Cats: The Catalina Aircraft in World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1988. ISBN 0-87021-213-3.
  •  (англ.) Kinzey, Bert. PBY Catalina in Detail & Scale. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-888974-19-2.
  •  (англ.) Knott, Richard C. Black Cat Raiders of World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2000. ISBN 1-55750-471-7.
  •  (англ.) Legg, David. Consolidated PBY Catalina: The Peacetime Record. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-245-5.
  •  (англ.)  (англ.) Ragnarsson, Ragnar. US Navy PBY Catalina Units of the Atlantic War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina in Action (Aircraft number 62). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina — Walk Around. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4.
  •  (англ.) Wagner, Ray. The Story of the PBY Catalina (Aero Biographies Volume 1). San Diego, CA: Flight Classics, 1972.

Примечания

  1. ASN Aircraft accident Consolidated PBY-6A Catalina N101CS Alverca — aviation-safety.net/database/record.php?id=19790628-0
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 14.07.11 01:36:40

Похожие рефераты: Каталина, Крус Каталина, P2005 JQ5 (Каталина), Санта-Каталина, Обзор Каталина, Дэнис Каталина, Каталина Дэнис.

Категории: Летающие лодки, Самолёты США, Гидросамолёты Второй мировой войны, Самолёты Consolidated.


Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *