7 самых знаменитых воздушных боев в истории авиации

05.12.2015 | 15:42 | Просмотров: 11 422

Воздушный бой существует в течение чуть более чем 100 лет, и за это время было много эпических сражений в небе. Мы постарались собрать в одном материале 7 самых знаменитых боёв:

  1. Битва при Марианских островах

Японский флот был в трудном положении, охраняя Марианские острова в 1944 году. Если бы флот отдал больше земли, Америка бы имела основания атаковать Японию и оккупированные Японией Филиппины. Так что, когда Пятый флот США был замечен на пути к Сайпан, японцы атаковали его.

430 японских самолетов были замечены морскими операторами и американские самолеты были отправлены а перехват в Тихом океане. В результате американский флот потерял 29 самолетов, но сбил 365 самолетов японцев и потопил два японских авианосца.

  1. Турецкая битва в долине Бекаа.

96 израильских истребителей и эскадрилья беспилотников решили уничтожать сирийские базы зенитных ракет 9 июня 1982, успешно разрушив 17 из 19 ракетных батарей в течение первых двух часов. Сирийцы запустили до ста своих самолетов, чтобы дать отпор. Воздушный бой длился в течение двух дней, и израильтяне уничтожили 29 самолетов в первый день и 35 на следующий, не потеряв при этом не одного своего самолёта.

  1. Битва за Британию

В сентябре 1940 года, Великобритания переживала месяцы атак Люфтваффе. Более 1000 бомбардировщиков принимали участие в налётах на Великобританию. Но 15 сентября британцы начали контратаку в ответ Люфтваффе. В конце боя, 40 самолетов ВВС и многие экипажи погибли, но 56 немецких самолётов были уничтожены и тем самым вынудив Германию приостановить бомбардировки.

  1. Черный вторник над Аллеей МиГов

23 октября 1951 г., девять американских бомбардировщиков с сопровождением в 89 самолетов наткнулись на группу 150-ти МиГ-15 над аллеей МиГов в Корее. 20-ти минутная битва принесла шесть сбитых бомбардировщиков и потерю сопровождения. Американцы смогли сбить только четыре российских МиГов атакующих их.

  1. Воздушный бой над Офирой

В одном из первых сражений войны Судного дня, самолеты Сирии и Египта отправились бомбить израильскую авиацию на базе Офира. 2 самолёта F-4 Phantom II Армии обороны Израиля разгромили превосходящие их в численности самолеты Египта, состоящее из 28 самолётов МиГ-17 и МиГ-21. В результате шестиминутного боя 7 МиГов были сбиты.

  1. Первые атаки самолетов союзников над Берлином

В начале реактивного боя, группа немецких истребителей Ме-262 атаковали формирование союзников, что составляло 1329 бомбардировщиков и 700 истребителей. Достоверное число немецких самолетов неизвестно, но по большинству оценок — около 35 и 60. Небольшие немецкие силы использовали ракеты воздух-воздух и реактивные двигатели, одни из новейших технологий в то время, сбив 13 бомбардировщиков и 6 истребителей. Только 2 немецких самолета были сбиты.

  1. Воздушный бой в Сен-Миельской операции

В одной из крупнейших и самых ранних в истории воздушных боев, участвовало почти 1500 самолетов союзников под командованием. Первой авиации ВВС США. Несмотря на ограниченное число истребителей и тяжелые потери на земли, немецкие силы боролись за контроль воздуха в течение первых двух дней сражения и сбили 62 вражеских самолетов, потеряв собственных 63. Немцы потеряли 30 аэростатов по сравнению с потерей союзников в 4.

Перевод: realcleardefense.com



Метки: 7 самых значительных воздушных боев в истории авиации, Авиация, воздушные бои, самолёты

todaysmilitary.ru

Воздушная битва за Британию — WAR.EXE

Множество битв Второй мировой войны в целом предопределили её исход, и одним из важных сражений стала воздушная битва за Британию, которая превратила небо в настоящее поле боя с 10 июля по 30 октября 1940 года. Именно здесь наибольшие противоречия и сложности в развитии авиации Германии и Великобритании привели к коренному перелому.

История королевских ВВС Британии (RAF, то есть Royal Air Force) как независимого рода войск начинается в 1918 году. Первая мировая стала значительным толчком к развитию британской авиации, и уже её окончанию в RAF числились десятки тысяч летчиков, имеющие не только теоретические знания, но и закаленные в бою. Кроме опытных пилотов, Британия к 1918 году смогла создать наилучшую и самую централизованную в мире на тот момент систему ПВО – ход Первой мировой, а также расположение вне континента дали чётко понять, что от налаженной системы ПВО может зависеть ни много ни мало судьба всей страны. Однако в мирное время все военные успехи практически сошли на нет – множество опытных пилотов было уволено из рядов ВВС, воздушные командные пункты ПВО заброшено, тренировки уменьшено.

Офицеры 207 эскадрона Royal Air Force, 29 август 1918г

Межвоенный период очень «расслабил» королевские ВВС Британии, в основе RAF лежали бомбардировочные части, в основном с опытом не массивных бомбардировок. Однако вопрос об эффекте активных атак с воздуха по промышленно развитым странам оставался открытый, он позволял профессиональным военным только лишь строить предположения, но не излагать конкретную стратегию, которая бы могла сработать максимально эффективно.

Ситуация с королевскими истребителями была ещё сложнее: они практически не сделали каких-то значительных эволюционных шагов к середине 30-х годов. В 1936 году основную массу британских истребителей составляли «Бристоль Бульдог» с максимальной скоростью в примерно 174 мили. Это при том, что английские истребители на 1918 год летали при 120-140 милях, как видим, немногим меньше. Даже гражданская авиация той же Британии развивалась куда успешнее – рубеж в 400 миль в час был побит еще в 1931 году Супермарином S 6В.

А вот немцы вовсю отрабатывали тактику для последующих воздушных боев, активно используя при этом воздушное пространство Испании. Совершая по 6-7 вылетов в день, они значительным образом подготовили себя ко встрече с англичанами, но всё же, справедливости ради, стоит заметить, что ряд ошибок аукнулся им вскоре в настоящих боях с RAF.

Однако британцам всё же удалось вовремя среагировать на перевооружение и усиление Германии. Особенно активно процесс британского перевооружения начался с 1935 года. За два года ВВС Британии увеличились более, чем вдвое. В небе появлялись совершенно новые прототипы самолётов.

Королевские истребители

«Харрикейн» впервые поднялся в воздух в том же 1935. Именно он должен были заменить технически устаревшие «Бристоль Бульдоги». «Харрикейны» сразу подверглись неоднозначной критике, сравнивались с устаревшими, в частности из-за вооружения одними лишь пулеметами и наличием толстых больших крыльев. Однако уже в Битве за Британию они проявили себя неплохо, оказавшись более устойчивыми к попаданиям немецких снарядов, нежели другие британские истребители. К 1940 году «Харикейны» составляли около 55% всех боеготовых истребителей, а всего в Битве за Британию приняло участие 1715 таких птичек.

Hurricane IIC «British Prudence»

«Спитфайр» поднялся в небо в 1936 году и сразу же зарекомендовал себя как качественно новый военно-технический продукт. Легко управляемый, современный, с отличным обзором и техническими характеристиками «Спитфайр» стал одни из самых знаменитых английских истребителей всех времен. К 1940 году самолетов такого типа насчитывалось около трети, однако ряд характеристик не был учтен, что значительно снизило их эффективность в небе над Британией. В частности, замерзание на высоте, надежность 20-мм пушек «Испано» и относительная неустойчивость к снарядам значительно снизили их планирующийся успех.

Supermarine Spitfire

Стремительное наступление Гитлера во Франции, а также нагнетаемая им паника сумели поднять большой переполох в Британии. Однако надежды немецкого лидера на мирные предложение из Лондона не оправдались, и было решено начинать наступление. Но ни о какой высадке не могло идти и речи без предварительной зачистки английского неба, и поэтому Верховное главнокомандование вермахта 2 июля приняло решение о подготовке вторжения.

Но провести наступление, которое смогло бы повергнуть соперника в шок и открыть плацдарм для сухопутного наступления, не вышло. Битва за Британию не была наступлением в привычном смысле этого слова, где часто импровизация была козырем, нет, как раз-таки наоборот – это сражение требовало детальной распланировки и координации всех видов войск: сухопутных частей, авиации и флота, причём на довольно долгий срок.

Немецкие просчёты

Был ряд и других ошибок, которые отчасти предопределили проигрыш немцев в небе над Англией. В частности, подвела разведка – Германия рассчитывала на куда меньший объем выпуска британской авиации, чем оказался он на самом деле. При действительном выпуске летом 1940 года 450 самолетов, высшему нацистскому руководству было доложено лишь о 180-330 истребителях. За год разница набежала критичная разница – 4283 английских машин против 1870 немецких. Однако следует заметить, что не все английские истребители оставались на родине – например, часть из них Великобритания отправляла на Ближний Восток для противостояния с Италией.

Подвели расчеты Германии и в другом, а именно – в системе радаров. Когда у немцев использовались уже более современные и технически более совершенные разработки, британцы пользовались длинноволновыми устройствами. Эти радары, захваченные в 1940 году, были ошибочно приняты бесполезными и устаревшими, но тогда еще немцы не знали, что это была лишь часть радиолокационная системы.

Британская система ПВО

Постепенно возрождалась и прославленная система ПВО Британии. Под патронатом главного маршала авиации, Хью Даудинга, территорию страны поделили на условные единицы: сначала на группы, а их в свою очередь – на сектора. Интересной была и система оповещения о приближающемся противнике. Прибрежные наблюдательные пункты и радиолокационные станции засекали вражеские самолёты, а затем передавали информацию операторам, которые уже отфильтровывали её и на основании полученных данных высылали определенные эскадрильи в бой. Такая тактика позволяла избегать изнурительных воздушных патрулей, позволяя как экономить материальные ресурсы, так и не растрачивая попросту силы летчиков.

Сначала события развивались не слишком активно, но довольно напряженно. С июля по середину августа 1940 года основным полем боя стало небо над Ла-Маншем. Британцы не расходовали основные силы, стараясь маленькими группками отражать налеты противника, но было это весьма сложно: пересечение Ла-Манша для немецких самолетов требовало порядка 5 минут, в то время как англичане тратили аж 15, чтобы набрать необходимую для перехвата высоту. Тяжелые потери выматывали британские ВВС, но всё же они смогли подобрать максимально эффективную стратегию отражения нацистских налетов, но несмотря на это люфтваффе продолжало очные бомбежки и минирования портов.

Но существенная неорганизованность со стороны немецких сил также привели к том, что наступление не возымело желаемого нацистами успеха. Бомбардировка часто происходила хаотично, без конкретных целей или цепочек задач: города, аэродромы, заводы, наблюдательные пункты и радарные станции, военные склады – часто предполагаемые последствия были выше реальных, а отсутствие четкой структуры атак приводило к меньшей эффективности.

Немецкие «грызуны»

Соотношение сил было не в пользу англичан: британские ВВС к 10 августа 1940 года насчитывали 805 готовых к взлету боевых машин против 1011 немецкий истребителей. Одним из наиболее тяжелых дней этого периода стало 13 августа, когда нацистские самолеты совершили почти полторы тысячи вылетов. Немцами было заявлено о 84 своих победах в небе, британскими летчиками – о 64, однако статистика недвусмысленно называла победителя – ВВС Британии ценой 13 самолетов смогли сбить почти втрое больше машин противника – 34.

Пощады не было не только к металлу – жизни пилотов ценились ни меньше истребителей. Нацисты прямо в воздухе старались расстреливать с пулеметов выпрыгивающих с парашютом британских летчиков, в том время как многие английские истребители старались нанести максимальный урон гидросамолетам Германии, спасавшим летчиков люфтваффе из холодных вод Ла-Манша.

7 сентября стало одним из самых трагичных страниц в жизни окружённого войной Лондона – 318 бомбардировщиков волнами накрыли британскую столицу, превратив отдельные районы в месиво из камня и металла, и практически полтысячи мирных жителей стали жертвами такой черной жатвы, раненых осталось еще больше. RAF пытались перехватить немецкие бомбардировщики в зоне, где сопровождающий их эскорт не мог лететь дальше, и большие железные машины оставались неприкрытыми.

«Мы справимся, а тебе сейчас лучше быть далеко от Лондона…»

Решающий момент

Ключевым моментом стал еще один массивный налет на Лондон, который должен был продемонстрировать всю мощь люфтваффе и доказать немецкое превосходство в воздухе. 15 сентября нацистским командованием было решено попробовать в который раз переломить ситуацию, но на сей раз было ясно, что от исхода в тот день будет во многом зависеть и финальный исход. Три сотни «Харрикейнов» и «Спитфайров» схлестнулись в воздушной схватке с более чем двумя сотнями немецких бомбардировщиков, которые двигались к Лондону под прикрытием «Мессершмиттов». Часть немецких истребителей несла бомбы, чтобы запугать англичан, однако неблагоприятные погодные условия и высокоэффективная работа королевских ПВО смогли фактически свести ущерб от этих бомб на нет.

Собор Святого Павла после налета

Отличились своим бесстрашием и героизмом и сами британские пилоты – сержант Рей Холмс расстрелял все имеющиеся патроны, а затем отправил свой «Харрикейн» на таран бомбардировщика «Дорнье», уничтожив его и при этом сумев успешно катапультироваться. Отличился также офицер Педди Стефенсон, также протаранивший «Дорнье» и отделавшийся переломом лодыжки.

Более тысячи немецких машин пытались принести Германии победу в Битве за Британию, но этим планам не суждено было сбыться. За неделю боёв люфтваффе потеряло 300 истребителей (Британия за этот же период – 120). К 1 октября у нацистов осталось менее 300 боеспособных машин, которые никак не смогли бы обеспечить господство в воздухе. Еще сильнее досталось немецким бомбардировщикам – каждый четвертый из них был либо сбит, либо фактически непригоден к дальнейшей службе.

Вокруг Битвы за Британию до сих пор идут ожесточенные споры, но ясно одно – героизм английских летчиков, титанические усилия инженеров и техников, а также эффективная тактика привели RAF к победе.

По материалам:
Лиддел Гарт. Вторая мировая война.
Хэнсон Болдуин. Битва за Британию.
Зимин Г. В. Истребители. — М. Воениздат 1988.
The Battle of Britain; August – October 1940. Ministry of Information on behalf of the Air Ministry. 1941.

warexe.ru

Бесплатно играть в воздушные бои онлайн

Летчиками, подводниками и прочими представителями внеземных профессий не рождаются. Ими становятся, родившись, на матушке земле и пройдя несметное количество испытаний и преодолений, первое из которых окончание средней школы, за этим далее по списку. Это к тому, что для того, чтобы овладеть каким-то умением – нужно учиться долго и многому. Летчик – профессия окутанная флером романтики, чем-то заоблачным, на самом деле – тяжелый повседневный труд, с непрерывным тренировочным процессом и обязательным налетом необходимого количества часов. В небе шлифуется мастерство, а не за туром вальса с симпатичной поклонницей. Как любил спрашивать один известный человек, что нужно юноше, начинающему житье? Раз уж решил посвятить жизнь небу или просто без ума от очертания облаков – готовься на земле. Воздушные бои, игры для таких начинающих. Можно не торопиться осваивать реактивный двигатель, а для боле полного впечатления, как все начиналось, включиться в Воздушные бои, игры, реконструирующие небо первой мировой. Участнику игры Воздушные бои необходимо, например, вступить в бой с превосходящими силами противника, имея вместо прицела, примитивный крестик, а вместо оружия – револьвер и пулемет неизвестного происхождения. В горячке боя, не забыть про уровень топлива, вспомнить, куда надо вернуться, а еще, если останешься цел, выполнить несколько попутных поручений: прикрытие кораблей с воздуха, уничтожение наземных целей и много чего другого. Все игры Воздушные бои построены по принципу симулятора, поэтому по ходу игры очень быстро выясняется класс пилота и умение быстро соображать. Пройдя предварительное обучение и став пилотом уровнем чуть выше, можно попробовать свои силы на ниве реактивной авиации. Здесь, предварительно попадая в ангар, есть возможность выбрать тип самолета и страну производителя. Обычно разработчики симуляторов стараются создать условия наиболее приближенные, к реальным. Поэтому воздушные схватки носят очень жесткий, реалистический характер. Отлетают шасси, в разные стороны летят крылья, от дыма в кабине наступает удушье, а катапультирование максимально приближено к эффекту личного присутствия. Курс, взлет – посадка Разработки симуляторов для флеш Воздушные бои, игры не претерпевают сколько-нибудь заметных изменений. Разве, что на флеш Воздушные бои, игры несут меньшую аппаратную нагрузку. Ну и разрабатываются они, собственно, с целью полнейшей адаптации к условиям мобильных устройств. Для флеш игры Воздушные бои характерен более компактный размер, сильно не перегружающий ресурсы и призванный не очень замедлять быстродействие процессов. У флеш игры Воздушные бои работа с графической оболочкой должна быть подчинена тем же требованиям к сбережению ресурсных резервов, которые предъявляются к самому продукту. Это никоим образом не делает игру для флеш менее зрелищной. Ценовую политику можно легко обойти путем нахождения сервера или ресурса, на которых можно получить бесплатные Воздушные бои игры ничем не отличающиеся от платных аналогов. Бесплатные Воздушные бои игры, которые не требуют последующей активации и поисков на различных доступных ресурсах всевозможных ключей для продления срока действия игры. Кроме того бесплатные игры Воздушные бои хорошее подспорье для начинающих. Включив бесплатные игры Воздушные бои в личную программу обучения можно выйти на такой уровень классности, что Воздушные бои игры онлайн с участием других игроков не будут казаться чем-то необычным и неожиданным. Дав согласие на Воздушные бои игры онлайн можно, тем самым еще раз подтвердить собственный уровень мастерства на более широкой площадке и перед большим количеством участников. То, что игры Воздушные бои, развивают необходимые навыки – это может подтвердить любой действующий летчик. Потому что тренажеры летных учебных заведений оснащены программами, которые очень сильно похожи на игры Воздушные бои, и летчики, будущие, тренируются на них – ежедневно. В онлайн среде, очень много игроков увлечены тренировками на симуляторах самолетов. Махните друг другу онлайн крылом.

ru.qwertygame.com

7 знаменитых воздушных боёв русской авиации

3

Курская битва

Хотя битву под Курском справедливо считают танковым сражением, битва в небе была не менее важной. Люфтваффе оказывали своим танковым дивизиям очень ценную поддержку с воздуха, но военно-воздушные силы Красной армии в конечном счете доказали свое превосходство в воздухе. Боевые действия советской авиации в обороне под Курском получили значительно больший размах, чем в оборонительных операциях Сталинградской и Московской битв. Особенно яростными битвы стали в районе города Изюм, где наши войска форсировали реку Северский Донец и теперь вели тяжелые бои на ее правом берегу. Немецкие бомбардировщики группами по 20–30 самолетов под прикрытием истребителей пытались разбомбить переправы и задержать продвижение наших войск. Авиабои во время Курской битвы отличались невероятным накалом и героизмом советских летчиков.

По воспоминаниям Георгия Баевского: «15 августа, прикрывая свои войска и переправу в районе Изюм, «в тяжелом воздушном бою с 80-100 Хе-111 и Ю-88,16–20 Ме-109ф», как записано в летной книжке, я сбил Хе-111, «расход боекомплекта 380 ШВАК». И опять среди истребителей противника были «охотники». В этот же день шестерка Ла-5 под командой одного из лучших наших летчиков, ветерана полка командира 3-й эскадрильи гвардии капитана Н.П. Дмитриева, прикрывая переправы, вела тяжелый бой с истребителями противника. Внезапно — а в бою все случается внезапно — яркая вспышка перед самолетом и режущая острая боль в глазах на какие-то доли секунды выключила сознание Николая Дмитриева. Пламя охватило весь самолет, он вошел в крутой штопор и на дачу рулей не реагировал. Дмитриев с огромным трудом покинул свой Ла-5, «мессеры» пытались расстрелять парашютиста в воздухе, но наши истребители надежно прикрыли командира, который, снижаясь, стал срывать с себя горящую одежду. Он упал на передовой, в расположении своих войск, обожженный, без сознания. На месте левого глаза была кровавая рана. Пехотинцы доставили Дмитриева в ближайший полевой госпиталь, оттуда он был отправлен в Москву».

russian7.ru

Воздушный бой (США, 18 серий) 2006-2008 год смотреть онлайн в хорошем качестве

В телепередаче «Воздушный бой» вы увидите самые прославленные воздушные сражения всех времен прямо из кабины боевой машины. Майор ВВС США Пол Макс Мога будет комментировать для вас воспроизводимые баталии —  реконструированные при помощи классических военных самолетов прошлого с борта сопровождающего самолета.

Вы так же увидите анализ неповторимых технических особенностей летательных аппаратов, изучите успешные тактики боя и познакомитесь с пилотами участвовавших в настоящих боевых вылетах. Вас ждет незабываемое путешествие. Воздушные бои представлены только со стороны ВВС США, их противники — нацистская Германия и Япония.

В данном материале объединены оба сезона, некоторые серии только с субтитрами.

Алея МиГов / MiG Alley

Война в Корее. F-86 Sabres против МиГ-15.


Засада в небе / Air Ambush Р-38 против Ме-109.

Операция «Боло». В кадре Robin Olds и JB Stone.


«Летающие Тигры» / Flying Tigers

Летчики-наемники из США в 1941 на стороне Китая против Японии. P-40 Tomahawk против Ki-27 «Nates», Ki-21 «Sallys» и Ki-43 «Oscars». В кадре David Lee «Tex2 Hill и John Richardson «Johnny» Alison.


Ад в небе над Ханоем / Hell Over Hanoi

F-4 Phantoms против МиГ-21(Северный Вьетнам) — Fred «Fredo» Olmsted и Dan Cherry, Steve Ritchie.


Убийцы «Зеро» — F6F Hellcat / The Zero Killer Grumman

F6F Hellcat против Mitsubishi Zero. Robert Duncan, Hamilton «Mac» McWhorter и Alex Vraciu.


Последний Стрелок / The Last Gunfighter Северный Вьетнам.

F-8 Crusader против МиГ-17 и МиГ-21. Paul H. Speer, Phil «Rat» Wood, Paul Gillcrist и Richard Schaffert.


Гибель японского флота / Death of the Japanese Navy

Операция «Тэн-Го». Гибель «Ямато». Nick Fellner, Robert C. Hagen, Robert Clair «Uncle Bob» Hollenbaugh, Richard M. Roby, Jack Yusen и Francis Ferry.


Охота на «Бисмарк» / Hunt for the Bismarck 1940.

Атака бипланов Swordfish на линкор «Бисмарк». Heinrich Kuhnt, Otto Schlenzka, Ted Briggs, H.A.D. Turtle и John «Jock» Moffat.


Неравные шансы / Long Odds Тихий Океан.

SBD Dauntless против A6M Zero (S.W. «Swede» Vejtasa). B-17 Flying Fortress против A6M Zeroes и Ki-46 «Dinah» (J.T. Britton). Северный Вьетнам. F-105 Thunderchief против МиГ-17 (Leo Thorsness).


Ближний Восток / Dogfights of the Middle East

Израильские Mirage III против Египетских Air Force МиГ-17 и МиГ-19 в Шестидневной Войне (Ran Ronen). Угон иракского МиГ-21 (Испытатель Danny Shapira). Израильские F-15 Eagle против сирийских МиГ-21 (Moshe Melnik и Eitan Ben Eliyahu)


Асы пустыни / Desert Aces (5-я серия из 2-го сезона)

Воздушные бои «Бури в пустыне» / Dogfights of Desert Storm

(12-я серия из 2-го сезона + 5 серия в этом варианте видео)


Рождение аса: P-38 «Молния» против «Зеро» / Birth of an Ace: P-38 Lightning vs. Zero

Скорость и маневренность являются наиболее важными функциями истребителя. Японский «Зеро», был самым смертоносным самолетом на Тихом океане в течение первых месяцев Второй мировой войны.


Бой над Гуадалканалом: Zero против F4F «Wildcat» / Dogfight Over Guadalcanal: Zero vs. F4F «Wildcat»

Для флота Соединенных Штатов основным истребителем в начале Второй мировой войны был F4F «Wildcat» («Дикий кот»). Его основным противником был высокоманевренный японский истребитель Zero («Ноль»).

7 августа 1942 года. Два великих пилота, американский лейтенант Джеймс «Пак» Сазерлэнд и японский ас Сабуро Сакаи, на своих потрясающих самолетах схлестнулись в историческом бою, на грани фола, в небе Гуадалканала. В последствии, за свою службу, Сазерлэнд был награжден «Крестом лётных заслуг» и «Пурпурным Сердцем». Сабуро Сакаи за свои подвиги, не получил никаких наград от своего правительства – ни орденов, ни медалей, ни званий!


Защита бомбардировщиков: P-51 «Мустанг» против Мессершмитт Bf-109 / Protecting the Heavies: P-51 Mustang vs. Bf-109

Во время массированных бомбардировок Германии во Второй мировой войне, немецкие пилоты были полны решимости сбивать бомбардировщики союзников, которые уничтожали все крупные города и промышленные центры Рейха. Американские летчики-истребители сопровождения были столь же решимы защитить уязвимые бомбардировщики и их экипажи. 27 мая 1944 года, летчик ВВС США Кларенс «Bud» Андерсон совершая полет на P-51 «Mustang», вступил в схватку против группы Мессершмитт Bf-109, в одном из самых потрясающих воздушных боев войны.


F4F «Дикий кот» против «Зеро» / F4F Wildcat vs. Zero

Познакомьтесь с военно-морским летчиком США времен Второй мировой войны Джоном Течем. Именно он разработал тактику боя, позволяющую американским летчикам вести бои на F4F «Wildcat» с «Зеро» на равных условиях.


Воздушные бои: Первые пилоты / Dogfights: The First Dogfighters

Серия рассказывает о самых первых воздушных боях в истории авиации ( 6-я серия 2-го сезона).


(Скоро будет… )Рипаблик P-47 «Тандерболт» против Фокке-Вульф FW-190 / P-47 Thunderbolt Vs. Fw-190

Послушайте рассказ летчика Доминика Джентайла о том, как он в начале 1944 года справился с противником в накаленном воздушном бою на низкой высоте.


F4U «Корсар» против «Зеро» / F4U Corsair vs. Japanese Zero

Пилот авиации морской пехоты США майор Грегори «Pappy» Боингтон (Gregory «Pappy» Boyington) (1912-1988). Один из самых известных американских асов ВМВ. Начинал карьеру в Американской добровольческой группе («Летающие тигры») в Китае, затем командовал 214-й истребительной эскадрильей «Черная овца» корпуса морской пехоты, воевал на Соломоновых островах, Гуадалканале, Новой Георгии и Новой Гвинее. 3 января 1944 года был сбит и попал в японский плен. 29 августа 1945 года был освобожден. Награжден Медалью Почёта. Всего на счету этого выдающегося пилота к концу войны было 28 побед. Помимо уже названных наград, он был награжден тремя орденами США. После войны написал книгу об эскадрильи «Летающие Тигры».



voenhronika.ru

воздушная битва игра

игры на двоих на одном компьютере играем бесплатно

  • Игры винкс на двоих на одном компьютере

  • Игры для девочек для двоих на одном компьютере

  • игры для мальчиков битвы — Игры про драки на двоих Еще одна игра, являющаяся вариацией на тему популярной и всеми любимой смертельной битвы. Эта игра позволяет сыграть на двоих за одним компьютером или же проходить игру в боях с различными противниками, которыми будет управлять компьютер.

  • игры носороги Игра для двоих человек. Жанра: соревнования, гонки и марафон. Вы можете играть за одним компьютером с другом.

  • игры собаки на двоих

  • игры спанч боб на двоих на одном компьютере

  • игры баскетбол на двоих на одном компьютере

  • игры стрелялки для 7 лет Над океаном разразилась целая битва.

  • игры на двоих танчики Один на один, большие естественные препятствия и битва в стиле игры Вормс.

  • игры финальная битва воздушных драконов

  • игры финальная битва воздушных драконов

  • игры финальная битва воздушных драконов

  • игры страшные воздушные битвы

  • игры битва на воздушных шариках

  • игры на двоих самалоты

  • игры воздушная битва

  • игры финальная битва воздушных драконов

  • игры самолеты для девочек Примите участие в захватывающих воздушных сражениях на воздушных судах, уже давно вошедших в историю. Выбирайте понравившееся транспортное средство и выдвигайтесь на поле битвы в воздушном пространстве.

  • игры наруто битва на двоих тоит выбрать один из двух режимов игры (с компьютером либо с живым человеком), выбрать себе персонажа и идти в бой..

  • игра наруто шипуден ниндзя Смелый Наруто оседлал дракона и отправился в воздушную битву с драконами.

  • игры на двоих воздушный хоккей Увлекательный аэрохоккей, в котором вы сможете поиграть за одного из персонажей вашего детства:rnМикки мауса, Дональда дака, Гуфи, Плуто и Минни маус.

  • воздушные битвы игры

  • самолеты игры вторая мировая война

  • игры хоккей играть Вы играете в воздушный хоккей.Ваш соперник выберется автоматически компьютером.Вы можете играть вдвоём или один.

legoigri.ru

Курская битва: Воздушное сражение

клиньями. Почти вертикальное пике, пред­шествующее сбрасыванию бомб, сопровож­далось пронзительным воем, когда летчик направлял свой самолет на цель, — воем, ко­торый леденил кровь в жилах солдат на зем­ле, заставляя каждого из них поверить, что именно он выбран смертью.

 

Операция «Цитадель» была последней, в которой «Штуки» вводились в бой и высту­пали в характерной для них манере, по­скольку она уже больше не отвечала требо­ваниям Восточного фронта. Когда ]и 87 перестали использовать в роли пикирующих бомбардировщиков, все оставшиеся «Шту­ки» были переориентированы на выполне­ние задач по атакам наземных целей с низ­ких высот. Именно в Курской операции впервые в широком масштабе применялись ]и 97в — противотанковый вариант этого самолета. Под каждым крылом ]и 87в было установлено по 37-мм пушке, и эта огневая мощь в руках такого аса, как лейтенант ави­ации Ханс Ульрих Рудель, сеяла опустоше­ние среди советских танков. Рудель утверж­дает, что уничтожил 12 танков в один только первый день операции «Цитадель».

Еще одним новшеством для люфтваффе под Курском было применение штурмовых эскадрилий (Schlachtsgeschwadeг) с исполь­зованием в больших количествах самолетов

«Мессершмитт» ВМ09 был превосходным истре­бителем и в руках летного аса мог победить в бою любой советский самолет. Однако к середине 1943 года ряды люфтваффе на Востоке поредели, в то время как Красная армия наращивала свои военно-воздушные силы.

«Тревога!» Советские летчики, отягощенные пара­шютами, бегут к своим самолетам Ла-5. Ла-5ФН развивал скорость до 30 км/ч, а на высотах до 6 км его скорость (600 км/ч) превышала скорость «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов», которые им противостояли (например, Bf 109 С-10 у земли развивал лишь 550 км/ч). Вооружение состояло из двух неподвижно закрепленных, стреляющих через винт 20-мм пушек в верхней передней части фюзеляжа.

«Фокке-Вульф» (Fw 190 А-4) и «Хеншель» (Нэ 129 В-2/Я2). Нэ 129В был сконструиро­ван специально в качестве истебителя тан­ков. В его носовой части были установлены 2 7,92-мм пулемета и 2 20-мм пушки, но его истинная мощь заключалась в главном во­оружении, отдельной 30-мм (или даже 50-мм) пушкой, помещенной в гондоле под фюзеляжем. При попадании из нее в тонкую

 

броню над двигателем в задней части танка, в не защищенные броней грузовики или в бревенчатые советские блиндажи результат обычно был фатальным. Р\? 190 обычно тес­но взаимодействовали с Нэ 129, сбрасывая осколочные бомбы 501 и Б02, чтобы сме­шать атакующие порядки советской пехоты.

Невысокая скорость атакующего назем­ные цели самолета, такого как Нэ 129 и^-87, требовала тесного боевого взаимодействия, чтобы позволить их экипажам сосредото­читься на конкретных целях. Это должны

Пе-2 в полете неуклонно следует к своей цели. Дальность полета Пе-2 с бомбовым грузом в 1000 кг (бомбометание с горизонтального полета, с пикирования — 600 кг) составляла 1500 км, что давало ему неограниченный оперативный простор над Курским выступом. Хорошо видны пулеметы — в днище фюзеляжа и в задней части кабины. Застекленная носовая часть повышала точность бомбометания.

были обеспечивать «Мессершмитт» (Bf 109 G-6) и «Фокке-Вульф» (Fw 190 А-4). Во­оружение Fw 190 — 4 20-мм пушки в крыль­ях и 2 7,92-мм пулемета в переднем фюзеля­же — плюс скорость 630 км/ч делали этот истребитель таким, с которым нельзя было не считаться. Вооружение Bf 109 — 20- или 30-мм пушка и 2 крупнокалиберных пулеме­та, скорость до 650 км/ч должна была вы­полняться другими испытанными и надеж­ными самолетами, такими как «Хейнкель» (Не 111) и «Юнкере» (Ju 88), «Дорнье» (Do 17, Do 215) и др.

Люфтваффе оказывали поддержку на­ступавшей с севера 9-й армии 6-м воздуш­ным флотом генерал-полковника Риттера фон Грейма, который состоял из 1-й воз­душной дивизии, 10-й зенитной бригады и 12-й зенитной дивизии.

Смешанный состав противотанковых штурмовиков и бомбардировщиков был представлен 730 самолетами. Среди них были три группы пикирующих бомбарди­ровщиков. Орудия германских зенитных частей были высокоэффективным оружием,

Этот стрелок заднего пулемета штурмовика тща­тельно проверяет каждый патрон в пулеметной ленте. Необходимость в стрелке и 12,7-мм пуле­мете сзади была очевидна (на ранних сериях не было), поскольку у самолетов Ил-2 максимальная скорость была 41 5 км/ч (из-за их бронирования и боезапаса), поэтому без прикрытия в одноместном варианте они легко сбивались истребителями стран оси.

особенно 88-мм пушки. В то же время эти 88-мм орудия были настолько эффективны против советских танков, что многие зенит­ные батареи были взяты на вооружение вер­махта в качестве поддержки артиллерий­ских противотанковых соединений, у кото­рых было менее эффективное вооружение. Следствием этого стало сильное сокращение средств противовоздушной обороны, кото­рыми обеспечивались аэродромы стран оси.

Люфтваффе, которые теперь готовились к операции «Цитадель», уже не были пол­ными хозяевами в небе над Россией, как это происходило в течение почти двух лет. Глав­нокомандующий люфтваффе Герман Геринг в начале Второй мировой войны обещал, что ни одна бомба не упадет на рейх. К началу 1943 года пустота этих слов ежедневно дока­зывалась атаками англо-американских бом­бардировщиков, которые наносили урон германскому промышленному производству и подрывали моральный дух немецкого на­рода (последнего не было вплоть до 1954 г. — Ред.). Чтобы противостоять этому, Геринг отозвал многие эскадрильи истребителей с Восточного фронта и во многом переориен­тировал люфтваффе на Запад. Это привело к тому, что бои на Восточном фронте велись теперь меньшими силами. Еще больше ос-

              Воздушное сражение |

ложняло и без того трудное положение то, что для воздушной войны на Западе горю­чее выделялось в первую очередь, поэтому обеспеченность горючим для Курской бит­вы составляла 30 процентов от фактических потребностей в нем.

Однако опыт летных экипажей, эффек­тивность наземных команд и превосходство техники были факторами, которые обычный германский солдат считал само собой разу­меющимися. В конце концов, разве вермахт не обладал почти подавляющим превосходс­твом в воздухе над военно-воздушными си­лами Красной армии с первых часов прове­дения операции «Барбаросса»? Недавно призванные германские солдаты еще не зна­ли, что военно-воздушные силы Красной армии теперь уже не те, какими они были столь долгое время. Они теперь были не просто «мишенями для тренировок курсан­тов» для наследников Красного барона (имеется в виду лучший ас Первой мировой

Эти самолеты Пе-2, которые летят, как видно, без истребителей сопровождения, возвращаются на базу в тыл после выполнения задачи в районе Курского выступа. Практический потолок их полета составлял 9 тысяч метров, но здесь эти самолеты, как видно, летят на значительно более низкой высоте.

 

 

барон фон Рихтгофен. — Ред.), а настоящей силой, с которой приходилось считаться и которую и в самом деле следовало прини­мать всерьез.

Военно-воздушные силы Красной армии

Накануне 22 июня 1941 года военно-воз­душные силы Красной армии в западных приграничных округах насчитывали чуть более 6500 боеготовых самолетов. В первые дни операции «Барбаросса» люфтваффе на­зывали астрономические цифры уничто­женных ими советских самолетов: 1811 к концу первого дня, из которых 1489 были застигнуты аккуратно выстроенными на аэродромах. Как писал в своем критическом письме, которое отважился направить в Центральный комитет партии один нена­званный русский летчик, «наши лагеря, примыкающие к границе, разбиты как будто для инспекции — с рядами белых палаток, хорошо видными с воздуха».

В дополнение к этой «маркировке целей» самолеты доставлялись на приграничные аэродромы прямо с конвейеров заводов, час­то отсвечивая краской. Предпринималось мало (или вовсе не предпринималось) попы­ток замаскировать их. По приказу Сталина начались разработки систем их маскировки. К сожалению, сделано было слишком мало и

слишком поздно. Кроме того, многие аэро­дромы, использовавшиеся военно-воздуш- ными силами Красной армии, располагались гораздо ближе к границе, чем аэродромы их противников из люфтваффе. Поэтому поте­ри были понесены и в результате огня немец­кой артиллерии по таким аэродромам, кото­рые были взяты на прицел перед 22 июня.

Более того, летная и тактическая подго­товка была очень примитивной, а знание учебников становилось эталоном, по кото­рому судили о подготовленности советских летчиков. Нахождение строя самолетов под огнем противника с земли и с воздуха поощ­рялось. Также поощрялась практика исполь­зования крупных формирований неповорот­ливых бомбардировщиков, которые волна за волной бросали в водоворот огня зенитных орудий, с неизбежным результатом — их просто сбивали в огромных количествах.

Конструкции самолетов в СССР не со­вершенствовались так быстро, как в Герма­нии, и военно-воздушные силы Красной ар-

Эти женщины 47-й эскадрильи одеты в красноар­мейскую форму как нового, так и старого образ­ца. На офицере справа новая гимнастерка образ­ца 1943 года и погоны. Другие продолжают носить довоенную форму «пролетарского» стиля. Эмалированный отличительный знак, носимый на груди справа, указывает, что эта эскадрилья является частью гвардейского формирования.

мии были укомплектованы многими тысячами устаревших машин, которые не могли сравниться с пилотируемыми опыт­ными летчиками и хорошо оснащенными самолетами люфтваффе. Одним из последс­твий этой ситуации было то, что советские пилоты прибегали к отчаянному средству — тарану своих противников в воздухе! Любо­пытно, что руководство русских не отвраща- лоот таких действий, поскольку современный немецкий самолет становился жертвой, как правило, устаревшей русской машины. Сте­пень выживания русских пилотов, которые шли на такой рискованный вид боя, похоже, была достаточно высокой — если они поки­дали самолет на подходящей высоте. Среди личного состава люфтваффе быстро распро­странился слух, что советские самолеты производятся со специальными брониро­ванными пропеллерами для использования в такого рода действиях.

Наряду с пехотой, танкистами, артилле­ристами и др., а также флотом с 1941 года (день рождения советской гвардии — 18 сен­тября 1941 г. — Ред.) почетным званием гвардейцев были удостоены и отличившие­ся в бою формирования военно-воздушных сил Красной армии (первые — с декабря). Каждый гвардеец получал маленький крас­но-белый эмалированный значок с надпи­сью «Гвардия», которую следовало носить на груди справа.

Эта эмблема также наносилась краской на самолеты и башни танков. В качестве

В то время кок прогревается двигатель самолета на заднем плане, экипаж этого штурмовика Ил-2 готовится к выполнению очередной боевой задачи, работая по наземным целям. На счету этих штурмовиков уничтожение, в течение лета 1 943 года, сотен танков и бронетранспортеров, множества автомобилей. Это классический тип самолета, предназначенного для поражения наземных целей.

символа признания элитного статуса прово­дилась установленная церемония. На собра­нии летной части зачитывалось воззвание Народного комиссариата обороны, причем личный состав становился на колени, в то время как их командир получал и целовал гвардейское знамя. Затем они произносили слова клятвы: «В суровые годы Великой Отечественной войны клянусь перед своей страной и вами, мои соратники, до послед­ней капли крови и последнего дыхания бо­роться до победного конца… Вперед к побе­де! Слава партии Ленина!»

Гвардейские части (любого рода войск) обычно укомплектовывались новейшей бое­вой техникой и были большей численности, чем обычные формирования. Предполага­лось, что они будут выступать в качестве го­ловной ударной силы и служить примером другим в достижении превосходства над не­когда внушавшими страх вермахтом и люфт­ваффе.

Но даже такие отчаянные меры, как та­ран (как бы хвалебно о них ни отзывались в советских средствах массовой информации),

 

Модернизированным вариантом самолета се­рии СБ-2 Туполева был самолет СБ-2БИС, у которого были иной двигатель и большая вмес­тимость топливных баков, чем у оригинального СБ-2. Оборонительное вооружение состояло из спаренного 7,62-мм пулемета на носу и одного 7,62-мм пулемета в фюзеляже за кабиной пилотов. Этот самолет уже был устаревшим.

Пе-2 выпускался в огромном разнообразии видов, но большинство из 11 247 произведенных самолетов были предназначены для роли пикирующих бомбар­дировщиков. С экипажем из трех человек самолет мог нести внутренний и внешний бомбовый груз в 1 ООО кг (с перегрузкой — 1500, при бомбометании с пикиро­вания — 600 кг). Два 7,62-мм стационарных пулеме­та располагались спереди и сзади.

 

Истребители Як готовятся к старту ранним утром. Судя по легкому камуфляжу, атака противника представлялась маловероятной. Под консолями крыльев этих истребителей могли также подвешиваться реактивные снаряды и бомбы весом до 200 кг.

или высокие награды, вручавшиеся летчи­кам (посмертно или нет), не могли скрыть того факта, что военно-воздушные силы Красной армии намного отстали от люфт­ваффе, как в подготовке и опыте личного состава, так и в качестве боевых машин. Небу над Россией почти два года после 22 июня 1941 года было суждено стать про­странством, в котором германские самолеты обычно чувствовали себя очень уверенно. И это несмотря на то, что советское самоле­тостроение круто пошло вверх, когда пере­дислоцированные на восток заводы возобно­вили производство. В отличие от танковой армады Красной армии ее военно-воздушные силы страдали от изобилия конструкторских замыслов, которые неизбежно распыляли производство. Но так же, как набиралась бо­евого опыта вся Красная армия, учились бить врага и ее военно-воздушные силы.

К 1943 году военно-воздушные силы Красной армии получили такой истреби­тель, как Ла-5ФН, который практически не уступал (а кое в чем превосходил) немецким «Фокке-Вульфу» (Б\у 190 А-4) и «Мессер- шмитту» (Ы 109 С-4).

Конструкторское бюро Яковлева разра­ботало истребители Як-7 и Як-9, которые поступили в войска в начале 1943 года и хо­рошо себя проявили. Кроме того, Велико­британия и США по ленд-лизу поставили большое количество самолетов. Особо сле­дует отметить самолет Р 39 «Аэрокобра» (около 5 тысяч таких самолетов были от­правлены русским), на нем летал советский ас истребительной авиации Александр Покрышкин, на счету которого 59 побед (офи­циально, реально около 115. — Ред.).

В военно-воздушных силах Р 39 прозва­ли «бричкой» за маленький размер, и он оказался идеальным истребителем-штурмо­виком (буквально штурмующим наземные цели) из-за его 37-мм пушки, ведущей огонь через втулку воздушного винта.

Из всех советских самолетов, действо­вавших над Курским выступом во время операции «Цитадель», один стоит особня­ком: штурмовик для атаки наземных целей Ил-2. Сочетая способность нести на себе груз грозного вооружения с бронированным фюзеляжем для защиты от огня малокали­берных наземных противовоздушных средств, Ил-2 был поистине страшной ма­шиной, вселявшей ужас в сердца пехотинцев и танкистов фюрера. В планах обороны Кур­ского выступа роль военно-воздушных сил Красной армии была продумана с гораздо большей тщательностью, чем в предшеству­ющих операциях.

К маю 1943 года численность военно- воздушных сил Красной армии утроилась по сравнению с предыдущим годом и превы­сила 8 тысяч самолетов. В течение недель, предшествовавших операции «Цитадель», военно-воздушные силы Красной армии проводили ночные рейды — силами авиации дальнего действия (АДД).

Они осуществлялись самолетами Ил-4 и полученными по ленд-лизу американскими бомбардировщиками В 25 «Митчелл» — были нанесены удары по важным железнодорож­ным узлам на оккупированной немцами тер­ритории. Так, 3 мая более 100 бомбардиров­щиков АДД атаковали железнодорожный 1 2 б узел под Минском; были нанесены удары по

Самолет Туполева СБ-2, передвигаемый вручную экипажем и его помощниками. СБ-2 создан в КБ А.Н. Туполева в 1 934 году и предназначался для роли скоростного бомбардировщика. Бомбо­вый груз (внутри) составлял 600 кг. Скорость 420 км/ч. Способность СБ-2 использовать летные поля с неровным грунтом была его заметным преимуществом. Однако к уже в 1 941 году был устаревшим — тихоходным и слабовооруженным.

Гомелю, Брянску и Орше. Партизанские от­ряды осуществляли диверсии на железных дорогах у этих городов, создавая заторы для эшелонов, которые представляли идеальные мишени для атаки бомбардировщиков воен­но-воздушных сил Красной армии — дейс­твия партизан и авиации координировались.

Когда немецкие войска и их военная тех­ника наконец достигали пунктов сбора на своей линии фронта, по ним ночью наноси­ли удары соединения бомбардировщиков У-2, которых немцы прозвали «швейные ма­шинки», за звук, производимый их двигате­лями. Одной из частей У-2 был гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков, который целиком состоял из женщин. В во- енно-воздушных силах Красной армии к 1945 году насчитывалось три полка, состо­явшие целиком из женщин.

Базы люфтваффе также держались под постоянным надзором. Между 6 и 8 мая по 17 аэродромам были нанесены серии согла­сованных ударов 112 дневными бомбарди­ровщиками, 156 штурмовиками и 166 истре­бителями. Шесть советских армий вносили свой вклад в эту операцию, которая охвати­ла пять армейских фронтов. Ведущую роль в этой операции играли 2-я и 16-я воздуш­ные армии — соответственно на Централь­ном и Воронежском фронтах.

 

Самолет конструкторов Микояна и Гуревича МиГ-3 показывал очень высокие летные качества на больших высотах. Первоначально предназна­чавшийся в качестве высотного (до 12 км) истребителя, вооруженного 12,7-мм и двумя 7,62-мм пулеметами, МиГ-3 мог также нести бомбово-ракетный груз для выполнения задач на атаки наземных целей.

Эти две воздушные армии не прекращали осуществлять внезапные налеты на аэродро­мы люфтваффе и в последующие два месяца. Обеими командовали люди, которые приоб­рели опыт в битве под Сталинградом: гене­рал С.И. Руденко, командовавший 16-й воз­душной армией; генерал С.А. Красовский, сменивший генерала К.Н. Смирнова на пос­ту командующего 2-й воздушной армией после передачи 17-й воздушной армии на Юго-Западном фронте генералу В.А. Судцу. Непосредственно в их тылу находился резер­вный Степной фронт под командованием И.С. Конева, которому оказывала поддержку 5-я воздушная армия С.К. Горюнова. Она была восстановлена после своей переброски с Северного Кавказа, где большая часть ее воздушных полков была передана 4-й армии К.А. Вершинина и военно-воздушным силам Черноморского флота.

Руденко и Красовский получили под­крепление из воздушного резерва Государс­твенного Комитета Обороны (ГКО) — 16-я армия получила 6-й истребительный авиакорпус Юмашева, 3-й бомбардировоч­

 

ный авиакорпус Каравицкого и 6-й смешан­ный воздушный корпус Антошкина, а 2-я воздушная армия была усилена 4-м ис­требительным авиакорпусом Подгорного, 1-м бомбардировочным корпусом Полбина и 1-м корпусом штурмовиков Рязанова.

Вместе с 17-й воздушной армией и не­сколькими корпусами АДД поддержки в об­щей сложности было подготовлено 2900 со­ветских самолетов, и они ожидали момента, когда наконец начнется наступление немцев.

Однако в одном отношении советская сторона не была готова. Самый опасный

Пилот и моторист-механик одной из частей об­суждают тонкости наладки двигателя самолета. Это машина МиГ-3. Способна развивать скорость до 640 км/ч (на 7000 м) при дальности полета 1250 км. МиГ-3 применялся в роли истребителя бомбардировщика и мог нести 200 кг ракет и бомб. Был снят с производства в начале 1942 года, и в 1943-м таких самолетов оставалось мало.

 

удар ожидался с севера, но у 6-го воздушно­го флота немцев (Lutflotte 6) с базами в районе Орел—Брянск было только 730 са­молетов, в то время как у военно-воздушных сил Красной армии было здесь явное чис­ленное преимущество. У советской авиации было в наличии в два раза больше истреби­телей, чем у люфтваффе, — во многом благо­даря Жукову, который настаивал на значи­тельном увеличении мощи истребительной авиации, чтобы противостоять воздушным атакам немцев, и в несколько раз больше, чем у немцев, штурмовиков. Только в чис­ленности дневных бомбардировщиков воен­но-воздушные силы Красной армии уступа­ли люфтваффе. В проведении воздушных операций советская сторона должна была в большой степени полагаться на более новые, лучше вооруженные и с лучшими двигате­лями штурмовики Ил-2.

Как и под Сталинградом, ответствен­ность за общую координацию воздушных операций возлагалась на A.A. Новикова (с 1944 года — Главный маршал авиации).

Внутри выступа была создана сеть запас­ных командных и контрольных центров, а заместители командующих воздушными си­лами были направлены в штабы тех назем­ных армий, которым предстояло в первую очередь встретить наступление немцев. Так, заместитель командующего 16-й воздушной армией находился в штабе 13-й армии Пухо­ва, противостоявшей Моделю, и имел осо­бые полномочия на вызов поддержки с воз­духа, в интересах армии Пухова.

Было подготовлено большое число вспо­могательных взлетно-посадочных полос, а имевшиеся аэродромы были расширены. Треть из них использовалась в качестве ложных целей, чтобы обмануть люфтваффе. В целом советские летные поля тактической авиации намного уступали тем, которые 128 подготовили люфтваффе. В то время как

Штурмовик готовится к взлету с передового аэро­дрома в последние дни Курского сражения. Это Ил-2 с 12,7-мм пулеметом сзади (пилот был защи­щен броней, стрелок — нет), в дополнение к двум 23-мм пушкам на крыльях спереди. 400—600 кг бомб и 4—10 реактивных снарядов дополняли грозный набор вооружения, которое нес на себе этот замечательный самолет.

4 июля немецкие эскадрильи летали на зада­ние с аэродромов, расположенных в 18— 20 километрах за линией фронта, а самые передовые летные полосы для истребителей находились всего в 5 километрах от фронта, советские истребители располагались в 25— 49 километрах от фронта, штурмовики — в 60—70 километрах, а бомбардировщики — в 120—130 километрах от линии фронта.

Несмотря на то, что это не противоречи­ло тому, как была спланирована советская оборона, это также говорило о том, что рус­ские явно отдавали должное способностям люфтваффе в нанесении неожиданных и жестких ударов по передовым аэродромам. Они предпочитали оставлять 18—30 истре­бителей, барражирующих над линией фрон­та, чем идти на риск потери истребителей на земле на прифронтовых полевых аэродро­мах. Окончательные приготовления вклю­чали определение времени встречи и син­хронизацию во времени для истребителей сопровождения, договоренность об оказа­нии взаимной поддержки между соседними воздушными армиями, выбор позывных и подготовку ремонтно-восстановительных служб.

В целом снижение уровня активности люфтваффе непосредственно перед началом «Цитадели» позволило проделать довольно большую подготовительную работу, хотя, как показали события, недостаточную для предотвращения нарушений контроля и уп­равления в воздухе с началом воздушных операций. В ожидании грядущих сражений

Воздушное сражение |

офицеры-политработники поднимали бое­вой дух летных экипажей. Когда один лет­чик получил письмо от родных с недавно освобожденной территории, в котором гово­рилось о зверствах С С, политрук зачитал его вслух на собрании части и призвал лет­чиков отомстить в предстоящем бою. На бо­ковой стороне фюзеляжей самолетов многих экипажей были краской выведены лозунги, в которых слова «месть» и «смерть фашист­ским оккупантам» встречались чаще всего.

5 июля занимался ясный и теплый рас­свет.

На пыльных взлетно-посадочных поло­сах Белгорода, Харькова, Полтавы и Днеп­ропетровска бомбардировщики «Юнкере» (Ju 88) и «Хенкель» (Не 111) VIII воздуш­ного корпуса выстроились для взлета в пер­вой волне воздушной атаки «Цитадель».

В этот момент служба радиоперехвата доложила о значительной активизации воз­душного движения на советской стороне, и вскоре после этого радар «Фрейя» под Харь­ковом засек приближение большого строя самолетов с востока. Это формирование со­стояло из 132 штурмовиков и 285 истреби­телей 2-й и 17-й воздушных армий, выде­ленных для уничтожения немецких бомбар­дировщиков на земле, когда их истребители сопровождения еще не были подняты в воз­дух. Но этому упреждающему удару не суж­дено было стать успешным. Советские воз­душные полки были истребителями «Мес- сершмитт» (Bf 109 G.) авиагруппы «Удет» и JG 52, эскадрильи которых были стянуты из-под Харькова и из Микояновки. На их счету было, как утверждалось, 120 побед в первоначальных воздушных сражениях.

На северном участке ситуация была сходной. Подключение истребителей к не­удавшемуся упреждающему удару рано ут­

ром не позволило военно-воздушным силам Красной армии бороться с люфтваффе за превосходство в воздухе как на южном фланге выступа, так и на севере. Ответ со­ветской стороны на атаки люфтваффе зачас­тую был запоздалым и малоэффективным. Два корпуса истребителей, предназначен­ных для обеспечения прикрытия линии фронта, 6-й истребительный авиакорпус Юмашева на Центральном фронте и 5-й ис­требительный авиакорпус на Воронежском фронте не смогли противостоять люфтваф­фе. Без адекватного воздушного прикрытия советские наземные силы несли излишние потери, это способствовало наступательным действиям. Новикову пришлось прежде все­го обратить внимание на неудачи его истре­бителей.

Не были поначалу успешными и совет­ские атаки немецкой бронетехники. Несмот­ря на новые противотанковые бомбы, раке­ты РС-82 и пушки (2 23-мм, а на некоторых даже 2 37-мм), штурмовикам Ил-2 не уда­лось прорваться и остановить наступавшие германские танки. У летавших небольшими группами Ил-2 и Пе-2 часто не было истре­бителей сопровождения.

По приказу командования штурмовики стали летать гораздо более крупными соеди­нениями, силой до полка, чтобы облегчить сопровождение их истребителями, что долж-

 

На фото изображен штурмовик Ил-2 с 37-мм пушками под крыльями. Кроме того, Ил-2 имели два 7,62-мм пулемета. Офицеры военно-воздуш­ных сил Красной армии рассматривают пулевые отверстия в парашюте, принадлежавшем одному из их товарищей, жизнь которого была спасена.

но было позволить Ил-2 прорваться и пода­вить огонь на земле одной только численной мощью и упорством в атаке. Летя шахмат­ным порядком по одной линии, Ил-2 боль­ше уже не совершали торопливых пролетов небольшими группами.

Вместо этого они шли на просчитанные выходы в пике с высоты 1000 метров под уг­лом в 30—40 градусов, сбрасывая свои бом­бы и пуская ракеты, когда были на расстоя­нии 200—300 метров от цели, и, совершая повторные пролеты, вели огонь из пушек и пулеметов.

В конце второго дня на севере Курского выступа военно-воздушные силы Красной армии преодолели свои проблемы и были в состоянии сдерживать немецкие истребите­ли и бомбардировщики. А с 7 июля 16-я воз­душная армия стала делать успехи и начала изнурять люфтваффе. К 8 июля командова­нию было доложено о повышении эффек­тивности действий штурмовиков и о том, что силы люфтваффе ослабли и даже не мог­ли господствовать в воздухе над районами сражений. Неся тяжелые потери, люфтваф­фе оказались без пополнения, необходимого

Подавленность этого взятого в плен летчика люфт­ваффе очевидна. Немцы и их союзники так долго воспринимали свое превосходство в воздухе как должное, что повышение боеспособности военно- воздушных сил Красной армии над Курским вы­ступом стало глубоко травмирующим испытанием для немецких пилотов.

 

для того, чтобы поддерживать полностью укомплектованными свои эскадрильи, и во­енно-воздушные силы Красной армии полу­чили возможность более свободно летать над немецкими позициями.

Несмотря на то что немцы все еще могли выполнять задачи эффективной поддержки наземных сил в отдельных районах, если не во всей зоне боевых действий, их превос­ходство катастрофически падало. К оконча­нию наземных наступательных операций на северном участке Курского выступа мощь люфтваффе значительно сократилась.

Картина на юге Курской дуги была во многом такая же. Численный перевес совет­ских войск и все возрастающая эффектив­ность применения ими военной техники сводили на нет усилия численно уступав­ших им немцев. Поэтому к 11 июля люфт­ваффе были в состоянии достигнуть успеха только на узких участках, как, например, в поддержке атаки II танкового корпуса СС в направлении Прохоровки. Командующий советской 5-й танковой армией Ротмистров так описывал ситуацию над полем боя у Прохоровки со своего командного пункта 12 июля: «В то же время над полем сраже­ния разгорелись ожесточенные воздушные бои. Как советские, так и немецкие летчики старались помочь своим наземным силам выиграть битву. Бомбардировщики, самоле­ты поддержки наземных сил и истребители,

Несмотря на то что в 1943 году ему уже исполни­лось десять лет, самолет Поликарпова И-1 6 все еще использовался военно-воздушными силами Красной армии в качестве фронтового истребите­ля-бомбардировщика. Его скорость до 470 км/ч ставила И-1 6 в явно невыгодное положение при столкновении с более быстрыми и более манев­ренными немецкими истребителями. Потери само­летов этого типа были велики, и поэтому И-1 6 перестали использовать в роли боевого самолета.

Оценивая результаты. Эти советские самолеты попали в кадр в полете над подвергнутым масси­рованной бомбардировке районом «где-то в районе театра военных действий под Курском». Именно под Курском военно-воздушные силы Красной армии отобрали превосходство в воздухе у люфтваффе. И это превосходство уже не выпускалось из рук.

казалось, как приклеенные висели в небе над Прохоровкой. Воздушные бои следова­ли один за другим. Вскоре все небо заволок­ло густым дымом от горящих самолетов».

Если Прохоровка, по выражению Коне­ва, была «лебединой песней немецких тан­ковых войск», то операция «Цитадель» зна­меновала наступающий век военно-воздуш­ных сил Красной армии. Впервые с начала войны военно-воздушные силы Красной ар­мии противостояли люфтваффе почти на равных, и, хотя еще предстояло пройти боль­шой путь до окончательной победы, совет­ский воздушный флот подрезал крылья гит­леровским люфтваффе и вновь стал хозяи­ном в своем небе.

xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *