тактико-технические характеристики. ОАО «Концерн «Калашников»»
Танки, едва только появившись первый раз на поле боя, оказали на всю военную мысль того времени колоссальное влияние. Моментально появились противотанковые ружья, специальные боеприпасы, второе рождение переживала полковая артиллерия.
Сегодня «танкобоязнь» уже не проявляется в столь яркой форме, потому как войска получили в свое распоряжение немало эффективных средств, которые помогают эффективно бороться с бронетехникой противника. К примеру, к таковым относится управляемая ракета «Вихрь-1».
Основные сведения
Разработка ракеты началась в начале 80-х годов прошлого века. Изначально она предназначалась для оснащения вертолетов Ка-50, а также Су-25Т. Последний являлся модификацией знаменитого «Грача», предназначенной специально для борьбы с тяжелой бронетехникой потенциального противника.
Сложности компоновки
Разработчики сразу столкнулись с жестким ограничением по диаметру, так как на пилонах Ка-50 необходимо было разместить не менее 12, а на подвесках Су-25Т – не менее 16 ракет. Именно из-за этого управляемая ракета «Вихрь-1» отличается рекордно удлиненным корпусом. Это не только позволило «втиснуться» в нужный диаметр, но и обеспечило максимально возможную дальность и скорость полета, так как аэродинамические характеристики у такой схемы максимально оптимальные.
Выполнена ракета по конструктивной схеме «утка», ее крылья в походном положении сложены. Чтобы обеспечить максимально стабильную курсовую устойчивость, конструкторы «наградили» ее способностью к продольному вращению в полете.
Конструктивные особенности
В передней части корпуса традиционно расположился отсек с тандемной боевой частью, а также скрытыми в нишах «крыльями», то есть стабилизаторами курсовой устойчивости. Кроме того, там же находится неконтактный взрыватель, который был использован в конструкции ради повышения эффективности ракеты для возможного ее применения по воздушным целям противника. Всю среднюю часть занимает простая осколочно-тандемная боевая часть.
Весь остальной объем занят твердотопливным маршевым двигателем с двумя конусовидными соплами, слегка отклоненными в стороны. В самом конце хвостового отсека расположена различная аппаратура, служащая для наведения ракеты на цель.
Хранение в походном положении
Как мы и говорили, за ходовую устойчивость отвечают стабилизаторы, находящиеся в носовой части. Их четыре, они образуют Х-образную проекцию. Для обеспечения продольного вращения в полете конструкторы придали им легкое закручивание по часовой стрелке. Храниться управляемая ракета «Вихрь-1» может только в транспортном контейнере. Гарантия – не более десяти лет при соблюдении всех условий.
Принятие на вооружение и первые испытания
Принятие на вооружение этого оружия состоялось сравнительно недавно, в 1985 году. Впервые испытания в условиях, предельно приближенных к боевым, проводились в 1986 году, когда «Вихрями» отстреливались с борта вертолета Ми-28 и штурмовиков Су-25Т. Особенно высокую эффективность показали именно штурмовики, показавшие способность к преодолению эшелонированной противовоздушной обороны условного противника.
Проще говоря, было доказано, что «Грачи» могут успешно атаковать танковые колонны условного противника на марше, нанося им серьезный ущерб. Каковы основные характеристики «Вихрь-1»? ТТХ ракеты следующие:
- Длина – 2,75 м.
- Диаметр корпуса – 152 мм.
- Вес ракеты (вместе с транспортировочным контейнером) – 59 кг.
- Скорость максимальная – 610 м/с.
- Высота запуска – от 4 до 4000 метров.
- Дальность запуска – от 400 метров до 10 километров.
- Максимальное время полета к цели – до 28 секунд.
Дальнейшее развитие концепции
В 1990 году, перед самым развалом Советского Союза, на вооружение была принята управляемая ракета «Вихрь-1 М», обладающая впечатляющей универсальностью. Ее предполагалось использовать не только по наземным, но также по воздушным, надводным, прочим видам целей, включая скопления живой силы противника. В отличие от предшественника, ракета была сделана полностью автономной, с использованием наиболее совершенной и сложной электронной начинки.
Благодаря этому, вертолеты и штурмовики, оснащенные этим типом оружия, могут эффективно и в кратчайшие сроки выполнять очень широкий спектр задач. Из-за этого «противотанковая» ракета «Вихрь-1» является, по сути, широкопрофильной и полностью универсальной. Сегодня за разработку и выпуск отвечает ОАО «Концерн «Калашников»», расположенный в городе Ижевске, Удмуртия.
Важные особенности ракет семейства «Вихрь»
Отличительными особенностями ракет последних поколений являются следующие черты:
- Большая дальность полета, в сочетании с прекрасной аэродинамикой и гиперзвуковой скоростью, обеспечивают высокую вероятность боевой живучести даже в условиях преодоления эшелонированной противовоздушной обороны условного противника.
- Сверхзвуковая скорость полета также позволяет одновременно атаковать несколько целей, обеспечивая повышенную живучесть самолета или вертолета-носителя. Проще говоря, противнику становится не до них.
- Автоматическая система наведения по лазерному лучу позволяет с гарантией поражать даже цели малого размера.
- Отличная защищенность от станций РЭБ вероятного противника, что опять-таки повышает вероятность успешного преодоления эшелонированной противовоздушной обороны.
- Широчайшая номенклатура поражаемых целей, вплоть до крупных надводных кораблей и даже подлодок в надводном положении.
Порядок боевого применения ракеты
Пилот, приблизившись к месту вероятной дислокации противника (примерно за 10-15 километров до него) должен активировать систему сканирования местности «Шквал-М». В случае когда координаты вероятного нахождения цели были введены заранее, система активируется автоматически, без участия человека.
После того как цель обнаружена, пилот должен опознать ее, используя визуальные и технические средства опознавания. Ему необходимо совместить отметки цели и прицела таким образом, чтобы первая занимала не менее ¾ контрольного дисплея. После этого автоматика сама переходит в режим сопровождения предполагаемой цели. Пуск ракеты может быть произведен только в том случае, когда пилот достиг максимально возможной дистанции поражения.
Кроме того, на пилоте лежит работа по недопущению сильного отклонения цели от азимута, захваченного аппаратурой автоматического сопровождения, так как, в противном случае, гарантировать удачный запуск невозможно.
Особенности боевого применения
Впрочем, не стоит считать здешнюю автоматику «глупой». Специалисты ОАО «Концерн «Калашников»» ее значительно доработали. Аппаратура вполне способна вести цель какое-то время даже после того, как потеряла ее из видимости (между штурмовиком и танком возник какой-то объект). Если все же имел место сбой автоматического сопровождения, летчик должен был повторно захватить ее в ручном режиме.
Как мы уже говорили, запуск ракеты производился только по достижении нормальной дистанции, а также при уверенном удерживании объекта автоматикой ракеты. В новых разновидностях комплекс «Вихрь-1» способен на одновременное удержание и сопровождение до четырех целей с отстрелом ракет по ним в течение примерно 30 секунд. Считается, что вероятность поражения даже малоразмерного объекта составляет не менее 0,8.
Для расширения номенклатуры боевого применения уже в сегодняшние дни были разработаны ракеты с термобарической и осколочно-фугасной боевой частью, предназначенные специально для работы по крупным скоплениям живой силы и техники противника. За счет этого сверхзвуковая ракета «Вихрь-1» становится еще более универсальной.
Штурмовая «специализация»
Несмотря на то что за весь период эксплуатации ракеты делалось немало попыток приспособления ее под наземные ракетные комплексы, практика доказала, что самым оправданным способом их применения является запуск с борта боевых вертолетов и штурмовиков.
Впрочем, сегодня все же существуют и даже эксплуатируются комплексы, предназначенные для установки на легкобронированной технике и даже джипах. Их создание – заслуга ОАО «Концерн «Калашников»». На вооружении нашей армии ничего подобного, по словам военных экспертов, нет, так как с подобными целями значительно лучше справляется комплекс «Корнет».
Перспективы комплекса
В связи с тем, что этот тип вооружения может быть использован по наземным, надводным и воздушным целям, скорость которых не превышает 800 км/ч, а также с учетом имеющихся наработок по унификации с наземными ракетными комплексами, достаточно привлекательно выглядят перспективы поставок «Вихря» в те страны, рельеф которых благоприятствует использованию комплекса в качестве ПВО.
Кроме того, ПТРК «Вихрь-1» пользуется стабильной популярностью в арабских государствах, так как они заинтересованы в покупках многофункционального и надежного оружия.
fb.ru
«Вихрь» (ракета). Противотанковый ракетный комплекс
«Вихрь» — ракета из состава российского противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К121 «Вихрь» (по натовской классификации — АТ-16 Scallion), имеющая лазерное наведение. Она запускается с кораблей, а также с вертолетов Ка-50, Ка-52 и штурмовиков Су-25. Впервые была показана в 1992 году на авиасалоне в Фарнборо.
История разработки
Комплекс «Вихрь» был разработан в бывшем Советском Союзе как аналог американского ПТРК AGM-114 Hellfire. Работа началась в 1980 году и проводилась тульскими конструкторами из КБП под руководством А. Г. Шипунова. Первые экземпляры были поставлены в войска в 1985 году. Какую же дальнейшую судьбу имела ракета «Вихрь»? Испытания комплекса на вертолетах В-80 и штурмовиках Су-25Т, проведенные в 1986 году, подтвердили его высокую эффективность. В дальнейшем комплекс подвергся модернизации, завершившейся в 1990 году. Однако из-за напряженной финансовой ситуации для российских войск было закуплено лишь небольшое число готовых изделий для целей тестирования. Серийное производство началось в 2014 году, а первые комплексы поставлены в российские ВС в конце 2015 года для оснащения вертолетов Ка-52.
Варианты ПТРК
Известны два варианта этого противотанкового комплекса:
- 9K121 «Вихрь» – ранняя версия, разработка которой полностью завершилась в 1997 году. Каким боеприпасом был оснащен данный комплекс «Вихрь»? Ракета 9M127 с дальностью стрельбы до 8 км входила в его состав. Ее гарантийная бронепробиваемость составляла 900 мм.
- 9K121 «Вихрь-М» — серийная модифицированная версия. В ее состав входит ракета «Вихрь-1» (стандартное обозначение — 9M127-1) с дальностью стрельбы до 10 км, оснащенная тандемным зарядом, пробивающим броню до 1200 мм.
Основы поражающий способности ракеты
Каковы особенности ПТРК «Вихрь»? Ракета комплекса предназначена для поражения жизненно важных наземных целей, в том числе бронированных, оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней (динамической защитой). Практически все противотанковые боеприпасы работают на основе кумулятивного действия, т. е. путем прокалывания брони струей раскаленного металла. Взрыво-реактивная броня может быть пробита только несколькими попаданиями в одно и то же место. Этот принцип реализован в тандемных боеприпасах, вроде ракеты «Вихрь-1», в которой имеются два кумулятивных заряда, срабатываемых в быстрой последовательности. Без тандемных зарядов попасть в одно и то же место на броне практически невозможно.
Состав ПТРК «Вихрь»
Ракета «Вихрь-1» является боевой частью противотанкового комплекса «Вихрь-М», который также включает в себя следующие составные части:
- пусковая установка для авиатехники (вертолеты, самолеты) типа АПУ-6 или АПУ-8;
- автоматическая система обзора и прицеливания типа И-251 «Шквал-М».
Автоматическая прицельная система «Шквал-М» разработки красногорского завода «Зенит» снабжена телевизионным и тепловизионным (инфракрасным) каналами прицеливания, каналом лазерного луча для управления ракетой, лазерным дальномером, автоматическим блоком отслеживания цели, цифровым компьютером и системой стабилизации ракеты в полете в двух плоскостях. Система И-251 обеспечивает обнаружение целей и идентификацию их в дневное и ночное время, автоматическое слежение за целями и наведение на них ракет, а также выдает точную информацию для артиллерийского и ракетного обстрела.
Технология прицеливания
Если координаты цели предварительно занесены в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) вертолета (самолета), в памяти которого должна храниться карта района полета, то при подлете к цели на расстояние 12-15 км автоматически включается система «Шквал-М». Если координаты цели известны лишь ориентировочно, то систему прицеливания комплекса «Вихрь-М» включает пилот. Она начинает сканирование местности по телевизионному (или тепловизионному) каналу, отображая его результаты на телеэкране в кабине.
После появления цели на телеэкране летчик включает режим максимального увеличения, опознает цель и наводит на ее изображение метку прицельной сетки. После этого система «Шквал-М» переводится пилотом на автосопровождение опознанной цели. В этом режиме летчик должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в допустимых для аппаратуры слежения пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°). Когда достигается разрешенная дальность стрельбы, автоматически пускается противотанковая ракета «Вихрь». По одной цели можно одновременно пустить две ракеты или полминуты обстреливать до 4 целей.
Ракета «Вихрь»: характеристики
Ракета предназначена для поражения бронированных наземных целей, в том числе оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней, на расстоянии до 8 км при ведении обстрела с вертолета и до 10 км с самолета в дневное время (до 5 км ночью), а также для поражения воздушных целей при условии прикрытия средствами ПВО. Она оснащена как контактным, так и неконтактным взрывателями. Последний позволяет поражать воздушные цели при приближении к ним на расстояние до 5 м.
Скорость полета ракеты является сверхзвуковой и достигает 610 м/с, так что расстояние в 4 км она преодолевает за 9 с. При этом ПТУР комплекса AGM-114K Hellfire для покрытия этой дистанции требуется 15 с, поскольку летит она с дозвуковой скоростью.
При угле встречи с препятствием в 90° ракетой гарантированно пробивается гомогенная стальная броня толщиной 1000 мм.
Конструкция ракеты
Боевой заряд ракеты выполнен по тандемной схеме и разнесен по ее длине. Спереди расположен лидирующий кумулятивный заряд, за которым находится привод четырех аэродинамических рулей, способных выдвигаться из ниш в направлении назад относительно хода ракеты. Далее расположен второй комбинированный боезаряд, имеющий как кумулятивную, так и осколочно-фугасную части.
За боезарядом размещено топливо для маршевого двигателя и собственно сам твердотопливный двигатель с двумя соплами, направленными под углом к оси ракеты. Здесь же, в хвостовом отсеке ракеты, находится приборный контейнер с аппаратурой системы управления, а также приемник лазерного светолуча.
В задней части корпуса расположено аэродинамическое оперение ракеты в виде четырех загнутых по часовой стрелке (при взгляде с носа ракеты) крыльев пятиугольной формы, которые перед пуском (при нахождении внутри транспортно-пускового контейнера (ТПК)) прилегают к корпусу, а затем раскрываются при помощи спецмеханизма.
Наличие управляемых рулей-крыльев в передней части, а также неуправляемых в задней позволяет отнести аэродинамическую схему ракеты к типу «утка».
Работа механизмов ракеты при пуске и полете
Она транспортируется в армированном стекловолокном пластиковом ТПК, из которого и стартует под действием порохового аккумулятора давления. При запуске происходит небольшой выброс сгоревших газов из заднего торца ТПК. Сразу после выхода из пускового контейнера выдвигаются крылья и запускается двигатель ракеты. Лазерный прицел расположен на корме ракеты, которая стремится остаться в лазерном луче во время полета.
Наведение по лазерному лучу на цель является гарантией высокоточной стрельбы, которая не снижается при увеличении дальности цели. При этом мощность излучения лазерного прицела настолько низка, что она оказывается на порядок меньше, чем пороговая мощность срабатывания, которой обладают зарубежные системы сигнализирования о лазерном облучении. Это обеспечивает предельную скрытность применения оружия. Ракета «Вихрь» способна уничтожить подвижную малоразмерную цель класса «танк» с вероятностью 80 %.
fb.ru
Вихрь (ПТРК) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь.9К121 «Вихрь» | |
---|---|
по ификации НАТО AT-16 Scallion | |
6 ракет комплекса «Вихрь» | |
Тип | противотанковый ракетный комплекс |
Статус | эксплуатируется |
Разработчик | КБП (ПТУР), НИТИ(Б) (ПИМ)[1] |
Главный конструктор | А. Г. Шипунов |
Начало испытаний | 1980 год |
Принятие на вооружение | «Вихрь»: 1985 год[2] «Вихрь-М»: 1990 год[3] |
Производитель | → |
Годы производства | 2013 — н.в. |
Годы эксплуатации | 2015 — н.в. |
Основные эксплуатанты | СССР Россия |
Основные технические характеристики | |
Максимальная дальность: 10 км | |
↓Все технические характеристики | |
Изображения на Викискладе |
«Вихрь» (индекс ГРАУ: 9К121, по классификации НАТО: AT-16 Scallion) — противотанковый ракетный комплекс, разработанный для вооружения штурмовиков Су-25Т, Су-39, вертолётов Ка-50, Ка-52, а также катеров и малых патрульных кораблей.
ПТУР предназначена для поражения бронированной техники, в том числе оснащённой динамической защитой, а также малоскоростных (со скоростью до 800 км/ч) воздушных целей.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Состав
- 3 Ракета
- 4 Модификации
- 5 Тактико-технические характеристики
- 5.1 Основные характеристики комплекса
- 5.2 Ракета
- 5.3 Управление и наведение комплекса
- 5.4 Пусковая установка
- 5.5 Потенциальные недостатки
- 6 Поставки
- 7 Применение
- 8 См. также
- 9 Примечания
- 10 Литература
- 11 Ссылки
История создания[
ru-wiki.ru
Вихрь (ракетный комплекс) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
РПК-1 «Вихрь» | |
---|---|
Две ПЛУР 82Р на ПУ МС-32 | |
Тип | Противолодочный ракетный комплекс |
Статус | Снят с вооружения |
Разработчик | НИИ-1/СКБ-203 |
Главный конструктор | Н. П. Мазуров |
Годы эксплуатации | 1968-1994 |
Основные эксплуатанты | |
Основные технические характеристики | |
Масса 1800 кг |
РПК-1 «Вихрь» (Индекс ГРАУ 82Р, по классификации МО США и НАТО FRAS-1) — советский противолодочный ракетный комплекс корабельного базирования. Принят на вооружение Постановлением правительства № 440—168 от 12 июня 1968 года.
Ракета комплекса оснащалась инерциальной системой наведения, систем самонаведения на цель или внешнего телеуправления не предусматривалось. Поражение цели обеспечивалось ядерной боевой частью мощностью 10 килотонн с радиусом поражения до 1,5 км.
ru.wikipedia.org
Комплекс управляемого оружия армейской авиации «Вихрь-М»
УР «Вихрь-1» КУВ «Вихрь-М»
Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и самолета Су-25Т — модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП. При разработке ракет комплекса «Вихрь» определяющим было ограничение по диаметру, так как для наружной подвески вертолета предполагалось разместить до 12 ПТУР в ТПК, а на штурмовике до 16 ПТУР в ТПК. Поэтому для ракеты было принято рекордно высокое удлинение корпуса. Это способствовало снижению аэродинамического сопротивления и, соответственно, обеспечению требуемых характеристик по скорости и дальности. Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным дугообразным крылом и складным ПГО. В полете, ракета вращается вокруг своей продольной оси. В передней части корпуса расположен отсек с лидирующим зарядом тандемной БЧ, воздушно-динамическим рулевым приводом закрытого типа с лобовым воздухозаборником и четырьмя аэродинамическими рулями, выдвигаемыми из ниш назад по ходу ракеты. Там же в головной части ракеты расположен неконтактный взрыватель необходимый для повышения эффективности применения по воздушным целям. Далее следует основная кумулятивно-осколочно-фугасная БЧ. За БЧ расположены топливо маршевого двигателя и сам твердотопливный двигатель ракеты, имеющий два косонаправленных сопла. В конце хвостового отсека ракеты расположена аппаратура управления с приемником лазерного излучения. При нахождении в ТПК к корпусу ракеты прилегают Х-образно расположенные 4 раскрываемые специальным механизмом консоли крыла, имеющие в плане пятиугольную форму, а при виде от носка ракеты загнутые по часовой стрелке. Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера, с гарантийным сроком складского хранения 10 лет. Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся с сентября 1986 г . по октябрь 1986 г . на Гороховецком полигоне, а позднее в ходе войсковых учений в Закарпатье, где штурмовик Су-25Т успешно действовал против условного противника, оснащенного самыми новейшими в то время, образцами зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск СССР.
Су-25Т
Ка-50
Дальнейшим развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1» принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10000 м включительно. Он включает в себя: сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием; многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания; различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок. Все это позволяет обеспечить полную автономность средств поражения после пуска. Оснащение армейской авиации комплексами управляемого вооружения «Вихрь-М» обеспечивает эффективное использование вертолетов и штурмовиков в условиях современного боя, позволяет в короткие сроки решать самый широкий круг задач и продуктивно взаимодействовать с сухопутными подразделениями. Отличительными особенностями КУВ «Вихрь-М» являются: * Большая дальность стрельбы, в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника. * Высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей. * Высокая вероятность попадания в малоразмерную цель за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой; * Полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех; * Поражение широкой номенклатуры наземных, надводных и воздушных целей.
Всесуточный оптико-электронный прицельный комплекс «Шквал-М» входящий в КУВ «Вихрь-М», осуществляет автоматический поиск и опознавание цели с последующим захватом, сопровождением и выполнением атаки. Автоматическая аппаратура прицельного комплекса «Шквал-М» разработанного Красногорским механическим заводом «Зенит» включает в себя телевизионный и тепловизионный каналы обнаружения и слежения за целью, лазерный дальномер и канал наведения ПТУР, а также систему двухплоскостной стабилизации. При приближении к району вероятного нахождения цели, на расстоянии 12 — 15 км пилот включает режим сканирования местности прицельным комплексом «Шквал-М». Если координаты района вероятного нахождения цели заранее заведены в БЦВМ авиационного носителя, то сканирование местности комплекс «Шквал-М» начинает автоматически. После обнаружения цели, пилот в режиме максимального увеличения осуществляет ее опознание, совмещает метку на экране телевизионного индикатора с целью таким образом, что она занимала 3/4 ее площади, а затем нажатием кнопки автоматического слежения переводит аппаратуру в режим автосопровождения. Прицельный комплекс переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты. При пилотировании вертолета цель должна была оставаться в переделах углов слежения аппаратуры «Шквал-М»: до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места. Прицельный комплекс способен обеспечить автоматическое сопровождение цели даже после кратковременного исчезновения ее изображения — например, в тех случаях, когда между вертолетом и танком оказывается другой объект. В том случае, если все-таки имел место сбой автоматического слежения, летчик осуществлял повторный захват цели. Пуск ракеты производится после захвата цели на автосопровождение. Комплекс обеспечивает возможность одновременного обстрела одной цели двумя ПТУР и обстрел до четырех целей в течение 30 секунд. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса «танк» ракетой «Вихрь-1» не менее 0,8. Для расширения номенклатуры поражаемых целей комплексом «Вихрь-М» разработаны и приняты на вооружение управляемые ракеты с фугасной (термобарической) и осколочной БЧ. Основные достоинства ракеты «Вихрь-1» и автоматической прицельной аппаратуры наиболее полно реализуются в составе обеспечивающего достаточный обзор вертолетного комплекса или вооружения штурмовика. Тем не менее, стремясь расширить область применения комплекса, КБП провело инициативную проработку самоходного комплекса с размещением на легкобронированных шасси типа БМП-3 и даже на джипах. С учетом возможности многоцелевого применения — по наземным и воздушным целям, летящим на скоростях до 800 км/час включительно, а также упрощающей эксплуатацию унификации с вертолетным комплексом можно достаточно оптимистично оценить перспективы наземных вариантов комплекса, особенно для поставок в страны с ландшафтом и климатическими условиями, способствующими достаточно частой реализации уникальных возможностей комплекса по максимальной дальности стрельбы.
Дальнейшее развитие комплекса «Вихрь» связано в первую очередь с установкой на авиационные носители (Ка-52, Ми-28Н) оборудования обеспечивающее применение ПТУР во всех метеоусловиях днем и ночью, а также с разработанными в 90-х годах новыми ПТУР 9М227, 9М227О-1 с лазерно-лучевой ГСН, реализующих принцип «вижу-стреляю», 9М227М1, 9М227Ф, 9М227О-2 с ИК (тепловизионной) ГСН, реализующих принцип «выстрелил-забыл» и 9М227М2 с пассивной радиолокационной ГСН. Новые ракеты имеют увеличенную дальность пуска до 12 — 14 км и несколько большую скорость полета.
ОСНОВНЫЕ ТТХ ПТРК «ВИХРЬ-М» С УР «ВИХРЬ-1»
Использованные материалы: «УРАЛ ЭКСПО АРМЗ-2000»: РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ http://rbase.new-factoria.ru/search/index7.htm А.В.Карпенко, С.М. Ганин «Отечественные авиационные тактические ракеты», «Бастион» N1, 2000г. В.Ильин. «Вестник Авиации и Космонавтики», 8-9, 1997. |
www.btvt.narod.ru
в чем уникальность ракеты «Вихрь»
Противотанковые «Вихри» проверяются Сирией
Большой урон бандформированиям в Сирии наносят российские вертолеты, арсенал которых недавно пополнился серийным вариантом нового противотанкового ракетного комплекса (ПТРК).
Приводя статистику потерь противника в районе города Тадмор (Пальмира) на одном из мартовских брифингов, начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской сказал: «В ходе этой операции потери боевиков составили более тысячи человек убитыми и ранеными, уничтожено 19 танков, 37 боевых бронированных машин, 98 пикапов с установленным тяжелым вооружением, более 100 единиц автомобильной техники. Решающий вклад в разгром группировки ИГИЛ в районе Пальмиры внесла российская авиация и Силы специальных операций. Против бандформирований применялись не только самолеты, но и новейшие вертолеты Ка-52, которые продемонстрировали свою высокую эффективность в горно-пустынной местности».
Выступление главы ГОУГШ сопровождалось демонстрацией видеороликов, снятых на линии огневого соприкосновения. На них запечатлены моменты боевого применения противотанковых управляемых ракет по бронетехнике и укрепленным позициям террористов. Ряд специалистов высказали предположение, что удары по врагу наносились экипажами Ка-52 при помощи ракет «Вихрь». В пользу данной версии говорят цифры, наложенные на изображение поля боя, которые, предположительно, показывают дальность до цели – в пределах семи-восьми километров.
Арсенал Вооруженных Сил РФ включает несколько серийных типов противотанковых ракет, однако в основной массе они имеют максимальную дальность пуска пять-шесть километров. В частности, соответствующий показатель для основного варианта ракет 9М114 «Штурм» и 9М120 «Атака» разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) в рекламных материалах конструкторского бюро дается равным 6000 метров.
Правда, разработаны специальные модификации «Атаки» с увеличенной, до семи-восьми километров, дальностью стрельбы. Однако есть сомнения в способности штатной бортовой аппаратуры серийных вертолетов армейской авиации реализовать возросшие энергетические возможности ракеты на практике стрельбы по реальным целям в условиях сирийской пустыни.
Штатные системы
Арсенал управляемого оружия Ми-24ПМ, Ми-35М и Ми-28, размещенных в Сирии, включает ПТРК «Штурм-В», «Атака-В» и «Атака-ВН». Стартовая масса ракеты составляет 42–43 килограмма, транспортно-пусковой контейнер весит около 50 килограммов. Реализована схема наведения, при которой бортовая аппаратура ракеты отрабатывает сигналы на коррекцию траектории полета, поступающие с вертолета по радиолинии (так называемое радиокомандное наведение).
Система наведения – полуавтоматическая: оператор (наводчик) непрерывно отслеживает цель, удерживая ее в перекрестии прицела, тогда как слежение за ракетой (по трассеру) и выработка команд управления с передачей на ракету идут автоматически.
Серийные Ка-52 комплектуются многоцелевым комплексом управляемого ракетного вооружения комплекса «Штурм-ВУ». В его состав включены прицельная круглосуточная система с аппаратурой лазерной системы наведения и система обработки видеоизображения с телевизионным автоматом сопровождения цели СОВИ «Охотник».
Согласно информации на сайте разработчика, «Штурм-ВУ» предназначен для уничтожения складов, дотов, дзотов, легкобронированной техники, неподвижных и подвижных наземных целей типа «танк», малоскоростных воздушных целей типа «вертолет», живой силы, расположенной открыто и сосредоточенной в укрытиях. В качестве средства поражения используются управляемые ракеты 9М120-1 с тандемной кумулятивной боевой частью и ракеты 9М120-1Ф с фугасной боевой частью.
В практическом плане данная модификация «Штурма» отличается от основного варианта на вертолетах марки «Миль» реализацией алгоритмов поражения целей с телеориентированием ракет в лазерном луче. После пуска экипажу вертолета необходимо удерживать прицельную метку на цели вплоть до попадания в нее ракеты. При этом она наводится на цель, автоматически отслеживая направление лазерного луча при помощи расположенных в хвостовой части фотоэлементов. Комплекс работает в простых и ограниченно сложных метеоусловиях, правда, при стрельбе ночью практическая дальность сокращается до 3500–4000 метров.
Апробация новых систем
Однако «Штурм» – далеко не новая система: вертолет Ми-24 с подобным комплексом в первоначальном его варианте (полуавтоматическая система наведения с передачей команд по радиоканалу) поступил на вооружение в 1976 году. Он считается первым в мире массовым ПТУР со сверхзвуковой скоростью полета (средняя на маршруте – порядка 400, максимальная – 540 метров в секунду).
Между тем, выступая перед депутатами Государственной думы 22 февраля 2017 года, министр обороны РФ сказал, что за время, что российские войска ведут боевые действия в Сирии, они опробовали 162 образца новых и модернизированных вооружений, из которых лишь десять пришлось снять с производства и отправить на доработку. Хотя Сергей Кужугетович Шойгу не привел конкретных названий, есть весомые основания предполагать, что в число апробованных включены вертолет Ка-52 «Аллигатор» и входящие в его арсенал средств новейшие средства поражения.
Машины данного типа появились в Сирии прошлым летом, дополнив размещенные там ранее Ми-24П и Ми-35М. Они приняли участие в ряде операций, проводимых правительственными войсками и их союзниками в провинциях Хомс и Алеппо.
Вертолеты марки Ка неоднократно попадали в объективы фото и видеокамер, съемки с которых затем выкладывались в открытый доступ. Среди фотографий, появившихся в феврале, были и такие, на которых Ка-52 запечатлен с транспортно-пусковыми контейнерами, по форме напоминающими ТПК ракет 9А4172 комплекса «Вихрь» Конструкторского бюро приборостроения (г. Тула).
Тульские оружейники приступили к испытаниям своего изделия в далеком 1980 году и завершили их в начале 1990-х. Однако из-за распада Советского Союза и в связи с отсутствием у новой России достаточного числа носителей (Ка-50 и Су-25Т не пошли в серийное производство) «Вихрь» первоначального облика и последовавшие за ним улучшенные варианты изготавливались единичными образцами.
Лишь в 2013 году концерн «Калашников» получил заказ и приступил к серийному выпуску ракет для МО РФ. Поставки товарной продукции начались в конце позапрошлого года. Постановке на поток «Вихри» обязаны ГОЗ и «египетскому контракту» на вертолеты семейства Ка-52. Возможно, желание МО РФ проверить недавно полученные ракеты нового типа в реальной военной обстановке и показать их результативность иностранным коллегам из числа клиентов отечественного ОПК сделало возможным применение их в Сирии. Отметим, что задолго до сирийских событий вертолеты Ка-50 применили «Вихрь» (отмечено три пуска по реальным целям) в ходе контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.
Высокая скорость и большая дальность
Массовые параметры тульского изделия: стартовая масса – 42–45 килограммов, вес ТПК – до 60 килограммов – лишь ненамного превышают соответствующие показатели коломенского. Время полета к цели на удалении четыре километра находится в сопоставимых пределах (10–11 секунд). А вот на повышенных дальностях преимущество имеет «Вихрь», который разгоняется до более высоких (до 800 метров в секунду) скоростей и преодолевает восемь километров за 20–21 секунду. При этом предельная дальность стрельбы увеличивается с пяти-шести до восьми-десяти километров. Отметим, что дозвуковые ПТРК прошлых поколений, которые в массовом порядке применяются в Сирии и Ираке, пролетают расстояние четыре-пять километров за полминуты.
«Вихрь» разрабатывался как средство поражения современных танков и бронемашин с толщиной брони до 1000 миллиметров. Вероятность уничтожения движущегося танка типа Leopard 2 одной ракетой по целеуказанию от оптико-электронного комплекса вертолета оценивалась в 0,8–0,85. Особо следует отметить, что с помощью «Вихрей» вертолет может расстреливать танки противника, оставаясь вне зоны действия его зенитных средств. Серийные Ка-52 оснащаются ГОЭС-451 с 20-кратным увеличением по ТВ-каналу. Оптико-электронные системы позволяют его экипажу обнаруживать цели, подсвеченные передовыми авианаводчиками и атаковать их в автоматическом режиме. Это особенно важно на линии боевого соприкосновения для исключения возможности нанесения удара по своим войскам.
Сверхзвуковая скорость, высокая точность попадания и большая дальность стрельбы позволяют применять «Вихри» по воздушным целям. Это было продемонстрировано во время испытаний Су-25Т, когда прямым попаданием «Вихря» была сбита радиоуправляемая мишень на платформе бомбардировщика Ту-16.
На Западе нет прямого аналога нашему комплексу, а в качестве дальнего можно рассматривать Air Defense and Anti-Tank System, разработанный в середине 1980-х годов фирмами «Эрликон» и «Мартин Мариэтта». По сути, ADATS представляет самоходный зенитный комплекс, ракеты которого стартовым весом более 50 килограммов и дальностью стрельбы до восьми километров могут наводиться не только на воздушные, но и на наземные цели.
Помимо РЛС кругового обзора, комплекс оснащен стабилизированным электронно-оптическим модулем с инфракрасной и телевизионной камерами, лазерными дальномером и системой наведения ракет по лучу. После пуска ракета сначала управляется по радиоканалу, а затем – по лазерному лучу, причем комбинированное наведение обеспечивает как эффективное использование энергетики ракеты, так и прямое попадание в цель.
Исторически «Вихрь» представляет собой очередной шаг в развитии и совершенствовании технологий наведения ракеты по лазерному лучу. Кроме преимуществ, приведенных выше, необходимо отметить и одно важное обстоятельство. Управляемое оружие с головками самонаведения стоит очень дорого. Это одна из причин, почему ВКС России делают ставку в Сирии на комбинированное применение неуправляемых и высокоточных авиационных средств поражения, используя высокоточные боеприпасы только по наиболее важным объектам противника. Снижения стоимости массовых противотанковых и зенитных ракет можно достигнуть за счет отказа от оснащения их головками самонаведения (ГСН), заменив их фотоэлементами в хвостовой части снаряда.
Проще говоря, ГСН представляет специальное устройство, которое обнаруживает излучение, создаваемое или отражаемое целью, и наводит на нее ракету путем взаимодействия с бортовыми вычислителями и органами управления (аэродинамические рули, поворотные сопла и т. п.). Применяемые в современных комплексах радиолокационные, инфракрасные и оптические головки самонаведения довольно дорого стоят и при этом устанавливаются на одноразовый носитель и уничтожаются вместе с ним как при попадании в цель, так и при промахе. Так происходит в случае с американскими ПТРК Hellfire, Javelin и им подобными.
Между тем фотоэлементы, размещаемые в хвостовой части снаряда, который наводится телеуправлением по лазерному лучу, в серийном производстве недороги. Таким образом, открывается путь к созданию сравнительно дешевых средств поражения, при этом обладающих высокой точностью.
tvzvezda.ru
Тактический ракетный комплекс 036 «Вихрь» » Военное обозрение
Ранние отечественные тактические ракетные комплексы в основном оснащались двигателями, работающими на твердом топливе. Были созданы несколько ракет с жидкостными двигателями, однако они не получили широкого распространения. Кроме того, прорабатывались и некоторые другие варианты силовой установки для ракеты, способной атаковать цели с расстояния в несколько десятков километров. Так, ракета комплекса 036 «Вихрь» должна была оснащаться прямоточным реактивным двигателем.Созданные к середине пятидесятых годов прошлого века тактические неуправляемые ракеты имели некоторые недостатки. Так, невысокое совершенство твердого топлива не позволяло получать высокие показатели дальности, а жидкостные двигатели, обеспечивая требуемый радиус действия, были слишком сложными, дорогими и недостаточно надежными. Продолжая развитие подобных двигателей, советские конструкторы занимались экспериментами, целью которых был поиск альтернатив с требуемыми характеристиками. Одним из самых лучших вариантов замены твердотопливных и жидкостных двигателей тогда казалась прямоточная система.
На этапе предварительных расчетов и формирования требований к перспективной ракете было определено, что использование сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (СПВРД), работающего на стандартном бензине марки Б-70, позволит отправлять 450-кг ракету на дальность до 70 км. С учетом требуемого запаса топлива подобный снаряд мог нести 100-кг боевую часть с зарядом взрывчатого вещества массой 45 кг. Большим преимуществом такой ракеты была возможность изменения дальности стрельбы без изменения угла возвышения пусковой установки: для достижения требуемых в данной ситуации параметров полета можно было использовать механизм, отключающий подачу горючего в двигатель.
Схема самоходной пусковой установки Бр-215. Рисунок Dogswar.ru
К началу 1958 года были завершены предварительные работы по перспективной подвижной полевой реактивной системе с неуправляемой ракетой. Следует отметить, что современная классификация военной техники позволяет считать эту разработку тактическим ракетным комплексом или (с некоторыми оговорками) реактивной системой залпового огня. 13 февраля 58-го вышло постановление Совета министров СССР о разработке нового проекта ракетной системы 036 «Вихрь». Примерно через два месяца Главное артиллерийское управление закончило работы над техническим заданием. Разработка нового проекта была поручена ОКБ-670, главным конструктором назначили М.М. Бондарюка.
Целью проекта было создание ракетного комплекса, способного наносить удары по объектам противника в тактической и ближней оперативной глубине. Целями «Вихря» должны были стать резервы противника в виде живой силы и военной техники, огневые позиции артиллерии, штабы, узлы связи, площадки сборки тактического ядерного оружия, объекты тыла и т.д. Для поражения таких целей при помощи неуправляемых ракет следовало использовать одновременный запуск нескольких боеприпасов, который позволял довести вероятность поражения объектов противника до приемлемых значений.
К этому времени организация-разработчик уже имела определенный опыт в деле создания тактических неуправляемых ракет, который следовало использовать в новом проекте. Использование опыта, а также некоторых наработок по предыдущим проектам позволило специалистам ОКБ-670 завершить разработку проекта 036 «Вихрь» всего за несколько месяцев. Необходимая документация, при всей сложности работ, была подготовлена к середине 1958 года. 30 июня был утвержден эскизный проект.
Для нового ракетного комплекса требовалось разработать самоходную пусковую установку с нужными характеристиками. Работы по этому образцу техники начались еще в ноябре 1957 года, когда промышленность занималась только проработкой будущего облика комплекса «Вихрь». Созданием боевой машины нового типа занимались конструкторы волгоградского завода «Баррикады». В дальнейшем это предприятие выполнило сборку требуемой для испытаний техники.
Схема ракеты «036». Рисунок Широкорад А.Б. «Отечественные минометы и реактивная артиллерия»
Самоходная пусковая установка получила обозначение Бр-215. Она представляла собой грузовой автомобиль ЯАЗ-214 с установленными на нем направляющими для ракет. Использованное шасси имело капотную компоновку и оснащалось трехосной ходовой частью с полным приводом. Машина комплектовалась дизельным двигателем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с. Грузоподъемность достигала 7 т. Грузовик мог разгоняться на шоссе до скорости 55 км/ч. Двух 255-л топливных баков хватало на 750-850 км пути.
На грузовой площадке шасси предлагалось монтировать пусковую установку, совместимую с перспективными ракетами. Непосредственно на раме шасси устанавливалась опорная платформа с шарнирным креплением качающейся артиллерийской части и опорами-аутригерами. Артиллерийская часть состояла из опорной рамы и двух направляющих для ракет. Направляющие представляли собой ажурную конструкцию, состоящую из колец-обойм, направляющих рельсов и продольных силовых элементов. Неуправляемые ракеты нового типа должны были получать стабилизаторы, не имеющие систем складывания. Из-за этого требовалось создать пусковую установку, способную защитить плоскости реактивных снарядов при транспортировке и во время разгона. Готовая конструкция получилась достаточно крупной, из-за чего на имевшемся шасси удалось разместить только две направляющие.
На прямых продольных балках направляющей с разными интервалами крепились 10 колец-обойм. Кольца и балки образовывали жесткий каркас, устанавливавшийся на качающемся основании. На внутренних стойках колец помещались винтовые направляющие. Во время стрельбы они должны были контактировать с соответствующими деталями ракет и заставлять боеприпасы вращаться вокруг своей оси. Стабилизаторы во время запуска двигались внутри цилиндра, образованного кольцами, благодаря чему не имели возможности столкнуться с чем-либо и получить повреждения.
Интересной особенностью пусковой установки Бр-215 было отсутствие механизмов наведения, обеспечивающих изменение углов наводки. Артиллерийская часть могла перемещаться только в вертикальной плоскости, из-за чего горизонтальная наводка должна была осуществляться поворотом всей машины. Вертикальное наведение не предусматривалось. Направляющие при стрельбе могли занимать только одно положение, обеспечивавшее вывод ракет на наиболее эффективную траекторию. Наведение по дальности планировалось выполнять бортовыми средствами реактивных снарядов.
Общая длина машины Бр-215 составляла 8,6 м, ширина – 2,7 м, высота – 3 м. Полная масса самоходной пусковой установки с двумя ракетами равнялась 18 т. Такие весовые показатели укладывались в возможности базового шасси, благодаря чему характеристики подвижности оставались на требуемом уровне.
Строение ракеты «036». Рисунок Militaryrussia.ru
Самоходная пусковая установка Бр-215 должна была транспортировать и запускать ракеты типа «036». В конструкции этого изделия предлагалось использовать несколько оригинальных идей и решений, прежде всего касавшихся силовой установки. Требуемые летные характеристики реактивного снаряда должны были достигаться при помощи прямоточного воздушно-реактивного двигателя, работающего на бензине. Кроме того, ракету предлагалось оснастить стартовым двигателем, соединенным с маршевым.
Ракета «036» имела цилиндрический корпус с лобовым воздухозаборником. Воздухозаборное устройство оснащалось коническим центральным телом, предназначенным для образования двух косых скачков уплотнения. Позади центрального тела находились боевая часть и топливный бак. Хвостовая часть корпуса отдавалась под двигатели. В хвостовой части корпуса, со сдвигом вперед, помещались Х-образные стабилизаторы трапециевидной конструкции. Рядом со стабилизаторами помещались штифты для взаимодействия с винтовыми направляющими. Иные выступающие детали на корпусе отсутствовали.
Позади центрального тела воздухозаборника помещалась осколочно-фугасная боевая часть массой 100 кг. Внутри корпуса этого изделия помещался заряд взрывчатого вещества массой 45 кг. Использовался контактный взрыватель с дистанционным взведением. Рядом с боевой частью находился топливный бак для бензина, использовавшегося маршевым СПВРД. Его объем позволял ракете нести до 27 кг топлива. При помощи трубопроводов бак соединялся с двигателем, находившимся в хвостовой части корпуса. Топливопровод оснащался часовым механизмом, отвечавшим за отсечку подачи горючего в заданный момент времени.
Основой силовой установки ракеты «036» был сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-036 собственной разработки ОКБ-670. Двигатель имел входной диффузор диаметром 273 мм и камеру сгорания диаметром 360 мм. После разгона до требуемой скорости в камеру сгорания должен был подаваться бензин Б-70, воспламеняемый имеющимися средствами зажигания. При нормальных условиях изделие РД-036 могло развивать тягу от 930 до 1120 кг. Имеющегося запаса топлива хватало на 11-21 с работы маршевого двигателя.
Первоначальный разгон ракеты, необходимый для включения маршевого двигателя, предлагалось осуществлять при помощи стартового твердотопливного ускорителя. Для экономии места стартовый двигатель типа ПРД-61 должен был помещаться внутри камеры сгорания маршевого СПВРД и выбрасываться откуда после окончания работы. Стартовый двигатель имел цилиндрический корпус диаметром 250 мм и оснащался шашкой твердого топлива весом 112 кг, сгоравшей за 3,5 с. Тяга стартового двигателя достигала 6,57 т.
Общий вид машины Бр-215. Фото Strangernn.livejournal.com
После выработки твердого топлива и сброса стартового двигателя ракета должна была включать маршевую силовую установку. Этот процесс был реализован достаточно просто: в нужный момент происходила механическая разблокировка клапана топливной системы, после чего бензин начинал поступать в камеру сгорания, воспламенялся и начинал создавать тягу.
Ракета «036» имела длину 6056 мм и максимальный диаметр 364 мм. Размах стабилизатора – 828 мм. Интересно, что габариты готового изделия оказались немного меньше требовавшихся техническим заданием. Стартовый вес ракеты составлял 450 кг. Согласно предварительным расчетам, боеприпас при помощи стартового двигателя должен был развивать скорость более 610 м/с, а максимальная скорость, достигаемая при помощи маршевом, определялась на уровне 1 км/с. При прохождении активного участка полета ракета должна была подниматься на высоту 12 км, а максимальная высота траектории доходила до 16,9 км (по другим данным, до 27 км). Дальность стрельбы могла меняться от 20 до 70 км. На максимальной дальности рассеивание ракет достигало 700 м.
Для транспортировки и хранения новых неуправляемых ракет была разработана специальная укупорка. Она представляла собой деревянный ящик требуемых габаритов, защищавший ракету от внешних воздействий. При подготовке комплекса к стрельбе боеприпасы следовало извлекать из укупорок и затем устанавливать на направляющие машины Бр-215. Укупорка допускала хранение ракеты «036» на складе в течение 10 лет.
Применение необычного маршевого двигателя привело к формированию оригинальных принципов работы ракетного комплекса. Прибыв на огневую позицию, определив свое положение и рассчитав углы наведения, расчет комплекса 036 «Вихрь» должен был поворачивать самоходную установку в нужном направлении и горизонтировать ее при помощи домкратов. Затем направляющие пусковой установки поднимались в боевое положение. При этом угол вертикального наведения был одинаков для стрельбы на любые дальности. Также производилась ручная установка часового механизма подачи топлива, отвечавшего за дальность полета ракеты.
Процесс зарядки пусковой установки. Фото Strangernn.livejournal.com
По команде с пульта управления происходило воспламенение заряда стартового двигателя. За 3,5 с он полностью сгорал, создавая тягу, необходимую ракете для прохода по направляющей и последующего ее покидания. К моменту выработки твердого топлива ракета должна была набирать скорость, позволявшую включить маршевый СПВРД. После сгорания твердого топлива происходили автоматический сброс пустого корпуса стартового двигателя и открытие клапана подачи топлива. При помощи системы зажигания происходило воспламенение бензина. После удаления от пусковой установки на некоторое расстояние осуществлялось взведение взрывателя. Во время полета стабилизация ракеты осуществлялась за счет вращения при помощи стабилизаторов, установленных под углом к набегающему потоку.
Пролетев по заданной траектории некоторое заранее определенное расстояние, соответствующее требуемой дальности стрельбы, ракета самостоятельно отключала маршевый двигатель и завершала активный участок полета. Далее полет производился по баллистической траектории вплоть до момента встречи с целью.
До конца 1958 года занятые в проекте «Вихрь» организации собрали опытные образцы перспективной техники и вооружения. Вскоре эти изделия отправились на полигон для проведения испытаний. Площадкой для проверок стал полигон Владимировка в Астраханской области. Там осуществлялись все испытания нового оружия, как в исходной, так и в модернизированной версиях.
Параллельно с испытаниями опытных ракет «036» и самоходных пусковых установок Бр-215 специалисты ОКБ-670 занимались созданием улучшенной версии реактивного снаряда. Путем доработок конструкции и изменения некоторых деталей была создана новая ракета, получившая обозначение «036А». От исходного изделия она отличалась, в первую очередь, повышенной тягой маршевого двигателя. При нормальных условиях этот параметр достигал 1100-1200 кг. Прочие элементы конструкции, такие как топливная система с часовым механизмом или боевая часть, не изменялись.
Благодаря минимальным отличиям от базового изделия, упростившим изготовление опытных образцов, ракета «036А» смогла выйти на испытания уже в 1958 году. В ходе проверок она подтвердила рост параметров двигателя при сохранении основных характеристик на прежнем уровне. Одновременно с этим круговое вероятное отклонение на максимальной дальности увеличилось до 750 м. В остальном улучшенная ракета не отличалась от исходной «036».
Доработанный вариант самоходной пусковой установки с увеличенным числом направляющих. Фото Strangernn.livejournal.com
Испытания ракет двух типов вместе с имеющейся пусковой установкой продолжались до 1959 года. В ходе испытаний было выполнено около трех десятков запусков ракет. Кроме того, был собран большой объем научного материала, который планировалось использовать при дальнейшем развитии неуправляемых ракет с СПВРД. К примеру, за счет некоторых новых идей удалось добиться заметного сокращения размеров стабилизаторов при полном сохранении их функций. Это давало возможность уменьшить габариты ракет в укупорках и облегчить их хранение. Кроме того, можно было переработать конструкцию пусковой установки, удвоив количество направляющих. По некоторым данным, проект новой пусковой установки с увеличенным числом направляющих даже дошел до строительства прототипа.
После завершения всех испытаний документация по комплексу «Вихрь», его ракетам «036» и «036А», а также пусковой установке Бр-215 была передана заказчику. Специалисты изучили представленные данные и решили, что дальнейшие работы по этому проекту не имеют смысла. Несмотря на применение новых агрегатов, позволивших повысить дальность стрельбы в сравнении с существующими системами, комплекс 036 «Вихрь» имел ряд характерных недостатков, часть которых была принципиально неустранима. В 1960 году проект «Вихрь» официально закрыли.
Предложенная система вооружения, имея некоторые преимущества, оказалась слишком сложной в производстве и эксплуатации. Кроме того, пусковая установка с двумя или (в перспективе) четырьмя направляющими могла привести к неприемлемым последствиям тактического характера. С учетом точности и сравнительно низкого могущества неуправляемых ракет «036» и «036А» для нанесения удара по цели требовалось использовать неприемлемо большое количество самоходных пусковых установок. Дальнейшее развитие комплекса в условиях отсутствия систем управления не позволяло решить основные проблемы и довести некоторые важные характеристики до требуемого уровня.
Наличие заметных проблем и фактическое отсутствие способов их решения привело к отказу от дальнейшего развития ракетного комплекса «Вихрь». Ракеты семейства «036» не были приняты на вооружение и не использовались в армии. Тематика неуправляемых баллистических ракет с прямоточными воздушно-реактивными двигателями тоже не получила заметного продолжения, поскольку подобные силовые установки не отвечали существующим требованиям. Дальнейшее развитие тактических ракетных комплексов и реактивных систем залпового огня осуществлялось с применением силовых установок иных классов.
По материалам:
http://dogswar.ru/
http://russianarms.ru/
http://aviaros.narod.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-188.html
Широкорад А.Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. – Мн., Харвест, 2000.
topwar.ru