Боевая авиация России — итоги 2018 года

В 2018 году поставки новой авиационной техники в Вооруженные Силы России снизились по сравнению с предыдущими годами, и в количественном отношении упали примерно до уровня 2013 года. Это связано с тем, что в настоящее время Министерство обороны России поддерживает фактически только три серийные закупочные программы в области боевой авиации (Су-30СМ, Су-34 и Су-35С), причём годовые темпы закупок по ним несколько снижаются. При этом Вооруженные силы России испытывают нехватку лётного состава для эксплуатации наличной авиатехники.

Всего, по известным данным, в 2018 году Вооруженные Силы России получили 50 новых боевых самолётов, из них: 14 Су-30СМ, 12 Су-34, 10 Су-35С и 14 учебно-боевых самолётов Як-130. Ещё шесть самолётов Су-27СМ3 были переданы ВКС после модернизации.

МиГ-31К

1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин обнародовал данные о новом вооружении, готовящемся к поступлению в российскую армию. Одной из новинок был высокоточный гиперзвуковой аэробалистический ракетный комплекс «Кинжал». Позже стало известно, что в Южном военном округе на боевом дежурстве находятся десять комплексов МиГ-31К, оснащённые этой ракетой. Комплексы патрулируют акватории Чёрного и Каспийского морей, обеспечивая стратегическое сдерживание. В 2018 году они выполнили 89 полётов в рамках опытно-боевого дежурства.

В начале июля стало известно, что дальние ракетоносцы Ту-22М3 также будут вооружаться этими ракетами, самолёты получат четыре «Кинжала» на внешних подвесках — по два под крылом и фюзеляжем.

«Кинжал» прикроет стратегические направления с морских и океанических акваторий

Су-57
Визитной карточкой российской авиации в 2018 году стал истребитель пятого поколения Су-57, сочетающий в себе функции ударного самолёта и истребителя. При проектировании этой машины были применены самые современные технологии военного авиастроения.

В феврале 2018 года пара Су-57 прошла тестирование в боевых условиях Сирии. Подробную информацию о проведённых испытаниях Минобороны не раскрывает, но в СМИ были сообщения о практических пусках перспективных крылатых ракет оперативно-тактического назначения.

Ожидается, что в 2019 году все опытно-конструкторские работы по истребителю должны завершиться, и первые два серийных самолёта поступят в Липецкий авиацентр для освоения машин строевыми лётчиками.

В течение года различные медиа как в России, так и за рубежом много писали о том, что Минобороны РФ отказывается от этого самолёта из-за его дороговизны, и нашей стране не по карману в условиях «тяжёлого экономического положения из-за санкций» производство современной высокотехнологичной техники. Однако военное ведомство никогда не заявляло об отказе от Су-57, но были сообщения о том, что Россия в условиях, когда стране не угрожают прямым военным вмешательством, защищена имеющимся парком современных истребителей, в том числе такими, как Су-30СМ и Су-35С.

Более того, Су-35С на сегодняшний день является наиболее совершенным истребителем поколения 4++ из всего парка мировой боевой авиации, он оснащён оборудованием и технологическими решениями, характерными для самолётов пятого поколения. Поэтому Су-57 рассматривается как машина среднесрочной перспективы — её массовое производство и поставки в ВКС можно ожидать в горизонте 2028-2030 годов, когда модернизационный потенциал самолётов предыдущего поколения будет исчерпан.

Реализация зарубежных программ по истребителям пятого поколения в течении 10-15 лет существенно изменит баланс сил в мире. Поэтому работы по Су-57, его дальнейшему совершенствованию и вводу в серию, имеют особую актуальность.

Виктор Бондарев: эксперты причисляют Су-57 к поколению 5+

МиГ-35
В течение 2018 года в авиацентре в Ахтубинске проходили испытания ряда систем вооружения самолёта класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также элементов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). К концу года в активной фазе проверок находилась комплексная система управления (КСУ). Два предсерийных самолёта выполняли полёты на проверку аэродинамической устойчивости и манёвренных характеристик. Завершить все необходимые испытания самолёта планируется в 2019 году.

В августе в рамках выставки «Армия-2018» Минобороны подписало контракт на поставку первой серийной партии из шести штук истребителей в ВКС России. На 1 января 2019 года было известно, что РСК «МиГ» завершает окончательную сборку первой партии самолётов и готовится к проведению их приёмо-сдаточных испытаний. Первая партия их четырёх машин будет поставлена Минобороны в течение 2019 года.

Су-34
В течении 2018 года Новосибирским авиационным заводом были сданы ВКС России 12 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Все 12 самолётов построены НАЗ по гособоронзаказу 2018 года, они поступили для перевооружения 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 21-й смешанной авиационной дивизии 14-й Смоленской Краснознаменной армии ВВС и ПВО ЦВО, дислоцированного на аэродроме Шагол (Челябинск): 22 мая два самолёта, 29 мая два самолёта, 18 октября два самолёта и по два самолёта 6 декабря, 19 декабря и 22 декабря 2018 года.

Все 12 самолётов переданы в рамках контракта с Министерством обороны России от февраля 2012 года на 92 таких самолёта. С их поставкой общее количество самолётов данного типа, переданных ВКС по контракту 2012 года, достигло 82 единиц. Первые два Су-34 по данному контракту были переданы ВВС России 24 декабря 2013 года, следующие 18 самолётов — в 2014 году, ещё 18 самолётов — в 2015 году, 16 — в 2016 году, 16 — в 2017 году, и 12 — в 2018 году. Общее количество Су-34, построенных по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, на 1 января 2019 года достигло 126 единиц.

Су-30СМ
Распоряжением Президента РФ от 12 января 2018 года многофункциональный истребитель Су-30СМ принят на вооружение ВВС России.

20-22 декабря 2018 года из Иркутска на аэродром Халино (Курск) совершил перелёт истребитель Су-30СМ с бортовым номером «62 красный» (RF-61773, с/н 10МК5 1602). Это последний истребитель данного типа, построенный на Иркутском авиационном заводе по гособоронзаказу 2018 года. Всего в 2018 году авиазавод передал Минобороны 14 самолётов Су-30СМ, в том числе 12 для ВКС России и два — для Морской авиации ВМФ России.

Первые четыре истребителя Су-30СМ прибыли в Халино 27 апреля 2018 года, 3 июля — ещё два самолёта, 8 сентября — четыре истребителя, 30 ноября поступил один истребитель и 22 декабря был передан последний истребитель Су-30СМ.

Всего с 2012 года для Минобороны было законтрактовано 116 самолётов Су-30СМ, из которых на 1 января 2019 года ВКС получили 92 истребителя, а Морская авиация — 22.

Су-35С

В 2018 году ВКС России по гособоронзаказу получили десять истребителей Су-35С. Самолёты изготовлены по заключенному в декабре 2015 года пятилетнему контракту на поставку 50 истребителей. Первые десять самолётов Су-35С по данному контракту были построены КнААЗ в 2016 году, ещё десять самолётов в 2017 году, и в 2018 году очередные десять истребителей.

С учётом первого контракта 2009 года на 48 истребителей Су-35С, ВКС России получили с конца 2012 года на 1 января 2019 года 78 серийных самолётов Су-35С. С учётом 24 истребителей экспортной модификации Су-35, построенных в 2016-2018 годах и поставленных в Китай по контракту 2015 года, всего в Комсомольске-на-Амуре построено 102 серийных истребителя Су-35С.

На 1 января 2019 года состояние выполнения контрактов на поставку самолётов «Сухого» в ВКС России следующее:

  • Су-34: По нескольким контрактам с Минобороны с 2006 г. заказано 128 серийных фронтовых бомбардировщиков Су-34 для ВКС, 120 из них поставлено.
  • Су-30СМ: По нескольким контрактам Минобороны с 2012 г. заказано 116 истребителей Су-30СМ для ВКС и морской авиации, 114 из них поставлено. 
  • Су-35С: По двум контрактам с Минобороны с 2009 г. заказано 98 истребителей Су-35С для ВКС, 78 из них поставлено.

Як-130
В 2018 году Иркутский авиационный завод (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» поставил ВКС России 14 учебно-боевых самолетов Як-130. Однако только шесть из них являлись машинами постройки 2018 года, а остальные восемь самолетов были построены еще в 2017 году, но задержаны с передачей ВКС. Передача самолётов Як-130 была приостановлена в связи с проводившимися очередными доработками самолётов этого типа после имевших место сразу двух лётных происшествий с Як-130 в один день 21 июня 2017 года.

В марте ВКС получили четыре самолёта постройки 2017 года, в июне — ещё четыре, в июле ИАЗ передал ВКС три самолёта и 8 октября — три последних самолёта программы 2018 года.

21 ноября 2018 года Минобороны сообщило, что на Кущёвскую авиабазу поступила очередная партия учебно-боевых самолётов Як-130. Всего в 2018 году учебной авиабазе Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков им. А.К. Серова в Кущевском районе Кубани передано 10 Як-130.

Все эти 14 самолётов стали последними машинами, построенными ИАЗ в рамках контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолётов Як-130, заключенному Министерством обороны в апреле 2016 года.

Общее количество серийных Як-130, поставленных Министерству обороны России, достигло 109 единиц — из них 12 первых двух серий были построены на нижегородском авиазаводе «Сокол», а ещё 97 – в Иркутске.

Поставки боевых самолётов в 2008-2018 годах

Тип20082009201020112012201320142015201620172018
МиГ-29СТМ28412
МиГ29УМБ62
МиГ-29КР2810
МиГ-29КУБР22
Су-27СМ3486
Су-30М2223832
Су-30СМ31421
27
171714
Су-34124610141818161612
Су-35С282412121010
Як-1303631518201410614
Всего1391619296110190694956

По информации из открытых источников известно, что в 2018 году за рубеж было поставлено 26 боевых самолётов новой постройки, в том числе 12 истребителей МиГ-29М/МиГ-29М2 в Египет, четыре истребителя Су-30СМ в Казахстан и десять истребителей Су-35 в Китай. Десять учебно-боевых самолётов Як-130: шесть в Мьянму и четыре в Лаос, который в общей сложности получит 10 таких самолётов. Кроме того, четыре бывших в эксплуатации у ВВС Индии истребителя Су-30МКИ были поставлены в Анголу.

* * *

По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, к декабрю 2018 года частота полётов российской военной авиации в Сирии сократилась со 110 в сутки до 2-4 вылетов в неделю. Полёты в основном выполняются для доразведки обстановки.

Дальняя авиация

В 2018 году подразделения дальней авиации получили пять модернизированных стратегических ракетоносцев — один Ту-160М «Белый лебедь» и четыре Ту-95МС «Медведь». В 2019 году в войска должны быть поставлены ещё четыре Ту-95МС.

Всего в 2018 году ВКС получили на вооружение 126 самолётов и вертолётов, 9 космических аппаратов, 120 единиц техники противовоздушной обороны. Доля современного вооружения в военно-воздушных силах достигла 64%, а в целом в ВКС доведена до 74%.

Современный парк Дальней авиации России состоит из ракетоносцев Ту-160М и Ту-95МС, бомбардировщиков Ту-22М3, топливозаправщиков Ил-78 и самолётов-разведчиков Ту-22МР. Состав ДА (с учётом боевых машин, находящихся на хранении) насчитывает почти 120 единиц: 16 Ту-160, 60 Ту-95, 40 Ту-22М. В строю находится чуть менее 60 стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков: 16 Ту-160, 30 Ту-95, 12 Ту-22М. Основное место дислокации соединений ДА РФ — гвардейская авиационная база Энгельс в Саратовской области.

Ту-160М/М2
Начало 2018 года запомнилось первым полётом нового стратегического ракетоносца Ту-160М, изготовленного на авиазаводе в Казани в рамках программы возобновления производства этих машин в облике Ту-160М2. Самолёт с заводским номером 0804, получивший имя «Пётр Дейнекин», был построен на основе имевшегося на заводе технологического задела, но с использованием новейших узлов, деталей и технологий. Самолёт достраивался для решения задач восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений.

Новый самолёт не является опытным образцом модернизированного варианта бомбардировщика. В процессе достройки была проведена малая модернизация: планер и двигатели остались прежними. Начало строительства ракетоносцев Ту-160М2 возможно только после оцифровки РКД, к сентябрю было оцифровано более 500 тысяч конструкторских документов. В апреле 2018 года стало известно, что строительство первого модернизированного ракетоносца Ту-160М2 уже идёт.

В ноябре 2018 года стратегическим ракетоносцем Ту-160М после проведённой модернизации был выполнен пуск двенадцати крылатых ракет воздушного базирования типа Х-101 по полигону Пембой, расположенному за Полярным кругом. Если бы речь шла о ракетах со специальными боевыми частями (вариант Х-102), то подобного ядерного удара хватило бы, чтобы уничтожить небольшую страну площадью до 10 тыс. кв. км.

Ту-95МС/МСМ
В рамках работ по глубокой модернизации стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС в версию Ту-95МСМ на самолёте меняется бортовое радиоэлектронное оборудование, самолёт получит модернизированные двигатели НК-12МПМ. Благодаря модернизированной силовой установке бомбардировщик существенно улучшит лётно-технические характеристики, в том числе увеличится дальность полёта. Первый полёт Ту-95МСМ с модернизированным двигателем запланирован на конец 2019 года.

Двигатель НК-12МПМ, разработки Самарского ПАО «Кузнецов», является модификацией НК-12МП — самого мощного в мире (15 000 л.с.) серийного турбовинтового двигателя.

В 2019 году в ВКС будет передано четыре модернизированных дальних бомбардировщика Ту-95МС.

Ту-22М3М
28 декабря 2018 года в Казани состоялся первый полёт глубоко модернизированного дальнего ракетоносеца-бомбардировщика Ту-22М3М, полёт проходил на высоте 1500 метров и длился 37 минут. Церемония выкатки и передачи первого опытного образца Ту-22М3М на этап наземных и лётных испытаний состоялась 16 августа.

От предыдущей модификации Ту-22М3 остался только планер. В самолёте установлен новый комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования, который в значительной степени унифицирован с Ту-160М, новая система радиоэлектронного противодействия, новый комплекс связи, новый локатор, новый комплекс обороны. Проведены доработки по планеру, позволяющие продлить назначенный срок службы самолёта.

На самолёты будут устанавливаться новые модернизированные более экономичные двигатели, что позволит увеличить дальность и скорость полёта. На новые бомбардировщики будут возвращены штанги дозаправки топливом в воздухе.

По официальным данным, у России есть более 100 ракетоносцев Ту-22М3.

Ту-22М3М — ещё одна «длинная рука» России

ПАК ДА
В течение всего 2018 года поступали сообщения о разработке перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). В январе вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что КБ Туполева приступает к активной фазе проектирования ПАК ДА. Рогозин отметил, что самолёт будет выполнен по схеме «летающее крыло». «Даже внешне он не будет похож на наше понимание традиционного облика самолёта. Это такое летающее крыло, самолёт 21-го века. Но это уже следующий шаг», — сказал вице-премьер.

В марте в ПАО «Туполев» сообщили о подготовке Казанского авиазавода к сборке первых опытных образцов комплекса.

3 сентября на сайте госзакупок ПАО «Туполев» разместило тендер на выполнение составной части ОКР по теме: «Создание комплекса средств математического моделирования систем общесамолётного оборудования изделия 80 (СКВ, ГС, СЭС) для решения задач отладки алгоритмов управления системами, диагностики, парирования отказов и полунатурного моделирования». По информации из открытых источников, «изделие 80» — это перспективный авиационный комплекс дальней авиации.

Осенью поступили сообщения, что самарское ПАО «Кузнецов» начало ОКР по двигателю для «изделия 80». Контракт на создание двигателя для ПАК ДА был заключен между ОДК и компанией «Туполев» в июне 2018 года.

Загрузка…

aviation21.ru

Главное за 2018 год: итоги и надежды гражданской авиации РФ

В 2018 г. произошло много интересных событий в мировой авиационной индустрии. Не менее насыщенным год стал и для российской отрасли авиаперевозок. Мы отобрали наиболее важные, на наш взгляд, события для страны. Неудивительно, что достаточно большое внимание в нашей подборке уделяется крупнейшему российскому перевозчику — «Аэрофлоту», а также самолетостроению. 

Министерство авиапрома

В октябре президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) «Ростеху». Таким образом, «Ростех», включающий в себя «Вертолеты России» и Объединенную двигателестроительную корпорацию, консолидирует в своих руках крупнейших российских представителей авиапрома РФ. Поглощение ОАК должно завершиться в течение полутора лет.

«Аэрофлот» поддержал Superjet и МС-21

В этом году было подписано крупнейшее в истории современного гражданского авиастроения РФ соглашение — «Аэрофлот» заказал сразу 100 региональных SSJ. Кроме того, совет директоров группы одобрил сделку по аренде 50 МС-21.

Аэропорт Красноярска станет международным хабом

В этом году «Аэрофлот» также представил стратегию на новую пятилетку (до 2023 г.), которая предполагает увеличение пассажиропотока группы до 100 млн пасс. Все большее число обслуживаемых пассажиров будет приходиться на транзитных путешественников, желающих осуществить перелет между Европой и Азией. В этом «Аэрофлоту» поможет новый ключевой региональный хаб, который разместится в Красноярске.

SSJ: укоротить и импортозаместить

В ГСС наконец определились, что будут работать над укороченной версией самолета SSJ, рассчитанной на 75 кресел, и официально запустили этот проект  (им уже заинтересовалась вторая по величине российская авиагруппа — S7). Кроме того, авиастроитель, похоже, нашел способ осуществить поставку большой партии на давно желанный рынок — в Иран (а также в другие страны, находящиеся под западными санкциями) без необходимости получения одобрения от США: для этого запущена версия SSJ 100R с увеличенной долей российских комплектующих на замену аналогов американского производства. 

Пулу подменных SaM146 — быть

Хочется отметить еще одно событие, касающееся SSJ. В этом году ГСС активно взялись за улучшение послепродажного обслуживания этого ВС, а при поддержке Минпромторга и участии Объединенной двигателестроительной корпорации все-таки было принято принципиальное решение создать столь необходимый пул двигателей SaM146. Будем следить за развитием событий.

ПД-14 заждался МС-21

Пока сертификация МС-21 опять переносится, первый гражданский турбореактивный двигатель, созданный в России в постсоветский период, — ПД-14 уже получил сертификат типа и готов к испытаниям в составе узкофюзеляжного российского самолета, который сейчас испытывается только с импортными силовыми установками.

Российско-китайский

В этом году было достаточно много новостей о развитиии программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Одно из ключевых событий по ней — утверждение облика  воздушного судна. Посмотреть на макет CR929 можно здесь.

Топливный кризис

В 2018 г. авиакомпаниям пришлось столкнуться с необычайным ростом цен на авиатопливо. В S7 даже заявили о полномасштабном кризисе в отрасли. По оценке группы, в предыдущий раз такой рост стоимости керосина фиксировался в кризисном 2008 г.

Остановка «Саратовских авиалиний»

В 2018 г. стало одной крупной российской авиакомпанией меньше: «Саратовские авиалинии» прекратили полеты. Топливный кризис ни при чем —  перевозчик не выдержал последствий катастрофы Ан-148 и многократных проверок Росавиации. Сертификат компании ведомство решило аннулировать в конце мая.

«А-Техникс» укрепляется

Из сегмента ТОиР можно выделить усиление компании «А-Техникс» (группа «Аэрофлот»). Помимо того что он начал выполнять тяжелые формы ТО на широкофюзеляжных ВС, открыл линейную станцию в Шереметьево и получил сертификат ФАП-285, этот провайдер взял контракт на обслуживание SSJ 100 для их крупнейшего эксплутатанта — «Аэрофлота».

www.ato.ru

Авиастроение в России в 2018 году

Ан-32                                   3               3                —                  —                —              —                 —            —             Антонов
Ан-74ТК-200                        1               1               1                  1               —              —                 —            —             ХГАПП
Ан-178                                  —               —                —                   —               1             —                  —             —           Антонов
Ан-132                                  —               —                —                   —               —              —                 1**          —           Антонов

ВСЕГО                                27            29             40                46              29           28              42           35
в т.ч. без
Суперджетов                      22            17             16                12              11            9                9            11

* первый для испытаний
** прототип собранный из заделов по Ан-32 и ряда импортных компонентов
Данные — из материалов журнала «Взлет»

Как видим львиная доля вновь приходится на Суперджеты (с 2013 г.), при этом надо иметь в виду, что пр-во этих самолетов мало того, что уже не сможет расти — рынок насыщен, мало того вероятные отказы экплуатантов от самолетов приведут к появлению на рынке «секонд-хэнда» — с понятными последствиями для нового пр-ва…
Так что прогноз на 2019 г. — 20 с небольшим Суперджетов.
Хотя на Суперджеты начали ставить новые законцовки крыла, планируют выпустить на рынок укороченную версию на 75 мест, проходится довольно вялая работа по локализации кооперации — но сомнительно что все это приведет к положительным результатам…
И надо сказать, что все это ХОРОШО !!! КАЖДЫЙ выпущенный и проданный Суперджет приносит убытки, неизбежно покрываемые (тем или иным образом) за счет других проектов, при этом иностранные участники получают гарантированную ПРИБЫЛЬ — с каждого самолета и двигателя (доля импортных комплектующих примерно 70%)! Понятно, что такое положение оч.напоминает паразитизм и в нормальной экономике не может быть терпимо.
Да, как опыт вхождения в западный рынок, с тамощними партнерами, в т.ч. с налаживанием сети обслуживания — наверное проект был интересен, в т.ч. в плане воспитания кадров — но всему приходит конец!
Другое дело, что замены в виде «русифицированного» Суперджета и МС-21 нет и когда будет — в свете последних новостей — абсолютно неизвестно. И все т.н. «санкции» в данном случае понятны — Запад пустил РФ — осколок проигравшей «холодную войну» России на свой рынок в виде «бензоколонки» (геополитические построения тут оставим в стороне!), а зачем им наши самолеты и пр. машиностроение?! И так сохраняется наша нек-рая активность на рынках вооружений — они и с этим «работают» (в Индии и пр. странах).
Так что — либо занимай предназначенное тебе «мировым пр-вом» место (16-е), либо не расчитывай на победу в борьбе за 6-е!
Конечно наиболеелогичное, да и предназначенное для России — идти своей дорогой (еще и других по ней вести), но это опять «виртуальная» политика, а авиастроение — это здесь и сейчас.
Чтобы закончить с МС-21 — на 2019 г. намечены первые полеты еще 2-х самолетво (в т.ч на одном должен быть установлен 1 ПД-14), серия отдвигается на неопределенное время.
Как и раньше ВСЕ выпущенные самолеты, кроме Суперджетов — для гос.заказчиков
Завершено пр-во Ан-148 (ранее так же было с Ан-140)
Первый новый Ил-114 МИГовской сборки полетит не ранее 2020 г. (пока для испытаний переделывают старый выпуска 1994 г.)
Ожидается первый полет Ил-112, но на 2-м и 3-м летных образцах проводятся мероприятия по «облегчению конструкции» — насколько они будут успешны, когда закончатся и когда самолеты поднимутся в воздух — неизвестно, до этого всерьез о прооекте в целом и говорить нельзя.
Таганрог начал сборку первых Бе-200 для инозаказчиков, всего планируется в 2019 г. выпустить 3 самолета (если не вмешаются проблемы с двигателями — причем замена запорожских на совместные с французами — это «пустить козла в огород» — с нерадужными перспективами)
Возобновлено пр-во Ил-76МД-90, полетел первый Ил-78М-90 (после серьезной реконструкции на Авиастаре), в 2019 г. ждем 5-6 новых самолетов
Казань продолжит штучный выпуск Ту-214
Ил-96-400М заказано аж 5 штук, есть небольшая вероятность, что первый из них полетит в кон. этого года. Предусмотрена поддержка для лизинга а/к 6 новых таких самолетов — в принципе правильно, в данный момент — хоть как-то сохранить мощности и кадры по широкофюзеляжным лайнерам (кончено потирание рук Боингом в связи с новостями о прекращении выпуска А-380 — это для нас другая планета, но хоть «краешек» поля сохранить — а там посмотрим как пойдет проект с китайцами…)
Итак, по перспективам на 2019 год:
— 20 Суперджет
— 2 МС-21
— 3 Бе-200
— 1 Ил-112
— 3 Ту-214
— 5 Ил-76/78
Всего — 34 самолета, т.е. сохранение уровня этого года, но неСуперджетных уже будет 14 !
Планы на 2019 год от журнала «Взлет» — примерно 40 самолетов (неСуперджетных — 15)
Повторюсь — сравнивать это все с Западом не имеет смысла — наше гражданское авиастроение — не более 2% мирового, т.е. на уровне стат.погрешности…
Напомню, что в Большой России/СССР в нач. 80-х выпускалось примерно по 300 пассажирских и транспортных самолетов в год — на нас приходилось до 20% мирового рынка.

nosikot.livejournal.com

Сколько самолётов построила Россия в прошлом году — ZAVODFOTO.RU

Начнём, пожалуй, с военного сектора. По этому направлению наши самолёты во всём мире уважают. Так вот по итогам 2018 года суммарный выпуск боевых и учебно-боевых самолетов в России в рамках гособоронзаказа и экспортных контрактов составил порядка 95 машин. На экспорт Россия поставила около 40 боевых самолётов. В 2017 году наши заводы собрали 94 боевые машины.

На данный момент, с 2016 года на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) им Ю.А.Гагарина ведется изготовление истребителей Су-35С в рамках контракта на строительство 50 машин для Министерства обороны России. Иркутский авиазавод в прошлом году изготовил и передал Минобороны России 14 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130 и 14 многофункциональных истребителей Су-30СМ. В итоге контракт на поставку партии из 30 машин Як-130, заключенный в 2016 году, был полностью выполнен. На Новосибирском авиазаводе в 2018 году было построено и передано военным 14 фронтовых бомбардировщиков Су-34, серийное производство которых началось в апреле 2005 года.

Много мы отправили и за бугор. Например, Китай в прошлом году получил суммарно 18 (по другим данным — 20) истребителей Су-35 из 24 заказанных по контракту. В прошедшем году корпорация «Иркут» продолжила поставки самолетов Су-30МКИ в Индию. На первоначальных этапах в Индию поставлялись машинокомплекты для сборки. Сейчас уже идут поставки полуфабрикатов. Сейчас индийская сторона локализовала практически полный цикл изготовления Су-30МКИ и его бортовых систем у себя. Это происходит на заводах корпорации HAL. Для справки, только на авиазаводе в Бангалоре ежегодно собирают 12 истребителей Су-30МКИ в год. Также 15 самолётов МиГ-29М/М2 мы отправили в прошлом году в Египет.

Что касается гражданки, то в 2018 году производство пассажирских и транспортных самолетов на отечественных авиазаводах составило всего 38 машин. Большая часть, из которых была построена на авиазаводе АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), что в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) — 26 машин марки «Суперджет-100» (SSJ-100). Всего своим заказчикам компания по итогам года отправила 28 самолетов SSJ-100 различных модификаций. А так для сравнения, в 2017 году наши заводы построили 41 машину.

Важно отметить, что в 2018 году на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), входящем в состав корпорации «Иркут», были построены два летных образца перспективного ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-300 (машины № 21003 и № 21004), а также планер самолета (№ 21005), предназначенный для ресурсных испытаний в ЦАГИ. На Ульяновском авиастроительном комплексе «Авиастар-СП» была выпущена и полетела первая серийная машина Ил-76МД-90А (№01-10). Её первый раз подняли в воздух 22 декабря 2018 года. В 2018 году на Казанском авиазаводе велась постройка трех машин Ту-214 для специального летного отряда (СЛО) «Россия». По неофициальной информации, первый Ту-214 из этой партии был выкачен из сборочного цеха осенью 2018 года, но в воздух до конца года его не поднимали.

В октябре прошлого года на Воронежском авиазаводе (ПАО «ВАСО») по заказу Минобороны России был построен и совершил первый полет пятнадцатый самолет Ан-148 (бортовой № RA-61735 и серийный № 44-02). Это был последний самолет Ан-148 из партии, построенной по заказу Минобороны России. После завершения приемо-сдаточных испытаний самолет поступил в отдельный транспортный смешанный авиаполк Центрального военного округа в Свердловской области. Кроме этого, 27 ноября 2018 года на «ВАСО состоялась передача первого опытного образца самолета Ил-112В (№ 0101), предназначенного для летных испытаний, на Летно-испытательную станцию (ЛИС) предприятия. Машину планируется поднять первый раз в воздух в январе-феврале 2019 года. В 2018 году на авиазаводе в Таганроге (ТАНТК им. Г.М.Бериева) после переноса производства из Иркутска в Таганрог построены и сданы заказчику три самолета-амфибии Бе-200ЧС (серийные № 306, № 307 и № 308). Эти машины были переданы МЧС России.


zavodfoto.livejournal.com

В России будут строить 130 гражданских самолетов в год

Россия активно развивает отечественное авиастроение. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) к 2025 году планирует выпускать 120-140 гражданских самолетов в год. Об этом заявил президент корпорации Юрий Слюсарь в эфире телеканала «Россия 24».

«Мы должны выйти на производство 120-140 самолетов к 2025 году. Это все гражданские самолеты, включая Sukhoi Superjet, МС-21. К этому времени на финише окажется наш широкофюзеляжный самолет, российско-китайский, будут понятны его перспективы. Поэтому для нас тренд увеличения в портфеле количества гражданских самолетов является основным»

Юрий Слюсарь

А какие гражданские самолёты сегодня производит Россия?

Во-первых, это всем известный Sukhoi Superjet 100. Он давно находится в серийном производстве. Первый полет состоялся в 2008 году. Предназначен для использования на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 3000 км (базовая комплектация) и до 4500 км (LR – комплектация с увеличенной дальностью полета). Вмещает 120 пассажиров (зависит от модели).

Во вторых, это новая испытываемая сейчас модель МС-21, композиты для которого отказались поставлять иностранные компании. Судя по характеристикам, весьма конкурентоспособный самолет в сравнении с Boeing и Airbus. Сейчас тестируются модели МС-21-200 (от 132 до 165 мест) и МС-21-300 (от 163 до 211 мест). В проекте ещё МС-21-400 (до 250 мест).

Во-вторых, это гражданский самолёт Ил-114-300, предназначенный для эксплуатации на местных воздушных линиях, модернизированная версия турбовинтового самолета Ил-11. Он применяется для внутреннего рынка авиаперевозок. Пока ведутся опытно-конструкторские работы.

В-четвертых, широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-300 по проекту 1988 года. Он сейчас производится и используется. Может взять на борт до 300 пассажиров. Существует готовая модификация Ил-96-400М с удлинённым фюзеляжем, увеличенным размахом крыла и более мощными двигателями вмещает до 435 пассажиров. Основной заказчик – госструктуры.

В-пятых, широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет нового поколения CR929, реализуемый в рамках совместного проект ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и Китайской корпорации гражданского авиастроения (СОМАС). По плану, первый полет состоится в 2023 году.

Конечно, для такой страны как Россия 130 самолетов в год это не предел. Тот же Boeing реализовал, по данным за 2018 год, 806 самолетов. Airbus – 800. Нам есть кк чему стремиться. Однако Boeing и Airbus не испытали того, через что прошло российское авиастроение. Может и не было бы сегодня Boeing и Airbus.

Долгое время гражданское авиастроение в России было отдано иностранным компаниям. Но всё начало меняться. При этом стоит отметить, что на международном рынке гражданской авиации сегодня существенные барьеры. Войти на него не так просто в силу сильных позиций уже названных лидеров отрасли. Но все течёт, все меняется. Это лишь первый шаг, причем весьма серьезный.

bolshefaktov.ru

Российский воздушный транспорт – 2018. События года

1. Аэропорты России впервые обслужили 200 млн чел.

В 2018 г. пассажиропоток российских аэропортов впервые в отечественной истории превысил 200 млн чел. (годом ранее он составил 186,8 млн чел.), а число пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями, превзошло 116 млн чел. (рост на 10,5%). Одним из заметных факторов роста этих показателей стало проведение в России летом 2018 г. Чемпионата мира по футболу. К этому событию был приурочен ряд важных работ по модернизации аэропортовой инфраструктуры страны. Так, в прошлом году был открыт новый терминал В столичного аэропорта Шереметьево, который связал с южным терминальным комплексом (D, E, F) уникальный подземный тоннель с беспилотными поездами. Шереметьево в 2018 г. подтвердило свое первое место в стране по пассажиропотоку (45,8 млн чел., рост на 14%). Кроме того, в 2018 г. введен в эксплуатацию новый терминал аэропорта Симферополя, завершена реконструкция калининградского Храброво и т.д.

2. В российских авиакомпаниях уже больше 100 Superjet 100

В минувшем году число новых отечественных региональных пассажирских авиалайнеров SSJ100 в парке российских авиакомпаний перешагнуло рубеж в 100 самолетов. В сентябре 2018 г. свой 50‑й Superjet получил стартовый заказчик таких лайнеров – «Аэрофлот». В том же месяце между ОАК и «Аэрофлотом» было заключено соглашение на поставку в ближайшие семь лет еще 100 «суперджетов». По данным Росавиации, помимо «Аэрофлота», на конец 2018 г. самолеты SSJ100 эксплуатировались авиакомпаниями «Ямал» (15 машин), «Газпром авиа» (10), «ИрАэро» (7), «Азимут» (8), «Якутия» (4) и др. В конце декабря прошлого года свой первый SSJ100 получила череповецкая «Северсталь», а в ноябре было заключено соглашение на поставку таких самолетов авиакомпании «Алроса».

 

3. Первые Boeing 737MAX в России

В октябре 2018 г. авиакомпания «Глобус» (входит в группу S7 Airlines) первой в России приступила к эксплуатации новых среднемагистральных авиалайнеров Boeing 737MAX. К концу года на линиях компании из Новосибирска летало два Boeing 737‑8 в «фирменной» зеленой ливрее S7 Airlines, а всего по контракту с Air Lease Corporation до 2020 г. «Глобус» должен получить 11 самолетов этого типа. В наступившем году «максы» ждут и другие отечественные авиакомпании. Так, весной прошлого года Boeing опубликовал информацию о контракте на 30 Boeing 737MAX с авиакомпанией «ЮТэйр». Осенью 2019 г. первый из 20 заказанных Boeing 737‑8 планирует получить лоукостер «Победа» (дочернее предприятие «Аэрофлота»). В этом году ожидают такие самолеты также «Уральские авиалинии» и «НордСтар».

 

4. «Ред Вингс» модернизирует парк

В прошлом году авиакомпания «Ред Вингс», отметившая в августе свое 10‑летие и до 2017 г. эксплуатировавшая исключительно самолеты российского производства, заключила контракт с ГТЛК на поставку в операционный лизинг шести новых авиалайнеров Airbus A220‑300 (Bombardier CS300). Все они должны выйти на линии в течение этого года и получат новую ливрею «Ред Вингс», презентация которой состоялась в сентябре 2018 г. В настоящее время весь объем пассажирских перевозок компания выполняет на полученных со вторичного рынка четырех Airbus А320 и восьми А321: полеты на имеющихся в «Ред Вингс» пяти Ту‑204 прекращены с октября 2018 г. (они продолжают числиться в парке компании, но выведены на хранение). В дальнейшем А320 и А321 будут заменены в парке перевозчика на новейшие отечественные авиалайнеры МС‑21‑300, контракт на поставку 16 которых был заключен с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» в июле 2017 г.

 

5. «Ерофей» и другие изменения на рынке грузовых авиаперевозок

Летом 2018 г. начал свою работу новый отечественный грузовой авиаперевозчик «Ерофей» (летает под брендом E-Cargo). Пока он эксплуатирует всего один Boeing 757‑200F. Три самолета аналогичного типа поступили в прошлом году в авиакомпанию «Авиастар-ТУ», работавшую до этого исключительно на «грузовиках» семейства Ту‑204 (два из них принадлежат «Почте России»). По итогам 2018 г. в тройку лидеров отечественной гражданской авиации по перевозке грузов и почты стремительно ворвалась авиакомпания «Победа». В 2017 г. она занимала по этому показателю лишь 17‑е место, но увеличение парка в прошлом году на восемь самолетов (до 24) и целенаправленная политика руководства компании позволили «Победе» повысить за год перевозки грузов и грузооборот в 9 раз.

 

6. Санитарная авиация набирает обороты

В 2018 г. холдинг «Вертолеты России» поставил по заказу Государственной транспортной лизинговой компании 31 новый санитарный вертолет (12 «Ансатов», 13 Ми‑8АМТ и шесть Ми‑8МТВ‑1). С учетом переданных в эксплуатацию годом ранее 29 аналогичных машин, российские авиакомпании получили уже 60 новых вертолетов с медицинскими модулями, на которых было выполнено 6000 санитарных вылетов и доставлено более 8000 пациентов. В сентябре 2018 г. холдинг подписал контракт на поставку создаваемой корпорацией «Ростех» Национальной службе санитарной авиации (НССА) 46 вертолетов Ми-8АМТ и 104 «Ансатов», оснащенных медицинскими модулями.

 

7. Сертифицирован первый самолет для сельскохозяйственной авиации

6 сентября 2018 г. Росавиация выдала сертификат типа на новый самолет МВ‑500 (Т‑500), предназначенный для сельскохозяйственных работ. Он стал первым в истории постсоветской России сертифицированным специализированным агросамолетом, что стало возможным благодаря кооперации разработчика машины – казанской фирмы «МВЕН» – с ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина холдинга «РТ-Химкомпозит» госкорпорации «Ростех». В сентябре 2018 г. было заключено соглашение на поставку первых десяти серийных самолетов Т‑500 уфимской авиакомпании «РусАвиа». Помимо сельскохозяйственных работ, Т‑500 можно использовать для авиалесоохраны, экологического мониторинга, воздействия на гидрометеорологические явления и т.п.

 

8. «Саратовские авиалинии» ушли с рынка

30 мая 2018 г. Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании «Саратовские авиалинии». Это решение стало результатом «формального подхода к устранению несоответствий и отсутствия должного контроля со стороны руководства авиакомпании», выявленных в ходе проверок перевозчика регулятором после катастрофы самолета Ан‑148‑100В (RA‑61704) в Московской области 11 февраля 2018 г., в которой погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Год назад активный парк «Саратовских авиалиний» включал два самолета Е195, пять Ан‑148 и шесть Як‑42Д. После катастрофы, прошлой весной, компания провела ребрендинг, став летать под именем Ivolga Airlines, получила третий Е195 и готовилась принять еще один, ожидала свой первый Boeing 737‑800. Но этим планам не довелось сбыться: по решению авиационных властей компании, занимавшей в начале минувшего года 17‑е место в России по количеству перевезенных пассажиров, пришлось прекратить свою операционную деятельность.

 

9. Местные авиалинии ждут новую отечественную технику

Весной 2018 г. между Улан-Удэнским авиационным заводом холдинга «Вертолеты России» и якутской авиакомпанией «Полярные авиалинии» подписан долгосрочный контракт на поставку начиная с 2021 г. турбовинтовых самолетов для местных воздушных линий ТВС‑2ДТС («Байкал»). Машина разработана СибНИА им. С.А. Чаплыгина как преемник давно требующего замены биплана Ан‑2. Предполагается, что в период до 2025 г. для местных воздушных линий Восточной Сибири и Дальнего Востока России будет построено до 200 самолетов подобного типа. Кроме того, в минувшем году началась практическая работа по подготовке конструкторской документации и постройке опытного образца модернизированного турбовинтового самолета Ил‑114‑300, который должен заменить на региональных линиях Сибири и Дальнего Востока списываемые по ресурсу Ан‑24 и Ан‑26.

 

10. Российские аэропорты получили имена

В 2018 г. был реализован масштабный патриотический проект по присвоению аэропортам России имен выдающихся соотечественников. Имена выбирались путем онлайн голосования из нескольких вариантов. Некоторые аэропорты получили имена знаменитых авиаторов, связанных с данным регионом (например, аэропорт Анапы был назван в честь родившегося в соседнем Новороссийске дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя Владимира Коккинаки). Но в ряде случаев объяснить результат голосования нелегко. Так, московское Шереметьево теперь носит имя Александра Пушкина, а Домодедово – Михаила Ломоносова. Итоги голосования получили неоднозначную оценку общественности, а в некоторых случаях предложения самих жителей регионов так и не попали в список для голосования. Стоит отметить, что официальные названия аэропортов, несмотря на присвоение имен, остались прежними.

Печатная версия материала опубликована в журнале «Взлёт» № 1-2/2019

www.take-off.ru

Главное за 2018 год: итоги и надежды гражданской авиации России

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • www.arms-expo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *