Содержание

Бронетехника Второй мировой — Всё о Второй мировой

Следующим по значению за военной авиацией видом вооружения, оказавшим решающие влияние на ход военных действий на суше во Второй мировой войне являлась бронетехника – боевые бронированные машины на колесном, колесно-гусеничном, гусеничном или железнодорожном ходу с артиллерийским, артилерийско-пулеметным или пулеметным вооружением.

К началу войны окончательно сложилась классификация бронетехники: тяжелые, средние и легкие танки, танкетки, бронетранспортеры и бронеавтомобили, специальные танки (плавающие и огнеметные),  бронепоезда и бронедрезины.

Основным видом бронетехники являлся танк — бронированная боевая машина, как правило, на гусеничном, ходу с пушечным, пушечно-пулеметным или пулеметным вооружением. Танки способны выполнять достаточно широкий круг военных задач, однако основные — прорыв вражеской обороны
и действия в ее глубине. В благоприятных условиях танковые соединения могут совершить окружение противника.

Первый танк  (английский Mark I) появился в 1916 г. и предназначался для прорыва  линии фронта и осуществления тактического обхода. К концу Первой мировой войны танки использовались Великобританией, Германией, Россией и Францией. В межвоенный период танкостроители и военные еще не пришли к единому мнению об оптимальной тактике применения танков и их конструкции, следствием чего стал выпуск танков таких конструкций, которые впоследствии доказали свою нежизнеспособность, так как были узкоспециализированными, и не всегда использовались по назначению. Так, легкие танки были сравнительно слабо бронированными, хотя часто и высокоскоростными. Активно разрабатывались конструкции амфибийных и даже авиатранспортабельных танков. Бесперспективными оказались и малоподвижные многобашенные гиганты, носившие несколько разнокалиберных пушек и пулемётов. Конструкции танков постепенно усложнялись, их назначение и разнообразие увеличивалось. Появились новые классы танков, а также многократно пересматривались и изменялись пределы боевой массы легких и средних танков, которые продолжали постоянно расти.

Начало Второй мировой войны осуществило революцию в танкостроении. За время войны танки совершили больший рывок, чем за предыдущие двадцать. Значительная часть танков обзавелась противоснарядным бронированием, мощными пушками калибром до 152 мм, в конце войны появились первые ночные  инфракрасные прицелы, радиофикация танков стала считаться необходимой. Дизельные танковые двигатели  явно доказали свое преимущество над бензиновыми, как и гусеничный движитель над колесным. Автоматизация процессов управления и ведения боя, хотя и к концу войны, стала выходить на приоритетное место.

Классификация танков зависела от исторического периода их использования и военных доктрин танкостроительных стран.

Советская классификация танков сложилась еще в 20-х годах и базировалась на величине боевой массы машины: большие, средние и малые. В ходе развития танкостроения изменялись пределы боевой массы, и границы между типами танков перемещались вверх. В последние предвоенные годы  классификация  танков имела следующий вид: малые (танкетки), легкие, средние, и тяжелые. Кроме того, существовала категория танков специального назначения: огнеметные (химические), плавающие и другие вспомогательные машины, скорее относящиеся к категории военной техники, нежели к танкам (инженерные, саперные, тральщики). Вместе с тем, боевая масса не могла быть надежным критерием для оценки боевых свойств танков. Одна и та же величина боевой массы танка могла быть получена как за счет усиления броневой защиты и установки более мощного оружия, так и вследствие больших размеров при относительно слабом уровне защищенности и огневой мощи.

Первоначально в Германии, а впоследствии в США и Великобритании, применялась классификация танков по калибру основного оружия: танки с пулеметным вооружением, танки с легким пушечным вооружением и танки с тяжелым пушечным вооружением. К легкому пушечному вооружению относились пушки калибра от 20 мм до 50 мм, к тяжелому пушечному вооружению – пушки калибра от 75 мм и выше. Такая классификация показывает главную роль огневой мощи среди других боевых свойств танка, но не дает представления о боевых возможностях танков, основываясь на одном из боевых свойств. Одинаковое основное оружие могут иметь танки с самыми различными характеристиками подвижности и защищенности, и как следствие, имевшие разную боевую массу.

Классификация танков по их тактическому назначению на крейсерские, пехотные и легкие (разведывательные), была введена в Великобритании в 1937 г. Ведущим боевым свойством у крейсерских танков, предназначенных для использования в составе крупных танковых соединений для решения самостоятельных задач, была подвижность. У пехотных танков, предназначенных для непосредственной поддержки пехоты, главная роль принадлежала защищенности. Эта классификация была пригодна только для английских танков периода 1937-1944 гг., так как, для танков других стран боевые и технические характеристики были выбраны на основе иных принципов.

Таким образом классификация танков, сложившаяся в период Второй мировой войны, только по одному боевому свойству являлась не полной.

Следует отметить, что по конструктивным признакам танки подразделялись по способу размещения вооружения на: однобашенные и многобашенные, а по типу движителя – на гусеничные и колесно-гусеничные.

Боевыми свойствами танков являются: подвижность и проходимость; мощь артиллерийского и пулеметного огня; броневая защита. Баланс этих свойств в совокупности со стоимостью производства и надежностью определяет эффективность танка.

Высокая подвижность состоит в способности танков осуществлять быстрый маневр, стремительно атаковать на поле боя. Различают оперативную и тактическую подвижность танков. Под оперативной подвижностью понимается средняя скорость, с которой могут двигаться танки в составе походных колонн по дорогам на среднепересеченной местности. Средняя скорость исчисляется на расстояние суточного перехода. Нормальный суточный переход танков равен 80-100 км. Под тактической подвижностью понимается средняя скорость движения танков на поле боя при действиях их в расчлененных строях и боевых порядках. Она зависит не только от конструктивных данных танка, но и от условий местности, на которой действуют танки, от наличия искусственных и естественных противотанковых препятствий, от силы огня поддерживающей артиллерии, а также от силы сопротивления противника.

Проходимость характеризуется способностью танков двигаться вне дорог, по пересеченной местности, в различных условиях грунта преодолевать естественные и искусственные препятствия и двигаться с бортовым креном.

Огневая мощь определяется способностью танков вести артиллерийский и пулеметный огонь с места из-за укрытий, с остановок и с хода, позволяющий уничтожать танки и самоходные орудия противника, а также его огневые точки и живую силу, находящиеся в открытых местах или в легких укрытиях.

Броневая защита танка предохраняет экипаж от ружейного и пулеметного огня противника, от осколков снарядов, мин, авиационных бомб и от одиночных ручных гранат. Сочетание скорости и броневой защиты позволяет танку быть относительно неуязвимым от огня противотанковых орудий и артиллерийских батарей. Сочетание мощного огня с быстротой движения и броневой защитой создает большую ударную силу танков, которая проявляется также в применении большого количества танков на определенном направлении дли прорыва обороны противника на всю ее глубину во взаимодействии с пехотой, артиллерией и другими родами войск.

Танковый взвод является первичным неделимым тактическим подразделением. Он состоит из двух-трех танков. Взвод выполняет боевые задачи в составе танковой роты, а также может действовать отдельно в органах разведки и походного охранения. Тактическим подразделением является танковая рота. Ее обычный состав — два-три танковых взвода. Рота способна выполнять боевые задачи в составе танкового батальона, а также самостоятельно. Дробление танкового взвода и танковой роты для действия отдельными взводами и машинами обычно не допускается: эта ослабляет боевую мощь танков.

Для построения на месте и передвижений танковый взвод и рота применяют сомкнутые и расчлененные строи. Для ведения боя танковый взвод и рота применяют боевой порядок и боевые приемы.

Боевым порядком танкового взвода и танковой роты является «линия». Интервалы между танками устанавливаются в зависимости от условий местности в пределах 30-50 м. Между взводами обычно выдерживается интервал 50 м. Боевой порядок «линия» позволяет полностью использовать всю огневую мощь взвода и роты, так как танки, двигаясь на одной линии, не имеют перед собой других танков, могущих своим маневром ограничивать ведение огня. Танковый взвод и рота используют различные боевые приемы, чтобы занять более выгодное положение по отношению к противнику и нанести ему скрытный и внезапный удар. Боевыми приемами являются: «охват одного фланга»; «охват обоих флангов»; «обход»; «фронтальная атака».

Артиллерийское и пулеметное вооружение танка позволяет его экипажу решать многие огневые задачи. В бою каждый танк самостоятельно отыскивает цели и ведет по ним огонь. Основными целями для стрельбы из танка являются: танки, самоходные орудия, бронеавтомобили, бронетранспортеры противотанковые орудия, артиллерийские батареи и отдельные орудия, огневые средства пехоты, живая сила противника. Выбор оружия и снаряда производится в соответствии с характером цели, дальностью стрельбы и боевой задачей. В зависимости от условий местности, интенсивности артиллерийского и минометного огня противника и места танка в боевом порядке применяются следующие способы ведения огня: стрельба с места; стрельба с остановок; стрельба с коротких остановок; стрельба с хода.

Танки применяются во всех видах боя: в наступлении на обороняющегося противника, во встречном бою при столкновении с противником на марше, а также  в оборонительном бою. В наступательном бою танки уничтожают противника, овладевают объектами атаки и удерживают их до подхода своей пехоты. В оборонительном бою они огнем с места и внезапными контратаками наносят пехоте и танкам потери, отражают атаки противника и удерживают за собой обороняемую местность. Боевые свойства танков позволяют им выполнять задачи как совместно с пехотой, или кавалерией, так и самостоятельно — в составе крупных танковых соединений — в отрыве от своих войск. Для выполнения самостоятельных задач танки совместно с моторизованной пехотой, организационно входящей в состав танковых частей и соединений, используются главным образом для развития успеха в наступлении.

В наступательном бою танки, предназначенные для усиления пехоты (кавалерии), действуют в тесном взаимодействии с ней, как танки непосредственной поддержки пехоты (кавалерии). Они не должны отрываться от пехоты далее 200-400 м, имея основной задачей уничтожение пехоты и танков противника и обеспечение продвижения вперед боевых порядков наступающей пехоты (кавалерии). В оборонительном бою танки, усиливающие пехоту, не получают самостоятельных участков обороны, а применяются совместно с пехотой и используются: в качестве танкового резерва общевойскового командира для контратаки противника, прорвавшегося в глубину обороны; для усиления стрелковых частей, причем часть танков используется в качестве неподвижных танковых точек и кочующих танков, а также для действий из засад. Основная задача танков при контратаках — уничтожить вражескую пехоту и ее огневые средства, танки и самоходные орудия противника. При самостоятельной обороне танки применяются: для удержания рубежа или пункта до подхода своих войск; для обеспечения фланга соединения, ведущего бой; для прикрытия отхода, перегруппировки, сосредоточения или развертывания своих войск.

Многообразие технических средств, применяемых в бою скрытно и внезапно, заставляют танковые части действовать постоянно в напряженной и быстро меняющейся обстановке. Поэтому успех в бою невозможен без разведки. В танковых войсках ведется тактическая, боевая и специальная разведка.

Несмотря на различные военные доктрины стран, обладающих танковыми войсками, тактика их действий одинакова для всех. Прорыв обороны осуществляли тяжелые танки, сопровождение пехоты — легкие, в глубине вражеской территории действуют средние танки. Реальность же практически всегда и у всех была далека от теоретических наработок. Это во многом объясняет большие потери танков всех типов.

Во Вторую мировую половина всех потерь танков пришлось на действия противотанковой артиллерии. Другой лютый враг танков – мины. На них подорвались порядка 25% боевых машин. Несколько процентов записала на свой счет авиация.

Ориентировочное количество танков использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)
СтраныВиды танковВсего
ЛегкиеСредниеТяжелыеОгнеметныеПлавающие
Австралия682593
Аргентина1616
Великобритания10 08718 4345 64087562635 662
Венгрия202459661
Германия4 37013 6554 03769222 754
Италия2 6862234053 314
Канада1 899101 909
Польша132132
СССР34 58457 1605 3402 8084187104 079
США29 79055 6381 481137336290 408
Франция9 2428301010 082
Чехословакия2 0182 018
Швеция441282723
Япония4 1093 64782037 967
ИТОГО97661152 31116 5084 9608378279 818

В предвоенные годы и в период войны 14 стран выпустили около 280 тыс. танков всех  типов. Кроме того, Германия использовала не менее 5,5 тыс. трофейных танков.

Краткая характеристика танкостроения ведущих государств выглядит следующим образом.

На развитии английской бронетанковой техники в предвоенные годы отразилась борьба мнений относительно характера будущей войны. Сторонники создания механизированных армий, считавшие, что вторая мировая война с их участием должна закончиться быстро, единым стратегическим ударом, который в течение нескольких дней и даже часов решит исход боев и принудит противника к капитуляции, настаивали на создании «крейсерских» танков — легкобронированных, с повышенными скоростями движения и с пушками калибра 40 мм. Для проверки своих взглядов на будущую войну они добились создания в английских вооруженных силах в 1927 г. первого экспериментального механизированного соединения.

Группа влиятельных военных, опиравшихся на штаб сухопутных сил Англии,  считала, что основной удел танков — непосредственная поддержка наступающей пехоты. Для этого служат тихоходные сильно бронированные танки с пушками калибра 40 -75 мм — так называемые «пехотные» танки. В качестве компромисса было решено иметь на вооружении как крейсерские, так и пехотные танки. К пехотным танкам относились танки типа «Матильда», «Валентайн» и «Черчилль», к крейсерским – «Крусайдер», «Кромвелл», «Комета». Таким образом, неразделимые боевые качества танка — броневая защита и подвижность были искусственно поделены между двумя типами машин. Ошибочность этой концепции выявилась в ходе боевых действий довольно быстро, но создать во время войны единый танк, способный выполнять задачи непосредственной поддержки пехоты и действовать в составе бронетанковых соединений, английским конструкторам не удалось.

Характерными особенностями английской бронетанковой техники были: большие габаритные размеры и вес, невысокая огневая мощь и подвижность танков; широкое использование шасси устаревших легких танков для создания бронетранспортеров; создание и широкое использование бронеавтомобилей; применение устаревших конструктивных решений и технологических методов.

Германия вступила во Вторую мировую войну с легкими и средними танками, которые создавались, как средство реализации концепции «молниеносной войны», поэтому вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 75-мм короткоствольных пушек средних немецких танков, а также недостаточную броневую защиту всех танков. В ходе боев на советско-германском фронте эти недостатки привели к снятию с вооружения танков Т-I, Т-II и Т-III, а также к необходимости радикальной модернизации оставшегося на вооружении танка Т-IV. Немецкое руководство было вынуждено срочно вооружать свои бронетанковые войска тяжелыми машинами: Т-V «Пантера» и Т-VI «Тигр», а позднее  «Королевский Тигр» (Т-VI Тигр В). Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно: использование танков трех типов: легких — весом до 9 т; средних — весом до 26 т; тяжелых — весом от 45 до 70 т; использование при создании бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.; выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортеров различного назначения; низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надежность ходовой части.

В тридцатые годы Италия не обладала ни развитой танковой промышленностью, ни танками более или менее современных конструкций. Тем не менее, проводившаяся руководством Италии агрессивная политика, предусматривала наличие мощных подвижных соединений, оснащенных танками, не уступающим по боевым качествам танкам вероятных противников — Англии и Франции. Модернизация танковых войск была начата с производства танкеток С-V-29, а затем С-V-33 и С-V-35. В 1939 году был запущен в производство танк М11/39 с 37-мм пушкой, установленной в лобовом броневом листе корпуса, а в 1940 году — танк М-13/30 с 47-мм пушкой, установленной уже в башне танка. В ходе Второй мировой войны были разработаны модели М-14 и М-15, которые имели несколько больший вес и более сильные двигатели, но существенное улучшение боевых характеристик в модернизированных танках достигнуто не было. К моменту начала Второй мировой войны танковый парк был солидным, однако боевая мощь вооруженных ими танковых полков была невысока. Для итальянской бронетанковой техники периода Второй мировой войны характерно следующее: широкое использование дизельных двигателей, что снижало пожароопасность танков; неудачная конфигурация корпусов и башен, расположение броневых листов вертикально, недостаточная толщина броневых листов; слабое вооружение; низкая удельная мощность, не позволявшая получать скорость более 30-35 км/час; низкая проходимость танков, особенно по песку и грязи; устаревшая технология изготовления танков, широкое использование соединений на заклепках и болтах.

Перед второй мировой войной тактические взгляды польского военного руководства находились под сильным влиянием французской военной мысли. Особенностью армии Польши являлось преувеличенное значение, которое придавалось кавалерии. Кавалерийские отряды рассматривались как основная ударная сила армии, а подразделения танков и бронеавтомобилей были лишь составной частью этих бригад. Поэтому к началу войны бронетехника Польши в большей части оценивалась как устаревшая. Танковая промышленность Польши ко Второй мировой войне не была развита до уровня, сопоставимого с уровнем развития этой промышленности в мировых державах, она была способна выпускать только танкетки и бронеавтомобили.

В СССР формирование системы танкового вооружения началось в первой половине 30-х годов. Первый советский серийный танк собственной разработки был выпущен в 1928 г. Далее в короткие строки были созданы танкетки, легкие гусеничные, колесно-гусеничные и плавающие танки. К началу войны СССР имел средний трехбашенный танк и тяжелый пятибашенный. Броня легких танков была рассчитана на защиту от ружейно-пулеметного огня, а среднего и тяжелых танков — от артиллерийского огня пушек малых калибров. Характерными особенностями танкеток и танков-амфибий было использование автомобильного двигателя и ряда узлов (коробки передач, элементов заднего моста) серийных автомобилей. Гражданская война в Испании, а также советско-финская война изменили концепцию построения советских танковых войск. Основная ставка в развитии танков была направлена на постройку средних и тяжелых танков с дизельными двигателями и создания на их базе крупных механизированных корпусов.

В результате исследовательских и экспериментальных работ в лабораториях и на заводах-изготовителях танковых бронекорпусов была разработана и освоена технология производства брони средней и высокой твердости, впоследствии использованной для изготовления бронекорпусов и башен новых танков. В середине 1940 года из цеха завода вышли первые серийные танки Т-34. В основу танка Т-34 была положена новая теория гармоничного сочетания предельно возможных показателей мощи огня, защиты и подвижности. Однако танк имел и конструктивные недостатки: несовершенство приборов наблюдения и недостаточный обзор местности, неудобство пользования боеукладкой, ненадежность главного фрикциона, недолговечность узлов ходовой части, недостаточная дальность связи и надежность танковой радиостанции, стесненность боевого отделения, главным образом башни.

В 1940 г. в производство был запущен тяжелый однобашенный танк КВ. Характерными особенностями танка KB были значительная толщина лобовой и бортовой брони и низкое давление на грунт. Вместе с тем во время прорыва линии Маннергейма выявилась настоятельная необходимость применения еще более мощного орудия, чем 76-мм пушка, которой был вооружен танк КВ. В начале 1940 года для поражения вражеских дотов срочно в башню увеличенного размера была установлена 152-мм гаубица, а танк получил обозначение КВ-2.

Танковая промышленность накануне войны была мощной отраслью советского машиностроения, в нарастающем темпе обеспечивала непрерывную поставку новых машин, однако начало германо-советской войны не позволило перевооружить войска в достаточном количестве. Имеющиеся танки, несмотря на свое техническое превосходство, в силу слабой подготовки личного состава, плохо организованной ремонтной базы, а главное неадекватного действия командования, не оказали должного влияния на развитие военных действий в начальной периоде войны.

Германские войска, неожиданно для себя, встретившись с новыми танками на Восточном фронте, вынуждены были искать адекватный ответ в разработке и производстве новых средних и тяжелых танков, которые и появились на фронте в 1942-1943 гг. В это время, в СССР доведя выпуск Т-34 и КВ до минимально необходимого уровня, параллельно занимались усовершенствованием машин, которые начали терять свое техническое преимущество. В целях устранения  недостатков в конструкцию танков были внесены изменения. Так, на танке Т-34 была установлена новая радиостанция, для улучшения условий наблюдения из танка была сконструирована командирская башенка. В 1944 г. Т-34 получил 85-мм пушку, установленную в  новой, более просторной, трёхместной башне. В 1942 г. был налажен  выпуск скоростной модификации КВ-1 с уменьшенной толщиной брони под обозначением  КВ-1С. В 1943 г. на его базе построено КВ-85 с адаптированной зенитной 85-мм пушкой. В начале 1943 года  начался выпуск  нового тяжелого танка  ИС-1 с 85-мм пушкой, а с конца года — ИС-2 с 122-мм пушкой и крупнокалиберным зенитным пулеметом ДШК, установленном на башне. Новая советская техника по техническим данным могла адекватно противостоять новым немецким танкам, а количественный ее перевес над противником, внес решающий вклад в победу.

К началу  войны США подошли, не имея ни сколько-нибудь значительного танкового парка, ни развернутого производства танков. Более того, отсутствовали отработанные конструкции танков, которые могли бы быть приняты к серийному производству. Поэтому в ходе войны были вынуждены в короткие сроки конструировать и выпускать различные образцы танков и бронетехники, решать проблему формирования бронетанковых дивизий, бригад и батальонов и разрабатывать теорию их боевого применения. Необходимость быстрого налаживания массового производства танков, с одной стороны, и отсутствие боевого опыта — с другой, привели к тому, что в производство были запущены машины, не отвечавшие в полной мере требованиям войны. Это легкий танк М-З и средний танк под таким же обозначением. Американские танки имели слабое комбинированное вооружение, бронирование и высокую подвижность. Такие машины не могли успешно бороться с танками вермахта, поэтому их довольно быстро сняли с производства.

Основным танком, которым в заключительный период Второй мировой войны была вооружена не только американская, но и английская армия, стал средний танк М-4. Эта машина по своим показателям стояла ближе к современным требованиям. Легкие танки М-З были заменены танками М-5, М-22 и М-24. Эти машины, не отличаясь существенно броней и вооружением, имели ряд технических усовершенствований, повышавших эксплуатационную надежность. Создать приемлемую конструкцию тяжелого танка американским конструкторам не удалось. Выпускалось большое количество колесных, полугусеничных и гусеничных бронетранспортеров, бронеавтомобилей и специальных видов бронетанковой техники. Американское танкостроение периода Второй мировой войны характеризовалось следующим: в связи с неудачной конструкцией тяжелого танка М-6 использовались только легкие и средние танки, причем начиная с 1943 года, средние танки составляли основу танкового парка; высокое техническое совершенство и большая надежность большинства образцов бронетанковой техники при сравнительно невысоких боевых показателях; использование как в легких, так и в средних танках автомобильных двигателей; выпуск и широкое использование бронированных транспортных машин.

Развитие бронетанковой техники во Франции оказалось под влиянием двух обстоятельств. Во-первых, сыграло свою роль то, что по окончании Первой мировой войны французская армия имела в своем распоряжении самый большой танковый парк в мире. По этой причине считалось нецелесообразным производить новые танки, достаточно было модернизировать имеющиеся. Второе обстоятельство, заключалось в  том,  что  французское  верховное  командование  смотрело  на  танки  с  позиций  Первой  мировой  войны.  Под влиянием этих устаревших взглядов французы медлили с созданием бронетанковых дивизий, и было склонно применять танки небольшими группами.

Ситуация начала меняться лишь в начале тридцатых годов, когда была утверждена программа моторизация пяти пехотных дивизий и кавалерийских с одновременным созданием танков новых типов. Для французского танкостроения было характерно следующее: вследствие доминирующей концепции использования танков для поддержки пехоты предпочтение отдавалось броневой защите, вооружение и подвижность танков были недостаточны; широкое применение литых броневых деталей; в качестве силовых установок использовались бензиновые двигатели малой мощностью; небольшие размеры башен, не позволяли использовать полноценный экипаж, что ухудшало управление танком и затрудняло использование установленного в башне вооружения; в организационном плане танки были «распылены» по пехотным дивизиям.

Танковая промышленность Чехословакии перед захватом Германией была высокоразвитой отраслью, ориентированной на экспорт. Если в конце двадцатых и начале тридцатых годов она производила бронетанковую технику в основном по лицензии фирм других стран, то в середине тридцатых годов были созданы и выпускались танки и танкетки собственной конструкции LТ-34, АН-IV, Р-1, TNH и LT. Эта техника поставлялась в основном на экспорт. Сама же чехословацкая армия к моменту оккупации имела 418 танков и танкеток. Согласно планам Генерального штаба чехословацкой армии, в случае войны эти танки предусматривалось использовать не массировано, а по-батальонно в качестве средства поддержки боевых действий так называемых «подвижных» дивизий и армейских корпусов. После оккупации Чехословакии бронетанковая техника ее армии была взята на вооружение вермахта, а танковая промышленность Чехословакии начала работать на нужды Третьего Рейха.

Далеко идущие захватнические планы правящих кругов Японии требовали от вооруженных сил проведения активных маневренных действий. Потенциальные возможности Японии не обеспечивали стране возможности ведения затяжной войны. Захватить противника врасплох путем развертывания боевых действий без объявления войны, нанести внезапный удар и добиться решающего успеха — вот те основные принципы, которые составляли основу всех оперативных планов армии, отражавших наступательную направленность устремлений Японии. Однако, как и в случае Италии, моторизации вооруженных сил и созданию бронетанковых войск не уделялось должного внимания. Кроме причин экономического характера, таких как недостаток сырьевых ресурсов и ограниченные мощности оборонной промышленности, на развитии бронетанковых войск сказалось соперничество между армией и флотом за приоритетность развития, а также то, что основным средством достижения победы считался высокий моральный дух.

В связи с изложенным выше в японские войска в начале и середине тридцатых годов поставлялись танкетки и легкие танки. Они имели вполне удовлетворительные боевые характеристики для ведения боевых действий против китайских войск, однако столкновение с советскими войсками у озера Хасан (1938г.) и на реке Халхин-Гол (1939г.) окончилось для них печально.

Японские танки предвоенного и военного производства отличались малым весом, легким бронированием, удовлетворительной подвижностью, но недостаточной механической надежностью, малым внутренним объемом и недостаточными средствами связи. Характерным для предвоенного и военного периода является создание семейства дизельных двигателей воздушного охлаждения и широкое использование их в танках.

Японские бронетанковые войска состояли из отдельных рот и полков (в составе 3-4 рот), которые придавались пехотным дивизиям и использовались исключительно как средство непосредственной поддержки пехоты. Бронетанковые соединения появились в конце второй мировой войны и были или разгромлены советскими войсками в августе 1945 года, или расформированы в связи с капитуляцией Японии.

Смотри также Лучшие танкисты Второй мировой.

Читайте также:

Танкетки

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

Плавающие танки

Бронеавтомобили и бронетранспортеры

Бронепоезда и бронедрезины

wwii.space

Танки и бронетехника СССР Второй мировой войны

Танки СССР во Второй мировой войне.

Малые и легкие танки

Малый плавающий танк Т-37А

Малый плавающий танк Т-38

Легкий танк Т-18м

Легкий танк Т-26 (вариант с одной башней)

Легкий танк Т-26 (вариант с двумя башнями)

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7

Легкий плавающий танк Т-40

Легкий танк Т-50

Легкий танк Т-60

Легкий танк Т-70

Легкий танк Т-80

Средние Танки

Средний танк Т-28

Средний танк Т-29

Средний танк Т-34

Средний танк Т-34-85

Средний танк Т-44

Тяжелые Танки

Тяжелый танк Т-35

Тяжелый танк КВ-1

Тяжелый танк КВ-2

Тяжелый танк КВ-1С

Тяжелый танк КВ-85

Тяжелый танк ИС-1

Тяжелый танк ИС-2

Тяжелый танк ИС-3

Огнеметные танки

Огнеметный танк ОТ-34

Огнеметный танк ОТ-34-85

Тяжелый огнеметный танк КВ-8

Самоходные установки

СУ-76 создана на базе танка Т-70

Противотанковая самоходно-артиллерийская установка СУ-76И

fishki.net

Танки Второй мировой войны — фото, видео, названия, описание, история, список

Во время Второй мировой войны танки из неповоротливых и не совсем привычных машин превратились в основной ударный кулак сухопутных армий, получили мощные орудия и броню. Некоторые из них даже стали своеобразными символами.

Carro Armato P40

Статья появится позже.


FCM F1

Статья появится позже.


Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug

Статья появится позже.


Сверхтяжёлый немецкий танк Landkreuzer P. 1000 Ratte, в переводе на русский Крыса, должен был стать мощнейшей машиной, так называемым сухопутным крейсером. …


Renault Char B1

Статья появится позже.


TOG 1

Статья появится позже.


TOG 2

Статья появится позже.


Type 1 Ho-Ha

Статья появится позже.


Type 120 O-I

Статья появится позже.


Б-3

Статья появится позже.


Немецкий сверхтяжёлый танк Е-100 появился в результате попытки создать конкурента Маусу, разработанному Фердинандом Порше. Сотрудники фирмы Адлерверке 30 ию…


ЗИС-30

Статья появится позже.


ИС-1

Статья появится позже.


ИС-2

Статья появится позже.


Советский тяжёлый танк ИС-3 появился в то время, когда конец Второй мировой войны становился всё ближе и мог стать грозным оружием, если бы успел повоевать. Но …


ИСУ-122

Статья появится позже.


ИСУ-152

Статья появится позже.


Советский тяжёлый танк КВ-1 стал символом победы Советского Союза во Второй мировой войне наравне с Т-34. Впервые показавшись на поле боя, он привёл в недоумени…


КВ-13

Статья появится позже.


КВ-2

Статья появится позже.


КВ-8

Статья появится позже.


КВ-85

Статья появится позже.


М6

Статья появится позже.


Немецкий сверхтяжёлый танк Маус должен был уничтожать любые укрепления, быть почти неуязвимым для вражеских снарядов и обладать огромной огневой мощью. Для это…


Объект 704

Статья появится позже.


ОСА-76

Статья появится позже.


Немецкий средний танк PzKpfw V «Пантера» за время своего использования сумел из сложного и ненадежного превратиться в один из лучших Второй мировой войны. Он о…


СГ-122(А)

Статья появится позже.


СУ-100

Статья появится позже.


СУ-101

Статья появится позже.


СУ-122

Статья появится позже.


СУ-152

Статья появится позже.


СУ-76

Статья появится позже.


СУ-85

Статья появится позже.


Советский средний танк Т-34 был и остается легендой. Это не только наиболее массовый танк Второй мировой войны, построенный в количестве 84000 (для сравнения та…


Средний танк Т-34-85 был разработан в 1940 году как многоцелевая машина, предназначенная для прорыва позиций противника. Поэтому на нём сохранялась прежняя пушк…


Т-35

Статья появится позже.


Т14

Статья появится позже.


Т29

Статья появится позже.


Т30

Статья появится позже.


Тяжелый танк Тигр служил немецкой армии в течение последних лет Второй мировой войны. Он на практике доказал свои преимущества и показал, что является превосход…


Тяжёлый немецкий танк Тигр 2, также известный как Королевский Тигр, должен был стать несокрушимым оружием Вермахта, с лёгкостью уничтожающим вражескую технику. …


Американский средний танк M4 Шерман активно использовался в нескольких войнах и стал по-настоящему массовым, уступив в количестве лишь Т-34 вместе с Т-54. Своё…


Секрет успеха Гитлера

Танки Второй мировой войны стали скачком в развитии бронетехники, показав, насколько важна её роль на поле боя. Немецкие генералы первыми поняли силу быстрых ударов, сминающих пехоту и укрепления противника. Гудериану и Манштейну удалось за пару недель победить польскую армию, применив боевые машины, после чего настала очередь французской. Англо-французские войска держались более месяца, но не смогли ничего противопоставить немецким танкам и были прижаты к Дюнкеру, откуда смогли эвакуироваться.

История танков Второй мировой войны началась с 1939 года, когда исход боёв часто решался рассекающими ударами лёгких и средних танков, их прорывом и уничтожением тылов. В период до 1941 года практически отсутствовали противотанковые средства и опыт борьбы с бронированными машинами. Позже начали появляться тяжёлые танки с противоснарядным бронированием, например, советский КВ-1, почти неуязвимый для немецких пушек, но ненадёжный и с плохой проходимостью. Германия в 1942 году применила один из самых мощных танков Второй мировой войны – Тигр, обладающий мощной бронёй и великолепной пушкой.

Ответ СССР

Несмотря на появление многотонных монстров, средние танки оказались по-прежнему востребованы. Именно они выполняли роль рабочих лошадок, совершая дерзкие прорывы флангов, спешно перебрасывались на опасные участки фронта, уничтожая колонны противников на марше. Лучший танк Второй мировой войны Т-34 был именно средним, массой около 30 тонн, тонкой наклонной бронёй, пушкой среднего калибра и скоростью более 50 км/ч. Американцы классифицировали свой Першинг как тяжёлый, хотя по характеристикам он являлся средним. Разумеется, стоит упомянуть Вермахт, кинувший в 1943 году в бой Пантеру, ставшую одной из самых массовых и опасных немецких военных машин, благодаря сочетанию подвижности, брони и огневой мощи.

На протяжении многих лет между СССР и Германией шло своеобразное соперничество за создание наиболее совершенной машины. Немцы сделали ставку на технологии и характеристики, стараясь дать возможность уничтожить любого противника ещё издалека и выдержать любой ответный выстрел. Недостатками такого подхода оказались сложность и цена производства. Советские инженеры сделали ставку на технологичность и массовость, даже при создании легендарной тридцатьчетвёрки. Такой подход себя оправдывал во время кровопролитных танковых сражений, а позже, когда Германия начала испытывать дефицит ресурсов, советские танки окончательно победили.

Другие страны

Бронетехника других стран значительно отставала в развитии. Японские танки не обладали серьёзной защитой и вооружением, как и итальянские с французскими и выглядели гостями из прошлого.

Великобритания, помимо Черчилля, отличившегося великолепной бронёй, но плохими подвижностью и надёжностью, также выпускала и другие машины. Массовый Кромвель отличался хорошей подвижностью, мощным орудием, и мог противостоять Пантерам. Комета, появившаяся под конец войны в результате модификации Кромвеля, была ещё удачнее и удачно сочетала в себе необходимые характеристики.

США создали 49 234 средних Шерманов, оставивших заметный след во Второй мировой войне. Не отличающийся защитой или огневой мощью танк стал самым массовым после Т-34 благодаря своей удачной конструкции и простоте производства.

Интересны экспериментальные танки Второй мировой войны вроде построенного Мауса, ставшего самым большим танком Второй мировой войны или гигантского Ратте, так и оставшегося на чертежах.

За годы войны было выпущено огромное количество бронетехники, часть которой малоизвестна и находится в тени истории.

На этой странице вы найдёте список танков второй мировой войны с фотографиями, названиями и описанием, ничуть не уступающий энциклопедии, и помогающий узнать интересные подробности и не запутаться в многообразии боевых машин.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Советская, немецкая и американская бронетехника Второй мировой войны

Как эволюционировала бронетехника Второй мировой войны? Что собой представляли танки советские, противников или союзников? В каком направлении шли немецкие создатели бронетехники и российские? Эти вопросы интересуют не только рядового читателя, но и многих специалистов, изучающих этот период. Основной представитель бронетехники – это танк, благодаря которому было выиграно немало важнейших сражений.

Основные классификации танков

Классификация танков сложилась не в одночасье. Тем более что в период между двумя мировыми войнами концепция применения этих боевых машин неоднократно менялась. Создать уникальную бронетехнику, способную действовать в разных климатических условиях, на различной местности и для выполнения разнообразных задач – это очень трудновыполнимая задача. Поэтому в первую очередь при создании танков опираются на необходимость данного вида оружия, условия его применения и обязательно берутся во внимание экономические факторы, то есть способность государства потратить определенную сумму.

Необходимо подчеркнуть, что в разных странах классификация танков была различной и в определенной степени являлась условной. Например, в Советском Союзе она указывала на боевую массу машины и во многом на ее назначение. В Германии во главу угла ставился калибр оружия. В Великобритании деление бронетехники производилось по ее основному предназначению.

Начало военных действий, или Немецкое вооружение

В тридцатые годы произошли фундаментальные изменения в боевом применении танков. Это привело к тому, что они превратились из чисто вспомогательного средства в одну из главных ударных сил сухопутных войск. За счет проведения больших теоретических исследований в применении бронетехники, огромных количеств учений, специалисты выявили, что, концентрируя танки на определенном участке местности, можно использовать их для решения некоторых оперативных задач. Немецкая бронетехника Второй мировой войны на период начала 1939 г. уже компоновалась в целые танковые группы.

Тогда в Германии было несколько видов танков. В их обозначении использовалась достаточно сложная буквенная аббревиатура PzKnfw, но в дословном переводе это — бронированная боевая машина. Первым танком, принятым на вооружение нацистской Германией, стал легкий Т1.

При длине около 4 метров боевая масса машины составляла 5,4 тонны. Она имела противопульную броню с толщиной листов от 6 до 13 миллиметров. В башне было установлено два пулемета, экипаж состоял из двух человек. Максимальная скорость по шоссе составляла 37 километров в час, а по пересеченной местности — около 20.

Другим типом танка в немецкой армии являлся Т2. ПО многим характеристикам он был схож с Т1, но имел более мощной вооружение, и экипаж состоял уже из трех человек. Т1 и Т2 имели несколько модификаций. Главным образом, они отличались ходовой частью и силовой установкой. Немецкая бронетехника Второй мировой войны на начало военных действий 1939 года насчитывала около трех тысяч танков.

Чехословацкие боевые машины и заводы

В Чехословакии были захвачены как сами танки, так и заводы, где они производились. Эти боевые машины имели обозначение ЛТ35 и ЛТ38. У немцев они получили индексы 35Т и 38Т. Чехословацкие танки являлись не только легкими по сравнению с германскими машинами, они также были оснащены более мощным вооружением.

Толщина броневых листов также была больше, и, в принципе, можно было бы говорить об их лучшей защите, если бы не одно «но». В отличие от немецких танков, которые имели сварную конструкцию, чешские собирались при помощи заклепок, и когда в танк попадал снаряд, они разлетались и ранили экипаж даже в тех случаях, где не было сквозного пробития брони.

Последующие изобретения немецких конструкторов

Немецкая бронетехника Второй мировой войны постоянно совершенствовалась. Перед разработчиками ставились все новые цели. И вскоре появляются Т3 и Т4. Именно Т3 долгое время считался основным в танковых войсках вермахта. Боевая масса машины составляла почти 20 тонн. Максимальная толщина броневых листов достигала 30 миллиметров. Изначально Т3 вооружался пушкой и тремя пулеметами, два из которых монтировались в башне, а третий — на шаровой опоре в лобовом бронелисте.

Что касается танка Т4, то он по многочисленным характеристикам был одинаков с Т3. Примерно равные боевые массы, показатели защищенности, на обоих использовался одинаковый тип двигателей, а в экипаж входило по пять человек. Основное отличие было в вооружении.

Отечественное танкостроение

А чем отличалась советская бронетехника Второй мировой войны? Танкостроение в Советском Союзе в первой половине 1930-х годов опиралось на опыт иностранного производителя, главным образом – британского и американского. В 1938-м на вооружение приняли тяжелый КВ1. Броня танка была противоснарядной. Максимальная толщина броневых листов — 75 миллиметров. Бронетехника Германии Второй мировой войны имела в 2,5 раза меньшую толщину брони.

Более сложную задачу решили создатели Т34. И стоит отметить, они прекрасно справились с поставленными целями. Этот танк, обладая высокой огневой мощью, надежной огневой защитой и высокой мобильностью, послужил той базовой точкой, по которой конструировалась вся советская танковая бронетехника Второй мировой войны.

Усиление броневой защиты необходимо было произвести в жестких габаритных рамках среднего танка. Максимальная толщина листов составила 45 миллиметров, и конструкторы установили их под углом. Это повышало вероятность рикошета. А главное, практически вдвое увеличивало толщину брони по горизонтали. Также конструкторы определили оптимальные углы ее наклона. В наиболее уязвимой лобовой части он был больше, а по бортам меньше.

Бронетехника США Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты пережили революцию в конструировании и производстве танков. Американским оружием победы стал «Шерман». Он был рассчитан на экипаж из пяти человек. Кроме основной 75-миллиметровой пушки в башне, машина была вооружена тремя пулеметами, а также минометом калибра 50,8 миллиметра для постановки дымовой завесы. Броня имела толщину до 100 миллиметров. Основным преимуществом этого танка было то, что он объединял в себе преимущества легкого и среднего танка.

Но естественно, бронетехника Второй мировой войны не ограничивалась только этими конструкциями. На протяжении всего периода военных действий разработчики постоянно учитывали все плюсы и минусы той или иной боевой единицы, и по мере этого проводили модернизацию.

fb.ru

Советская бронетехника Второй мировой войны: specnazspn

Принят на вооружение в 1941 году. По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе. Всего было произведено 75 штук.

Т-70

Принят на вооружение в 1942 году. Апогеем боевой службы Т-70 стала Курская битва, после чего они стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры использовались вплоть до конца войны. По количеству выпущенных машин Т-70 стал вторым по численности типом танков в Красной армии 1941—1945 гг. Всего было произведено 8 231 штука

Бронеавтомобиль

БА-64

Принят на вооружение в 1942 году. БА-64 был создан на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64. Бронеавтомобиль активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты. Всего было произведено 9 110 штук.

Средние танки

Т-34

Принят на вооружение в 1940 году. Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. Всего было произведено 33 929 штук.

Т-34-85

Принят на вооружение в 1944 году. Являлся одним из основных советских танков Второй мировой войны, а после её окончания составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов. Всего было произведено свыше 35 000 штук.

Лёгкая САУ

СУ-76

Принята на вооружение в 1942 году. СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Всего было произведено 14 292 штук.

Средняя САУ

СУ-100

Принята на вооружение в 1944 году. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны. Всего было произведено 4 976 штук.

Тяжелые САУ

ИСУ-152

Принята на вооружение в 1943 году. В целом ИСУ-152 являлась довольно успешным образцом универсальной тяжёлой самоходно-артиллерийской установки. Долгая служба машины в Советской армии служит этому дополнительным подтверждением. Всего было произведено 3 242 штук.

ИСУ-122

Принята на вооружение в 1943 году. ИСУ-122 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны в роли мощного истребителя танков и штурмового орудия. Всего было произведено 1 735 штук.

Тяжёлые танки

КВ-1

Выпускался с марта 1940 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. Всего было произведено 2 769 штук.

КВ-2

Эта боевая машина была разработана в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939—1940 гг. Всего было произведено 334 штук.

КВ-85

Эта боевая машина была разработана в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Всего было произведено 148 штук.

ИС-2

Принят на вооружение в 1944 году. В целом танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов. Всего было произведено 3 475 штук.

ИС-3

Принят на вооружение в 1945 году. Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь окончания Второй мировой войны, где произвёл сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Всего было произведено 2 311 штук.

specnazspn.livejournal.com

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Тяжелый танк «Тош»

После освоения производства легких и средних танков в Венгрии предприняли попытку создать тяжелую боевую машину. Генеральный штаб поручил проектирование Институту военной техники, причем было решено сконструировать сразу и тяжелый танк, и истребитель танков на его базе. Проект был готов в июле 1943 года, и в августе за его осуществление взялась фирма Manfred Weiss. Танк получил название Tas («Тош») — по имени вождя одного из семи мадьярских племен, пришедших в IX веке из Азии в Паннонию (территория современной Венгрии). Первый опытный образец без башни и из неброневой стали испытывался летом 1944 года, но 27 июля был уничтожен во время бомбардировки завода американской авиацией. Изготовление второго образца передали заводу Ganz, однако до декабря 1944 года предприятие прекратило свою работу, танк завершен не был.


Tas

Корпус танка собирался с помощью сварки из катаных броневых листов. Лобовые детали корпуса имели большие углы наклона. Толщина лобовых листов корпуса достигала 100 — 120 мм, бортовых — 50. Лобовая броня башни составляла 30 мм. В башне сначала планировалось установить длинноствольную 75-мм пушку 43М венгерского производства, однако позднее предпочтение отдали немецкой 75-мм танковой пушке KwK 42 с длиной ствола 70 калибров — такой же, как на танке «Пантера». Первоначально эти орудия предполагалось закупать в Германии, затем по лицензии выпускать у себя. С пушкой был спарен 8-мм пулемет 34/40А. Башня имела электромеханический и ручной механизмы поворота. Второй 8-мм пулемет собирались разместить в лобовой части корпуса, по-видимому, в такой же установке, как и на «Пантере» модификации D, однако на сохранившихся чертежах «Тоша» пулеметная установка в корпусе отсутствует.

Новый мощный двигатель для «Тоша» создать не успели. Поэтому пришлось ставить два старых мотора Manfred Weiss-Z мощностью по 260 л.с. каждый. Силовая установка общей мощностью 520 л.с. могла обеспечить танку массой 38 т максимальную скорость 45 км/ч. Запас хода составлял 200 км. Двигатели могли работать одновременно на общую планетарную трансмиссию нового типа или по раздельности, то есть танк мог двигаться и на одном моторе. Коробка передач с мультипликатором обеспечивала восемь передач вперед и одну назад. В ходовую часть входило шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно. Упругим элементом подвески служили листовые рессоры. Гусеницы — широкие, 600 мм. На всех машинах предусматривалась установка радиостанции R/5a.

Самоходную установку 44М «Тош» предполагалось создать на несколько уширенной базе одноименного танка, но с той же моторно-трансмиссионной группой и ходовой частью. Ее планировалось вооружить 88-мм немецкой танковой пушкой KwK 36 и даже пушкой KwK 43 с длиной ствола в 71 калибр. Компоновка этой САУ была подобна «Ягдпантере». Лобовой лист корпуса толщиной 120 мм устанавливался под углом 60° к вертикали. Бортовые листы имели толщину 50 мм. Боевая масса составляла 36 т, экипаж включал 4 — 5 человек. Самоходная установка так и не вышла из проектной стадии.

topwar.ru

Советская бронетехника Второй мировой войны

Союз Советских Социалистических Республик, который вышел из Второй мировой войны одной из стран-победительниц, на протяжении периода между 1941-1945 гг создал широкий спектр военной техники, способной противостоять технологически продвинутым и прекрасно оснащенным войскам Вермахта. Некоторые из разработанных образцов показали себя не только на равных с самыми лучшими моделями противника, но и во многом их превосходили.

Особую роль в боевых действиях сыграла бронетехника, которая за годы войны успела существенно эволюционировать и на завершающем этапе представляла собой грозную силу, стальным кулаком вонзившуюся в самое сердце Третьего рейха. В этой статье мы хотим показать Вам самые выдающиеся образцы бронетехники периода Второй мировой войны, во многом благодаря которым была обеспечена победа СССР.

Не смотря на важную роль военной техники в любой войне, главная роль всегда отведена людям – Ветеранам, Героям того времени, которые отстояли нашу общую Родину.

Легкие танки

Т-50

Принят на вооружение в 1941 году. По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе. Всего было произведено 75 штук.

Т-70

Принят на вооружение в 1942 году. Апогеем боевой службы Т-70 стала Курская битва, после чего они стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры использовались вплоть до конца войны. По количеству выпущенных машин Т-70 стал вторым по численности типом танков в Красной армии 1941—1945 гг. Всего было произведено 8 231 штука

Бронеавтомобиль

БА-64

Принят на вооружение в 1942 году. БА-64 был создан на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64. Бронеавтомобиль активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты. Всего было произведено 9 110 штук.

Средние танки

Т-34

Принят на вооружение в 1940 году. Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. Всего было произведено 33 929 штук.

Т-34-85

Принят на вооружение в 1944 году. Являлся одним из основных советских танков Второй мировой войны, а после её окончания составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов. Всего было произведено свыше 35 000 штук.

Лёгкая САУ

СУ-76

Принята на вооружение в 1942 году. СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Всего было произведено 14 292 штук.

Средняя САУ

СУ-100

Принята на вооружение в 1944 году. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны. Всего было произведено 4 976 штук.

Тяжелые САУ

ИСУ-152

Принята на вооружение в 1943 году. В целом ИСУ-152 являлась довольно успешным образцом универсальной тяжёлой самоходно-артиллерийской установки. Долгая служба машины в Советской армии служит этому дополнительным подтверждением. Всего было произведено 3 242 штук.

ИСУ-122

Принята на вооружение в 1943 году. ИСУ-122 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны в роли мощного истребителя танков и штурмового орудия. Всего было произведено 1 735 штук.

Тяжёлые танки

КВ-1

Выпускался с марта 1940 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. Всего было произведено 2 769 штук.

КВ-2

Эта боевая машина была разработана в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939—1940 гг. Всего было произведено 334 штук.

КВ-85

Эта боевая машина была разработана в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Всего было произведено 148 штук.

ИС-2

Принят на вооружение в 1944 году. В целом танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов. Всего было произведено 3 475 штук.

ИС-3

Принят на вооружение в 1945 году. Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь окончания Второй мировой войны, где произвёл сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Всего было произведено 2 311 штук.

platinym.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *