Содержание

Сокол (авиастроительный завод) — это… Что такое Сокол (авиастроительный завод)?

Авиастроительный завод «Сокол» — авиастроительная компания, расположенная в Нижнем Новгороде.

Районообразующее предприятие Нижнего Новгорода (вокруг него формировался Московский район). Крупный пакет акций «Сокола» (38 %) принадлежит компании ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

История

Строительство

В 1929 году, Сормово и Канавино вместе с другими поселениями (Карповка, Бурнаковка, Костариха, Молитовка и др.) были включены в состав Нижнего Новгорода. Заречная часть Нижнего Новгорода, во время «индустриализации», стала площадкой для строительства новых заводов и расширения старых. 21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Он должен был стать в то время не только самым «…значительным из всех существовавших в СССР авиазаводов, но и одной из крупнейших самолетостроительных единиц среди заграничных заводов».[1]. Новый авиационный завод был построен на западной окраине города, в пустоши, в междуречье реки Левинка и её притока Берёзовки, в окружении многочисленные болот и лесов, между Костарихой и Сормовом, невдалеке от деревень Княжиха, Ратманиха и Горнушкино. В отличие от Горьковского автозавода, расположенного в 7 км южнее, запущенного с помпой и резонансом в это же время, предприятие было сразу же засекречено. Газеты про стройку ничего не писали. Корпуса завода были скрыты густыми зарослями деревьев и не были видны ни с железной дороги Москва – Горький, ни с Московского шоссе, по которым могли передвигаться иностранцы. Из-за режима секретности внешне ничто не напоминало о истинном предназначении нового завода. Новоприбывшим рабочим, говорили что они будут выпускать спецпродукцию, а те кто были осведомлены давали подписку о неразглашении. Авиазавод не подчинялся местным партийным и государственным органам, поэтому упоминаний о нем почти не встречается в архивах ни Горьковского обкома ВКП (б), ни облисполкома.

[2]

Официально строительство завода началось 2 мая 1930 года под руководством А. М. Муратова. 4 мая 1930 года в торжественной обстановке был заложен фундамент главного производственного корпуса. Одновременно со строительством завода утвердили программу застройки рабочего поселка. Ввиду принятия Государственного мобилизационного плана «С-30», все работы по строительству были до предела форсированы и требовали колоссальных усилий. Предприятие должно было войти в строй действующих к 1 июля 1931 года. В итоге задача была решена[1].

В соответствии с календарным планом строительства в первую очередь возводили заготовительные и подготовительные цеха, во вторую — сборочные цеха аэродромные сооружения, вспомогательные и обслуживающие здания. Опыт строительства завода № 21 использовался при строительстве других авиационных заводов. Завод проектировался на головной выпуск около двух тысяч самолётов в мирное время Изначально предполагалось производить одноместный истребитель И-3, разведчик Р-5 и пассажирский К-5

[1].

Официально авиазавод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года, хотя многие корпуса и объекты еще были не достроены. Первая очередь состояла из шести цехов (деревообрабатывающего, инструментального, медно-дюралевого, механического, слесарного и ремонтного)и сушилки авиационной древесины. Сооружения завода, возводимые в спешке первой пятилетки, зачатую не отличались высоким качеством. Например 21 февраля 1934 г. произошло ЧП. Рухнула крыша деревообрабатывающего цеха, обломками завалило все помещения на площади свыше 4 тыс. квадратных метров, два человека погибли, 10 получили ранения[2].

Молодой 29-летний специалист Евгений Мирошников был назначен первым директором предприятия. Конструкторский отдел завода был организован на базе специально образованного 7 марта 1931 года Московского филиала чертежно-конструкторского отдела завода № 21, который затем пополнялся выпускниками нижегородского техникума ГВФ (гражданского воздушного флота). Чертежно-конструкторский отдел, работники которого прошли стажировку и практику на московских авиазаводах и в КБ, переехал в Нижний Новгород, после пуска предприятия, в апреле 1932 года. Для заграничных специалистов работавших по контракту, ориентированных на нижегородский авиазавод, в 1933 году в центре города на пл. Театральной была построена гостиница «Интурист»

[2].

В качестве заводского аэродрома стал использоваться бывший городской аэродром, который находился севернее Московского шоссе. В целях секретности его предписывалось именовать «Учебный аэродром Осоавиахима». Для обслуживания аэродрома, была построена летно-испытательная станция[2].

1932 — 1941 года

Первым самолетом, выпуск которого был налажен на 21-м заводе, стал истребитель-биплан И-5. В августе 1932 года на заводе был построен первый самолет. В 1932 – первой половине 1934 г. был произведен 661 самолет И-5, еще 20 истребителей были сделаны в учебном (двухместном) варианте. В процессе освоения производства завод столкнулся с большими трудностями: несоответствие плановых заданий реальным производственным возможностям, низкое качество комплектующих и сырья, нехватка и низкая квалификация рабочей силы. В итоге, качество самолётов оставляло желать лучшего. В 1933 году общий выпуск авиационных заводов СССР составил рекордную сумму в 4116 самолетов всех типов, большую часть из которых составляли бипланы Р-5 и У-2. При этом доля авиазавода № 21 составила всего 312 машин, т.е. менее 8%

[2].

В 1934 году предприятие было названо в честь секретаря Президиума Центрального исполнительного комитета СССР Авеля Сафроновича Енукидзе. Но 7 июня 1935 г. Енукидзе был исключен из партии с формулировкой «за политическое и бытовое разложение», а позднее в 1937 году арестован, обвинён в измене родине и шпионаже, а также в причастности к покушению на А. А. Жданова и расстрелян. Директору завода Мирошникову пришлось спешно озаботиться переименованием вверенного ему предприятия. В 1936 году предприятию было присвоено новое имя в честь Серго Орджоникидзе — «завод им. Орджоникидзе»

[2].

Приказом наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе от 23 марта руководство авиазавода № 21 было проинформировано о том, что вскоре ему предстоит наладить производство нового истребителя И-16: «Решением правительства на авиазавод № 21 во второй половине 1934 года возложена важнейшая задача — перестроить производственную деятельность завода, обеспечив массовый выпуск более сложных машин»[2]. В 1934 году началось производство скоростного истребителя И-16. Первые образцы И-16 испытывал Герой Советского Союза Валерий Чкалов (шеф-пилот завода с 1934 по 1938 гг.)

1941 — 1945 года

В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 г. приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семен Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрён в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолеты производились в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод поставил на фронт 17691 самолет, то есть каждый четвёртый истребитель, изготовленный заводами СССР.

В октябре 1945 года С.А.Лавочкин был переведён начальником ОКБ-301 в Химки Московской области. Начальником ОКБ-21 был назначен бывший заместитель Лавочкина по ОКБ — Алексеев. В 1948 году ОКБ-21 было ликвидировано.

1945 — 1992 года

В 1948—1949 годах на заводе выпускался первый серийный реактивный истребитель Ла-15, созданный ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина (построено 189 самолётов).

В 1949 году завод начал сотрудничество с ОКБ-155 под руководством А.И.Микояна. До сегодняшнего дня НАЗ «Сокол» известен, как производитель МиГов.

С 1949 по 1952 год на заводе производился истребитель МиГ-15бис (построено 1784 самолётов) и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис (построено 364 самолёта).

С 1952 по 1954 год завод производил истребитель МиГ-17, а с 1955 по 1957 год — МиГ-19, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель.

В 1959 году был начат серийный выпуск МиГ-21, который стал самым массовым сверхзвуковым истребителем в истории мировой авиации[источник не указан 1315 дней].

С 1969 по 1985 — производство истребителя-перехватчика МиГ-25 — первого в истории авиации цельносварного самолета.

С 1979 года — производство тяжелого дальнего перехватчика МиГ-31.

С 1984 года — производство учебно-боевого МиГ-29УБ.

1992 — 2012 года

НАЗ «Сокол» за годы своей работы произвёл около 13500 самолётов, которые поставлялись более чем в 30 стран.

В 1994 году завод прошёл процесс приватизации, и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод „Сокол“».

В начале 2008 года было объявлено о текущей деятельности и планах организации по завершении подготовки к серийному выпуску самолётов Як-130 в конце 2008 года по заказу Минобороны РФ и освоению производства нового истребителя МиГ-35, разработки РСК МиГ.

[3] По заявлению представителя ОАК Алексея Фёдорова, Нижегородский авиазавод «Сокол» станет базовой площадкой для производства МиГ-35[4] Производство должно начаться на рубеже 2009-2010 годов.

В сентябре 2009 года начался обмен обыкновенных и привилегированных акций завода на акции ОАО «ОАК» в соотношении 1:157.[5]

Продукция

Военная техника

  • МиГ-31БМ — истребитель-перехватчик, не производится
  • МиГ-29УБ — учебно-боевой истребитель
  • МиГ-29К — истребитель корабельного базирования
  • Як-130 — учебно-боевой самолёт, производство отдано корпорации Иркут

Гражданская техника

  • М-101Т — лёгкий пассажирский самолёт («Гжель»)

Производственная кооперация[1]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 3 4 «МиГ» между прошлым и будущим — издательство «Рестарт», 2002 год, Л.Н. Григорьев, В.Г. Дробышевский, В.П. Князюков, П.М. Королёв, Е.С. Коровин, Н.Д. Левадный, Е.И. Подрепный, В.С. Сандович, В.А. Усатый, Г.А. Хейфец, А.С. Школьник.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 газета «Ленинская смена» — Секретный взлет «Сокола» — 02 февраля 2012
  3. Деловой Петербург со ссылкой на «ИФ-Регион» и гендиректора авиазавода Михаила Шибаева. Авиазавод «Сокол» будет делать МиГ-35 // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online) /Нижний Новгород/. — 08:19 04 февраля 2008 года.
  4. АРМС-ТАСС, 19.12.08, Еженедельник «Военно-техническое сотрудничество», № 52, 22-28 декабря 2008 г.
  5. Начался обмен акций ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» на акции ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», niann.ru, 30/09/09

Координаты: 56°19′09″ с. ш. 43°48′09″ в. д. / 56.319167° с. ш. 43.8025° в. д. 

(G) (O)56.319167, 43.8025

dic.academic.ru

Сокол (авиастроительный завод) — Википедия РУ

Строительство

В 1929 году Сормово и Канавино вместе с другими поселениями (Карповка, Бурнаковка, Костариха, Молитовка и др.) были включены в состав Нижнего Новгорода. Заречная часть Нижнего Новгорода во время «индустриализации» стала площадкой для строительства новых заводов и расширения старых.

21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Он должен был стать в то время не только самым «…значительным из всех существовавших в СССР авиазаводов, но и одной из крупнейших самолётостроительных единиц среди заграничных заводов»[1].

Новый авиационный завод был построен на западной окраине города, в пустоши, в междуречье реки Левинка и её притока Берёзовки, в окружении многочисленных болот и лесов, между Костарихой и Сормовом, невдалеке от деревень Княжиха, Ратманиха и Горнушкино. В отличие от Горьковского автозавода, расположенного в 7 км южнее, запущенного с помпой и резонансом в это же время, предприятие было сразу же засекречено. Газеты про стройку ничего не писали. Корпуса завода были скрыты густыми зарослями деревьев и не были видны ни с железной дороги Москва — Горький, ни с Московского шоссе, по которым могли передвигаться иностранцы.

Из-за режима секретности внешне ничто не напоминало об истинном предназначении нового завода. Новоприбывшим рабочим, говорили что они будут выпускать спецпродукцию, а те, кто были осведомлены, давали подписку о неразглашении. Авиазавод не подчинялся местным партийным и государственным органам, поэтому упоминаний о нём почти не встречается в архивах ни Горьковского обкома ВКП(б), ни облисполкома.[2]

Официально строительство завода началось 2 мая 1930 года под руководством А. М. Муратова. 4 мая 1930 года в торжественной обстановке был заложен фундамент главного производственного корпуса. Одновременно со строительством завода утвердили программу застройки рабочего посёлка. Ввиду принятия Государственного мобилизационного плана «С-30» все работы по строительству были до предела форсированы и требовали колоссальных усилий. Предприятие должно было войти в строй действующих к 1 июля 1931 года. В итоге задача была решена[1].

В соответствии с календарным планом строительства в первую очередь возводили заготовительные и подготовительные цеха, во вторую — сборочные цеха, аэродромные сооружения, вспомогательные и обслуживающие здания. Опыт строительства завода № 21 использовался при строительстве других авиационных заводов. Завод проектировался на головной выпуск около двух тысяч самолётов в мирное время. Изначально предполагалось производить одноместный истребитель И-3, разведчик Р-5 и пассажирский К-5[1].

Официально авиазавод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года, хотя многие корпуса и объекты ещё были не достроены. Первая очередь состояла из шести цехов (деревообрабатывающего, инструментального, медно-дюралевого, механического, слесарного и ремонтного) и сушилки авиационной древесины. Сооружения завода, возводившиеся в спешке первой пятилетки, зачастую не отличались высоким качеством. Например, 21 февраля 1934 года произошло ЧП. Рухнула крыша деревообрабатывающего цеха, обломками завалило все помещения на площади свыше 4 тысяч квадратных метров, два человека погибли, 10 получили ранения[2].

Молодой 29-летний специалист Евгений Мирошников был назначен первым директором предприятия. Конструкторский отдел завода был организован на базе специально образованного 7 марта 1931 года Московского филиала чертежно-конструкторского отдела завода № 21, который затем пополнялся выпускниками нижегородского техникума ГВФ (гражданского воздушного флота). Чертежно-конструкторский отдел, работники которого прошли стажировку и практику на московских авиазаводах и в КБ, переехал в Нижний Новгород после пуска предприятия, в апреле 1932 года. Для заграничных специалистов, работавших по контракту, ориентированных на нижегородский авиазавод, в 1933 году в центре города на пл. Театральной была построена гостиница «Интурист»[2].

В качестве заводского аэродрома стал использоваться бывший городской аэродром, который находился севернее Московского шоссе. В целях секретности его предписывалось именовать «Учебный аэродром Осоавиахима». Для обслуживания аэродрома была построена лётно-испытательная станция[2].

1932—1941 годы

Первым самолётом, выпуск которого был налажен на 21-м заводе, стал истребитель-биплан И-5. В августе 1932 года на заводе был построен первый самолёт. В 1932 — первой половине 1934 года был произведён 661 самолёт И-5, ещё 20 истребителей были сделаны в учебном (двухместном) варианте. В процессе освоения производства завод столкнулся с большими трудностями: несоответствие плановых заданий реальным производственным возможностям, низкое качество комплектующих и сырья, нехватка и низкая квалификация рабочей силы. В итоге, качество самолётов оставляло желать лучшего. В 1933 году общий выпуск авиационных заводов СССР составил рекордную сумму в 4116 самолётов всех типов, большую часть из которых составляли бипланы Р-5 и У-2. При этом доля авиазавода № 21 составила всего 312 машин, то есть менее 8 %[2].

В 1934 году предприятие было названо в честь секретаря Президиума Центрального исполнительного комитета СССР Авеля Сафроновича Енукидзе. Но 7 июня 1935 года Енукидзе был исключён из партии с формулировкой «за политическое и бытовое разложение», а позднее, в 1937 году, арестован, обвинён в измене родине и шпионаже, а также в причастности к покушению на А. А. Жданова и расстрелян. Директору завода Мирошникову пришлось спешно озаботиться переименованием вверенного ему предприятия. В 1936 году предприятию было присвоено новое имя в честь Серго Орджоникидзе — «завод им. Орджоникидзе»[2].

Приказом наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе от 23 марта 1934 года руководство авиазавода было проинформировано о том, что вскоре ему предстоит наладить производство нового истребителя И-16: «Решением правительства на авиазавод № 21 во второй половине 1934 года возложена важнейшая задача — перестроить производственную деятельность, обеспечив массовый выпуск более сложных машин»[2]. В 1934 году началось производство скоростного истребителя И-16. Первые образцы И-16 испытывал Герой Советского Союза Валерий Чкалов (шеф-пилот завода с 1934 по 1938 гг.)

1941—1945 годы

В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семён Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрён в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолёты производились в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод поставил на фронт 17 691 самолёт, то есть каждый четвёртый истребитель, изготовленный заводами СССР.

В октябре 1945 года С. А. Лавочкин был переведён начальником ОКБ-301 в Химки Московской области. Начальником ОКБ-21 был назначен бывший заместитель Лавочкина по ОКБ — Алексеев. В 1948 году ОКБ-21 было ликвидировано.

1945—1992 годы

C 1947 по 1951 на заводе серийно производился истребитель Ла-11.

В 1948—1949 годах на заводе выпускался первый серийный реактивный истребитель Ла-15, созданный ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина (построено 189 самолётов).

В 1949 году завод начал сотрудничество с ОКБ-155 под руководством А. И. Микояна. До сегодняшнего дня НАЗ «Сокол» известен как производитель МиГов.

С 1949 по 1952 год на заводе производился истребитель МиГ-15бис (построено 1784 самолёта) и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис (построено 364 самолёта).

С 1952 по 1954 год завод производил истребитель МиГ-17.

С 1955 по 1957 год завод производил МиГ-19, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель.

В 1959 году был начат серийный выпуск сверхзвукового с М = 2 истребителя МиГ-21, общий выпуск которого по всем заводам составил около 14 000 машин.

С 1969 по 1985 — производство истребителя-перехватчика (скорость 3000 км/ч) МиГ-25 — первого в истории авиации цельносварного самолёта.

С 1979 года — производство тяжёлого дальнего перехватчика МиГ-31.

С 1984 года — производство учебно-боевого МиГ-29УБ.

1992—2013 годы

НАЗ «Сокол» за годы своей работы произвёл около 13500 самолётов, которые поставлялись более чем в 30 стран.

В 1994 году завод прошёл процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод „Сокол“».

В начале 2008 года было объявлено о текущей деятельности и планах организации по завершении подготовки к серийному выпуску самолётов Як-130 в конце 2008 года по заказу Минобороны РФ и освоению производства нового истребителя МиГ-35, разработки РСК МиГ.[3] По заявлению представителя ОАК Алексея Фёдорова, Нижегородский авиазавод «Сокол» станет базовой площадкой для производства МиГ-35[4]. Производство должно было начаться на рубеже 2009-2010 годов.

В сентябре 2009 года начался обмен обыкновенных и привилегированных акций завода на акции ОАО «ОАК» в соотношении 1:157[5].

8 мая 2013 года летно-испытательному комплексу Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» исполнилось 75 лет. На аэродроме завода состоялось авиационное шоу с участием различных типов самолётов. На стоянках аэродрома была устроена выставка самолётов производства «НАЗ «Сокол» — МиГ-21, МиГ-25, МиГ-31 и техники для их обслуживания. Недавно на аэродроме выполнен капитальный ремонт взлётно-посадочной полосы и проведены работы по оснащению современным радиотехническим оборудованием с автоматизированной системой отображения воздушной обстановки[6].

История руководства

http-wikipediya.ru

Сокол (авиастроительный завод) — Википедия

Авиастроительный завод «Сокол» — авиастроительная компания, расположенная в Нижнем Новгороде.

Районообразующее предприятие Нижнего Новгорода (вокруг него формировался Московский район). Крупный пакет акций «Сокола» (99,65 %) принадлежит компании ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация».

История

Строительство

В 1929 году Сормово и Канавино вместе с другими поселениями (Карповка, Бурнаковка, Костариха, Молитовка и др.) были включены в состав Нижнего Новгорода. Заречная часть Нижнего Новгорода во время «индустриализации» стала площадкой для строительства новых заводов и расширения старых.

21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Он должен был стать в то время не только самым «…значительным из всех существовавших в СССР авиазаводов, но и одной из крупнейших самолётостроительных единиц среди заграничных заводов»[1].

Новый авиационный завод был построен на западной окраине города, в пустоши, в междуречье реки Левинка и её притока Берёзовки, в окружении многочисленных болот и лесов, между Костарихой и Сормовом, невдалеке от деревень Княжиха, Ратманиха и Горнушкино. В отличие от Горьковского автозавода, расположенного в 7 км южнее, запущенного с помпой и резонансом в это же время, предприятие было сразу же засекречено. Газеты про стройку ничего не писали. Корпуса завода были скрыты густыми зарослями деревьев и не были видны ни с железной дороги Москва — Горький, ни с Московского шоссе, по которым могли передвигаться иностранцы.

Из-за режима секретности внешне ничто не напоминало об истинном предназначении нового завода. Новоприбывшим рабочим, говорили что они будут выпускать спецпродукцию, а те, кто были осведомлены, давали подписку о неразглашении. Авиазавод не подчинялся местным партийным и государственным органам, поэтому упоминаний о нём почти не встречается в архивах ни Горьковского обкома ВКП(б), ни облисполкома.[2]

Официально строительство завода началось 2 мая 1930 года под руководством А. М. Муратова. 4 мая 1930 года в торжественной обстановке был заложен фундамент главного производственного корпуса. Одновременно со строительством завода утвердили программу застройки рабочего посёлка. Ввиду принятия Государственного мобилизационного плана «С-30» все работы по строительству были до предела форсированы и требовали колоссальных усилий. Предприятие должно было войти в строй действующих к 1 июля 1931 года. В итоге задача была решена[1].

В соответствии с календарным планом строительства в первую очередь возводили заготовительные и подготовительные цеха, во вторую — сборочные цеха, аэродромные сооружения, вспомогательные и обслуживающие здания. Опыт строительства завода № 21 использовался при строительстве других авиационных заводов. Завод проектировался на головной выпуск около двух тысяч самолётов в мирное время. Изначально предполагалось производить одноместный истребитель И-3, разведчик Р-5 и пассажирский К-5[1].

Официально авиазавод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года, хотя многие корпуса и объекты ещё были не достроены. Первая очередь состояла из шести цехов (деревообрабатывающего, инструментального, медно-дюралевого, механического, слесарного и ремонтного) и сушилки авиационной древесины. Сооружения завода, возводившиеся в спешке первой пятилетки, зачастую не отличались высоким качеством. Например, 21 февраля 1934 года произошло ЧП. Рухнула крыша деревообрабатывающего цеха, обломками завалило все помещения на площади свыше 4 тысяч квадратных метров, два человека погибли, 10 получили ранения[2].

Молодой 29-летний специалист Евгений Мирошников был назначен первым директором предприятия. Конструкторский отдел завода был организован на базе специально образованного 7 марта 1931 года Московского филиала чертежно-конструкторского отдела завода № 21, который затем пополнялся выпускниками нижегородского техникума ГВФ (гражданского воздушного флота). Чертежно-конструкторский отдел, работники которого прошли стажировку и практику на московских авиазаводах и в КБ, переехал в Нижний Новгород после пуска предприятия, в апреле 1932 года. Для заграничных специалистов, работавших по контракту, ориентированных на нижегородский авиазавод, в 1933 году в центре города на пл. Театральной была построена гостиница «Интурист»[2].

В качестве заводского аэродрома стал использоваться бывший городской аэродром, который находился севернее Московского шоссе. В целях секретности его предписывалось именовать «Учебный аэродром Осоавиахима». Для обслуживания аэродрома была построена лётно-испытательная станция[2].

1932—1941 годы

Первым самолётом, выпуск которого был налажен на 21-м заводе, стал истребитель-биплан И-5. В августе 1932 года на заводе был построен первый самолёт. В 1932 — первой половине 1934 года был произведён 661 самолёт И-5, ещё 20 истребителей были сделаны в учебном (двухместном) варианте. В процессе освоения производства завод столкнулся с большими трудностями: несоответствие плановых заданий реальным производственным возможностям, низкое качество комплектующих и сырья, нехватка и низкая квалификация рабочей силы. В итоге, качество самолётов оставляло желать лучшего. В 1933 году общий выпуск авиационных заводов СССР составил рекордную сумму в 4116 самолётов всех типов, большую часть из которых составляли бипланы Р-5 и У-2. При этом доля авиазавода № 21 составила всего 312 машин, то есть менее 8 %[2].

В 1934 году предприятие было названо в честь секретаря Президиума Центрального исполнительного комитета СССР Авеля Сафроновича Енукидзе. Но 7 июня 1935 года Енукидзе был исключён из партии с формулировкой «за политическое и бытовое разложение», а позднее, в 1937 году, арестован, обвинён в измене родине и шпионаже, а также в причастности к покушению на А. А. Жданова и расстрелян. Директору завода Мирошникову пришлось спешно озаботиться переименованием вверенного ему предприятия. В 1936 году предприятию было присвоено новое имя в честь Серго Орджоникидзе — «завод им. Орджоникидзе»[2].

Приказом наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе от 23 марта 1934 года руководство авиазавода было проинформировано о том, что вскоре ему предстоит наладить производство нового истребителя И-16: «Решением правительства на авиазавод № 21 во второй половине 1934 года возложена важнейшая задача — перестроить производственную деятельность, обеспечив массовый выпуск более сложных машин»[2]. В 1934 году началось производство скоростного истребителя И-16. Первые образцы И-16 испытывал Герой Советского Союза Валерий Чкалов (шеф-пилот завода с 1934 по 1938 гг.)

1941—1945 годы

В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семён Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрён в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолёты производились в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод поставил на фронт 17 691 самолёт, то есть каждый четвёртый истребитель, изготовленный заводами СССР.

В октябре 1945 года С. А. Лавочкин был переведён начальником ОКБ-301 в Химки Московской области. Начальником ОКБ-21 был назначен бывший заместитель Лавочкина по ОКБ — Алексеев. В 1948 году ОКБ-21 было ликвидировано.

1945—1992 годы

C 1947 по 1951 на заводе серийно производился истребитель Ла-11.

В 1948—1949 годах на заводе выпускался первый серийный реактивный истребитель Ла-15, созданный ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина (построено 189 самолётов).

В 1949 году завод начал сотрудничество с ОКБ-155 под руководством А. И. Микояна. До сегодняшнего дня НАЗ «Сокол» известен как производитель МиГов.

С 1949 по 1952 год на заводе производился истребитель МиГ-15бис (построено 1784 самолёта) и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис (построено 364 самолёта).

С 1952 по 1954 год завод производил истребитель МиГ-17.

С 1955 по 1957 год завод производил МиГ-19, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель.

В 1959 году был начат серийный выпуск сверхзвукового с М = 2 истребителя МиГ-21, общий выпуск которого по всем заводам составил около 14 000 машин.

С 1969 по 1985 — производство истребителя-перехватчика (скорость 3000 км/ч) МиГ-25 — первого в истории авиации цельносварного самолёта.

С 1979 года — производство тяжёлого дальнего перехватчика МиГ-31.

С 1984 года — производство учебно-боевого МиГ-29УБ.

1992—2013 годы

НАЗ «Сокол» за годы своей работы произвёл около 13500 самолётов, которые поставлялись более чем в 30 стран.

В 1994 году завод прошёл процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод „Сокол“».

В начале 2008 года было объявлено о текущей деятельности и планах организации по завершении подготовки к серийному выпуску самолётов Як-130 в конце 2008 года по заказу Минобороны РФ и освоению производства нового истребителя МиГ-35, разработки РСК МиГ.[3] По заявлению представителя ОАК Алексея Фёдорова, Нижегородский авиазавод «Сокол» станет базовой площадкой для производства МиГ-35[4]. Производство должно было начаться на рубеже 2009-2010 годов.

В сентябре 2009 года начался обмен обыкновенных и привилегированных акций завода на акции ОАО «ОАК» в соотношении 1:157[5].

8 мая 2013 года летно-испытательному комплексу Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» исполнилось 75 лет. На аэродроме завода состоялось авиационное шоу с участием различных типов самолётов. На стоянках аэродрома была устроена выставка самолётов производства «НАЗ «Сокол» — МиГ-21, МиГ-25, МиГ-31 и техники для их обслуживания. Недавно на аэродроме выполнен капитальный ремонт взлётно-посадочной полосы и проведены работы по оснащению современным радиотехническим оборудованием с автоматизированной системой отображения воздушной обстановки[6].

История руководства

Видео по теме

Продукция

Военная техника

  • МиГ-31БМ — истребитель-перехватчик, не производится, проходит глубокая модернизация
  • МиГ-29УБ — учебно-боевой истребитель
  • МиГ-29К — истребитель корабельного базирования
  • МиГ-35 — многоцелевой истребитель
  • Як-130 — учебно-боевой самолёт, производство отдано корпорации Иркут

Гражданская техника

  • М-101Т — лёгкий пассажирский самолёт («Гжель»)
  • Airbus A-318 — некоторые детали
  • Airbus A-319 — некоторые детали
  • В октябре 2015 года озвучено решение о возобновлении производства в России Ил-114 на нижегородском заводе «Сокол». Первые самолёты на основе планеров Ташкентского авиастроительного завода могут быть созданы уже к 2017 году.

Производственная кооперация[1]

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 3 4 «МиГ» между прошлым и будущим — издательство «Рестарт», 2002 год, Л. Н. Григорьев, В. Г. Дробышевский, В. П. Князюков, П. М. Королёв, Е. С. Коровин, Н. Д. Левадный, Е. И. Подрепный, В. С. Сандович, В. А. Усатый, Г. А. Хейфец, А. С. Школьник.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 газета «Ленинская смена» — Секретный взлет «Сокола» — 02 февраля 2012
  3. Деловой Петербург со ссылкой на «ИФ-Регион» и гендиректора авиазавода Михаила Шибаева. Авиазавод «Сокол» будет делать МиГ-35 // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online) /Нижний Новгород/. — 08:19 04 февраля 2008 года.
  4. ↑ АРМС-ТАСС, 19.12.08, Еженедельник «Военно-техническое сотрудничество», № 52, 22-28 декабря 2008 г.
  5. ↑ Начался обмен акций ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» на акции ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», niann.ru, 30/09/09
  6. ↑ Авиационный диапазон Нижнего Новгорода (фотоальбом)

wiki2.red

Керамический завод «Сокол» — это… Что такое Керамический завод «Сокол»?

Керамический завод «Сокол» — бывший Гучковский керамический завод, ныне открытое акционерное общество «Сокол», входящее в группу компаний «Сокол». Одно из ведущих производственных предприятий России, занимающееся выпуском керамических строительных материалов и их реализацией по всей стране. Завод основан в 1907 году и расположен в городе Дедовск, Московская область.

История

В начале XX-го века близ недавно возникшего возле Виндавской железной дороги посёлка анонимное акционерное общество со смешанным французско-русским капиталом приняло решение о возведении прядильно-ткацкой фабрики и казарменных корпусов для проживания рабочих. Для их постройки были созданы два керамических завода: Новикова и Каткова. Первый располагался на выкупленной близ деревни Талицы у купца К. И. Гучкова земле, вследствие чего позже и получил название «гучковский». А второй — на окраине будущего дачного посёлка Малиновка и работал только до завершения строительства фабрики.

В качестве сырья для кирпича использовалась красная глина из местных выработок. На стройку готовый материал доставлялся по специально проложенной для этого узкоколейке. Ныне в городе Дедовске можно увидеть старые кирпичные строения, в том числе административного и социального значения, которые являются практически ровесниками населённого пункта.

В 1926 году Гучковский керамический завод снова запустили на постоянной основе. Так он проработал до самого начала Второй мировой войны, когда производство, равно как и на местной прядильной-ткацкой фабрике, было полностью остановлено, а само здание готовилось к подрыву. Однако, рубеж удалось отстоять и строения были сохранены для последующего восстановления производства.[1][2]

В послевоенные годы, в отличие от фабрики, именно Гучковский керамический завод приобрёл наибольшее хозяйственное значение (а к настоящему времени стал играть и существенную роль в экономике всей страны). На нём выпускались крупноразмерные керамические блоки, использовавшиеся при строительстве семи «Сталинских высоток» в Москве.

В 1950-м году на заводе осваивается выпуск облицовочной керамики, которой отделаны и многие другие высотные здания столицы, а также некоторые станции метро.

С 1993 по 1994 года на заводе «Сокол» ведётся полная реконструкция цехов. В процессе изменений, происходит установка итальянского оборудования для изготовления крупной керамической плитки по технологии monocottura[3]. Благодаря качеству и соотносимой цене, достичь которую удалось за счёт большой оборачиваемости активов, продукция завода обретает всё большую и большую популярность.

Дальнейшее расширение производства, в 1998 году позволило керамическому заводу освоить и запустить в массовое производство широкий ассортимент различных декоративных керамических элементов: панно, бордюров и прочего.

В течение 2008 — 2009 годов в «Соколе» реконструируются цеха, производящие напольную керамическую плитку. За счёт этого происходит очередной качественный скачок производства.

К концу 2010 года происходит следующая модернизация части производственных цехов. Керамический завод «Сокол» является одним из передовых производителей керамической плитки на территории страны.[4]

Хронология

1907 — год основания завода.

1907-1947 — на заводе производится кирпич из местных красных глин.

1945-1960 — предприятие изготавливает крупноразмерные керамические блоки.

1950 — заводом освоено производство фасадной керамической плитки для крупнопанельного домостроения города Москвы.

1960-е (середина) — впервые в России установлен и запущен конвейер скоростного обжига плитки.

1971 — в посёлке керамического завода возводится первый девятиэтажный дом в городе.

1993-1994 — реконструкция завода, установка итальянских линий производства.

1998 — завод начинает выпускать декоративную керамическую плитку: панно и бордюры.

2008-2009 — реконструкция цеха напольной плитки.

2009, 17 сентября — учреждён флаг города Дедовска, на котором изображены кирпичи керамического завода.

2010 — модернизация цеха по производству облицовочной плитки.

Оборудование и сырье

На настоящий момент керамический завод «Сокол» оснащён последним поколением техники различных преимущественно итальянских фирм.

ФирмаИсполняемая технология
Sacmi IMOLA S.C.Помол части сырьевых компонентов [5]
Bitossi «Allubit»Помол части сырьевых компонентов [5]
Sacmi IMOLA S.C.Прессование плитки из пресспорошка с
использованием изостатических штампов [6]
VellaНанесение ангоба и/или глазури [7][8]
Sistem S.P.A. «Rotocolor»Офсетная печать по керамической плитке [9]
Sistem S.P.A. «Easy-Line»Автоматическая сортировка продукции [10]
FalconСкладирование

Описание продукции

На керамическом заводе «Сокол» изготавливается преимущественно облицовочная плитка следующих форматов:

ТипРазмер, см
Коллекционная плитка (тематическая подборка настенной,
напольной, декоративной плитки, а также бордюров,
элементов и панно к ней)
33 х 44*
33 х 33*
44 х 44*
20 х 33*
Напольная плитка33 х 33
Универсальная плитка12 х 36,5

* — Размерность коллекции определяется по размеру настенной плитки.

При наличие разных дизайнерских решений, в сумме на заводе производится более 500 различных видов керамической плитки, а также более 1000 всевозможных керамических декоративных элементов.

При этом, существуют два сорта продукции: 1ый и 2ой, который появляется в результате поштучной отбраковки некоторой плитки из 1го сорта. Как правило, причинами служат незначительные, иногда не заметные невооружённым глазом, изменения в глазурном покрытии.

Отсортированная плитка автоматически формируется стекером в стопки от 7 до 22 штук объёмом порядка 1 м2 облицовочного материала и упаковывается в коробки из гофрокартона. В зависимости от типа плитки, каждая может весить от 12 до 16,7 кг. Коробки собираются на палеты и обтягиваются термоусадочной плёнкой. В таком виде продукция доставляется в места продажи.

Керамическая плитка распространяется через широкую дилерскую сеть. Её можно приобрести как у более, чем 40ка крупных оптовиков, имеющих собственные точки сбыта по всей России, так и у почти 200та розничных дилеров, покрывающих страну плотной сетью от Мурманска до Петропавловска-Камчатска.

Сертификация

Производимая заводом керамическая плитка имеет обязательные сертификаты соответствия требованиям ГОСТ-6787-90 и ГОСТ-6141-91, сертификат соответствия европейскому стандарту качества EN-177, а также санитарно эпидемиологические заключения, согласно которым продукция соответствует санитарным правилам СП 2.6.1.758-99, ГН 2.1.6.1338-03 и ГН 2.2.5.1313-03.[13][14]

Источники

Ссылки

dic.academic.ru

Сокол (авиастроительный завод) — WiKi

Строительство

В 1929 году Сормово и Канавино вместе с другими поселениями (Карповка, Бурнаковка, Костариха, Молитовка и др.) были включены в состав Нижнего Новгорода. Заречная часть Нижнего Новгорода во время «индустриализации» стала площадкой для строительства новых заводов и расширения старых.

21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Он должен был стать в то время не только самым «…значительным из всех существовавших в СССР авиазаводов, но и одной из крупнейших самолётостроительных единиц среди заграничных заводов»[1].

Новый авиационный завод был построен на западной окраине города, в пустоши, в междуречье реки Левинка и её притока Берёзовки, в окружении многочисленных болот и лесов, между Костарихой и Сормовом, невдалеке от деревень Княжиха, Ратманиха и Горнушкино. В отличие от Горьковского автозавода, расположенного в 7 км южнее, запущенного с помпой и резонансом в это же время, предприятие было сразу же засекречено. Газеты про стройку ничего не писали. Корпуса завода были скрыты густыми зарослями деревьев и не были видны ни с железной дороги Москва — Горький, ни с Московского шоссе, по которым могли передвигаться иностранцы.

Из-за режима секретности внешне ничто не напоминало об истинном предназначении нового завода. Новоприбывшим рабочим, говорили что они будут выпускать спецпродукцию, а те, кто были осведомлены, давали подписку о неразглашении. Авиазавод не подчинялся местным партийным и государственным органам, поэтому упоминаний о нём почти не встречается в архивах ни Горьковского обкома ВКП(б), ни облисполкома.[2]

Официально строительство завода началось 2 мая 1930 года под руководством А. М. Муратова. 4 мая 1930 года в торжественной обстановке был заложен фундамент главного производственного корпуса. Одновременно со строительством завода утвердили программу застройки рабочего посёлка. Ввиду принятия Государственного мобилизационного плана «С-30» все работы по строительству были до предела форсированы и требовали колоссальных усилий. Предприятие должно было войти в строй действующих к 1 июля 1931 года. В итоге задача была решена[1].

В соответствии с календарным планом строительства в первую очередь возводили заготовительные и подготовительные цеха, во вторую — сборочные цеха, аэродромные сооружения, вспомогательные и обслуживающие здания. Опыт строительства завода № 21 использовался при строительстве других авиационных заводов. Завод проектировался на головной выпуск около двух тысяч самолётов в мирное время. Изначально предполагалось производить одноместный истребитель И-3, разведчик Р-5 и пассажирский К-5[1].

Официально авиазавод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года, хотя многие корпуса и объекты ещё были не достроены. Первая очередь состояла из шести цехов (деревообрабатывающего, инструментального, медно-дюралевого, механического, слесарного и ремонтного) и сушилки авиационной древесины. Сооружения завода, возводившиеся в спешке первой пятилетки, зачастую не отличались высоким качеством. Например, 21 февраля 1934 года произошло ЧП. Рухнула крыша деревообрабатывающего цеха, обломками завалило все помещения на площади свыше 4 тысяч квадратных метров, два человека погибли, 10 получили ранения[2].

Молодой 29-летний специалист Евгений Мирошников был назначен первым директором предприятия. Конструкторский отдел завода был организован на базе специально образованного 7 марта 1931 года Московского филиала чертежно-конструкторского отдела завода № 21, который затем пополнялся выпускниками нижегородского техникума ГВФ (гражданского воздушного флота). Чертежно-конструкторский отдел, работники которого прошли стажировку и практику на московских авиазаводах и в КБ, переехал в Нижний Новгород после пуска предприятия, в апреле 1932 года. Для заграничных специалистов, работавших по контракту, ориентированных на нижегородский авиазавод, в 1933 году в центре города на пл. Театральной была построена гостиница «Интурист»[2].

В качестве заводского аэродрома стал использоваться бывший городской аэродром, который находился севернее Московского шоссе. В целях секретности его предписывалось именовать «Учебный аэродром Осоавиахима». Для обслуживания аэродрома была построена лётно-испытательная станция[2].

1932—1941 годы

Первым самолётом, выпуск которого был налажен на 21-м заводе, стал истребитель-биплан И-5. В августе 1932 года на заводе был построен первый самолёт. В 1932 — первой половине 1934 года был произведён 661 самолёт И-5, ещё 20 истребителей были сделаны в учебном (двухместном) варианте. В процессе освоения производства завод столкнулся с большими трудностями: несоответствие плановых заданий реальным производственным возможностям, низкое качество комплектующих и сырья, нехватка и низкая квалификация рабочей силы. В итоге, качество самолётов оставляло желать лучшего. В 1933 году общий выпуск авиационных заводов СССР составил рекордную сумму в 4116 самолётов всех типов, большую часть из которых составляли бипланы Р-5 и У-2. При этом доля авиазавода № 21 составила всего 312 машин, то есть менее 8 %[2].

В 1934 году предприятие было названо в честь секретаря Президиума Центрального исполнительного комитета СССР Авеля Сафроновича Енукидзе. Но 7 июня 1935 года Енукидзе был исключён из партии с формулировкой «за политическое и бытовое разложение», а позднее, в 1937 году, арестован, обвинён в измене родине и шпионаже, а также в причастности к покушению на А. А. Жданова и расстрелян. Директору завода Мирошникову пришлось спешно озаботиться переименованием вверенного ему предприятия. В 1936 году предприятию было присвоено новое имя в честь Серго Орджоникидзе — «завод им. Орджоникидзе»[2].

Приказом наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе от 23 марта 1934 года руководство авиазавода было проинформировано о том, что вскоре ему предстоит наладить производство нового истребителя И-16: «Решением правительства на авиазавод № 21 во второй половине 1934 года возложена важнейшая задача — перестроить производственную деятельность, обеспечив массовый выпуск более сложных машин»[2]. В 1934 году началось производство скоростного истребителя И-16. Первые образцы И-16 испытывал Герой Советского Союза Валерий Чкалов (шеф-пилот завода с 1934 по 1938 гг.)

1941—1945 годы

В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семён Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрён в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолёты производились в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод поставил на фронт 17 691 самолёт, то есть каждый четвёртый истребитель, изготовленный заводами СССР.

В октябре 1945 года С. А. Лавочкин был переведён начальником ОКБ-301 в Химки Московской области. Начальником ОКБ-21 был назначен бывший заместитель Лавочкина по ОКБ — Алексеев. В 1948 году ОКБ-21 было ликвидировано.

1945—1992 годы

C 1947 по 1951 на заводе серийно производился истребитель Ла-11.

В 1948—1949 годах на заводе выпускался первый серийный реактивный истребитель Ла-15, созданный ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина (построено 189 самолётов).

В 1949 году завод начал сотрудничество с ОКБ-155 под руководством А. И. Микояна. До сегодняшнего дня НАЗ «Сокол» известен как производитель МиГов.

С 1949 по 1952 год на заводе производился истребитель МиГ-15бис (построено 1784 самолёта) и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис (построено 364 самолёта).

С 1952 по 1954 год завод производил истребитель МиГ-17.

С 1955 по 1957 год завод производил МиГ-19, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель.

В 1959 году был начат серийный выпуск сверхзвукового с М = 2 истребителя МиГ-21, общий выпуск которого по всем заводам составил около 14 000 машин.

С 1969 по 1985 — производство истребителя-перехватчика (скорость 3000 км/ч) МиГ-25 — первого в истории авиации цельносварного самолёта.

С 1979 года — производство тяжёлого дальнего перехватчика МиГ-31.

С 1984 года — производство учебно-боевого МиГ-29УБ.

1992—2013 годы

НАЗ «Сокол» за годы своей работы произвёл около 13500 самолётов, которые поставлялись более чем в 30 стран.

В 1994 году завод прошёл процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод „Сокол“».

В начале 2008 года было объявлено о текущей деятельности и планах организации по завершении подготовки к серийному выпуску самолётов Як-130 в конце 2008 года по заказу Минобороны РФ и освоению производства нового истребителя МиГ-35, разработки РСК МиГ.[3] По заявлению представителя ОАК Алексея Фёдорова, Нижегородский авиазавод «Сокол» станет базовой площадкой для производства МиГ-35[4]. Производство должно было начаться на рубеже 2009-2010 годов.

В сентябре 2009 года начался обмен обыкновенных и привилегированных акций завода на акции ОАО «ОАК» в соотношении 1:157[5].

8 мая 2013 года летно-испытательному комплексу Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» исполнилось 75 лет. На аэродроме завода состоялось авиационное шоу с участием различных типов самолётов. На стоянках аэродрома была устроена выставка самолётов производства «НАЗ «Сокол» — МиГ-21, МиГ-25, МиГ-31 и техники для их обслуживания. Недавно на аэродроме выполнен капитальный ремонт взлётно-посадочной полосы и проведены работы по оснащению современным радиотехническим оборудованием с автоматизированной системой отображения воздушной обстановки[6].

История руководства

ru-wiki.org

Керамический завод «Сокол» — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Компании, основанные в 1907 году Керамический завод «Сокол» — бывший Гучковский керамический завод, ныне акционерное общество «Сокол», входящее в группу компаний «Сокол». Занимается выпуском керамических строительных материалов и их реализацией. Завод основан в 1907 году и расположен в городе Дедовск, Московская область.

История

В начале XX-го века близ недавно возникшего возле Виндавской железной дороги посёлка анонимное акционерное общество со смешанным французско-русским капиталом приняло решение о возведении прядильно-ткацкой фабрики и казарменных корпусов для проживания рабочих. Для их постройки были созданы два керамических завода: Новикова и Каткова. Первый располагался на выкупленной близ деревни Талицы у купца К. И. Гучкова земле, вследствие чего позже и получил название «гучковский». А второй — на окраине будущего дачного посёлка Малиновка и работал только до завершения строительства фабрики.

В качестве сырья для кирпича использовалась красная глина из местных выработок. На стройку готовый материал доставлялся по специально проложенной для этого узкоколейке. Ныне в городе Дедовске можно увидеть старые кирпичные строения, в том числе административного и социального значения, которые являются практически ровесниками населённого пункта.

В 1926 году Гучковский керамический завод снова запустили на постоянной основе. Так он проработал до самого начала Второй мировой войны, когда производство, равно как и на местной прядильной-ткацкой фабрике, было полностью остановлено, а само здание готовилось к подрыву. Однако, рубеж удалось отстоять и строения были сохранены для последующего восстановления производства.[1][2]

В послевоенные годы, в отличие от фабрики, именно Гучковский керамический завод приобрёл наибольшее хозяйственное значение. На нём выпускались крупноразмерные керамические блоки, использовавшиеся при строительстве семи «Сталинских высоток» в Москве.

В 1950-м году на заводе осваивается выпуск облицовочной керамики, которой отделаны и многие другие высотные здания столицы, а также некоторые станции метро.

С 1993 по 1994 года на заводе «Сокол» ведётся полная реконструкция цехов. В процессе изменений, происходит установка итальянского оборудования для изготовления крупной керамической плитки по технологии monocottura[3].

Дальнейшее расширение производства, в 1998 году позволило керамическому заводу освоить и запустить в массовое производство широкий ассортимент различных декоративных керамических элементов: панно, бордюров и прочего.

В течение 2008 — 2009 годов в «Соколе» реконструируются цеха, производящие напольную керамическую плитку. За счёт этого происходит очередной качественный скачок производства.

К концу 2010 года происходит следующая модернизация части производственных цехов. Керамический завод «Сокол» является одним из передовых производителей керамической плитки на территории России[4].

Хронология

1907 — год основания завода.

1907-1947 — на заводе производится кирпич из местных красных глин.

1945-1960 — предприятие изготавливает крупноразмерные керамические блоки.

1950 — заводом освоено производство фасадной керамической плитки для крупнопанельного домостроения города Москвы.

1960-е (середина) — впервые в России установлен и запущен конвейер скоростного обжига плитки.

1971 — в посёлке керамического завода возводится первый девятиэтажный дом в городе.

1993-1994 — реконструкция завода, установка итальянских линий производства.

1998 — завод начинает выпускать декоративную керамическую плитку: панно и бордюры.

2008-2009 — реконструкция цеха напольной плитки.

2009, 17 сентября — учреждён флаг города Дедовска, на котором изображены кирпичи керамического завода.

2010 — модернизация цеха по производству облицовочной плитки.

2013 — модернизация глинороспускного цеха

2015 — выпуск нового формата настенных плиток

Оборудование и сырье

Завод «Сокол» оснащён последним поколением техники различных преимущественно итальянских фирм.

Фирма Исполняемая технология
Sacmi IMOLA S.C. Помол части сырьевых компонентов[5]
Bitossi «Allubit» Помол части сырьевых компонентов[5]
Sacmi IMOLA S.C. Прессование плитки из пресспорошка с
использованием изостатических штампов[6]
Vella Нанесение ангоба и/или глазури[7][8]
Sistem S.P.A. «Rotocolor» Офсетная печать по керамической плитке[9]
Sistem S.P.A. «Easy-Line» Автоматическая сортировка продукции[10]
Falcon Складирование
Сырьё Место добычи/изготовления
Основная глинистая составляющая Россия
Материалы для глазурования Испания, Италия[11]

Описание продукции

На керамическом заводе «Сокол» изготавливается преимущественно облицовочная плитка следующих форматов:

Тип Размер, см
Коллекционная плитка (тематическая подборка настенной,
напольной, декоративной плитки, а также бордюров,
элементов и панно к ней)
33 х 44*
33 х 33*
44 х 44*
20 х 33*
20 х 44*
Напольная плитка 33 х 33

44 x 44

Универсальная плитка 12 х 36,5

* — Размерность коллекции определяется по размеру настенной плитки.

При наличие разных дизайнерских решений, в сумме на заводе производится более 500 различных видов керамической плитки, а также более 1000 всевозможных керамических декоративных элементов.

При этом, существуют два сорта продукции: 1ый и 2-й, который появляется в результате поштучной отбраковки некоторой плитки из 1го сорта. Как правило, причинами служат незначительные, иногда не заметные невооружённым глазом, изменения в глазурном покрытии.

Отсортированная плитка автоматически формируется стекером в стопки от 7 до 22 штук объёмом порядка 1 м2 облицовочного материала и упаковывается в коробки из гофрокартона. В зависимости от типа плитки, каждая может весить от 12 до 16,7 кг. Коробки собираются на поддоны и обтягиваются термоусадочной плёнкой. В таком виде продукция доставляется в места продажи.

Керамическая плитка распространяется через широкую дилерскую сеть.

По результатам опроса покупателей завод «Сокол» вошел в топ-5 производителей керамической плитки России.[12]

Сертификация

Производимая заводом керамическая плитка имеет обязательные сертификаты соответствия требованиям ГОСТ-6787-90 и ГОСТ-6141-91, сертификат соответствия европейскому стандарту качества EN-177, а также санитарно эпидемиологические заключения, согласно которым продукция соответствует санитарным правилам СП 2.6.1.758-99, ГН 2.1.6.1338-03 и ГН 2.2.5.1313-03.[13][14]

Напишите отзыв о статье «Керамический завод «Сокол»»

Примечания

  1. [www.dedowsk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=26&Itemid=45 Наш Дедовск]
  2. [www.dedovsk.ru/istoriya-dedovska История Дедовска]
  3. скоростное производство методом однократного обжига
  4. [www.sokol-keram.ru/about.html История керамического завода]
  5. 1 2 [www.sokol-keram.ru/grind2.html Сырьё для керамической плитки: периодический помол]
  6. [www.sokol-keram.ru/pressing.html Прессование керамической плитки]
  7. [www.sokol-keram.ru/glaze3.html Декорирование керамической плитки: приготовление глазури]
  8. [www.sokol-keram.ru/glaze2.html Декорирование керамической плитки: глазурование]
  9. [www.sokol-keram.ru/risunoknaplitku.html Нанесение рисунка на керамическую плитку]
  10. [www.sokol-keram.ru/packing.html Сортировка и упаковка керамической плитки]
  11. [www.sokol-keram.ru/glaze0.html Декорирование керамической плитки: сырьё для глазури]
  12. [vashakuhnya.com/remont/plitka-rossiyskogo-proizvodstva ТОП-5 российских производителей керамической плитки].
  13. [www.sokol-keram.ru/info_upakov.html Информация об упаковке керамической плитки]
  14. [www.sokol-keram.ru/sertificat.html Сертификаты качества керамической плитки]

Ссылки

  • [www.sokol-keram.ru Официальный сайт завода]
  • [www.sokol-group.net Сайт группы компаний]

Отрывок, характеризующий Керамический завод «Сокол»

Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu’est ce qu’il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l’histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L’Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
– Бонапарте… – начал было Долохов, но француз перебил его.
– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…

wiki-org.ru

Керамический завод «Сокол» — WiKi

Керамический завод «Сокол» — бывший Гучковский керамический завод, ныне акционерное общество «Сокол», входящее в группу компаний «Сокол». Занимается выпуском керамических строительных материалов и их реализацией. Завод основан в 1907 году и расположен в городе Дедовск, Московская область.

История

В начале XX-го века близ недавно возникшего возле Виндавской железной дороги посёлка анонимное акционерное общество со смешанным французско-русским капиталом приняло решение о возведении прядильно-ткацкой фабрики и казарменных корпусов для проживания рабочих. Для их постройки были созданы два керамических завода: Новикова и Каткова. Первый располагался на выкупленной близ деревни Талицы у купца К. И. Гучкова земле, вследствие чего позже и получил название «гучковский». А второй — на окраине будущего дачного посёлка Малиновка и работал только до завершения строительства фабрики.

В качестве сырья для кирпича использовалась красная глина из местных выработок. На стройку готовый материал доставлялся по специально проложенной для этого узкоколейке. Ныне в городе Дедовске можно увидеть старые кирпичные строения, в том числе административного и социального значения, которые являются практически ровесниками населённого пункта.

В 1926 году Гучковский керамический завод снова запустили на постоянной основе. Так он проработал до самого начала Второй мировой войны, когда производство, равно как и на местной прядильной-ткацкой фабрике, было полностью остановлено, а само здание готовилось к подрыву. Однако, рубеж удалось отстоять и строения были сохранены для последующего восстановления производства.[1][2]

В послевоенные годы, в отличие от фабрики, именно Гучковский керамический завод приобрёл наибольшее хозяйственное значение. На нём выпускались крупноразмерные керамические блоки, использовавшиеся при строительстве семи «Сталинских высоток» в Москве.

В 1950-м году на заводе осваивается выпуск облицовочной керамики, которой отделаны и многие другие высотные здания столицы, а также некоторые станции метро.

С 1993 по 1994 года на заводе «Сокол» ведётся полная реконструкция цехов. В процессе изменений, происходит установка итальянского оборудования для изготовления крупной керамической плитки по технологии monocottura[3].

Дальнейшее расширение производства, в 1998 году позволило керамическому заводу освоить и запустить в массовое производство широкий ассортимент различных декоративных керамических элементов: панно, бордюров и прочего.

В течение 2008 — 2009 годов в «Соколе» реконструируются цеха, производящие напольную керамическую плитку. За счёт этого происходит очередной качественный скачок производства.

К концу 2010 года происходит следующая модернизация части производственных цехов. Керамический завод «Сокол» является одним из передовых производителей керамической плитки на территории России[4].

Хронология

1907 — год основания завода.

1907-1947 — на заводе производится кирпич из местных красных глин.

1945-1960 — предприятие изготавливает крупноразмерные керамические блоки.

1950 — заводом освоено производство фасадной керамической плитки для крупнопанельного домостроения города Москвы.

1960-е (середина) — впервые в России установлен и запущен конвейер скоростного обжига плитки.

1971 — в посёлке керамического завода возводится первый девятиэтажный дом в городе.

1993-1994 — реконструкция завода, установка итальянских линий производства.

1998 — завод начинает выпускать декоративную керамическую плитку: панно и бордюры.

2008-2009 — реконструкция цеха напольной плитки.

2009, 17 сентября — учреждён флаг города Дедовска, на котором изображены кирпичи керамического завода.

2010 — модернизация цеха по производству облицовочной плитки.

2013 — модернизация глинороспускного цеха

2015 — выпуск нового формата настенных плиток

Оборудование и сырье

Завод «Сокол» оснащён последним поколением техники различных преимущественно итальянских фирм.

ФирмаИсполняемая технология
Sacmi IMOLA S.C.Помол части сырьевых компонентов[5]
Bitossi «Allubit»Помол части сырьевых компонентов[5]
Sacmi IMOLA S.C.Прессование плитки из пресспорошка с
использованием изостатических штампов[6]
VellaНанесение ангоба и/или глазури[7][8]
Sistem S.P.A. «Rotocolor»Офсетная печать по керамической плитке[9]
Sistem S.P.A. «Easy-Line»Автоматическая сортировка продукции[10]
FalconСкладирование
СырьёМесто добычи/изготовления
Основная глинистая составляющаяРоссия
Материалы для глазурованияИспания, Италия[11]

Описание продукции

На керамическом заводе «Сокол» изготавливается преимущественно облицовочная плитка следующих форматов:

ТипРазмер, см
Коллекционная плитка (тематическая подборка настенной,
напольной, декоративной плитки, а также бордюров,
элементов и панно к ней)
33 х 44*
33 х 33*
44 х 44*
20 х 33*
20 х 44*
Напольная плитка33 х 33

44 x 44

Универсальная плитка12 х 36,5

* — Размерность коллекции определяется по размеру настенной плитки.

При наличие разных дизайнерских решений, в сумме на заводе производится более 500 различных видов керамической плитки, а также более 1000 всевозможных керамических декоративных элементов.

При этом, существуют два сорта продукции: 1ый и 2-й, который появляется в результате поштучной отбраковки некоторой плитки из 1го сорта. Как правило, причинами служат незначительные, иногда не заметные невооружённым глазом, изменения в глазурном покрытии.

Отсортированная плитка автоматически формируется стекером в стопки от 7 до 22 штук объёмом порядка 1 м2 облицовочного материала и упаковывается в коробки из гофрокартона. В зависимости от типа плитки, каждая может весить от 12 до 16,7 кг. Коробки собираются на поддоны и обтягиваются термоусадочной плёнкой. В таком виде продукция доставляется в места продажи.

Керамическая плитка распространяется через широкую дилерскую сеть.

По результатам опроса покупателей завод «Сокол» вошел в топ-5 производителей керамической плитки России.[12]

Сертификация

Производимая заводом керамическая плитка имеет обязательные сертификаты соответствия требованиям ГОСТ-6787-90 и ГОСТ-6141-91, сертификат соответствия европейскому стандарту качества EN-177, а также санитарно эпидемиологические заключения, согласно которым продукция соответствует санитарным правилам СП 2.6.1.758-99, ГН 2.1.6.1338-03 и ГН 2.2.5.1313-03.[13][14]

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *