О компании — Туполев
ПАО «Туполев» – крупнейший разработчик авиационной техники, занимающийся проектированием, производством и испытаниями летательных аппаратов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий для их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолетов, подготовкой экипажей в учебном центре.
Компания стремится к сохранению и развитию научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечению безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники.
ПАО «Туполев» является продолжателем славных традиций предприятия, основанного в 1922 году величайшим российским авиаконструктором и организатором отечественного авиационного производства Андреем Николаевичем Туполевым.
За годы существования опытно-конструкторского бюро А.Н. Туполева в его стенах было разработано около 300 проектов различных типов летательных аппаратов, аэросаней и малых судов, из которых около 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились серийно, во многом определив лицо отечественной авиации.
Мировую известность получили боевые самолеты ОКБ — в предвоенный и послевоенный периоды это бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-95, а в последние годы многорежимные Ту-22М3, Ту-160 и Ту-95МС, в настоящее время составляющие основу Дальней авиации России.
В области гражданского самолетостроения ОКБ, начиная с первенца реактивной пассажирской авиации, неизменно было лидером в создании магистральных самолетов: Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154 принесли ОКБ всемирную славу. Вершиной того времени стало создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета – Ту-144.
ОКБ разработало не имеющие мировых аналогов технологии использования криогенных топлив в авиации – сжиженного природного газа и жидкого водорода, что позволило построить и испытать первый в мире экспериментальный самолет Ту-155.
На самолетах марки «Ту» было установлено около 280 мировых рекордов по дальности полета и грузоподъемности.
Сегодня ПАО «Туполев» является ведущим российским предприятием в области проектирования и послепродажного сопровождения магистральных пассажирских самолетов, тяжелых ударных самолетов ВВС и самолетов специального назначения. В настоящее время серийно выпускаются самолеты семейств Ту-204/214 различных модификаций. В стадии производства находится проект глубокой модернизации самолетов Ту-204, Ту-204СМ, вобравших в себя лучшие технические решения и передовые технологии. Компания открыта для плодотворного сотрудничества как с российскими предприятиями, так и с зарубежными партнерами.
В настоящее время ПАО «Туполев» входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАО «ОАК»), образованной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 2006 года.
1 июня 2014 года ОАО «Туполев» было реорганизовано путем присоединения к нему ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова», которое получило название «Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова» с юридическим статусом филиала ОАО «Туполев».
Сегодня компания включает в себя 4 филиала: филиал ПАО «Туполев» «Жуковская летно-испытательная и доводочная база», Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова — филиал ПАО «Туполев», Самарский филиал ПАО «Туполев» — конструкторское бюро и Ульяновский филиал ПАО «Туполев» — конструкторское бюро.
На сегодняшний день ПАО «Туполев» является предприятием, способным обеспечивать все стадии жизненного цикла авиационной техники: от разработки до серийного производства, модернизации, ремонта, послепродажного обслуживания и поддержки эксплуатации.
Компанию возглавляет Александр Владимирович Конюхов
.www.tupolev.ru
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) |
АО «МИЭА» |
|
|
www.mesi.ru |
www.aomiea.ru |
Самарский государственный аэрокосмический университет им. Ак. С.П. Королева (национальный исследовательский университет) |
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева |
|
|
www.ssau.ru |
www.kai.ru |
|
|
Московский Государственный Технический Университет Гражданской авиации (МГТУ ГА) | Российский Государственный Технологический Университет (МАТИ) им. К.Э. Циолковского |
|
|
www.mstuca.ru |
www.mati.ru |
Московский государственный университет радиотехники электроники и автоматики (МИРЭА) | Ульяновский государственный технический университет |
|
|
www.mirea.ru |
www.ulstu.ru |
|
|
АО «Авиакомпания АЛРОСА» |
АО АКБ «НОВИКОМБАНК» |
|
|
www.alrosa.aero |
www.novikom.ru |
|
|
ФНПЦ АО «НПП «Полет» |
ООО «Циклон» |
|
|
www.polyot.atnn.ru |
www.teploobmenik.ru |
|
|
ОАО «НПО «Наука» |
ФГУП «ГосНИИАС» |
|
|
www.npo-nauka.ru |
www.gosniias.ru |
|
|
Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет) |
АО «УКБП» |
|
|
www.mai.ru |
www.ukbp.ru |
|
|
ОАО «Пермский моторный завод» |
ОАО «Радиоприбор» |
|
|
www.pmz.ru |
www.rp-kzn.ru |
|
|
ФГУП ГосНИИ ГА | ОАО «НПП «Темп» им. Ф. Короткова» |
www.gosniiga.ru | www.npptemp.com |
ОАО «НПП «Респиратор» | ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» |
www.respiro-oz.ru | www.lii.ru |
ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» | ОАО «Гидроавтоматика» |
www.utair.ru | www.gidroavtomatika.ru |
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» |
ОАО «НПП «Звезда» |
www.navigat.ru | www.zvezda-npp.ru |
ОАО «Аэроприбор-Восход» | ФГУП «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» |
www.aeropribor.ru | www.sibnia.ru |
ОАО «Концерн Авионика» | АО «ВНИИРА» |
www.avionica.su | www.vniira.ru |
АО «Авиастар-СП» | Управляющая компания «ОДК» |
www.aviastar-sp.ru | www.uecrus.com |
ОАО «ДНИИ «Волна» | Госкорпорация «Ростехнологии» |
www.dniivolna.ru | www.rostec.ru |
АР МАК (Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета) | ОАО «НПП «Аэросила» |
www.mak.ru | www.aerosila.ru |
ОАО «Авиадвигатель» | ОАО «Центр развития экономики» (торговая электронная площадка «B2B-center») |
www.avid.ru | www.b2b-сenter.ru |
АО «КНИРТИ» | Холдинг «Авиационное оборудование» |
www.knirti.com | www.technodinamika.ru |
ОАО «ОНПЦ» — ОАО «Опытный научно-производственный центр» по разработке и производству средств связи двойного назначения» | ОАО УНПП «Молния» |
www.molniya-ufa.ru | |
ОАО «ГосМКБ «Радуга» | ФГУП «С-Пб ОКБ «Электроавтоматика» |
АО «КОНЦЕРН РАДИОСТРОЕНИЯ «ВЕГА» | «ФГУП ЦНИРТИ им. Академика А.И.Берга» |
http://www.vega.su | www.cnirti.ru |
АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» | АО «ЛАЗЕКС» |
http://www.aviaavtomatika.ru/ | www.lasex.ru |
АО «Авиаагрегат» | ОАО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова» |
awww.aviaagregat-samara.com | www.vympelmkb.com |
ОАО ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева | ООО «Авиационная компания Авиастар-Ту» |
http://www.dimes.ru/ | awww.aviastartu.ru |
ОАО «МНИИРС» | ОАО «Авиакомпания «Якутия» |
www.mniirs.org | http://www.yakutia.aero/ |
ФГУП «Ростовский-на-Дону Научно-Исследовательский Институт Радиосвязи» | ЗАО «НМЦ Норма» |
www.rniirs.ru | www.nmcnorma.ru |
ФГУП «НИИСУ» | ОАО «ЦНПО «Ленинец» |
www.niisu.com | www.npo-leninetz.ru |
ОАО «Аэроэлектромаш» | ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» |
www.aeroem.ru | www.ciam.ru |
«Технодинамика» | ООО «Союз машиностроителей России» |
www.technodinamika.ru | www.soyuzmash.ru |
ООО «АТЛАС» | |
www.atlasplm.ru |
www.tupolev.ru
История — Туполев
Становление и развитие конструкторского бюро А.Н. Туполева во многом отличались от других отечественных авиационных КБ. Прежде всего, КБ Туполева явилось органическим воплощением и продолжением всех тех передовых тенденций, которые имелись в русской авиационной науке и технике в начале ХХ века. Созданию КБ предшествовал бурный рост интереса к проблемам воздухоплавания и авиации в России. Ярким воплощением этого стали работы Николая Егоровича Жуковского. В 1909 г. в Императорском техническом училище Жуковский начал читать курс лекции «Воздухоплавание» и руководить студенческим воздухоплавательным кружком. Среди слушателей лекции великого ученого и членов кружка незаурядными способностями и тягой ко всему новому в области авиации выделялся студент Андрей Николаевич Туполев
Н.Е.Жуковский, его ученики (первым из них был А.Н.Туполев), опираясь на опыт своей научной и практической работы, овладев научным прогнозированием, поняли, что дальнейшее развитие самолетостроения невозможно без организации научно-исследовательской базы. Так возникла идея создания научного аэрогидродинамического института. С предложением об его организации Н. Е. Жуковский и А.Н.Туполев обратились в Высший совет народного хозяйства к заведующему Научно-техническим отделом (НТО) Н. П. Горбунову. Идея создания института была поддержана В.И. Лениным. Так, в декабре 1918 г. начал свою деятельность единственный в своем роде отраслевой институт – научная база самолетостроения – Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Институт возглавил Н.Е.Жуковский (председатель коллегии), а его первым помощником и одновременно начальником авиационного отдела стал А.Н. Туполев. Он сразу взял в свои руки организацию Института, претворяя в жизнь идеи Н.Е.Жуковкого. В результате создается институт, способный не только давать научные рекомендации, но и непосредственно руководить развитием отрасли. С самого начала в ЦАГИ развивались различные науки: о легких авиационных сплавах, их коррозии и защите от нее; об авиационных моторах; о прочности авиационных конструкций; о методике летных испытаний и многие другие. Впоследствии некоторые из этих научных направлений успешно продолжили свое развитие в специализированных институтах, таких как Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), Летно-исследовательский институт (ЛИИ).
После смерти Н.Е.Жуковского А.Н.Туполев с С.А.Чаплыгиным, возглавившим коллегию Института, продолжают работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Параллельно с главной, конструкторской деятельностью он активно участвует в создании экспериментальной базы. Самая большая в мире по тем временам аэродинамическая труба Т1 – ТП была построена по схеме, разработанной Туполевым еще в 1915 г. По его инициативе созданы опытный бассейн-гидроканал, лаборатория статических испытаний авиационных конструкций, отдел эксплуатации, летных испытаний и доводки самолетов (ОЭЛИД) и другие подразделения. До последних дней жизни Туполев принимал активное участие в развитии экспериментальных баз ЦАГИ и других институтов, призванных решать задачи самолетостроения.
В 1918-1936 гг. А.Н.Туполев являлся членом коллегии и заместителем начальника ЦАГИ по опытному цельнометаллическому самолётостроению. В 1922 г. Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. По предложению самого А.Н.Туполева дату создания Комиссии — 22 октября 1922 г. — считают датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н.Туполева.
Первый самолет Туполева, маленький АНТ-1 (1923 г.), еще не был цельнометаллическим, но уже второй, пассажирский АНТ-2 (1924 г.), был выполнен по юнкерсовской технологии, предопределившей некоторую топорность внешнего облика. Следующим стал разведчик Р-3 (АНТ-3, 1925 г.). После его триумфальных полетов по Европе и Японии мир узнал, что в СССР умеют строить самолеты из металла. А для Туполева и возглавляемого им АГОС ЦАГИ (АГОС – это объединение отделов института по темам авиации, гидроавиации и опытного самолетостроения) успех Р-3 стал началом цельнометаллического самолетостроения в России.
Впервые в мировой практике А.Н.Туполев не только научно обосновал рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой «строительной высоты», с двигателями, расположенными в носке крыла, но и создал такой самолёт, в то время не имевший аналогов (АНТ-4, 1926 г.). А.Н.Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей. А.Н.Туполев ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин и создание при КБ своих лётно-доводочных баз, что сократило сроки проведения как заводских, так и государственных испытаний опытных машин.
В 1932 г. вводится в строй Завод Опытных Конструкций (ЗОК), одновременно КБ переезжает в новое здание КОСОС (ЦАГИ). К 1935 г. складывается достаточно стройная структура проектных подразделений КБ с четким разделением работ между ними по разным направлениям их деятельности. Отдельные бригады возглавляли ближайшие коллеги А.Н.Туполева: В.М.Петляков, И.И.Погосский, А.П.Голубков, П.О.Сухой, А.А.Архангельский, В.М.Мясищев и другие конструкторы, имена которых навсегда вошли в историю отечественного и мирового самолетостроения.
В 1936 г. А.Н.Туполев назначается первым заместителем начальника и главным инженером главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома. Одновременно А.Н.Туполев возглавляет выделенное из системы ЦАГИ конструкторское бюро вместе с Заводом Опытных Конструкций, которые затем переименуются в завод № 156 в системе НКТП (народный комиссариат танковой промышленности), а затем в НКАП (народный комиссариат авиационной промышленности).
На протяжении всего творческого пути А.Н.Туполев постоянно уделял внимание созданию новых авиационных материалов. По его настоянию и при его поддержке были созданы и начали широко применяться: со второй половины 30-х годов — легкие магниевые сплавы; с конца 40-х — начала 50-х годов – высокопрочные алюминиевые сплавы для тяжелых скоростных самолетов; с конца 60-х годов – теплостойкие алюминиевые сплавы для сверхзвуковых самолетов. Он первым начал применять хромансиль (высокопрочную сталь), стеклотекстолит и многие другие авиационные неметаллические материалы, организовал специальную лабораторию для исследования и разработки технологических процессов их производства, обеспечения серийного внедрения и создания новых неметаллических материалов.
В 1937-1941 гг. А.Н.Туполев был необоснованно репрессирован и, находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2). С весны 1939 г. в системе ОТБ НКВД формируется тот костяк фирмы «Ту», которому отечественная авиация во многом обязана послевоенными успехами в области тяжелого и прежде всего тяжелого реактивного самолетостроения.
Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки и техники в области авиационного конструирования, в предвоенный период стали бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42 и Ту-2, пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 «Максим Горький» и рекордный АНТ-25. В Великой Отечественной войне участвовали ТВ-1, ТВ-3, СБ, Р-6, ТВ-7, МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5.
В послевоенный период под руководством А.Н. Туполева (с 1956 г. он генеральный конструктор) был создан ряд военных и гражданских самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой ракетонесущий дальний бомбардировщик Ту-22 и сверхзвуковой барражирующий истребитель-перехватчик Ту-128. В 1964 г. принимается на вооружение дальний сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб», ставший первенцем в семействе туполевских беспилотных разведывательных комплексов.
В 1956-1957 гг. в КБ было создано новое подразделение, задачей которого была разработка беспилотных ЛА. Были разработаны крылатые ракеты «121», «123», ЗУР «131», а также велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату «130» и ракетоплану «136» («Звезда»). С 1955 г. проводились работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полетов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с ЯСУ и сверхзвуковых бомбардировщиков «120».
На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 г. был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, ближние и средние магистральные самолёты Ту-110, Ту-124, Ту-134.
Также во второй половине 1960-х годов в КБ проектируется многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла – Ту-22М, ставший в процессе своего развития основой отечественной Дальней авиации и авиации ВМФ, эти самолеты постепенно пришли на смену дозвуковым Ту-16 и сверхзвуковым Ту-22.
1960-е годы в КБ проходят под знаком разработки нового среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154, который в 70-е годы пришел на смену реактивным пассажирским самолетам первого поколения, а также создания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 (совместно с А.А.Туполевым).
Среднемагистральный Ту-154 стал для КБ поворотным этапом в разработке современных пассажирских самолетов. Впервые в практике КБ проектировался пассажирский самолет, в основе конструкции которого даже отдаленно не было военного прототипа. Это позволило создать высокоэффективный пассажирский самолет, экономические и эксплуатационные летные характеристики которого были на уровне лучших зарубежных аналогов.
Ту-154 совершил первый полет в 1968 г., а уже с начала 70-х годов эти машины пошли в активную эксплуатацию на линии страны и на поставки за пределы СССР. Всего до конца XX века было построено более 900 Ту-154 в нескольких основных модификациях. Наибольшего совершенства, как тип, Ту-154 достиг в модификации Ту-154М, в которой за счет внедрения новых, более экономичных двигателей и улучшений в аэродинамике удалось значительно повысить экономическую эффективность самолета. До сих пор самолёты Ту-154 в различных вариантах продолжают трудиться в России и за ее пределами.
Создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 – это отдельная славная глава в истории КБ. В ходе разработки Ту-144 удалось успешно решить целый ряд сложнейших научно-технических задач сверхзвуковой пассажирской авиации, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее этого направления развития пассажирского авиационного транспорта и, в частности, на создание сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения.
Всего под руководством А.Н.Туполева было спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. А.Н.Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В.М.Петляков. П.О.Сухой, В.М.Мясищев, А.И.Путилов. В.А.Чижевскй, А.А.Архангельский, М.Л.Миль, А.П.Голубков, И.Ф.Незваль и другие.
В 1970-е годы, после смерти А.Н.Туполева руководителем предприятия (с 1966 г. – ММЗ «Опыт») стал его сын Алексей Андреевич Туполев. В эти годы и в последующие десятилетия в стенах КБ для дальней авиации проектируется многорежимный межконтинентальный ракетоносец Ту-160, ведутся работы по беспилотным разведывательным комплексам нового поколения «Рейс» и «Стриж», а также разворачиваются опытно-конструкторские работы по пассажирским самолетам нового поколения, приведшие к созданию среднемагистрального Ту-204 и ближнемагистрального Ту-334.
Несмотря на все объективные и субъективные сложности в жизни КБ и его коллектива, в 1990-е годы удалось передать в серию и в эксплуатацию несколько модификаций нового среднемагистрального Ту-204, начать испытания новейшего ближнемагистрального Ту-334.
История КБ – это живая история проектирования и постройки гражданских и военных самолетов. Все эти годы характеризовались успешным решением совершенно новых проблем и созданием новых самолетов. Так было с первым цельнометаллическим самолетом АНТ-2, самолетом-гигантом «Максим Горький» (АНТ-20), первым реактивным пассажирским Ту-104, первым сверхзвуковым пассажирским Ту-144, первым самолетом на криогенных топливах Ту-155.
На рубеже ХХ и ХХI веков КБ Туполева вошло как составная часть в новую структуру –ОАО «Туполев», включившую в себя, помимо КБ, испытательную базу, а также серийный авиастроительный завод «Авиастар-СП» в Ульяновске.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20 февраля 2006 г. № 140 ОАО «Туполев» вошло в состав ОАО «ОАК».
www.tupolev.ru
Вакансии и карьера — Туполев
ПАО «Туполев» приглашает на работу опытных сотрудников, выпускников ВУЗов и молодых специалистов инженерных специальностей.
Мы предлагаем нашим сотрудникам:
— Работу в динамично развивающейся Компании с перспективой карьерного и профессионального роста
— Оформление, согласно ТК РФ
— Официальную заработную плату
— Социальный пакет
— Удобный график работы: пн. – чт. с 8 до 17, пт. с 8 до 16
— Офис в р-не ст. м. Курская, Бауманская.
Работа на нашем предприятии даёт молодёжи возможность реализации научно-технического и творческого потенциала через участие в работе по созданию перспективных образцов летательных аппаратов военного и гражданского назначения. Конструкторская деятельность содействует развитию творческой инициативы, постоянному повышению деловой квалификации, а должная отдача со стороны сотрудника становится базой успешного карьерного роста.
Молодые инженеры в процессе работы участвуют в конкурсе «Лучший по профессии», позволяющем стимулировать творческий потенциал на разных стадиях карьерного роста. В целях повышения теоретических и практических навыков среди молодых специалистов, увеличения производительности труда и качества выпускаемой продукции, темы конкурса распределяются по следующим направлениям:
– развитие новых перспективных направлений в авиастроении;
– внедрение новых технологий в авиастроении;
– улучшение качества проектно-конструкторских работ.
Специальная комиссия рассматривает все работы и подводит итоги конкурса. Участникам, занявшим 1-е, 2-е и 3-е места, присуждаются премии.
Научно-исследовательская деятельность
Научно-техническая политика компании направлена на поддержку и развитие научно-технической мысли молодёжи. Молодые специалисты (аспиранты), ведущие научную работу, участвуют в научно-технических конференциях аэрокосмической отрасли в России и за рубежом.
Конференция молодых специалистов ПАО «Туполев» в п.Кратово
Общественная жизнь
Наши сотрудники могут реализовать свой творческий потенциал, участвуя в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. На предприятии имеется спортивный зал. Расположенный в непосредственной близи от здания ЦКБ стадион «Сокол» служит местом футбольных тренировок. Футбольная, волейбольная и баскетбольная команды туполевцев участвуют в молодёжных спартакиадах. Кроме того, периодически организуются тематические экскурсии на авиационные заводы, музеи авиации, авиасалоны.
Футбольный турнир на кубок ПАО «Туполев»
www.tupolev.ru
Ульяновский филиал ПАО «Туполев» — конструкторское бюро — Туполев
|
Здание УФКБ на ЗАО Авиастар-СП |
Ульяновский филиал – самый молодой в семействе крупных региональных подразделений ПАО «Туполев». Его создание в очередной раз стало воплощением общей стратегии академика А.Н.Туполева по освоению нового типа самолета на новом производстве. История филиала начинается в 1986 г. с создания представительства ММЗ «Опыт» на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (в настоящее время ЗАО «Авиастар-СП») для сопровождения производства пассажирских авиалайнеров четвертого поколения Ту-204. По решению Генерального конструктора А.А.Туполева и Главного конструктора Ту-204 Л.А.Лановского, директор Куйбышевского филиала В.В.Ильин подобрал специалистов для представительства. Первым руководителем нового подразделения стал К.И.Канеев — начальник отдела каркаса Казанского филиала ММЗ «Опыт».
В мае 1987 г. ответственным представителем ММЗ «Опыт» на УАПК и руководителем представительства назначается В.И.Нижегородов. Совместно со специалистами серийного завода развернута работа по запуску в производство конструкторской документации на Ту-204. Первый серийный Ту-204 поднимается в воздух 17 августа 1990 г., следом за ним со стапелей сходит вторая серийная машина. Начались сертификационные испытания.
|
Директор филиала С. Г. Рыжаков |
В 1990-е гг. российские производители авиационной техники лишились государственной поддержки и столкнулись лицом к лицу с крупнейшими мировыми авиакорпорациями в жесткой конкурентной борьбе даже не за мировой – за отечественный рынок воздушных судов.
В этих условиях ЗАО «Авиастар-СП» совместно с АНТК им. А.Н. Туполева делает ставку на самолет Ту-204, который оказался единственной современной гражданской разработкой в области новой авиационной техники в тот период, когда практически все работы по ее проектированию в стране почти не велись. Чтобы обеспечить спрос на ульяновские самолеты, разработчики и производители выработали смелую антикризисную стратегию индивидуального подхода к пожеланиям авиакомпаний-заказчиков при практически единичном производстве. Так рождалось семейство самолетов Ту-204, обладающее широким спектром характеристик и сфер применения.
|
Ту-204СМ в цехе окончательной |
В августе 1992 г. отдел цеха № 57 ЦКБ – представительство на ЗАО «Авиастар-СП» было преобразовано в филиал АНТК им. А.Н. Туполева – Ульяновское конструкторское бюро (УКБ)
На долю УКБ выпал напряженный участок работ – проектирование, выпуск и передача в производство конструкторской документации, организация сертификационных испытаний новых типов и модификаций «двестичетверки». Совместно с ЦКБ и по его заказу филиал занимается доработками базового изделия Ту-204-100, экспортных исполнений Ту-204-120 с двигателями Rolls-Royce, грузовых моделей Ту-204С.
В октябре 1994 г. директором Ульяновского конструкторского бюро назначается С.Г. Рыжаков. К этому моменту в коллективе работает 39 человек.
|
Специалисты УФКБ на производстве Ту-204СМ |
С середины 1990-х гг. по решению руководства филиала начинается внедрение электронных информационных технологий в рабочие процессы проектирования. Изыскиваются материальные ресурсы на приобретение компьютеров и программного обеспечения, людские – на отработку технологий и методов работы с учетом специфики предприятия.
С июля 1999 г. УФКБ начинает разрабатывать конструкторскую документацию на самолет Ту-204-120СЕ.
С 2000 г. совместно с ЗАО «Авиастар-СП», при поддержке лизинговой компании «ИФК» и авиакомпании «Владивосток-Авиа» Ульяновский филиал реализует проект дальнемагистрального Ту-204-300, который оказался удачным решением для дальневосточных авиаперевозчиков.
Одновременно с работами по Ту-204 Ульяновский филиал выполняет ряд дополнительных проектно-конструкторских заказов: работы по самолету Ту-334 для Казанского филиала фирмы «Туполев», совместные с ЦКБ работы по проекту Ту-330, интерьерные разработки для Ту-154М компании «Алмазы России», для вертолетов Ми-8 (совместно с ОКБ Миля) и Ил-96 (совместно с ОКБ Ильюшина и компанией «Русавиаинтер»), по заказу ПАО «ОАК» – предварительная проработка проекта Ту-ШФ БСМС.
|
Информационные технологии |
Освоение компьютерной техники и CAD-систем идет без прерывания рабочего процесса. Инженеры конструкторы обучаются новым методикам выполнения чертежей и трехмерному моделированию, одновременно выполняя тот или иной объем проектно-конструкторских работ. С каждым разом доля электронного представления КД увеличивается, постепенно вытесняя традиционные «рукопашные» чертежи и спецификации. Также растет наработка трехмерных электронных моделей деталей и сборочных единиц, постепенно формируется объем данных, который впоследствии станет Электронным определением изделия. В начале 2000-х гг. Ульяновский филиал становится передовым подразделением ПАО «Туполев» в части использования новейших информационных технологий в проектировании.
Свое современное наименование – УФКБ ПАО «Туполев» Ульяновское конструкторское бюро получило после реорганизации АНТК им. А.Н. Туполева в Открытое акционерное общество «Туполев». За период с 2005 по 2009 г. коллектив филиала вырос со ста до двухсот человек, более трети из которых – молодые специалисты, выпускники ульяновских вузов.
|
Молодые специалисты УФКБ на производстве Ту-204СМ |
В составе УФКБ находится 15 конструкторских бригад, охватывающих все основные направления авиационного проектирования: каркаса и интерьера, электросистем и бортового оборудования, прочности и массы, систем управления, СКВ и др. Филиал укомплектован современной компьютерной техникой и программным обеспечением, имеет локальную вычислительную сеть, соединенную с сетью базового предприятия ЗАО «Авиастар-СП» и с ЦКБ в Москве.
Ульяновский филиал продолжает свою работу по сопровождению производства самолетов Ту-204 на ЗАО «Авиастар-СП», оставаясь головным подразделением по разработке и выпуску конструкторской документации на самолеты данного типа. Семейство Ту-204 насчитывает уже более десятка основных типов и модификаций. Самолеты этой марки по-прежнему остаются наиболее востребованными воздушными судами российского производства на авиационном рынке. Презентация новой модели – самолета представительского класса Ту-204-300А – состоялась на авиасалоне МАКС-2009. Этот самолет получил способность совершать межконтинентальные перелеты, имея на борту все необходимое для обеспечения комфортной работы и отдыха первых лиц государства и крупных корпораций.
|
Колонна УФКБ на параде предприятий |
Активной общественной деятельностью Ульяновский филиал ПАО «Туполев» заслужил уважение и авторитет у региональных властей. В 2008 г. силами УФКБ ПАО «Туполев» в Заволжском р-не г. Ульяновска при поддержке администрации района и Правительства Ульяновской области была установлена мемориальная доска, посвященная 120-ой годовщине со дня рождения А.Н.Туполева. Флаг «Ту» появляется в небе Ульяновска на всех авиационных праздниках. В 2013 г. молодые специалисты филиала представляли Заволжский район (именуемый также районом Авиастроителей) г. Ульяновска на областном параде предприятий в День России. Ежегодно активистами филиала организуется сбор средств для адресной помощи детям из многодетных и малообеспеченных семей в рамках областной акции «Помоги собраться в школу».
|
Первый самолет Ту-204СМ 64150 выходит с завода (13 декабря 2010) |
В 2009 г. в УФКБ начато рабочее проектирование нового среднемагистрального пассажирского лайнера Ту-204СМ. Первый полет головная машина (борт №64150) совершила 29 декабря 2010 г. В августе 2011 г. первые две машины были представлены на авиасалоне МАКС. Значительное участие специалисты Ульяновского филиала приняли в сертификационных испытаниях нового самолета. Самолет получил сертификат летной годности в мае 2013 г.
В настоящее время филиал ведет деятельность по поддержке находящихся в эксплуатации самолетов семейства Ту-204, продолжает конструкторское сопровождение производства самолетов марки «Ту» на ЗАО «Авиастар-СП». Вместе с Ту-204СМ по-прежнему актуальными остаются такие программы как дальнемагистральный самолет Ту-204-300 и грузовой Ту-204-100С. В начале 2012 г. два самолета Ту-204-300 в VIP-варианте были переданы в Специальный летный отряд «Россия», летом 2013 г. два грузовых воздушных судна Ту-204-100С получила авиакомпания «Трансаэро».
Мемориальный знак в честь 120-летней годовщины А.Н.Туполева, г.Ульяновск |
Рабочий момент |
Также конструкторы УФКБ ПАО «Туполев» ведут разработки в рамках российско-китайского проекта самолета специального назначения на базе Ту-204, участвуют в оборонных программах ПАО «Туполев».
www.tupolev.ru
Кадровая политика — Туполев
Кадровая политика ПАО «Туполев» — это генеральное направление кадровой работы, совокупность методов, форм, организационного механизма, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и сплоченного коллектива, способного своевременно решать поставленные перед ним задачи с учетом стратегии предприятия.
Кадровая политика ПАО «Туполев» разработана с учетом положений и требований законодательства Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений правительства РФ по вопросам труда, устава ПАО «Туполев», решений Совета директоров, приказов и распоряжений Генерального директора Общества, Коллективного договора.
Кадровая политика является составной частью стратегии развития ПАО «Туполев» на 2009-2015 годы и представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
Кадровая политика разработана с учетом реальных финансовых возможностей Общества и предусматривает корректировку положений при изменении финансовой ситуации.
Содержанием кадровой политики является создание и поддержание системы управления персоналом, обеспечивающим качественное решение стратегических задач, стоящих перед Обществом.
ПАО «Туполев» — это, прежде всего, люди
Ни финансы, ни высокотехнологичное оборудование, ни недвижимость не являются определяющими ресурсами и основой успеха. Основа успеха – это люди.
Предприятие стремится к построению долгосрочной системы взаимоотношений с работниками. Вся система взаимоотношений между руководством предприятия и работниками строится на базе действующего законодательства, основой служит Трудовой кодекс РФ.
Для работников ПАО «Туполев» устанавливается пятидневная рабочая неделя. Суббота и воскресенье являются выходными днями. Праздничные дни в соответствии с федеральным законодательством являются нерабочими.
Руководство предприятия заинтересовано в профессиональном росте работников, готово поддерживать и создавать условия для продвижения тех, кто способен брать на себя ответственность не только за результаты своей деятельности, но и за реализацию коллективных проектов, проявлять разумную инициативу и творчество.
Работа в ПАО «Туполев», при условии добросовестного и ответственного выполнения своих обязанностей, — это не только гарантия долгосрочной занятости, но и все более полной социальной защищенности.
Руководство предприятия стремится создавать все условия для того, чтобы каждый работник чувствовал себя частью большого, дружного коллектива.
Между руководством предприятия и работниками заключен коллективный договор, утверждены Правила внутреннего трудового распорядка дня работников ПАО «Туполев», разработаны и утверждены положения, инструкции, процедуры и другие документы, регламентирующие взаимоотношения между руководством и работниками ПАО «Туполев».
www.tupolev.ru
Самарский филиал ПАО «Туполев» — конструкторское бюро — Туполев
Самарский филиал ПАО «Туполев» ведет свою историю от Куйбышевского филиала завода № 156 (ОКБ-156, ОКБ А.Н. Туполева), созданного по инициативе Андрея Николаевича Туполева приказом МАП от 27 января 1956 г. для обеспечения конструкторского сопровождения серийного производства на заводе № 18 (Куйбышевский авиационный завод) и эксплуатации стратегического бомбардировщика Ту-95. Руководителем созданного филиала в феврале 1956 г. был назначен А.И. Путилов. В июле 1956 г. были образованы первые конструкторские бригады. Коллектив филиала подключается к разработке конструкторской документации для различных военных модификаций Ту-95, а также для срочно разрабатывавшегося в то время его пассажирского варианта Ту-116, предназначенного для перевозки первых лиц государства. Работы по Ту-116 начались в 1956 г., а уже весной 1958 г. первый Ту-116 поднялся в воздух. Параллельно сотрудники филиала привлекались к созданию самолета Ту-114 (спроектировали хвостовую часть фюзеляжа) и летающей лаборатории Л-106 на базе Ту-95 для испытания двигателя НК-6 и многих других мощных ТРД того периода. До середины 1960-х гг. коллектив филиала активно участвовал в разработке документации и внедрении в производство таких модификаций Ту-95 как Ту-95М, Ту-95МР, Ту-95РЦ, Ту-95К и Ту-95КМ.
С 1959 г. коллективу филиала было поручено создание самолета ДРЛО Ту-126 – разработка обтекателя РЛС и пилона его крепления, отсеков фюзеляжа, установка оборудования ДРЛО и систем. Работа над этим самолетом показала зрелость коллектива и его готовность к самостоятельному выполнению больших и сложных заданий Генерального конструктора. В период работ по Ту-126 филиалом была выполнена система дозаправки топливом в полете «Конус», она оказалась удачной и в дальнейшем была установлена на Ту-95КМ, Ту-142 и Ту-95МС. В то же время конструкторы привлекались к выпуску документации на пассажирский самолет Ту-134.
При создании самолета Ту-142 выпускалась документация на крыло, на доработки по оборонительному вооружению, установку электронного оборудования для выполнения новых задач и необходимого в связи с этим изменения конструкции планера. В последующие годы филиал много занимался модернизацией этого самолета и выпуском документации на его модификации Ту-142М, Ту-142МЗ, Ту-142МЭ. Как известно, Ту-142 серийно выпускался сначала в Куйбышеве, а позднее – на авиационном заводе в Таганроге; все это время филиал принимал участие в конструкторском обеспечении его производства и эксплуатации. Самолет Ту-142, наряду с Ту-95, стал одним из основных в тематике работ филиала с 1956-го и до конца 1980-х гг.
В 1960-е гг. наряду с выполнением работ по военной тематике специалисты филиала все шире начинают привлекаться к разработке пассажирских самолетов нового поколения. Кроме уже упоминавшихся работ по созданию Ту-114 и Ту-134, филиал участвует в разработке самолетов Ту-144 и Ту-154. И если объем работ по Ту-144 был относительно небольшим, то Ту-154 стал основным направлением в деятельности филиала на многие годы.
Опытный образец Ту-154 был впервые поднят в воздух в октябре 1968 г. К этому времени завершается выпуск рабочих чертежей и передача их на серийный завод № 18 в Куйбышеве, который как раз завершал выпуск последних Ту-114.
В период с 1959 по 1960 гг. Куйбышевский филиал возглавлял Г.И. Бертош, а с 1960 г. – М.Д. Хасанов. В 1971 г. коллектив переехал в новый корпус с опытным производством, лабораторным оборудованием и спроектированными для выполнения конструкторских работ залами. Развертывание серии Ту-154 потребовало от филиала выполнения большого объема работ по этому самолету и его вариантам: транспортно-санитарному Ту-154ТС и грузовому Ту-154С. В 1970-е гг. коллективом филиала был выполнен большой объем работ по переоборудованию части самолетов Ту-95К в вариант Ту-95К22 (тема «КАМА») с новым ракетным вооружением и оборудованием. Филиал обеспечивал отработку бюллетеня по переоборудованию на ремонтном заводе ВВС и конструкторское сопровождение работ. По теме «Волга» был переоборудован один Ту-95М для отработки опытного комплекса Ту-95К-26 с ракетами КСР-5. В это же время филиал выполнил большой объем работ по модернизации самолетов Ту-142: была разработана документация на самолет Ту-142МК (Ту-142М) с комплексом «Коршун», а затем и Ту-142МЗ. В конце 1970-х гг. в Таганрог и на самарский авиационный завод передан комплект документации на изготовление самолета Ту-95МС. В 1980-м и в последующие годы при запуске и в процессе серийного производства выполнялись работы по совершенствованию этой документации и ведению конструкторского сопровождения производства и эксплуатации стратегического самолета-ракетоносца. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. силами коллектива (по большей части) был разработан самолет Ту-154М, на его базе создано несколько летающих лабораторий, в том числе для отработки систем управления космического челнока «Буран» и летающая лаборатория Ту-154МЛК для подготовки космонавтов, действующая и в настоящее время. На базе Ту-154 был создан экспериментальный самолет Ту-155 с двигателем НК-88, работающим на водороде, а затем и на сжиженном природном газе.
В 1983 г. начальником филиала был назначен В. В. Ильин. В 1980-е гг. филиалу была поручена разработка конструкторской документации на механизацию крыла Ту-204 по передней кромке (предкрылки и система управления ими) и носки. При этом носки крыла были выполнены в двух вариантах: традиционном металлическом и из композиционных материалов (стеклоткань и ткань СВМ). Также был выпущен комплект соответствующей документации на носки и предкрылки Ту-204-120. Несколько позднее филиалом была разработана и документация на крышки багажных люков для Ту-204-200 (в серии Ту-214).
Окончательная сборка крыльев самолета Ту-204 производилась в Ульяновске, но изготовление их первых комплектов выполнялось Самарским авиационным заводом, и потому филиал принимал участие в постановке на производство и отработке их конструкции.
В начале 1990-х гг. коллективом филиала совместно с московским головным КБ был выпущен и передан серийному заводу комплект документации на самолет Ту-156, способный летать на сжиженном природном газе и керосине. Примерно в это же время в филиале разрабатывалась документация на самолет под условным наименованием Ту-154М2 с двумя двигателями ПС-90. Документация в высокой степени готовности была передана серийному заводу. Также на основе технического задания первых эксплуатантов Ту-204 был создан грузовой вариант Ту-204С. Конструкторская документация на грузовую дверь и систему управления ею была разработана филиалом.
В 2006–2007 гг. филиал вновь вернулся к этой тематике в связи с разработкой грузового самолета Ту-214F по новым ТЗ. Учитывая опыт эксплуатации самолетов Ту-154С и Ту-204С, филиал выпустил к нему документацию на грузовую дверь и на систему управления ею.
В конце 1980-х гг. коллектив филиала приступил к разработке документации на носки крыла, предкрылки и систему их управления для создававшегося в то время в московском ЦКБ самолета Ту-334. При этом изначально носки и хвостовая часть предкрылков были выполнены из композиционных материалов и в виде трехслойных панелей. К 1993 году работы были закончены и документация была передана в г. Киев на серийный завод. После этого филиал разработал документацию на крышки багажных люков, на грузовую дверь и барьерную стенку для грузового варианта Ту-334.
В 1995 гг. в связи с разработкой семейства самолетов Ту-334 различной дальности и пассажировместимости филиалом было спроектировано крыло большей площади с элементами топливной системы – вариант Ту-334-100Д. Производство этого самолета планировалось в г. Самаре на заводе «Авиакор». Кроме того, в конце 1990-х гг. филиал занимался работами по Ту-330 и Ту-136.
В марте 1998 г. после ухода на заслуженный отдых начальника филиала — заместителя главного конструктора В.В. Ильина, руководителем филиала назначили В.Н. Климова.
В 2001 г. Самарский филиал «АНТК им. Туполева» был реорганизован в Самарский филиал ПАО «Туполев» – конструкторское бюро.
В настоящее время филиал продолжает работы по Ту-154: выпускает документацию на самолеты, достраиваемые заводом по индивидуальным техническим заданиям, и на модернизацию систем (в частности, навигации) и оборудования; решает технические вопросы по самолетам, ремонтируемым в г. Самаре и на двух ремонтных заводах; обеспечивает инженерной поддержкой достраиваемые заводом самолеты.
Выпускается документация и на самолеты Ту-204 различных модификаций для Ульяновского комплекса.
В последние годы появилась возможность омоложения коллектива. В 2008-2009 гг. в филиале появились молодые специалисты – выпускники Самарского государственного аэрокосмического университета, которые сразу же активно включились в трудовую и общественную жизнь, возродили совет молодых специалистов. Происходит постепенное оснащение рабочих мест вычислительной техникой с современным программным обеспечением.
Стремясь идти в ногу с техническим прогрессом, коллектив филиала активно осваивает и внедряет новейшие информационные технологии, организуя и поддерживая процесс электронного проектирования и конструирования узлов и агрегатов летательных аппаратов.
Самарский филиал в составе ПАО «Туполев» совместно с другими филиалами готов участвовать в будущих проектах по дальнейшему развитию туполевских самолетов различного назначения.
www.tupolev.ru