Топ 10 самых больших самолетов (11 фото)

Airbus Beluga

Авиации, как и многим сферам инженерной мысли, гигантизм не чужд. Сегодня мы подобрали ряд самых крупных и впечатляющих самолетов, когда-либо поднимавшихся в воздух. Рассматривались не только сухие габариты, но и значение для мировой авиации, а также оригинальность конструкции и назначения.

Туполев АНТ-20 «Максим Горький»

Построенный в честь 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького, АНТ-20 с 8-ю моторами и размахом крыла в 61 метр был самым крупным самолетом своего времени. После успешного испытательного полета 17 июня 1934 года «Максим Горький» уже через два дня лениво рассекал воздушное пространство над Красной площадью, поражая воображение жителей тогда еще молодого советского государства своими габаритами. Внутри крыльев располагались места, оборудованные для сна, а в центральной части можно было найти типографию, лабораторию и даже библиотеку. Предполагалось, что самолет будет использоваться по очень широкому спектру направлений: от вещательной (и не только) агитации до развлекательных пассажирских перелетов. Однако дальнейшая история АНТ-20 трагична: 18 мая 1935 года произошел несчастный случай, в результате которого единственный экземпляр самолета разбился, а весь экипаж с 35 пассажирами на борту погиб. Ни АНТ-20, ни его модификации так и не поступили в серийное производство.

Характеристики и размеры:

Длина: 33 м

Размах крыла: 63 м

Экипаж: 20 чел.

Количество пассажиров: 60-70 чел.

Макс. скорость в полете: 275 км/ч

Дальность полета: 1000 км

Макс. взлетная масса: 53 т

АНТ-20 «Максим Горький»

Hughes H-4 Hercules

«Геркулес» до сих пор сохраняет громкие статусы самого крупного гидросамолета в истории и обладателя самого большого размаха крыла (98 метров), хотя создан был еще под руководством американского магната Говарда Хьюза во времена Второй мировой войны. Портит картину несколько обстоятельств: предназначавшийся для переброски 750 солдат в полном снаряжении через Атлантику, «Геркулес» так ни разу и не пересек океан и остался в единственном экземпляре, причем деревянном. Столь экзотический для авиации материал был выбран из-за ограничений, накладываемых военным положением, в котором оказалась экономика Штатов – относительно металлов, особенно алюминия, наблюдался дефицит. В 1947 году деревянный «Геркулес» все же взлетел, однако от дальнейшего развития проекта отказались.

Характеристики и размеры:

Длина: 66,45 м

Размах крыла: 97,54 м

Экипаж: 3 чел.

Количество пассажиров: 750 чел. (предполагалось для металлической версии)

Макс. скорость в полете: 565 км/ч

Дальность полета: 5634 км

Макс. взлетная масса: 180 т

Hughes H-4 Hercules

Ан-22 «Антей»

Первый советский широкофезюляжный самолет, однако до сих пор является самым крупным в мире в категории самолетов с турбовинтовыми двигателями. Первый полет – 1965 год, используется и сейчас в России и на Украине.

Характеристики и размеры:

Длина: 57,31 м

Размах крыла: 64,40 м

Экипаж: 5-7 чел.

Количество пассажиров: 28 чел., сопровождающих груз/290 солдат/202 раненых/150 парашютистов-десантников

Макс. скорость в полете: 650 км/ч

Дальность полета: 8500 км (без нагрузки)

Макс. взлетная масса: 225 т

Ан-22 «Антей»

Boeing B-52 Stratofortress

Легендарная «Стратосферная крепость» впервые поднялась в небо в 1952 году и до сих пор служит нуждам ВВС США. Один из крупнейших стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, B-52 предназначался для доставки термоядерных бомб в любую точку СССР, однако со временем претерпел несколько модификаций и стал многофункциональным. После начала эксплуатации использовался почти во всех военных кампаниях США, часто был задействован в проведении ядерных испытаний. Помимо бомб, обладает ракетным вооружением с лазерным наведением. Наиболее распространенная модификация – B-52H.

Характеристики и размеры (модель B-52H):

Длина: 48,5 м

Размах крыла: 56,4 м

Экипаж: 5 чел.

Количество пассажиров: только экипаж

Макс. скорость в полете: 1047 км/ч

Дальность полета: 16232 км (без нагрузки)

Макс. взлетная масса: 220 т

B-52H

Lockheed C-5 Galaxy

Гордость американских ВВС, разработан аэрокосмической компанией Lockheed. Совершив первый полет в 1968 году, стратегический военно-транспортный самолет C-5 в различных модификациях дожил до наших дней и в данное время продолжает эксплуатироваться американскими вооруженными силами. Использовался во многих военных конфликтах: во Вьетнаме, в Югославии, в обеих войнах в Ираке, а также в Афганистане. До 1982 года был крупнейшим грузовым самолетом в серийном производстве. Назначение – транспортировка военной техники и личного состава в любую точку земного шара. На данный момент на вооружении ВВС США находится уже 19 самолетов новейшей высокотехнологичной модификации C-5M Super Galaxy (начало эксплуатации – февраль 2014 года). До 2018 года планируется довести их число до 52.

Характеристики и размеры (модель C-5M Super Galaxy):

Длина: 75,53 м

Размах крыла: 67,91 м

Экипаж: 7 чел.

Количество пассажиров: нет данных

Макс. скорость в полете: 922 км/ч

Дальность полета: 11711 км

Макс. взлетная масса: 381 т

Lockheed C-5M Super Galaxy

Ан-124 «Руслан»

Самый большой эксплуатируемый военный самолет в мире на данный момент. Предназначен для транспортировки как военной техники, так и личного состава. Разработан в ОКБ Антонова, первый полет совершил в 1982 году. Сейчас используется как в России, так и на Украине, причем и в гражданских целях – например, для перевозок нестандартных и крупногабаритных грузов. Так, в 2011 году «Руслан» переправил из Канады в Ирландию целый локомотив весом в 109 тонн.

Характеристики и размеры:

Длина: 69,1 м

Размах крыла: 73,3 м

Экипаж: 8 чел.

Количество пассажиров: 28 чел.

Макс. скорость в полете: 865 км/ч

Дальность полета: 16500 км (без нагрузки)

Макс. взлетная масса: 392 т

Ан-124 «Руслан»

Airbus A-380-800

Крупнейший серийный пассажирский самолет (авиалайнер) в мире. Размах крыла – почти 80 метров, вместимость до 853 пассажиров. Разработан европейским концерном Airbus S.A.S., первый полет совершил в 2007 году, активно используется авиакомпаниями. В конструкции широко задействованы композитные материалы, чтобы снизить массу самолета. Своим появлением на рынке составил достойную конкуренцию устаревающему Боингу 747.

Характеристики и размеры:

Длина: 73,1 м

Размах крыла: 79,75 м

Экипаж: 2 чел.

Количество пассажиров: 853 чел. (в одноклассовой конфигурации)

Макс. скорость в полете: 1020 км/ч

Дальность полета: 15200 км

Макс. взлетная масса: 575 т

Airbus A-380

Boeing 747

Этот самолет хотя бы раз в жизни видел каждый из нас. Со времен своего первого полета в 1969 году, 747-ой оставался крупнейшим пассажирским авиалайнером в течение целых 37 лет – вплоть до пришествия Airbus A380. Используется авиакомпаниями по всему миру. Легендарность этого самолета доказывается, впрочем, не только долгой и успешной «жизнью» его модификаций. В 1991 году Боинг 747 поставил мировой рекорд по перевозке пассажиров: в ходе боевой операции «Соломон» по вывозу эфиопских евреев в Израиль на борту 747-ого удалось уместиться и достичь точки назначения сразу 1112 пассажирам. Помимо прочего, этот самолет также использовался для перевозки космических кораблей программы «Спейс-Шаттл» от места производства к космодрому. Модификация 747-8I является самым длинным в мире пассажирским самолетом.

Характеристики и размеры (модель 747-8I):

Длина: 76,4 м

Размах крыла: 68,5 м

Экипаж: 2 чел.

Количество пассажиров: 605 чел. (в одноклассовой конфигурации)

Макс. скорость в полете: 1102 км/ч

Дальность полета: 14100 км

Макс. взлетная масса: 448 т

Боинг 747 с Шаттлом

Airbus A300-600ST Beluga

«Белуга» – модификация семейства Airbus, выделяется уникальной формой корпуса. Этот самолет не такой крупный на фоне остальных, однако его назначение – перевозка самых крупногабаритных грузов. В частности, деталей других самолетов Airbus. Первый полет был осуществлен в 1994 году.

Характеристики и размеры:

Длина: 56,15 м

Размах крыла: 44,84 м

Экипаж: 2 чел.

Количество пассажиров: 605 чел. (в одноклассовой конфигурации)

Макс. скорость в полете: 1000 км/ч

Дальность полета: 4632 км (с грузом в 26 т)

Макс. взлетная масса: 155 т

Airbus Beluga

Ан-225 «Мрия» (Мечта)

Этот гигант нуждается в представлении еще меньше, чем Боинг 747. Легендарный Ан-225 объективно признан самым большим (размах крыла – почти 88,5 метров, общая длина – 84 метра, или 25 этажей жилого дома) и тяжелым (способен подняться в воздух с общей массой до 640 тонн) самолетом из когда-либо созданных человеком.

Свой первый полет Ан-225 совершил в декабре 1988 года. Изначально его предполагалось использовать для перевозки космических кораблей «Буран», однако после распада СССР потребность в нем отпала. В начале 2000-х годов «Мрию» восстановили, совместив возможности нескольких украинских предприятий, и единственный в своем роде рабочий экземпляр Ан-225 сейчас эксплуатируется Украиной в коммерческих целях.

Характеристики и размеры:

Длина: 84 м

Размах крыла: 88,4 м

Экипаж: 6 чел.

Количество пассажиров: 88 чел., сопровождающих груз

Макс. скорость в полете: 850 км/ч

Дальность полета: 15400 км

Макс. взлетная масса: 640 т

nlo-mir.ru

Airbus Beluga A300-600. Фото. Характеристики. История

 

 

Компания Airbus ведет разработку и производство пяти новых грузовых лайнеров Airbus Beluga, предназначенных для перевозки негабаритных грузов. Следующее поколение транспортных лайнеров будет основано на базе планера Airbus A330-200 с сохранением многих существующих компонентов и оборудования от предыдущей модели Airbus A300-600 – объемного грузового отсека, откидывающейся кабины управления самолетом с дополнением новых модернизированных структур. Компания Airbus стремится создать новый лайнер, чтобы обеспечить потребности растущего производства корпорации в перевозке габаритных частей фюзеляжей собираемых моделей самолетов.

Первый самолет должен быть готов к эксплуатации в середине 2019 года, а действующие планеры на базе Airbus A300-600 будут эксплуатироваться до 2025 года.

 

Интеграция европейских стран в создании грузового лайнера

 

Грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов Airbus A300-600 (Super Transporter) имеющий также название Beluga создан на базе типового широкофюзеляжного планера Airbus A300. Компания Airbus является трансатлантической, её заводы находятся в нескольких странах. Учредителями концерна, являются компании из Германии, Испании, Франции и Англии. Данный консорциум в области авиастроения является наиболее крупным и успешным, занимает большую часть рынка по выпуску гражданских самолетов. Детали лайнеров производятся на заводах расположенных в четырех странах и для сборки перевозятся на головные заводы, осуществляющие окончательную сборку. Для оперативной доставки компонентов самолетов и была создана Beluga. Крылья и шасси производятся в Великобритании, хвост и двери в Испании, фюзеляж в Германии, носовая часть во Франции, а окончательная сборка ведется в городах Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), и Севилье (Испания).

С начала осуществления проекта по производству самолетов Airbus в 1970 году для доставки компонентов использовались 4 лайнера Boeing Stratocruisers, но с развитием и расширением производства возможностей используемых самолетов оказалось недостаточно.

Руководством компании было принято решение в 1991 году создать компанию, которая бы разработала новый грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов. В качестве прототипа был выбран широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был модифицирован с расширением фюзеляжа до 7.1 метров в диаметре. Для перевозки агрегатов, была изменена передняя часть самолета. Носовая часть получила новую конструкцию, была установлена специальная система позволяющая, откидывать кабину пилотов при загрузке грузов, усилена хвостовая часть для обеспечения устойчивости во время полетов.

 

Развитие программы по созданию нового лайнера

 

Производство лайнера было начато в 1992 году, а в сентябре 1994 года состоялся первый полет. После прохождения летных испытаний и сертификации, лайнер Airbus A300-600 Beluga был принят в эксплуатацию в октябре 1995 года. Всего было построено 5 самолетов, которые интенсивно использовались для перевозки компонентов строящихся самолетов.

Объем грузового отсека Beluga больше чем у С-5 Galaxy и АНТ-124, но уступает АНТ-225. Однако вес перевозимого груза значительно меньше и составляет 47 т, в то время как С-5 Galaxy способен перевозить 122.5 т, а Ант-124 150 тонн. Грузовой отсек Ф-300-600 приспособлен для перевозки компонентов A380, которые ранее доставлялись с использованием морского и железнодорожного транспорта.

В ноябре 2014 года администрация компании Airbus объявила, что проектируется новый тип грузового лайнера (5 самолетов), создаваемого на базе А330-200, ввод которого ожидается в 2019 году.

 

Технические характеристики лайнера Airbus A300-600 Beluga

 

Самолет Airbus A300-600ST и его технические возможности:
•    Экипаж -2 пилота;
•    Объем грузового отсека – 1410 куб. м;
•    Грузоподъемность – 47 т;
•    Длина фюзеляжа – 56.15 м;
•    Размах крыльев – 44.84 м;
•    Высота корпуса – 17.24 м;
•    Площадь крыла – 258.8 кв. м;
•    Максимальный взлетный вес – 155 т;
•    Двигатели – 2хGE СF6-80С2A8, турбовентиляторные;
•    Диаметр фюзеляжа – 7.1 м;
•    Дальность полета с грузом 40 т – 2779 км;
•    26 т – 4632 км;
•    Крейсерская скорость 750 км/час.

 

Airbus A300-600 Beluga. Галерея. 

 

Airbus A300-600 Beluga. Видео.

 

 

Компания Airbus возлагает большие надежды на разрабатываемую новую модель Airbus A330-200, которая позволит ускорить перевозку негабаритных грузов и повысит эффективность перевозок компонентов самолетов. 

avia.pro

«Мрия», Airbus Beluga и другие уникальные модификации самолетов

Неделю назад Airbus представила свой новый грузовик в фирменной ливрее — Beluga XL (на фото выше). Сперва кажется, что постарались мастера Photoshop, но лайнер с такими формами вполне себе реален. Самолет начнут эксплуатировать не раньше следующего года, однако в любом случае увидеть его будет большой удачей для споттера — планируется построить лишь несколько экземпляров. Мы вспомнили другие редкие модификации лайнеров.

Airbus Beluga

Французы идеально угадали с названием своего необычного самолета: он что габаритами, что внешне действительно похож на белого кита. На данный момент существует только пять таких лайнеров, все они эксплуатируются Airbus Transport International — дочерней авиакомпанией производителя.

Модель Beluga нужна сугубо для перевозки деталей к остальным самолетам Airbus. Сеть поставщиков обширна и разбросана по миру. Например, крылья некоторых моделей изготавливают в Великобритании, хвосты — в Испании и так далее. Все это превращают в один лайнер на заводе в Тулузе, Гамбурге или Тяньцзине (Китай). И это не говоря о множестве деталей помельче, которые все равно объемные — настолько, что в грузовые отсеки обычных грузовых самолетов они банально не помещаются.

Казалось бы, решение очевидно: если деталь не помещается в самолет, ее придется доставлять по суше или воде. Частично так и делается. Например, для транспортировки крыла крупнейшего в мире пассажирского лайнера Airbus A380 производитель заказал три баржи. Каждая перевозит лишь по одному крылу за раз, и процесс получается недостаточно быстрым. С самолетами поменьше тоже хватает сложностей. В итоге в начале 1990-х Airbus представила модель Beluga.

За основу компания взяла самолет A300. Кабину пилотов немного опустили, а огромный кузов оснастили мощной системой обогрева, чтобы чувствительные детали находились в комфортной среде.

Экстерьером Beluga, в отличие от Concorde или Ту-144, восторгаться едва ли можно — лайнер откровенно некрасивый. Но это тот случай, когда об эстетике думали в последнюю очередь: главное, чтобы в грузовой отсек помещались компоненты других самолетов. После раздутия корпуса доступный объем багажного отделения увеличился до фантастических 1400 кубометров. Здесь можно разместить 36 легковушек, 671 человека или 7 слонов. Грузоподъемность при этом не рекордная: порядка 47 тонн. Задачей была перевозка не столько тяжелых, сколько больших деталей.

Лайнеры Beluga совершают порядка 60 рейсов еженедельно: заводы Airbus, одного из ведущих авиапроизводителей мира, всегда загружены. С начала эксплуатации Beluga (1994 год) объемы производства увеличились примерно в пять раз. В самолет помещаются крылья A340 или часть фюзеляжа нового A350 XWB, но этого мало — к примеру, два крыла A350 уже не влезут. Это подтолкнуло Airbus к постройке еще более вместительного грузовика.

Увеличивать фюзеляж A300 было уже некуда. Возможно, идеальным решением стала бы спецверсия на базе грузового A380, но его просто нет — потенциальные заказчики (UPS и FedEx) устали от переноса сроков и отказались от закупок. Для своих нужд Airbus взялась за переделку A330. Результатом стала Beluga XL, которая уже с середины 2019 года примется за доставку деталей для A350 XWB. В новый кузов получится погрузить сразу два крыла. При этом флагманский A380 остается головной болью для Airbus: судя по всему, детали для него и дальше будут доставлять на баржах.

Ан-225 «Мрия»

В 1970-х руководство СССР волевым решением дало зеленый свет «нашему ответу шаттлам». Перспективный «Буран» в результате оказался, скажем так, слегка переоцененным. Он побывал в космосе лишь один раз — 15 ноября 1988 года, и то под управлением электроники, без людей на борту. Но у Союза явно были большие планы на космический корабль: не даром же для его транспортировки заложили новый самолет.

Говорить о колоссальной растрате бюджетных денег ради редких перевозок «Бурана» неуместно: в США для транспортировки шаттлов тоже использовали доработанные лайнеры. Но там были модифицированные Boeing 747 (версия SCA). Союз же решил превратить Ан-124 «Руслан» фактически в новый самолет.

«Мрия» получила два дополнительных двигателя — всего их стало шесть. Лайнер считается крупнейшим при длине 84 метра, высоте 18,2 метра и размахе крыльев 88,4 метра. По последнему показателю он уступает лишь летающей лодке H-4 Hercules (97,5 метра) — еще одному уникальному судну, которое тоже существует только в единственном экземпляре. Правда, детище изобретателя Говарда Хьюза совершило только один полет. «Мрии» повезло больше.

Несмотря на выдающиеся габариты, объем грузового отсека получился даже меньше, чем у Airbus Beluga — 1100 кубометров. В то же время французский самолет гораздо меньше: длина 56 метров, размах крыльев — всего 44,8 метра. Правда, в «Мрии» есть еще и салон для экспедиторов, сопровождающих груз.

Ан-225 был готов уже после того, как «Буран» побывал в космосе. Больше кораблю выбраться за пределы планеты было не суждено, но в конце 1988 года об этом еще не знали. Лайнер несколько раз перевозил «Буран» на выставки и авиашоу, причем снаружи фюзеляжа — внутри корабль просто не помещался.

«Мрия» считается рекордсменом по грузоподъемности: она взлетела с грузом массой 253,8 тонны. Максимальная взлетная масса — 640 тонн, в то время как само судно весит 250 тонн. Более выносливого самолета пока что нет. Редчайший лайнер, как уже отмечалось, существует лишь в единственном экземпляре и числится за грузовой Antonov Airlines.

Boeing 747 Dreamlifter

Модель 787 Dreamliner с обширным использованием композитных материалов приглянулась авиакомпаниям — число заказов приближается к полутора тысячам, очередь выстроилась на годы вперед. Дабы покупатели меньше томились в ожидании, Boeing сделала еще один новый самолет — специально для доставки частей 787-го.

Разрабатывать грузовой борт с нуля не было необходимости: у Boeing есть знаменитые 747-е, которые требовалось просто модернизировать. По своей уродливости 747-400 LCF, он же Dreamlifter, составляет серьезную конкуренцию Airbus Beluga. Но, как и в случае с французским лайнером, внешний вид абсолютно не важен.

Собирают все Dreamliner в городе Эверетт (США). Детали лайнера изготавливают по всему миру, и их нужно оперативно привозить. Например, крылья делают в Японии, горизонтальные стабилизаторы — в Италии, наружные двери — во Франции. Как утверждает Boeing, с появлением Dreamlifter удалось ускорить доставку некоторых компонентов в 30 раз, сократив срок с месяца до одного дня.

Компания так спешила с вводом в эксплуатацию Dreamlifter ради ускорения производства Dreamliner, что даже не покрасила грузовой борт — некоторое время самолет перевозил детали для пассажирского лайнера в «голом» виде.

Переоборудованный Boeing 747 получил впечатляющий объем грузового отсека — 1840 кубометров. По другим показателям Dreamlifter значительно уступает «Мрии»: он может принять лишь 113 тонн груза, взлетная масса меньше почти в два раза — 364 тонны.

ВМ-Т «Атлант»

Своему появлению «Атлант» обязан все тому же «Бурану» и ракете-носителю «Энергия». В конце 1970-х, когда проект многоразового челнока одобрили, встал вопрос о транспортировке всех необходимых деталей на космодром Байконур. На тот момент еще не было ни Ан-124 «Руслан», ни тем более «Мрии».

Выдвигались самые разные варианты доставки компонентов, вплоть до подвешивания грузов на два вертолета. Этот вариант признали слишком опасным: при непогоде могла случиться катастрофа. Советскую космическую программу спас авиаконструктор Владимир Мясищев.

В качестве решения он предложил переоборудовать бомбардировщик 3M, который уже давно эксплуатировался советскими ВВС. Самолет конструкторского бюро Мясищева хорошо подходил под новую задачу: он достаточно грузоподъемный и при этом обладает отличной аэродинамикой — даже закрепленный снаружи фюзеляжа «Буран» не сильно помешает полету. Большим чинам идея понравилась.

Для новой версии инженерам пришлось менять хвостовое оперение — «Атлант» получил два прямоугольных киля. Лайнер мог принимать груз весом около 40 тонн, взлетная масса равнялась 210 тоннам. Пустой ВМ-Т весил 74,5 тонны.

Из трех самолетов один предназначался для испытаний, а остальные два экземпляра применялись уже для доставки «Буранов» и прочего габаритного оборудования на космодром. Суммарно ВМ-Т совершили порядка 150 полетов. В 1989 году, когда появилась «Мрия», от «Атланта» отказались.

Ил-76 МДК

Транспортный Ил-76 сложно назвать уникальным лайнером, но версия МДК — исключение. Она представлена только тремя экземплярами. Самолет используется для подготовки космонавтов и развлечения туристов.

Ил-76 МДК предназначен для обеспечения невесомости в салоне — точно как в потрясающем клипе группы OK Go (к слову, у них и остальные видео фантастические по задумке):

Во время полета самолет сперва поднимается на высоту 6000 метров, после чего задирает нос на 45 градусов и карабкается до 9000 метров в течение примерно 15 секунд. За это время пассажиры с крепкими нервами и желудками испытывают перегрузку в 2g. Далее экипаж выравнивает лайнер, уменьшает тягу двигателей до минимально возможного значения, и Ил-76 МДК летит уже по инерции. В этот момент гравитация становится равна нулю. После пилоты наклоняют штурвал от себя, и самолет устремляется к земле. Затем его выравнивают, увеличивают тягу двигателей и готовятся к следующему подъему.

Аналогичную модификацию, специально для достижения условий невесомости, сделала американская Zero Gravity Corporation с купленным Boeing 727-200. Самолет тоже используется для туристических полетов.

Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

tech.onliner.by

Летающий кит. Аэробус A300-600ST Beluga » Военное обозрение

Когда первый раз видишь самолет Airbus A300-600ST, то самое нейтральное, что приходит на ум — это какой же он странный! Данный самолет определенно не может похвастаться привлекательным или элегантным внешним видом. Глядя на него, даже не веришь, что эта машина может еще и летать. Самолет Airbus A300-600ST (ST расшифровывается как Super Transporter) также известен под другим именем Airbus Beluga. Имя Beluga происходит от формы корпуса самолета, которая своим видом напоминает кита-белуху (англ. belugа, не стоит путать с белугой). A300-600ST Beluga — это широкофюзеляжный реактивный транспортный самолет, предназначенный для перевозки крупногабаритных грузов. Представляет собой двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. На данный момент выпущено всего 5 таких самолетов, все они эксплуатируются в основном компанией Airbus.

Впервые самолет был представлен широкой общественности в 1995 году в рамках проведения авиасалона в Ле-Бурже. Жарким июньским днем 1995 года десятки тысяч посетителей легендарного авиасалона, задрав головы к небу, наблюдали за демонстрационными полетами. На объявление диктора салона о том, что к взлету готовится транспортный самолет Beluga, мало кто обратил внимание, эмоции от предыдущих полетов еще не остыли. Но когда этот необычный самолет поднялся в небо, толпа не могла сдержать эмоций и возгласов изумления, которые смешались с всеобщим восторгом. «Горбатый монстр», который на земле выглядел так неуклюже, легко и достаточно изящно произвел взлет, элегантно покачал крыльями и уверенно приземлился. Приземление самолета было встречено шквалом аплодисментов. Airbus A300-600ST стал настоящей звездой авиасалона 1995 года.


С помощью данного проекта компания Airbus рассчитывала создать новый лайнер, который должен был обеспечить потребности растущего производства корпорации. Самолет планировалось использовать для перевозки по воздуху крупногабаритных частей фюзеляжей собираемых компанией авиалайнеров. Машина, получившая официальное прозвище Beluga, пришла на смену устаревшим к тому моменту самолетам Boeing Super Guppy. Данные самолеты авиапроизводитель использовал для перевозки частей самолетов между предприятиями компании, которые располагались в различных уголках Европы. Стоит отметить, что в 1990-е годы интенсивность работы заводов компании Airbus была так высока, что первый самолет Airbus A300-600ST делал 60 вылетов в неделю, курсируя между 11 заводами компании. В месяц самолет мог совершать до 250 вылетов.

Основным назначением нового транспортного самолета стала перевозка негабаритных грузов. Данный необычный транспортник был создан специалистами компании Airbus на базе типового широкофюзеляжного планера, который использовался для производства пассажирских самолетов A300. Компания Airbus на сегодняшний день является одной из крупнейших авиастроительных компаний в мире, занимая существенную часть рынка по выпуску гражданских авиалайнеров. Предприятия компании находятся во многих странах Европы. Основные производственные мощности компании сосредоточены в Германии, Франции, Испании и Великобритании. При этом окончательная сборка самолетов осуществляется на заводах компании в Гамбурге (Германия) и Тулузе (Франция). Детали авиалайнеров, которые производятся в четырех странах, для окончательной сборки перевозятся на головные заводы по воздуху. Именно для оперативной их транспортировки и был создан самолет A300-600ST Beluga.

С самого начала реализации проекта по выпуску самолетов под маркой Airbus (еще в 1970-е годы) для доставки авиакомпонентов применялись четыре самолета Boeing Stratocruisers, однако с развитием и расширением производства самолетов, возможностей этих машин оказалось недостаточно. Поэтому в 1991 году руководство авиаконцерна Airbus решило создать компанию, которая создала бы новый грузовой самолет, предназначенный для транспортировки по воздуху негабаритных грузов. В качестве основы было решено использовать широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был существенным образом переработан для перевозки авиакомпонентов. Диаметр грузовой части фюзеляжа довели до 7,1 метра. Также была изменена передняя часть самолета. К примеру, носовая часть получила совершенно новую конструкцию, была установлена специальная система, которая позволяла откидывать кабину пилотов в момент загрузки самолета, также была усилена хвостовая часть лайнера для обеспечения устойчивости во время совершения полетов.

Объем грузовой кабины необычного внешне самолета был доведен до 1400 кубических метров, а максимальная длина перевозимых в самолете грузов может составлять до 40 метров. Возросший диаметр грузовой кабины и грузоподъемность в 47 тонн расширили возможности самолета в сравнении с используемыми до его появления «Супер Гуппи». Помимо этого, скорость полета выросла практически в два раза. На новом самолете было решено отказаться от фюзеляжа «на застежках». Кабину экипажа и всю носовую часть немного опустили вниз, для того чтобы она не мешала процессам погрузки и выгрузки груза. Установленная на самолете полуавтоматическая система погрузки позволяет проводить все необходимые операции даже с самыми крупногабаритными и массивными грузами всего за 45 минут.

Кроме основной грузовой кабины, которая главным образом используется для транспортировки частей собираемых самолетов, на Airbus A300-600ST имеется отсек, который можно использовать для перевозки стандартных авиационных контейнеров. При этом внешне от своего прародителя Beluga отличается очень сильно, хотя и на 80% состоит из частей и компонентов пассажирского аэробуса А300. Больше всего видоизменился фюзеляж самолета, что и привело к появлению китового названия самолета. При этом хвостовое оперение самолета стало выше, а на стабилизаторе появились дополнительные шайбы, которые были предназначены для улучшения путевой устойчивости машины.

Самолет поднимают в небо два турбореактивных двигателя GE CF6-80C2A8 компании General Electric. Они существенно слабее двигателей P&W PW4000, которые применялись на оригинальных пассажирских самолетах Airbus A300. Однако мощности имеющихся двух двигателей вполне достаточно для того, чтобы поднимать немаленький самолет в воздух. Особенно с учетом того, что перевозит он в подавляющем большинстве случаев негабаритные, однако не очень тяжелые грузы.

Кабина пилотов транспортного самолета полностью идентична таковой на самолете А300-600. Носовая секция была оборудована всем, что может потребоваться для комфортной работы экипажа в полете и во время стоянки на земле. В частности, здесь имеется два кресла для сопровождающих груз, спальная каюта, туалет и даже небольшая кухня. При полной загрузке самолета, которая составляет 47 тонн, машина может преодолеть по воздуху 1700 километров со скоростью 750 км/ч (0,7 Маха). При половинной загрузке (26 тонн) максимальная дальность полета возрастает до 4600 километров.

Самолеты Airbus A300-600ST Beluga были построены очень ограниченной серий. Всего было собрано 5 таких самолетов. При этом все 5 машин используются практически только для нужд компании Airbus. Но для осуществления специальных транспортных операций заказчики могут арендовать этот транспортный самолет у дочернего предприятия концерна — Airbus Transport Internationa. Услугами этой «дочки» Airbus уже неоднократно пользовались немецкие военные. В настоящее время европейский авиапроизводитель осуществляет комплекс исследовательских работ, направленных на создание новой транспортной модели самолета данного типа. На этот раз на базе нового авиалайнера Airbus A340. Новый самолет, как и его предшественник Beluga, будет использоваться для транспортировки компонентов строящихся лайнеров.

Летно-технические характеристики A300-600ST:
Габаритные размеры: длина — 56,15 м, высота — 17,24 м, размах крыла — 44,84 м, площадь крыла — 122,4 м2.
Диаметр фюзеляжа — 3,95 м, грузовой отсек — 7,1 м.
Масса пустого самолета — 86 т.
Наибольшая взлетная масса — 155 т.
Дальность полета с грузом 26 тонн — 4632 км.
Силовая установка — 2 двигателя General Electric CF6-80C2A8.
Масса груза — до 47 т.
Объем грузового отсека — 1410 м3.
Крейсерская скорость полета — 750 км/ч.
Практический потолок — 10 700 м.
Длина разбега — 1950 м.
Длина пробега — 1180 м.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://avia.pro/blog/airbus-beluga-a300-600
http://www.airwar.ru/enc/aliner/a300st.html
http://unikteh.ru/2011/a300-600st-beluga

topwar.ru

Самолёт Airbus Beluga - фото и характеристики белуги

Авиалайнер Airbus Beluga также называют A300-600ST или небесный кит. Такое название он получил благодаря своим невероятно большим габаритам. С самого начала перед конструкторами из компании Airbus была поставлена задача: создание самого большого грузового самолета, который смог бы перевозить не только особо тяжелый груз, но и преодолевать большие дистанции с ним.

Так и появился на свет Airbus Beluga. Когда первый раз видите этот самолет, в голове появляется одна единственная мысль – какие у него странные формы. Из-за большой вместительности на борту, было принято решение не стремиться за его эстетическим видом. Также при виде его форм закрадывается мысль о его полете, сможет ли он вообще взлететь.

Немного о Airbus A300-600ST (Beluga)

Свое название он получил как раз из своих форм, Beluga переводиться как кит-белуха. Не спутайте его с белугой. Если разбирать его серийное имя, то последние буквы ST расшифровываются как супер транспорт. Эти имена еще раз говорят о его огромных размерах.

A300-600ST является широкофюзеляжным реактивным лайнером, который способен перевозить крупногабаритные грузы, например, такие как части других самолетов. Авиалайнер оснащен двумя мощными моторами, из-за своих больших размеров и массы лайнеру больше подходит низкая высота полета.

Всего в мире было создано и выпущено пять лайнеров такого типа, также все эти самолеты эксплуатируются исключительно компанией Аэробус. Впервые мир познакомился с данным самолетом в 1995 году. В этом году проводился показ авиалайнеров в городе Ле-Будже. В один из жарких июльских дней Beluga продемонстрировала свой полет десяткам тысяч людей знаменитого авиасалона.

Когда был объявлен показ самолета, многие посетители салона даже не обратили внимания на этого гиганта, так как были не уверенны, что он вообще сможет летать со своими-то неуклюжими формами. Но когда этот гигант грациозно взмыл в небеса и показал там настоящий мастер класс пилотажа, то посетители авиасалона потеряли головы он удивления. Так как выглядел очень нелепо, пока находился на земле. Но в воздухе он смог продемонстрировать всю свою красоту.

В этот день его посадку встретили тысячи аплодирующих людей, после демонстрации паллета, посетители не могли думать не о чем другом кроме как о Airbus A300-600ST. Также этот день стал великим и для самого авиалайнера, так как его избрали лидером авиа показа в 1995 году.

История создания

Самолет необходим был в первую очередь для самой компании Airbus. Так как они собирались поставить его на перевозки частей фюзеляжа различных лайнеров. Такая востребованность появилась за счет того, что спрос на авиалайнеры значительно увеличился, и у компании появлялись все больше заказов на создания все новых самолетов.

Но из-за того что они не могли справляться с количеством заказов, компании необходимо было быстро расширятся. Так как новые заводы по авиалайнерам строить было долго, было принято решение организовать новые цеха по сборке самолетов.

Но для постройки нового лайнера необходимы были детали, так как цеха по сборки небыли предназначены для создания этих деталей их необходимо было доставлять из центральных заводов, которые располагались в различных уголках Европы. В этом и заключается роль нашего лайнера.

Самый первый лайнер, выпущенный в начале 90-х годов, попал на самый высокий уровень работ компании. В эти времена самолету необходимо было совершать до 60 перелетов в неделю, что является рекордным количеством полетов за такой короткий промежуток времени. В течение месяца курсирую между одиннадцатью заводами авиакомпании, самолет совершал до 250 полетов.

Возможности лайнера и его технические характеристики

Самолет способен разместить у себя на борту груз с массой до 47 тонн, это весьма внушительное число. Благодаря своему широкому фюзеляжу, который составляет почти сем с половиной метров, он может разместить у себя на борту, например два полностью собранных крыла самолета A330, также он может разместить у себя в салоне значительное количество частей от корпуса авиалайнера A319.

Также стоит упомянуть, что самолет способен преодолевать довольно большое расстояние при своем большом весе. Если авиалайнер загружен до самого максимума, то его максимально расстояние полета составляет 1700 километров, при этом на протяжении всего полета самолет поддерживает скорость в 570 километров в час.

Если использовать только половину транспортируемого веса, то дальность полета лайнера увеличивалась почти в три раза, и уже составляла 4600 километров. Но тогда на борту может находиться максимум груз весов в 26 тонн.

В длину самолет почти 57 метров, а его высота достигала почти 18 метров. Для примерного представления высоты самолета попробуйте представить семиэтажный дом. Объем грузового отсека составляет 1210 кубических метров. Вместе с грузом самолет поднимал в воздух и свой вес, если их суммировать то в небо поднималось почти 155 тонн, но при условии того что самолет был загружен по максимуму.

Несмотря на все свои превосходные характеристики, лайнер уступает первое место грузовых самолетов. Так как русский авиалайнер Ан-225 (спроектированный на остове Ан-124) способен перевозить груз массой в 250 тонн, такая грузоподъемность в три раза выше, чем у «Белуги».

Но компания Airbus не когда не стоит на месте, они объявили, что в 2014 году собираются заново выпускать грузовые самолеты, стоит приготовиться к чему-то масштабному. Стоит вспомнить только про их новый пассажирский самолет, который способен, поднят в воздух до 1000 пассажиров.

vpolete.online

Летающая Белуха - Мастерок.жж.рф

Продолжаем рассматривать знаменитые и просто интересные самолеты. Кто недавно подключился к этому блогу - пройдитесь по ссылке. Узнаете много интересного. Итак продолжим...

За свой бульбообразный нос этот самолет-гигант получил имя одного из малых северных китов – «Белый кит», или «Белуха» (не путайте с белугой – обитающим на Волге и на Каспии представителем семейства осетровых).

Airbus A-300-600ST Beluga – самолет, который возит самолеты.

“Аэробус” построил 5 таких гигантов на базе широкофюзеляжного А-300 специально для перевозки частей фюзеляжей между своими заводами в Тулузе, Севилье и Гамбурге.

Первый полет новый супер-транспорт совершил осенью 1994, а осенью 1995 получил летный сертификат. С тех пор они без устали трудятся, перевозя различные крупногабаритные и деликатные грузы. За право использовать один из крупнейших в мире самолетов в качестве рекламной площадки велись нешуточные “войны”, но фирма твердо решила – пусть продукция Airbus рекламирует только Airbus.

Кстати, название “Beluga” изначально не является фирменным – его придумали летчики-испытатели, потому что самолет сильно напоминает добродушную морду кита-белухи, а уже потом принял Airbus.

Жаркий июнь 1995 года. Париж, Ле-Бурже. Десятки тысяч посетителей авиасалона, задрав голову в небо, следят за демонстрационными полетами.

На объявление директора, что к взлету готовится самолет "Белуга", почти никто не обратил внимания - еще не остыли эмоции после предыдущего самолета.

И вот когда самолет взлетел, толпа не смогла сдерживать возгласов изумления, смешанного с восторгом.

Горбатое чудовище, казавшееся таким неуклюжем на земле, легко и изящно взлетело, элегантно помахало крыльями и уверенно приземлилось. Шквал аплодисментов перекрыл шум двигателей.

Да, ни у кого не было ни малейшего сомнения - "Белуга" одна из бесспорных звезд салона.

Казалось бы, ну чем еще можно удивить в конструкции гражданского самолета? Все тот же конструктивный набор: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и двигатели. Все новые "Боинги" и "МакДоннелы Дугласы", "Фоккеры" и "Аэробусы" в чем-то очень похожи на своих предшественников, а зачастую и друг на друга. Иной раз сразу и не поймешь, кто мимо пролетел-то ли наш Ту-204, то ли его двойник Боинг-757.

"Белуга" не похожа ни на что, даже на своих предшественников "Супер Гуппи". Задачи лишь остались прежними, а возможности в новую машину вложили неизмеримо больше. Но мы немного забежали вперед.

С 1971 года все основные конструкционные компоненты аэробусов - секции фюзеляжа, крылья, горизонтальное и вертикальное оперения доставлялись по воздуху от основных субподрядчиков "Эрбас Индастри" в Тулузу на окончательную сборку(а с 1992 года - и в Гамбург)

Эту эффективную операцию "джаст-интайм" осуществлял флот из четырех самолетов "Супер Гуппи", о которых рассказано в предыдущей главе.

К 1991 году интенсивность "внутрезаводских" перевозок была такова, что "Гуппи" налетывали по 1 900 000 км ежегодно.

Надо ли говорить, что к началу 90-х годов эти машины подошли к практическому окончанию своей летной жизни - летный ресурс планеров был почти полностью исчерпан (двигателей тем более)

Новых "Супер Гуппи" уже невозможно было собрать, да и оставшиеся уже не соответствовали все возрастающим потребностям в перевозках.

Конструкторы "Эрбас Индастри" пришли к однозначному выводу: необходимо создавать новый самолет, в который следует заложить три основных параметра - скорость перевозки, возможность перевозить секции большого диаметра и минимально возможное время на погрузочно/разгрузочные операции. Последнее, кстати сказать, на "Супер Гуппи" проводилось за 120 минут. Этот показатель необходимо было сократить вдвое.

После тщательного изучения мирового парка грузовых самолетов (в частности, Ан-124-100 "Руслан", Боинг-747, "Геркулес", "Белфаст") конструкторский отдел консорциума в 1990 году приступил к разработке собственного грузового самолета-гиганта.

За основу была взята конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя широкофюзеляжного аэробуса А-300-600. Программа получила наименование А-300-600ST (Спешиал Транспорт).

Под эту программу было создано, так называемое, "Объединение экономических интересов" - международная компания специального авиатранспорта - SATIK. Она была основана 20 октября и зарегистрирована 26 декабря 1991 года.

Основной задачей SATIK является руководство и координация всей программы ST и, в частности, разработка, производство, выпуск и послепродажное обслуживание самолетов этого типа.

(Что-то подобное этой компании было создано и в России - фирма "Авиаспецтранс", имела в своем распоряжении пару самолетов ВМ-Т "Атлант - прим. авт.)

SATIC была наделена весьма широкими полномочиями, в частности, ей дано право подписывать субконтракты с заказчиками "Эрбас Индастри" на транспортные перевозки.

Еще на стадии эскизного проектирования, самолет получил прозвище "Белуга". Всмотритесь в боковую проекцию - пожалуй, ни на каком другом самолете его прозвище не соответствует так точно его внешнему виду.


Богатый опыт "Эрбас Индастри" позволил создать один из самых замечательных самолетов мира.

Объем грузовой кабины доведен до 1400 м3 , а максимальная длина перевозимого груза может составлять без малого 40 метров. А максимальный диаметр (7,4м) и грузоподъемность в 40 тонн увеличивает возможности "Белуги" в сравнении с "Супер Гуппи". Да к тому же скорость возросла почти вдвое.

На новом самолете отказались от фюзеляжа "на застежках". Грузовую дверь сделали двухстворчатой и на одном уровне с полом. Кабину пилотов и всю носовую часть пришлось несколько опустить вниз, чтобы не мешать погрузке и выгрузке. Полуавтоматическая система погрузки позволяет провести все операции с массивными и крупногабаритными грузами всего за 45 минут.

Помимо основной грузовой кабины на "Белуге" имеется грузовой отсек, в который можно загрузить стандартные авиационные контейнеры.

Конечно, от прародителя А-300-600 новая машина сильно отличается, хотя и состоит на 80% из частей пассажирского аэробуса.

Естественно, значительной переделке был подвергнут фюзеляж, вследствие чего самолет и получил свою официальную "кличку".

Изменилось и хвостовое оперение - оно стало выше, а на стабилизаторе появились дополнительные шайбы для улучшения путевой устойчивости.

С появлением "Белуги" как гражданские, так и военные перевозчики получили прекрасную возможность доставки негабаритных и крупнотоннажных грузов по воздуху. К российскому АН-124-100 "Руслану" и американскому С-5 "Гэлакси" присоединился отличный партнер.

Кабина пилотов полностью идентична кабине на А-300-600. Носовая секция оборудована всем необходимым для работы экипажа в полете и на земле: здесь есть спальная каюта, установлены два дополнительные кресла для сопровождающих, небольшая кухня и туалет.

Внешний уровень шума соответствует нормам ИКАО параграф 16, глава 3, что позволяет эксплуатировать самолет в большинстве аэропортов мира.

С двигателем для "Белуги" тоже особых проблем не было - остановились на хорошо опробованном CF6-80C-2 фирмы "Дженерал Электрик". Взлетная мощность двигателя составляет 262kN.

Почему остановили выбор именно на этом двигателе, хотя были и другие варианты, в частности, PW-4000 фирмы "Прэтт энд Уитни"?

Доводы в пользу CF6-80C-2 были более чем убедительны, судите сами.

Парк аэробусов А-300 и А-310 на 70% оснащен именно этими двигателями, значит с его эксплуатацией не будет никаких проблем. Он легок в обслуживании, имеет выдающиеся характеристики. За 10 лет эксплуатации CF6-80C-2 "налетал" почти 20 000 000 летных часов или 400 000 часов ежемесячно.

Необходимо также упомянуть, что свыше 700 самолетов нового поколения типа А-300 и А-310, Боинг-747-400 и Боинг-767-300, МД-11 оснащены именно этими двигателями. Каждые 60 секунд по всему миру взлетает самолет CF-80C-2.

Если посмотреть список заказов на эти самолеты, то невозможно не заметить, что около ста авиакомпаний предпочитают свои самолеты с этими движками.

Но самое главное преимущество CF-80C-2 в другом. Коэффициент отказа на них составляет всего 0,008%, что означает один отказ или одну поломку на 125 000летных часов! пожалуй, такой надежности нет ни у какого другого двигателя.

Но и это еще не все. Представьте, на двух двигательном самолете неожиданно отказал один двигатель. Так вот, второй должен обеспечить устойчивый полет, согласно требованиям безопасности, не менее часа. У двигателя CF-80C-2 как и его предшественника CF6-80A, это время составляло 180 минут! Это выдающееся достижение в области двигателестроения и своеобразный рекорд CF6-80C-2.

Поэтому французы не долго ломали голову, чем оснастить "Белугу": для выдающегося самолета - выдающийся двигатель!

Распределители роли - кто из субподрядчиков что строит. И началось строительство самолета.

Доставка в Тулузу различных частей для окончательной сборки осуществляется из Честра и Филтона в Англии, Гамбурга и Бремена в Германии, Мадрида в Испании и Сент-Назера во Франции.

Британская фирма "Аэростракчерз" делала для гиганта основную грузовую дверь.

Немецкая "Дойче Аэроспейс Эрбус" - киль и переднюю часть от киля к форкилю.

Фирма "Дорнье" (тоже, естественно, немецкая) монтировала для "Белуги" гидравлическую систему и делала надстройку между главной грузовой дверью и опущенным носом.

Испанская "КАСА" - монтировала верхнюю цилиндрическую часть фюзеляжа и горизонтальное оперение с шайбами.

Фирма "Эльбе Флюгцойгверке" - верхнюю коническую часть фюзеляжа, секцию 19.1 и форкиль.

Голандская "Фоккер" (уже отделение "Дойче Аэроспейс АГ") монтировала дренажную систему, другие системы и панели пола грузовой кабины.

Что осталось французам? Фирма "Латекер" сделала носовую секцию, "Потельер" - систему вентиляции, отопления и кондиционирования. Фирма "Фижеак" - систему управления самолетом.

И наконец фирма "Согерма-Сосеа" (отделение "Аэроспосьяля") осуществляла окончательную сборку, проводила испытания и осуществляла контроль за соблюдением всех стандартов.

Служба доставки сборных частей была налажена настолько четко, что 24-х часовой график ни разу не был нарушен, как, впрочем, и годовой график проектирования, строительства, выкатки, первого полета и испытаний "Белуги".

Программа выпуска четырех самолетов была рассчитана до середины 1998 года. План строительства "Белуги" выглядел так:

  • Самолет ©1-сентябрь 1995 года;

  • Самолет ©2-март 1996 года;

  • Самолет ©3-апрель 1997 года;

  • Самолет ©4-июнь 1998 года.

11 января 1993 года в Тулузе началась окончательная сборка первого летного экземпляра. В марте 1994 года на собранный самолет установили двигатели и начали доводочные работы.

30 июня того же года "Белугу" торжественно выкатили из цеха. Еще не окрашенная, поблескивая желтизной дюраля, "Белуга" не оставляла равнодушным даже искушенных и много видавших авиационных специалистов.

И вот настал самый волнующий момент - после необходимого этапа наземных работ, опробования и проверок всех систем, 13 сентября 1994 самолет-гигант поднялся в воздух.

Первый полет любого самолета всегда большое событие, а такого вдвойне. Несомненно, этот уникальный во всех смыслах самолет, находится самом начале своей карьеры, ему еще предстоит перевезти части многих своих собратьев и различных других грузов. Родился самолет - труженик. Чистого неба тебе, "Белуга"!

Летная жизнь "Белуги" определена в 30 лет, при условии, что самолет будет совершать 1200 полетов в год при продолжительности полета 1,75 часов и при минимальном взлетном весе 153 тонны.

Международная кооперация дает свои плоды - всего за 6 лет программа А-300-600ST должна быть выполнена. В этом нет никакого сомнения, так как большая ее часть уже реализована.

По грузоподъемности «Белуха» уступает конкурентам – C-5 Galaxy компании Lockheed Martin или Ан-124 «Руслан» могут поднять в воздух больше 120 тонн груза, что почти втрое превышает возможности Airbus A300–600ST. Зато по габаритам грузового отсека (7,7х7,7х38 м) «Белухе» нет равных – даже исполинская Ан-225 «Мрия» грузоподъемностью 250 тонн способна перевозить грузы габаритами не более чем 43х6,4х4,4 м. A300–600 Super Transport был разработан и построен консорциумом Airbus, объединяющим ведущие аэрокосмические компании четырех стран, в первую очередь для своих собственных задач.

Производство деталей и компонентов самолетов Airbus разбросано по всей Европе – крылья делают на заводах Великобритании, хвостовую часть – в Испании, фюзеляж в Германии, а носовую часть во Франции. Окончательная сборка проводится в Тулузе или Гамбурге, и раньше все эти громоздкие детали доставлялись по земле или на старых Super Guppy – модифицированных версиях Boeing Strato-cruiser.

А еще вон какая штуковина есть

Aero Spacelines Super Guppy — транспортный самолёт для перевозки негабаритных грузов. Разработчик — Aero Spacelines. Разработан на основе предыдущей модификации Pregnant Guppy, выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полёт - август 1965 г.

"Белуга" на 80% состоит из основных частей аэробуса А-300-600. Крыло, двигатели, кабина пилотов с приборной доской и шасси целиком взяты от последнего.

Основным структурным изменениям подвергся именно фюзеляж. Верхняя часть фюзеляжа была сконструирована заново, она имеет большую загрузочную дверь высотой 7,23 м. Дверь в открытом положении отклоняется на 67 градусов и в верхнем положении достигает высоты 11,77 м.

Длина цилиндрической части фюзеляжа составляет 21,3 м, а максимальный диаметр - 7,4 м! Общий грузовой объем грузовой кабины составляет 1400 м3.

Длина перевозимого груза в фюзеляже "Белуги" может составлять 37,7 м. Из приведенной рядом схемы хорошо видны максимальные сечения грузовых кабин различных типов самолетов.

Для удобства погрузки и выгрузки груза кабина пилотов опущена вниз таким образом, что уровень пола имеет ровную поверхность и находится на высоте 5 метров от земли.

Вход в кабину пилотов осуществляется через люк в нижней части фюзеляжа; крышка люка служит одновременно и лестницей.

Аварийная и грузовая двери расположены по правому борту фюзеляжа. Все грузовые операции занимают не более 45 минут.

Нижний грузовой объем позволяет принимать на борт стандартные паллеты или контейнеры: 10LD- 10 или пять LD- 1, либо пять LD- 6.

Экипаж состоит из двух человек, причем в самолете предусмотрены дополнительно два пассажирских кресла для сопровождающих груз.

Как и на обычном лайнере, на "Белуге" предусмотрен необходимый уровень комфорта: небольшая кухня, спальная каюта и туалет. Уровень шума в кабине - на уровне стандарта.

Крыло на "Белуге" идентично крылу А-300-600R. Размах крыла - 44,83 м. Крыло оснащено предкрылками и трехщелевыми закрылками, и является аэродинамически "чистым".

Разработанные фирмой "Эрбас Индастри" уникальные законцовки крыла значительно повышают его эффективность на крейсерских скоростях и снижают колебания.

Хвостовое оперение А-300-600 было доработано для "Белуги" следующим образом. Площади вертикального и горизонтального оперения были увеличены, а для улучшения продольной устойчивости на стабилизаторе установили дополнительные шайбы - самолет стал трехкилевым. Киль "подрос" до высоты 17,24 м, а размах горизонтального оперения стал 16,60 м. В конструкции хвостового оперения широко применяются композиты.

Шасси самолета трехопорное, стандартное, полностью заимствованное с А-300-600R. Носовая и основные стойки имеют парные колеса. Ширина колеи составляет 9,60 м.


На самолете могут быть установлены два типа двигателей: CF6-80C-2 фирмы "Дженерал Электрик", либо PW-4000 фирмы "Прэтт энд Уитни". Оба двигателя имеют большую степень сжатия, небольшой расход топлива, низкий уровень шума.

Контроль работы двигателей и всех систем осуществляется бортовым компьютером.

Топливные баки на самолете размещены, как обычно, в крыле, а также в горизонтальном оперении.

Емкость баков в стабилизаторе составляет 6150 литров, а общая емкость - 75 470 литров. Контроль за расходом топлива осуществляется бортовым компьютером. Полная заправка производится за 45 минут.

(с) К.Г. Удалов, М.А. Белощук

ЛТХ:
Модификация  A300-600ST
Размах крыла, м  44.84
Длина самолета, м  56.16
Высота самолета, м  17.25
Площадь крыла,м2  260.00
Масса, кг 
  пустого самолета  86500
  максимальная взлетная  160000
  топлива  46900- 55000
Тип двигателя  2 ТРДД General Electric CF6-80C2A8
Тяга, кН  2 х 2262.40
Максимальная скорость, км/ч  820
Крейсерская скорость, км/ч  765
Практическая дальность, км  5200
Дальность действия, км  1666
Практический потолок, м  10700
Экипаж, чел  2
Полезная нагрузка  стандартно 45000 кг груза  или максимально 47600 кг груза

Кроме крупных деталей самолетов «Белуха» регулярно «глотает» и другие негабаритные грузы. Чего только не приходилось ей перевозить! И спутники, доставляемые из Европы на космодром во Французской Гвиане, и части Международной космической станции, построенные в Италии, на стартовую площадку шаттлов на мысе Канаверал в США, и даже, в одном из самых продолжительных полетов, полностью укомплектованные вертолеты из Франции в Австралию.


«Белуха» оказалась идеальным транспортным средством и сейчас, когда нужно как можно скорее доставить помощь в пострадавшие районы. За один рейс она перевезла массу снаряжения – от 22 тонн палаток и походных кроватей до цельной 15-тонной передвижной больницы – системы TransHospital – со всеми ее рентгеновскими аппаратами и стерильной операционной. A300-600ST Beluga был построен на базе самолета А-300. Единственное что, был увеличен корпус верхней его части. Такой корпус имеет объем около1.400 м?, также сам грузовой отсек в длину 37.7 метров и в ширину 5.43 метра. В A300-600ST Beluga грузы помещаются через специальный люк впереди самолета над кабиной пилотов, т. е. через лоб. Для того чтобы доставлять грузы на такую высоту, в Airbus был разработан специальный погрузчик. A300-600ST Beluga способен перевозить грузы весом до 47 тонн. А при полной нагрузке и со скоростью 750 км/ч Beluga может доставлять грузы на расстояние до1700 км.

На A300-600ST Beluga установлены два двигателя General Electric CF6-80C2A8. Которые позволяют развивать скорость 750 км/ч.

Экипаж состоит из двух человек, причем в самолете предусмотрены дополнительно два пассажирских кресла для сопровождающих груз.

Как и на обычном лайнере, на “Белуге” предусмотрен необходимый уровень комфорта: небольшая кухня, спальная каюта и туалет. Уровень шума в кабине – на уровне стандарта.

Крыло на “Белуге” идентично крылу А-300-600R. Размах крыла -44,83 м. Крыло оснащено предкрылками и трехщелевыми закрылками, и является аэродинамически “чистым”.

Разработанные фирмой “Эрбас Индастри” уникальные законцовки крыла значительно повышают его эффективность на крейсерских скоростях и снижают колебания.

Хвостовое оперение А-300-600 было доработано для “Белуги” следующим образом. Площади вертикального и горизонтального оперения были увеличены, а для улучшения продольной устойчивости на стабилизаторе установили дополнительные шайбы – самолет стал трехкилевым. Киль “подрос” до высоты17,24 м, а размах горизонтального оперения стал16,60 м. В конструкции хвостового оперения широко применяются композиты.

Шасси самолета трехопорное, стандартное, полностью заимствованное с А-300-600R. Носовая и основные стойки имеют парные колеса. Ширина колеи составляет9,60 м.

На самолете могут быть установлены два типа двигателей: CF6-80C-2 фирмы “Дженерал Электрик”, либо PW-4000 фирмы “Прэтт энд Уитни”. Оба двигателя имеют большую степень сжатия, небольшой расход топлива, низкий уровень шума.

Контроль работы двигателей и всех систем осуществляется бортовым компьютером.

Топливные баки на самолете размещены, как обычно, в крыле, а также в горизонтальном оперении.

Емкость баков в стабилизаторе составляет 6150 литров, а общая емкость – 75 470 литров. Контроль за расходом топлива осуществляется бортовым компьютером. Полная заправка производится за 45 минут.

А вот и сам прототип ... Белуха 🙂

Вторая часть ФИЛЬМА

masterok.livejournal.com

«Белуха» «Руслану» не конкурент - Magazine «HEAVY LIFT RUSSIA»

Современный воздушный коммерческий флот для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов может предложить всего два судна: российско-украинский АН-124 «Руслан» и американский Boing 747. Впрочем, существует еще несколько интересных моделей самолетов, которые могли бы составить конкуренцию этой парочке, но по ряду причин их использование ограничено локальными задачами.

Один из самых интересных в этом списке – A300-600ST, детище европейского концерна «Airbus». Его дочерняя компания  «Airbus Transport International» владеет флотом из пяти таких воздушных машин. Это один из крупнейших самолетов в своем классе. A300-600ST выполняют регулярные воздушные перевозки для внутренних нужд «Airbus». Это доставка к месту сборки фрагментов фюзеляжа и крыльев, ведь производство аэробусов разделено между различными европейскими фирмами. Впрочем, эти лайнеры можно зафрахтовать и для сторонних коммерческих рейсов.
История создания самолета как раз и связана с  децентрализованным расположением производств, в связи с чем консорциуму «Airbus» потребовался мощный транспортный самолёт, который позволил бы, например, транспортировать части кабины Airbus A310 из Гамбурга в Тулузу. В начале деятельности фирмы хватало транспортного самолёта Super Guppy, но в связи с тем, что части становились все больше и больше, был разработан транспортный самолёт Airbus A300-600ST, больше известный под именем «Beluga» (Белуха). Имя Beluga происходит от формы корпуса самолёта, который напоминает кита белуху.

       «Белуха» является модифицированной версией самолета A300-600 и имеет один из самых широких сечений фюзеляжа в мире (диаметр 7,40м). Транспортный отсек имеет 37,7 м в длину и 5,43 м в ширину. С такими размерами самолет берет на борт пару крыльев Airbus A330 в сборе или большинство частей корпуса Airbus A319. Кстати, объем грузовой палубы у него больше, чем у конкурентов: Lockheed C-5A Galaxy, АН-124 и Boeing C-17, и составляет 1400 квадратных метра. Самолет способен перевозить грузы массой до 47 тонн на расстояние 900 морских миль (1667 км). При половинной загрузке (26 т) увеличивается дальность полёта до 4600 км.
       В списке грузов, которые перевозили «Белухи»,  цистерна шириной 17,6 м, высотой 6,5 м  и весом 39 тонн и крупногабаритные шедевры французской живописи. Производители космической техники часто используют эту модель аэробуса для перевозки спутников и частей ракет-носителей.  В грузовом отсеке предусмотрена система отопления, что обеспечивает комфортные условия для космических аппаратов и прочих грузов, которые требуют контролируемых температурных режимов. Часто арендует A300-600ST и немецкий Бундесвер для переброски военной техники.
       В настоящее время концерн «Airbus» проводит исследовательские работы по разработке следующей транспортной модели на базе A340. Так же, как и для «Белухи», в круг задач самолёта будет входить транспортировка компонентов, только уже для модели A380 (крылья, фюзеляж). В настоящее время эти части транспортируются с большими трудностями - судами и тяжёлыми тягачами в Тулузу для окончательного монтажа.
Итак, европейцам удалось создать неплохой транспортник с уникальными возможностями. Каков же его полноценный коммерческий потенциал? Существуют неподтверждённые сообщения бывших работников «Эйрбас» о том, почему «Белуха» никогда не была активно представлена на мировом рынке продаж. Якобы, существовал запрос на покупку самолета от американской транспортной компании «FedEx», но европейцы испугались, что машина будет сразу перепродана «Боингу». Позволить заклятому конкуренту усилить собственные разработки с помощью европейского опыта допустить было нельзя, и сделка сорвалась.  Другая теория говорит, что потенциальный рынок продаж был оценен как «слабый, до небольшого» и проект расширения производства и продвижения этой модели на рынок был заморожен.
       В США действительно велись разработки перспективного транспортного самолета, причем не только «Боингом». Тут стоит вспомнить, что самые мощные транспортные самолеты после Второй мировой войны появились именно за океаном. И, как часто бывает, инициатором разработок стал Пентагон. Еще в середине прошлого века ВВС США требовался большой стратегический транспортный самолет, который бы мог использоваться с таких же аэродромов, как и устаревший С-141. Так появился самолет С-5А Гэлакси (C-5А Galaxy) , разработанный американской фирмой Lockheed. Его первый полет состоялся 30 июня 1968 года. Всего была построена 81 машина для оснащения четырех эскадрилий. Похожий по общей конфигурации на самолет С-141 StarLifter, он был намного больше него и имел нижнюю палубу длиной 36,91 метра и шириной 5,79 метра. Это был самый большой грузовой самолет в мире.
       Кроме того, С-5 имел дополнительную возможность загрузки через откидывающуюся вверх носовую часть из защитного стекла и убирающееся шасси с 28-ю колесами для эксплуатации с очень тяжелым грузом на борту в условиях необорудованных аэродромов. Каждая колесная тележка шасси для облегчения погрузки и разгрузки имела амортизационную стойку, которая могла укорачиваться на земле. Однако конструкция самолета имела ряд  существенных недостатков, приведших к значительному ограничению его транспортных возможностей, а низкоресурсные двигатели исключили его использование в коммерческих авиакомпаниях.

       Случилась и череда катастроф. 4 апреля 1975 года после взлёта  в аэропорту Сайгон (Южный Вьетнам) потерпел катастрофу четвёртый С-5А. В тот день самолёт перевозил вьетнамских детей. Из 328 человек, находящихся на борту, погибли 172 (по другим данным - 190 человек). 29 августа 1990 года после взлёта с авиабазы Рамштайн в Германии упал пятый С-5А. Из 17 человек, находившихся на борту, спаслись лишь четверо. «Слабость крыла» С-5А послужила поводом для разработки новой несущей поверхности, для чего в 1974 году конгресс США утвердил соответствующие ассигнования. Самолёт оснастили этим новшеством лишь в 1980 году. Спустя три года, 28 февраля, первый Galaxy с усиленным крылом передали военным и приступили к доработке находившихся в строю машин. После этого интенсивность эксплуатации С-5А возросла.
       На доработанном С-5А установили несколько мировых рекордов. В частности, груз массой 110 тонн был поднят на высоту 2000 метров. При этом максимальная взлётная масса составила 417 тонн, а посадочная - 397 тонн. Но это достижение продержалось недолго. В 1985 году советский Ан-124 «Руслан» поднял на высоту 11000 метров груз в 171 тонну, легко обойдя американцев.
       Обновленная модель получила обозначение С-5В и впервые была продемонстрирована мировой общественности в 1986 году на салоне в Ванкувере (Канада). Однако к этому времени он уже не считался самым гигантским самолётом мира. При взлётной массе 380 тонн С-5В способен перевозить грузы массой не более 118 тонн. Демонстрация же «Руслана» на международных выставках в середине 80-х годов убедила весь мир, что Советский Союз вышел вперёд в создании сверхтяжёлых самолётов.

       В конце 80-х годов NASA модернизировало два C-5A в вариант С-5С. Для размещения искусственных спутников Земли и элементов космической станции в хвостовой части самолётов удалили верхнюю палубу, увеличив размеры грузовой кабины, и доработали задний грузовой люк. На базе Galaxy компания Lockheed разработала гражданский транспортный самолёт L-500, но он так и не нашел заказчика.
Другая американская компания «Боинг» - пошла по вынужденному пути своих европейских конкурентов, им тоже потребовался самолет, способный возить крупногабаритные детали своего перспективного  авиалайнера В-787 Dreamliner с заводов-изготовителей (в ряде стран) на сборочное предприятие в городе Эверетт (Everett). Для этой цели были приобретены и переделаны бывшие в эксплуатации самолёты Boeing 747-400. Конверсионный проект, разработанный инженерами компании в г. Пьюджет-Саунд, Москве и Канога Парк в сотрудничестве с испанской компанией Gamesa Aeronautica, реализуется на Тайване подразделением компании «Evergreen Group».

«Грузовик» получил обозначение Boeing 747-400 Large Cargo Freighter (LCF). Эту модель отличает откидывающаяся вбок задняя часть фюзеляжа (вместе с хвостом).         Объём грузового отсека нового самолёта втрое превосходит внутренний объём обычного Boeing 747-400. Применение этого самолёта для транспортировки крупных деталей, взамен морских перевозок, позволит сократить расходы на эту операцию (на 20-40%), а также время транспортировки - с 30 дней до одного. Еще в октябре 2003 года «Боинг» объявил, что в связи с большими затратами времени на морские перевозки для транспортировки частей Boeing 787 будет использоваться именно воздушный транспорт. Самолёты LCF предназначены исключительно для использования компанией «Boeing».
Учитывая этот и предыдущие факты, можно с уверенностью сказать,  что современные реалии рынка грузовых авиаперевозок не позволят, скорее всего, в ближайшее время создать коммерчески успешный проект, который сможет составить конкуренцию уже давно проверенным и волне успешным воздушным труженикам. АН-124 «Руслан» и Boing 747 еще долго будут бороздить воздушное пространство без всякой серьезной конкуренции.

heavyrussia.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о