Вальхалла — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 декабря 2017; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 декабря 2017; проверки требуют 10 правок. Изображение Вальхаллы в исландской рукописи XVII века. Ворота охраняются Хеймдаллем

Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла (др.-исл. Valhöll, прагерм. Walhall — «дворец павших») в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов.

О́дин правит Вальхаллой, восседая на Хлидскьялве. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг (Fólkvangr — «Людское поле») к богине Фрейе.

Легенда гласит что, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся Эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалл

ru.wikipedia.org

Вальхалла

Вальхалла, также Валгалла или Вальгалла

Вальхалла — небесный чертог для павших воинов в германо-скандинавской мифологии. Вальхалла находится в Асгарде (мир или город богов) и представляет собой настоящий рай для доблестных воинов-викингов, которые с честью сражались и погибли с оружием в руках.

В язычестве славян Древней Руси точного совпадения с понятием Вальхаллы мы не находим. Возможно, воины, которые на Руси сражались в битвах, имели такое представление и даже называли место, которое уготовано для них в ином мире, каким-либо термином, но сегодня об этом ничего неизвестно, поэтому Вальхалла является по-настоящему уникальным явлением, которое говорит о такой стороне языческой культуры, которая в других странах не сохранилась. В русском язычестве есть понятия Верхнего мира, Прави. Вполне возможно, что Ирий когда-то представлялся славянам местом, куда попадают самые достойные воины, однако никаких достоверных подтверждений этому нет, но попадлось название «Перунова рать». Поэтому стоит рассмотреть именно германо-скандинавскую версию устройства Верхнего мира Асгарда и, в частности, Вальхаллы (Валгаллы, Вальгаллы).

Мир для воинов, павших в бою, делится на две части. Одни попадают в Вальхаллу (Дворец павших), а другие попадают в Фолькванг (Людское поле). Фольквангом заправляет богиня войны и любви Фрейя. Фолькванг был также почётным местом для воинов, так как считался раем для самых сильных и смелых. К слову сказать, сюда же попадали и самые лучшие женщины, причём не только воительницы. Однако наибольшим почтением у воинов пользовалась именно Вальхалла. Вальхаллой заправляет Бог Один. Верховный Бог, а также отец и предводитель асов (богов) Один, восседает во Дворце павших на троне, который называется Хлидскьяльв. С этого трона ему видны все миры и все людские дела. Поэтому обмануть Одина не получится. Он видит все битвы и то, как храбро сражаются воины и как бесстрашно умирают. После очередной битвы Один отбирает наиболее смелых воинов и отправляет за ними валькирий.

Валькирии, что с древнеисландского переводится как «выбирающие убитых» — духи или богини, которые парят над полем боя на крылатых конях и подбирают павших воинов, чтобы доставить их в Вальхаллу. Образ богинь валькирий несомненно очень интересен, но этим мы займёмся в одной из следующих статей. Девы-воительницы, которых по разным представлениям насчитывают девять или тринадцать, собирают души и провожают их мир погибших воинов к Одину. Здесь воины попадают во Дворец вечных удовольствий.

О том, что происходит в Вальхалле, существуют подробные сведения. Бог Один не просто так собирает самых лучших воинов, чтобы они каждый день пировали и предавались различным удовольствиям. Смелые и бесстрашные воины здесь готовятся к решающей битве, которая известна как Рагнарёк (гибель богов и всего мира). Сама Вальхалла выглядит как огромный зал, который вмещает в себя большое количество людей. У этого зала 540 дверей, через каждую из которых в день решающей битвы выйдет 800 воинов. Если сделать простое умножение, то получится, что в Вальхалле 432 тысячи воинов. Крыша Вальхаллы состоит из позолоченных щитов, которая подпирается кольями.

Воины обитатели Вальхаллы зовутся эйнхериями. Каждый день с самого утра эйнхерии облачаются в доспехи, тренируются и бьются насмерть. Однако смерти здесь нет и поэтому воины воскресают и идут на охоту на вепря-кабана Сехримнира. После удачной охоты, кабана варит в своём котле «повар Вальхаллы» Элдхримнир (Андхримнир). Вепрь также не умирает, а после трапезы вновь воскресает до следующего дня. Воины садятся пировать, пьют мёд, которым доится коза Хейдрун. Коза Хейдрун обитает на крыше Вальхаллы и питается листьями Мирового Древа Иггдрасиль. После трапезы к воинам приходят прекрасные девы.

Попасть сюда было главной мечтой любого воина и викинга. В место удовольствий и наслаждений, которые продлятся до самого конца света, можно было попасть только будучи по-настоящему смелым и бесстрашным. Сражаться каждый викинг, согласно данным повериям, должен был не щадя своих сил, и на каждой битве должен был драться будто в последний раз, а умереть без позора и страха, и обязательно с мечом в руках. Настоящим горем считалась смерть воина, который в самый последний момент потерял или выронил свой меч. Тогда, по поверьям, он не мог стать одним из эйнхериев и уже не мог встретится с Богом Одином, чтобы участвовать в самой последней битве.

Просмотры: 94

veles.site

Вальхалла — это… Что такое Вальхалла?

Изображение Валхаллы в исландской рукописи XVII века. Ворота охраняются Хеймдаллом

Вальга́лла,Вальха́лла (др.-исл. Valhöll, прагерм. Walhall — «дворец павших») в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов.

О́дин правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг (en:Fólkvangr «Людское поле») к богине Фрейе.

По легендам, Валгалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хэймдалла для последней битвы Рагнарок. Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Валгалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валгаллу с адом. Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) — с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) — отождествлены с бесконечностью адских мук.

См. также

Литература

  • Ludwig Buisson: Der Bildstein Ardre VIII auf Gotland.
    Reihe: Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Dritte Folge Nr. 102. Göttingen 1976
  • Grettis saga: Die Geschichte vom starken Grettir, dem Geächteten. In: Sammlung Thule Bd. 5 Düsseldorf, Köln 1963.
  • Gutalag och Gutasaga, utg. af Hugo Pipping, København 1905—1907 (Samfund 33)
  • Sögubrot af Fornkonungum. In: Sögur Danakonunga, udg. av C. af Petersens och E. Olson, København 1919—1925 (Samfund 46,1). Dänische Übersetzung: C. Ch. Rafn, Nordiske Kaempe-Historier, Bd. III (1824).
  • Saxo Grammaticus, Gesta Danorum, rec. et ed. J. Olrik et H. Ræder, Bd. I (1931), Lib. VII, c.X.; Lib. VIII, c.IV.
  • H. Uecker: Die altnordischen Bestattungsriten in der literarischen Überlieferung (Diss. München 1966).

Ссылки

dal.academic.ru

ВАЛЬХАЛЛА. | Славянские традиции

ВАЛЬХАЛЛА.

Вал(ь)халла, Вал(ь)галла (др.Исланд. Valh?ll) в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог в Асгарде («чертог убитых» в палате Одина) для павших в бою, Рай для доблестных воинов.

Вальхалла находилась в Асгарде рядом с ясенем Иггдрасиль. Окружает её полноводный по­ток Тунд, который эйнхериям не пересечь.
На ее крыше стоят олень Эйктюрмир и коза Хейдрун, объедающие листья Мирового Древа Иггдрасиль (исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную). Она принадлежала верховному богу Одину и входила в комплекс его дворца, который назывался Гладсхейм.

По легендам, Валгалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хэймдалла для последней битвы Рагнарок. Вместо огня Вальгалла освещалась блестящими мечами.

Дверей пять сотен
и сорок, как помню, —
в Вальгалле есть:
в дверь каждую восемь

воинов сотен
выйдет на битву с Волком

Елисеева Л. А.

Один правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а Валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг («Людское поле») к богине Фрейе.

В Вальхаллу эйнхерии попадают после смерти. Это избранные люди, отмеченные ратной доблестью и павшие смертью, «достой­ной воина». Они уже при жизни пользовались особым покровительством верховного Бога Одина, а когда они погибли, валькирии забрали их и перенесли их в Вальхаллу. Там они проводят время в пирах и сражениях.

Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители отождествили Валгаллу с адом . Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) — с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) — отождествлены с бесконечностью адских мук.

Гладсхейм — то пятый,
там золотом пышно
Вальгалла блещет;
там Хрофт собирает
воинов храбрых,
убитых в бою.
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты:
стропила там — копья,
а кровля — щиты
и доспехи на скамьях.
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты: Чертог Вальхалла. Иллюстрация к «Прозаической Эдде». 1760 г
волк там на запад
от двери висит,
парит орел сверху.

Старшая Эдда «Речи Гримнира» (8-10)

Вальгалла как небесное царство для избранных, повидимому, относительно поздно отдифференцировалась от подземного царства мёртвых (Хель). В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») Вальгалла соотнесена с Глядсхеймом («жилище радости»), а в «Младшей Эдде» жилище, в котором живут Один и «все люди, достойные и праведные» (христианское влияние), называется Гимле («защита от огня») или Вингольв («обитель блаженства»).

Командир одной из рот норвежского мотопехотного батальона «Телемарк» вдохновляет своих солдат перед атакой на позиции талибов боевым кличем «Til Valhalla!» (В Вальгаллу!) Дословно: «Вы — хищники, талибы — ваша добыча. В Вальхаллу! В Вальхаллу! В Вальхаллу!»

rutraditions.ru

это рай для доблестных воинов. Германо-скандинавская мифология

Германо-скандинавская мифология немного груба и приземлена. Хотя чего можно было ожидать от сурового северного народа — завоевателей, считающих за честь доблестно умереть на поле битвы? Именно такими воинами и были викинги. Вальхалла, согласно их представлениям, это рай, вот только там отсутствуют привычные для христиан мир и согласие, доброта и покорность.

Что это такое?

Вальхалла — это небесный дворец, где после смерти отдыхают бесстрашные воины. Чертог этот не простой: его крыша сложена из позолоченных огромных щитов, которые со всех сторон подпёрты гигантскими копьями. Внутри находится всего лишь один зал: попасть в него можно через 540 врат. Все жители Вальхаллы, вставая с восходом солнца, облачаются в доспехи. Начинается кровавый бой, который завершается только тогда, когда все без остатка будут убиты. Затем воины воскресают: от их смертельных ранений не остаётся и следа. Они дружно садятся за стол и пируют до позднего вечера.

В германо-скадинавской мифологии часто упоминается Иггдрасиль — Дерево мира, что растёт в самом центре Вселенной и соединяет все миры. Его крона — основа, на которой держится Вальхалла. Это своеобразный фундамент, на котором, кроме рая для викингов, расположены и другие чертоги божественного города Асгарда. Среди них обитель богини Фрейи, которая забирала себя часть павших воинов, — Фолькванг. Также здесь находился Дворец блаженства – Вингольв, — который должен уцелеть даже после смерти богов.

Обитатели Вальхаллы

С самой верхушки Древа мира стекает медовая роса: над её бесконечным потоком кружатся пчёлы, собирающие нектар. Падая на землю, она образует величественное озеро, в котором плавают белоснежные и грациозные лебеди. Викинги верили, что эти птицы волшебные. Именно в них любили превращаться валькирии — главные помощницы и спутницы верховного бога Одина. На пути в Вальхаллу павшие воины неизменно встречали перевоплощённых в пернатых созданий дев: они и провожали героев прямо к входу в рай — «Воротам мёртвых» (Вальгринд).

В мифологии порог Вальхаллы описывается как блестящая роща. В ней растут необычные деревья: их листья сделаны из красного золота, которые отражают яркие лучи солнца. На самой кровле рая, сделанной из щитов, стоит Хейдрун — коза, поглощающая листья ясеня и дающая хмельной мёд. Этот напиток, текущий из вымени, наполняет огромный жбан, который пирующие воины опустошают, напиваясь допьяна. Рядом с козой стоит олень Эйктюрнир: с его дубовых рогов капает влага и наполняет кипящий котёл — ту отправную точку, от которой берут начало двенадцать земных рек.

Один

Именно под его покровительством находится Вальхалла: это как раз то место, где верховный бог ждёт убитых на поле боя воинов, чтоб угостить их вкусной едой и ароматным вином. Сам же Один к пище не притрагивается. Он сидит во главе пиршественного стола, медленно потягивает из огромного бокала вино и бросает двум волкам огромные куски мяса. Звать их Прожорливый и Жадный (Фреки и Гери): они с удовольствием поглощают самые лучшие части дичи. На плечах у верховного бога удобно умостились два ворона – Помнящий и Думающий (Мунин и Хугин). Этих птиц Один отправляет летать по миру: они приносят ему самые последние известия и нашёптывают их на ухо. Кстати, вороны и волки – животные, которые питаются трупами, поэтому они стали талисманами бога смерти.

В одном из углов Вальхаллы сидит ещё один волк Фенрир, закованный в цепи. Ему когда-то предназначено поглотить самого верховного бога. Зная это, Один своим единственным оком пристально всматривается в глаза животного. Он пытается узнать, когда же наступит тот роковой час, — последняя битва, и все боги погибнут. С этой же целью он путешествует мирами на своём коне, у которого восемь ног, – Слейпнире.

Валькирии

Они встречают воинов на пути в Вальхаллу. Валькирии – девы, которые определяют судьбу героя: пасть ему в бою или нет. Имена воительниц прямо указывают на род их занятий: Хильд – Битва, Христ – Потрясающая, Мист – Туманная и так далее. Первоначально валькирии были ангелами смерти: они проносились над войском, верша судьбу бойцов. Наслаждаясь видом крови и сценами убийств, они выбирали свою жертву и уносили её в Вальхаллу, где герои продолжали совершенствовать военное искусство и наслаждаться пиршествами.

Уже в поздней мифологии образы дев стали романтическими: их описывали как девственниц-красавиц с белой кожей, золотистыми волосами и огромными голубыми глазами. Бывших воительниц сравнивали с лебедями, которые кружили над полем битвы, орошая его слезами-росами. Англосаксонские легенды гласят, что некоторые из валькирий произошли от прекрасных эльфов. Другие были когда-то обыкновенными земными девушками, дочерьми знатных князей: боги избрали их исполнять почётную миссию.

Нити жизни

Вознесение в Вальхаллу происходило сразу же после того, как мужчина испускал дух. Павшим на поле боя он становился вовсе не случайно: вопрос о дальнейшей судьбе решали валькирии. Говорили, что, будучи раньше обыкновенными земными девушками, они обращали внимание на внешний вид и удачу бойца. То есть с собой забирали только наилучших, тех, кто им понравился: юных, статных, красивых, бесстрашных, мужественных и благородных. Вот почему сложить голову в бою считалось для викингов высшей наградой. После их смерти героев чтили как самых достойных, избранных.

Валькирии, будучи девами судьбы, пряли нити жизни. Но эта пряжа страшна: основой ткани служили человеческие кишки, вместо ткацких инструментов у них были орудия убийства – мечи, стрелы и копья, вместо грузил – черепа умерших людей. Они сами решали, когда оборвать пряжу и тем самым лишить человека жизни. Кстати, попав в рай, викинги не унывали: днём они продолжали воевать, а вечером садились за праздничный стол, поедая мясо волшебного вепря.

Владения Одина

Они огромны. Центральное место занимает всё тот же чертог колоссально больших размеров. Только подумайте, он должен вместить всех павших на поле битвы героев от начала сотворения мира! А таких бойцов – миллиарды. Попав в дворец, они рассаживаются за пиршественным столом в соответствии с подвигом, который совершили: чем храбрее проявил себя воин во время битвы, тем его место ближе расположено к трону верховного бога. Кстати, престол, на котором восседает Один, называется Хлидскьяльв, что в переводе означает «утёс, скала». Обычно под этим названием подразумевалась вершина, с которой как на ладони просматриваются все существующие миры.

Зал, в котором отдыхают воины, окружён бурным потоком Тундом. Чтобы попасть на торжество, викингам приходится переходить его вброд. В воде резвится большой змей, который кольцом опоясывает мир людей. Чтобы попасть в небесное царство, павшие воины Вальхаллы преодолевают Биврёст – радужный мост. Бог Один всегда встречал героев, будучи одетым в золотой шлем и вооружённым чудесным копьём, которое всегда попадало в цель.

Вальхалла сегодня

В наши дни она из мифических сказаний перекочевала в мир людей, обретя физические формы. Проще говоря, сегодня Вальхалла – это памятник, посвящённый погибшим солдатам. Он находится на крутом берегу Дуная в окрестностях Регенсбурга и является одним из самых величественных и красивых мест на территории современной Германии. Памятник построен в форме античного храма, напоминающего Парфенон. Возвести объект приказал король Баварии Людвиг I. По его замыслу Вальхалла должна была стать памятником воинам: начиная с битвы в Тевтобургском лесу в IX веке до нашей эры и заканчивая тем столетием, в котором жил правитель.

Вальхалла была построена в 1842 году по проекту архитектора Лео фон Кленце. Первых 160 человек, которых увековечили в Зале, выбирал король, ориентируясь на их принадлежность к германской культуре. Поэтому среди них были не только чистокровные немцы, но и представители Швеции, Швейцарии, Дании, Австрии, а также Польши, России и стран Прибалтики. При открытии памятника там было 96 бюстов и 64 мемориальные доски. С тех пор число «обитателей» Вальхаллы постоянно пополняется новыми именами.

fb.ru

Вальхалла – залы павших

Содержание статьи

Вальхалла – рай доблестно павших

В скандинавской, а позже и в германской мифологии Вальхаллой назывался один из чертогов Асгарда, которым правил Один. Этимология слова Вальхалла (также Вальгалла или Валгалла, современная транскрипция допускает все три варианта) достаточно четко передает сущность образа. С древнеисладского «Valhöll» переводится как «зал павших». В прагерманском языке его заменяет словоформа «Wallhall» с аналогичным переводом.

Для викингов Вальхалла была местом, в которое мечтал попасть каждый воин. Души доблестно павших в бою подбирали валькирии, и половина этих душ отправлялась в Валгаллу к Одину (вторая половина направлялась в Фольквангр к Фрейе). Попавшие в Вальгаллу викинги становились эйнхериями, личной гвардией Одина, войском Асгарда, которое выступит против великанов в час Рагнарек. При этом воины Вальгаллы ведут жизнь, достойную настоящих викингов. Каждое утро они облачаются в доспехи и идут сражаться друг с другом. К завтраку их раны залечиваются, а погибшие воскресают. Тогда герои Вальхаллы садятся за большой стол и начинают пировать. Пьют они мед, который дает коза Хейдрун. Хейдрун живет в Вальгалле, питаясь листьями Иггдрасиля. А едят воины мясо кабана Сехримнира, которого каждый день готовит Андрхримнир, и каждое утро кабан оживает вновь. По ночам эйнхерии расходятся по Вальхалле, и к ним приходят прекрасные девы (не валькирии!), которые ублажают их до самого утра.

Однако в Вальхаллу можно было попасть иначе. Если воин был храбр, умел и удачлив, он мог и не погибнуть в битве, дожив до старости. Тогда он совершал ритуальное самоубийство – вешался на дубе, повторяя акт жертвоприношения Одина. Третий вариант – казнь «кровавый орел». Если обвиненный в бесчестии воин выносил казнь, не издав ни единого звука, он также мог рассчитывать на Валгаллу.

Структура Вальхаллы, трансформация образа

Что касается самого «зала павших», то конструктивно чертоги Вальхаллы представляют собой один огромный зал, крышей которому служат позолоченные щиты эйнхериев. Стены зала – это ряды копий, которыми сражаются герои Вальхаллы. Зал имеет 540 дверей, в час Рагнарек, когда Хеймдаль затрубит в рог Гьяллархорн, из каждой двери выйдут по 800 воинов. В сумме получается 432 тысячи эйнхериев. Здесь важно отметить, что в эддических текстах нет ни одного упоминания о том, куда после гибели попадают женщины-воительницы. Вообще, скандинавский эпос достаточно скуп на подобные образы, ведь если, к примеру, вспомнить Брюнхильд, то она была не обычной женщиной, а валькирией.

Посреди Валгаллы располагается Хлидскьяльв, трон Одина, восседая на котором, Всеотец может обозревать все миры. Однако это спорный вопрос, потому что в части «Видение Гюльви» из «Младшей Эдды» говорится, что Хлидскьяльв находится в чертоге Валаскьяльве, отношение которого к Вальхалле неизвестно.

Так или иначе, но для викингов Вальхалла, без сомнения, воспринималась, как рай, единственное место, достойное души воина. С течением времени миф о Вальгалле, о воинстве эйнхериев Одина пережил существенные метаморфозы. Позднегерманские племена называли героев Вальгаллы не эйнхериями. Войско погибших воинов во главе с Одином называлось Асгардрейден или Дикая Охота, которая, согласно легендам, появлялась на небе, как предвестье великой войны, раздора и хаоса.

В этом контексте нельзя не отметить тот факт, что образ Валгаллы претерпел существенные изменения в эпоху христианизации европейского севера. В работах первых христианских миссионеров Вальхалла викингов ассоциируется вовсе не с раем. Христиан пугала фанатичность северных воинов, их готовность умереть в бою за правое дело. Поэтому образ Валгаллы был очернен, его представили адом. При этом ежедневная гибель эйнхериев с последующим перерождением выдавалась за наказание грешников. Как не трудно догадаться Один в таком контексте выступал вовсе не великим богом.

Однако у северных народов ведическая традиция и стремление попасть в Вальхаллу оказались сильнее подлых попыток христиан подменить исконную веру ложной религией. Об этом можно судить хотя бы по потому, что в настоящий момент одной из государственных религий Исландии является Асатру (или Трот), что дословно означает «вера в асов». А норвежский спецназ до сих пор использует легендарный боевой клич «Till Valhall!», что дословно значит «В Вальхаллу!»

Врата Вальхаллы

Говоря о Валгалле, нельзя не вспомнить ворота Вальгринд. Упоминание этих ворот встречается лишь в одном месте «Старшей Эдды» (песнь «Речи Гримнира»), однако данный образ стал причиной серьезных споров в среде скандинавоведов, так как истинное назначение ворот неясно. В Эдде Гримнир говорит, что Вальгринд – ворота Вальхаллы, которые могут открыть лишь мертвые, избранные Одином или Фрейей. При этом ворота Вальхаллы уникальны, они обладают сложным запорным механизмом, который был создан темными альвами (теми, которые также отковали копье Гунгнир и корабль Скидбладнир). Те, кто не достоин открыть ворота Вальхаллы, коснувшись замка, будут навеки скованы.

Шведский публицист и фольклорист Виктор Рюдберг полагал, что слово Вальгринд («Þrymgjöll») с древнеисландского переводится как «громко хлопающие». Вероятно, это может быть образное именование громовых раскатов. Тем не менее, Рюдберг также находил аналогию между скандинавским мифом о темных альвах, создавших замок для врат Вальхаллы, и троицей рибху, упоминаемой в Ригведе. Рюдберг, таким образом, предполагал, что обе религии имеют в основе общий индоевропейский мифологический базис.

Любопытно отметить, что Вальхалла – это еще и исторический объект, находящийся возле Регенсбурга, на правом берегу Дуная. Это небольшой архитектурный комплекс, в котором стоят бюсты великих германцев, не только воинов, но и монархов, ученых, деятелей культуры и искусства. Здание Вальгаллы было построено в начале XIX века по приказу Людвига I, короля Баварии. Фактически немецкая Вальхалла, спроектированная Лео фон Клинце, повторяет форму и размеры Парфенона афинского акрополя. На данный момент в Валгалле 96 бюстов и 193 памятных знака. Среди них есть и русские деятели, имеющие немецкие корни, например, Екатерина Великая.

Советуем почитать:

runarium.ru

ВАЛЬХАЛЛА — Статьи — Наследие

Вал(ь)халла, Вал(ь)галла (др.Исланд. Valh?ll) в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог в Асгарде («чертог убитых» в палате Одина) для павших в бою, Рай для доблестных воинов.


Вальхалла находилась в Асгарде рядом с ясенем Иггдрасиль. Окружает её полноводный по¬ток Тунд, который эйнхериям не пересечь.
На ее крыше стоят олень Эйктюрмир и коза Хейдрун, объедающие листья Мирового Древа Иггдрасиль (исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную). Она принадлежала верховному Богу Одину и входила в комплекс его дворца, который назывался Гладсхейм.

По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову Бога Хэймдалладля последней битвы Рагнарок. Вместо огня Вальхалла освещалась блестящими мечами.

Дверей пять сотен
и сорок, как помню, —
в Вальгалле есть:
в дверь каждую восемь
воинов сотен
выйдет на битву с Волком

Елисеева Л. А.

Один правит Валхаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а Валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг («Людское поле») к Богине Фрейе.

В Вальхаллу эйнхерии попадают после смерти. Это избранные люди, отмеченные ратной доблестью и павшие смертью, «достой¬ной воина». Они уже при жизни пользовались особым покровительством верховного Бога Одина, а когда они погибли, валькирии забрали их и перенесли их в Вальхаллу. Там они проводят время в пирах и сражениях.

Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители отождествили Валхаллу с адом . Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) — с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) — отождествлены с бесконечностью адских мук.

Гладсхейм — то пятый,
там золотом пышно
Вальхалла блещет;
там Хрофт собирает
воинов храбрых,
убитых в бою.
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты:
стропила там — копья,
а кровля — щиты
и доспехи на скамьях.
Легко отгадать,
где Одина дом,
посмотрев на палаты:
волк там на запад
от двери висит,
парит орел сверху.

Старшая Эдда «Речи Гримнира» (8-10)

Вальхалла как небесное царство для избранных, по видимому, относительно поздно отдифференцировалась от подземного царства мёртвых (Хель). В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») Вальгалла соотнесена с Глядсхеймом («жилище радости»), а в «Младшей Эдде» жилище, в котором живут Один и «все люди, достойные и праведные» (христианское влияние), называется Гимле («защита от огня») или Вингольв («обитель блаженства»).

Источник

www.slavianin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *