Как различать российские истребители — Российская газета

ВВС России обладают замечательными машинами для завоевания господства в воздухе: легким МиГ-29, нестареющим МиГ-31, всепобеждающим Су-27 со множеством модификаций и самолетом будущего Т-50. Мы расскажем об особенностях каждого.

МиГ-31

Из ныне стоящих на вооружении ВВС России истребителей самый большой стаж у перехватчика МиГ-31. Он создавался в 70-е годы прошлого века на основе истребителя МиГ-25, построенного в 60-е. Дизайн самолета прямиком из развитого социализма: рубленые грани, огромные воздухозаборники и сопла размером с кабину лифта.

Однако не стоит судить по внешности. Как пожилой чемпион по боксу может запросто накидать своре молодых и дерзких, так и МиГ по многим показателям по-прежнему впереди планеты всей. Эти самолеты знают все пилоты НАТО и если на перехват поднялся Foxhound (так самолет зовут в альянсе) - с ним не шутят.

Под острым носом скрывается фазированная антенная решетка системы "Заслон" - из-за ее выдающихся способностей МиГ-31 прозвали "летающей РЛС". Современная модификация перехватчика способна обнаруживать 24 цели на дистанции до 320 километров и одновременно обстреливать 8 из них. Информацией о целях перехватчик в автоматическом режиме обменивается с российским "аваксом", самолетом дальнего обнаружения А-50. Четыре Миг-31 способны контролировать фронт протяженностью 800 километров.

Интересна конструкция основных стоек шасси: их передние колеса смещены к центру самолета, чтобы снизить давление на грунт при работе с полярных аэродромов.

МиГ-29

Легкие одноместные истребители МиГ-29 можно видеть на выступлениях пилотажных групп - на них летают, например, "Стрижи". Современные обтекаемые формы, двигатели спрятаны под планер, обилие точек подвески вооружения под крыльями: самолет задумывался для прикрытия сухопутных операций и должен был нести большой арсенал.

Сейчас истребительные авиаполки переходят на модификацию МиГ-29СМТ. От первоначального варианта она отличается современной электроникой, штангой для дозаправки в воздухе и дополнительным топливным баком за кабиной - из-за этого горба истребитель стал похож на сытого карася.

Благодаря большему запасу топлива МиГ-29СМТ получил возможность совершать продолжительные полеты. Его предшественника летчики называли "самолетом ближнего привода" - в смысле, вокруг аэродрома облететь.

Су-27

Как тиранозавр в мезозое, самолет Сухого - абсолютный господин в небе. Он создавался одновременно с МиГ-29 как тяжелый истребитель завоевания господства в воздухе. Мощная система обнаружения и сопровождения целей, хорошая защита от вражеских ракет, 10 точек подвески собственного оружия позволяют самолету вести одиночный глубинный поиск противника.

Внешне Су-27 отличается от МиГа большими размерами, выступающими вперед законцовками крыльев и развитой хвостовой балкой, в которой размещаются тормозные парашюты. Кроме того на многих версиях истребителя есть переднее горизонтальное оперение.для улучшения устойчивости в полете.

Палубная модификация (Су-33) имеет складывающиеся крылья и тормозной крюк. Созданный на основе учебной "спарки" Су-30 - двухместный истребитель наведения и целеуказания, - стал первым в мире самолетом, обладающим сверхманевренностью. Сопла его двигателей могут отклоняться на 16 градусов в любом направлении и на 20 в плоскости.

Выдающиеся пилотажные характеристики Су-27 регулярно демонстрируются на показательных полетах. В частности, истребитель впервые выполнил фигуру высшего пилотажа "Кобра". Она получила имя в честь Заслуженного летчика-испытателя СССР Виктора Пугачева, продемонстрировавшего "Кобру" на авиасалоне Ле Бурже в 1989 году. Однако автором фигуры является Герой Советского Союза Игорь Волк, непроизвольно выполнивший ее в Жуковском при отработке выведения Су-27 из штопора.

Т-50

Самый узнаваемый из современных российских истребителей - Т-50 (ПАК ФА). Правда, пока его можно увидеть нечасто, но с 2015 года самолет начнет производиться серийно и поступать в войска.

Широкий и плоский фюзеляж "самолета будущего" напоминает гоночный автомобиль. Двигатели еще более разнесены в стороны, небольшие вертикальные кили развалены на 26 градусов, в широком днище два ряда отсеков для вооружения. Т-50 может нести оружие и на внешней подвеске, но в ущерб незаметности.

Ради невидимости в тело ПАК ФА упрятаны штанга для дозаправки в воздухе и пушка. Даже сопла - поворотные, как у Су-30, - при прохождении зоны ПВО из круглых будут становиться плоскими, чтобы спрятать от радаров и инфракрасных датчиков массивные раскаленные турбины.

rg.ru

Как различать самолеты | Блог Сергея Короля

Расскажу, как быстро определять марку самолета, который стоит в аэропорту перед вами.

Начнем с узкофюзеляжных самолетов — это небольшие лайнеры, которыми летают на короткие расстояние. Когда вы собираетесь из Москвы в Петербург или в Европу, то полетите на узкофюзеляжном самолете. Внутри у них будет один проход и два ряда кресел, обычно по три кресла в ряду.

Подавляющее большинство узкофюзеляжных самолетов — это «Боинги» и «Эйрбасы». У каждого производителя есть семейства, самые популярные это «Боинг 737» и «Эйрбас А320». Когда отправитесь в путешествие, то полетите на самолете этих семейств в 90% случаев.

Внешне все самолеты выглядят одинаково, с непривычки трудно понять какой перед вами: «Боинг» или «Эйрбас». Но я начну различать. Смотрите, вверху — «Боинг 737» авиакомпании Utair, внизу — «Эйрбас А319» португальской авиакомпании TAP.

Нос

. У «Боинга» нос острый и хищный, у «Эйрбаса» — гладкий.

Гондола. Гондола — это кожух, который закрывает турбореактивный двигатель. У «Боинга 737» гондола слегка приплюснута снизу. Это сделано потому что самолет невысоко поднят над землей, и приплюснутая гондола помогает не всасывать всякую ерунду в двигатель во время взлета и руления в аэропорту. «Эйрбас» выше и гондола у него круглая.

Законцовки. Законцовки крыльев помогают воздуху обтекать крылья во время полета и экономят топливо. У «Боинга» законцовки большие, высокие (их называют «шарклетами»), у «Эйрбаса» — маленькие.

Наплыв. Наплыв помогает безошибочно отличать «Боинг 737» — у него хвост крепится к фюзеляжу через треугольный выступ. У «Эйрбаса» все плавно.

ВСУ. Сзади самолета располагается вспомогательная силовая установка, или ВСУ. Это маленький двигатель, который запускают в аэропорту чтобы вырабатывать электричество. У «Боинга» ВСУ почти не выступает сзади, а у «Эйрбаса» — выдается.

У самолетов есть еще куча внешних различий, но я советую смотреть на нос и на наплыв хвоста. Острый нос и треугольный наплыв сразу выдают «Боинг». Ну и вообще «Боинг» внешне приземистей и хищней, а «Эйрбас» — выше, глаже.

У узкофюзеляжных «Эйрбасов» есть несколько модификаций: А319, А320, А321, у «Боинга» — 737-400, 737-500, 737-800 — они отличаются длиной. Но все визуальные различия остаются теми же.

Теперь можете гулять с друзьями в аэропорту и быстро определять самолеты. В следующий раз поговорим о больших, широфюзеляжных лайнерах.

sergeykorol.ru

Курс юного споттера. Часть 1. Как отличить Boeing от Airbus. – FrequentFlyers.ru

Что видит часто летающий пассажир чаще всего? Конечно, самолеты. И интересно эти самолеты различать по типам, а не только по названию авиакомпании, которое написано на борту. Есть даже специальные фанаты этого дела, которые называются споттерами. Споттеры никуда не летают, а гуляют в окрестностях аэропорта с фотоаппаратом, чтобы потом полученные снимки выложить в Интернет. Интересно, что и тут многие очень смутно различают типы — им важнее успеть поймать красивый момент, чтобы фото было высокохудожественным. В чем практическая польза? Споттинг — это примерно как коллекционирование, то есть, пользы особой нет. Узнавать самолеты — это скорее общая эрудиция, ну, а любители летать, возможно, в следующий раз выберут рейс конкретной авиакомпании, увидев, что у нее есть борты, на которых они еще никогда не летали раньше.

Впрочем, начнем мы с двух типов, на которых летали, пожалуй, все: Boeing-737 и Airbus A320 — самые массовые пассажирские самолеты в мире и в каком аэропорту мира ни плюнь — попадешь сразу минимум в два. Самолеты являются прямыми конкурентами и близки друг другу по размерам, вместимости и тактико-техническим характеристикам, даже двигатели у них часто одинаковые. Как же все-таки различить два разных типа? На самом деле алгоритм очень простой.

Сначала смотрим на законцовку крыла. Если она выглядит в виде «птички», «стрелочки», «треугольничка» — называйте, как хотите — перед вами Airbus A320.

Законцовки крыла в виде “стрелочек” – гарантия того, что перед вами самолет семейства Airbus A320

Но все не так однозначно. С 2013 года A320 оборудуются законцовками другого типа — «шарклетами», которые выглядят как загнутые вверх края крыла. Самолеты более ранних выпусков могут также переделываться, и переделываются: новая форма позволяет снизить расход топлива. Такого же вида законцовки могут быть и абсолютно у любого Boeing-737 — как нового, так и сильно б/у. На самом деле они, конечно, не идентичны, но издали выглядят совершенно одинаково. Так что если края загнуты вверх, смотрите на хвост. У Boeing-737 киль имеет форму пятиугольника, похожего на букву L. У Airbus A320, как и у множества других типов, киль имеет форму четырехугольника. В общем, видите пятиугольный киль — перед вами «Боинг». Не видите — «Аэробус». Только чтобы случайно не спутать A320 с другим похожим самолетом, например, Ту-204, посмотрите на переднюю стойку шасси: она всегда наклонена в сторону хвоста. То есть, самолет как бы выставляет ногу вперед.

Boeing-737 вверху, Airbus A320 внизу: обратите внимание на характерный киль у “Боинга” и на наклонную носовую стойку шасси у “Аэробуса”

Теперь мы можете отличить «Боинг» от «Аэробуса», но не спешите. И Boeing-737, и Airbus A320 — это общие наименования СЕМЕЙСТВ самолетов. И, например, у «Боинга» имеется девять разных модификаций (737-100..737-900), а у Airbus к семейству A320 относятся, помимо собственно A320, также A318, A319 и A321. В следующих статьях мы расскажем, как отличить эти похожие друг на друга самолеты друг от друга и в чем между ними разница. Начнем с A320.

Курс юного споттера. Часть 2.

Курс юного споттера. Часть 3.

Илья Шатилин

www.frequentflyers.ru

Как распознать пассажирский самолет снизу???: khmelikvictor — LiveJournal

Самые распространенные пассажирские самолеты – узкофюзеляжные двухдвигательные. Практически все воздушное пространство заполнено Airbus 320 серии, Boeing 737 различных модификаций и линейкой бразильских Embraer E-Jet. И если разобраться в модификациях одной компании еще можно по длине фюзеляжа и количеству дверей, то в высоком небе самолеты разных компаний-производителей иногда можно спутать. Давайте с этим разберемся!

Самолеты европейского лидера Airbus отличают следующие моменты: закрытые створками ниши основных стоек шасси и тупая носовая часть фюзеляжа.

Характерным для Boeing являются заметные колеса шасси в убранном положении, излом по передней кромке крыла (переменная стреловидность), острый нос и стабилизатор практически на конце фюзеляжа.

Сложнее всего с Embraer. Те же колоса в нишах шасси, как на Boeing и прямая передняя кромка как на Airbus. Характерным, на мой взгляд, является тонкий длинный фюзеляж с весьма пологими образующими в хвостовой части и выступающим капотом ВСУ. То есть на большой высоте его можно опознать практически методом исключения: по шасси, передней кромке и хвосту.

А вы как думаете? Что еще замечаете особенное?

khmelikvictor.livejournal.com

Как определить возраст самолёта. Памятка для авиапассажира-эксперта.: lx_photos — LiveJournal

Как известно лучшим авиационным экспертам, авиакомпании всегда стремятся нас всех угробить. *
С этой целью они набирают всякий хлам на помойках, сажают туда пассажиров, и, предварительно застраховав рухлядь на ярды зелени, грохают ея обземлю. *
Собственно, в этом и состоит весь авиабизнес. * Случайно выжившие пассажиры - это досадная помеха на пути коммерсантов к успеху. * А пассажир, ещё и добравшийся до места назначения - это совершенный убыток. * Ведь по пути он сожрал касалетосов на все деньги, да ещё и забил потом ими все туалеты.

Внимательный пассажир мог бы, конечно, опознать свою надвигающуюся неизбежность - например, по задравшемуся уголку наклейки "Пристегните ремни" на столике перед собой. *
Но нет! - продажные за печеньки госдепу вредатели-авиатехники тщательно скрывают за приличным состоянием салона жуткую правду про матчасть! *
И потому всем нам критически важно знать, как можно отличить старый самолёт от нового. *
Ведь старый наверняка долётывает последние циклы перед своим последним сверхприбыльным рэйсом, а на новом есть небольшая вероятность куда-то долететь. *

И сегодня я напомню всем собравшимся, как выглядит старый самолёт типа Airbus-320,

и как можно его просто отличить от более нового.

Начнём с простого - багажной двери.

В соответствующем посте это отличие уже вскользь упоминалось, но оно слишком важно, чтобы пройти мимо него.
Итак, на новых Эйрбасах ручка багажной двери всегда утоплена в вертикальный паз, и открывается вверх.

Вот таким xaй итлeр.

На старых же самолётах ручка горизонтальна

, и дверь разблокируется ручкой не вертикально вверх, а поворотом её вниз по часовой стрелке.

Далее рассмотрим переднюю ногу шасси с её разворотом.

Пусть вас не заблуждает фара вбок новой конструкции - светодиодное освещение сейчас можно встретить и на старых самолётах.
А главное тут - коробочка отключения разворота передней ноги.

Это - её старый вариант.

А вот так выглядит современная:

Изящный рычажок, стильный дизайн, все дела...

Далее обратимся к аварийному ветрячку.

Как видно, старый вариант можно легко определить по плоским створкам отсека, повторяющим очертания зализа центроплана.

В новом RAT были увеличены лопасти турбины, и потому пришлось выпуклить створки.

Сейчас они выступают за контур зализа эдаким горбиком.

Тут же, ниже по фотке, видно и ещё одно отличие нового Airbus-320.

Это - выходное отверстие пака кондиционирования, через которое сбрасывается охлаждающий радиаторы воздух.
На современных самолётах это отверстие нерегулируемое, а регулировка потока происходит только одной створкой на входе канала охлаждения .
На старых самолётах выходная створка тоже была регулируемой.

Она могла поворачиваться вокруг горизонтальной оси спереди себя.

Теперь о двигателях.
Когда садишься попом в заборник старого двигателя CFM56-5A, то не видишь, что в его компрессоре на одну ступень меньше.
Но зато, как только попытаешься залезть дальше внутрь, то получаешь его длинным конусом строго в затылок.

Двигатель CFM56-5B не только на одну ступень компрессора больше, чем старый двигатель, но и гораздо человечнее.

Его конус кока заметно короче. А сам кок не простого усечённого конуса, а с переходом от одного угла образующей к более крутому её наклону.

И завершим экскурсию приборной доской.

Это - её, похоже, очень старый вариант. Который я видел впервые.

Тут трудно объяснить, в чём отличие индикации на дисплеях, но, после привычки к обычной картине, эта старая сразу бросается в глаза.
Более новые электронно-лучевые дисплеи выглядели так:

А сейчас ставят жидкокристаллические дисплеи:

А главное - в этом конкретном совсем старом самолёте была замечена вот такая панелька на козырьке приборной доски напротив капитана:

Видимо, что-то связанное с Autoland?

Обычно там вот так:

Пусто.

Ну вот, теперь вы всё знаете.
Так что, увидев, что вас стараются заманить в старый самолёт, - БЕГИТЕ !!! *
И только поездом! *

и теперь...

я знал, я знал!

34(10.6%)

меня не заманишь в бизнес мясистый!

17(5.3%)

только поездом!

23(7.2%)

это уже какой-то запредельный цинизм, я считаю!

41(12.8%)

верните мне деньги!

26(8.1%)

и мне верните его деньги!

56(17.5%)

нет уж! лети и дрожи!

15(4.7%)

коньячок решает!

29(9.1%)

не всё ли равно, чем надраться перед полётом?

22(6.9%)

а вот не всё равно!

12(3.8%)

вы все фрики

13(4.1%)

Фотографии в альбоме «Old Airbus», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

* - кстати, да - звёздочкой я отметил шутки 🙂

lx-photos.livejournal.com

Как понять, на каком самолёте вы летите в отпуск? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ

Узнать, на каком самолёте вы отправитесь в отпуск, достаточно легко. Тип воздушного судна указывается на сайте вашей авиакомпании в данных о рейсе, также эту информацию можно найти на сайте аэропорта в расписании полётов. Впрочем, иногда перевозчик может при необходимости заменить один лайнер на другой, если самолёт заполнен не полностью. Особенно часто это происходит при чартерных перелётах.

Как узнать, какой самолёт полетит на том или ином рейсе?

Номер вашего рейса чаще всего указывается на билете, но иногда его не пишут. В любом случае, его всегда можно найти на сайте авиакомпании. После того как вы узнали номер вашего рейса, необходимо:

1. Зайти на сайт www.flightradar24.com.

2. Ввести в графу поиска номер вашего рейса.

На экране появится таблица, в которой слева будут отображаться дата рейса (Date), пункты отправления и прибытия (графы From и To), модель и бортовой номер вашего самолёта (графа «Aircraft»). Например: «A321 (VQ-BEG)», в котором A321 — модель лайнера, а VQ-BEG — его бортовой номер. При нажатии на него выдаётся информация обо всех рейсах с данным самолётом за последнее время.

Где и как узнать возраст самолёта и историю его эксплуатации?

После того как вам стал известен самолёт, на котором вы полетите, вы можете посмотреть его возраст и историю эксплуатации. Для этого необходимо:

1. Ввести бортовой номер самолёта в графу поиска на сайте www.planespotters.net

2. Нажать на серийный номер найденного самолёта (графа «c/n»). После этого появится информация о его первом полёте (First Flight), сроке эксплуатации (Age), авиакомпаниях (Airline), которые использовали судно и авариях (Remarks) с ним, если таковые были.

Как можно следить за маршрутом рейса?

Если на самолёте летит близкий вам человек, то вы можете в режиме реального времени следить за маршрутом полёта лайнера. Для этого вам нужно на сайте ввести в графу поиска номер рейса, после чего вы перейдёте на страницу, на которой вам нужно будет нажать либо на иконку с самолётом, либо на иконку с треугольной скобкой (при наведении на неё курсора мышки появляется надпись Go to flight). В последнем случае вы сможет также следить за скоростью и выстой летящего лайнера.

www.aif.ru

Памятка разведчику. Обнаружение самолетов.

Слухом самолёты обнаруживаются значительно легче, чем зрением. При безветрии в ясную погоду шум мотора можно слышать за 10—12 км, а увидеть самолёт без бинокля можно только на расстоянии до 8—10 км. При этом: надо помнить, что сырую погоду, в туман, а также при ветре, особенно если он дует в направлении от разведчика, звук распространяется гораздо хуже, что требует от разведчика более внимательного просматривания всего сектора наблюдения. Видимость также зависит от погоды. В сырую, туманную или в пасмурную погоду видимость меньше, чем в ясную, в безветрие — обычно меньше, чем в ветреную, утром видно немного дальше, чем днём, или к вечеру.

Поэтому разведчик должен обладать острым слухом и хорошим зрением, тренировать их, уметь отличать шумы моторов самолётов от других посторонних шумов, идущих с земли.

В ночное время и в туман обнаружение самолётов производится слухом. Для определения направления на самолёт разведчик должен стать лицом к источнику шума, стараясь уловить момент, когда в оба уха доходит с одинаковой силой, и, вытянув руку по напрлению, откуда идёт шум, определить ориентир этого направления. Необходимо учитывать, что над водной поверхностью (озеро, море, широкая река) шум мототоров распространяется гораздо дальше чем над сушей. В лесистой и горной местностях шум мотора вызывает эхо, которое может спутать разведчика, заставив его искать цель совсем в другом направлении. В этих случаях надо более тщательно искать цель глазами. Чем раньше обнаружен самолёт, тем лучше выполнил разведчик свою задачу. Цель должна быть обнаружена на пределе видимости, когда на фоне неба она кажется едва заметной точкой. Поэтому, услышав шум мотора, разведчик всё своё внимание напрягает на тот участок сектора, откуда исходит шум.

Но и само наблюдение нельзя вести безсистемно, рассеянным взглядом, всматриваясь в отдельные точки неба. Чтобы не пропустить цель, следует мысленно разбить весь сектор на «этажи», которые просматривать поочерёдно от одного края сектора наблюдения до другого.

Рис.1. Порядок просматривания в бинокль участка неба.

Когда цель обнаружена невооружённым глазом или по шуму мотора выяснено направление, где находится самолёт, участок неба, вызывающий подозрение, рассматривают в бинокль. Поимка цели в поле видимости бинокля, даже когда она замечена невооружённым глазом, удаётся не сразу, если искать её, беспорядочно водя биноклем из стороны в сторону. При маленьком поле видимости бинокля цель легко потерять. Поэтому тот участок неба, где находится самолёт, надо рассмотреть, плавно перемещая бинокль уступами, как показано на рис. 1. Ширина и высота уступов не должны быть больше, чем диаметр поля видимости бинокля.

Особенно внимательно надо ислать цель немного впереди источника шума по направлению движения самолёта, так как то время, пока звук дойдёт до разведчика, самолёт может пролететь несколько километров.

Если самолет появляется со стороны солнца, то, чтобы не испортить зрение и лучше распознать цель, на тубусы окуляров бинокля, надевают защитные стёкла (светофильтры), ослабляющие яркость света. При наблюдении невооружённым глазом надевают дымчатые защитные очки.

ОПОЗНАВАНИЕ САМОЛЁТОВ

Опознать самолёты, обнаруженные в зоне наблюдения поста, значит установить, чьи это самолёты — наши или противника, и определить их тип.

Распознавание самолётов в воздухе пронзводится главным образом по силуэтам самолётов и по их конструктивным особенностям.

Распознавание самолётов только по опознавательным знакам, ненадёжно, так как они видны на малых дальностях и, кроме того, в целях обмана средств противозоздушной обороны самолёты летают иногда или совсем без опознавательных знаков, или под знаком противоположной воюющей стороны.

Распознавание самолётов по силуэту в свою очередь осложняется тем, что в большинстве государств основные типы самолётов стали похожими один на другой: подавляющее большинство всех типов самолётов строят теперь по схеме свободнонесущего моноплана с низким или средним расположением крыла; монопланы с верхним расположением крыла являются мало распространёнными.

Самолёты билланного типа встречаются значительно реже; к этому типу принадлежат некоторые образцы истребителей и разведчиков.

При распознавании самолётов по их конструктивным особенностям необходимо обращать внимание на следующее:

Рис.2. Формы очертаний плоскостей самолетов

1. Очертания плоскостей (крыльев) самолётов (рис. 2) в основном имеют четыре разновидности: прямоугольные, треугольные, эллиптические и трапецевидные. Плоскости самолётов каждого из этих видов могут иметь различные варианты. Углы всегда будут в той или иной мере и в том или ином направлении округлены, а кривизна закруглений может меняться.

При наблюдении спереди можно различать самолёты по очертанию их плоскостей и характерным формам монопланов, полупарапланов и бипланов (рис. 3 и 4).

На некоторых самолётах концы элеронов (крылышек, служащих для управления поперечной устойчивостью самолёта) выступают за концы крыльев самолёта, образуя, таким образом, компенсаторы; величина и форма их являются одним из признаков опознавания типа данного самолётов.

2. Расположение моторов на самолетах сухопутной авиации может быть в передней части фюзеляжа, в крыльях и между крыльями.

На небольших высотах определяется система и форма моторов самолётов. Радиальные (круглые) моторы имеют тупую, а линейные — заострённую форму.

Число моторов на самолётах может быть от одного до четырех и более. На одномторных самолётах моторы располагают в передней части фюзеляжа; на двухмоторных сухопутных самолётах — по одному мотору с правой и с левой сторон фюзеляжа. На трёхмоторных самолётах один мотор располагают в передней части фюзеляжа или над фюзеляжем и два — по бокам с правой и с левой сторон фюзеляжа. На четырёхмоторных самолётах моторы располагают по два — с правой и с левой сторон фюзеляжа (рис. 4).

   Рис 3. Характерные формы низкопланов и виды установок моторов

   Рис. 4 Характерные формы монопланов и полутрорапланов и виды установок моторов

При определении количества моторов на двухмоторных самолётах нужно быть внимательным, так как на этих самолётах передняя часть фюзеляжа значительно выступает вперёд и кажется третьим мотором, поэтому двухмоторный самолет можно принять за трехмоторный и, наоборот, трехмоторный - за двухмоторный.

Рис.5. Формы фюзеляжей.

3. Очертания фюзеляжа при наблюдении в плане и сбоку могут иметь форму сигарообразную, конусообразную, сигарообразную с шапкой и двухфюзеляжную (рис. 5).

Как видно из рисунка, все фюзеляжи современных самлолетов имеют удобообтекаемую форму, более утолщенную в передней и суженную в задней части.

4. Форма хвостового оперения самолетов различается на высотах до 3000 м с помощью бинокля. Обычно горизонтальное оперение (стабилизатор и руль высоты) имеет по отношению к фюзеляжу среднее или верхнее расположение (рис. 6).

Форму вертикального оперения (киля и руля направления) можно видеть при наблюдении сбоку; при этом главное внимание нужно обращать на скос и характер закругления кромок (рис. 6).

Более важным признаком при опознавании самолетов по хвостовому оперениюявляется раздвоенность вертикального оперения, когда у самолета имеются два или больше киля и столько же рулей направления. (рис. 7).

Рис. 6. Формы хвостовых оперений (вид в плане)

Рис 7. Формы хвостовых оперений (вид сбоку)

5. Наличие убирающегося или неубирающегося шасси на самолете дает возможность определить тип самолета (рис. 8).

Современные скоростные самолеты, как правило, имеют убирающееся шасси.

Рис.8. Формы киля и руля поворота хвостового оперения и формы шасси (вид спереди и сбоку).

Неубирающееся шасси можно обнаружить главным образом при наблюдении самолета сзади, и лишь в некоторых случаях шасси можно видеть спереди (если самолет идет на наблюдателя со снижением) или сбоку (если самолет делает вираж).

Кроме того, тип самолета (т.е. его назначение) можно распознать по его поведению и действиям или, как говорят, по его тактическим приёмам.

Бомбардировщики летают обычно группами в сомкнутых строях, реже — в одиночку и в звеньях, на высотах от 2 000 до 5 000 м и выше. Подходя к объекту нападения, они иногда рассредоточиваются и действуют поодиночке или мелкими группами, заходя на объект с разных сторон. Группы бомбардировщиков часто прикрываются истребителями. Моторы бомбардировщиков издают мощный ровный или прерывающийся звук.

Истребители, патрулируя над определённым районом, действуют парами, тройками, четвёрками, а иногда и большими группами. От бомбардировщиков их легко отличить по меньшим рамерам, большей скорости и манёвренности. Разведку истребители ведут обычно парами. Полёты производятся на всех высотах, начиная oт бреющей. Моторы истребителей имеют сильный резкий звук, иногда сопровождающийся шипящим свистом.

Разведчики, как правило, летают в одиночку или звеном, вблизи переднего края — на высоте 800—3 000 м, в тыловых районах — на средних и больших высотах (до 9 000 м). Для разведки тылов часто используются одиночные бомбардировщики. Там, где разведчик ожидает встретить сопротивление, его сопровождают истребители.

Штурмовики летают как в одиночку, так и группами до 8—10 самолётов, главным образом на малых высотах (от 5 до 200 м). Эти самолёты действуют по войскам на переднем крае, а также по аэродромам и прифронтовым дорогам. Штурмовики обладают скоростями немного меньшими, чем истребители. Маскировка в складках местности и балках, полёты по долинам рек и вдоль железных дорог с целью неожиданного нападения на намеченный объект вот характерные приёмы штурмовой авиации.

Корректировщики обслуживают наземную артиллерию, указывая ей цели и уточняя результаты её стрельбы. Обычно корректировка ведётся одиночными самолётами, иногда под прикрытием пары истребителей. Корректировщики имеют малые скорости, и полёты их производятся по кругу или иной замкнутой линии над объектом, по которому ведет огонь его артиллерия. Удаётся иногда заметить, как с самолёта подаются сигналы ракетами или резкими эволюциями (фигурами) самого самолёта. Недостаточно определить только тип самолёта; разведчик должен обязательно установить его наименование (марку). Для этого необходимо в совершенстве изучить внешний вид и конструктивные особености самолётов, помещённых в этой памятке.

<< | >>

www.airpages.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о