Содержание

Папство Википедия

Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Титул

Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

  1. Глава и суверен Святого Престола,
  2. Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
  3. Суверен города-государства Ватикан.

Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.

Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

13 марта 2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.

Официальный титул Папы Римского

Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересеченные ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса.

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни:

  • Episcopus Romanus
  • Vicarius Christi
  • Successor principis apostolorum
  • Caput universalis ecclesiae
  • Pontifex Maximus
  • Primatus Italiae
  • Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
  • Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
  • Servus Servorum Dei

Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.

Написание термина

По современным правилам русского языка, термин папа римский везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать Папа Римский

с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

История

Титул

В первые века христианства название папа (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами[3]. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.

Основные периоды истории папства

В истории папства историками могут выделяться следующие периоды[4]:

Список римских пап

Выборы, смерть и отречение папы

Выборы римского папы

«Полную и верховную власть в Церкви Римский Понтифик обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Понтифика, уже находящееся в сане епископа, обретает эту власть с момента принятия им своего избрания. Если же у избранного нет епископского сана, его следует немедленно посвятить в епископы»

[5].

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы, имеющие сан священника. Последним папой не из кардиналов стал Урбан VI в 1378 году. Последним папой, не бывшим на момент избрания священником, стал Лев X в 1513 году (он был т. н. кардиналом-мирянином). Последним папой, не бывшим епископом при избрании, — Григорий XVI в 1831 году. С 1917 года все кардиналы должны иметь сан священника, а с 1962 года — быть посвящены в епископы (за редкими исключениями по особому распоряжению папы).

Имя папы

Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать этого не обязан.

Отречение

Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является его добровольность. Отречение Римского папы регулируется каноном 332, параграфом 2 Кодекса канонического права, где упоминается, что «нет необходимости в том, чтобы кто-либо принимал это отречение»[6].

Папа Бенедикт XVI 11 февраля 2013 года объявил[7] о решении отречься от Римского престола в 20.00 28 февраля 2013 года

[8], до него последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья.

Sede Vacante

После того как камерленго официально удостоверит смерть папы (или после того как вступит в силу отречение), начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.

Власть папы

Власть папы в Церкви

Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью.

«Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом порученное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять

[9] Против решения или декрета Римского Понтифика нельзя подать ни апелляцию, ни обжалование»[10].

Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.

Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Своде юридических канонов» (лат. Corpus Juris Canonici). Наиболее часто используемым его вариантом было лейпцигское издание 1876—1884 годов.

Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918 года, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 году папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Кодекс канонического права» (лат. Codex Juris Canonici). 27 мая 1917 года папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права»[11]. В связи со значительным обновлением католической теологии Второй Ватиканский собор (1962—1965) указал на необходимость пересмотра Кодекса.

Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).

Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.

Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся Церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе, либо путём провозглашения его папой с амвона (лат. ех cathedra — с кафедры). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, и оглашаемые папой с амвона) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей Церкви и непогрешимые (лат. infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными (догмат о безошибочности папы).

Папа наделён высшей судебной властью в Церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых.

Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа — залог единства Церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.

Светская власть папы

Папа — глава государства Ватикан.

До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области, а до 1791 года и незначительных территорий современной Франции — Конта-Венессена и Авиньона.

В 756 году франкский король Пипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью ромейских императоров.

Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».

Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как «Диктат папы» (лат. Dictatus рарае), изданный в 1075 году.

Для укрепления власти Ватикана папы нередко использовали отлучение от церкви. Так в XI веке папы отлучали от церкви многих ведущих монархов, потом миловали и снова отлучали. Как минимум один раз были отлучены папой от церкви германский король Генрих IV, король Франции Филипп I, король Англии Гарольд, византийский император Алексей I Комнин и норманнский герцог Роберт Гвискар[12].

См. также

Примечания

  1. ↑ Официальное название — Дворец Сикста V.
  2. ↑ Первым епископом Рима, который стал употреблять титул «папа», был Сириций в 384 году.
  3. ↑ Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996. — 463 с.
  4. ↑ Некоторые периоды авторами могут объединяться в периоды большей продолжительности, даты периодов могут незначительно отличаться. Основные источники: Гергей, 1996; Ковальский, 1991; Лозинский, 1986.[⇨]
  5. ↑ ККП, канон 332, параграф 1
  6. ↑ ККП, канон 332, параграф 2
  7. ↑ Pope Benedict XVI announces his resignation at end of month
  8. ↑ Pope Benedict XVI in shock resignation
  9. ↑ ККП, канон 331
  10. ↑ ККП, канон 333, параграф 3
  11. ↑ Codicis Juris Canonici Fontes, Рим-Ватикан, 1923—1929, Т. 1—7 / ред. П. Гаспарри; Т. 8—9 / ред. Шереди
  12. ↑ Франкопан, 2018, с. 37.

Литература

  • Гергей Ёне. История папства / Пер. с венгр. О. В. Громова. — М.: Республика, 1996. — 464 с. — ISBN 5-250-01848-3. [Ориг. изд.: Gergely Jeno. A papasag tortenete. Budapest, 1982.]
  • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Григулевич И. Р. Папство. Век XX. — М.: Политиздат, 1981. — 2-е изд., доп. — 532 с.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Лозинский С. Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — 3-е изд. — 382 с.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.

Ссылки

wikiredia.ru

С какого момента римские папы стали носителями светской власти?

После того, как в Константинополе в 381 году прошёл второй Вселенский собор, в христианском мире образовалась пентархия — пять главных епископских кафедр. Уже тогда епископ Рима был первым среди равных: это объяснялось представлением о примате престола апостола Петра над всеми остальными. Впоследствии тройка епископских кафедр вообще вышла из соревновательный гонки, так как их территории были завоёваны арабами. Теперь между собой стали соперничать Рим и Константинополь. К чему это привело, все мы знаем, и плоды данного соперничества вынуждены пожинать до сих пор.

Но вернёмся к Римской кафедре. Со второй половины V века — во время нашествия варваров — папы принимали активное участие в делах светского политического управления, защищая народ. Лев I, кстати говоря, прославился как настоящий дипломат, сумев договориться сначала с Атиллой, а затем с Гейзерихом не проливать кровь невинных жителей и не грабить Рим. Таким образом, отсутствие в Италии стабильной верховной власти вынуждало пап выполнять светские функции. При Григории Великом влияние папы стало расти и распространилось на Великобританию, которая приняла христианство из Рима.

В 728 году папа Григорий II и король лангобардов заключают договор о даровании Рима апостолам Петру и Павлу, что становится основой для формирования папского светского государства. Затем всё развивается ещё быстрее: Пипин Короткий дарит папе земли, отвоёванные у лангобардов, и уже в 800 году Лев III коронует Карла Великого как императора. Таким образом, император становится помазанником папы.

Примерно к этому же времени относится создание так называемого «Константинового дара». До сих пор историки спорят о датировке этого документа, однако для настоящего вопроса это не имеет решающего значения. В документе говорится, будто бы папа римский Сильвестр крещением излечил императора Константина от страшного недуга — слепоты, и, поразившись этому чуду, Константин признал превосходство папской власти над императорской, а кроме того вручил ему права на управление Римом.

К IX веку, когда борьба между империей и папством только-только зарождалась, папы стали ссылаться на этот документ. Тогда же стала развиваться так называемая «теория двух мечей» — концепция, обосновывающая верховенство власти папы римского над светскими государями. В чём она заключается? Согласно этой теории, существует два меча: духовный и светский. Оба меча принадлежат церкви, но духовный меч она держит рукой духовенства, а светский — рукой императора. Светская власть подчинена духовной, но папа не может держать светский меч.

В XIII веке можно говорить о победе папства над светскими государями. Воцаряется папская теократия, главный представитель которой — Иннокентий III (тот самый, при котором произошёл захват Константинополя крестоносцами; а ещё он дал добро на основание францисканского ордена) — сосредоточил в своих руках огромную власть и считался на тот момент самым могущественным человеком в Европе. К счастью или сожалению, после смерти Иннокентия III стало понятно, что папству не повторить такого головокружительного успеха. Римские епископы стали стремительно терять свои позиции.

Кризис XIV века отразился и на папстве. В 1302 году на первом собрании Генеральных штатов во Франции папа римский Бонифаций VIII был осуждён, а затем взят под арест. На папский престол взошёл Климент V, ставленник французского короля. А потом и вовсе началась неразбериха: Авиньонское пленение пап, Западная схизма, как последствие всего этого — набирающее обороты движение концилиаризма, которое провозгласило примат вселенского собора над папой. Пожалуй, снова заявить о себе папы смогли только в период Контрреформации, ловко орудуя новооснованным орденом иезуитов в своих целях и участвуя в политических интригах.

Когда папы официально расстались со светской властью? Это произошло в конце XIX века, когда Папская область была присоединена к Итальянскому королевству, а Пий IX — официально лишён светских полномочий. Что парадоксально и забавно, именно Пий IX является автором догмата о непогрешимости папы римского. 

thequestion.ru

Папство — Циклопедия

Папская эмблема

Папство — институт католицизма, провозглашающий Папу Римского главой всей Католической церкви, а также наместником Святого престола.

Папа Римский — глава католической церкви и государства Ватикан.

Титул Папа (от лат.: papa от греч.: páppas — отец) сначала использовался несколькими христианскими Церквями для определения своих высших духовных лиц. Сейчас используется почти исключительно для обозначения высшей духовной личности католической Церкви. Официально высшее духовное лицо католической Церкви называется Папой начиная с понтификата Сириция (384). С 1389 года кандидат также должен быть кардиналом.

Церковная традиция рассматривает Папу как преемника святого Петра. Папа собирает Соборы и утверждает их решения, придает достоинства кардиналам и епископам, ему подчиняются генералы монашеских орденов. Папа является абсолютным монархом государства Ватикан, где находится его резиденция.

Папа является главой Римско-Католической Церкви и восточных Католических Церквей. Достоинство Папы является пожизненным, однако существует возможность добровольно отречься от него, как это было в случае с Бенедиктом XVI, который в 2013 году отказался от должности. После смерти или отречения Папы созывается конклав — собрание кардиналов для избрания нового Папы.

В Католической Церкви власть Папы имеет исключительный характер. Словами конституции «Pastor aeternus» 1870 года ее можно обозначить следующим образом: «высшая и полная власть юрисдикции над Вселенской Церковью одинаково как в делах веры и нравственности, так и в делах дисциплины и управления», а также власть «истинно епископская, обычная и непосредственная над каждой без исключения Церковью и над каждым без исключения священником и верующим, независимо от какой-либо человеческой власти» (Кан. 218, № 1-2). Обучение Папы является безошибочным только в сфере веры и нравственности. Свою власть Папа совершает через посредство Римской Курии, которая имеет право на решение особо сложных дел.

Привилегией папы является созыв Всемирного Собора. Это собрание всех епископов, которое возглавляет Папа. Он утверждает решения Всемирного Собора.

Епископы в общении с Папой образуют Учительство Церкви, цель которого заключается в безукоризненном пересказе Евангелия и сохранении без искажения вверенной Церкви веры.

Папе служит также высшая судебная власть. Она рассматривает споры, касающиеся действительности брака, монашеских обетов или права на обучение католической теологии в школах.

[править] Выборы Папы Римского

Папа Римский избирается пожизненно на собрании кардиналов (конклаве) после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Теоретически, Папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик, хотя на практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы.

[править] Имя Папы Римского

Сразу после избрания на конклаве новый Папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которым он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать это не обязан. Среди наиболее используемых имен — Лев, Бенедикт, Климент, Пий, Григорий, Иннокентий, а до 1410-го также Иоанн. По традиции, Папа никогда не берет имя Петра, которое носил апостол Петр.

[править] Смерть Папы Римского

После того, как камерленго официально подтвердит смерть Папы, начинается период Sede vacante — вакантного престола, продолжающийся до выборов нового понтифика. После того как физическую смерть папы римского подтвердят врачи, по обычаю происходит следующий обряд, подтверждающий смерть юридически. Кардинал имеет лишь трижды позвать умершего его крестным именем в присутствии папского церемониймейстера, прелатов, секретаря и канцлера Апостольской палаты. Ранее также было трижды ударить серебряным молоточком по лбу умершего. Если папа не отозвался, кардинал-камерленго произносит фразу на латыни: «Vere Papa mortuus est», после чего начинается период Sede Vacante, в течение которого Святой престол остается не занятым монархом до окончания выборов нового папы.

[править] Отречение Папы Римского

Кодекс канонического права предусматривает право Папы отречься от Престола, причем это отречение не нуждается утверждения: единственным условием действительности отречения является свободно выраженная воля Папы. В последнее Папой, что воспользовался этим правом, был Бенедикт XVI, который отрекся от престола 28 февраля 2013 года. Есть предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья. Официально эта точка зрения не подтверждена.

В марте 2015 года Папа Римский Франциск в интервью мексиканскому телевидению, посвященном второй годовщине избрания на папский престол, сказал: «У меня есть ощущение, что мой понтификат будет коротким: четыре-пять лет. Не могу сказать точно, но мне кажется, что Господь поставил меня на это место не навсегда».[1]

К символам, которые отличают Папу от других епископов относится тиара, или тройная корона. Неизвестно, когда римские епископы начали использовали тиару, известно лишь, что это произошло к дару Константина. Тиара является символом папства, однако в последнее время не используется. Павел VI продал собственную тиару и отдал деньги бедным. Иоанн Павел I отказался от коронации, Иоанн Павел II также также уклонился от коронации и не носил тиары. Бенедикт XVI отказался использовать тиару даже на собственном гербе, хотя использовал тройную митру, как символ духовной власти.

Папа, в отличие от других епископов, не использует изогнутый посох, но использует Папский Крест. Эта традиция была введена папой Иннокентием III.

cyclowiki.org

Кто такой папа римский и какова его роль? Кто такой папа римский и какова его роль ?

Город-государство Ватикан — самостоятельное государство и центр Римско-католической церкви, резиденция Папы Римского. Папе Римскому, как главе Римско-католической церкви принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане. В его компетенцию входит представление Ватикана в международных вопросах, заключение, ратификация и денонсация международных договоров, прием дипломатических представителей и назначение представителей Ватикана в других странах. Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых. Папа управляет церковью через Курию, состоящую из различных конгрегаций, секретариатов и трибуналов. Важнейшая из них — Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой) , ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов — Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана — крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима. Более подробно читайте на <a rel=»nofollow» href=»http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5197/ПАПСТВО» target=»_blank»>http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5197/ПАПСТВО</a>

Один из самых влиятельных политиков в мире. Католиков на земле больше всего!

В древности правитель государства. Управляющий церковной системой на определённой территории (государстве) . Естественно католик.

Папа Римский в международном праве — суверенная персона исключительного свойства, поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти: Глава и суверен Святого Престола, Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх, Суверен города-государства Ватикан. Полный суверенитет папы римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений. Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью. Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие. Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью) , созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц) , утверждает их решения, переносит или распускает соборы. Папа наделён высшей судебной властью в Церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой. Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых. Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа — залог единства Церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора, его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.

Папа Римский (лат. Pontifex Romanus, persona sui generis, Vicarius Christi super terram, servus servorum Dei) — сан и титулы римского епископа, патриарха Западной Римской империи, а также и. о. Св. Петра на этой грешноватой планете и одна из самых долговечных должностей в истории западной цивилизации. Предупреждение! Читая эту статью, ты совершаешь серьёзный грех. (((<a rel=»nofollow» href=»http://lurkmore.to/Римский_папа» target=»_blank»>http://lurkmore.to/Римский_папа</a>

Город-государство Ватикан — самостоятельное государство и центр Римско-католической церкви, резиденция Папы Римского. Папе Римскому, как главе Римско-католической церкви принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане. В его компетенцию входит представление Ватикана в международных вопросах, заключение, ратификация и денонсация международных договоров, прием дипломатических представителей и назначение представителей Ватикана в других странах. Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых. Папа управляет церковью через Курию, состоящую из различных конгрегаций, секретариатов и трибуналов. Важнейшая из них — Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой) , ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов — Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана — крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима.

Папа Римский – глава католической церкви и верховный правитель (абсолютный монарх) государства-города Ватикан, расположенного на территории Рима, занимающего площадь 0,44 кв. км, с населением около тысячи человек. Полный титул папы звучит более чем внушительно: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан, раб рабов Божьих. Согласно догмату католической церкви папа считается непогрешимым в вопросах веры и морали. Папа избирается конклавом пожизненно. Конклав (от латинского cum clave – запертый на ключ) – собрание кардиналов, созываемое через 18 дней после смерти папы для избрания нового носителя упомянутых титулов. Конклавом также называется помещение Сикстинской капеллы, в котором происходят выборы. Входные двери капеллы на время конклава замуровывают и открывают лишь после избрания папы. Сигналом к открытию дверей служит дым, поднимающийся из трубы камина, расположенного в конклаве – это горят бюллетени, с помощью которых кардиналы проводят голосование. Порядок проведения конклавов был установлен ещё в 13 веке. Число участников конклава не должно превышать 120. Для избрания папы требуются 2/3голосов участников конклава плюс один голос. В официальном списке римских пап фигурирует, включая ныне правящего, 262 папы. С 1523 по 1978 годы папский престол занимали только итальянцы. Эта традиция была нарушена в 1978 году, когда папой избрали польского кардинала Кароля Войтылу, принявшего имя Иоанн Павел II

А почему, собственно, ПАПА? Во всех цивилизованных странах — ПОП… Даже фамилия есть такая! Например, британский поэт Alexander Pope (1688 – 1744) , переводчик Гомера. Не холуинский ли это диалект?

Папа римский это должность. Была она в городе Ватикан. Папа римский следил за всей Европой и следил чтобы не было еретиков если город который принадлежал католикам и его захватывали еретики то папа римский как самый главный по католицизму объявлял крестовый поход на этот город дабы отобрать его у еретиков и изгнать их он хотел равноправия и чтобы все были одной веры.

touch.otvet.mail.ru

Римские папы Википедия

Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Титул

Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

  1. Глава и суверен Святого Престола,
  2. Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
  3. Суверен города-государства Ватикан.

Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.

Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

13 марта 2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.

Официальный титул Папы Римского

Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересеченные ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса.

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни:

  • Episcopus Romanus
  • Vicarius Christi
  • Successor principis apostolorum
  • Caput universalis ecclesiae
  • Pontifex Maximus
  • Primatus Italiae
  • Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
  • Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
  • Servus Servorum Dei

Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.

Написание термина

По современным правилам русского языка, термин папа римский везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать Папа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

История

Титул

В первые века христианства название папа (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами[3]. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.

Основные периоды истории папства

В истории папства историками могут выделяться следующие периоды[4]:

Список римских пап

Выборы, смерть и отречение папы

Выборы римского папы

«Полную и верховную власть в Церкви Римский Понтифик обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Понтифика, уже находящееся в сане епископа, обретает эту власть с момента принятия им своего избрания. Если же у избранного нет епископского сана, его следует немедленно посвятить в епископы»[5].

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы, имеющие сан священника. Последним папой не из кардиналов стал Урбан VI в 1378 году. Последним папой, не бывшим на момент избрания священником, стал Лев X в 1513 году (он был т. н. кардиналом-мирянином). Последним папой, не бывшим епископом при избрании, — Григорий XVI в 1831 году. С 1917 года все кардиналы должны иметь сан священника, а с 1962 года — быть посвящены в епископы (за редкими исключениями по особому распоряжению папы).

Имя папы

Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать этого не обязан.

Отречение

Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является его добровольность. Отречение Римского папы регулируется каноном 332, параграфом 2 Кодекса канонического права, где упоминается, что «нет необходимости в том, чтобы кто-либо принимал это отречение»[6].

Папа Бенедикт XVI 11 февраля 2013 года объявил[7] о решении отречься от Римского престола в 20.00 28 февраля 2013 года[8], до него последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья.

Sede Vacante

После того как камерленго официально удостоверит смерть папы (или после того как вступит в силу отречение), начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.

Власть папы

Власть папы в Церкви

Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью.

«Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом порученное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять[9] Против решения или декрета Римского Понтифика нельзя подать ни апелляцию, ни обжалование»[10].

Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.

Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Своде юридических канонов» (лат. Corpus Juris Canonici). Наиболее часто используемым его вариантом было лейпцигское издание 1876—1884 годов.

Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918 года, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 году папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Кодекс канонического права» (лат. Codex Juris Canonici). 27 мая 1917 года папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права»[11]. В связи со значительным обновлением католической теологии Второй Ватиканский собор (1962—1965) указал на необходимость пересмотра Кодекса.

Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).

Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.

Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся Церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе, либо путём провозглашения его папой с амвона (лат. ех cathedra — с кафедры). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, и оглашаемые папой с амвона) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей Церкви и непогрешимые (лат. infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными (догмат о безошибочности папы).

Папа наделён высшей судебной властью в Церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых.

Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа — залог единства Церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.

Светская власть папы

Папа — глава государства Ватикан.

До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области, а до 1791 года и незначительных территорий современной Франции — Конта-Венессена и Авиньона.

В 756 году франкский король Пипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью ромейских императоров.

Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».

Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как «Диктат папы» (лат. Dictatus рарае), изданный в 1075 году.

Для укрепления власти Ватикана папы нередко использовали отлучение от церкви. Так в XI веке папы отлучали от церкви многих ведущих монархов, потом миловали и снова отлучали. Как минимум один раз были отлучены папой от церкви германский король Генрих IV, король Франции Филипп I, король Англии Гарольд, византийский император Алексей I Комнин и норманнский герцог Роберт Гвискар[12].

См. также

Примечания

  1. ↑ Официальное название — Дворец Сикста V.
  2. ↑ Первым епископом Рима, который стал употреблять титул «папа», был Сириций в 384 году.
  3. ↑ Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996. — 463 с.
  4. ↑ Некоторые периоды авторами могут объединяться в периоды большей продолжительности, даты периодов могут незначительно отличаться. Основные источники: Гергей, 1996; Ковальский, 1991; Лозинский, 1986.[⇨]
  5. ↑ ККП, канон 332, параграф 1
  6. ↑ ККП, канон 332, параграф 2
  7. ↑ Pope Benedict XVI announces his resignation at end of month
  8. ↑ Pope Benedict XVI in shock resignation
  9. ↑ ККП, канон 331
  10. ↑ ККП, канон 333, параграф 3
  11. ↑ Codicis Juris Canonici Fontes, Рим-Ватикан, 1923—1929, Т. 1—7 / ред. П. Гаспарри; Т. 8—9 / ред. Шереди
  12. ↑ Франкопан, 2018, с. 37.

Литература

  • Гергей Ёне. История папства / Пер. с венгр. О. В. Громова. — М.: Республика, 1996. — 464 с. — ISBN 5-250-01848-3. [Ориг. изд.: Gergely Jeno. A papasag tortenete. Budapest, 1982.]
  • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Григулевич И. Р. Папство. Век XX. — М.: Политиздат, 1981. — 2-е изд., доп. — 532 с.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Лозинский С. Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — 3-е изд. — 382 с.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.

Ссылки

wikiredia.ru

Римский Папа.. История Христианской Церкви

IV-ый канон /Римский легат епископ Пасхазий на IV-ом Вселенском Соборе этот канон читал так: «Quod ecclesia Romana semper habuit primatum, teneat autem et Aegyptus, ut episcopus Alexandriae omnium habet potestatem, quoniam et Romano episcopo haec est consuetude». По рассуждению Hefele (Conciliengeschichte I s. 402), епископ Пасхазий ссылкою на 6 канон 1-го Вселенского Собора не примат Рима доказывал, а противоречие 28 канона Халкидонского Собора 6 канону Никейского, где рядом с Римским поставлен архиепископ Александрийский, а потом Антиохийский/ 1-го Вселенского Собора утверждал высокие права римского епископа наряду с другими тремя митрополитами — Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.

В развитии своего влияния и власти на Западе Римская Церковь находилась в условиях более благоприятных, чем Восточная. Только северные города — Церкви Медиоланская с 17-ю подведомственными ей епископами, Аквилейская с 14-ю, и Равенская с 6-ю, получившие свое значение во время переселения народов, — оказали некоторое сопротивление в наступательном движении Римской Церкви на Западе. Кроме западных Италийских Церквей, папа подчинил своему влиянию и Иллирик, главным городом которого, после угрожаемого варварами Сирмия, стала Фессалоника. Первые точно известные сношения Рима с Фессалоникой падают на 370 или 371-ый г., а последующие, на 10 лет спустя. Когда, в 381-ом г. епископу Фессалоникийскому Ахолию представилась возможность поехать на Собор в Константинополь или Рим, то он отправился в Рим и тем показал, что он принадлежит к системе Западных Церквей; правда, из Рима он поехал и в Константинополь, прибывши туда, впрочем, в самом конце заседаний. Эдикт Феодосия II (421 г.) о подчинении Восточного Иллирика в церковном отношении Константинополю остался без последствий, и только Лев III Исаврянин в 732 г. заставил Фессалоникийский экзархат присоединиться к восточной системе Церквей.

Укреплению власти римского папы на Западе и распространению его влияния на Востоке сильно помогли 1) его положение в древнем Риме, столице всемирной империи, 2) сознание, что Рим есть место кончины двух великих апостолов и погребения их и 3) теория о примате апостола Петра в Церкви, унаследованном от него епископом Римским.

Римские папы не только сохранили свое значение, достигнутое ими с I-III в., но и увеличили его, возвысили свое достоинство, после падения в конце V-го века западной империи. Две великих идеи, по пониманию известных историков Лависа и Рамбо, поражали варваров, разрушивших старый мир, это 1) единство всего древнего мира под владычеством Рима и 2) влияние римского христианства на мир, которое также универсально, как и империя. И Римская Церковь оправдала себя в представлениях о ней нахлынувших на Запад диких народов. «Деятельная и опытная Западная Церковь», говорит Лавис и Рамбо, «служила посредницею между древним миром и варварами, Восточная же тратила свои умственные и физические силы в мелочных спорах о догматах и в пустых распрях». Делавши свое дело на Западе, папа не оставался безучастным и к восточным событиям во время Вселенских Соборов. Папы сами лично не присутствовали на Соборах, но делегатов посылали за исключением II-го Вселенского или I-го Константинопольского Собора 381 г., куда их и не приглашали, и V-го Вселенского Собора 553 г., когда папа Вигилий, хотя и присутствовал в Константинополе, но на Собор отказался придти. Имея определенные и ясные догматические формулы от Тертуллиана (и Новациана), папы, не чувствуя потребности и не видя нужды углубляться в них, с недоумением, а иногда и со страхом посматривали на греков, которые в течение пяти веков, с IV до VIII, были захвачены жаркими догматическими спорами. Но папы не упускали ни одного случая, чтобы сказать свое авторитетное, или даже властное слово, заступиться за обиженных, позвать к себе на суд обидчиков, или заочно произнести свой суд. На I-ом Вселенском Соборе было всего 6-7 представителей Запада; тем не менее существенное влияние их на формулировку Никейского вероопределения не подлежит сомнению. Об этом говорит историк Филосторгий. Самые сильные выражения символа, ниспровергавшие арианство: а) (?? ??? ?????? ??? ??????) и б) «?????????» — подсказаны епископом Осием чрез императора Константина: ни у епископа Александра Александрийского, ни у святого Афанасия ранее Собора они не встречаются. Римский папа Юлий принимает деятельное участие в судьбе гонимых на Востоке православных епископов, как-то Святого Афанасия, епископа Маркелла, Павла и других. Папа Дамас приходит на посильную помощь Востоку, откликаясь на горячую мольбу Святого Василия Кесарийского. Папа Иннокентий I принимает сторону Иоанна Златоуста, после осуждения его на Соборе «под дубом», в 402 г., и приглашает восточных к себе на Собор. Кирилл Александрийский не раньше выступает против Нестория, как доносит об его ереси папе Келестину. Последний поручает ему как бы исполнение над Несторием постановления Римского Собора 430 г. Послание папы Льва I к архиепископу Константинопольскому Флавиану и его фундаментальное значение для определения Халкидонского Собора общепризнаны. Эпоха пятого Вселенского Собора свидетельствует о том, как в это время весь Восток согласился подписать неуместный эдикт императора Юстиниана против трех глав, и лишь Запад энергично протестовал, направив против него полемическое сочинение «В защиту трех глав», написанное епископом Факундом Гермионским. В тяжелые времена монофелитских споров константинопольская кафедра дала четырех патриархов-еретиков (Сергия, Пирра, Павла, Петра), а римская — папу-мученика, в лице Мартина I. Послание папы Агафона на шестом Вселенском Соборе сыграло почти такую же роль, какую послание Льва I на Халкидонском Соборе. Были делегаты папы Адриана I и на седьмом Вселенском Соборе. Громадное значение в истории папства имел Поместный Собор в Сардике, в 343-344 гг. Он созван был по желанию обоих императоров — Констанса и Констанция, почти на границе их царств, и состоял как из западных, так и восточных епископов (всего было, по Афанасию Великому, 170 душ: 76 восточных евсевианских и 94 православных). Председателем Собора был Осий Кордовский, второе место на нем занимал сардикский епископ Протоген. Из 20-ти канонов этого Собора заслуживают особого внимания 3-й, 4-ый и 5-ый, в том отношении, что ими как бы устанавливается, что, в случае несогласия осужденного с решением местного Собора, предоставляется ему право обращаться к областному Собору, или к папе римскому… Однако, были на Вселенских Соборах постановления, каноны, против которых протестовали римские папы, как канон 3-ий II-го Вселенского Собора и 28-ой Халкидонского. Папы в них видели незаконное возвышение патриарха константинопольского. Но самое тяжелое оскорбление в этот период нанес папам Лев III Исаврянин, когда в 732 году отнял у них Иллирик и передал Константинопольской Церкви. Насколько тогда была нанесена глубоко рана, об этом свидетельствует тот факт, что она не могла зажить и чрез века. Об Иллирике упоминают папы и просят чрез своих делегатов возвратить его Святому Престолу на Константинопольском Соборе в 869-870 г. Но что интереснее всего, о нем не забыл в половине ХI-го века папа Лев IX.

Претерпевши немало от византийских императоров, не удивительно если папы со вниманием и даже с сочувствием отнеслись к новым политическим образованиям среди варварских народов в Ломбардии и за Альпами. Они даже помогли им, и эта помощь их была хорошо оценена. Франкский королевский дом вступил в союз с папою. Пипин в 754-ом г. положил начало светской власти пап, подаривши им часть Равенского экзархата, отвоеванную им у лангобардов. Папа в 800-ом г. короновал на царство императора Карла. Чрез это произошел формальный разрыв с византийскими императорами за период IV — VIII в.в. По справедливости должно сказать, что западная иерархия, возглавляемая папами, проявила более высокое самосознание и мужество в борьбе с византийскими императорами за достоинство веры и Церкви. Один превосходный исследователь изучаемой эпохи, профессор А. П. Доброклонский говорит: «действительно, западная иерархия, во главе с римским епископом, по отдаленности расстояния и политическим обстоятельствам более свободная от деспотизма византийских императоров, обычно давала решительный отпор их незаконным действиям, не останавливаясь даже пред соборным осуждением императорских эдиктов, и римские епископы не раз в своих посланиях к императорам высказывали со всею определенностью традиционный принцип независимости Церкви в делах веры и церковного управления (Феликс III, Геласий I, Симмах и другие)» /Проф. А. П. Доброклонский. Преподобный Феодор исповедник. Одесса 1913. стр. 80; ср. его же «Сочинение Факунда Гермионского в защиту трех глав». Москва 1884 г. стр. 289-290/.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Папа римский – глава католической церкви

Католическая церковь утверждает, что первый папа римский – апостол Петр – получил власть из рук самого Иисуса Христа. С тех пор непрерывно, через восемнадцать дней после смерти предыдущего, избирается следующий земной наместник Бога. Папа римский в католицизме считается главой всей церкви. Избирается он конклавом – собранием кардиналов – пожизненно. Ему оказывают высокие почести. Перед восхождением папы на престол совершается бескровная жертва. Затем он надевает специальный головной убор – тиару. Это уже не обычная митра епископа, а корона, состоящая из трех зубьев, в знак того, что папа римский отныне получает власть в мире загробном, земном и церковном. Его особый статус церковная традиция обосновывает наследованием им власти от апостола Петра, а значит, и от Христа. Кроме того, папа римский является еще и главой Ватикана – государства, которое занимает на территории Рима небольшую площадь (44 га) и вступает в дипломатические отношения практически со всеми странами мира. Этому способствовала независимость западных епископов (в отличие от восточных) от светской власти.

Представление о том, что только церковь может вручать власть государственным правителям, начало формироваться после того, как пала западная территория Римской империи. Каждый очередной папа римский проводил свою политику. Под благородным предлогом – освобождением Гроба Господнего – он организовывал и возглавлял военные походы. А в I Х веке папа Иоанн VIII дополнил право католической церкви решать вопрос о разрешении или запрете коронации правителей еще и правом отбирать у них корону.

Расхождения между двумя церквями (восточной и западной) увеличивались с каждым годом. VII Вселенский Собор, созванный в 787 году, лишь усилил трения. И связаны они были не только с вопросами идеологии и церковными догмами, как думает большинство непосвященных, а и с политическими причинами. Дело в том, что в то время Византийская империя осуществляла успешную экспансию на Апеннинском полуострове. Естественно, что правители Рима всячески противились этому. Отправной точкой послужил конфликт, спровоцированный в 862-870 годах Михаилом III. Он низложил Игнатия, патриарха Константинополя, а на его место поставил Фотия, человека светского, не имеющего никакого отношения к церковному миру. Это не понравилось Николаю I, римскому папе. Впоследствии этот конфликт в долгое противостояние не вылился, но и полностью тоже не утих. Обострение противоречий произошло в 1054 году. Оно завершилось официальным и окончательным разделением двух церквей христианского мира.

С этих пор у папства появилась обратная сторона. Вместе с ростом его престижа и влияния на политику росли и закулисная борьба, и интриги между кардиналами, заинтересованными в том, кто будет у власти. Был и такой период в жизни церкви, когда духовный сан получали только для того, чтобы иметь влияние на политику, на светских правителей. Папы приходили друг другу на смену, даже не дожидаясь смерти предшественника. Часто кандидат, который ранее был свергнут, умудрялся вернуть себе престол. Показателен случай, когда папа Бенедикт IX в Х I веке свое право на должность восстанавливал не один раз. Мало того, очередному кандидату он сам же и продавал престол.

В течение следующих веков папство много раз возрождалось и впадало в упадок, совершало и ошибки, и благодеяния. О преступлениях католической церкви многое стало известно лишь после завоевания европейских стран Наполеоном: на этих территориях он отменил инквизицию.

И только в наши дни Иоанн Павел II публично принес извинения за преступления, совершенные католической церковью за всю историю ее существования. Именно этот папа реформировал структуру церкви, разработал современный вариант функций и социальной роли церкви. Он многократно призывал священнослужителей не участвовать в деятельности политиков. Главную миссию церкви Иоанн Павел II видел в освобождении мира от конфликтов, но не политическими методами, а с помощью евангельского служения всему человечеству, в духовном пастырстве.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *