Содержание

Самолет-заправщик Ил-78. — Российская авиация

Самолет-заправщик Ил-78.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1983 г.

Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения:
— в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива;
— кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами;
— под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А «Сахалин», усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации «Встреча», позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса «тяжелый бомбардировщик» с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса «истребитель» — с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 — 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32000-35000 кг — на дальности 4000 км.

ЛТХ:

Модификация: Ил-78
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-пустого самолета: 40000
-максимальная взлетная: 190000
Внутренне топливо, л: 82000
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 117,68
Максимальная скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 800
Скорость при дозаправке, км/ч: 400-600
Практическая дальность, км: 7300
Дальность действия, км: 3650
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 6
Полезная нагрузка: максимальная нагрузка — 65000 кг топлива
Типовая нагрузка: крыльевые баки — 14800 кг топлива; фюзеляжные баки — 28000 кг топлива.

Самолет-заправщик Ил-78.

Самолет-заправщик Ил-78.

Самолет-заправщик Ил-78.

Ил-78, подготовка заправочного оборудования.

Самолет-заправщик Ил-78. Выпущены заправочные шланги подкрыльевых УПАЗов.

Ту-95МС готовится к дозаправке от Ил-78.

Дозаправка двух Су-24М от самолета-заправщика Ил-78.

Ил-78 дозаправляет пару истребителей Су-27.

Ил-78 проводит дозаправку двух МиГ-31.

Ил-78 производит дозаправку самолета ДРЛО ЭИ (А-50ЭИ).

Агрегат УПАЗ.

Подкрыльевой УПАЗ на Ил-78.

УПАЗ на фюзеляже Ил-78.

Заправочный конус УПАЗ.

Кабина экипажа Ил-78.

Кормовая кабина оператора заправки на Ил-78.

Ил-78. Рисунок.

Ил-78. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. А.Шевельков. Воздушные танкеры: Самолеты-заправщики семейства Ил-78.
Авиация и Время. Петр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе.
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
В.Н.Шунков. Самолeты спецназначения.
Авиационный справочник на Avia.ru. Ил-78 Cамолет-заправщик.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Самолет-заправщик Ил-78М. — Российская авиация

Самолет-заправщик Ил-78М.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.

Ил-78М — самолет-заправщик, разработанный в АНТК Ильюшина на базе самолета-заправщика Ил-78. Первый полет состоялся 3 июля 1987 года. В фюзеляже установлены два съемных топливных бака, вмещающие по 14000 кг топлива каждый. Под фюзеляжем и под крылом размещены подвесные унифицированные заправочные агрегаты УПА3-1А, обеспечивающие дозаправку методом шланг — конус (оборудование этого типа может монтироваться и на других самолетах, в частности на бомбардировщиках Су-24).

Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60000 — 65000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32000-35000 кг — на дальности 4000 км.

Допускается одновременная дозаправка одного самолета (класса тяжелый бомбардировщик) с подфюзеляжного заправочного агрегата или двух самолетов класса МиГ-31 или Су-24 с подкрыльевых заправочных агрегатов. Количество отдаваемого топлива при использовании только крыльевых баков 57720 кг, при использовании крыльевых и фюзеляжных баков 85720 кг, производительность при раздаче топлива 900-2200 л/мин (в зависимости от выбранного режима дозаправки). В хвостовой части самолета на месте кабины стрелка расположено рабочее место оператора дозаправки, оснащенное оптической системой заднего обзора. Имеется радиотехническое и световое оборудование, обеспечивающее поиск и сближение самолетов при дозаправке. Находится на вооружении ВВС России. Строится серийно на Ташкентском авиазаводе.

ЛТХ:

Модификация Ил-78М
Размах крыла, м 50,50
Длина самолета, м 46,59
Высота самолета, м 14,76
Площадь крыла, м2 300,0
Масса, кг
-пустого снаряженного самолета 98000
-максимальная взлетная 210000
Внутренне топливо, л 118000
Тип двигателя 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 117,70
Максимальная скорость, км/ч 850
Крейсерская скорость, км/ч 800
Скорость при дозаправке, км/ч 400-600
Практическая дальность, км 7300
Дальность действия, км 3650
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 7
Максимальная нагрузка: 85720 кг топлива,
Типовая нагрузка: крыльевые баки — 57720 кг топлива, фюзеляжные баки — 28000 кг топлива.

Самолет-заправщик Ил-78М заходит на посадку.

Ил-78М после взлета.

Ту-160 готовится к дозаправке от самолета-запращика Ил-78М.

Дозаправка двух истребителей-перехватчиков МиГ-31 от самолета-заправщика Ил-78М.

Ту-142МР имитирует дозаправку от Ил-78М. Парад в день ВМФ России 2017 г. Фото / Валерий Смирнов.

Ил-78М во время дозаправки. Фото / Евгений Лебедев.

Ил-78М на рулежке.

Ил-78М на рулежке.

Ил-78МКИ ВВС Индии заходит на посадку.

Ил-78М. Фюзеляжный УПАЗ, заправочный шланг размотан.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. А.Шевельков. Воздушные танкеры: Самолеты-заправщики семейства Ил-78.
Авиация и Время. Петр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе.
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
В.Н.Шунков. Самолeты спецназначения.
Авиационный справочник на Avia.ru. Ил-78М Самолет-заправщик.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

самолет-заправщик, развитие самолета и технологии дозаправки

Самолет Ил-78 является советским заправщиком, созданным на базе более старого Ил-76МД, главным предназначением которого является заправка самолетов во время полета. Сама по себе задача по заправке самолетов в воздухе не является легкой, а скорее совсем наоборот. Однако если учесть преимущества такой заправки, то все сложности, риски и расходы становятся очень даже оправданными.

Часто случалось, что Ил-78 принимали за его предшественника Ил-76, на котором проводили проверку УПАЗов. На сегодняшний день самолет сохраняется в Кировоградской летной академии.

Список самый известных модификаций

  • Ил 78 – изначальная, базовая модификация.
  • Ил 78В – разработка возможности дозаправки самолетов западного типа.
  • Ил 78М – усиленное шасси, грузовая кабина не герметичная, добавлен третий фюзеляжный бак.
  • Ил 78М 2 – модернизация Ил 78М, проект.
  • Ил 78М 90А – самолет-заправщик, разработанный на базе Ил 76МД 90А, проект.
  • Ил 78МК – еще одна модернизация Ил 78М, рассчитанная на транспортную конфигурацию, проект.
  • Ил 78МК 90 – проект летательного аппарата на базе Ил 78МК с двигателями ПС-90А-76.
  • Ил 78МКИ – модификация Ил 78М, которую поставляли по контракту государства индийским ВВС.
  • Ил 78МП – специальное обозначение для четырех самолетов, что были поставлены компанией Укрспецэкспорт в Пакистан по контракту.

Кроме СССР попытки изменения и улучшения Ил-76 проводили в Ираке. Стоит заметить, что еще в 1988 году самолет типа Ил-76МД оснастили приобретенным еще в Советском Союзе подвесным агрегатом заправки (УПАЗ), и крепился он на основной стойке грузолюка, что находилась по центру. Благодаря данной характерной черте створку люка приходилось поднимать в момент взлета и посадки, заправщик этого типа был способен одновременно заправлять только Миг-27 или Су-22М.

Самой важной характеристикой со времен появления летательных аппаратов была дальность их полета, поэтому дозаправка могла бы существенно увеличить эту характеристику. Другим же вариантом было увеличение объема переносимого топлива, и в следствии, увеличение массы самолета. Благодаря использованию технологии дозаправки можно сократить не только взлетную массу аппарата, а и длину взлетно-посадочной полосы.

История развития технологии воздушной заправки

Очевидно, что все преимущества такой заправки имели предельную ясность на самом восходе авиации. Так что первоначальные усилия воплотить задумку в реальность имели место еще до того, как началась Первая мировая война, однако из-за явного технологического несовершенства того времени и реально значительной сложности подобной операции данная технология не получила своей реализации.

Первая заправка на лету представляла собой простое переливание топлива под воздействием силы тяжести из самолета, что летел выше в машину, находящуюся ниже. Такая система была несовершенна, и позже ее начали оснащать специальными насосами, и те уже значительно ускоряли процесс заправки.

Над данной технологией довольно активно трудились немецкие конструкторы еще в то время, когда полным ходом шла война. Они хотели использовать дозаправку, что бы получилось доставить бомбардировщики к берегам США. Но этому не суждено было случиться, так как американцы первые начали масштабное применение воздушной дозаправки.

Еще в Советском Союзе проводились опыты воздушной заправки с использованием переделанного самолета-разведчика Р-5, однако исследование так и не продвинулось достаточно далеко. Стремительное развитие технологи началось в период холодной войны, когда главной и приоритетной ударной мощью одной из противостоящих сторон могли стать стратегические носители ядерного оружия. Такие летательные аппараты вели непрерывное дежурство, и были вынуждены долгое время пребывать в воздухе, патрулируя конкретные регионы.

Именно для таких аппаратов активно применялась заправка на лету, так как главный советский стратегический бомбардировщик Ту-4 долететь до берегов США без дозаправки по дороге не мог. К тому времени как в СССР уже были разработаны несколько самолетов-заправщиков, к середине 70-х годов они уже утратили свою новизну, так что новый самолет был просто необходим, чем и занялись в Авиационном комплексе имени Илюшина. Нужно сказать, что специалисты из данного бюро уже имели в своем запасе некоторые наработки на эту тему, так как еще в 1968 году они вели разработку так называемого «летающего танкера», однако заказчик отклонил этот проект из-за неудовлетворенности техническими характеристиками.

Если раньше данным вопросом занимались хоть и интенсивно, но недостаточно, то вначале 80-х нужда в таком самолете-заправщике стала довольно остро. У ВВС СССР имелись в ангарах Ту-95МС, МиГ-31, а так же Су-24М, которые могли заправляться в полете. К тому же предполагался выпуск еще одного бомбардировщика – Ту-160, и кроме его еще несколько новейших самолетов 4-го поколения – Су-27 и МиГ-29. Своеобразными «клиентами» последнего заправщика норовили оформиться несколько тысяч летательных аппаратов.

По стечению обстоятельств в этот момент и появляется на свет совершенно новая версия не так давно разработанного транспортного летательного аппарата Ил-76 – Ил-76МД, у коего максимальный взлетный вес был значительно больше его предшественника; это разрешило ему повысить объемы горючего, что должны были передавать во время процесса заправки. Новый самолет получил отдельный индекс Ил-78 и уже в 1983 году один из первых таких аппаратов взлетел в небо. К тому же благополучная разработка и выпуск нового заправщика повлиял выход нового универсального подвесного агрегата заправки; этот прибор прекрасно устанавливался на разнообразные виды машин.

Описание нового заправщика

Как уже известно, основу Ил-76 положили в то, что мы сейчас знаем как Ил-78, взлетный вес которого составлял 190 тонн. Фюзеляж самолета вмещал в себя два цилиндрообразных резервуара, вместительность каждого из них составляла 14 тонн. Кроме того самолет имел в оснащении пожарную систему безопасности.

Новый самолет-заправщик умел взаимодействовать не только с самолетами, принадлежащими дальней авиации, но так же и с самолетами из фронтовой авиации, а так же самолетами ПВО. Все это не представлялось бы возможным, если не установка на борт заправщика трех УПАЗ-1, одно такое устройство находилось в носу, а два остальных по одному на каждое крыло. Сам УПАЗ выглядел как специальный контейнер с встроенным турбонасосом и сматываемым в барабан длинным, 28-метровым шлангом.

Самолет так имел возможность работы своеобразным танкером с целью транспортировки горячего. Разгрузка топлива на земле совершалась в отсутствии УПАЗов. Благодаря своим техническим особенностям самолет мог перевозить около 65 тонн горючего на дистанцию в 1000 километров.

Несмотря на то, что его делали изначально как заправщик, данный тип самолета так же использовали в качестве транспортного, хоть и бывало это крайне редко. Емкости для горючего были съемными, и располагались внутри фюзеляжа. Грузовым оборудованием так же был обеспечен и салон.

vpolete.online

Ил-78 | АвиаПорт.Ru

В настоящее время единственным самолетом-топливозаправщиком российских ВВС является Ил-78, находящийся на вооружении дальней авиации. Он создан на базе оперативно-стратегического военно-транспортного самолета Ил-76МД и предназначен для обеспечения деятельности как бомбардировщиков дальней авиации, так и фронтовых самолетов, а также самолетов ДРЛО.

Ил-78 обеспечивает выполнение задач нанесения удара по удаленным стратегическим целям или противодействия средствам воздушного нападения противника на сверхдальних подступах к рубежам России.

Ил-78 способен передавать в воздухе 30000 кг топлива на рубеже 2 500 км или 60 000 кг на рубеже 1000 км. Самолет может применяться и как транспортный.

МОДИФИКАЦИИ.
В 1987 году был создан усовершенствованный самолет-дозаправщик Ил-78М с увеличенными до 210000 кг максимальной взлетной массой и до 80 000 кг — массой передаваемого топлива (добавлен третий фюзеляжный топливный бак). В отличие от своего предшественника Ил-78М стал узкоспециализированной машиной, утратившей способность использоваться в качестве транспортной.

перегоночная дальность 9 500 км.

ОБОРУДОВАНИЕ.
Радионавигационное оборудование системы ближней навигации РСБН-7С «Встреча» обеспечивает взаимное обнаружение и сближение заправщика и дозаправляемого самолета с дистанции в 300 км. Имеется специальное светотехническое оборудование, обеспечивающее видимость контура самолета-заправщика и агрегатов заправки.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
В фюзеляже машины установлены два дополнительных съемных топливных бака суммарной емкостью 36 460 л. Самолет оснащен двумя унифицированными агрегатами заправки УПАЗ-1, размещенными под крылом (производительность каждого — 2340 л/мин) и одним агрегатом ПАЗ-1 (4000 л/мин), расположенным в задней части фюзеляжа на специальном пилоне справа. Длина шлангов дозаправки — 26 м.

Унифицированный агрегат (УПАЗ) предназначен для дозаправки одного тяжелого самолета. Процесс перекачки топлива с момента контакта начинается автоматически и после подачи заданного количества прекращается.

Для Ил-78М в АО «Звезда» создан усовершенствованный заправочный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М с увеличенной производительностью.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ.
До 1991 года в Ташкенте было выпущено 45 самолетов Ил-78 и Ил-78М, состоящих в настоящее время на вооружении Дальней авиации ВВС России и Украины. Кроме того, один самолет Ил-78 поставлен в Ливию. Российский полк ДА, оснащенный машинами этого типа, базируется в Энгельсе.

Первый опытный самолет-дозаправщик был построен в Ташкенте на ТАПОиЧ весной 1983 года и в том же году успешно прошел госиспытания, а уже в 1984 году начался серийный выпуск самолетов, получивших обозначение Ил-78. Первые пять серийных самолетов поступили в Ивановский центр ВТА в 1985 году, а затем были переданы дальней авиации. В 1987 году новый заправщик был официально принят на вооружение ВВС.

К концу 80-х Ил-78 в основном заменили устаревшие самолеты-заправщики М-4-2 и часть ЗМ-2.

Первой строевой частью, получившей новые самолеты, стал полк в Узине, ранее оснащенный стратегическими бомбардировщиками. В 1987 году полк приступил к боевому дежурству, обеспечивая боевое применение стратегических ракетоносцев Ту-95МС (осуществляя попутную и встречную дозаправку, группы Ил-78 перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы).

Дальнейшим развитием «семьдесят восьмого» по дополнительному требованию ВВС явилась разработка улучшенного варианта конвертируемого Ил-78МК с увеличенным по сравнению с Ил-78 запасом топлива и также с тремя агрегатами заправки ПАЗ-1М.

В 1992-93 гг. подготовили документацию и производство, но самолет не выпускается только из-за отсутствия заказов. Между тем, ТАПОиЧ готово в любое время приступить к его постройке.

К Ил-78 проявляют интерес различные зарубежные эксплуатанты. В настоящее время совместно с АО «Звезда» рассматривается возможность использования Ил-78 с модернизированным агрегатом УПАЗ для дозаправки в воздухе как отечественных, так и зарубежных машин.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Работы по созданию нового летающего танкера начались в первой половине 1980-х годов, когда у советских ВВС возникла необходимость в замене морально и физически устаревших самолетов-заправщиков первого поколения: Ту-16Н, М-4-2 и ЗМ-3, созданных еще в 50-е годы. Появление на вооружении дальней авиации новых самолетов Ту-96МС, Ту-160 и Ту-22М-3 также диктовало необходимость принятия на вооружение самолета-заправщика с увеличенными возможностями по передаче топлива в полете с высокими расходами.

Командование ВВС обратилось в ОКБ им. С.В. Ильюшина с просьбой разработать такой самолет на базе Ил-76МД.

ОКБ всегда относилось с большим вниманием к нуждам и запросам ВВС. Поэтому в кратчайшие сроки параллельно с разработкой технического задания подготовили конструкторскую документацию и создали новую модификацию Ил-76МД — самолет-заправщик Ил-78 с тремя агрегатами заправки УПАЗ-1. Он способен одновременно дозаправлять в полете до трех самолетов. По указанию генерального конструктора Г.В. Новожилова ответственным за разработку проекта был назначен главный конструктор Р.П. Папковский. Самое активное участие в работе приняли ведущие специалисты ОКБ Г.К. Нохратян. Д.В. и А.В. Лещинеры, А.Л. Добросков, Г.В. Машков и Н.Ф. Макокин.

На Ил-78 установили три уникальных высокоэнергетических установки, создав принципиально новую систему передачи топлива в полете с высокой производительностью и расширенным диапазоном зон заправки.
Усовершенствованный универсальный агрегат заправки (УПАЗ-1), разработанный АО «Звезда» под руководством Г.И. Северина и В.И. Харченко, обеспечивает автономное автоматическое слежение за ходом дозаправки топливом заправляемого самолета, надежное контактирование и расцепку.

Первые пять серийных машин в 1985 г. первоначально поступили в Ивановский учебный центр ВТА, а затем были переданы в Дальнюю авиацию. Там из них на базе полка стратегических бомбардировщиков был сформирован полк самолетов-заправщиков, базирующийся в Узине. Там же создали совершенную техническую базу для обслуживания самолетов Ил-78 и выполнения на них всех видов регламентных работ.

Летный и инженерно-технический состав с большим энтузиазмом встретил появление нового самолета-заправщика, быстро освоил его эксплуатацию на земле и в воздухе.

В 1987-м вновь сформированный полк Дальней авиации на Ил-78 приступил к плановым полетам на боевое применение совместно с заправляемыми Ту-95МС и Су-24.

При полетах Ту-95МС на патрулирование и боевое дежурство в Атлантику, в Арктику и в акваторию Тихого океана группы воздушных заправщиков перелетали на Арктические и прибрежные аэродромы, осуществляя попутную и встречную дозаправки с отдачей по 30-50 т топлива.

Благодаря универсальности и конвертируемости часть «семьдесят восьмых» использовалась после переоборудования в качестве транспортных самолетов для перевозки различных грузов при проведении учений в масштабах Дальней авиации.

В 1994 году совершен перелет двух Ил-78 в группе ракетоносцев Ту-95МС в США при обмене визитами стратегической авиации по маршруту Моздок и Энгельс-Анадырь-Барждейл и обратно. Визит продемонстрировал высокую надежность оборудования и безопасность полетов Ил-78 на дальних маршрутах.

В ОКБ им. С.В. Ильюшина стало традицией постоянно модернизировать существующие образцы авиатехники. В 1987-м выпущен самолет-заправщик Ил-78М с увеличенными до 210 т взлетным весом и возросшим до 80 т количеством передаваемого в полете топлива, но он утратил конвертируемость в транспортный вариант.

АО «Звезда» разработало для самолета Ил-78М усовершенствованный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М с большей производительностью и давлением. Он обеспечивает сокращение времени контактирования с заправляемым самолетом полета при увеличении количества передаваемого топлива.

Тесно взаимодействуя с эксплуатантами и учитывая богатый опыт использования парка самолетов Ил-76МД в ВТА и ГА, ОКБ им. С.В. Ильюшина отрабатывает новые методики обслуживания Ил-78, что значительно снизит затраты и время на их эксплуатацию. Отрабатываются мероприятия, направленные на повышение надежности, безопасности и длительной работы авиатехники.

Все это обеспечивает заправщикам Ил-78 и Ил-78М вхождение в XXI век. В ближайшее десятилетие самолет-заправщик Ил-78 и его модификация Ил-78МК будут оставаться основным средством дозаправки в воздухе для самолетов дальней и фронтовой авиации.

РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. С.В. Ильюшина.

Мониторинг:

19.05.2016 Началась модернизация летающих танкеров Ил-78

Российская газета: Авиационный комплекс имени Ильюшина приступил к модернизации первого топливозапр…

18.05.2016 ОАО «Ил» приступило к работам по модернизации первого самолета-топливозаправщика Ил-78 ВКС России до версии Ил-78-2

ОАО «Ил», пресс-релиз: Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического…

29.02.2016 Первый топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте

ТАСС: Первый строевой самолет-топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте

26.10.2015 Новый топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перевозить до 110 тонн топлива

ТАСС: Новый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перево…

27.08.2015 Ил-78М-90А получит новую систему предупреждения столкновения с землей

РИА «Новости»: Российская компания ТАВ намерена установить на первый российский самолет-топливо…

www.aviaport.ru

Судьба украинских самолетов-заправщиков Ил-78 — bmpd — LiveJournal

Первая потеря произошла 25 марта 1993 г., когда  кабина самолета с бортовым номером 76736 (зав. 0073476317/ сер. 58-10) была разрушена крылом рулящего мимо Ил-78 СССР-76653. Так как при этом была повреждена перегородка гермокабины, борт списали и впоследствии утилизировали. Оба участника происшествия предлагалось уже в 1995 г. реализовать Новосибирскому АПО в  обмен  на техническое обеспечение эксплуатации парка самолетов Су-24. Известно, что в Новосибирск по этому соглашению были переданы только пять самолетов Ан-12, а Илы так и не покинули родных стоянок и были в итоге реализованы при выполнении алжирского контракта. Один как полноценный самолет, другой как донор.

Успешная реализация началась в 1999 г. после подписания контракта на поставку шести самолетов Ил-78 в конфигурации с двумя (вместо трех) унифицированными подвесными агрегатами заправки УПАЗ-1 для ВВС Алжира на общую сумму свыше 20 млн. долл. В последующем «Укрспецэкспорт» осуществлял поставку запчастей и выполнение регламентных и ремонтных работ на базе заказчика при помощи украинских специалистов.

В конце 2001 г. после демилитаризации и доработки согласно требованиям ИКАО в Анголу уже в качестве гражданского воздушного судна Ил-76ТД был продан Ил-78 бортовой номер 76721. Формально самолет принадлежит Министерству Обороны Анголы, но обычно выполняет президентские рейсы по перевозке транспорта и  сопровождающих лиц в ходе официальных визитов.

Еще один контракт на приобретение двух самолетов-заправщиков Ил-78 был заключен в июле 2005 г. с компанией «North American Tactical Aviation», созданной отставными летчиками морской авиации США, пытавшейся выйти на рынок контрактных заправочных услуг для авиации ВМС США, в частности, в интересах частной компании «Tactical Air Defense Services». В дальнейшем борт номер N78GF, прибывший в конце мая 2006 г. в аэропорт Шерман/Дэнисон-Грейсон (штат Техас), был перепродан другой американской компании «Air Support Systems», которая, в свою очередь, сдала его в аренду фирме «Tactical Air Defense Services», продолжавшей предлагать использование двух Ил-78 и двух Ил-76МД, якобы находившихся в собственности.

Летную и  наземную эксплуатацию самолета в течение нескольких лет после продажи осуществляли специалисты ГП «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» до тех  пор, пока в июле 2009 г. пять украинцев не были задержаны в связи с нарушением иммиграционного законодательства США после посадки Ил-78 на дозаправку в Международном аэропорту Сойера в Техасе.

Сообщалось, что в июле 2009 г. «Tactical Air Defense Services» получила первый контракт на использование этого Ил-78 по назначению от некоего ближневосточного заказчика, однако к реальной эксплуатации Ил-78 из-за затянувшейся американской сертификации самолета, а также борьбы внутри менеджмента за контроль над фирмой так и не приступила.

В связи с неудачным бизнес-стартом второй самолет Ил-78 (N78RX) также не использовался по первоначальному назначению и был продан в начале 2010 г. «Air Support Systems» частному лицу в г. Сент-Луис (штат Миссури) и ныне зарегистрирован на компанию «Il78-2 LLC». Сертификат FAA на оба самолета истек уже в 2013 г., но никаких сведений об их эксплуатации больше не поступало. При этом самолет так и не покинул территорию Украины.

Существует также неподтвержденная официально версия о том, что истинной причиной заключения этого невыгодного, на первый взгляд, контракта послужило желание Китая приобрести на Украине около десятка Ил-78, что затрагивало интересы национальной безопасности США. После соответствующего воздействия на администрацию президента Виктора Ющенко сделку «переиграли», причем разница в  финансовых результатах оказалась для Украины несоизмеримой. Так, представители «Рособоронэкпорта» обсуждали с Китаем цену в 25-30 млн. долл. за один заправщик, а цена, зафиксированная украинской таможней за первый проданный американцам самолет, составила всего лишь 600 тыс. долл.

Более успешным оказался другой контракт, подписанный государственной компанией «Укрспецэкспорт» в конце 2006 г., который предусматривал поставку партии из четырех самолетов-заправщиков Ил-78 (и пока не использованный опцион на пятый самолет) для ВВС Пакистана на общую сумму более 25 млн. долл.

Выступившая в качестве посредника от покупателя компания «A.T.E. International Ltd.» (f.k.a. RWR International Commodities), имеющая британский юридический адрес в Лондоне, находится в Перечне иностранных юридических и физических лиц, подлежащих особому контролю со стороны Министерства по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control) Великобритании.

Еще до завершения пакистанского контракта переговоры с представителями КНР о покупке самолетов-заправщиков Ил-78 были возобновлены, что косвенно подтверждает версию об американском противодействии в 2005 г. В результате 9 декабря 2011 г. был заключен контракт № USE-16.2-122-K/KE-11 общей суммой 44,787 млн. долл. на приобретение трех самолетов-заправщиков Ил-78 (после проведения их капитально-восстановительного ремонта) и соответствующего авиационного имущества для Китайской Народной Республики.

Украинские СМИ в связи с этим сообщали, что контракт был заключен украинской стороной по заведомо заниженной цене, и что рентабельность контракта достигается только при стоимости 52,5 млн. долл., а в результате работы по Ил-78 для Китая на ГП «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» являются убыточными для завода. Это подтверждается и фактом списания с учета в/ч А3840 в декабре 2011 г. трех самолетов Ил-78 первичной стоимостью 66,967 млн. грн. (около 8,35 млн долл.). При этом согласно договору комиссии об отчуждении и реализации военного имущества № 270/4/68-11вр/Д29-2.1.1/178 от 25.05.2011 г., они были переданы дочернему предприятию ГК «Укрспецэкспорт» уже 30 ноября 2011 г., а в качестве владельца этих самолетов в процессе хранения и перегона на завод, начиная с мая 2012 г., выступало уже ООО «Научно-производственная фирма «АрсАвіа» (г. Киев).

Китайские экипажи в середине мая 2013 г. изучали в николаевском центре самолет Ил-78 и проходили обучение на тренажере, а 25 марта 2014 г. на аэродроме Кульбакино (г. Николаев, Украина) состоялся первый полет самолета-заправщика Ил-78 зав. номер 0073478359, подготовленного к поставке.

Третий и последний украинский Ил-78 (зав. номер 0083479400) для КНР с гражданской регистрацией UR-CML авиакомпании «Зет авиа» в июне 2016 г. перелетел из Кульбакино (Николаев) в Ухань (КНР).

Оба находящихся в настоящее время на аэр. Запорожье самолета Ил-78 ГП «Украинской авиационно-транспортной компании» согласно приказа № 559 от 13 августа 2008 г. Государственной авиационной администрации исключены из государственного реестра гражданских воздушных судов Украины в связи с тем, что на них в течение двадцати четырех месяцев не выдавались сертификаты летной годности или разрешения на выполнение полетов. Еще один Ил-78 УАТК потерпел катастрофу 17 марта 1998 г. недалеко от г. Асмара (Эритрея) при выполнении коммерческого рейса, а сама компания уже несколько лет является банкротом.

По-видимому, два самолета утилизированы: упомянутый выше 76736 (зав. 0073476317/ сер. 58-10) после повреждения на земле 25 марта 1993 г. гермокабины, а другой, вероятно зав. номер 0063465958/сер. номер 49-10, который эксплуатировался авиакомпанией «БСЛ», использован в качестве донора при проведении работ на Николаевском АРЗ по пакистанскому и китайскому контрактам, а также Ил-76 прочих заказчиков. Впрочем, действительная судьба последнего все еще подлежит уточнению.

Учитывая все перечисленное, парк заправщиков Ил-78 в Украине исчерпан практически полностью. Китайские поставки будут, по-видимому, завершающими в экспорте этого типа из Украины, хотя некоторые специалисты не исключают возможную попытку «реанимации» двух самолетов УАТК. Это возможно только после восстановления документации и решения юридических и финансовых проблем компании, хотя более вероятна перспектива их так называемого «технического каннибализма» для поддержания уже проданных летательных аппаратов запчастями и готовыми изделиями.

bmpd.livejournal.com

Ил-78 Википедия

Ил-78 (по кодификации НАТО: Midas) — советский самолёт-заправщик. Создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. Оборудован системой заправки в воздухе типа «шланг-конус». В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России. Также может использоваться в качестве военно-транспортного самолёта (утратил данную способность в модификации Ил-78М).

История

В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и 3М-3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Основными задачами для нового самолета было: повышение дальности полета самолетов; повышение мобильности авиационных частей и соединений при их маневре; срочная доставка топлива на передовые аэродромы и аэродромы маневра; перевозка грузов и личного состава при конвертировании в транспортный вариант.[5] Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолёт стал лишь с появлением в 1981 году модификации Ил-76МД со взлётной массой, повышенной до 190 тонн, в фюзеляже которого установили две цилиндрические ёмкости на 23460 литров, включенные в общую топливную систему. Прототип нового самолёта-заправщика (регистрационный номер СССР-76556) совершил первый полёт 26 июня 1983 года[2] (командир корабля — лётчик-испытатель В. С. Белоусов). Серийное производство развернули в 1984 году на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.

Характерным отличием новой разработки от прежних самолётов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации, являлась возможность взаимодействия и с самолётами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. На машину установили три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны) УПАЗ-1 (Унифицированный подвесной агрегат заправки) который был разработан в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и [3].

В состав УПАЗ-1 входит система аварийного отсоединения шланга от агрегата заправки в любом выпущенном его положении, аварийного отделения агрегата от самолета заправщика, противообледенительная система, система сигнализации о пожаре.[6]

Помимо дозаправки в воздухе Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. При отдаче топлива «на земле» УПАЗы не используются, вместо них к внутрифюзеляжным бакам подводятся до 4-х топливопроводов, которые выводятся наружу через погрузочный люк. Также для Ил-78 была предусмотрена конвертация в транспортный самолёт, для чего УПАЗы и два фюзеляжных бака были сделаны съёмными, а на борту имеются две грузовые лебёдки ЛПГ-3000А с тянущим усилием 3000 кгс, тельферное, рольганговое и швартовочно-такелажное оборудование[7].

7 марта 1988 года под управлением В. С. Белоусова совершил первый полёт модифицированный самолёт-заправщик Ил-78М с повышенной до 210 тонн взлётной массой. Новая машина утратила возможность быстрой конвертации в транспортный самолёт так как для увеличения объёма перевозимого топлива разработчики внесли изменения в конструкцию. Так в грузовом отсеке были установлены три несъёмных цилиндрических бака на 36 тонн горючего, отсутствует десантно-транспортное оборудование и задний погрузочный люк что позволило снизить собственную массу конструкции самолёта на 5 тонн[8]. Так же было усилено крыло, изменено крепление фюзеляжного агрегата заправки с установкой более производительной модификации ПАЗ-1М[2] (производительность перелива топлива до 2900 , в отличие от 2200 л/мин. у УПАЗ-1).

Управление заправкой в воздухе на Ил-78(М) происходит от специально оборудованного места оператора заправки, находящегося на месте кормовой стрелковой установки. Одновременно могут дозаправляться в воздухе один «тяжёлый» самолёт или одновременно две «лёгкие» машины от подкрыльевых УПАЗов[2].

  • Ил-78 при взлётной массе в 190 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1000 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 2500 км — 32—36 тонн[2].
  • Ил-78М при взлётной массе в 210 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1800 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 4000 км — 32—35 тонн[8].

При работе с грунтовых ВПП эти числа уменьшаются примерно вдвое[2].

После контакта заправляемого самолета с заправочным конусом Ил-78 начинается автоматическая передача топлива, которая прекращается после перекачки заданного оператором количества. Подачу топлива может прервать как оператор заправки, так и экипаж заправляемого самолета. Заправка выполняется на скоростях 450 — 520 км/час и высотах 4-7 км вне облаков и длится 15-20 мин, за это время самолеты пролетают 100-150 км.[9]

На конец 1991 года было выпущено 45 самолётов модификаций Ил-78 и Ил-78М[7]. Позднее, в 2003—2006 годах, было построено ещё 6 машин (Ил-78МКИ) для экспорта в Индию.

25 января 2018 года совершил первый полёт самолёт Ил-78М-90А собранный на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. На этой модификации отсутствует кормовая кабина оператора заправки, двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлетной тягой, удельный расход топлива ниже, что позволило увеличить дальность и брать большее количество топлива для заправки самолетов.[10] Предусмотрена возможность конвертации в военно-транспортный самолёт.

Эксплуатация

В СССР

В 1985 году первые пять серийных машин поступили в Иваново в Учебный центр ВТА, откуда четыре из них летом 1986 года переданы в Узин и были включены в состав Дальней авиации.

В июне 1987 года Ил-78 был официально принят на вооружение ВВС СССР[11].

В СССР помимо работы с бомбардировочной и фронтовой авиацией в числе задач Ил-78 было обеспечение патрулирования и боевого дежурства стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами, для чего часть самолётов перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы.

Авиаполки, вооружённые самолётами-заправщиками Ил-78:

По состоянию на 1992 год в полку находилось 24 Ил-78. При нём была организована техническая база для обслуживания самолётов и обучения личного состава.

Имитация дозаправки Ту-95 в воздухе. Парад в честь Дня Победы.

С 2008 года воздушные танкеры Ил-78 стали постоянными участниками авиационной составляющей парадов над Красной площади, имитирующими дозаправку самолётов различных типов.

По состоянию на 2013 год в отдельной авиагруппе 6950 гвардейской авиационной базы (г. Рязань) числится 21 самолёт.

Индия

ИЛ-78МКИ применялся Индией в ходе пограничного конфликта с Пакистаном в 2019 году[12].

Модификации

Нередко за Ил-78 принимают летающую лабораторию Ил-76 (рег. ), на которой проводились испытания УПАЗов. Сейчас эта машина находится на хранении в Кировоградской лётной академии.

Модификации самолёта Ил-78
МодификацияОписание
Ил-78Базовая модификация32
Ил-78В
(проект)
[13]
Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited.
Ил-78МУсиленное шасси. Негерметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.13
Ил-78М-2 Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М.[14]
Ил-78МК
[13]
Проект (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало.
Ил-78МК-90
Проект самолёта-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями ПС-90А-76[15].
Ил-78МКИ(МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.6
Ил-78МПОбозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года.4
Ил-78М-90АСамолёт-заправщик на базе Ил-76МД-90А.[1] Выпускается на заводе «Авиастар» в Ульяновске.1

Помимо СССР работы по модернизации Ил-76 в самолёт-заправщик проводились в Ираке. В 1988 году на один из Ил-76МД, состоявших на вооружении ВВС Ирака, был установлен приобретённый в Советском Союзе УПАЗ, который закрепили на центральной стойке грузолюка. Из-за этой особенности при взлёте и посадке створку грузолюка приходилось поднимать вверх. Самолёт-заправщик был способен единовременно заправлять только один самолёт Су-22М4 или МиГ-27.

Лётно-технические характеристики

Ил-78М. 3 заправочных шланга в выпущенном положении

Источник данных: Владимир Ильин. «Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России»[7]

Технические характеристики
  • в том числе в фюзеляжных баках: 28 т (36 т для Ил-78М)
Лётные характеристики
  • Рабочая скорость при выполнении дозаправки: 430-590 км/ч
  • Рабочая высота при выполнении дозаправки: 2000—9000 м
  • Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
  • Длина пробега: 1000 м (с реверсом)

Потери

ДатаБортовой номерМесто аварииЖертвыКраткое описание
25.03.1993 Узин0/н. д.Кабина самолёта была разрушена крылом рулящего мимо Ил-78 № 76653. Так как при этом была повреждена перегородка гермокабины, борт списали и порезали на металлолом.
17.07.1998 близ Асмэры10/10Столкнулся с холмом во время захода на посадку из-за перегруза самолёта и ошибки экипажа[17].

Операторы

Бывшие операторы
  • Ливия — 1 Ил-78, по состоянию на 2009 год[24]
  •  США — 2 Ил-78 были приобретены у Украины[25]

См. также

Примечания

  1. 1 2 На Ульяновском ЗАО «Авиастар-СП» заложен в производство первый самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А 13 февраля 2015
  2. 1 2 3 4 5 6 Пётр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и время : журнал. — 1998. — № 3.
  3. 1 2 Анатолий Шевельков. Воздушные танкеры. Самолёты-заправщики семейства Ил-78 // Крылья Родины : журнал. — 1998. — № 3. — С. 7—8.
  4. ↑ Контракт на поставку Иордании двух самолетов Ил-76МФ-ЭИ стал последним совместным проектом России и Узбекистана по программе Ил-76 (неопр.). ЦАМТО (31 мая 2011). Дата обращения 19 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  5. ↑ http://www.airwar.ru Ильюшин Ил-78
  6. ↑ http://www.airwar.ru Ильюшин Ил-78
  7. 1 2 3 Владимир Ильин. Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России: Ил-78 // Авиация и космонавтика : журнал. — 2003. — № 8.
  8. 1 2 Самолёты спецназначения. — Мн.: ООО «Харвест», 1998. — С. 369—372. — 448 с. — (Военная техника). — 5000 экз. — ISBN 985-433-275-6.
  9. ↑ http://www.airwar.ru Ильюшин Ил-78
  10. ↑ aviation21.ru Ил-78М-90А — новый летающий танкер. Авиация России
  11. Виктор Марковский. Ил-76 на службе в ВВС. — М.: ИЦ «Экспринт», 2006. — С. 36-38. — 40 с. — (Экспринт: Авиационный фонд). — 2000 экз. — ISBN 5-94038-102-2.
  12. Лавров, Антон. Русское качество: как Индия и Пакистан воюют нашим оружием (28 февраля 2019). Дата обращения 3 марта 2019.
  13. 1 2 Сергей Дроздов. Младший брат «семьдесят шестого» // Авиация и космонавтика : журнал. — 2014. — № 8. — С. 12, 13.
  14. ↑ ОАО «Ил» приступило к работам по модернизации первого военно-транспортного самолета Ил-76МД ВВС России до версии Ил-76МД-М 24 декабря 2014
  15. ↑ Ил-78МК-90 (неопр.). ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина». Дата обращения 10 октября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  16. 1 2 Самолет Топливозаправщик Ил-78М-90 (неопр.). ОАК-Транспортные самолеты. Дата обращения 2 ноября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  17. ↑ Катастрофа Ил-76 а/к УАТК в Эритрее (неопр.). airdisaster.ru. Дата обращения 19 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  18. ↑ The Military Balance 2016,p.321
  19. ↑ The Military Balance 2016,p.254
  20. ↑ The Military Balance 2016,p.245
  21. ↑ The Military Balance 2016,p.301
  22. ↑ The Military Balance 2016,p.282
  23. ↑ The Military Balance 2017,p.217
  24. ↑ ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация
  25. ↑ ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация

Литература

wikiredia.ru

Ил-78М-90А Википедия

Ил-78 (по кодификации НАТО: Midas) — советский самолёт-заправщик. Создан на базе самолёта Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолётов. Оборудован системой заправки в воздухе типа «шланг-конус». В настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на вооружении ВВС России. Также может использоваться в качестве военно-транспортного самолёта (утратил данную способность в модификации Ил-78М).

История

В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и 3М-3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Основными задачами для нового самолета было: повышение дальности полета самолетов; повышение мобильности авиационных частей и соединений при их маневре; срочная доставка топлива на передовые аэродромы и аэродромы маневра; перевозка грузов и личного состава при конвертировании в транспортный вариант.[5] Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолёт стал лишь с появлением в 1981 году модификации Ил-76МД со взлётной массой, повышенной до 190 тонн, в фюзеляже которого установили две цилиндрические ёмкости на 23460 литров, включенные в общую топливную систему. Прототип нового самолёта-заправщика (регистрационный номер СССР-76556) совершил первый полёт 26 июня 1983 года[2] (командир корабля — лётчик-испытатель В. С. Белоусов). Серийное производство развернули в 1984 году на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.

Характерным отличием новой разработки от прежних самолётов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации, являлась возможность взаимодействия и с самолётами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. На машину установили три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны) УПАЗ-1 (Унифицированный подвесной агрегат заправки) который был разработан в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и [3].

В состав УПАЗ-1 входит система аварийного отсоединения шланга от агрегата заправки в любом выпущенном его положении, аварийного отделения агрегата от самолета заправщика, противообледенительная система, система сигнализации о пожаре.[6]

Помимо дозаправки в воздухе Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. При отдаче топлива «на земле» УПАЗы не используются, вместо них к внутрифюзеляжным бакам подводятся до 4-х топливопроводов, которые выводятся наружу через погрузочный люк. Также для Ил-78 была предусмотрена конвертация в транспортный самолёт, для чего УПАЗы и два фюзеляжных бака были сделаны съёмными, а на борту имеются две грузовые лебёдки ЛПГ-3000А с тянущим усилием 3000 кгс, тельферное, рольганговое и швартовочно-такелажное оборудование[7].

7 марта 1988 года под управлением В. С. Белоусова совершил первый полёт модифицированный самолёт-заправщик Ил-78М с повышенной до 210 тонн взлётной массой. Новая машина утратила возможность быстрой конвертации в транспортный самолёт так как для увеличения объёма перевозимого топлива разработчики внесли изменения в конструкцию. Так в грузовом отсеке были установлены три несъёмных цилиндрических бака на 36 тонн горючего, отсутствует десантно-транспортное оборудование и задний погрузочный люк что позволило снизить собственную массу конструкции самолёта на 5 тонн[8]. Так же было усилено крыло, изменено крепление фюзеляжного агрегата заправки с установкой более производительной модификации ПАЗ-1М[2] (производительность перелива топлива до 2900 , в отличие от 2200 л/мин. у УПАЗ-1).

Управление заправкой в воздухе на Ил-78(М) происходит от специально оборудованного места оператора заправки, находящегося на месте кормовой стрелковой установки. Одновременно могут дозаправляться в воздухе один «тяжёлый» самолёт или одновременно две «лёгкие» машины от подкрыльевых УПАЗов[2].

  • Ил-78 при взлётной массе в 190 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1000 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 2500 км — 32—36 тонн[2].
  • Ил-78М при взлётной массе в 210 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1800 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 4000 км — 32—35 тонн[8].

При работе с грунтовых ВПП эти числа уменьшаются примерно вдвое[2].

После контакта заправляемого самолета с заправочным конусом Ил-78 начинается автоматическая передача топлива, которая прекращается после перекачки заданного оператором количества. Подачу топлива может прервать как оператор заправки, так и экипаж заправляемого самолета. Заправка выполняется на скоростях 450 — 520 км/час и высотах 4-7 км вне облаков и длится 15-20 мин, за это время самолеты пролетают 100-150 км.[9]

На конец 1991 года было выпущено 45 самолётов модификаций Ил-78 и Ил-78М[7]. Позднее, в 2003—2006 годах, было построено ещё 6 машин (Ил-78МКИ) для экспорта в Индию.

25 января 2018 года совершил первый полёт самолёт Ил-78М-90А собранный на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. На этой модификации отсутствует кормовая кабина оператора заправки, двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлетной тягой, удельный расход топлива ниже, что позволило увеличить дальность и брать большее количество топлива для заправки самолетов.[10] Предусмотрена возможность конвертации в военно-транспортный самолёт.

Эксплуатация

В СССР

В 1985 году первые пять серийных машин поступили в Иваново в Учебный центр ВТА, откуда четыре из них летом 1986 года переданы в Узин и были включены в состав Дальней авиации.

В июне 1987 года Ил-78 был официально принят на вооружение ВВС СССР[11].

В СССР помимо работы с бомбардировочной и фронтовой авиацией в числе задач Ил-78 было обеспечение патрулирования и боевого дежурства стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами, для чего часть самолётов перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы.

Авиаполки, вооружённые самолётами-заправщиками Ил-78:

По состоянию на 1992 год в полку находилось 24 Ил-78. При нём была организована техническая база для обслуживания самолётов и обучения личного состава.

Имитация дозаправки Ту-95 в воздухе. Парад в честь Дня Победы.

С 2008 года воздушные танкеры Ил-78 стали постоянными участниками авиационной составляющей парадов над Красной площади, имитирующими дозаправку самолётов различных типов.

По состоянию на 2013 год в отдельной авиагруппе 6950 гвардейской авиационной базы (г. Рязань) числится 21 самолёт.

Индия

ИЛ-78МКИ применялся Индией в ходе пограничного конфликта с Пакистаном в 2019 году[12].

Модификации

Нередко за Ил-78 принимают летающую лабораторию Ил-76 (рег. ), на которой проводились испытания УПАЗов. Сейчас эта машина находится на хранении в Кировоградской лётной академии.

Модификации самолёта Ил-78
МодификацияОписание
Ил-78Базовая модификация32
Ил-78В
(проект)
[13]
Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited.
Ил-78МУсиленное шасси. Негерметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.13
Ил-78М-2 Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М.[14]
Ил-78МК
[13]
Проект (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало.
Ил-78МК-90
Проект самолёта-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями ПС-90А-76[15].
Ил-78МКИ(МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.6
Ил-78МПОбозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года.4
Ил-78М-90АСамолёт-заправщик на базе Ил-76МД-90А.[1] Выпускается на заводе «Авиастар» в Ульяновске.1

Помимо СССР работы по модернизации Ил-76 в самолёт-заправщик проводились в Ираке. В 1988 году на один из Ил-76МД, состоявших на вооружении ВВС Ирака, был установлен приобретённый в Советском Союзе УПАЗ, который закрепили на центральной стойке грузолюка. Из-за этой особенности при взлёте и посадке створку грузолюка приходилось поднимать вверх. Самолёт-заправщик был способен единовременно заправлять только один самолёт Су-22М4 или МиГ-27.

Лётно-технические характеристики

Ил-78М. 3 заправочных шланга в выпущенном положении

Источник данных: Владимир Ильин. «Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России»[7]

Технические характеристики
  • в том числе в фюзеляжных баках: 28 т (36 т для Ил-78М)
Лётные характеристики
  • Рабочая скорость при выполнении дозаправки: 430-590 км/ч
  • Рабочая высота при выполнении дозаправки: 2000—9000 м
  • Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
  • Длина пробега: 1000 м (с реверсом)

Потери

ДатаБортовой номерМесто аварииЖертвыКраткое описание
25.03.1993 Узин0/н. д.Кабина самолёта была разрушена крылом рулящего мимо Ил-78 № 76653. Так как при этом была повреждена перегородка гермокабины, борт списали и порезали на металлолом.
17.07.1998 близ Асмэры10/10Столкнулся с холмом во время захода на посадку из-за перегруза самолёта и ошибки экипажа[17].

Операторы

Бывшие операторы
  • Ливия — 1 Ил-78, по состоянию на 2009 год[24]
  •  США — 2 Ил-78 были приобретены у Украины[25]

См. также

Примечания

  1. 1 2 На Ульяновском ЗАО «Авиастар-СП» заложен в производство первый самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А 13 февраля 2015
  2. 1 2 3 4 5 6 Пётр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и время : журнал. — 1998. — № 3.
  3. 1 2 Анатолий Шевельков. Воздушные танкеры. Самолёты-заправщики семейства Ил-78 // Крылья Родины : журнал. — 1998. — № 3. — С. 7—8.
  4. ↑ Контракт на поставку Иордании двух самолетов Ил-76МФ-ЭИ стал последним совместным проектом России и Узбекистана по программе Ил-76 (неопр.). ЦАМТО (31 мая 2011). Дата обращения 19 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  5. ↑ http://www.airwar.ru Ильюшин Ил-78
  6. ↑ http://www.airwar.ru Ильюшин Ил-78
  7. 1 2 3 Владимир Ильин. Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России: Ил-78 // Авиация и космонавтика : журнал. — 2003. — № 8.
  8. 1 2 Самолёты спецназначения. — Мн.: ООО «Харвест», 1998. — С. 369—372. — 448 с. — (Военная техника). — 5000 экз. — ISBN 985-433-275-6.
  9. ↑ http://www.airwar.ru Ильюшин Ил-78
  10. ↑ aviation21.ru Ил-78М-90А — новый летающий танкер. Авиация России
  11. Виктор Марковский. Ил-76 на службе в ВВС. — М.: ИЦ «Экспринт», 2006. — С. 36-38. — 40 с. — (Экспринт: Авиационный фонд). — 2000 экз. — ISBN 5-94038-102-2.
  12. Лавров, Антон. Русское качество: как Индия и Пакистан воюют нашим оружием (28 февраля 2019). Дата обращения 3 марта 2019.
  13. 1 2 Сергей Дроздов. Младший брат «семьдесят шестого» // Авиация и космонавтика : журнал. — 2014. — № 8. — С. 12, 13.
  14. ↑ ОАО «Ил» приступило к работам по модернизации первого военно-транспортного самолета Ил-76МД ВВС России до версии Ил-76МД-М 24 декабря 2014
  15. ↑ Ил-78МК-90 (неопр.). ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина». Дата обращения 10 октября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  16. 1 2 Самолет Топливозаправщик Ил-78М-90 (неопр.). ОАК-Транспортные самолеты. Дата обращения 2 ноября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  17. ↑ Катастрофа Ил-76 а/к УАТК в Эритрее (неопр.). airdisaster.ru. Дата обращения 19 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  18. ↑ The Military Balance 2016,p.321
  19. ↑ The Military Balance 2016,p.254
  20. ↑ The Military Balance 2016,p.245
  21. ↑ The Military Balance 2016,p.301
  22. ↑ The Military Balance 2016,p.282
  23. ↑ The Military Balance 2017,p.217
  24. ↑ ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация
  25. ↑ ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация

Литература

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *