Статьи о бронетехнике :: Железки.ру

1 Проблемы российского ОПК 18.07.2011 8521
2 «Лихославль» — защитник танков 14.03.2011 8464
3 Методика «ретуширования» неэффективности старых советских ПТУР 10.02.2011 8083
4 Американские морпехи остаются без боевой машины 31.01.2011 6957
5
Тяжело в ученье…
17.01.2011 4893
6 Все началось с «Краснои шапочки» 13.01.2011 7671
7 «Тигр» против «Рыси» 20.12.2010 6075
8 WikiLeaks сыграл в пользу России 10.12.2010 3093
9 «Абрамсы» против талибов 07.12.2010 5663
10 Современная защита для боевых машин (часть 2) 23.11.2010 2715
11 Современная защита для боевых машин (часть 1) 23.11.2010 1750
12 О перевооружении армии РФ 15.11.2010 2260
13 Советское, значит дешевое 12.11.2010 2400
14 Танковые войска РФ решили упразднить? 11.11.2010
2883
15 Склонность к модернизации 26.10.2010 1866
16 Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке 25.10.2010 1661
17 Наши танки в реальной войне обречены? 08.10.2010 5414
18 Модернизация танков – повышение боевого потенциала РФ 06.10.2010 17333
19 Проблемы ВПК Украины 05.10.2010 2803
20 Методология обоснования тактико-технических требований к БТВТ 04.10.2010 17721
21 Состояние и пути развития танкового парка России 30.09.2010 7896
22 Направления совершенствования бронетанковой техники в России в XXI веке 29.09.2010 4640
23 Какой двигатель нужен современному танку?
27.09.2010
10630
24 Танки по-прежнему сила 15.09.2010 2224
25 Новый порядок в танковых войсках 15.09.2010 2442
26 Броня крепка, но Запад нам дороже. Окончание. 13.09.2010 2910
27 Броня крепка, но Запад нам дороже 13.09.2010 1814
28 Особенности зарубежных основных боевых танков («Абрaмс», «Чeлленджер», «Лeклерк», «Лeопард») 09.09.2010 4482
29 Особенности зарубежных основных боевых танков («Меркавa», «Тип 99», «Aрджун») 09.09.2010 2961
30 Танковая кузница России 09.09.2010 1436
31 Простейшее противотанковое оружие… НО ЭФФЕКТИВНОЕ 07.09.2010 2914
32 Гремя огнем, сверкая блеском стали 01.09.2010 2606
33 Броня без блеска. 01.09.2010 2166
34 Танкостроение в России: Начало века 01.09.2010 2537
35 Танкостроение в России: Все для войны 01.09.2010 7130
36 Танкостроение в России: Послевоенный период 01.09.2010 2464
37 Бой, которого не было 31.08.2010 3688
38 Бой, которого не было. Продолжение. 31.08.2010 3102
39 Нужны ли танки России? 27.08.2010 2491
40 Неудача танка MВТ-2000 в Перу: подробности 24.08.2010 5129
41 Сравнение современных основных танков 20.08.2010 39404
42 Танки будущего 19.08.2010 19068
43 Танковые войска РФ деградировали: в НАТО отработали технологию их уничтожения 17.08.2010 4526
44 Мировой рынок новых ОБТ в предстоящие 4 года ожидает рост в объеме около 20% 09.08.2010 1437
45 Т-90 — основной боевой танк России 05.08.2010 3904
46
Мировой рынок БТВТ в 2004-2013 гг.
30.07.2010 2691
47 Танковая дуэль: Т90 против Аrjun 27.07.2010 6672
48 Сравнение Т90С (Россия) и M1А1 Aбрамс (США). 27.07.2010 6953

www.zelezki.ru

Статьи о бронетехнике :: Железки.ру

1 Проблемы российского ОПК 18.07.2011 8521
2
«Лихославль» — защитник танков 14.03.2011 8464
3 Методика «ретуширования» неэффективности старых советских ПТУР 10.02.2011 8083
4 Американские морпехи остаются без боевой машины 31.01.2011 6957
5 Тяжело в ученье… 17.01.2011 4893
6 Все началось с «Краснои шапочки» 13.01.2011 7671
7 «Тигр» против «Рыси» 20.12.2010 6075
8 WikiLeaks сыграл в пользу России 10.12.2010 3093
9 «Абрамсы» против талибов 07.12.2010 5663
10 Современная защита для боевых машин (часть 2) 23.11.2010 2715
11 Современная защита для боевых машин (часть 1) 23.11.2010 1750
12 О перевооружении армии РФ 15.11.2010 2260
13 Советское, значит дешевое 12.11.2010 2400
14 Танковые войска РФ решили упразднить? 11.11.2010 2883
15 Склонность к модернизации 26.10.2010 1866
16 Пока начальники спорят, армия сидит на голодном пайке 25.10.2010 1661
17 Наши танки в реальной войне обречены? 08.10.2010 5414
18 Модернизация танков – повышение боевого потенциала РФ 06.10.2010 17333
19 Проблемы ВПК Украины 05.10.2010 2803
20 Методология обоснования тактико-технических требований к БТВТ 04.10.2010 17721
21 Состояние и пути развития танкового парка России 30.09.2010 7896
22 Направления совершенствования бронетанковой техники в России в XXI веке 29.09.2010 4640
23 Какой двигатель нужен современному танку? 27.09.2010 10630
24 Танки по-прежнему сила 15.09.2010 2224
25 Новый порядок в танковых войсках 15.09.2010 2442
26 Броня крепка, но Запад нам дороже. Окончание. 13.09.2010 2910
27 Броня крепка, но Запад нам дороже 13.09.2010 1814
28 Особенности зарубежных основных боевых танков («Абрaмс», «Чeлленджер», «Лeклерк», «Лeопард») 09.09.2010 4482
29 Особенности зарубежных основных боевых танков («Меркавa», «Тип 99», «Aрджун») 09.09.2010 2961
30 Танковая кузница России 09.09.2010 1436
31 Простейшее противотанковое оружие… НО ЭФФЕКТИВНОЕ 07.09.2010 2914
32 Гремя огнем, сверкая блеском стали 01.09.2010 2606
33 Броня без блеска. 01.09.2010 2166
34 Танкостроение в России: Начало века 01.09.2010 2537
35 Танкостроение в России: Все для войны 01.09.2010 7130
36 Танкостроение в России: Послевоенный период 01.09.2010 2464
37 Бой, которого не было 31.08.2010 3688
38 Бой, которого не было. Продолжение. 31.08.2010 3102
39 Нужны ли танки России? 27.08.2010 2491
40 Неудача танка MВТ-2000 в Перу: подробности 24.08.2010 5129
41 Сравнение современных основных танков 20.08.2010 39404
42 Танки будущего 19.08.2010 19068
43 Танковые войска РФ деградировали: в НАТО отработали технологию их уничтожения 17.08.2010 4526
44 Мировой рынок новых ОБТ в предстоящие 4 года ожидает рост в объеме около 20% 09.08.2010 1437
45 Т-90 — основной боевой танк России 05.08.2010 3904
46 Мировой рынок БТВТ в 2004-2013 гг. 30.07.2010 2691
47 Танковая дуэль: Т90 против Аrjun 27.07.2010 6672
48 Сравнение Т90С (Россия) и M1А1 Aбрамс (США). 27.07.2010 6953

www.zelezki.ru

Военная техника — бронетехника

Военная техника — бронетехника

Первый автомобиль изобрели в сугубо гражданских целях. О возможности использования механического транспортного средства на полях сражений в конце 19-го века еще не думали. Однако не прошло и 2-х десятков лет, как предприимчивые изобретатели постарались внушить консервативным стратегам и тактикам идею о необычайных качествах автомобиля, проявляемых как на поле боя, так и в качестве средства тылового обеспечения и поддержки продвижения войск. Именно с этих увещеваний и начинается история военного транспорта, которую можно условно разделить на боевую (танки, БТР и прочее) и вспомогательную (тягачи, грузовики, инженерные автомобили и прочее) ветви.

В этой статье речь пойдёт о бронетехнике, а о прочих военных автомобилях вы можете прочитать в отдельной статье.

Гражданские конструкторы находились в жестких финансовых рамках и в первую очередь заботились о функциональности и экономической целесообразности своих творений. Их коллеги в погонах могли позволить себе многое, не принимая во внимание экономичность, экологичность и даже разумность своих идей. Поэтому, в истории создания транспортных средств наиболее необычные творения принадлежат именно военным конструкторам.

Например, небезызвестный «Царь-танк» — проект группы российских конструкторов: Н. Лебеденко, Б. Стечкина, Н. Жуковского. Данный тип бронемашины относился к колесным танкам. Дата постройки первого работоспособного прототипа – 1915 год.

Царь-танк

Оригинальная форма «царь-танка» основывалась на принципах конструкции орудийного лафета. По большому счету инженер Лебеденко, пытаясь решить проблему проходимости, просто увеличил размеры станины орудия. Диаметр колес передней пары равнялся 9 метрам, а задней – 1,5 метра. В качестве двигателя использовались моторы из стана «вероятного противника» — два агрегата компании Майбах (мощностью 240 л.с. каждый). Первые испытания «Царь-танка» выявили самый главный просчет конструкторов – значительную массу полноразмерного экземпляра. Колесные пары танка вязли в мягком грунте. Российским генералам пришлось отказаться от боевого применения этого монстра.

Еще одним интересным проектом российских конструкторов стал «Вездеход» Пороховщикова. Попытка выполнить постройку этого прототипа танкеток (легких бронемашин-амфибий) предпринималась в том же 1915 году. Однако дальше нескольких моделей, сконструированных для испытания ходовой части дело не пошло.

«Вездеход» Пороховщикова

Справедливости ради необходимо заметить, что идеи создателя «Вездехода» — Александра Пороховщикова – гусеничная система, многослойная броня, цельнометаллическая «броневая рубка» (прототип башни танка) – нашли свое место во многих проектах бронетехники.

Впрочем, потуги европейских конструкторов бронетехники выглядят не менее нелепо. Например, первый серийный танк — Mark I, сконструированный годом позже «Вездехода» Пороховщикова, базировался на шасси, упакованного в броню гусеничного трактора. В качестве двигателя использовались моторы Daimler/Knight на 105 «лошадок».

Mark I — первый серийный танк

Ромбовидное чудовище выглядело нелепо, но первая танковая атака в битве на Сомме доказала, что далеко не все идеи конструкторов военной бронетехники граничат с безумием. Стало понятно, что именно танки, самоходные пушки, бронированные автомобили будут определять характер войны в ближайшие десятилетия. Разумеется, конструкторы «в погонах» получили еще большее финансирование и поддержку государства.

Французские конструкторы проектируют шестиметровый танк Schneider CA1. Несмотря на впечатляющие габариты, Шнейдер демонстрировал завидную проходимость, а четырехцилиндровый двигатель Renault разгонял танк до 4 км/час. Для усиления пехоты и преодоления траншейных и проволочных заграждений этого было достаточно.

Schneider CA1

К радости министров финансов враждующих государств, склонность к гигантомании быстро проходит. Появляются вполне вменяемые проекты. Помимо конструирования сложных и дорогостоящих танков, российские и европейские инженеры занимаются доводкой до приемлемого состояния гражданских авто. Наиболее интересным проектом того времени стал бронеавтомобиль Остин-Путиловец, донором которого послужило гражданское авто английской компании «Austin».

Остин-Путиловец

В качестве двигателя используется 4-х цилиндровый агрегат с мощностью в 50 «лошадок». Бронеавтомобиль способен преодолевать водную преграду глубиной до полуметра, запас хода равняется двум сотням километров, максимальная скорость – 55 км/час.

В «межвоенное» время появляется интересная тенденция создания скоростных легких танков и бронемашин, способных быстро перенести военные действия на территорию врага. Это было скорее наступательное, чем оборонительное оружие. Подобные танки и бронеавтомобили создаются и в Европе, и в СССР, и даже в Японии. Интересные проекты получились у польских конструкторов (танкетка TK-3), англичан (Carden-Loyd Mk VI) и японцев (Тип 94 ТК).

Танкетка TK-3

TK-3 – изделие польского ВПК. Развивала скорость до 50 км/час. Масса – чуть более 2 тонн. Двигатель концерна Fiat, мощностью в 40 «лошадок». Вооружение – пулемет калибра 7,92 мм. Общая длина ТК-3 – 260 сантиметров.

Carden-Loyd Mk VI

Carden-Loyd Mk VI – классическая танкетка, послужившая прототипом для многих подобных изделий. Экспортировалась в 16 стран. Служила в качестве тягача, разведывательной машины и легкого танка. Длина корпуса – менее 2,5 метров. Для сравнения – длина ВАЗ 2109 – 4 метра.

94 ТК

Малоизвестный японский танк 94 ТК. Сегодня осталось всего несколько экземпляров такой техники. Двухместная бронемашина, укомплектованная двигателем от «Мицубиси». Максимальная скорость – 40 км/час. Запас хода – до 200 км. Вооружение – пулемет калибра 6,5 мм.

Вторая мировая война подстегнула производство бронемашин во всем мире. Помимо общеизвестных Т-34, «Тигров» и «Абрамс», существовали и более оригинальные проекты, например — немецкий Р1000 (Ratte). Проект разрабатывался инженерами компании «Крупп». Куратором проекта был министр вооружения Шпеер. Конструкцию весом в 1 миллион килограмм (1 тысяча тонн) приводил в движение судовой мотор Daimler-Benz MB501 с двадцатью цилиндрами. Длина корпуса танка Р1000 равнялась 35 метрам.

Р1000 (Ratte)

Проект «Ratte» так и не запустили в серию, в отличие от Panzerkampfwagen «Maus» — сверхтяжелого танка концерна Porsche. Этот десятиметровый, тяжелый танк, покрытый закаленной литой броней, весил около 190 тонн. Двигателем этого монстра был особый V образный агрегат с двенадцатью цилиндрами. Этот мотор, мощностью около 1800 «лошадок», разгонял «Maus» до 20 км/час.

Танк Maus

К счастью для СССР и союзников, Германия успела построить только два подобных танка. Впрочем, СССР не отставал от Германии ни по размаху проектов, ни по скорости производства новых танков. Известно о нескольких уникальных прототипах, послуживших достойным ответом и «Maus» и «Ratte». Главным соперником гигантского Р1000 считается аналогичный виртуальный проект — КВ-5 «Бегемот». Эту конструкцию разрабатывал инженер Ж.Я.Котин, действующий по указанию самого Сталина.

КВ-5

КВ-5 «Бегемот» представлял собой целый бронепоезд на гусеничном ходу. В основе проекта лежала идея совмещения 3-4 шасси от танка КВ-5. В качестве орудийных башен использовались серийные узлы от танков КВ и БТ-5. Предусматривались и направляющие для реактивных снарядов «Катюша». Необходимо заметить, что в реальности танк КВ-5 «Бегемот» никто не видел. Большинство экспертов считают эту машину обычным пропагандистским проектом.

Американский ВПК ответил на эти поползновения своим собственным проектом – T31 Demolition Tank — гибридом танка и инженерной машины, предназначенным для разрушения оборонительных сооружений. В качестве основы использовался танк M4A3, оснащенный более широкой гусеничной системой и массивным толстым днищем.

Помимо артиллерийского и стрелкового вооружения T31 Demolition Tank, оснащался огнеметом и двумя ракетными установками. До 1945 года было построено четыре опытных образца. После окончания войны к проекту уже не возвращались.

Послевоенные проекты уникальной бронетехники связаны с попытками усовершенствовать классическую схему артиллерийского и стрелкового вооружения на борту бронеавтомобиля, заменив ее на ракетно-артиллерийскую или стрелково-огнеметную. Появляются оригинальные идеи танка-ракетомета, танка-миномета и танка- огнемета. Наибольшего успеха в этом направлении достигли отечественные конструкторы. В 60-х годах прошлого века реализуется проект «Объект 150» — танк с ракетным вооружением (на базе установки 2К4 «Дракон»). Базой будущего ИТ-1 (истребитель танков -1) стал танк Т-62. На протяжении 50-60-х годов все проектные работы проходили в КБ УВЗ.

ИТ-1

Дата выхода в серию – 1968 год. ИТ-1 состоял на вооружении танковых батальонов до 1970 года. Столь короткий срок эксплуатации объясняется врожденным дефектом – отсутствием артиллерийского вооружения и устаревшей базой от Т-62. Стрелковое оружие ИТ-1 не могло противостоять противнику во время современного боя.

Приблизительно в это же время шведский ВПК выпускает очень оригинальный проект– безбашенный танк Stridsvagn 103, относящийся к классу «охотников на бронетехнику». Орудие калибра 105 миллиметров крепится к корпусу танка. Мощный двигатель, газотурбинной конструкции, (490 «лошадок») обеспечивает мобильность этого 39-тонного танка и, кроме этого, позволяет использовать на Stridsvagn 103 комплект навесного инженерного оборудования (бульдозерный ковш и прочее). Подвижность ствола орудия при наведении на цель обеспечивает особая гидропневматическая подвеска танка.

Stridsvagn 103

Современные танки удивляют скорее обилием электроники и футуристическими формами. Но, к нашему счастью, далеко не все бронированные транспортные средства принадлежат армии. Появилось множество частной бронетехники, доработанной согласно вкусам хозяев. Оригинальный проект реализовали энтузиасты из Украины, выполнившие стайлинг БРДМ-2РХ. Салон бывшего «разведчика» разделили на две зоны – пассажирскую и водительскую. В пассажирской зоне приподнята крыша корпуса. Все бойницы заменили камерами обзора. Информация выводится либо на дисплее водителя, либо на 22-дюймовом экране в салоне. Установлена высококачественная акустическая система.

БРДМ-2РХ снаружи

БРДМ-2РХ изнутри

Комфортный тепловой режим поддерживается дизельным отопителем и кондиционерами. Все рабочие качества БРДМ-2РХ остались без изменений. Машина имеет завидную проходимость и плавучесть, оборудована лебедкой и обвесом с мощными прожекторами.

Не менее интересен проект неизвестного автолюбителя прокачавшего БРДМ до состояния люксового внедорожника. Контуры кузова донорского автомобиля украшают дополнительные решетки, лесенки и бугель, выполненные из хромированной стали. Отделка солона – кожа или кожзаменитель светлых тонов. В салоне очень много электроники. Приборная панель украшена оригинальным рулевым колесом с логотипом «БРДМ».

БРДМ снаружи

БРДМ изнутри

«Родные» колеса БРДМ украшены оригинальными авторскими дисками. Стандартный глушитель выхлопной системы заменили на более продвинутый вариант с хромированной насадкой. Родной цвет ЛКП БРДМ заменен на иссиня-черный, матовый колер. Сохранены все дополнительные узлы и механизмы, увеличивающие проходимость бронеавтомобиля – выдвижные шасси, подкачка давления в шинах и помпа.

unusauto.ru

Портал:Бронетехника Википедия


Т-18 (МС-1) — советский лёгкий пехотный танк 1920-х годов. Создан в 1925—1927 годах на основе французского танка FT-17 и его итальянского варианта «Фиат 3000» и стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х — начале 1930-х годов, Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, но в 1938—1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном количестве эти танки ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии к началу Великой Отечественной войны и использовались на начальном её этапе.

(далее…)

«Шерман» (англ. М4 «General Sherman») — основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех театрах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. После ВМВ «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания корейской войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях.

(далее…) Экипаж танка M3 отрабатывает на учениях покидание танка, 12 февраля 1943 года
  • Проект первого в мире сверхтяжёлого танка, намного опередивший своё время, был разработан в начале XX века сыном Дмитрия Менделеева в свободное от работы время.
  • Возможно, самой массовой бронемашиной в истории является британский бронетранспортёр «Universal Carrier» — за 9 лет производства выпущено свыше 90 000 машин.
  • Единственный финский образец бронетехники периода Второй Мировой войны — БТ-42 — по сути представляет собой гибрид БТ-7 и КВ-2.
  • Орудие шведского танка Strv-103, единственного в мире серийного безбашенного основного боевого танка, жёстко закреплено в корпусе, поэтому его наведение осуществляется изменением клиренса машины.

wikiredia.ru

Портал:Бронетехника — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к поиску

Николай Александрович Астров (28 апреля 1906—4 апреля 1992) — советский инженер-конструктор бронетанковой техники.

На военной службе с 1945. Окончив школу в 1924, поступил чертёжником в НАМИ, где участвовал в проектировании заднего моста первого советского легкового автомобиля НАМИ-1. В 1928 окончил Московский электромашиностроительный институт. С 1928 конструктор на Московском электрозаводе. В 1929—1930 ассистент в Московском электромеханическом институте. С декабря 1931 по май 1934 работал инженером-конструктором, затем начальником конструкторского бюро в Автотракторном КБ технического отдела экономического управления (ЭКУ) ОГПУ, где занимался разработкой конструкций опытных танков ПТ-1, ПТ-1А, Т-29 (Т-29-4, Т-29-5). В 1934 был назначен главным конструктором завода № 37 в Москве, где под его руководством были созданы малые плавающие танки Т-38 (1935) и Т-40 (1939), гусеничный полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (1936). В 1941—1943 в должности заместителя главного конструктора Горьковского автозавода по спецпроизводству руководил созданием лёгких танков Т-30, Т-60 (1941), Т-70 (1942), Т-80 (1943), самоходной установки СУ-76М (на базе танка Т-70) и ряда других опытных образцов танков и САУ.

(далее…)
  • Разработанный в 1931 году в СССР танк ТГ не был принят на вооружение по одной простой причине — он слишком опередил свое время.
  • Танк Т-60 мог десантироваться с воздуха, буксируясь самолётом при помощи разработанной в 1942 году системы «Крылья танка».
  • Самым тяжёлым из воплощённых в металле образцов бронетехники стал 188-тонный танк «Маус», однако в Германии всерьёз разрабатывался и проект танка весом в 1000 тонн.
  • Число одних только танков Т-26, выпущенных в СССР в 1931—1939 годах, сравнимо с числом танков всех моделей, выпущенных во всех остальных странах за этот период

wiki2.red

Немного о броне для техники

Несмотря на изменение облика войн, главный их участник – человек – остается прежним. Он все так же подвержен воздействию массы опасных факторов и нуждается в защите. На протяжении последних веков наиболее распространенным способом защиты от большинства угроз была броня. Панцири древних солдат постепенно развились в полноценный доспех, а в конечном итоге эта идея вылилась в появление бронированной техники. Тем не менее, развивались и средства поражения, напрямую влиявшие на параметры бронезащиты. Эта своеобразная гонка снаряда и брони не прекратилась до сих пор и с уверенностью можно говорить, что она сохранится и в будущем. Рассмотрим несколько основных современных тенденций в области развития защиты техники.

Металл и керамика

Наиболее простым способом обеспечения защиты экипажа и элементов конструкции боевой машины является установка металлической брони. На протяжении всей истории бронетехники повышение уровня такой защиты осуществлялось всего двумя способами: увеличение толщины бронеплит и изменение сплава. В настоящее время к ним добавилась третья методика, фактически представляющая собой «смесь» первых двух. Ученые ведущих стран работают над созданием новых сплавов, которые могли бы при тех же параметрах массы, что и у имеющихся, обеспечить более высокий уровень защиты. Кроме того, помимо применения специальных сплавов броня может быть укреплена при помощи особой технологической обработки стальных заготовок.

Несколько лет назад британские ученые из организаций DSTL и CORAS представили свою новую разработку – технологию Super Bainite. Она позволяет сэкономить на различных реактивах и химикалиях, но при этом ощутимо повысить прочность металла. Суть технологии кроется в так называемой изотермической закалке. Это значит, что сперва броневой лист прогревается до температуры около тысячи градусов по Цельсию, а затем охлаждается до 250-300°. При более низкой температуре заготовка выдерживается в течение нескольких часов и далее плавно охлаждается до температуры окружающей среды. Такой способ упрочнения брони гарантирует почти полное отсутствие в ней каких-либо микротрещин, вызванных обработкой. Кроме того, в зависимости от используемого сплава, возможно увеличение эффективности защиты на десятки процентов. Таким образом, для обеспечения одного и того же уровня защиты броня Super Bainite может иметь заметно меньшую толщину по сравнению с незакаленным металлом.

Еще один метод связан с существующими технологиями. Давно известны такие способы упрочнения металла, как цементация, азотирование, борирование и т.п. процессы химико-термической обработки. В последние годы наибольший интерес ученых вызывает именно азотирование. Насыщение поверхностного слоя металла азотом с последующим образованием нитридов значительно увеличивает твердость поверхности и, как следствие, повышает уровень защиты бронелиста. К настоящему времени различным организациям, занятым в создании новых видов гомогенной брони, удалось добиться неплохих результатов. Современная азотированная стальная броня при одинаковом уровне защиты с необработанным металлом имеет на 25-30% меньшую толщину.

Помимо металла для защиты бронемашин может быть применена специальная керамика. Плитки из карбидоборных, корундовых или карбидокремниевых материалов способны обеспечить достаточный уровень защиты и при этом весят меньше, чем соответствующая стальная деталь. В то же время, керамическое бронирование имеет один серьезный недостаток. В отличие от металла, который прогибается и продавливается боеприпасом, задерживая его, керамическая плитка после попадания растрескивается и теряет, как минимум, большую часть своих защитных свойств. Из-за этого сейчас керамическая броня используется только в сочетании с другими материалами: металлами, кевларом (бронежилеты) и т.д.

Композитные системы

Любой материал, применяемый в бронировании, имеет свои плюсы и минусы. Обеспечить наиболее эффективную защиту от различных поражающих факторов может обеспечить т.н. композитное бронирование. Одними из самых простых и распространенных в последнее время видов подобной защиты являются системы, состоящие из металлических листов и керамических плиток. Плитка принимает на себя удар поражающего элемента, а металл окончательно гасит его энергию. Подобные системы, в которых керамика является первым барьером на пути пули или снаряда, начали появляться сравнительно недавно. Куда более распространена другая архитектура композитной брони.

Танк Т-64АК выпуска 1979 г. в Музее танка Т-34, д. Шолохово Московской области

Еще в шестидесятых годах прошлого века была создана трехслойная метало-керамическая броня. Яркий пример такой системы – лобовая защита советского танка Т-64. Между двумя сравнительно тонкими металлическими листами в ней находился стеклопластик. Благодаря этому попавший в броню снаряд был вынужден проходить через несколько слоев защиты с различной плотностью и вязкостью. В итоге боеприпас терял энергию и даже разрушался. По аналогичной схеме построена известная английская броня Chobham. К сожалению, точный ее состав до сих пор засекречен, но, согласно различным отрывочным данным, она состоит из металлических листов, полимерных блоков и керамических плиток. Бронирование Chobham устанавливается на последние модели английских и американских танков.

Американский танк М1 «Абрамс» с бронированием Chobham armour

В последние годы российскими специалистами из НПЦ «Сплав» была создана концепция т.н. дисперсно-керамического бронирования. Такая система состоит из трех слоев: декоративного, дробящего и задерживающего. Декоративный и задерживающий выполняются из плоских панелей, а дробящий состоит из небольших цилиндров или многоугольных призм с закругленными торцами. Попадающий в дисперсно-керамическую броню снаряд, пробивая декоративный слой, теряет часть своей энергии и сталкивается с призмами дробящего.

Британский танк Challenger 1 с бронированием Chobham armour

Разрушение призм дробящего слоя также отнимает немалую часть энергии боеприпаса. Кроме того, из-за особой формы элементов слоя, разрушается и сам снаряд. Внутренний задерживающий слой принимает на себя удар осколков снаряда и призм. Дисперсно-керамическое бронирование имеет ряд характерных особенностей, которые могут оказаться полезными в будущем. Поэтому работы по этой тематике идут полным ходом.

Навесная защита

Поскольку бесконечное утолщение брони, вне зависимости от ее типа, невозможно, уже несколько десятилетий на бронетехнике применяются различные дополнительные навесные модули. В зависимости от обстановки, эти модули могут обеспечивать дополнительную защиту машины разными способами.

Самый простой из них – простая навеска на машину дополнительных бронемодулей. Наиболее известной системой такого вида является немецкая MEXAS. Ее точный состав секретен, но известно, что в модулях используется керамика, полимеры и металл. Производитель особо отмечает, что модули брони MEXAS в весовом отношении в два раза эффективнее гомогенной брони. В зависимости от требований заказчика модули системы MEXAS могут иметь любую форму.

Кроме того, заказчикам предлагается три варианта бронирования с разным уровнем защиты. Таким образом, модули способны обеспечивать дополнительную защиту практически любой бронемашины. В середине двухтысячных годов на базе брони MEXAS была создана более совершенная защита AMAP, отличающаяся более высокими характеристиками защиты, а также более широким применением металлов и сплавов.

Канадский танк Леопард 1C2. На башне и корпусе хорошо различимы модули навесной брони MEXAS-H. Башня выполнена литой аналогично модификации Леопард 1А5

Благодаря своей многослойной структуре (корпус самой боевой машины можно тоже считать дополнительным слоем брони), навесные бронемодули способны обеспечивать защиту не только от пуль, но и от снарядов малокалиберной артиллерии. Также подобные композитные системы способны с определенной эффективностью противодействовать и кумулятивным боеприпасам.

Стоит отметить, для защиты от кумулятивных боеприпасов уже давно применяются гораздо более простые, но не менее эффективные дополнительные модули. Это – достаточно распространенные противокумулятивные экраны и решетки. На определенном расстоянии от поверхности корпуса бронемашины располагаются металлические панели или решетки. При ударе о такое ограждение кумулятивный боеприпас либо срабатывает, либо деформируется. В обоих случаях он уже не способен полноценно выполнять свою задачу.

По бортам БТР Boxer различимы элементы крепления и сочленение отдельных модулей навесной брони AMAP

Как и другие навесные модули, противокумулятивные экраны и решетки ощутимо увеличивают боевой вес бронемашины и соответствующим образом влияют на ее ходовые качества. Несколько лет назад в Великобритании был создан противокумулятивный тканный материал Tarian QuickShield. Такая сетка или ткань состоит из полимерных и металлических нитей и справляется с уничтожением или повреждением противотанковых реактивных гранат. При схожих характеристиках с металлической решеткой полимерная сетка, как минимум, вдвое легче.

Кроме непосредственного оснащения бронемашин, Tarian QuickShield предлагается использовать их в качестве материала для быстрого ремонта поврежденных металлических решеток. Кусок защитной ткани попросту натягивается на месте поврежденного экрана или решетки.

Для использования на легкой бронетехнике не так давно была создана динамическая защита SLERA. Поскольку для бронетранспортеров или боевых машин пехоты танковые системы динамической защиты не подходят ввиду своей мощности, SLERA получила менее сильные блоки взрывчатого вещества. Это заметно сказалось на характеристиках, но, в то же время, позволило ставить динамическую защиту на машины со сравнительно тонкой броней.

Электромагнитная защита

Ход развития боеприпасов позволяет предполагать, что уже в самые ближайшие годы новые снаряды смогут поражать цели, прикрытые любым из имеющихся сейчас типов брони. Поэтому уже сейчас идет разработка совершенно новых типов защиты для бронетехники. Пожалуй, наиболее интересным из них является т.н. электромагнитная броня. Она имеет все преимущества композитной, но при этом способна более эффективно задерживать снаряды противника.

Концепция электромагнитного бронирования подразумевает подключение двух металлических листов к конденсаторной системе. Между листами находится полимерный или керамический изолятор. Попав в такую бронепреграду, снаряд замыкает электрическую цепь и изменяет траекторию движения из-за воздействующих на него электромагнитных сил. Кроме того, при определенной мощности подаваемого на пластины тока снаряд может попросту разрушиться. Электромагнитная броня выглядит многообещающе, но до ее практического применения очень далеко. Для эффективной работы такой системы требуется слишком много электроэнергии. На данный момент ни одна бронемашина не в состоянии обеспечить полноценную работу электромагнитной брони.

На том же принципе может быть основана другая технология, целью которой, однако, будет являться анализ состояния бронезащиты. При помощи несложных электрических схем можно создать аппаратуру самодиагностики, которая сможет автоматически определять поврежденный участок брони и степень его разрушения. Благодаря такой информации экипаж боевой машины все время будет в курсе состояния своего бронирования и, при необходимости, сможет вовремя запросить соответствующую помощь.

*****

Как видим, развитие технологий бронирования продолжается. Стоит отметить, большинство используемых сейчас идей появилось еще несколько десятилетий назад. Тем не менее, они до сих пор работоспособны и никто не спешит отказываться от них. В ближайшем будущем эта тенденция полностью сохранится. Соответствующие проектные организации продолжат создавать новые типы гомогенной, композитной и навесной защиты. При этом возможно с мертвой точки сдвинутся работы в области электромагнитной брони, но в этом случае все упирается в вопрос источника энергии.

Так что в ближайшие годы количественное и качественное первенство останется за привычными вариантами бронирования, а их характеристики будут постепенно расти благодаря появлению новых сплавов, полимеров и керамических материалов.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Бронетехника

Название: Сверхсекретный Т-10. Последний супертанк Сталина
Автор: Максим Коломиец
Издательство: Яуза
Год: 2015
Формат: PDF
Страниц: 116
Размер: 153.1 MB

 

Этот тяжелый танк был принят на вооружение через полгода после смерти И.В.Сталина, поэтому привычную аббревиатуру «ИС» поменяли на Т-10. Эта 50-тонная машина со 120-мм «щучьим носом» и мощнейшей пушкой, способной пробить более 200 мм брони, превосходила все танки всех вероятных противников Советской Армии и оставалась в строю 40 лет (последние «десятки» были сняты с вооружения только в 1993 году). Но при этом Т-10М является, пожалуй, наименее известным из отечественных танков, так как на экспорт он не поставлялся и был строжайше засекречен в СССР (даже руководство по его эксплуатации имело гриф). Как этот танк показал себя в ходе операции «Дунай» по вводу наших войск в Чехословакию в 1968 году? Сколько на самом деле было произведено этих машин (в источниках «гуляли» самые разные цифры — от 1400 до 8000)? И почему Т-10 стал последним тяжелым танком Советского Союза? Отвечая на все эти вопросы, новая книга ведущего историка бронетехники впервые восстанавливает полную историю создания, производства и сорокалетней службы последнего «супертанка» Сталина.

 

Автор: М. Барятинский
Название: Королевский Тигр. Pz.VI Ausf.B
Издательство: «Арсенал-Коллекция»
Серия: Танки мира 19
Год издания: 2014
Формат: PDF
Размер: 46 MB

 

В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(H). Игрушка понравилась, и работа пошла полным ходом. При этом, также как в случае с танком «Тигр», поступило распоряжение использовать на танке Henschel уже изготовленные башни конструкции Порше. Как видим, история вновь повторилась. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. 18 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы Wegmann поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийные машины. Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182), позже замененное на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название Konigstiger — «Королевский тигр» — в Вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране название «Королевский тигр» известно каждому, а «Тигр Б» или «Тигр II» в большинстве случаев вызовет удивление и недоумение.

 

Автор: М. Барятинский
Название: Средний танк Type 97 Chi-Ha
Издательство: «Арсенал-Коллекция»
Серия: Танки мира 20
Год издания: 2014
Формат: PDF
Размер: 39 MB

 

В 1936-1937 гг. построили по два прототипа «Чи-ха» и «Чи-ни», прошедших сравнительные испытания. Военные склонялись к «Чи-ни» — несомненными достоинствами этой машины, в их глазах, была небольшая масса и меньшая по сравнению с конкурентом стоимость. Однако начавшаяся в 1937 г. очередная война с Китаем показала, что предпочтительнее является более подвижный и зачищенный «Чи-ха». Тактические соображения взяли верх над экономическими, и на вооружение приняли изделие фирмы «Мицубиси», присвоив ему обозначение «тип 2597» (в дальнейшем сокращенное до «тип 97»).

 

Автор: М. Барятинский
Название: Panzer-Haubitze 2000
Издательство: «Арсенал-Коллекция»
Серия: Танки мира 21
Год издания: 2014
Формат: PDF
Размер: 37 MB

 

Разработка новой САУ PzH-2000, которая должна была заменить устаревающую американскую САУ М109, началась в 1987 году. Победа в контракте на производство самоходных гаубиц досталась компании «Вегманн». 4 прототипа новой САУ были переданы заказчику уже в 1994 году. В том же году все 4 машины успешно преодолели полигонные испытания и были рекомендованы к проведению войсковых испытаний. До конца февраля 1995 года 2 машины эксплуатировались в достаточно сложных климатических условиях при низких температурах в Канаде на полигоне Шило. Летом 1995 года те же 2 машины были отправлены на полигон Юма в США, здесь САУ были испытаны в условиях жаркой аризонской пустыни. Параллельно 2 других машины проходили войсковые испытания в Германии. Окончательное решение о запуске САУ в серию было принято в конце 1995 года. Бундесвер сделал заказ на 185 самоходок PzH-2000. В последствии данные гаубицы были приобретены Италией, Нидерландами и Грецией.

 

Автор: Лобанов А.В.
Книга: Панцерваффе. Самая полная энциклопедия
Издательство: Эксмо
Год: 2012 г.
Страниц: 671 стр.
Формат: PDF
Размер: 268 мб

Самая полная энциклопедия Панцерваффе, прослеживающая всю историю германских танковых войск от рождения до разгрома, от первых триумфов в Европе до гибели под ударами Красной Армии.Исчерпывающая информация обо всех без исключения типах немецких танков, самоходок, бронемашин и бронетранспортеров, о структуре и боевом применении танковых частей, подразделений и соединений Вермахта и войск СС. К лету 1941 года танковые войска Гитлера по праву считались лучшими в мире. Именно немецкие танкисты всегда шли на острие блицкрига. Именно Панцерваффе стали броневым кулаком, которым Вермахт крушил оборону врагов Рейха — до тех пор, пока не столкнулся на поле боя с Красной Армией. Первые поражения на Восточном фронте дали новый толчок развитию танковых войск Германии — год от года совершенствовалась их структура и тактика, принимались на вооружение новые образцы бронетехники, росло число танковых дивизий, создавались подразделения нового типа (такие, как отдельные батальоны тяжелых танков). Но ни мужество и мастерство танковых асов, ни грозные «Пантеры» и «Тигры» не спасли Третий Рейх от катастрофы и безоговорочной капитуляции.

 

Автор: Юрий Пашолок
Книга: Стальные шары Сталина. Конструирование и производство
Серия: World of Tanks
Издательство: Тактикал Пресс
Год: 2014 г
Страниц: 302 стр
Формат: pdf
Размер: 371 МБ

О секретных проектах немецких инженеров не писал только ленивый. Книга, которую вы держите в руках, посвящена таким же секретным проектам, но на сей раз героями стали аппараты, предлагавшиеся советскими конструкторами.И это не простые танки, а сферические и цилиндрические боевые машины! Тема кажется абсолютно несерьезной, но лишь на первый взгляд. Юрий Пашолок предлагает вашему вниманию поистине титанический труд, полностью базирующийся на архивных документах. В книге нашлось место более чем полусотне советских шаротанков и схожих с ними проектам, также в ней рассказывается об истории появления подобных аппаратов.

 

www.dogswar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *