Содержание

Баллистическая ракета «Булава»: технические характеристики. Справка

15:5924.02.2010

(обновлено: 16:02 24.02.2010)

676963

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 для использования в международных договорах, SS NX 30 – по классификации НАТО) — новая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. Решение о разработке такой ракеты было принято в 1988 году.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 для использования в международных договорах, SS NX 30 – по классификации НАТО) — новая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. Решение о разработке такой ракеты было принято в 1988 году.

Создание ракеты было поручено Московскому институту теплотехники (МИТ). Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Разработка «Булавы» в Московском институте теплотехники заняла в два раза меньше времени, чем это бывает обычно (до 15 лет).

МБР «Булава» полностью разработана и изготовлена на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса, а также максимально унифицирована с наземным ракетным комплексом стратегического назначения «Тополь-М».

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» предназначена для вооружения новейших атомных подводных лодок проекта 955 (типа «Борей»), к которым относится АПЛ «Юрий Долгорукий», имеющая 12 ракетных шахт.

Основные технические характеристики:

Радиус действия – 8 тыс км.
Стартовая масса — 36,8 т.

Ракета может нести от 6 до 10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т, способных менять траекторию полета по высоте и курсу.

Количество ступеней – 3.
Тип головной части — ядерная разделяющаяся.
Длина в пусковом контейнере — 12,1 м.

Максимальный диаметр – 2 м.

Маршевые двигатели первой и второй ступени ракеты выполнены твердотопливными. Третья ступень для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории оснащена жидкостным двигателем.

Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на «ходу».

Испытания ракеты начались в 2004 году. Принять «Булаву» на вооружение планируется в 2009 году — вместе с подлодкой «Юрий Долгорукий», которая уже спущена на воду.

Всего до 2015 года в России планируется построить восемь АПЛ, которые будут оснащены новейшими видами вооружения, в том числе и баллистическими ракетами «Булава».

По материалам РИА Новости, газеты «Известия» за 15.03.2006 и сайта «Оружие России»

ria.ru

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». Справка | Справка | Вопрос-Ответ

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка  «Александр Невский»  произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.

Что представляет собой ракета?

«Булава» (SS NX 30 — по классификации НАТО) — российская трёхступенчатая твердотопливная ракета морского базирования, разработанная Московским институтом теплотехники. Устанавливается на лодки проекта 955 «Борей» * 

Особенностью ракеты является то, что она оснащена гиперзвуковыми боеголовками, позволяющими осуществлять маневр по высоте и курсу. Ракета на активном участке** может уходить от противоракеты.

Изготовитель — Воткинский завод.

Количество боевых блоков — от 6 до 10 общей массой 1,15 т.

Радиус действия — 8 тыс. км.

Стартовая масса — около 36,8 т.

Забрасываемый вес — 1150 кг.

Длина — 12,1 м.

Максимальный диаметр — 2 м.

Максимальная дальность полёта — от 8 до 9 тыс. км.

Двигатели первой и второй ступени — твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем.

Все компоненты «Булавы» производятся в России, что гарантирует независимость от мировой политической конъюнктуры. 

«Булава» должна составить основу перспективной группировки морских стратегических ядерных сил России до 2040-2045 годов. 

Испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Фото: РИА Новости

История запусков 

Испытания ракеты начались в 2004 году. Всего было произведен 22 испытательных запуска «Булавы», 13 из них признаны успешными.

24 мая 2004 года — при испытании твердотопливного двигателя ракеты «Булава» на Воткинском машиностроительном заводе произошёл взрыв. На испытательном стенде взорвался двигатель ракеты.

23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был успешно произведён учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок.

27 сентября 2005 года был осуществлён успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (Камчасткая область). Примерно за 14 минут ракета преодолела более 5,5 тысяч километров, ракета поразила все предназначенные цели на полигоне.

21 декабря 2005 года был произведён успешный пуск из подводного положения по полигону Кура.

7 сентября 2006 года с борта крейсера «Дмитрий Донской» был произведён запуск «Булавы» с подводного положения в направлении Камчатки. Запуск был неудачным. Из-за сбоя в программе на втором этапе испытаний ракета отклонилась от заданного курса и упала в море, не достигнув цели.

25 октября 2006 года был произведён неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море.

24 декабря 2006 года был произведён неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения. Через несколько минут полёта из-за отказа двигателя третьей ступени ракета самоликвидировалась.

28 июня 2007 года в Белом море был произведён частично удачный пуск, третья боеголовка не достигла цели.

28 ноября 2008 года подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» Северного флота из акватории Белого моря произвёл успешный пуск ракеты по полигону Кура на Камчатке.

23 декабря 2008 года испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» закончился неудачно. Ракета самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

15 июля 2009 года состоялся неудачный пуск ракеты, ракета самоликвидировалась.

9 декабря 2009 года пуск закончился неудачей, при работе третьей ступени произошёл технический сбой.

7 октября 2010 года пуск прошёл в штатном режиме. Ракета поразила все заданные цели на полигоне Кура.

29 октября 2010 года пуск из акватории Белого моря по полигону Кура прошёл в штатном режиме. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок.

28 июня 2011 года был впервые произведён успешный пуск со штатного носителя АПЛ «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке.

27 августа 2011 года в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий».

28 октября 2011 года был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура.

23 декабря 2011 года пуск ракеты завершился успешно с борта АПЛ «Юрий Долгорукий». Запуск был залповым, двумя ракетами, боевые блоки достигли полигона Кура.

6 сентября 2013 года пуск с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря завершился неудачно. Ракета вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и ракета упала в Северный Ледовитый океан.

10 сентября 2014 года был успешно произведён с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

29 октября 2014 года был произведён успешный запуск ракеты по полигону Кура на Камчатке с атомной подлодки «Юрий Долгорукий».

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский»  произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.


 *Проект 955 «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвёртого поколения. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» — в составе Тихоокеанского флота, третий — «Владимир Мономах» — прошёл государственные испытания, готовится к передаче флоту. Четвёртый — «Князь Владимир» — и пятый — «Князь Олег» — находятся в стадии постройки. На лодках класса «Борей» размещены 16 баллистических ракет подводного старта «Булава», каждая из которых оснащена 6–10 боеголовками, то есть в общей сложности получается от 96 до 160 боеголовок.

 Борей — в греческой мифологии бог бурного северного ветра, сын Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари).

**Активный участок полёта — участок полёта летательного аппарата, на котором работает маршевый двигатель, как правило — ракетный. Скорость, угол наклона к горизонту и высота полёта ракеты в конце активного участка определяют дальность её полёта.

www.aif.ru

Баллистическая ракета «Булава»: технические характеристики. Справка

13:0823.12.2008

(обновлено: 13:09 23.12.2008)

34000

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава-30» — новая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. «Булава» разработана на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса и максимально унифицирована с наземным ракетным комплексом стратегического назначения «Тополь-М».

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 для использования в международных договорах, SS NX 30 – по классификации НАТО) — новая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. Решение о разработке такой ракеты было принято в 1988 году.

Создание ракеты было поручено Московскому институту теплотехники (МИТ). Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Разработка «Булавы» в Московском институте теплотехники заняла в два раза меньше времени, чем это бывает обычно (до 15 лет).

МБР «Булава» полностью разработана и изготовлена на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса, а также максимально унифицирована с наземным ракетным комплексом стратегического назначения «Тополь-М».

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» предназначена для вооружения новейших атомных подводных лодок проекта 955 (типа «Борей»), к которым относится АПЛ «Юрий Долгорукий», имеющая 12 ракетных шахт.

Основные технические характеристики:

Радиус действия – 8 тыс км.
Стартовая масса — 36,8 т.

Ракета может нести от 6 до 10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т, способных менять траекторию полета по высоте и курсу.

Количество ступеней – 3.
Тип головной части — ядерная разделяющаяся.
Длина в пусковом контейнере — 12,1 м.
Максимальный диаметр – 2 м.

Маршевые двигатели первой и второй ступени ракеты выполнены твердотопливными. Третья ступень для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории оснащена жидкостным двигателем.

Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на «ходу».

Испытания ракеты начались в 2004 году. Принять «Булаву» на вооружение планируется в 2009 году — вместе с подлодкой «Юрий Долгорукий», которая уже спущена на воду.

Всего до 2015 года в России планируется построить восемь АПЛ, которые будут оснащены новейшими видами вооружения, в том числе и баллистическими ракетами «Булава».

По материалам РИА Новости, газеты «Известия» за 15.03.2006 и сайта «Оружие России»

ria.ru

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 июня 2017 г. Минобороны РФ сообщило, что ракетный подводный крейсер проекта 955 «Юрий Долгорукий» Северного флота ВМФ России произвел пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура (Камчатка).

Р-30 «Булава» — российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 «Борей» и «Борей-М», испытания также проводились на модернизированной субмарине ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула».

Разработка и пуски

В начале 1990-х гг. планировалось, что на новые российские РПКСН будут устанавливаться ракеты Р-39УТТХ («Барк») КБ им. Макеева (Миасс, Челябинская обл.), однако их разработка была прекращена в 1998 г. из-за неудачных испытаний и проблем с финансированием.

Спецпроект на тему

Было принято решение о начале работ над новым пусковым комплексом. В 1998 г. Московский институт теплотехники начал разрабатывать «Булаву». Первые публикации о новой ракете появились в 1999 г. Первоначально планировалось, что она будет принята на вооружение уже в 2004 г. Успешные запуски массогабаритного макета из надводного и подводного положения состоялись 11 декабря 2003 г. и 23 сентября 2004 г. соответственно. Первый запуск ракеты был осуществлен 27 сентября 2005 г.: по официальным заявлениям, «Булава» была запущена из надводного положения и поразила цель на полигоне Кура (Камчатка).

Всего с 2005 г. по 26 июня 2017 г. были произведены 27 испытательных пусков, из них 12 были признаны успешными, остальные оказались частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступени. В результате принятие ракеты на вооружение откладывалось, несмотря на то, что первые РПКСН класса «Борей» (К-535 «Юрий Долгорукий» и К-550 «Александр Невский») в 2013 г. уже вошли в состав ВМФ России. Такая ситуация не является уникальной для отечественного кораблестроения — так, первые две подводные лодки проекта 941 «Акула» вступили в состав флота в 1981 и 1983 гг., а предназначенный для них ракетный комплекс Д-19 был принят на вооружение лишь в 1984 г.

Тактико-технические характеристики

Точные тактико-технические характеристики «Булавы» официально не публиковались. По данным различных СМИ, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, которая может нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Стартовая масса — около 36,8 т, забрасываемый вес — 1 тыс. 150 кг, длина в пусковом контейнере — 12,1 м. По данным СМИ, максимальная дальность — 10 тыс. км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы, означает радиус окружности, очерченной вокруг цели, в которую должно попасть 50% боеголовок) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять около 250-300 м.

tass.ru

Ракета «Булава» / АвиаПорт.Конференция

Тема: Ракета «Булава»

Н Александр пишет:
Да, массовые показатели довольно близки. На мой взгляд, это говорит лишь о том, что в этом вопросе достигнут некий порог совершенства, и дальнейшее совершенствование идёт по другим критериям. А D5 весит в два раза больше, чего их сравнивать?
==================================
Да уж придется сравнивать, ибо у Запада трайдент-1 снят с вооружения как морально устаревший и РФ придется бросать вызов против Д5 и М-51. Кстати последние вмещаются:
24 в 18750 тонн лодки и 16 в 14350 тонны соответственно. Что имеем по Борею — 12 легких Булав в 24000 тонн. Оно то понятно, что там усиленный корпус для всплытия во льдах, но не настолько же! А почему такая диспропорция? Да очень просто — 955 проект изначально заточен под «Барк» весом 81 тонну, которая забрасывает за 3 тонны на 9000. Т.е. наш ответ Д5. Но имеется Булава, которая для Борея как для ИС-2 сорокопятка в качестве штатного вооружения. Поэтому еще раз — создали аналог давно снятой Трайдент-1 с элементами Полариса в виде разделяющей ступени на ЖРД.

Короткий АУТ не означает «низкой траектории», как Вы и сами наверняка понимаете. Это способ ухудшить возможности системы оповещения, которой для фиксации факта и направления пуска, предварительного расчёта траектории для целеуказания ПРО нужно как минимум 2 минуты. Это из доступных открытых данных. У «Сатаны» АУТ 8 минут, у «Булавы» …….. сильно меньше. При этом заложена возможность маневров на АУТ, затрудняющих определение параметров движения. А высота траектории – это вопрос дальности стрельбы.
=====================================
Но тем не менее — у Булавы и Тополя изначально заложен «квазибалистический» профиль полета, что типа позволяет избежать перспективных орбитальных средств перехвата. А вот про ЗРК как-то забыли.

Забавно видеть сравнение 20-тонных, переделанных из «Минитменов» перехватчиков (которые нормально поставляются на вооружение на базы в Калифорнии и на Аляске) с суррогатом под названием СМ-3. Сбивание спутника, о котором идёт речь – не более чем демонстрационный акт.
======================
Ну-ну. Суроггаты говорите?

У корабля и средств то нет, чтобы наблюдать за космическим пространством. Пульнул в заранее рассчитанную точку, да и всё.
==========================
Да неужели? Ну если на краснознаменном БПК таких средств контроля и целеуказания нет, то априори и «Иджису» эта задача не по плечу?))))

Критичным параметром является вовсе не высота траектории, а время реагирования. Низкая траектория с точки зрения времени нахождения в поле зрения систем наблюдения за космическим пространством значительно лучше.
====================================
Ну разве только в телескоп будут проблемы. А для загоризонтных СПРН до фени, на какой высоте летит объект — на 300 или 150 км.

Кстати, не подскажете, крейсеров ледокольного типа нету у Американцев? Ну, тогда волноваться рано.
==============================
Ёрничайте, это последняя линия обороны, похоже. Кстати глобальное потепление это не только круглогодичная навигация по Севморпути, но и круглогодичное дежурство Тикендерог в районе Шпицбергена, как раз в районе окончания АУТ яракет с российских ПЛАРБ, базирующихся в Белом Море.

Кстати, Вы устройство рентгеновских лазеров предполагаемое представляете? Я когда впервые поинтересовался, был очень удивлён этой экзотикой.
=============================
Я уже давно охладел к фантастике.

Жидкостная ступень развода? Ну и леший с ней, это что самоцель? Взяли стандартную. Не зная мотивов, чего критиковать. Может это временный вариант, а может он просто гораздо удобнее.
================================
Скажите прямо — мне удобнее верить, что это временный вариант. А удобнее — это кому как.)))
И самое интересное, от этого отказались «там» за царя гороха, а тут — впаривают за шедевр.

Ё-моё…
«Ступень разведения: ЖРД Rocketdyne RS-14»
это про LGM-30G «Minuteman-3»

«Двигательная установка ГЧ состоит из твердотопливных газогенераторов и управляющих сопел, с помощью которых регулируется скорость головной части, ее ориентация и стабилизация. На «Trident-1» она включает два газогенератора (пороховой аккумулятор давления — рабочая температура 1650° С, удельный импульс 236 с, высокое давление 33 кгс/см2, низкое давление 12 кге/см2) и 16 сопел (четыре передних, четыре задних и восемь стабилизации по крену). Масса топлива двигательной установки 193 кг, максимальное время работы после отделения третьей ступени 7 мин. В двигательной установке ГЧ ракеты «Trident-2» используется четыре твердотопливных газогенератора, разработанные фирмой «Atlantic research». «
это про «Trident-2»

«Ступень разведения на всех БРПЛ семейства М4 — твердотопливная»
это про M45 французских

И про нашу «отсталость»- РСД10 «Пионер» в 70хх, был «весь ТТ».

И не путаем 3ступень с «автобусом»-ступенем разведения.

Про Р-30 «Булава»: «имеет стартовый вес около 30 тонн. Маршевые двигатели первой и второй ступени — твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем для обсепечения маневрирования на заключительном участке полёта. В качестве полезной нагрузки ракета несёт шесть гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общим весом 1,15 т на дальность не менее 8000 км».

Кондор, надеюсь, Вы моё лёгкое ёрничанье не воспринимаете как что-то обидное для себя? Мне бы это было неприятно.

Вернёмся к теме:
>РФ придется бросать вызов против Д5 и М-51<
Сами по себе ракеты не конкурируют друг с другом. Трайдент-2 разрабатывался в определённых условиях, Булава в других. И задачи у них разные. Прямое сравнение, особенно основанное на неполных и неточных данных, бесполезно.

>Что имеем по Борею — 12 легких Булав в 24000 тонн. Оно то понятно, что там усиленный корпус для всплытия во льдах, но не настолько же!<
Водоизмещение взято из ненадёжного источника. А посчитать его довольно просто. ЮД в поперечных размерах полный аналог «Барсов». Простая пропорция по длине. Насчёт всплытия во льдах – форумная болтовня – поверьте подводнику Северного флота.
Водоизмещение отечественных пл всегда больше аналогичных импортных из-за разных подходов к обеспечению живучести.

>А почему такая диспропорция? Да очень просто — 955 проект изначально заточен под «Барк». <
Еще одна легенда. Поперечные габариты пл определяются не только оружием. 2 ракеты по 1,6м диаметром помещаются в этой лодке в два ряда также, как 2 ракеты по 2,5 метра. Разница будет только по длине. Но ведь для более худых ракет и длина соответствующих отсеков будет меньше. Так что тезис про «Барк» мне видится надуманным.

К предыдущему абзацу – Булав не 12, а 16.

>Булавы и Тополя изначально заложен «квазибалистический» профиль полета, что типа позволяет избежать перспективных орбитальных средств перехвата<

Можно узнать, как Вам видится этот «квазибалистический» профиль? Баллистический – это полёт по инерции, а квазибаллистический – что это? Периодическое включение двигателей на траектории? Ну, тогда лесом идут все системы ПРО. Хотелось бы комментария.

>то априори и «Иджису» эта задача не по плечу?<
Я полагаю, что да. Не по плечу. Посмотрите на антенны станций слежения за космическими объектами, и сравните с Y-1.

>А для загоризонтных СПРН до фени, на какой высоте летит объект — на 300 или 150 км.<
Здесь Вы что имеете в виду – спутники?

В глобальное потепление я верю – на 1 градус Цельсия за 100 лет, на нашем веку Карское море от льдов ещё не очистится ИМХО.

>Скажите прямо — мне удобнее верить, что это временный вариант. А удобнее — это кому как.<
Да нет, если Вы что-то критикуете, то желательно знать мотивы определённых решений, технические подробности. У разных конструкций может быть весьма витиеватая история. Не зная её, не стоит делать столь однозначных выводов.

Дополню — с третьего систершипа «Долгорукого» носителей не 16, а 20.

>Кстати глобальное потепление это не только круглогодичная навигация по Севморпути, но и круглогодичное дежурство Тикендерог в районе Шпицбергена, как раз в районе окончания АУТ яракет с российских ПЛАРБ, базирующихся в Белом Море.<

Тут не смог удержаться: Район Шпицбергена (на стыке Баренцева и Норвежского моря) находится в незамерзающей зоне, Тикондерогам не нужно ждать сто лет до таяния ледяных полей. Они, нужно заметить, об этом не осведомлены, и боятся там дежурить:)

В Белом море наши пл строятся и ремонтируются, но не базируются. А стрелять могут вообще откуда угодно, например, из районов севернее Шпицбергена. И как быть в этом случае Тикондерогам? В «заднюю полусферу» стрелять?


>РФ придется бросать вызов против Д5 и М-51<
Сами по себе ракеты не конкурируют друг с другом. Трайдент-2 разрабатывался в определённых условиях, Булава в других. И задачи у них разные. Прямое сравнение, особенно основанное на неполных и неточных данных, бесполезно.
==========================================
Конечно нет, но если у противника появился новая система оружия, то желателен «ответ», выравнивающий паритет — симметричный или асимметричный. Вы искренне думаете, что Булава — способна «выравнять шансы» с Д5 и М-51?

>А почему такая диспропорция? Да очень просто — 955 проект изначально заточен под «Барк». <
Еще одна легенда.
===============================
Легенда? Ну-ну:
Читаем здесь:
http://submarine.id.ru/sub.php?955
Отсюда:
«…Согласно первоначальным планам лодку предполагалось вооружить ракетным комплексом, разработанным “МАКЕЕВСКОЙ” фирмой. Мощные твердотопливные ракеты с РГЧ должны были оснащаться новой системой инерциально-спутникового наведения, позволяющей существенно повысить точность стрельбы.
Однако серия неудачных испытательных пусков модернизированной ракеты заставила ПЕРЕСМОТРЕТЬ состав ракетного вооружения “Юрия Долгорукого”. В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), ранее специализировавшемся на создании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (“Пионер”, “Тополь”, “Курьер”, “Тополь-М”), а также противолодочных ракетных систем (“Медведка”) началась разработка новой ракетной системы “Булава-30” с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой, оснащенной РГЧ….»

По количеству шахт на Борее. Мне сугубо сухопутно-авиационному человеку как неудобно поправлять моряка, но истина дороже:
http://pilot.strizhi.info/wp-content/uploads/2009/10/01_sm.jpg
Можете сами подсчитать количество крышек шахт. Их таки 12.(((

Можно узнать, как Вам видится этот «квазибалистический» профиль? Баллистический – это полёт по инерции, а квазибаллистический – что это? Периодическое включение двигателей на траектории? Ну, тогда лесом идут все системы ПРО. Хотелось бы комментария.
=============================
А очень просто — боевые блоки этой ракеты должны были прорывать ПРО, маневрируя по высоте и курсу на относительно малых высотах. Такой маневренный полет назвали «квазибаллистическим». Но беда в том, что доставляя головки к месту разделения, основной носитель не может идти по высокой траектории свойствееным «классическим МБР», иначе будут проблемы со слишком отвесным входом в плотные слои его блоков. Вот поэтому Булава летит настильно, ну относительно «коллег» естественно.

>то априори и «Иджису» эта задача не по плечу?<
Я полагаю, что да. Не по плечу. Посмотрите на антенны станций слежения за космическими объектами, и сравните с Y-1.
=================================
И в чем проблема? Дальность AN/SPY-1 — 320 км. Вариант SPY-1D(V)имеет возможность захвата и сопровождения баллистических целей.

>А для загоризонтных СПРН до фени, на какой высоте летит объект — на 300 или 150 км.<
Здесь Вы что имеете в виду – спутники?
============================
Для РЛС СПРН что спутник, что МБР — просто объект.

В глобальное потепление я верю – на 1 градус Цельсия за 100 лет, на нашем веку Карское море от льдов ещё не очистится ИМХО.
====================================
Да, а вот «дурни думкой богатеют»(с):
http://www.barentsobserver.com/-.4660402.html

Извиняюсь, недосмотрел. Таки вы правы, на этой лодке их 16:
http://pilot.strizhi.info/wp-content/uploads/2009/10/01_sm.jpg
Интересно — 12 шахтный вариант, который кочует по всем схемам — это вариант еще под Барк или это уже модернизированный (удлиненный) вариант Борея?

23:18 condor пишет:
>Вы искренне думаете, что Булава — способна «выравнять шансы» с Д5 и М-51?<
Я думаю, что она вполне адекватна своим задачам (когда полетит уверенно). В былые годы на Европу наводили порядочный ужас весьма отсталые дизельные ракетоносцы с мегатонного класса ракетами, бороздившие балтийские воды. Хуже-лучше, разве в этом дело? Это ведь не олимпиада по физике.
>Читаем здесь (про водоизмещение):<
Не последую Вашему совету. Хотите, мы прямо здесь посчитаем, пользуясь несложными формулами, ещё в школе усвоенными. И Вам придётся в моей правоте убедиться. Ещё раз намекну, я окончил ВВМУ пп имени Ленинского комсомола и о подводных лодках знаю скорее всего больше.
>маневрируя по высоте и курсу на относительно малых высотах. Такой маневренный полет назвали «квазибаллистическим»<
Это что значит? Две ступени отработали, отвалились через 2 минуты после старта, а ракета «маневрирует по высоте и курсу». А как у неё это получается? Мне лично представляется, что энергия, потребная для существенного изменения характера движения объекта, разогнанного до космических скоростей, сравнима с той, что необходима для вывода его в космическое пространство.
И какие высоты можно считать «относительно малыми».
>Вот поэтому Булава летит настильно, ну относительно «коллег» естественно<
Предыдущий абзац пропустил (не понял). О настильности:
Траектория баллистического полёта задаётся тремя параметрами: начальные азимут, скорость, угол к горизонту. Хотим улететь дальше – выбираем соответствующий оптимальный угол, если дистанция меньше – есть возможность сделать траекторию более пологой (ниже), раз энергетика нам это позволяет. Вот и всё.
>Дальность AN/SPY-1 — 320 км.<
Так это совсем не много. С учётом того, что цели бывают разные (это про ЭПР – для какой Ваша цифра?), а также учёта угла наклона факт обнаружения произойдёт примерно в 200 км от корабля в самом лучшем случае. За сколько ракета преодолеет это расстояние, и хватит ли времени, чтобы рассчитать параметры цели, и ракете стартовать, разогнаться и достичь высоты 200 км? Вопрос риторический в принципе, но Ваши комментарии я всегда читаю с удовольствием.
>Для РЛС СПРН что спутник, что МБР — просто объект.<
Я не просто так задавал вопрос о дистанции обнаружения объекта, летящего на высоте 200 км наземной РЛС. По моим очень приблизительным прикидкам – 1500 км. Отсюда вывод: ракету, выпущенную далее этого расстояния от Норвежских берегов обнаружат уже в районе цели.
С уважением.

Вот «Булава» пролетела и ага:

http://inosmi.ru/army/20091211/156954729.html

Андрей, понимаю так, что «ага» — это та жаба. которая давит признаться, что надо возвращаться к этапу проектирования и искать ошибку?

В этом безрадостном факте есть оптимистическая составляющая. Обе ступени отработали, уже не первый раз. Проблема – ступень развода.
То есть, в моноблочном варианте (по типу «Тополя») ракета более-менее готова. Можно принимать, тем более, что лодки под неё уже в серии.

6.12.2009 Боев Дмитрий Александрович пишет:»… надо возвращаться к этапу проектирования и искать ошибку?»

Один мудрый человек сформулировал, что когда ничего не получается, надо начинать с самого начала….

а кто-нибудь знает, где можно достать стаистику по проведённым пускам, открытую её часть, конечно, ну чтоб сразу по всем ?

17.12.2009 Н Александр пишет:»… в моноблочном варианте (по типу «Тополя») ракета более-менее готова. Можно принимать, тем более, что лодки под неё уже в серии….»

— А лично Вы бумажку, допускающую постановку «Булавы» на боевое дежурство(или как там оно правильно называется) подпишите?
(А то мне как-то пришлось наблюдать своими глазами истерику Героя соцтруда в сортире по гораздо более простому вопросу…)

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.

www.aviaport.ru

Булава (ракета) — википедия орг

В ноябре 1997 года председателю правительства России Виктору Черномырдину было направлено письмо за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева, в котором предлагалось, с учётом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать Московскому институту теплотехники (МИТ) функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания (СЯС), имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. После утверждения письма научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. От разработки стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения.[10] Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.[10]

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

После успешных испытаний 29 июня 2007 года было принято решение[11] о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты[12]. «Воткинский завод» в 2008 году, до принятия на вооружение, начал серийное производство ракеты.[13]

По словам Юрия Соломонова, «Булава» разрабатывается как «корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения — проекта 941 „Акула“ и проекта 955 „Борей“».[14] При этом перенос сроков принятия на вооружение ракетного комплекса делал невозможным использование по прямому назначению трёх стратегических АПЛ проекта 941 «Акула» и ставил под вопрос целесообразность строительства новых стратегических ракетоносцев класса 955 «Борей».[15]

В июне 2012 года Главком Военно-морского флота Виктор Чирков заявил: «Ракета „Булава“ де-факто принята на вооружение. Де-юре идет техническое оформление документации.»[16]

В конце ноября 2013 года в Североморске на губе Окольной началось возведение хранилищ для стратегических ракет «Булава»[17].

Всего на начало 2014 года было изготовлено 46 ракет, 19 из которых были запущены во время испытаний.[18]

В январе 2017 года сообщалось о разработке перспективной версии МБР «Булава», которая будет отличаться несколько большими размерами, стартовым весом и увеличенной полезной нагрузкой.[19]

В июне 2018 года появилась информация о принятии «Булавы» на вооружение по результатам успешных испытаний[5].

К настоящему времени произведено 32 испытательных пуска «Булавы», 22 из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 22 мая 2018 года.

24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе, входящем в состав корпорации МИТа, во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.[20][21]

При проведении испытаний было принято решение отказаться от использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с подводной лодки.[22] Это решение может привести к тому, что ракета никогда не будет испытана при крайних значениях возмущений.[10]

  23 сентября 2004 года с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула», базирующейся на Севмашпредприятии в Северодвинске, был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования ракеты с подводных лодок.[23]

  Второй испытательный запуск (или первый запуск натурного изделия) был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Акула», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.[23]

  Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск был осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.[23]

  Четвёртый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск БРПЛ был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.[23]

  Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.[23]

  Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (в надводном положении) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.[23]

  Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск был произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился удачно — Как заявил начальник службы информации ВМФ Игорь Дыгало, «Булава» была запущена из акватории Белого моря по полигону Кура, расположенному на Камчатке. По его словам, «головная часть ракеты в установленные сроки прибыла в полигон».[24]

  Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полёт ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» [25]

  Девятый пуск. 28 ноября 2008 года пуск «Булавы» прошёл полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвела успешный пуск баллистической ракеты «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые была выполнена полностью. «Пуск произведён из подводного положения в рамках программы государственных лётно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.[26]

  Десятый пуск. Произведён 23 декабря 2008 года с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчётной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвёртым (с учётом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счёту из девяти проведённых.[23]

  Одиннадцатый пуск. 15 июля 2009 года был проведён очередной (первый в 2009-м году) испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным, из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полёта[27]. По предварительным данным комиссии, занимавшейся расследованием произошедшего, к нештатной ситуации привёл дефект рулевого агрегата первой ступени ракеты[28]. Этот запуск стал десятым испытательным запуском (не считая броскового) и пятым неудачным (седьмым — с учётом двух «частично успешных» пусков).

Вскоре после неудачного пуска начальник генерального штаба Вооружённых сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил о возможности передачи производства «Булавы» с Воткинского завода на другое предприятие[29]. Однако затем это заявление было дезавуировано представителями МО[30], разъяснившими, что речь может идти о переносе производства лишь отдельных агрегатов ракеты-носителя, к качеству изготовления которых существуют претензии.

В конце октября 2009 года было сообщено, что АПЛ «Дмитрий Донской» проверила готовность механизмов к пуску ракеты, покинув базу 26 октября и вернувшись в ночь на 28 октября.[31][32] 29 октября источник на Беломорской военно-морской базе сообщил журналистам Интерфакса: «Ракетная подводная лодка стратегического назначения „Дмитрий Донской“ вернулась с полигона в Белом море к месту базирования. Все поставленные локальные задачи были выполнены. Не выполненной оказалась главная цель выхода — проведение очередного испытательного пуска „Булавы“. Версий случившегося много, но причины могут быть оглашены только после анализа произошедшего».[31] Предположительно, ракета не вышла из шахты из-за срабатывания автоматической защиты.[31]

  Двенадцатый пуск был произведён 9 декабря 2009 года и закончился неудачей. По официальной информации Министерства обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошёл технический сбой[33]. Нештатная работа третьей ступени ракеты породила в условиях полярной ночи впечатляющий оптический эффект, наблюдавшийся жителями северной Норвегии и получивший название Норвежской спиральной аномалии.

По информации агентства ИТАР-ТАСС, очередные испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» были запланированы на лето 2010 года. С борта АПЛ «Дмитрий Донской» планировалось выполнить как минимум два пуска этой ракеты, сообщили в Главном штабе Военно-морских сил России. «Если эти пуски „Булавы“ пройдут удачно, в этом же году осенью испытания продолжатся с борта её „штатного носителя“ — атомного подводного крейсера „Юрий Долгорукий“», — сказали в Главном штабе ВМФ. Там уточнили, что сначала пройдёт одиночный пуск ракеты, а затем, в случае успеха, залповый пуск (ракеты стартуют одна за другой с интервалом в несколько секунд). «Самое плохое в испытаниях „Булавы“ состоит в том, что мы столкнулись с „плавающим“ сбоем в работе ракеты, то есть он возникает всякий раз в новом месте, — сказал представитель Главного штаба ВМФ. — Последний раз в декабре дала сбой третья ступень „Булавы“».[23]

21 мая 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков, находившийся с визитом в Риме, заявил, что лётные испытания ракеты «Булава» возобновятся не раньше ноября 2010 года. «Проблема неудачных пусков ракеты „Булава“ заключается в технологии сборки. Каких-то других нарушений мы там не видим. Все дело в качестве сборки ракеты. При этом каждый неудачный пуск имеет свои причины. Все они разные. В настоящее время ведётся работа над созданием трех абсолютно одинаковых ракет. Мы рассчитываем, что это позволит нам точно найти ошибку, если такая имеется, так как она должна повториться на всех трёх ракетах. Сейчас мы работаем над тем, как проконтролировать процесс сборки, чтобы точно знать, что все ракеты идентичны. Поэтому возобновление испытательных пусков „Булавы“ планируется не раньше осени 2010 года. К ноябрю месяцу, думаю, что мы сможем начать запуски ракеты», — сказал Сердюков[34].

  Тринадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Пуск был произведён 7 октября 2010 года, из подводного положения. Боевые блоки поразили заданные цели на полигоне Кура.[35]

  Четырнадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Был произведён 29 октября 2010 года в 5:30 мск с РПКСН «Дмитрий Донской», из акватории Белого моря по полигону Кура. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок[36].

  Пятнадцатый пуск был признан успешным. Был произведён 28 июня 2011 года (планировался на 17 декабря, однако был перенесён из-за сложной ледовой обстановки в Белом море, где проходят испытания[37]) и стал первым испытательным пуском «Булавы» со штатного носителя — РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий»[38]. Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке[39].

  Шестнадцатый пуск завершился успешно. Был произведён 27 августа 2011 года с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» и был выполнен, по заявлению Министерства обороны, в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты.[40][41]. В ходе испытаний ракета пролетела 9300 км, что существенно выше заявленных ранее показателей[3]. Эти испытания, по информации некоторых СМИ, должны были состояться ещё 20 августа, но не были осуществлены в связи с техническими неисправностями на борту подлодки[42]. Однако официальные представители Министерства обороны и завода «Севмаш» (изготовителя РПКСН типа «Борей») опровергли данную информацию, заявив, что соответствующий «…выход /„Юрия Долгорукого“/ являлся плановым и предусматривался для отработки ряда задач, одной из которых являлась проверка защиты основного комплекса при определённых нештатных ситуациях…»[43].

  Семнадцатый пуск завершился успешно. Был произведён 28 октября 2011 года (первоначально был намечен на 20 октября[44]) с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура. По словам официального представителя Минобороны РФ полковника Игоря Конашенкова, боевые блоки ракеты в установленное время прибыли на полигон, что было зафиксировано средствами объективного контроля[45].

  Восемнадцатый и девятнадцатый пуски завершились успешно. Залповый пуск двумя ракетами был произведён 23 декабря 2011 года (первоначально был намечен на 22 октября[44]) с борта АПЛ «Юрий Долгорукий», находившейся в подводном положении в акватории Белого моря. Боевые блоки успешно достигли полигона Кура.[46]

  Двадцатый пуск завершился неудачно. Был произведён 6 сентября 2013 года с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря. Ракета, которая должна была поразить цель на полигоне Кура, штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и она упала в Северный Ледовитый океан.[47]

  Двадцать первый пуск завершился успешно. Был произведён 10 сентября 2014 года с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Во время стрельбы на борту субмарины находились члены комиссии по государственным испытаниям АПЛ.[48]

  Двадцать второй пуск завершился успешно. Был произведен 29 октября 2014 года с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.[49].[50]

  Двадцать третий пуск завершился успешно. Был произведен 28 ноября 2014 года с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.[51]

  Двадцать четвёртый и двадцать пятый пуски были произведены 14 ноября 2015 года с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Оба пуска признаны успешными.[52]

  Двадцать шестой и двадцать седьмой пуски были произведены 27 сентября 2016 года. По данным Минобороны, боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне. Вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась.[53]

  Двадцать восьмой пуск 26 июня 2017 года. Ракетный подводный крейсер Северного флота проекта 955 «Юрий Долгорукий» произвёл успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура на Камчатке.[54]

 Двадцать девятый, тридцатый, тридцать первый и тридцать второй пуски 22 мая 2018 года. РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий» успешно провел залповый пуск четырех ракет «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения[55].

Оценка испытаний

Отечественные авторы часто критиковали разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большую долю неудачных испытаний. Но, по мнению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

 При проведении лётных испытаний (поскольку это закрытая тема, о конструктивных особенностях я говорить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было невозможно — кто бы что ни говорил о возможности такого прогнозирования. Для того чтобы понять, о каких величинах с точки зрения количественных оценок идет речь, могу сказать, что события, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными долями секунды, при этом события имеют абсолютно случайный характер. И, когда мы по той информации, которую нам удалось выудить при анализе телеметрических данных, в наземных условиях воспроизводили случившееся в полёте, чтобы понять природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это лишний раз свидетельствует, насколько, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — насколько она трудно прогнозируема с точки зрения возможности воспроизведения в наземных условиях.[56] 

По мнению вице-премьера Сергея Иванова, причины неудач связаны с тем, что «недостаточное внимание уделяется наземной отработке изделий»[57]. По словам главного конструктора подводных лодок проекта 941 «Акула» С. Н. Ковалёва, это связано с отсутствием необходимых стендов[22]. По мнению неназванных представителей оборонной промышленности, причиной неудач является недостаточно высокое качество комплектующих и сборки[58], было высказано мнение, что это свидетельствует о проблемах при серийном производстве «Булавы»[59].

Многократные неудачи в испытаниях новой ракеты не являются чем-то уникальным. Ракета Р-39, которой были вооружены АПЛ «Акула» проекта 941, из первых 17 пусков «запорола» больше половины. Но после доработок прошла испытания ещё 13 пусками (из них 11 успешных) и была принята на вооружение[60].

После шестого неудачного пуска из 11 проведённых журналисты стали возлагать ответственность на представителей Министерства Обороны, обвиняя их в кумовстве и кулуарности принятия решений[61].

Юрий Соломонов, после серии неудачных запусков в 2009 году, ушёл в отставку с поста генерального директора государственного предприятия «Московский институт теплотехники», но остался генеральным конструктором «Булавы».[62][63]

Первый замначальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев в июле 2009 заявил: «Мы обречены на то, что она всё равно полетит. Тем более что программа испытаний до конца ещё не выполнена. „Булава“ — новая ракета, при её испытаниях приходится сталкиваться с различными препятствиями, ничто новое сразу не идёт».[64]. Позднее главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий признал, что ситуация с разработкой оружия для нового поколения подводных лодок сложная, но не безнадёжная и связана с кризисом в развитии технологий в России[65].

Статистика испытаний советских и российских БРПЛ

Ракетный комплексбросковые испытанияпуски с наземного стендапуски с ПЛ
всегоуспешные%всегоуспешные%всегоуспешные%
Д-5 (Р-27)[66]12121001711652424100
Д-9 (Р-29)[66]7686201050343088
Д-9Р (Р-29Р)[66]18739524790
Д-19 (Р-39)[66]16??17>8>50131185
Д-9РМ (Р-29РМ)[66]9889161063423174
Д-30[67] (Р-30 «Булава»)111003225[68]78

Наиболее часто дискутируется в источниках, насколько оправдано снижение максимальной дальности и забрасываемого веса за счет преимущества сокращения «активного участка» разгона ракеты как средства защиты от ПРО.

Проблема снижения дальности и забрасываемого веса

По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» снизит потенциал ядерного сдерживания из-за снижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой»[79].

Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты Трайдент I 1979 года и уступает ракетам Трайдент II, составляющим основу морского сегмента стратегических сил США[80][81]. Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности — дальность действия Poseidon-C3 с РГЧ на 6ББ равна 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы», КВО с вероятностью 0,8 470 м, мощность каждого блока 50 кт. Кроме того, «Булава» почти на 5000 кг тяжелее, чем ракета Трайдент Ӏ (1979 год). По длине и диаметру «Булава» также превосходит ракету «Трайдент» Ӏ (длина 11,5 м у «Булавы» и 10,3 м у «Трайдента»).

Преимущества от сокращения активного разгонного участка как важнейшего элемента защиты от ПРО

Американские эксперты National Interest по системам ПРО[82], как и отечественные специалисты[83], указывают, что сам по себе забрасываемый вес и мощность боеголовки не является главным предметом дискуссии, как возможность уничтожения ракеты на разгонном участке, когда её можно наиболее легко уничтожить со всеми боеголовками. Дело в том, что пока работают двигатели и боеголовки не разделились, баллистическая ракета представляет собой большую, хорошо наблюдаемую и сравнительно легко поражаемую цель. Мощное тепловое излучение двигателей позволяет эффективно наблюдать её спутникам оптической разведки SBIRS, игнорируя стелс-средства и средства РЭБ, используемые МБР. На разгонном участке ракету также сравнительно легко поразить осколочным или даже перспективным лазерным оружием с целью воспламенения топливных баков.

Однако если разгонный участок завершен, а боеголовки как на Булаве маневрирующие с коррекцией[84], то сразу же после разгона возможно сделать разделение боеголовок и выбросить множество макетов-ловушек боеголовок, надувных шаров из фольги, имитирующих также по радиоотражению боеголовки, облако дипольных отражателей и модули с активными средствами РЭБ. Поэтому потребуется нереальное количество противоракет для уничтожения и боеголовок и макетов-ловушек на фоне сильных активных и пассивных помех. Кроме этого, боеголовки сами по себе достаточно прочные и жаростойкие объекты,[83] поэтому их не уничтожить осколочным или лазерным боеприпасом, поскольку боеголовки сконструированы для экстремального нагрева и давления при вхождении в атмосферу. Поэтому требуется использование кинетических высокоточных противоракет для прямого столкновения как в THAAD. Также следует учесть, что одна противоракета США стоит намного дороже одной боеголовки. Поэтому уничтожение ракеты на разгонном участке до разделения боеголовок является самой приоритетной задачей для американских систем ПРО[83], особенно с учетом того, что пуск морских МБР происходит в открытом море без возможности удалить место пуска за собственную госграницу в глубь собственной территории. Поэтому наибольшую угрозу для морских МБР из подводных лодок представляют эсминцы НАТО с системой Иджис, способные эффективно уничтожать ракеты на разгонном участке.

Как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов[85], довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью, в том числе с низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению, «у „Тополь-М“, и у „Булавы“ активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза». Время нахождения «Булавы» на разгонном участке совпадает с лучшей твердотопливной баллистической ракетой НАТО как Trident-II.

«Булава» как твердотопливная ракета, не имеющая понятия утечки топлива и более простая по конструкции, сложнее разрушается чем жидкостная, поэтому имеет повышенную стойкостью к поражающим факторам от ядерного взрыва до лазерного оружия.[85] Кроме этого, в «Булаве» реализовано маневрирование на разгонном участке[83], что для кинетических перехватчиков, рассчитанных на обычные баллистические траектории как THAAD представляет особенную сложность.

Отсутствие акустической демаскировки АПЛ от «сухого старта»

Более высокая прочность твердотопливных ракет как Булава или Trident-II позволяют им выполнять «сухой старт», когда ракета выдерживает перегрузки от выстреливания из шахты пороховым зарядом, а двигатель включается уже после того как ракета находится над водой. В случае жидкостных ракет как Р-29РМ или Синева используется «мокрый старт» с предварительным заполнением шахты водой. Это занимает некоторое время и производит существенный акустический шум. Если АПЛ перед пуском преследуется каким-то противолодочным судном, то данная проблема может быть критичной.

Простота и более высокая надежность

Необходимо также отметить, что твердотопливные ракеты, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по забросу массы груза и дальности, значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации[86][87].

Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами. Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего[88][89][90]. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

www-wikipediya.ru

Русские стратегические системы вооружений РС-24 и Булава

До недавнего времени в СМИ часто мелькала тема так называемого «гиперзвукового оружия», но сейчас в этом направлении наступило своеобразное затишье.

Точнее, в отечественных СМИ пару раз прошла информация об успешных испытаниях «гиперзвуковых маневрирующих боеголовок стратегических ракет», установленных на новейшей стратегической межконтинентальной ракете РС-24, и все. Правда, ходят слухи, что эти же самые «гиперзвуковые маневрирующие боеголовки» должна нести и многострадальная «Булава» — новая стратегическая ракета подводного базирования, испытания которой пока приносят больше разочарований, чем достижений.

Писал на эту тему и автор этих строк, причем, неоднократно. Любопытствующих прошу взглянуть на суммирующую статью по этой теме под названием «Еще раз о гиперзвуковом оружии России» — Очень поможет разобраться в азах рассматриваемой проблематики.

Назначение ракеты РС-24

Между тем, наверное, даже по прочтению вышерекомендованной статьи, многих из моих читателей будет по-прежнему интересовать — что на самом деле представляют собой вышеупомянутые ракеты РС-24 и Булава, и относятся ли они к широко разрекламированному «гиперзвуковому оружию»?

Прежде всего, РС-24 и Булава не являются стратегическими межконтинентальными ракетами с подлинном смысле этого слова. Это более сложные реактивные стратегические системы, состоящие из двух принципиально разных составляющих.

Для начала давайте определимся, чем должна отличатся стратегическая межконтинентальная ракета от остальных менее дальнобойных образцов?

Основные характеристики ракеты РС-24

Ответ довольно прост. Стратегическая межконтинентальная ракета в ходе полета должна подниматься на высоту около 500 км от поверхности Земли, иначе она не сможет достичь целей, расположенных в 10 000 — 15 000 км от места старта, или межконтинентальных целей. Скажем, из саратовских степей до славного града Нью-Йорка или Вашингтона.

Так вот, РС-24 и Булава не поднимаются на высоту 500 км, но с легкостью могут достигнуть Нью-Йорк или Вашингтон из саратовских степей.

И РС-24 и Булава являются трехступенчатыми ракетами. Первые две ступени — твердотопливные, с очень коротким временем работы. При этом траектория полета РС-24 и Булавы при работе твердотопливных ступеней происходит по очень пологим направлениям. И высоту обе ракеты к концу работы твердотопливных ступеней набирают весьма небольшую: РС-24 — 20 км, а Булава — 12 км.

Важная особенность

Но самое интересное представляет собой третья ступень РС-24 и Булавы, которая, в общем-то, в строгом смысле слова, третьей ступенью не является. На самом деле — это кассетная боеголовка на 10 гиперзвуковых межконтинентальных крылатых ракет с 100-килотонным минитермоядерным зарядом в каждой.

К концу работы второй ступени РС-24 и Булава их скорость составляет порядка 4-5 км/сек, что позволяет успешно стартовать вышеупомянутым 10 гиперзвуковым межконтинентальным крылатым ракетам, оснащенных маршевыми гиперзвуковыми прямоточными реактивными двигателями, и которые движутся к намеченным целям по индивидуальным траекториям, никак не похожим на баллистические траектории, с которыми и предназначена бороться создаваемая вашингтонским режимом глобальная ПРО.

Межконтинентальные гиперзвуковые крылатые ракеты с РС-24 и Булавы сверхминиатюрные (вес каждой не более 250 — 450 кг), изготовлены из сверхлегкого берилл-магниевого сплава, слабо идентифицируемые вражескими радарами, зато имеющие большую точность («влетают в форточку») скоростные средства доставки (4-5 км/сек) достаточно мощного и сверхкомпактного термоядерного заряда (100 килотонн)

Одним словом, не будила бы сионистско-масонская «империя добра» лихо, пока оно было тихо…

www.ap7.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *