Транспортная авиация России: самые мощные и грузоподъемные

Транспортная авиация всегда пользовалась достаточно большим спросом: она позволяет транспортировать груз определенной массы на достаточно большое расстояние за короткий промежуток времени. Транспортная авиация России по большей части представлена грузовыми самолетами, спроектированными еще в советское время. К ним относятся семейства транспортных грузовых самолетов крупнейших советских конструкторских бюро имени Ильюшина и Антонова. Самые популярные транспортные и военно-транспортные самолеты рассмотрены ниже.

Ан-124

Ан-124 — советский грузовой самолет, разработанный авиационным конструкторским бюро имени Антонова. Самолет позиционировался как сверхтяжелый, и был способен транспортировать до 160 тонн в зависимости от количества двигателей (четыре или шесть). Максимальная скорость полета данного аппарата составила 865 километров в час. Запаса топлива хватало на преодоление до 4800 километров при максимальной нагрузке. Было произведено большое количество различных модификаций, самая известная из них была представлена в качестве носителя для «Бурана». Всего было изготовлено 55 таких аппаратов, средняя стоимость одной единицы составляет 300 миллионов долларов.

Ан-22

Ан-22 является самым большим турбовинтовым самолетом в мире. Грузовой аппарат был оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями, которые позволили ему достигнуть максимальной скорости в 650 километров в час. Длина фюзеляжа составляла 64 метра, размах крыла был равен 57 метрам. Экипаж представлял собой от пяти до семи человек, трое из которых — пилоты. Максимальная грузоподъемность данного аппарата составляет 60 тонн. Запас топлива в 96 тысяч килограмм позволяет транспортнику преодолевать до пяти тысяч километров. Всего было произведено 69 таких аппаратов.

Ан-12

Ан-12 на сегодняшний день является востребованной машиной, основным эксплуатантом которой являются Военно-воздушные силы Российской Федерации. Самолет был разработан 1957 году советским конструкторским бюро имени Антонова. Транспортник был способен поднять в небо до 20 тонн груза при максимальной загрузке топлива. Четыре турбовинтовых двигателя позволили самолету достичь максимальной скорости в 777 километров в час. Возможная дальность полета при максимальной нагрузке составляет более 5700 километров. В советское время самолет использовался как транспортировщик для десанта и был способен поднять в небо до 60 парашютистов или 90 солдат. Всего было изготовлено более 1200 таких аппаратов.

Ил-76

Ил-76 был разработан советским авиационным конструкторским бюро имени Ильюшина. Грузовой самолет впервые поднялся в небо в 1971 году, спустя три года он был введен в эксплуатацию, и продолжает эксплуатироваться до сих пор. В годы СССР был первым грузовым самолетом, оснащенным турбореактивными двигателями, которые позволили ему лететь с максимальной скоростью в более чем 770 километров в час. Аппарат способен был транспортировать груз массой до 60 тонн на расстояния до 4200 километров. Первоначально, самолет использовался для транспортировки десанта на дальние расстояния. При двухэтажной компоновке фюзеляжа, самолет способен транспортировать до 225 человек. На сегодняшний день Ил-76 используется для транспортировки груза, средняя его стоимость составляет 28 миллионов долларов.

Ан-26

Ан-26 — советский транспортный самолет, разработанный в конструкторском бюро имени Антонова. Впервые поднялся в небо в 1969 году, через несколько лет был введен в эксплуатацию. Максимальная грузоподъемность данного транспортника составляет пять с половиной тонн при максимальной загрузке топлива. Запаса в пять тонн топлива хватает на преодоление до 1200 километров при максимальной загрузке. Два турбовентиляторных позволяют самолету развить максимальную скорость в 540 километров в час. Самолет выпускался с 1969 по 1986 год, всего было выпущено 1400 таких аппаратов.

Ан-70

Ан-70 — военный транспортный самолет, который бал введен в эксплуатацию в 2015 году. Самолет предназначен для транспортировки груза массой до 70 тонн на расстояния до 1200 километров. Максимальная скорость самолета составляет 700 километров в час. Самолет производится украинским серийным заводом имени «Антонова» на Украине. Стоимость самолета составляет 67 миллионов долларов.

Ан-32

Ан-32 был разработан советским конструкторским бюро имени Антонова и позиционировался как военный транспортный самолет. Первый полет аппарата состоялся в 1976 году, всего было выпущено 360 таких аппаратов. Максимальный груз, который способен поднять данный аппарат составляет чуть более шести тонн. Запас топлива в пять с половиной тысяч килограмм позволяет транспортнику преодолевать расстояния до 780 километров. Длина самолета составляет 23 метра, размах крыла равен 29 метрам. Стоимость одной единицы составляет 15 миллионов долларов. В 2010 году ОКБ Антонова выпустило модификацию данного самолета с улучшенными летными характеристиками. Теперь, самолет имеет на борту современное оборудование и авионику, а также модифицированные и улучшенные двигатели.

Транспортная авиация России развивается с каждым днем. На сегодняшний день активно ведутся разработки сразу нескольких грузовых самолетов, которые будут способны транспортировать большое количество груза на дальние расстояния. Планируется использование данных аппаратов в военных целях в качестве замены предшествующим аппаратам.

vpolete.online

Транспортные самолёты | Авиация России

Приёмочные испытаний тренажёров для экипажей лёгких военно-транспортных самолётов Ил-112В запланировано на 2020 год. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в авиационной отрасли. Для Ил-112В предусмотрен процедурный тренажёр, комплексный тренажёр и учебный компьютерный класс. «Сейчас процедурный тренажёр выходит на предварительные испытания. Также предварительные испытания по компьютерному классу должны быть […]

Подробнее

Масса военно-транспортного самолёта Ил-112В будет снижена не менее чем на 2 тонны. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. «План мероприятий по снижению веса выполняется, сейчас идёт с некоторым опережением. Уже частично реализован на «единице», там планируется реализовать до тонны снижение веса. На «тройке» — не […]

Подробнее

Возобновить лётные испытания лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В планируется в конце года по завершении реконструкции взлётно-посадочной полосы аэродрома ВАСО. Сейчас первый опытный экземпляр самолёта дооснащается измерительным оборудованием. Об этом в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ПАО «Ил» Юрий Грудинин. «Первый полёт прошёл успешно. Самолёт показал хорошую устойчивость и управляемость на […]

Подробнее

АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) передало в эксплуатацию сверхтяжёлый транспортный самолёт Ан-124-100 «Руслан» (№ 0502), сообщает пресс-служба ульяновского авиазавода. В 21 час по местному времени обновленный транспортник поднялся в небо с ВПП аэродромного комплекса «Ульяновск-Восточный» и взял курс к месту базирования, где успешно совершил посадку в 23 […]

Подробнее

Новый серийный тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А под заводским номером 0202, построенный в АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК), после успешного завершения этапа наземных отработок систем приступил к предъявительским испытаниям на аэродромном комплексе «Ульяновск-Восточный». Об этом сообщает пресс-служба АО «Авиастар-СП». «Самолёт успешно совершил свой первый полёт, – сообщил директор […]

Подробнее

Опытный лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В, который 30 марта 2019 года совершил первый полёт, останется на Воронежском авиазаводе (ВАСО) до конца ноября 2019 г. в связи с ремонтом взлётно-посадочной полосы на аэродроме предприятия. Об этом сообщает издание «Жуковские вести». Принято решение не разбирать первую машину № 0101, чтобы перевезти её на […]

Подробнее

Агрегаты для лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В будут на 20-25% легче, чем те, которые устанавливались на первом опытном самолёте, об этом сообщает Агенство бизнес информации abireg.ru. Снижение веса самолёта будет достигнуто за счёт оптимизации конструкции, модернизации оборудования, а также использования композиционных материалов. Мероприятия по снижению веса будут реализованы на третьей и […]

Подробнее

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) и завода-изготовителя ВАСО завершили сборку второго образца военно-транспортного самолета Ил-112В, предназначенного для ресурсных испытаний, которые начнутся в июле-августе 2019 года. Об этом в четверг ТАСС рассказал источник в оборонно-промышленном комплексе. (ссылка: https://tass.ru/armiya-i-opk/6463600) «В ЦАГИ собран второй Ил-112В для ресурсных испытаний. Идут […]

Подробнее

Ульяновское самолётостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) передало Министерству обороны России очередной военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А под заводским номером 110, сообщает пресс-служба предприятия. Сертификат приёма-передачи нового воздушного судна подписали командир военной части Вадим Дырдин, управляющий директор АО «ОАК-ТС» Владимир Семёнов и управляющий директор АО «Авиастар-СП» Василий Донцов. […]

Подробнее

В 2018 году подписан контракт на разработку сверхтяжёлого транспортного самолёта — перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ТА) на замену Ан-124 «Руслан», это следует из годового отчёта ПАО «Ил», опубликованного в Центре раскрытия корпоративной информации. ПАО «Ил» является головной компанией в созданном в структуре ОАК Дивизионе транспортной авиации. В настоящий […]

Подробнее







aviation21.ru

Грузовые самолеты России: фото, обзор, характеристики

Задачу перемещения грузов из точки А в точку Б можно решать различными способами. Наиболее быстрый, но и дорогой — это использование авиации. Грузовые самолеты в России применяются как для обеспечения нужд Вооруженных сил, так и в народном хозяйстве.

Общая классификация

Грузы перевозятся также и пассажирскими самолетами, но для них это попутная задача. Для ее решения как качестве основной создано целое семейство авиационной техники. Существует две большие группы этих машин: рамповые самолеты и грузовые с боковой дверью. Основная масса грузов перевозится вторым типом, первый же используется в военных целях и для транспортировки нестандартных негабаритных грузов. Фото грузовых самолетов России различных видов можно увидеть в статье.

Боковая дверь

С развитием грузовых перевозок практически все основные аэропорты стали обладать необходимым погрузочно-разгрузочным оборудованием. Грузы перевозятся в стандартных контейнерах. Это делает излишним наличие соответствующих механизмов непосредственно на борту грузового самолета. Поэтому с экономической точки зрения самолет с боковой дверью всегда будет эффективнее, нежели рамповый. Хотя бы по причине легкой конструкции.

Обычно это переоборудованные пассажирские самолеты или летательные аппараты, создаваемые на их платформе. Такие грузовые самолеты в России представлены моделями Ил-96-400Т, Ту-204С, Ил-114Т. Механизмы могут использоваться для перевозки контейнеров и стандартных грузов. К сожалению, в эксплуатации их очень мало.

Российские авиакомпании применяют для этих целей в основном западную технику. И причина здесь весьма банальна. Малое количество самолетов в эксплуатации объективно ведет к плохому обслуживанию. Для нескольких летающих машин создание сети складов и технических центров абсолютно иррационально. Порочный круг.

Рампа

Особенностью этих машин является автономность от аэропортового оборудования. Они оснащены лебедками, тельферами и прочими устройствами, позволяющими силами экипажа производить все необходимые погрузочно-разгрузочные работы. Военные грузовые самолеты России относятся к этому типу. Существуют и гражданские версии летательных аппаратов. Их отличие заключается в отсутствии целого ряда систем, позволяющих выполнять боевые задачи. Например, бортового комплекса обороны, визирных систем и ряда других.

Это семейство грузовых самолетов России представлено достаточно большим разнообразием моделей, преимущественно разработанных в КБ Антонова и Ильюшина. В отличие от самолетов с боковой дверью, эти машины находятся в эксплуатации как в авиакомпаниях, так и в составе Вооруженных сил, причем основная масса — в армии. Немало их осталось и в других странах.

Разработка и производство

После распада СССР у нашей страны не было возможности самостоятельного производства рамповых грузовых самолетов. Конструкторские мощности были сосредоточены в Киеве, а производственные — на Украине и в Узбекистане, которые стали независимыми государствами. Это серьезно осложнило общую проблему разрыва кооперационных связей и дефицита комплектующих изделий, в том числе и для машин, находящихся в эксплуатации.

В последние годы Украина вообще прекратила всякое сотрудничество, а Узбекистан ликвидировал свои производственные мощности по выпуску грузовых самолетов для России. Поэтому в 2004 году было принято решение об организации производства рамповых самолетов семейства Ил-76 на территории нашей страны. В настоящее время такое производство уже организовано в Ульяновске.

Все грузовые самолеты России могут быть разделены на 4 класса в зависимости от их грузоподъемности. Целесообразно рассмотреть их подробнее.

Сверхтяжелые самолеты

К этому типу относится самолет Ан-124, обладающий уникальными характеристиками в плане грузоподъемности и дальности полета, а также размеров грузовой кабины. Не секрет, что он разрабатывался в качестве стратегического транспортника, способного пересечь океан для доставки военных грузов. Сегодня эти машины активно используются для обеспечения операции в Сирии.

Многие образцы военной техники, находящиеся на вооружении, могут быть перевезены только этими самолетами. Кстати, производились они в основном в России, а не на Украине. На главном фото изображен именно этот самолет

Тяжелые самолеты

Самый многочисленный парк грузовых самолетов России в эксплуатации представлен данным типом. Это различные модификации самолета Ил-76, сделанные в Ташкенте. Их было произведено чуть менее тысячи, и значительная их часть до сих пор в эксплуатации. Недавно начались поставки модернизированной версии самолета Ил-76МД-90А производства Ульяновского «Авиастара».

К тяжелым самолетам относится и грузовой самолет с боковой дверью Ил-96-400Т, на базе которого будет создана новая широкофюзеляжная пассажирская машина. Также в этом классе следует отметить самолет Ан-22 «Антей», оставшийся в эксплуатации, к сожалению, в единственном экземпляре.

Средние самолеты

К средним грузовым самолетам России относятся машины грузоподъемностью до 20 тонн. В настоящее время вся рамповая техника представлена фактически одним самолетом Ан-12. К этому классу можно отнести и грузовой самолет, разработанный в России — Ту-204С, он находится в эксплуатации. Ведется разработка нового рампового среднего грузового самолета Ил-276. Изначально он планировался как результат совместной работы России и Индии. Однако индийские партнеры фактически отказались от идеи, сначала заморозив проект, а затем неофициально закрыв его.

Хотя совместная российско-индийская конструкторская бригада в Москве в течение года активно работала над созданием эскизного проекта. Главная причина выхода индусов из проекта — серьезные несоответствия требований к самолету по причинам различий в климатических и рельефных особенностях двух стран.

Легкие самолеты

Самолеты этого класса обладают небольшой грузоподъемностью — до 10-12 тонн,эксплуатируются для решения тактических задач по транспортировке на малые расстояния. Они представлены старыми рамповыми самолетами Ан-72, Ан-32, Ан-26, Л-410. А также новыми грузовыми самолетами России, находящимися в процессе подготовки к производству. Это самолет Ил-114Т с боковой дверью и новым рамповый Ил-112В.

Основные характеристики

Грузоподъемность грузовых самолетов России, фото и их основные характеристики сведены в следующую таблицу:

СамолетТип

Макс.

грузо-

подъм.

(тонн)

Макс.

взл.

вес

(тонн)

Кол-во

произв.

(штук)

Груз.кабина

габариты

(метров)

Макс.

скорость

км/час

Макс. дальность

с макс. нагрузкой

(км)

Ан-124Р120392556,4х4,48654800
Ан-22Р60225694,4х4,46505200
Ил-96-400ТД9227053,45х3,48505000
Ил-76 (узбекистан)Р481909503,45х3,48503800

Ил-76МД-90А

(Россия)

Р6021053,45х3,48504000
Ту-204СД30110123,4х2,088503900
Ан-12Р216112483,5х2,66601800
Ил-276Р206803,45х3,48702100
Ан-72/74Р7,5322002,2х2,158702700
Ан-26Р52414002,2х1,65401100
Ил-112Р521,402,42х2,455501000
Ил-114Д723,553,25х1,716851000

Состояние и перспективы

Сочетание советского наследства, наличие большого количества конструкторских бюро и авиационных заводов, конкуренция между ними — все это привело к разнородности парка самолетов грузовой авиации. Более того, каждый летательный аппарат имеет несколько вариантов исполнения или модификаций. Находящиеся в эксплуатации и производстве 4 типа машин разных марок отличаются малой унификацией, что обуславливает сложность и дороговизну их обслуживания.

Производство всей номенклатуры рамповых грузовых самолетов от сверхтяжелых до легких в одной стране — вообще уникальное явление. Тем более, здесь не может идти речи о крупносерийном производстве, так как основной заказчик — это армия, а основной источник средств — государственный бюджет.

В США из рамповой авиации производят только тяжелые и средние самолеты, в Европе — средние и легкие. В России, помимо тяжелого Ил-76, на различных стадиях подготовки находятся следующие машины:

  • легкий Ил-112В;
  • средний Ил-276;
  • сверхтяжелый ПАК ТА.

Что касается аппаратов с боковой дверью, они изготавливаются в рамках имеющихся мощностей по производству пассажирских самолетов и практически полностью унифицированы. Тем более выведенные из эксплуатации пассажирские самолеты зачастую переделываются в грузовые машины. В России все в рамках мировых тенденций. Самолеты с боковой дверью также производятся или намечаются к выпуску, как и модификации пассажирских самолетов. Это Ил-96, Ту-204 и Ил-114.

fb.ru

Зачем России десятки новых военно-транспортных самолетов

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отправить еще раз

Высота две тысячи метров, стабильные курс и скорость — тяжелый транспортник Ил-76МД с бронетехникой проходит над точкой выброски. По сигналу штурмана в хвосте распахивается трехстворчатый грузовой люк. Спустя секунды из него выскальзывает белый купол вытяжной парашютной системы.

Наполнившись воздухом, он длинным тросом срывает с креплений 13-тонную боевую машину десанта, разгоняет ее по металлическим роликам и мягко выдергивает в облака. Вслед за ней за обрезом рампы исчезают вторая и третья. Люк захлопывается. Полегчавший на сорок тонн самолет резко задирает нос и с креном ложится на обратный курс. Легендарные «семьдесят шестые» — костяк парка Военно-транспортной авиации ВКС России, в который также входят легкие Ан-26, средние Ан-12 и сверхтяжелые Ан-124 «Руслан». О настоящем и будущем этих самолетов, а также о перспективных машинах, что придут им на смену, — в материале РИА Новости.

Новый старый Илюша

Российские ВКС эксплуатируют более сотни тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД советской постройки, не считая спецбортов.

Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76 МД во время воздушного парада на авиационном фестивале «Форсаж-2017», посвященном 105-летию создания Военно-воздушных сил России.

Сегодня это основной самолет ВТА, предназначенный для транспортировки войск и высадки воздушных десантов.

Один «семьдесят шестой» способен забросить в тыл противника 126 вооруженных десантников или три единицы бронетехники.

«С точки зрения технологий точного десантирования «Ильюшин» — номер один в мире, — рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор «Ильюшина» Алексей Рогозин. — То, на что способны ильюшинские самолеты, повторить никто не может. Начиная с десантирования со сверхмалых высот от двух метров и заканчивая выброской в сложных метеоусловиях».

Горбатый, Илюша — так его называют. А еще Улыбайка — за характерную форму остекления штурманской кабины. Илюша — бывалый ветеран, прошедший пекло локальных конфликтов. 

Только во время войны в Афганистане на его долю пришлось около 15 тысяч рейсов.

В СССР «семьдесят шестые» собирали в Ташкенте, сейчас производство перспективной модификации Ил-76МД-90А локализовано на ульяновском предприятии «Авиастар-СП».

Крупный госзаказ Минобороны взбодрил гигантский завод, который после распада Советского Союза перебивался текущим ремонтом Ан-124, небольшими сериями строил пассажирские Ту-204.

Самолет Ил-76 на территории Ташкентского механического завода. Сборка грузового отсека самолета Ил-76МД-90А в цеху АО «Авиастар-СП» Макет поточной линии сборки транспортного самолета Ил-76-МД-90А. Самолет Ил-76 на территории Ташкентского механического завода.

«Завод активно перевооружается, — рассказывает РИА Новости директор по производству «Авиастар-СП» Сергей Платонов. — Закуплены новые станки, механосборочное, механокаркасное и штамповочное производство. Все расчеты выполняются «в цифре». Скоро запустим поточную линию сборки, которая в перспективе увеличит мощность завода до 18 самолетов Ил-76МД-90А в год. По действующему контракту мы должны передать Минобороны 39 воздушных судов».

Приехав сюда, понимаешь, что более подходящего места для производства тяжелых грузовых самолетов найти сложно. Сотни гектаров крытых производственных площадей, огромные ангары, собственный аэродромный испытательный комплекс, тысячи квалифицированных инженеров и рабочих…

Из открытых лючков стоящих на стапелях центропланов спускаются толстые жгуты разноцветных кабелей, пахнет свежей грунтовкой. В соседнем корпусе аккуратно разложены новенькие консоли крыла, стрингеры, нервюры, элементы фюзеляжей и стойки шасси. 

Топливозаправщик Ил-78М-90А

Когда-то в этих цехах были произведены две трети всех «Русланов».

«Несмотря на схожую внешность и название, Ил-76МД-90А существенно отличается от Ил-76МД, — отмечает Алексей Рогозин. — Фактически это другой самолет. У него много нового: двигатели, крыло, авионика. Машину делают с нуля. Наша главная задача — раскрутить производство в Ульяновске на полную мощность. В этом году рассчитываем передать Минобороны три борта, в следующем — еще пять. Параллельно с Ил-76МД-90А Ульяновск также строит конвертируемые летающие топливозаправщики Ил-78М-90А, которые можно прямо «в поле» переоборудовать под грузовые задачи».


Под крылом Ил-76МД-90А вместо старых двигателей Д-30КП-2 подвешены мощные, экономичные и малошумные ПС-90А-76, существенно увеличившие максимальную дальность полета.

В кабине пилотов — шесть стеклянных цифровых дисплеев, на которые выводится информация о работе всех систем. Установили новейшее цифровое пилотажно-навигационное оборудование, а рабочее место штурмана оборудовано многофункциональным индикатором.

Семейная черта «семьдесят шестых» — непревзойденная универсальность. Они идеально подходят для быстрой переброски войск, вооружений и техники, эвакуации раненых и доставки габаритных грузов, не боятся регионов с экстремально жарким или холодным климатом, высокогорья.

Благодаря особой конструкции крыла для взлета и посадки, машине хватает рекордно короткой полосы — всего около полутора километров.

Пневматики мощного 20-колесного шасси готовы к встрече не только с аэродромным бетоном, но и с грунтом или ледовым панцирем арктических морей.

Пока развертывается производство новых машин, в Вооруженных силах России продолжается эксплуатация существующего парка. По строевым Ил-76МД с 2018 года началась программа модернизации до версии МД-М. На самолеты ставят современные пилотажно-навигационные комплексы, меняют светотехническое, десантно-транспортное и бытовое оборудование, средства обороны и связи. После этого срок службы машины увеличивается на 15 лет.

«Искусственно списывать строевые машины смысла нет — они прекрасно работают, — отмечает Рогозин. — Мы лишь продлеваем ресурс и модернизируем. Со временем доведем все до облика МД-М. Первый уже передали Минобороны в марте. Что касается новых машин с пермскими двигателями, то они будут пополнять парк и замещать устаревшие по мере необходимости». Нишу машин сверхтяжелого класса в ближайшие 20 лет должны закрыть «Русланы».

Их также планируют основательно освежить.

«Мы сейчас обсуждаем с Минобороны возможность глубокой модернизации парка Ан-124, — рассказал Рогозин. — Прежде всего, речь идет о бортовом радиоэлектронном оборудовании, пилотажных комплексах. Двигатель Д-18 оставим. Он не самый новый, но надежный и со своими задачами справляется».

 

При этом в Минобороны совместно с ильюшинцами уже приступили к проекту ПАК ВТА — перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации. Это сверхтяжелая широкофюзеляжная машина, которая в отдаленной перспективе должна прийти на смену «Русланам». Ее облик пока засекречен.

По оценкам экспертов, на долю средних транспортных самолетов в ВТА приходится до 80% объема перевозок. Сейчас эту нишу в ВТА занимает легендарный Ан-12 — турбовинтовой «старичок», впервые поднявшийся в небо более 60 лет назад. В распоряжении Минобороны России около полусотни таких машин.

Когда-то революционный для своего времени самолет, открывший эру массового десантирования войск с техникой, сегодня безнадежно устарел. Сложнейшее управление, низкая эргономика кабины пилотов, капризное поведение на взлете и при посадке, неудачная компоновка систем.

По сложности пилотирования в «антоновской» линейке эти машины стоят на втором месте после Ан-22 с бустерным управлением.

Как ожидается, скоро Ан-12 сменит перспективный средний самолет Ил-276, по сути — уменьшенная версия «семьдесят шестого» с двумя двигателями ПС-90А-76 вместо четырех. Скоростная турбореактивная машина позволит сократить время доставки грузов и снизить себестоимость перевозок.

Поставить самолет «на крыло» ильюшинцы планируют уже в 2023 году. Надо отметить, Минобороны предъявило к машине довольно жесткие требования: возможность безотказной эксплуатации с грунтовых и неподготовленных аэродромов с короткой ВПП, в том числе в условиях Арктики.

«Сейчас мы активно работаем над проектной документацией. Уже в ближайшее время хотим выйти на испытания и запустить самолет в производство. Через год-два получим сертификат и подтвердим характеристики, — уверен Рогозин. — Внешне «двести семьдесят шестой» напоминает Ил-76, у него такое же сечение грузовой кабины, построенной по стандартам железнодорожных перевозок. Грузоподъемность — около 20 тонн. В грузовой отсек поместятся почти все образцы боевой техники, стоящие на вооружении».

Глава «Ильюшина» подчеркнул, что для экономии на техперевооружении и ускорения разработки Ил-276 максимально унифицируют с Ил-76. Новая машина позаимствует у «старшего брата» многие системы и агрегаты, доработанные комплексы бортового оборудования и радиоэлектронную начинку.

Изготавливать самолет будут также в Ульяновске — это позволит снизить расходы и на освоение самолета в производстве.

Боец в легком весе

Легкие Ан-26 советской постройки остаются одними из самых ходовых в ВТА. Чирок, Баржа, Самосвал — за 40 лет эксплуатации этим неприхотливым рабочим лошадкам придумали немало забавных прозвищ.

Большинство машин — далеко не новобранцы, они все чаще «оседают» на стоянках и в ангарах в ожидании очередного ремонта. Вопрос обновления парка «двадцать шестых» назревал давно и остро встал в 2015-м, когда Киев разорвал ВТС с Москвой.

Концерн «Антонов» отказался обслуживать самолеты «Ан» российских ВКС.

Вместе с Ан-26 поддержки разработчика лишилось все семейство «антоновских» машин: более двух десятков легких турбореактивных Ан-72, более полусотни средних Ан-12, несколько тяжелых Ан-22 «Антей» и свыше двух десятков супертяжеловесов Ан-124 «Руслан». Сегодня поддержкой исправности военных «Анов» вынуждена также заниматься Объединенная авиастроительная корпорация.

Сборка легкого многоцелевого военно-транспортного самолета Ил-112В в Воронеже

В качестве сменщика для Ан-26 Минобороны выбрало Ил-112В. Контракт на его разработку подписали в 2014-м, доверив постройку опытной партии Воронежскому авиазаводу ПАО «ВАСО». Причем опытные летные образцы сразу изготавливают на серийной оснастке, которая затем позволит выпускать до 12 машин в год.

«Это первый транспортный самолет, создаваемый в России с нуля, — рассказывает Алексей Рогозин. — Двигатель тоже новый, полностью российский. Сейчас отрабатывается на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. На машине предусмотрено огромное количество бортового оборудования, которое позволит эффективно использовать самолет в условиях боевых действий. Поднять его в воздух мы намерены до конца года».

И хотя Ил-112В, на первый взгляд, мало отличается от Ан-26 (грузоподъемность — около пяти тонн, длина — 24 метра, максимальная скорость — 550 км/ч, потолок — 7,5 тысячи метров), их разделяет бездонная технологическая пропасть. Благодаря современным автоматизированным бортовым комплексам, управлять «ильюшинской» машиной можно вдвоем. 

Для сравнения: экипаж Ан-26 состоит из шести человек. В конструкции планера широко применяются материалы последнего поколения.

Новый транспортник собирают только из российских комплектующих.

«Сердце» Ил-112В — экономичные турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ мощностью до 3,5 тысячи лошадиных сил. С ними загруженный самолет преодолеет 2,5 тысячи километров без дозаправки. Борт вмещает два «уазика», до 50 военнослужащих «налегке» или до 25 парашютистов с оружием и снаряжением.

Это первый самолет такого класса, оснащенный оборонительным комплексом с ЛТЦ (ложными тепловыми целями). На взлете и при посадке ЛТЦ прикроют от огня ПЗРК, а на эшелоне — от ракет вражеских истребителей.

Как ожидается, легкие «Илы» начнут поступать в ВКС после 2020-го и постепенно заменят Ан-26 и Ан-72, которые отправятся на заслуженную пенсию.

В перспективе на базе транспортника Ил-112 можно будет разработать специальные и гражданские модификации — ведь качество и надежность ильюшинской техники ценят во всем мире.

ria.ru

как Россия модернизирует свою транспортную авиацию — РТ на русском

Минобороны РФ подчеркнуло особую роль военно-транспортной авиации (ВТА) в отчёте об итогах работы авиачастей ВКС за 2016 год. В минувшем году как внутри страны, так и за рубежом проходили военные учения, в ходе которых отечественные специалисты с успехом оттачивали навыки оперативной и боевой подготовки. RT вспомнил, как развивалась эта сфера самолётостроения в России, и вместе с экспертами оценил её дальнейшие перспективы.

Мобильность превыше всего

Военно-транспортная авиация Воздушно-космических сил (ВКС) — это крылья российской армии. Благодаря самолётам «Антонова» и «Ильюшина» Россия обладает возможностью оперативно перебрасывать войска и боевую технику за сотни и тысячи километров. В 2016 году самолёты ВТА участвовали во всех крупных военных учениях в России и за рубежом.

В частности, «воздушные грузовики» перебрасывали войска и военную технику в Киргизии («Мирная миссия — 2016»), Белоруссии («Нерушимое братство — 2016»), Сербии («Славянское братство — 2016») и Египте («Защитники дружбы — 2016»).

На территории РФ военно-транспортная авиация участвовала во внезапных проверках, а также в самых крупномасштабных учениях «Кавказ-2016», в которых были задействованы 120 тыс. человек (15% от общей численности вооружённых сил).

По информации Минобороны, за первые шесть месяцев 2016 года транспортная авиация перебросила более 35 тыс. военнослужащих и 45 тыс. тонн грузов различного назначения.

В последние годы нагрузка на военно-транспортную авиацию РФ значительно возросла. Это связано не только с увеличившейся интенсивностью военных учений. ВТА играет ключевую роль в материально-техническом обеспечении военной и гуманитарной миссии России в Сирии. По воздуху доставляются практически вся боевая техника, военнослужащие и продовольствие с медикаментами.

Военно-транспортная авиация позволяет России содержать небольшую (относительно общей численности населения), но мобильную армию, которая способна выполнять задачи не только в любой точке страны, но и за сотни километров от государственных границ. Как неоднократно повторял глава оборонного ведомства Сергей Шойгу, суть всех крупных учений в РФ сводится к отработке механизма переброски войск на дальние расстояния. Это отвечает требованиям национальной безопасности страны и геополитическим вызовам. Оперативность манёвров в первую очередь обеспечивается ресурсами транспортной авиации.

Модернизация транспортников

В конце октября Министерство обороны РФ заключило первый серийный контракт с ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» на модернизацию тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД до модификации 76МД-М.

В сообщении ведомства указывалось, что ВКС России должны получить три машины до конца 2018 года. Корпорация установит обновлённые средства обороны, элементы «стеклянной кабины» (приборы управления, выполненные с использованием ЖК-дисплеев), а также оборудование различного назначения. Срок службы самолётов будет продлён до 40 лет.

На сегодня Ил-76 в различных вариантах и модификациях — основная единица военно-транспортной авиации РФ. В 2014 году в России была запущена программа переоснащения военно-транспортной авиации, в ходе которой будет проведён ремонт части стоящего на вооружении парка и поставлены новые машины.

До 2020 года войска получат Ил-76МД-М, о которых упомянуло в своём сообщении Минобороны, Ил-76МД-90А и небольшую партию Ил-112, относящихся к классу лёгких транспортных самолётов.

По грузоподъёмности парк транспортных самолётов РФ эксперты делят на пять классов. Нишу сверхтяжёлых самолётов монопольно занимает Ан-124 (более 120 тонн), тяжёлых — Ан-22 (до 60 тонн), Ил-76 (до 48 тонн), средних — Ан-12 (20 тонн), лёгких — Ан-26 (5,5 тонны) и сверхлёгких — Ан-2 «Кукурузник» (1,5 тонны).

Украинский фактор

1 июня 2016 года военно-транспортной авиации России исполнилось 85 лет, и в юбилейный год мобильность войск обеспечивается в основном машинами 1970-х и 1980-х годов выпуска. Насколько реальна угроза устаревания парка транспортной авиации ВКС?

В силу объективных причин после распада СССР транспортная авиация России была ориентирована в первую очередь на сотрудничество с «Антоновым», в руках которого оказались ключевые технологии и разработки. Наибольший интерес Москва испытывала к проекту тяжёлого транспортника Ан-70, который должен был заменить турбовинтовой Ан-22.

Ан-70 — продукт советской инженерной мысли. В 1991 году на киевском заводе был заложен первый прототип этой машины, а первый полёт был совершён спустя три года. 27 февраля 1998 года президенты РФ и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма договорились о принятии этого самолёта на вооружение двух стран. В 2002 году в Москве заявили о желании купить 160 машин, однако амбициозным планам не суждено было сбыться.

Россия и Украина не смогли договориться о кооперации производства и утрясти финансовые вопросы. В апреле 2006 года руководство РФ отказалось от участия в проекте Ан-70 и сделало выбор в пользу модифицированного Ил-76. Причиной стали высокая стоимость украинской машины и её технические недостатки. Позднее, в 2009 году, Москва демонстрировала интерес к Ан-70 и рассматривала возможность его приобретения. Но в 2014 году корпорация «Антонов» разорвала отношения с Россией. В результате Украина лишилась главного рынка сбыта. В 2015 году «Антонов» выпустил два ближнемагистральных самолёта Ан-148 и Ан-158. В 2016-м корпорация не произвела ни одной машины.

  • Ан–70
  • РИА Новости
«Илы» идут на взлёт

В условиях введённых Западом санкций единственным поставщиком транспортников для Минобороны РФ является ОАО «Авиационный комплекс им. Ильюшина». С целью модернизации авиапарка корпорация занимается тремя проектами: Ил-112В, Ил-214 и Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА).

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев считает, что наиболее востребованным на данный момент транспортным самолётом является Ил-112B (грузоподъёмность — до 6 тонн).

«Ил-112 — замена лёгкого транспортного самолёта Ан-26, который изживает свой ресурс. Потребность в такого класса самолётах у нас огромная.

Это в основном грузоперевозки: снабжение частей и периферийных баз на расстоянии до тысячи километров», — сказал Корнев RT.

Ил-112 едва не повторил судьбу Ан-70. Работы по созданию прототипа стартовали в середине 1990-х годов, но запустить серийное производство машины так и не удалось из-за финансовых проблем. В 2013 году маятник вновь качнулся в сторону «Ильюшина». Министр обороны России Сергей Шойгу дал согласие на производство Ил-112, однако из-за разрыва отношений с Киевом для самолёта пришлось искать новый двигатель. Планируется, что первые Ил-112 с отечественным двигателем ТВ7-117СТ начнут поступать на вооружение с 2019 года.

Ещё одним российским проектом по замене Ан-12, Ан-26 и Ан-72 является многоцелевой тактический самолёт среднего класса Ил-214. Разработка транспортника началась в 2000 году. В 2014 году к проекту присоединилась Индия, однако в конце прошлого года она вышла из соглашения. Ил-214 будет способен перевозить 20-тонные грузы на расстояние свыше 2 тыс. километров и пользоваться как грунтовыми, так и подготовленными взлётно-посадочными полосами. На сегодняшний день «Ильюшин» работает над проектом самостоятельно.

  • Макет многоцелевого транспортного самолёта (МТС) Ил-214
  • © Wikipedia.org

Военный эксперт Владислав Шурыгин уверен, что «Ильюшин» справится с задачами по созданию и производству новых самолётов, но не видит в этом экстренной необходимости. «Создание самолёта нового класса — это громадные расходы. Гораздо эффективнее вкладывать деньги в модернизацию и ремонт. Для того, чтобы окупить затраты на создание самолёта, необходимо продать свыше 300 экземпляров. Например, Китаю нужен новый транспортник, и рынок для сбыта есть. Потребность России в новых транспортниках может не превысить 50-60 машин, и гражданская авиация, наверное, не поддержит спрос», — отметил Шурыгин в беседе с RT.

По его словам, у России есть ресурсы самостоятельно ремонтировать и даже проводить модернизацию машин семейства «Ан». «Наша военная авиация никак не зависит от сертификации «Антонова». Когда мы сотрудничали с Украиной, то сохраняли реноме. Но с точки зрения эксплуатации самолётов внутри России или выполнения военных операций это никакой роли не играет. Что нам делать с «Ан», находящимися на нашей территории, — наше внутреннее дело», — подчеркнул Шурыгин.

Эксперт полагает, что пока рано говорить об устаревании парка российской военно-транспортной авиации. «Это специфическая сфера. Транспортники — это фактически грузовики. Главные параметры — это грузоподъёмность, надёжность и экономичность. Вопрос состоит в поддержании технической готовности, и здесь есть нюансы. Транспортный самолёт не может быть старым или молодым. Его просто нужно обслуживать согласно техническому регламенту. 30-летний транспортник, прошедший капитальный ремонт, может работать не хуже новичка, которому пять-шесть лет».

Перспективные разработки

Дмитрий Корнев утверждает, что России нужен новый самолёт наподобие Ан-124 или Ан-70. Ключевой задачей является создание тяжёлого или сверхтяжёлого транспортника, способного приземляться на неподготовленных грунтовых аэродромах. «Ан-124 на такие аэродромы садиться не мог, и в СССР начали изобретать винтовентиляторный Ан-70. Программа разработки Ан-70 стартовала в 1978 году — гораздо раньше, чем Airbus начал работы по A400M. Сейчас такие самолёты, как A400M и Boeing C-17 Globemaster, позволяют эффективно проводить десантные операций практически в любой точке мира. Мы были пионерами, но не смогли реализовать задуманное», — заявил Корнев.

Также по теме

Путин: армия США мощная, но ВС России сильнее любого агрессора

Президент России Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции заявил, что при развитии ядерного потенциала Россия действует в…

«Грунтовые аэродромы — это идея родом из времён холодной войны. Предполагалось, что обычные аэродромы будут разрушены ракетными ударами. Однако разработка тяжёлого транспортника, способного приземляться на грунт, — сложная конструкторская задача. Нужны мощная система шасси, более прочный фюзеляж, другая тяга у двигателей и многое другое. Всё это должно быть предусмотрено в ПАК ТА, в основе которого лежит советский проект Ил–106», — пояснил эксперт.

Официально разработка ПАК ТА стартовала в марте 2014 года. На сегодняшний день известно, что грузоподъёмность самолёта будет достигать 80-100 тонн, а первый полёт запланирован на 2024 год. ПАК ТА вытеснит гиганта Ан-124 и подстрахует «рабочую лошадку» Ил-76. Серийное производство нового транспортника начнётся ближе к 2030 году. Таким образом, ПАК ТА появится в войсках как раз в то время, когда Ан-124 (согласно текущим прогнозам) должен исчерпать свой эксплуатационный ресурс.

За минувшие четверть века Россия производила модификации Ил-76. Однако в 2000-е годы на «Ильюшине» стартовали проекты, которые через 10-15 лет помогут сделать закупки иностранных машин полностью ненужными. Мировая практика свидетельствует, что жизненный цикл транспортников может достигать 50-60 и даже 80 лет при соблюдении технического регламента и проведении капитального ремонта.

russian.rt.com

Военно-транспортная авиация России (ВТА) | Военное оружие и армии Мира

Военно-транспортная авиация (ВТА) России обеспечивает выполнение двух главных задач: воздушных перевозок в интересах вооруженных сил и высадки воздушных десантов. Она также может привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий и выполнения других функций в общегосударственных интересах.

Зародившись в 30-х годах прошлого века, советская военно-транспортная авиация принимала активное участие в Великой Отечественной войне, осуществляя перевозки людей и грузов, высаживая воздушные десанты. В послевоенные десятилетия ВТА прошла долгую эволюцию, как в организационном, так и в техническом отношениях. В 1955-1956 годах транспортные полки, подчинявшиеся ранее воздушно-десантным войскам, были сведены в отдельный род ВВС — Военно-транспортную авиацию. Примерно в то же время начались поставки первого специализированного военно-транспортного самолета Ан-8 (до того ВТА комплектовалась переоборудованными гражданскими самолетами или бомбардировщиками). Впоследствии на вооружение поступают самолеты Ан-12, Ан-22 «Антей». В конце 1970-х начались поставки Ил-76, вскоре ставшего основным типом самолетов ВТА, а в середине 80-х — самого тяжелого самолета ВТА Ан-124 «Руслан». К моменту распада СССР в составе ВТА имелось шесть дивизий и шесть отдельных военно-транспортных полков — в общей сложности 24 полка. После 1991 года две дивизии отошли к Украине, одна — к Беларуси. На территорию России были выведены транспортники из Прибалтики и Средней Азии. Последовавшая в 1990-е годы волна сокращений привела к расформированию многих частей и соединений. Командование ВТА также расформировали, а его функции принял на себя штаб 61 -й воздушной армии Верховного главнокомандования (ВА ВГК), в ведении которого оказались все транспортные авиачасти.

СТРУКТУРА

По состоянию на 2007 год в составе 61-й ВА ВГК осталась единственная дивизия — 12-я, объединявшая три полка (два на Ил-76 и один на Ан-124) и одну отдельную эскадрилью (на Ан-22). Кроме того, 61-й ВА подчинялось четыре отдельных военно-транспортных полка на Ил-76, центр боевого применения и переучивания летного состава ВТА и ряд более мелких частей. В декабре 2009 года в рамках реформы вооруженных сил России военно-транспортная авиация подверглась серьезной реорганизации. Штаб 61-й ВА ВГК был реорганизован в Командование военно-транспортной авиации.

Все существующие части и соединения расформировали, а вместо них организовали четыре авиабазы:

— 6955-ю в Твери (Мигалово) с самолетами Ан-22, Ан-124, Ил-76;
— 6956-ю в Оренбурге с Ил-76 и Ан-12;
— 6958-ю в Таганроге (аэродром Центральный) с Ил-76;
— 6985-ю в Пскове (Кресты) с Ил-76.

Но не прошло и двух лет, как грянула очередная реорганизация. В 2011 году в составе Командования ВТА осталась единственная авиабаза 1-го разряда — 6955-я, а остальные три вошли в ее состав на правах авиагрупп. Кроме того, в состав 6955-й авиабазы передали и дислоцированную в Иваново (аэродром Северный) авиагруппу боевого применения самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (вооруженную машинами А-50). Однако и на этом, вероятно, реорганизации не окончатся: существующая структура критикуется как чересчур громоздкая. Не исключено, что в ближайшее время состоится возврат к дивизиям и полкам.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В начале 1990-х годов в качестве перспективного типа самолета для ВТА рассматривался украинский Ан-70, производство которого собирались наладить в России. Но по политическим мотивам сотрудничество в рамках проекта Ан-70 практически заморожено. На первый план вышла программа глубокой модернизации Ил-76, предусматривавшая оснащение самолета новыми двигателями и бортовым оборудованием. Получившаяся новая модификация Ил-76МД-90А отличается от прежней — Ил-76МД — увеличенной с 48 т до 60 т грузоподъемностью. Решение о создании такого самолета и внедрения его в производство на заводе в Ульяновске приняли в 2006 году. Предполагалось, что уже в 2009-м Ил-76МД-90А завершит испытания, но сроки создания машины были сорваны — впервые в воздух она поднялась только в сентябре 2012 года. В октябре того же года был подписан контракт, предусматривающий поставку ВВС России 39 самолетов Ил-76МД-90А. Реализация контракта оказалась под угрозой из-за достаточно высокой цены на готовое изделие (более 110 млн долларов за единицу), проблем с поставками комплектующих и неготовности Ульяновского авиазавода. Поэтому ВВС России собираются модернизировать около 40 наименее изношенных Ил-76МД до уровня Ил-76МДМ. Такие самолеты получат авионику от Ил-76МД-90А, но сохранят старые двигатели. Еще одним перспективным проектом является возобновление выпуска тяжелых транспортных самолетов Ан-124.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь