А22 Foxbat: воздушный «Шарик» на двоих

Самолеты, как и автомобили, бывают разные: есть монстры, развивающие почти звуковую скорость и способные перелететь Тихий океан, и есть малолитражки для ежедневных коротких полетов. Стоимость моделей, естественно, столь же различна. Один из самых доступных современных самолетов для личного пользования — А22 Foxbat…

 

 

Мы живем в великой авиационной державе, экспортирующей самолеты более чем в 30 стран мира, включая Великобританию и США. Конечно, речь идет не о лайнерах или бизнес-джетах, чьи рыночные сегменты которых давно поделили между собой несколько корпораций: Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier, Beechcraft, Cessna. На куда более пестром и демократичном рынке частных самолетов большой популярностью пользуется легкий самолет украинского производства А22 Foxbat по кличке «Шарик».

 

Этот аэроплан был разработан украинской компанией «Аэропракт» под руководством конструкторов ОКБ имени О. К. Антонова — выдающихся отечественных теоретиков легкой авиации Юрия Яковлева и Олега Литовченко. Летные испытания были проведены в 1996 году. Самолет представляет собой подкосный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением: крыло расположено над кабиной, а горизонтальный стабилизатор — на верхней кромке вертикального стабилизатора. Таким образом, несущие и управляющие плоскости максимально удалены от земли, что делает более простым и безопасным маневрирование на небольшой высоте, например при заходе на посадку при неожиданном порыве ветра.

 

Несмотря на принадлежность машины к классу сверхлегких летательных аппаратов (СЛА), ее конструкция — цельнометаллическая. Ряд деталей: капот двигателя, зализы крыла, обтекатели колес — выполнены из стеклопластика. Крыло прямое, с тканевой обшивкой. Неубирающееся трехопорное шасси с носовой управляемой стойкой — как у более солидных самолетов и обеспечивает большее удобство при и рулении на земле и посадке. Машина садится на основные стойки со слегка приподнятым носом; передняя стойка при мало-мальски грамотном приземлении устраняет присущий самолетам с задним третьим колесом риск «капотирования» — переворачивания самолета через нос «на спину». Колеса всех стоек имеют одинаковый размер и закрыты обтекателями.

 

Силовая установка состоит из поршневого двигателя воздушного охлаждения «Ротакс-912» с трехлопастным воздушным винтом. Кабина экипажа закрытая, с большой площадью остекления, обеспечивающей практически круговой обзор и отличный визуальный контакт с поверхностью полосы при посадке. Вообще именно компоновкой, близкой к самолетам более высокого класса, А22 заслужил свою популярность. Места пилотов расположены рядом, а не одно за другим, как в большинстве СЛА, что делает самолет более удобным для обучения и совместных полетов. С обеих сторон кабины — полноценные двери, а уже упомянутое шасси с носовой стойкой позволяет самолету и на земле находиться в горизонтальном положении.

 

 

Крейсерская скорость самолета — 150—160 км/ч, а максимальная — 210 км/ч. При этом посадка совершается на скорости около 70 км/ч — согласитесь, это совсем не страшно. Тем более что машина может сесть на любую ровную площадку длиной 135 м, хотя реальный тормозной путь намного короче. (А 135 м — «требуемая» длина ВПП, с запасом для обеспечения безопасности и возможности ухода на второй круг.) Несмотря на принадлежность к СЛА, машина может выдерживать положительные (вектор инерции направлен вниз) перегрузки до 4 G и отрицательные до 2 G.

 

Последняя модификация модели — А-22L2 отличается увеличенным до 600 кг расчетным взлетным весом, ввиду чего изменениям подверглись также системы управления самолетом и конструкция шасси: носовая стойка оснащена пружинным газовым амортизатором, а верхняя обшивка крыла уже не тканевая, а металлическая.

 

Летные характеристики Foxbat А-22L2

(при максимальном взлетном весе)

 

Максимальная скорость, макс.:

210 км/ч

Скорость сваливания* (с закрылками):

60 км/ч

Дальность (90 л топлива, штиль), макс.:

1 100 км

Продолжительность (90 л топлива), макс.:

10 ч

Скороподъёмность (МСА, уровень моря):

4 м/с

Двигатель: Rotax-912:

100 л. с.

Разбег / пробег (в штиль):

105/135 м

Размах:

9,55 м

Длина:

6,23 м

Высота:

2,4 м

Площадь крыла:

12,62 м2

Максимальный взлётный вес**:

472,5 кг

Вес пустого:

280 кг

Перегрузки:

+4/–2

 

 

 * Сваливание — потеря крылом несущей способности вследствие срыва аэродинамического потока из-за недостаточной скорости его набегания

 

** Максимальный взлетный вес (разрешенный взлетный вес) меньше расчетного (т. е. максимально возможного), так как определяется с запасом мощности для обеспечения безопасности

Денис Иванов

vecher.obozrevatel.com

A-22LS | Аэроклуб «Аэропракт»

А-22LS — является глубокой модификацией самолета А-22. Геометрия планера A-22LS такая же как и у А-22L. Конструкция переработана для расчетного взлетного веса 600 кг — в сухопутном варианте и 650 кг — в варианте на поплавках, в соответствии с требованиями категории LSA (Light Sport Airplane).

Из-за высоких требований к весу, ресурсу и технологичности изготовления деталей значительным изменениям подверглись системы управления самолетом и конструкция шасси. Крыло самолета выполнено с металлической верхней обшивкой.

Носовая стойка шасси выполнена с пружинным газовым амортизатором, который делает руление более комфортным. Рессоры основновных опор шасси — алюминиевые. На самолете применен дюймовый авиационный крепеж.



Летные характеристики при максимальном взлетном весе

Максимальная скорость,Vne 220 км/ч
Скорость сваливания (с закрылками) 70 км/ч
Макс. дальность (90 л топлива, штиль) 1100 км
Макс. продолжительность (90 л топлива) 10 ч
Скороподъёмность (МСА, уровень моря) 5 м/с
Двигатель: Rotax-912 100 л.с.
Разбег / пробег (в штиль) 120 / 100м
Размах 9.55 м
Длина 6.23 м
Высота 2,4 м
Площадь крыла 12.62 м2
Максимальный взлётный вес, сухопутный / на поплавках 600 / 650 кг
Вес пустого 290 кг
Перегрузки +4 / -2

 

 

описание на сайте производителя

aeroprakt.org

Самолеты «Фоксбат» действительно летали над израильским реактором :: Даниэль Пайпс

В 2007 г. в издательстве Yale University Press вышла сенсационная историческая детективная книга «Фоксбаты над Димоной *: Рискованная советская атомная игра в Шестидневной войне» (англ. Foxbats over Dimona: The Soviets’ Nuclear Gamble in the Six-Day War). Авторы этой книги – Изабелла Гинор (Isabella Ginor) и Гидеон Ремез (Gideon Remez) – бросили вызов общепринятой концепции о том, что Шестидневная война вспыхнула вопреки чьему бы то ни было желанию. Вместо этого они представили свою теорию, согласно которой СССР спровоцировал эту войну для того, чтобы упреждающим ударом разрушить израильские ядерные установки.

Этот спор привлек меня (см. статью «The Soviets’ Six-Day War», или ее перевод на русский язык — «Советская Шестидневная война»), но я не решился полностью поддержать аргументы авторов, так как не был вполне уверен в том, что другие эксперты по данному вопросу согласятся со всеми приведенными авторами книги фактами и доказательствами.

Сегодня пришло подтверждение критически важных данных, поскольку в газете Jerusalem Post была опубликована статья Давида Хоровиц (David Horovitz) под заголовком «Россия подтверждает [проведение] советских операционных полетов над Димоной в ’67 г.» («Russia confirms Soviet sorties over Dimona in ’67.»). Факт проведения полетов подтвердил полковник Александр Дробышевский, главный представитель Российских Военно-Воздушных Сил. Это подтверждение является неумышленным, так как оно было сделано в совершенно другом контексте (праздновался юбилей школы летчиков-испытателей, которую окончил один из летчиков, принимавший в 1967 г. участие в рассматриваемых полетах). В статье, помещенной на официальном веб-сайте Министерства Обороны России в октябре 2006 г., но замеченной Ремезом и Гинор только сейчас, Дробышевский писал:

В 1967 г. воинская доблесть и высокая боевая выучка полковника Бежевца А.С.(ныне Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР [и] генерал-майор авиации в отставке), были продемонстрированы при выполнении боевых действий в Египте, [и ] позволили [ему] выполнить уникальные разведывательные полёты над территорией Израиля на самолете МиГ-25РБ.

Ремез и Гинор считают приведенную выдержку из упомянутой выше статьи «экстраординарным открытием» и «официальным подтверждением экспоната А в их книге и источником ее названия». Эта публикация, добавляют они, «настолько близка к официальному документу, насколько этого можно

ru.danielpipes.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *