ЗИЛ-137 (1963 – 1978 гг.). Секретные автомобили Советской Армии

Войсковой автомобильный поезд ЗИЛ-137 с гидростатическим приводом колес полуприцепа являлся самым передовым достижением советской военно-автомобильной промышленности в этой области. По общей конструкции он представлял развитие первого экспериментального образца 1960 года с тягачом ЗИЛ-157В. В процессе доработок тягач будущего автопоезда, унифицированный с автомобилем ЗИЛ-131, носил индекс 2Э131, а два основных типа полуприцепов – 3Э131 и 4Э131. Впоследствии ему был присвоен собственный индекс ЗИЛ-137. Автопоезд состоял из специального седельного тягача ЗИЛ-137Т, выполненного на агрегатах серийной 150-сильной машины ЗИЛ-131В, и одного из двух типов двухосных 7,2-тонных полуприцепов-шасси – стандартного ЗИЛ-137А и варианта ЗИЛ-137Б с удлиненным на полметра задним свесом безбортовой грузовой платформы.

От серийного седельного тягача ЗИЛ-137Т отличался двухдисковым сцеплением и установкой гидравлического насоса с приводом от коробки отбора мощности. Он обеспечивал передачу на полуприцеп по одному гибкому трубопроводу гидравлической жидкости высокого давления (до 150 кгс/см

2). Рабочее масло подавалось на гидромотор, а от него крутящий момент через понижающий редуктор и карданные валы передавался на мосты полуприцепа на рессорной подвеске с барабанными тормозами, унифицированные с задней тележкой автомобиля. Обратно отработанная жидкость возвращалась к гидронасосу по второму шлангу. При помощи электропневматической системы гидропривод включался автоматически при разгоне и эксплуатации на местности, что соответствовало работе на двух низших ступенях коробки передач и включении понижающей передачи в «раздатке», а также при движении задним ходом. Все колеса автопоезда имели единую колею 1820 мм и оснащались объединенными тормозной системой и регулированием внутреннего давления воздуха во всех 10 шинах.

Автопоезд ЗИЛ-137 с гидроприводом колес полуприцепа и имитацией ракетного оружия. 1970 год

Снаряженная масса тягача составляла 7000 кг, полуприцепа-шасси – 3800 кг, всего автопоезда без нагрузки – 10,8 т, со специальным оснащением – до 19,5 т. Его габаритная длина с коротким полуприцепом достигала 14 080 мм. Максимальная скорость движения пустого автопоезда по шоссе без привода полуприцепа – 80 км/ч, полностью загруженного – 60 км/ч, с включенным гидроприводом – 7,0 км/ч. Радиус поворота составлял 10,2 м, контрольный расход топлива – 52 л на 100 км. Глубина преодолеваемого брода – 1,4 м, запас хода – 730 км.

Первый образец автопоезда ЗИЛ-137 был построен в Москве в 1963 году, затем долго испытывался и дорабатывался. В 1964 году он успешно прошел государственные испытания с пробегом 18 тыс. км и был рекомендован к производству и применению в армии. В 1966 году автопоезд приняли на вооружение, а с 1970 года его комплектацией и мелкосерийной сборкой занимался Брянский автомобильный завод (БАЗ). Тягачи для него поставляли из Москвы, полуприцепы собирали непосредственно в Брянске. К середине 1970-х ежемесячный выпуск автопоездов достигал 30 единиц. На этой машине впервые в советской практике воспитывалась культура серийного изготовления сложных гидравлических агрегатов, проходивших стендовые испытания, многократный контроль и промывку. До 1978 года в Брянске были собраны 1972 комплектных автопоезда.

Наибольшее распространение получили поезда с удлиненными полуприцепами 137Б, которые применяли для транспортировки длинномерного вооружения новых ракетных комплексов и установки вместительных кузовов-фургонов со специальным оборудованием. В процессе их эксплуатации проявлялись многочисленные недостатки, относившиеся в основном к сложной и весьма капризной гидросистеме высокого давления, к рассогласованности работы колес под нагрузкой и при торможении. В первой половине 1970-х годов на БАЗе был разработан проект аналогичного автопоезда ЗИЛ-137М с механическим приводом колес полуприцепа, который впоследствии был переименован в БАЗ-3405-9366.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

ЗИЛ-137 история создания автомобиля — 22 Августа 2012

ЗИЛ-137

(1963 – 1978 гг.)


Войсковой автомобильный поезд ЗИЛ-137 с гидростатическим приводом колес полуприцепа являлся самым передовым достижением советской военно-автомобильной промышленности в этой области. По общей конструкции он представлял развитие первого экспериментального образца 1960 года с тягачом ЗИЛ-157В. В процессе доработок тягач будущего автопоезда, унифицированный с автомобилем ЗИЛ-131, носил индекс 2Э131, а два основных типа полуприцепов – 3Э131 и 4Э131. Впоследствии ему был присвоен собственный индекс ЗИЛ-137. Автопоезд состоял из специального седельного тягача ЗИЛ-137Т, выполненного на агрегатах серийной 150-сильной машины ЗИЛ-131В, и одного из двух типов двухосных 7,2-тонных полуприцепов-шасси – стандартного ЗИЛ-137А и варианта ЗИЛ-137Б с удлиненным на полметра задним свесом безбортовой грузовой платформы.

От серийного седельного тягача ЗИЛ-137Т отличался двухдисковым сцеплением и установкой гидравлического насоса с приводом от коробки отбора мощности. Он обеспечивал передачу на полуприцеп по одному гибкому трубопроводу гидравлической жидкости высокого давления (до 150 кгс/см2). Рабочее масло подавалось на гидромотор, а от него крутящий момент через понижающий редуктор и карданные валы передавался на мосты полуприцепа на рессорной подвеске с барабанными тормозами, унифицированные с задней тележкой автомобиля. Обратно отработанная жидкость возвращалась к гидронасосу по второму шлангу. При помощи электропневматической системы гидропривод включался автоматически при разгоне и эксплуатации на местности, что соответствовало работе на двух низших ступенях коробки передач и включении понижающей передачи в «раздатке», а также при движении задним ходом. Все колеса автопоезда имели единую колею 1820 мм и оснащались объединенными тормозной системой и регулированием внутреннего давления воздуха во всех 10 шинах.

Автопоезд ЗИЛ-137 с гидроприводом колес полуприцепа и имитацией ракетного оружия. 1970 год

Снаряженная масса тягача составляла 7000 кг, полуприцепа-шасси – 3800 кг, всего автопоезда без нагрузки – 10,8 т, со специальным оснащением – до 19,5 т. Его габаритная длина с коротким полуприцепом достигала 14 080 мм. Максимальная скорость движения пустого автопоезда по шоссе без привода полуприцепа – 80 км/ч, полностью загруженного – 60 км/ч, с включенным гидроприводом – 7,0 км/ч. Радиус поворота составлял 10,2 м, контрольный расход топлива – 52 л на 100 км. Глубина преодолеваемого брода – 1,4 м, запас хода – 730 км.

Первый образец автопоезда ЗИЛ-137 был построен в Москве в 1963 году, затем долго испытывался и дорабатывался. В 1964 году он успешно прошел государственные испытания с пробегом 18 тыс. км и был рекомендован к производству и применению в армии. В 1966 году автопоезд приняли на вооружение, а с 1970 года его комплектацией и мелкосерийной сборкой занимался Брянский автомобильный завод (БАЗ). Тягачи для него поставляли из Москвы, полуприцепы собирали непосредственно в Брянске. К середине 1970-х ежемесячный выпуск автопоездов достигал 30 единиц. На этой машине впервые в советской практике воспитывалась культура серийного изготовления сложных гидравлических агрегатов, проходивших стендовые испытания, многократный контроль и промывку. До 1978 года в Брянске были собраны 1972 комплектных автопоезда.

Наибольшее распространение получили поезда с удлиненными полуприцепами 137Б, которые применяли для транспортировки длинномерного вооружения новых ракетных комплексов и установки вместительных кузовов-фургонов со специальным оборудованием. В процессе их эксплуатации проявлялись многочисленные недостатки, относившиеся в основном к сложной и весьма капризной гидросистеме высокого давления, к рассогласованности работы колес под нагрузкой и при торможении. В первой половине 1970-х годов на БАЗе был разработан проект аналогичного автопоезда ЗИЛ-137М с механическим приводом колес полуприцепа, который впоследствии был переименован в БАЗ-3405-9366.

С момента начала разработки автопоезда ЗИЛ-137 его главным назначением являлась работа в качестве транспортной машины для хранения и доставки на боевую позицию ракет ЗРК 2К11 «Круг», получившей впоследствии индекс 9Т226. В этом качестве уже в 1963 году прошел испытания первый опытный образец автопоезда с полуприцепом 137Б. В последующие годы на его основе были созданы новые транспортные машины 9Т227 и 9Т222 ракетных комплексов 2К12 «Куб» и 9К79 «Точка» соответственно, а также подвижный хлебопекарный блок АХБ-2,5.

9Т226 – транспортная машина самоходного гусеничного ЗРК 2К11 «Круг» средней дальности войск ПВО. С 1963 года устанавливалась и испытывалась на шасси активного автопоезда ЗИЛ-137 с полуприцепом 137Б, в ноябре 1964 года принята на вооружение. Использовалась также как транспортная машина модернизированных систем «Круг-М» и «Круг-М1», принятых на вооружение в 1971 и 1974 годах соответственно.

9Т227 – транспортная машина самоходного ЗРК 2К12 «Куб» средней дальности системы ПВО на специальном гусеничном шасси ММЗ. В 1964 году была смонтирована на полуприцепе 137Б, испытана и в январе 1967 года поступила на вооружение, заменив модель 9Т22 с тягачом ЗИЛ-157КВ-1. Служила для одновременной доставки шести ракет на ложементах или в контейнерах, закрывавшихся сверху маскировочными и теплозащитными тентами-чехлами.

9Т222 – транспортная машина ТРК 9К79 «Точка» на активном полуприцепе 137А для доставки двух полностью снаряженных ракет в специальных герметизированных теплоизолированных металлических контейнерах 9Я234 или четырех головных частей (боеголовок) в контейнерах 9Я236 с теплозащитными чехлами. Опытный образец был собран и испытан в 1971 году, в вооруженные силы поступал с 1976 года.

АХБ-2,5 – автомобильный хлебопекарный блок с суточной производительностью 2,5 т хлеба, смонтированный в кузове-фургоне К-137Б2 на активном полуприцепе 137Б. Разработан Центральным продовольственным управлением (ЦПУ) Министерства обороны СССР и служил для выпекания хлеба и хлебобулочных изделий в процессе движения автопоезда или на стоянке в полевых условиях. На вооружение принят в 1970 году и с 1975 года выпускался брянским военным заводом № 111. В кузове размещалось хлебопекарное оборудование (печь, тестоприготовительный агрегат, дозатор и просеиватель муки, шкафы, воздуходувка с пневматическим продуктопроводом и др.), а также емкости для топлива и воды с электронасосами. В разных условиях работы все они получали энергию от автономной бензоэлектрической установки АБ-8-Т/230М или электростанции ЭСД-20-ВС/230, а также от внешней электросети напряжением 220 или 380 В. Длина автопоезда составляла 14 820 мм, снаряженная масса – 19 150 кг, полная – 19 450 кг.

На автопоездах ЗИЛ-137 перевозили части серийных понтонно-мостовых переправ и морские минные тралы. На них предполагалось устанавливать также оборудование модернизированного специального понтонного парка ППС-2 тяжелого класса. Его проект под шифром 140М был разработан в 1968 – 1969 годах как развитие прежнего парка ППС, но так и не был реализован.

Хлебопекарный блок АХБ-2,5 на полуприцепе ЗИЛ-137Б активного автопоезда ЗИЛ-137

zazsila.ru

Евгений Кочнев. ЗИЛ-137. (1963 – 1978 гг.). Секретные автомобили Советской Армии. История России. Библиотека.

  Войсковой автомобильный поезд ЗИЛ-137 с гидростатическим приводом колес полуприцепа являлся самым передовым достижением советской военно-автомобильной промышленности в этой области. По общей конструкции он представлял развитие первого экспериментального образца 1960 года с тягачом ЗИЛ-157В. В процессе доработок тягач будущего автопоезда, унифицированный с автомобилем ЗИЛ-131, носил индекс 2Э131, а два основных типа полуприцепов – 3Э131 и 4Э131. Впоследствии ему был присвоен собственный индекс ЗИЛ-137. Автопоезд состоял из специального седельного тягача ЗИЛ-137Т, выполненного на агрегатах серийной 150-сильной машины ЗИЛ-131В, и одного из двух типов двухосных 7,2-тонных полуприцепов-шасси – стандартного ЗИЛ-137А и варианта ЗИЛ-137Б с удлиненным на полметра задним свесом безбортовой грузовой платформы.
   От серийного седельного тягача ЗИЛ-137Т отличался двухдисковым сцеплением и установкой гидравлического насоса с приводом от коробки отбора мощности. Он обеспечивал передачу на полуприцеп по одному гибкому трубопроводу гидравлической жидкости высокого давления (до 150 кгс/см2). Рабочее масло подавалось на гидромотор, а от него крутящий момент через понижающий редуктор и карданные валы передавался на мосты полуприцепа на рессорной подвеске с барабанными тормозами, унифицированные с задней тележкой автомобиля. Обратно отработанная жидкость возвращалась к гидронасосу по второму шлангу. При помощи электропневматической системы гидропривод включался автоматически при разгоне и эксплуатации на местности, что соответствовало работе на двух низших ступенях коробки передач и включении понижающей передачи в «раздатке», а также при движении задним ходом. Все колеса автопоезда имели единую колею 1820 мм и оснащались объединенными тормозной системой и регулированием внутреннего давления воздуха во всех 10 шинах.
   Автопоезд ЗИЛ-137 с гидроприводом колес полуприцепа и имитацией ракетного оружия. 1970 год
   Снаряженная масса тягача составляла 7000 кг, полуприцепа-шасси – 3800 кг, всего автопоезда без нагрузки – 10,8 т, со специальным оснащением – до 19,5 т. Его габаритная длина с коротким полуприцепом достигала 14 080 мм. Максимальная скорость движения пустого автопоезда по шоссе без привода полуприцепа – 80 км/ч, полностью загруженного – 60 км/ч, с включенным гидроприводом – 7,0 км/ч. Радиус поворота составлял 10,2 м, контрольный расход топлива – 52 л на 100 км. Глубина преодолеваемого брода – 1,4 м, запас хода – 730 км.
   Первый образец автопоезда ЗИЛ-137 был построен в Москве в 1963 году, затем долго испытывался и дорабатывался. В 1964 году он успешно прошел государственные испытания с пробегом 18 тыс. км и был рекомендован к производству и применению в армии. В 1966 году автопоезд приняли на вооружение, а с 1970 года его комплектацией и мелкосерийной сборкой занимался Брянский автомобильный завод (БАЗ). Тягачи для него поставляли из Москвы, полуприцепы собирали непосредственно в Брянске. К середине 1970-х ежемесячный выпуск автопоездов достигал 30 единиц. На этой машине впервые в советской практике воспитывалась культура серийного изготовления сложных гидравлических агрегатов, проходивших стендовые испытания, многократный контроль и промывку. До 1978 года в Брянске были собраны 1972 комплектных автопоезда.
   Наибольшее распространение получили поезда с удлиненными полуприцепами 137Б, которые применяли для транспортировки длинномерного вооружения новых ракетных комплексов и установки вместительных кузовов-фургонов со специальным оборудованием. В процессе их эксплуатации проявлялись многочисленные недостатки, относившиеся в основном к сложной и весьма капризной гидросистеме высокого давления, к рассогласованности работы колес под нагрузкой и при торможении. В первой половине 1970-х годов на БАЗе был разработан проект аналогичного автопоезда ЗИЛ-137М с механическим приводом колес полуприцепа, который впоследствии был переименован в БАЗ-3405-9366.

statehistory.ru

ЗИЛ-137: технические характеристики, КПП, цена

Грузовой автомобиль ЗИЛ-137 отличается установкой гидростатической трансмиссии для передачи крутящего момента на колеса полуприцепа. Машина разрабатывалась в соответствии с армейскими требованиями, в основе лежат наработки проектирования тягача ЗИЛ-157В.

Технические характеристики

Основным отличием машины от серийного ЗИЛ-131 является установка сухого сцепления, оснащенного 2 рабочими дисками. На раздаточном редукторе смонтирована коробка отбора мощности, к которой подключен гидравлический насос. Помпа создает давление 150 кгс/см², поддерживаемое регуляторами. Отличия имеет раздаточная коробка, пониженная передача оснащена шестернями с уменьшенным передаточным отношением. Остальные элементы конструкции ЗИЛ-131 и 137 идентичны.

Жидкость (специальное минеральное масло Р) подается по отдельной магистрали к гидромотору, установленному на задней части полуприцепа. Двигатель оснащен механическим редуктором изменяющим параметры крутящего момента. Выходной вал коробки связан карданными валами с мостами тележки полуприцепа, которая унифицирована с задними осями тягача. Жидкость из полости гидромотора удаляется в расходную емкость, установленную на тягаче. Для слива используется отдельная магистраль низкого давления.

В конструкции привода установлено электропневматическое устройство управления, обеспечивающее включение колес полуприцепа только в момент старта и при движении по пересеченной местности. Сигнал подавался от системы переключения передач в раздаточном редукторе, а также при включении 1 или 2 скорости в основной коробке.

При включении повышенной скорости происходило автоматическое отключение подачи крутящего момента, что способствовало снижению расхода топлива.

В конструкции автопоезда есть специальный предохранительный элемент. Устройство отключает привод при угле между тягачом и прицепом более 30°. Также полный привод срабатывает при включении передачи заднего хода.

На ступицах мостов полуприцепа установлены барабанные тормозные механизмы, подключенные к пневматической системе привода. Подвеска оснащена балансирной рессорной подвеской с дополнительными штангами. Для улучшения проходимости все мосты имеют одинаковую ширину колеи. Тележка полуприцепа подключена к системе централизованной регулировки давления в камерах.

Габариты ЗИЛ-137 и технические характеристики:

  • масса тягача, заправленного технологическими жидкостями — 7000 кг;
  • вес полуприцепа — 3800 кг;
  • грузоподъемность — 8700 кг;
  • максимальная скорость (без гидропривода) — 80 км/ч;
  • скорость движения с работающим приводом прицепа — 70 км/ч;
  • длина — 14080 мм;
  • колея — 1820 мм;
  • расход топлива — не менее 52 л на 100 км;
  • глубина преодолеваемого брода (без подготовки) — 1,4 м.

Модификации

Завод имени Лихачева производил несколько версий машин, которые отличались длиной полуприцепа и установленным на нем оборудованием. В качестве тягача использовался автомобиль ЗИЛ-137Т, оснащенный бензиновым V-образным двигателем. Рабочий объем цилиндров составляет 5969 см³, мощность — 150 л.с.

В войска ПВО поставлялись машины 9Т226, перевозившие части пусковых комплексов зенитных ракет «Круг». Аналогичная транспортная машина 9Т227 использовалась для доставки к месту пуска 6 ракет комплекса «Куб». Вооружение укладывалось на специальные ложементы или перевозилось в контейнерах. Мелкой серией собиралась транспортная установка 9Т222, созданная для перемещения 2 ракет «Точка». Имелась возможность доставлять 4 снятые боеголовки, уложенные в теплоизоляционные контейнеры.

Для снабжения армейских подразделений свежим хлебом использовалась передвижная установка АХБ 2,5, размещенная в закрытой надстройке на полуприцепе. Можно было производить хлебобулочные изделия на ходу или на стоянке. Для питания оборудования электроэнергией применялся малогабаритный генератор с приводом от бензинового двигателя. Допускалось подключение установки к бытовой или промышленной сети переменного тока с напряжением 220/380 В. Размещение дополнительного оборудования привело к увеличению веса автопоезда до 19,45 т.

Несколько конверсионных тягачей с полуприцепом были переоборудованы в пожарную установку для тушения лесных пожаров. Машины под обозначением АЦЛ 20 (137) ПК 1 строились в Чернигове. На полуприцепе монтировалась цистерна для воды вместимостью 6300 л, укладывались шланги. Для подачи жидкости использовалась центробежная помпа с приводом от трансмиссии тягача.

ЗИЛ-137А

Машины модели 137А стали собираться в 1963 году. Техника имела уменьшенную длину, применялась для перевозки различного оборудования и грузов. Вариант выпускался мелкими партиями до 1978 года.

ЗИЛ-137Б

В 1967 году начался выпуск прицепа ЗИЛ-137Б с удлиненным на 500 мм задним свесом. Автопоезда использовались для перевозки элементов понтонных переправ. Некоторое количество машин применяли для доставки морских тралов, предназначенных для очистки акватории от мин.

Цены и аналоги

Всего было собрано менее 2 тыс. экземпляров машины ЗИЛ-137, все были поставлены в армию. Периодически появляются объявления о продаже конверсионной техники, но стоимость грузовика не озвучивается. Единственным аналогом является мелкосерийный БАЗ-3405 или 6009, отличающийся механической трансмиссией.

specmahina.ru

ЗиЛ-137-137Б ‘1970–78

В 1970 г. на БАЗе началось освоение автопоезда повышенной проходимости колесной формулой 10×10, состоящего из седельного тягача ЗиЛ-137 и активного полуприцепа ЗиЛ-137Б с гидрообъемным приводом колес полуприцепа. Данная конструкция была разработана в СКБ ЗиЛ на базе седельного тягача ЗиЛ-131В. На ЗиЛ-137 устанавливался гидронасос с приводом от двигателя тягача. Привод осуществлялся от специальной коробки отбора мощности, которая крепилась на раздаточной коробке. На полуприцепе ЗиЛ-137Б был смонтирован гидромотор, который через понижающий редуктор и карданные валы приводил в действие ведущие мосты прицепа (такие же, как и на тягаче). Гидронасос и гидромотор были связаны между собой двумя гибкими шлангами высокого давления (номинальное давление в системе — 100 кгс/см²), из которых один служил нагнетающей магистралью, а другой – отсасывающей (рабочая жидкость — масло Р). Гидропривод автоматически включался в работу только при движении на 1 или 2 передачах, а также при пониженной передаче в раздаточной коробке и при движении задним ходом. Все колеса автопоезда имели шины с регулируемым на ходу внутренним давлением. Рабочие тормоза на всех колесах — с пневматическим приводом. Допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство составляла 3.75 т, а грузоподъемность автопоезда – 7.2 т. Двигатель устанавливался карбюраторный ЗиЛ-137 мощностью 150 л.с.

В ходе производства автопоезда на заводе создавались и отрабатывались новые технологии производства, такие как «светлая пайка» (а первые клапанные коробки управления гидроприводом приходилось паять серебряным припоем), «светлый отжиг» (для очистки трубопроводом гидросистемы от отложений). Стоит отметить, что при производстве гидросистем особенно важна чистота ее изготовления, что достигалось изготовлением и сборкой гидроузлов в особых помещениях в комнатах с непылящимся полом, а кроме того, на машину разрешалось подниматься только в специальных тапочках. Детали гидросистем подвергались особому контролю, использовались специальные стендовые установки для промывки гидросистемы в сборе, для контроля стабильности техпроцессов проводились ежеквартальные периодические контрольные испытания. Сложностью техпроцесса и объясняется малый объем выпуска активных автопоездов ЗиЛ-137-137Б — до 30 единиц в месяц.

Активный автопоезд ЗиЛ-137-137Б предназначался для монтажа следующих изделий: 9Т222 – транспортная машина тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка», 9Т226 – транспортная машина ЗРК 2К11 «Круг», 9Т227 – транспортная машина ЗРК 2К12 «Куб», АХБ-2,5 (К-137Б2) – автомобильный хлебопекарный блок. Кроме того, велись работы по созданию опытных экземпляров автомобилей понтонного парка ППС-2.

www.autowp.ru

ZIŁ 137 10×10 TEST W TERENIE — Сообщество «Грузовики и Автобусы» на DRIVE2

Автопоезд повышенной проходимости состоит из седельного тягача ЗИЛ-137 и активного полуприцепа ЗИЛ-137Б с гидроприводом.
На ЗИЛ-137 установлен гидронасос с приводом от двигателя тягача. Привод осуществлялся от специальной коробки отбора мощности, которая крепится на раздаточной коробке. На полуприцепе ЗИЛ-137Б смонтирован гидромотор, который через понижающий редуктор и карданные валы приводит в действие ведущие мосты прицепа (такие же, как и на тягаче). Гидронасос и гидромотор связаны между собой двумя гибкими шлангами высокого давления (номинальное давление в системе 100 кгс/см2). Один из шлангов служит нагнетающей магистралью, другой — отсасывающей. По ним циркулирует рабочая жидкость — масло Р. Гидропривод автоматически включается в работу только при движении на 1-ой или 2-ой передаче, а также при пониженной передаче в раздаточной коробке и при заднем ходе.
Все колеса автопоезда имеют шины с регулируемым на ходу внутренним давлением. Рабочие тормоза на всех колесах — с пневматическим приводом.
Автопоезд ЗИЛ-137-137Б в небольших количествах выпускался БАЗом — для перевозки грузов и как шасси хлебопекарного блока АХБ-2,5(К-137Б2) . Но из-за сложности гидрообъёмной передачи выпуск вскоре был прекращён. Вместо него стали выпускать аналогичный по внешнему виду и назначению БАЗ-6009(10Х10) но только с механическим приводом осей прицепа. Автопоезд БАЗ-6009 использовался как ТЗМ комплекса «ТОЧКА-У», а шасси БАЗ-60091 для хлебопекарного блока АХБ-60091.
Также на конверсионном шасси ЗИЛ-137-137Б Черниговским заводом спецавтотранспорта (ЧЗСА) был построен лесопожарный автомобиль
АЦЛ-20(137)-ПК-1, емкость цистерны которого составляла 6300 л воды

видео-Załadowany 12 płytami drogowymi każda o wadze 950 kg łącznie 11400 kg.

www.drive2.ru

ЗИЛ-137: технические характеристики

Автомобили 12 апреля 2017

В 1970 году на БАЗе занялись модернизацией автопоезда. И не простого, а с повышенными характеристиками проходимости. Тягач и прицеп имели особенную колесную формулу – 10×10. Автопоезд состоял из тягача ЗИЛ-137 (фото его вы можете увидеть в нашей статье), а также специального полуприцепа к нему. Эту конструкцию разработали специалисты конструкторского бюро Завода имени Лихачева. В основе лежал тягач ЗИЛ-137. Давайте рассмотрим особенности и технические характеристики этого автомобиля.

Передовая разработка

Этот автопоезд предназначался для эксплуатации в вооруженных силах СССР. В свое время являлся самой передовой разработкой отечественного автопрома тех годов. Тягач и прицеп появился в результате продолжения экспериментов, которые были начаты в 1960 году с седельным тягачом ЗИЛ-157В. После серии модификаций и модернизаций ЗИЛ-137 максимально унифицировали со 131-й моделью. Тягач получил индекс 2Э131. Автомобиль мог быть укомплектован одним из двух прицепов. У них были свои индексы:

Затем вездеход получил индекс 137. Первая опытная машина была построена в Москве в 63-м году. Далее пошла череда испытаний – автомобиль многократно испытывался и дорабатывался вплоть до 64 года. В этом же году тягач хорошо показал себя в серии тестов на государственном уровне.

Пробег на тот момент составлял 18 тысяч км. Машина была рекомендована к производству и эксплуатации в армии. На вооружение автомобиль поставили в 66 году, а затем в 70-м наряду с ЗИЛ, в процессах сборки участвовали специалисты БАЗ. Тягачи ЗИЛ-137 приходили на завод из Москвы. А на Брянском заводе занимались сборкой прицепов.

Уже к середине 70-х завод вышел на объемы до 30 единиц в месяц. На этих тягачах первый раз за всю историю СССР удалось воспитать культуру серийного производства достаточно сложных и технологичных гидравлических систем.

Новые технологии

В процессе создания автопоезда на базе ЗИЛ-137 специалисты завода постоянно придумывали и отрабатывали новейшие технологии производства. К примеру, впервые использовалась так называемая «светлая пайка» — первые клапанные коробки для управления гидравлическими приводами приходилось паять как раз при помощи серебряного припоя. Также использовали «светлый отжиг» — его применяли для очистки гидравлической системы от вредных отложений и загрязнителей. В устройстве автопоезда применялось много гидравлических агрегатов. Производство и сборка их подразумевало практически медицинскую чистоту. Это достигалось работой по сборке гидравлических узлов и агрегатов в помещениях, защищенных от пыли. На автомобиль разрешалось подниматься лишь в специальной обуви.

Каждая деталь гидравлической системы находилась на особом контроле – для проверки и тестирования применяли специальные стенды. Они использовались для промывки гидросистемы.

Чтобы можно было контролировать стабильность прохождения технологических процессов, на заводе постоянно проводились испытания. Малый объем производства активных автопоездов ЗИЛ-137-137Б можно объяснить сложными технологиями.

Видео по теме

Особенности конструкции

Тягач ЗИЛ-137, в отличии от серийных моделей, оснащался двухдисковыми сцеплением, а также гидравлическим насосом. В качестве привода для гидравлической системы служила коробка отбора мощности.

Насос под высоким давлением транспортировал рабочую жидкость по специальному трубопроводу к гидравлическому мотору. Последний генерировал крутящий момент, который затем проходил через понижающий редуктор и несколько карданных валов. Вращательный момент подавался на ведущие мосты на прицепе.

Отработанная жидкость направлялась обратно по второму трубопроводу. При помощи электропневматической системы привод запускался в автоматическом режиме при разгонах и при движении по пересеченной местности. Это соответствовало работе на низших передачах КПП и включению понижающего ряда в раздаточной коробке. Сам полуприцеп оснащался рессорной подвеской и барабанной тормозной системой. Последняя была полностью унифицирована с тормозами тягача.

Масса, габариты

Тягач по паспорту имел снаряженную массу в 7000 кг. Шасси полуприцепа весило 3800 кг. Масса всего автопоезда без загрузки составляла 10,8 тонн. При установке специального оснащения масса могла достигать 19,5 тонн. С коротким прицепом длина достигала 14 080 мм. Радиус поворота — 10,2 метра.

Скоростные характеристики

Пустой автопоезд мог двигаться по шоссе без подключенного привода на полуприцеп с максимальной скоростью в 80 км/ч. Если прицеп полностью загрузить, тогда максимальная скорость падала до 60 км/ч.

При подключении гидропривода она возрастала до 70 км/ч. Какой имел ЗИЛ-137 расход топлива? Тягач потреблял 52 л на 100 км пробега. Топливные баки имели объем, достаточный для преодоления 730 км.

Двигатель

Если взглянуть в руководство эксплуатации ЗИЛ-137, то можно найти информацию о силовых агрегатах, которые были полностью унифицированы с седельным тягачом ЗИЛ-131 В. Последний, в свою очередь, был создан на базе 131-й модели. Все эти автомобили в 60-х оснащались бензиновым четырехтактным карбюраторным V8 – ЗИЛ-5081. Объем его составлял 6 литров. Номинальная мощность, учитывая наличие системы ограничения оборотов, доходила до 150 л. с. Двигатель — верхнеклапанный, оснащенный системой жидкостного охлаждения.

Степень сжатия мотора составляла 6,5. Крутящий момент – 410 Нм. Расход топлива с этим агрегатом для седельного тягача — немалый. Аппетиты обеспечивались двумя баками для горючего по 170 л каждый.

Трансмиссия

Автомобиль оснащался механической 5-ти ступенчатой КПП. В ней было два инерционных синхронизатора, которые облегчали процесс переключение со второй на третью и с четвертой на пятую передачу.

Раздаточные коробки – механические, двухступенчатые. Отличались двойной главной передачей. В устройстве раздатки есть две конические и цилиндрические шестерни. Карданные передачи – открытого типа.

Военное применение

В оборонном ведомстве СССР еще до начала разработки высоко оценили перспективы тягача ЗИЛ-137. Технические характеристики модели были на высочайшем уровне. Главная задача машины – работа в качестве транспорта для хранения, а также доставки на боевые позиции ракет ЗРК 2К11.

Машина успешно прошла эти испытания в 63 году. Позже на основе тягача и прицепа на заводе были созданы транспортные автомобили для ракет «Куб» и «Точка». Также тягач эксплуатировали вместе с хлебопекарным блоком АХБ-2,5. На автопоездах на базе этого авто также транспортировались детали и элементы понтонных мостов, минные тралы. На них же предполагалась установка модернизированного понтонного парка. Но эта идея так и осталась нереализованной.

Максимальное распространение получили модели с длинными прицепами – их индекс 137Б. Они использовались для длинномерных боеприпасов и ракетных комплексов. Также на прицепы нередко устанавливали различные вместительные фургоны с военным оборудованием.

Неисправности

В дальнейшем, по мере эксплуатации автомобиля, стали провяляться различные недостатки. Чаще всего неполадки были связаны с достаточно сложной конструктивно и капризной к качеству масла гидравлике. Очень часто при эксплуатации можно было наблюдать рассогласования в работе колес под нагрузкой и в процессе торможения. Как уже было замечено выше, в первой половине 70-х на Брянском заводе разработали взамен 137-му аналогичный автопоезд с индексом 137М. Среди отличий в этой модели был механический тип привода на прицеп, который отличался более высокой надежностью. Затем модель получила новое имя в БАЗ-3405.

Источник: fb.ru

monateka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *