Содержание

Советские линкоры в Великой Отечественной войне » Военное обозрение

Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.

Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» - «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.


Линкоры типа «Севастополь» обладали корпусом характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Наибольшая длина корпуса составляла 181,2 м., ширина 27 м., осадка 8,5 м. Стандартное водоизмещение по проекту составляло около 23 тыс. тонн, на деле же на приемных испытаниях оно доходило до 24,8-25,9 тыс. тонн, изменяя осадку судна до 9,3 м. Энергетическая установка корабля включала в себя 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Топливом для котлов служил уголь, при форсированном режиме работы применялась нефть. Энергетическая установка в форсированном режиме выдавала 42 000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость в 23 узла, дальность плавания составляла 4000 миль.

Линкор класса Севастополь 1914 г.

Основным вооружением корабля служили 12 305-мм нарезных орудий производства Обуховского завода, которые были размещены в 4-х трехорудийных башнях, расположенных линейно. Техническая скорострельность орудий составляла 1,8 выстрела в минуту, на практике же все зависело от уровня обученности команды. Противоминное вооружение корабля состояло из 16-ти 120-мм орудий конструкции «Виккерс», их скорострельность доходила до 7 выстрелов в минуту. Все 16 орудий были размещены в казематах на средней палубе. Такое размещение артиллерии имело существенные недостатки и сказывалось на эффективности ее стрельбы. Стволы 120-мм орудий оказывались всего лишь в 4,6 м. над водой, что в сочетании с низкой мореходностью линкоров, зарывавшихся в волну по первую башню уже при незначительном волнении на море, сильно усложняло их использование (особенно носовых орудий). В какой-то степени это было болезнью многих линкоров того времени, но русские выделялись в худшую сторону из-за своей мореходности и расположения всей противоминной артиллерии на средней палубе.

Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли модернизацию. Работы по совершенствованию кораблей проходили по различным программам и в разные сроки с 1927 по 1938 год. Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО.

Последним модернизацию проходил линкор «Парижская коммуна», с 1933 по 1938 год корабль стоял в доках Севастопольского морского завода. После завершения всех работ водоизмещение линкора достигло 31 275 тонн (от проектных 23 000), длина составила 184,5 м., ширина 32,5 м. (за счет установки противоторпедных булей), осадка – 9,65 м. Мощность энергетической установки достигла 61 000 л.с., максимальная скорость 23,5 узла. Корабль получил существенно усиленное противовоздушное вооружение. На носовой и кормовой башне было открыто установлено 6-ть 76-мм зенитных пушек. Помимо этого корабль получил 16-ть 37-мм артиллерийских орудий и 14-ть 12,7-мм пулеметов.

Линкор после модернизации

Линкор «Парижская коммуна»

Война застала линкор в Севастополе, где уже 14 июля 1941 года он впервые открыл огонь по самолету Ju-88. С прорывом немецких войск в Крым, корабль стал уязвим для атак с воздуха, поэтому в ночь с 30 на 31 октября линкор в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул главную базу флота и отправился в Поти. С 26 по 29 ноября 1941 года линкор провел свою первую боевую операцию по поддержке обороняющих Севастополь войск. В ночь на 28 ноября, в условиях сильного шторма (ветер до 8-9 баллов) корабль подошел к мысу Фиолент и выпустил по скоплению немецких войск в селах Байдары, Павловка и Тыловое 146 фугасных 305-мм снарядов и еще 299 фугасных 120-мм снарядов. На обратном пути шторм усилился, скорость ветра достигла 11 баллов. В результате шторма за борт было смыто 3 матроса – эти матросы стали единственными за всю войну боевыми потерями на корабле.

27 декабря корабль вновь вышел из Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л.А.Владимирского в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Перед кораблями стояла та же задача – оказать артиллерийскую поддержку защитникам Севастополя. В ночь на 29 декабря линкор встал в Южной бухте и в течение 14 часов вел огонь по позициям немцев в Бельбекской долине, израсходовав 179 305-мм и 265 120-мм снарядов, огнем с линкора была подавлена открывшая по нему огонь батарея противника, сам линкор попаданий не получил. Приняв на свой Борт 1025 раненых защитников города, корабль 30 декабря прибыл в Новороссийск.

В первой половине 1942 года корабль принимал активное участие в поддержке действий 44-й армии, высадившейся в Крыму. Во время стрельб в ночь с 21 на 22 марта моряки заметили, что от орудий главного калибра отлетают осколки металла, что было сигналом предельного износа корабельных орудий. По возвращении в Поти корабль встал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, однако активная фаза боевых действий линкора на этом подошла к концу. Отчаянное положение войск под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом обратиться к Ставке с предложением использовать линкор для переброски в город 25 танков КВ, однако такого разрешения получено не было. В дальнейшем до окончания боевых действий корабль покидал Поти лишь раз. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его первоначальное имя «Севастополь».

Линкор "Севастополь" СССР


За время войны корабль совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль и выполнил 10 артиллерийских стрельб, поддерживая советские войска под Севастополем и на Керченском полуострове. Средства ПВО корабля отразили 21 налет вражеской авиации, сбив 3 самолета противника. 24.07.1954 года «Севастополь» был переведен в разряд учебных кораблей, а 17.02.1956 был исключен из состава флота.

Линкор «Марат»

Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт.

В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта.

Линкор "Марат" перед войной


К концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани.

Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники.

Линкор «Октябрьская революция»

Судьба данного линкора аналогична судьбе «Марата». Война застала линкор в Таллинне, откуда тот 1 июля ушел в Кронштадт, во время приближения немцев к городу «Октябрьскую революцию» включили в состав его артиллерийской обороны. Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль) и 19 попаданий артиллерийских снарядов. Линкор провел 126 стрельб главным калибром, выпустив по немцам 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 авианалета, в которых участвовало 597 самолетов, и сбили 13 из них, повредив 3.

Примечателен тот факт, что самые грозные корабли российского царского, а затем и советского флотов, ни разу за время Первой и Второй мировых войн не встретились в бою с кораблями противника. Единственный морской бой линкоры типа «Севастополь» провели в Гражданскую войну. В 1919 году линкор «Петропавловск», выполняя прикрытие эсминца «Азард», осуществлявшего разведку, отразил нападение 7 британских эсминцев.

Использованы источники:
www.flot.sevastopol.info/ship/linkor/sevastopol.htm

www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Midel/07/04.htm
www.ussrfleet.1939-45.ru/lin.php
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

topwar.ru

Корабли СССР периода Второй Мировой войны

Советский морской флот периода Второй Мировой войны представлен широкой линейкой судов. Корабли СССР исчислялись сотнями единиц. ВМФ содержал на вооружении эсминцы СССР, линкоры СССР, броненосцы, а также линейные корабли СССР. Строительство кораблей в СССР велось по всей стране. Многочисленные верфи спускали на воду боевые корабли с завидной регулярностью.

Корабли СССР

Географическое положение СССР предъявляло свои требования к производству боевых кораблей. Для защиты морских границ Советский Союз постоянно нарасщивал своё присутствие в Черном, Балтийском, Северном и Японском морях. Потрулирование корабли СССР в период Второй Мировой войны

вели также и в нейтральных водах Средиземного моря, в Северном Ледовитом океане и в Африке.

Корабли СССР в игре World of Warships

В игре "Мир кораблей", разработчики из Wargaming.net собрали большую коллекцию советских кораблей. World of Warships позволяет развивать корабли из Советского дерева развиьия кораблей, в котором представлены известные всему Миру боевые корабли СССР. Среди них: линейные корабли типа «Советский Союз», авианесущие корабли СССР, крейсеры и линкоры, такие как «Новосибирск».

На сайте www.woships.com, посвященном Миру Кораблей и игре World of Warships, Вы найдете исчерпывающую информацию о боевых кораблях различных наций Мира и истории из создания.

Корабли Советского Союза Второй Мировой войны

Полный список кораблей СССР Вы можете посмотреть в разделе "Кораблепедия" на нашем сайте. Представленные там корабли СССР периода Второй Мировой войны составляют перечень военных судов Советского Союза.

Читайте также: Игра World of Warships

Мир Кораблей | Форум Моряков


woships.com

Советские корабли - фото | Военный альбом 1941-1945

Главная » Техника » Корабли » Советские корабли

Фотографии в категории «Советские корабли»

Боевые и транспортные корабли, катера, подводные лодки CCCР: Балтийского, Северного, Черноморского, Тихоокеанского, а также речных флотов.

Оборона Заполярья, Советские корабли &raquo

Парад британских кадетов в честь советских моряков на борту советского линкора «Архангельск». Предположительно, снимок сделан во время спуска английского и подъема советского военно-морского флага при передаче линкора «Royal Soverin». Это бывший английский супердредноут «Ройал Соверин»(Royal Sovereign), который 30 мая 1944 года был передан СССР в счет репараций с Италии и переименован в «Архангельск».

Оборона Заполярья, Лучшее, Советские корабли &raquo

Командир подводной лодки К-21 капитан 2-го ранга Николай Александрович Лунин (1907 — 1970, в центре) встречает гостей — уральских шефов на борту своей «Катюши». С очень большой долей уверенности в числе шефов, посетивших подводную лодку: Елена Астина (г. Новосибирск), Мария Углева (г. Свердловск), Вишняков-Вишневецкий (г. Новосибирск), Анна Жоголева (г. Свердловск).

Оборона Одессы, Советские корабли &raquo

Кинооператор Марк Антонович Трояновский (1907—1967) снимает уход кораблей Черноморского флота из Одессы. На дальнем плане легкий крейсер «Красный Крым».

waralbum.ru

Трофеи и репарации ВМФ СССР после Второй мировой войны

Эсминец «Ветреный» (IJN Hatsuzakura) в 1945 г. Трофеи и репарации ВМФ СССР после Второй мировой войны — итальянские, немецкие и японские корабли, полученные Советским Союзом по итогам Второй мировой войны. На основании решений Тегеранской и Потсдамской конференций корабли и суда итальянского, германского и японского военно-морских флотов подлежали уничтожению или сдаче союзникам. При разделе остатков ВМФ побеждённых государств развернулась острая борьба, в которой бывшие союзники стремились не допустить усиления флотов друг друга и были готовы даже на потопление захваченных кораблей.

Трофеи и репарации

Репарации от Германии

В результате раздела остатков Кригсмарине Советский Союз получил:

Также были получены некоторые другие корабли и суда[1].

Репарации от Японии

В результате раздела кораблей Императорского флота Японии, переживших войну, Советский Союз получил:

  • 7 эсминцев,
  • 17 эскортных кораблей,
  • 2 малых минных заградителя,
  • 1 охотник за подводными лодками,
  • 1 минный тральщик,
  • 3 малых вспомогательных тральщика;

По условиям раздела все японские корабли были демилитаризованы, т. е. вооружение с них было снято[1].

Репарации от Италии

Из состава Военно-морских сил Италии Советскому Союзу достались:

После получения Советским Союзом итальянских кораблей[1] из состава Северного флота были выведены и возвращены их владельцам 1 линейный корабль, 1 крейсер, 7 миноносцев и 3 подводные лодки, переданные СССР союзниками еще в 1944 году в счёт будущих репараций с Италии[2].

Состояние трофейной техники

Корабли и суда, полученные Советским Союзом в качестве репараций, в подавляющем большинстве имели устаревшую конструкцию, с изношенное оружие, корпуса и механизмы и не обеспечены запасными частями и боезапасом. Поэтому большая часть трофеев не была введена в боевой состав флота, а остальная часть служила недолго.

См. также

Примечания

  1. 1,01,11,2 Бережной С. С. Трофеи и репарации ВМФ СССР
  2. ↑ Бережной С. С. Флот СССР. Корабли и суда лендлиза

Литература

  • Бережной С. С. Трофеи и репарации ВМФ СССР. — Справочник. — Якутск: 1994. — 194 с.
  • Бережной С. С. Флот СССР. Корабли и суда лендлиза. — Справочник. — СПб: Велень, 1994. — 399 с. — ISBN 5-85817-006-4

wiki.wargaming.net

Военный флот Второй мировой — Всё о Второй мировой

В данном разделе изложена информация о качественном и численном составе военно-морских флотов государств, участвовавших в военных действиях Второй мировой войны. Кроме того, приведены данные о флотах некоторых стран, официально занимавших нейтральную позицию, однако фактически оказывавших содействие тем или другим участникам войны. Недостроенные  или  вступившие в строй после окончания войны корабли не учитывались. Не принимались во  внимание и суда, использовавшиеся в военных целях, но находившиеся под гражданским флагом. Суда, переданные или полученные от одной страны другой (в т. ч. и по договорах ленд-лиза) в расчет не принимались, как не учитывались и трофейные или восстановленные корабли. В силу ряда причин, данные о погибших десантных и малых кораблях, а также катерах приведены по минимальных значениях и фактически могут быть значительно больше. Тоже касается и сверхмалых подводных лодок. При описании тактико-технических характеристик приводились данные по времени последней модернизации или перевооружения.

Характеризуя военные корабли как оружие войны на море, следует отметить, что целью такой войны являлась борьба за морские коммуникации, как средство для самых больших, массовых перевозок. Лишение противника возможности использовать море для транспорта, одновременно широко используя его в тех же целях и есть путь к победе в войне. Для завоевания и использования господства на море недостаточно только одного сильного военно-морского флота, для этого необходимы также большой торговый и транспортный флоты, удобно расположенные базы и государственное руководство, обладающее морским мышлением. Лишь совокупность всего этого обеспечивает  морское могущество.

Для борьбы с военно-морским флотом приходится сосредоточивать все свои силы, для защиты же торгового  судоходства — разделять их. Характер военных действий на море все время колеблется между этими двумя полюсами. Именно характер военных действий определяет потребность в тех или иных военных кораблях, в специфике их вооружения и тактике использования.

Осуществляя подготовку к войне, ведущие морские государства применяли разные военные морские доктрины, однако ни одна из них не оказалась эффективной, правильной. И уже в ходе войны с напряжением всех сил  пришлось не только их корректировать,  а кардинально изменять под планируемые военные действия.

Так, ВМФ Великобритании, базируясь на устаревших кораблях межвоенного периода, главный упор делал на крупные артиллерийские корабли. Военный флот Германия формировал массовый подводный флот. Королевский Итальянский флот строил скоростные легкие крейсера и эсминцы, а также малые подводные лодки с низкими техническими характеристиками. СССР пытаясь заменить царский флот, ускорено строил корабли всех классов устаревших образцов, опираясь на доктрину прибрежной обороны. Основу флота США составляли тяжелые артиллерийские корабли и устаревшие эсминцы. Франция усиливала свой флот легкими артиллерийскими кораблями с ограниченным запасом хода. В Японии строили линкоры и авианосцы.

Кардинальные изменения в структуре флотов произошли и с массовым внедрением радиолокаторов и гидролокаторов, а также развитием средств связи. Применение систем опознавания самолетов, управления артиллерийским и зенитным огнем, обнаружения подводных, надводных и воздушных целей, радиоразведка также изменили и тактику флотов. Ушли в небытие крупные морские сражения, а война с транспортным флотом стала приоритетом.

Развитие вооружений (появление новых типов палубных самолетов, неуправляемых ракет, новых видов торпед, мин, бомб и т.д.) позволили флотам проводить самостоятельные оперативные и тактические военные операции. Флот из вспомогательных сил сухопутных войск превращался в основную ударную силу. Авиация становилась эффективным средством как борьбы с флотом противника, так и защитой своего.

Рассматривая ход войны в увязке с техническим прогрессом, развитие флотов можно охарактеризовать следующим образом. В начальном этапе войны всевозрастающий германский подводный флот фактически блокировал морские коммуникации Великобритании и ее союзников. Для их защиты потребовалось значительное количество противолодочных кораблей, а их оснащение гидролокаторами, превратило подводные лодки из охотников в мишени. Необходимость защиты крупных надводных кораблей, конвоев и обеспечение проведения будущих наступательных операций потребовали массового строительства авианосцев. Этим характеризуется средний этап войны. На заключительном этапе для проведения массовых десантных операций как в Европе, так и на Тихом океане возникла острая необходимость в высадочных средствах и судах обеспечения.

Все эти задачи смогли решить только США, чья мощная экономика за годы войны превратила союзников в должников  на долгие годы, а страну в сверхгосударство. При этом следует отметить, что поставки кораблей по договорам ленд-лиза происходили в рамках перевооружения США, т.е. союзникам передавались устаревшие суда, с низкими ТТХ или без надлежащего оборудования. Это в равной мере касалось всех получателей помощи, в т.ч. и СССР, и Великобритании.

Необходимо упомянуть и то, что как крупные корабли США, так и малые отличались от судов всех других стран наличием комфортных условий жизнеобеспечения экипажей. Если в других странах  при строительстве кораблей приоритет отдавался количеству вооружения, боеприпасов, запасам топлива, то американские флотоводцы комфорт экипажа ставили в один ряд с требованиями к боевым качествам судна.

Ориентировочная численность флотов в разрезе стран и видов кораблей
(без переданных/полученных)

Продолжение таблицы

Совокупное количество военных флотов  42 стран (обладающих военными флотами или хотя бы одним кораблем), принимавших участие во Второй мировой войне составляло 16,3 тыс. кораблей, из которых погибло по не полным данным не менее 2,6 тыс. Кроме того, в состав флотов входило 55,3 тыс. малых кораблей, катеров и десантных судов, а также 2,5 тысячи подводных лодок, без учета сверхмалых субмарин.

Пятерку стран, имеющих самые крупные флоты составляли: США, Великобритания, СССР, Германия и Япония, которые имели 90% боевых  кораблей от общей  численности, 85% подводных лодок и 99% малых и десантных судов.

Обладающие большими флотами Италия и Франция, а также более мелкими Норвегия и Нидерланды не смогли эффективно распорядиться своими кораблями, затопив их часть и став основными поставщиками трофеев противнику.

Определить значимость видов кораблей в военных действиях возможно лишь с учетом этапов войны. Так на начальной стадии войны главенствующую роль играли подводные лодки, блокирующие коммуникации противника. В средней стадии войны основную роль играли эсминцы и противолодочные  корабли, которые подавили подводные флоты противников. В завершающей стадии войны на первое место вышли авианосцы с кораблями обеспечения и десантные корабли.

В период войны было потоплено торговый флот тоннажем 34,4 млн. т. При этом на долю подводных лодок приходилось 64%, авиации – 11%, надводных кораблей – 6 %, мин – 5%.

Из общего количества потопленных боевых кораблей флотов примерно 45% заслуги авиации, 30%  — подводных лодок, 19%  — доля надводных кораблей.

Читайте также:

Авианосцы

Линкоры и броненосцы

Крейсера

Миниторы

Эсминцы и миноносцы

Эскортные и патрульные корабли

Сторожевики и охотники

Минные заградители

Тральщики

Канонерские лодки

Десантные корабли

Подводные лодки

Малые боевые корабли и катера

Вспомогательные корабли

wwii.space

Малые боевые корабли и катера

Спуск на воду бронекатера типа «МБК»

Бронекатер «БК-506»

Серия морских бронекатеров типа «МБК» (проект 161) состояла из 20 единиц («БК-501» – «БК-520»), построенных на заводе №194 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 3 катера погибло, остальные были списаны в 1953-1958 гг. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 151 т. полное – 158 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,5 м.; осадка – 1,3 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 13 узл.; дальность плавания – 450 миль; запас топлива – 9 т. бензина; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт – 25-50-мм; палуба – 15-30-мм; рубка – 8-мм; башни – 45-мм. Вооружение: 2х1 – 76-мм орудия; 2х1 – 45-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х1 – 12,7-мм пулемета.

Речной бронекатер «Пика»

Бронекатера «Копье» и «Пика» были построены на Путиловском заводе в 1908-1910 гг. Катера списаны в 1954 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 23,5 т., полное – 25 т.; длина – 22,5 м.: ширина –3,1 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 200 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 12 человек. Бронирование: рубка, борт и палуба – 8-мм. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Речной бронекатер «Копье»

. Речной бронекатер типа «Д»

Из серии катеров типа «Д», построенных в США в 1916-1917 гг. к началу войны в строю оставалось 4 единицы. Катера погибли в 1941 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 6,5 т.; длина – 9,2 м.: ширина –2,4 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 100 л.с.; максимальная скорость – 11 узл.; дальность плавания – 500 миль; запас топлива – 700 кг; экипаж – 7 человек. Бронирование: борт – 5-мм, рубка – 6-мм. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Речной бронекатер «БК-91» (Тревога)

Катера «Тревога» и «Партизан» были построены на Коломенском заводе и приняты в строй в 1932 г. В 1941 г. катера прошли модернизацию. Списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 45 т., полное – 55,6 т.; длина – 32 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 22 узл.; запас топлива – 3,3 т. бензина; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт и рубка — 5 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х1- 7,62-мм пулемета.

Речной бронекатер типа «Проект 1124»

Речной бронекатер типа «Проект 1124»

Серия больших бронекатеров типа «Проект 1124» состояла из 97 единиц и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводах №264, №340 и №363. В годы войны погибло 12 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс.л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудие; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Речной бронекатер типа «Проект 1125»

Серия малых бронекатеров типа «проект 1125» состояла из 151 единицы и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводе №340. В годы войны погибло 39 катеров, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Башни бронекатера типа «Проект 1125»

ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30 т.; длина – 22,7 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 750 – 1 200л.с.; максимальная скорость – 20 узл.; запас топлива – 1,3 т. бензина; дальность плавания – 250 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х2 — 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулемет; 4 мины.

Речной бронекатер проекта «С-40»

Серия малых бронекатеров проекта «С-40» состояла из 7 единиц («БКА-21», «БКА-23», «БКА-26», «БКА-31», «БКА-33», «БКА-34», «БКА-81») и была построена на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького №340. Катера предназначались войскам НКВД для охраны государственной границы на Амударье. Они вошли в строй в 1942 г. Катер разработан на основе катера проекта «1125У». В период войны погибло 3 катера, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 36,5 т.; длина – 24,7 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – 2 дизельных танковых двигателя, мощность – 800 л.с.; максимальная скорость – 19 узл.; запас топлива – 2,3 т. соляра; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 3х1- 7,62-мм пулемета.

Бронекатер типа «МКЛ»

Серия морских бронекатеров типа «МКЛ» (проект №186), построенных до окончания войны составляла 8 единиц. Катера были построены на Ленинградском заводе №194 и приняты в строй в 1945 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 156 т., полное – 165,5 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,2 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1 тыс. л.с.; максимальная скорость – 14 узл.; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 42 человека. Бронирование: борт – 30 мм, палуба – 8 — 20 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 2х1 — 85-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х2 — 12,7-мм пулемета; 2х1 – 82-мм миномета.

Торпедный катер типа «Ш-4»

Из серии катеров типа «Ш-4», построенных на заводе №194 в 1929-1932 гг. к началу войны в строю оставалось 26 единиц. В период войны погибло 7 катеров, остальные были списаны в 1946 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 10 т.; длина – 16,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,2 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; запас топлива – 1 т. бензина; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 5 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 2х1 – 450-мм торпедных аппарата; 2 мины.

Торпедный катер типа «Г-5»

Серия катеров типа «Г-5» (проекта 213) состояла из 329 единиц и являлась модернизированной версией типа «Ш-4». Катера строились на заводах № 194, №532 и №639 в 1934 — 1944 гг. девятью сериями и различались толщиной обшивки, двигателями, скоростью и вооружением. В период войны 84 катера погибло, а 10 было списано. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 15 т., полное – 18 т.; длина – 9 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,7 – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 50 — 55 узл.; дальность плавания – 200 миль; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х2 – 7,62-мм или 1-2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 1×4 – 82-мм реактивная установка; 2-8 мин.

Торпедный катер проекта «123-бис»

Серия катеров проекта «123-бис» (Комсомолец) была построена на базе катера проекта «123», разработанного и построенного Ленинградским заводом №194 и принятого в строй в 1940 г. под обозначением «ТК-351». От серийных катер отличался бугельными торпедными аппаратами, отсутствием бронирования, меньшим весом и большей скоростью. Серия состояла из 30 катеров, построенных в 1944-1945 гг («ТК-7», «ТК-100», «ТК-110» — «ТК-112», «ТК-120», «ТК-122», «ТК-123», «ТК-130», «ТК-131» — «ТК-134», «ТК-140», «ТК-142», «ТК-143», «ТК-146», «ТК-148», «ТК-472» — «ТК-481», «ТК-607», «ТК-608»). Все они были построены на Тюменском заводе №639. Катера имели дюралевые корпуса с 5-ю водонепроницаемыми отсеками, трубные торпедные аппараты и 7-мм бронирование рубки и пулеметных установок. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 19,5 т. полное – 20,5 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 48 узл.; дальность плавания – 240 миль; экипаж – 7 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 457-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 6 глубинных бомб.

Торпедные катера типа «Д-3»

Большие торпедные катера типа «Д-3» (проекта 19) выпускались двумя сериями. Первая строилась на Ленинградском заводе №5 в 1940-1942 гг. (построено 26 единиц). Вторая — строилась на заводе №640 в 1943-1945 гг. (47 единиц). В годы войны 25 катеров погибло, а 2 — было списано. Катера имели деревянный двухслойный корпус и бугельные торпедные аппараты. Серии отличались друг от друга весом, двигателями и вооружением. ТТХ катера 1 серии: водоизмещение стандартное – 30,8 т., полное – 32,1 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 32 узл.; дальность плавания – 320 миль; экипаж – 9 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб. ТТХ катера 2 серии: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 37 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; дальность плавания – 500 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 2×4 – 82-мм реактивная установка; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб.

Торпедный катер «СМ-3»

Катер был построен на Ленинградском заводе №194 и принят в строй в 1941 г. Он являлся вариантом катера типа «Д-3» со стальным корпусом. Катер списан в 1950 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 21 т., полное – 34 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 30 узл.; дальность плавания – 380 миль; экипаж – 8 человек. Вооружение: 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Торпедный катер типа «Юнга»

Серия катеров типа «Юнга» была разработана на базе охотника типа «ОД-200», состояла из 5 единиц («ТК-450» – «ТК-454») и была построена на заводе №341 в 1944-1945 гг. Катера были списаны в конце 50-х годов. ТТХ катера: водоизмещение полное – 47 т.; длина – 23,4 м.: ширина – 4,4 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 31 узл.; дальность плавания – 490 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 3х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Сторожевые катера типа «ЗК»

Серия катеров типа «ЗК» состояла из 15 единиц («К-193» – «К-196», «К-206» — «К-208», «К-220», «К-325» — «К-331»), построена в Ленинградской мастерской Морпогранохраны ОГПУ (завод №5) и принята в строй в 1941 г. В период войны 5 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 19 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 600 л.с.; максимальная скорость – 16 узл.; дальность плавания – 350 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1х1- 45-мм орудие или 1х1 – 12,7-мм пулемет; 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Сторожевой катер-тральщик типа «КМ-2»

Серия катеров с деревянным корпусом типа «КМ-2» строилась как пограничные, разъездные и служебные катера. В 1935-1942 гг. на «Судостроительной верфи Морпогранохраны» было построено 91 катер. В период войны 67 единиц было переоборудовано в сторожевые катера, а 24 – в катерные тральщики. Во время войны погибло 27 катера. ТТХ катера: водоизмещение полное – 7 т.; длина – 13,8 м.: ширина – 3,1 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 9 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Сторожевой катер-тральщик типа «КМ-4»

Серия катеров типа «КМ-4» являлась модернизированной версией «КМ-2» и оснащалась двумя двигателями. В 1938-1944 гг. для ВМФ было построено 222 катеров. В период войны 45 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 165 в катерные тральщики. Во время войны 13 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 12 т.; длина – 19,3 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 126 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 220 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Сторожевой катер-тральщик типа «А»

Серия катеров со стальным корпусом типа «А» была построена на заводе №341 в 1940-1943 гг. в двух вариантах — минометные катера и тральщики. Серия состояла из 22 катеров. ТТХ катера: водоизмещение полное – 8 т.; длина – 15,6 м.: ширина – 3 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 8 узл.; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Сторожевой катер-тральщик типа «Р»

Катера со стальным корпусом типа «Рыбинец» были построены на заводе №341 в 1930-1932 гг. как рабочие и разъездные катера. В годы войны 37 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 44 – в катерне тральщики. В период войны погибло 27 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30,1 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 136 л.с.; максимальная скорость – 9,3 узл.; дальность плавания – 800 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1-2х1 – 7,62-мм пулемета.

Сторожевой катер «К-274» (И-51)

Серия катеров типа «МКМ» состояла из 6 единиц («К-192», «К-210», «К-234», «К-273», «К-274», «К-335») построенных в 1939-1940 гг. Катер «К-234» погиб в 1943 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 18,3 т.; длина – 16,2 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 850 л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; дальность плавания – 370 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Минометный катер типа «Я-5»

Катер-тральщик типа «Я-5»

Катера со стальным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (35 единиц) и тральщики (33 единицы). ТТХ катера: водоизмещение полное – 23,4 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 65 — 93 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Минометный катер типа «Я-6»

Катера с деревянным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (8 единиц) и тральщики (8 единиц). ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 19т., полное – 22,6 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 93 – 100 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Катер-тральщик «ОВР-14» типа «Д-2»

19 разъездных и служебных катеров, построенных на заводе №5 в конце 30-х годов в 1942-1944 гг. было перестроено в тральщики под обозначением типа «Д-2» и «Д-4». ТТХ катера: водоизмещение полное – 20,3 т.; длина – 16,9 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 75 л.с.; максимальная скорость – 7,5 узл.; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Катер типа «БМК-2»

Серия катеров типа «БКМ-2» состояла из 5 единиц и была построена на базе буксирных катеров в 1943-1944 г. на заводе №341. ТТХ катера: водоизмещение полное – 58 т.; длина – 23 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 500 л.с.; максимальная скорость – 12 узл.; экипаж – 16 человек. Вооружение: 1х16 – 132-мм реактивная установка или 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 1х2 – 12,7-мм пулемет.

Сторожевой катер «К-108»

Сторожевой катер «К-105»

Серия сторожевых катеров типа «ПК» состояла из 7 единиц («К-105», «К-108», «К-164», «К-165», «К-197», «К-239», «К-240») построенных в 1927-1928 гг. ТТХ катера: водоизмещение полное – 16 — 29 т.; длина – 17 — 22,6 м.: ширина –3,4 — 3,8 м.; осадка – 0,8 — 1,5 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 300 – 720 л.с.; максимальная скорость – 12 – 13 узл.; дальность плавания –200 — 470 миль; экипаж – 7 — 13 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1 — 2х1 – 7,62-мм пулемета.

wwii.space

Погибшие корабли Второй Мировой | SmolBattle


Итальянский эсминец "Винченцо Джиоберти" на дне Лигурийского моря к югу от Пунта-Меско, глубина 595 метров.

Потоплен в августе 1943 года британской подводной лодкой "Саймон".


Взрыв итальянского эсминца "Винченцо Джиоберти".

Найден и идентифицирован на дне 18 декабря 2015 года экспедицией на судне-катамаране DAEDALUS, которая обнаружила на дне затонувший корабль.
Затем эсминец был обследован с помощью глубоководного устройства PLUTO PALLA.

Японский тяжелый крейсер «Хагуро»


«Хагуро» в штормовом море, 1936 год.

Японский тяжелый крейсер «Хагуро» прошел практически всю тихоокеанскую войну.
Участвовал в большинстве сражений. Потоплен англичанами в Малаккском проливе.
В ночь на 16 мая 1945 года идущий с грузом провизии (sis!!! – все японские транспорты уже потоплены) на Андаманские острова, «Хагуро» был атакован британскими эсминцами «Сумарес», «Верулам», «Виджилент», «Венус» и «Вираго». Крейсеру удалось добиться попадания в первый из них, но затем его в левый борт поразили три торпеды Mk IX с 340 кг взрывчатки каждая, и в течение примерно 40 минут он затонул. Погибло около 880 из 1200 человек экипажа.

В 2003 и в 2010 гг место гибели корабля было обследовано дайверами с помощью подводной техники. При осмотре корпуса были отчетливо видны повреждения в ранних и особенно в последнем бое, ставшем роковым. Глубина составляет примерно 67 метров. Корабль достаточно сильно разрушен, но при осмотри вполне отчетливо можно различить боевые орудия и часть сохранившихся надстроек.

В Финском заливе найдены подводные лодки Щ-406 и Щ-320

Об обнаружении в мае 2017 года двух советских подводных лодок рассказал на страничке фейсбук Иван Боровиков из команды исследователей "Разведывательно-водолазная команда".

Первая подлодка это Щ-406, дизель-электрическая подлодка Х-бис серии (командир - герой Советского Союза Осипов Евгений Яковлевич) пропала без вести в 1943 году в Финском заливе.

Лодка обнаружена и идентифицирована в мае 2017 году нашей командой. Теперь мы знаем причину и место гибели лодки: подрыв на немецком минном заграждении "Зееигель" в районе острова Большой Тютерс.

Лодка лежит на глубине 60 метров, подорвалась передней частью корпуса справа, пробоина находится почти полностью под грунтом и плохо доступна осмотру.
Экипаж выжил и пытался покинуть лодку: открыт рубочный люк, приоткрыт кормовой аварийный люк.

Из финских источников известно, что вскоре после предполагаемой даты гибели лодки к острову Кристисаари прибило тело подводника в спасательном оборудовании, он был похоронен на острове.

Вероятнее всего, это был один из членов экипажа Щ-406: по течениям и розе ветров того времени тело вышедшего с лодки подводника должно было дрейфовать именно в этом направлении.

Первые фото подлодки после обнаружения:

Вторая подлодка, которую команда обнаружила в мае 2017 - это Щ-320 (командир Вишневский Иван Макарович). Эту лодку они искали, начиная с 2013 года (в процессе поиска ее, кстати, был обнаружен парусник "Лефорт"), и почти потеряли надежду найти ее в российских территориальных водах.

Лодка и экипаж считались пропавшими без вести с 1942 года.

После обнаружения и осмотра стало понятно, что лодка погибла при форсировании немецкого минного заграждения "Зееигель". Остов лежит на глубине 49 метров в районе острова Большой Тютерс.

Щ-320 подорвалась на мине носовой частью корпуса в районе 1-2 отсеков, рядом лежат якоря от немецких мин и одна сохранившаяся немецкая мина. Видно, что командир пытался предпринять попытки уклониться от мины - руль лодки повернут налево.

Вероятно, в кормовых отсеках после взрыва оставались живые члены экипажа - из правого кормового торпедного аппарата вытолкана торпеда, торчит на 3/4 корпуса (вероятно, перекосилась и заклинила в ТА).

Источник: Иван Боровиков / Facebook

Бой у мыса Спада

Бой у мыса Спада (англ. Battle of Cape Spada, итал. Battaglia di Capo Spada) — морское сражение, состоявшееся 19 июля 1940 года у мыса Спада на северо-западной оконечности Крита между двумя итальянскими лёгкими крейсерами, «Бартоломео Коллеони» и «Джованни делле Банде Нере», принадлежавшими к типу «Альберико да Барбиано», и английской эскадрой в составе лёгкого крейсера «Сидней» и пяти эсминцев.


Итальянский легкий крейсер "Бартоломео Коллени".

В ходе боя крейсер «Бартоломео Коллеони» был потоплен, а «Джованни делле Банде Нере» смог уйти.


Итальянский КРЛ "Бартоломео Коллеони"

В первые месяцы после вступления Италии во Вторую мировую войну противники активно боролись за контроль над Эгейским морем. 18 июля 1940 года из Александрии вышли австралийский лёгкий крейсер «Сидней» и 2-я флотилия эсминцев в составе пяти единиц: «Хайпериона», «Хэвока», «Хейсти», «Хироу» и «Айлекса». Соединением командовал командир «Сиднея» кэптен Джон Коллинз. Эсминцы должны были провести разведку минных полей близ Крита и проверить район на наличие подводных лодок. «Сидней» и «Хэвок» имели задачу прикрытия эсминцев в ходе операции. Затем крейсер должен был действовать на коммуникациях противника.

В это же время итальянское командование приняло решение атаковать британские коммуникации в Эгейском море и направило туда 2-ю дивизию лёгких крейсеров в составе «Джованни делле Банде Нере» и «Бартоломео Коллеони». Они должны были базироваться на острове Лерос. Командовал соединением контр-адмирал Фердинандо Кассарди.

Итальянские крейсера вышли из Триполи вечером 17 июля 1940 года.

Утром 19 июля 1940 года итальянские крейсера вошли в пролив Антикитира. Никаких сведений о противнике у контр-адмирала Кассарди не имелось, итальянские ВВС разведку не вели, собственные гидросамолёты крейсера не использовали. Четыре британских эсминца под командованием коммандера Николсона вели поиск подводных лодок у побережья Крита. «Сидней» и «Хэвок» находились в 40 милях севернее мыса Спада, имея задачу перехвата торговых судов с контрабандой.
В 07:20 с итальянских крейсеров заметили эсминцы 2-й флотилии, которые шли навстречу итальянцам. В 07:27 крейсера открыли огонь с дистанции 95 кабельтовых. Попавшие под обстрел эсминцы начали отход на северо-восток, где находились «Сидней» и «Хэвок». При этом они отстреливались из кормовых орудий, но снаряды не долетали до неприятеля, попытка же контратаковать торпедами оказалась неудачной. Стрельба итальянских крейсеров также была безрезультатной.

«Сидней», командира которого известили о контакте с итальянскими крейсерами, пошёл на помощь, но прибыл к месту событий лишь спустя час. В 08:29 «Сидней» открыл огонь с дистанции 100 кабельтовых. Для итальянцев это стало неожиданностью. В 08:35 австралийский крейсер добился первого попадания в «Джованни делле Банде Нере». Итальянские моряки приняли следовавший в кильватер «Сиднею» эсминец «Хэвок» за крейсер и сочли, что противник имеет качественное преимущество, так как британские крейсера были гораздо лучше бронированы, нежели «Кондоттьери А».

Поэтому контр-адмирал Кассарди в 08:46 приказал повернуть на юг, намереваясь дать бой на отходе. Британские эсминцы при этом прекратили отступление и начали преследовать итальянские крейсера вместе с «Сиднеем». При отходе обе стороны долгое время не могли добиться попаданий ввиду большой дистанции. При этом британцы медленно нагоняли противника.
В 09:21 итальянцы добились первого и последнего попадания в этом бою — 152-мм снаряд попал в дымовую трубу «Сиднея», но серьёзного ущерба не причинил.
Начиная с 09:24 австралийцы добились серии попаданий в «Бартоломео Коллеони».
Сначала попаданием в корму был заклинен руль и крейсер управлялся теперь лишь машинами, затем последовали попадания в рубку и кормовое машинное отделение.
Последнее оказалось роковым — была перебита паровая магистраль и «Бартоломео Коллеони» полностью потерял ход. Неподвижный крейсер превратился в удобную мишень и быстро получил ещё ряд попаданий с «Сиднея» и эсминцев. Вышли из строя котлы, корабль был обесточен и подача боеприпаса в башни главного калибра прекратилась. Корабль мог отстреливаться от приближающегося неприятеля из 100-мм универсальных орудий.
В 8:30 крейсер был полностью выведен из строя и командир приказал оставить корабль.


Итальянский КРЛ "Бартоломео Коллеони" с отстреленной носовой оконечностью.


Итальянский КРЛ Бартоломео Коллеони с отстреленной носовой оконечностью, скоро он будет добит.


Торпеда поражает итальянский крейсер (у которого уже отстрелен нос) Бартоломео Коллени.


Торпеда поражает итальянский крейсер Бартоломео Коллени.


Австралийский легкий крейсер "Сидней" поднимает моряков с итальянского визави "Бартоломео Коллеони".

Бой у мыса Спада вновь продемонстрировал превосходство британского флота над итальянским в уровне подготовки командного и личного состава. В начале боя, имея превосходство в силах, итальянский командующий действовал нерешительно, а при появлении новых кораблей противника немедленно перешёл к отступлению. В противоположность этому, действия британских моряков были энергичными и целеустремлёнными. Превосходство продемонстрировали и британские комендоры. За время боя «Сидней» выпустил с большой дистанции 1300 снарядов и добился пяти попаданий. Итальянские крейсера, выпустившие более 500 снарядов, попали в противника лишь однажды. Вновь выявился совершенно недостаточный уровень взаимодействия итальянского флота и ВВС. Авиация не обеспечила свои корабли разведывательными данными, а на вызов Кассарди прибыла лишь спустя четыре часа, хотя аэродромы находились лишь в получасе лёта до места сражения.

Крейсера типа «Альберико да Барбиано» продемонстрировали очень плохие боевые качества.
Их орудия показали низкую точность, а живучесть крейсеров оказалась совершенно неудовлетворительной. «Бартоломео Коллеони» был полностью выведен из строя после нескольких попаданий среднекалиберных снарядов, причём хода лишился лишь от одного попадания.
При конструировании этих кораблей основная ставка делалась на скорость.

«Джованни делле Банде Нере» показал на испытаниях скорость 41,11 узла,
«Бартоломео Коллеони» — 39,85 узла.

Официальная скорость этих крейсеров составляла 36,5 узлов. Но в бою итальянские крейсера сначала не смогли догнать британские эсминцы с официальной скоростью 35,5 узла, а затем уйти от «Сиднея» с его официальной скоростью 32,5 узла, причём по факту, австралийский крейсер развивал не более 30 −31 узла.

Бельгийский пассажирский пароход "Вилль д'Арлон"

Торпедированный немецкой подводной лодкой U-47 (командир — Гюнтер Прин) бельгийский пароход "Вилль д'Арлон" (Ville d’Arlon, 7555 брт).
Погиб 2 декабря 1940 года в точке с координатами 55.00 с.ш., 18.30 з.д. (около 300 миль северо-западнее Ирландии). Все находившиеся на борту 56 человек погибли.
Пароход отстал от конвоя НХ-90 (Галифакс-Ливерпуль) из-за проблем с давлением пара.


Торпедированный немецкой подводной лодкой U-47 пароход "Вилль д'Арлон" уходит под воду.


Линкор «Роял Оук»


Линкор "Роял Оук" на Мальте до войны
Линкор «Роял Оук» на дне Скапа-Флоу на Оркнейских островах.
14 октября 1939 года, с началом прилива, немецкая подлодка «U-47» (командир капитан-лейтенант Гюнтер Прин) благополучно проскользнула на рейд якорной стоянки Скапа-Флоу. В одном из кораблей противника Прин узнал английский линкор «Royal Oak», другим было вспомогательное судно «Pegasus».

«Royal Oak» ввиду своего пожилого возраста использовался как плавучая зенитная батарея, а его мощные орудия должны были прикрывать близлежащую акваторию. В это время на «Royal Oak» было 1200 человек экипажа, 200 из которых находились на вахте. На корабле была введена светомаскировка.

В 1:04 14 октября прозвучал взрыв. Большинство из экипажа корабля решило, что это следствие атаки самолёта. Общая тревога не была поднята. Через несколько минут (в 1:16) раздались ещё несколько взрывов. Корабль начал быстро крениться на правый борт. Один из взрывов повредил систему освещения и громкую связь. Последний взрыв вызвал детонацию одного из погребов. Вспышки и пламя ввели в заблуждение тех, кто уже был на палубе. Создалась иллюзия атаки с воздуха. В 1:29 минут корабль перевернулся и затонул на глубине 30 метров.
Погибло 833 моряка.

Несанкционированные погружения в месте гибели линкора запрещены, ежегодно проводится церемония поминовения корабля.


Буй над местом гибели "Роял Оук"



Линкор «Роял Оук» на дне Скапа-Флоу на Оркнейских островах.


Линкор «Роял Оук» на дне Скапа-Флоу на Оркнейских островах.


Бой у мыса Пассеро 12-12 октября 1940 года.

Сражение началось в 1.35 12 октября 1940 года.
В это время миноносец Alcione обнаружил Ajax. в 1.48
Оставаясь незамеченными, три итальянских миноносца на полном ходу устремились к крейсеру.

Первая фаза боя.

В 1.57 с дистанции 9.5 кбт. атаковал его двумя торпедами. Одновременно с этим, другой итальянский эсминец Airone так же атаковал британский крейсер 4 торпедами (две были выпущены с дистанции 1 мили, еще две — с 5 кбт.) и открыл огонь из 100-мм орудий.
То же самое сделал зашедший с левого фланга Ariel.


Британский Аякс.

Только после этого на Ajax'е поняли, что корабль атакован и открыли огонь по ближайшему неприятельскому судну — миноносцу Ariel. Миноносец получил множественные попадания, потерял ход и загорелся. Через 20 минут на его борту прогремел взрыв и он почти мгновенно затонул.
Между тем, британский крейсер совершил маневр уклонения от выпущенных торпед, и оказался в 2 кбт. от Airone. Итальянский миноносец тут же стал приоритетной целью для английских артиллеристов. Некоторое время корабли шли параллельно, обмениваясь снарядами. Ajax получил 2 попадания: в центр корпуса и в основание мостика. Airone же был буквально засыпан снарядами.
В 2.10, после получения многочисленных попаданий, он начал тонуть и прекратил сопротивление. Последний итальянский миноносец (Alcione) вышел из боя в 2.03.


Повреждения эсминца Artigliere

Вторая фаза боя.

В то время, пока Ajax разбирался с итальянскими миноносцами, к месту боя приблизились итальянские эсминцы. Крейсер обнаружил их (при помощи радара) развернулся и устремился к ним на встречу. Первой целью стал Aviere, дистанция огня — 15-17 кбт.
Около 2.18 Aviere приблизился на дистанцию залпа своих орудий, но тут же получил несколько попаданий в носовую часть. Он тут же развернулся и, отстреливаясь из кормовых орудий, вышел из боя. Artigliere подошел с правого борта Ajax’а и открыл огонь залпами из 4 120-мм орудий, одновременно выпустив торпеду. Английский крейсер увернулся от торпеды и начал перестрелку с итальянским эсминцем.

В 2.31 Artigliere получил попадание, в результате которого он полностью потерял ход. К этому времени все офицеры на его борту (кроме старшего механика) выбыли из строя.
Эсминец Camicia Nera в период с 2.42 по 2.46 обменялся с английским крейсером парой залпов, затем взял на буксир поврежденный Artigliere и вышел из боя. Утром следующего дня эсминцы Camicia Nera и Artigliere столкнулись со спешившим на помощь Ajax’у тяжелым крейсером HMS York, который отогнал Camicia Nera и потопил Artigliere.


Добивание эсминца Atrigliere


Взрыв Artigliere

Весной 2017 года, после более чем семидесяти лет забвения, на дне Средиземного моря между Сицилией и Мальтой обнаружен итальянский эсминец Artigliere.
Обломки были найдены на глубине 3657 метров глубоководной роботизированной подводной лодкой компании Vulcan Inc., созданной одним из создателей Microsoft, а ныне исследователем погибших кораблей Полом Алленом.

Artigliere был идентифицирован с помощью букв «АР», которые до сих пор можно увидеть на корпусе судна. Корабль был поврежден северо-восточнее Мальты, в бою у мыса Пассеро 12 октября 1940 года артиллерией британского ЛКР Ajax и впоследствии добит артиллерией и торпедами ТКР York. 132 члена экипажа погибли, включая и капитана эсминца Карло Марготтини, 122 выживших были подобраны кораблями союзников и попали в плен.

"Artigliere" находится в удивительно хорошем состоянии» сказал директор Vulcan Дэвид Римс. «Судно стоит и легко идентифицировать. В 3700 метров, вода очень холодная и имеет мало кислорода, так что кроме боевых повреждений (очень серьезных) окружающая среда добавила лишь совсем немного коррозии. "

Итальянскому правительству было сообщено о находке в апреле 2017, но точное местоположение Artigliere не будет раскрыто, т.к. миноносец является военным захоронением.
Место гибели оставили в покое из уважения к погибшим морякам и членам их семей.



https://vk.com/wall-17280747?q=artigliere&w=wall-17280747_31698

 

smolbattle.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *