Истребитель Су-35: тактико-технические характеристики. Справка
13:1307.07.2008
(обновлено: 19:19 03.08.2008)
503473
Новый российский многофункциональный истребитель последнего поколения 4++ Су-35 в понедельник успешно совершил первый демонстрационный полет.
Новый российский многофункциональный истребитель последнего поколения 4++ Су-35 в понедельник успешно совершил первый демонстрационный полет.
Су-35 является глубоко модернизированной версией истребителя Су-27 и соответствует поколению 4++. В ходе анализа характеристик самолетов были использованы авиационные симуляторы, имитирующие тактико-технические характеристики машин. Они были «вооружены» соответствующими ракетами, а пилоты старались использовать тактику, характерную для пилотов, использующих эти самолеты.
Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным (управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами) при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Кроме того, самолет может использоваться для ведения попутной разведки на сухопутных и морских театрах военных действий.
Само название Су-35 известно достаточно давно. Под таким наименованием почти пятнадцать лет демонстрировался на различных авиасалонах Су-27М. В ходе дальнейшего его совершенствования возникла концепция глубокой модернизации истребителя семейства Су-27.
Важным отличием от предшественников стало применение на Су-35 двигателей АЛ-31ФП. В конструктивном плане этот двигатель является дальнейшим развитием серийного АЛ-31Ф с использованием технологий пятого поколения. Оснащение двигателя поворотным соплом в сочетании с возможностью автоматического дифференциального изменения тяги двух двигателей, так называемого управления разнотягом, обеспечивает управление самолетом во всех плоскостях. В том числе на сверхмалых и околонулевых скоростях полета. Обычные аэродинамические органы управления в таких условиях теряют свою эффективность. При необходимости система управления вектором тяги может быть полностью отключена с фиксацией сопел в нейтральном положении.
Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой (ФАР). Она обладает уникальными характеристиками по дальности обнаружения и количеству сопровождаемых целей. Станция представляет собой дальнейшее развитие РЛС «Барс». ФАР обеспечивает электронное сканирование луча, как по азимуту, так и углу места. Для увеличения обзора в горизонтальной плоскости реализован дополнительный механический доворот антенны по азимуту посредством гиропривода. В режиме «воздух-воздух» радиолокатор может обнаруживать на встречных курсах на дальностях в 350-400 км и сопровождать (при сохранении непрерывности обзора пространства) до 30 целей, а также вести обстрел восьми из них. «Сверхмалоразмерные» цели с эффективной отражательной поверхностью (порядка сотой доли квадратного метра) обнаруживаются на дальности в 90 км. Это уникальные показатели для современных авиационных радиолокационных станций.
Дополнительные возможности управления вооружением Су-35 обеспечивает оптико-локационная станция новой разработки, объединяющая теплопеленгатор, лазерный дальномер — целеуказатель и телевизионный канал.
Вооружение Су-35, помимо уже известных ракет «воздух-воздух» средней дальности с активными и полуактивными радиолокационными и тепловыми головками самонаведения, а также ракет ближнего боя (в общей сложности 34 штуки) составят пять новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух — поверхность» включает 25 противокорабельных и противорадиолокационных ракет средней и большой дальности. В том числе — систему «Клаб», а также одну тяжелую ракету большой дальности типа «Яхонт».
В части корректируемых авиабомб с телевизионным, лазерным и спутниковым наведением Су-35 практически не отличается от сегодняшних Су-30МК. Но, в принципе, на нем могут применяться и новые модели. Эффективность использования корректируемых авиабомб обеспечивается лазерно-телевизионной прицельной станцией. Она размещается в подвесном оптико-электронном контейнере. Станция обеспечивает обнаружение, сопровождение, определение дальности и лазерный подсвет наземных целей.
Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг. Размещается она на 12 точках подвески. Оснащенный двигателями с изменяемым вектором тяги и усовершенствованным бортовым радиоэлектронным комплексом, Су-35 значительно превосходит по возможностям своего прародителя Су-27М. В отличие от предлагаемого сейчас на мировом рынке вооружений Су-30, он более приспособлен для ведения маневренного боя, в том числе и за счет меньшей массы.
Новый истребитель призван занять место между нынешними Су-30МК разных вариантов и перспективными машинами пятого поколения. Су-35 — это самолет поколения «4++», в котором использовано большое количество технологий пятого поколения, считают в компании «Сухой». В период 2009-2015 гг. эти новые технологии обеспечат Су-35 неоспоримые преимущества на мировом авиационном рынке по сравнению с другими многофункциональными истребителями четвертого поколения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Все справки>>
ria.ru
реактивный истребитель, технические характеристики (ттх), вес, скорость
Металлический ураган, наделённый исключительной боевой мощью и новаторскими информационно-управляющими системами. Болид, которому под силу преодолеть звуковой барьер без включения форсажа. Бравый воин, способный единовременно атаковать до восьми воздушных целей, и являющийся флагманом ударных авиадивизий России. Всё это многоцелевой современный истребитель – Су35С.
В распоряжении фронтовой авиации ВВС России находится целый ряд современных истребителей. Это заслужившие мировое признание: МиГ-29, МиГ-31, Су-27 и Су-30 СМ. Каждый из них способен эффективно выполнять боевые задачи в современных условиях. Но особое место в авиапарке Российских ВВС занимает самолёт Су-35С четвёртого поколения++.
Содержание статьи
История создания поколения 4++
Базовой моделью для создания самолёта четвёртого поколения+/+, стал многоцелевой истребитель Су-27.
Планер этой модели показал отличные лётные качества, и имел значительные резервы для модернизации, что и привело к созданию нового самолёта на его базе.
Конструкторы последовательно решили следующие задачи:
- глубокая модернизация планера;
- автоматизированное управление оперением;
- активная система безопасности;
- сверхманёвренность;
- многофункциональность.
Многое из полезного оборудования Су-27 было решено оставить. Однако серьёзной модернизации избежать не удалось. Первый квартал 2006 года ознаменовался началом работ над первой партией опытных моделей. Истребители Су-35 начали свой путь в городе Комсомольск-на-Амуре на авиационном предприятии имени Ю. А. Гагарина. Данная организация является филиалом компании «Сухой».
Согласно плану конструкторов, лётные испытания должны были начаться к середине 2007 года. Назначенная дата тестовых вылетов оказалась нарушена по уважительным причинам и её пришлось пролонгировать до 2008 года. Вынужденный перенос сроков не помешал показать самолёт Су-35С без полётов на международном авиашоу МАКС-2007.
Первый вылет и первый контракт на покупку новейшего истребителя
Первый прототип поднялся в воздух в середине февраля 2008 г. Пилотировал Су-35 лётчик-испытатель Сергей Богдан, показав хороший результат и высший пилотаж.
На следующий день 20 февраля новейший истребитель впервые продемонстрировали президенту Российской Федерации В. В. Путину в подмосковном городе Жуковский.
К осени того же года на «КнАПО» изготовили второй прототип Су-35 и второго октября он совершил свой первый полёт в дальневосточном небе.
За семь месяцев испытаний второй образец совершил более 100 испытательных вылетов.
На авиасалоне «МАКС-2009» проходящем по традиции в подмосковном городе Жуковский, между военными ведомствами и предприятием «Сухой» был заключён контракт на поставку 48 авиамашин нового поколения Су-35 с 2012 до 2015 год. При своевременном выполнении договора поставки между сторонами рассматривалось заключение повторного аналогичного контракта с 2015 до 2020 года.
Предварительные испытания были окончены спустя год, и в 2010 началось серийное производство. Первые истребители Су-35С увидели свет третьего мая и второго декабря 2011 года. К наименованию самолёта добавилась буква С, означающая серийность.
Согласно контракту, к 2013 году Министерство Обороны России получило 22 из 48 заказанных истребителя. Учитывая выполненные обязательств авиапромышленным предприятием «Сухой» по первому договору и второму аналогичному контракту, к 2016 году на вооружение принято более 65 самолётов Су-35С.
Конструкция и новейшие технологии
Внешний вид истребителя Су-35 внушительный и эстетичный. Он имеет стремительную форму напоминающую хищника с распластанными крыльями, с мускулистой шеей и двумя вертикальными «плавниками» хвостовой части, на которых установлены поворотные рулевые панели.
Дополнительно установлено переднее горизонтальное оперение, что улучшило управляемость самолета. Для планера были использованы наработки Су-27К, истребителя предназначенного для эксплуатации на авианесущих кораблях. Корпус выполнен из титана и алюминия.
Стойки шасси были усилены, подвеска обрела дополнительные надёжные элементы.
Кабина пилота оборудована катапультным креслом К36.
Носовая часть оснащена приёмником воздушного потока в виде копья, который крепится к носовому обтекателю, закрывающего РЛС. Площадь вертикального оперения была увеличена для повышения стабильности и манёвренности. Задний гаргрот пришлось нарастить в диаметре, так как современное оборудование заняло больше объёма, чем предыдущее.
Тормозной парашют тоже изменил свое местоположение, теперь теперь его отсек наверху фюзеляжа, впереди топливного бака. Засекреченное покрытие планера в виде напыления (технология Стелс) существенно снижает радиолокационную и тепловую заметность самолета.
Двигатели
Самолёт Су-35 оборудуется двумя авиадвигателями «АЛ-41Ф1С» с управляемым вектором тяги УВТ. Двухконтурная конструкция турбореактивной силовой установки имеет высокую надежность и тягу. Эти модели аэродвигателей, служат прототипами для истребителей пятого поколения, после соответствующей модернизации. Форсажная и безфорсажная тяги занижены, чтобы не снижать рабочий ресурс.
Скорость сверхзвука достигается без перехода в режим форсаж. Ресурс авиадвигателей 4000 часов, плановое обслуживание проводится через каждые 1000 часов. Управление двухмоторной силовой установкой выполняется в электронно-механическом режиме.
Авионика
Истребители Су-35С оснащены радиолокационной системой РЛС Н035 «Ирбис», которая без труда обнаруживает цель на расстоянии 400 км. Дополняет конструкцию оптико-локационная станция и ОЭИС. Панель приборов в кабине пилота состоит из двух жидкокристаллических экранов. Для большей концентрации пилота, на лобовое стекло выведена голографическая проекция.
Современное оснащение системой контроля и применения оружия состоит из:
- оптоэлектронной системы;
- функциональной РЛС;
- электронного управления.
Мультирежимная РЛС с защитой от помех позволяет автоматически переходить в боевой режим для атаки сухопутных целей. Также система способна обнаружить и сопровождать воздушную цель на расстоянии 400-450 км, и находящиеся на земле объекты от 200 до 250 км.
Боевое оснащение Су-35 остаётся эксклюзивным среди аналогичных истребителей во всём мире и способно поражать:
- морские;
- наземные;
- воздушные цели.
ТТХ в сравнении с аналогами
В таблице указаны: основное описание, особенности, технические характеристики.
Модификации истребителя | Су35 / Т10М | Су35Б / Т10БМ / Су35С |
---|---|---|
Длина корпуса, м | 22,18 | 21,95 |
Размах крыльев, м | 14,71 | 14,76 |
Высота самолёта, м | 6,36 / 6,44 | 5,93 |
Фактическая площадь крыла, кв/м | 62,05 | 62,3 |
Стреловидность крыла, градус | 41,97 | 41,97 |
Средняя нагрузка на крыло, кг/кв.м | 414,50 | 409,90 |
Максимальная нагрузка на крыло, кг/кв.м | 547,50 | 610,90 |
Тяговооруженность средняя T/W | 0,98 | 1,15 |
Тяговооруженность максимальная T/W | 0,75 | 0,77 |
Максимальная взлётная масса, кг | 33990 | 34495 |
Средняя взлётная масса, кг | 24690 | 25320 (ракеты Р-77 и Р-73 по 2 шт.) |
Масса без нагрузки, кг | 18410 | 19050 |
Масса горючего с подвесными баками, кг | 14295 | 14295 |
Масса горючего без подвесных баков, кг | 10252 | 11520 |
Полезная нагрузка, кг | 8100 | 8100 |
Предельная скорость на высоте, км/ч -Мах | 2500 / 2.35 | 2500 / 2.35 |
Предельная скорость у земли км/ч — Мах | 1400 / 1.17 | 1400 / 1.17 (на высоте 200 м, зафиксировано ГСИ в 2011 г.) |
Максимальная скорость без форсажа, км/ч — Мах | 1300 / 1.1 | превышая 1300 (превышая 1.1) на первом прототипе Т10БМ |
Крейсерская скорость, км/ч — Мах | 810-970 / 0.74-0.9 | |
Предельная дальность полёта с одной дозаправкой, км | 6350 | |
Предельная дальность полета с подвесными топливными баками, км | 4530 | 4530 |
Предельная дальность полета без подвесных баков, км | 3390 | 3610 (крейсерская скорость) |
Удалённость полета у земли со скоростью — 0.7 Маха, км | 1590 | |
Радиус ведения боя, км | 1650 | |
Практический потолок, м | 18100 | 18100 / 19100 (зафиксировано на первом этапе ГСИ в 2011 году) |
Скороподъемность, м/с | 300 | 300 |
Разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50%, км/ч -секунд | 590-1150 за 13,9 с | 590 — 1150 за 13.9 с 1150 -1350 за 8 с |
Предельная эксплуатационная перегрузка, G | 9 | |
Оценочная площадь ЭПР | 0.5-2 кв.м | |
Разбег, м | 390-450 | 400-450 м (взлетная масса средняя, полный форсаж) |
Посадочная дистанция, м | 650-700 | 650-700 (с использованием тормозного парашюта и при средней массе) |
Боевое крещение
2016 год стал ответственным для ВКС России, так как были поставлены служебные задачи в Сирии. Для их выполнения туда были направлены новейшие самолёты Су-35С. Базирование самолетов на авиабазе Хмеймим. Российская авиабаза находится в зоне боевых действий и самолеты постоянно находятся в воздухе выполняя операции патрулирования, прикрытия и разведки.
Основная задача «Сушек» состояла в сопровождении и авиационном прикрытии других транспортных и военных самолётов. Министерство Обороны России отмечало, что при становлении пары Су-35 «в противоход» обзорность достигала 360 градусов в радиусе 200 км вокруг.
Появление нового поколения Российских самолётов в Сирийском небе вызвало неподдельный интерес военных атташе зарубежных стран. Были попытки сравнить российский истребитель «Су» и американские самолёты F-15 F/A-18 со стороны иностранных экспертов, что привело к неутешительным выводам для экспертов США.
Министерство обороны, спустя год боевого дежурства новых самолётов в Сирии заявило, что Су-35С полностью соответствуют заявленным характеристикам, и превосходят большинство иностранных аналогов, таких как F-22 Raptor, который относится к пятому поколению. 23 ноября 2017 пара штурмовиков Су-25 выполняли боевую задачу по прикрытию наземных войск. В это время в непосредственной близости штурмовиков появился F-22 Раптор.
Который имитировал атаку, выпускал тепловые ловушки и маневрировал в опасной близости от самолетов ВКС. С авиабазы было подняты дежурные машины. Скорость истребителя Су-35С позволила оперативно достичь места происшествия.
При приближении истребителей Раптор вернулся на базу, прекратив провокационные действия.
Министр обороны России Сергей Шойгу официально заявил о том, что военная операция в Сирии в очередной раз подтвердила высокую квалификацию российской авиации.
Интересные факты Су-35 сравнили с НЛО
Иностранные военные, журналисты и простые люди впервые увидели гордость российской авиации самолёт Су-35С на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Все с нетерпением ждали демонстрационного полёта новейшего истребителя.
Пилотировать самолёт поручили всё тому же Сергею Богдану герою России. Российский истребитель демонстрировал фигуры высшего пилотажа, но, когда он неоднократно выполнил «блинчик» — это разворот самолёта практически на месте с радиусом 360 градусов без потери высоты, посетители авиасалона ахнули от восторга. Нет такого самолёта в мире, который мог бы выполнить подобный номер.
Инженер из Франции Кристиан Куновски заявил: «Это не истребитель, а НЛО! Я плакал от восторга впервые в своей жизни». Добавив, что русская машина способна большее в сравнении с Миражом. Таким образом боевые машины завоевали сердца иностранцев на лазурном берегу.
Перспективы модернизации
Учитывая перспективы активного развития мирового авиастроения можно основательно предположить, что нынешний облик Су-35С скорее всего не последний.
Истребители западного производства четвёртого поколения практически все прошли модернизацию по замене радиолокационных станций на современные аналоги и мультифункциональные фазированные антенные решётки. Таким образом новейшие РЛС и АФАР повышают эффективность по нахождению цели и разделяют их на количество сопровождающих самолётов.
Рассматривается интересная идея по установке в воздухозаборник функциональных радаров-блокеров, и установке дополнительного вооружения между воздушными каналами. Используемый двигатель «АЛ-41Ф1С» готов перейти в пятое поколение с незначительной доработкой. Перспективы Су-35С весьма завидны, помимо внутреннего рынка он вызывает нескрываемый интерес у потенциальных покупателей за рубежом.
Видео
warbook.club
Су-35 — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Су-35Су-35Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-Е+[3]) — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++, без ПГО, с двигателями управляемого вектора тяги (УВТ). Разработан в ОКБ Сухого. Серийный истребитель для ВКС России носит название Су-35С.
Ранее на международных авиасалонах под индексом «Су-35» экспонировался самолёт Су-27М.
«Поколение 4++» является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. За исключением технологии малой заметности и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения[4].
История
Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация)[5].
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
К 2016 году изготовлено 48 истребителей[3]
Оценка истребителя
National Interest назвал Су-35 первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США, т.к. по мнению экспертов издания Су-35 «экстремально опасный» для любого самолета НАТО за исключением стелс-истребителя F-22. Эксперты указывают на то, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.[6]
Особенности
Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.
Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления.
Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.
Конструкция
Планер
См. планер Су-27
Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения ЭПР.
Двигатели
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
- Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов[7].
ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей [8].
Авионика
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Кабина пилота оборудована 3 дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Тактико-технические характеристики
Источники[9][10][11][12][13]
Технические характеристики
Лётные характеристики
Источник: КнААЗ[15]
- Максимальная скорость:
- у земли: 1400 км/ч
- на высоте: 2500 км/ч (M=2,35, при высоте более 11 км)
- бесфорсажная: 1,1 Маха[16]
- Дальность полёта:
- у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км
- на высоте:
- без ПТБ: 3600 км
- с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
- Практический потолок: 20 000 м
- Скороподъемность: 280 м/с
- Длина:
- разбега (полный форсаж): 450 м
- пробега (с нормальной взлетной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м
- Тяговооружённость (у земли, при н.у.):
- при нормальной взлётной массе: 1,1
- при максимальной взлётной массе: 0,811
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²
Вооружение
источник[17]
wiki-org.ru
Су-35 — Википедия РУ
История
Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация)[6].
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
К 2016 году изготовлено 48 истребителей[4]
В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку 50 единиц до 2020 года в ВКС РФ. В ноябре 2015 правительство Индонезии утвердило закупку 12 многофункциональных истребителей Су-35. В 2015 подписан договор на поставку 24 многофункциональных истребителей Су-35 в Китай. В 2016 году планируется передать первые 4 машины.
Конструкция
Российские Су-35 (внизу) и Су-57 (вверху) — истребитель пятого поколения в полётеИстребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от старого Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения (ПГО) и тормозного щитка (торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны).
Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.
Планер
- См. планер Су-27
Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения эффективной площади рассеяния.
Двигатели
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14 500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
- Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов[7].
ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей[8].
Авионика
Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления.
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Кабина пилота оборудована 3 дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Тактико-технические характеристики
Источники[9][10][11][12][13]
Су-35С на праздновании столетия ВВС России.Технические характеристики
Лётные характеристики
Источник: КнААЗ[15]
- Максимальная скорость:
- у земли: 1400 км/ч
- на высоте: М=2.25, H=11 000 метров
- бесфорсажная: 1,1 Маха[16]
Время разгона на высоте 1000 м, при остатке топлива 50% от нормальной заправки, секунд
от 600 км/ч до 1100 км/ч | 13,8 |
---|---|
от 1100 км/ч до 1300 км/ч | 8 |
- Дальность полёта:
- у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км
- на высоте:
- без ПТБ: 3600 км
- с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
- Практический потолок: 20 000 м
- Скороподъёмность: 280 м/с
- Длина:
- разбега (полный форсаж): 450 м
- пробега (с нормальной взлётной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м
- Тяговооружённость (у земли, при н. у.):
- при нормальной взлётной массе: 1,1
- при максимальной взлётной массе: 0,811
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²
Вооружение
источник[17][18]
Авионика
На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой Н035 Ирбис.
Характеристики РЛС:
- Диапазон частот: X (8—12 ГГц)
- Диаметр ФАР: 900 мм
- Углы обзора: ±60° (электронное), ±120° (с гидроприводом)
- Средняя мощность: 5000 Вт
- Пиковая мощность: 20 000 Вт
- Дальность обнаружения целей:
- с ЭПР 3 м²:
- на встречных курсах: 350—400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба)
- на догонных: 150 км[19]
- с ЭПР 0,01м²: до 90 км[20]
- с ЭПР 3 м²:
- Цели:
- Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных
- Одновременный обстрел: ракетами с полуактивной головкой самонаведения (Р-27Р, Р-27ЭР) — не более 2 целей; ракетами с активной головкой самонаведения (Р-77, РВВ-АЕ, РВВ-СД, Р-37) — не более 8.
- ОЛС позволяет сопровождать 4 воздушные цели на дальности до 80 км. Су-35 имеет систему предупреждения о ракетном нападении (датчики ИК-диапазона).
- В самолёте возможно применение подвесных контейнеров РЭБ.
Производство
В 2009 году «Сухой» заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны поступить 48 таких истребителей.
В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку в ВКС РФ 50 единиц, до 2020 года[21]
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Экспорт
В ноябре 2015 подписан контракт на поставку 24 истребителей Су-35 в Китай[22][23]; стоимость контракта — около 2,5 млрд долл.[24]. По состоянию на декабрь 2017 года заказчику поставлены 14 машин[25].
В феврале 2018 года подписан контракт на поставку 11 истребителей Су-35 в Индонезию; стоимость контракта — 1,1 млрд долл.[26]
Индия и Малайзия также могут приобрести самолёты Су-35, потенциальные заказчики активизировались после успешного применения этой техники Воздушно-космическими силами России в Сирии[источник не указан 340 дней].
На вооружении
Страны эксплуатанты Су-35.- ВВС НОАК — 14 единиц, по состоянию на начало 2018 года. Выполняется контракт на поставку 24 единиц.[32][33][34].
Аварии и происшествия
- 26 апреля 2009 года на аэродроме «Дзёмги» в Комсомольске-на-Амуре потерпел аварию третий лётный экземпляр (прототип) Су-35-4 б/н 904. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолёт сошёл с взлётно-посадочной полосы и столкнулся с препятствием. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, вследствие чего не был отключён форсаж. Лётчик-испытатель Евгений Фролов успел катапультироваться[35][36][37].
Боевое применение
Галерея
- Су-35С на праздновании столетия ВВС России
Оценка истребителя
Журнал National Interest назвал Су-35 первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США, так как по мнению экспертов издания Су-35 «экстремально опасный» для любого самолёта НАТО, за исключением стелс-истребителя F-22. Эксперты указывают на то, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманёвренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.[39]
См. также
Литература
- Ильин В. Крайний в IV поколении (рус.) // Арсенал : журнал. — 2012. — Т. 32, № 02. — С. 36—41.
Ссылки
Примечания
http-wikipediya.ru
Су-35 — WiKi
История
Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация)[6].
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
К 2016 году изготовлено 48 истребителей[4]
В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку 50 единиц до 2020 года в ВКС РФ. В ноябре 2015 правительство Индонезии утвердило закупку 12 многофункциональных истребителей Су-35. В 2015 подписан договор на поставку 24 многофункциональных истребителей Су-35 в Китай. В 2016 году планируется передать первые 4 машины.
Конструкция
Российские Су-35 (внизу) и Су-57 (вверху) — истребитель пятого поколения в полётеИстребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от старого Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения (ПГО) и тормозного щитка (торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны).
Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.
Планер
- См. планер Су-27
Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения эффективной площади рассеяния.
Двигатели
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14 500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
- Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов[7].
ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей[8].
Авионика
Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления.
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Кабина пилота оборудована 3 дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Тактико-технические характеристики
Источники[9][10][11][12][13]
Су-35С на праздновании столетия ВВС России.Технические характеристики
Лётные характеристики
Источник: КнААЗ[15]
- Максимальная скорость:
- у земли: 1400 км/ч
- на высоте: М=2.25, H=11 000 метров
- бесфорсажная: 1,1 Маха[16]
Время разгона на высоте 1000 м, при остатке топлива 50% от нормальной заправки, секунд
от 600 км/ч до 1100 км/ч | 13,8 |
---|---|
от 1100 км/ч до 1300 км/ч | 8 |
- Дальность полёта:
- у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км
- на высоте:
- без ПТБ: 3600 км
- с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
- Практический потолок: 20 000 м
- Скороподъёмность: 280 м/с
- Длина:
- разбега (полный форсаж): 450 м
- пробега (с нормальной взлётной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м
- Тяговооружённость (у земли, при н. у.):
- при нормальной взлётной массе: 1,1
- при максимальной взлётной массе: 0,811
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²
Вооружение
источник[17][18]
Авионика
На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой Н035 Ирбис.
Характеристики РЛС:
- Диапазон частот: X (8—12 ГГц)
- Диаметр ФАР: 900 мм
- Углы обзора: ±60° (электронное), ±120° (с гидроприводом)
- Средняя мощность: 5000 Вт
- Пиковая мощность: 20 000 Вт
- Дальность обнаружения целей:
- с ЭПР 3 м²:
- на встречных курсах: 350—400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба)
- на догонных: 150 км[19]
- с ЭПР 0,01м²: до 90 км[20]
- с ЭПР 3 м²:
- Цели:
- Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных
- Одновременный обстрел: ракетами с полуактивной головкой самонаведения (Р-27Р, Р-27ЭР) — не более 2 целей; ракетами с активной головкой самонаведения (Р-77, РВВ-АЕ, РВВ-СД, Р-37) — не более 8.
- ОЛС позволяет сопровождать 4 воздушные цели на дальности до 80 км. Су-35 имеет систему предупреждения о ракетном нападении (датчики ИК-диапазона).
- В самолёте возможно применение подвесных контейнеров РЭБ.
Производство
В 2009 году «Сухой» заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны поступить 48 таких истребителей.
В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку в ВКС РФ 50 единиц, до 2020 года[21]
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Экспорт
В ноябре 2015 подписан контракт на поставку 24 истребителей Су-35 в Китай[22][23]; стоимость контракта — около 2,5 млрд долл.[24]. По состоянию на декабрь 2017 года заказчику поставлены 14 машин[25].
В феврале 2018 года подписан контракт на поставку 11 истребителей Су-35 в Индонезию; стоимость контракта — 1,1 млрд долл.[26]
Индия и Малайзия также могут приобрести самолёты Су-35, потенциальные заказчики активизировались после успешного применения этой техники Воздушно-космическими силами России в Сирии[источник не указан 340 дней].
На вооружении
Страны эксплуатанты Су-35.- ВВС НОАК — 14 единиц, по состоянию на начало 2018 года. Выполняется контракт на поставку 24 единиц.[32][33][34].
Аварии и происшествия
- 26 апреля 2009 года на аэродроме «Дзёмги» в Комсомольске-на-Амуре потерпел аварию третий лётный экземпляр (прототип) Су-35-4 б/н 904. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолёт сошёл с взлётно-посадочной полосы и столкнулся с препятствием. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, вследствие чего не был отключён форсаж. Лётчик-испытатель Евгений Фролов успел катапультироваться[35][36][37].
Боевое применение
Галерея
- Су-35С на праздновании столетия ВВС России
Оценка истребителя
Журнал National Interest назвал Су-35 первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США, так как по мнению экспертов издания Су-35 «экстремально опасный» для любого самолёта НАТО, за исключением стелс-истребителя F-22. Эксперты указывают на то, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманёвренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.[39]
См. также
Литература
- Ильин В. Крайний в IV поколении (рус.) // Арсенал : журнал. — 2012. — Т. 32, № 02. — С. 36—41.
Ссылки
Примечания
ru-wiki.org
35 — это… Что такое Су-35?
- Если Вы ищете статью о первом варианте Су-35 (с ПГО), см. Су-27М.
Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-E+[4]) — российский реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++, разработанный в ОКБ Сухого, является глубокой модернизацией платформы Т-10С.
Первоначально самолёт назывался Су-35БМ (Большая Модернизация), во избежание путаницы с Су-27М, который на международных авиасалонах экспонировался под индексом «Су-35», однако сейчас официальное название — Су-35 (без каких-либо буквенных индексов)[5][6]. Модификация для ВВС России обозначается как Су-35С.
«Поколение 4++», к которому относится Су-35, является условным и лишь указывает на то, что по совокупности своих характеристик (ZOCT Scoring by 5th Gen Metrics) истребитель Су-35 вплотную приближен к истребителю пятого поколения, так как, за исключением стелс-технологии, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам 5-го поколения.[7]
История
В 2006 году начато производство установочной партии Су-35С. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года,[8] однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полет опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
20 февраля 2008 года самолёт был представлен премьер-министру В. В. Путину и первому вице-премьеру В.И.Зубкову во время их посещения города Жуковский.
7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском.[9]2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец. Совершено 20 полетов[10]
3 октября 2008 года совершено 40 полетов[11]
На 23 марта 2009 года Су-35 совершил 100 полетов.[12]
В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012[1] по 2015 год включительно.[13] Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.[14]
В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с летчиками ВВС России.[15]
3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С[16]
Су-35 на авиасалоне МАКС-2011.По состоянию на 19 сентября 2011 года совершено 300 полетов. Передан на ГСИ.[17]
2 декабря 2011 года в воздух поднялся второй серийный Су-35С.
17 января 2012 года в воздух поднялся третий серийный Су-35С.
19 февраля 2012 года в воздух поднялся четвёртый серийный Су-35С.
На 4 апреля 2012 года совершено 500 испытательных полетов.
На 8 августа 2012 года совершено 650 испытательных полетов.[18]
Особенности
Российские Су-35 (внизу) и ПАК ФА, истребитель 5-го поколения в полёте.Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27, имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-35 не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка, торможение осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.
Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, отличаясь лишь использованием старой электронно-механической системы управления.
Заметность самолета относительно истребителей четвёртого поколения была снижена благодаря применению композитных материалов и радиопоглощающих покрытий, также возможна установка радар-блокеров в воздухозаборники двигателей.
Согласно заявлению КБ «Сухой», срок жизни Су-35 6000 летных часов; жизненный цикл около 30 лет. Заявленный срок службы двигателей 117С – 4000 часов.
Конструкция
Планер
См. планер Су-27
Планер Су-35 был перекомпонован по сравнению с базовым вариантом (см. особенности) и покрывается специальными материалами для снижения ЭПР.
Двигатели
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности, оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя для истребителя пятого поколения «АЛ-41Ф1», от него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
- Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов[19]
ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.[20]
Авионика
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей более чем 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Интерфейс кабины пилота основан на двух жидкокристаллических дисплеях с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолет оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Модификации
Производство
Серийные Су-35С производятся с 2011 года. План по выпуску[21]:
На вооружении
- Россия
- ВВС России — 3 опытных и 9 серийных Су-35 проходят государственные испытания, по состоянию на август 2012 года. Заказано 48 Су-35 с поставкой до 2015 года.[22] Всего до 2020 года будет поставлено около 90 Су-35.[23] Су-35 станет основным истребителем ВВС России.[24]
Тактико-технические характеристики
Источники[15][25][26][27][28][29]
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 21,95 м
- Размах крыла: 14,75 м
- Высота: 5,92 м
- Площадь крыла: 62,00 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 42°
- Шасси: трёхопорное, с передней стойкой, убирающееся
- Масса:
- пустого: 19000 кг
- нормальная взлётная масса: 48048 т.
- максимальная взлетная масса: 48049 т.
- масса топлива: 11500 кг
- Двигатель:
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 155,043 км/ч — 136,523 км/ч [17]
- у земли: 155,043 км/ч — 136,523 км/ч (1,17 М)
- Максимальная бесфорсажная скорость: > 155,043 км/ч (>1,1 М) (на первом прототипе, при ускорении без использования форсажа — 1,1 М)[источник не указан 408 дней]
- Дальность полета:
- на высоте: 3600 км (без ПТБ, 4500 с ПТБ)
- у земли: 1580 км
- Практический потолок: 18000 м[17]
- Длина разбега/пробега: 400/650 м
- ЭПР: 0,5—2 м²[29]
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,76
- при нормальной взлётной массе: 1,14
Вооружение
источник[30]
- Пушечное 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1
- Боевая нагрузка: 8000 кг
- Точки подвески: 12
- Вооружение:
- Воздух-воздух:
- Ракета большой дальности
- средней дальности:
- малой дальности:
- Воздух-земля:
- Противокорабельные ракеты:
- Х-31 Х-59МК
- Ракета воздух-земля большой дальности
- Высокоточные боеприпасы:
- Неуправляемые боеприпасы:
- С-25 (НАР)
- С-8
- бомбы различного назначения и калибра до 1500 кг
- Противокорабельные ракеты:
- Воздух-воздух:
Авионика
На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис.
Характеристики РЛС:
- Диапазон частот: X (8—12 GHz)
- Диаметр ФАР: 900 мм
- Количество ППМ: 1772
- Цели:
- Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных
- Одновременный обстрел: 2 (подсвет для ракет Р-27)
- Дальность обнаружения целей:
- с ЭПР 3 м² на встречных ракурсах 350-400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба),на догонных 150 км[31]
- с ЭПР 0,01м² до 90 км[32]
- Углы обзора: 240° (±120°)
- Средняя мощность: 5000 Вт
- Пиковая мощность: 20000 Вт
Аварии и происшествия
- 26 апреля 2009 года на аэродроме «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре потерпел аварию третий лётный экземпляр (прототип) Су-35-4 б/н 904. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолёт сошёл с взлётно-посадочной полосы и столкнулся с препятствием. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, в результате чего не был отключен форсаж. Летчик-испытатель Евгений Фролов успел катапультироваться.[33][34][35]
Смотрите также
Примечания
Ссылки
dikc.academic.ru
35 — это… Что такое Су-35?
- Если Вы ищете статью о первом варианте Су-35 (с ПГО), см. Су-27М.
Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-E+[4]) — российский реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++, разработанный в ОКБ Сухого, является глубокой модернизацией платформы Т-10С.
Первоначально самолёт назывался Су-35БМ (Большая Модернизация), во избежание путаницы с Су-27М, который на международных авиасалонах экспонировался под индексом «Су-35», однако сейчас официальное название — Су-35 (без каких-либо буквенных индексов)[5][6]. Модификация для ВВС России обозначается как Су-35С.
«Поколение 4++», к которому относится Су-35, является условным и лишь указывает на то, что по совокупности своих характеристик (ZOCT Scoring by 5th Gen Metrics) истребитель Су-35 вплотную приближен к истребителю пятого поколения, так как, за исключением стелс-технологии, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам 5-го поколения.[7]
История
В 2006 году начато производство установочной партии Су-35С. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года,[8] однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полет опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
20 февраля 2008 года самолёт был представлен премьер-министру В. В. Путину и первому вице-премьеру В.И.Зубкову во время их посещения города Жуковский.
7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском.[9]2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец. Совершено 20 полетов[10]
3 октября 2008 года совершено 40 полетов[11]
На 23 марта 2009 года Су-35 совершил 100 полетов.[12]
В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012[1] по 2015 год включительно.[13] Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.[14]
В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с летчиками ВВС России.[15]
3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С[16]
Су-35 на авиасалоне МАКС-2011.По состоянию на 19 сентября 2011 года совершено 300 полетов. Передан на ГСИ.[17]
2 декабря 2011 года в воздух поднялся второй серийный Су-35С.
17 января 2012 года в воздух поднялся третий серийный Су-35С.
19 февраля 2012 года в воздух поднялся четвёртый серийный Су-35С.
На 4 апреля 2012 года совершено 500 испытательных полетов.
На 8 августа 2012 года совершено 650 испытательных полетов.[18]
Особенности
Российские Су-35 (внизу) и ПАК ФА, истребитель 5-го поколения в полёте.Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27, имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-35 не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка, торможение осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.
Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, отличаясь лишь использованием старой электронно-механической системы управления.
Заметность самолета относительно истребителей четвёртого поколения была снижена благодаря применению композитных материалов и радиопоглощающих покрытий, также возможна установка радар-блокеров в воздухозаборники двигателей.
Согласно заявлению КБ «Сухой», срок жизни Су-35 6000 летных часов; жизненный цикл около 30 лет. Заявленный срок службы двигателей 117С – 4000 часов.
Конструкция
Планер
См. планер Су-27
Планер Су-35 был перекомпонован по сравнению с базовым вариантом (см. особенности) и покрывается специальными материалами для снижения ЭПР.
Двигатели
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности, оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя для истребителя пятого поколения «АЛ-41Ф1», от него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
- Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов[19]
ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.[20]
Авионика
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей более чем 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Интерфейс кабины пилота основан на двух жидкокристаллических дисплеях с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолет оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Модификации
Производство
Серийные Су-35С производятся с 2011 года. План по выпуску[21]:
На вооружении
- Россия
- ВВС России — 3 опытных и 9 серийных Су-35 проходят государственные испытания, по состоянию на август 2012 года. Заказано 48 Су-35 с поставкой до 2015 года.[22] Всего до 2020 года будет поставлено около 90 Су-35.[23] Су-35 станет основным истребителем ВВС России.[24]
Тактико-технические характеристики
Источники[15][25][26][27][28][29]
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 21,95 м
- Размах крыла: 14,75 м
- Высота: 5,92 м
- Площадь крыла: 62,00 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 42°
- Шасси: трёхопорное, с передней стойкой, убирающееся
- Масса:
- пустого: 19000 кг
- нормальная взлётная масса: 48048 т.
- максимальная взлетная масса: 48049 т.
- масса топлива: 11500 кг
- Двигатель:
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 155,043 км/ч — 136,523 км/ч [17]
- у земли: 155,043 км/ч — 136,523 км/ч (1,17 М)
- Максимальная бесфорсажная скорость: > 155,043 км/ч (>1,1 М) (на первом прототипе, при ускорении без использования форсажа — 1,1 М)[источник не указан 408 дней]
- Дальность полета:
- на высоте: 3600 км (без ПТБ, 4500 с ПТБ)
- у земли: 1580 км
- Практический потолок: 18000 м[17]
- Длина разбега/пробега: 400/650 м
- ЭПР: 0,5—2 м²[29]
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,76
- при нормальной взлётной массе: 1,14
Вооружение
источник[30]
- Пушечное 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1
- Боевая нагрузка: 8000 кг
- Точки подвески: 12
- Вооружение:
- Воздух-воздух:
- Ракета большой дальности
- средней дальности:
- малой дальности:
- Воздух-земля:
- Противокорабельные ракеты:
- Х-31 Х-59МК
- Ракета воздух-земля большой дальности
- Высокоточные боеприпасы:
- Неуправляемые боеприпасы:
- С-25 (НАР)
- С-8
- бомбы различного назначения и калибра до 1500 кг
- Противокорабельные ракеты:
- Воздух-воздух:
Авионика
На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис.
Характеристики РЛС:
- Диапазон частот: X (8—12 GHz)
- Диаметр ФАР: 900 мм
- Количество ППМ: 1772
- Цели:
- Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных
- Одновременный обстрел: 2 (подсвет для ракет Р-27)
- Дальность обнаружения целей:
- с ЭПР 3 м² на встречных ракурсах 350-400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба),на догонных 150 км[31]
- с ЭПР 0,01м² до 90 км[32]
- Углы обзора: 240° (±120°)
- Средняя мощность: 5000 Вт
- Пиковая мощность: 20000 Вт
Аварии и происшествия
- 26 апреля 2009 года на аэродроме «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре потерпел аварию третий лётный экземпляр (прототип) Су-35-4 б/н 904. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолёт сошёл с взлётно-посадочной полосы и столкнулся с препятствием. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, в результате чего не был отключен форсаж. Летчик-испытатель Евгений Фролов успел катапультироваться.[33][34][35]
Смотрите также
Примечания
Ссылки
dis.academic.ru