Воинские ритуалы и традиции

Слово «ритуал» известно ещё с далёких времён, когда древние люди делали жертвоприношение, чтобы получить милость у Бога. Данный ритуал можно отнести к религиозным. Кроме этого, выделяют ещё гражданские, бытовые и, конечно, воинские ритуалы. Само понятие означает торжественную церемонию, которая отражает смысл традиций, установленных в обществе. Это способ общения, который выражает видение определённых социальных групп или всего общества. Они появляются на основе опыта народа и влияют непосредственно на общественные отношения.

Что же касается воинских ритуалов, то они предопределяют сложившуюся форму поведения военных при торжественных или траурных церемониях. Всегда данные ритуалы были выражением мужества и благородства военнослужащих. На какие виды можно подразделить воинские ритуалы? Ответ можно найти ниже.

Отдание чести

Данная традиция является одной из самых старейших. Раньше отдание воинской чести называлось «чинопочитание», но смысл был тот же самый. В Средневековье чёткого движения, означающего отдание чести, не было, поэтому кто-то кланялся, кто-то снимал шляпу. Впервые рыцари при встрече стали поднимать забрала своих шлемов, тем самым показывая уважение. Рыцарей уже нет, а привычка подносить руку к головному убору сохранилась.

Сейчас это выглядит немного по-другому, но сам факт отдания чести остаётся тем же. Этот знак считается проявлением уважения и благородства. Традиции, воинские ритуалы остаются неизменными из года в год. В Уставе Вооружённых сил Российской Федерации есть пункт «Воинское приветствие», где чётко сказано, что оно обязательно во всех сферах деятельности, так как представляет собой свидетельство товарищества и сплочённости военных.

Приведение к военной присяге

Воинские ритуалы ВС РФ достаточно разнообразны, но военная присяга оплотом стоит среди них. Именно после произнесения заветных слов гражданский человек становится военнослужащим. Присяга представляет собой клятву, которую солдат обещает выполнить перед Отечеством. Проведение церемонии произнесения присяги чётко расписано в Уставе ВС РФ. За всем этим мероприятием следит командир части.

Это очень важная церемония для любой воинской части, этот день считается нерабочим и объявляется праздничным. Командир части произносит речь перед солдатами, которые заранее строятся при боевом знамени и флаге страны. Те, кто должен произносить клятву, становятся в передних рядах. После того как командир части произнёс напутственные слова, каждый солдат подходит к нему и клянётся нести обязанность перед Родиной. Затем звучит гимн, и солдаты проходят торжественным маршем.

Воинские ритуалы. Вручение боевого знамени

Это особый ритуал, и для его проведения в часть прибывает уполномоченное лицо, которому поручено вручить знамя. Если боевое знамя должно быть получено в боевых условиях, порядок построения решается в зависимости от обстоятельств.

Когда в часть прибывает специальный начальник, чтобы вручить боевое знамя, командир данной воинской части должен выделить ему трёх человек: того, кто будет нести знамя, и двух помощников. Это может быть как сержант, так и офицер, преимущественно с орденами и заслугами перед Родиной.

Когда наступает время, знаменщик вместе с помощниками выносит боевое знамя, находящееся в чехле, и становится в установленном месте. К ним подходит начальник, который будет вручать его. Затем командир даёт команду всей части «Смирно!», подходит к начальнику и докладывает, что полк построен.

После принятия доклада начальник приветствует воинский полк, затем подходит к знаменщику, который опускает знамя. Уполномоченное лицо снимает чехол, затем зачитывает Грамоту Президента РФ и отдаёт знамя. Звучит гимн страны, начальник поздравляет полк с этим событием, а командир говорит ответное слово. Ритуал вручения боевого знамени воинской части всегда считался одним из самых важных и торжественных.

Распределение прибывших по подразделениям

Вместе со старыми ритуалами и традициями появляются новые. Распределение пополнения по подразделениям относится к таковым. После того как будут выяснены деловые качества нового солдата, его профессия, специальность, наличие водительских прав, характеристика и т. д., произойдет распределение.

Этот ритуал также проводится в присутствии всей воинской части. В установленное время весь полк выстраивается на плацу вместе с оркестром. Командир части зачитывает приказ, затем выступают солдаты, которые заканчивают служить, а потом вновь прибывшие. Это мероприятие заканчивается торжественным маршем.

Порядок вручения вооружения и военной техники

Воинские ритуалы всегда переполняют солдат гордостью, а этот особенно. Данная традиция является одной из самых любимых у военнослужащих. Вручение вооружения и военной техники происходит после того, как солдат торжественно поклялся служить Родине, ознакомился с техникой безопасности. Вся ответственность в этом случае ложится на командира части. Он издаёт приказ, в котором закрепляет необходимое вооружение и военную технику за солдатами, а также назначает дату торжественного мероприятия.

Затем вся информация о вооружении заносится в военный билет. Мероприятие проходит следующим образом: вся часть выстраивается в пешем строю перед командиром, он зачитывает приказ о присвоении стрелкового оружия солдатам. И называя каждого поимённо, лично выдаёт оружие. После этого начинается выдача вооружения и военной техники. Бойцы должны выстроиться в этом случае экипажами. И как всегда, заканчивается ритуал торжественным маршем.

Проводы военных, вышедших в отставку

Воинские ритуалы РФ предполагают чествование не только молодых ребят, которые только собираются начать служить, а уже тех, кто уходит в отставку или увольняется в запас. Проводы проходят в торжественной обстановке, могут быть приглашены на них ветераны.

В назначенный день полк выстраивается в пешем строю, при желании выносится боевое знамя. Командир части называет имена уволенных или уходящих в отставку военных. Они становятся посередине перед выстроенным полком. Затем командир зачитывает приказ и награждает отличившихся. Затем некоторые военнослужащие говорят прощальные слова, звучит гимн, и перед строем уволенных военнослужащих полк проходит торжественным маршем.

Парады

Данный ритуал является очень торжественным мероприятием, который полюбился не только военным людям, но и гражданским. Парад всегда представлял собой целый праздник, военнослужащие с гордостью принимали в нём участие. История возникновения данной традиции уходит в Древний Рим. В то время проводились триумфы – торжественные смотры войск.

Парад – марш после победы. Не только в Риме, но и в Древнерусском государстве практиковалось такое мероприятие. В настоящее время уже установилась чёткая форма парада, как он должен проходить. Строевые парады подразделяются на три части: построение, встреча человека, который принимает парад, и торжественный марш. Наиболее известными парадами в истории нашей страны являются шествия 1941 и 1945 годов.

Салюты

Как и парады, салюты входят в воинские ритуалы, которые были придуманы давно. Они неразрывно связаны между собой. Сначала салютовали оружием – саблей, затем знаменем, а только потом выстрелами. Сейчас салют часто используется не только как воинский ритуал, но и во время праздников, таких как Новый год, День города и т. д.

Первый салют в Москве был дан в 1943 году, 5 августа в честь освобождения от фашистской армии городов Орёл и Белгород. До конца войны всего было произведено свыше 350 артиллерийских салютов, которые ознаменовывали победу.

Музыка

Колоссальное значение в воинских ритуалах и традициях имеет данный вид искусства. Как только появились воинские ритуалы, музыка стала неотъемлемой их частью. Благодаря ей старые традиции обретают новые краски и создаются новые ритуалы.

Музыка считается самым ярким художественным оформлением любого торжественного военного мероприятия. В период войн и раздоров именно музыка вела бойцов вперёд, придавала им силы, вселяла надежду. В своё время великий полководец А. Суворов говорил, что музыка делает армию вдвое больше.

Но не только во время войн музыка играет важнейшую роль. В мирное время ни одна торжественная церемония военнослужащих не обходится без оркестра. Она поднимает настроение, делает солдат более сплочёнными.

В воинских традициях особое место принадлежит маршевой музыке. Когда проходит ритуал вручения знамени воинской части, звучит произведение «Встречный марш», который настраивает военнослужащих на торжественную церемонию, создаёт необходимую обстановку.

На данный момент трудно вспомнить какие-либо военные мероприятия, которые не сопровождаются песнями. Музыка звучит всегда: при принятии военной присяги, при награждении наградами, при смотре войск. Можно точно сказать: солдат без песни, как без ружья. Так говорил всё тот же А. Суворов, и был абсолютно прав.

Военный этикет

Армия всегда была образцом уважения и этикета. Эти ценности не привносятся со стороны, они воспитываются в каждом военном изо дня в день. Нынешние военнослужащие могут гордиться собой, ощущая себя наследниками прошлого поколения, когда статус офицера значил намного больше, а этикет ставился выше других ценностей.

Но чтобы гордиться, надо знать чем. Чтобы продолжать воинские традиции поколения наших отцов и дедов, надо их знать. Как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Русский военный этикет раньше считался основной духовной ценностью армии. Благородство, честь – эти слова были синонимами армии. Именно тогда зарождались первые традиции и ритуалы военнослужащих.

Нельзя не отметить огромный вклад в развитие этой отрасли советской России. Ещё Владимир Ильич Ленин способствовал созданию некоторых воинских ритуалов, которые остались актуальны и по сей день. Некоторые из них стали поистине всенародными. В воинских ритуалах отражается вся мужественность и отвага солдат, их сплочённость и дружба.

Заключение

Армия не будет таковой без соблюдения военных традиций и ритуалов. Каждый из них неповторим и очень важен для каждого солдата. Каждое мероприятие – это не обыденный строй, а праздник, который уважают и чтут военнослужащие. В данной статье были рассмотрены все виды воинских ритуалов, которые проводятся на данный момент.

Они заряжали силой и энергией не одно поколение воинов, они призваны поднимать боевой дух солдат, настраивать их на нужную волну. В настоящее время воинские ритуалы воспитывают солдат, учат их этикету и проявлению уважения. Парня, который произносит присягу, переполняют чувства, потому что через несколько минут он станет военнослужащим. Знаменщик, который выносит боевое знамя, горд, так как ему выпала честь быть участником великого события. Абсолютно все ритуалы воинской части помогают военным осознать весь груз ответственности и радости от того, что они выбрали этот путь и отдают долг своей Родине.

fb.ru

Военные традиции — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску Ритуал принятия воинской присяги.
Первая и главная в воинской службе боевая традиция, через которую проходят военнослужащие во всех государствах.
Курсанты офицерского училища. Польша. 2007 год Консерватизм в парадной военной форме — одна из основных военных традиций.
На фото сапёр Иностранного легиона Франции.
Традиционные элементы экипировки и формы:топор, кожаный фартук, белые перчатки, борода

ru.wikipedia.org

Боевые традиции Русской Армии — Армейский сайт «Почта полевая»

Петр I

Храбрость и героизм командира в русской армии, как правило, сочетались с заботой о сохранении жизней подчинённых. Эта традиция берет свое начало еще с древних времен. Особым уважением у дружинников пользовался тот князь, который одерживал победы не за счет бездумного кровопролития, а посредством воинской хитрости, мудрости и мастерства.

Ярким примером такого отношения к своим подчиненным является гениальный русский полководец генералиссимус А.В. Суворов. Лично пройдя все ступеньки нелегкого солдатского труда, он с огромным уважением относился к солдатам и часто говорил своим командирам: «Мне солдат дороже себя». «Уступленный неприятелю пост можно снова занять, — учил он, — а потеря людей невозвратима, человек… дороже поста». Огромное влияние на подчинённых во многом объясняется именно этой доступностью людям и душевной потребностью постоянного общения с ними. Когда во время Итальянского похода 1799 года австрийский генерал Крейбц поинтересовался у Суворова о причинах его необычайной популярности в войсках, великий русский полководец ответил очень просто: «Помни, что ты — человек, подчиненные твои — тоже люди. Люби солдата, и он будет любить тебя. Вот и вся тайна».

Одной из наиболее характерных боевых традиций русской армии являются взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество. Она обусловлена с самого своего зарождения общинным укладом жизни российского крестьянства, которое традиционно составляло основу воинских формирований России. Ф. Энгельс, изучая военные системы различных стран Европы, подчеркивал сплоченность русских батальонов: «…русских почти невозможно разорвать; чем серьезнее опасность, тем плотнее смыкаются они в единое компактное целое. Адмирал российского флота Г.И. Бутаков подчеркивал, что это единство основано на «братстве опасностей и лишений».

В XVIII веке., когда в западноевропейских армиях насаждалась палочная дисциплина и внедрялся принцип «Солдат должен больше всего бояться палки капрала», русская система воспитания войска основывалась на формировании высоких нравственных качеств: мужества, взаимной выручки, храбрости. «Всякий… солдат должен и обязан товарища своего от неприятеля выручать», — говорилось в «Воинских статьях» Петра I. «Сам погибай, а товарища выручай», — требовал от своих подчиненных А.В. Суворов. Этот девиз был основой боевого братства русских войск.

Из вышеуказанной традиции органически вытекала традиция уважения к командиру и защиты его в бою. У русского воинства издавна существовало незыблемое правило: в какой бы ситуации боя ни оказался военачальник — необходимо приложить все усилия для спасения его жизни. Так, во время одного из походов князя Святослава, когда русское войско оказалось в безвыходной ситуации, окруженное со всех сторон врагами, князь собрал товарищей, чтобы держать совет: как быть дальше? Ответ дружинников был краток: «Где ляжет твоя голова, там и все мы головы свои сложим». Эта боевая традиция устойчиво проявлялась на протяжении всей истории русской армии: в петровскую эпоху, в Отечественную войну 1812 года, в ходе русско-турецких войн, в русско-японскую 1904—1905 гг. и первую мировую войну.

Союзники и противники русской армии неизменно отмечали воинскую доблесть, презрение к трусам и предателям, предпочтение достойной смерти пленению наших солдат как интегрированную форму проявления мужества, стойкости, героизма и самоотверженности в бою. Еще в эпоху древнерусских племен греческий историк Маврикий Стратег писал о русских воинах: «Племена славян… сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению».

Перед угрозой военного нападения и в бою воинская доблесть считалась неотъемлемым качеством воина. Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество — являлось неписаным правилом русских ратников. «Прославим жизнь свою миру на диво, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Не пощадим жизни своей за землю русскую!» — говорил князь Игорь, обращаясь к своей дружине, выступавшей в поход против половцев.

Подобного рода призывы к проявлению воинской доблести звучали из уст многих русских полководцев и флотоводцев на протяжении последующей истории России. Историческое проявление доблести русской армией законодательно закреплено в перечне Дней воинской славы России, где нашли свое отражение героизм и мужество наших воинов. Эти дни определены федеральным Законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», принятым Государственной Думой 10 февраля 1995 года и утвержденным Президентом Российской Федерации 13 марта 1995 года.

Верность союзническому долгу в рамках заключенных договоренностей в борьбе против общего врага — заключая с политическим руководством России договоры о совместных боевых действиях против общего врага, наши союзники были уверены в устойчивости традиций наших войск: русская армия не изменит союзническому долгу, находясь в самых неблагоприятных ситуациях военных кампаний. Так, в ходе Итальянского и Швейцарского походов 1799 года русская армия под руководством А.В. Суворова, идя на выручку австрийским войскам в заведомо невыгодный в военном отношении район через перевал Паникс, оказалась окруженной со всех сторон неприятелем. Соотношение войск было настолько невыгодным для нашей армии, что по всем правилам военной науки необходимо было отказаться от сражения и сдаться на милость врагу. В этой ситуации Суворов, верный союзническому долгу и своей «Науке побеждать», собрал Георгиевских кавалеров, прошедших с ним вместе многие годы военных дорог, и произнес такую пламенную речь для «чудо-богатырей», наполненную духом патриотизма, что воодушевленные солдаты подхватили его на плечи и принесли в штаб для отдачи приказа выступить в атаку. Как известно, битва была выиграна, неприятель бежал, союзники трепетно благодарили победителя, принося извинения за свое поспешное отступление.

Признание заслуг отличившихся в бою, пропаганда их боевого опыта. Эта традиция может быть рассмотрена последней при наличии времени, т.к. подробнее эта проблема может быть рассмотрена на занятии в Государственном историческом музее по теме «Наградная система и символика русской армии».

Своевременное отдание воинских почестей погибшим в бою. Эта традиция свято соблюдалась русскими воинами на протяжении всей истории существования русской армии.

Вместе с тем, беспощадные к врагу в бою, наши войска проявляли гуманное отношение к пленным и населению противника. Кровожадность и жестокость чужды национальной природе русских. Петровский устав 1716 года под страхом смертной казни запрещал заниматься грабежом, «портить и ломать имущество». В нем подчеркивалось, что «чести получить не можно, ежели убивать тех, которые оборониться не могут». Зачастую пленных на Руси содержали даже лучше, чем соотечественников. А.В. Суворов, беспощадный к врагам в бою, требовал «с покорившимися наблюдать полное человеколюбие», «щадить неприятеля, если он будет сдаваться». Осенью 1799 года в ходе Швейцарского похода он вел с собой и никому не давал в обиду более 1 тысячи французских пленных, напоминая своим войскам, что русский солдат должен «поражать противника человеколюбием не меньше, чем оружием».

Другой известный русский полководец генерал М.Д. Скобелев воспитывал у своих солдат и офицеров гуманное, уважительное отношение к побежденному противнику и мирному населению. После подписания Сан-Стефанского мирного договора с Турцией Михаил Дмитриевич был, назначен губернатором города Адрианополя, в одном из своих приказов он писал: «Отныне мы стоим здесь в стране дружественной. Отношения наши к побежденному народу должны быть не только законно-правильными, но и великодушными, ибо храброе русское войско исконно не умело бить лежачего врага».

Таким образом, существовавшие в русской армии боевые традиции формировали в воинах лучшие качества патриота и гражданина своей Родины, готовых приумножить воинскую доблесть России.

pochta-polevaya.ru

Какие же существуют армейские традиции?

Российская армия — это наша защита, огромная военная школа, свой мир, в котором есть свои традиции и законы. В каждой военной общине есть свои армейские традиции, обычаи. Под традициями понимаются общие привычки, нормы поведения, которые передаются от поколения к поколению. Служба в армии для каждого солдата — это отдельный отрезок жизни, не похожий ни на что, и который он будет всю свою жизнь вспоминать.

Армия наполнена своим юмором, своей культурой, о службе в ней вспоминают с гордостью и улыбкой. Сейчас попробуем примерно воспроизвести традиции названий солдат по периодам службы в рядах Российской армии.

С того момента, когда 18-летнего юношу призывают в ряды нашей армии, его называют «запахом». Важная задача «запаха» — полным ходом готовиться к присяге.

Все начинается с духа

После принятия присяги, его принято называть «дух»

и такое клеймо над ним висит до полугода. Называют его «духом», потому что он становится похожим на духа, который должен выполнять все приказания старшины, зачастую выполняя грязную работу. Единственный способ моральной разгрузки за это время – это физические упражнения.

По истечению шести месяцев «духи» в армии становятся «слонами». Между собой армейцы говорят, что только настоящий «дух» может иметь право называться «слоном». То есть надо пройти достаточно специфическую процедуру «посвящения в слоны»: шесть ударов бляхой. Как раз тогда, когда солдат отслужит полгода, приходят новые «духи».

Путь к «деду» очень тяжелый

«Дедам» есть чем заняться, так как пришли новички и надо срочно им показать, что есть к чему, а «слоны» могут заниматься уже более спокойным продолжением своей службы. Так как сейчас служат всего год, то можно было бы уже сейчас закончить наш рассказ званием «дембеля». Но история, на то она и история, чтобы познакомить читателей с ней, и мы расскажем еще немного об

армейской иерархии.

Солдат, который отслужил уже полтора года, имеет право называться «черпаком». «Слоны» должны ухаживать за ними. Но и чтобы стать «черпаком» надо пройти обряд поколачивания черпаками. Ради такого старшие не пожалеют времени и достанут их. Производится всего около двенадцати ударов. Главная задача – следить за «слонами» и «духами» в армии, чтобы те, не отлынивали от работы.

И как страшно бы не звучало, служивые «черпаки» по истечению времени превращаются в «дедов». И тут не обходится без рукоприкладства! Аж, восемнадцать ударов стула стоит пережить солдатам, чтобы гордо носить звание «деда» в армии. Это звание гордо носят «вояки», которые входят в интервал службы от полутора лет до начала «стодневки».

И наконец «дембель». От начала «стодневки», проще говоря – финишная прямая. В первый вечер «стодневки» собираются «деды» и, согласно армейским традициям, за счет кулинарных способностей «духов» балуют себя различными угощениями. То же самое проводится на пятидесятый день до отбытия. Это примерная армейская иерархия. У всех они могут быть разные, у кого-то количество названий чуть меньше, чуть больше. Хочется еще отметить, говоря о традициях, что представитель каждой категории должен подшиваться. Количество и положение стежков зависит от статуса и звания солдата.

russianarmya.ru

Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации

Военные традиции и ритуалы всегда играли и играют важную роль в становлении и развитии Вооруженных Сил России. Они в значительной степени служили важной предпосылкой блестящих побед в сражениях Русской армии и флота, во многом определяли облик Российской армии и ее личного состава.
Термин «традиция» (от лат. traditio — передача) характеризует устойчивый, передающийся из поколения в поколение социальный опыт в виде привычек, норм поведения, обычаев, идей, сохраняющийся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции как устойчивые явления общественной жизни распространяются на все ее сферы. В военной области функционируют воинские традиции, под которыми понимаются исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение идеи, правила, обычаи, нормы поведения, связанные с выполнением боевых задач, воинской службой, с обучением личного состава, с бытом военнослужащих. Они выступают важным средством воспитания и обучения военнослужащих.
Закреплению и распространению воинских традиций служат воинские ритуалы — исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Обряды и церемонии являются составными компонентами системы ритуалов. Основным признаком, характерным для воинских ритуалов, являются эмоциональное воздействие, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал — это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление, создающее необходимое настроение, эмоционально-психологическое воздействие на людей. С помощью воинских традиций и ритуалов осуществляется связь между прошлым и настоящим, старшее поколение передает молодому свой практический опыт, взгляды и представления, нормы поведения, свои чувства.
Воинские традиции и ритуалы охватывают три основные сферы воинской деятельности: боевые традиции; традиции обучения и воспитания; традиции воинского быта (см. схему).

Воинский труд, разнообразный по своему содержанию, проявляется прежде всего в боевой деятельности. В этой сфере осуществляются и боевые традиции. В них раскрывается сущность Вооруженных Сил России как орудия защиты своего Отечества. Соответственно боевым традициям в возвышенной, эмоциональной форме проводятся ритуалы принятия военной присяги, вручения боевых знамен и государственных наград, торжественного чествования героев, торжественно-траурных захоронений павших воинов. Благодаря всему этому материализуются традиции беспредельной любви к своей Родине, братской взаимопомощи и выручки в бою, выполнения воинского долга.
Высокий уровень подготовки воинов к боевым действиям достигается в ходе боевой учебы еще в мирное время. Важное место в этой сфере учебно-боевой деятельности занимают традиции обучения и воспитания личного состава.
Ритуалы повседневной учебно-боевой службы, закрепленные в уставах, наставлениях, инструкциях, положениях, позволяют формировать у воинов высокие морально-боевые качества, необходимые для победы в современном бою. Заступление на боевое дежурство, развод и смена караулов, строевые смотры, парады, общие полковые вечерние поверки, учения и боевые стрельбы раскрывают взаимосвязь армейских будней, боевой учебы с условиями боевой обстановки, воспитывают необходимые качества бесстрашного защитника Отечества.
Значительное влияние на состояние и подготовку войск оказывают традиции воинского быта — уклад и организация повседневной жизни войск, которые связаны с удовлетворением насущных материальных и культурных потребностей воинов.
Важной особенностью Российской армии было развитие частных воинских традиций и ритуалов, связанных с родом оружия, местами их расположения, присущих отдельным частям. Среди них следует отметить традиции и ритуалы гвардейских частей, характерной особенностью которых являлись близость к императорскому двору, специфическое комплектование их личным составом, высокий уровень боеспособности подразделений, льготные условия прохождения службы личным составом и т.п.
Особое место в системе традиций и ритуалов в Российской армии принадлежит полковым традициям, способствующим проведению полковых праздников, поддержанию чести мундира полка, проводам убывающих из полка офицеров, встречам и приему молодого пополнения, уважительному отношению к героям-однополчанам, деятельности полковых офицерских собраний и многому другому.
Перечисленные воинские традиции и ритуалы, охватывающие основные сферы деятельности войск, — участие в боевых операциях, процессе обучения и воспитания, воинский быт — не изолированы друг от друга. Они тесно взаимосвязаны и переплетены. Умелая опора на их воспитательный потенциал позволит целенаправленно вести работу по формированию морально-боевых и нравственных качеств защитников Отечества.

Воинские традиции и ритуалы Российских Вооруженных Сил находятся в постоянном развитии. Этому способствуют самые различные условия: исторические условия жизни; способ комплектования вооруженных сил; общественно-политический характер государства; уровень развития военного дела; национальные качества личного состава; характер войн, которые велись Российским государством.
История русского народа сопровождалась титанической борьбой за национальную независимость, в ходе которой активно складывались и развивались ратные, боевые традиции. Не меркнет в веках слава бранных подвигов князей Киевской Руси, русских князей Александра Невского и Дмитрия Донского, боярина Дмитрия Пожарского и земского старосты Козьмы Минина. Основу военной организации того времени составляли княжеские дружины. Торжественно и строго проходил ритуал смотра дружины перед выступлением в боевой поход. «Не пощадим жизни своей за землю русскую» — обращался князь к своей дружине. Именно так звучит важнейший из всех военных лозунгов нашего народа, когда он с оружием в руках защищает свою страну.
В ходе смотра проверялось оружие и снаряжение. Дружинники практиковались в выполнении военных сигналов, производстве различных перестроений, разучивали приемы использования оружия. Князья как самые искусные воины личным примером обучали и воспитывали своих ратников, что стало одной из важнейших традиций для командного состава последующих поколений. Церемония выступления в поход проходила под музыку, колокольные звоны, с благословения священника.
Воинское ремесло на Руси всегда было делом почетным и многотрудным. Воин должен быть храбр, быстр и решителен, вынослив в походах, искусен в ратном мастерстве. Именно здесь, в княжеских дружинах зародился обряд испытаний воина, оформившийся впоследствии в ритуал посвящения в воины. В ритуал посвящения входил и обряд клятвы на верность князю. В это время на первый план выступали такие качества воина, как его преданность князю, стойкость, неподкупность, готовность к подвигу. Формированию таких качеств способствовали весьма распространенные наказы родителей, односельчан, поучения великих людей, в которых давались советы, говорилось о нормах поведения воина. Так, в «Наставлении отца к сыну» говорилось: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди, и роду своему честь добудешь и себе доброе имя. Что мешает лучше быть, чем перед князем умереть доведется.
Окружающая среда и военные походы формировали воинов-защитников родной земли. В условиях, когда еще не сложилось специальное военное законодательство, регламентирующее военную службу и поведение воина в бою, военные испытания рождали традиции патриотизма, стойкости, товарищества, взаимовыручки и победы в бою. Летопись и литературные источники подтверждают, что еще в Древней Руси начинают складываться традиции почитания стяга, хоругви как воинской святыни, с особой торжественностью проходили ритуалы чествования победителей, захоронения с воинскими почестями и религиозными обычаями погибших в боях ратников и князей.
Необходимо отметить, что религия, особенно после крещения Руси, освящала самопожертвование человека, примиряла его со смертью, давала надежду на получение небесного венца в случае гибели на поле брани. Такие убеждения способствовали осознанию воином веры -неотъемлемой составляющей воинского духа. Русские воинские традиции не раз приводили к победам в войнах, потому что были освящены именем Бога, что давало сильную поддержку сражающемуся. Был разработан ритуал принятия клятвы на верность царю. Каждый военный человек приводился к крестному целованию — приносил присягу государю «верно служить» и «во всем послушным и покорным быть и делать по его велению». Всякий нарушивший эту клятву признавался теперь не только клятвопреступником, но и вероотступником, так как, целуя крест, брал в свидетели своей верности и преданности царю Бога. Религиозность длительное время выступала важнейшей стороной нравственного облика русского воина и определяла духовное содержание воинских традиций.
Многие традиции и ритуалы возникли в эпоху Петра I, в период его реформ. «В службе честь» — вот основной завет Петра, вошедший в плоть и кровь каждого воина и положенный в основу многих воинских традиций и ритуалов. В торжественной обстановке, при развернутых знаменах проходил ритуал принятия военной присяги, оформился и получил законодательное закрепление ритуал развода почетного караула. В честь побед русского оружия начали проводиться в те годы триумфальные шествия войск; с боевыми знаменами, под оркестровую музыку совершались церемониальные прохождения полков.
Петру ( принадлежит заслуга создания русского военно-морского флота и формирования флотских традиций и ритуалов, которые начали складываться в ходе морских походов и сражений со шведами. Особое значение в этом имел Морской устав 1720 г., в котором обоснованно излагались славные традиции русских моряков: действовать в морских сражениях с максимальной самоотверженностью; кораблям категорически запрещалось спускать перед любым противником флаги, самовольно выходить из боя, а в случае невозможности защитить судно, вменялось сжигать его. Храбрость экипажа в морской баталии являлась незыблемым правилом поведения.
Важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг русского воинства имела традиция боевых награждений. При Петре I начали чеканить специальные медали, которыми награждались участники сражений в память о победах, одержанных над неприятелем. Таких медалей в то время было выбито около двадцати. К примеру, участники первой победы над шведами в море были награждены медалью с надписью «Небываемое бывает». В 1714 г. серебряными медалями были награждены солдаты пехотных полков и матросы за победу в морском бою у мыса Гангут, в котором русский галерный флот разгромил шведскую эскадру.
Ритуалы вручения наград воинам играли важную роль в их воспитании. Аналогичным по содержанию и значимости был ритуал награждения воинских частей за мужество и храбрость личного состава в боях памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги, штандарты, серебряные оркестровые трубы.
В Русской армии во все времена высоко ценилась традиция верности боевому знамени. В Древней Руси знамена назывались стягами и служили местом сбора войск. Во время сражения стягами подавались сигналы войскам. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский — геройством. С начала XVI века слово «стяг» постепенно стало заменяться словом «знамя». Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I. Они становятся подлинным символом воинской чести, доблести и славы. Была разработана единообразная форма знамени, его расцветка и рисунок. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим позором и преступлением. Русская военная история знает немало подвигов, совершенных офицерами и солдатами, отстаивающими честь своих знамен.
Боевые знамена для воинов Российской армии всегда были символом духовного единения людей, символом чести и славы. С боевыми знаменами у них связывались любовь к Отечеству, национальная военная гордость. И в мирное время традиция верности воинскому знамени находит воплощение в практических делах, в успехах боевой подготовки, в безупречной дисциплине, высокой бдительности и организованности. Пост № 1 у знамени части, у флага корабля по праву доверяется лучшим из лучших воинов. Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографирование его у развернутого Боевого Знамени части.
Проходили годы, совершенствовались оружие и боевая техника, развивались тактика и стратегия, но неизменными на протяжении веков оставались героизм и стойкость в бою русских офицеров и солдат, их верность воинскому долгу и незапятнанная честь. Военная история российского Отечества — это богатейшая сокровищница ярчайших примеров мужества, стойкости, боевого мастерства и героизма русских воинов. Боевые подвиги проявлялись в индивидуальных и коллективных формах в наиболее сложных и опасных боевых ситуациях при защите Отечества под руководством замечательных полководцев петровской школы П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, А.П. Ермолова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова и многих, многих других. Все они прекрасно понимали роль и значение боевых традиций и воинских ритуалов в деле зашиты Отечества, в обучении и воспитании войск и многое сделали для их развития и пропаганды.
Особое место в истории Отечества занимает период социалистического развития страны. Воины Красной армии и Флота продолжали следовать героическим традициям своих славных предков. С особой силой это проявилось в годы Великой Отечественной войны, которые стали новым этапом в развитии традиций массового героизма воинов. Такой любви к Родине, духовной стойкости, героизма и мужества, которые проявили воины армии и флота, защищая свою страну в годы Великой Отечественной войны, история еще не знала. Об этом свидетельствуют примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Новороссийска, мужества и героизма воинов в сражении на Курской дуге, при освобождении Украины и Белоруссии, в битве за Берлин.
В тяжелейших условиях оборонительных боев наши воины проявили себя настоящими патриотами и на деле показали высокие морально-боевые и нравственные качества. «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!» — так были сформулированы требования к воинам в приказах народного комиссара обороны. Эти лозунги на разных фронтах трансформировались в конкретные задачи частей и соединений. Так, во время обороны Москвы по всей стране пронесся призыв: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». В период Сталинградской битвы основным лозунгом был «За Волгой для нас земли нет». История хранит примеры верности воинскому долгу. Высшим проявлением стойкости воинов в боях стал подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневная оборона Дома Павлова в Сталинграде и множество других.
На волне массового героизма родилась гвардия, ставшая олицетворением мужественного служения 62 Родине. Первыми гвардейскими соединениями стали в боях под Ельней 100-, 127-, 153- и 161-я дивизии. Святое чувство патриотизма, любви к Родине, проявившееся в годы войны, стало источником многих морально-боевых качеств советских людей. Среди них: верность воинскому долгу и военной присяге, мужество и стойкость, героизм и воинское мастерство, инициатива и самопожертвование.
В этом году мы отметили 60-летие Великой Победы над фашистской Германией. Из многих парадов, состоявшихся в Москве, наш народ выделяет два легендарных. Один из них — парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда фашистские полчища стояли у стен столицы и Гитлер на весь мир объявил, что он в этот день будет проводить парад своих войск на Красной площади. Не удалось. Прямо на фронт уходили советские войска с Красной площади. Ноябрьский парад 1941 г. стал предшественником парада Победы. Враг был разбит под Москвой, под Ленинградом и в Сталинграде. Знамя Победы водружено над рейхстагом. 24 июня 1945 г. в Москве состоялся исторический Парад Победы, в ходе которого фашистские знамена, захваченные в боях, были повержены к подножию Мавзолея как символ краха фашизма.
В послевоенные годы в войсках и на флотах установилась благородная традиция — молодые воины принимали присягу, давали клятву на верность Родине у памятников и в музеях боевой славы, в местах героических битв, в присутствии фронтовиков-ветеранов части, корабля, родных и близких, что создавало эффект принятия эстафеты выполнения воинского долга у старшего поколения.
С принятием на вооружение сложной боевой техники неизмеримо повышалась ответственность каждого воина за освоение своей специальности, четкую и слаженную работу расчета в целом. Во всех частях со сложной боевой техникой в целях более совершенного овладения ею широко использовались ритуалы посвящения в боевую специальность, передачи молодым воинам боевых постов, состязания на лучшего специалиста, лучшее отделение или расчет, закрепление за специалистами военной техники. Широким был арсенал награждений лучших специалистов, расчетов, отделений, взводов и других подразделений. За отличные показатели в боевой и политической подготовке военнослужащие награждались знаками отличия: «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», в гвардейских частях — знаками «Гвардия», за служебную квалификацию и классность «Специалист 1 (2 и 3) класса», «Воин-спортсмен» и др. Лучшие расчеты, отделения, взводы награждались вымпелами, а части, корабли и соединения переходящими Почетными знаменами, правительственными наградами. Вручение орденов, памятных знамен, других правительственных наград производилось в торжественной обстановке, что воодушевляло воинов на новые подвиги в ратном труде.
В 1972 году был учрежден Вымпел министра обороны СССР, которым награждались части, корабли, соединения за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении заданий советского правительства и министра обороны.
Именно в эти годы в подразделениях и частях Ракетных войск стратегического назначения, Войск ПВО, на кораблях Военно-Морского Флота зародились некоторые новые традиции и ритуалы, связанные с несением боевого дежурства. Так, выработке у личного состава высокой ответственности за порученное дело способствовал разработанный ритуал заступления на боевое дежурство. На заранее определенном месте выстраивалась дежурная смена, на правом фланге находились Боевое Знамя части, оркестр. Поименно объявлялись расчеты, заступавшие на боевое дежурство, проверялось знание личным составом своих обязанностей, умение действовать по боевой тревоге. На флагштоке поднимался Вымпел дежурного подразделения. Звучала величественная мелодия гимна. Подразделение торжественным маршем уходило к месту несения боевого дежурства.
Этот ритуал, с некоторыми особенностями, широко используется в Российских Вооруженных Силах и в настоящее время. Кроме того, в некоторых воинских частях поднимают Вымпел в честь лучшей смены, лучшего боевого расчета (экипажа). Прочно вошел в практику отдельных частей и другой ритуал — торжественное вручение номерам дежурных смен и расчетов памятных лент «100 (200,300) суток боевого дежурства».
В Сухопутных войсках прочно закрепились такие традиции, как: смело вступать в бой с превосходящим по силе противником; беречь и защищать командира в бою; проявлять отвагу и смелость в бою; выполнять наиболее ответственные задачи, связанные с риском для жизни и т.д.
В Военно-Морском Флоте каждый матрос в своей флотской службе свято чтит свои традиции. Среди них такие, как: бороться за живучесть корабля до последней возможности; гибнувший корабль последним покидает командир; отдавать воинские почести при прохождении мест героических подвигов отечественных моряков; не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.
В Российских Вооруженных Силах идет определенный поиск возможностей для оживления старых традиций нравственного характера, связанных с православной религией.
Успехи армии как школы боевой и духовно-нравственной подготовки защитников Отечества во многом зависят от ее способности следовать лучшим традициям прошлого, внимать мудрым заповедям и советам лучших ее представителей. Эти традиции, заповеди и советы могут быть результативны лишь в том случае, если будет использоваться весь арсенал форм, методов и средств духовно-нравственного воздействия на воинов.

voenn.info

Воинские ритуалы и традиции

Многие из воинских ритуалов, традиций и русского военного этикета закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир военнослужащего, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания. Велика роль воинских ритуалов в формировании художественного вкуса военнослужащего.

Ритуал как бы дает норму прекрасного. Капризы эстетического вкуса отдельного человека заметно слабеют в силу «эмоционального заряжания», подчинения индивидуальных чувств общему эмоциональному тону. Для российских воинских ритуалов характерно их постоянное развитие и совершенствование.

Военная культура, культура быта, общения, поведения и этикета… Они не привносятся со стороны, а воспитываются день ото дня, вырабатываются повседневной жизнью армии.

Воспоминания о том, что некогда понятия воинской чести, культуры, этикета стояли выше многих других ценностей, о том, как высок был когда-то статус офицера, солдата, обусловленный их профессией, — пожалуй, единственное, что могло бы поддержать сейчас чувство собственного достоинства в армейской среде.

Но для того чтобы ощущать себя наследником носителей прежнего ореола благородства, чести, традиций русского военного этикета, достоинства, личной культуры, надо быть продолжателем воинских традиций России. А чтобы продолжать воинские традиции, нужно их знать.

В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам.

На полях сражений Гражданской и Великой Отечественной войн они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против ее врагов.

Так, например, любовь к оружию, искусное применение его в бою — славная традиция российских воинов, уходящая корнями в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия молодым воинам. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Получая личное оружие, молодой воин, уже изучивший его и хорошо владеющий им, клянется быть в постоянной готовности с честью выполнить свой долг перед Родиной.

В Вооруженных Силах установилась традиция — молодые воины дают торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость. Эта традиция не нова. Ее корни можно проследить еще со времен великих освободительных походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу Земли русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском «Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю.

В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие». Обращалось внимание на воспитание таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции, не были забыты. Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов и в XIX веке.

Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке — в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание.

Присягая, солдаты клялись в верности монарху и Отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии, Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую республику, за «светлые идеалы коммунизма».

И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше и сейчас одна: верой и правдой служить Отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу, верить в счастливое и мирное «завтра» своих детей.

День принятия присяги — это начало воинского пути, памятный день в жизни воина, который зачастую сопровождается музыкой военного оркестра.

Военная музыка, солдатская труба обладают каким-то магическим воздействием. Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и боевого духа армии А.В. Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громкогласной музыкой я взял Измаил».

Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов музыка является наиболее устойчивым.

Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Музыка — один из самых действенных компонентов художественного оформления воинских ритуалов. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависит от яркого и искусного музыкального оформления.

Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает воинскому ритуалу именно ту форму, через которую ярче всего выражается его сущность. Она вносит в ритуалы особую торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих.

Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, синхронизируя и ритмизируя движения воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия.

Особое место в системе воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше акцентируется упругая ритмика, бодрое настроение.

Ритуальная музыка проста и выразительна, она органично сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается воинами легко и быстро.

Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. «Солдат без песни, что без ружья», — говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни.

Музыка звучит при принятии присяги, выносе Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду с использованием символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогают сделать ритуал настоящим явлением искусства.

Российский воин с достоинством носит военную форму одежды. Военный мундир -символ армейской и флотской чести и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою.

Красота военной формы одежды — одна из составляющих общей красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское обмундирование, начищенная до блеска обувь всегда вызывают положительные эмоции, доставляют удовольствие окружающим. Опрятность и красота военной формы одежды делает воина молодцеватым, элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошее физическое развитие, вызывает чувство гордости за Вооруженные Силы, армию России у всех, кто наблюдает воинский ритуал.

Форма одежды, знаки различия, награды — все это является внешним выражением чести и достоинства солдат и офицеров. Военная форма издавна служит средством выделения вооруженных защитников страны.

В глубокой древности каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на поле брани в том платье, которое обычно носил. Однако необходимость издали отличать свои войска от неприятельских уже тогда привела к стремлению иметь одноцветную одежду или по крайней мере отличительные знаки. Рать, одержавшая славную победу, справедливо считала свою одежду признаком доблести. Петр I создал регулярную армию, впервые одетую в однообразное обмундирование.

Со времен Петра I солдаты и офицеры точно знали, что положено надевать на парад, в чем следует быть в обычной обстановке, походе. Специальные знаки различия имели полки. Это банты, жалованные бляхи за победы в сражениях. Вокруг деталей формы одежды начали складываться военные традиции. Высоко ценил честь мундира российских войск А.В. Суворов. Он постоянно напоминал своим офицерам о славе, с которой были связаны их знаки различия.

Русские воины справедливо считали, что боевая слава русского военного мундира — это слава и честь России, слава и честь всего русского народа. Символика мундира и погон была в Русской армии столь всеобъемлющей, что сам факт лишения офицерского звания выражался в срывании погон с плеч того, кто своим поведением обесчестил их.

Честь мундира — это храбрость, верность долгу. Честь мундира — это дисциплина. Без нее воинский мундир перестает быть символом чести, а становится безликой одеждой. Поэтому тот, кто надел мундир воина, перестает располагать собой по собственному усмотрению, подчиняет свою жизнь точно регламентированному порядку. Красивый, стройный вид, бодрое выражение лица, щеголеватость, подтянутость в одежде, манерах, готовность исполнить любое приказание -это подлинные черты военного, свидетельствующие об уважении к своему мундиру.

Забота о точном соответствии формы одежды установленным для нее образцам есть первый признак дисциплинированности воина. Честь мундира — это образцовое при всех обстоятельствах выполнение воинского долга перед Родиной, как того требуют военная присяга и уставы. Беречь честь мундира — значит превыше всего ставить государственные и общественные интересы.

voen-pravo.ru

Традиции русского военного этикета. Воинские ритуалы. Введение

Сорок князей, царей и императоров в тысячу лет создали Россию. В их череде были правители слабые и неудачные, были искусные и гениальные. Недостатки одних на протяжении веков выравнивались деяниями других. Все вместе создали нашу Родину, ее мощь и красоту, ее культуру и величие — и мы, русские, навсегда останемся их неоплаченными должниками.

В своем исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на три великих устоя – духовную мощь Православной Церкви, творческий гений Русского Народа и доблесть Русской Армии. Зло коварно и безжалостно, для его сдерживания нужна не только духовная, но и военная сила. Необходимы люди, готовые немедленно обнажить шпагу во имя справедливости и добра в защиту чести сограждан и благополучия Отечества.

На протяжении двух столетий офицерский корпус был одной из наиболее образованных и культурных групп общества. Наука и техника России в значительной мере развивались его представителями. Многие из крупнейших русских писателей, поэтов и деятелей культуры либо сами в свое время служили офицерами, либо были выходцами из офицерских семей. ”Сегодня же человек, носящий военный мундир, зачастую воспринимается соотечественниками, ровесниками как интеллектуально и культурно неполноценный.” (О. В. Золотарев ”Армия и культура.” М.91 г., с.4).

“Раз изменились условия политической и общественной жизни, изменился взгляд на армию, естественно, и военно-воспитательные задачи вооруженной силы должны идти по новому плану,в котором нравственное воздействие, работа духовная над нижним чином должна занять подобающее место, а не в виде вспомогательного придатка к военной муштре,” — писал в 1906 году полковник Генерального штаба русской армии М. С. Галкин. И дальше он добавил: ”Пусть же современный руководитель проникнется идеей, что армия трудами тысяч офицеров — воспитателей должны обратиться в огромный дом нравственного и умственного развития, оставаясь в тоже время школой чести, доблести, дисциплины, здорового, надежного патриотизма. ”Спасение общества и армии — в развитии культуры. Решающим фактором всех преобразований был, есть и будет сам человек- политически активный, социально деятельный, высокообразованный, культурный. Только таким людям по силам возродить воинские традиции, этикет, поднять авторитет армии, ее роль как школы воспитания. (О. В. Золотарев ”Армия и культура”. М.91, с.8)

Истоки военной культуры.

У военного дела на Руси богатейшая история. И всегда русские ратники были любимы и уважаемы соотечественниками. Одна из причин тому высокий уровень духовности российского военного. Столетиями вырабатывался в русской армии кодекс нравственности. Его непреходящие ценности – верность долгу, воинская честь, достоинство, гордость за принадлежность к профессии защитника Отечества — сохранились как святыни и передавались из поколения в поколение, проверялись на прочность в сражениях и воспитывались ратным трудом в мирное время. Государственные деятели, полководцыи военачальники, офицеры и генералы русской армии неустанно заботились о приумножении славы и традиций войск, повышении культуры, соблюдении правил этикета. Особенно велики заслуги в этой области Петра I, П, А. Румянцева, Г. А. Потемкина, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, М. И. Драгомирова, С. О. Макарова, Н. Д. Скобелева.

По праву ведущее место в истории русской армии занимает Петр I. Именно его реформами были созданы регулярные армия и флот России, заложены основы военной культуры, преумножены традиции и ритуалы, выработана единая система обучения и воспитания офицеров и солдат. В ней изучение военного дела сочеталось с воспитанием патриотизма, дисциплинированности, чувства чести и духа товарищества, гордости за звание военного. ”В службе честь”- вот главный завет Петра I, которому он следовал неукоснительно и требовал того же от офицеров и солдат. Нравственному воспитанию армии, культуре общения царь — реформатор придавал очень большое значение. Тех офицеров, которые пренебрежительно относились к солдатам, он осуждал. Вот несколько петровских заповедей:

“Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради подлежит их равным образом отечески содержать”; ”Капитан должен вести себя с солдатами, яко отец с детьми, увещевая непорядочных, направляя их советами и наказывать милости недостойных, отличать и любить добрых.” Все это сказано две сотни лет назад, а звучит актуально сегодня. Особенно Петр I заботился о развитии широкого культурного кругозора воспитанников военных школ, будущих офицеров в “Очерках истории морского кадетского корпуса” сообщается, что его учеников обучали рисованию, фехтованию, танцам. В 1702 году по велению Петра I на Красной площади у Никольских ворот начали строить здание публичного театра – “Комедиальную храмину”. В декабре 1703 года здесь стали показывать спектакли, которые посещали и воспитанники военных школ, несомненно, оказав большое влияние на эстетическое развитие будущих офицеров. С именем Петра I связано появление множества воинских ритуалов и атрибутов. Он установил единообразную форму знамени, его расцветку и рисунок, предписал принятие присяги в армии и на флоте под знаменем, символом воинской чести и доблести войск. В петровском ”Уставе воинском“ говорилось: ”Кто знамени присягнул единожды, тот у оного до смерти стоять должен.“ Полк, потерявший знамя в бою, подлежал расформированию, а его солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Тогда же вводиться единая военная форма одежды с различием по родам войск и для гвардии. Правда, впервые знаки различия на Руси появились еще в стрелецком войске, но Петр I усовершенствовал их, поднял значимость как необходимых воинских атрибутов. В русской армии с особой ревностью относились к чести военного мундира, олицетворявшейся с боевой славой и ратными традициями войск. Лишение мундира или права ношения каких-либо знаков отличия означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для офицера или солдата. Иногда оно применялось к подразделению или даже воинской части, нарушивших устав или проявивших малодушие на боле боя. При Петре I приняли современный вид награды – медали и ордена. Петр I ввел и особые знаки отличия за смелость и храбрость в бою. После смерти царя – реформатора воспитание и образование офицерства по прежнему – в центре внимания российских самодержцев.

При Анне Иоанновне в 1731 году учреждается шляхетский (дворянский) корпус. Его ученики изучают наряду с военными предметами иностранные языки, историю, географию, юриспруденцию.

Педагогические воззрения Екатерины II и одного из главных ее помощников генерал-поручика И. И. Бецкого наиболее ярко выразились в ” Новом уставе сухопутного кадетского корпуса”, принятом 11 сентября 1766 года. ” Корень всему злу и добру – воспитание, ” — утверждал Бецкий. Он же считал, что военным в первую очередь нужно давать блестящее воспитание, и предлагал для этого открыть военные школы, в которых обучались бы дети, достигшие 5-6 летнего возраста. Кадеты помимо военных предметов изучали: красноречие, историю, географию, хронологию, языки, нравоучение, естественное право, государственное право, астрономию, рисование, живопись, гравирование, изваяние, делание статуй, архитектуру, музыку, фехтование, танцевание. ” Бецкий считал, что необходимо с раннего детства поддерживать в воспитанниках склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивым и сострадательным к бедности и несчастью. Воспитание кадетов направлялось на развитие у них нравственных качеств, чувств гумманости и человеколюбия. ” (В. Н. Ягодинский. ” Наш этикет” М. 88г. стр. 18-20) С этой целью устраивались, например, праздники для бедных, когда кадеты должны были прислуживать нищим и калекам, выслушивая рассказы старцев. С военными школами Бецкого, в какой-то степени можно сравнить создание в нашей стране, в годы Великой Отечественной войны, суворовские военные училища с семилетним курсом обучения, а также, в наше время, специализированные военные училища – школы с двухгодичным курсом обучения после окончания средней школы. В них преподаются: музыка, хореография, пение, обширные знания в области литературы и истории, искусства и иностранных языков. Из стен суворовских училищ вышли известные начальники, музыканты, писатели, спортсмены.

В 60-70 годах XIX века в российской армии была проведена крупномасштабная реформа. Ее разработка и реализация связана с именем замечательного военного деятеля генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина, бывшего в те годы военным министром. Реформа затронула все сферы жизни армии, в том числе и культурную. Военно-учебным заведениям было предписано вести курс ”преподавания методики или способов обучения нижних чинов грамотности”. В брошюре ”Юнкерские училища в 1874 г. ” отмечалось: ”…будущие офицеры должны быть знакомы теоретически не с какой-либо одной системой обучения грамоте и письму, но непременно с разными системами, принятыми у нас в войсках или же в народных школах… при этом преподаватели обязаны знакомить юнкеров и с практическими приемами совместного обучения нижних чинов чтению и письму…” (Ясюков М. И. ”Шпага и честь” М.: ”Знание”, 1992 г., стр 23.)

Важное место в воспитании патриотизма, верности воинскому долгу отводилось в российской армии изобразительному искусству. И конечно особое место в российской армии занимали военные оркестры. Это связано с тем, что армия не может полнокровно жить без величавой и строгой маршевой музыки, без полковой песни. Музыка как бы возвышает над возможной гибелью в бою, в мирное время поддерживает высокий воинский дух солдат, дает заряд бодрости и оптимизма. Хорошо сказал об этом генерал Бутовский: ”Мы полагаем, что и на мирной деятельности солдата не может благотворно отражаться суровый, грустно-задумчивый и вообще наводящий уныние вид его товарищей. Для избежание этого недостатка в людях начальник должен покровительствовать всяким солдатским забавам, развивающим лихость и веселье: играм, песням, вольной гимнастике, любительским спектаклям и даже вечерам с танцами, если их удобно устраивать. Надо, чтобы солдат непременно гордился своим внешним красивым видом, своим мундиром, характерными манерами той части, в которой он служит, и вообще своей молодцеватостью… Надо пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать весёлость в солдатской среде,… после утомительных учений, когда часть возвращается домой, следует непременно вызвать песенников, заставлять играть музыку… Солдатские песни, особенно старинные, исполнены глубокой поэзии, благотворно действующей на душу солдата; слава предков, воспеваемая в этих песнях, волнует молодые сердца мечтаниями о высоких подвигах. Вообще солдатская песня имеет большое воспитательное значение… ” (А. А. Красновский ”История русской армии” М.: ”Голос”, 1992 г., стр. 13-14). Музыка, искусство, литература очищают и духовно облагораживают человека, формируют у него эстетическое отношение к окружающему миру, к прекрасному в жизни. ”Одни науки и обучение строевой службе, при всей строгости военной дисциплины, при аккуратном истолковании внутренней службы, при самой тщательной заботливости воспитателей, не могут поднять моральную сторону воспитываемых до желаемой высоты; нравственному усовершенствованию молодых людей помогает, в значительной степени, все то, что может освежать, очищать и облагораживать нашу духовную природу… развитие чувства к изящному – столь же необходимый и не менее серьёзный элемент в воспитании человека, как и все прочие основные элементы” (”Нравственные основы воинской дисциплины.” М.: 1987 г., стр. 28-29) – такой вывод был сделан еще в 1874 году. Спустя сто с лишним лет этот жизненно важный вопрос следует снова обсуждать.

Важную роль в воспитании патриотизма, высоких нравственных качеств российских воинов сыграла Русская Православная Церковь. К сожалению, сегодня мало кто знает о благотворительной деятельности в армии и на фронте военных священников. это еще одно из ”белых” пятен нашей истории. Хотя ни одна армия мира не дала столько воинов, причисленных к лику святых. сколько русская. А сегодня о них знают разве что верующие. Говоря о церквях как центрах патриотического и нравственного воспитания, необходимо отметить, что в них хранились не только религиозные реликвии верующих, но и боевые знамена православных частей, оружие и доспехи военноначальников, покрывших себя славой в сражениях. А сами военные священники, помимо богослужебной деятельности, проводили пастырские беседы с солдатами, занятия по словесности, вели антиалкогольную пропаганду.

Размышляя о долге, чести, достоинстве, нельзя не вспомнить о важнейшем общественном институте – офицерских собраниях и клубах, которые были подлинными школами высокой нравственности, норм этикета, духовности, этики.

В начале 60-х годов в Санкт-Петербурге возник кружок офицеров – инженеров, в свободное от службы время собиравшихся в Петропавловской крепости для изучения военно-технических вопросов, углубления профессиональных знаний, а также для общения и отдыха. Этот опыт стал быстро распространяться по войскам.

Преданность отчизне, бескорыстное исполнение воинского долга, знание своего дела, дисциплинированность, инициатива и твердость, забота о подчиненных, товарищество между сослуживцами – все эти требования и правила поведения офицеров постоянно находились в поле зрения офицерских собраний, что благотворно сказывалось на жизни офицерского корпуса. Поэтому было решено укрепить эту традицию и созвать общее собрание офицеров армии и флота. И усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана собственная национальная школа воинского воспитания, основанная на глубоком патриотизме, гуманизме, высоком чувстве долга и чести. Однако идее о проведении военной реформы в то время не было дано осуществиться. Разразилась первая мировая война, грянула гражданская… Многие традиции русской армии были преданы забвению. Ход исторических событий разорвал связь времен, которую только в наши дни мы пытаемся восстановить вновь.

Развитие культуры – сложный социальный процесс. В нем тесно переплетаются исторические традиции народа, их осмысление и обогащение современниками, создание новых культурных ценностей. Диалектика такого наследования и есть преемственность поколений. Однако, эта важнейшая закономерность развития мировой культуры, по сути дела, была предана забвению уже в первые годы Советской власти. Волна всеобщего ”обновления” обрушилась и на армию. Вместе с ликвидацией старой, царской армии уничтожалось историческое наследие русского воинства, отменялись военные традиции, ритуалы, атрибутика, наименование полков и кораблей. На собираемых столетиями, поколениями традициях русского военного этикета был ”поставлен крест”, вплоть до преследования их продолжателей. Все идеалы были свергнуты, традиции русского военного этикета разрушены. Как известно, после Октябрьской революции были упразднены воинские знаки различия, а декретом предусматривалось выборное начало в армии. Но, как писал генерал-лейтенант русской армии перешедший на сторону Советской власти: ”…армия не может существовать без авторитетных командиров, пользующихся нужной властью…” (Мессюр Вакар, общ. ред. Григорьева А. Б. ”Российские офицеры”, М. 95 г., стр. 8). Эксперимент растянулся почти на четверть века. Вновь были введены погоны в годы Великой Отечественной войны. Кое-где возродились офицерские собрания и клубы. Однако есть одно ”но”. Традиции и этикет ведь не вещь, которую можно привнести и присвоить. Они формируются веками, передаются из поколения в поколение. К сожалению, многие из них были уничтожены вместе с их носителями – тысячами российских офицеров – безвозвратно. До сих пор мы исправляем ту роковую ошибку, пытаясь вернуть армии былую славу, возродить ее духовность, преодолеть её ”безродность” по отношению к тысячелетней истории нашего государства. А тогда все решалось быстро и просто. Старую армию с ее традициями разрушили, новую же создавали путем и убеждения, и принуждения. Поэтому не удивительно, что в ней процветали анархизм, партизанщина и дезертирство, которые удалось ликвидировать жестокими мерами лишь к концу 1920 года. Задачи революционной борьбы, укрепления дисциплины и порядка порой просто сводились к расстрелу ”контры” на месте. Появилась практика смертной казни без суда и следствия за измену Советской власти и даже расстрела комиссаров за перебежчиков. Руководство коммунистической партии понимало, что одними репрессивными мерами нельзя удержать солдат в новой армии. Силу воину придает убежденность в правоте дела, за которое он сражается. Задачу политического просвещения и воспитания красноармейцев были призваны решить и культпросветучреждения РККА. И с этим делом они справились. уже в годы Гражданской войны развернулась работа по ликвидации в Красной Армии неграмотности. К весне 1922 года неграмотность в РККА удалось ликвидировать полностью. Это была большая победа на культурном фронте. Огромный удар по культуре армии и флота был нанесен в предвоенные годы, когда Красная Армия потеряла более 40 тысяч командиров и политработников нового поколения военных кадров. Репрессиям подверглось наиболее квалифицированное звено офицерского корпуса. Сталин и его окружение чувствовали опасность, исходящую от грамотных, смело мыслящих, отстаивающих своё мнение, эрудированных, высококультурных офицеров и генералов. В их травле участвовали и учреждения культуры. Сталинскому режиму удалось разорвать естественную культурную связь и преемственность поколений, уничтожить морально – этические ценности, которые складывались столетиями

О Великой Отечественной войне, о героизме советского народа, отстоявшего независимость нашей Родины сказано и написано немало. Этика и патриотизм этих лет неразделимы.

”Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда к свету и к величию

Своею жертвой путь прочертишь. ”

(Б. Пастернак ”Смерть сапера” М. 1983 г., стр. 16).

И сейчас, нынешнее молодое поколение солдат и офицеров воспитывается на культурных традициях, ритуалах, неумалимых идеалах, возникших в те трудные для нашего народа и страны годы.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *