смог ли Китай сделать из J-20 самолет пятого поколения

Китайский истребитель J-20

В конце прошлого – начале нынешнего года от различных источников поступали сообщения о поступлении в Народно-освободительную армию Китая (НОАК) первых боевых авиационных комплексов J-20. Внешне они представляют тяжелые тактические истребители аэродинамической схемы «утка» с большим дельтовидным крылом и цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ЦПГО).

Космическая съемка подтверждает пребывание машин данного типа на авиабазе Xi’an-Yanliang, которая занимается оценкой возможностей новой авиатехники. Строевые части ожидают серийные образцы в ближайшие месяцы. Таким образом, Китай становится вторым после США государством мира, вооруженные силы которого получают истребители пятого поколения.

Между тем первый полет самолета Т-50 компании «Сухой», созданного по программе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), состоялся на год раньше J-20 (события января 2010 и 2011 годов, соответственно), а передача товарных образцов Воздушно-космическим силам России планируется следующим летом. К настоящему моменту облетано семь летных образцов Т-50 против восьми прототипов для J-20 (построены в течение 2011–2015 годов включительно) и четырех машин установочной серии (с 2016-го). По данному факту, однако, не стоит торопиться с выводами, ведь, как показывает история авиации, «экономия» на летных испытаниях ни к чему хорошему не приведет.

По всей видимости, Пекин явно торопится с внедрением истребителей следующего поколения, стремясь побыстрее наверстать копившееся десятилетиями отставание от основного геополитического соперника – Соединенных Штатов. Согласно утверждениям китайских официальных лиц, потребность НОАК в самолетах типа J-20 составляет 500–700 единиц. Отметим, что Китай – единственная авиационная держава, которая решилась параллельно вести разработку и тяжелого (J-20), и легкого (J-31, первый полет в октябре 2012 года) истребителя пятого поколения. Никто в мире так не поступает, поскольку подобные программы весьма затратные, с массой технологических вызовов и различного рода рисков.

Напомним, что США последовательно создали сначала тяжелый F-22A Raptor (первый полет демонстратора YF-22 – 1990 год, прототипа F-22A – 1997 год, на вооружении с 2005-го), а затем легкий F-35 Lightning II (первый полет – 2006 год, на вооружении с 2015-го).

При этом оба американских истребителя в процессе летных испытаний и эксплуатации в строевых частях подвергались и продолжают подвергаться многочисленным улучшениям по причине значительного числа выявленных недостатков.

Между тем первый полет J-20 и передачу ВВС НОАК первых самолетов установочной партии разделяет менее пяти лет – рекордно короткий срок, в три раза меньший, чем у американцев (15 лет в случае с Raptor). Неужели машина оказалась настолько хороша изначально, что много времени на ее тестирование не потребовалось?!

Источники информации

Сторонним наблюдателям трудно дать объективную оценку продукции авиапрома Поднебесной по причине недостаточного объема достоверной информации. Единственный раз изделие китайских мастеров показывалось публично 1 ноября прошлого года. Пара J-20 на малой высоте прошла над аэропортом портового города Чжухай во время программы летного показа в день открытия аэрокосмического Airshow China – 2016. Пролетев вдоль взлетно-посадочной полосы, одна машина сразу же вышла из зоны, а вторая исчезла из вида через пару минут, выполнив несколько незамысловатых маневров.

Ввиду скупости данных непосредственно от китайских авиастроителей и военных, мировому сообществу приходится полагаться на цифры и утверждения от сторонних организаций и экспертов. Главным образом новостями по программе его «кормят» разного рода неофициальные китайские источники, что регулярно выкладывают во Всемирную паутину снимки и видеоролики о J-20 с невнятными пояснениями, а порой и вовсе без оных, где и когда выполнена съемка. Порой попадаются и откровенные фейки, как, например, смонтированная на компьютере «фотография» с прототипом J-20 на палубе авианосца Liaoning (бывший ТАВКР «Варяг» проекта 1143.6, проданный Украиной и достроенный в Даляне). Словом, качество доступной информации оставляет желать лучшего.

Самым надежным видом информации по J-20 являются фотографии, сделанные различными фотографами в ходе Airshow China – 2016 и сьемки «любителей авиации», следящих за происходящим на летно-испытательной базе Huangtianba корпорации Chengdu Aerospace и испытательных центров Министерства обороны КНР. Они свидетельствуют, что внешние различия между ранними прототипами и последними образцами незначительные, что может указывать на принятие (утверждение) заказчиком общего облика самолета, его основных летно-технических характеристик.

Массогабаритные показатели и вооружение

Обладая близкими значениями размаха крыла (в пределах 13,5–14 метров), J-20 несколько превосходит ПАК ФА и F-22A по длине (по разным оценкам, она составляет от 21 до 23 метров против 19–20 у иностранных «аналогов»).

Вес конструкции – порядка 20 тонн, что на тонну-полторы больше, чем у ПАК ФА. С полной боевой нагрузкой взлетный вес может достигать 40 тонн. Получается, что по массогабаритным параметрам J-20 стоит ближе к тяжелому перехватчику МиГ-31 (длина – 21,6 метра, размах крыла – 13,5 метра, вес пустого – около 22 тонн).

Анализ доступного фотовидеоряда позволяет выделить следующие особенности самолета касательно его вооружения и бортовых систем. Среди характерных черт истребителей пятого поколения – наличие внутренних отсеков вооружения. В фюзеляже J-20 имеются три отсека для средств поражения: центральный, на четыре управляемых ракеты (УР) средней дальности типа PL-12/15/21 (или столько же бомб калибра до 500 килограммов) и два боковых, каждый на одну УР малой дальности типа PL-9/10.

Четко выраженным трендом последнего времени является пополнение списка бортовых систем новых истребителей сенсорами, которые позволяют в пассивном режиме обнаружить самолеты противника без опасения быть обнаруженным по собственному излучению (что считается недостатком бортовых радиолокаторов). Свежие образцы J-20 отличает наличие на борту электрооптических систем (ЭОС) двух видов – аналога отечественной («ОЛС-УЭ» на МиГ-29К) и ЭОС с распределенной апертурой (по типу американской EODAS на F-35).

Компоновка и аэродинамика

Снимки, сделанные с разных ракурсов, дают новую интересную информацию о самолете, включая форму крыла в плане и возможность проанализировать особенности аэродинамической компоновки самолета с целью понять, под какие задачи проектируется машина, какие у нее будут летно-технические характеристики, конструктивные и технологические особенности.

Эпюра площадей в поперечном сечении J-20 – очень ровная (без пиков) на большом протяжении продольной оси самолета, начиная от входа воздухозаборников и до хвостовой части, завершающейся соплами моторов. Между тем таковая для F-22A, F-35 и ПАК ФА – более «горбатая», с характерным пиком в центре. В отличие от российских и американских коллег компоновщики из Chengdu во главе с главным конструктором J-20 Янг Вэй (Yang Wei) максимально «обузили» самолет, снизив размер поперечного сечения самолета (не фюзеляжа, а именно самолета, с учетом толщин ЦПГО и крыла). Платой за более ровную эпюру стало увеличение отношения длины фюзеляжа J-20 к его миделю приблизительно на 15–20% по отношению к F-22A.

Ровная эпюра площадей в поперечном сечении самолета – важное соображение для трансзвуковых режимов. Аэродинамическая компоновка J-20 оптимизирована на трансзвуковые и малые сверхзвуковые скорости полета с приемлемыми характеристиками на дозвуковых режимах и высоких сверхзвуковых. На высоких значениях плохо работают воздухозаборники, выполненные по типу DSI (diverterless supersonic inlet) с разворотом пограничного слоя. Они впервые появились на F-35, обеспечив снижение заметности радиолокационными средствами и при этом сохранив эффективность до числа Маха полета М=1,4.

Получается, что J-20 – бескомпромиссная машина на режимы supercruise, а правильнее сказать, на трансзвук и «ограничено сверхзвуковые» крейсерские режимы полета с числами Маха в районе М=1,3-1,6. Такие скорости на нем можно получить без включения форсированного режима работы двигателей. Это позволяет реализовать длительный полет на сверхзвуке на бесфорсажных режимах работы силовой установки, на что самолеты прошлых поколений неспособны.

Чтобы полностью раскрыть особенности весьма интересной и прогрессивной аэродинамической компоновки, требуется подходящий двигатель с высокими параметрами. Пока что на прототипах самолета применяются АЛ-31Ф (12,3–13,5 тонны) и WS-10G (14–15тонн) – они самолету подходят плохо. Даже при условии покупки Китаем более мощных вариантов российских моторов семейства АЛ-31Ф (например, с индексами М2 и М3 производства ММПП «Салют») обеспечить J-20 подходящей силовой установкой не получится, поскольку данные типы моторов оптимизированы для самолетов с иными (отличными) летно-техническими характеристиками.

«Суперкрейсерские» режимы в широком диапазоне высот будут под силу J-20, если Россия поставит КНР моторы типа АЛ-41Ф1М («изделие 117») с тягой порядка 14,5–15 тонн. Это возможно, поскольку аналогичные используются на истребителях Су-35С, которые проданы Китаю в количестве 24 единиц. Еще вариант откроется с перезапуском производства Д-30Ф6 (что применяются на перехватчике МиГ-31), особенно улучшенных вариантов, таких как более мощная модификация с тягой 16,5 тонны, которая была разработана для «космического перехватчика» МиГ-31М. Третья возможность – если местные моторостроители доведут до ума перспективный двигатель WS-15 с максимальной тягой порядка 17–18 тонн.

Обманчивое сходство

Среди энтузиастов авиации сложилось мнение, что при создании J-20 за основу был взят экспериментальный самолет «1.42» ОКБ им. А. И. Микояна, который выполнил несколько полетов в 2000 году. Действительно, при беглом взгляде два самолета кажутся чем-то похожими. Однако если внимательно изучить J-20, то выяснится, что в его конструкции много такого, что на МиГе никогда не было. При этом не будем утверждать, что сотрудничество с ОКБ им. А. И. Микояна мало что дало китайским коллегам.

Скорее всего, дело обстоит наоборот, ведь в авиации, особенно боевой, практика проектирования, подтвержденная летными испытаниями, – вещь бесценная, и любое ознакомление с ней через иностранных коллег приносит только пользу. Здесь главное – не повторять свои и чужие ошибки, а, учтя их, двигаться дальше по пути прогресса, что проектировщикам из Chengdu, безусловно, удалось.

Вместе с тем представляется более уместным говорить о том, что основой для создания J-20 послужил выполненный ранее корпорацией Chengdu проект легкого фронтового истребителя четвертого поколения J-10 (длина – 15,5 метра, размах крыла – около десяти метров, вес конструкции – около десяти тонн). Конечно, разрыв на поколение (первый полет J-10 состоялся 1998 году, поступил на вооружение в 2006-м) дает о себе знать.

Общее – оба самолета отличаются аэродинамической схемой «утка» с дельтовидным крылом. Они отличаются статической неустойчивостью; балансировка в полете обеспечивается цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) (на Западе о таких самолетах говорят, что в полете они управляются «по проводам»). J-10 и J-20 оснащаются «стеклянной кабиной» с информационно-управляющим полем на основе многофункциональных индикаторов с цветными жидкокристаллическими матрицами (МФИ с ЖКИ).

Недостатки

Не следует забывать, что самолет – всегда компромисс. А это значит, что он не лишен недостатков. C учетом больших геометрических размеров, массы и наличия ЦПГО китайский самолет обладает большой радиолокационной заметностью. По сравнению с F-22A и ПАК ФА он отличается низкой тяговооруженностью, по крайней мере, в вариантах исполнения с моторами АЛ-31Ф и WS-10G.

Недостаточная, в сравнении с F-22A и ПАК ФА тяговооруженность – даже с перспективными моторами WS-15 – понижает ценность J-20 как истребителя завоевания господства в воздухе. Вероятно, этим фактом и объясняется заинтересованность КНР в закупке истребителей Су-35С. Несколько лучше самолет подходит на роль перехватчика в системе ПВО страны, пришедшего на смену устаревшим J-8-II. Но для него пока нет ракет «воздух – воздух» большой дальности типа российских Р-33. А если таковые появятся, их будет трудно «вписать» внутрь центрального отсека вооружения, не говоря уже о боковых.

Вместе с тем J-20 может стать неплохим ударным самолетом, способным достаточно эффективно действовать без воздушного прикрытия в условиях противодействия системы ПВО противника на базе истребителей четвертого поколения F-16, F-18, МиГ-29 и им подобным, от опасного сближения с которыми он может уклониться за счет лучшей кинетики.

При оснащении подходящими противокорабельными ракетами J-20 создаст серьезную угрозу для боевых кораблей вероятного противника, действующих в акваториях, прилегающих к китайскому побережью. В последнем качестве он сможет прийти на смену китайским FH-7A и российским Су-30МК2, стоящим на вооружении полков морской авиации ВМФ НОАК.

При рассуждениях о будущем J-20 главные вопросы у экспертного сообщества возникают не к конструкторам-проектировщикам, аэродинамикам, прочнистам – большинство сходится во мнении, что они блестяще справились со своими задачами. Главные вопросы – к моторостроителям, прибористам и другим поставщикам второго и третьего уровня: смогут ли они создать комплектующие к J-20, которые по общему уровню приблизились бы к качеству работы вышеперечисленных специальностей? От их успеха зависит, станет ли J-20 действительно первоклассным боевым самолетом, сопоставимым с новейшими американскими и российскими разработками. Этот вопрос пока остается открытым.

tvzvezda.ru

Стелс-истребители J-20 и J-31 – новое супероружие Китая | Мир | ИноСМИ

Исторически Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) отставали от ВВС других мировых держав – таких, как США. Сейчас КНР планирует выпускать собственные истребители «пятого поколения», сравнимые с американскими F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В Америке многие специалисты полагают, что в этом проекте китайцы используют украденные хакерами американские технологии. Чтобы повысить скорость и качество производства до сопоставимого с американским уровня, КНР также использует аддитивные технологии (3D-печать). J-20 «Черный орел» должен встать в строй к 2018 году, а J-31 «Кречет» — к 2020 году. Если заявления Китая соответствуют действительности, его новые истребители заметно расширят его возможности – как в области защиты воздушного пространства, которое он считает своим, так и в области нападения в случае войны. В особенности последнее относится к воздушному удару по Тайваню (КР).

Новые достижения ВВС НОАК

В период с 1990 по 1992 годы КНР купила у России 24 истребителя Су-27. Слегка их модифицировав, она начала выпускать на их основе свои J-11. В ответ США продали Тайваню 150 F-16. Приобретение Су-27 – истребителей четвертого поколения – открыло современный период в истории китайских военно-воздушных сил. С тех пор они становятся все эффективнее. В 2010 году половина воздушного флота ВВС НОАК все еще состояла из самолетов, созданных на основе советских моделей 1950-х и 1960-х годов – МиГ-19 и МиГ-21, — однако за последние пять лет воздушная мощь Китая сильно возросла. В этом году КНР, помимо активной работы с технологиями пятого поколения, почти договорилась с Россией о покупке 24 русских Су-35 — истребителей «поколения 4++».

Сейчас основным истребителем ВВС НОАК остается J-11, однако эта модель пока не была проверена в деле. Наиболее известна она по августовскому инциденту 2014 года, в ходе которого J-11 перехватил американский разведывательный самолет P-8A Poseidon в 135 милях к востоку от острова Хайнань. J-11 дважды приближался к американцу на расстояние в 50 метров. Агрессивные маневры китайского пилота ясно продемонстрировали, что КНР не потерпит присутствия разведывательных самолетов в воздушном пространстве своей исключительной экономической зоны.

Пятое поколение

С 2008 года КНР работает над истребителями пятого поколения – как для собственного использования, так и для продаж на международном рынке. Этим занимаются две китайские компании: Chengdu Aircraft Industry Group (J-20) и Shenyang Aircraft Corporation (J-31). Обе они принадлежат государственной Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Очень вероятно, что в арсенале НОАК J-20 и J-31 будут дополнять друг друга. J-20 ближе к вступлению в строй – его первый испытательный полет прошел в 2011 году, а к 2018 году он должен достичь первоначального оперативного потенциала. Так как оба самолета пока находятся в стадии прототипов, их точные параметры неизвестны. Однако, по слухам, J-20 обеспечит Китаю возможность наносить дальние удары и будет способен достичь любой точки Западно-Тихоокеанского региона. Он также будет первым стелс-истребителем на вооружении у НОАК. В случае конфликта J-20 будет, вероятно, использоваться для воздушных боев и должен будет ограничивать зону охвата РЛС и дистанцию ударов противника. J-31 может стать мощным дополнением к J-20, примерно по той же схеме, которую США планируют для своих F-22 и F-35. Если J-20 больше годится для боя с самолетами противника, J-31 станет «идеальным истребителем для стратегии преграждения доступа и блокирования зоны (A2AD) в Западно-тихоокеанском регионе». J-20 немного быстрее: его максимальная скорость составляет 2,5 Маха, а максимальная скорость J-31 – 2 Маха. Боевой радиус у обоих истребителей равняется примерно 2000 км.

По мнению американских официальных лиц, J-31 по параметрам будет соответствовать американским истребителям четвертого поколения – таким, как F-15 Strike Eagle и F/A-18 Super Hornet, — или их превосходить. Возможно даже, что он сможет соперничать с F-22 или F-35. однако это в большой степени будет зависеть от целого ряда факторов – например, от подготовки китайских пилотов, количества истребителей пятого поколения у НОАК и надежности их радаров и другого оборудования. В конце 2014 года глава AVIC Линь Чжоумин (Lin Zhouming) сделал еще более смелый прогноз. «Когда J-31 взлетит в небо, он определенно сможет одолеть F-35. Это совершенно точно», — заявил он. Даже если ни один из китайских истребителей не сможет сравниться с американскими самолетами пятого поколения, они все равно могут радикальным образом изменить динамику как конфликта с США, так и вторжения на Тайвань.

Последствия

Если КНР решит атаковать через Тайваньский пролив (НОАК каждый год отрабатывает этот сценарий на учениях), превосходство в воздухе будет ключевым фактором по трем причинам: из-за относительно небольшой величины воздушного пространства над Тайванем, из-за способности военно-воздушных сил КР (ВВС КР) насытить это воздушное пространство своими истребителями и из-за мощной системы ПВО, имеющейся у КР. Если КНР не сможет с помощью своих ВВС воспрепятствовать ударам по своим кораблям, пересекающим пролив, операция почти наверняка провалится. Использующие новейшие технологии истребители могут дать НОАК важное преимущество в воздухе перед ВВС КР и обеспечить успех вторжения. Это, безусловно, должно вызывать у США беспокойство на всех уровнях — стратегическом, оперативном и тактическом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Американский F-22 против российского ПАК-ФА и китайского J-20 | Военное дело | ИноСМИ

У США, России и Китая есть кое-что общее: все эти страны производят самые современные реактивные истребители в мире. В частности, речь идет об истребителях пятого поколения, которые, как минимум, теоретически могут в течение будущих десятилетий играть решающую роль в небе.

Наибольший интерес вызывают F-22, ПАК-ФА и J-20. У каждого есть свои слабости и преимущества, но способны ли они действительно одолеть американский F-22 «Раптор»?

Способен ли новый российский истребитель сравниться с лучшим американским?

Может ли китайский истребитель пятого поколения конкурировать с Америкой в воздухе?

В то время как такие сражения в воздухе будут означать буквально начало третьей мировой войны, обрисовать достоинства и недостатки F-22 по сравнению с обоими самолетами, представляется весьма важным. Поэтому, чтобы доставить удовольствие нашим читателям, Дэйв Маджумдар, военный эксперт The National Interest, проанализировал, что же произойдет, если F-22 столкнется с этими самолетами в бою. Ниже, в двух отдельных статьях (обе выходили в прошлом году), объединенных в этой публикации, мы даем ответ на этот вопрос. Итак, в бой!

* * *

В этом году исполнится десять лет, с тех пор как было заявлено о готовности к эксплуатации F-22 «Раптор» компании Локхид Мартин (Lockheed Martin) американскими ВВС.

Многие называли его самым боеспособным сверхманевренным истребителем за всю историю авиации, и совсем недавно около года назад «Раптор» продемонстрировал свои качества в сражении над Сирией и Ираком. Однако самолету не приходилось уничтожать советскую воздушную армаду над Фульдским коридором или прорывать усиленную интегрированную систему ПВО противника, как задумывалось его конструкторами. Вместо этого «Раптор» использовался в качестве летающей платформы с приборами обнаружения.

Однако скоро F-22 может столкнуться с равным себе противником, который его победит (хотя шансы невелики). Россия и Китай усиленно занимаются разработкой самолетов J-20 и Сухой Т-50 ПАК-ФА. Из двух машин ПАК-ФА представляет, вероятно, более серьезную конкуренцию. Несмотря на распад Советского Союза, Россия каким-то образом смогла сохранить относительно эффективную военно-промышленную базу, которая, однако, не идет ни в какое сравнение с прошлым.

The National Interest
The National Interest
Mako
The National Interest

Все в ПАК-ФА говорит о том, что самолет по концепции похож на «Раптор»: он оптимизирован как скоростной, высотный сверманевренный истребитель-невидимка. Однако, как можно предполагать, русские сделали больший упор на одни характеристики, уделив меньше внимания другим.

Хорошим примером служит малозаметность. В дизайне Т-50 меньше внимания уделяется всеракурсной малозаметности. Вместо этого фокус сделан на невидимости фронтальной части машины, что делает ее похожим героя игры Pac-man, в то время как F-22, если смотреть на него сверху, напоминает, скорее, паука. В малозаметности у F-22 большое преимущество над российским истребителем.

По кинематике Т-50 и F-22 вполне сопоставимы, особенно после того как у ПАК-ФА появятся новые двигатели. Сегодняшний его двигатель под названием «Изделие 117» вполне достойный, но в дальнейшем самолету потребуется экспериментальный двигатель «Изделие 30», чтобы раскрыть в полной мере возможности его планера.

Оба самолета способны летать на сверхзвуковой скорости. «Раптор» развивает скорость чуть больше числа Маха 1,8 без форсажной камеры, в то время как ПАК-ФА, вероятно, способен достигать, по меньшей мере, М 1,6 без компрессора высокого давления. Максимальная рабочая  высота, достигаемая F-22, равна 20 000 метров, как, вероятно, и у Т-50. Что касается максимальной скорости, то «Раптор» развивает ее до предела М 2.0 из-за недостатка его радиопоглощающих материалов. Я полагаю, «Сухой» имеет те же скоростные пределы.

В то время как у F-22 есть преимущество в малозаметности, российский самолет обладает лучшей маневренностью. Т-50 оснащен трехмерным управляемым вектором тяги, и все говорит о том, что ПАК-ФА имеет преимущество в поворотливости. На российском самолете также может действовать смонтированная в шлеме система отображения информации, при этом с самого начала ПАК-ФА оснащен ракетами с непрямой наводкой.

В 2017 году «Раптор» получит ракету AIM-9X, а к 2020 году ВВС США планируют оснастить его смонтированной в шлеме системой отображения информации. Это не так плохо, потому что, учитывая состояние российской экономики, ПАК-ФА к тому времени еще не будет введен  в эксплуатацию.

Что касается бортовой электроники, «Раптор», вероятно, имеет преимущество в виде сочетания датчиков и интерфейса пилот-машина. Россия никогда не отличалась разработкой удобных в эксплуатации кабин, достаточно хотя бы взглянуть на МиГ-29. Однако русские работают над собой. В целом по функционированию датчиков самолеты похожи, русские делают приличные радиолокационные станции и отличные системы РЭБ.

© AP Photo, Andreea AlexandruДва истребителя ВВС США F-22 «Раптор» прибыли на авиабазу «Михаил Когэлничану» в Румынии


При прочих равных, если малозаметность будет играть решающую роль, то у ПАК-ФА будет серьезный недостаток. Если же окажется, что американские ВВС зря так полагаются на малозаметность, то у ПАК-ФА будет преимущество. Однако в конечном итоге война существует по своим правилам, ее исход невозможно предсказать с какой бы то ни было долей уверенности.

* * *

Несмотря на экономические трудности, Китай может стать единственным достойным соперником США в следующие 50 лет. Пока вероятность конфликта мала (третья мировая война не входит ни в чьи интересы), США должны готовиться к такому повороту событий.

Во всех современных традиционных войнах главную роль играет авиация и преимущество в воздухе. Главным оружием США для обеспечения преимущества в небе будет F-22 «Раптор», пока его не сменят любые новые разработки программы F-X ВВС США. Наиболее непосредственным китайским аналогом «Раптора» является J-20. Насколько же этот истребитель хорош по сравнению с лучшим американским?

О китайском истребителе известно не так много, может быть, его даже нельзя назвать истребителем в традиционном смысле этого слова. Это специализированный самолет, сконструированный для нападения на движущие силы американских войск, брошенных на запад Тихого океана в рамках системы преграждения доступа/блокирования зоны (A2/AD). В целом, истребитель может быть оптимизирован для нанесения ударов по вспомогательным средствам, например, заправщикам, авиационным комплексам радиообнаружения и наведения, самолетам боевого управления и целеуказания, он может даже перевозить ракеты для нанесения ударов по разбросанным в разных участках региона американским базам и авианосцам.

Вот что нам на самом деле известно о J-20. У него малозаметный планер и он в некотором роде позаимствовал некоторые дизайнерские решения как у «Раптора», так и у его собрата по производству, тактического истребителя F-35. Это не просто совпадение, весьма вероятно, что китайцы украли значительную долю секретной информации по F-35.

Есть некоторые сведения, указывающие, что J-20 первоначально был задуман как тактический истребитель с мощной системой ракет воздух-воздух. Как американский F-35, прототипы J-20 оснащены электронно-оптической системой наведения, смонтированной под носом машины. Датчик EOTS-89, вероятно, является разработкой пекинского A-Star Science and Technology (EOTS расшифровывается как электронно-оптическая система наведения). Специально разработанному сверманевренному истребителю не понадобился бы такого рода датчик.

© Wikimedia / V587wikiКитайский истребитель пятого поколения Чэнду J-20


Есть также сведения, указывающие, что китайский истребитель оснащен РЛС с АФАР. Предполагается, что J-20 будут снабжены РЛС Type 1475, который, вероятно, тестируется на принадлежащем китайскому учебному полигону «Туполеве» Ту-204. Однако никаких подтверждений этой информации нет, потому что ВВС Народно-освободительной армии не слишком охотно делится информацией о находящихся в разработке проектах. Учитывая это, а также интерес Пекина к Су-35 (продиктованный, вполне возможно, желанием получить РЛС и детали двигателестроения этой машины), я сомневаюсь, насколько далеко китайцы продвинулись в разработке рабочей РЛС с АФАР.

Вероятно, самым веским доказательством того, что J-20 оптимизирован для нанесения тактических ударов, служит его огромный планер при относительно маленьких крыльях. У него также огромные отсеки вооружения. Такая конфигурация хороша для быстрого сверхзвукового тактического авиатранспорта, но не идеальна для сверхманевренного истребителя, которому требуется осуществлять множество поворотов.

Более того, Китай не продемонстрировал наличия технологии двигателестроения, необходимой для снабжения двигателем сверхманевренного истребителя таких габаритов. КНР не усовершенствовала отечественного WS-10, не говоря уже о завершении разработки самолета следующего поколения WS-15. На самом деле, Китай еще даже не доказал, что может построить внушающий доверие двигатель истребителя, даже с учетом использования украденных у России конструкций. Однако тактический истребитель не должен обладать значительным отношением тяги к весу, таким образом, сейчас китайцам может подойти двигатель российского аналога, Сатурна.

Далее, веским аргументом является то, что тактические истребители малой дальности, например F-22 и F-35 не подходят для операций в Западной части Тихого океана, с его огромными расстояниями и небольшим количеством баз. Те же географические ограничения относятся и к Китаю. Это значит, что для обеспечения функционирования истребителей F-22 и F-35 потребуются заправщики, способные летать на большие расстояния. Наиболее логичным способом, с помощью которого Китай может бороться с американскими ВВС и ВВС НАТО, было бы не вступать с этими силами в прямую конфронтацию, а, скорее, лишить их способности летать. То есть наносить удары по американским базам, заправщикам и узловым пунктам связи. В этом плане, с этой точки зрения, J-20 может  стать средством достижения превосходства в воздухе для Китая. И здесь может быть его преимущество по сравнению с F-22.

Разумеется, все это только предположения. Только ВВС НОА могут знать, где они применят J-20, и он может оказаться грозным противником.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

китайская сенсация или ремейк советского наследия

В клубе стран – обладателей самолетов пятого поколения прибыло. Наряду с американскими и российскими самолетами свой взгляд на передовую авиационную технику продемонстрировал и Китай. На только что представленный истребитель J-20 возлагаются огромные надежды, ведь, по сути, этот самолет является визитной карточкой ВВС КНР и всей китайской оборонной промышленности.

От заимствования к собственной школе

На авиакосмическом салоне Airshow China – 2016 в городе Чжухай, стартовавшем 1 ноября, Китай представил общественности истребитель пятого поколения J-20. И хотя слухи, домыслы и анализ данных по этому истребителю публиковались в прессе и профильных изданиях долгие годы, демонстрационные полеты J-20 доказали главное: работа по созданию отечественного самолета пятого поколения в Китае никогда не прекращалась.

Даже несмотря на тот факт, что создание собственного современного истребителя – дело крайне непростое и затратное, китайские военные и промышленники попутно с модернизацией уже существующих образцов авиатехники решили сосредоточиться на создании качественного нового изделия. Тем не менее выбор в пользу нового совсем не означает, что от уже проработанных и реализованных технологий китайские авиационные инженеры решили отказаться.

Правда, концепция использования проработанных решений четвертого поколения, которые китайские инженеры пытаются совместить с требованиями к самолетам пятого поколения, обнажает целый ворох проблем. К ним следует отнести создание и отработку программного и аппаратного обеспечения работы бортовых систем, интеграцию истребителя как боевой единицы в систему управления, а также создание собственных двигателей, средств защиты и вооружения.

Опыт и проблемы

Несмотря на то что отсутствие полностью отечественного истребителя, разработанного практически с нуля, долгое время являлось предметом споров среди китайских военных и специалистов, создавать свой истребитель пятого поколения в КНР решили все-таки с оглядкой на прошлое. Ни для кого не секрет, что Китай часто копировал зарубежную военную технику и адаптировал лучшее готовое решение под собственные нужды. Примеры такого подхода – истребитель J-11, который является практически точной копией Су-27, и палубный истребитель J-15.

Однако для создания истребителя пятого поколения, действующего на других скоростях, высотах и в других режимах, простое копирование уже готовых решений и их доработка уже не подходили. Однако в ВПК КНР при создании истребителя пятого поколения применили необычный прием, который включал в себя реализацию уже испытанных решений и разработку новых одновременно.

Учитывая, что перспективными военными технологиями ни одна страна в мире бесплатно и по доброй воле делиться не станет, китайские инженеры решили создать собственный истребитель, используя технологические решения всех осуществленных проектов по этому направлению одновременно. Главной сложностью для ВПК КНР, авиационные специалисты которого никогда не находились на вершине искусства строить самолеты, стал процесс сочетания разных конструкторских решений и схем. Так, например, за основу самолета был взят планер, выполненный по аэродинамической схеме «утка».

Ранее по этой же схеме был создан перспективный многофункциональный истребитель МиГ МФИ. И хотя опытный прототип МиГ МФИ был рассчитан на понижение радиолокационной заметности и повышение маневренности, китайский самолет имеет ряд ключевых элементов, которые, напротив, увеличивают «засветку» J-20 на обзорных экранах РЛС и усложняют управление им на предельных режимах.

«Несмотря на то что использованная в планере конструкция вполне оригинальна, считается, что само использование такой аэродинамической схемы значительно повышает радиолокационную заметность. Стоит отметить также, что ни один зарубежный истребитель с такой схемой не используется», – анализирует историю создания J-20 военный эксперт Василий Кашин.

Если опустить заимствование не самой удачной для истребителя пятого поколения конфигурации и то, как она реализована в китайском истребителе, то можно обнаружить, что отдельные узлы и агрегаты также либо построены с учетом уже отработанных технологий, либо спроектированы инженерами не самым удачным образом. Конструкция крупного цельноповоротного переднего горизонтального оперения заметно повышает радиолокационную заметность и сопротивление воздуха, влияя на дальность полета.

Отдельные узлы самолета, такие как воздухозаборники, остекление и сам «фонарь» кабины, а также носовая часть, сильно напоминают американский перспективный истребитель пятого поколения F-35. К тому же ощущается влияние на компоновку J-20 американского истребителя F-22: огромные воздухозаборники расположены практически под таким же углом. В том, что инженеры из Поднебесной собрали для своего истребителя детали и агрегаты со всего света, уверен и военный обозреватель Виктор Баранец.

«Копирование чужих изделий – национальная традиция Китая. Китайцы представляют эту машину как сенсацию, зарубежные специалисты дают спокойную оценку этому изделию. Я почти уверен, что по тактико-техническим характеристикам эта машина отстает и от американских, и от российских аналогов», – резюмировал военный обозреватель.

Российское «сердце»

Несмотря на то что китайские авиастроители находятся скорее на первой ступени лестницы, ведущей к обладанию истребителем пятого поколения, свою главную задачу двигателестроители из Поднебесной не решили до сих пор. За несколько лет, минувших с начала разработки, они не смогли построить полноценный авиационный двигатель для такого самолета, а демонстрационные полеты J-20 состоялись благодаря установке в истребитель российских двигателей АЛ-31ФН. К тому же остается много вопросов по бортовому радиоэлектронному оборудованию.

«Ситуация с АФАР для РЛС до сих пор довольно непонятная. Она у них есть, но каковы ее работоспособность и характеристики, неизвестно. Поэтому говорить о том, что она полностью работоспособна и эффективна, пока рано», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

Учитывая, что современный двигатель и эффективная РЛС для истребителя пятого поколения все равно что сердце и глаза для человека, можно сделать вывод, что летать китайский J-20 в ближайшее время сможет только с российским «сердцем». Что касается собственного двигателя пятого поколения WS-15, то он до сих пор не готов, и, несмотря на большой интерес и стремление создать собственное «сердце» для истребителя, никакого прорыва в этом направлении на данный момент не ожидается.

Эксперты указывают, что предыдущий двигатель собственной разработки WS-10A, который ряд экспертов предлагал китайскому пятому поколению, для массового использования в таких истребителях применяться не может. Теоретически проблему могла решить другая собственная разработка – двигатель WS-10G с возросшими показателями по тяге. Однако специалисты объясняют, что надежность и ресурс этого двигателя оставляют желать лучшего и в использовании серийного истребителя применяться не могут.

Несмотря на это, китайская корпорация Shenyang Aircraft Corporation практически одновременно с J-20 создает многоцелевой истребитель пятого поколения J-31. Эта машина существенно легче J-20, но так же, как и более тяжелый «собрат», летает на российских двигателях РД-93. Использование двигателей российского производства, а также обширное внедрение композитов и других легких авиационных материалов позволяют J-31 «оседлать» боевой радиус в 1250 километров и развить скорость около 1,6М.

В перспективе планируется заменить российские двигатели на отечественные WS-13A, однако с практической реализацией этой идеи в КНР возникли большие сложности. И хотя власти страны уверены, что J-20 и J-31 позволят сократить отставание от авиационной техники США, китайские истребители пятого поколения практически по всем ключевым показателям (тяговооруженность, маневренность, малозаметность) отстают и от российских истребителей Су-30, Су-35, Т-50, и от американского F-22. Помимо прочего, большие вопросы вызывают размещение, состав и качество ракетного вооружения этих самолетов.

По мнению специалистов, пятому поколению совершенно точно понадобятся доработанные ракеты ближнего, среднего и дальнего радиуса действия, и КНР в этом направлении также предстоит серьезно поработать. Если китайские авиастроители доведут историю с J-20 и J-31 до серийного производства и создадут собственные (либо заключат стратегическое соглашение о поставке российских) двигатели, то китайские истребители пятого поколения можно будет в полной мере сравнивать с конкурентами по совокупности качеств, включая стоимость всей программы и производства каждого самолета.

Стратегическая страховка

Ввиду того, что при реализации программы создания и производства собственных истребителей пятого поколения китайские авиастроители столкнулись с серьезными трудностями, власти КНР в свойственной им манере решили подстраховаться и для собственного спокойствия и ради национальной безопасности заключили с Россией контракт на поставку сверхсовременных истребителей Су-35. Именно поставка Су-35 позволит Китаю сократить отставание от США и повысить эффективность работы собственной авиации в неспокойном Тихоокеанском регионе.

«Американский опыт с истребителями F-22 и F-35 показывает, что от момента поступления в войска до достижения боеготовности этими самолетами проходят годы. Поэтому основной боевой силой ВВС и морской авиации в среднесрочной перспективе будут все равно самолеты поколения 4++, в том числе на платформе Т-10 (то есть производные от Су-27)», – объясняет Василий Кашин.

Закупка истребителей Су-35 также позволит ВВС НОАК выжать максимум из собственных самолетов и при необходимости отразить атаку… американских палубных истребителей F/A-18, ведь с точки зрения технических возможностей китайские самолеты могут оказать самое ожесточенное сопротивление американским палубным истребителям. «На китайском J-10B, J-11B, J-16 можно спокойно пойти в бой против F/A-18E/F Super Hornet и победить. Весь вопрос заключается в подтягивании тактики и боевой подготовки к американскому уровню», – добавляет Кашин.

Заявления эксперта подтверждают давнее утверждение авиационных специалистов о том, что прямое противостояние самолетов пятого поколения еще не началось и всю работу в небе в ближайшие несколько лет будут выполнять истребители поколения 4++. Однако стремление Китая создать собственную «пятерку» как можно скорее вполне логично: откровенно недружественное поведение ВС США «на пороге собственного дома» заставляет подстраховаться и на всякий случай создать эффективные и относительно недорогие средства противодействия.

В этом контексте создание истребителя пятого поколения с боевым радиусом в две тысячи километров выглядит задачей, вполне отвечающей интересам национальной безопасности Китая. Что касается экспертных оценок, то авиационные специалисты считают, что судьба китайских истребителей J-20 и J-31 будет сложной и долгой. J-20 для достижения заданного технологического уровня должен быть легче и маневреннее, а без серьезных изменений в конструкции планера и собственного производительного двигателя добиться высоких скоростных показателей вместо полученных на практике будет крайне тяжело.

Об экспортном потенциале обеих машин, как и о том, насколько они соответствуют характеристикам истребителя пятого поколения, говорить чрезвычайно сложно. Главной трудностью китайских инженеров является отсутствие собственной авиационно-конструкторской школы и научно-исследовательского опыта, а решение собрать «с каждого истребителя по чуть-чуть» чревато тем, что под выполнение поставленных задач такая машина может вообще не подойти. Глядя на J-20 и J-31, можно судить о том, что собственный стиль и направление в создании авиационной техники в КНР еще на нашли, а это значит, что у китайских авиастроителей впереди долгие годы кропотливой работы.

По сути, китайский ВПК впереди ждут не один десяток ОКР по вопросам использования авиационных материалов, расчеты наиболее оптимальной конфигурации планера, проработка вопросов понижения радиолокационной заметности и в довершение ко всему создание собственных авиационных двигателей. Только при соблюдении всех условий китайские истребители встанут в один ряд с российскими и американскими самолетами пятого поколения и начнут выполнять задачи, для которых создаются.

Автор: Дмитрий Юров

tvzvezda.ru

почему новый китайский истребитель нельзя назвать самолётом будущего — РТ на русском

Во вторник впервые перед публикой в небо поднялся китайский боевой самолёт Chengdu J-20 «Чёрный орёл». В КНР убеждены, что создали истребитель пятого поколения и таким образом приблизились к уровню развития авиационных технологий в США. Однако у российских и зарубежных экспертов существуют сомнения насчёт того, насколько Пекин реалистичен в оценках собственных достижений. Подробности — в материале RT.

На сегодняшний день единственный в мире самолёт пятого поколения, который эксплуатируется в войсках, это F-22 Raptor, разработанный тремя американскими авиакорпорациями: Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Ещё одна новинка пятого поколения — истребитель-бомбардировщик F-35, который только начинает поступать на вооружение Соединённых Штатов и их союзников.

Российский проект самолёта пятого поколения — это Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), или Т-50, созданный «ОКБ Сухого». В Китае работы идут над двумя машинами: взлетевшим в небо 1 ноября Chengdu J-20 и Shenyang J-31 («Кречет»), который пока ни разу не показывали публике. О том, что представляют собой китайские машины, можно судить по скупой официальной информации, утечкам в СМИ и мнениям специалистов.

Нароссийскихдвигателях

J-20 — детище Chengdu Aircraft Industry Corporation (AVIC). В Пекине утверждают, что выпустили тяжелый истребитель-невидимку, который начнёт эксплуатироваться в 2017-2019 годах. По информации авторитетного военного журнала Jane’s Defence Weekly, работы над созданием J-20 начались в 2002 году, а в январе 2011 года состоялся первый полёт. Внешне китайский истребитель напоминает как F-22 и F-35, так и замороженный российский проект МиГ 1.44 (МиГ-35).

Тактико-технические характеристики и «начинка» J-20 держатся в секрете. Однако в экспертной среде сложилось однозначное мнение, что самолёт летает на российских двигателях для истребителей четвёртого поколения АЛ-31ФН. Аналогичная ситуация и со вторым китайским проектом Shenyang J-31, на котором установлены РД-93, не соответствующие требованиям пятого поколения.

Ключевым параметром двигателя пятого поколения является крейсерская бесфорсажная сверхзвуковая скорость, то есть сверхзвуковая скорость при минимальном или экономичном расходе топлива. В частности, для этого необходим высокий показатель тяги двигателя на форсаже. Для сравнения: тяга на форсаже у американского двигателя Pratt & Whitney F135, установленного на F-35, составляет 19 500 кгс (килограмм-сила), а у РД-93 — 8 300 кгс.

Иными словами, J-20 и J-31 не могут быть самолётами пятого поколения из-за отсутствия необходимых силовых агрегатов. Это мнение RT подтвердил кандидат технических наук, бывший инженер-конструктор «ОКБ Сухого», эксперт в авиакосмической сфере Вадим Лукашевич. Он пояснил, что самолёт пятого поколения — это концепция машины, которая состоит из целого ряда признаков. Помимо двигателя, способного обеспечивать крейсерскую сверхзвуковую скорость, это новое качество бортового оборудования.

По словам Лукашевича, оборудование должно представлять собой единый мозговой центр. «Всё оборудование комплексировано. Я имею в виду, что система управления оружием, система обнаружения целей и навигационная станция должны составлять единый чётко работающий комплекс. Создать полноценный самолёт пятого поколения — это невероятно сложная задача. Нужны не только огромные инвестиции, но и высокий уровень развития конструкторской школы, наличие уникальных разработок», — сказал собеседник RT.

Заимствовать чужое с умом

Лукашевич подчеркнул, что КНР не сможет создать настоящий самолёт пятого поколения в краткосрочной перспективе. «Как можно создать машину пятого поколения, если не была создана машина четвёртого? У Китая отсутствует собственная конструкторская школа, собственная отраслевая наука. И сейчас китайцы пытаются сделать нечто, не имея необходимой научно-технической базы», — заявил Лукашевич.

«В J-20 много иностранных компонентов. Кроме российских двигателей, это бортовое оборудование. Однако ни одна страна в мире, даже США, не создают самолеты без кооперации с другим государством или закупки иностранной техники. Кстати, российский Т-50 тоже не стал исключением. Это нормальная практика», — добавил эксперт.

Лукашевич призвал отдать должное той линии, которую проводит Пекин в сфере авиации: «КНР не надо воспринимать как недоразвитую технологическую державу. «Made in China» — это уже конкурентоспособная продукция. Современный Китай проигрывает России в сфере двигателестроения и аэродинамике, но уверенно опережает по электронике. Учитывая темпы экономического роста, количество денег и упорство китайцев, КНР многое по плечу. Технологический рывок — это лишь вопрос времени».

«Китайцы заимствуют чужое с умом. Они научились осваивать и перерабатывать, выпуская вещи, порой превосходящие по качеству аналоги. Китай начинал с клонов, но современные разработки так назвать уже нельзя. Когда Китай говорил, что полетит в космос, никто не верил. И что в итоге? На основе космического корабля «Союз» Китай создал собственный корабль «Шеньчжоу», превосходящий по своим характеристикам и возможностям «Союз», — напомнил Лукашевич.

 

Алексей Заквасин

russian.rt.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *