Штурмовик Су-25 «Грач» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

История создания и боевой службы штурмовиков Су-25 «Грач»

Когда к 60-м годам прошла первая эйфория от обретения очередного «абсолютного оружия» — на этот раз ядерного, ведущие мировые державы, вновь вспомнили об вооружениях вполне традиционных. Совершенно не закрытой темой в этом вопросе, были штурмовики — вещь, как показала Вторая мировая война, совершенно незаменимая на поле боя.

США обзавелись сперва А-9, а затем и А-10 «Тандерболт» — хоть и тихоходными и габаритными, но сравнительно мощными и хорошо бронированными штурмовиками. СССР самолета специальной конструкции предназначенного для штурмовок, в то время ещё не имел. Опыты с серийными истребителями и бомбардировщиками (Су-7Б, МиГ-19, МиГ-21) не принесли результата — слишком скоростные, а при уменьшении скорости ещё и мало маневренные, на звание штурмовика они совершенно не годились.

американский штурмовик А-10-«тандерболт». Сходство назначения рождает и внешнее сходство с Су-25

ОКБ Сухого приступило к разработке самолета нового типа, поступившего в последствии на вооружение под индексом «Су-25«, практически с нуля. Предназначение первого послевоенного советского штурмовика  не изменилось — поддержка сухопутных войск, уничтожение тяжелой техники, укреплений и других хорошо защищенных целей. Новая машина строилась долго, но зато и результат был впечатляющий.

По сравнению с американским «конкурентом» А-10 она была лучше буквально по всем ключевым показателям — меньше, легче, при этом мощнее и намного быстрее, благодаря установке турбореактивных, а не турбовентиляторных двигателей. В конструкции Су-25 были учтены требования укороченного фюзеляжа, независимости от наземных служб, хорошей маневренности на малой высоте и высокой устойчивости к наземному огню вплоть до 23-мм калибра.

Советские конструкторы уделяли внимание не способности поврежденного самолета выживать в сражении «вообще», а более конкретно — умению избежать обстрела с земли. Су-25 оснащен сравнительно тонким крылом с высокоскоростным пленочным покрытием приспособленным к полетам на низкой высоте, а предкрылки по всей длине крыла и двухщелевые закрылки, обеспечивали штурмовику Су-25 высокую сопротивляемость штопору, тяговооруженность и маневренность.

Штурмовик Су-25

Штурмовики Су-25 стали поступать в боевые части в апреле 1981 г, а уже с июня того же года начали активно участвовать боевых действиях в Афганистане, с самой лучшей стороны проявив свои высокие боевые качества. За все время войны в Афганистане  Су-25 произвели около 60 000 боевых вылетов (в среднем по 3000 на самолет), выполняя в день до 8 вылетов. При этом были показаны высокие боевые и летные качества самолета, а также его неприхотливость, мощная система обеспечения безопасности и высокая ремонтопригодность. Всего за 9 лет при таком темпе боев было потеряно 23 штурмовика.

При этом не было ни одного случая взрыва баков или потери самолета из-за гибели летчика. Более того, известен случай, когда самолет был сбит только попаданием второй ракеты, причем летчик был спасен броневой защитой кабины и фонаря.

Иными словами, штурмовики Су-25 имели 1 боевую потерю на 80-90 боевых повреждений, что в 4 — 6 раз лучше, чем у самолетов других типов.

Характеристики Су-25

Страна:СССР
Тип:Штурмовик
Год выпуска:1981 г.
Экипаж:1 человек
Двигатель:2 ТРД Р-195 по 4500 кгc
Максимальная скорость:950 км/ч
Практический потолок:10 000 м.
Дальность полета:1250 км
Масса пустого:
Нет сведений
Максимальная взлетная масса:До 19,5 т
Размах крыльев:14,4 м
Длина:15,3 м
Высота:5,2 м
Площадь крыла:Нет сведений
Вооружение:30-мм двухствольная пушка ГШ-30-2, управляемые ракеты «воздух-воздух», «воздух-земля», НУРС, бомбы.

источник: компиляция по материалам открытых источников и сайта altnet.ru

armedman.ru

Грач против Бородавочника. Штурмовики Су-25 и А-10

источник: ic.pics.livejournal.com

Немногие армии мира могут позволить себе такую роскошь, как штурмовик.
Например из союзников по НАТО Тандерболт-2 хотели приобрести Германия, Англия и Бельгия, так же облизывались на него японцы, корейцы и автралийцы… Но все в итоге, посчитав что он слишком дорог, отказались, ограничившись истребителями-бомбардировщиками и многофункциональными истребителями.

Обладателей Су-25 значительно больше, но если убрать из списка всех халявщиков из бывших союзников и республик Советского Союза, получивших самолет за бесценок от СССР… то в принципе — картина та же. Исключение — Конго купившее «сушки» в 1999 году и сегодняшний Ирак.
В целом, даже для богатых стран, специализированный самолет-штурмовик, как оказалось — дорогое удовольствие. Ни монархии Персидского залива, привыкшие сорить деньгами на военные игрушки, ни даже стремительно наращивающий силу Китай — таких самолетов не имеют. Ну с Китаем вопрос отдельный — там роль эрзац штурмовиков могут играть многочисленные клоны МиГов семнадцатых (J-5), девятнадцатых (J-6) и иже с ними, а людские ресурсы почти безграничны… избыток мужского населения надо куда-то девать.
В общем, серьезных армий, могущих себе позволить штурмовики, сейчас в мире сейчас две — американская и наша. А представляют противоборствующие стороны соответственно
A-10 Thunderbolt II
и Су-25.
У многих рождается закономерный вопрос –
«Кто же из них круче лучше?

Апологеты Запада, сразу скажут, что А-10 круче, потому что у него есть мононхромный экран в кабине берет больше и летит дальше.
Патриоты скажут, что Су-25 более скоростной и живучий. Давайте попробуем рассмотреть плюсы каждого самолета в отдельности и взглянуть пристальнее.
Но сперва немножко истории — как появились обе машины.

Хронология создания

 

США

1966 год открытие ВВС программы A-X (Attack eXperimental — ударный экспериментальный)
Март 1967 года – объявлен конкурс на проектирование относительно недорогого бронированного штурмовика. Участвует 21 авиастроительная фирма

Май 1970 – подняты в воздух два прототипа (YA-9A и YA-10A – финалисты конкурса)
Октябрь 1972 года – начало сравнительных испытаний
Январь 1973 года – победа в конкурсе YA-10A от Fairchild Republic. Заключен контракт (159 млн долларов) на производство 10 предсерийных самолётов.
Февраль 1975 года – полет первого предсерийного самолета
Сентябрь 1975 года – первый полет с пушкой GAU-8/A
Октябрь 1975 года – полет первого серийного A-10A
Март 1976 года – самолеты начали поступать в войска (на авиабазу Девис-Монтен)
1977 год – достижение боеготовности и принятие на вооружение ВВС США

СССР

Май 1968 года – начало инициативного проектирования в ОКБ Сухого, принятие облика генеральным конструктором П.О.Сухим. Тогда самолёт ещё носил название «самолёт поля боя» (СПБ).
Конец 1968 года – начало продувок в ЦАГИ

Март 1969 года – конкурс на лёгкий штурмовик. Участвовали: Т-8 (с двумя 2 х АИ-25Т), Як-25ЛШ, Ил-42, МиГ-21ЛШ
Конец 1969 года – победа Т-8, требование военных 1200 км/ч
Лето 1970 года – проработка проекта, создание документации
Конец 1971 года – финализация облика, договорились с военными о максимальной скорости в 1000 км/ч
Январь 1972 года – закрепление облика Т-8, начало макетных работ
Сентябрь 1972 года – утверждение макета и комплекта документации у заказчика, начало постройки опытного самолёта
Февраль 1975 года – полёт первого прототипа (Т-8-1)
Лето 1976 года – обновленные прототипы (Т-8-1Д и Т-8-2Д) с двигателями Р-95Ш
Июль 1976 года – получение наименования «Су-25» и начало подготовки к серийному производству
Июнь 1979 года – полет первой серийной машины (Т-8-3)
Март 1981 год – окончены ГСИ и самолет рекомендован к принятию на вооружение
Апрель 1981 года – самолет начал поступать в строевые части
Июнь 1981 года – начало применения Су-25 в Афганистане
1987 год – официальное принятие на вооружение

источник: ic.pics.livejournal.com
Проект СПБ (Самолет поля боя) ОКБ Сухого

Сравнение на бумаге

 

Тактико-технические характеристики самолетов пришлось собирать долго и упорно, ибо ни в одном источнике они не бились.
ТТХ А-10 в рунете (с максимальной скоростью в 834 км/ч ) — это вообще нечто, имеющее в истоках старую советскую брощюру 1976 года. Короче как с той пушкой GAU-8 и массой ее снарядов, везде в рунете (кроме мого поста о ней в svbr) публикуемой неверно. А вычислил я это, считая варианты боевой нагрузки — с имеющейся массой нихрена не билось.
Потому пришлось полазить по сайтам супостатов, в ходе чего я даже нашел 500 страничное РЛЭ мануал для А-10.

источник: ic.pics.livejournal.com

Короче итогом всего этого стали пост про А-10 и такая табличка:

источник: ic.pics.livejournal.com

Преимущества «Бородавочника»

Радиус действия и боевая нагрузка

И действительно, А-10 «берет» больше

Максимальная боевая нагрузка А-10 — 7260 кг, плюс боекомплект пушки (1350 снарядов) — 933,4 кг.
Максимальная боевая нагрузка Су-25 — 4400 кг, боекомплект пушки (250 снарядов) — 340 кг.

И летит дальше:

Тандерболт-2 имеет больший радиус действия — от 460 км с нормальной нагрузкой (в миссиях «непосредственная поддержка») до 800 км налегке (в миссиях «воздушная разведка»).
У Грача же боевой радиус 250-300 км.

Во многом из-за того, что двигатели Тандерболта экономичнее.

Стендовый расход TF34-GE-100 — 0,37 кг/кгс·ч, у Р-95Ш — 0,86 кг/кгс·ч.
Тут любители американской техники в воздух чепчики бросают и радуются — «Грач в два с половиной раза прожорливее».

Почему так?
Во-первых движки Тандерболта двухконтурные (на Граче — одноконтурные), а во вторых — двигатель Су-25 более неприхотлив и всеяден (например, он может вместо авиационного керосина кушать… дизтопливо), что само собой, не идет на пользу топливной эффективности, но расширяет возможности применения самолета.
И так же следует помнить, что часовой расход топлива, не есть километровый расход (ибо скорости самолетов различаются, и на крейсерской скорости тот же Су-25 пролетает за час на 190 км больше).

К дополнительному плюсу А-10 можно отнести наличие системы дозаправки топливом в воздухе, которая еще более расширяет его возможный радиус действия.

источник: deagel.com
Дозаправка топливом от воздушного танкера KC-135

Отдельная мотогондола двигателя

Дает плюсы при модернизации самолета — новая силовая установка от размеров мотогондолы не зависит, можно воктнуть, что нужно. Так же, вероятно, такое расположение двигателя дает возможность возможность его быстрой замены при повреждении.

Хороший обзор из кабины

Форма носовой части бородавочника и фонарь кабины обеспечивают летчику хороший обзор, что дает лучшую ситуативную осведомленность.
Но не решает проблем с поиском целей невооруженным глазом, таких же как и у летчика Су-25.
Об этом подробнее — ниже.

Превосходство «Грача»

Скорость и маневренность

Тут вперед выходит Су-25.
Крейсерская скорость «Бородавочника» (560 км/ч) почти в полтора раза меньше скорости «Грача» (750 км/ч).
Максимальная, соответственно — 722 км/ч против 950 км/ч.
По вертикальной маневренности, тяговооруженности (0,47 против 0,37) и скороподъемности (60 м/с против 30 м/с) Су-25 тоже превосходит американца.
При этом в горизонтальной маневренности американец должен быть лучше — за счет большей площади крыла и меньшей скорости на вираже. Хотя, к примеру, летчики пилотажной группы «Небесные гусары», пилотировавшие А-10А, говорили, что разворот с креном больше 45 градусов у А-10А идет с потерей скорости, чего не скажешь о Су-25.
Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, летавший на А-10 подтверждает их слова:

«Су-25 более маневренный, у него нет ограничений как у А-10. К примеру, наш самолет может полностью выполнять сложный пилотаж, а «американец» не может, у него ограниченные углы тангажа и углы крена, вписаться в каньон А-10 не может, а Су-25 может…»

 

Живучесть

Принято считать, что живучесть у них примерно равная. Но все же «Грач» более живуч.
А Афганистане штурмовикам приходилось работать в очень суровых условиях. Помимо всем известных поставленных террористам американских ПЗРК «Стингер»… в горах Афганистана Су-25 встретили интенсивное огневое воздействие. Стрелковка, крупнокалиберные пулеметы, МЗА… причем «Грачей» зачастую одновременно обстреливали не только снизу, но и сбоку, сзади и даже… сверху!
Хотелось бы посмотреть на А-10 в таких передрягах (с его большим фонарем кабины с «отличным обзором»), а не в условиях преимущественно равнинного Ирака.

Оба бронированы, но конструктивно… бронекабина А-10А из титановых панелей скрепленных болтами (которые сами становятся вторичными элементами поражения при прямом попадании), у Су-25 — сварная титановая «ванна»; тяги управления на А-10А — тросовые, на Су-25 — титановые (в хвостовой части фюзеляжа из жаропрочной стали), выдерживающие попадания крупнокалиберных пуль. Двигатели тоже разнесены у обоих, но у Су-25 между двигателями фюзеляж и бронепанель, у А-10 — воздух.
источник: upload.wikimedia.org
При этом «Су-25» геометрически меньше, что несколько снижает вероятность попадания по нему из стрелковки и МЗА.

Гибкость базирования

Грач менее требователен к аэродрому.
Длина разбега/пробега Су-25: на бетонной ВПП — 550/400 м (на грунте — 900/650 м). При необходимости — он может взлетать и садиться с грунтовых ВПП (тогда как у А-10 заявлена только посадка на траву).
Длина разбега/пробега А-10: 1220/610 м.

источник: ic.pics.livejournal.com

Грачу не нужен специальный комплекс для перезарядки пушки, в отличие от А-10.

источник: i.imgur.com
Специальный комплекс ALS (Ammunition Loading System) для перезарядки GAU-8

И самое интересное.
Летчикам Су-25 не нужен холодильник с Кока-колой! Шучу Двигатель «Грача» Р-95, который хают за «прожорливость» (стендовый расход 0,88 кг/час против 0,37 кг/час у американца)… гораздо более неприхотлив и всеяден. Дело в том, что двигатель Су-25 можно заправлять… дизтопливом!
Сделано это было, чтобы Су-25, действующие вместе с наступающими частями (либо с «аэродромов подскподскока», подготовленных площадок), могли при необходимости заправляться у тех же танкистов.

Стоимость

Цена одного А-10 — 4,1 млн.$ в ценах 1977 года, или 16,25 млн.$ в ценах 2014 года (это цена внутренняя для американцев, т.к. А-10 на экспорт не поставлялся).
Стоимость Су-25 установить сложно (ибо давно снят с производства)… Принято считать (в большинстве источников я встречал именно эту цифру), что стоимость одного Су-25 – 3 млн. $ (в ценах 2000-х годов).
Так же встречал оценку, что Су-25 был вчетверо дешевле А-10 (что примерно сходиться с вышеприведенными цифрами). Ее предлагаю и принять.

Взгляд из окопа

 

Если перейти от бумаги к конкретным оврагам, т.е. от сравнения циферок к боевым реалиям, то картина получается интереснее.

Я сейчас для многих крамольную вещь скажу, но вы не спешите кидаться помидорами стрелять — дочитайте до конца.
Солидная боевая нагрузка А-10, в общем-то бессмысленна. Ибо работа штурмовика это «появился – расчесал противника – свалил», пока он не очухался и не организовал ПВО.
Штурмовик должен поразить свою цель с первого, максимум со второго захода. В третий и другие заходы эффект неожиданности уже утрачен, непораженные «цели» попрячутся, а те, которые не хотят прятаться — приготовят ПЗРК, крупнокалиберные пулеметы и другие, неприятные для любого самолета штуки. А еще и могут прилететь вражеские истребители, вызванные на подмогу.
И для этих одного-двух (ну трех) заходов – семь тонн боевой нагрузки А-10 избыточны, не успеет он все вывалить адресно по целям.

Аналогичная ситуация с пушкой, имеющей огромный темп стрельбы на бумаге, но позволяющей стрелять только короткими очередями продолжительностью в одну секунду (максимум — две). За один заход Бородавочник может позволить себе одну очередь, а затем минута охлаждения стволов.
Секундная очередь ГАУ-8 это 65 снарядов. За два захода максимальный расход боеприпасов — 130 шт., за три — 195 шт. В итоге из боекомплекта в 1350 снарядов остается 1155 неиспользованных снарядов. Если даже лупить двухсекундными очередями (расход 130 шт / сек), то после трех заходов остается 960 снарядов. Даже в этом случае 71% (а реально – 83%) боекомплекта пушки по сути не нужен и избыточен. Что, кстати подтверждается той же «Бурей в пустыне», фактический расход снарядов составил 121 шт. за вылет.
Ну да ладно, запас карман не тянет — оставим ему, чтобы по пути вертолеты сбивал надо же куда-то утилизировать ненужный американцам обедненный уран 238.

Хорошо, скажете вы – мы можем не брать полную боевую нагрузку (возьмем столько же, сколько и Грач), а залить побольше топлива и даже прихватить еще пару-тройку ПТБ (подвесных топливных баков), серьезно увеличив радиус действия и время пребывания в воздухе. Но в большом боевом радиусе А-10 кроется другая закавыка.
Больший радиус действия имеет неприятную для дозвукового самолета оборотную сторону. Чем выше дальность полета — тем дальше аэродром от места боя, соответственно — лететь на помощь своим войскам придется дольше. Ладно, если штурмовик в это время барражирует в районе «передовой»… а если это вылет по экстренному запросу с земли?
Одно дело лететь на 300 километров со скоростью 750 км/ч (вылет Су-25), и совершенно другое лететь на 1000 км (а примерно на столько и даже чуть дальше можно утащить А-10 с 4 тоннами боевой нагрузки полными баками и парой ПТБ) со скоростью 560 км/ч. В первом случае сухопутное подразделение, прижатое огнем, будет ждать штурмовик 24 минуты, а во втором 1 час 47 минут. Что называется – почувствуйте разницу (с).
А зону ответственности штурмовикам товарищи военные будут «нарезать» на карте сообразно радиусу действия. И горе тем американским пехотинцам, подразделения которых придутся на края радиуса.

Но, мы забыли, что американский штурмовик с кучей топлива (и возможностью дозаправки топливом в воздухе) может долго «висеть» над передовой, в готовности отработать по вызову с земли. Тут, правда, все равно сохраняется проблема вызова с другого края большой зоны ответственности… Но может и повезти — и вызовут ребята атакованные где-нибудь рядом.
Топливо и моторессурс правда придется переводить зря, но это не самое страшное. Есть другое серьезное НО. Этот сценарий плохо подходит для войны с равнозначным противником, имеющим фронтовые истребители, самолеты ДРЛО, дальнобойные ЗРК и загоризонтные РЛС в зоне боевых действий. С таким противником повисеть над передовой в «ожидании звонка» не получится.
Вот и получается, что бумажное вроде бы серьезное преимущество – практически обнуляется реальной жизнью. Возможности А-10 по дальности и боевой нагрузке – представляются избыточными. Это как с забиванием гвоздя (уничтожения важной точечной цели на передовой) микроскопом… Можно взять обычный молоток (Су-25), а можно кувалду (А-10). Результат один, а трудозатраты выше.

При этом всем стоит помнить, что Су-25 значительно дешевле. На цену одного А-10 можно купить 4 Су-25, которыми можно закрыть ту же (если не большую) зону ответсвенности с гораздо более высокой скоростью реагирования.

А теперь, давайте подумаем, что для штурмовика самое важное.

Штурмовик должен а) точно и быстро поразить цель, б) выбраться из под огня живым.

По первому пункту у обоих самолетов есть проблемы (и даже у их сегодняшних модификаций А-10С и Су-25СМ). Без предварительного качественного целеуказания с земли или беспилотника обнаружить и поразить цель с первого захода зачастую невозможно.
А у сравниваемых нами А-10А и Су-25 с этим все еще хуже, поскольку нормального прицельного комплекса не было (об этом и проблемах, с которыми столкнулись в Ираке — тут).
Ни оптико-электронного прицела (для ракет с ТВ-наведением пилот А-10 осуществлял поиск цели на монохромном экранчике убогого разрешения через головку самонаведения ракеты с узким полем зрения), ни РЛС штурмовики не несли. Правда «Грач» при этом имел свой лазерный дальномер-целеуказатель «Клен-ПС», с помощью которого мог применять управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» с лазерными ГСН (С-25Л, Х-25МЛ, Х-29Л). «Бородавочник» же бомбы с лазерным наведением мог применять только при внешней подсветке целей лазером.

источник: ic.pics.livejournal.com
Пуск управляемой ракеты Х-25МЛ с штурмовика Су-25

По второму пункту («выбраться из под огня живым») преимущество однозначно у Су-25. Во-первых, вследствие более высокой живучести. А во-вторых, вследствие гораздо более высокой максимальной скорости и лучших разгонных характеристик.
А сейчас, к примеру, на Су-25СМ3 у нас еще и устанавливается комплекс индивидуальной защиты «Витебск».

. Разный подход

 


Пока писал эту статью, мне вспомнился один эпизод из фильма «Snatch».

В данном случае — более здоровый и тяжелый А-10А (со смертельным ударом™) у меня прочно ассоциируется с роскошным Джоржем, а маленький и жилистый цыган Микки — с Су-25.

Вроде бы самолеты одного класса, а начинаешь разбираться и понимаешь, что на самом деле машины очень разные. А отличия их обусловлены разным подходом и концепциями применения.

«Тандерболт» это скорее такой защищенный летающий «истребитель танков», заточенный на долгое время пребывания в воздухе и свободную охоту. Мощный и тяжелонагруженный, тащущий на себе кучу боеприпасов на все случаи жизни. Его комплекс вооружения (сверхмощная пушка GAU-8/A и управляемые ракеты AGM-65 «Мейверик») в первую очередь был «заточен» на атаку танков, для нивелирование советского танкового преимущества на земле (наметившегося в конце 60-х и оформившегося в 70-х годах ХХ века), а уже затем — на непосредственную поддержку войск.

«Грач» же создавался, как рабочая лошадка для пекла. Как выносливый, дешевый и неприхотливый самолет для войны, который должен был решать задачу поддержки сухопутных войск «дешево и сердито», подходя максимально близко к противнику и обрабатывая его бомбами, НУРСами и пушкой… А в отдельных случаях ракетами с лазерной ГСН уничтожать точечные цели.

Как видим сегодня — идея «самолета вокруг пушки» себя не оправдала (особенно учитывая, что подавляющее большинство целей А-10А уничтожил ракетами «Мейверик»), и в следующей модификации А-10С ушел на высоту, получив прицельные контейнеры в качестве «глаз» и высокоточное оружие в качестве «длинной руки» и сохранив атавизмы в виде пушки и брони.
А концепция дистанционной войны и сокращения потерь фактически выдавила его из «штурмовиков» в нишу истребителей-бомбардировщиков, чем на мой взгляд во многом и обусловлены его сегодняшние проблемы. Хотя иногда Бородавочник «принимается за старое» и утюжит наземные цели (желательно побеззащитнее)… но все же, похоже, что американцы всерьез намерены снова похоронить штурмовик как класс.

Наши же отказываться от Су-25 не намерены. Не так давно была открыта ОКР «Шершень» на новый перспективный штурмовик, а затем заговорили и о программе ПАК ША. Правда в конце-концов, изучив возможности модернизированного Су-25СМ3, военные вроде как пока решили отказаться от новой платформы, и отжать до суха потенциал старичка Су-25, модернизируя все оставшиеся в ВВС машины по программе СМ3. Может быть даже производство Су-25 развернули бы снова, если бы завод по их производству не остался после развала СССР в Грузии, а Улан-Удэнский авиационный завод (выпускавший в свое время Су-25УБ, Су-25УТГ и планирующий выпускать Су-25ТМ) производство Су-25 уже свернул.
Не смотря на звучащие периодически бредовые мысли по замене Су-25 легким штурмовиком на базе Як-130 — наши военные от штурмовиков отказываться не собираются. И даст бог, вскоре мы увидим замену старому доброму Грачу.

Как ни стараются военные фантазеры избавить поле боя от обычного солдата… пока наступления этих времен не видать. Нет, в отдельных случаях можно сражаться роботами, но это решение очень «нишевое» и не для серьезной войны.
В масштабной войне с сопоставимым противником все эти сегодняшние дорогие свистелки-перделки быстро уйдут в прошлое. Ибо тот кто будет наносить удары высокоточными ракетами/бомбами ценой в 100000 $ и выше по ДОТам себестоимостью 50000 руб и 60 человекочасов чаботы — обречен. Потому все эти разговоры о высокоточном оружии, замене штурмовиков на беспилотники, самолетах 6-го, 7-го и 8-го поколения, «сетецентрической войне» и прочих радостях при серьезной и масштабной заварухе быстро прекратятся. А на поле боя снова придется вернуться штурмовикам, места в кабинах которых придется занять Иванам да Джонам…

news2.ru

Неубиваемый Су-25: почему бронированный «Грач» незаменим

Говорят, что незаменимых вещей в мире не существует. Однако самолет для непосредственной поддержки войск на земле, разработанный еще в конце 70-х годов прошлого века, бьет это утверждение по всем параметрам. Без малого 40 лет Су-25 выполняет боевую работу в разных уголках мира, и на пенсию легендарный «летающий танк», похоже, не собирается.

Летуны, спасибо вам!
 


Главное в истории любой военной техники — боевое применение. По этому показателю практически ни один боевой самолет, что отечественный, что зарубежный, не может вплотную подобраться к уникальным рекордам штурмовика Су-25. Один из самых живучих самолетов в мире в разное время состоял на вооружении тридцати государств, так или иначе имевших военно-техническое сотрудничество с Советским Союзом. За десятилетия боевой службы бронированный одноместный штурмовик поучаствовал в десятках конфликтов, а с географической точки зрения проще сказать, где этот самолет не воевал, чем перечислять районы боевой работы.
 

Несмотря на то, что минувшее десятилетие запомнится большинству как время высоких технологий, беспилотников и прочего военного хай-тека, Су-25 продолжает выполнять поставленные задачи и «давать огня» там, где это нужно больше всего. Живучесть самолета — главное качество, за которое бронированного «Грача» уважают летчики по всему миру. Еще во время военной операции советских войск в ДРА штурмовик подтвердил главное правило той войны: даже несколько попаданий из «Стингера» не могут вывести машину из строя.

Ветераны войны в Афганистане отмечают, что в отдельных случаях штурмовики Су-25 после боевых вылетов имели несколько десятков повреждений, но все равно благополучно достигали аэродромов базирования. Бронированная капсула, защищенные особым способом топливные баки и силовая установка позволяли и позволяют выполнять боевую работу на средних и сверхмалых высотах. Отдельной строкой в боевом применении Су-25 идет операция по принуждению Грузии к миру в 2008-м. Чего только стоит история спасения командира авиационного полка, тогда еще полковника, а ныне командующего дальней авиацией Сергея Кобылаша и капитана Ивана Нечаева.

Возврат на базу другого российского летчика — полковника Олега Молосова можно было бы списать на везение, удачу и на что угодно еще по одной простой причине — поверить в то, что самолет уцелел после стольких попаданий очень тяжело. Фотографии развороченных взрывами мотогондол и порванных осколками частей фюзеляжа изумили экспертов — самолет «едва дышал», но помог летчику вернуться на базу. После прилета и осмотра стало ясно, что фюзеляж имеет минимум 80 повреждений. Вернувшись на одном двигателе, летчик продемонстрировал не только отличную выучку и пилотажные навыки, но и подтвердил качество работы советских авиастроителей.

Беспилотники атакуют

На заре авиационной техники многим экспертам стало казаться, что замена опытного летчика на оператора в удобном кресле за сотни или даже тысячи километров от места проведения операции — отличная идея. Плюсы у такого подхода и правда были — беспилотник значительно меньше по размерам, жизни оператора при выполнении поставленной задачи ничто не угрожает, а управляемым вооружением можно «достать» любого противника на земле. Однако и минусов по сравнению с применением штурмовой авиации обнаружилось немало. Главным доводом экспертом в пользу применения пилотируемой авиации является возможность применения управляемого и неуправляемого вооружения в условиях противодействия.

Эксперты поясняют, что ударный БПЛА в этом случае может применяться лишь ограниченно — «точечно» отработать и уйти обратно. В то время как дозвуковой штурмовик может нанести куда более существенный урон не только подвижным и неподвижным объектам противника, но и уничтожить живую силу на большей площади. Именно этим обстоятельством, а также целым рядом ограничений продиктовано применение штурмовой авиации в связке с БПЛА. По ту сторону океана, в США, военные специалисты давно работали над вопросом вытеснения пилотируемой авиации и постепенным переходом к средствам дистанционного уничтожения противника. Однако специалисты отмечают, что в случае полного замещения пилотируемой авиации значительно увеличивается риск потери авиационной техники.

Беспилотник с ракетами «воздух-поверхность» в силу конструктивных особенностей нельзя «навьючить» так же, как на любимого «Бородавочника» сухопутных войск США — самолет поддержки А-10. Несмотря на торжество технологий и появление новых материалов, ни один разработчик в мире не стал оснащать свой беспилотник 20 или 30-мм пушкой. То же самое касается и средств защиты. На штурмовик можно установить комплекс радиоэлектронной борьбы для «активной обороны» ПЗРК противника, а на тот случай, если самолет все-таки обстреляют и даже попадут, есть предусмотренное разработчиком бронирование. В аналогичной ситуации с вероятностью почти в 100% беспилотник будет потерян, а войска рискуют остаться без прикрытия с воздуха.

В свою очередь, дозвуковой штурмовик  после нескольких заходов на цель может не просто рассеять скопление живой силы противника, но и повредить (или уничтожить) технику, а пара штурмовиков в состоянии «погасить» крупное наступление. Несмотря на значительные инвестиции в ударные беспилотники, в Соединенных Штатах постепенное замещение пилотируемой авиации слегка «притормозили» именно из-за эффективности штурмовой авиации. Взвесив все за и против, начальство Пентагона решило оставить «кабана» в строю до 2022 года.

Рабочая лошадка
 


Хорошо сознает ценность отечественного штурмовика Су-25 и Министерство обороны. Именно по причине феноменальной надежности, помноженной на уникальную живучесть и способность применять весь спектр управляемого и неуправляемого авиационного вооружения, модернизированные Су-25 останутся в составе ВКС минимум до 2020 года. Несмотря на это, у бронированных рабочих лошадок ВКС день ото дня становится все больше конкурентов. Комментируя ситуацию с перспективами Су-25 и штурмовой авиации в целом, военный эксперт Юрий Лямин пояснил, что, помимо бронирования, существует целый ряд параметров, напрямую влияющих на выполнение боевой задачи.

«Роль бронирования уменьшается за счет более активного применения управляемого вооружения.

К тому же ударные вертолеты продолжают разрабатываться и серийно производиться», — отметил Лямин.

По словам эксперта, чтобы превзойти надежную конструкцию и повысить боевые качества в новом перспективном самолете поддержки войск, потребуется немалый объем работы.

«Проблема разработки нового бронированного реактивного штурмовика заключается в том, что его создание и  производство потребуют серьезных затрат и технологий. И опять же, встает вопрос о приоритетах — тут у всех, кто может его потенциально создать, оказываются более приоритетные программы», — сказал эксперт.

Боевое применение Су-25 в Сирии лишний раз показало, что действовать на переднем крае, в самом пекле и гуще боя бронированный хищник может и сегодня.

К тому же, вопреки мнению скептиков, до сих пор нет намеков на то, что исчерпан потенциал для модернизации машины. Эксперты говорят, что современные технологии в двигателестроении, авионике и вооружении могут надолго продлить жизнь штурмовику Су-25 и продержать его в строю. Пока беспилотные летательные аппараты наступают по всем фронтам, а многочисленные аналитики один за другим выпускают заключения о колоссальной отсталости штурмовой авиации, переоборудованные по последнему слову техники «Грачи» продолжают громить террористов везде, где потребуется. Никаких признаков усталости при этом самолет не демонстрирует. А это значит, что до проводов Су-25 на пенсию еще очень, очень далеко.

tvzvezda.ru

Су-25 «Грач»: Почему устаревший советский штурмовик до сих пор популярен во многих странах мира

Су-25 «Грач»: Почему устаревший советский штурмовик до сих пор популярен во многих странах мира

Су-25 Фото из открытых источников

После распада Советского Союза Су-25 были переданы в состав ВВС новых постсоветских государств. Те страны, которые не применяли Су-25 в местных войнах (таких как конфликт в Нагорном Карабахе), часто экспортировали их за границу. «Грачи» воевали в составе вооруженных сил Македонии (против албанских повстанцев), в Эфиопии (против Эритреи, когда один самолет был сбит), в Судане (против Дарфура) и в Грузии, которая использовала их против абхазских сепаратистов, потеряв при этом несколько машин. И этот список далеко не исчерпывающий

Оригинал на сайте The National Interest

Су-25 «Грач», как его называют российские летчики, вряд ли можно назвать образцом новейших технологий, но он по-прежнему используется во многих странах мира, будучи эффективным и полезным средством уничтожения наземных целей.

Его очевидным компаньоном по предназначению является американский штурмовик A-10 «Тандерболт II». Но если ВВС США хотят списать А-10, начиная с 2022 года, то Су-25 постоянно модернизируется, идя в ногу со временем.

В отличие от А-10, он находит широкое применение во всем мире. Су-25 участвовал в десятке войн, в том числе, в авиационных кампаниях в Сирии, Ираке и Украине.

Россия не только накопила богатый опыт боевых полетов на Су-25 — она также научилась их сбивать.

Новости по теме

В годы Второй мировой войны бронированные российские штурмовики Ил-2, получившие название «Летающий танк», прославились своей неуязвимостью для огня противника, а также способностью наносить чувствительные удары по немецким танковым дивизиям бомбами, реактивными снарядами и пушечным огнем.

В 1960-е годы советские ВВС, в отличие от американских, которые были увлечены идеей победы в ядерной войне при помощи стратегических бомбардировщиков, уделяли больше внимания авиационной поддержке своих сухопутных армий посредством фронтовой авиации. Однако после Второй мировой войны достойный преемник Ил-2 не появлялся довольно долго.

В 1968 году в ВВС решили, что пора создать новый эффективный летающий танк. В результате конкурса с участием трех опытных образцов предпочтение отдали разработке ОКБ Сухого. Первые штурмовики Су-25 начали строить в 1978 году на авиационном заводе в столице Грузии Тбилиси. Американский А-10 «Тандерболт» начал поступать на вооружение несколькими годами ранее.

Как и А-10, Су-25 предназначался для того, чтобы одержать победу в схватке титанов — между сухопутными войсками НАТО и Варшавского договора. Он должен был уничтожать танки и пехоту, выполняя задачи по непосредственной авиационной поддержке. Это значит, что летать он должен был низко и медленно, чтобы летчики могли внимательно наблюдать за полем боя и своевременно нанести атакующий удар.

Полет на малой высоте также помогает Су-25 уклоняться от смертоносных зенитных ракет большой дальности, которые должны были активно применяться в ходе боевых действий на европейском театре. Но при этом он уязвим для огня всех видов зенитной артиллерии. Поэтому пилоты Су-25 сидят в «бронированном корыте». Это бронированная обшивка толщиной от 10 до 25 миллиметров, которой обернута кабина и облицован заголовник кресла пилота. У самолета также бронированные топливные баки и резервированная система управления, что повышает живучесть машины. А за время своей длительной боевой службы Су-25 не раз выживали даже при очень опасных попаданиях.

Несмотря на сходство с А-10, Су-25 меньше и легче, а максимальная скорость у него в полтора раза выше, чем у «Тандерболта», составляя 950 километров в час. Однако у «Грача» меньше практическая дальность и время пребывания в зоне ожидания. Практический потолок у него вдвое ниже, чем у А-10. Вдвое меньше и боевая нагрузка, так как Су-25 берет на борт максимум четыре тонны вооружений и боеприпасов, в то время как А-10 — восемь тонн.

Важен и другой момент. У этих самолетов разные типы вооружений и боеприпасов. «Тандерболт» использует в основном высокоточные управляемые боеприпасы, особенно противотанковые ракеты Maverick. У него также есть чудовищно скорострельная пушка GAU-8.

Типичное вооружение Су-25 — это свободнопадающие 250- и 500-килограммовые бомбы, кассетные боеприпасы и неуправляемые ракеты. Таких ракет много, и они весьма разнообразные. Есть 57- и 80-миллиметровые ракеты в блоках; есть 130-миллиметровые С-13 (122 мм?— прим. пер.) в блоках из пяти штук; есть большие 240- и 330-миллиметровые ракеты. Су-25 также вооружен 30-миллиметровой пушкой ГШ-30-2, которая размещается под носом и имеет боезапас 260 снарядов. Правда, скорострельность у нее не такая умопомрачительная, как у GAU-8.

Новости по теме

В носовой части «Грача» внизу имеется лазерный дальномер-целеуказатель. В Афганистане летчики Су-25 периодически применяли ракеты с лазерным наведением Х-25МЛ и Х-29 для уничтожения укрепленных позиций моджахедов, поражая цели на удалении до восьми километров. В Чечне также стали использовать бомбы КАБ-250 с наведением по лазерной подсветке. Но в целом такое оружие используется редко. Например, из общего количества бомб, сброшенных в Чечне, управляемые боеприпасы составили лишь два процента.

Су-25 обладает большой огневой мощью для борьбы с живой силой противника. Именно это было нужно в 1981 году, когда он впервые принял участие в боевых действиях в Афганистане. В ходе этого конфликта Су-25 стал настоящей рабочей лошадкой. «Грачи» совершили более 60 тысяч боевых вылетов, нанося бомбовые удары по деревням моджахедов и по их укреплениям в горах. Часто они действовали в упряжке с ударными вертолетами Ми-24, оказывая авиационную поддержку советским танковым подразделениям.

Но когда афганские боевики стали получать от США ракеты Stinger, Су-25 стали нести потери, и советским летчикам пришлось летать выше, чтобы не попадать под огонь этих переносных зенитно-ракетных комплексов. Всего до вывода советских войск из Афганистана там было сбито 15 Су-25.

После распада Советского Союза Су-25 были переданы в состав ВВС новых постсоветских государств. Те страны, которые не применяли Су-25 в местных войнах (таких как конфликт в Нагорном Карабахе), часто экспортировали их за границу. «Грачи» воевали в составе вооруженных сил Македонии (против албанских повстанцев), в Эфиопии (против Эритреи, когда один самолет был сбит), в Судане (против Дарфура) и в Грузии, которая использовала их против абхазских сепаратистов, потеряв при этом несколько машин. И этот список далеко не исчерпывающий.

Был еще один примечательный эпизод. Правительство Кот-Д’Ивуара приобрело несколько самолетов Су-25 и использовало их в гражданской войне. Когда президента Лорана Гбагбо возмутила мнимая политическая ангажированность французских миротворцев, пилотируемые наемниками Су-25 нанесли удар по лагерю миротворческого контингента, в результате чего девять миротворцев были убиты. Но тот, кто приказал провести это нападение, не учел одно обстоятельство. На аэродроме в Ямусукро, где базировались «Грачи», размещались французские военные. И они в ответ уничтожили штурмовики противотанковыми ракетами.

Новости по теме

Российские Су-25 использовались в ходе чеченской кампании в 1994-1995 годах, совершив 5 300 боевых вылетов. В самом начале они уничтожили находившуюся на земле чеченскую авиацию и нанесли удар по президентскому дворцу в Грозном бетонобойными бомбами. Затем эти самолеты принимали участие в бомбардировках. Они сыграли заметную роль и в ходе второй чеченской войны в 1999 году, где был потерян только один самолет.

Кстати, следует отметить, что Су-25 это один из немногих советских самолетов, на основе которого в 1990 году была создана американская компьютерная игра.

Современные Су-25

Кроме базовой модели «Грача» есть еще экспортный вариант, называемый Су-25К, а также несколько моделей двухместных учебных самолетов с горбатой кабиной, включая учебно-боевой Су-25УБМ.

Было несколько проектов модернизации Су-25, благодаря которым появились небольшие партии противотанковых штурмовиков Су-25Т и Су-25ТМ. Но российские ВВС в начале 2000-х годов остановили свой выбор на Су-25СМ, на основе которого будут проводиться все модернизации.

У этого самолета есть прицельно-навигационный комплекс «БАРС», обеспечивающий более точное наведение оружия на цель, а также новая бортовая электроника в виде индикаторов на лобовом стекле, приемника предупреждения о радиолокационном облучении и так далее. Су-25СМ может применять отличные ракеты Р-73 класса «воздух-воздух» малой дальности, а также имеет усовершенствованное оборудование для бомб с лазерным наведением. Есть и другие усовершенствования, снижающие потребности в обслуживании и ремонте, а также вес самолета.

Дейв Маджумдар из The National Interest писал о последней модификации Су-25СМ3, способной осуществлять пуски противорадиолокационных ракет Х-58, которые помогают подавлять ПВО противника. Еще там есть система РЭБ «Витебск», повышающая живучесть самолета при обстреле его зенитными ракетами с наведением по РЛС и с инфракрасным наведением.

У Грузии и Украины есть ограниченное количество собственных модернизированных вариантов. Это самолеты Су-25КМ и Су-25М1, соответственно. Су-25КМ можно увидеть в нижеразмещенном видео, снятом израильской фирмой. Кадры весьма серьезные, в стиле 1980-х годов, без малейшего намека на иронию.

Если говорить о Грузии, то ситуация превратилась в настоящий хаос в 2008 году, когда Россия и Грузия задействовали свои Су-25 в ходе российско-грузинской войны. Грузинские «Грачи» оказывали авиационную поддержку своим войскам при захвате города Цхинвали. Затем российские Су-25 помогали своим танкистам уничтожать их. Россия потеряла три Су-25 от ударов ПЗРК (два из них могли нанести свои). Грузия потеряла столько же от российских зенитно-ракетных ударов. Но к удивлению наблюдателей, российские ВВС не сумели подавить грузинскую авиацию в небе.

Новости по теме

В 2014 году Украина направила свои Су-25 оказывать поддержку сухопутным войскам, воевавшим с восставшими сепаратистами на востоке Украины. В мае они помогли захватить донецкий аэропорт, после чего там полгода шли бои с переменным успехом, закончившиеся победой сепаратистов в 2015 году. При нанесении ударов по наземным целям Украина потеряла четыре Су-25. Три были сбиты ракетами (один самолет ПЗРК, еще два предположительно системами большей дальности с российской территории), а четвертый российским МиГ-29. Еще два уцелели после попадания ракет. В результате ВВС Украины резко сократили полеты Су-25 во избежание дальнейших потерь.

В 2015 году русские сепаратисты из «Луганской народной республики» заявили, что наносят удары с воздуха при помощи собственного Су-25. Информация на этот счет разная, и есть два возможных варианта: либо сепаратисты восстановили музейный экспонат, либо этот самолет был завезен из России.

Иракские ВВС в войне против ИГИЛ использовали собственные Су-25, приобретенные в 2014 году в России. Еще семь машин они получили из Ирана. Эти самолеты перелетели в соседний Иран для сохранения своего боевого состава во время войны в Персидском заливе в 1991 году.

И наконец, осенью 2015 года Россия направила более десятка модернизированных Су-25СМ в Сирию для оказания поддержки правительственным войскам Башара аль-Асада. Многие обозреватели отмечали, что изо всех задействованных там самолетов Су-25 оказались наиболее приспособленными для осуществления непосредственной авиационной поддержки. «Грачи» совершили 1 600 вылетов, нанося удары по удерживаемым повстанцами сирийским городам. Они израсходовали более шести тысяч боеприпасов; в основном это были бомбы свободного падения и неуправляемые ракеты С-13. Позже их оттуда убрали, и им на смену пришли ударные вертолеты, которые выполняют задачи по оказанию непосредственной авиационной поддержки с большей точностью — но и с большим риском для себя.

Какие уроки преподнесли летающие танки?

Можно бесконечно восхищаться быстрыми и мощными истребителями типа МиГ-29 или F-22 Raptor, однако малопривлекательный Су-25 сыграл намного более важную роль в целом ряде военных конфликтов. Мы можем извлечь несколько важных уроков из их послужного списка последних лет.

Во-первых, существенные потери, понесенные Су-25, указывают на то, что без эффективного подавления системы ПВО и средств радиоэлектронной защиты противника самолеты авиационной поддержки с их низкой скоростью и небольшой высотой полета будут и впредь нести тяжелые потери от зенитных ракет российского производства при их применении в достаточных количествах.

Новости по теме

Во-вторых, анализ действий российского контингента в Сирии показывает, что несмотря на наличие разнообразного арсенала высокоточных управляемых боеприпасов, российские ВВС при осуществлении непосредственной авиационной поддержки по-прежнему делают основную ставку на неуправляемые бомбы и ракеты.

И наконец, самолеты, способные наносить мощные удары по наземным целям и обладающие высокой живучестью, будут и впредь востребованы во всем мире.

Себастьен Роблин

Перевод ИноСМИ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику «Мнение», ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected].

112.ua

Самолет су-25 грач. фото. история. характеристики. — О самолётах и авиастроении

Самолет модели Су-25 есть штурмовиком советского, а позже и русского производства. Этот бронированный аппарат создан специально для обеспечения помощи отечественных военных формирований на земле. Эта машина может проводить активные боевые действия независимо от времени дней. Помимо этого, она имеет возможность проводить прицельный пламя по объектам по заданным координатам.

Этот аппарат имеет прозвище в рядах ВВС РФ ? «Грач».

Краткая хронология создания самолета-штурмовика Су-25

Проектированием самолета Су-25 занималось конструкторское бюро имени Сухого с 70-х годов прошлого века. Этот проект был запущен благодаря тому, что признали ошибочным ответ 56 года о том, что необходимо создавать истребители-бомбардировщики. При создании самолета Су-25 главным конструктором был назначен О.С.

Самойлович.

Конструкторы проводили массу опытов и исследований, каковые разрешили подобрать оптимальную компоновку нового самолета. По результатам всех разработок и исследований было представлено более 600 образцов. В первый раз рабочий прототип автомобили Су-25 был поднят в атмосферу в начале 75 года.

По окончании доработок систем и конструкторских испытаний самолет был представлен национальной рабочей, которая дала разрешение на изготовление и подтвердила высокие летные характеристики аппарата.

С 1980 года эта машина была принята на вооружение в армию СССР. И вдобавок через год 12 таких автомобилей делали армейские операции на территории Афганистана. Самолет тип Су-25 есть актуальной и востребованной боевой единицей, потому, что Минобороны РФ продолжает заказ данных аппаратов.

Эта машина в ВВС нашей страны будет еще помогать до 2020 года.

Особенности конструкции Су-25

Этот аппарат создан по схеме высокоплана, что оснащен двумя двигателями, наряду с этим машиной руководит один пилот. Крыло стреловидной формы оснащено надежной механизацией, в состав которой входят закрылки, тормозные щитки, элероны и манёвренные предкрылки. Самолет имеет прекрасные качества как в полете, так и в боевых условиях. Этого удалось достигнуть благодаря тому, что конструкторы первоначально знали конкретное назначение данной автомобили.

В боевых условиях самолет имеет возможность летать на низких высотах, что разрешает ему проводить качественную работу по целям и наряду с этим быть неуязвимым для соперника.

Этот самолет имеет много титановых сплавов в базе собственной конструкции, что разрешает снизить неспециализированную массу и наряду с этим дать прочность и хорошую броневую защиту. Кабина пилотов есть цельносварной, что повышает безопасность летчика при обстреле. Для увеличения живучести автомобили конструкторами была продумана совокупность баков, каковые не будут взрываться кроме того при попадании в них осколков и пуль.

Также, все совокупности самолета продуманы отлично и надежно, потому, что они всецело дублированы, что разрешает продолжать бой и эффективный полёт при отказе одного из оборудований. Примером живучести может послужить кроме того тяга управления, которая имеет диаметр в 4 см, а это указывает, что при прямом попадании пуля калибром в 12 мм не сможет ее перебить.

Штурмовик Су-25 оснащен силовой установкой, которая складывается из двух двигателей, каковые расположены по бокам фюзеляжа и защищены броней, что со своей стороны закрывает и топливные баки. Не считая пассивной защиты, самолет имеет целый комплекс активных приемов, каковые трудятся на безопасность автомобили. К активной защите относится совокупность радиоэлектронного противодействия, дипольные отражатели, и совокупность тепловых ловушек.

Все системы и эти комплексы разрешают поднять живучесть автомобили на как следует верховный уровень при боевых операциях.

Первые автомобили типа Су-25 имели силовую установку, которая была представлена двумя турбореактивными двигателями типа Р-25. Эта силовая установка разрешала достигнуть тяги в 4100 кгс. Но скоро эти двигатели были заменены на более новые и замечательные.

Двигатель нового класса имел маркировку Р-195 и давал самолету тягу в 4500 кгс. Новые двигатели давали не только больше мощности, но и были менее заметны в инфракрасном спектре, что разрешало лучше укрыть его от радаров соперника.

Что касается шасси, то оно складывается из трех опор, каковые оснащены пневматическими амортизаторами гашения колебаний, в которых находится низкое давление. За счет качественного шасси и замечательной силовой установки самолет может создавать взлет и посадку с грунтовых аэропортов.

Первоначально Су-25 был создан как недорогая, но надежная машина. Как продемонстрировала практика, в афганской войне мало надеяться лишь на визуальную работу пилотов, потому, что они не смогут всего видеть и подметить. Кроме того эти разведки не дают большого результата для исполнения операции.

Как раз исходя из этого на самолет типа Су-25 начали устанавливать более современное навигационное оборудование, которое давало возможность применять машину более действенно и наряду с этим наносить больше урона армиям соперника.

Что касается оружия самолета, то оно достаточно замечательное, потому, что в список оружия аппарата входит двойная 30-миллиметровая пушка, которая заряжается 250 патронами. Но самое сильное оружие навешивается на консоли крыльев. Неспециализированная масса оружия может составлять 4 тонны.

На крыльях возможно расположить ракеты и разнообразные бомбы, каковые самый подходят для исполнения задач.

Характеристики самолета Су-25

Модификация  Су-25
Размах крыла, м  14.36
Протяженность самолета, м  15.36
Высота самолета, м  4.80
Площадь крыла, м2  33.70
Масса, кг  безлюдного самолета  9500
Масса, кг  обычная взлетная  14600
Масса, кг  большая взлетная  17600
 Горючее: внутренние горючее, кг  5000
Горючее ПТБ  2
Тип двигателя  2 ТРД Р-195 (на первых — Р95Ш)
Тяга, кН  2 х 44.13 (40.20)
Большая скорость, км/ч  у почвы  975
Большая скорость, км/ч  на высоте  М=0.82
Практическая дальность, км  1850
Боевой радиус действия, км 
  на высоте  1250
  у почвы  750
Практический потолок, м  7000-10000
Макс. высота боевого применения  5000
Макс. эксплуатационная перегрузка  6.5
Экипаж, чел  1

Оружие Су-25:

Оружие:
  •  Одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами.
  •  Боевая нагрузка — 4340 кг на 8(10) узлах подвески, обычная нагрузка — 1340 кг
  •  Бомбовая нагрузка : До 8 бомб с лазерным наведением, 8-10 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки
  •  НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм) либо 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).
  •  УР: воздух-воздух Р-3(АА-2) либо Р-60(АА-8) воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л
  •  Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.

Боевые самолеты России

Су-25 «Грач» против А-10 Thunderbolt / Su-25 Rook vs. A-10 Thunderbolt

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

stroimsamolet.ru

СУ-25 «Грач» | Заметки на манжетах

Принятый на вооружение в 1981 году штурмовик Су-25, прозванный военными за характерный внешний вид «Грачом», вот уже более 40 лет состоит на вооружении российской армии, а также других государств, и альтернативы ему еще не предвидится долгое время. Чем уникален этот самолет, какими вооружением располагает и как хорошо защищен — посмотрел 42.TUT.BY.

Почему их сбивают

Штурмовик, в отличие от бомбардировщика, предназначен для поражения целей непосредственно на поле боя, при этом самолет находится на небольшой высоте. И здесь по нему «работает» вся ПВО, которая только есть у противника: зенитные артиллерийские установки, крупнокалиберные пулеметы, переносные зенитные ракетные комплексы и даже обычные автоматы и пулеметы.

Например, в Афганистане советский Су-25 установил негласный рекорд, прилетев из боя со 165 пробоинами в фюзеляже. Во время боевых операций порой не хватало даже дюраля для ремонта, и в одном из полков штурмовики несли заплаты из расплющенных гильз.

Хотя бронезащита во многих случаях выручала летчика, зенитный огонь повреждал двигатели, баки, управление, выводил из строя оборудование самолета. И это часто приводило к потере штурмовика.

Титановая броня для летчика

Первоначально защиту летчика планировалось делать при помощи нескольких плит стальных сплавов КВК-37Д и АБО-70. Первый хорошо переносил фугасное воздействие, второй был устойчив к пулям и осколкам. Между плитами предусматривалась резиновая амортизационная прослойка. Однако такой «бутерброд» не поддавался сварке, применение же болтов сильно утяжеляло кабину. Выход был найден в разработке специально для Су-25 особого титанового сплава АБВТ-20.

Фото: wikimedia.org

Толщина бронеплит составляет от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщиной 55 мм. Сзади пилот защищен стальной бронеспинкой толщиной 6 мм. Таким образом, пилот практически полностью защищен от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм.

Для изоляции поврежденного двигателя и защиты фюзеляжных отсеков и топливной арматуры от пожара по бокам мотоотсеков были установлены дополнительные стальные 5-мм экранирующие плиты и защитные маты из стеклоткани. Титановые тяги управления двигателем заменили на жаропрочные стальные, а топливопроводы закрыли специальными экранами.

Вооружение

Су-25 может применять различное авиационное вооружение. Одни из самых эффективных неуправляемых авиационных ракет в его арсенале — 122-мм ракетные блоки Б-13Л с дальностью пуска до 4000 м. С проникающей боевой частью они пробивают шестиметровый слой земли и камней над укрытиями или же метр бетона. А крупнокалиберные НАР С-25-ОФ и ОФМ с мощной 200 кг БЧ могут поражать железобетонные доты и защищенные укрытия, например, аэродромные убежища.

Фото: 3mv.ru

Для эффективного поражения пехоты применяются подвесные установки СППУ-22−01 с подвижными пушками ГШ-23. Большой точностью отличаются ракеты Х-25 и Х-29Л с лазерным самонаведением. Подсветку цели для которых с помощью бортового дальномера-целеуказателя «Клен-ПС» мог вести и другой штурмовик, но лучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность.
Штурмовик также использует широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых бомб. Всего на него может устанавливаться 32 вида вооружений.

Живучесть

Этот показатель у штурмовика довольно высокий. Например, майор Объедков дотянул до аэродрома, будучи уже причисленным к погибшим. При атаке каравана c оружием 28 июля 1987 года на его Су-25 попаданием ПЗРК были выведены из строя электро- и гидросистема, остановился один двигатель, короткими замыканиями «выбило» оборудование и приборы. В борту выгорела дыра 1,5 на 1,5 метра.Получивший попадание ракетой ПЗРК «Стингер» совершил посадку в Кабуле 28 июля 1987 г. Фото: topwar.ru

Почти перегорели рулевые тяги, вдобавок у падающего самолета оторвало тормозной парашют. При посадке штурмовик без тормозов вылетел с летной полосы, попал в окоп, ему снесло стойку шасси, и он на брюхе вспахал землю, остановившись у края минного поля.

На Су-25 лейтенанта Голубцова 21 октября 1987 года ракетой наполовину оторвало хвост, на борту ничего не работало, кроме двигателей. Не действовали и тормоза, и после посадки самолет выкатился за полосу на минное поле, где летчику пришлось дожидаться саперов, чтобы выбраться.Лейтенант П. Голубцов после посадки на поврежденном самолете. Фото: topwar.ru

На самолете лейтенанта Буракова (также во время войны в Афганистане) ракета снесла под корень почти весь киль, он приземлялся «на элеронах». У другого самолета взрывом вырвало почти четверть крыла.

Конечно, далеко не всё так счастливо заканчивалось, и последний случай в Сирии тому подтверждение.

Похожее

zametki.by

Новости дня: Су-25: «Грачи» в Афганистане — Свободная Пресса

7 декабря 1976 года совершил первый полет переработанный прототип Т-8Д ОКБ Сухого. На него был установлен новый более мощный двигатель Р-95Ш. Впоследствии именно на основе Т-8Д запустили серийное производстве легких штурмовиков Су-25, получившего название «Грач». Эти самолеты участвовали во всех военных конфликтах, начиная с гражданской войны в Анголе 1975−2002 годов. Наибольшая нагрузка легла на «Грачей» во время Афганской войны.

«Грачи» прилетели

За 8 лет Афганской войны Су-25 продемонстрировал высокую боевую готовность и живучесть. На основании получаемых в ходе военных операций данных конструкторы совершенствовали машину, повышая ее боевые параметры, а командование ВВС корректировало тактику ведения воздушных боев, подавления живой силы и бронетехники, поддержки наземных операций. В результате уже к середине войны в Афганистане «Грач» заметно «заматерел».

Статистика впечатляет. За 8 лет на Су-25 было совершено около 60 тысяч боевых вылетов, процент поражения целей управляемыми ракетами оказался равным 95. Потери составили 23 самолета при среднем налете на каждом из них 2800 часов. На каждый сбитый штурмовик приходилось в среднем 90 повреждений. Известны случаи, когда Су-25 возвращались на базу со 150 пробоинами. Ни один «Грач» не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели летчика. Таких показателей в прошлом веке не было у других советских и иностранных самолетов истребительной и штурмовой авиации.

Главную работу в афганском небе проделывал 34-й авиационный корпус (с 1981 года — 40-я армия). В разное время в порядке ротации воинских частей в него входили 6 истребительных авиаполков, один штурмовой, одна отдельная штурмовая авиационная эскадрилья, один отдельный смешанный авиационный полк, четыре истребительно-бомбардировочных авиационных полка, восемь отдельных вертолётных авиационных полков, одиннадцать отдельных вертолётных авиационных эскадрилий.

Два первых года штурмовая и истребительно-бомбардировочная авиация была представлена сверхзвуковыми Су-17, МиГ-21, МиГ-23 и Як-28. Они были хороши, что называется, в чистом поле. Однако их эффективность в горах и при работе по малозаметным целям была невысока. Командование ВВС наседало на ОКБ Сухого с требованием ускорить выпуск штурмовика с бронированной кабиной, высокой живучестью и отменной маневренностью.

Без «сверхзвуковой» надбавки

Первые Су-25 начали поступать в Афганистан в 1981 году. Они сразу же зарекомендовали себя с наилучшей стороны. О чем, например, свидетельствует тот факт, что боеприпасы, поступавшие из Советского Союза, в первую очередь выделялись полку «Грачей», а остальным — по остаточному принципу.

Правда, в 1984 году в войне начали принимать участие фронтовые бомбардировщики Су-24. Они также наносили ощутимый урон противнику, высыпая на его позиции 7-тонный боекомплект. Однако полноправным «афганцем» назвать его сложно. Во-первых, Су-24 базировались на аэродромах Туркестанского и Среднеазиатского военных округов и, отбомбившись, возвращались в Советский Союз. Во-вторых, их участие в войне было ограниченным: они работали в основном лишь во время Панджшерской операции и при выводе войск из непокоренной страны.

В-третьих, и это главное — эти две машины ОКБ Сухого решали совершенно разные задачи. Бомбардировщик отработав по скоплению врага за вершиной горы на кабрировании, возвращался домой. Су-25, наряду с ударными вертолетами Ми-24, был «другом пехоты», поддерживая с воздуха операции сухопутных войск, подавляя огневые точки и бронетехнику. Также неоценима его роль в качестве разведчика.

Интересно, что пилоты встретили новую, дозвуковую, машину достаточно прохладно. Пересаживаясь на Су-25, они лишались «сверхзвукового пайка» и надбавки к зарплате. Однако уникальные боевые качества совсем скоро заставили переменить отношение к «свежеиспеченным» штурмовикам. И, конечно же, значительную роль тут сыграла высокая живучесть, что совсем немаловажно.

От НУРСов к управляемым ракетам

Постепенно менялось отношение к Су-25 и у моджахедов. В первый же год они поняли, что это их главный воздушный враг. Собственно, это было видно не только по эффективности работы фронтовой авиации, но и по количеству налетов различных типов самолетов. Если пилоты Су-17 имели средний налет 150 часов (норматив ВВС составлял 100 часов), то у пилотов-штурмовиков — 270−300 часов. На одного «Грача» приходилось 360 вылетов в год, а у некоторых машин эта цифра приближалась к тысяче.

Однако у этих рекордов имелась и негативная сторона. Потому что, находясь в режиме больших нагрузок, летчики были измотаны. Делая по несколько вылетов в день, они нередко ошибались. К счастью, эти ошибки возникали уже когда пилоты, расслабившись, подлетали к аэродрому. В связи с чем наиболее частым ремонтом была замена шасси после жесткой посадки. Когда после года пребывания в Афганистане свежий полк штурмовиков заменял возвращавшийся на родину, то улетали в СССР и Су-25, которые были вконец разбитыми от эксплуатации с запредельной нагрузкой. Абсолютно то же самое можно сказать и о людях.

Уже через полгода душманы начали более основательно, под руководством американских инструкторов, выстраивать системы ПВО вокруг своих важнейших баз. На первых порах в их распоряжении были наши пулеметы ДШК и зенитные переносные пулеметы ЗГУ. Вскоре этот арсенал пополнился иностранными зенитными пушками. Летать стало опаснее, поэтому была скорректирована тактика. Ведущий самолет наносил удары по целям, а ведомый отслеживал вспышки зенитных орудий и подавлял их.

Еще одна проблема возникла, когда штурмовики начали летать в ущельях. Часто нарушалась радиосвязь, самолеты исчезали с экранов кругового обзора. Для обеспечения непрерывной радиосвязи в воздух стали поднимать самолеты-ретрансляторы Ан-26РТ, часами висевшие в небе над районом удара. При проведении крупных операций, когда требовалась особая слаженность и подготовленность действий при работе в обширном районе больших групп авиации, над Афганистаном появлялись и летающие КП Ил-22, оснащенные мощным бортовым комплексом управления и связи, способным обеспечить работу целой воздушной армии. Сами Су-25 оборудовали специальной УКВ радиостанцией Р-828 для связи с наземными войсками в пределах прямой видимости.

Учитывая специфику работы штурмовиков в ущельях, когда можно было попасть под огонь, ведущийся с горы, пилотам начали выдавать титановые шлемы. Однако большой популярностью они не пользовались, поскольку сокращали обзор.

На первых порах Су-25 вооружались бомбами или неуправляемыми ракетами малой дальности. Но через некоторое время появились новые боеприпасы, которые позволили самолетам не входить в зону действия ПВО. К таковым относились 122-мм неуправляемые осколочно-фугасные и проникающие ракеты НАР С-13 с дальностью пуска до 4 км.

Но подлинный фурор произвели управляемые ракеты с лазерной подсветкой Х-25 и Х-29Л, появившиеся в 1986 году. Их дальность возросла до 10 км, а вероятное круговое отклонение снизилось до 2 метров. Вначале наводку ракеты бортовым дальномером-целеуказателем «Клен-ПС» осуществлял другой самолет. Но это оказалось малоэффективно, поскольку пилотам не всегда удавалось с высоты различать и фиксировать лучом малозаметные и замаскированные объекты. Из первых четырех в цель попали только две ракеты. Наилучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность.

Первое время лазерные целеуказатели монтировались на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-80, на которых система укрыта под броней и выдвигается наружу при работе. Противник быстро оценил значение необычно выглядевших машин и старался расстрелять БОМАН в первую очередь.

Ракеты стали надежным и единственным оружием в борьбе со спрятанными в пещеры базами, складами боеприпасов, оружейными заводами и штабами, которые надежно защищались от ударов и с земли, и с воздуха. Высокоточные X-29Л с БЧ весом 317 кг, влетев в пещеру, производили тотальные разрушения. Использовались также и более простые управляемые ракеты С-25Л с лазерной головкой самонаведения.

Борьба со «Стингерами»

Летать стало еще сложнее, когда у моджахедов появились ПЗРК — наша «Стрела-2М», поступившие от их арабских союзников, и американские «Ред Ай» с тепловым самонаведением. Автоматы отстрела инфракрасных патронов АСО-2 В были неэффективными из-за неудобного положения его включателя и небольшого объема кассеты с патронами. Пришлось модернизировать Су-25, установив второй АСО и разместив кнопку включения на штурвале.

Ситуация еще больше усложнилась, когда «империя добра» в конце 1986 года начала поставлять в Афганистан ПЗРК «Стингер» с «интеллектуальной» головкой самонаведения. Имея два канала — инфракрасный и ультрафиолетовый — американские ракеты не реагировали на тепловые ловушки, отличая их от работающего двигателя.

Потери самолетов возросли. Но их могло бы быть гораздо больше, если бы не фантастическая живучесть штурмовика Сухого. Вот несколько красноречивых примеров.

В июле 1987 года на базу пришел штурмовик с полутораметровой дырой в борту, у которого ракетой разнесло правый двигатель, хлеставшим из мотоотсека пламенем прожгло противопожарную перегородку, полностью выгорела электроарматура и энергоузлы и на 95% перегорели тяги управления рулем высоты.

На Су-25 лейтенанта П. Голубцова ракетой наполовину оторвало хвост, на борту ничего не работало кроме двигателей. Не действовали и тормоза, и после посадки самолет выкатился за полосу на минное поле, где летчику пришлось дожидаться саперов, чтобы выбраться. На самолете лейтенанта Буракова ракета снесла под корень почти весь киль, он приземлялся «на элеронах». У другого самолета взрывом вырвало почти четверть крыла.

Майор А. Рыбаков дотянул до аэродрома на самолете с захлебнувшимся двигателем, залитым керосином из пробитых баков, иссеченным осколками фонарем, полностью отказавшей гидросистемой и невыпускающимся шасси. В кабине не работал ни один прибор, и летчик с залитым кровью лицом вел самолет вслепую, по командам напарника. Сев на брюхо, пилот бросился в сторону от самолета, и лишь убедившись, что взрыв машине не грозит, вернулся выключить двигатель.

Представители ОКБ на постоянной основе присутствовали в полку, на ходу корректируя узлы и системы самолета. Для противостояния «Стингеру» было решено установить на Су-25 станцию активных помех «Сухогруз», которые глушили ГСН ракет. Однако этот вариант не прошел из-за слишком большой энергоемкости станции. И живучесть штурмовика повысили за счет дополнительной защиты наиболее уязвимых агрегатов и систем. На основании статистики и предложений «инженеров-афганцев» ОКБ постоянно модернизировало самолет.

В 1988 году, когда стало понятно, что продолжение войны бессмысленно, активность наземных войск для минимизации потерь была сведена к минимуму. Но это в свою очередь привело к увеличению нагрузки на авиацию, которая наносила удары по наседавшим на гарнизоны отрядам моджахедов. При этом большая часть полетов сместилась на ночное время, когда самолеты были неуязвимы для ПВО. Много работы у «Грачей» было и во время вывода войск из Афганистана.

Снимок в открытие статьи: фронтовой бомбардировщик Су-25/ Фото: репродукция ТАСС

svpressa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *