10 хороших фильмов о подводных лодках

Предлагаем вашему вниманию список из десяти лучших фильмов, когда-либо снятых о подводных лодках. Здесь будут все — от Кларка Гейбла до Дензела Вашингтона, и каждая из картин стоит того, чтобы посмотреть её хотя бы однажды!
Автор: Джо Макмастер (Joe McMaster).

За свою жизнь я имел удовольствие посмотреть несколько выдающихся фильмов о подводных лодках. Хотя в последнее время снимают не так много фильмов о субмаринах, большинство из них — довольно приличные картины, вполне способные доставить удовольствие от просмотра. Итак, вот мой список десяти лучших фильмов о подводных лодках.

10. K-19 (The Widowmaker — 2002)

Фильм «K-19 – The Widowmaker» рассказывает о советской атомной подводной лодке, совершающей свой первый поход, во время которого происходит авария. Печальный и страшный факт об этой картине состоит в том, что она основана на реальных событиях, которые на самом деле происходили в 1961 году. В системе охлаждения активной зоны реактора этой советской субмарины возникает очень серьёзная неисправность. Её находчивый командир Востриков (Харрисон Форд) пытается сделать всё зависящее от него и его экипажа, чтобы не допустить расплавления реакторного ядра. Для устранения такой неисправности у экипажа нет необходимого инструмента. Им приходится работать в активной зоне нестандартным оборудованием, что приводит к фатальным последствиям. Харрисон Форд и Лиам Нисон вместе показали в «К-19» великолепную актёрскую работу.

9. Идти тихо, идти глубоко (Run Silent – Run Deep — 1958)

Звёздами фильма «Run Silent – Run Deep» стали Кларк Гейбл и Берт Ланкастер, а также молодой Дон Риклс. Фильм повествует о японском эсминце и американской подводной лодке и её капитане Ричардсоне (Кларк Гейбл). Не успел капитан Ричардсон взять на себя командование своей подводной лодкой, как она была потоплена японским эсминцем. В этой атаке он также потерял много своих моряков. Спустя совсем немного времени Ричардсону удалось стать командиром другой подлодки, чтобы свершить возмездие. Став командиром ещё одной субмарины, он кое-кому перешёл дорогу, и этим кое-кем был его старший помощник капитан Бледсо (Берт Ланкастер). В этом стареньком фильме о подводных лодках сплошь звёздный актёрский состав, и он стоит того, чтобы его посмотреть.

8. Пуск торпеды (Torpedo Run — 1958)

«Torpedo Run» — это фильм о командире американской подлодки, сражающейся с кораблями флота Японской Империи во время Второй Мировой войны. Командиру подводной лодки приходится принимать чрезвычайно трудные решения. Японцы перевозят грузы и продовольствие, прикрываясь американскими военнопленными как щитом, чтобы не допустить атак на свои корабли. Главные роли в «Torpedo Run» сыграли Глен Форд и Эрнест Боргнайн.

7. Под нами враг (The Enemy Below — 1957)

«The Enemy Below» был одним из первых фильмов, в котором была сделана попытка показать суровую службу экипажа подводной лодки во время войны. Учитывая что фильм был снят в 1957 году, надо признать, что Дик Пауэлл блестяще справился со своей задачей, сумев снять картину, исходя из возможностей того времени. «The Enemy Below» рассказывает о противостоянии американского эсминца и немецкой подлодки в годы Второй Мировой войны. В фильме показаны обе стороны, оба командира, трудности, с которыми сталкиваются один и другой, и оба корабля. Решающая шахматная партия, замешанная под антивоенным соусом. Роли вступивших в схватку командиров сыграли Роберт Митчем и Курт Юргенс, и оба проявили себя великолепно.

6. Ю-571 (U-571 — 2000)

«U-571» — это фильм о том, как союзники захватывают секретную немецкую шифровальную машину «Энигма» во время Второй Мировой войны. Узнав о том, что немецкая подлодка терпит бедствие, союзники отправляют свою субмарину, которая подкрадывается к ней, чтобы захватить, не пустив её ко дну. Им надо суметь овладеть лодкой, пока немцы не успели прийти на помощь, и подойти достаточно близко, чтобы взойти на борт, пока немецкий экипаж её не затопил. Американцы маскируют свою подлодку, что сделать её похожей на одну из немецких. Проблема только состоит в том, что операция проводится в обстановке полной секретности, и никто, в том числе американское командование в Атлантике, не должно о ней знать. Сюжет фильма развивается быстро и очень прочно держит у экрана. Актёрский тандем Мэттью Макконехи и Билла Пэкстона получился отлично.

5. Подлодка (CSS Hunley — 1999)

Телевизионный фильм «CSS Hunley» был снят каналом «Turner Network Television» в 1999 году. Главную роль исполняет Дональд Сазерленд. Фильм, как и большинство других картин TNT о Второй Мировой, отличается исторической достоверностью. «CSS Hunley» повествует о подводной лодке, построенной конфедератами во время Гражданской войны в США. Загвоздка в том, что в те годы ещё не существовало подводных лодок. И субмарина «CSS Hunley» стала одной из первых в мире подлодок. Количество жертв в процессе разработки было просто чудовищным. Посудина была немногим сложнее обыкновенной круглой трубы с винтом на одном конце и длинной стрелой на другом, где закреплялся подрывной заряд. Внутри сидело девять добровольцев, которые крутили педалями коленчатый вал, приводивший в движение винт. Замысел был в том, чтобы взорвать укрепления союзных штатов из-под воды. «CSS Hunley» стала первой подлодкой, потопившей вражеский корабль («Housatonic») в бою. Этот фильм стоит посмотреть даже тем, кто не является любителем фильмов о Гражданской войне в США. Это ещё один фильм об американской гражданской войне, вышедший из кузницы Теда Тёрнера.

4. Охота за «Красным Октябрем» (The Hunt For Red October — 1990)

Фильм «The Hunt For Red October» снят по одному из романов Тома Клэнси, принадлежащих к серии произведений о Джеке Райане. Эта картина — пример отличного произведения киноискусства. История повествует о командире советской подводной лодки Рамиусе (Шон Коннери), командующем гордостью советского подводного флота — подлодкой «Красный октябрь» («The Red October»). Он ведёт самую смертоносную и скрытную из когда-либо созданных атомных подводных лодок к берегам США, намереваясь сбежать. Высокопоставленный сотрудник ЦРУ Джек Райан (Алек Болдуин) изучил Рамиуса несколько подробнее. Они играют друг с другом в кошки-мышки, затеяв игру на смертельно опасном поле. Помимо всего прочего, фильм стал ещё одной выдающейся режиссёрской работой Джона Мактирнана.

3. 20000 лье под водой (20,000 Leagues Under The Sea — 1954)

Первым фильмом о подводных лодках, который я увидел в детстве, был «20 000 лье под водой». И хотя я не смог понять все тонкости сюжета картины, я помню, что она всё равно мне очень понравилась. Фильм «20 000 лье под водой» снят по роману Жюля Верна и стал первой крупной кинокартиной Уолта Диснея. В фильме найдётся всего понемногу для каждого. Гениальный капитан Немо разорвал все связи с обществом и живёт в море, пользуясь его дарами. Ему удалось обустроиться на борту фантастической подводной лодки «Наутилус». Кирк Дуглас и Джеймс Мейсон сыграли блестяще. Даже несмотря на 50-летний возраст фильма, его по-прежнему интересно смотреть.

2. Багровый прилив (Crimson Tide — 1995)

«Crimson Tide» — это отличный фильм, который мог бы войти в десятку лучших картин сразу в нескольких категориях. Трудно соперничать с фильмом, где в актёрах числятся Дензел Вашингтон и Джин Хэкмен. Актёрская игра обоих изумительна. Фильм рассказывает об одном из самых могущественных людей в мире — командире атомной подводной лодки (Джин Хэкман). Его старший помощник Хантер (Дензел Вашингтон) совершенно не разделяет его взглядов на мир, философию войны и текущие события. Обстановка накаляется очень быстро, когда группе мятежников в бывшем Советском Союзе удаётся захватить контроль над несколькими ядерными ракетами и раздобыть коды их запуска. Сюжет принимает ещё более крутой поворот, когда подлодка теряет радиосвязь с командованием, а потом её атакует российская многоцелевая подводная лодка класса «Акула». Актёр Тони Скотт в «Crimson Tide» был на высоте.

1. Подводная лодка (Das Boot — 1981)

«Das Boot» — это, вне всяких сомнений, лучший фильм о подводных лодках, который я когда-либо видел. Режиссура Вольфганга Петерсена без пяти минут шедевральна, уровень реализма — поразительный. После просмотра этого фильма длиной в 2,5 часа создаётся ощущение, будто ты сам зажат в лодке вместе с остальной командой. «Das Boot» — фильм о немецкой подлодке времён Второй Мировой войны. Действие происходит в Атлантике. Петерсен помещает зрителя в атмосферу самоубийственных заданий и подводных сражений субмарины. Показывает, в какой полнейшей тоске бесконечными часами, днями и месяцами сидят под водой моряки. И вот, через мгновение они уже вступают в бой и, маневрируя, борются за свою жизнь. Глубинные бомбы, от которых должна уклоняться подлодка, выматывают нервы. Лодку спасают только новаторские и уникальные тактические приёмы, которые применяет её командир (Юрген Прохнов). Подводники времён войны проходят все круги ада. Они живут, едят и спят в грязной, тесной, шумной и ненадёжной трубе, заполненной солярным зловонием. Актёрская игра и диалоги также великолепны! После финальных титров ты ещё довольно надолго погружаешься в раздумья.

По материалам: epinions.com

anywater.ru

Они защищают Отечество. 25 фактов о подводных лодках

Оборона страны в современных условиях не может обойтись без достижений науки и техники. Подводные лодки – отличный пример современной защиты Отечества.

Первая попытка их боевого применения произошла в войну
американских колоний с Англией за независимость. Первая жертва
появилась 17 февраля 1864 года. По настоящему грозным оружием они
стали во время I Мировой войны. А после II Мировой войны из
тактического оружия они превратились в стратегическое. Речь о
подводных лодках – настоящих защитниках Отечества.

1. Отстаивая необходимость строительства субмарин в России,
преподаватель Кронштадтской водолазной школы лейтенант Иван
Ризнич приводил пример: «Однажды в трюмах парохода, везшего из
Индии хлопок, заметили змей. Змеи появлялись из любых щелей и
смертельно жалили. Страх обуял команду и пассажиров. Сила змей
была в непредсказуемости их появления и полной скрытности».
Именно в этом виделась и сила подводных лодок.

2. В одной из записных книжек Леонардо да Винчи, датированной
1502 годом, нашли эскиз небольшой подводной лодки, имеющей
заостренные оконечности и невысокую рубку с входным люком.
Подробности исследователи не поняли, да Леонардо и не стремился к
этому – боялся разрушительных последствий подводной войны.

3. Через три четверти века на другом конце Европы отставной
артиллерист британского королевского флота Уильям Борн связно и
четко изложил принципы создания управляемого подводного аппарата.

4. Еще через полвека в той же Британии их воплотил в жизнь
Корнелиус Ван Дреббель. Его подводная галера представляла собой
деревянный остов, обтянутый кожей, которую смазали жиром.
Дреббель и его команда два часа плавали под водами Темзы,
демонстрируя лодку королю Якову I. И эту лодку предназначали для
войны, о чем прямо сказал физик Гюйгенс: «Как я многократно
слышал от самого Дреббеля, вражеские корабли, стоящие в
безопасности на якоре, могут быть скрытно и неожиданно атакованы
под водой и потоплены с помощью тарана».

5. И мореплаватель, и плотник русский царь Петр I тоже не прошел
мимо «потаенного огненного судна большого корпуса».
Крестьянин-самоучка Ефим Никонов в Петербурге на галерном дворе
создал и испытал в присутствии царя действующую модель подводной
лодки. Полноразмерной лодки ему построить не удалось: царь Петр
умер.

6. Наполеон оказался куда более близоруким, чем царь Петр.
Создатель первого парохода Роберт Фултон обратился к французскому
императору с готовым проектом подводной лодки, но сперва понят не
был, а после и сам отказался раскрывать детали проекта. О чем
Бонапарт, будучи сослан на остров Эльба, пожалел: подлодка вполне
сгодилась бы для побега.

7. В войну американских колоний с Англией за независимость
подводную лодку применили в бою. Субмарина под названием
«Черепаха» атаковала флагманский корабль британского флота, но
была обнаружена и вреда ему не нанесла.

8. Первую успешную атаку подводной лодки датируют 1864 годом. Это
случилось все в тех же Соединенных Штатах Америки: в Гражданскую
войну Севера и Юга. Лодка южан, названная по фамилии ее создателя
«H. L. Hunley», потопила корвет северян. Сила взрыва была так
велика, что на воздух взлетели оба корабля. Подлодка спаслась, но
ненадолго: через несколько минут приливная волна захлестнула
открытый люк и «Ханли» затонула, открыв счет авариям на
подлодках, но все же доказав возможность их применения в бою.

9. Первый в России действующий подводный корабль и первую в мире
металлическую подводную лодку построили в Петербурге на
Александровском литейном заводе по проекту русского военного
инженера Карла Андреевича Шильдера. Чудо, что за лодка! Корпус
длиной 6, шириной более 2, и высотой в 2 метра был изготовлен из
пятимиллиметрового котельного железа. Движителем лодки служили
особые гребные устройства, очень похожие на утиные лапки.
Покопавшись в научных трудах Ломоносова, Шильдер выудил оттуда
идею оптической трубы – до него перископов на субмаринах не было.

10. Четыре года подлодка Шильдера плавала по Финскому заливу –
Карл Андреевич сам командовал экипажем из десяти человек, среди
которых был юный мичман Нахимов. Макет этой лодки сегодня
хранится в Калужском музее истории космонавтики. Почему именно
там? А субмарина Шильдера была оборудована двумя ракетными
станками и вооружена ракетами.

11. Следующий шаг к подводному могуществу России сделал
талантливый изобретатель Иван Федорович Александровский. В 1862
году Морской комитет одобрил проект, и в следующем году на
Балтийском заводе в Санкт-Петербурге заложили лодку конструкции
Александровского. Сегодня ее называют первой русской подлодкой с
механическим двигателем. Лодка имела железный корпус с толщиной
обшивки от девяти до двенадцати миллиметров, рубку с
иллюминаторами, две пневматические машины и два винта. Воздух для
пневматической машины хранился в 200 чугунных баллонах под
давлением до 100 атмосфер.

12. Одновременно Александровский представил еще один проект: ту
же лодку, только в миниатюре. Он предлагал использовать ее в
качестве самодвижущейся мины под названием «Торпедо».

13. И все же русский подводный флот отсчитывает свою историю от
1903 года. Именно в этом году спущена на воду подводная лодка
«Дельфин» – первая российская субмарина, принятая флотом на
вооружение. Это был как раз тот случай, когда помогло несчастье:
русское военное ведомство вело переговоры о покупке подводных
лодок с американской фирмой, но не сошлись ни в количестве, ни в
цене. Тогда Морское ведомство создало комиссию из трех человек
для проектирования ныряющих миноносцев. В нее вошли Иван Бубнов,
Иван Горюнов и Михаил Беклемишев. Запомните эти имена – это слава
российского флота.

14. Одновременно с подлодкой родилось знаменитое конструкторское
бюро морской техники. Конструкторское бюро Балтийского завода
потом преобразуют в отдел подводного плавания, а еще через
десяток переименований оно превратится в ЦКБ «Рубин» – роддом
всех российских подводных кораблей.

15. В мае 1903 года миноносец №150, позже переименованный в
«Дельфин», спустили на воду, в июне главный инспектор
кораблестроения начертал на рапорте об испытаниях: «Начало
сделано прекрасное». 14 октября ходовые испытания закончились, и
подлодку под командованием Михаила Беклемишева ввели в состав
флота. Сегодня этот день считают днем рождения подводных сил
России.

16. Современная подводная лодка имеет один, как большинство
американских субмарин, или два – как отечественные подлодки –
корпуса.

17. Легкий водопроницаемый корпус имеет совершенные в
гидродинамическом отношении обводы, он обеспечивает лодке
обтекаемость. В подводном положении внутри него находится вода, и
ему нет необходимости быть прочным, ведь давление внутри него и
снаружи одинаково.

18. Не то внутренний, прочный корпус – он должен выдержать
давление воды на больших глубинах погружения. Изготавливают его
обычно из легированной стали. Внутри этот прочный корпус разделен
переборками на отсеки: случись в одном отсеке течь, на общую
живучесть корабля это не повлияет.

19. На каждой подводной лодке множество цистерн: для хранения
топлива, питьевой воды и главное, для погружения. По закону
Архимеда, для того, чтобы тело полностью погрузилось в воду его
вес должен равняться весу вытесненной им воды. Чтобы выполнить
архимедов закон подводная лодка принимает балласт – воду в
цистерны. Для всплытия балласт продувается – воду вытесняют из
цистерн сжатым воздухом.

20. При погружении и всплытии как раз и изменяется этот
таинственный дифферент, упомянутый в песне в песне Пахмутовой на
стихи Гребенникова и Добронравова «Усталая подлодка»:

Лодка диким давлением сжата,

Дан приказ – Дифферент на корму.

Это значит, что скоро ребята

В перископы увидят волну.

Дифферент – это угол отклонения корпуса судна от горизонтального
положения, то есть разница осадок кормы и носа.

21. Для движения подводной лодки нужна энергия. Но и тут не все
просто: подводный и надводный ход обеспечивается по-разному. Все
подлодки нынче делят на два больших класса – с раздельным или
единым двигателем.

22. В старину единым двигателем был человек – силой своих
мускулов он приводил в движение лодку и над водой и под нею.
Потом применяли паровую машину и дизель, но все подобные
двигатели требуют атмосферного воздуха, то есть годятся только
для надводного плавания. И значит, нужен второй двигатель – для
движения в толще воды. Таковым был и остается электромотор,
который питается от аккумуляторной батареи.

23. Однако батареи требуют подзарядки. И только атомные подводные
лодки решили эту проблему: атомный реактор – это тот самый единый
двигатель, который позволяет плавать как угодно.

24. Но подлодке мало плавать – она должна воевать. А чем? О, тут
тоже огромный выбор: субмарины могут быть вооружены
баллистическими и крылатыми ракетами, торпедами, минами, могут
носить малые подлодки специального назначения. Для защиты
подлодок в подводном положении их снабжают даже переносными
зенитно-ракетными комплексами. Иной раз даже неловко сказать
«подлодка» – это целый ракетный подводный крейсер стратегического
назначения.

25. В советские времена походы атомных подводных лодок длились
месяцами. Командиры вспоминают, что у них были весьма
ограниченные возможности поощрения личного состава. Одним из
поощрений было такое – посмотреть на море в перископ.

 

 

scientificrussia.ru

26 фактов о подводных лодках

1. Командир знаменитой U-96 («Das Boot») после войны более десяти лет был капитаном единственного в истории Германии атомного судна.

2. Самый результативный подводник всех времён воевал во время Первой мировой войны, а во время Второй мировой войны — погиб в авиакатастрофе.

3. Подводная лодка «Форель» была построена в Германии по испанскому проекту, подарена России и защищала Владивосток от Японии.

4. Подводная лодка С-56 была заложена в Ленинграде, спущена на воду во Владивостоке, а за время службы стала одной из самых результативных советских субмарин и совершила кругосветный переход.

5. Самый результативный подводник Второй мировой войны, в отличие от большинства других, пережил войну и умер лишь в 1998 году в результате автокатастрофы.

6. Б-871 «Алроса» — единственная боеспособная российская подлодка на Чёрном море.

7. В отличие от одноимённых автомобилей, дизельные подлодки типа «Лада» превосходят зарубежные аналоги по многим параметрам.

8. На подводном крейсере «Дмитрий Донской» в обряде посвящения в подводники булава заменила традиционную кувалду.

9. 10 августа 1984 года, за год до Чернобыльской аварии, в Советском Союзе произошла крупная радиационная авария в бухте Чажма.

10. К-117 «Брянск» — тысячная российская подлодка.

11. Проект немецких подлодок типа VII времён Второй мировой войны был основан на проекте UB-III, разработанном ещё в 1916 году.

12. Роберт Фултон не только изобрёл пароход, но и проектировал выдающиеся для своего времени подводные лодки.

13. Единственным кораблём, потопленным атомной подводной лодкой, стал аргентинский крейсер «Генерал Бельграно».

14. Советский проект А615 является единственной в мире серией подводных лодок с единым химическим двигателем.

15. Существует проект вертолёта, разработанный специально для оснащения подводных лодок и помещающийся в торпедном аппарате калибра 533 мм.

16. Первые подводные крейсера возили почту через Атлантику, и только после переоборудования стали топить вражеские суда.

17. Из всех имён подводных лодок, самое знаменитое — «Наутилус», причём использовалось оно и до Жюля Верна.

18. Первый в мире подводный минный заградитель, названный «Краб» был построен в России инженером-железнодорожником М. П. Налётовым.

19. Самый результативный подводник всех времён выпустил за свою карьеру меньше десятка торпед.

20. Рассказы о том, как кто-то «случайно открыл люк» в лодке под водой и затопил её — чистая фантастика. Уже на глубине 10 м на люк давит с полтонны. Слон не откроет.

21. Отец подводных лодок (Жюль Верна) считал, что будущее за одноместными мини-субмаринами, а постройка больших подводных кораблей — невыполнимая задача.

22. На жюльверновское описание «Наутилуса» повлияла конструкция самой большой субмарины XIX века.

23. По наблюдениям российских подводников (со слов вице-адмирала А. Ф. Смелкова) плывущий белый медведь, преследуемый субмариной, способен развивать скорость до 3-3,5 узлов.

24. Задолго до гибели «Курска» Северный флот своими силами поднял с бо?льшей глубины затонувший подводный ракетоносец. Правда, он был найден только через 7,5 лет после гибели.

25. USS Hartford, столкнувшаяся в марте 2009 года с десантным кораблём, в 2003 году сталкивалась с Сардинией.

26. На борту U-234 (немецкая подводная лодка) было обнаружено 560 килограмм U-235 (уран)

maxxbay.livejournal.com

10 фильмов о подводных лодках

Служить на подводной лодке — удел поистине отважных людей. Снимать фильм о подводной лодке — тоже немалый риск. Главное в таких картинах — не спецэффекты, а ощущение полной изоляции, в которой живут подводники…

Командир счастливой «Щуки» (СССР, 1972)

Про что: 1942 год. Немцы готовят операцию по захвату Мурманска. Одна из советских подлодок получает задание уничтожить вражеский транспорт с солдатами и военной техникой. За «Щукой» начинается настоящая охота, и лодка оказывается практически в безвыходной ситуации. Но капитану все-таки удается спасти корабль.

Лодка: В те времена снять настоящую субмарину было невозможно. Единственное, что разрешили сделать режиссеру Борису Волчеку, — это использовать списанную подлодку, разрезанную пополам. Поскольку съемки внутри лодки из-за тесной обстановки вести невозможно, ее «внутренности» строили в павильоне.

Как снимали: Сценарий фильма написан на основе реальных событий, произошедших в начале Великой Отечественной войны на Северном флоте и главной базе СФ Полярном. Основной съемочной площадкой фильма и стал город Полярный.

Киноляп: В фильме звучит команда «скорость 500 узлов». На самом деле подводная лодка такого типа развивает скорость до 12 узлов (под водой — 8,5).

72 метра (Россия, 2003)

Про что: Подлодка «Славянка» уходит на плановое учение. Ей поставлена задача: уничтожить противника и на время исчезнуть из поля зрения. Задание выполнено, но «Славянка» сталкивается с миной времен Второй мировой войны. У экипажа остаются считанные часы, чтобы спастись.

Лодка: «Славянку» изображала дизельная подлодка «Варшавянка». Все, что происходило внутри лодки, снимали в павильонах «Мосфильма». Там построили бассейн для съемок затопленных отсеков подлодки, отдельно — торпедный отсек. И еще была сделана увеличенная копия подлодки из пенопласта.

Как снимали: Натурные съемки фильма проходили на базах ВМФ в Североморске, Гаджиеве, Полярном и Севастополе. Большую часть времени киногруппа проводила в холодной воде. Когда актеры находились под водой, их страховал аквалангист.

Киноляп: Большинство специалистов сходятся во мнении, что фильм очень достоверный. Однако история с одним действующим дыхательным аппаратом на субмарине в реальной жизни — невозможна.

Первый после бога (Россия, 2005)

Про что: Фильм основан на биографии Александра Маринеско. 1944 год. Капитан Маринин, одержавший немало побед, попадает под внимание советских спецслужб. Его обвиняют в «непролетарском» происхождении и романе со шведской подданной.

Лодка: Атомная подлодка «Волгоград» в кино превратилась в прославленную подлодку «С-13», на которой действительно воевал Маринеско. На лодку была приварена модель рубки весом 17 тонн. И эта конструкция выходила в море. На рубке-макете стоял актер Дмитрий Орлов (капитан Маринин), а внизу на настоящем мостике стоял командир Кузнецов, который отдавал приказы, и субмарина совершала маневры.

Как снимали: Натурные съемки фильма проходили в Мурманске, Полярном, Кронштадте и Тбилиси. Морские сцены снимали в ноябре, и на улице был мороз минус 25. Поэтому киношникам помогали моряки про тиводиверсионных сил в специальных гидрокостюмах.

Киноляп: Леоноре Маринеско, дочери подводника, фильм не понравился. По ее мнению, показанные события в картине не соответствуют действительности: «У Маринеско отец был беглым матросом, мать — крестьянкой. Кроме того, у него была сестра, а не брат. И про чекистов — все вранье».

Ю-571 (США, 2000)

Про что: Весной 1942 года американские подводники захватили немецкую подлодку U-571 с целью завладеть шифровальным устройством «Энигма».

Лодка: Было изготовлено пять миниатюрных подлодок длиной 13,5 метра: у одной работали винты, у другой перископ, у третьей торпедные шахты. А также построено два макета в натуральную величину (длиной больше 67 метров) для съемок внутри и снаружи.

Как снимали: Перед съемками среди актеров (Мэттью МакКонахи, Харви Кейтель, Джон Бон Джови и др.) провели инструктаж о техническом комплексе подводных лодок и несколько дней тренировали быстро передвигаться в тесноте субмарины. В фильме снималась настоящая шифровальная машина «Энигма»: авторы картины позаимствовали ее на время съемок у коллекционера.

Киноляп: Этот фильм вызвал бурю нареканий у британских военных, моряков и даже премьер-министра Тони Блэра, которые считают, что американцы исковеркали историю. На самом деле дешифратор «Энигма» был захвачен с подлодки U-110 британским эсминцем Bulldog.

Лодка (“Das Boot” ФРГ, 1981)

Про что: В 1942 году немецкая подводная лодка U-96, вышедшая в Атлантику на перехват английских морских конвоев, получает самоубийственный приказ от командования прорваться через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

Лодка: В съемках использовалось пять макетов подводной лодки. Две подлодки — длиной 5,5 и 2,5 метра — принимали участие в подводных съемках. Третья модель — длиной 11 метров — участвовала в надводных съемках и могла передвигаться по высоким волнам и «тонуть». В роли подводников на этой лодке выступали загримированные под моряков куклы Барби.

Еще был построен макет в натуральную величину, изображающий лишь верхнюю часть подлодки. Именно с ним у киношников было больше всего проблем. Как-то наутро съемочная группа не обнаружила макета, оставленного ими на воде. Оказалось, что подлодку «угнал» Стивен Спилберг, снимавший неподалеку фильм «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега».

Директор картины одолжил макет Спилбергу и забыл предупредить об этом режиссера «Лодки» Вольфганга Петерсена. А незадолго до окончания съемок из-за небольшого шторма макет разломился пополам и утонул. Лодку достали, склеили и досняли сцену. Пятая модель подлодки была построена для съемок сцен внутри.

Как снимали: Для того чтобы актеры достоверно показали чувство клаустрофобии и приобрели бледный вид лица, режиссер Вольфганг Петерсен не выпускал исполнителей главных ролей на улицу все время, пока шла съемка.

Киноляп: Большинство подводников в фильме показаны ярыми антифашистами, тогда как на самом деле в команды подлодок набирали людей, твердо верящих в идеалы нацистской партии. Однако Петерсен снимал этот фильм по воспоминаниям журналиста, который был в подлодке во время этого задания. И к тому же главной идеей режиссера было показать бессмысленность войны, с какой бы стороны люди ни воевали. Возможно, поэтому картина была тепло принята как в Германии, так и других странах и по сей день считается лучшим фильмом о подводниках в мировом кинематографе.

К-19 (Германия,Канада,Великобритания)

Про что:Фильм основан на реальных событиях, произошедших с АПЛ К-19. Эта атомная подводная лодка в 1961 году первой потерпела аварию ядерной силовой установки с человеческими жертвами. Фильм демонстрирует мужество и героизм, проявленные экипажем лодки.

Лодка:Роль К-19 в фильме сыграла списанная советская лодка К-77 — дизельная с крылатыми ракетами, проект 651.Вокруг рубки надстроили более длинную и широкую рубку из пластика, поскольку у настоящей К-19 три баллистические ракеты находились в ограждении рубки. Получилось довольно приемлемое сходство, разве что палуба так и осталась шире, чем у К-19.

Как снимали:В 2000 году Бигелоу с помощниками приезжала в Россию и ценой больших усилий добилась разрешения на поездку на СФ, где лично побывала на доживавшей свой век списанной БС-19. При осмотре готовых декораций Бигелоу пришла в ярость при виде блестящих нержавейкой деталей реакторного отсека. Она кричала (дословно), что должна быть грязь и ржавчина, а это космический корабль какой-то, у русских такого быть не может.

Киноляп:Создатели фильма провели обширные консультации с участниками тех давних событий. Но только один эпизод в фильме достоверен — когда моряки монтируют аварийную систему охлаждения. Одно время бывшие члены экипажа подлодки планировали подать на кинокомпанию в суд за искажение фактов.

«Охота за „Красным октябрём“» (США 1990)

Про что:Новейшая советская атомная подводная лодка «Красный Октябрь» способна нарушить хрупкий стратегический баланс между США и СССР. Ее капитан Рамиус решает передать субмарину в руки американцев.

Лодка: Макет корпуса «Красного Октября», изготовленный для съемок фильма, никогда не был в воде. Эффект подводных съемок был достигнут при помощи спецэффектов. Для картины детально была изготовлена только левая часть субмарины, а ее правая сторона в фильме показывалась просто путем поворота рамки кадра.

Как снимали: Во время съемок несколько актеров, игравших членов экипажа USS Dallas, совершили экскурсию на настоящую подводную лодку. Чтобы лучше подготовиться к роли командира USS Dallas, Скотт Гленн принял на себя «командование» настоящей субмариной и отдавал приказы настоящим членам экипажа. В число членов экипажа «Красного Октября» вошли курсанты Военно-Морской Академии США. Им дополнительно заплатили за то, чтобы они подстриглись наголо.

Киноляп:В картине достаточно много неадекватных сцен и диалогов:Например, пение гимна СССР офицерским составом в разгар тактических действий (и конечно, на ломаном русском).,когда советская подлодка погружается, матрос крестится как римский католик — слева направо.

«U-429: Подводная тюрьма» (2004)

Про что:1943 год. В разгар великой «подводной войны» матросы с торпедированной американской субмарины «Swordfish» становятся пленниками на борту германской подлодки U-429. Немцы весьма довольны уловом, не подозревая, что с собой янки принесли невидимую смерть — вирус менингита.

Лодка:U-429 — реальная лодка, которая была сделана немцами во время Второй мировой войны, но была передана итальянскому флоту под именем S 4, и никогда не участвовала в бою.Реальная Swordfish (SS-193) США была потеряна в водах возле Окинавы.

Как снимали:Съемки: начались 17 октября 2002, проходили в Лос-Анджелесе, а так же на заводе в Дауни (Калифорния).

Киноляп:Несколько раз подводников показывают, курящих в субмарине,на самом деле воздух в подлодках времён войны был полон нефтяного пара и водорода от аккумуляторов и чрезвычайно огнеопасен. Курение было позволено только на верхней палубе.Немецкую подлодку всегда показывают погруженной,однако, субмарины того времени не смогли путешествовать больше 30 миль на аккумуляторах,после чего они должны были всплывать для зарядки.

Слушать в отсеках (СССР 1985)

Про что:Во время учений командир подводной лодки применяет тактику погибшего во время Великой Отечественной войны отца.

Лодка: Б-36 проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок.

Как снимали:В съемках принимали участие моряки Черноморского флота.Во время съемок сцены просьбы мичмана оставить его для похода,эту сцену снимали всю ночь,и под утро крановщик,загружающий торпеду на заднем плане — заснул,и выпал из кабины.После флотского лечения — обмазывания йодом головы он вернулся на кран и сцену досняли.

Киноляп:По сюжету фильма лодка Логинова проходит в бухту Багряную под скалой на глубине 180 метров. В конце фильма командующий говорит, что первым по этому маршруту прошёл отец Логинова, командир Гвардейской «Щуки». Как такое может быть, если предельная глубина погружения советских подводных лодок лодок времён войны составляла лишь 100 метров?

Багровый прилив (США 1995)

Про что:На любой войне случаются моменты, когда от выполнения приказа зависит судьба всего человечества, и тогда в руках капитана находятся жизни миллионов людей. И только от его выдержки и разума зависит, окрасится ли поутру океанский прилив в зловещий багровый цвет…

Лодка:ПЛ «Алабама» (USS Alabama (SSBN-731)) существует в действительности — это ПЛАРБ типа «Огайо», вступившая в строй в 1985 году. В «надводных» сценах в её роли выступала дизельная неядерная подлодка (SS-580) 1959 года с бутафорской надстройкой.

Как снимали:Tony Scott использовал четыре камеры одновременно для, по крайней мере, нескольких сцен.Набор, используемый для мостика «Алабама», также использовался в качестве мостика «Джорджии» в Дне независимости.

Киноляп:Панели «Гидролокатора», постоянно изображенные в фильме, абсолютно ложны.Это было сделано, чтобы дать аудитории более впечатляющее визуальное представление.

Via NNM.ru

p-i-f.livejournal.com

Подводные лодки — Всё о Второй мировой

Подводная лодка (подлодка, субмарина)  — класс военных кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство и преимущество подводной лодки — скрытность. Подлодки предназначались для разрушения важных объектов на территории противника, уничтожения боевых надводных кораблей, торговых и транспортных судов, проведения разведки, высадки диверсионных групп и выполнения других специальных задач. На лодках в зависимости от их назначения использовались следующие виды вооружения: минное; торпедное; артиллерийское, включая зенитные и стрелковые пулеметы. Кроме того, подводные лодки различались размерами, двигательными установками, конструкцией корпусов, оснащением.

Активное применение субмарин уже наблюдалось в годы Первой мировой войны, когда 600 подводных лодок (372 из них были немецкими) воюющих государств потопили 237 боевых кораблей общим водоизмещением 1 млн. т., в т.ч. 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 подлодки. Общая грузоподъёмность потопленных торговых судов составила около 19 млн. регистровых т. из которых 13,2 млн. т. было потоплено немецкими лодками. В период военных действий было потеряно 265 подводных лодок.

Изучая опыт применения подводных лодок, ведущие морские державы не имели единого взгляда на их предназначение. Так, англичане видели в подводных лодках оружие противолодочной обороны и морской блокады, американцы считали главной их целью боевые корабли противника — линко­ры, авианосцы, крейсеры, эсминцы. Японцы старались создать лодки, способные действовать в составе эскадр, господствующих на море. Наконец, немцы, считали, что главным будет вражеский торговый флот. К началу Второй Мировой войны в состав флотов ведущих морских стран входило почти 800 подводных лодок.

Ориентировочное количество подводных лодок на 01.09.1939 г. в разрезе стран

Страна Количество

подлодок

Страна

Количество

подлодок

Аргентина 3 Португалия 4
Бразилия 4 Румыния 1
Великобритания 69 СССР 165
Германия 57 США 112
Греция 6 Таиланд (Сиам) 4
Дания 11 Турция 9
Испания 9 Финляндия 5
Италия 115 Франция 77
Латвия 2 Чили 9
Нидерланды 24 Швеция 24
Норвегия 9 Эстония 2
Перу 4 Югославия 4
Польша 5 Япония 63

Подводные лодки по степени влияния военного флота на ход Второй Мировой войны занимают второе место после эсминцев. Если в Первой Мировой войне подлодки выполняли роль вспомогательных судов в некоторых операциях, то в нынешней они образовывали отдельные флоты, играли самостоятельную роль. Если в начале ХХ века подводные лодки имели несколько стран, то во Второй Мировой десятки. И это при том, что строительство подводной лодки было в несколько раз сложнее и дороже большинства надводных кораблей. А управление субмариной требовало высоко профессиональных экипажей. Только на подготовку рядового состава лодки уходило 6-12 месяцев, а подготовка офицеров занимала несколько лет. Необходимо отметить, что лодки, построенные в начале века по своей конструкции и оснащению не шли ни в какое сравнение со следующим поколением по всем параметрам: автономность и дальность плавания, силовые установки, вооружение, навигационное оборудование, средства связи и обнаружения противника.

Стремительное развитие подводного флота повлекло и изменение тактики применения подводных лодок. Вместо одиночных атак лодок — стали применяться массированные, вместо базирования в портах — возникли многочисленные плавбазы за тысячи миль от берегов. Появились лодки различного функционального назначения. Так в период войны лодки различались по размерам и водоизмещению: крейсерские (океанские), большие подводные лодки, средние (морские), малые (прибрежные), сверхмалые (мини лодки) и специальные лодки. Также лодки классифицировались по назначению: монофункциональные, многофунционльные, специальные. Различались подлодки и по вооружению, и по конструкции корпуса.

За годы войны судостроительная промышленность ведущих морских стран поставила военным флотам немногим более 1700 под­водных лодок (без учета сверхмалых), в т.ч. 1089 лодок построила Германия, 205 – США, 154 – Великобритания, 145 – Япония, 92 – СССР, 27 — Италия.

В связи с существенными различиями в типах лодок, для полной характеристики качественного состава подводных флотов стран, количество подводных лодок приведем по классификации водоизмещения. При этом в категорию специальные включены лодки по функциональному назначению, независимо от размеров.

Ориентировочное количество подводных лодок использовавшихся в войне в разрезе стран и видов лодок (без трофейных и переданных/полученных)

Страна

Общее количество   подводных лодок /погибшие
 

Кр. и большие 1)

Средние Малые Спец. и сверхмалые 2)

Всего

Аргентина 3 3
Бразилия 1 3 4
Англия 72/29 136/41 9/5 137/5 354/80
Германия 313/164 695/439 110/20 936/24 2054/647
Греция 6/5 6/5
Дания 11/11 11/11
Испания 6/1 4/3 10/4
Италия 60/41 69/54 5/1 24/4 158/100
Латвия 2/2 2/2
Нидерланды 15/10 14/14 1/1 30/25
Норвегия 9/9 9/9
Перу 4 4
Польша 2/1 3 5/1
Португалия 3 3
Румыния 2 1/1 3/1
СССР 38/14 115/50 99/31 5/2 257/97
США 288/53 28/1 1/1 317/55
Таиланд 4 4
Турция 3/1 5/1 1 9/2
Финляндия 3 2 5
Франция 39/32 33/23 6/5 78/60
Швеция 18/8 9 6/1 33/9
Эстония 2/1 2/1
Югославия 4/1 4/1
Япония 130/111 28/28 455/43 613/182
Итого 967/457 1175/669 261/80 1575/86 3978/1292

1) Крейсерские и большие

2) Специальные и сверхмалые

В таблице не учтены погибшие сверхмалые подводные лодки.

В период войны страны-союзницы передавали друг другу подводные лодки, как во временное пользование, так и насовсем. Так Великобритания передала Греции и Нидерландам по 5 лодок, Норвегии –3, Польше – 3, СССР – 4, Франции – 7. США передали Великобритании – 15, Турции – 2, Польше -1. Германия – 9 подлодок передала Италии.

Некоторые страны использовали и трофейные лодки. Так в Англии служили 6 трофейных лодок, в Италии – 11, в СССР –7, в Японии – 8. В состав Германского военно-морского флота входило 4 лодки, построенные на иностранных верфях и 16 трофейных лодок. Около 20 лодок Германией было захвачено в Италии, Франции и других оккупированных странах в недостроенном виде. Большинство из них было достроено с применением немецкого вооружения и оборудования, с последующим введением в строй, как судов собственной постройки.

В связи с тем, что подводные лодки одного вида строились нескольких типов (модификаций), а иногда и несколько подтипов (серий), они отличались между собой по тактико-техническим характеристикам (иногда по многим, иногда по нескольких позициях). Ниже приведены ТТХ лучших образцов лодок в своем виде.

Следует отметить, что при сравнении основных ТТХ подводных лодок, которые имеют приблизительно одинаковые параметры (обычно фиксируются в справочниках), необходимо оценивать ряд других обеспечивающих показателей.

К ним относятся: мореходность, непотопляемость, скорость погружения, шумность двигателей, оснащение радарным, гидроакустическим, навигационным оборудованием и его качество, ударостойкость приборов и механизмов, качество торпедного оружия и средств связи, объем запасов и состав аварийно-спасательного имущества. Эти параметры подлодок, а также степень подготовки экипажей непосредственно влияли на эффективность действий субмарин.

Крейсерская (океанская, эскадренная) подводная лодка – лодка с мощным артиллерийским и/или торпедным вооружением, с большой дальностью и автономностью плавания. Она имела длину корпуса – 80 и более метров, подводное водоизмещением – 2-5 тыс. т. и дальность плавания при средней скорости хода 12-30 тыс. миль, глубину погружения – до 300 м. Как правило, лодка предназначались для автономного ведения действий в океане и отличалась лучшими условиями обитания экипажа. Также лодка должна была действовать в составе эскадры крупных надводных кораблей. Крейсерские лодки строили 5 стран: Великобритания (3 лодки), СССР (11 лодок), США (222 лодки 8 типов), Франция (1 лодка), Япония (88 лодок 22 типов + 5 подводных авианосцев).

ТТХ лучших образцов крейсерских подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Англия

тип Thames

СССР тип К США

тип Balao

Япония

тип

Otsu Gata

Водоизмещение надводное, т. 1 830 1 487 1 526 2 200
Водоизмещение подводное, т. 2723 2 100 2 424 3 700
Длина, м. 105,2 97,8 92,2 102,4
Ширина, м. 8,6 7,4 8,3 9,3
Количество дизельных двигателей, шт. 2 3 4 2
Количество электродвигателей, шт. 2 2 2 2
Мощность диз. двигателей, тыс. л.с. 10 9,2 5,4 12,4
Мощность электродвигателей, тыс. л.с. 2,5 2,4 2,7 2
Число винтов, шт. 2 2 2 2
Запас топлива, т. 202 263 472 220
Надводная скорость хода , узл. 25 22,5 20 23,6
Подводная скорость хода, узл 10 10,5 9 8
Макс. дальность плавания, тыс.миль 6,2 15 11 14
Рабочая глубина погружения, м. 60 80 120 100
Предельная глубина погружения, м 95 100 187 н/д
Время погружения, сек. н/д 50 н/д н/д
Количество торпедных аппаратов, шт. 6 10 10 5
Количество торпед, шт. 12 24 24 17
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/102 2/100 1/102 1/140
Боезапас снарядов (калибр/шт) н/д 100/400 н/д н/д
Зенитное вооружение/калибр (шт/мм) н/д 2/12,7 2/20 2/25
Автономность плавания, сут. н/д 50 75 90
Численность экипажа, чел. 61 66 62 100

Большая подводная лодка – лодка со средним артиллерийским и усиленным зенитным вооружением, а также увеличенной дальностью плавания. Она имела длину корпуса до 80 метров, подводное водоизмещением – до 2 тыс. т., дальность плавания при средней скорости хода до 12 тыс. миль, глубину погружения – до 200 м. Лодка могла действовать как в море, так и в океане. Большие лодки строили 12 стран: Великобритания (69 лодок 9 типов), Германия (313 лодок 3 видов), Италия (60 лодок 14 видов), США (66 лодок 3 видов), Япония (42 лодки 4 видов). Причем США и Япония устаревшие лодки довоенной постройки.

ТТХ лучших образцов больших подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

 

Англия

типа Tudor

 

Германия

XXI серия

 

СССР

XIII

серия

Франция

III

серия

Водоизмещение надводное, т. 1 090 1 621 1 120 1 384
Водоизмещение подводное, т. 1 571 1819 1 424 2 084
Длина, м. 83,5 76,7 85,3 92
Ширина, м. 8,1 8,0 7 8,1
К-во дизельных двигателей, шт. 2 2 2 2
К-во электрических двигателей, шт. 2 4 2 2
Мощность диз. двигателей, тыс. л.с. 2,5 4,0 2,2 8,2
М-сть электродвигателей, тыс. л.с. 1,5 4,6 1,3 2,3
Число винтов, шт. 2 2 2 2
Запас топлива, т. 215 253 143 108
Надводная скорость хода, узл. 15,3 15,6 15 20
Подводная скорость хода, узл. 9 17,5 9 10
Макс. дальность плавания, тыс.миль 11 15,5 10 10
Рабочая глубина погружения, м 106 135 80 75
Предельная глубина погружения, м н/д 270 100 100
Время погружения, сек. н/д 18 60 50
К-во торпедных аппаратов, шт. 10 6 8 11
Количество торпед, шт. 16 23 12 13
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/102 1/100 1/100
Зенит. вооружение/калибр (шт/мм) 2/20 20/4 2/12,7 2/20
Автономность плавания, сут. н/д 100 28 н/д
Численность экипажа, чел. 61 57 56 61

Средняя подводная лодка – универсальная морская лодка с увеличенной глубиной погружения. Она имела длину корпуса до 70 метров, подводное водоизмещением – до 1 тыс. т. и дальность плавания при средней скорости хода до 9 тыс. миль, предельную глубину погружения – 200 м. Лодки этого вида были самыми многочисленными и наиболее эффективными в боевых действиях. Лодки строили 20 стран.

ТТХ лучших образцов средних подводных лодок

ТТХ лодки / Страна

и обозначение лодки

 

Англия

типа S

 

 

Германия

серия VII С

 

 

СССР

серия IX-бис

Япония

типа Kai

Sho

Водоизмещение надводное, т. 715 769 840 525
Водоизмещение подводное, т. 990 1070 1 070 782
Длина, м. 66 67,1 77,8 57,4
Ширина, м. 7,2 6,2 6,4 6
К-во дизельных двигателей, шт. 2 2 2 2
К-во электрических двигателей, шт. 2 2 2 2
Мощность диз. двигателей, л.с. 1 900 3 200 4 000 1 100
Мощность электродвигателей,   л.с. 1 300 750 1 100 760
Запас топлива, т. 92 105,3 110 35
Надводная скорость хода, узл. 15 17,7 19,5 14,2
Подводная скорость хода, узл. 9 7,6 8,8 8
Макс. дальность плавания, тыс.миль 6 8,5 8,2 3,5
Рабочая глубина погружения, м. 77 100 80 75
Предельная глубина погружения, м 250 200 100 н/д
К-во торпедных аппаратов, шт. 6 5 6 4
Количество торпед, шт. 12 11 12 8
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/102 1/88 1/100 1/76
Боезапас снарядов (калибр/шт) н/д 88/200 100/200 н/д
Зенит. вооружение/калибр (шт/мм) 1/20 1/20 1/12,7
Автономность плавания, сут. н/д 35 30 21
Численность экипажа, чел. 49 56 46 38

Малая подводная лодка – предназначаясь для ближней защиты берегов и морских баз. Она имела длину корпуса до 50 метров, подводное водоизмещением – до 500 т. и дальность плавания при средней скорости хода до 5 тыс. миль, предельную глубину погружения – 150 м. Малые лодки строили 5 стран: Великобритания (9 лодок), Германия (110 лодок 5 типов), СССР (104 лодки 5 типов), Швеция (9 лодок) и Япония (18 транспортных лодок 3 типов). Кроме того, 78 лодок было построено Великобританией, которые были меньше средних подлодок, но больше малых. Малые лодки всех стран оказались неудачными, представляя собой скорее технический отголосок Первой мировой войны. Из-за малого размера они оказались слабо вооруженными с низкой мореходностью. В тоже время, сравнительно большой размер и низкая скорость делали их легко выявляемыми противником. В итоге каких либо существенных результатов подлодками этого класса в войне не было достигнуто.

ТТХ лучших образцов малых подводных лодок

 

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Германия

серия XXIII

СССР

серия ХV

Швец ия

тип U

Япония тип Sen Yuso

Sho

Водоизмещение надводное, т. 234 280 367 370
Водоизмещение подводное, т. 278 351 450 493
Длина, м. 34,7 49,5 49,6 42,2
Ширина, м. 3 4,4 4,7 6
Количество дизельных двигателей, шт. 1 2 1 1
Количество электрических двигателей, шт. 2 2 1 1
Мощность дизельных двигателей,   л.с. 630 1 200 1 300 400
Мощность электродвигателей,   л.с. 615 436 500 150
Запас топлива, т. 20 30 н/д 45
Надводная скорость хода, узл. 9,7 15.5 13,8 10
Подводная скорость хода, узл. 12,5 7,9 7,5 н/д
Максимальная дальность плавания, тыс.миль 4,5 4,5 н/д 3,0
Рабочая глубина погружения, м. 80 60 60 н/д
Предельная глубина погружения, м. 160 70 100 95
Время погружения, сек. 14 35 н/д н/д
Количество торпедных аппаратов, шт 2 2 4
Количество торпед, шт. 2 4 8
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/45
Боезапас снарядов (калибр/шт) 45/200
Зенитное вооружение/калибр (шт/мм) 20/1 25/1
Автономность плавания, сут. 10 15 н/д н/д
Численность экипажа, чел. 14 23 23 21

Сверхмалая (мини-субмарина) – лодка с водоизмещением до 60 т. и экипажем 1-5 человек. Она предназначалась для проникновения в бухты, базы и порты противника с целью разведки, проведения диверсий или доставки взрывчатых веществ для дистанционного подрыва. Лодка имела ограниченную автономность плавания и в район действий доставлялась, как правило, с помощью носителя. Взрывная волна от глубинных бомб не наносила ущерба подлодкам, а отбрасывала их в сторону. В отличие от больших подлодок, мгновенно пеленгуемых и уничтожаемых авиацией и флотом противника, мини-субмаринам благодаря малым размерам, удавалось оставаться незамеченными и успешно выполнять задачи в условиях полного господства противника на море и в воздухе. Сверхмалые лодки строили 4 страны: Великобритания (131 лодка 3 типов), Германия (908 лодок 4 типов), Италия (16 лодок 3 типов) и Япония (405 лодки 4 типов). Несмотря на значительное количество построенных лодок, причиненный ими ущерб не покрыл расходы на их производство и не оказал какого-либо влияния на ход войны.

ТТХ лучших образцов сверхмалых подводных лодок

ТТХ лодки / Страна

и обозначение лодки

Англия

серия Х

Германия

серия XXVII

Италия

серия СВ

Япония

тип D

Водоизмещение надводное, т. 27 14,9 25 н/д
Водоизмещение подводное, т. 30 17 44 59,3
Длина, м. 15,6 12 15 26,3
Ширина, м. 1.8 1,7 3 2
Количество дизельных двигателей, шт. 1 1 1 1
Количество электрических двигателей, шт. 1 1 1 1
Мощность дизельных двигателей,   л.с. 42 60 80 150
Мощность электродвигателей,   л.с. 30 25 50 500
Число винтов, шт. 1 1 1 1
Запас топлива, т. 11 0,5 н/д 4,5
Надводная скорость хода, узл. 6,5 7,7 7,5 8
Подводная скорость хода, узл. 5,5 3,5 7 16
Максимальная дальность плавания, мили 500 300 1 400 1 000
Предельная глубина погружения, м. 92 50 н/д 100
Количество торпедных аппаратов, шт. 2 2 2
Количество торпед, шт. 2 2 2
Количество зарядов/вес (шт/т) 2/4 1/0,6
Численность экипажа, чел. 4 2 4 5

Специальные подводные лодки в классификацию по размерам и водоизмещению не попадают, однако в силу специфичности выполняемых функций их следует рассмотреть отдельно. К таким лодкам относились: подводные авианосцы и авиатранспорты, подводные минные заградители, транспортные лодки, топливозаправщики. Такие лодки выполняли или специфическую, узкую боевую задачу, или обеспечивали ее выполнение другими подразделениями. Среди эффективных действий следует отметить постановку минных полей германскими минными заградителями в прибрежных морских фарватерах и снабжение грузами и топливом японскими транспортными лодками своих экспедиционных войск и кораблей.

Безусловно, что кроме технических параметров подводных лодок на эффективность их действий влияла и тактика их применения. Экипажи подводных лодок США и Германии интенсивно занимались боевой и тактической подготовкой в течение всей войны и имели сравнительно высокую подготовленность в отличие от итальянских, советских и японских моряков. Подводными лодками Германии и США управляли командующие подводными силами флотов, как правило, бывшие подводники. Они же руководили боевой и тактической подготовкой подлодок. Немецкие и американские лодки могли слажено действовать большими группами на большом удалении от баз и противостоять конвоях или соединениям надводных кораблей.

Тактика действий лодок определялась задачами, которые они решали, географическим положением района в которым они действовали, состоянием материальной части и уровнем подготовленности к боевым действиям их самих и объектов их действий. Поэтому в разных флотах тактика лодок была разной. Но было много и общего.

Например, почти все лодки в начале войны действовали в надводном положении и днем и ночью. Погружались лишь при атаке боевых надводных кораблей, сильно охраняемых конвоев и при уклонении от атак противолодочных сил. Атаки конвоев обычно проводились ночью по несколько суток подряд.

Для решения противолодочных задач лодки днем маневрировали на перископной глубине, а ночью надводном положении, заряжая аккумуляторные батареи. Наблюдение вели в перископ и с помощью гидроакустических станций. В большинстве случаев боевые столкновения под водой были безрезультатными, так как торпеды имели глубину хода не более 14 метров, а гидроакустические станции – малые дальности действия и точность пеленгования. Для повышения успешности атак практиковалась стрельба залпом из нескольких торпед. Кроме торпед для борьбы с подлодками применялись мины.

Свои особенности тактики применялись, практически, каждым флотом. Так Германией использовалась тактика «волчьих стай» состоящая в преследовании подводными лодками кораблей противника с целью дождаться превосходства в позиции или числе. Атака происходила одновременно максимально возможным количеством подводных лодок. При этом противолодочные силы конвоя, вынуждены были реагировать сразу на несколько лодок, рассредоточиться, тем самым не угрожая совместно какой-либо одной из них, что позволяло большинству лодок выходить в атаку неоднократно. Атаке подвергалось большое количество судов, что впоследствии требовало организации большого объёма спасательных работ и отчасти отвлекало корабли эскорта от преследования субмарин.

На практике данная тактика осуществлялась следующим образом. Подводные лодки выстраивались в завесу (300-500 миль) так, чтобы хотя бы одна из них могла обнаружить проходящий конвой противника. Обнаружившая конвой подводная лодка передавала сообщение об этом в центр и следовала в надводном положении параллельно конвою на значительном от него удалении (за горизонтом), следя за дымами. Центр же наводил на цель остальные подлодки. «Стая» могла состоять из 20 — 60 лодок. Как правило, атаки проводились в ночное время и из надводного положения. Лодки погружались лишь в случае ухода от преследования. Днем «стая» обгоняла суда конвоя, пользуясь преимуществом в скорости надводного хода, и занимала позицию для новой атаки ночью.

Действие «волчьих стай» в прибрежных, тесных и сильно охраняемых районах оказались весьма затруднительными. Поэтому немцы использовали одиночные лодки, днем лежали на грунте на глубине 50-100 метров в нескольких милях от маршрутов транспортов, в сумерки шли к берегу под водой, а ночью всплывали в надводное положение для атак.

В английском флоте единого командования подводными силами не было. С началом войны подводные лодки широко использовались для противолодочных действий у своих портов и баз. Кроме того, они вели противолодочные действия на путях переходов немецких подлодок. Однако главной задачей в начале войны считалась борьба с немецкими надводными рейдерами, которые казались англичанам главной угрозой их судоходству. В ходе войны лодки Великобритании привлекались для прикрытия конвоев и соединений надводных кораблей от ударов сил противника. Случаев потопления ими лодок противника при этом не было. Боевые столкновения под водой чаще всего были безрезультатными из-за несовершенства гидроакустических станций и отсутствия противолодочных торпед.

Итальянские подлодки решали те же задачи, что и немецкие. Однако действовали иначе. В атаку выходили одиночно и только в подводном положении, конвои не преследовали. Командиры подводных лодок не умели действовать в группах и завесах, атаковать противника, находясь в надводном положении, прорывать охранение конвоя, идущего переменными курсами, и длительно преследовать обнаруженного противника.

Основными задачами подводного флота СССР было определено: уничтожение транспортов и боевых кораблей противника и стеснение их плавания; ведение разведки с целью выявления напряженности и характера коммуникаций противника, системы и организации его противолодочной обороны, дозора, навигационных ограждений и фарватеров. В боевой деятельности лодки применяли позиционный метод, затем стали применять крейсерство в ограниченных районах. В ходе войны подводные лодки перешли к групповым действиям. От стрельбы одиночными торпедами подводники перешли к стрельбе несколькими торпедами с временными интервалами, а впоследствии — к стрельбе залпом «веером». Нередко подводные лодки, не имея возможности использовать торпеды, всплывали в надводное положение и вступали в артиллерийский бой с кораблями противника.

Объекты атак подлодок США по их значимости распределялись так: авианосцы, танкеры, транспорты, эсминцы и фрегаты. До 1944 года главными целями при атаках конвоев считались транспорты. С 1944 года первоочередными целями при атаках конвоев стали считаться эсминцы.

В начале войны подводные лодки действовали на коммуникациях Японии одиночно. Атакуя транспорты, они почти не встречали противодействия. Были даже случаи захода их на рейды и в гавани для атак стоявших там кораблей и транспортов.

В первой половине 1942 года подводные лодки США атаковали цель в основном из-под воды, используя для наблюдения шумопеленгаторы гидроакустических станций. На последней стадии атаки они использовали гидролокаторы однократной посылкой для определения дистанции до цели перед залпом. После установки на лодках радиолокаторов, стали применяться ночные атаки, как в надводном, так и в подводном положениях.

Были случаи, когда подлодки при поиске противника в надводном положении поднимали перископ для увеличения дальности его обнаружения. Против мелких судов и одиночных транспортов американские лодки часто использовали артиллерию.

С 1944 г. США начали активно применять немецкую тактику «волчьей стаи», но со своими особенностями. В состав группы входило от трех до шести подводных лодок. Группой командовал один из командиров лодок. Лодки группы имели друг с другом связь по радио (с применением высокочастотных радиотелефонов), зрительную и иногда голосовую. Действуя в группе, лодки разворачивались в линию перпендикулярную предполагаемому курсу искомого конвоя с интервалами около 10 миль. Лодка обнаруживающая противника, сообщала о нём другим, после чего лодки сблизившись с противником атаковали его самостоятельно, но в рамках своего сектора, «не мешая» соседу. В итоге имели место совместный поиск и близкие по времени атаки с интервалами до 20 минут. Малое количество лодок в «стае» определялось малочисленностью японских конвоев (4-10 судов), известностью маршрутов, а также плохим оснащением кораблей охранения. Кроме того, американские подводные лодки обычно действовали на подходах к базам или к портам.

Обладая одним из лучших подводных флотов, Япония не имела централизованного управления им. Подводные лодки выполняли задачи разведчиков и охотников за военными кораблями. Они включались в различные оперативные объединения и в большинстве случаев не имели компетентного командования. Вплоть до 1943 года подводные лодки включались японцами в боевые порядки надводных сил. В боевых действиях превалировали одиночки и лишь изредка участвовали в завесах. Были случаи их действия в разведывательных завесах следовавших впереди соединений надводных кораблей. Для поражения кораблей и судов противника они применяли торпеды и артиллерию.

За время войны погибло около 1300 подводных лодок (без учета сверхмалых). В это число также входят лодки массово затопленные экипажами Франции и Японии. Кроме того, дополнительно следует отнести к потерям 215 немецких лодок затопленных экипажами в ходе операции «Regenbogen» (в период капитуляции). Подавляющее число подводных лодок уничтожено в надводном положении авиацией и надводными кораблями. В тоже время, почти половина советских лодок погибла на минах

Из общего потопленного тоннажа кораблей во время войны (34,4 млн.т.) на долю подводных лодок приходится 64 %. Так всеми подводными лодками было потоплено 4658 транспортных судов общей грузоподъёмностью более 22 млн. регистровых т. (14,6 млн.т. подлодками Германии, 4,8 млн. т. – США, по 1,5 млн. т. Великобритании, 0,9 – млн. т., Японии, 0,7 млн.т. – Италии, 0,5 млн. т. – СССР ).

Подводными лодками уничтожено 465 боевых кораблей, в том числе: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 122 эсминца и 160 кораблей других типов. В том числе подлодки Германии уничтожили 14 крупных надводных кораблей, 88 эсминцев и противолодочных кораблей, 5 подводных лодок; подлодки Италии потопили 4 крейсера, 2 эсминца и 2 подводные лодки; подлодки СССР уничтожили 5 миноносцев, 2 подводные лодки, 22 сторожевых корабля, 22 тральщика, 3 минных заградителя, плавучую артиллерийскую батарею, дозорный корабль, 5 охотников за подводными лодками, 8 сторожевых катеров, 24 быстроходные десантные баржи, вспомогательное судно, 4 буксира; подлодки США потопили один линкор, 9 авианосцев, 12 крейсеров, 45 эсминцев, 77 противолодочных кораблей, 10 минных заградителей и 25 подводных лодок; подлодки Японии уничтожили 3 авианосца, 2 крейсера, 17 эскадренных миноносцев, 11 эскортных кораблей, 2 подводные лодки.

Эффективность боевых действий подводных лодок некоторых стран выглядела следующим образом.

Ориентировочные результаты действий подлодок в период войны в разрезе стран

Страна Количество подводных лодок,

принимавших участие в боевых действиях

Количество потопленных кораблей
На одну действующую подлодку На одну погибшую подлодку
Великобритания 209 2,32 8,22
Германия 965 2,94 4,41
Италия 106 1,3 1,64
СССР 170 0,74 1,56
США 182 0,99 4,62
Япония 160 1,08 1,40

wwii.space

Как всё устроено. Моряк на подводной лодке — Рассказы и статьи — Статьи о подводных лодках и подводниках


Как всё устроено. Моряк на подводной лодке. Матрос подводной лодки анонимно рассказал о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет…

Подлодка

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая. С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Быт

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

Еда

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну, могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав — это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной — не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. — Прим. ред.). Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)». На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су…, я тебя, бл…, за жопу подвешу!..» Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой — это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», — ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

moreman.my1.ru

Устройство подводной лодки

Подводная лодка британского военно-морского флота «Апхоулдер» («Союзник»)

Подводные лодки безо всякого труда плавают по водной поверхности. Но в отличие от всех остальных кораблей могут опускаться на дно океана и в некоторых случаях месяцами плавать в его глубинах. Весь секрет в том, что подлодка имеет уникальную двухкорпусную конструкцию.

Между ее внешним и внутренним корпусами находятся специальные отделения, или балластные цистерны, которые могут заполняться морской водой. При этом увеличивается полный вес подлодки и соответственно уменьшается ее плавучесть, то есть способность держаться на поверхности. Вперед лодка движется за счет работы гребного винта, а погрузиться ей помогают горизонтальные рули, названные гидропланами.

Внутренний стальной корпус подлодки рассчитан на то, чтобы выдерживать огромное давление воды, которое растет с глубиной. В погруженном состоянии держаться устойчиво кораблю помогают дифферентные цистерны, расположенные вдоль киля. Если надо всплывать, то на подлодке освобождают от воды, или, как говорят, продувают балластные цистерны. Подлодке помогают идти нужным курсом такие навигационные средства, как перископы, радар, (радиолокатор), сонар (гидролокатор) и спутниковые системы связи.

На изображении сверху, показанная в разрезе ударная британская подлодка водоизмещением 2455 тонн и длиной 232 фута может двигаться со скоростью 20 миль в час. Пока лодка находится у поверхности, ее дизельные двигатели вырабатывают электроэнергию. Эта энергия запасается в аккумуляторных батареях и расходуется затем в подводном плавании. Атомные подводные лодки используют ядерное топливо, чтобы превратить воду в перегретый пар для работы ее паровых турбин.

Как погружается и всплывает подлодка?

Когда подлодка находится на поверхности, говорят, что она пребывает в состоянии положительной плавучести. Тогда ее балластные цистерны в основном заполнены воздухом (ближний рисунок справа). При погружении (средний рисунок справа) судно приобретает отрицательную плавучесть, так как воздух из балластных цистерн выходит через выпускные клапаны, и емкости заполняются водой через водозаборные порты. Чтобы двигаться на определенной глубине в погруженном состоянии, на подлодках используют технику уравновешивания, когда сжатый воздух нагнетается в балластные цистерны, а водозаборные порты остаются открытыми. При этом и наступает нужное состояние нейтральной плавучести. Для всплытия (дальний рисунок справа)с помощью сжатого воздуха, хранящегося на борту, выталкивают воду из балластных цистерн.

На подлодке мало свободного места. На верхнем рисунке моряки едят в кают-компании. В правом верхнем углу — американская подлодка в надводном плавании. Справа на фотографии — тесный кубрик, где спят подводники.

Чистый воздух под водой

На большинстве современных подлодок пресную воду делают из морской. И запасы свежего воздуха также делают на борту — разлагая пресную воду с помощью электролиза и освобождая из нее кислород. Когда подлодка курсирует вблизи поверхности, она с помощью прикрытых колпаками шноркелей — приспособлений, выставленных над водой, забирает свежий и выбрасывает отработанный воздух. В этом положении над боевой рубкой лодки оказываются на воздухе, кроме шноркелей, перископ, антенна радиосвязи и другие надстроечные элементы. Качество воздуха на подлодке контролируется ежедневно, чтобы обеспечивать нужное содержание кислорода. Весь воздух проходит через скруббер, или газоочиститель, для устранения загрязнений. Отработавшие газы выходят через отдельный трубопровод.

information-technology.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о