Ил-18 — Кругозор — Ретро-Модели.Ру

  • Ил-18 — ещё один легендарный самолёт, много лет служивший советскому “Аэрофлоту”, и продолжающий эксплуатироваться в настоящее время. Мало кто сейчас помнит, что в серийное производство была запущена только вторая версия этого авиалайнера — первая, с таким же названием, появилась в 1946-м году и оснащалась четырьмя поршневыми двигателями.
     

    Советская лёгкая промышленность порадовала любителей стендового моделизма в 1960-е гг., когда МЗМПИ (Московский завод пластмассовой игрушки) представил целую линейку советских самолётов, включая Ил-18. Далее, в течении 1970-1990 гг., они выпускались под марками “Юный техник” и “Кругозор”. Из всех лайнеров именно Ил-18 оказался одним из самых успешных и наиболее долгоживущим — последняя серия, в доработанном исполнении, была выпущена фирмой “Алангер” в 2006-2007 гг.
     

    Редакция сайта Ретро-модели.ру благодарит Владимира Троицкого за помощь в подготовке статьи. В процессе создания использованы графические материалы, которые предоставили нам

    М.Чизганов, А.Алов и Sauron, а также с интернет-аукционов Авито и Мешок.

  • Вопрос пассажирских перевозок в послевоенное время начал волновать руководство ГВФ СССР ещё в 1944-м году, когда было одобрено сразу несколько проектов авиалайнеров различной дальности, среди которых особо выделялся четырех двигательный Ил-18 с очень благородными аэродинамическими формами. Первый полёт на нём был совершен 17-го августа 1946 года и в течении следующих двух лет этот самолёт прошел серию испытаний, включая переделку в военно-транспортный вариант. Впоследствии, по ряду причин, именно милитаризированный вариант стал основным, причем в числе основных задач была буксировка планера Ил-32.

    История Ил-18 завершилась прозаически – серийное производство планеров так и не состоялось, а в 1949 году акцент сместился на другие проекты. В конечном итоге первый Ил-18 был отправлен на хранение и затем разобран.

     

    Второй “подход к снаряду” состоялся только через несколько лет. В соответствии с приказами правительства и авиационного министерства (апрель-июнь 1956 года) специалисты ОКБ-240 приступили к проектированию совершенно нового пассажирского самолёта средней и большой дальности с турбовинтовыми двигателями.

    Имея на руках богатый проектный опыт по первому Ил-18 “ильюшинцы” ударными темпами разработали и собрали первый прототип самолёта, первоначально имевшего обозначение Ил-18А. Главной особенностью нового авиалайнера было то, что разрабатывался он как чисто гражданская машина, а не на базе бомбардировщиков, как это было в случае с Ту-104 и Ту-114.

    Первый полёт прототипа Ил-18А (регистрационный номер CCCР-Л5811) состоялся в начале июня 1957 года, а испытания длились до следующей весны. По инициативе первого председателя Московского горкома самолёт назвали

    “Москва”.

    Серийное производство начали ещё до постройки второго прототипа (Ил-18-8А) на заводе №30, а тем временем в ОКБ-240 уже находились в работе проекты с салоном большей вместительности и транспортно-санитарный Ил-18Т. В общей сложности, до конца 1958-го года, сдали 20 серийных Ил-18А, отличавшихся от опытных образцов увеличенным пассажирским салоном (с 75 до 89 мест) и отсутствием переднего багажного отсека. Список дальнейших основных модификаций выглядел следующим образом:

     

    Ил-18 “Салон” — cамолёты для специальных перевозок высокопоставленных государственных деятелей c 10 вариантами компоновок салонов (заводские индексы: 13А, 22А, 29А, 39А). В 1956—1969 гг. в варианты «Салон» были переоборудованы около 20 самолётов Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.

    Ил-18 “Полоса” — единственный опытный самолёт оснащенный в 1965 году комплексом навигационно-пилотажного оборудования, позволявшего выполнять автоматический полёт по всей траектории.

    Ил-18А — первые 42 серийных самолёта с двигателями НК-4. В связи с ненадёжной работы двигателей с января 1959 года эксплуатация самолётов Ил-18А была прекращена, а позднее они были переоборудованы в модификацию Ил-18Б.

    Ил-18Б — модификация с двигателями АИ-20, в 1958—1959 гг. построено 64 машины.

    Ил-18В — модификация улучшенной компоновки с тремя пассажирскими салонами.

    Ил-18В-26А (Ил-18Д) — модификация для перелётов в Антарктиду с увеличенным запасом топлива, комфортабельным салоном на 20 пассажиров, дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием. В 1962 году изготовлено 3 самолёта.

    Ил-18Гр — транспортная модификация без пассажирского оборудования, усиленным полом, рельсом с тельфером на потолке салона. Новые самолёты не строились, поскольку с 1978 года в Ил-18Гр на авиаремонтных заводах переоборудовались серийные пассажирские самолёты, не выработавшие ресурс.

    Ил-18ГрМ — транспортная модификация, появившаяся почти одновременно с Ил-18Гр. Отличалась наличием большой грузовой двери в левом борту, напольной механизацией (компоновки «41» и «42А»). В 1990—1996 годах переоборудовано несколько самолётов Ил-18Д.

    Ил-18Д — модификация с увеличенной дальностью и коммерческой нагрузкой с двигателями АИ-20М. В течении 1965—1969 гг. построено 122 самолёта.

    Ил-18Д “Помор” — единственный самолёт Ил-18Д переоборудованный для рыбной разведки.

    Ил-18ДЦ “Циклон” — модификация для метеорологических исследований.

    Ил-18ДОРР — модификация дальнего обнаружения рыбных ресурсов. С апреля 1985 года изготовлено 2 самолёта.

    Ил-18Е — модификация с увеличенным числом мест (до 100-110), доработанной системой кондиционирования и улучшеной отделкой салонов. В 1965—1966 годах было выпущено 23 самолёта.

    Ил-18И — модификация с удлиненным фюзеляжем на 127 пассажирских мест. Увеличение пассажировместимости было достигнуто за счет уменьшения шага кресел и размещения их по 6 в ряд. При этом комфортабельность в салоне заметно уменьшилась, а центровка сместилась назад. Построено 2 экземпляра. На базе Ил-18И впоследствии был создан Ил-18М.

    Ил-18ЛЛ — модификация типа “летающая лаборатория”. Переоборудованием занимался ЛИИ им. М.М.Громова.

    Ил-18РТ (Ил-18СИП) — модификация измерительный пункт. Два переоборудованных в 1964 году Ил-18В отличались аппаратурой приёма и регистрации телеметрической информации, а также 15 рабочими местами операторов в салоне.

    Ил-18РТЛ — единственный прототип Ил-20РТ, переоборудованный в 1971 году из серийного Ил-18 специалистами ЛИИ им. М.М.Громова. Отличался большим обтекателем антенн сверху фюзеляжа

    Ил-18Т (Ил-18АТ, БТ, ВТ) — транспортно-санитарная модификация без пассажирских кресел, туалетов и гардеробов. Первый полёт состоялся 29 февраля 1960 года, а в дальнейшем Ил-18Т получали путем переоборудования из пассажирских самолётов.

    Ил-18ТД — единственный транспортно-десантный вариант, изготовленный в 1968 году.

    Ил-18УШ — небольшая серия учебно-штурманских самолётов с 20 рабочими местами штурманов в салоне, разработанная в 1972 году.

     

    Поскольку Ил-18 активно использовались в составе советских ВВС по кодификации НАТО самолёты получили название “Coot” (“Простак”).

     

    Несмотря на то, что Ил-18 являлись очень надежными машинами, именно с ними произошло более 100 аварий и катастроф. Однако, если в первые годы эксплуатации трагические инциденты были, в основном, связаны с работой силовой установки и внутренних систем, то в последующий период всё большее значение приобретал человеческий фактор.

    Как дальне- и среднемагистральный лайнер Ил-18 оставался основным вплоть до середины 1970-х гг., когда его не вытеснили Ил-62 и Ту-154. В дальнейшем турбовинтовые лайнеры летали преимущественно на внутренних авиалиниях, хотя значительное количество Ил-18 различных серий было продано авиакомпаниям ГДР, Польши, Венгрии, Румынии, Нигерии и Кубы (впоследствии часть этих самолётов была перепроданы). В 1990-х годах некоторые сохранившиеся в лётном состоянии экземпляры Ил-18 сдавались в лизинг или же продавались российским авиакомпаниям, но уже в 21 веке на территории бывшего СССР в строю осталось всего несколько десятков самолётов.

     

    По состоянию на 2010 год в коммерческой эксплуатации находилось чуть менее 10 самолётов Ил-18 различных модификаций, которые принадлежали следующим авиакомпаниям:

    НПП “Мир” (Россия) — два Ил-18Д (летающая лаборатория),

    Expo Aviation (Шри-Ланка) один самолёт.

    Jubba Airways (Сомали) — два самолёта.

    Air Koryo (КНДР) — один самолёт.

    Air Sirin (Украина) — один самолёт.

     

    Не менее интересными были “боковые ветви” развития Ил-18, приведшие к созданию специализированных самолётов с собственными обозначениями.

    Ил-20 — самолёт радиоэлектронной разведки. Оборудован РЛС бокового обзора, фотоаппаратурой, ИК-сканером, оптическими датчиками, системой спутниковой связи для обмена данными в режиме реального времени. Серийно производился с 1968 по 1976 годы. В последнее время данная модификация получила известность не только в связи с заменой на Ту-214, сколько в связи уничтожением российского Ил-20 над Сирией.

    Ил-22 — воздушный командный пункт. Самолёты переделывались из серийных Ил-18. В начале 2010-х гг. на его базе был разработан вариант Ил-22ПП Порубщик, оснащенный современной аппаратурой подавления c боковыми антеннами и буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров.

    Ил-24 — самолёт ледовой разведки, разработанный на базе Ил-18Д. Построено два экземпляра (СССР-75449 и СССР-75466). Самолёты этого типа оборудовались системой «Нить», которая состояла из радиоэлектронного комплекса «Нить-К» (комплекс установлен внутри фюзеляжа, а в обтекателе под фюзеляжем установлены антенны комплекса) и системы «Нить-Л» на корабельном приёмном пункте.

    Ил-38 — противолодочный самолёт средней дальности, разработанный на основе пассажирского Ил-18В. Серийное производство Ил-38 осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» с 1967 до 1972 год. Всего построено 65 машин, часть которых продолжает находится в эксплуатации в составе авиации ВМФ России и ВМС Индии.

     

  • История советской модели Ил-18 не так проста, как кажется. Пресс-форма для неё было изготовлена в начале 1960-х гг., но, что именно послужило для неё мастер-копией – сейчас большой вопрос. Необычность ситуации заключается в том, что по масштабу 1/100 и технологическому делению советская разработка практически полностью идентична модели

    “IL-18” от фирмы “VEB Modell -und Plastspielwaren Kombinat” (в будущем переименованная в “VEB Plasticart”), появление которой определяется примерно 1961-1963 гг. В дополнение к этому следует отметить, что советская модель, выпускаемая Московским заводом металлической и пластмассовой игрушки (МЗМПИ), одна из немногих у данного производителя, имела имитацию шасси (которое, кстати, позаимствовали от модели Ту-104). Таким образом нельзя исключать того, что как в СССР, так и в ГДР, могли использовать один и тот же мастер-макет.

     

    Первое издание, появившееся в 1963-м году под названием “Самолет Ил-18”, было поистине уникальным. Коробка от МЗМПИ имела эффектный рисунок Ил-18 с регистрационным номером СССР-5454, а в комплект входила инструкция-буклет, декаль и краски — почти как у “немца”! Кроме того, цвет пластика в наборе был разным: фюзеляж и винты — белые, крылья — серебристые, детали шасси — черные.

    Подставка к модели первоначально шла с прямоугольным основанием “крыловидного” профиля с выштамповкой эмблемы “Аэрофлота” и высокой изогнутой стойка (такими же комплектовались Ил-62, Ту-104 и другие модели “Юного техника”). Позднее все крупные модели стали комплектоваться подставкой “минималистичного” дизайна (прямоугольная “шершавая” платформа с прямой наклонной стойкой).

     

    Впрочем, всё это великолепие длилось не более 10 лет. Тезис экономика должна быть экономной, продвигаемый в 1980-е гг., на самом деле стал применяться гораздо раньше и на пластиковых моделях он сказался не самым лучшим образом.

    Первой жертвой такой экономии стала коробка — вместо полноценного рисунка появилось “рекламно-агитационное” изображение Ил-18 в проекции сверху над картой СССР красного цвета. Точную дату этого события пока установить не удалось, но вероятнее всего это произошло в 1968-1969 гг. Одновременно с этим немного изменилось название, где обозначение самолёта стало писаться в верхнем регистре букв — “Сборная модель самолёта ИЛ-18”.

    В начале 1970-х гг. эта модель стала появляться в продаже под торговой маркой “Юный техник”, но в этот период комплектность модели оставались без изменений.

     

    В таком виде “Сборная модель самолёта ИЛ-18” выпускалась вплоть до конца 1970-х гг., когда пресс-форма переехала на завод “Кругозор”. В “кругозоровском” исполнении геометрия модели стала быстро ухудшаться: разметка дверей и рулевых поверхностей сменилась с внутренней на наружную, утолстились и закруглились концы крыльев, увеличились в диаметре иллюминаторы и “завалился” проем кабины пилотов.

    Последовавшее вскоре “обновление” комплектов лишь усугубило их общее состояние, поскольку прежняя инструкция-буклет была заменена на квадратный лист, а вместо декали в период горбачевской “перестройки” появилась “липкая аппликация” на лавсановой плёнке. В плане качества “аэрофлотской” ливреи эти наклейки были из разряда “раз на раз не приходится”, но в этот раз борт с номером СССР-75638 был вполне реальным. Примечательно, что дизайн коробки старого образца оставался неизменным вплоть до конца 1980-х гг.

     

    Последний период в истории “кругозоровского” Ил-18 наступил в 1990-е гг. После развала Союза отливки продолжали штамповать на порядком изношенной производственной оснастке, но в связи с насыщением постсоветского рынка зарубежной продукцией намного более высокого качества, интерес к “дубовым” авиалайнерам быстро угас. Единственное, что удалось сделать “Кругозору” для конкурентной борьбы, так это сменить морально устаревшую советскую коробку на упаковку “универсального” типа – на её основных сторонах располагались изображения производимых моделей, а на боковой стороне присутствовали “ячейки” с их названиями, которые нужно было отметить стикером. Решение было продиктовано соображениями экономии, но, в итоге, принесло больше вреда, так как, кроме непрезентабельного внешнего вида, коробка, стоящая на витрине, абсолютно не давала понимания, что же за набор находится внутри, и потенциальному покупателяю приходилось специально спрашивать продавца.

     

    Надо отметить, что в процессе серийного производства “Сборная модель самолёта ИЛ-18” от “Юного техника”\”Кругозора” не претерпела серьёзных изменений. В то же время, с её немецким аналогом был связан такой интересный факт.

    В начале 1970-х гг. фирма “ VEB Modell und Plastspielwaren Kombinat” взялась за обновление модельного ряда, попутно дорабатывая пресс-формы для более ранних моделей. Для “IL-18” этот вопрос решился в положительную сторону – мало того, что модель оставили в производстве, так для неё произвели замену воздушных винтов и стоек шасси (последние вообще нельзя было назвать большим успехом для всех ранних разработок из ГДР).

    Между тем, чтобы сократить расходы на разработку, модели “IL-18” и “TU-104” получили “унифицированные” детали колёс, размеры которых для носовой стойки составляли 10 мм, а для основных стоек – 11 мм. На самом же деле, у реальных Ил-18 диаметры колес равнялись 700 и 930 мм, а у Ту-104 – 900 и 1100 мм соответственно, так что подобную “унификацию” вряд ли можно было оценить положительно. С другой стороны, московская “Сборная модель самолёта ИЛ-18” всё время выпускалась с “родным” шасси.

     

    Также не лишним будет рассказать, что в 1970-е гг. небольшая экспортная партия отливок с инструкциями от “Юного техника” была отправлена в ГДР. Перепаковкой модели занималась фирма “Diwi”, разработавшая новую коробку, не сильно уступавшую по красочности “VEB Plasticart”, но почему-то отказавшейся от собственной декали. Сейчас эти комплекты, составлявшие определённую конкуренцию “настоящим немцам”, являются настоящими раритетами.

     

    Так сказать, “финальный аккорд” (или “лебединая песня”, если хотите) имел место уже в 21 веке. Ещё до ликвидации завода “Кругозор” пресс-формы для моделей Ту-104, Ил-18 и Ил-62 были вывезены со склада и отправились “неизвестном направлении”. Позднее выяснилось, что возобновлением выпуска решила заняться фирма “Алангер”. Производственная оснастка для двух первых моделей была не просто отремонтирована — для них решили сделать исключение, придав более товарный вид. Доработка Ил-18 заключалась в том, что были заделаны все иллюминаторы, но на большее сил (или желания) уже не хватило.

    Снова в продажу модель поступила в 2006-м году, причем сразу в двух вариантах под коробочными названиями “Авиалайнер Ил-18” (Cat.No.050002) и “Российский авиалайнер Ил-18М” (Cat.No.050004). Суть такого разделения заключалась в том, что помимо новой упаковки и инструкции в комплект входили совершенно изумительные декали от фирмы “Бегемот” для двух разных бортов, где оформление включало нарисованные иллюминаторы.

    Впрочем, “праздник на улице Ил-18” длился очень недолго. В 2007-м году фирма “Алангер” была подвергнута процедуре банкротства, а пресс-формы арестованы и вывезены на один из подмосковных складов. По неподтвержденной информации, несколько лет назад оснастка для производства советских авиалайнеров была сдана на металлолом.

     


  • Очередной раритет современности, некогда в изобилии присутствовавший на прилавках московских магазинов, скрывает в себе несколько тайн, открыть которые было был настоящим подарком для исследования истории советского моделизма.

    Как уже было сказано ранее в разделе “Выпуск” имеется большая вероятность того, что модели Ил-18 и Ту-104, разработанные в 1960-е гг. советским МЗМПИ (впоследствии “Юный техник”) и фирмой “VEB Plasticart”, имели в основе одинаковые прототипы. Часть ответов на имеющиеся вопросы даёт серия статей “Plasticart – модели и самолеты”, опубликованная в журнале “История авиации” в 2001-2002 гг.

     

    “…Модель Ил-18 была выполнена с оригинала самой многочисленной серийной модификации Ил-18В, самолеты которой внешне отличались от Ил-18А и Б в основном расположением входных дверей и иллюминаторов. Кроме того, диаметр винтов на модели равнялся 4.5 см, что в сотом масштабе соответствовало винтам АИ-68И ТВД серии АИ- 20, которые устанавливались на Ил-18Б и В, тогда как диаметр винтов АИ-68В ТВД НК-4, устанавливаемых на Ил-18А, равнялся 4.2 м. Модель не соответствовала оригиналу по форме и размерам управляющих аэродинамических поверхностей, а также по размеру иллюминаторов и их расположению в задней части пассажирской кабины, хотя их общее количество было тем же – по 16 с каждого борта…”

    Эта цитата, соответственно, применима и к “Сборной модели самолёта ИЛ-18”. К этому можно было добавить очень своеобразную имитацию стоек и колес шасси, которая на немецкой модели впоследствии была улучшена, а на советской осталась не неизменном виде, вплоть до момента прекращения серийного выпуска в 2007 году. А вот с носовой частью фюзеляжа, имевшую “заваленную” кабину пилота и “бульбовидный” нос, по всей видимости никто разбираться не собирался от слова совсем.

     

    Отдельная песня – это оформление модели. На протяжении советского периода выпуска Ил-18 снабжался декалью для вымышленного борта СССР-5454. Возможно, он имел какое-то отношение к Ил-18Д (СССР-75454), но это очень сомнительно. Не уступили в этом и немцы из “DIwi”, сохранив на бокс-арте ливрею “Аэрофрота”, но изменив регистрационный код на СССР-2506. При этом, декаль в экспортном комплекте отсутствовала.

    Лавсановая “липкая аппликация”, появившаяся во второй половине 1980-х гг., по графическому исполнению выглядела более эстетично, да и борт СССР-75638 (1958 года выпуска, заводской номер 188000202, серийный номер 025-02) был реальным самолётом модификации Ил-18А. В период существования Советского Союза эта машина входила в состав Душанбинского ОАО и по данным с сайта russianplanes.net сейчас находится на хранении.

    Не сильно лучше стало после выпуска двух изданий от “Алангера”. В декали для модели Ил-18 имелся вполне реальный борт с номером СССР-75533, который относился к модификации Ил-18В (1960 года выпуска, заводской номер 180002502, серийный номер 025-02) – этот самолёт, принадлежавший Ташкентскому ОАО, был разбит в аварии и списан. А вот для никогда не существовавшей модификации Ил-18М выбрали столь же абстрактный борт RA-77560.

     

    Итог.

    Как “исторический памятник” модель Ил-18 от “Юного техника”\“Кругозора” более чем достойна внимания, но как модель-копия эта советская разработка до требуемого уровня явно не дотягивает. При большом желании нужно будет переделать фюзеляж, крыло и стойки, а также имитировать “стекло” иллюминаторов (если вам не любы декали), но всё это настолько трудозатратно, что взяться за подобную модернизацию способны только “маньяки от моделизма”. В остальных случаях лучше собрать модель как есть, без доработок.

     

    Несмотря на все выше перечисленные “особенности”, интерес к таким моделям с каждым годом становится всё выше. Причиной тому послужило, как это ни странно, пренебрежительное отношение к “самолётикам” со стороны не только советских пионеров (для кого она, собственно, и разрабатывалась), но и обычных моделистов. Вот и получается, что 1980-1990 гг. “кругозоровские” авиалайнеры относили на помойку, потому-что “дрова и вообще есть модели получше”, а теперь не только спекулянты с интернет-аукционов, но и обычные продавцы просят за ранние издания Ил-18 или Ил-62 от 25 USD, хотя по факту наборы остались теми же “дровами”.

    В общем, сами того не ведая, постсоветские моделисты вырыли себе яму. А ведь не будь такого “разбазаривания”, моделей “кругозоровских” лайнеров на вторичном рынке могло быть не меньше, чем “донецких боингов”, цена на которые как минимум втрое меньше…

  • Ил-18 — автор В.Троицкий

     


  • Ссылки (модель):
    Не совсем военное, но историческое: Ил-18
     

    Ссылки (инфо):
    Iljuschin Il-18 Alanger 50002 — Maßstab 1:???
    Авиафорум — Реестр Ил-18
    Реестр самолётов типа Ильюшин Ил-18/20/22/38
    Полярная Почта — СССР-75449 (Ил-24)
     

    Литература:
    Н.В.Якубович “Самолет Ил-18. Пассажирские авиалайнеры”. Цейхгауз. ISBN:978-5-9771-0030-4. 2008
    Н.В.Якубович “Ил-18. Самолеты особого назначения”. Цейхгауз. ISBN:978-5-9771-0033-5. 2007
    Ю.А.Егоров “Самолёты ОКБ С. В. Ильюшина”. РУСАВИА. ISBN:5-900078-20-5. 2003
    “Plasticart модели и самолеты” (“История Авиации” 2001-01\02\03\04)
    В.Ильин “Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России” (“Авиация и Космонавтика” 2003-08)
    “Самолет Ил-18 — 60 лет в небе” (“Авиация и Космонавтика” 2017-0)

  • retromodels.ru

    Самолет Ил-18: обзор, характеристики

    Лайнер Ил-18 изготавливался в 1958 по 1978 год. За это время изготовлено 719 самолетов, из них 567 пассажирских. Машина, имеющая четыре двигателя, предназначалась для линий дальней протяженности.

    Первые экземпляры имели по 75 кресел. Модификация Ил-18А, созданная почти сразу после выпуска первого варианта, в салоне имела 89 кресел. Она стала первой серийной моделью. В это же время (1958 год) появилась модификация Ил-18Б. Далее, в 1960 году была создана модификация Ил-18В. Она имела более совершенное навигационное оборудование и повышенный комфорт в салоне. Следующим, в 1965 году, стал вариант Ил-18Е. Этот самолет имел 120 кресел в салоне и более высокий уровень комфорта. Последним пассажирским вариантом стал Ил-18Д. На этой машине были установлены более совершенные двигатели, добавлены топливные баки, что увеличило дальность полета.

    Ил-18

    Кроме пассажирских вариантов было создано несколько иных, предназначенных для различных целей. Именно Ил-18 использовался для полетов в Антарктиду. Летали эти машины и в африканском небе. Здесь, наряду с перевозками грузом, они выполняли и пассажирские перевозки.

    Лайнер был экономичным, что наряду с высоким уровнем комфорта и безопасностью, вызывало интерес у авиакомпаний за рубежом. Ил-18 оказался первым советским самолетом, спрос на который на мировом рынке находился на высоком уровне. Эти лайнеры (более 100 машин) были приобретены семнадцатью иностранными компаниями.

    Особенности салона

    Все салоны Ил-18 (три варианта) имели одно расположение кресел. Интерьер был простым. Но хороший дизайн подчеркивал изящество. Иллюминаторы пропускали достаточно много света, поскольку были большими.

    На самолете впервые использовался при отделке кресел поролон, бывший в то время новым материалом. Это придавало креслам легкость. Делало их удобными.

    В салоне имелись кухня-буфет, а также гардероб, отделения для багажа, туалеты. Этот принцип был взят за основу при оформлении других самолетов, изготавливаемых в СССР. Чуть позже он стал стандартом.

    В переднем пассажирском салоне было размещено двадцать кресел. Они были установлены в четыре ряда, по пять кресел. То есть, компоновка – 3+2. Здесь между 14 и 22 шпангоутами (поперечные ребра жесткости) находился передний вестибюль. В левом борту имелась входная дверь. Здесь же располагался служебный отсек, в котором находился надувной трап.

    Два туалета располагались у правого борта. На стенке вестибюля (передней) находилось откидное кресло бортпроводника.

    Салон Ил-18

    Так как самолет летал над водными пространствами, были предусмотрены средства спасения при посадке на воду. Ими были восемь надувных плотов. Они также хранились в переднем вестибюле, в специальных отсеках.

    В главном пассажирском салоне устанавливалось десять или одиннадцать рядов кресел. В рядах было также по пять кресел. Далее следовал хвостовой вестибюль. Здесь также имелся кухня-буфет. В левом борту находилась входная дверь, здесь же располагался надувной трап.

    Хвостовой пассажирский салон был оборудован четырнадцатью или пятнадцатью пассажирскими креслами. За ними располагался туалет.

    Большая часть пассажирских мест в салонах Ил-18 имела стандартный уровень комфорта. В лучшую сторону выделялись кресла расположенные вдоль левого борта. Причина – их было только по два. При этом больший комфорт был у пассажиров, сидящих у иллюминаторов. Сидящие у прохода имели минус. Здесь им могли иногда мешать передвигающиеся по салону пассажиры или бортпроводники.

    Также больший комфорт имели те, кто сидел в первом ряду, так как здесь имелось больше места для ног. Сидящие в рядах, находящихся в непосредственной близости от туалетов, имели минусы. Здесь скапливались очереди. Впрочем, для своего времени все имеющиеся неудобства в этом самолете казались незначительными.

    Схема пассажирских мест Ил-18

    Некоторые подробности о модификациях

    Задача, которую поставили перед конструкторским бюро им.Илюшина, была такой – за короткий срок создать для страны современные воздушные суда. Конструкторы с ней справились. Уже версия, последовавшая за первыми машинами, Ил-18 «Салон» была предназначена для перевозки высших чиновников. В частности, таким самолетом пользовались Хрущев и Брежнев. Именно на этом лайнере в Москву доставили Юрия Гагарина, вернувшегося после космического полета.

    При разработке версий конструкторы порой отказывались от сделанных изменений. Это происходило в случаях, когда положительные результаты были слабыми. Так, модификация «Полоса», оснащенная проверенной авиационной системой, вскоре подверглась переоборудованию. Серийная версия Ил-18А, оснащенный двигателями, показавшими недостаточную надежность, в 1959 году перестали эксплуатировать.

    В том же году в парк «Аэрофлота» началось поступление Ил-18Б с более надежными силовыми установками. Лайнер показал хорошие результаты. Только за один год было изготовлено 64 таких самолета. Однако и этот авиалайнер, имевший высокий уровень комфорта, позже несколько раз подвергся переоборудованию.

    Технические характеристики

    Длина: 35,9 м.
    Высота: 10,2 м.
    Размах крыльев: 37,4 м.
    Площадь крыльев: 240 кв.м.
    Ширина салона: 3,23 м.
    Крейсерская скорость: 625 км/ч.
    Максимальная скорость: 685 км/ч.
    Максимальная дальность полета: 7100 км.
    Число пассажирских мест: 120.
    Экипаж: 4 – 5 ч.

    Заключение

    В 1958 – 1959 года самолетами Ил-18 были установлены 20 мировых рекордов. Рекордсменом лайнер стал в дальности полета и высоты при различных полезных нагрузках.

    На Западе лайнер получил наименование Coot (Простак). Это была меткая характеристика. Ил-18 отличался простотой, у него не было особых отделок. Однако отсутствие каких-то деталей не помешало самолету оставаться надежной машиной. Именно он обеспечил Советской гражданской авиации существенное расширение географии полетов.

    Расчет стоимости такси в аэропорт

    Полезные ссылки для туристов

    • Туристическая страховка — поиск самой дешевой страховки для шенгена и не только;
    • Авиабилеты — поиск выгодных билетов по всем доступным источникам;
    • Такси-трансфер — недорогой трансфер в аэропорт и обратно с возможностью раннего бронирования и онлайн оплаты;
    • Аренда авто — поиск лучших цен по популярным прокатным компаниям во всем мире;
    • Проживание — бронирование отеля в самом популярном гостиничном сайте Booking.

    aeroportpro.ru

    Модель самолета Ил-18 (М1:100, ВВС ГЛИЦ) (с антеннами, Ил-20,22)

    Модель самолета Ил-18 (М1:100, ВВС ГЛИЦ) (с антеннами, Ил-20,22)– купить в интернет-магазине, цена, заказ online

    Включите в вашем браузере JavaScript!

    Подарочная настольная модель самолета Ил-18 в масштабе М1:100 в раскраске ВВС России. Цельнолитая, изготавливается их композитных материалов. Устанавливается на подставку из жесткого пластика, окрашенную в цвет воздушного судна. Упаковывается в коробку из белого картона с поролоновой нишей, разработанной под конкретную модель, исключающую повреждение изделия во время транспортировки. В разделе «Опции на заказ» Вы сможете выбрать дополнительные варианты упаковки и подставки, а так же придать уникальность Вашей модели с помощью нанесения дополнительных надписей на подставку или фюзеляж выбранного Вами макета.

    Артикул: F1-00000110

    В корзину (Есть в наличии)

    Товар отсутствует

    Предзаказ

    Добавить в сравнение Убрать из сравнения

    Описание

    Длина модели: 36см.

     

    Размах крыла: 37см.

     

    Высота модели на модставке: 18см.

     

    Габариты упаковки: 35х35х11см.

    Характеристики
    Масштаб 1:100
    Марка самолета Ильюшин Ил-18
    Окраска Военно-Воздушные Силы России
    Отзывы

    Похожие товары

    shop.aviamodel.info

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *