📌 SR-71 Blackbird — это… 🎓 Что такое SR-71 Blackbird?

Локхид SR-71 (неофициальное название — «Чёрный дрозд», англ. Blackbird) — сверхзвуковой самолёт, стратегический разведчик ВВС США. Самый быстрый[1] и самый высотный[2], в горизонтальном полёте, самолёт в мире. Первый полет SR-71 совершил в 1964 году. В 1998 году последние самолёты этой модели отправлены на консервацию. Стоимость изготовления была настолько велика, что было выпущено всего 33 самолёта.

SR-71 участвовал в разведке Вьетнама и Северной Кореи в 1968 году. Во время холодной войны фотографировал расположения советских войск на Кольском полуострове и Кубе. В 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня Blackbird проводил фоторазведку Египта, Иордании и Сирии. Неоднократно нарушал воздушное пространство СССР[3]. Кроме стратегической разведки, этот уникальный самолёт выполнял аэродинамические исследования NASA по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные гиперзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с гиперзвуковой скоростью полёта).

Часто путают три различных самолета: A-12, YF-12 и SR-71. Все они сконструированы в Skunk works — подразделении перспективных разработок компании Локхид (Lockheed).

SR-71 способен развивать скорость, в 3 раза превосходящую скорость звука, при этом из-за трения о воздух его титановая обшивка нагревается до температуры 300 градусов С. Такие температурные перепады потребовали применения необычных конструктивных решений. Для охлаждения обшивки используется циркуляция топлива

SR-71 и МиГ-25

МиГ-25

Ближайшим оппонентом SR-71 в советском союзе стал перехватчик МиГ-25, который мог достигать рекордного потолка SR-71, но только на короткое время, в то время как SR-71 на той же высоте мог находиться долговременно. В середине 70-х годов в ходе 111 программы летных испытаний SR-71 в составе 9-го крыла, имитировался перехват SR-71 с помощью F-15A. Испытания показали, что F-15A имитирующий советский МиГ-25 не смог эффективно перехватить SR-71.

Рекорды SR-71

SR-71

SR-71 Blackbird установил в 1976 году абсолютный рекорд скорости, который держится до сих пор: 3529,56 км/ч. Всего в [4], и все они относятся к скорости полёта.

Тактико-технические характеристики

Схемы SR-71

A-12SR-71YF-12D-21
Размеры:
Размах крыла, м16,9416,9416,945,84
Длина, м31,932,7432,0612,33
Высота, м5,565,645,562,19
Площадь крыла, кв. м141,1141,1141,1
Коэф. удлинения крыла1,7
Экипаж, чел
1
22
Массы и нагрузки:
максимальная взлётная, кг54.43278.02057.6074.990
масса пустого, кг27.21630.61827.547
Запас топлива, л46.18046.18046.180
Лётные данные:
скорость, км/ч
на высоте 24.000 м3300330033003884
на высоте 9.150 м212521252125
отрыва370370370
захода на посадку334334334
посадочная278278278
Потолок практический, м28.95625.91025.910
Скороподъемность, м/с60
Тактический радиус действия, км200020002000
Дальность полёта на высоте 24.400 м
Без дозаправки, км4023523040234830
Продолжительность полёта
на той же высоте без дозаправки
1 ч 30 мин1 ч 30 мин1 ч 30 мин
Разбег, м274527452745
Пробег, м183018301830
Нагрузка на крыло, кг/кв. м460
Тяговооруженность0,382

Примечания

  1. Строго говоря, есть более быстрые летательные аппараты, например, ракетоплан X-15. Но по правилам
  2. Максимальная высота горизонтального полёта составила 26 213 метров. Тем не менее, рекорд высоты в параболическом полёте принадлежит МиГ-25 и составляет 37 650 метров.
  3. …27 мая 1987 г. в Заполярье экипажу МиГ-31 в составе гв. капитана Ю. Н. Моисеева и гв. капитана О. А. Краснова (72-й ГИАП) пришлось осуществить боевое воздействие на самолёт-разведчик SR-71 и вытеснить его далеко в нейтральные воды.
  4. http://records.fai.org/general_aviation/aircraft.asp?id=779

Ссылки

http://www.airwar.ru/enc/spy/sr71.html — SR-71 и МиГ-25.

http://www.lockheedmartin.com/aboutus/history/SR71Blackbird.html — Официальный сайт разработчика.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Сверхзвуковой самолёт, стратегический разведчик ВВС США «SR-71 Blackbird»

 

Длина готовой модели: 45 см
Количество листов: 12
Формат листов: A4

Описание, история

Локхид SR-71 (неофициальное название — «Чёрный дрозд», англ. Blackbird) — сверхзвуковой самолёт, стратегический разведчик ВВС США. Самый быстрый турбореактивный самолёт (3529.56 км/ч ). В 1998 году последние самолёты этой модели отправлены на консервацию. Стоимость изготовления была настолько велика, что было выпущено всего 33 самолёта.

SR-71 «Blackbird»
SR-71 Blackbird в тренировочном полёте
Тип стратегический разведчик
Разработчик Skunk Works
Производитель Lockheed Corporation
Главный конструктор Кларенс «Келли» Джонсон
Первый полёт 22 декабря 1964 года
Начало эксплуатации 1966 год
Конец эксплуатации 1998 год
Основные эксплуатанты ВВС США
НАСА, ЦРУ
Единиц произведено 32
Варианты Lockheed A-12

Эксплуатация

SR-71 участвовал в разведке Вьетнама и Северной Кореи в 1968 году. Во время холодной войны фотографировал расположения советских войск на Кольском полуострове и Кубе. В 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня Blackbird проводил фоторазведку Египта, Иордании и Сирии. Неоднократно нарушал воздушное пространство СССР. Кроме стратегической разведки, этот уникальный самолёт выполнял аэродинамические исследования NASA по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные гиперзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с гиперзвуковой скоростью полёта).

Часто путают три различных самолета: A-12, YF-12 и SR-71. Все они сконструированы в Skunk works — подразделении перспективных разработок компании Локхид (Lockheed).

SR-71 способен развивать скорость, в 3 раза превосходящую скорость звука, при этом из-за трения о воздух его титановая обшивка нагревается до температуры 300 градусов С. Такие температурные перепады потребовали применения необычных конструктивных решений. Для охлаждения обшивки используется циркуляция топлива JP-7, при этом оно крайне «летучее» и достаточно быстро покидает баки через малейшие неплотности топливной системы. Расход топлива на крейсерской скорости около 600 кг в минуту, в результате для обеспечения нормальной длительности и дальности полёта полная заправка утяжеляла самолёт более чем в 2 раза. Взлёт с такой нагрузкой был очень проблематичен, и при эксплуатации с обычных аэродромов самолёт взлетал с минимальным количеством топлива на борту, набирал высоту, дозаправлялся, и только после этого уходил на задание. Вообще же, среднестатистический вылет данного самолёта с двумя дозаправками (с учётом обслуживания его, заправщика и другого необходимого обеспечения) обходился казне США в сумму около 8 миллионов долларов, а скорость полёта и высота полёта не позволяли получить достаточно детальные снимки объектов — поэтому в течение всего срока службы этих самолётов не утихали споры об актуальности применения такого самолёта при сравнении со спутниками-шпионами.

Рекорды SR-71


SR-71

SR-71 Blackbird установил в 1976 году абсолютный рекорд скорости, который держится до сих пор: 3529,56 км/ч. Всего в FAI зарегистрировано 4 действительных рекорда, и все они относятся к скорости полёта.

Тактико-технические характеристики


Схемы SR-71

 

A-12

SR-71

YF-12

D-21

Размеры:

 

Размах крыла, м

16,94

16,94

16,94

5,84

Длина, м

31,9

32,74

32,06

12,33

Высота, м

5,56

5,64

5,56

2,19

Площадь крыла, кв. м

141,1

141,1

141,1

 

Коэф. удлинения крыла

 

1,7

 

 

Экипаж, чел

1

2

2

 

Массы и нагрузки:

 

максимальная взлётная, кг

54.432

78.020

57.607

4.990

масса пустого, кг

27.216

30.618

27.547

 

Запас топлива, л

46.180

46.180

46.180

 

Лётные данные:

 

скорость, км/ч

 

на высоте 24.000 м

3300

3300

3300

3884

на высоте 9.150 м

2125

2125

2125

 

отрыва

370

370

370

 

захода на посадку

334

334

334

 

посадочная

278

278

278

 

Потолок практический, м

28.956

25.910

25.910

 

Скороподъемность, м/с

 

60

 

 

Тактический радиус действия, км

2000

2000

2000

 

Дальность полёта на высоте 24.400 м

 

Без дозаправки, км

4023

5230

4023

4830

Продолжительность полёта

на той же высоте без дозаправки

1 ч 30 мин

1 ч 30 мин

1 ч 30 мин

 

Разбег, м

2745

2745

2745

 

Пробег, м

1830

1830

1830

 

Нагрузка на крыло, кг/кв. м

 

460

 

 

Тяговооруженность

 

0,382

 

 

modelik.ru

Lockheed SR-71 Blackbird — Википедия. Что такое Lockheed SR-71 Blackbird

Эта статья — о самолёте. О музыкальной группе см. SR-71 (группа).

Lockheed SR-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird» (рус. Чёрный дрозд, Чёрная птица). Особенностями данного самолёта являются высокая скорость и высота полёта, благодаря которым основным манёвром уклонения от ракет было ускорение и набор высоты. Выведен из эксплуатации в 1998 году.

Разработка

A-12 — предшественник SR-71

Предшественники

Предшественником SR-71 был Lockheed A-12 — высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США отделением корпорации Lockheed Martin — Skunk Works[1]. Постепенно конструкция самолёта эволюционировала, были произведены изменения в конфигурации самолёта, а также применены меры по снижению радиолокационной заметности. Всего было построено 18 самолётов A-12. Экипаж A-12 состоял из одного человека.

Кабина пилота SR-71

SR-71

Название SR-71 происходит от прототипа сверхзвукового бомбардировщика XB-70. В поздние периоды испытаний XB-70 был предложен в роли стратегического самолёта-разведчика, получив обозначение RS-70. Однако, вскоре стало ясно, что скоростной потенциал A-12 гораздо выше и его было решено использовать в качестве базовой модели, на которой будет основан новый высокоскоростной самолёт. Прототип был назван R-12. Он был длиннее и тяжелее, чем A-12. Его фюзеляж был удлинён для увеличения топливных баков, экипаж был увеличен до 2 человек. Самолёт был оборудован радиоэлектронными датчиками, РЛС бокового обзора и фотоаппаратом[2].

Серийные машины получили индекс SR-71A. Разработана также учебно-тренировочная модификация SR-71B.

Конструкция

Даже сегодня этот самолёт отличается футуристическим дизайном. Для достижения высоких аэродинамических характеристик на различных режимах полёта корпус и несущие поверхности имеют очень сложную в плане и по модульным сечениям форму. Самолёт построен по схеме «бесхвостка», с тонким трапециевидным крылом, со стреловидностью по передней кромке 60 градусов.

Стабилизатора или ПГО не имеет. На гондолах двигателей установлены два цельноповоротных киля, заваленые законцовками внутрь, каждый на 15 градусов. Шасси трёхстоечное, передняя опора убирается против потока, основные стойки — к продольной оси самолёта, в крыло и фюзеляж.

Особенно сложной проблемой полёта на скоростях, превышающих скорость звука более, чем в 3 раза (М>3), является высокий нагрев корпуса. Для её решения 85% деталей планера было изготовлено из титанового сплава, а большая часть остальных деталей изготавливалась из полимерно-композитных материалов[3]. Также, большая площадь внутренней части крыла имела гофрированную поверхность[4], что создавало более благоприятные условия для теплового расширения и повышало продольную прочность. Панели фюзеляжа были изготовлены таким образом, что они неплотно прилегали друг к другу, когда самолет находился на земле, и окончательно «стыковались» только в полете, после разогрева планера и его удлинения на несколько дюймов[5]. Вследствие этого, а также вследствие того, что никакое уплотнение топливной системы не смогло бы нормально функционировать при очень высокой температуре, из самолета перед взлетом вытекало топливо[6]. Однако, это не представляло никакой опасности, поскольку используемое топливо (JP-7) было специально разработано для сверхзвуковых самолетов и характеризовалось высокой температурой вспышки и термостабильностью[7]. Охлаждение самолета обеспечивалось циркуляцией топлива под титановыми поверхностями перед его попаданием в двигатели[8].

Самолёт был изготовлен с использованием ранних стелс-технологий[9]. Серийные экземпляры окрашивались тёмно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба. Самолёт получил неофициальное название «Blackbird».

Воздухозаборники и двигатели

Схема потоков воздуха в двигателе на разных числах Маха

Воздухозаборники являются одной из важнейших особенностей конструкции SR-71. Именно они обеспечивали возможность полёта на скоростях более 3300 км/ч, и, в то же время, на дозвуковых скоростях. В передней части мотогондолы имеется подвижный конус, который находится в выдвинутом положении при числах Маха до 1,6. При более высоких числах Маха конус задвигается и активируется прямоточный двигатель[10].

Сверхзвуковой воздушный поток предварительно сжимается за счёт формирующихся на внешней части центрального тела-конуса конических ударных волн, скорость потока падает и за счёт этого возрастают его статическое давление и температура. Затем воздух входит в четырёхступенчатый компрессор и разделяется на два потока: часть воздуха проходит в компрессор (воздух «основного контура») и попадает в камеру сгорания, а затем — на турбину, в то время как оставшийся поток попадает в форсажную камеру, минуя газотурбинный агрегат (основной контур двигателя). Перед форсажной камерой оба потока смешиваются[11].

При числах Маха около 3 (полёте на скоростях, превышающих скорость звука примерно в три раза) предварительное торможение (сжатие) сверхзвукового потока в конических ударных волнах приводит к значительному росту его температуры. Поэтому для сдерживания температуры газов перед турбиной (чтобы не расплавить её лопатки) приходится уменьшать подачу топлива в камеру сгорания турбореактивного контура двигателя. Таким образом, турбореактивный контур двигателя обеспечивает на этих режимах только 20 % тяги, а 80 % тяги обеспечивается внешним — прямоточным контуром[11].

Пилоты SR-71 в костюмах высокого давления

На двигателях Pratt & Whitney J58-P4 отсутствует привычная в авиации электроискровая свечная система зажигания. В связи с трудностями воспламенения основного топлива типа JP-7, для двигателя было разработано самовоспламеняющееся органическое пусковое топливо ТЕВ (триэтилборан), которое применялось как при запуске двигателя, так и при розжиге форсажной камеры. Его горение сопровождалось характерным зелёным свечением в сопле. На каждом двигателе установлен бак для ТЕВ объёмом 600 см³, заполненный азотом и охлаждаемый основным топливом. Расчётной ёмкости бака хватает для шестнадцати запусков, перезапусков или розжига форсажной камеры. Заправка самолёта ТЕВ была крайне опасной, персонал экипировался в специальные костюмы.

В двигателе применяется весьма специфическая кремнийорганическая (силиконовая) смазка, сильно загустевающая при низких температурах, так что для запуска двигателей самолёта при температуре ниже –5 °С требовался предварительный подогрев двигателей.

Системы жизнеобеспечения

При полёте на высоте 24 км экипажи столкнулись с двумя проблемами:

  • Со стандартным давлением кислородной маски на высоте более 13 км человек не может нормально дышать для поддержания сознания и жизнедеятельности;
  • На скорости более 3300 км/ч передние кромки конструкции моментально разогреваются до +400 °C, средняя температура обшивки составляет около +260 °C.

Для решения этих проблем были разработаны специальные скафандры полного давления для всех экипажей A-12 и SR-71. Впоследствии эти же скафандры использовались при полёте космического Шаттла.

Нагрев самолёта был одной из самых важных проблем полёта на скоростях, в три раза превосходящих скорость звука. Для обеспечения приемлемых температур воздух внутри кабины пилота охлаждался кондиционером, тепло из кабины переносилось на топливо через теплообменник, находящийся перед силовыми установками.

Топливо

В качестве топлива используется специально разработанное реактивное топливо JP-7, отличающееся высокой температурой воспламенения и термоустойчивостью, но достаточно густое в обычном состоянии (плотность при +15 °C составляет 779-806 кг/м³), и вязкое и не текучее при отрицательных температурах (температура плавления -30 °С), что требовало его подогрева на борту самолёта. Благодаря этим качествам, топливо JP-7 в самолёте использовалось в качестве хладагента системы кондиционирования, для охлаждения кабины и отсеков аппаратуры, а также двигателя, гидравлической системы, моторного масла, баков пускового топлива, части элементов планера, и в качестве гидравлической жидкости системы регулирования проходного сечения сопла (управления створками). Нагретое топливо сразу же поступало в двигатели и сгорало, исключая риск воспламенения и взрыва нагретых паров.

Масса полностью заправленного самолёта составляла 77100 кг, из которых 46180 кг приходилось на топливо, из-за чего взлёт с полной заправкой был невозможен. Для поддержки полётов SR-71 были переоборудованы 30 топливозаправщиков Боинг KC-135Q[12], приспособленных для работы с JP-7 (на них также была установлена система подогрева топлива). Кроме того, из-за вынужденно больших тепловых зазоров в стыках панелей кессон-баков полностью заправленный самолёт на стоянке тёк. Поэтому была отработана следующая технология: самолёт поднимался в воздух с небольшим запасом топлива, разгонялся до сверхзвуковой скорости для прогрева обшивки, затем тормозил, дозаправлялся в воздухе из заранее поднятого топливозаправщика, после чего экипаж мог приступать к выполнению задания. Расход топлива на крейсерской скорости составлял около 600 кг/мин., запаса топлива хватало приблизительно на 70—90 минут полёта после дозаправки. Поэтому после разработки маршрута будущего полёта SR-71 заполненные топливом JP-7 топливозаправщики заранее перегонялись на аэродромы, расположенные максимально близко к линии маршрута и на расстояниях, позволявших гарантированно поддерживать необходимое количество топлива в баках SR-71.

Навигационная система

Корпус самолёта плоский с сужающимися краями (на фото Lockheed M-21 стоящий в музее авиации Сиэтла штат Вашингтон, являющийся модификацией A-12 являющегося предшественником SR-71) SR-71 в музее Pima Air & Space Museum, Таксон, Аризона.

Для своего времени самолёт оснащался самым совершенным бортовым оборудованием, большая часть которого была спроектирована и разработана специально для него (а в дальнейшем послужила развитию радиоэлектроники для последующих типов летательных аппаратов). Большое внимание было уделено навигации на маршруте, проходящем на большой высоте. В частности, на борту был установлен астрокорректор, позволяющий определять своё местоположение по звёздам с высокой точностью даже в дневное время.

Стелс-технология

SR-71 был первым самолётом, созданным с применением технологий снижения радиолокационной заметности[13]. Первые исследования в этой области показали, что плоские формы с сужающимися сторонами имеют меньшую ЭПР. С целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение наклонено относительно плоскости самолёта, чтобы не создавать с крылом прямой угол, который является идеальным отражателем. На самолёт нанесены радиопоглощающие покрытия, в топливо добавлялся цезий для снижения температуры выхлопа, и, как следствие, инфракрасной заметности самолёта. Несмотря на все эти меры, SR-71 легко обнаруживался радиолокационными методами, а на меньших расстояниях — благодаря потоку разогретых выхлопных газов и нагреву корпуса на высоких скоростях.

Общая эффективность всех мер по снижению заметности самолёта всё ещё обсуждается, однако сами разработчики признают, что радиолокационная техника Советского Союза развивалась значительно быстрее, чем «антирадар» Lockheed Martin[14].

Эксплуатация

Дозаправка SR-71 в воздухе

Боевое применение

Первый боевой вылет SR-71 был произведен 21 марта 1968 с авиабазы «Кадена» на Окинаве[15]. Впоследствии самолёт, совершивший первый боевой вылет (заводской номер 61-7976) налетал 2981 час в 942 вылетах (больше, чем любой другой SR-71), включая 257 боевых заданий. В начальный период эксплуатации в Восточно-азиатском регионе (Вьетнам, Лаос, Северная Корея) самолеты SR-71 совершали примерно по одному вылету в неделю (с 1968 по 1970 год), после этого частота вылетов удвоилась, а к 1972 году вылеты производились почти каждый день. За это время было потеряно два самолета (в 1970 и 1972 годах) — оба из-за механической неисправности[16][17]. При совершении самолетами SR-71 разведывательных вылетов в ходе войны во Вьетнаме по ним было совершено примерно 800 пусков зенитных ракет, но не один самолет не был сбит[18]. Одному вьетнамскому зенитно-ракетному полку была поставлена задача уничтожить этот самолёт, чтобы поднять престиж советского оружия в глазах вьетнамцев, однако произведённые несколько пусков ракет по SR-71 были безрезультатными[19]. SR-71 был единственным американским самолётом, который северовьетнамской системе ПВО так и не удалось сбить[20].

Во время холодной войны SR-71 выполняли разведывательные полёты над территорией СССР (на Кольском полуострове) и Кубы. В Европе у SR-71 было два разведывательных маршрута: вдоль западного побережья Норвегии и Кольского полуострова и над Балтийским морем, второй маршрут имел название «Балтийский экспресс».
А также, в период базирования некоторых SR-71 на Японских островах, регулярно нарушал советское воздушное пространство, в отдельные сутки совершая до 8-12 подходов к воздушным границам страны[21].

В 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня Blackbird производил фоторазведку Египта, Иордании и Сирии.

Мирное использование

Кроме стратегической разведки, самолёт выполнял аэродинамические исследования НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с крейсерской сверхзвуковой скоростью полёта).

Рекорды SR-71

В 1976 году SR-71 «Blackbird» установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с турбореактивными двигателями — 3529,56 км/ч. Всего в FAI было зарегистрировано 4 действительных рекорда[22], все они относятся к скорости полёта. И один рекорд высоты в горизонтальном полёте — 25 929 метров.

Вывод из эксплуатации

К концу 1980-х годов в Советском Союзе уже был принят на вооружение истребитель-перехватчик МиГ-31, лётные характеристики которого (в первую очередь скорость на большой высоте, равная 3000 км/ч (M=2.83)) позволяли без проблем осуществить перехват SR-71.[23]

Не стоит забывать, что стоимость эксплуатации SR-71, включая сложность обслуживания, была очень высокой. Топливо JP-7 — это специфическое топливо, предназначенное для одной-единственной модели самолёта, необходимо было производить и перевозить в соответствующие места. Недёшево обходилось содержание парка из 30 топливозаправщиков, их доставка в разные части света, так как требовались частые дозаправки SR-71, для чего он каждый час опускался с 20-километровой высоты, тормозил до скорости топливозаправщика, заправлялся и опять поднимался в стратосферу[24].

Техническое обслуживание каждого самолета было беспрецедентно сложным и затратным. Каждый вылет самолёта по сложности можно было сравнить с подготовкой космической ракеты-носителя. А после каждого полёта самолёт проходил более 650 различных проверок: пять техников в течение шести часов изучали состояние планера самолета, два техника по силовым установкам также несколько часов посвящали тщательному осмотру воздухозаборников, двигателей, выхлопных и перепускных устройств. Через каждые 25, 100 и 200 часов налета каждый самолёт подвергался осмотру с частичной разборкой. Так, каждая 100-часовая инспекция состояния занимала одиннадцать 16-часовых рабочих дней. Один лишь монтаж одного двигателя на самолете силами 8-9 специалистов с гидравлическим подъемником занимал 8-9 часов. В ходе этой проверки, как правило, менялись оба двигателя, вне зависимости от их состояния, хотя согласно инструкциям замена моторов предусматривалась через 200 часов налёта, причем на эту процедуру отводилось 15 рабочих дней. Каждые три года, опять же, вне зависимости от налёта, самолёты проходили технический осмотр на заводе фирмы «Локхид» в Палмдейле. Капитальный ремонт двигателей фирма «Пратт энд Уитни» осуществляла после наработки мотором 600 часов. Неудивительно, что для обслуживания SR-71 требовались специалисты экстра-класса, их подготовка занимала несколько лет и также требовала немало средств.[12]

Попытка восстановить программу в 1993 году встретила сильное сопротивление: у ВВС не хватало бюджета на использование самолёта, а разработчики БПЛА беспокоились, что их программы пострадают, если деньги направят на поддержку SR-71. Кроме того, возникли трудности с получением от Конгресса годового подтверждения долгосрочного планирования для SR-71[25]. В 1996 году ВВС объявили, что направление финансирования не было санкционировано, и свернули программу.
Конгресс возобновил финансирование, но в октябре 1997 года президент Билл Клинтон предпринял попытку наложить частичное вето, чтобы отменить выделение 39 млн долл. на SR-71. В июне 1998 года Верховный суд США признал частичное вето неконституционным. Всё это оставляло статус SR-71 невыясненным до сентября 1998 года, когда ВВС назначили перераспределение фондов; в 1998 году ВВС окончательно вывели парк SR-71 из эксплуатации.

NASA оперировало двумя оставшимися на ходу «Чёрными дроздами» до 1999 года[26]. Все остальные самолёты были помещены в музеи, кроме двух SR-71 и нескольких дронов D-21, сохранённых Лётно-исследовательским центром имени Драйдена (позже переименованного в Лётно-исследовательский центр имени Армстронга)[27].

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 32,74 м
  • Размах крыла: 16,94 м
  • Высота: 5,64 м
  • Площадь крыла: 141,1 м²
  • Масса пустого: 27215 кг
  • Максимальная взлётная масса: 77100 кг
  • Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
  • Масса топлива: 46180 кг

Двигатель

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3[28]) , 3500 км/ч.
  • Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=2,8 , 3000 км/ч
  • Дальность полёта: 5230 км
  • Радиус действия: 2000 км
  • Продолжительность полёта: 1,5 ч
  • Практический потолок: 25910 м (85000 футов)[28]
  • Скороподъёмность: 60 м/с
  • Длина разбега/пробега: 1830 м
  • Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Максимальная высота полёта: 29 000 м.

В культуре

  • Существует одноимённая американская музыкальная группа «SR-71», названная в честь самолёта.
  • В этот самолёт трансформировался Джетфайр из фильма «Трансформеры: Месть Падших».
  • На этом самолёте герой Стивена Сигала в фильме «Чёрный гром» («Яростный полёт») попадал из США в Афганистан.
  • В фильме Я Легенда герой Уилла Смита играл в гольф на крыле А-12.
  • В фильме Железный человек герой Роберта Дауни-мл. упоминает рекорд высоты, который якобы принадлежит данному самолёту.
  • В игре Call of Duty: Black Ops в одной из миссий можно стать пилотом и оператором этого самолёта. Также он является наградой за серию в мультиплеере.
  • В серии игр Mass Effect, производства BioWare, первый космический корабль со стелс-технологией был назван «Normandy» SR-1 (В Mass Effect 2 и Mass Effect 3 имеет индекс SR-2), что является отсылкой к этому самолёту.
  • В 4 серии Hellsing Ultimate Алукард использует SR-71 для того, чтобы попасть на захваченный Миллениумом корабль.
  • В 9-й серии второго сезона, в фантастическом сериале Battlestar Galactica, появляется истребитель-разведчик «Blackbird». По своей аэродинамической форме, расположению двигателей, окраске, отсутствием «хвоста», похожий на SR-71. Так же, в сериале, он является самым сверхскоростным истребителем.
  • В авиасимуляторе Ace Combat 3: Electrosphere некоторые миссии выполняются на этом самолёте.
  • Внешне очень похожий самолёт, но с иными характеристиками был показан в фильмах Люди Икс: Первый класс и Дедпул.
  • В мультсериале Трансформеры Воины великой силы — десептиконы Гига и Мега трансформировались и сливались в SR-71.
  • Космический корабль, на котором спасается принцесса Падме Амидала в Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза (1999), по внешнему виду очень напоминает SR-71.

Интересные факты

  • Изначально планировалось создание разведывательно-ударной (Strike and Reccee) версии самолёта, как базовой; боевая нагрузка должна была размещаться исключительно на внешней подвеске, в «малом» баке-контейнере от бомбардировщика B-58 Hustler. Программа была свернута на уровне предэскизного проектирования.
  • Так как в системе обозначений ВВС США индексы всех самолётов-разведчиков начинаются на R (например, истребитель-разведчик «Тандерфлэш» («Вспышка молнии») носит индекс RF-84), то правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71 (разведчик стратегический, модель 71). Летом 1964 г. американский президент Л. Джонсон на пресс-конференции случайно оговорился, назвав этот самолёт SR-71. На следующий день ошибочное название распространилось в СМИ, в результате чего намертво «приклеилось» к самолёту.
  • ЦРУ разработало схему с участием сети подставных фирм, через которые закупало советский титан для постройки SR-71 (по данным развлекательного иностранного сайта) [29].
  • SR-71 широко известен под названием «Чёрный дрозд» (Blackbird), однако оно является неофициальным. Официального названия самолёт не имел.
  • В честь данного самолёта компания Honda в 1996 году создала мотоцикл CBR1100XX SuperBlackbird, который в течение нескольких лет являлся самым быстрым на планете. Он мог развить скорость в 287,3 км/ч.
  • При подлёте к границе полярных владений СССР SR-71, по средствам ПВО проходил сигнал «Дрофа», при обнаружении SR-71 вблизи границы ГДР/ФРГ — сигнал «Ястреб».

Галерея

  • Вид сзади. Lockheed M-21, стоящий в музее авиации Сиэтла штат Вашингтон, являющийся модификацией A-12 являющегося предшественником SR-71 с прикреплёным дроном MD-21B

  • SR-71 в Авиакосмическом музее Evergreen

Музейные SR-71

  1. 60-6924 Blackbird Airpark, Palmdale, CA (AFFTC Museum, A-12 прототип)
  2. 60-6925 Intrepid Sea-Air-Space Museum, New York City, NY (первый серийный A-12)
  3. 60-6927 «Titanium Goose» California Science Center in Exposition Park.
  4. 60-6930 Alabama Space and Rocket Center, Huntsville, Alabama
  5. 60-6931 Central Intelligence Agency.
  6. 60-6933 San Diego Aerospace Museum, Balboa Park, San Diego, CA
  7. 60-6935 National Museum of the U.S. Air Force, Wright-Patterson AFB, OH (YF-12A)
  8. 60-6937 Southern Museum of Flight in Birmingham, Alabama.
  9. 60-6938 U.S.S. Alabama Battleship Museum, Mobile, AL
  10. 60-6940 Museum of Flight, Seattle, WA (Единственный М-21 предназначен для запуска ПВРД питанием D-21, который был установлен на пилоне над оперением).
  11. 64-17951 Pima Air Museum, Tucson, AZ (YF-12C)
  12. 64-17955 * Air Force Flight Test Center Museum, Edwards AFB, CA.
  13. 64-17956 Kalamazoo Air Zoo. Kalamazoo, Michigan. (последний самолёт в варианте спарки)
  14. 64-17958 Robins AFB Museum of Aviation, Warner Robins, GA
  15. 64-17959 Air Force Armament Museum, Eglin AFB, FL («Big-Tail» версия, с дополнительными датчиками и камерами).
  16. 64-17960 Castle Air Museum, Castle AFB, CA
  17. 64-17961 Cosmosphere & Space Center, Hutchinson, Kansas
  18. 64-17962 Imperial War Museum at Duxford, United Kingdom
  19. 64-17963 Beale AFB, CA
  20. 64-17964 Strategic Air Command Museum, Located between Omaha and Lincoln, Nebraska
  21. 64-17967 8th Air Force Museum at Barksdale AFB, La.
  22. 64-17968 On display at Virginia Aviation Museum Richmond, Va. (Установил мировой рекорд на длительный полёт, 26 апреля 1971 года пролетев за 10 ½ часов, 15000 миль без посадки.http://lugaland.com/news/v_ssha_postrojat_giperzvukovoj_bespilotnik_chernyj_drozd/2013-11-08-226
  23. 64-17971 Evergreen Aviation Museum in McMinnville, Oregon.
  24. 64-17972 *National Air & Space Museum, Washington, DC. Установил четыре рекорда скорости 6 марта 1990 года.
  25. 64-17973 Blackbird Airpark, Palmdale, CA
  26. 64-17975 March Field Museum, March AFB, CA
  27. 64-17976 8th Air Force Museum, Barksdale AFB, LA
  28. 64-17979 * History & Traditions Museum, Lackland AFB, TX .
  29. 64-17980 * NASA Dryden Flight Research Center, Edwards AFB, CA.
  30. 64-17981 Hill AFB Museum, Hill AFB, UT (Только SR-71C. Гибрид тренировочного самолёта из нескольких частей YF-12A, 60-6934 (задняя часть фюзеляжа) и действующего макета SR-71A (носовая часть фюзеляжа)

См. также

Примечания

  1. ↑ Rich and Janos 1994, стр. 85
  2. ↑ Landis and Jenkins 2005, стр. 56-57
  3. Merlin, Peter W. Design and Development of the Blackbird: Challenges and Lessons Learned // American Institute of Aeronautics and Astronautics.
  4. Johnson, Clarence L., 1910-1990. Kelly : more than my share of it all. — Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press, 1985. — xii, 209 pages с. — ISBN 0874744911.
  5. ↑ SR-71 Blackbird : stories, tales, and legends. — St. Paul, Minn.: MBI Pub. Co, 2002. — 256 pages с. — ISBN 0760311420.
  6. Richard H Graham. SR-71 Blackbird: stories, tales, and legends. — St. Paul, Minn.: MBI Pub. Co., 2002. — ISBN 0760311420, 9780760311424.
  7. Paul R. Kucher IV. SR-71 Online — SR-71 Flight Manual (англ.). sr-71.org. Проверено 6 марта 2018.
  8. Clarence L Johnson, Maggie Smith. Kelly: more than my share of it all. — Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press, 1985. — ISBN 0874745640, 9780874745641, 0874744911, 9780874744910.
  9. ↑ Crickmore 2009, стр. 30-31
  10. ↑ SR-71 manual, Air Inlet System
  11. 1 2 Турбореактивный (прямоточный реактивный) двигатель с форсированной тягой Pratt & Whitney J58-P
  12. 1 2 [1] SR-71 Blackbird. Авиационная энциклопедия «Уголок неба»
  13. ↑ F-117 на сайте paralay.com Архивировано 1 февраля 2010 года. — «Первой крупной попыткой снижения ЭПР стала программа высотного сверхзвукового разведчика „Локхид“ SR-71, разработанного под руководством того же Джонсона»
  14. ↑ The Advent, Evolution, and New Horizons of United States Stealth Aircraft Архивировано 16 февраля 2003 года.
  15. Crickmore, Paul. Lockheed Blackbird : beyond the secret missions. — Oxford: Osprey, 2004, ©1993. — 400 pages с. — ISBN 1841766941.
  16. Hobson, Chris (Christopher Michael). Vietnam air losses : United States Air Force, Navy and Marine Corps fixed-wing aircraft losses in Southeast Asia 1961-1973. — Hinckley, England: Midland, 2001. — 288 pages с. — ISBN 1857801156.
  17. ↑ Black jets : the development and operation of America’s most secret warplanes. — Norwalk, Conn.: AIRtime, 2003. — 256 pages с. — ISBN 1880588676.
  18. Whittle, Richard. Bye Bye U-2: CIA Legend Allen Predicts End Of Manned Reconnaissance (англ.), Breaking Defense. Проверено 7 марта 2018.
  19. ↑ Батаев Станислав Григорьевич. В зоне «б» и далее…
  20. ↑ Маленькие военные истории  (Проверено 25 сентября 2012)
  21. ↑ МиГ-31-33 — лучший в своем классе
  22. ↑ General Aviation World Records. FAI. Архивировано 29 июля 2010 года.
  23. ↑ https://vpk-news.ru/articles/12777
  24. ↑ Профиль полёта SR-71 на сайте blackbirds.net
  25. ↑ Graham 1996
  26. ↑ «NASA/DFRC SR-71 Blackbird.» NASA. Retrieved: 16 August 2007.
  27. ↑ Jenkins, 2001
  28. 1 2 SR-71A Flight Manual. — ISSUE E, CHANGE 2. — 1986. — P. 5-8, 5-9, 5-10. — 1052 p.
  29. ↑ Facts You Didn’t Know about SR-71 Blackbird

Ссылки

wiki.sc

Самолет-разведчик Blackbird

Пожалуй один из самых красивых и технологичных самолетов. Появился в 60-е годы. Стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван Blackbird. Самолет эксплуатировался с 1964 по 1998 годы.

Всего было сделано 32 штуки.

Особенностями данного самолета являются высокая скорость и высота полета, благодаря которым основным маневром уклонения от ракет было ускорение и набор высоты. В 1976 году Blackbird установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями — 3529 км/ч. Ракеты, пущенные с Мигов–21, по скорости своей не могли догнать Blackbird.

Масса топлива самолета равна 46 тонн, при полной заправке масса самолета 77 тонн, что делает невозможным взлет с полной заправкой (для сравнения: заправленный Ту-134 весит 45 тонн). С полными баками он просто не мог взлететь. Сначала самолет поднимался в воздух с незначительным запасом топлива, затем дозаправлялся в воздухе. После полной дозаправки самолет становился примерно вдвое тяжелее. Расход топлива на крейсерской скорости составляет около 60 литров в секунду!

При полете на высоте 24 км экипажи столкнулись с двумя проблемами. Со стандартным давлением кислородной маски на высоте более 13 км человек не может нормально дышать для поддержания сознания и жизнедеятельности. На скорости более 3300 км/ч самолёт моментально разогревался до 400 °C. Поэтому значительная часть планера была изготовлена из титановых сплавов. Для производства этих самолетов титан закупался в СССР, т.к. в США не было столько.

Для пилотов были разработаны специальные скафандры полного давления. Впоследствии эти же скафандры использовались при полете космического Шаттла. Воздух внутри кабины охлаждался топливом через теплообменник, после чего топливо шло в двигатели.

Серийные самолеты окрашивались темно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба. Да, и еще у него система навигации была — по звездам! Потому что даже днем он летал на такой высоте, что были видны звезды. Фантастическая машина для своего времени.

ekimoff.ru

Самый быстрый самолет на Земле — Необычные факты

Lockheed SR-71 «Blackbird» – американский сверхзвуковой самолет-разведчик периода «холодной войны». Способен развивать скорость свыше 3 Маха и достигать большой высоты полета. Неоднократно нарушал воздушное пространство СССР.

В 1976 году SR-71 «Blackbird» установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолетов с турбореактивными двигателями – 3529,56 км/ч. Всего в FAI было зарегистрировано 4 действительных рекорды скорости полета, которые установил этот самолет.

Предшественник SR-71, высотный самолет-разведчик Lockheed A-12, был создан по заказу ЦРУ. К этой же серии принадлежит перехватчик YF-12 (все материалы в этом посте из Википедии).

Название SR-71 происходит от прототипа сверхзвукового бомбардировщика XB-70. Во время финальных стадий испытания XB-70 было предложено использовать в качестве стратегического самолета-разведчика, который получил название RS-70.

SR-71 был первым самолетом, созданным с применением ранних технологий снижения радиолокационной заметности («Стелс»).

Главной проблемой полетов на скоростях свыше 3 М является высокий нагрев корпуса. Для решения этой проблемы значительная часть планера была изготовлена из титановых сплавов.

Серийные самолеты красились в темно-синюю краску, чтобы снизить его заметность на фоне ночного неба, сопротивление свету и радиолокационному излучению. Из-за матового темного цвета, напоминающего окрас оперенья птицы, новая машина получила неофициальное название «Blackbird» («Черный дрозд»).

Также с целью снижения радиолокационной заметности вертикальное оперение наклонено относительно плоскости самолета, чтобы не создавать с фюзеляжем прямой угол, который является идеальным отражателем. На самолет нанесены радиопоглощающие покрытия, а к топливу, для уменьшения температуры выхлопа на больших скоростях и уменьшения ИК-заметности самолета, добавлялся цезий. Но, несмотря на все эти меры, SR-71 легко обнаружить из-за огромного потока разогретых выхлопных газов. Корпус самолета во время полета на высоких скоростях разогревается до 400-500 градусов, что также значительно увеличивает ИК-заметность.

Общая эффективность всех мер по снижению заметности самолета все еще обсуждается, однако, сами разработчики признают, что радиолокационная техника Советского Союза развивалась значительно быстрее, чем «анти-радар» Lockheed Martin.

Боевое применение самолета

SR-71 участвовал в разведке над Вьетнамом и Северной Кореей в 1968 году. SR-71 был единственным американским самолетом, который северовьетнамским системам ПВО так и не удалось сбить.

Во время холодной войны выполнял разведывательные полеты над территорией СССР на Кольском полуострове и над Кубой.

В 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня Blackbird выполнял фоторазведку над территорией Египта, Иордании и Сирии.

Мирное использование

Кроме стратегической разведки, самолет выполнял аэродинамические исследования для НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology – перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research – разработка самолета с крейсерской сверхзвуковой скоростью полета).

Фотографии самого быстрого самолёта SR-71 «Чёрный дрозд»

factsite.ru

Lockheed SR-71 Blackbird

SR-71 Blackbird в полете

SR-71 Blackbird с фронта
Без сомнения, один из самых ярких и самобытных военных самолетов в истории SR-71 Blackbird играет жизненно важную roll нас в разведку.
Это было в течение многих лет и все еще может быть мирами самый быстрый и самый высокий полет воздушного дыхания машина и несмотря на более чем двух десятилетий секретных миссий за таких враждебных стран, как Куба, Северная Корея и Китай никогда не был сбит. Полеты над СССР были формально запрещены после Советов сбил США U-2, самолет-шпион в 1960 году.
К 1960 году три mach 3 самолета были в стадии разработки, A-12, YF-12 и SR-71, A-12 летал в 1962 году, YF-12 в 1963 году и первый SR-71 на 23 декабря 1964 года. Программа держалась в тайне до февраля 1964 года, когда президент Джонсон сделал телевизионное объявление. A-12 был разработан в качестве замены для U-2, Он был меньше, легче, предшественник SR-71 и ЦРУ, до тех пор, пока черный Дрозд начал функционировать в 1968 году под военно-воздушных сил США. На YF-12 был long range interceptor, который не пошел в производство, его Hughes радар и аим-47 ракет были позднее развитые в AWG-9 Феникс системы оружия на американских ВМС Grumman F-14 Tomcat.
Мини-Blackbird беспилотник был также разработан, D-21. Пврд работает и беспилотных этот проект был разработан, чтобы быть запущен от 12 mothership летать даже на высокой скорости за сферы интересов. Проект был заброшен после фатальной аварии. Это продолжалось до 1971 года около 20 испытательных пусков из-под крыла, пилоны на B-52s. Формальные черный Дрозд операции началась в январе 1966 года, когда первый самолет прибыл на заказ Номера / Удобства at Beale AFB, Калифорния. На протяжении своей истории они также действовали из Милденхолл AFB в Великобритании (где фото в конце этой статьи были взяты) и из Кадэна AFB в Японии. Во время войны во Вьетнаме они тоже действовали из Таиланда и Южной Кореи.
Около 32 черных Дроздов были сделаны только около 10 в сервис в любой момент из-за массивного требования к планера; считается, что 11 были списаны на несчастные случаи. Самолет имеет два сиденья и пилотов для него являются одними из лучших в ВВС США, перед запросом летать на самолетах они должны иметь 1500 струя летит время быть recon квалифицированных и опытных военных штурманов. Они должны быть проверены на Northrop T-38, который имеет схожие характеристики управляемости на sub sonic скорости и полной 100 часов simulator времени Перед переходом к SR-71B тренер. Полную информацию по Дроздов производительность была объявлена, но, по опубликованным статистическим данным, в мире скорости и высоты записей заработал 28 июля 1976 являются скорость 3529.56 км/ч (2,193.17 миль / ч) и устойчивый высота 85,069 ft (25929 м).
Чтобы обеспечить такую производительность delta wing дизайн-питается от двух огромных и невероятно шумным Pratt and Whitney J58 двигателей. Эти рассчитаны на 32,500 фунтов тяги на уровне моря в форсаже. Комплекс входе, и гондола эжектора дизайн изменяет воздушный поток до такой степени, что в mach 3.2 двигатели только для генерации одной десятой тяги, Honeywell Бортовой компьютер контролирует эту систему. Снаружи планера подвергается при высоких температурах (500 ° с или 932 по Фаренгейту, так что должны были быть изготовлены из титановых сплавов. Чтобы обеспечить расширение планера имеет пробелы и на самом деле утечки топлива до тепла расширяется и герметизирует зазоры в полете. Синтетическая гидравлическая жидкость идет почти сплошной ниже 30 по Цельсию.
Так, в дни hi tech спутниковой съемки какая польза была и является специализированным самолета-разведчика? Ну спутники имеют некоторые ограничения, во-первых, их трек-исправлено, поэтому время, необходимое для перемещения их через область интереса и эти ходы можно увидеть врага. Они имеют ограниченный срок в пространстве и дорого запуск и наконец, они могут быть атакованы и уничтожены наземные и воздушные ракеты и другие спутники. Даже если разведчик самолет не может летать над враждебной стране, по военным или политическим причинам, его высотные может позволить ей выглядеть более широкую область. Считается, датчик системы на Blackbird может опрос 259000 км или 100 000 квадратных миль в час и, вероятно, включать инфракрасные и воздушно-десантных сторону радара.
Подготовка к полету занимает большую часть дня с датчиков принимая наиболее prep, некоторые датчики модульный с весь залив, будучи довольно легко заменить, чтобы своп сказать, фото recon датчики для радар-пакет. Фактический маршрут и подробности о миссии обычно оставить на последний менуэт из соображений безопасности. Сам самолет, занимает 2 ½ часа для подготовки полета в основном из-за потепления в масло для двигателя 86 Ф экипаж, проходят полное медицинское перед каждым рейсом и для высотных азота удаляются из организма для предотвращения изгибов дыхание газообразного кислорода за час до взлета. Экипаж также могут быть предоставлены анти-усталость препаратов и специальной диеты помогает снизить дефекации. Экипаж затем положить на их s-1010B полная костюмах, подобных тем, которые используются в космосе. за 3 часа до черного дрозда снимает 3 KC-135 танкеров будет снимать, чтобы голова условный заправки местах. Последний танкер будет снять непосредственно перед Blackbird и ждать его, чтобы пополнить его в 25,000 ft недалеко от авиабазы.
После взлета и пополнить Blackbird выполнит маневр называется Dipsy Doodle, здесь она проходит mach 1, подъем до 33 000 футов за которым последовало резкое погружение, чтобы позволить самолет, чтобы пересечь высокие перетащите трансзвуковой диапазон без использования много топлива. Самолет будет затем подняться как минимум 60,000 футов. Из Милденхолл дрозды бы overfly Восточной Германии, Прибалтики и Кольского полуострова.В unrefuelled диапазон SR-71, скорее всего, будет более 4825km (3000 миль) и большинство миссий длиться около 5 часов с несколькими дозаправками в 25000 футов, больше рейсов на 10 часов покрытие 15000 км были предприняты. При высоких отношение и с различными стелс-технологий очень трудно определить, и может быть в состоянии достигнуть 100 000 футов высоты потолка. Очень немногие самолеты могут держать контакт с SR-71, за исключением, возможно, миг-25 Foxbat, и очень немногие Сэм мог бы достичь этой высоты. Когда миссия будет закончена, SR-71 сливают нефти, в то время как все еще горячий и экипажа пройти еще один медицинский осмотр, они бы тогда не потребуется лететь снова в течение 48 часов.
SR-71 был, вероятно, самый известный самолет вышел из Lockheed знаменитый Skunk Works, удивительное исполнение, футуристический вид и покровом тайны сделали его очень популярным самолет среди Энтузиастов. Она была очень продукт холодной войны, но жизненно важной разведывательной актив, который служил во многих местах по всему миру. Его возможная замена «Аврора» проект окутана тайной и с изменением характера ведения войны в 21 веке могут быть очень разные самолеты.

www.libwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *