Голубев Василий Федорович. Воздушная война над СССР. 1941

Голубев Василий Федорович

Один из наиболее результативных летчиков-истребителей Балтийского флота, Василий Голубев проявил себя талантливым командиром, тщательно планируя каждый боевой вылет и операцию в воздухе, учитывая все тактические слабости противника и скрупулезно разбирая ошибки летчиков своей части.

Родился он в 1912 году в селе Каменка, недалеко от Ленинграда. Закончил Ейское авиационное училище и получил назначение в 13-ю отдельную эскадрилью. Войну начал в составе 13-го ИАП, летая на И-16 с бортовым номером «13». Но 13-е число не принесло удачи Голубеву. Первую победу он одержал 28 июня 1941 года, сбив немецкий бомбардировщик Ju 88. В начале июля его жертвой стал Мессершмитт Bf 109. Затем началась полоса неудач.

13 июля он атаковал в лоб немецкие самолеты, приняв их за Ju 88. Однако это оказались двухмоторные тяжелые истребители Bf 110 с мощным вооружением. В итоге «ишачок» Голубева был подбит, и летчик, весь облитый маслом, едва сумел совершить посадку на своем аэродроме. После этого случая механик Богданов предложил исправить бортовой номер истребителя на «14», но Голубев отказался. 13 августа шестерка И-16 отправилась на прикрытие железнодорожной станции Веймарн. Самолеты патрулировали на высоте всего 1200–1500 метров, и этот тактический промах дорого обошелся советским летчикам. Десять Bf 109 напали на них сверху — ведомый Голубева был сбит, а сам Василий, получивший ранение в ногу, с трудом посадил машину на фюзеляж. Самолет был разбит, а пилот угодил на месяц в госпиталь.

В середине сентября Голубев вернулся в свою часть, но 9 оставшихся истребителей полка к этому времени уже перелетели на аэродром в Новой Ладоге. Однако на авиабазе остались два поврежденных И-16 со снятым вооружением, которые к вечеру удалось отремонтировать. На них Голубев вместе со своим товарищем Ф. Зотовым и отправился догонять полк. Но в пути безоружные самолеты были атакованы «сто девятыми», и истребитель Голубева вновь оказался подбит и приводнился на поверхности Ладожского озера. Благодаря своей хорошей физической подготовке, летчик смог доплыть до берега, где его вскоре подобрал связной У-2.

На новом месте Голубеву опять достался И-16 с бортовым номером «13», но на этот раз Богданов не выдержал и по собственной инициативе исправил номер на «33». С тех пор балтийский летчик постоянно летал на машинах с таким обозначением.

В начале октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налетов финской и немецкой авиации. Здесь отчетливо проявилась манера боя будущего аса, основанная на традициях Антоненко и Бринько. Сам Голубев описывает ее так:

««Юнкерсы» начали уходить на восток. Я выбираю одного, подхожу метров на четыреста, посылаю два снаряда. Сближаюсь на короткую снайперскую дистанцию, стрелки «юнкерса» молчат, видимо, оба убиты. Длинная очередь из трех пулеметов прошивает самолет врага от хвоста до кабины. Ju 88, медленно заваливаясь на крыло, уходит вниз. Близ позиций наших войск на земле вспухает огненный шар…»

Осенью 1941 года советская истребительная группа с Ханко стала настоящей занозой для финского командования. И-153 и И-16 из ее состава безнаказанно штурмовали вражеские войска на островах архипелага, препятствуя их захвату, эффективно боролись против самолетов противника. Так, 24 октября Василий Голубев в бою с двумя финскими трофейными истребителями И-153, изрядно досаждавшими советскому флоту, сумел сбить реактивными снарядами один биплан и тяжело повредил пулеметной очередью другой. Для нейтрализации этой группы в Финляндии была сформирована специальная эскадрилья истребителей Кертисс «Хаук» 75 под командованием капитана Пааво Берга. К боевым действиям она приступила 31 октября.

Первый воздушный бой между советскими и финскими истребителями состоялся уже через день. В нем приняли участие четыре «хаука» во главе с Бергом и два И-16 под командованием Цоколаева, к которым вскоре присоединился «ишачок» Василия Голубева (его пара взлетала с аэродрома под артиллерийским обстрелом, и ведомый Дмитрий Татаренко вынужден был прекратить разбег из-за разрыва снаряда перед самолетом). В район боя Голубев подоспел как раз вовремя, когда «хауки» зажали в клещи истребители И-16, и Берг уже открыл огонь по отставшему самолету лейтенанта Творогова. Заградительные очереди вынудили Берга прекратить стрельбу, а затем Голубев резким разворотом вышел на позицию для атаки. Позднее он вспоминал: «Сближаюсь на сто метров — моя любимая дистанция, только выходить из нее тяжело — и даю точную очередь по мотору и кабине «спитфайра». Вижу, как разрывные пули рвут обшивку самолета и остекление фонаря кабины, «спитфайр» переворачивается и падает рядом с нашим миноносцем». Так бесславно закончилась карьера капитана Пааво Берга. Его ведомый поспешно покинул поле боя, а еще через некоторое время, получив изрядные порции свинца, удрали на большой скорости и остальные два «хаука».

Самолеты противника советские летчики опознали как «спитфайры», и в этом есть какая-то загадка, поскольку по официальным источникам истребители этого типа на вооружении финских ВВС не состояли. Конечно, в условиях скоротечных воздушных боев пилоты нередко путали силуэты вражеских самолетов (к тому же в начале войны малоизвестных), но Голубев и после войны настаивал на том, что это были именно «спитфайры». Кроме того, доклады о встречах в воздухе с финскими «спитфайрами» поступали и от других советских летчиков.

Жажда реванша финскими летчиками привела вскоре к очередному воздушному бою, который произошел 5 ноября и опять закончился для них явным поражением. Вновь предоставим слово Василию Голубеву: «А вскоре пять «спитфайров» вызвали нас на бой — такое иногда бывало в годы войны. Вызов мы приняли и, предварительно обговорив план сражения, взлетели двумя парами. Противник ходил двумя группами — три и два, все на одной высоте.

Я покачал им крыльями, они ответили. Значит, мы правильно догадались — им нужен бой-реванш. Наши две пары разделились, и враги, вероятно, ликовали: считали, что теперь-то нам придет конец. Но просчитались. Все вместе они бросились на нас с Татаренко и начали преследование. Пулеметные трассы «спитфайров» проходили очень близко от нас: на каждом истребителе врага по восемь пулеметов «Браунинг».

Вижу пару Васильева впереди и выше. Мы незаметно для врага тянем его в нужном направлении — под пару Васильева. И тут ловушка захлопывается. Васильев с Байсултановым пикируют и почти в упор расстреливают двух «спитфайров». И как поется в песне, «пенистые волны моря проглотили их в один миг».

Остальным трем истребителям уже не до боя: они ищут путь к спасению. Но Татаренко ловит одного их них в прицел. Пулеметная очередь, самолет врага завертелся в нисходящей «бочке». Вот-вот и он упадет. Но над самой водой летчик все же вывел его в горизонтальный полет. Остальные два, шарахаясь из стороны в сторону, уходят к своим островам».

В октябре 1944 года, когда Финляндия уже разорвала отношения с фашистской Германией, полк Василия Голубева перебазировался на финский аэродром Мальме, и там советский летчик встретился с финским майором, бывшим участником этих боев. В личной беседе тот ему рассказал, что только 2 ноября его эскадрилья потеряла целых три истребителя — один из них был сбит в воздушном бою, а два разбились на обратном пути. 5 ноября финны лишились еще трех самолетов. В итоге из 9 финских истребителей было потеряно 6, что послужило причиной расформирования эскадрильи. Ее личный состав разбросали по разным подразделениям.

Любопытно, что в журнале «Авиамастер» (1/2003 г.) была помещена статья «Особая группа Ханко», посвященная именно этим двум боям и написанная Андреем Диковым и Карлом-Фредериком Геустом, т. е. представителями обеих в прошлом воевавших между собой государств. Редкий пример сотрудничества, но, к сожалению, не очень удачный. Вечное противоречие между Востоком и Западом приводит к тому, что Запад не желает признавать даже очевидных поражений. Поэтому финские историки признали потерю всего двух истребителей и, в свою очередь, предложили другую версию воздушных боев, и даже дополнили ее схемой полета своих самолетов, т. е. напустили как можно больше туману. Однако в этом случае возникает вопрос, почему финскую эскадрилью, потерявшую только два самолета (кстати, записанных во время войны, как сбитых зенитной артиллерией), вывели из боевых действий и расформировали? Эпизод встречи Голубева с финским майором в статье не упомянут — либо авторы не дочитали мемуары Голубева до конца, либо он был намеренно опущен, поскольку не вписывался в «официальную финскую версию» событий.

В последние месяцы 1941 года 13-й ИАП понес большие потери при обороне Дороги жизни через Ладожское озеро. Частично в этом были виноваты немецкие «охотники» из JG 54, летавшие на Bf 109F. Например, в начале декабря полк потерял двух летчиков, сбитых из-за собственной невнимательности. 7 декабря четверка И-16, находясь в невыгодной позиции под облаками, была атакована «охотниками» по пути домой. Двое пилотов были ранены, а один погиб, врезавшись вместе с самолетом в землю. С другой стороны, сказалось тактически неграмотное ведение боев руководством полка. Только 1 января 13-й ИАП лишился пяти летчиков, выбывших из строя по ранению, 3 истребителя сгорели и 7 были повреждены. Это переполнило чашу терпения вышестоящего начальства, и командный состав полка был полностью сменен. Голубев, как опытный боец, получил должность командира эскадрильи. С этого момента он мог без помех претворять в жизнь собственные тактические идеи и боевые порядки. Все И-16 стали летать парами, эшелонированными по высоте. Атаки противника он предлагал проводить на встречных курсах. Все боевые задания тщательно разбирались на предполетном инструктаже. Результаты сказались быстро — его 3-я эскадрилья стала лучшей в полку.

Некоторое время Голубева занимала тактика действий немецких «охотников». Поклявшись первым уничтожить вместе со своим подразделением «мессершмитты», он вскоре пришел к выводу, что немцы, как правило, атакуют либо невнимательных пилотов, либо группы самолетов, возвращающиеся с боевого задания без боеприпасов. Особое внимание они уделяли отставшим от строя и поврежденным «подранкам».

12 марта 1942 года он и воспользовался этим обстоятельством, когда группа И-16 возвращалась на аэродром после штурмовки железнодорожной станции. Полностью сохранив боезапас, Голубев на обратном пути покинул строй и имитировал полет поврежденного самолета. Через некоторое время на горизонте появились две черные точки — два «мессершмитта», заметив отставший истребитель, на форсаже бросились за ним вдогонку. Когда «охотники» приблизились на дистанцию около 1000 метров, «поврежденный» И-16 вдруг круто развернулся навстречу противнику. Голубев вспоминал: «Вот когда пригодились десятки вариантов и расчетов на такой маневр! Заканчиваю разворот на высоте около пятисот метров, противник намного ниже меня. Он такого маневра не ждал и оказался в лобовой атаке. Оба «мессера», задрав желтые носы, пошли на меня, видимо считая, что я без боезапаса и делаю ложную атаку. Темные трассы от двух Bf 109F точно тянутся к моему мотору. В прицеле ведущий «охотник», дистанция примерно 500 метров, полторы секунды осталось на все, пусть даже на жизнь. Три огненные трассы молнией пронизали огненное тело «мессершмитта», мелькнувшее ниже меня метрах в пяти…»

Вспыхнувший немецкий истребитель упал на землю, а Голубев, развернувшись вслед второму Bf 109, дал залп реактивными снарядами. Вражеский самолет, попытавшийся уйти горкой, потерял скорость и с поврежденным хвостовым оперением, зацепившись за макушки елок и потеряв плоскости, совершил вынужденную посадку на границе аэродрома. Его пилот, раненный осколками, скончался через несколько минут после приземления. На руле поворота ведомого «мессера» насчитали отметки 26 побед. Таким образом на счету Голубева появились 14-й и 15-й сбитые самолеты.

В середине марта 13-й ИАП был переименован в 4-й гвардейский ИАП (ГИАП), а осенью Голубев был назначен заместителем его командира, получив в конце года звание Героя Советского Союза. Полк по-прежнему воевал на И-16, хотя время этих юрких монопланов уже давно прошло. На вооружении JG 54 с конца декабря появились новейшие истребители Фокке-Вульф Fw 190А-4, сильно осложнившие для советских ВВС обстановку в воздухе. Тем не менее в январе 1943 года балтийский ас сумел и на «ишачке» уничтожить два хваленых «фоккера». В этом же месяце полк наконец был снят с фронта для освоения новых истребителей Лавочкина — Ла-5. Обратно под Ленинград он вернулся лишь спустя два месяца. Количество побед Голубева неуклонно росло.

21 апреля он сбил два финских истребителя Фиат G.50bis, а в мае его жертвами стали три Ju 88 и один Bf 109. В это время пилоты полка на нескольких оставшихся И-16 часто вылетали на ночное патрулирование, попутно штурмуя прожекторные и зенитные установки противника, ведущие борьбу с легкими бомбардировщиками У-2. 30 июня Голубев впервые поднялся в воздух ночью на Ла-5.

Перехватив и уничтожив немецкий разведчик Ju 88, он внезапно во время посадки был обстрелян собственной зенитной артиллерией, не предупрежденной заранее о полете незнакомого самолета. Истребитель получил повреждения, и пилот, после психологической встряски, с трудом совершил посадку на аэродроме.

В конце 1943 года Голубев принял командование над 4-м ГИАП, и ему, как одному из самых результативных летчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров он продолжал полеты. 13 января он сбил свой 36-й самолет — Bf 110. С машиной этого типа у Голубева связан еще один эпизод биографии. Зимой 1944 года противник начал использовать «сто десятые» на Ленинградском фронте в качестве высотных разведчиков. Советские летчики немедленно организовали за ними охоту. Один их этих самолетов Голубев долго преследовал и сбил на выходе из пикирования — Bf 110 пропахал целую просеку в лесу. 23 февраля он сумел догнать еще один двухмоторный «мессершмитт». Одновременно с хвостовым стрелком немецкого разведчика он почти в упор открыл огонь. Результат был ошеломляющим. Bf 110 взорвался, и перевернутый взрывной волной, истребитель Голубева сорвался в штопор. Восстановив управление машиной, контуженый, оглохший летчик с поврежденной барабанной перепонкой левого уха тем не менее доставил на свою базу убедительные доказательства своей 38-й победы. Капот двигателя изуродованного истребителя был вдавлен в цилиндры, а кусок дюралевой обшивки немецкого самолета впился в крыло Ла-5 до самого лонжерона. Вернувшись к боевым вылетам в мае 1944 года, Голубев 28 июня одержал свою последнюю победу, отправив на дно Финского залива Фокке-Вульф Fw 190.

Всего за время войны Василий Голубев совершил 589 боевых вылетов и сбил 39 вражеских самолетов лично и 12 — в группе. После войны он продолжил службу, освоив в воздухе целый ряд реактивных машин.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

ГОЛУБЕВ ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ | Новосибирская Книга Памяти

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов.

В 1933–1935 годах добровольцем служил в Красной Армии.

После службы поступил в планерную школу Осоавиахима. Работал инструктором, затем руководителем Волховского летно-планерного клуба. В 1938 году окончил летную школу Осоавихима. Работал инструктором в аэроклубе города Минеральные Воды.

В 1939 году Василий Голубев поступает (сразу на 3-й курс) в Ейское военно-морское авиационное училище. По окончании училища он получает направление на Краснознаменный Балтийский флот. Начал службу в 13-й отдельной авиационной эскадрилье.

Первый боевой вылет совершил на рассвете 22 июня 1941 года, а уже 28 июня одержал первую победу: на И-16 сбил вражеский «юнкерс». К августу  имел более 100 боевых вылетов. В начале октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налетов финской и немецкой авиации. Член ВКП(б) с 1941 года.

В октябре 1941 года переводится в 13-й истребительный авиационный полк, впоследствии – 4-й гвардейский. Участвовал во всех операциях ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

В январе 1942 года Василия Голубева назначают командиром 3-й эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка 61-й истребительной авиационной бригады Военно-Воздушных Сил Краснознаменного Балтийского флота. Вскоре его эскадрилья стала лучшей в полку. В марте 1942 года полк становится гвардейским.

К июню 1942 года капитан В.Ф. Голубев совершил 339 успешных боевых вылетов. В 61-м воздушном бою сбил 4 самолета лично и 23 – в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года гвардии капитан Голубев Василий Федорович удостоен звания Героя Советского Союза.

Осенью 1942 года В.Ф. Голубев назначен заместителем командира 4-го гвардейского истребительного полка.

28 июня 1944 года он одержал свою последнюю победу. Войну Василий Голубев закончил гвардии подполковником, командиром 4-го гвардейского истребительного авиационного полка.

К маю 1945 года В.Ф. Голубев совершил 589 успешных боевых вылетов и, участвуя в

133-х воздушных боях, уничтожил 39 самолетов противника (официально) – 16 лично и 23 в группе.

После войны продолжал служить в морской авиации. В 1951 году, окончив Военно-морскую академию, он командовал авиационной  дивизией на Северном флоте. Служил и проживал в Новосибирске.

По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968–1970 годах. С 1971 года В.Ф. Голубев – старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. Защитил кандидатскую диссертацию.

С 1975 года генерал-лейтенант авиации В.Ф. Голубев – в запасе, а затем в отставке. Жил в Москве. Голубев – автор 11 книг, среди них «Школа войны», «Крылья крепнут в бою», «Во имя Ленинграда».

Награжден двумя орденами Ленина, семью орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, высшими военными орденами Египетской Республики и Великобритании. Почетный гражданин поселка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области.

Умер 17 апреля 2001 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище [75, 178, 194, 651, 684, 706, 755, 787, 926, 1051].

www.sibmemorial.ru

ГОЛУБЕВ Василий Фёдорович (1912–2001)

Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук, почетный гражданин поселка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка (ныне Волховского района Ленинградской области). Отец Голубев Фёдор Михеевич (18741957). Мать Голубева Варвара Николаевна (18751965). Супруга Голубева Александра Фёдоровна. Дочь Ананко Галина Васильевна.

После учебы в школе и работы на бумажном комбинате Василий в 1933 году добровольно вступил в Красную Армию и прослужил два года. Его влекли самолеты. Эта увлеченность и привела его в 1936 в планерную школу Осоавиахима. Голубев был инструктором, а с 1937 года стал руководителем Волховского летно-планерного клуба. Спустя год окончил Высшую летную школу пилотов Осоавиахима. Затем работал инструктором и командиром звена аэроклуба в городе Минеральные Воды. Много летал на самолетах У-2, УТ-1, УТ-2 и обучал других.

Опытный и способный летчик, он твердо решил стать военным авиатором, овладеть более мощными и скоростными воздушными машинами. В 1939 году Василий Голубев поступил в Военно-морское авиационное училище в Ейске, причем сразу зачислен на 3-й курс. Это училище он окончил с отличием в 1940 году.

С того времени и началась его постоянная служба в авиации. Поначалу был летчиком-истребителем, начальником парашютно-десантной службы, командиром звена. В октябре 1941 года его перевели в 13-й истребительный авиационный полк, который впоследствии стал 4-м гвардейским. Василий Фёдорович и его боевые друзья сроднились с этим полком и до конца войны в его рядах громили врага на суше и на море.

Знаменательно, что первый боевой вылет на отражение атаки немецких самолетов на Кронштадтскую военно-морскую базу Голубев выполнил в 4 часа утра 22 июня 1941 года. С этого времени вылеты навстречу врагу следовали один за другим днем и ночью. Главнейшей задачей морские летчики считали прикрытие с воздуха Ленинграда на дальних и ближних подступах.

Надежный ведущий, Василий Голубев при встрече с противником стремился построить боевой порядок группы так, чтобы сохранить за собой инициативу до начала воздушного боя или удара по наземному объекту. Поэтому он всегда выходил из боя победителем. И, как правило, не имел потерь. Важное значение придавалось взаимовыручке в бою. Пример в этом подавал сам ведущий. В критический момент соприкосновения с гитлеровскими самолетами он не раз выручал ведомых, спасал их от поражения.

Память фронтовика сохранила следующий эпизод. Во второй половине июля 1941 года наши войска остановили захватчиков, рвавшихся к Ленинграду, у реки Луга. В. Голубев получил задание разведать их силы в районе города Гдова. Он вылетел вместе с лейтенантом Зотовым. Когда самолет ведомого был поврежден и потерял скорость, Голубев приказал ему занять место ведущего и на предельно малой высоте следовать курсом на аэродром. Не дойдя до линии фронта, они были перехвачены четырьмя «мессершмиттами». Прикрывая поврежденный самолет друга, Василий Голубев, владея высшим пилотажем на малой высоте, в головокружительных маневрах не только отбивал атаки фашистов, но и поджег один «мессер»; остальные истребители ушли. А наша пара благополучно приземлилась на своем аэродроме.

Еще более жаркий воздушный бой разгорелся в районе железнодорожной станции Веймарн, где разгружался эшелон с ополченцами. Из опыта лейтенант В. Голубев знал, что выделенные для атаки эшелона вражеские бомбардировщики могут иметь сильное истребительное прикрытие. По его просьбе командир эскадрильи добавил к двум трехсамолетным звеньям еще два истребителя и таким образом создал две тактические группы по четыре машины для действий парами. И это полностью себя оправдало в бою.

Патрулируя над станцией, летчики обнаружили приближение большой группы «юнкерсов». Они шли тремя колоннами, по десятку в каждой, под прикрытием 12 «мессершмиттов». Итак, восемь наших И-16 против 42 немецких Ю-88 и Ме-109! Это не смутило Голубева. Надо чем-то ошеломить фашистов. И ведущий решил стремительно атаковать армаду бомбардировщиков своей четверкой строем «фронта» на встречном курсе, чего очень боялись немцы. Они не выдерживали такой психической атаки, начинали отворачивать. Расчет оправдался. Метким огнем реактивных снарядов и пулеметов наши летчики сразу сбили два Ю-88. Строй первой вражеской колонны стал распадаться. Бомбы посыпались на поле далеко от станции. Так же были атакованы и рассеяны вторая и третья колонны вражеских бомбардировщиков. Действия группы В. Голубева, отражая атаки «мессершмиттов», прикрывал сверху ведомый лейтенант Д. Князев. В неравном бою наши летчики сбили 11 самолетов противника, не потеряв ни одного своего.

Бывали и беды. В районе Шлиссельбурга однажды летчики встретились с четырьмя Ме-109. Пришлось применить испытанный прием – идти в лобовую атаку. Гитлеровцы не выдержали, отвернули. Но истребитель Голубева был подбит зенитной артиллерией. Летчик еле дотянул до восточного берега Ладожского озера. Самолет приводнился и затонул. Голубев, вконец обессиленный, едва добрался до берега, вышел на безлюдный мыс. Ситуация казалась безвыходной. О происшествии доложили командованию. И тут боевой напарник Голубева, Дмитрий Князев, которого Василий не раз выручал, ринулся на его поиски на У-2. И нашел друга!

Памятными для Василия Фёдоровича были бои под Ленинградом. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолетов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада противника насчитывала до 80 бомбардировщиков: Ю-88, Хе-111 в сопровождении 24 истребителей Ме-109 и Ме-109ф. Получалось пятикратное превосходство противника!

В небе над Кобоной завязался тяжелый и длительный бой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, фашисты сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую ночь все же попытались уничтожить корабли флотилии. В налете участвовали три колонны пикировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей. Комэск Василий Голубев предвидел такую атаку и, зная, что «юнкерсы» бомбят, ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный огонь. Несколько «пиратов», не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь лобовой атаки, ушли, не выполнив задания.

Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова – представил к званию Героев Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В.Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.

Почти два года Василий Фёдорович командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых летчиков. Летчики прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолетов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по фашистским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники. В послевоенные годы авиаторы КБФ выполняли задачи по охране морских и сухопутных рубежей Родины в зоне Балтийского моря.

С окончанием войны В.Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно-морской академии. Тогда же был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переобучение летного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины.

По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968–1970 годах. С 1971 года Василий Голубев являлся старшим преподавателем Военной академии Генерального штаба. И снова – напряженная работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас генерал-лейтенант авиации уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодежью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны.

Герой Советского Союза Василий Фёдорович Голубев награжден двумя орденами Ленина, семью орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, высшими военными орденами Великобритании – «Орден Британской Империи» 4-го класса и Египта – «За военные заслуги перед Объединенной Арабской Республикой», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», Жукова, «Ветеран Вооруженных Сил СССР» и многими юбилейными.

Василий Голубев являлся почетным гражданином поселка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области. Увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг, в их числе «Школа войны», «Второе дыхание», «Крылья крепнут в бою», «Впереди комиссар», «Во имя Ленинграда».

Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза морских авиационных полков Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. В Москве, на доме где жил Василий Голубев, установлена мемориальная доска.

www.biograph.ru

Голубев, Василий Фёдорович — это… Что такое Голубев, Василий Фёдорович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Голубев.
Василий Фёдорович Голубев
Дата рождения

16 ноября 1912(1912-11-16)

Место рождения

д. Каменка, Волховского района Ленинградской области, СССР

Дата смерти

17 апреля 2001(2001-04-17) (88 лет)

Принадлежность

 СССР

Род войск

ВВС

Годы службы

1933—1976

Звание
Часть

13 АЭ ВВС КБФ, 13 ИАП (4 ГвИАП)

Сражения/войны

Великая Отечественная война

Награды и премии

медали

Голубев Василий Фёдорович (16 ноября 1912(19121116) — 17 апреля 2001) — советский летчик-истребитель. Герой Советского Союза.

Биография

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 августа 2012.

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области.

В 1933-35 годах добровольцем служил в Красной Армии. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. По окончании училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу в 13-й отдельной авиационной эскадрилье.

Первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года. К августу имел более 100 боевых вылетов. В начале октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации.

В октябре 1941 года перевёлся в 13-й истребительный авиационный полк, впоследствии — 4-й ГвИАП. В составе этого полка прошёл всю войну до последнего дня, от рядового лётчика до командира полка. Голубев — один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ.

В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи.

12 марта 1942 в одиночку на самолёте И-16 провел бой против пары немецких истребителей Messerschmitt Bf.109. В коротком бою оба немца были сбиты.

В начале 1943 года полк начал получать новые самолёты Ла-5. Тем не менее, в полку оставались 6 самолётов И-16, на которых иногда вылетали на разведку. В декабре 1942г эскадра истребителей люфтваффе Jagdgeschwader 54 получила на вооружение самолеты Fw-190A4. В январе 1943г Василий Голубев, совершая вылет на И-16, сбил два Fw-190A4 из JG54.

Всего за время войны Василий Голубев совершил 589 боевых вылетов и сбил 39 вражеских самолетов лично и 12 в группе. После войны он продолжил службу, освоив в воздухе целый ряд реактивных машин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 722).

В 1951 году он окончил командный факультет Военно-Морской академии. Затем назначен командиром авиа дивизии ВВС Северного флота.

В 1968—1970 годах старший советник ПВО Египта.

С 1971 года В. Ф. Голубев — старший преподаватель Военной академии Генерального штаба.

Уволился в запас в 1976 году. В последние годы жизни В.Ф. Голубев увлекся литературным творчеством, им было издано 11 книг.

Скончался 17 апреля 2001 года. Похоронен в Москве.

Сочинения

  • Школа войны. М ., 1947.
  • Второе дыхание, Москва: Советская Россия, 1984.
  • В. Ф. Голубев Крылья крепнут в бою. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1984. — 253 с. ил., 10 л. ил.
  • Впереди комиссар. М.: Политиздат, 1988, 111 с., ил.
  • В. Ф. Голубев Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 512 с. — 8000 экз. — ISBN 5-8183-0159-1

Литература

Ссылки

Примечания

См. также

dic.academic.ru

Голубев, Василий Федорович — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Голубев Василий Фёдорович
1912-2001

Место рожденияд.Каменка ныне Волховского района, Ленинградская обл.
Место смерти.Москва
Принадлежностьчлен ВКП(б) с 1941 года
Род войскАвиация
Годы службы1939-1975
Званиегенерал-лейтенант
Награды

Звезда Героя Советского Союза

В отставкес 1975 года

Биография Героя Советского Союза, летчика Голубева Василия Фёдоровича

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района, Ленинградской области в крестьянской семье. Русский. Потом семья перехала в Старую Ладогу. В 1928 году окончил 7 классов, собрался ехать в Ленинград. Пошел поступать в военно-теоретическую школу летчиков. Но в эту школу принимали ребят постарше, пришлось возвращаться домой, но по дороге завернул к старшему брату Александру в Сясьстрой, да и остался там работать на целлюлозно-бумажном комбинате. Через год его опять не приняли в летную школу, и тогда он добровольно пошел служить в Красную Армию. В 1933-1935 годах добровольцем служил в Красной Армии. Там добился перевода в воздушно-десантные войска, где овладел прыжками с парашютом, что стал инструктором парашютного спорта.

После службы поступил в планерную школу Осоавиахима. Работал инструктором затем руководителем Волховского лётно-планерного клуба. В 1938 году закончил лётную школу Осоавихима. Работал инструктором в аэроклубе города Минеральные Воды, твердо решив стать военным авиатором.

В 1939 году Василий Голубев поступил (сразу на 3-й курс) в Ейское военно-морское авиационное училищес разрешением самостоятельно летать на истребителе И-15. По окончанию училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу заместителем командира 13-й отдельной авиационной эскадрильи парашютно-десантной службе. Летчик 13 КОАЭ КБФ с июля 1940 по 9 октября 1941 года.

Первый боевой вылет совершил на рассвете 22 июня 1941 года. В первой атаке Голубев дал длинную очередь из пулемета, но промахнулся, а уже 28 июня одержал первую победу: на И-16 сбил вражеский «Юнкерс». К августу имел более 100 боевых вылетов. Только за первую половину августа 1941 года в воздушных боях он в составе группы сбил двенадцать самолетов противника, в том числе пять истребителей «Ме-109». 12 августа В.Ф.Голубев принял участие в бою, где наши восемь И-16 дрались против тридцати девяти Ю-88 и Ме-109. В этом бою Василий Фёдорович прикрыл своего товарища Князева Дмитрия, а сам был ранен в обе ноги. Находился на лечении. В сентябре 1941 года при перелете с аэродрома Купля, был сбит над водами Ладожского озера, спасен задушевным другом Князевым Дмитрием.

С 10 октября 1941 по 2 декабря 1941 года в числе шести пилотов был откомандирован к 4 АЭ 13 ИАП на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации. В это трудное время вступил в ряды Коммунистической партии.

В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи, проявить талант руководителя. Василий Голубев — один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ. Вскоре его эскадрилья стала лучшей в полку. В марте 1942 года полк стал гвардейским. Летом 1942 года три лётчика эскадрильи были представлены к званию Героя советского Союза. Это сам командир, его комиссар Кожанов П.П. и заместитель командира эскадрильи Байсултанов А.Ю.

К июню 1942 года капитан Голубев В.Ф. совершил 339 успешных боевых вылетов. В 61-м воздушном бою сбил 4 самолёта лично и 23 — в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 722).

Осенью 1942 года В.Ф. Голубев назначен заместителем командира 4-го гвардейского истребительного полка. В январе 1943 года полк получил новые самолеты — Ла-5. Счёт балтийского аса неумолимо стал расти,прикрывал военно-морскую крепость Кронштадт. Летом 1943 года лучшие лётчики полка получили именные самолеты. На средства горьковских колхозников была построена эскадрилья Ла-5 «Валерий Чкалов». В конце 1943 года В.Ф. Голубев принял командование полком и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. Голубеву был вручен именной самолет Ла-5, на борту которого было написано:»От трудящихся Волховского района-Герою Советского Союза гвардии майору В.Ф.Голубеву». В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания. Свои последние бои он провёл уже на новом истребителе Ла-7.

28 июня 1944 года он одержал свою последнюю победу. Войну Василий Голубев закончил гвардии подполковником, командиром 4-го гвардейского истребительного авиационного полка, награждённого за боевые заслуги орденом Ушакова II-й степени.

К маю 1945 года В.Ф. Голубев совершил 546 успешных боевых вылетов и, участвуя в 133-х воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) — 16 лично и 23 в группе.

После войны отважный лётчик-истребитель продолжал служить в морской авиации. В 1951 году, окончив Военно-Морскую академию, он командовал авиационной дивизией на Северном флоте. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины. По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968-1970 годах. С 1971 года В.Ф. Голубев — старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. Защитил кандидатскую диссертацию.

С 1975 года генерал-лейтенант авиации Голубев В.Ф. уволился в запас по выслуге. Находясь на заслуженном отдыхе, продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел.

Награждён двумя Орденами Ленина (16.03.42, 23.10.42), семью Орденами Красного Знамени (14.08.41, 14.03.44, 19.07.45, 30.12.56, 29.04.57, 22.02.68, 26.08.70), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (19.01.43, 06.04.85), двумя Орденами Красной Звезды (26.02.53, 22.02.55), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (30.04.75), медалями, высшими военными орденами Египетской Республики и Великобритании.

Жил в Москве. Почётный гражданин посёлка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области.

Умер 17 апреля 2001 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

letopisi.org

Голубев, Василий Фёдорович — это… Что такое Голубев, Василий Фёдорович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Голубев.
Василий Фёдорович Голубев
Дата рождения

16 ноября 1912(1912-11-16)

Место рождения

д. Каменка, Волховского района Ленинградской области, СССР

Дата смерти

17 апреля 2001(2001-04-17) (88 лет)

Принадлежность

 СССР

Род войск

ВВС

Годы службы

1933—1976

Звание
Часть

13 АЭ ВВС КБФ, 13 ИАП (4 ГвИАП)

Сражения/войны

Великая Отечественная война

Награды и премии

медали

Голубев Василий Фёдорович (16 ноября 1912(19121116) — 17 апреля 2001) — советский летчик-истребитель. Герой Советского Союза.

Биография

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 августа 2012.

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области.

В 1933-35 годах добровольцем служил в Красной Армии. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. По окончании училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу в 13-й отдельной авиационной эскадрилье.

Первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года. К августу имел более 100 боевых вылетов. В начале октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации.

В октябре 1941 года перевёлся в 13-й истребительный авиационный полк, впоследствии — 4-й ГвИАП. В составе этого полка прошёл всю войну до последнего дня, от рядового лётчика до командира полка. Голубев — один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ.

В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи.

12 марта 1942 в одиночку на самолёте И-16 провел бой против пары немецких истребителей Messerschmitt Bf.109. В коротком бою оба немца были сбиты.

В начале 1943 года полк начал получать новые самолёты Ла-5. Тем не менее, в полку оставались 6 самолётов И-16, на которых иногда вылетали на разведку. В декабре 1942г эскадра истребителей люфтваффе Jagdgeschwader 54 получила на вооружение самолеты Fw-190A4. В январе 1943г Василий Голубев, совершая вылет на И-16, сбил два Fw-190A4 из JG54.

Всего за время войны Василий Голубев совершил 589 боевых вылетов и сбил 39 вражеских самолетов лично и 12 в группе. После войны он продолжил службу, освоив в воздухе целый ряд реактивных машин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 722).

В 1951 году он окончил командный факультет Военно-Морской академии. Затем назначен командиром авиа дивизии ВВС Северного флота.

В 1968—1970 годах старший советник ПВО Египта.

С 1971 года В. Ф. Голубев — старший преподаватель Военной академии Генерального штаба.

Уволился в запас в 1976 году. В последние годы жизни В.Ф. Голубев увлекся литературным творчеством, им было издано 11 книг.

Скончался 17 апреля 2001 года. Похоронен в Москве.

Сочинения

  • Школа войны. М ., 1947.
  • Второе дыхание, Москва: Советская Россия, 1984.
  • В. Ф. Голубев Крылья крепнут в бою. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1984. — 253 с. ил., 10 л. ил.
  • Впереди комиссар. М.: Политиздат, 1988, 111 с., ил.
  • В. Ф. Голубев Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 512 с. — 8000 экз. — ISBN 5-8183-0159-1

Литература

Ссылки

Примечания

См. также

veter.academic.ru

Голубев, Василий Фёдорович — это… Что такое Голубев, Василий Фёдорович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Голубев.
Василий Фёдорович Голубев
Дата рождения

16 ноября 1912(1912-11-16)

Место рождения

д. Каменка, Волховского района Ленинградской области, СССР

Дата смерти

17 апреля 2001(2001-04-17) (88 лет)

Принадлежность

 СССР

Род войск

ВВС

Годы службы

1933—1976

Звание
Часть

13 АЭ ВВС КБФ, 13 ИАП (4 ГвИАП)

Сражения/войны

Великая Отечественная война

Награды и премии

медали

Голубев Василий Фёдорович (16 ноября 1912(19121116) — 17 апреля 2001) — советский летчик-истребитель. Герой Советского Союза.

Биография

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 августа 2012.

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области.

В 1933-35 годах добровольцем служил в Красной Армии. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. По окончании училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу в 13-й отдельной авиационной эскадрилье.

Первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года. К августу имел более 100 боевых вылетов. В начале октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации.

В октябре 1941 года перевёлся в 13-й истребительный авиационный полк, впоследствии — 4-й ГвИАП. В составе этого полка прошёл всю войну до последнего дня, от рядового лётчика до командира полка. Голубев — один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ.

В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи.

12 марта 1942 в одиночку на самолёте И-16 провел бой против пары немецких истребителей Messerschmitt Bf.109. В коротком бою оба немца были сбиты.

В начале 1943 года полк начал получать новые самолёты Ла-5. Тем не менее, в полку оставались 6 самолётов И-16, на которых иногда вылетали на разведку. В декабре 1942г эскадра истребителей люфтваффе Jagdgeschwader 54 получила на вооружение самолеты Fw-190A4. В январе 1943г Василий Голубев, совершая вылет на И-16, сбил два Fw-190A4 из JG54.

Всего за время войны Василий Голубев совершил 589 боевых вылетов и сбил 39 вражеских самолетов лично и 12 в группе. После войны он продолжил службу, освоив в воздухе целый ряд реактивных машин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 722).

В 1951 году он окончил командный факультет Военно-Морской академии. Затем назначен командиром авиа дивизии ВВС Северного флота.

В 1968—1970 годах старший советник ПВО Египта.

С 1971 года В. Ф. Голубев — старший преподаватель Военной академии Генерального штаба.

Уволился в запас в 1976 году. В последние годы жизни В.Ф. Голубев увлекся литературным творчеством, им было издано 11 книг.

Скончался 17 апреля 2001 года. Похоронен в Москве.

Сочинения

  • Школа войны. М ., 1947.
  • Второе дыхание, Москва: Советская Россия, 1984.
  • В. Ф. Голубев Крылья крепнут в бою. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1984. — 253 с. ил., 10 л. ил.
  • Впереди комиссар. М.: Политиздат, 1988, 111 с., ил.
  • В. Ф. Голубев Во имя Ленинграда. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 512 с. — 8000 экз. — ISBN 5-8183-0159-1

Литература

Ссылки

Примечания

См. также

muller.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *