Туполев Ту-300. Фото. История. Характеристики.

 

Ту-300, или по кодификации «Коршун-У», является советским и российским ударным тактическим беспилотным летательным аппаратом, разработанным инженерами из ОКБ имени Туполева. Основное предназначение связано с ведением воздушной разведывательной деятельности и обнаружением, уничтожением наземных целей и объектов. Первый полет опытного образца осуществился в 1991 году. Также разработаны два модернизированных варианта. «Филин-1» предназначен для ведения радиотехнической разведки, «Филин-2» – для ретрансляции радиосигналов.

История создания Ту-300

В 1982 году в Советском Союзе ВВС предложили начать разработку ударного тактического БПЛА (кодовое обозначение «Коршун»). Изначально реализовать проект доверили ОКБ имени Сухого, но после проведения первых работ, спустя год, проект перенаправили в ММЗ «Опыт» под руководством ОКБ Туполева. Решение было принято из-за огромного опыта в создании удачных беспилотных аппаратов, в частности разведчиков Ту-141 и Ту-143. Конструкторы индексировали проект как 300 с обозначением «Коршун-У». Следует отметить, что сразу думали об использовании предыдущих моделей в качестве базовых, но после пересмотрели решение и перешли к разработке уникального беспилотника Ту-300.

Обеспечивающее наземное оборудование разработанного БПЛА унифицировали с аналогичным в Ту-141 и Ту-241. В начале 90-х годов спроектировали первый опытный летающий экземпляр. В 91 году начали проводить летные испытания. Данный воздушный аппарат довольно-таки активно продвигался на МАКС (Международный авиационный космический салон), который проводился в Жуковском. Но из-за последующих событий и отсутствия достаточной финансовой поддержки проект тактического ударного БПЛА Ту-300 пришлось заморозить.

В 2007 году, благодаря агентству «Интерфакс», появилась информация о заморозке и возобновлении работ по беспилотнику. Также стало известно, что общая схема планера, главные конструктивные решения и наземная аппаратура поддержки остаются неизменными, что должно соответствовать заданным параметрам еще в 90-х годах разведчику с возможностями обнаружения и уничтожения вражеских целей. За повышение технических характеристик и силовой установки будут отвечать новые двигатели, современная авионика и радиотехническая аппаратура.

Помимо этой информации, было оглашено о создании БПЛА средней дальности влияния – БАК СД, для которого базовой моделью станет почти готовый беспилотный аппарат Ту-300.

Конструкция БПЛА «Коршун-У»

Ту-300 является беспилотным однодвигательным самолетом с аэродинамической схемой «утка». За подъёмную силу отвечает треугольное крыло с небольшим удлинением. Механизированные средства связи и электронный вычислительный комплекс, а также вспомогательная и разведывательная аппаратура установлены в носовой части фюзеляжа.

Основная нагрузка, ракетно-бомбовое вооружение или радиоэлектронная аппаратура, устанавливается на внешних точках подвески фюзеляжа и в фюзеляжном отсеке. Помимо собственного веса в четыре тонны, воздушная беспилотная машина может брать на борт примерно до одной тонны специализированой нагрузки.

На разных выставках и авиашоу БПЛА демонстрировался с наличием подвешенного контейнера малогабаритных грузов (КМГУ). Благодаря этому беспилотный Ту-300 может вооружаться ударными средствами по типу кумулятивно-осколочных и осколочно-фугасных авиабомб. Широкая номенклатура неуправляемых и управляемых авиационных боеприпасов способна размещается на воздушной машине благодаря используемому держателю БДЗ-У.

Поскольку использование беспилотным аппаратом шасси не предусмотрено, осуществление старта производится из пускового транспортного контейнера, установленного на автомобильное шасси. За сам запуск в воздух отвечают два твердотопливных ускорителя. А за безопасную посадку Ту-300 отвечает присущая почти всем БПЛА парашютная система, размещённая в хвостовом отсеке.

Туполев Ту-300 характеристки:


Модификация   Ту-300
Высота, м  
Масса, кг   3000
Тип двигателя   1 ТРД
Тяга, кгс   1 х
Крейсерская скорость, км/ч   950
Практическая дальность действия, км   200-300
Практический потолок, м   6000
Минимальная высота полета, м   50

 

Другие БПЛА

Самолеты

avia.pro

Планер «Коршун». — Российская авиация

Планер «Коршун». aviator 2019-03-09T14:36:40+00:00

Планер «Коршун».

Разработчик: И.Толстых
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.

«Коршун» — планер конструкции И.П.Толстых, построенный в Голицынском отделении кружка «Парящий полет» в 1923 году, был фюзеляжным двухместным бипланом с двойным управлением и двухколесным шасси. Крылья с профилем Н.Е.Жуковского — верхнее горизонтальное, а нижнее с положительной V-образностью, были соединены между собой К-образными стойками и проволочными растяжками.

Фюзеляж имел овальное сечение хорошо обтекаемой формы и состоял из трех основных, коробчатых лонжеронов, соединенных поперечными фанерными поясами, и ряда продольных реек, образовавших ажурный каркас обтянутый материей. Заднее сидение было расположено вблизи центра тяжести, поэтому отсутствие пилота во 2-й кабине не сказывалось на изменении центровки.

На I Всесоюзных планерных состязаниях испытательные полеты на нем выполнял летчик И.А.Валентэй. При этом из-за задней центровки планер дважды получал повреждения (шасси, носовая часть). После переделки аппарата Н.А.Камарницкий совершил четыре полета вместе с конструктором и ряд полетов без пассажира максимальной продолжительностью 27 секунд, дальностью 245 м, высотой 25 м.

ЛТХ:

Длина, м: 6
Высота, м: 2,5
Размах крыла, м: 12
Площадь крыла, м2: 33
Профиль крыла: НЕЖ-430
Удельная нагрузка, кг/м2: 9
Масса, кг: 150.

Планер «Коршун» в полете.

Планер «Коршун». Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
В.В.Гончаренко. Монография — Были крылатой горы.
Журнал «Самолет» № 1 за 1923 г. К первым русским планерным испытаниям.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Проект крылатой ракеты «Коршун» (Украина)

Государственное конструкторское бюро “Южное” им. М.К. Янгеля (Украина) готово проводить разработку по требованиям потенциальных заказчиков новой КР и тактической БР. Ранее это ОКБ традиционно было занято только в разработках МБР и космических РН. Государственное внешнеторговое предприятие «Укрспецэкспорт» и Национальное космическое агентство Украины уже предлагают новые ракеты потенциальным клиентам. Крылатая ракета, получившая наименование «Коршун», предназначена для воздушного, наземного и корабельного базирования. Предназначена для поражения стационарных целей на земле и морских целей …
По габаритам, массе и общей конфигурации КР имеет некоторое сходство с КБ Х-55 и неядерной Х-555. Однако официальные лица в МКБ «Радуга» сообщили, что не участвуют в этом проекте Украины.

Украина ранее в составе СССР была вовлечена в программу Х-55. Сама ракета Х-55 разработана в МКБ «Радуга». Первые партии ракет были построены на Дубненском машиностроительном заводе (ДМЗ), но серийное производство налажено на Харьковском авиазаводе (сейчас — ХГАПП) и шло в перио с 1980 по 1987 гг. Возможно в связи с этим на Украине есть документация на Х-55.


Ожидается, что «Коршун» будет оснащен комбинированной системой управления, которая объединит инерциальную и GPS/GLONASS-навигацию. Противокорабельная версия ракеты будет иметь ГСН для конечного наведения.

Будет использована технология «стелс» для снижения радиолокационной заметности.

Полет на маршевом участке будет обеспечиваться установленным в хвостовой части фюзеляжа ТРД (не выдвижной). В качестве ТРД может использоваться «союзовский» Р95-300, который производится украинской компанией «Мотор Сич» (для Х-55СМ). Наземный и морской вариант ракеты должен иметь стартовый ТТ двигатель.

Используемые боеголовки могут быть различного типа: осколочно-фугасная, проникающая и кассетная. Старт возможен из контейнера с корабольных и наземных ПУ или с подвески самолета.


Характеристики КР «Коршун» :

• длина: 6.07 м,
• диаметр: 0.5 м,
• размах крыла: 3.1 м,
• масса с транспортным устройством и контейнером — 1650 кг,
• масса ракеты (с ускорителем) — 1290 кг,
• масса ракеты (без ускорителя) — 1090 кг,
• масса боеголовки — 480 кг,
• дальность применения – 50…280 км,
• высота полета – 50…5,000 м,
• скорость полета, м — 0.8-0.9

Источник — http://missiles.ru/

raigap.livejournal.com

Тактический ракетный комплекс 2К5 «Коршун» » Военное обозрение

В начале пятидесятых годов советская оборонная промышленность начала разработку нескольких проектов тактических ракетных комплексов. Уже к концу десятилетия на вооружение был принят ряд новых образцов этого класса, отличавшихся друг от друга различными особенностями конструкции и характеристиками. Кроме того, на ранних стадиях разработки ракетных комплексов предлагались оригинальные варианты их архитектуры и принципов применения. Одним из самых интересных вариантов «нестандартного» тактического ракетного комплекса стала система 2К5 «Коршун».

В начале пятидесятых годов появилось оригинальное предложение, касавшееся развития перспективных тактических ракетных комплексов и основывавшееся на характерных чертах систем этого класса. На тот момент отсутствовала возможность оснащения ракет системами управления, из-за чего расчетная точность стрельбы на большие дальности оставляла желать лучшего. Как следствие, предлагалось компенсировать недостаточную точность различными методами. В случае с первыми отечественными тактическими ракетными комплексами точность компенсировалась мощностью специальной боевой части. Еще один проект должен был использовать иные принципы.


В очередном проекте предлагалось использовать подход, свойственный реактивным системам залпового огня. Вероятность поражения отдельной цели должна была повышаться за счет залповой стрельбы несколькими ракетами. Из-за таких особенностей работы и предлагаемых технических характеристик перспективный комплекс должен был представлять собой удачное сочетание РСЗО и тактической ракетной системы.
Комплексы «Коршун» на параде. Фото Militaryrussia.ru

Второй необычной особенностью перспективного проекта стал класс используемого двигателя. Все предыдущие ракетные комплексы комплектовались боеприпасами, оснащенными твердотопливными двигателями. Новое изделие с целью повышения основных характеристик предлагалось комплектовать двигателем на жидком топливе.

Работы над новой неуправляемой баллистической ракетой с жидкостным двигателем стартовали в 1952 году. Проектирование осуществлялось специалистами ОКБ-3 НИИ-88 (г. Подлипки). Работами руководил главный конструктор Д.Д. Севрук. На первом этапе работ инженеры сформировали общий облик перспективного боеприпаса, а также определили состав основных агрегатов. После завершения предварительного проектирования конструкторский коллектив представил новую разработку руководству военной промышленности.

Анализ представленной документации показал перспективы проекта. Предложенный тактический ракетный комплекс, предназначенный для залповой стрельбы, представлял определенный интерес для войск и мог найти применение в вооруженных силах. 19 сентября 1953 года вышло постановление Совета министров СССР, в соответствии с которым ОКБ-3 НИИ-88 должно было продолжить разработку перспективного проекта. Кроме того, оговаривался список предприятий-субподрядчиков, отвечающих за создание тех или иных компонентов комплекса.


Музейный образец, вид сбоку. Фото Wikimedia Commons

Перспективный тактический ракетный комплекс получил шифр «Коршун». В дальнейшем Главное артиллерийское управление присвоило проекту индекс 2К5. Ракета комплекса «Коршун» получила обозначение 3Р7. В составе системы должна была присутствовать самоходная пусковая установка. На разных этапах разработки и испытаний эта боевая машина получала обозначения СМ-44, БМ-25 и 2П5. Артиллерийская часть самоходной пусковой установки обозначалась как СМ-55.

В ходе предварительных работ по проекту был сформирован основной способ боевого применения перспективных ракетных комплексов. Системы «Коршун» должны были самостоятельно выдвигаться на указанные позиции, а затем силами двух или трех батарей одновременно наносить удары по обороне противника на требуемой глубине. Результатами подобных ударов должны были становиться общее ослабление обороны противника, а также появление коридоров для продвижения наступающих войск. Предполагалось, что сравнительно большие дальность стрельбы и мощность боевых частей позволят наносить противнику ощутимый ущерб и тем самым облегчать наступление своих войск.

Предполагаемый способ боевого применения комплекса 2К5 «Коршун» подразумевал быструю переброску техники на требуемые огневые позиции, что предъявляло соответствующие требования к самоходным пусковым установкам. Эту технику было решено строить на основе одного из новейших автомобильных шасси с требуемыми показателями грузоподъемности и проходимости. Наилучшие характеристики среди существующих образцов показал трехосный полноприводной грузовик ЯАЗ-214.


Корма машины и пусковая установка. Фото Wikimedia Commons

Эта машина была разработана Ярославским автомобильным заводом в начале пятидесятых годов, но в серию пошла только в 1956-м. Производство в Ярославле продолжалось до 1959 года, после чего ЯАЗ перевели на выпуск двигателей, а строительство грузовиков продолжилось в г. Кременчуг под названием КрАЗ-214. Комплекс «Коршун» мог использовать шасси обоих типов, однако есть основания полагать, что серийная техника строилась преимущественно на базе ярославских машин.

ЯАЗ-214 представлял собой трехосный грузовик капотной компоновки с колесной формулой 6х6. Машина комплектовалась дизельным двигателем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с. и механический трансмиссией на основе пятискоростной коробки передач. Также использовалась двухступенчатая раздаточная коробка. При собственной массе 12,3 т грузовик мог перевозить груз до 7 т. Имелась возможность буксировки прицепов большей массы, в том числе автопоездов.

В ходе перестройки по проекту СМ-44 / БМ-25 / 2П5 базовое автомобильное шасси получало некоторые новые агрегаты, в первую очередь пусковую установку СМ-55. На грузовой площадке автомобиля крепилась опорная платформа, на которой помещался поворотный агрегат с шарниром для установки пакета направляющих. Кроме того, в задней части платформы имелись опускаемые опоры-аутригеры, предназначенные для стабилизации машины во время стрельбы. Еще одна доработка базовой машины заключалась в установке на кабине щитков, прикрывающих лобовое стекло во время стрельбы.


Ракета 3Р7 в разрезе. Рисунок Militaryrussia.ru

Артиллерийская часть пусковой установки СМ-55, разработанная в 1955 году ленинградским ЦКБ-34, представляла собой платформу с креплениями для качающегося пакета направляющих. За счет имеющихся приводов платформа могла наводиться по горизонтали, поворачиваясь на 6° вправо и влево от продольной оси боевой машины. Кроме того, предусматривалась возможность вертикального наведения пакета направляющих с подъемом на угол до 52°. При этом из-за небольшого сектора горизонтального наведения стрельба осуществлялась только вперед, «через кабину», что в определенной мере ограничивало минимальный угол возвышения.

На качающемся устройстве пусковой установки крепился пакет направляющих для неуправляемых ракет. Пакет представлял собой устройство из шести направляющих, расположенных в два горизонтальных ряда по три. На внешней поверхности центральных направляющих имелись рамы, необходимые для соединения всех агрегатов в единый блок. Кроме того, там же располагались основные силовые элементы и гидравлика наведения пакета. Пакет направляющих оснащался электрической системой воспламенения, управляемой с пульта в кабине.

В составе изделия СМ-55 использовались унифицированные направляющие сравнительно простой конструкции. Для запуска ракеты предлагалось применять устройство из десяти колец-обойм, соединенных продольными балками. На внутренних стойках колец крепились четыре винтовые направляющие, при помощи которых осуществлялась первоначальная раскрутка ракеты. Из-за специфики распределения нагрузок при стрельбе кольца располагались с разными промежутками: с меньшими в «дульной» части и с большими у «казенника». При этом, в связи с конструкцией ракеты, винтовые направляющие не крепились к заднему кольцу и соединялись только со следующим.

После монтажа всего необходимого оборудования масса пусковой установки 2П5 достигала 18,14 т. При таком весе боевая машина могла развивать скорость до 55 км/ч. Запас хода превышал 500 км. Полноприводное шасси обеспечивало движение по пересеченной местности и преодоление различных препятствий. Боевая машина имела возможность передвижения с готовым к применению боекомплектом.


Ракета и направляющая крупным планом. Фото Russianarms.ru

Разработка комплекса «Коршун» началась в 1952 году с создания неуправляемой ракеты. В дальнейшем это изделие получило обозначение 3Р7, под которым было доведено до испытаний и серийного производства. 3Р7 представляла собой неуправляемую баллистическую ракету с жидкостным двигателем, способную поражать цели в достаточно широком диапазоне дальностей.

С целью повышения дальности стрельбы авторам проекта 3Р7 пришлось максимально улучшить аэродинамику ракеты. Главным средством повышения подобных характеристик стало большое удлинение корпуса, для чего потребовался отказ от отработанной компоновки агрегатов. Так, вместо концентрического размещения баков топлива и окислителя следовало использовать емкости, расположенные в корпусе друг за другом.

Ракета 3Р7 разделялась на два основных агрегата: боевую и реактивную части. Под боевую часть отдавались конический головной обтекатель и часть цилиндрического корпуса, а непосредственно за ней помещались элементы силовой установки. Между боевой и реактивной частями имелся небольшой отсек, предназначенный для их стыковки, а также для обеспечения требуемого веса изделия. В ходе сборки ракеты в этот отсек помещались металлические диски, при помощи которых масса приводилась к требуемым значениям с точностью до 500 г. В собранном виде ракета имела вытянутый цилиндрический корпус с коническим головным обтекателем и четырьмя трапециевидными стабилизаторами в хвосте. Стабилизаторы монтировались под углом к оси ракеты. Перед стабилизаторами располагались штифты для взаимодействия с винтовыми направляющими.

Общая длина ракеты 3Р7 составляла 5,535 м, диаметр корпуса – 250 мм. Эталонная стартовая масса составляла 375 кг. Из них 100 кг приходилось на боевую часть. Общая масса топлива и окислителя достигала 162 кг.


Схема комплекса 2К5 «Коршун» из зарубежного справочника по советским вооружениям. Рисунок Wikimedia Commons

Изначально в реактивной части изделия 3Р7 должен был располагаться жидкостный двигатель С3.25, а также баки для топлива и окислителя. Такая силовая установка должна была использовать топливо ТГ-02 и окислитель в виде азотной кислоты. Используемая топливная пара воспламенялась самостоятельно и после этого горела, обеспечивая необходимую тягу. Еще до завершения проектирования ракеты расчеты показали, что первый вариант силовой установки получается слишком дорогим в производстве и эксплуатации. Для удешевления ракету оснастили двигателем С3.25Б, использующим несамовоспламеняющееся топливо ТМ-130. При этом сохранялось некоторое количества топлива ТГ-02 для запуска двигателя. Окислитель оставался прежним – азотная кислота.

При помощи имеющегося двигателя ракета должна была сходить с пусковой установки, а затем проходить активный участок полета. На выработку всего запаса горючего и окислителя требовалось 7,8 с. При сходе с направляющей скорость ракеты не превышала 35 м/с, в конце активного участка – до 990-1000 м/с. Длина активного участка составляла 3,8 км. Импульс, полученный при разгоне, позволял ракете выйти на баллистическую траекторию и поразить цель на дальности до 55 км. Время полета на максимальную дальность достигало 137 с.

Для поражения цели предлагалась фугасная боевая часть общим весом 100 кг. Внутри металлического корпуса помещались 50-кг заряд взрывчатого вещества и два взрывателя. С целью повышения вероятности поражения цели использовались головной контактный и донный электромеханический взрыватели.


Проход парадного строя мимо мавзолея. Фото Militaryrussia.ru

Ракета не имела никаких систем управления. Наведение на цель должно было производиться путем установки требуемых углов наведения пакета направляющих. Поворотом пусковой установки в горизонтальной плоскости выполнялось наведение по азимуту, а наклон систем изменял параметры траектории и, как следствие, дальность стрельбы. При стрельбе на максимальную дальность отклонение от точки прицеливания достигало 500-550 м. Столь низкую точность планировалось компенсировать залпами из шести ракет, в том числе с нескольких боевых машин.

Известно, что в ходе разработки проекта «Коршун» ракеты 3Р7 стали основой для модификаций специального назначения. В 1956 году была разработана малая метеорологическая ракета ММР-05. От базового изделия она отличалась увеличенными габаритами и весом. За счет нового головного отсека с аппаратурой длина ракеты выросла до 7,01 м, масса – до 396 кг. В приборном отсеке имелась группа из четырех фотоаппаратов, а также термометры, манометры, радиоэлектронное и телеметрическое оборудование, аналогичное устанавливавшемуся на ракете МР-1. Также новая ракета получила радиолокационный ответчик для отслеживания траектории полета. За счет изменения параметров пусковой установки обеспечивалась возможность полета по баллистической траектории высотой до 50 км. На конечном участке траектории аппаратура спускалась на землю при помощи парашюта.

В 1958 году появилась метеорологическая ракета ММР-08. Она была примерно на метр длиннее ММР-05 и весила 485 кг. Использовался уже существующий приборный отсек с необходимой аппаратурой, а разница в размерах и массе была обусловлена увеличенным запасом топлива. Благодаря большему количеству горючего и окислителя ММР-08 могла подниматься на высоту до 80 км. С точки зрения эксплуатационных характеристик ракета почти не отличалась от предшественника.


Парадный строй. Фото Russianarms.ru

Разработка неуправляемой тактической ракеты 3Р7 была завершена в 1954 году. В июле 54-го состоялся первый запуск опытного изделия с испытательного стенда. После развертывания серийного производства автомобилей ЯАЗ-214 у участников проекта «Коршун» появилась возможность построить опытную самоходную пусковую установку типа 2П5. Изготовление такой машины позволило начать испытания ракетного комплекса в полном составе. Полигонные проверки подтвердили расчетные характеристики нового оружия.

В 1956 году, по результатам испытаний, тактический ракетный комплекс 2К5 «Коршун» был рекомендован к серийному производству. Сборку боевых машин поручили Ижевскому машиностроительному заводу. В 1957 году предприятия-подрядчики передали вооруженным силам первые серийные экземпляры пусковых установок и неуправляемых ракет для них. Эта техника поступила в опытную эксплуатацию, однако не была принята на вооружение. 7 ноября комплексы «Коршун» впервые приняли участие в параде на Красной площади.

В ходе опытной эксплуатации новых тактических ракетных комплексов были выявлены некоторые минусы, серьезно затруднявшие их использование. В первую очередь, претензии вызвала низкая точность ракет, вместе малой мощностью фугасной боевой части ухудшавшая эффективность оружия. Отклонение до 500-550 м на максимальной дальности были приемлемым для ракет со специальными боевыми частями, но 50-килограммовый конвенциональный заряд не мог обеспечить приемлемое поражение цели при такой точности.


Парадный строй «Коршунов» в сопровождении техники иных типов. Фото Russianarms.ru

Также выяснилось, что ракета 3Р7 имеет недостаточную надежность при использовании в некоторых метеоусловиях. При низких температурах воздуха наблюдались отказы техники, вплоть до взрывов. Эта особенность оружия резко сокращала возможности по его применению и мешала нормальной эксплуатации.

Выявленные недостатки не позволяли полноценно использовать новейший ракетный комплекс, а также не оставляли возможности реализовывать на практике все его преимущества. По этой причине по завершении опытной эксплуатации было решено отказаться от дальнейшего производства и использования «Коршунов». В августе 1959-го и в феврале 1960 года вышли два постановления Совмина, оговаривавшие свертывание серийного производство компонентов комплекса 2К5 «Коршун». Менее чем за три года было построено не более нескольких десятков самоходных пусковых установок и несколько сотен ракет.

В 1957 году, почти одновременно с началом опытной эксплуатации «Коршунов», ученые «приняли на вооружение» малую метеорологическую ракету ММР-05. Первый рабочий запуск такого изделия состоялся 4 ноября на станции ракетного зондирования, расположенной на острове Хейса (архипелаг Земля Франца-Иосифа). До 18 февраля 1958-го метеорологи этой станции провели еще пять подобных исследований. Эксплуатация метеорологических ракет осуществлялась и на иных станциях. Особый интерес представляет запуск ракеты ММР-05, состоявшийся в последний день 1957 года. Стартовой площадкой для ракеты стала палуба судна «Обь», стоявшего на траверзе недавно открытой антарктической станции «Мирный».

Эксплуатация ракет ММР-08 началась в 1958 году. Эти изделия использовались учеными различных метеорологических лабораторий, в первую очередь расположенных в высоких широтах. До конца пятидесятых годов полярными метеостанциями использовались только ракеты, созданные на базе изделия 3Р7. В 1957 году было использовано три ракеты, в 58-м – 36, в 59-м – 18. В дальнейшем на смену ракетам ММР-05 и ММР-08 пришли более новые разработки с улучшенными характеристиками и современным целевым оборудованием.


Метеорологическая ракета ММР-05. Фото Wikimedia Commons

Ввиду недостаточных характеристик ракеты и комплекса в целом в 1959-60 годах было принято решение о прекращении дальнейшей эксплуатации систем 2К5 «Коршун». До этого времени тактический ракетный комплекс так и не был принят на вооружении, оставаясь в опытной эксплуатации, которая показала невозможность его полноценной службы. Отсутствие реальных перспектив привело к отказу от комплекса с последующим списанием и утилизацией техники. Прекращение выпуска ракет 3Р7 также повлекло за собой остановку производства изделий ММР-05 и ММР-08, однако созданный запас позволял продолжать эксплуатацию до середины следующего десятилетия. По некоторым данным, до 1965 года было использовано не менее 260 ракет ММР-05 и более 540 ММР-08.

Почти все самоходные пусковые установки 2П5 были списаны и отправились на разделку или на переоборудование. Более не нужные баллистические ракеты были утилизированы. По имеющимся данным, лишь одна машина 2П5 / БМ-25 сохранилась в исходном виде и сейчас является экспонатом Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург). Вместе с боевой машиной в музее демонстрируются несколько макетов ракет 3Р7.

Проект 2К5 «Коршун» стал оригинальной попыткой совместить в одном комплексе все преимущества реактивных систем залпового огня и тактических баллистических ракет. От первых предлагалось взять возможность одновременного запуска нескольких ракет, позволяющую поразить цели на достаточно большой площади, а от вторых – дальность стрельбы и тактическое предназначение. Подобное совмещение качеств техники разных классов могло дать определенные преимущества перед существующими системами, однако недостатки конструкции ракет 3Р7 не дали реализовать весь имеющийся потенциал. В итоге комплекс «Коршун» не вышел из стадии опытной эксплуатации. Необходимо отметить, что в дальнейшем подобные идеи все же были реализованы в новых проектах дальнобойных РСЗО, поступивших на вооружение позже.

По материалам:
//russianarms.ru/
//dogswar.ru/
//rbase.new-factoria.ru/
//militaryrussia.ru/blog/topic-194.html
Широкорад А.Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. – Мн., Харвест, 2000.

topwar.ru

Дирижабли «КОРШУН» и «ЧАЙКА». — Российская авиация

Дирижабли «КОРШУН» и «ЧАЙКА».

Страна: Российская империя
Производитель: французская компания «Zodiac»
Конструктор: Maurice Mallet
Первый полет: 17 ноября 1910 г., 5 декабря 1910 г.
Тип: мягкий.

В 1910 году Россия приобрела у Франции сразу партию дирижаблей. Среди них — два небольших аэростата марки «Zodiac» — предприятия, большей частью работавшего на экспорт. Дирижабль «ЧАЙКА», первоначальное название «Zodiac-VIII», построен в 1910 году. Дирижабль «КОРШУН», первоначальное название «Zodiac-IX», построен также в 1910 году.

Дирижабли «ЧАЙКА» и «КОРШУН» имели одинаковую длину и диаметр, двигатели одной и той же мощности в 44 л.с., но различного производства — в одном случае это был «Dansette-Gillet», в другом — «Labor-Picker».

В России испытания дирижаблей проводил граф de la Vaulx.

Относительно дирижаблей известно только то, что использовались они для обучения и тренировок и в боевых действиях не участвовали.

ЛТХ:

Название: «ЧАЙКА»,»КОРШУН»
Длина, м: 47
Объем, м3: 2140
Диаметр максимальный, м: 9
Двигатель, марка: 1 х ПД «Dansette-Gillet»; «Labor-Picker»
-мощность, кВт/л.с.: 1 x 44
Винты, кол-во/диаметр, м: 1 х 3,5
Число и объем баллонетов, м3: 2 х 175
Полезная нагрузка, кг: 400
Максимальная скорость, км/ч: 47
Потолок, м: 1500
Макс. Продолжительность полета, ч: 4

Дирижабль «КОРШУН».

Дирижабль «ЧАЙКА».

.

.

Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
П.П.Ионов. Дирижабли и их военное применение.
М.Я.Арие. Дирижабли.
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Коршун против самолета — AtlasMap.ru

12:43  04.07.2011

В воскресенье в Новосибирске, Россия, из-за столкновения с птицей совершил экстренную посадку самолет А-320, совершавший рейс Владивосток-Новосибирск-Краснодар, сообщает РБК со ссылкой на прес-службу Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.

Через несколько минут после вылета из аропорта Толмачево лайнер столкнулся с коршуном — птица попала в двигатель самолета. После этого в двигателе стала заметна вибрация, и экипаж самолета принял решение вернуться в аропорт Новосибирска. Перед этим самолету пришлось кружить над городом около трех часов, чтобы выработать топливо. Посадка прошла успешно, никто из находившихся на борту 8 членов экипажа и 152 пассажиров не пострадал.

Напомним, что около месяца назад похожий случай произошел в Новой Зеландии, где пассажирский Boeing 767 вынужден был совершить аварийную посадку в аэропорту города Окленд (Auckland) после того, как из одного из двигателей вырвались языки пламени. Оператор заявил, что неисправность могла произойти из-за того, что в двигатель попали птицы.

Птицы довольно часто угрожают безопасности авиаперелетов. «Вокруг света» рассказывал о том, что пассажирский Airbus 320, совершавший рейс №1549 из нью-йоркского аэропорта «Ла-Гардиа» (La Guardia) в Шарлот, Северная Каролина, успешно приводнился 15 января 2009 года. Посадка произошла в районе реки между Манхэттеном и Нью-Джерси. Причиной аварии явилось столкновение со стаей птиц, в результате чего из строя вышли оба двигателя самолета. 150 пассажиров и 5 членов команды были эвакуированы на берег, обошлось без жертв.

А Джин Роудс (Gene Rhodes), профессор, специалист по лесному хозяйству и природным ресурсам из Университета Пердью (Purdue University), США, в соавторстве с Трэвисом ДеВолтом (Travis DeVault), руководителем проекта в Службе охраны диких животных Министерства сельского хозяйства США (U.S. Department of Agriculture’s Wildlife Services), выяснил, что мелкие животные, способные легко проникать в аэропорты, с большой вероятностью «сталкиваются» с самолетами.

Столкновения самолетов с животными привлекли особое внимание ученых после того, как один пилот был вынужден приземлиться в реку Гудзон после столкновения со стаей канадских гусей — у него заглохли оба двигателя. Олени, койоты, кролики и другие животные проникают на взлетную полосу через дыры в ограждениях. И, учитывая, что в небольших сельских аэропортах обычно используются маленькие самолеты, столкновение даже с таким мелким существом как кролик способно перевернуть самолет.

atlasmap.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *